Где работать бывшему прокурору. Профессия — прокурор: взгляд изнутри. Прокурор в военной сфере


Российское право во все времена с момента его становления развивалось благодаря выдающимся деятелям, прославленным юристам. Наша страна сегодня имеет в своем распоряжении по примерным оценкам около 700 тысяч юристов. Среди них есть и такие, чьи имена на слуху. Так кто же они - самые известные юристы России?

У истоков российского права

В 1722 году Петр I подписал указ об учреждении должности генерал-прокурора, и первым стал граф Ягужинский. На новой должности он особо ревностно следил за законностью и справедливостью разрешения всех дел. Граф был весьма умен и предприимчив, за что получил расположение самого царя.

Юристы 20 века

Во времена Советского Союза сложно было стать выдающимся юристом, не занимая важный государственный пост. Тем не менее 20 века знамениты своим вкладом в историю нашей страны.

Одним из самых заметных деятелей права в СССР можно назвать Андрея Вышинского, который был не только прокурором и министром иностранных дел, но и доверенным лицом Сталина. Несмотря на блестящий ум и выдающиеся политические и государственные полномочия, фигура весьма неоднозначная. Так, он безоговорочно поддерживал все решения правительства. Более того, без его визы ни один приказ ни одного наркома не получал хода. Также он входил в комиссию о решении вопросов со смертной казнью, председательствовал на всех громких делах той эпохи, например, был одним из главных членов советской комиссии на Нюрнбергском трибунале и фактическим куратором репрессивных органов в СССР.

Еще одно заметное имя - это Петр Стучка, который занимал множество ключевых должностей в судебной системе, в том числе был председателем Верховного суда РСФСР. Помимо этого, он был первым редактором энциклопедии государства и права, одним из авторов Гражданского кодекса 1922 года и создателем Института советского права.

Выдающиеся юристы современности

Сегодня в России хороший юрист требуется каждому публичному или обеспеченному человеку. Благодаря громким и скандальным делам с участием знаменитостей появляются и представляющие их интересы известные юристы России 21 века. Их имена знакомы даже тем, кто далек от этой сферы.

Первым в списке выдающихся юристов современности отметим Генри Резника, президента адвокатской палаты г. Москвы. Его стаж работы впечатляет - он в профессии с 1965 года, занимался и уголовными, и гражданскими делами. Он был и продолжает оставаться доверительным лицом таких видных деятелей, как Чубайс, семья Ельциных, Гайдар и других. Знаменит делами по защите известных музыкантов, публицистов, журналистов и политиков.

Имя адвоката Вадима Клюгванта сейчас уже неразрывно связано с громким делом ЮКОСа и Михаила Ходорковского. Получив за 14 лет, Ходорковский все же добился досрочного освобождения, но, как уверяют СМИ, это стало возможным только благодаря умению Клюгванта достучаться до самого президента.

Известные женщины-юристы

Согласно статистическим данным, сегодня в профессии одинаковое количество мужчин и женщин, однако высокие посты и громкие дела достаются преимущественно мужчинам. Но среди них есть и по-настоящему успешные и известные женщины-юристы России.

Такой можно назвать Тамару Морщакову, которая знаменита соавторством Конституции РФ и должностью судьи Конституционного суда. Она была приверженцем либерального крыла и отстаивала верховенство права. После отставки она не закончила карьеру и преподавала во многих наиболее серьезных вузах страны, а также по приглашению Д. Медведева принимала участие в рассмотрении дела ЮКОСа.

Еще одно заметное женское имя в череде громких судебных процессов в современной России - Ирина Хрунова. Она вместе с Фаридом Муртазиным представляла в суде интересы участницы скандальной группы Pussy Riot Екатерины Самуцевич. Ей с адвокатами повезло, так как одной Самуцевич удалось получить в то время, как другие участницы получили сроки реальные. Успешная адвокатесса знаменита еще и представлением Ходорковского в деле против Березовского.

Молодые юристы России

Самым значимым среди молодых юристов России можно назвать чеченца Мурада Мусаева. Ему всего 33, но он один из самых востребованных адвокатов столицы. Мусаев хорошо образован, он окончил престижную школу в Великобритании и получил в России несколько высших образований, в совершенстве владеет русским, чеченским, английским и французским языками.

Прославился Мусаев благодаря делу Альберта Цгоева, который расстрелял охрану президента Южной Осетии в 2011 году. Ему грозило пожизненное лишение свободы, но благодаря усилиям Мусаева и доказанному состоянию аффекта его подзащитного Цгоев отделался незначительным сроком всего в 2,5 года.

Скандально известные юристы России

Есть среди современных российских юристов и такие, которые на слуху не только благодаря своим несомненным успехам в профессии, но и скандальным историям или чрезмерной публичности.

Первым из них, несомненно, является адвокат Добровинский, который известен не только благодаря своим клиентам (это звезды эстрады, артисты, опальные олигархи и другие публичные люди), но и за счет своих высказываний относительно оппонентов. Имеет награду как лучший адвокат России 2003 года.

Являющийся преуспевающим адвокатом, давно ассоциируется с телевизионной карьерой в роли судьи на программе “Час суда”, неудачной карьерой уполномоченного по правам ребенка и крайне спорными и даже скандальными высказываниями, сделанными на этом посту. Как адвокат запомнился защитой Лужкова, Степашина, Швыдкого, Спивакова, Ландау и других.

Конечно, это далеко не все известные юристы России, однако мы перечислили наиболее заметные имена, прославившиеся своим вкладом в развитие юриспруденции или громкими и успешными делами.


Уволившийся в прошлом году сотрудник одной из районных прокуратур Санкт-Петербурга рассказывает об отношениях надзорного ведомства со Следственным комитетом, судами и полицией, заодно объясняя, почему фильм «Чайка» не удивил его бывших коллег —

так же, как и поручение подсчитать поголовье лосей на подведомственной им территории.
В районе в среднем — 30-35 сотрудников прокуратуры на 300-500 тысяч жителей. Уголовные дела возбуждаются с утра до вечера непрерывно. После каждого уголовного дела прокурор должен составить заключение, проследить за правильностью составления протоколов. Еще нужно выполнять бесконечные задания, например — обобщить практику по уголовным делам по определенной статье УК за конкретный период текущего года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и тому подобное. Люди просто зарываются в бумажках и, убегая в процесс, бросают все, что нужно было сделать еще ко вчера.
Обвинение в уголовном процессе считается престижным надзором, либо участие в гражданских процессах. А есть, например, надзор за полицией. Это работа бесполезная и очень скучная. Юриспруденции там — ноль. Есть еще статистика и отдел кадров. Там вообще не знаю, как люди могут работать, будучи юристами, и при этом уважать себя.
В уголовных процессах прокуроры действительно рулят. Даже судьи зачастую тупо не умеют считать сроки наказания. Поэтому приговоры часто пишут прокурорские, помогают мировым судьям — и даже федеральным, которые вышли из секретарей и мало что понимают вообще.
Ходатайства об арестах обычно еще до их подачи следователями уже триста раз обсуждаются с прокурором. Раньше же следственный отдел и прокуратура были единым целым, а сейчас разделены, но находятся чаще всего в одном здании, в соседних кабинетах. Следователю всегда виднее. Никакой следователь — ни полиции, ни Следственного комитета — не берется за дело, если оно не стопроцентное. Никому не нужна «оправдашка» или «висяк». Поэтому, если взялись уже за дело, там и арест будет обоснован, и доказательства подбиты все. Я касаюсь, конечно, обычных дел, не политических.
Когда прокурор приходит на процесс совсем незнакомый с делом — это нормальная ситуация. Сам много раз приходил, начинал с фразы: «Простите, уважаемый суд, попросили заместить коллегу, дела не знаю». Бывает, кто-то заболел, ушел на что-то более важное. Потом дела распределяют, а сотрудников на все заседания одновременно нет. Тогда берут надзорников, с общего надзора: «Они ничего не понимают, но пусть хоть посидят». Как мебель. Судья в такой ситуации может помочь: заскакиваешь к нему перед процессом, просишь рассказать, что в деле происходит. Тогда надо делать, что судья говорит: «Прокурор вы ведь поддерживаете ходатайство, да?». Была девочка, которая к секретарю подходила советоваться, что сказать. К секретарю! Позор формы.
Назначение срока обсуждается судьей и прокурором заранее между заседаниями: сколько запросить, сколько дать. К приговору судья и прокурор уже имеют общее мнение. Если судья вынесет приговор, который сильно отличается от позиции обвинения, то прокурор автоматически должен быть с ним несогласен и обжаловать. Судья, конечно, не хочет, чтобы его приговор обжаловали, а прокурорский тоже не хочет лишний раз что-то обжаловать. Тем более, жалобы скорее всего не удовлетворят. В суде все равно всегда оказываются только те, чья вина очевидна. Других там не бывает.
Оправдательный приговор — это как падающая звезда, очень редко. И это, в первую очередь, потому что все боятся браться за сложные дела. Если есть дело, где, возможно, «глухарь» — никогда оно в суд не дойдет. Делать по нему никто ничего не будет. В суд уходят дела, где изначально все ясно. Поэтому те, кто попался, сидят, а кто не попался — гуляют. Если на стадии предварительной проверки до возбуждения уголовного дела видят, что ничего не понятно, то расследование считается пустой тратой времени и сил.
«Оправдашка» — это сразу же дисциплинарное взыскание.
В теории процесс — это состязательность двух сторон, но на практике все очень далеко от этого. Считается, что раз у тебя «оправдашка», значит, ты плохо поработал. Сразу служебную проверку проведут и найдут какую-нибудь мелочь. В приговоре тоже всегда пишут, почему оправдали. Например, указывают, что принципиальный свидетель дал предвзятые показания, потому что оказался чьим-то родственником и заинтересованным в исходе дела лицом. В итоге спрашивают: «А почему прокурор этого не учел?». Задним умом-то все сильны, особенно начальство. Следаки тоже получают за то, что возбудились.
Приказов об обязательных взысканиях за оправдательный приговор, конечно, нет, но есть документы с более общими словами: «обеспечить квалифицированное поддержание обвинения», «всесторонне изучить материалы дела» и так далее. Потом пишут: «не учел», «не поддержал», «не заявил ходатайство».
Дисциплинарное взыскание очень важно. Каждые пять лет прокурорский работник проходит переаттестацию. Кто не пройдет, будет уволен. Для аттестации нужно, чтобы непогашенных взысканий не было. На повышение тоже могут с взысканием не пустить, а могут из-за дисциплинарки перевести на более низкую должность.
Сам я обвинением мало занимался. Только фигней всякой: побои, угроза убийством, неуплата алиментов. В основном гражданскими процессами занимался и надзором над полицией. Это считается грязной работой.
Есть два вида надзора над полицией — за учетной дисциплиной и за дознавателями. Я занимался учеткой. Сейчас объясню. Вот, например, участковый. Его задача — профилактика преступлений на вверенной ему территории: следить за ранее судимыми, за условиями хранения гражданского оружия. Но сейчас в МВД большая нехватка дознавателей, и участковые занимаются предварительными проверками сообщений о преступлениях до возбуждения уголовного дела. Любое заявление о любом преступлении, подследственном полиции, скидывают этим несчастным участковым: хулиганства, наркотики, кражи.
Сам видел на столах огромные пачки этих заявлений. За год тысяч пять на одного участкового примерно. По каждому надо проводить проверку, в большинстве случаев — писать отказ в возбуждении дела. Потом каждый отказной проверяет прокурор. Чаще всего он согласен с отказом, но иногда поручает провести повторную проверку. И таких отмен бывает куча. В итоге за участковым хвостом тянутся старые заявления и каждый день приходят новые. Они просто зарываются в них. В итоге, мне кажется, насильники и убийцы у нас ходят на свободе, пока они копаются в этих бумагах.
Меня дрючили постоянно, что у меня на территории рост преступности, потому что я типа плохо надзираю за полицией. Прокуратура вообще считается координирующим органом в борьбе с преступностью. Мне говорят, мы должны дрючить ментов, чтобы они работали. Я прихожу, вижу, что они в мыле все: семью не видели, глаза по пять рублей — стыдно с них что-то спросить. Я работаю, например, с 9.00 до 21.00, а они — 24 часа.
В итоге негласно, чтобы начальство не знало, мы на что-то закрываем глаза: например, где-то материал провалялся свыше срока, потому что проводились какие-то другие мероприятия в это время. Или злодея поймали, а сроки задержания — не больше 48 часов — нарушены. Документы показывают: да, 100% злодей, и если его сейчас отпустить, натворит еще больше. Закрываем глаза. Менты, в свою очередь, с повинной приходят регулярно: вот здесь, здесь и здесь накосячили. Пишешь им представление, мол, реагируем. Чтобы полицейские деньги заносили в прокуратуру, я не встречал. Максимум на день рождения кто-то что-то подарит главному надзирающему за милицией. В большинстве случаев они настолько все проштрафились, что сидят в кулаке у надзирающего.
Реальных инструментов у прокуратуры я, конечно, мало вижу. Ну выносишь представление, а им — дисциплинарки. Вообще, по закону, представления и дисциплинарки не связаны, но прокуратура считает эффективность представлений по количеству привлеченных к ответственности. Хотя они не связаны. Дисциплинарная ответственность — это исключительная прерогатива работодателя. При этом если начальник не станет привлекать подчиненного, то прокурора за это вылюбят.
Полиция, конечно, не может игнорировать представления прокуратуры. Воевать с прокуратурой никто не будет. Все же боятся за свои места — и прокурорские, и менты. Из-за этого они вступают в очень тесную взаимосвязь: прокурорскому все время нужно что-то к определенному сроку, иначе его накажут. Мент сделает это в срок. Менту нужно быстренько какой-то материал отменить — прокурорский сделает это для него. Вообще, вся работа государственных органов направлена на то, чтобы каждому сохранить свое место, уменьшить друг другу проблемы.
Все понимают, что они не борются за законность, а пытаются усидеть на своих местах, чтобы кормить семьи.
Не любят сотрудники прокуратуры надзор за оборотом наркотических средств, где надо показывать результат. Как ты ни борешься у себя на районе с наркотиками, а у тебя всегда будет до фига наркоманов, до фига детской наркомании и всего этого. Ты не можешь это победить.
Синяя форма
За взятки и красивую жизнь я вам ничего не скажу. Это все где-то наверху. Рядовой помощник прокурора, старший помощник — это человек, высушенный работой, который не видел ни семью… Даже денег снять с карточки не может, потому что снять их можно только в каком-то особенном банке. Это человек, который просто живет на работе. У одной девочки нервный срыв был из-за нагрузки. Не буквально из-за работы — но все это переплетается с ситуацией в семье, когда мать не видит собственного ребенка, он просто растет без матери.
Служебная машина на всю прокуратуру одна, и она возит прокурора, а мы — везде своими ногами. Форма, которая выдается — убогая синтетика из дешевейших материалов. Фуражки вообще дурацкие — их никто не носит.
Когда я пришел, зарплата была тоже маленькая у прокурорских: помощник получал 20-23 тысячи рублей. Потом ее подняли в два раза — ну, чтобы прокурорский не получал меньше милиционера. Повысили до 40 тысяч, но убрали премии, «тринадцатые зарплаты», бесплатный проезд к месту отпуска, оплату шитья формы на заказ. У тех, кто повыше, зарплата много от чего зависит — от звания, от выслуги, но в среднем у районного прокурора тысяч шестьдесят. Знакомый даже пытался в декрет уйти, потому что жена больше зарабатывает. Не дали.
Какой бы у тебя ни был надзор, какая бы ни была ситуация, надо всегда найти виновных. Дороже не наказывать, чем наказывать. Был случай, когда нашел во время проверки незаконных мигрантов на объекте. Подходит ко мне руководитель: «Может как-то решим?». Я про себя подумал, что мне ценнее — палка или деньги? И понял, что палка ценнее сейчас. Такая палочная профдеформация даже способствует борьбе с коррупцией, но касается это только низов.
Приходят всякие мальчики-девочки стажироваться. Глаза горят, хотят синюю форму. Когда им рассказываешь, какая это работа, как ты складываешь в кабинете стульчики, чтоб на работе поспать и вторые сутки поработать, они уже с другими глазами уходят. Рядовой сотрудник просто боится брать взятки. Боится место потерять, не дослужить до пенсии. Есть дурачье, кто думает, что не попадется, но это 1%. При этом все понимают, что наверху делают деньги. Когда у прокурора города день рождения, каждая прокуратура собирает деньги, думает, как подарок изощренней подарить.
Не дай бог, подумают, что недолюбили городского прокурора. И полиция собирает. Там цыганская свадьба вообще.
На день прокуратуры «во дворец» приглашаются самые приближенные к прокурору города. Госконтракт даже заключается на празднование. При этом в районах негласно запрещено отмечать. Качается стул под прокурором. Мало ли, кто-нибудь что-нибудь выдаст под алкоголем. Раньше, еще когда следователи были вместе с прокурорскими, гуляли до утра: драки, пьяное вождение, все-такое. Но никогда это не выливалось в какие-то серьезные проблемы, преступления. Бывало, но ущерба никакого — тимбилдинг, короче. С новым прокурором стало тяжело работать — половина стукачей.
Каждый новый прокурор города, когда приходит, он убирает прежних районных прокуроров и ставит своих. Даже поводов как таковых никто не ищет. Могут заместителя прокурора запросто разжаловать в помощники. Была одна кадровица, двадцать лет проработала. Она, правда, всех бесила. И когда новый прокурор пришел, он ее помощником на общий надзор перекинул, где надо бегать ногами, где обычно молодежь работает.
Сейчас в прокуратуру служить стоит очередь до края земли.
Люди идут за понтами, за синей формой, не понимая, что это рабская работа, на которой их выжмут. Из-за этого постоянно звучит фраза: «Незаменимых людей у нас нет. Не нравится — уходите». Под «не нравится» могут понимать все, что угодно. Например, горпрокурор объявил соревнования по футболу. В воскресенье, пожалуйста, будьте в назначенное время. Плевать, что у вас билеты куплены куда-то на этот день. Не придешь — дисциплинарка и увольнение.
​​​​​​Или, например, вневедомственная охрана раньше охраняла здание, а когда деньги кончились у прокуратуры, на январские праздники прокуратура осталась без охраны. Поручили организовать дежурства прокурорских работников. Людей, которые пять лет учились на юристов, поставили сторожами. Это как забивать гвозди микроскопами. Я этого не делал. Я себя уважаю, но у кого-то пенсия через два-три года или, наоборот, молодые только пришли, смотрят в рот руководству и готовы любой приказ исполнять.
Сейчас еще хуже стало. Академия прокуратуры плодит выпускников-бюджетников, которым прокуратура обязана предоставить место на пять лет по контракту. Не хватает вакантных мест. Начали убирать стариков. Наш прокурор и так, когда пришел, убрал всех старых зубров — настоящих компетентных людей, которые на проверку выйдут, триллион нарушений где угодно найдут. В итоге приходит молодняк. Мальчик с пушком на губе пытается насаждать законность, сам толком законов не зная. Уважение к прокуратуре падает все ниже.
Про Чайку, конечно, все в курсе, как там дела делаются, и фильм Навального смотрели многие. Ну, покивали головами: «Все так. Работаем дальше. Что тут сделаешь? Стачку не устроишь». Заикнешься о профсоюзе, тебя сразу выкинут.
Ни у кого нет сомнений, на кого они работают.
Ни для кого не секрет, что городской прокурор два раза в год в Кремль ездит, чтобы его повысили до замгенпрокурора, чтобы уже брать серьезные деньги.
Вот у нас идут политические процессы над Савченко, над Навальным. Там судьи, прокуроры делают все не потому, что они сволочи, а потому что у них дети есть, которых нужно кормить. Почему нет Д"Артаньяна? Почему никто не бунтует? Легко, конечно, работать в прокуратуре тем, у кого есть знакомый бизнесмен, который говорит: «Я тебя всегда юристом к себе возьму». Но таких единицы.
Опять же, если дело какое-то политическое, то, как правило, присылают им заниматься кого-то из генки (Генпрокуратуры — МЗ) или какого-нибудь спецпрокурора из города.
Так что наша работа всегда состоит из двух частей: реальная борьба за соблюдение законности и создание видимости такой борьбы для начальства. Пять дней в неделю пишем докладные для начальства: там сделано столько-то всего, здесь — экстремизм, терроризм, пожарная безопасность, все охвачено, все схвачено. В субботу-воскресенье приходим и садимся писать иски в интересах граждан, жалобы рассматриваем — реальную работу делаем, одним словом.
Надо учитывать, что прокурорский борется за дело не потому, что хочет посадить человека — он бьется за свою карьеру. Ничего личного. Вообще, «удержаться на своем месте» — главная идея работы всех правоохранительных органов. Ради этого они все постоянно идут на взаимные уступки. Все стараются идти по пути наименьшего сопротивления, чтобы каждому своя «палка» в плюс в итоге оказалась.
Конфликты случаются крайне редко. Например, зеленый какой-то прокурорский в розовых очках приходит в суд и начинает свое мнение обосновывать, а ему попадается матерая судья какая-нибудь. Она даже не будет с таким в диалог вступать, просто наберет прокурору и скажет ему: «Что у вас этот зеленоротый хочет вообще?». Прокурор тут же выдернет подчиненного и ситуацию уладит. Телефонное право — самое сильное право. Чуть что не так, прокурор звонит судье, судья — прокурору, прокурор — начальнику ОВД, и так пока все между собой не договорятся.
Если ты участвуешь в гражданских процессах, а судья на тебя зуб точит — может просто не позвать в процесс. Заседание состоялось, а прокурор не пришел. А прокурор обязан на эти заседания ходить. С тебя потом спросят.
Следственный комитет и прокуратура срощены на самом деле, несмотря на формальное разделение. Все вместе бухают, вместе работают.
Все эти политические разборки в высших эшелонах — они людей, которые работают на земле, не касаются.
Хотя после разделения с СК прокуратуре работать стало сложнее. Раньше прокурор мог пригрозить уголовкой, и прокуратуру боялись, а сейчас такая декларативная структура: ходим с табличками «нельзя!». Цифру наказанных после представлений рисуем от руки. Присылают из какой-то организации факс, в котором десять человек наказанных после представления. Прокурорский знает, что это фейк, но ему выгодно не замечать, чтобы потрясти бумажкой перед начальством. Все понимают, что такие вещи рисуются специально для прокуратуры, но всех все устраивает. Менты, конечно, своих накажут, но им не привыкать. Там пять участковых на 100 тысяч человек. Сколько раз они наказаны? Да постоянно! Там на повышение выбирают лучшего из худших.
В районе у судьи, прокурора и начальника полиции — у каждого своя территория, и он на ней главный, а если надо что-то сделать на чужой территории, то надо идти договариваться.
Если будешь идти против судьи, она как-нибудь да вытянет тебя на частное определение, пошлет его в горпрокуратуру, и тебя накажут. Поссоришься с ментами — придешь проверять отдел, а там проверка из городской прокуратуры, которая уже проверяет тебя на предмет того, как ты проверяешь полицию, и они вывалят все свои косяки перед городскими. Такое бывало.
Звонят мне из полиции: «У нас проверка из главка, а материалов отказных слишком много, можно, мы вам их на отмену?». И они все скидывают в прокуратуру, а у них перед начальством все пусто. И наоборот: к нам городская приезжает, мы все отказные материалы, не глядя, отменяем и возвращаем обратно ментам. Бывает, и в багажник машины материалы прячем. Был случай, когда в подвале проверка нашла кучу просроченных материалов одного помощника. У парня реально очень много было материалов, он никак не успевал и перед проверкой спрятал их в подвал. Думал, не найдут, а была комплексная проверка, которая раз в пять лет происходит — они еще пожарную безопасность заодно проверили, в подвал спустились.
Проверки происходят очень оскорбительно, как обыск: лазают в твоем компьютере, в сейфе, требуют показать багажник машины. Прикол в том, что если они ничего не найдут, их тоже накажут. Найти нарушения нужно обязательно. «Нужно наказать кого-то», — это девиз просто прокуратуры. Косяки у всех же есть: могут и там, где нет ничего, найти нарушение.
Никакой взаимной ненависти чаще всего нет. Все друг друга понимают. Может прокурор придти к полицейским сказать: «Такая вот фигня: если не найду к четвергу нарушений по учетно-регистрационной дисциплине в вашем отделе, то мне конец». Они сидят такие: «Ну, че делать? — Вот, на, здесь просроченные материалы». Иначе я сам начну искать. В налоговой вообще мало кто шарит у нас. Приходишь к ним: «Ну дайте какие-нибудь нарушения-то. Отчитаемся, уйдем». Им на самом деле такие копейки платят там, рядовым сотрудникам... Кого мне там наказывать? Или приставов. У них несколько тысяч дел на одного. Я вообще не понимаю, зачем там люди работают. Вот так вот все в косяках, а ты ищешь того, кто совсем оборзел уже, и чисто на уровне понятий выбираешь, кого и как наказывать — по договоренностям, на телефоне.
Судьи нас даже на корпоративы к себе зовут.
Приглашают обвинителей или участвующих в гражданских процессах. Мы скидываемся наравне с судейскими.
Судьей прокурору просто так не стать.
Нужно долго именно с судьями работать, иметь договоренности. Проще всего судьей стать — пойти после университета работать секретарем в суд. Потом растешь до помощника. Нужно пять лет так отработать за 10-15 тысяч, понимая это. Тогда тебя сделают судьей. Потому что иначе секретари и помощники разбегутся. Судьями помощники становятся ужасными. Вся их карьера — она только в зале суда проходит. Они не понимают, как что устроено в правоохранительной системе. Например, не знают даже, как работает следователь — ходит он сам ловит преступников или к нему все приходят и приводят. Не знают, кто за что отвечает, и куда запрос послать. Сейчас большинство таких судей. Бывшие адвокаты или прокурорские — нормальные судьи, они хоть носом землю рыли.
Работа
Мой интерес к работе в прокуратуре был в том, чтобы получить юридический опыт, потоптать землю. Сталь закаляется. Служебку в отношении меня проводили: вызвал ментов, чтобы приструнили руководительницу образовательного учреждения, которая пыталась меня выгнать. Менты приехали вшестером с автоматами наперевес. Накатали на меня потом жалобу, что мы ворвались в организацию, всех перепугали. В итоге проверка показала, что мы действовали строго по закону и все белые и пушистые, но это стоило кучи нервов и написанных объяснительных.
Пока ты бегаешь по инстанциям и пишешь объяснения, работа стоит. Потом сидишь допоздна над своими делами, а на ночь расставляешь стульчики в кабинете и ложишься спать на них, чтобы утром продолжить. На заслушивании по итогам года любят людей прям перед всеми публично песочить, унижать. Мне кажется, такого, как в прокуратуре, отношения к своим сотрудникам даже в ментовке нет. В полиции человека в кабинет вызовут один на один, а в прокуратуре прям принято перед всеми.
Я когда надзирал за строительством, очень хорошо один раз поработал. Проверял застройщика одного, который подписывал договоры долевого строительства, составленные с нарушениями. Таких договоров оказалось больше ста. Я по каждому сделал административку — больше ста. Принтер дымился. Созвонились с Роспотреднадзором, все согласовали: мы отправляем — они наказывают. Лучший показатель в прокуратуре по строительству за месяц чуть ли не по всей стране! Проверка приезжает: «Искусственно завысил показатели в конце отчетного периода, дабы скрыть плохие результаты за весь период». Он (проверяющий — МЗ) написал херню, потому что эти результаты-то шли в счет следующего года на самом деле: по административкам их привлекли только в следующем году.
В итоге я не получил тогда взыскания, но сотрудники вышеуказанным образом получают. Обжаловать нельзя, даже когда наказывают совсем ни за что. В теории ты можешь пойти в суд, тебе взыскание даже отменят, но потом на тебя набросятся все с проверками и заклюют. Так что тебя любят — а ты терпи!
Были такие жалобы, по которым я для себя работал. Например, в одной истории бабушка с внучкой ехали в автобусе, водитель резко тормознул — они упали, поломались. Написали жалобу. Подайте в суд на «Пассажиравтотранс» — нет времени этим заниматься! Триллион докладных еще писать. Вот инициативные работники садятся этим заниматься в свободное время.
Или у меня был гражданин — работник тыла во время Великой Отечественной войны, ему удостоверение не выдавали, потому что не было подтверждающих документов. Дедулька древний. Бодренький еще, ходит, но ему уже никак не собрать документов самому. Все его посылали. И в городской прокуратуре тоже отписку сделали. Потому что за 30 дней, которые даются на проверку заявления (из низ 20-25 рабочих), ничего не успеть. Никто не успевает, потому что бумаг огромное количество. Но одновременно с отпиской копию жалобы, уже без всяких сроков для исполнения, спускают в районную прокуратуру с требованием провести проверку. Видимо, кто-то сообразил так делать.
Я три месяца по его жалобе проводил проверку. Запрашивал центральные архивы, деревни какие-то. Нашли даже живого свидетеля, который написал, что работал с этим дедушкой в 1944 году. Сделал заявление о юридическом признании факта, что он шесть месяцев работал во время войны. Признали. Получил он корочку свою и льготы, но делал я все это после шести вечера, в нерабочее время. Делаешь такие вещи, чтобы не потерять уважение к себе на этой работе.
Есть много людей, конечно, которым на все вообще плевать. Таких мерзких людей очень легко определить — они всегда быстро идут на повышение. Это чемпионы по вылизыванию начальству. Нормальные сотрудники, наоборот, знают, что на повышение идти не надо. Там будет еще больше тупой работы, не связанной с юриспруденцией, еще больше унижений.
Я аттестовался. И спустя месяц-два принимал присягу. Со мной вместе присягу принимали тоже только что аттестовавшиеся сотрудники. Некоторые из них уже были прокурорами отделов в городской прокуратуре! Это, конечно, удобно тем, что все сволочи всплывают. При этом до сих пор есть люди, которые остаются на земле и работают там годами, но таких все меньше.
Олимпиада, лоси и пандусы
Вся правоохранительная система работает над тем, чтобы показать, что она работает. А не над тем, чтобы бороться с преступностью. Можно насиловать, убивать, и тебе за это ничего не будет, если знать, как работает эта система. В газетах ведь пишут чаще всего только о тех преступлениях, где всех уже поймали. Я видел кучу уголовных дел, в которых никто не хочет разбираться: человека убили, но разбираться, кто убил, сложно, и убийство превращается в несчастный случай, просто потому что некогда этим заниматься.
У нас в судах в гражданском процессе четыре дня в неделю по два иска в день слушается о признании умершими безвестно отсутствующих.
За год тысячи людей просто исчезают.
Их никто не видит, не ищет, никаких дел не заводит. Тела нет — какое может быть здесь дело? Если следователь будет искать какие-то признаки преступления и возбудит дело, у него сразу «глухарь» в отчетность. Заводится только розыскное дело. Оперативники пишут рапорта, что опросили соседей. Потом, когда нужно какие-то бытовые вопросы решить, родственники приходят к судье. Через пять лет можно признать пропавшего человека умершим.
Мы вместе с судьей делаем запросы в психушки, морги, пенсионный фонд. Ответы все чаще всего приходят пустые. В итоге на основании решения суда выдается свидетельство о смерти. Если человек находится, могут такое решение отменить и признать живым. Иногда такое бывает, когда человек бомжует где-то и вдруг находится.
Зато много безумных заданий сверху приходит — да все задания были безумными. То скажут посчитать количество жалоб на работу мусоропроводов, то к Олимпиаде обязали проверить все спортивные учреждения на предмет возможного укрывательства государственной собственности — типа не прикарманил ли кто-то себе стадион. У нас на районе ничего не нашли, и это было понятно еще до проверки. В итоге нули — нарушений нет. Значит, мы плохо работаем.
Люди уже настолько привыкли к безумным заданиям, что даже не анализируют их.
На 1 апреля поиздевались, отправили нашему заму задание посчитать количество выбоин на проезжей части и объем скопившего в них грунта, посчитать поголовье лосей на подведомственной территории. Она прочитала с серьезным видом и начала расписывать на помощника.
У нас была задача однажды — «Доступная среда»: надо было проверить везде наличие пандусов для инвалидов. Мы ходили по магазинам, по аптекам — везде по району искали, где нет этих пандусов. Везде пандусы стоят — отлично. В прокуратуре нету пандусов! Сами себя наказывать не стали, конечно.
От первого прокурора России до последнего прокурора Союза Звягинцев Александр Григорьевич

Галерея Российских и Советских прокуроров

В предлагаемой вниманию читателей книге впервые под одной обложкой собраны краткие очерки о жизни и деятельности лиц, когда-либо поднимавшихся на прокурорский Олимп в России и Советском Союзе на протяжении почти 300-летней истории этого государственного института. Органы прокуратуры были образованы Петром I в 1722 году. С этого времени должность генерал-прокурора в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года занимали 35 человек. Первым среди них был сподвижник императора Павел Иванович Ягужинский, впоследствии граф и кавалер многих орденов.

После революции более четырех лет прокурорского надзора в стране не существовало. Лишь в 1922 году постановлением ВЦИК РСФСР в Советской России была воссоздана прокуратура. Первым Прокурором РСФСР стал яркий представитель победившего класса, профессиональный революционер, юрист Дмитрий Иванович Курский. В первые годы каждая советская республика имела своего прокурора. Однако с образованием Советского Союза, в целях координации их деятельности и осуществления надзора за общесоюзными органами, была введена должность прокурора Верховного суда СССР, которую занял известный юрист, активный революционер Петр Ананьевич Красиков. В 1933 году, когда была учреждена Прокуратура Союза ССР, первым союзным прокурором вновь стал человек с революционными заслугами, но далекий от юриспруденции, Иван Алексеевич Акулов. В декабре 1991 года, в связи с распадом Советского Союза, упраздняется Прокуратура СССР, а Прокуратура РСФСР получает новое наименование - Генеральная прокуратура Российской Федерации. В то время ею руководил Валентин Георгиевич Степанков.

В советский и постсоветский периоды органы прокуратуры России и Советского Союза возглавляли 29 человек. Всего, таким образом, с момента основания прокуратуры высший пост в ней занимали 64 человека. Нынешним, 65-м по счету, Генеральным прокурором Российской Федерации является Владимир Васильевич Устинов.

Если бросить даже беглый взгляд на биографии российских и советских прокуроров, то можно заметить, что каждый из них самобытен и не похож на предшественника. Многие прокуроры искренне радели о соблюдении законности в стране, боролись за справедливость по мере своих сил и возможностей, а также таланта и способностей. Судьба была к одним более благосклонна, к другим, - может быть, менее. Кто-то поднимался на вершину прокурорской власти медленно, ступенька за ступенькой преодолевая иерархическую лестницу, кто-то взлетал быстро и стремительно. В большинстве своем люди, выдвинутые на этот пост императором или вождем, генсеком или президентом, занимали его по праву и достойно. Но были и случайные лица, попавшие на прокурорскую должность по воле случая или обстоятельств и совсем не имеющие к ней склонности.

Несколько человек руководили органами прокуратуры не один десяток лет. Среди «долгослужителей» выделяются генерал-прокурор князь А. А. Вяземский (занимал должность в течение 29 лет), Генеральный прокурор СССР Р. А. Руденко (27 лет), генерал-прокуроры князья В. Н. Панин (23 года) и Н. Ю. Трубецкой (20 лет). Совместный срок этих четырех государственных мужей во главе прокуратуры составляет без малого сто лет. Целый век!

Но были и такие, кто промелькнул и быстро скрылся за прокурорским горизонтом. Менее всего пришлось служить на этом поприще ставленнику Временного правительства генерал-прокурору И. Н. Ефремову - всего 11 дней. Характерно, что за короткий период существования этого правительства, с февраля по октябрь 1917 года, сменилось пять генерал-прокуроров. Такая же кадровая «чехарда» наблюдалась в предреволюционный период, с июля 1915 по февраль 1917 года, когда прокуратурой сумели поруководить три человека менее чем за два года, и в постсоветский период, с 1992 по 2000 год, когда, сменяя друг друга, на посту Генерального прокурора Российской Федерации побывало шесть человек. Например, О. И. Гайданов временно исполнял обязанности менее одного месяца, А. И. Казанник - около пяти.

В российской истории случалось, что один человек дважды занимал высший прокурорский пост. На стыке XVIII и XIX веков такой чести удостаивались генерал-прокуроры А. А. Беклешов и князь П. В. Лопухин. Князь Я. П. Шаховской, единственный из всех генерал-прокуроров, был еще и обер-прокурором Святейшего Синода. В советский период дважды становились прокурорами (вначале республики, а затем Союза) А. Я. Вышинский, М. И. Панкратьев, Н. С. Трубин. А вот В. Г. Степанков за полтора года пребывания в высокой прокурорской должности успел побывать вначале Генеральным прокурором РСФСР, а затем - Генеральным прокурором Российской Федерации.

Начиная с 1802 года (по октябрь 1917 года) все генерал-прокуроры России были одновременно и министрами юстиции. В советский период истории такое совмещение некоторое время сохранялось. Прокуроры РСФСР Д. И. Курский и Н. М. Янсон были и наркомами юстиции республики. Затем эти должности разъединили, но вплоть до 1936 года во всех советских республиках наркомы юстиции руководили и системой прокуратуры. Вообще, у прокуратуры и органов юстиции часто были общие руководители. Например, Н. В. Крыленко и В. А. Антонов-Овсеенко вначале стали прокурорами республики, потом наркомами юстиции РСФСР. К. П. Горшенин с поста наркома юстиции РСФСР был назначен Генеральным прокурором СССР, а после министром юстиции СССР. Прокурор республики Н. М. Рычков с этой должности поставлен наркомом, а с 1946 года министром юстиции СССР. В кресло союзного министра юстиции переместился и Прокурор РСФСР Б. В. Кравцов, а его предшественники на прокурорском посту А. А. Круглов и В. М. Блинов стали: первый - председателем юридической комиссии при Совете Министров РСФСР (минюсты тогда были ликвидированы), а второй - министром юстиции республики. Генеральный прокурор СССР А. Я. Сухарев до назначения на эту должность был министром юстиции РСФСР.

Нередко бывшие генерал-прокуроры (в новейшей истории прокуроры и генеральные прокуроры) занимали самые высокие государственные посты, что свидетельствует о незаурядности этих лиц. А одному из них, А. Ф. Керенскому, даже удалось стать на короткое время главой Российского государства. Первый генерал-прокурор граф П. И. Ягужинский был кабинет-министром, Н. Ю. Трубецкой и Я. П. Шаховской - конференц-министрами. Князь П. В. Лопухин, граф Д. Н. Блудов, М. Г. Акимов и И. Г. Щегловитов возглавляли Государственный совет Российской империи. Такие же примеры есть и в советской истории. Прокурор Союза ССР И. А. Акулов стал затем секретарем ЦИК ССР, а А. Я. Вышинский - заместителем Председателя Совнаркома СССР. Бывший прокурор республики Н. М. Янсон одно время работал заместителем Председателя Совнаркома РСФСР, а возглавлявшие прокуратуру республики И. Т. Голяков и А. А. Волин долгое время руководили Верховным судом СССР.

Российским и советским прокурорам не чужда была и дипломатическая деятельность. Из царских прокуроров хорошими дипломатами зарекомендовали себя граф П. И. Ягужинский, князь Д. И. Лобанов-Ростовский, Д. В. Дашков, граф Д. Н. Блудов, граф В. Н. Панин, Н. В. Муравьев. Из советских - Д. И. Курский, В. А. Антонов-Овсеенко, А. Я. Вышинский. Последний был даже министром иностранных дел СССР.

Среди прокуроров встречалось немало профессиональных военных, офицеров и генералов, не раз участвовавших в сражениях. В дооктябрьский период - это князь Н. Ю. Трубецкой (генерал-фельдмаршал), князь Я. П. Шаховской, А. И. Глебов, князь А. А. Вяземский, А. Н. Самойлов, А. А. Беклешов, князь Д. И. Лобанов-Ростовский. В советский период - Н. В. Крыленко (Верховный главнокомандующий), В. А. Антонов-Овсеенко, В. М. Бочков, А. М. Рекунков, А. Я. Сухарев, Б. В. Кравцов (Герой Советского Союза), П. В. Баранов.

За все время существования органов прокуратуры лишь однажды их возглавляла женщина. В царское время, как известно, женщин на службу не принимали. Только незадолго до революции, 8 февраля 1917 года, по предложению генерал-прокурора Н. А. Добровольского Совет Министров утвердил закон, согласно которому женщины, имевшие свидетельство об окончании гимназии или института, могли быть определены на службу на канцелярские должности центрального и местных учреждений министерства юстиции, а также в канцелярию Правительствующего сената. В советской прокуратуре женщины стали работать помощниками прокуроров, прокурорами районов, занимали должности в аппаратах республик, краев и областей. В середине 1930-х годов Фаина Ефимовна Нюрина некоторое время исполняла обязанности Прокурора РСФСР. В последующие годы только Н. А. Горшеневой довелось быть заместителем Прокурора РСФСР. Больше ни одна из женщин в России не занимала эту высокую должность. Правда, в ряде других союзных республик на этих постах были и женщины.

Руководителями органов прокуратуры, как правило, становились люди зрелого возраста (45–60 лет). И все же иногда высшие прокурорские должности занимали достаточно молодые люди. Самым молодым прокурором России был граф К. И. Пален, ставший генерал-прокурором в 34 года. А. Ф. Керенский возглавил прокуратуру в 36 лет. В таком же возрасте К. П. Горшенин стал союзным, М. И. Панкратьев и А. А. Волин - республиканскими прокурорами, а А. Н. Ильюшенко - и. о. Генерального прокурора Российской Федерации.

Традиционно высоким был и образовательный уровень большинства прокуроров. В XVIII веке они преимущественно получали блестящее домашнее воспитание, иногда учились за границей, оканчивали кадетские корпуса. Лишь один генерал-прокурор, П. Х. Обольянинов, не получил никакого системного образования, его обучили только чтению и письму. В XIX и начале XX века (до Октябрьской революции) генерал-прокурорами становились лица, окончившие юридический факультет университета (11 человек), либо Императорское училище правоведения (4 человека), либо иное престижное учебное заведение (гимназия, лицей, частный пансион). Только Д. П. Трощинский имел всего лишь начальное образование. В советский и постсоветский период истории большинство прокуроров (генеральных прокуроров) СССР и республики были с высшем юридическим образованием. Лишь отдельные лица (Н. М. Янсон, Н. М. Рычков, М. И. Панкратьев) имели начальное образование. При этом они, как правило, заканчивали различные юридические курсы.

Среди прокуроров немало людей, серьезно занимавшихся наукой, преподававших в вузах. Генерал-прокурор граф Д. Н. Блудов был президентом Петербургской академии наук. Его перу принадлежат несколько серьезных исторических исследований. И. Г. Щегловитов читал лекции в Императорском училище правоведения, издал капитальный труд по уголовному судоустройству. Н. В. Муравьев написал большую работу по истории органов прокуратуры - «Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности», выпустил два тома своих судебных речей и статей. Прокурор Союза ССР А. Я. Вышинский являлся академиком. Его труд «Теория судебных доказательств в советском праве» удостоен Сталинской премии 1-й степени. Докторами юридических наук, профессорами (до назначения на пост либо после) были Генеральный прокурор СССР К. П. Горшенин, Генеральные прокуроры Российской Федерации Ю. И. Скуратов и А. И. Казанник, Прокурор РСФСР И. Т. Голяков. Доктором юридических наук после ухода с должности Генерального прокурора СССР стал и А. Я. Сухарев. Все они в свое время руководили научно-исследовательскими юридическими институтами. Кандидатами юридических наук являлись прокуроры РСФСР С. А. Емельянов и В. М. Блинов, Генеральный прокурор СССР Н. С. Трубин, временно исполняющий обязанности Генерального прокурора Российской Федерации О. И. Гайданов.

Отдельные российские и советские прокуроры проявили себя и выдающимися судебными ораторами. Это в первую очередь генерал-прокурор Н. В. Муравьев, Прокурор РСФСР Н. В. Крыленко, Прокурор СССР А. Я. Вышинский, Генеральный прокурор СССР Р. А. Руденко. Они не только не чуждались судебной трибуны, но и любили ее. Их обвинительные речи часто публиковались в периодической печати, выходили отдельными сборниками. Но было немало и таких, которые, находясь в этой высокой должности, на трибуну ни разу не поднимались.

Некоторые прокуроры добились выдающихся успехов и на ином поприще, весьма далеком от юридической казуистики. Прочно связаны с историей русской литературы имена знаменитых поэтов генерал-прокуроров Гаврилы Романовича Державина и Ивана Ивановича Дмитриева. Хорошо были известны в литературной среде генерал-прокуроры Д. В. Дашков и Д. Н. Блудов, создатели литературного общества «Арзамас», членом которого состоял юный А. С. Пушкин. Разносторонние интересы имел и Прокурор РСФСР Н. В. Крыленко. Он возглавлял шахматную организацию страны, взрастившую целую плеяду выдающихся гроссмейстеров, являлся признанным мастером-альпинистом, даже в одиночку покорявший горные вершины. О своих увлекательных путешествиях он рассказал в нескольких книгах.

Прокуроры иногда писали мемуары и записки о своей жизни. Среди мемуаристов можно выделить генерал-прокуроров князей Н. Ю. Трубецкого и Я. П. Шаховского, Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева, А. Ф. Керенского, П. Н. Малянтовича, а также бывшего Генерального прокурора Российской Федерации Ю. И. Скуратова. Работает над своими мемуарами и бывший прокурор республики А. А. Волин.

О ряде генерал-прокуроров и советских прокурорах опубликовали интересные воспоминания их современники. В частности, о П. Х. Обольянинове, Г. Р. Державине, И. И. Дмитриеве, Д. Н. Блудове, Н. А. Манассеине, И. Г. Щегловитове, А. А. Хвостове, А. Ф. Керенском, а также о Н. В. Крыленко, П. А. Красикове, Р. А. Руденко, Б. В. Кравцове и др.

В прокуроре, осуществлявшем надзор за законностью в стране, возбуждавшем уголовное преследование и обвинявшем преступников, общество всегда хотело видеть эталон честности и благородства. Как правило, так оно и было. И все же некоторым из них, порой заслуженно, а иногда и нет, самим пришлось побывать под следствием или судом по обвинению в различных преступлениях, в том числе и по службе. В подавляющем большинстве случаев обвинения потом отпадали. Находился под стражей даже самый первый генерал-прокурор граф П. И. Ягужинский, когда после смерти Петра I «верховники» намеревались захватить власть. За злоупотребления, допущенные при осуществлении деятельности, связанной с винным откупом, а также в Главном кригскомиссариате, лишился своего места, а затем попал под суд генерал-прокурор А. И. Глебов. Еще в бытность свою тамбовским губернатором Г. Р. Державин из-за происков генерал-губернатора Гудовича, с которым он не поладил, был предан суду Правительствующего сената, но его оправдали. До вступления в должность генерал-прокурора арестовали И. И. Дмитриева вместе с его товарищем Лихачевым по обвинению в «умышлении» на жизнь императора Павла I. Отпущены молодые люди были лишь после того, как генерал-губернатор Петербурга Архаров снял с них все обвинения, отыскав доносчика.

После Февральской революции 1917 года Временным правительством в числе других высших царских сановников были арестованы генерал-прокуроры И. Г. Щегловитов, Н. А. Добровольский и А. А. Макаров. Двое первых - за злоупотребления, допущенные ими в бытность свою на высшем прокурорском посту, а последний - в должности министра внутренних дел. Все трое казнены после Октябрьской революции. Генерал-прокурора А. А. Хвостова, хотя и не арестовывали, но он находился под следствием и допрашивался. При Советской власти содержались под стражей бывшие генерал-прокуроры С. С. Манухин (осужден в 1921 году по делу В. Н. Таганцева, но вскоре амнистирован) и П. Н. Малянтович (трижды). Последний арест для него оказался роковым. Обвиненный в контрреволюционной деятельности и выдаче предписания на арест В. И. Ленина накануне Октябрьской революции, он был расстрелян. В 1990 году полностью реабилитирован.

Советские прокуроры до последнего времени подвергались аресту лишь за контрреволюционные преступления. В конце 1930-х годов в этом были обвинены и после непродолжительного суда расстреляны бывшие Прокурор СССР А. И. Акулов, прокуроры РСФСР Н. М. Янсон, Н. В. Крыленко и В. А. Антонов-Овсеенко, и. о. прокурора республики Ф. Е. Нюрина. В настоящее время все они реабилитированы.

В постсоветский период за злоупотребления по службе был арестован и длительное время содержался в следственном изоляторе бывший и. о. Генерального прокурора Российской Федерации А. Н. Ильюшенко. Хотя он освобожден из-под стражи, однако решение по его делу пока не принято. Ю. И. Скуратов был отстранен от должности Генерального прокурора Российской Федерации Президентом России после возбуждения против него уголовного дела. Теперь оно находится в стадии расследования.

Интересно добавить, что среди российских и советских прокуроров немало долгожителей. Генерал-прокуроры П. Х. Обольянинов и А. Ф. Керенский прожили почти по 90 лет, прокурор республики П. В. Баранов - 82 года, генерал-прокурор князь Д. И. Лобанов-Ростовский и Прокурор Союза ССР В. М. Бочков - по 80 лет, генерал-прокуроры граф Д. Н. Блудов, граф К. И. Пален и И. Н. Ефремов - по 79 лет. Но «рекордсменом» является бывший Прокурор РСФСР Анатолий Антонович Волин, которому недавно исполнилось 97 лет.

Жизнь и деяния российских и советских прокуроров были тесно связаны с историей нашей Родины. Надеемся, что краткие очерки о каждом из них будут интересны и познавательны для читателей.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Большая игра. Британская империя против России и СССР автора Леонтьев Михаил Владимирович

Галерея Абизейд Джон Филипп (р. 1951) - американский генерал (с арабскими корнями), в 2003–2007 гг. возглавлял центральное командование США, в настоящее время сотрудник Института Гувера.Апиханов-Аварский Максуд (1846–1907) - русский генерал, мервский и тифлисский губернатор. В

Из книги Тайны Беларуской Истории. автора Деружинский Вадим Владимирович

Заключение военных прокуроров. Главная военная прокуратура Российской Федерации в 1993 году (в рамках рассмотрения Катынского дела) сочла нападение СССР на Польшу 17 сентября 1939 года агрессией и оккупацией.Вот заключение комиссии экспертов Главной военной прокуратуры от 2

автора

«ТРЕБОВАНИЯ ПРОКУРОРОВ С НАДЛЕЖАЩИМ УВАЖЕНИЕМ ПРИНИМАТЬ» Генерал-прокурор АЛЕКСЕЙ БОРИСОВИЧ КУРАКИН Князь Алексей Борисович Куракин принадлежал к старинному роду, ведущему свое начало от московского боярина Федора Кураки, служившего при дворе великого князя Василия

Из книги От первого прокурора России до последнего прокурора Союза автора Звягинцев Александр Григорьевич

«ТАЛАНТЛИВЕЙШИЙ ИЗ ПРОКУРОРОВ» Генерал-прокурор НИКОЛАЙ ВАЛЕРИАНОВИЧ МУРАВЬЕВ Николай Валерианович Муравьев родился 27 сентября 1850 года в Новгородской губернии и принадлежал к родовитой дворянской семье. Детские годы его прошли в Костроме, Петрозаводске и Пскове, где

Из книги Повседневная жизнь итальянской мафии автора Кальви Фабрицио

Почему в Палермо убивают прокуроров - Надо было совершить что-то значительное, - сказал позже Сальваторе Инцерилло Томмазо Бускетте. - Я должен был показать своим противникам, что моя «семья» сильна и могущественна и что я могу убивать кого хочу и когда хочу

Из книги Варяго-Русский вопрос в историографии автора Сахаров Андрей Николаевич

Ломоносов и антинорманизм в трудах послевоенных «советских антинорманистов» и современных российских норманистов После Великой Отечественной войны содержание разговора о Ломоносове- историке внешне кардинально изменилось, и был признан его выдающийся вклад в

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

Галерея Фото 1. Аладжа - Хююк. Сфинксы Фото 2. Аладжа - Хююк. Царь и царица, поклоняющиеся быку Фото 3. Хеттская иероглифическая надпись Фото 4. а - Оттиск хеттской цилиндрической печати, б - Золотое кольцо (Конья) Фото 5. Хеттские пленники на египетских памятниках Фото 6.

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Повседневная жизнь Версаля при королях автора Ленотр Жорж

Зеркальная галерея Вне всякого сомнения, перед нами - самый дивный зал прекраснейшего в мире дворца. И когда мы восхищаемся его благородными пропорциями, его размахом (безо всякой претензии на колоссальность!), когда любуемся гармонией и продуманностью декора,

автора Филип Ян

Галерея 1 I. Роскошные конские ярма из княжеских могил в Граденице у г. Колин в центральной Чехии (погребения на четырёхколёсных повозках). Могила №46 (длина 124 см) и могила №24 (длина 126 см). Музей в Колине II. Ловосице, Чехия. Конское ярмо из могилы биланской культуры (могила

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 2 XI. Викc (Кот–д’Ор), Франция Золотая диадема княгини из могилы с повозкой (золото, 24 карата, вес 480 г, диаметр самой широкой части 23 см). Музей в Шатильон–сюр–Сен XI. Гохмихеле, княжеский курган, один из самых больших в Средней Европе. В настоящее время высота 13 м,

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 3 XXI. Приллы (Ваадт). Швейцария. Голова швейцарского кельта. Работа римского художника. Бронза (глаза из меди), высота 27,5 см. Исторический музей в Берне XXII. Трихтинген, Вюртемберг. Кельтская шейная гривна (торквес с железной основой) с бычьими головами. Латенское

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 4 XXXI. Художественно обработанные фибулы из кельтских могил III-II вв. до н.э. Верхний ряд Ограда у г. Колин (длина 6 см), музей в Нолине. Пршемышлени (Прага, север), дл. 76 мм. Национальный музей в Праге - Велка Маня в Словакии, мог. №XIII (дл. 37 мм). Институт археологии в г.

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Галерея предков Многие ученые взялись предугадать судьбу королевского ребенка. Анна Австрийская пригласила астронома Жан-Батиста Морена составить его гороскоп. Доминиканский философ Томмазо Кампанелла, нидерландский юрисконсульт Гуго Гроций также принялись за

Прокурор выступает главным обвинителем в суде. Следит за законностью исполнения обязательств в различных областях. Действует исключительно от имени государства.


Заработная плата

60.000–90.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Исполнять обязанности на должности прокурора можно, находясь в суде или прокуратуре.

Обязанности

Работа прокурора делится на 2 части: представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственная деятельность.

Деятельность прокурора в качестве обвинителя подразумевает: принятие обвинительных доказательств от следователя, передача дела в суд, доказательство вины подсудимого на процессе. Обязанность прокурора — грамотно излагать суть обвинения и быть достойным оппонентом адвокату. Если решение судьи прокурора не устраивает, у него есть право подать апелляцию.

Как специалист надзорно-следственного органа, прокурор рассматривает жалобы по нарушению прав и свобод граждан. Если нарушение имеет место быть, прокурор обязан незамедлительно отреагировать. Итог: протест, предостережение или обращение в суд.

Важные качества

Профессия прокурора требует особого аналитического мышления, уверенности в себе и самодисциплины. Прокурор обязан быть честным и порядочным, действовать исключительно в рамках закона. Не менее важные качества — эмоциональная устойчивость, навыки непринужденного общения с людьми и умение жестко отстаивать свою позицию.

Отзывы о профессии

«Человек, служащий закону, обязан защищать права людей, их интересы. Прокурор несет ответственность перед гражданами, как врач перед пациентами. Все решения, принятые органами прокуратуры, должны быть взвешенными и продуманными».

Ирина Шалопаева,
прокурор, республика Карелия, РФ.

Стереотипы, юмор

Многие представляют прокурора пожилым мужчиной, умудренным жизнью. Но на самом деле, женщины чаще всего в России становятся прокурорами. К тому же доверия больше к молодым специалистам.

Прокурор — это обвинитель по жизни, а значит, с ним трудно найти общий язык. На самом деле, прокуроры общительные граждане, способные к сопереживанию. Это одно из их главных профессиональных качеств.

Обучение

Чтобы стать прокурором, необходимо окончить юридический факультет по специальности «Юриспруденция» (Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет) и затем стажироваться в качестве помощника прокурора. Чтобы стать военным прокурором, необходимо окончить военный вуз.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Указ Петра I об учреждении
Российской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.