Грамматические категории глагола в языках мира. Грамматические категории глагола и их стилистическое использование


Когда мы хотим охарактеризовать определенное действие или состояние предмета в устной речи, мы используем глагол. Глагол в предложении описывает действие предмета, пребывание его в определенном состоянии и тому подобное.

В самом общем смысле глагол обозначает различные процессы и включает в себя несколько частных значений, таких как описание действия (рисовать ), описание состояния (изменяться ), описание процесса (течь ) и описание движения (бежать ).

Глагол имеет постоянные и непостоянные грамматические категории. Постоянные грамматические признаки (категории) являются собственно глагольными. В их число входят возвратность и переходность. Также к ним относится, помимо описанных категорий, Его тип не изменяется и является постоянным. Непостоянные грамматические категории присутствуют не у всех форм глаголов. В их число входят время, число, лицо, наклонение и род.

В данном материале подробнее разберем, что такое глагол, грамматические категории глагола и виды глаголов.

Категория наклонения

Изъявительное наклонение указывает на реальность процесса или действия, которое уже происходило, длится в данный момент или будет происходить в будущем. Глаголы в этом наклонении изменяются по временам (соответственно - прошедшее, настоящее и будущее).

Условное наклонение также называют сослагательным. Указывает на нереальное действие, которое могло бы произойти. Собственно, частицей «бы» чаще всего и указывается. Например, «жили бы в Москве», «бегала бы на стадионе».

Повелительное наклонение - самое сложное наклонение, указывающее на предписания, просьбы, желания и побуждения к действию. Такие глаголы формируются с помощью измененных окончаний у глаголов настоящего времени (для глаголов несовершенного вида) и будущего (для глаголов совершенного вида). Так, повелительные глаголы в форме 2-го лица в единственном числе отличаются окончанием «-и». Например, «беги, спеши».

Категория вида

Вид - это категория глагола, которая выражает способ выполнения действия с указанием на то, когда и в течение какого времени протекает процесс. Вид бывает совершенным и несовершенным. Из названия понятно, что глаголы совершенного вида показывают определенный предел действия: либо начальный, либо конечный (но он должен быть завершен или начат в какой-то период времени). Глаголы несовершенного вида показывают процесс без указания на его завершенность. Вид и время глагола связаны. Глаголы несовершенного вида делятся сразу на три разные формы времени (о категории времени подробнее ниже): прошедшее, настоящее и будущее. Например, «иду », «шел », «пойду ». Глаголы совершенного вида имеют два времени: будущее и прошедшее.

Категория времени

  • Настоящее - процесс проходит когда о нем идет речь.
  • Прошедшее - процесс был завершен до того, как о нем пошла речь.
  • Будущее - процесс, который начнется уж после завершения процесса речи.

Формы настоящего и будущего времени никак не оформляются с точки зрения грамматики, в то время как формы прошедшего времени оформляются с помощью суффикса «-л-» или нулевым суффиксом. Например, «убежа-л-а » или «взял ».

Категория переходности

Данная категория глагола показывает отношение процесса к определенному объекту. В зависимости от того, есть у глаголов возможность перейти к объекту или нет, они делятся на два типа: переходные глаголы и непереходные глаголы.

  • Переходные глаголы показывают действие, которое отсылается к какому-то объекту. Они, в свою очередь, делятся на: глаголы созидания (создавать, паять, шить ), глаголы разрушения (разбивать, сломать ), глаголы восприятия (смотреть, чувствовать ), глаголы выражения эмоций (вдохновлять, привлекать) , а также глаголы мыслей и изречений (осмыслять, изъясняться).
  • Непереходные глаголы показывают действие, которое не может перейти на определенный объект. В их числе можно назвать: глаголы, показывающие процесс существования личности (быть, располагаться ), показывающие процесс движения (бежать, летать ), показывающие чье-либо состояние (хворать, злиться, спать) , глаголы, указывающие на определенный тип деятельности (преподавать, варить) , указывающие на способ выполнения тех или иных действий (кичиться, манерничать) , ну и наконец, глаголы, указывающие на визуальное и слуховое восприятие (светиться, звонить).

Категория залога

Категория глагола, указывающая на отношения между субъектом, выполняющим процесс (действие), самим процессом и объектом, по отношению к которому выполняется процесс (действие). Существует два типа залога: действительный и страдательный. Действительный залог - показывает, что подлежащее называет субъект, который напрямую относится к действию или процессу. В случае со страдательным залогом ситуация иная. В этом случае подлежащее относится к объекту, над которым совершается то или иное действие со стороны других объектов или людей. Страдательный залог можно выразить с помощью постфиксов или специальных страдательных форм причастия.

Категория возвратности

Эти глаголы относятся к категории непереходных глаголов. Это отдельная форма, выражаемая с помощью постфикса «-ся». Подобные глаголы делятся на отдельные категории возвратности. В зависимости от своего значения такие глаголы делятся н следующие 4 группы:

  • Собственно-возвратные - используются, когда действие лица направлено на самого себя. Например, «чиститься, готовиться, обижаться».
  • Взаимно-возвратные - используются когда описываются действия двух лиц, направленных друг на друга. Оба лица в этом случае являют собой и субъект и объект. Например, «видеться, общаться».
  • Косвенно-возвратные - используются когда действие совершается лицом в своих собственных интересах. Например, «собираться (собирать вещи для себя), определяться (решать что-то для себя)». Может быть переоформлено в конструкцию с использованием «для себя».
  • Общевозвратные - используются когда определенный процесс завязан на состоянии субъекта. Например, «беспокоиться, удивляться, злиться».

Категория лица

  • Глагол первого лица в единственном числе используется, когда процесс выполняется самим говорящим.
  • Глагол первого лица во множественном числе используется, когда процесс выполняется говорящим и кем-то еще.
  • Глаголы второго лица в единственном числе используются, когда процесс выполняется другим субъектом.
  • Во втором лице во множественном числе используется, когда процесс выполняется собеседником и еще кем-то.
  • Третье лицо в единственном числе используется, когда процесс выполняется кем-то, кто вообще не принимает участия в диалоге.
  • Третье лицо множественного числа используется, когда процесс выполняется кем-то, кто не принимает участия в диалоге, и другими персонами вне определенного диалога.

Категория рода и числа

Категория рода у глагола ссылается к существительному или местоимению, а именно к их роду. Если у лица/субъекта нет определенной формы рода, то используется род возможного субъекта. Например, «пришел бы завтра», «снег падал» .

К вопросу о понятии системы

морфологических категорий глагола.

Под грамматической (морфологической) категорией в лингвистике понимают «систему противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями» [Новиков, 2001: 438]. Грамматическая категория – это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов.

Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении – в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками. В таком смысле мы говорим о категории существительного, прилагательного, глагола и т. д. [Валгина, 2001: 143].

Значения процессуального признака и его носителя совмещены в грамматической семантике глагола и выражаются в русском язы­ке системой грамматических категорий: категориями времени, вида, залога, наклонения, лица, числа, рода (только в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения) и падежа (только в формах причастий). Категория времени выражает процесс с точки зрения временной локализации его проявления по отношению к моменту речи или другой какой-нибудь точке отсчета. Категория вида – с точки зрения особого характера протекания процесса во времени. Категория залога подчеркивает значение процесса через указание на его связь со своим носителем или объектом. Категория наклонения выражает процесс с точки зрения его отношения к реальной действительности . Категории лица, числа и рода характеризуют носителей процесса с точки зрения их участия в коммуникативном акте, количества и родовой отнесенности. Категория падежа в причастиях указывает на связь (атрибутивную) процессуального признака с его носителем.

Как отмечает А. Н. Матвеева, центральными категориями русского глагола являются категории вида и залога , так как ни одна глагольная лексема, ни одна глагольная форма не обходится без них. Если же иметь в виду слабую морфоло­гическую выраженность категории залога в русском языке и зави­симость ее морфологического оформления от категории вида, то ка­тегория вида оказывается ведущей в грамматической системе рус­ского глагола [Матвеева, 1995: 17].

По лексическому значению и синтаксическим свойствам глаголы делятся на переходные и непереходные. По мнению П. А. Леканта, переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на предмет. Переходным является, например, глагол построить , имеющий значение «соорудить, возвести (здание, постройку)». Действие, обозначенное этим глаголом, предполагает тот или иной объект и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, выражен формой винительного падежа без предлога. К переходным относятся глаголы создания, разрушения, перемещения, восприятия: писать, создавать, чертить, ломать и др.

Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой-нибудь предмет. Они имеют значение положения в пространстве, звучания и т. п.: сидит, стоит, поет и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога, т. е. не могут иметь при себе прямое дополнение [Лекант, 2001: 304].

Как справедливо указывает Д. Э. Розенталь, вопрос о переходных и непереходных значениях глагола исторически связан с категорией залога. Правильнее, однако, с точки зрения современных лингвистов, под залогом понимать «нечто отличное от переходности, но тесно с ней связанное» [Розенталь, 1979: 126].

В существующих учебных пособиях получили отражение две теории залога: трехзалоговая и двухзалоговая.

Е. И. Диброва придерживается трехзалоговой классификации. Она характеризуется следующими признаками:

1) выделяется три залога: действительный, возвратно-средний и страдательный;

2) залог образуется только от переходных глаголов;

3) непереходные глаголы находятся вне категории залога.

Показателем действительного залога является переходность глагола и наличие прямого дополнения и его эквивалентов.

Показателем возвратно-среднего залога является возвратность глагола, образованного от переходного глагола с помощью -ся , и наличие в форме творительного падежа дополнения со значением субъекта действия, а объект, бывший при глаголе действительного залога дополнением, становится подлежащим при страдательном (Ученики изучают учебник. – Учебник изучается учениками – возвратно-средний залог; Учебник изучается – страдательный залог).

Действительный залог обозначает активное действие, которое совершается субъектом, выраженным подлежащим.

Страдательный залог обозначает пассивное действие, которое направлено на сам субъект. Этот залог имеет частные значения возвратности: собственно-возвратное (одеваешься ), взаимно-возвратное (переписываться ), общевозвратное (останавливаются ), активно-безобъектное (бодается ), пассивно-качественное (окисляется ), косвенно-возвратное (укладываться в дорогу ) [Диброва, 2002: 88].

Глагол обладает категорией наклонения . Категория наклонения – это морфологическая словоизменительная категория, характеризующая спрягаемые формы глагола и выражающаяся в противопоставлении изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения значения реальности / ирреальности процессуального признака, обозначенного сказуемым, то есть отношение процессуального признака к действительности.

Изъявительное наклонение указывает на реальность действия, состояния либо процессуального свойства в прошлом, настоящем или будущем: Ты ждал, Ты звал… я был окован (А. Пушкин). Изменяемость по времени – отличительный формальный признак изъявительного наклонения.

Повелительное наклонение – это ирреальное по своему значению глагольное наклонение, выражающее волеизъявление (приказ, просьбу, побуждение к совместному действию и т. п.): Работай лучше! Ирреальность семантики императива связана с тем, что говорящий, отдавая приказ, высказывая просьбу или пожелание, отнюдь не уверен в исполнении своего волеизъявления: реализация действия, о котором идет речь, возможна, но не обязательна.

Сослагательное наклонение , как и императив, выражает ирреальность процессуального признака и представляет действие, состояние, отношение как возможное при определенных обстоятельствах. Это наклонение образуется аналитически – прибавлением вспомогательного слова бы к форме прошедшего времени (читал бы ), при этом форма прошедшего времени полностью утрачивает свое категориальное временное значение (Я бы послушал музыку – действие обращено в план будущего, а не прошлого). В единственном числе сослагательное наклонение характеризуется изменением по родам, во множественном числе родовые формы нейтрализованы. Также оно не имеет форм времени [Диброва, 2002: 88-89].

Словоизменительная категория времени глагола выражается в противопоставлении форм настоящего, прошедшего и будущего времени отношения процессуального признака ко времени его осуществления. От характера точки отсчета временных планов зависит тип употребления форм времени. При абсолютном употреблении временных форм их значение ориентировано на момент речи, то есть на время осуществления данного речевого акта. Если выражаемое глагольной формой время ориентировано на иную точку отсчета временных планов (например, на время другого действия, также названного в данном контексте), то имеет место относительное употребление временной формы (Коля стоял возле дома, улыбался и думал, что там во дворе наверняка сидит Матвеевна, вяжет бесконечный чулок и заговаривает со всеми, кто проходит мимо – здесь формы настоящего времени выражают одновременность действий не с моментом речи, как при абсолютном употреблении временных форм, а с действием и состоянием персонажа, обозначенным формами прошедшего времени) [Диброва, 2002: 90].

Необходимо, вслед за Ч. П. Мучником, отметить, что категория времени тесно связана с категориями вида и наклонения . Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, глаголы несовершенного вида – имеют (говорит, говорящий ). Противопоставление временных форм осуществляется только в рамках изъявительного наклонения [Мучник, 1971: 32].

Категория лица также является одной из важнейших грамматических категорий глагола. Вместе с категорией времени и наклонения она выражает сказуемость, т. е. оформляет предложение как синтаксическую единицу. Категория лица выражает отношение действия к субъекту, устанавливаемое говорящим лицом. Субъектом действия может быть сам говорящий (1-е лицо), его собеседник (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующий в речи (3-е лицо). Система форм, обслуживающая категорию лица, состоит из шести форм: трех форм единственного числа (я, ты, он, она, оно ) и трех форм множественного (мы, вы, они ).

Для спрягаемых и причастных форм глагола характерна категория числа : иду – идем, говорим – говорим . Глаголы согласуются в формах числа с существительным и местоимением. При сочетании глагола с существительным и местоимением числовая форма глагола лишь дублирует соответствующую грамматическую характеристику имени. При согласовании глагола с местоимением «вы» форма глагола во множественном числе может указывать не на множественность, а на единичность предмета (Вы, Сергей Владимирович, могли бы закончить отчет к понедельнику? ) [Диброва, 2002: 91].

Категория рода проявляется в спрягаемых формах прошедшего времени изъявительного наклонения и в формах сослагательного наклонения, а также в причастиях. Глаголы согласуются в роде с существительными и местоимениями, дублируя грамматическую информацию о субъекте действия, которую потенциально можно выразить при помощи своих родовых показателей имени [Диброва, 2002: 92].

Таким образом, присущие глаголу грамматические категории вида, залога, времени, наклонения и т. д. показывают характер протекания действия во времени, отношение действия к его субъекту или объекту, соотношение с моментом речи, показывают действие или состояние как процесс реальный, предполагаемый, желаемый, утверждаемый или отрицаемый, т. е. в его отношении к действительности. Категории вида и залога присущи всем грамматическим формам глагола, категория времени отсутствует у инфинитива и деепричастия, категории лица и наклонения отсутствуют у инфинитива, причастия и деепричастия. К синтаксическим признакам глагола относится, помимо функции сказуемого, способность согласовываться с подлежащим, иметь при себе управляемые слова, определяться наречиями. Кроме разнообразия лексических значений, глагол представ­ляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм.

Глагол – это часть речи, которая включает слова, обозначающие действие или состояние предмета.

Основная роль глагола в предложении – быть сказуемым: глагол обладает специальными формами сказуемости, а именно: формами наклонения, времени и лица.

Помимо форм наклонения, времени и лица, глагол имеет неопределённую форму (например, белеть, ночевать и т. п.), а также формы причастия (например, белеющий, белевший; ночующий, ночевавший) и деепричастия (например, белея, ночуя). О том, какие значения имеют эти формы и какую роль играет в предложении глагол в этих формах, будет сказано в дальнейшем.

Все формы одного глагола имеют следующие грамматические значения, объединяющие их в одно целое: 1) переходность и н е п е р е х о д н о с т ь, 2) з а л о г, 3) в и д, 4) в р е м я, 5) н а к л о н е н и е.

Глаголы с суффиксом -ся, -сь образуются как от переходных глаголов: одевать – одеваться, обнимать – обниматься, радовать – радоваться, различать – различаться, так и от непереходных (что бывает гораздо реже): белеть–белеться, стучать стучаться. От обычных словообразовательных суффиксов -ся отличается тем, что он присоединяется к глаголу после его личных окончаний (моется, одеваюсь) и после окончания неопределённой формы (мыться, одеваться). Суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь – после гласных: одеваться, одевался – одеваюсь; но в формах причастий и после гласных прибавляется -ся, а не -сь: одевавшиеся, одевавшегося и т. п.

По своему происхождению суффикс -ся – бывшее возвратное местоимение, такое же по значению, как современное себя. Присоединяясь к переходным глаголам, суффикс -ся превращает их в непереходные (например, одевает кого-нибудь – сам одевается; обнимает кого-нибудь – обнимается с кем-нибудь; радует кого-нибудь – радуется; штрафует кого-нибудь – штрафуется кем-нибудь); он служит в этом случае для выражения различных залоговых значений глаголов. Присоединяясь к непереходным глаголам, -ся усиливает значение непереходности: белеет – белеется. Суффикс -ся служит также для образования безличных форм от личных глаголов: Я хочу. – Мне хочется. Среди глаголов с суффиксом -ся есть и такие, которые не имеют параллельных форм без этого суффикса: смеяться, надеяться, кланяться, бороться, плестись («медленно идти»), нестись («мчаться») и др.

Основным залогом является действительный, в сопоставлении с которым различаются и другие залоги: страдательный и средний.

Действительный залог показывает, что подлежащее обозначает предмет, который производит действие, переходящее на другой предмет. Действительный залог выражается переходными глаголами, требующими прямого дополнения.

Остальные залоги выражаются глаголами на -ся, образованными от переходных глаголов, а страдательный залог, кроме того, передаётся и особыми формами причастий.

Страдательный залог показывает, что подлежащее обозначает предмет, который подвергается действию со стороны другого предмета, указанного дополнением (отвечает на вопрос кем? реже чем?).

Этот залог выражается двумя способами:

1) глаголами на -ся несовершенного вида, чаще всего в 3-м лице: Дом строится плотниками. Протокол подготавливается секретарём. Деньги выдаются кассиром. Комната освещалась лампой;

2) краткими страдательными причастиями, главным образом прошедшего времени, образуемыми чаще всего от глаголов совершенного вида: Дом выстроен плотниками. Деньги выданы кассиром. Комната была освещена лампой.

Средний залог показывает, что действие ни на кого и ни на что не переходит, а замыкается в самом субъекте. Например, действительный залог: Товарищ торопил меня. Мальчик учил урок. Успехи сына радовали отца; средний залог: Товарищ торопился. Мальчик учился. Отец радовался успехам сына. Средний залог имеет несколько значений. С помощью глаголов среднего залога обозначаются внешние изменения в состоянии субъекта, например: мчится, останавливается, поднимается, опускается; внутренние изменения в состоянии субъекта, например: радуется, огорчается, беспокоится. волнуется, утешается; постоянные свойства предмета, например: Крапива жжётся. Розы колются. Бывают и другие значения среднего залога, среди которых выделяются возвратное и взаимное.

Глаголы среднего залога с возвратным значением показывают, что действие переходит на того, кто его совершает. Суффикс -ся в этом залоге сохраняет своё первоначальное значение «себя», например: Брат умывается. Сестра причёсывается. Отец бреется,

Глаголы среднего залога с взаимным значением показывают, что действие совершается двумя или несколькими лицами и переходит взаимно с одного на другое, например: Друзья обнялись и поцеловались, т. е. обняли и поцеловали друг друга. Название соучастника действия нередко ставится в творительном падеже с предлогом с (с кем?), например: Встретился с товарищем.

Неопределённая форма отвечает на вопрос что делать? что сделать?, например: Ты едешь в Оренбург (что делать?) служить. (П.) Он придёт (что сделать?) проститься. (Т.)

На конце неопределённой формы пишется -ти, -ть, -чь, а у глаголов на -ся – -тись, -ться, -чься, например: трясти – трястись, взять – взяться, беречь – беречься.

Окончание -ти встречается у глаголов, имеющих на нём ударение, а без ударения – у производных от них с приставкой вы-: нести – вынести, везти – вывезти и т. д. Окончание -ть представляет собой видоизменение окончания -ти в безударном положении: вместо старинного брати – современное брать, вместо хвалйти – хвалить.

Глаголы, основа настоящего времени которых оканчивается на -т или -д, имеют неопределённую форму на -сть (-сти), например: упаду – упасть, веду – вести, плету – плести. На -сти (-сть) неопределённая форма оканчивается у двух глаголов с основой на -б: гребу – грести, скребу – скрести; а также у глаголов кляну – клял – клясть и расту – рос – расти.

Форма расти образовалась из раст-ти.

В неопределённой форме глагол бывает: 1) подлежащим: Летать всех выше – моя мечта; 2) второстепенным членом: Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться (Кр.); 3) сказуемым: Вам начинать. Встать! Поехать бы в Москву и 4) частью составного сказуемого: Начну заниматься математикой. В качестве сказуемого неопределённая форма приобретает значение одного из наклонений.

Глаголы совершенного вида, обозначая действие, указывают его внутренний предел, границу, результат. Глаголы несовершенного вида обозначают действие без указания его предела, результата, но с оттенком длительности или повторяемости.

Глаголы несовершенного вида имеют 3 времени: настоящее, прошедшее, будущее сложное. Глаголы совершенного вида имеют 2 времени: прошедшее и будущее простое.

Среди глаголов совершенного вида отдельная группа – однократные (указывают, что действие совершилось или совершится один раз, притом мгновенно).

Среди глаголов несовершенного вида отдельная группа – многократные (указывают, что действие повторяется несколько раз, в регулярные промежутки времени).

Глаголы разных видов, за исключением отдельных частных случаев, образуются следующим образом:

1) Глаголы несовершенного вида образуются от глаголав совершенного вида посредством суффиксов:

-а- (-я-): спасти – спаса ть, ступить – ступа ть, пленить пленя ть;

-ва -; дать – дава ть, обуть – обува ть, одеть – одева ть;

-ыва-, -ива-: разглядеть – разглядыва ть, оттаять – оттаива ть.

При образовании глаголов несовершенного вида посредством суффикса-а - (-я-) в корнях некоторых из них наблюдаются чередования звуков:

а) гласных: предло жить – предла гать,

б) согласных: ответ ить – отвеч ать,

В отдельных глаголах видовые формы характеризуются более сложными различиями основ, например: сжать – сжимать

При образовании глаголов посредством суффиксов-ыва, -ива - как правило, в корне чередуютсяо са : вздро гнет – вздра гивает, раско лет – раска лывает и т. п.

Только у некоторых глаголов этого чередования не бывает: опозо рить – опозо ривать, пришпо рить–пришпо ривать, захло пнуть–захло пывать, узако нить– узако нивать, просро чить – просро чивать и нек. др.

2) Глаголы совершенного вида, обычно с оттенком мгновенности и однократности, образуются от глаголов несовершенного вида посредством суффикса -ну -: прыгать – прыгну ть; качать – качну ть.

Перед суффиксом -ну - у некоторых глаголов отсутствуют последние согласные корня: двигать – двинуть, плескать – плеснуть, кидать – кинуть, шептать – шепнуть, утопать – утонуть.

3) Глаголы совершенного вида могут образовываться от глаголов несовершенного вида посредством приставок: делать – с делать, писать – на писать, слепнуть – о слепнуть, седеть – по седеть, строить – по строить и т. п.

Чаще всего приставки образуют глаголы совершенного вида с новым лексическим значением: писать – в писать, пере писать, с писать, под писать, над писать и т. п.

Только в небольшом количестве случаев приставки не вносят в глаголы никакого другого значения, кроме значения совершенного вида, образуя таким образом формы одного глагола (совершенного и несовершенного вида): писать – на писать; делать с делать и т. п.

4) В отдельных случаях пары глаголов совершенного и несовершенного вида образуются от разных корней: говорить (несоверш.) – сказать (соверш.); ловить (несоверш.)–поймать (соверш.); брать (несоверш.) –взять (соверш.).

5) Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются и в значении несовершенного, и в значении совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. К ним относятся слова: казнить, жениться, использовать, мобилизовать, военизировать, телеграфировать и нек. др.

От глаголов с суффиксом -ова - могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида добавлением суффикса -ыва -, но только в том случае, когда ударение падает на а в суффиксе -oва -: арестова ть – арестовывать, поторгова ть – поторговывать; поэтому от таких глаголов, как ра довать, ра товать. че ствовать, подобные образования невозможны.

Форма «использовывать» (от использовать) неправильна и в литературной речи не принята; глагол использовать употребляется в значении как совершенного, так и несовершенного вида.

От глаголов с суффиксом -ова -, имеющих приставку вы - (переносящую на себя ударение), парные глаголы с суффиксом -ыва - образуются в том случае, если при отбрасывании этой приставки ударение переносится на а в суффиксе -ова -: выкорчева ть (корчева ть) – выкорчёвывать, выторговать (торгова ть) – выторговывать; но выпестовать (пестова ть) – форма с суффиксом -ыва - не образуется.

6) Некоторые глаголы не имеют при себе парных глаголов другого вида. Так, нет глаголов несовершенного вида при глаголах ринуться, хлынуть, молвить, понадобиться и др.; наоборот, нет глаголов совершенного вида при глаголах преобладать, присутствовать, прихрамывать, расхаживать и др.

Различают глаголы переходные и непереходные. Переходные глаголы могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого?или что?, которое обозначает либо предмет, подвергающийся действию, либо предмет, возникающий или исчезающий в результате действия.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже: 1)при указании, что действие переходит не на весь предмет, а только на его часть, 2)при отрицании.

Непереходные глаголы: не могут иметь при себе прямого дополнения.

Переходность и непереходность тесно связаны с лексическим значением глаголом. С изменением лексического значения, переходные глаголы могут употребляться как непереходные. Глагол «иметь» при употреблении его с отрицанием всегда сочетается с родительным падежом существительного.

Формы лица в глаголе показывают, какому лицу приписывается действие: говорящему (1-е лицо):

читаю, я читал, буду читать, я читал бы; собеседнику (2-е лицо).: читаешь, ты читал, будешь читать, ты читал бы, читай; тому лицу или предмету, о котором идёт речь (3-е лицо): ученик (или ом) читает, читал, будет читать, читал бы..

Три лица различаются не только в единственном, но и во множественном числе. В единственном числе показывается, что действие приписывается одному лицу или предмету, а во множественном – нескольким лицам или предметам: читаю – читаем; ты читал вы читали; ученик (он) читал бы – ученики (они) читали бы; читай – читайте.

Примечание. Форма 2-го лица множественного числа употребляется в значении 2-го лица единственного числа при обращении к одному лицу, т.е. в вежливом, официальном обращении.

В настоящем и будущем времени личные формы образуются посредством личных окончаний, например:

Е д. ч. М н о ж. ч. Е д. ч. М н о ж. ч.

1 -е л. бер-у бер-ём поговор-ю поговор-им

2-е л. бер-ёшь бер-ёте договор- ишь поговор-ите

3-е л. бер-ёт бер-ут поговор-ит поговор-ят

У возвратных глаголов к личным окончаниям присоединяется суффикс -ся (-сь), например:

В прошедшем времени глагол не имеет личных окончаний и лица обозначаются личными местоимениями: я поговорил, ты поговорил, он поговорил, мы поговорили, вы поговорили, они поговорили; илижеопределяются контекстом и обстановкой речи, например: Ты поговорил с отцом? – Поговорил (подразумевается я ).

Примечание. В прошедшем времени глагол изменяется по родам и числам (см. § 228).

Личные местоимения обычно употребляются и при тех формах, которые имеют личные окончания: я беру, ты берёшь, он берёт и т. п.

Личные формы глагола могут обозначать действие, которое относится к неопределённому кругу лиц или ко всем вообще. В таком значении употребляются следующие личные формы:

I.Форма 2-го лица единственного числа

II. Форма 2-го лица множественного числа

III. Форма 1-го лица множественного числа

IV. Форма 3-го лица множественного числа

Безличная форма глагола и безличные глаголы:

1. Форма 3-го лица единственного числа, а также форма среднего рода прошедшего времени глагола называется безличной, когда при ней нет и не может быть никакого подлежащего; с формой именительного падежа имени существительного или местоимения безличная форма вообще не сочетается, например: Пахнет сеном над лугами. Бурей повалило дерево.

2. Глаголы, которые употребляются только в безличной форме, называются безличными. Они спрягаются следующим образом:

Изъявительное наклонение.

Наст. вр. Смеркается.

Прош. вр. Смеркалось. Смерклось.

Буд. вр. Будет смеркаться. Смеркнется.

Сослагательное наклонение.

Смеркалось бы. Смерклось бы.

Повелительного наклонения безличные глаголы не имеют.

Все остальные глаголы, в противоположность безличным, называются личными.

Можно наметить следующие группы безличных глаголов:

1) Безличные глаголы, для которых нельзя указать личных с той же основой, например: светает, знобит, саднит и др.

2) Безличные глаголы, образованные от личных в результате изменения лексического значения личных глаголов. Сравните: I) Лошадьвезёт телегу.– Мневезёт. 2) Он жаднохватает хлеб.– У меня хватает времени на всё.

Примечание. С этими безличными глаголами не надо смешивать безличные формы глаголов: лексические значения у безличных форм те же самые, что и у прочих форм данных глаголов: Река размыла берег.– Рекой размыло берег (размыло – безличная форма глагола размыть).

3) Возвратно-безличные глаголы, которые образуются от невозвратных личных глаголов при помощи суффикса-ся (,-сь) : Я хочу.– Мне хочется. Я не сплю.– Мне не спится. Я живу хорошо.– Мне живётся хорошо.

Безличные формы глаголов и безличные глаголы служат для обозначения явлений природы, стихийных явлений, различных ощущений, состояний организма и внутренних переживаний человека – вообще, фактов, не зависящих от воли лица

Спряжение – совокупность всех форм изменения глагола по лицам.

В зависимости от личных окончаний различают два спряжения: первое и второе.

Личные окончания:

1 л. 2 л. 3 л. 1 л. 2 л. 3 л.

I у(ю) ешь ет I ем ете ут(ют)

II у(ю) ишь ит II им ите ат(ят)

Личным окончаниям глаголов I спряжения с буквой Е (под ударением ё) соответствует в 3-м лице множественного числа окончание ут(ют), личным же окончаниям глаголов II спряжения с буквой И соответствует в 3-м лице множественного числа окончание ат(ят).

В 1 лице единственного числа окончание у(ю) одинаково в обоих спряжениях личные окончания I и II спряжения различаются в произношении только тогда, когда на них падает ударение.

Когда же ударение падает не на личные окончания, они не различаются в произношение, а различаются только на письме. В этом случае с окончаниями II спряжения принято писать:

1)глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на –ить, кроме глагола брить

2)11 следующих глаголов: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, вертеть, зависеть, терпеть, дышать и все образованные от них при помощи приставки глаголы.

Остальные с ударением на основе пишутся с окончаниями I спряжения. Если от глагола, у которого ударение на окончании, образуется другой глагол прибавлением приставки «вы-», то ударение, как правило, переходит на эту приставку, окончание однако пишется то же самое, какое было в бесприставочном варианте. Бесприставочные глаголы и образованные от них приставочные пишутся с одинаковыми личными окончаниями.

Глаголы «хочу», «хотеть», «бегу», «бежать», а также образованные от них при помощи приставки являются разноспрягаемыми: глагол «хочу» в единственном лице имеет окончания I спряжения, а во множественном числе – II. У глагола «бегу» в 3 лице множественного числа окончание I спряжения, а в остальных лицах – II спряжения.

Глаголы «ем», «есть», «дам», «дать», «создам», «создать», а также образованные от них при помощи приставок имеют особые личные окончания.

Единственное число Множественное число

1е л. хочу бегу ем дам создам 1е л. хотим бежим едим дадим создадим

2е л. хочешь бежишь ешь дашь создашь 2е л. хотите бежите едите дадите создадите

3е л. хочет бежит ест даст создаст 3е л. хотят бегут едят дадут создадут

Нельзя смешивать инфинитив «удаться», «предаться», «отдаться», «задаться», «выдаться» и 3 лицо ед.числа буд.времени «удастся», «предастся», «отдастся», «задастся», «выдастся».

Формы наклонений показывают, как говорящий рассматривает действие по отношению к действительности.

Изъявительное наклонение показывает, что говорящий считает действие фактом, относя его к прошедшему, настоящему или будущему времени, формы времени являются вместе с тем и формами изъявительного наклонения, например: Мне ваша искренность мила; она в волненье привела давно умолкнувшие чувства, но вас хвалить я не хочу, я за неё вам отплачу признаньем также без искусства. (П.)

Сослагательное наклонение имеет два основных значения: условное и желательное.

В условном значении это наклонение показывает, что действие не является фактом, а только предполагается: А может быть и то: поэта обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: в нём пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился. (П.) Оно может быть осуществлено при каком-нибудь условии: Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге. (П.) При этом само условие тоже может быть выражено предположительно: Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья, когда бы это сделал я! (Кр.)

В желательном значении сослагательное наклонение показывает, что говорящий хочет, чтобы действие осуществлялось или продолжалось: И не пил бы и не ел – всё бы слушал да глядел. (П.) Я молчал и отворачивался в сторону, чтобы изморозь от моего дыхания не попадала мне в лицо (Кор.) (в придаточном указывается желательный результат).

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, которое должен совершить собеседник (2-е лицо): Выходи, сударь, приехали. (П.) По шкурке, так и быть. возьмите. (Кр.) Оно характеризуется особой побудительной интонацией, имеющей много разновидностей в зависимости от характера побуждения. Сопоставьте, например, выражение приказания: Ступай и ты с нами! (Писем.); увещания: Послушай меня, старика, напиши этому разбойнику, что ты пошутил (П.); просьбы: Не сокрушай ты меня, старуху. (Т.)

Когда сказуемое выражается повелительным наклонением, подлежащего ты, вы обычно не бывает.

Частица -ка, присоединяясь к форме повелительного наклонения, смягчает приказание, придаёт ему фамильярный характер: Иван Игнатьевич, приведи-ка башкирца. (П.)

Образование сослагательного наклонения:

Сослагательное наклонение образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени: прошедшее время – читал, читала, читало, читали, сослагательное наклонение – читал бы, читала бы, читало бы. читали бы. Следовательно, в сослагательном наклонении, как и в прошедшем времени, глагол изменяется по родам и числам.

Частица бы (б) пишется отдельно от глагола. Она может стоять перед глаголом и после глагола, может быть отделена от глагола другими словами, например: 1) Вы бы, дедушка, верхом катались. (Писем.) 2) Не видит никого, кто руку с той стороны подал бы ей. (П.) Чаще всего частица бы помещается после первого слова предложения, причём может вступать в соединение с союзами и другими частицами: если бы, кабы, лишь бы, хоть бы, как бы, чтобы и др., например: I) Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. (Л.) 2) Кельнер строго сказал швейцару, чтобы нас провели в залу налево. (Л. Т.)

Образование повелительного наклонения:

Форма повелительного наклонения, как правило, образуется от основы настоящего (или будущего простого) времени: 1) добавлением суффикса -и: веду – веди, пишу – пиши, говорю – говори, выведу – выведи; 2) с нулевым суффиксом; в последнем случае на конце повелительной формы бывает либо и: читаю – читай, играю – играй; либо другой мягкий согласный: кину – кинь, брошу – брось, сяду – сядь, встану -– встань или ж, ш (после которых так же, как и после других согласных, в этой форме пишется мягкий знак: отрежу – отрежь, ем – ешь). Заметьте образование повелительного наклонения от глагола лечь: лягу–ляг (без чередования г–ж).

Во множественном числе к форме единственного числа прибавляется окончание -те: веди – ведите, выведи – выведите, говори – говорите, кинь – киньте, читай – читайте, ляг – лягте.

У возвратных глаголов как в единственном числе, так и во множественном добавляется на конце суффикс -ся или -сь: бери – берись, берите – беритесь, умой – умойся, умойте – умойтесь;отметь – отметься, отметьте – отметьтесь.

Примечание. Следующие глаголы образуют форму повелительного наклонения по-особому:

1) Глаголы; имеющие в неопределённой форме суффикс -ва-, у которых этот суффикс в настоящем времени опускается, образуют, повелительное наклонение с этим суффиксом: давать – дают – давай, создавать – создают – создавай, сознаваться – сознаются – сознавайся.

2) Глаголы на корневое и (бить, вить, лить, пить, шить) имеют в повелительном наклонении основу, которая отличается как от основы настоящего (или будущего простого) времени, так и от основы неопределённой формы: неопр. ф.– лить, наст. вр.– лью(л"j-у), повелит, наклонение,– лей, неопр. ф.– шить, наст. вр.– шью (шj-y), повелит, наклонение – шей.

3) Повелительное наклонение от глагола есть, ем – ешь (из ъжь, в котором корневое д чередуется с ж); от глагола дать, дам– дай (вместо дажь; по образцу читать, читаю–читай); от глагола ехать, еду–поезжай (от другой основы).

4) У ряда глаголов повелительная форма или не образуется, или является неупотребительной, например у глаголов гнить, мочь, хотеть, видеть, слышать и др.

Правописание повелительного наклонения:

1. Когда в повелительном наклонении глагол оканчивается на согласную, после этой согласной пишется буква ь; кинь, брось, подпояшь. Буква б сохраняется и перед окончанием -те: киньте, бросьте, подпояшьте, и перед частицей -ся: кинься, бросься, подпояшься.

2. Если в ед. ч. повелительного наклонения глагол оканчивается на -и, буква и пишется и во множественном числе перед окончанием -те, при этом одинаково как у глаголов I спряжения: неси – несите, пиши – пишите, так и у глаголов II спряжения: гляди – глядите, смотри – смотрите.

Таким образом, форма множественного числа повелительного наклонения у глаголов II спряжения совпадает на письме с формой 2-го лица множественного числа настоящего (или будущего простого) времени, а у глаголов I спряжения отличается от неё.

Употребление форм одних наклонений в значении других:

1. Форма единственного числа повелительного наклонения может употребляться в значении сослагательного наклонения (иногда с особыми оттенками). В этом случае она произносится без побудительной интонации и может относиться не только ко 2-му лицу, но и к другим лицам речи. Она выражает пожелание, возможность, долженствование, например: а) пожелание: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. (Гр.); б) возможность: Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? (Ч.); в) долженствование: Вы-то уедете, а я оставайся и за всё отвечай (должен оставаться и отвечать).

Выражая предположение, подобная форма встречается в придаточном условном и уступительном; например, в условном: А случись пистолеты, его бы давно уже не было на свете (Г.) (если бы случились пистолеты); в уступительном: Не захочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. (Остр.)

2. Форма сослагательного наклонения может употребляться в значении повелительного наклонения. В этом случае она выражает побуждение и относится только ко 2-му лицу: Ефим. ты бы пошёл к нему. (М. Г.)

3. Некоторые формы изъявительного наклонения могут употребляться в значении повелительного наклонения (с особыми оттенками).

а) Форма 1-го лица множественного числа, произнесённая с повелительной интонацией, выражает побуждение совершить действие совместно: Ну, пойдём, дети. Бежим!

Когда побуждение адресуется не к одному лицу или когда, обращаясь к одному лицу, желают выразиться более вежливо, к форме 1-го лица множественного числа прибавляется окончание -те: Приступимте скорей к делу. (Т.) Форма 1-го лица множественного числа при выражении побуждений в разговорной речи может сопровождаться частицами давай, а при вежливом обращении или обращении к нескольким лицам – давайте: Давай улетим. (П.) Давайте поедем. (Ч.)

б) Третье лицо единственного и множественного числа настоящего или будущего времени с частицей пусть (пускай), иногда в сопровождении слов его, ее, их. употребляется при выражении распоряжения или дозволения: 1) Пусть дети сами уберут свой класс к празднику! 2) Пусть ребята повеселятся! С частицей да эта форма выражает пожелание (имеет добавочное значение торжественности): да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.)

Примечания. 1. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени с частицами вряд ли, едва ли, будто бы и некоторыми другими выражают предположение, сомнение и приближаются по своему значению к сослагательному наклонению:

I) Он как будто был тогда с нами. 2) В этом он едва ли отдавал себе отчёт. (Гонч.) 3) Отца и мать мою едва ль застанешь ты. (Л.)

2. Форма прошедшего времени совершенного вида (а от некоторых глаголов и несовершенного вида), соединяясь с частицей было, обозначает, что действие началось или готово было начаться, но не осуществилось: I) Я бросился было к нему на помощь. (Т.) 2) Я было хотела бежать, но было поздно. (Л.)

§ 240. Неопределённая форма в значении разных наклонений.

Неопределённая форма в роли сказуемого употребляется в значении любого наклонения: а) изъявительного: Он как закричит, а я –бежать; б) повелительного: Смирно сидеть, рукавов не марать, к горшку не соваться! (Ж.); в) сослагательного (с частицей бы) при выражении желания: В деревню бы поехать! и при выражении возможности действия: Быть бы большой ссоре, если бы отец не вмешался.

Неопределённая форма, употреблённая в значении повелительного наклонения с побудительной интонацией, обозначает приказание в самой резкой, категорической форме: Молчать! Встать! и т. п.

Формы времени показывают отношение времени действия к моменту речи.

Настоящее время обозначает, что действие совершается в момент речи о нём: читаю, пишу, удаляю и т. д.; прошедшее – что действие происходило или произошло до начала речи о нём: писал, написал; удалял, удалил и т. п.; будущее – что действие будет происходить или произойдёт после окончания речи о нём: буду писать, напишу. Форма будущего времени из двух слов (буду писать) образуется от глаголов несовершенного вида и называется будущим сложным; форма будущего времени из одного слова (напишу) образуется от глаголов совершенного вида и называется будущим простым.

Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (настоящее постоянное): Железо плавится , куётся или же характеризовать возможности (или способности) лица: Онпробегает стометровку за 11 секунд – в смысле: может пробежать. Такое употребление формы настоящего времени называется настоящим потенциальным.

Как уже было сказано, глаголы несовершенного вида имеют три времени; настоящее, прошедшее и будущее сложное; глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое.

Прошедшее время.

Прошедшее время, как правило, образуется от основы неопределённой формы прибавлением суффикса -л и окончаний, указывающих число, а в единственном числе и род. Эти окончания следующие:

Единственное число Множественное число

Мужск. род нулевое Одинаково

Женек, род -а для всех

Средн. род -о родов

Примеры. Неопр. ф. отправить – прош. вр. отправил, отправила , отправило , отправили ; неопр. ф. отправлять – прош.вр. отправлял, отправляла , отправляло , отправляли .

Отступление от общего правила представляют: глаголы с. основами на согласные и некоторые глаголы с суффиксом -ну-

1) У глаголов с основами на согласные (кроме основ на -д и -т ) в мужском роде отсутствует суффикс -л : нёс, пёк, мог (но: несла, несло, несли) и т. д.

2) У глаголов с основами на-г, -к , -б основа прошедшего времени одинакова но с основой неопределённой формы, а с основой 1-го лица ед. ч. настоящего времени: неопр. форма – печь, стричь, грести, наст. вр.– пеку, стригу, гребу, прош. вр. пёк., стриг, грёб.

3) У глаголов с основами на -д и -т эти звуки сохраняются в основе настоящего времени, в неопределенной форме перед -ть , они перешли в с , а в прошедшем времени перед суффиксом -л выпали; таким образом, в прошедшем времени глагол имеет особую основу: неопр. форма – вести, плести; наст. вр.– веду, плету; прош. вр.– вёл. плёл.

4) У глаголов умереть, тереть, переть, простереть в неопределённой форме основа с полногласием, в прошедшем времени основа без полногласия: неопр. форма – умереть, тереть; прош. вр.– умер, тёр.

5) Глаголы с суффиксом -ну -, обозначающие состояние: мёрзнуть, дрогнуть, сохнуть, зябнуть, вянуть, исчезнуть и др., образуют прошедшее время без суффикса -ну -: мёрз, дрог, сох, зяб, вял, исчез и т. п., однако у многих глаголов этогожеразряда, особенно бесприставочных, известны формы прошедшего времени с суффиксом -ну -: блёкнул, глохнул, меркнул и др.

6) От глагола расти прошедшее время рос – росла – росло – росли; от глагола клясть–клял (наст. вр. кляну).

7) Глагол идти (и производные от него) образует прошедшее время от другого корня: идти – шёл. уйти – ушел и т. п.

Так как прошедшее время, как правило, образуется от неопределённой формы, то перед суффиксом -л надо писать ту же гласную, что и в основе неопределённой формы перед-ть: виде ть – виде л, обиде ть – обиде л, зависе ть – зависе л, ненавиде ть – ненавиде л, слыша ть – слыша л, вороча ться–вороча лся, сея ть–сея л, рея ть–рея л, тая ть– тая л, лая ть – лая л, чуя ть – чуя л, лелея ть – лелея л, кая ться – кая лся, надея ться – надея лся, затея ть – затея л.

В глаголах шёл, счёл, жёг под ударением пишется ё . В глаголах тряс, запряг пишетсяя; произношение на месте я – [о] : [тр"ос], (запр"ок] – является устарелым.

Выше были упомянуты три значения настоящего времени: 1) настоящее в собственном смысле этого слова:Дождь идет; 2) настоящее постоянное: Рыбы дышат жабрами; 3) настоящее потенциальное: Мальчик уже читает. Кроме того, форма настоящего времени может употребляться: 4) для обозначения будущих фактов, когда хотят выразить уверенность в их осуществлении или готовность их осуществить: Ирина (вздрагивает). Меня как-то всё пугает сегодня (пауза). У меня уже всё готово, я после обеда отправляю свои вещи. Мы с бароном завтра венчаемся , завтра же уезжаем на кирпичный завод, и послезавтра я уже в школе, начинается новая жизнь. (Ч.) 5) Для обозначения прошедших фактов, когда хотят представить их наглядно, как бы совершающимися сейчас, перед нашими глазами (настоящее историческое), например: И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскаленным, стеной живою отражённым, над падшим строем свежий строй штыкисмыкает. Тяжкой тучей отряды конницы летучей, браздами, саблями явуча, сшибаясь,рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, шары чугунные повсюду меж нимипрыгают, разят, прахроют и в кровишипят. Швед, русский –колет, рубит, режет. (П.)

Форма будущего простого времени употребляется не только для обозначения действия, которое произойдёт после окончания речи; в контексте она может получать и другие значения. Укажем некоторые из них.

1) Форма будущего простого может получать значение настоящего времени:

а) когда она, стоя в одном ряду с формами настоящего времени, рисует в рассказе короткие, недлительные действия, быстро сменяющие друг друга: И бубен свой берёт невеста молодая. И вот она, одной рукой кружа его над головой, то вдруг помчится легче птицы, тоостановится – глядит, и влажный взор ее блестит из-под завистливой ресницы (Л.);

б) когда в сочетании с отрицанием она указывает на полное, отсутствие действия, которое не проявляется даже на мгновение: Тишина. Нешевельнется ни один лист (Ч.);

в) когда ею показывается ограниченная возможность или (с отрицанием) полное отсутствие возможности действия в настоящем времени: Живём в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю (Остр.); т. е, можем увидеться. Словечка в простоте не скажут – всё с ужимкой (Гр.), т.е. не могут сказать.

2) Как и форма настоящего времени («настоящее историческое»), форма будущего простого времени употребляется в рассказе о прошлом, чтобы представить прошлое более картинно, наглядно, в следующих случаях:

а) когда рисуются действия недлительные, короткие, сменяющие друг друга (сопоставьте с пунктом 1, а): Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностьюплеснёт большая рыба, и прибрежный тростник слабозашумит, едва поколебленный набежавшей волной (Т.);

б) когда (с отрицанием) показывается полное отсутствие действия, которое не проявилось даже в слабой форме (сопоставьте с пунктом 1, б): Всё было тихо, волна не подымется, листокне шелохнется (А.); .

в) когда в соединении с частицей как форма будущего простого служит для обозначения мгновенного и внезапного действия: Подал ей Жилин назад кувшин. Как онапрыгнет прочь, как коза какая. (Л. Т.)

3) Подобно формам настоящего времени форма будущего простого может обозначать действие как постоянное свойство предмета:Как аукнется – так иоткликнется. (Посл.) Старый человек на ветер словане бросит.

Форма прошедшего времени совершенного вида может употребляться в значении будущего времени, когда хотят представить будущее действие как уже осуществлённое, чтобы подчеркнуть полную готовность его совершить: Бери кулёк, догоняй, а я на рынокпошел (уходит). (Остр.)

| следующая лекция ==>
  • F. Формы прошедшего времени. Перепишите, заполнив пропуски предложенными в скобках глаголами в форме Past Simple или Past Perfect
  • I Определите значения следующих слов по сходству с однокоренными
  • I этап реформы банковской системы (подготовительный)приходится на 1988–1990 гг
  • I. Гипотеза – часть нормы, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма

  • Поиск на сайте:

    Вид это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия: решить решать.

    Все глаголы в любой форме имеют значение вида, следовательно, эта категория универсальная. Категория вида бинарна: её составляют глаголы двух видов: совершенного (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного (отвечают на вопрос что делать?).

    Вид это специфическая категория русского и других славянских языков, одна из сложных категорий грамматики, которую изучает специальный раздел грамматики аспектология . Частные значения глаголов обоих видов разнообразны: значение завершенности (сказать), значение однократного действия (крикнуть), значение неопределённой длительности действия (кричать) и др.

    Все эти частные значения могут быть сведены к более общим: действие без указания на его внутренний предел (глаголы несовершенного вида) и действие с указанием на его внутренний предел (глаголы совершенного вида).

    Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы (делать делал делаю буду делать) , они имеют полный набор временных форм причастий. У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (сделать сделал сделаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного вида никогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.) , и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др.

    Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Два глагола тождественные по своему лексическому значению, но различающиеся грамматическим значением совершенного и несовершенного вида объединяются видовую пару : писать написать, делать сделать.

    Наиболее распространённым способом видообразования является суффиксальный.

    Глаголы несовершенного видаобразуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ива-, -ыва- (подклеить подклеивать, расспросить расспрашивать ), -ва-, -а-(-я) (дать давать, запеть запевать, решить решать, спасти спасать).

    Глаголы совершенного видаобразуются отглаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ну- и -ану- : (толкать толкнуть, колоть кольнуть, сыпать сыпануть) , приставок за-, на-, из-, с-, про-, о-, вы-, по-, раз- и др. (конспектировать законспектировать, писать написать, печь испечь, делать сделать, читать прочитать, слабеть ослабеть, лечить вылечить, стро­ить построить и т. д.).

    Но чаще всего приставки не только изменяют грамматическое значение вида, но и придают глаголу новое лексическое значение, такие глаголы не образуют видовой пары: чи­тать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.

    Глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: вырезАть вЫрезать, насыпАть насЫпать.

    В некоторых случаях члены видовой пары могут выражаться глаголами с разными основами: брать взять, искать найти, говорить сказать.

    Далеко не все глаголы в русском языке могут образовывать видовые пары. Различия между глаголами, составляющими видовую пару должны сводиться лишь к разнице на указание внутреннего предела

    Глаголы, которым свойственны значения только совершенного или только несовершенного вида, называются одновидовыми. Чаще всего это глаголы с ярко выраженным способом глагольного действия: быть, существовать, являться (несовершенный вид), сказануть, крикнуть, встрепенуться, поспать (совершенный вид)

    Двувидовые глаголы посредством одной и той же формы выражают значения совершенного и несовершенного вида. Эти глаголы занимают особое место в видовой системе русского языка. Обратим внимание, важно не путать двувидовые глаголы с глаголами, имеющими видовые пары.

    К двувидовым глаголам относятся: глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): адресовать, организовать, конфисковать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): бежать, обещать, венчать, обещать, даровать, ранил и др.

    Чаще всего двувидовость глаголов проявляется в формах прошедшего времени и инфинитива, но иногда не различаются и формы настоящего и будущего времени (казню, женю) . Значение того или другого вида выявляется в контексте. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

    Остались вопросы? Не знаете, как определить вид глагола?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
    Первый урок – бесплатно!

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Вид глагола – категория, которая выражает различия в протекании действия. Эта категория различает глаголы несовершенного вида (отвечают на вопрос Что делать?: полетать) и глаголы совершенного вида (отвечают на вопрос Что сделать?: прилететь).

    Переходность глагола характеризуется по сочетаемости с винительным падежом без предлога: читать книгу, смотреть фильм; непереходность глагола характеризуется несочетаемостью с винительным падежом без предлога: болеть корью.

    Особую группу составляют возвратные глаголы, которые обозначены суффиксом -ся: держаться, смеяться.

    Залог глагола – это категория выражает отношения между субъектом и объектом действия. Глаголы действительного залога – глаголы, при которых подлежащее называет действующее лицо: папа ест яблоко; глаголы страдательного залога выступают в пассивной конструкции, когда дополнение становится объектом действия: дверь открылась ключом.

    Изъявительное – выражает действие, которое существовало, существует и будет существовать: поехал, смотрит. В этом наклонении глаголы имеют формы времени (настоящего, прошедшего и будущего), лица (1, 2 и 3) и числа.

    Условное или сослагательное наклонение – действие реально не существует, оно является лишь возможным или желаемым: почитал бы. Оно образуется при помощи глагола в прошедшем времени и условной частички бы.

    Повелительное наклонение – выражает просьбу, приказ или запрет, не является реальным. Образуется способом прибавления к основе настоящего времени окончания -и: принеси, подай; окончания -те: возьмите, говорите; прибавлением частиц пусть, пускай: пусть сходит, пускай уйдет.

    Время – категория, которая выражает отношение действия к моменту речи. Выделяется три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Время глагола тесно связано с категорией вида: НСВ – продавать – продавал – буду продавать; СВ – продал – продам.

    В предложении глагол может быть:

    Простым глагольным сказуемым: Саша встал рано.
    Сложным глагольным сказуемым: Она захотела спать.
    Несогласованным определением: мысль уйти не радовала меня.
    Безличные глаголы
    В русском языке есть глаголы, которые обозначают действие без деятеля (лица), поэтому они называются безличными. Предложения с такими глаголами тоже называются безличными: В ушах звенит. На улице теплеет. Смеркается.

    Понятие об ССЦ

    Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – это группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу. Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами:

    Лексическими (повторение в последующем предложении отдельных слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, местоименных наречий затем, потом, тогда, там, так и др., выполняющих функцию особых скреп),

    Морфологическими (соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых в объединяемых предложениях),

    Синтаксическими (порядок слов и предложений, союзы зато, однако, так что и многие другие, употребленные в присоединительном значении, параллелизм построения), - ритмомелодическими (интонация частей и целого),

    Стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо).

    Примером сложного синтаксического целого, в котором использованы разные средства объединения самостоятельных предложений, может служить следующий отрывок из “Хаджи-Мурата” Л. Н. Толстого: “Когда на другой день Хаджи-Мурат явился к Воронцову, приемная князя была полна народу. Тут бил и вчерашний генерал е щетинистыми усами, в полной форме и в орденах, приехавший откланяться; тут был и полковой командир, которому угрожали судом за злоупотребления по продовольствию полка. Тут был армянин-богач, покровительствуемый доктором Андреевским, который держал на откупе водку и теперь хлопотал о возобновлении контракта. Тут была, вся в черном, вдова убитого офицера, приехавшая просить о пенсии или о помещении детей на казенный счет. Тут был и разорившийся грузинский князь в великолепном грузинском костюме, выхлопатывавший себе упраздненное церковное поместье. Тут был пристав с большим свертком, в котором был проект о новом способе покорения Кавказа. Тут был один хан, явившийся только затем, чтобы рассказать дома, что он был у князя. Все дожидались очереди и один за другим были вводимы красивым белокурым юношей-адъютантом в кабинет князя.

    Какие смысловые типы текстов можно выделить

    Различают три основных смысловых типа текстов:

    · повествование – такой текст, в котором в основу содержания положены события, действия. Содержание таких текстов позволяет отвечать на вопросы: что делает герой (предмет)? Что делал он раньше? Что случилось потом? Как правило, в текстах-повествованиях в большом количестве представлены глаголы .

    · Описание – текст, отвечающий на вопросы: какой предмет, герой и т.п.? Как делается? Ведущими частями речи для текстов-описаний являются прилагательные и наречия , позволяющие описывать предметы, действия, события, давать характеристики.

    · Рассуждение позволяет аргументировано доказать мысль, обосновать точку зрения, поэтому более других типов текстов обладает оценочным значением, модальностью. Как правило, текст-рассуждение строится по схеме: тезис (мысль, которая утверждается автором) – аргументы (доказательства, примеры, иллюстрации, приводимые в подтверждение правильности мысли автора) – вывод.

    План. Виды плана

    План – это необходимый этап работы над текстом, соотнесенность содержания речи (устной и письменной) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей.

    Планы бывают простые и сложные.

    Простой план состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями.

    План может быть тезисным то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста

    Сложный план представляет собой более совершенную систему которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное представление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты в которых тема раскрывается более детально.

    Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать?

    Основные признаки причастия

    А) Общее грамматическое значение Примеры
    Это значение признака предмета по действию. Думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый.
    Б) Морфологические признаки Примеры
    Сочетание в одном слове признаков глагола и прилагательного.
    Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
    • переходность,
    • возвратность,
    • время.
    В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) – думающий, думавший; подумать (совершенный вид) – подумавший .
    Причастия имеют следующие признаки прилагательных:
    · причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме); Бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие.
    · причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже; Потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени.
    · страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы. Допитый – допит; потерянный – потерян.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого. Ср.: Увлечённые, мы позабыли обо всём; Всё вокругказалось погружённым в задумчивость.
    Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого. Книга раскрыта на восьмой странице.
    Полные причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

    1)Деепричастие - это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав? Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, вас также заинтересует причастный оборот с примерами. Правило. При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

    Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

    · Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

    · Она ушла, не закрыв за собой дверь.

    · Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

    · Гусь, увидя детей, улетел.

    · Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

    2)Текст может состоять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собой по смыслу и грамматически – формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, синонимами, конструкциями предложений.
    Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац.
    Слово абзац имеет два значения:
    1) отступ в начале строки, красная строка;
    2) часть текста между двумя отступами.
    Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.
    Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.
    Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Последующие предложения – комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
    Таким образом, абзац состоит из абзацного зачина (основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения)
    Основные фразы абзацев (абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.
    Как вы заметили, с абзаца нередко пишется прямая речь (диалог), а также текст, следующий за нею (за ним).
    Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.

    3)Одноро́дныечле́ныпредложе́ния - главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся синтонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки зрения или важнее для говорящего .

    Присутствие однородных членов осложняет простое предложение. Отмечается также, что значительная часть предложений, осложнённых однородными членами, может быть представлена как результат «сочинительного сокращения» ряда самостоятельных предложений или сложносочинённого предложения: рус. Миша вышел погулять, и Маша вышла погулять - Миша и Маша вышли погулять [

    4)Микротема-это наименьшая составная часть общей темы текста.

    Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.
    Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.