Как определить невозвратный глагол. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке
В глаголах русского языка присутствуют морфологические непостоянные и постоянные некоторые признаки. К одному из них относятся возвратные и невозвратные виды глаголов. Невозвратные глаголы, равно как и возвратные, несут в себе присутствие либо отсутствие специальных возвратных словообразовательных постфиксов — -сь и -ся. Попробуем разобраться, что это такое и как такие глаголы применяют.
Возвратность глаголов
Возвратность глаголов представляет собой грамматическую категорию, которая будет указывать на направленность либо ненаправленность определяемого этим глаголом определенного состояния, либо действия на какой-то субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке являются спрягаемыми формами, которые различаются наличием или отсутствием постфиксов -сь и -ся (возвратных).
Что представляет собой возвратность в глаголах, можно увидеть на следующих примерах: Мальчик умылся и собрался. Мужчина разговорился с приятелем (это примеры возвратных глаголов).
Щенок поиграл с мячиком и убежал на площадку. Вечером шел ливень (это невозвратный вид глагола). Вот так и надо их различать.
Пара полезных слов
Еще раз вкратце напомним, понять, как определить невозвратный глагол, не представляет особой сложности. Он бывает переходным и непереходным, может означать некое действие, которое направлено на субъект (собирать пазл, читать книгу), состояние, определенное положение в пространстве, действие разнонаправленное и тому подобное (мечтать, сидеть, размышлять). Невозвратные глаголы не включают в свой состав постфикс -сь и -ся.
Оттенки значения
Возвратные глаголы способны выразить действие, которое будет направлено на какой-то определенный субъект (на что-то делающего, на говорящего, на смотрящего и так далее).
Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке представляется возможным обговаривать бесконечно. Приведем примеры возвратных глаголов с совершенно разными оттенками значения:
Радоваться, расстроиться, печалиться (обозначает психическое либо физическое состояние некоего субъекта);
Платье мнется, собака кусается, ветка крапивы жжется (показывает постоянное качество или свойство субъекта);
Одеваться, наедаться, обуваться, купаться (действие глаголов направлено исключительно на себя);
Хочется, желается, смеркается (здесь показано безличное действие);
Обниматься, ссориться, видеться (действие взаимно-возвратное, выполняемое несколькими людьми по их отношению друг к другу);
Прибраться, построиться, разжиться (действие косвенно-возвратного характера, которое совершается субъектом исключительно в своих интересах).
Незабываемые суффиксы у возвратных глаголов
Разберемся, что значит возвратный и невозвратный глагол.
Глаголы, находящиеся в возвратной форме, обладают суффиксами:
Ся - может быть, как после согласных букв (браться, окружаться и тому подобные), так и после окончаний (учить — учиться, сушит — сушится и тому подобные));
Сь будет стоять после гласных букв (опустилось, нарисовалось, развиднелось и так далее).
В процессе образования возвратных глаголов большое значение имеют не только суффиксы, но и приставки (читать — начитаться, пить — напиться). Кроме того, среди глаголов этого вида есть непроизводные. Именно они ни при каких обстоятельствах не употребляются без суффиксов -сь и -ся (смеяться, сражаться, нравиться).
Поскольку после возвратных глаголов местоимения в винительном падеже и имена существительные не употребляются никогда, то все они относятся к непереходным.
Отсутствие суффиксов
Невозвратные глаголы в русском языке не имеют суффиксов -сь и -ся. Они могут быть как непереходными (творить, дышать, играть), так и переходными (говорить, рисовать).
Важный момент: много возвратных глаголов способны образоваться от невозвратных, например, готовить — готовиться.
Исходя из вышесказанного, надо понимать, что для определения того, что значит возвратный и невозвратный глагол и к какому именно виду он относится, надо найти суффикс, который оказал помощь в образовании. Если суффиксы -сь (-ся) присутствуют в словах, то это возвратные глаголы. Если их нет, то невозвратные глаголы.
Ситуации, отмеченные в глаголах
Итак, мы уже знаем, что возвратные глаголы с суффиксами -сь и -ся. Они бывают как непроизводными (например, смеяться), так и образованными из переходных и непереходных глаголов (умывать — умываться).
В некоторых непереходных и образованных от них возвратных глаголах речь идет об одной и той же ситуации, например: что-то чернеется вдали и что-то чернеет вдали. Правда, в подавляющем большинстве ситуаций понять, что значит невозвратный глагол и как он выглядит «в жизни», можно, обратив внимание на то, что глаголы возвратный и невозвратный обозначают совершенно разные моменты.
В виде неплохого примера можно назвать следующее: умывать — ситуация, в которой присутствуют два участника (мама умывает свою дочку) и умываться — ситуация, в которой только один участник (девочка умывается); Петя ударил Ваню. Петя и Ваня ударились о большой камень (в обоих случаях говорится о двух мальчиках, но ситуации, в которых они являются непосредственными участниками, совершенно разные).
Здесь можно сказать о том, что сами компоненты смысла, которые привносятся в слово постфиксами -сь и -ся, являются словообразующими.
Что можно найти в грамматиках?
А отмечается там следующая информация (речь идет о нескольких значениях):
Значение средне-возвратное — веселиться, сердиться, пугаться, радоваться;
Значение активно-безобъективное — кусаться, бодаться, ругаться (употреблять ;
Значение взаимно-возвратное — ссориться, мириться, встречаться, обниматься, целоваться;
Значение собственно-возвратное — одеваться, обуваться, встречаться, пудриться;
Значение пассивно-возвратное — припоминаться, вспоминаться;
Значение косвенно-возвратное — собираться, запасаться, укладываться, упаковываться;
Значение пассивно-качественное — представляться, вспоминаться.
Возвратный глагол можно образовать, взяв в помощь -ся, что будет сочетаться с иными морфемами (перемигиваться, набегаться).
Именно с залогом будет связана возвратность (то есть в случае, при котором залог определен на морфемном уровне, возвратные глаголы, образующиеся от глаголов переходных, будут объединены в залог, который называют возвратно-средним).
Знак непереходности — это аффикс. Немногочисленными и ненормативными будут сочетания типа боюсь папу, слушаюсь старшего брата, которые можно встретить в русском языке.
Без правил — никуда
Вернемся еще к тому, что же такое невозвратный глагол. Правило гласит, что не имеющий постфикс -ся. А вот в возвратных этот постфикс присутствует. Так сложилось уже давно, что появление возвратных глаголов связывалось с местоимением -ся. Правда, первоначально оно присоединялось исключительно к переходным глаголам (например, купать + ся (то есть, себя) = купаться).
Многообразие глаголов русского языка подразделяется на разные группы.
Невозвратные глаголы, от которых происходит образование возвратных — строить + ся; встречать + ся; писать — не пишется, спать — не спится.
Невозвратные глаголы — ужинать, отвечать.
Возвратные глаголы — смеяться, сражаться, артачиться.
Из предоставленной информации можно сделать вывод: постфикс -ся в русском языке может выполнять разные функции:
Подготавливать возвратные глаголы, которые отличаются от производящих невозвратных глаголов значением в лексическом плане (прощать — прощаться);
Образовывать возвратную форму глаголов (белеться).
Надо обратить внимание на то, что кое-какие глаголы на -ся обладают синонимическим возвратным сочетанием (покрыться — покрыть себя).
Разделение глаголов на возвратные и невозвратные сложилось в русском языке совершенно безотносительно к их разделению на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Оно не совпадает ни с тем, ни с другим на сто процентов, но находится в определенной связи с категориями переходности и залога: -ся представляет собой непереходность глагола, а вот залоговую соотносительность может предоставить только возвратная форма.
И в заключение
Поговорим еще немного о глаголах и подведем итог продуктивной беседе.
Глаголами называют слова, в которых определено значение какого-то процесса, то есть, способные выразить обозначенные ими признаки как некое действие (сказать, читать, писать), состояние (сидеть, прыгать) или становление (стареть).
Кроме форм спряжения по синтаксису, глаголы обладают несинтаксическими формами возвратности и невозвратности и формой вида. По тому, как с их помощью выражаются несинтаксические формальные значения, глаголы можно подразделить на грамматические разряды, которые находятся в некоем соотношении друг к другу.
Зависимость подразделения глаголов на невозвратные и возвратные находится в том, насколько выражено или, наоборот, не выражено у них грамматически непереходное значение процесса.
Возвратные - глаголы, в которых присутствует грамматически выраженная непереходность. Другими словами, они отлично показывают, что процесс, выражаемый ими, может быть обращен на прямой объект, который представлен существительным в винительном падеже без предлога. Примером могут послужить слова — сердиться, встречаться, мыться, стучаться, одеваться.
Невозвратные глаголы обладают некоторым отличием: у них нет никакого указания на непереходность процесса. Вот почему они могут быть и переходными: одевать (дочку), сердить (родителей), встречать (гостей), и непереходными: колошматить, стучать.
В некоторых непереходных и образованных от них возвратных глаголах речь идет об одной и той же ситуации, например: что-то чернеется вдали и что-то чернеет вдали. Правда, в подавляющем большинстве ситуаций понять, что значит невозвратный глагол и как он выглядит «в жизни», можно, обратив внимание на то, что глаголы возвратный и невозвратный обозначают совершенно разные моменты.
Разделение глаголов на возвратные и невозвратные сложилось в русском языке совершенно безотносительно к их разделению на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Оно не совпадает ни с тем, ни с другим на сто процентов, но находится в определенной связи с категориями переходности и залога: -ся представляет собой непереходность глагола, а вот залоговую соотносительность может предоставить только возвратная форма.
- Обуваться, одеваться, купаться (действие направлено на себя);
- Видеться, обняться, ссориться (взаимно-возвратное действие, которое выполняется несколькими субъектами по отношению друг к другу);
- Радоваться, печалиться, расстроиться (физическое или психическое состояние субъекта);
- Ткань мнется, кот царапается, крапива жжется (постоянное свойство, качество субъекта);
- Построиться, прибраться, разжиться (косвенно-возвратное действие, совершаемое субъектом в своих интересах);
- Хочется, смеркается (безличное действие).
Возвратность глаголов – грамматическая категория глаголов, указывающая на направленность (или ненаправленность) называемого глаголом действия или состояния на субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке – это спрягаемые формы глаголов, которые различаются наличием или отсутствием возвратных постфиксов -ся/-сь , а также по оттенкам значения.
Возвратные и невозвратные глаголы
Деление глаголов на невозвратные и возвратные установилось в русском языке безотносительно к делению глаголов на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Полностью оно не совпадает ни с тем, ни с другим, хотя связано с категориями переходности и залога: аффикс –ся является показателем непереходности глагола, а залоговую соотносительность дают лишь возвратные формы глагола.
Категория залога является одной из самых сложных проблем русской грамматики. Ученые-лингвисты по-разному определяют содержание этой категории, а потому по-разному решают вопрос о количестве залогов: одни насчитывают до 17 залогов, другие вообще отрицают наличие залогов.
Что такое возвратные и невозвратные глаголы
Все возвратные глаголы являются непереходными. Это их общее грамматическое свойство. Поэтому, как и другие непереходные глаголы (невозвратные), они не могут управлять винительным падежом существительных со значением прямого объекта и не образуют страдательных причастий.
Содержание Что такое возвратность глаголов. Возвратные глаголы Оттенки значения возвратных глаголов Образование возвратных глаголов Невозвратные глаголы Тест Что такое возвратность глаголов. Возвратность глаголов – грамматическая категория глаголов, указывающая на направленность (или ненаправленность) называемого глаголом действия или состояния на субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке – это спрягаемые формы глаголов, которые различаются наличием или отсутствием возвратных постфиксов -ся/-сь, а также по оттенкам значения.
Возвратные и невозвратные формы - 1. Варианты типа вдали белеется парус – вдали белеет парус (с возвратной и невозвратной формами глагола, имеющими одинаковое значение «быть видным своим цветом, выделяться им») различаются тем, что в возвратном глаголе указанный признак… … Справочник по правописанию и стилистике
Формы причастий - 1. Из вариантов забредший – забрёвший, приобретший – приобрёвший, приплетший – приплёвший первый используется в книжной речи, второй – в разговорной. 2. Бесприставочные глаголы с суффиксом ну типа гаснуть, мокнуть, сохнуть (см. § 172… … Справочник по правописанию и стилистике
Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке
Как правильно пожарный или пожарник? В современном русском языке слова пожарный и пожарник, обозначающие бойца пожарной охраны, являются синонимами. Прилагательное пожарный является производным от существительного пожар. Словом пожарный обозначают отряд, сигнал, шланг - всё то, что относится к тушению пожаров.
Как пишется слово поностальгировать? Написание безударных гласных в слове поностальгировать следует запомнить или сверять по орфографическому словарю. Глагол поностальгировать имеет ряд безударных гласных в корне слова. Ударным является суффикс глагола: В своем образовании этот глагол прошел ряд ступеней: ностальгия - ностальгировать - поностальгировать.
Что такое значимые части и как определить возвратный или невозвратный глагол
Разберемся, что такое значимые части глаголов? Все просто, это все составляющие его морфемы. Одними из таких важных частичек любого глагола будут суффиксы: СЯ, СЬ, ТЬ, ЧЬ, Л ; а также основы: инфинитива, настоящего времени. (ПлескатьСЯ – маятьСЯ, СадилиСЬ – толпилиСЬ, ПиТЬ – плакаТЬ, ЛеЧЬ – перетеЧЬ, ПодудеЛ – полизаЛ; говорить – говори, плевать – плева- – основа инфинитива; несут – нес, рисуют – рисуj – основа настоящего времени).
Даны два слова: бежать и прогуляться. Производим разбор по составу . 1-й гл.: беж- – корень; -ать – окончание, суффиксов СЬ и СЯ в наличии нет. 2-й гл.: про- – приставка; гул-корень; -ять – окончание; -ся – постфикс (который и говорит о возвратности). Также все невозвратные являются как переходными, так и непереходными, а их «собратья» – только непереходными.
Что такое невозвратный и возвратный
С момента вступления в силу новых поправок пассажиры познакомились с новым термином – «невозвратные билеты», на которые цены снижены (прим. – по внутренним направлениям) почти на ¼. Сдать такой билет перед вылетом у вас не получится – ведь, скорее всего, реализовать его авиакомпания просто не успеет, что означает пустующее место в самолете и убытки для перевозчика.
Не всегда жизнь идет по плану. Нередки случаи, когда она вносит собственные коррективы в запланированные события, а то и бьет по карману. Например, когда приходится отменять полет, имея на руках невозвратные билеты. С одной стороны – такие билеты гораздо выгоднее, с другой – сдать их обратно при «форс-мажоре» невозможно.
Морфология русского литературного языка*
В зависимости от наличия или отсутствия у глаголов грамматических признаков, указывающих на непереходность процесса, глаголы в русском языке делятся на два разряда: глаголы возвратные и невозвратные. Иначе говоря, подразделение глаголов на возвратные и невозвратные определяется тем, указано или нет самой формой глагола, что обозначаемый им процесс не обращен, не направлен на прямой объект, который выражается существительными в вин. пад. без предлога.
Страдательное значение, обозначающее, что действие обращено со стороны какого-либо действующего лица на определяемый глаголом предмет, который, таким образом, является объектом действия. С таким значением возвратные глаголы употребляются преимущественно при неодушевленных существительных, причем действующее лицо в этом случае выражается одушевленными существительными в творительном падеже: дом красится малярами, паровоз управляется машинистом, задача решается учениками, модель проектируется инженерами и т.д. Следует, однако, заметить, что подобного рода обороты с творительным падежом действующего лица представляют собой довольно искусственные книжные образования и сравнительно мало употребительны. Более обычно употребление возвратных глаголов в страдательном значении без указания на производителя действия, в отвлечении от него: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, Полы моются раз в неделю, Строятся новые города и др., но в этом случае страдательное значение не так ярко выявлено и может быть вовсе утрачено, ср.: Задача решается учениками и Задача решается (может быть решена), Белье стирается прачкой и Белье плохо стирается (не становится чистым, белым) и т.д.
Что нужно знать о возвратных и невозвратных авиабилетах
Стоимость возвратных билетов всегда выше. К примеру, чтобы забронировать в «Аэрофлоте» перелет из Москвы в Рим на 11 августа по невозвратному тарифу, придется заплатить 14 890 рублей. Для сравнения, у авиакомпании существует два возвратных тарифа – «Эконом оптимум» стоимостью 18 155 рублей (причем за возврат удержат 70 евро) и «Эконом премиум» стоимостью 22 640 рублей (в этом случае возврат и обмен будут бесплатными).
После начала действия изменений в Воздушный кодекс ввели так называемые невозвратные билеты. Власти полагали, что нововведения создадут благоприятную почву для развития в России лоукостеров. Однако все перевозчики сделали невозвратными самые дешевые авиабилеты. Кроме того, тарифы на рынке стали более гибкими – появились не только невозвратные и необменные билеты, но и предусматривающие перелет без багажа. В результате летать по внутренним направлениям стало примерно на 25% дешевле.
Возвратными называются глаголы на -ся. Они могут быть непроиз- водными, reflexiva tantum (бояться, смеяться), и образованными как от непереходных, так и переходных глаголов (торговать - торговаться, умывать - умываться).
Некоторые непереходные и образованные от них возвратные глаголы могут обозначать одну и ту же ситуацию (Что-то чернеет вдали и Что-то чернеется вдали). Но в большинстве случаев возвратный и невозвратный глаголы называют разные ситуа- ции, например, торговать означает "продавать что-нибудь", а торговаться - "стремиться купить подешевле", умывать называет си- туацию с двумя участниками (Мать умывает девочку), а умываться - ситуацию с одним участником (Девочка умывается); в предложениях Миша ударил Колю и Миша и Коля ударились о дерево речь идет о двух мальчиках, но ситуации, участниками которых они являются, неодина- ковы. В связи с этим компоненты смысла (кроме значения страдательно- го залога), привносимые в слово постфиксом -ся, считаются словообра- зующими. -Ся - многозначный аффикс (А. А. Шахматов насчитывал у него 12 значений). В грамматиках чаще всего отмечаются следующие:
1) собственно-возвратное значение: умываться, одеваться, обувать- ся, разуваться, причесываться, пудриться, румяниться;
2) взаимно-возвратное значение: обниматься, ругаться, ссориться, целоваться, мириться, переписываться, встречаться;
3) средне-возвратное значение: восхищаться, гневаться, сердиться, веселиться, радоваться, ужасаться, пугаться;
4) косвенно-возвратное значение: укладываться, собираться, упако- вываться, строиться, запасаться;
5) активно-безобъектное значение: бодаться, плеваться, ругаться (произносить нецензурные слова), кусаться;
6) пассивно-качественное значение: гнуться, рваться, нагреваться, охлаждаться, расширяться, сужаться, стираться;
7) пассивно-возвратное значение: вспоминаться, припоминаться, представляться (= казаться).
Возвратный глагол может быть образован при помощи -ся в соче- тании с другими морфемами (набегаться, умаяться, перемигиваться).
Возвратность связана с залогом (когда залог определяется на мор- фемном уровне, возвратные глаголы, образованные от переходных гла- голов, объединяются в так называемый возвратно-средний залог). Аф- фикс -ся является знаком непереходности. Встречающиеся в разговор- ном языке сочетания вроде боюсь мать, слушаюсь бабушку ненорматив- ны и немногочисленны.
Рабочий лист.
Ф.И. _________________________________________
Возвратные и невозвратные глагол.
Помните: в
русском языке
в возвратных глаголах после гласного употребляется -сь, а после согласного -ся: нестись, учиться. Суффикс
–ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.
1. Прочитав стихотворение, подчеркните возвратные глаголы.
Муха в гости собиралась
Ехать очень далеко.
Умывалась,
Одевалась,
Волновалась, Завивалась, Перед зеркалом металась, Зазевалась... И упала в молоко.
2. Выпишите глаголы с суффиксом -ся (-съ) и обозначьте его. Как называются такие глаголы?
Стучаться, опускаться, чернеть, удивлять, сооружать, руководствоваться.
_________________________________________________________________________________
3. Выпишите из басни
И. Крылова
возвратные
глаголы.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Исправьте ошибки нерадивых учеников.
1. Я учуся в седьмом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.
Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть - мыться, бранить - браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.
5. Образуйте возвратные глаголы.
Сердить- __________________, греть- _____________________, увлекать- _________________, успокоить- _________________, обрадовать- _______________, обнять- _____________________, плакать- ________________, причёсывать- ___________________, застёгивать- ____________________.
6. Замените одним словом.
Приветствовать друг друга при встрече().
Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение().
Давать согласие().
Собирать перед поездкой вещи().
Допускать ошибку().
Проявлять интерес к чему-либо().
Чувствовать обиду().
Уплатить полностью, сколько следует().
7. Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.
Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать следующей остановки. Сестра подружила с соседкой.
Проект урока-исследования в 5 классе по теме «Возвратные и невозвратные глаголы». (Программа и УМК С.И. Львовой, В.В.Львова)
Цели урока: дать общее представление о понятии «Возвратные и невозвратные глаголы»; организовать исследовательскую деятельность школьников при освоении данной учебной темы.
Задачи урока:
Формировать умение находить и дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы в тексте;
Учить различать разнообразие оттенков лексического значения возвратных глаголов и правильно употреблять их в речи;
Развивать навыки исследовательской работы;
Работать над совершенствованием монологической речи;
Воспитывать любовь и интерес к слову.
Оборудование урока:
Портреты В. Даля, М. Пришвина;
Словарь В. Даля (т.4)
Карточки для индивидуальных заданий;
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Вход в новую тему. (Учитель показывает портрет В. Даля и задаёт вопросы:
Знаете ли вы этого человека? Что вам о нём известно? Какую память о себе он оставил людям?).
После ответов детей учитель делает обобщение – переходит к изучению нового: В. Даль - писатель, учёный - лексикограф, посвятивший всю свою жизнь слову. Он собирал и исследовал слова родного языка, восхищаясь их красотой и мудростью. Мы тоже сегодня займёмся постижением загадок, скрытых в привычных словах. А тема урока будет проблемой нашего исследования.
3. Оформление записи в тетради.
4. Работа с ключевым словом урока исследовать: учащиеся должны определить часть речи, форму глагола и доказать правильность суждения; подобрать синонимы; найти и объяснить орфограммы.
Вывод-установка учителя: ваши ответы говорят о том, что вы готовы погрузиться в слово, то есть исследовать его свойства.
5. Составление плана исследования. Страница тетради разбивается на три колонки.
Знаю Хочу знать Узнал
В них ребята записывают соответствующую графе информацию.
В нашем случае в графе «Знаю» дети записали:
возвратность-невозвратность-постоянный признак глагола; у возвратных глаголов есть суффикс – ся; суффикс – ся – ещё называют постфиксом.
В графе «Хочу знать» :
Почему эти глаголы называются возвратными? Что они обозначают? Как различить возвратные и невозвратные глаголы?
Графа «Узнал» заполнялась по ходу урока.
6.Работа с учебником. Параграф № 70, стр. 139. Возвратные и невозвратные глаголы (теоретический материал):
Возвратными называются глаголы с возвратным суффиксом -ся (-сь) на конце: наслаждаться, запастись. Глаголы без -ся (-сь) всегда называются невозвратными.
Суффикс -ся (-сь) всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола:
стричься – стригусь – стрижёшься – стригутся – стриглись и т. д.
Задание учащимся : прочтите самостоятельно содержание параграфа и отметьте + вопросы, на которые получили ответ.
(После самостоятельного анализа темы учащиеся рассказывают, что они знают теперь о возвратных и невозвратных глаголах ).
7.Первичное закрепление: в тексте упражнения № 902 учащиеся должны найти и выписать по пять возвратных и невозвратных глаголов, а затем добавить по 3-5 своих примеров.
Работа выполняется по вариантам и с последующей проверкой.
Упражнение № 902, стр. 130:
1) А в окно с_ница ломи(тся, ться) хоч_т сала поклевать и мечта_т позн_коми(тся, ться), с кем ей нынче зимовать (В. Берестов). 2) Рожь, как волны, бьё(тся, ться), гнё(тся, ться) с поля прочь куда-то рвё(тся, ться). Лист оторванный кружи(тся, ться) и уноси(тся, ться) и мчи(тся, ться). (Н. Огарев). 3) И новые друз(?)я ну обнима(тся, ться, ну целова(тся, ться), (не) знают с рад_сти, к кому и приравня(тся, ться). (И. Крылов).
8.Коллективная работа по исследованию значения возвратных глаголов (упражнение № 924).
Задание к упражнению : на основе фотоколлажа составьте предложения с глаголами расчёсывать – расчёсываться, умывать – умываться, одевать – одеваться.
Работа ведётся в парах. Уточняя значение глаголов (расчёсываться-расчёсывать себя, умываться – умывать себя, наряжаться- наряжать себя), дети приходят к выводу, что возвратные глаголы благодаря суффиксу -ся (-сь) приобретают значение действий, обращённых на себя.
Затем ученик, получивший заранее задание, рассказывает о происхождении суффикса -ся (-сь) из краткой формы местоимения себя.(см. Потиха «Исторический комментарий к урокам русского языка»).
9. Продолжение исследования (в рамках домашних самостоятельных исследований): всегда ли наш вывод правомерен? Присмотримся к словам кусается, колется, улыбается, дерётся . На кого направлены эти действия? Понятно, что не на себя. Значит, возвратный суффикс имеет и другие значения.
Послушаем ребят, которые дома провели самостоятельные наблюдения по этой проблеме.
(Выступления учащихся с результатами своих исследований. Задания и результат их выполнения смотри в приложении к уроку).
После прослушивания выступлений одноклассников дети под руководством учителя делают вывод о многозначности возвратного суффикса.
9. Коллективный анализ миниатюры М. Пришвина « Слово-звезда».
Учитель объясняет «секрет» рождения сегодняшнего урока: его содержание подсказано материалом из словаря Даля (показывает т.4 и читает оттуда выдержку, записанную также на створке доски: «Живая подвижность русских глаголов не поддаётся … школьным путам.» ). Учитель акцентирует внимание на том, что труд Даля – путеводная звезда в познании тайны родного слова. У М. Пришвина есть миниатюра «Слово-звезда». Учитель предлагает обратить внимание на портрет писателя и вдуматься в смысл им написанного. (Сначала подготовленный ученик читает миниатюру наизусть, затем ребята сами вчитываются и вдумываются в её содержание и отвечают на вопрос к упражнению № 923).
Упражнение 923. (Это сочинение-миниатюра).
Слово-звезда
В каждой душе слово ж_вёт, горит, светится, как зв_зда на небе, и, как звезда, пог_сает, когда оно, закончив свой жизненный путь, сл_тит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей зв_зды, летит к человеку, на его путях в пр_странстве и времени. Бывает, погасшая зв_зда для людей на земле г_рит ещё тыс_чи лет. Человека того нет, а слово остаётся и л_тит из пок_ления в пок_ление, как свет угасшей звезды во Вс_ленной. (М. Пришвин).
10.Подведение итогов урока: узнали ли вы на уроке то, что хотели? Выполнили ли вы свой план исследования?
Выставление оценок за работу на уроке.
11.Домашнее задание на выбор:
Упражнение № 923 (1. Учащиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Проводят морфологический разбор возвратных глаголов. 2). Письменно объясняют, как они понимают смысл названия этой миниатюры).
Упражнение № 925 – исследование по теме «Почему в одних словах пишется -ся, а в других - сь?».
Упражнение № 925. Образуйте словосочетания со значением «действие – предмет», используя вопросы в скобках. Определите падеж имён существительных, переходность/непереходность глаголов.
Обидеть (кого?), обидеться (на кого); признать (что?), признаться (в чём?); решить (что?), решиться (на что?); бросать (кого? что?), бросаться (на кого?).
Приложения к уроку.
Результаты исследований значений возвратного суффикса.
Работа Чистяковой Риты:
Я сравнила значение словосочетаний: ссыпаю крупу- крупа сыплется, лью воду- вода льётся, разбил чашку- чашка разбилась-и поняла, что глаголы в первом случае обозначают действия, которые кто-то совершает, а во втором случае эти действия происходят сами по себе. Новое значение появляется вместе с суффиксом -ся.
Работа Фуражниковой Кристины.
Я наблюдала за глаголами, входящими в словосочетания: железо куётся, хлеб молотится, одежда шьётся, суп варится, свитер вяжется – и увидела, что общее значение этих глаголов в том, что они обозначают действия, которые кто-то производит. Например, железо куётся кузнецом, одежда шьётся мамой, суп варится хозяйкой, свитер вяжется бабушкой. Это значение придаёт глаголам суффикс -ся.
Работа Константиновой Лены.
Я исследовала глаголы бороться, целоваться, обниматься, подружиться и узнала, что они особые. Один человек не может совершать эти действия, а несколько могут. Значит, эти глаголы обозначают такие действия, которые совершаются несколькими лицами. Я думаю, это значение в слово вносит
суффикс -ся.
Работа Гришиной Лены.
Мы все знаем, что -ся – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Но всегда ли это так? После своих наблюдений я убедилась, что не всегда.
Например, молит и молится, бранит и бранится. В этих словах суффикс не меняет значение слова.
А в других - меняет. Сравним: рву и рвется, пишу и пишется. С прибавлением возвратного суффикса появляется значение « действие происходит само по себе».
Иногда это значение может измениться полностью. Например, плакать - это лить слёзы, а плакаться-жаловаться. Или сбывать - это продавать товар, а сбываться могут мечты.
Дидактическое сопровождение урока
Прочитай и сравни словосочетания
ссыпаю крупу - крупа сыплется
лью воду - вода льётся
разбил чашку – чашка разбилась
Подумай и ответь на вопросы:
чем отличаются действия, обозначенные глаголами первого
столбика от действий, выраженных глаголами второго столбика?
благодаря какой морфеме появляется это значение?
Можно ли подобрать ещё подобные примеры?
Прочитай словосочетания, ответь на вопросы и сделай вывод.
Что общего в значениях глаголов, входящих в данные словосочетания?
Какая морфема вносит в слова это значение?
железо куются, хлеб молотится, одежда шьётся,суп варится, свитер вяжется
Прочитай глаголы определи, в чём особенность действий, которые они обозначают?
Какая морфема вносит в слова это значение? Докажи свою точку зрения.
бороться, целоваться, обниматься, подружиться
СЯ – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Всегда ли это так? Сравни пары глаголов и сделай вывод.
молит – молится, бранит – бранится
рву – рвётся, пишу – пишется
плакать – плакаться, сбывать – сбываться