Хадж – ежегодный конгресс мусульман всего мира. Введение


Ежегодно, в священный месяц Зуль-хиджа, мусульмане всего мира стремятся совершить паломничество в Мекку. Это событие считается главным из пяти столпов исламской культуры и может быть большим – хадж, или малым – умра. Далеко не всякий мусульманин способен осуществить путешествие во славу Аллаха, так как для этого требуется хорошее здоровье, стабильное финансовое положение, четкое намерение, понимание смысла и цели. Знакомство с видами паломнических туров, правилами и особенностями поведения помогут правильно подготовиться и выполнить важнейший долг истинно верующего человека.

История появления

Традиция паломничества мусульман в Мекку ведется со времен Адама и Хавы. После изгнания из Рая они были прощены Всевышним и возвели молельный дом для религиозных обрядов. Храм находился на месте нынешней Каабы, но был разрушен во время Всемирного потопа.

Святыня требовала восстановления. По окончании потопа Всевышний велел пророку Ибрахиму с семьей идти по указанному пути, который привел странников в Мекку. На том же месте была построена новая Кааба. Возвели ее Ибрахим с сыном Исмаилом. Их пример вдохновил мусульман на совершение подобного богоугодного деяния – хаджа в Мекку и посещения святых мест.

Со временем интерес к паломничеству у мусульман стал угасать. Вновь пробудил его пророк Муххамед. Он напомнил верующим о главной сути ритуала, призвал к единению с Аллахом, поклонению и отказу от гордыни, миру и спокойствию.

Истинный смысл пути в Мекку

В религиозной жизни мусульман существует пять основных заповедей или столпов, соблюдение которых закреплено верой во Всевышнего и глубоко укоренившимися традициями:

  • шахад – нет Бога, кроме Аллаха, всякое намерение, действие, молитва начинаются с Его имени;
  • салят – пять ежедневных молитв, совершаемых в определенное время по установленному порядку;
  • закят – ежегодный налог для духовного очищения в пользу бедных или на развитие исламских проектов и традиций;
  • сыям – пост в священный месяц Рамадан, послабления допускаются для детей, беременных женщин, больных и немощных;
  • хадж в Мекку – главная цель, к которой нужно стремиться, но лишь праведным путем и выполняя остальные заповеди.

Хадж – это не просто путешествие, а путь с конкретной целью. Каждый правоверный мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен хотя бы единожды совершить паломничество в Мекку. Но прежде – определить свое намерение, основанное на вере и личных убеждениях. Аллах допускает несколько возможностей:

  • покорность и смирение – выражается в отказе от роскоши и мирской суеты;
  • благодарность за то, что Аллах даровал две милости – здоровье и финансовое благополучие;
  • единение душ – социальные, расовые и другие различия не имеют значения на жизненном пути;
  • единобожие – любое слово, действие, мысль истинных мусульман во время паломничества посвящаются Аллаху;
  • подготовка к Судному дню – хадж в Мекку напоминает о неизбежности встречи с Всевышним, позволяет подготовиться, упорядочить мысли.

Каждый, прошедший сложный, но радостный для мусульманина путь паломничества, получает безграничную любовь Аллаха, Его одобрение, поддержку, помощь в делах.

Виды мусульманского паломничества

Знание терминологии поможет не ошибиться с выбором тура в Саудовскую Аравию, посетить все запланированные святые места и выполнить намерения в полном объеме.

Паломничество мусульман в Мекку называется хаджем, если оно происходит в определенный период, с точным соблюдением ритуалов, и завершается в праздник Курбан-байрам. Каждый год происходит смещение дат, так как лунный календарь Хиджра отличается от григорианского. Раз в 33 года появляется уникальная возможность провести хадж дважды.

Такое паломничество у мусульман считается обязательным. Иногда оно называется большим хаджем. Совершить это путешествие – главная цель истинно верующего человека, но только при наличии всех необходимых условий. Хадж умра считается малым и не является обязательным. Его можно совершать в любое время, кроме периода со дня Арафа до праздника Курбан-байрам.

Хадж и умру позволяется совместить или выполнить отдельно. Паломничество мусульман в Мекку включает три варианта – ифрад, киран, тамату. Что выбрать – зависит от финансовых возможностей и наличия свободного времени.

Ифрад – это непосредственно хадж без умры. Подходит для тех, кто ограничен во времени, но свободен финансово и имеет возможность посетить Мекку еще не раз для совершения умры или повторного хаджа.

Киран – умра и хадж, объединенные в одно событие и выполненные последовательно друг за другом. Такое паломничество выбирают люди, планирующие посетить Мекку единственный раз или готовые выдержать достаточно длительное и напряженное путешествие.

Тамату – выбор тех, кто не ограничен финансовыми и временными рамками. Умра и хадж выполняются отдельно, с перерывом и в полном объеме. У паломников есть возможность находиться в Саудовской Аравии длительное время, совмещать религиозную и светскую жизнь.

Цена каждого тура формируется индивидуально. Узнайте заранее, сколько стоит ваше путешествие и приготовьте необходимую сумму денег с запасом на личные расходы.

Программа хаджа в Мекку

Перед совершением умры или хаджа паломник должен войти в ихрам. Это и белые одежды, и особое состояние, подразумевающее определенные запреты и четкие намерения. Далее следует соблюдение обязательных ритуалов.

Для умры:

  • таваф – семикратный обход вокруг Каабы;
  • намаз – два ракаата молитвы;
  • сай – бег между холмами Сафа и Марва;
  • таксир – остригание волос и ногтей.

Завершив сай, паломники посещают святой источник Зам-зам. Они пьют воду, набирают в бутылки, пропитывают одежду. Малое паломничество в Мекку можно считать законченным. Всякий выполнивший его, не освобождается от хаджа, но получает благословение и помощь Всевышнего. Умра в месяц Рамадан приравнивается к хаджу.

Большое паломничество начинается на 8 день Зуль-хиджа. Совершив полное омовение, паломники входят в ихрам и направляются к долине Мина, что в 10 км от Каабы. Далее их путь лежит в долину Арафат, чтобы в полдень 9 дня выполнить главный обряд – предстояние на горе Милости. Ритуал длится до захода солнца. День Арафа считается главным событием хаджа.

Ночь проходит в долине Муздалиф, где собираются камни для следующего ритуала. Утром 10 Зуль-хиджа в долине Мина совершается обряд бросания камней, символизирующий изгнание дьявола. Паломники вновь состригают волосы, женщины – небольшую прядь. Затем в жертву приносится животное – овца, баран, молодой верблюд и начинается Курбан-байрам.

Совершается прощальный обход Каабы. Паломники приближаются к двери, простирают в ее сторону руку, читают молитвы с просьбами о милости и прошении грехов. С 11 по 13 день Зуль-хиджа продолжаются жертвоприношения, бросание камней в долине Мина во все три столба. В заключение присваивается почетный титул, мужчинам – хаджи, женщинам – хаджа.

Основные святыни

Паломничество мусульман в Мекку начинается с облачения в ихрам. Это можно сделать в микате, специальном месте в 4 км от Каабы, или прямо в самолете, женщины и мужчины летят раздельно. Основные события хаджа происходят в мечети Масджид аль-Харам.

Название переводится, как Запретная (Заповедная) мечеть. Здание постоянно реконструируется, расширяется, оснащается современными инженерными сооружениями. Храмовый комплекс занимает огромную территорию, где и находятся главные мусульманские святыни.

Кааба

Кубическое строение, высотой 13,1 метра – это Кааба. Второе название – священный дом, место расположения точно совпадает с магнитным центром Земли, углы четко направлены на четыре стороны света. Произнося молитву, мусульмане всего мира обращаются лицом в ее сторону, паломники имеют возможность прикоснутся к главной святыне.

Достоверно неизвестно, кто и когда возвел Каабу. Возможно, создателем был Адам, первый человек на Земле. Но постройка разрушилась во времена Великого потопа. Красивая легенда гласит, что восстановил ее пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилом по велению Всевышнего.

О Каабе кратко:

  • раньше двери храма были открыты для всех желающих;
  • сейчас попасть внутрь нельзя даже во время хаджа;
  • исключение делается два раза в год для самых почетных гостей;
  • дверь расположена на высоте 2,5 м от основания;
  • на ее изготовление было потрачено около 280 кг золота;
  • ключи находятся у рода, избранного еще пророком Мухаммедом;
  • стены укрывает черное шелковое покрывало – кисва;
  • раз в год его заменяют новым, старое режут на лоскуты и раздают паломникам.

Кааба неоднократно реставрировалась, последний раз в 1996 году. Неизменной остается кубическая форма и главная особенность святыни.

Черный камень

В восточный угол Каабы вмонтирован черный булыжник. Сейчас он облачен в серебряную оправу, так как сильно пострадал во время похищения сектой курмутидов. Историю появление этого камня и его необычный цвет описывает древнее предание.

Во время строительства пророк Ибрахим хотел отметить место, означающее начало семикратного обхода, подобного тому, что совершается в Раю вокруг небесного храма. Его сын Исмаил отправился на поиски подходящего камня.

Не найдя ничего примечательного и вернувшись, юноша увидел, что отец уже вмонтировал в стену необычный белый камень, в котором просматривались очертания Рая. Его принес Ибрахиму ангел. Чистый цвет постепенно мутнел от человеческих грехов и в результате стал черным.

Во время паломничества мусульмане стараются дотронуться до камня рукой или поцеловать его. Это не является обязательным ритуалом или целью хаджа. Так повелось с тех времен, как сам пророк Мухаммед прикоснулся к особенному булыжнику тростью.

Колодец Зам-зам

Святой источник появился для спасения жены и сына Ибрахима, оставленных им в пустыне по велению Аллаха. Всевышний не принял в жертву младенца. Когда растерянная женщина металась между холмами Сафа и Марва в поисках еды и воды, он дал ей живительную влагу.

Большое и малое паломничество в Мекку включает обязательный ритуал. Семь раз необходимо пробежать или пройти быстрым шагом от холма к холму и насладиться водой из святого источника. Она обладает поистине уникальными свойствами:

  • чистая – отсутствуют все виды органических загрязнений;
  • целебная – содержит вещество, улучшающее внутриклеточный обмен;
  • обладает антибактерицидными и противовоспалительными свойствами;
  • долго хранится без потери вкусовых и оздоровительных качеств.

Вода из колодца Зам-зам помогает только истинным мусульманам, поклоняющимся Аллаху, верящим в его могущество.

Подготовка к паломничеству

Важнейшее в исламской религии событие у некоторых случается один раз в жизни, у других чаще, но ценность от этого не умаляется. Долг всякого правоверного мусульманина – тщательно подготовиться к паломничеству в Мекку в материальном, физическом, моральном плане.

Забота о душе и теле:

  • раздайте долги, оставьте деньги на проживание семье, обеспечьте себе финансовую свободу в путешествии;
  • если есть длительные кредитные обязательства – закройте текущие и получите разрешение кредитора;
  • средства для паломничества ложны быть заработаны честным путем;
  • четко определитесь с намерением и убедитесь, что оно искреннее;
  • разрешите конфликты – отпустите обиды, попросите прощения, если виноваты;
  • обучайтесь – читайте религиозную литературу, вникайте в смысл молитв и ритуалов;
  • будьте в хорошей физической форме, заранее уделите больше внимания тренировкам на выносливость;
  • сделайте обязательную вакцинацию, необходимую для прохождения таможенного контроля;
  • выучите несколько распространенных арабских слов и фраз;
  • сделайте копии всех документов и держите их в надежном месте.

Паломничество мусульман в Мекку попадает под категорию религиозного туризма. Чтобы поездка была безопасной, обращайтесь к надежному оператору. Выбирайте тур с подходящими условиями по цене и комфорту.

Необходимо и желательно взять с собой:

  • биометрический загранпаспорт, действительный еще минимум полгода;
  • копию гражданского паспорта;
  • два цветных фото 4х6 см;
  • документ о принятии ислама;
  • маски для лица, антибактериальные салфетки или гель для рук;
  • светлую одежду из натуральных тканей, удобную обувь;
  • средства личной гигиены без парфюмерных отдушек;
  • лекарства от простуды, кишечных расстройств, аллергических реакций;
  • молитвенный коврик, спальный мешок, если планируете ночевать в палатке;
  • Коран или религиозную книгу малого формата.

Будьте готовы, паломничество в Мекку – это неизбежное столпотворение людей и возможные давки. Не подвергайтесь панике, договаривайтесь о встречах в приметных местах, носите с собой карточку паломника, адрес отеля на английском и арабском языках.

Особенности паломничества для женщин

Женщины, исповедующие ислам, могут совершать хадж и умру наравне с мужчинами. Паломничество мусульман в Мекку не разделяется по половому признаку. Но для слабого пола существуют некоторые ограничения.

Женщина моложе 45 лет может совершить первое паломничество только в сопровождении мужа или махрама, близкого совершеннолетнего родственника. Строгих требований к внешнему виду нет. Рекомендуется светлая одежда простого кроя и любая удобная обувь.

Естественные физиологические циклы не считаются препятствием для совершения паломничества. Женщинам разрешается в особые дни выполнять обязательные ритуалы, исключается только обход Каабы.

Запрещается:

  • показывать волосы;
  • касаться мужчин, даже в толпе;
  • пользоваться декоративной косметикой, парфюмерией;
  • громко разговаривать и произносить молитвы;
  • скрывать лицо и кисти рук после вхождения в ихрам.

Нельзя выщипывать брови, стричь ногти, терять волосы даже во время расчесывания. Позаботьтесь о плотной прическе, заплетите косу или соберите тугой пучок. В остальном паломничество мусульман в Мекку для мужчин и женщин практически не имеет отличий.

Препятствиями могут служить – плохое здоровье, отсутствие денег, юный возраст. Дети, путешествующие с родителями, во взрослом состоянии должны совершить хадж самостоятельно. Паломничество для мусульман в долг недопустимо. Обеспеченный, но нездоровый человек может отправить вместо себя представителя, оплатив за него расходы.

Совершить паломничество – священный долг всякого мусульманина и главный из пяти столпов ислама. Путешествуйте в Мекку вместе с «УммаТур»!

«хадж » - это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Что касается обозначенного Исламом отрезка времени для совершения хаджа, то это месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Действия, из которых состоит обряд паломничества, будут объяснены ниже.

Пророк Мухаммад говорил: «Кто совершит паломничество и при этом не обмолвится ни одним плохим [несущим негатив] словом [за время пребывания на священных землях] и не совершит греха, тот вернется [домой] подобно только что родившемуся [то есть простятся ему все ранее совершенные прегрешения]» . В полной мере понять смысл данного пророческого изречения на уровне разума и сердца человек сможет, лишь окунувшись в атмосферу паломничества, физически и духовно приблизившись к истокам Единобожия, веры, жизни и вечности.

То, что происходит с верующим после паломничества (конечно же, если в нем имелась хоть малейшая душевная живость), трудно описать словами. Это надо пережить.

Совершение хаджа было вменено в обязанность мусульманам в конце 9 г. с момента переселения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину с ниспосланием аята: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] - долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [безбожный или верующий, который имеет возможность, но не выполняет предписание Творца], то воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров. [Ему не нужны покорность или поклонение ангелов, джиннов либо людей. Это они нуждаются в Нем. Им искать пути к Нему, к Его милости и всепрощению]» (Св. Коран, 3:97). В связи с истечением периода хаджа в год ниспослания приведенного аята Пророк совершил его на следующий, десятый год по лунному календарю. И это было его единственное паломничество.

С тех пор приверженцы Ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом (Который трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем) на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.

Обязательность хаджа

Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни - неукоснительная обязанность каждого мусульманина в соответствии с вышеприведенными словами Всевышнего. Другим указанием на обязательность паломничества служат строки, обращенные к пророку Аврааму: «Объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на худощавых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли . Все это для того, чтобы (1) получили они с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые отношения, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом миров соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Творца в известные дни , (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих. А после пусть приведут себя в порядок [подстригут волосы и ногти, вымоются], исполнят обет [взятые на себя пред Богом обязательства, если были таковые] и совершат обход вокруг Каабы [так называемый «обход устремления» (таваф аль-ифада)]» (Св. Коран, 22:27-29).

Указанием Сунны на обязательность хаджа служит известное изречение Божьего посланника: «Ислам [религиозная составляющая жизни верующего] основывается на пяти столпах: свидетельстве того, что нет иного объекта поклонения, кроме Одного и Единственного Бога, и что Мухаммад - Его раб и посланник; выполнении молитвы-намаза ; выплате закята ; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» .

Ученые едины во мнении об обязательности совершения хаджа хотя бы раз в жизни. В качестве аргумента приводится следующий хадис. Абу Хурайра передал: «Обращаясь к нам с проповедью, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «О люди, Всевышний вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один из присутствующих спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Пророк молчал, пока вопрошавший не повторил свой вопрос трижды, и лишь после этого произнес: «Если бы я сказал: «да», то [совершение хаджа ежегодно] стало бы обязательным, но вам это будет не под силу [да и нет такой необходимости]» . В другом повествовании от Ибн ‘Аббаса добавлено: «Кто совершит больше одного [хаджа], то это - дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]» .

Условия, необходимые для действительности хаджа

1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.

Хадж является недействительным, если он совершается немусульманином или тем, кто психически болен, не в своем рассудке, поскольку эти категории не входят в число тех, на которых наложены какие-либо обязательства мусульманской религиозной практики.

Условия, при которых
совершение хаджа становится обязательным

Совершение хаджа становится обязательным при наличии четырех общих для всех и двух специальных, дополнительных условий, касающихся женщин:

1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.
3. Зрелость.

Посланник Аллаха произнес: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия , и умалишенного, пока не обретет здравый рассудок» . Однако если малолетний ребенок, не достигший зрелости, совершит паломничество, это записывается ему как благое деяние, но не отменяет обязательности совершения полноценного хаджа в последующем при наличии соответствующих условий.

4. Возможность совершения хаджа.

Имеется в виду материальная возможность, а также - безопасность пути. В Коране сказано: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] - долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать» (Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа

Возможна материальная протекция одного человека другому в вопросах паломничества, но принимать таковую не обязательно, наличие таковой не обязывает к отправке в хадж. Человек имеет право принять ее или же подождать обретения собственного материального достатка .

Хадж женщин

Относительно женщины действуют еще два условия.

Условие 1: сопровождение их в хадже близким родственником или мужем. В достоверном хадисе сказано: «Не разрешается [неэтично] женщине отправляться в путь, который длится три дня, не иначе как в сопровождении близкого родственника» . Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа .

Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин.

Условие 2: недопустимо для женщины совершать хадж в дни послеразводного периода (три месяца) или траура по случаю смерти мужа (четыре месяца и десять дней), во время которых она не имеет права вновь выходить замуж .

Время совершения хаджа

В Священном Коране сказано: «Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы» (Св. Коран, 2:197) .

Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов едины во мнении о том, что упомянутыми в Коране месяцами совершения хаджа являются Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Вместе с тем, они имеют разные точки зрения относительно десятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть дня жертвоприношения. Абу Ханифа, опираясь на хадис «День великого хаджа - это день жертвоприношения» , считал, что весь десятый день входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.

Микат

В переводе с арабского языка слово «микат» означает «предел, край, рубеж». В канонической терминологии «микат» - это определенное время и границы территории, предназначенные для вхождения в состояние ихрама. Ихрам, помимо того что это специальное одеяние, надеваемое паломником, это также и намерение, символизирующие особое состояние ритуальной чистоты.

Человек, вознамерившийся совершить хадж, пересекая микат, обязан войти в состояние ихрама и проговорить соответствующее намерение. При этом для мужчин существует определенное правило - им необходимо заблаговременно облачиться в одежду, состоящую из двух отрезов чистой белой полотняной материи. Один из них набрасывается на шею и плечи, а другим опоясываются . Для женщин такое условие отсутствует. Они одеваются в обычную для них одежду, соответствующую нормам одеяния женщины .

В случае пересечения миката без соблюдения упомянутых ритуалов (соответствующее одеяние и намерение паломника) человек обязан принести в жертву животное или вернуться к обозначенному месту для их восполнения. Вхождение паломника в состояние ихрама заблаговременно, до миката, например, в месте его постоянного пребывания, считается, по мнению всех богословов, допустимым. Богословы-ханафиты даже считают это наилучшим.

Микат жителей Мекки отличается от миката всех тех, кто живет за ее пределами. Проживающие на территории этого города входят в состояние ихрама для совершения хаджа в самой же Мекке. Что касается ‘умры, малого паломничества, то наилучшим микатом для его совершения, по мнению ученых ханафитов, является ат-Тан‘им, затем аль-Джи‘рана, после этого аль-Худайбия. Ученые же шафиитского мазхаба оговаривают следующую приоритетность местностей: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им, затем аль-Худайбия.

Для живущих за пределами Мекки, желающих совершить хадж или ‘умру существует пять микатов соответственно всем ее сторонам :
– микат жителей Медины - Зуль-хулейфа (Эбар ‘алий);
– микат жителей Сирии, Египта и Марокко - аль-Джухфа;
– микат жителей Ирака и некоторых других восточных стран - Зату ‘ирк;
– микат жителей Йемена и Индии - Ялямлям;
– микат жителей Наджда и Кувейта - Карн аль-маназиль.

Любой, кто вознамерился совершить хадж или ‘умру, при пересечении одного из данных микатов обязан войти в состояние ихрама. К примеру, паломник, летящий самолетом через Амман или из Аммана, входит в состояние ихрама, ориентируясь на аль-Джухфу. Для этого за 15 минут до подлета к данной местности в самолете делается специальное объявление, после которого паломник, заранее облачившийся в одежду ихрама, готовится к произнесению намерения совершить хадж или ‘умру.

Что касается тех, кто проживает на территории между Меккой и микатом, то для них местом вхождения в ихрам является их же дом.

Основное и малое паломничества

Основное паломничество - хадж - совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю) и с соблюдением свойственных ему ритуалов, которые будут описаны ниже.

Малое паломничество - ‘умра - может быть совершено в любое подходящее для верующего время, имеет набор отличных от хаджа ритуальных действий.

В тексте хадиса употреблено слово «мабрур», переводимое как «добрый, хороший», «благочестивый». То есть паломничество, к которому не примешались грехи, проступки, ругань или иные скверные действия.

Подробнее см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 118, 119, пояснение к хадису № 437 (1349).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 761, хадис № 1773; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 353, хадис № 5733, «сахих».

Шариат - комплекс Божьих предписаний (на основе Корана и Сунны), растолкованных богословами и касающихся положений веры и норм религиозной практики.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 119, хадис № 438 (1350).

Текст относится к тем временам, когда не было иных форм передвижения. Что касается нашего времени, то искусственное отягощение себя способом передвижения не является правильным, а, наоборот, относится к порицаемым действиям, порой и к греховным. На этот счет имеется немалое количество аятов и хадисов.

Сегодня актуально и канонически верно использовать современные достижения науки и техники в облегчение передвижения и физических нагрузок и в высвобождение сил для духовного и интеллектуального настроя на столь ответственное и раз в жизни происходящее событие. Имея возможность лететь на самолете, правильным с канонической точки зрения будет именно это, а не передвижение на вьючных животных или пешим ходом.

Под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 306.

Протекция - покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 340, 341.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 217, хадис № 1087.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339.

Как быть в ситуации, когда время хаджа совпадет с периодом регул, и женщина не может (не вправе) молиться и поститься? Такого рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка. Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такового вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 537, хадис № 305.

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 571.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 224, хадис № 1945, «сахих».

При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска полотняной ткани, до которой не дотрагивалась игла (т.е. она не была прошита). Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног.

О нормах одеяния женщины см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. С. 322-325.

Хадис от Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, Джабира и др.; св. х. аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи. С. 155, хадис № 831, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 296, хадис № 1524, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 461, хадис № 1181. См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 462, хадис № 1183.

Хадж рассматривается как пятый и последний из основных столпов ислама. Хадж представляет собой форму поклонения Единому Богу (по-арабски Единый Бог — Аллах), где участвует тело, разум и дух мусульманина, все его существо. Во время паломничества он отказывается от обычного своего течения дел, жизни, отстраняется от благ цивилизации и под палящим солнцем совершает обход вокруг священного камня Каабы в центре Мечети аль-Харам. Кроме того, паломничество на святую землю является проявлением любви к Аллаху.

Хадж совершается в в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря (месяц зу-ль-хиджжа) и длится несколько дней. Само паломничество приурочено к трем знаменательным событиям в истории ислама — прощение и воссоединение Адама и Евы после их изгнания из Рая, готовность Авраама (Ибрахима) принести в жертву своего сына Исмаила ради Бога и жизнь Пророка Муххамеда как пример смирения и покорности Господу Богу.

Хадж должен совершить хотя бы раз в жизни каждый верующий мусульманин, конечно, в силу своих возможностей. После чего совершивший Хадж получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму. Кто не в состоянии самостоятельно совершить Хадж, может отправить за себя другого человека, оплатив ему все расходы на совершение Хаджа. Единственным условием такого паломничества — человек, совершающий за кого-то Хадж, уже совершал его ранее.

Обряды Хаджа со всей силой свидетельствуют о полном подчинении и посвящении себя Богу. На протяжении всего паломничества верующие молятся, направляя свои мысли к Всевышнему. Один из интересных обрядов паломничества — кидание семи камней, подобранных в Муздалифе, в долине Мина, в последний из трех столбов, символизирующих Сатану. По преданию Сатана преграждал путь Аврааму (Ибрахиму), когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни. В завершение паломничества в долину Мина начинается Курбан-Байрам, жертвоприношение. Также паломники посещают святые исторические места, связанные с жизнью Пророка Муххамеда — Гору Света (Джабаль ан-Нур), в пещере которой было ниспослано первое откровение Корана, город Медину, посещая там могилу Пророка и Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби).

Все паломники в Мекке считаются «гостями Аллаха». Собираясь в Мекке вместе, облаченные в одинаковые одежды ихрам мусульмане всех национальностей и рас ощущают свое единство и братство. Съезжаясь вместе, паломники проявляют друг к другу чувство дружбы и мира, проявляют друг к другу заботу и внимание, проявляют сострадание к окружающим людям. Вся церемония хаджа динамичная, в движении с мыслями о Боге и с готовностью самопожертвования. Именно так и должен жить правоверный мусульманин — с любовью к окружающим его людям, независимо от расы и национальности, и к Богу, динамично и с готовностью самопожертвования. Перенося все тяготы и лишения во время паломничества, мусульмане совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. Все паломничество верующие молятся и обращают свой взор к Богу. Если мусульмане всем своим сердцем молились и посвящали свое пребывание на святой земле Богу, то домой они вовзращаются совсем другими людьми, с просветленными лицами и сердцем.

Многие мусульмане, решившие отправиться в хадж, начинают изучать литературу, связанную с этим столпом Ислама, но часто, находя в книгах множество информации, не могут представить себе точно, как же все-таки совершить хадж. В этой маленькой статье мы хотим коротко объяснить последовательность хаджа со всеми его условиями и обязательными действиями.

1 . Мусульманин начинает свое путешествие в хадж с выполнения всех обязанностей, возложенных на него. Если у него есть долги, то ему нужно выплатить их, если нужно попросить разрешения для отъезда, то попросить его, а если он кого-то обидел или оскорбил, то попросить прощения.

2 . Желательно выбрать себе богобоязненных спутников, особенно, тех, кто владеет шариатскими знаниями. Совершение хаджа с такими спутниками будет намного лучше и легче.

3 . Перед отбытием на хадж необходимо тщательно ознакомиться со всеми его обязанностями и условиями. Ученые указали на то, что это обязательно для всех, кто хочет совершить хадж. Впрочем, эта статья вам в этом поможет, иншаАллах.

4 . С момента выезда из дома мусульманину можно вступать в ихрам, также он может отложить это вступление до миката (определенная местность для начала обрядов хаджа). Но будет лучше, если он отложит ихрам до прибытия в микат.

5 . Если вы решили вступить в ихрам, будь то в доме или в микате, то сначала следует искупаться, постричь ногти и использовать благовония, а потом надеть одежду ихрама. Эта одежда состоит из двух больших кусков белой ткани. Нижняя часть называется изар, а верхняя – ридаъ. Они не должны быть сшитыми. После этого желательно совершить двухракаатную молитву вступления в ихрам. Она является сунной. Далее желательно повернуться в сторону киблы и сказать: «Ляббайка Ллахумма би хаджджин… », делая намерение вступить в обряды хаджа сердцем. Это если вы намереваетесь совершить хадж. Если же вы хотите сделать умру, то говорите: «Ляббайка Ллахумма би умратин… » Если вы совершите все эти действия, то вы вступите в ихрам и для вас станут запретными следующие вещи:

1. Надевание сшитых вещей.

2. Покрывание головы без уважительной причины.

3. Расчесывание волос, если есть вероятность их выпадения. Если же нет, то это нежелательно.

4. Сбривание, подстригание или выдергивание волос.

5. Стрижка ногтей.

6. Использование благовоний.

7. Охота или убийство наземных животных.

8. Заключение брачного договора, для себя или другого.

9. Половое сношение.

10. Действия, предшествующие половому сношению.

Если вы совершите одно из этих действий, то на вас будет возложен штраф. Кроме случая с половым сношением, потому что оно портит хадж и обязывает выплатить штраф.

6 . Женщина во всех этих обрядах подобна мужчине, кроме снятия сшитых вещей. Она остается в своей одежде, но закрывать лицо и кисти рук ей становится запретным. Также она не поднимает голоса при тальбие (Ляббайка…)

7 . После того, как вы прибудете к Мекке, вам желательно совершить купание перед входом в этот священный город. Самое лучшее место для этого купания – местность «Зу Тува».

8 . Далее входите в Мекку и идете к Каабе совершить таваф аль-кудум (приветственный таваф), если вы выполняете обряды хаджа. Если же вы выполняете обряды умры, то вы совершите таваф аль-умра. Начинать обход Каабы (таваф) нужно с черного камня. Если не можете подойти к нему, то желательно целовать руку и подминать в сторону черного камня, а если можете подойти, то сунна является поцеловать его. Но только в этом случае вам будет необходимо поднять голову и отойти чуть назад, чтобы не попасть телом за границы Каабы.

9 . Далее следует продолжить обход вокруг Каабы против часовой стрелки, повернувшись к ней левым боком. И каждый раз, когда вы будете доходить, заканчивая круг, до черного камня, это будет считаться одним обходом. Таких кругов нужно будет совершить семь.

Мусульманину, совершающему обход вокруг Каабы, необходимо прикрыть аврат и находиться в состоянии малого и полного омовения, так как таваф подобен молитве. Если во время обхода омовение нарушится, то необходимо совершить его и дополнить оставшиеся круги. Также необходимо быть вне границ Каабы. Если пройти через «хиджру Исмаиля» (она ограждена меленьким забором), то этот круг не засчитается, так как «хиджра Исмаиля» находится внутри Каабы.

Для мужчин во время совершения тавафа, после которого последует саъю, желательно оголить всю правую руку и пройти три первых круга легкой пробежкой. Остальные четыре круга пройдут обычной походкой. Женщинам этого делать не надо. Также желательно делать таваф вблизи от каабы на расстоянии приблизительно трех метров, если этим вы не помешаете и не создадите неудобств другим мусульманам.

10 . После окончания обхода вокруг Каабы желательно совершить молитву-сунна позади «макам аль-Ибрахим». Далее желательно подойти и поцеловать черный камень или указать рукой в его сторону, после чего вы отправитесь для совершения других обрядов хаджа.

11 . Теперь, выйдя из мечети, вы подниметесь на холм Сафа и начнете совершение саъю (обход между двумя холмами). Стоит отметить, что начинать саъю необходимо именно с Сафа. Перед совершением саъю желательно прочитать мольбы, указанные в книгах. Далее вы начнете идти в сторону горы Марва, пока не дойдете до зеленого указателя. С этого места желательно начать легкий бег до следующего зеленого указателя, после чего обычной ходьбой вы дойдете до Марвы. Это будет считаться одним обходом. Потом вы также пойдете обратно в сторону холма Сафа, а когда дойдете, это будет считаться вторым обходом. Таких обходов необходимо совершить семь. Что касается легкого бега при саъю, то он желателен для мужчин, но не для женщин. Также необходимо заметить, что саъю не совершается кроме как после приветственного или обязательного тавафа.

12 . После этого желательно остаться в Мекке до восьмого дня месяца зуль хиджа. Этот день называется «явму т-тарвия». В этот день всем паломникам желательно направиться в долину Мина, для того чтобы переночевать там. После рассвета следующего, девятого дня месяца зуль хиджа, паломнику необходимо направиться в долину Арафат. Желательно не заходить в долину кроме как после полудня. Сунной считается остаться в местности «намира» до обеденного намаза и совершить её там, объединив обеденную и послеобеденную молитвы.

13 . Далее, после полудня, вы входите в долину Арафат и останетесь там до захода солнца. Во время стояния в долине желательно больше поминать Аллаха, просить прощения грехов для себя и своих близких. Стояние на Арафат является обязательной составной хаджа, без которой обряды хаджа не будут засчитаны. Чтобы стояние на Арафат было действительно, необходимо находиться там хотя бы на мгновенье между полуднем и рассветом десятого дня.

14 . После захода солнца дня Арафат все паломники направятся в долину Муздалифа. Когда вы дойдете до долины Муздалифа, вам следует совершить вечерний и ночной намазы, объединив их и укоротив ночной намаз. Эти намазы вам нужно совершить во время ночного намаза. Там необходимо оставаться до полуночи, а если выйти до наступления полуночи, то необходимо будет отдать штраф в виде зарезанной барашки. Желательно остаться в долине Муздалифа до утреннего намаза, собрать там камни для бросания, просить у Аллаха в местности «аль-машъар аль-харам» и стоять у нее. Все это является сунной.

15 . Далее паломники вернутся в долину Мина, для того чтобы исполнить еще одно обязательное действие – бросание камней. Там есть место, которое называется «Джамратуль акаба». Во время бросания каждого камня желательно произносить такбир («Аллаху акбар!»). Необходимо попасть в расположенный на этом месте столб.

16 . После бросания камней паломнику желательно зарезать жертвенное животное, если оно у него есть. Это желательно сделать после восхода солнца праздничного дня в долине Мина с намерением приблизиться к Всевышнему Аллаху.

17 . Далее нужно побрить волосы или укоротить их. Для мужчин желательным является бритье головы, а для женщин — подстригание. Это также является необходимым действием хаджа. После этого паломник завершает начальный этап обрядов хаджа и для него становятся дозволенными все действия, которые были запретны во время ихрама, кроме половой близости.

18 . Завершив эти обряды, вы отправитесь в Мекку для совершения «таваф аль-ифада», который также является обязательной составной хаджа. Его время начинается с полуночи, но можно совершить этот таваф в любое время трех дней ташрика. Далее вы совершите саъю, если не совершили его после приветственного тавафа. Теперь, если вы совершили бросание камней, бритье или стрижку волос, совершили таваф аль-ифада и саъю, то вы завершили все обряды хаджа. С этого момента для паломника становится дозволенным все, что было запретно при ихраме, вплоть до заключения брачного договора и близости.

После обеденного намаза наступает время бросания камней. Сначала нужно бросить семь камней в месте «джамратуль уля», далее семь камней в месте «джамратуль вуста», а потом семь камней в месте «джамратуль акаба». Такой порядок обязателен.

20 . Далее остаетесь на ночлег в долине Мина во второй день. А после обеденного следующего дня опять наступает время бросания камней. И также необходимо бросать камни в «джамратуль уля», «джамратуль вуста» и «джамратуль акаба».

Если бросить эти камни в этот второй день, то вам уже можно, поспешить отправиться в Мекку. На этом все обряды хаджа завершаются. Если вы хотите уйти во второй день, то вам необходимо уйти до захода солнца. Но все же, желательно провести в долине Мина и третий день для бросания камней.

При прибытии в Мекку желательно выпить воду зам-зам и сделать дуа.

Если после этого вы хотите отправиться домой, то вам необходимо сделать прощальный таваф и после этого отправиться на родину. На этом вы завершили свой хадж.

Пусть Аллах примет ваш хадж, молитвы и мольбы!!!

Использованные сточники: 1) «Аль фикхуль манхаджий»; авторы: Доктор Мустафа аль-Хинн, доктор Мустафа аль-Буга, Шейх Али Аш-Шарбаджий. 2) «Аль-Муътамад»,

Все обряды хаджа, описанные в данной статье, соответствуют мнениям ученых шафиитского мазхаба.

Мусульмане, также как и представители других религий, путешествуют к своим святыням. Однако у них есть совершенно особый вид паломничества – Хадж. Это паломничество в Мекку – пятый столп Ислама, то, что обязательно должен совершить в своей жизни каждый мусульманин.

Хадж символизирует собой воссоединение и прощение Адама и Евы, принесение Авраамом в жертву своего сына Исмаила и саму жизнь Мухаммеда как образец покорности и смирения. Человек, совершивший хадж, именуется хаджой, получает право на ношение зеленой чалмы и начинает пользоваться большим уважением за счет более высокого положения в обществе.

Хадж – это добровольное и индивидуальное поклонение Единому Богу. В ходе паломничества верующие как бы становятся гостями Аллаха, покидая свой дом. Тяготы путешествия даруют как внешнее, так и внутренней очищение, соединяют с Всевышним.

Ритуалы хаджа установил Пророк Мухаммед в ходе своего паломничества в 623 году. Законы шариата гласят, что для совершения хаджа человек должен:

  • Быть совершеннолетним;
  • Пребывать в ясном сознании и твердой памяти;
  • Быть свободным;
  • Иметь необходимые средства для паломничества и содержания оставшейся дома семьи;
  • Обладать необходимым здоровьем;
  • Уметь обезопасить себя в ходе пути;
  • Выехать из дома заранее, чтобы выполнить все обряды в седьмой день месяца зу-ль-хиджжа.

Во время хаджа паломник должен быть одет в специальное одеяние – ихрам. Сначала он должен первый раз обойти Каабу, затем помолиться на горе Арафат, а после второй раз обойти Каабу.

Слово «ихрам» переводится как «посвящение» и означает состояние духовной чистоты. Для его достижения необходимо омовение тела, особое одеяние и некоторые правила. Женщины после омовения одеваются в просторную белую одежду, открывающую только лицо, ступни и кисти рук. Мужчины же надевают на себя покрывало, закрывающее ноги, и другое покрывало, перекидывающееся через плечо. Эти одежды являются символом чистоты и равенством всех паломников перед Богом.

Во время хаджа, то есть в состоянии ихрама, нельзя:

  • торговать и заниматься прочими мирскими делами;
  • вступать в какие-либо половые связи, вступать в брак и свататься;
  • злиться, обижать других;
  • причинять вред живому (то есть срывать листья и ветки, убивать насекомых и животных и т.п.);
  • Стричься, бриться, обстригать ногти;
  • Курить, надевать украшения и пользоваться благовониями.

Любое нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

В седьмой день месяца зу-ль-хиджжа все паломники, прибывшие в Мекку, совершают «малое паломничество» - поклонение Каабе, белому яхонту из рая, от грехов ставшему черным. Кааба была дарована Адаму Аллахом, когда тот добрался, наконец, до Мекки после изгнания из рая.

После обхода Каабы паломники бегут между холмами Сафа и Мавра – это обряд называется сай. Мусульмане поднимаются на Сафу, разворачиваются лицом к Каабе и молят Аллаха о помощи и защите. Затем они спускаются с холма до столба, бегут к столбу у холма Мавра, поднимаются на этот холм и снова совершают молитву. Такой бег нужно повторить семь раз. После бега паломники сначала пьют из священного колодца, а затем обливают себя водой.

На восьмой день месяца паломники берут воду и путешествуют к горе Арафат, располагающейся на расстоянии 25 километров от Мекки через долины Мина. С восьмого на девятый день месяца паломники ночуют в долине, после чего и совершается главный обряд паломничества – вукуф, стояние у Арафата. Обряд начинается в полдень и заканчивается перед заходом солнца. Паломники слушают проповеди и многократно громко молятся Аллаху.

После того, как солнце зайдет, паломники отправляются в долину Муздалифа и все вместе молятся перед мечетью. Тут же паломники ночуют. Эту ночь принято считать ночью молитвы и поста не только для тех, кто совершает хадж, но и для всех мусульман.

Ранним утром десятого дня месяца паломники снова совершают молитву, а затем отправляются в долину Мина, где каждый бросает в последний столб, символизирующий Сатану, семь камней. Затем идет обряд жертвоприношения животного, во время которого часть мяса съедают сами паломники, а часть они отдают бедным. После жертвоприношения все паломники коротко стригут волосы, сбривают бороды, женщины отрезают прядь волос. Все это закапывается в землю, а сами паломники возвращаются в Мекку для того, чтобы выполнить последний обход Каабы.

С 11 по 13 дни месяца паломники совершают жертвоприношения и продолжают посещать долину Мина. 14 числа все обряды заканчиваются, паломники покидают состояние ихрам и получают титул хаджи.

Многие мусульмане уже после того, как совершили хадж, посещают различные места Мекки, напоминающие о пророке Мухаммеде. Наиболее почитаемое место – это Гора Света, в пещере которой Мухаммед получил первое откровение Корана. После этого паломники часто отправляются в Медину для поклонения гробнице пророка и могилам его сподвижников. Принято также оставаться в городе Таифе, в котором Мухаммед прятался от корейшитов – мекканских язычников.

По возвращении домой паломники, уже получившие статус хаджи, надевают длинные белые одежды и зеленую чалму, что является символом совершения хаджа. Родные и друзья паломника торжественно встречают его, сопровождая встречу угощением.

Мусульмане часто повторяют хадж, а некоторые совершают его каждый год или как минимум несколько раз в жизни.