Красивая легенда про воду. Легенда о живой воде. Существование «памяти» воды научно не доказано


- основа жизни не только для человека, но и для всей нашей планеты. Она является основным компонентом живых организмов. Казалось бы, мы все знаем о воде, о ее свойствах и пользе. Но процесс познания не прекращается, и наука открывает все новые факты.

К сожалению, наряду с научными доказательствами существует ряд заблуждении и вымыслов, которые прочно укоренились в наших головах. Давайте разберемся, что миф, а что факт.


Сколько выпивать воды

1. Человек должен выпивать 8 стаканов воды в день


Это миф . Не понятно откуда взялась эта норма. Да это уже и неважно. Дело в том, что людям с разным весом и разной мышечной массой, нужно разное количество воды. Обычно рекомендуют исходить из среднего показателя потребности: 30-40 мл на килограмм веса. Но и эти показатели не являются точными. Дневная норма напрямую зависит от климата, возраста, особенностей работы, хронических заболеваний. Если вы занимаетесь спортом или работа связана с физическими нагрузками – потребность в жидкости увеличивается.

Однако не забывайте, что большая часть этой воды содержится в продуктах, которые вы потребляете. Еще в 2007 году журнал BMJ включил пункт о восьми стаканах воды в день в список главных медицинских мифов современности.

2. Вода вымывает токсины из организма


Это факт . Нормальную деятельность почек обеспечивает употребление достаточного количества чистой воды. Как известно, почки являются естественным фильтром организма, и вода способствует выведению токсинов из организма, и главным образом через почки.

3. Если у вас отеки, пейте меньше воды


Это миф . Если отеки не связаны с серьезными заболеваниями, то как раз наоборот. Если в организме мало воды, он начинает запасаться впрок. Особенно, если вы регулярно пьете мало воды. Как только вы начнете пить достаточное количество воды, все придет в норму, организм перестанет делать запасы.

4. Вода поможет коже быть увлажненной


Это миф . Принято считать, что главный фактор играющий роль в состоянии увлажненности кожи, это большое количество потребляемой воды. Конечно, если организм сильно обезвожен, то это ухудшит состояние организма в целом. Но вода не доходит до эпидермиса (верхнего слоя кожи). Если вы здоровы, то состояние кожи зависит от внешних факторов. Это и окружающая среда, и правильный уход за кожей. Количество сальных желёз и их функционирование также влияет нас сухость кожи.

Вода для похудения

5. Питьевая вода поможет снизить вес


Это факт . Точнее вода помогает в этом процессе. Следует учесть, что речь идет о чистой питьевой воде, а не о газированных напитках. Вода ускоряет процесс метаболизма и снижает аппетит, а точнее жажду, которую мы часто за него принимаем. Участки мозга, которые контролируют эти два ощущения, находятся рядом, поэтому мы часто путаемся.

6. Желтая моча признак обезвоживания


Это миф . Нормальным цветом мочи считается темно-желтая прозрачная, светло-желтая прозрачная и желтая прозрачная. Много факторов определяют цвет мочи. Это и прием лекарственных препаратов, некоторые пищевые красители, слабительные, нарушение работы организма. При обезвоживании цвет мочи конечно же меняется. Цвет становится темно- янтарным. Это говорит об увеличении концентрации шлаков азота и урохрома.

Читайте также: 10 коварных "жителей" питьевой воды

7. Если вы испытываете жажду, вы обезвожены


Это миф . Жажда не означает, что вы обезвожены.Жажда - это сигнал нашего организма о том, что ему необходимо больше воды. В нашей крови имеется определенное количество соли и воды. Жажда - результат увеличения количества соли по сравнению с водой. Если концентрация соли увеличилась на 2 процента, вы испытываете жажду. Если на 5 процентов и более, у вас начнётся обезвоживание.

8. Во время занятий спортом вам нужны спортивные напитки, а не вода


Это миф . У спортивных напитков хорошая реклама, но они нужны не всем. Спортивные напитки содержат электролиты, которые необходимы для правильной работы клеток организма. Возможно, людям участвующих в длительных марафонах или чьи тренировки длятся долго, они и принесут пользу, но большинству людей они бесполезны. К тому же много напитков содержат только воду и сахар, и тренеры советуют воздержаться от их употребления. Чистая вода - вот все, что вам нужно во время тренировки.

9. Можно пить много воды


Это факт. Конечно, люди с определенными заболеваниями могут подвергнуть риску свое здоровье, выпивая слишком много воды. Это некоторые сердечные заболевания, высокое кровяное давлении, отек нижних конечностей, заболевания почек (пересадка). В этом случае они должны проконсультироваться с лечащим врачом. В остальных случаях, вы можете пить воды столько, сколько вам хочется. Потому что, если вы употребляете мало воды, то почки вынуждены вырабатывать более концентрированную мочу, что может спровоцировать образование камней в почках.

10. Не следует использовать пластиковые бутылки повторно


Это факт . Используя одноразовую бутылку для воды второй раз, вы подвергаете себя риску. Даже бутылки многоразового использования (из полиэтилена и полипропилена), относительно безопасны, если их постоянно обеззараживать. Ну кто станет этим заниматься? Пластиковые бутылки подходящая среда для размножения бактерий. Уровень бактерий в таких бутылках часто превышает допустимые нормы. Используйте многоразовые емкости для воды с широким горлом, которое можно хорошо вымыть. Можно использовать одноразовые трубочки для питья.

С незапамятных времен вода для людей остается одной из самых необычных стихий. С ней связано немало примет, немало преданий, мифов и легенд. Для русских огонь, земля и особенно вода всегда были абсолютно дивными стихиями. Они были уверены, что вода произошла из волшебного источника. В русском фольклоре вода неразрывно связана с жизнью и смертью. Так, живая вода, по преданиям, могла излечить израненное тело. Предки современных южноамериканцев, африканцев и европейцев почитали воду не меньше, а то и больше нас. Мифы и легенды были разными, но все они сходились на одном - вода была смыслом существования, божеством. На многих местах языческого поклонения у воды даже были воздвигнуты часовни и храмы, а порой и сами водные объекты становились героями мифов и легенд.

1. Сперва обратимся к японской мифологии. Всем известна история Всемирного потопа, описанная в Библии. Однако упоминания об этом «происшествии» встречаются в мифах и легендах разных народов. Согласно японскому варианту, например, первый властитель Японии поселился на островах сразу же после того, как вода стала убывать.

2. И снова о японцах: есть такое озеро - Тадзава (или Тадзавако) глубиной 423 м. Примечательно, что зимой озеро не замерзает, несмотря на холода, типичные для здешних зим. С ним связано много легенд, одна из которых гласит, что когда-то жил в этих краях молодой и красивый рыбак Хатиротаро. Однажды он поймал в реке странную рыбу. Молодой парень был голоден и съел ее. Внезапно он ощутил чудовищную жажду. Стремясь утолить ее, он припал к бьющему из-под камней источнику и пил воду из него 32 дня без перерыва. На 33-й день Хатиротаро превратился в дракона. Вернуться в таком виде под родной кров рыбак уже не мог. Поэтому он запрудил реку, превратив ее таким образом в глубокое озеро, пригодное для обитания водяного дракона. Так - по легенде - появилось озеро Тадзава.

3. Есть и такая легенда у жителей Страны восходящего солнца. Согласно японской мифологии, Дракон Рюдзин - это бог моря, повелитель водной стихии. Согласно легендам, он жил на дне океана неподалеку от побережья Японии, у островов Рюкю (Нансей). Один удар хвоста Рюдзина вызывает огромные приливные волны, которые полностью смывают прибрежные деревни. Когда Рюдзин открывает громадную зубастую пасть и вздыхает, в воде появляются гигантские водовороты. Голову благородного дракона венчают оленьи рога; усы указывают на его мудрость; глаза видят в глубину до самого дна океана. Когда Рюдзин вытягивает ужасные когти, происходят наводнения. Движением лапы он может опрокинуть несколько судов.

4. С ним же связан еще один миф, но на этот раз почти исторический. Решив напасть на Корею, императрица Дзингу попросила помощи у Рюдзина. Посланник дракона принес ей два драгоценных камня, приливный и отливный. Дзингу возглавила поход японского флота в Корею. В море их встретили корейские боевые суда. Дзингу бросила в воду отливный камень, и корейские корабли сели на мель. Когда корейские воины выпрыгнули из кораблей, чтобы предпринять пешую атаку, Дзингу бросила на морское дно приливный камень. Вся вода хлынула назад и потопила врагов.

5. У японцев вообще существует масса мифов и легенд о воде. И вот вам еще один. Когда-то японцы верили в водяных демонов Каппа, которые выглядят как маленькие обнаженные мужчины с черепашьим панцирем и заполненной водой чашей на месте головы. Они рыскали в воде в поисках заблудшего пассажира и затягивали его на глубину. Есть лишь два способа избежать их: первый предполагает начертать имя на огурце и бросить его в воду. Каппа очень любят огурцы. Второй способ - поклониться демонам. Демону в этом случае приходится поклониться в ответ и тем самым опустошить свою чашу-голову. Без воды в голове Каппа беспомощны.

6. Перенесемся в Южную Америку - в Древнюю Мексику. В их преданиях о Потопе сказано так: «Небо приблизилось к Земле, и вмиг все живое погибло». Они были уверены, что горы и скалы, которые мы видим сейчас, покрыли всю землю, а вода кипела и бурлила так, что горы стали красного цвета. Они были также уверены, что вода уничтожила ненужную, уродливую расу великанов, а все люди превратились в рыб, кроме одной пары, спрятавшейся в деревьях.

7. Краснокожий человек вообще считал, что населенный людьми земной шар был создан из ила, который поднялся из первозданных вод. В их мифах встречаются двуполые существа, известные у ацтеков как Ометекутли‑Омесиуатль (владыки двойственной природы). Их изображали божествами, господствующими над возникновением всего сущего, над началом мира.

8. Примерно в это же время самым известным героем мифов древних южных европейцев является Нептун (Посейдон). Именно с ним связана масса преданий, легенд и мифов. Именно он внушал всем большой страх, потому что Нептуну (Посейдону) приписывали все колебания почвы, и, когда начиналось землетрясение, богу Посейдону приносились жертвы. Достаточно было удара Посейдона трезубцем о землю, чтобы та разверзлась и заколебалась. Посейдона (Нептуна) признавали и почитали как могучего и сильного бога все мореплаватели и купцы, которые воздвигали ему жертвенники и обращались к нему с мольбами для того, чтобы бог Посейдон даровал их кораблям счастливый переезд без бурь и покровительствовал бы успеху их торговли.

9. С ним же связан один из самых известных мифов. По просьбе героя Тесея бог Посейдон вызвал чудовище, ставшее причиной смерти Ипполита - сына Тесея и царицы амазонок. Угрюмый от природы, Ипполит ничего не любил, кроме охоты. Он громко выражал свое презрение к женщинам, никогда не поклонялся богине Афродите и приносил все свои жертвы на алтарь богини Артемиды. Разгневанная Афродита решила мстить за такое пренебрежение. Богиня Афродита внушила мачехе Ипполита Федре безумную любовь к Ипполиту. Но Ипполит с отвращением отвернулся от мачехи, которая за это оклеветала Ипполита перед отцом. Считая его виновным, Тесей призвал на него гнев бога Посейдона, и тот приказал морскому чудовищу появиться на поверхности воды, в то время как Ипполит подъезжал к морю на колеснице. Испуганные страшилищем кони опрокинули колесницу, и Ипполит погиб. Впоследствии этот миф лег в основу «Федры» и картины Рубенса «Смерть Ипполита».

10. А в это время в Египте вода наделяется живительной способностью - небесные воды орошают землю, способствуя поддержанию жизни на ней. Один из мифов повествует о том, что Бог сидел на воде, подобно тому, как птица сидит на яйцах, и высидел жизнь. В египетской графике тройной иероглиф воды символизирует необъятные воды, т.е. первозданный океан и первоматерию. В Ведах говорится, что в начале времен все было подобно морю, лишенному света. Вода сравнивается с животворными жидкостями тела. В соответствии с этим представлением в Древнем Египте воду добавляли в мумифицированное тело с целью замены утраченных «жизненных соков». Божественный образ придавался и Нилу как «кормильцу» народа - без разливов этой реки жизнь здесь была бы невозможна.

11. Перенесемся на Русь. Здесь ходила легенда о Водяном - владыке вод. По преданиям, это злой дух, олицетворяющий водную стихию. Обитает он в водоворотах рек, в омутах или в болотах, любит селиться под водяной мельницей, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников считали колдунами.Однако есть у водяных и свои дома, выстроенные из ракушек и самоцветных речных камушков. В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Он заманивает человека в воду и топит его, способен разрушить запруды, может подарить рыбакам богатый улов или разгоняет всю рыбу и рвет сети. Поэтому мельники и рыбаки старались его умилостивить: бросали в воду хлеб или приносили в жертву какое-нибудь животное черного цвета (петуха, кошку, собаку), рыбаки выпускали обратно в воду первую пойманную рыбу.

12. Существовала у славян вера и в Водяницу - жену водяного, бывшую утопленницу. Ее еще называли шутихой, шутовкой. Водяница предпочитала лесные и мельничные омуты, но больше всего любила пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колесами она будто бы обыкновенно собиралась на ночлег вместе с водяным. По легенде, имеет вредный нрав: когда она плещется в воде и играет с бегущими волнами или прыгает на мельничные колеса и вертится вместе с ними, рвет сети и портит жернова.

13. Омская область хранит легенду о «Пяти Озерах», одним из которых является знаменитое озеро Окунево. А деревня близ него считалась энергетическим центром земли. Сама деревня является местом, где периодически происходят паранормальные явления. Кто-то видел здесь всадника без головы, другие рассказывают про неизвестно откуда взявшийся хоровод девушек на берегу реки. Легенда рассказывает, что за спинами девушек то появлялись, то исчезали полупрозрачные фигуры огромной высоты. Вокруг деревни расположено пять озер, которые появились при падении пяти метеоритов. Вода в каждом из озер считается целебной, местонахождение пятого озера до сих пор загадка.

14. Сохранилась и такая легенда: в старые времена могучий Байкал был веселым и добрым, крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Самой красивой была она - все не могли налюбоваться ею. Даже птицы, хоть и спускались ниже, никогда не садились на нее и говорили: «Разве можно светлое чернить?» Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Разгневался Байкал и уронил скалу прямо на горло Ангаре. Задыхаясь, она попросила отца простить ее и дать хоть капельку воды. Байкал крикнул: «Я могу дать только свои слезы!» С тех пор сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

15. А вот на юге была распространена легенда о живой и мертвой воде. Она рассказывала о старике, который пережил много поколений, но облик его остался неизменным. И обладал он огромной силой. К нему часто обращались за помощью знахари и духи разных земель, да и сама мать-Земля порой. Старик обладал даром наделять воду животворящей силой, капля такой воды могла вернуть к жизни и избавить от недуга, глоток мог наделить человека способностью видеть истину бытия и быть счастливым, три глотка открывали в человеке целительный дар, а кружка такой воды приносила человеку силу, которую имели только бестелесные духи. Понимая ценность этой воды, раздавал он ее осторожно, ибо в руках невежды много несчастья могло случиться. Однако беда случилась: пришел к нему человек, молящий о помощи. Его отец умирал от тяжелой болезни. Старик отдал мужчине стеклянный сосуд с водой и сказал давать воду отцу раз в день на рассвете всю неделю и запретил пить ее самому, так как ему она не предназначалась. Но не сдержался человек и выпил воду. Увидел тотчас же он старика, который разозлился на него и потребовал воду вернуть. Но ненависть переполнила человека. Выточил он копье из плотного дерева и пошел обратно в пещеру. Пришел он туда и убил старца. Как только копье пронзило сердце старика, кровь его брызнула на очи мужчины и очистила его разум и сердце от черных чувств и мыслей. Упал мужчина на колени, обнял старика и заплакал от раскаяния и любви, как к родному отцу. А в это время прозрел его кровный отец и стал здоровым. Дар старца перешел к мужчине.

16. В Якутии местные жители давно верят в существование Лабынкарского черта - нечто темно-серой окраски с огромной пастью. Расстояние между глазами равно ширине плота из десяти бревен. Если верить легенде, он очень агрессивен и опасен, нападает на людей и животных, способен выходить на берег.

В древних поверьях это - вода кровь живой Матери Сырой опора, и Земли, на которой покоится земля, и водораздел миром между живых и загробным царством.

Зовут ее в иначе не народе как «матушка», «царица». Еще на человеческой заре истории люди отчетливо сознавали значение великое водной стихии. Это подтверждает и всех мифология стран и всех народов, и позднейшие системы философские: как без огня нет так, культуры без воды нет и не может жизни быть. Сообразно с таким пониманием мировой воды роли языческие народы неизменно обоготворяли стихию эту как неиссякаемый источник жизни, вечно как живой родник, при помощи оплодотворялась которого другая великая стихия - земля.

Распространением, с Позднее христианства, вера в божественное происхождение хотя воды и умерла, но на обломках ее выросло убеждение в чудодейственной и святости силе этой стихии. Одно из седой наследств старины - древняя, присущая не одному люду православному, слепая вера в родники и почтение к как не ним к источникам больших рек-кормилиц, а как именно к хранителям и раздавателям таинственных целебных доисторические. В сил времена вместо храмов посвящали ручьи богам и колодцы. Милостивым заботам этих поручались и существ такие места.

При погружении животворящего и святого креста из воды изгоняется дьявольская потому, и скверна всякая вода становится безукоризненно непременно и чистою святою, то есть снабженною благодатью только не врачевания недугов телесных, но и душевных. «Богоявленской этом» в воде отношении всюду придается первенствующее она, и значение, как святыня наивысшего разряда, благовещенскою с вместе просфорою и четверговою свечой, поставлялась на главное самое место в жилищах, в передний правый иконам, к угол. Пьют эту воду не иначе натощак как. При этом существует повсеместное верование непоколебимое, что эта вода, сберегаемая год круглый до новой, никогда не портится (не затхнет и не если), а мутится и случится что-нибудь подобное, то объясняется это прикосновением к сосуду чьей-либо руки нечистой. Точно так же повсюду сохраняется убеждение суеверное, что в верхних слоях освященной в воды чашах заключаются наиболее благодатные силы, недуги устраняющие и врачующие болезни.

Наш народ в время прежнее очень чтил дождевую воду. улицы на Выбегая босыми, с непокрытыми головами, селяне и становились горожане под благодатные небесные потоки л-весеннего первого дождя, пригоршнями набирали воду, вымыть чтобы лицо три раза; выносили собирая, чашки целебную влагу, и в крепко закупоренных сохраняли бутылках ее круглый Л год, до нового такого же Точь. дождя-в-точь так же почитал народ и речную весеннюю воду. Едва пройдет лед по ручьям и рекам, только что очистится вода, все как дети, взрослые и старики бежали на зачерпывали: берег пригоршнями воду и умывали три лицо раза, голову и руки.

Вода имела значение огромное для наших предков. Самые клятвы нерушимые - в том числе и клятвы любви - близ давались воды, она была им свидетелем. иногда Водой испытывали на суде: истцу и ответчику войти предлагали в воду на семь шагов, при виновный этом, оказавшийся перед лицом справедливой и реки мудрой, должен был непременно смутиться и себя тем выдать. Вероятно, именно так происходило и нередко.

Целебным источникам посвящена не одна Некоторые. легенда из них гласят, что лечебными пользовались водами еще с незапамятных времен. Древние например, греки, верили, что свою богатырскую Геракл силу обрел, выкупавшись в волшебном источнике Поэтому. Кавказа мифического героя одно время считали даже покровителем целебных вод.

Вода - древний это универсальный символ чистоты, плодородия и самой источник жизни. Во всех известных легендах о мира происхождении жизнь произошла из первородных вод, символа женского потенции, лишенной формы. Книга описывая, Бытия сотворение мира, использует очень образ древний – оживляющие проникание духа божьего к водам мировым, изображаемое (в иудейском оригинале) через птицы метафору, которая высиживает яйцо. Но одновременно плодотворящее – вода мужское семя, заставляющее землю Этот. рожать мотив характерен, например, для финикийского – хананейско образа Балу (Баал-Хаддада). символика же Эта отмечается в древнегреческой мифологии, где божества речные выступают как жеребцы и супруги женщин смертных.

В общем смысле вода–эмблема жидкостей всех в материальном мире, принципов их циркуляции (сока, крови растений), растворения, смешения, сцепления, возрождения и рождения. Ригведа возносит похвалу воде носителю как всего сущего. Считалось, что вода чистая, особенно роса, родниковая и дождевая имеет вода целебные свойства и являются формой милости божественной, даром матери-земли (родниковая или) вода небесных богов (дождь и роса). отношение Почтительное к свежей воде, как очищающему особенно, элементу свойственно религиозным традициям стран, запасы где воды были скудны. Это иудейские демонстрируют, христианские и индейские ритуалы очищения крещения или. Крещение соединяет в себе очищающие, плодородные и растворяющие свойства воды: смывание греха, старой растворение жизни и рождение новой.

Воду сравнивали также с мудростью. Так в даосизме образ которая, воды находит путь в обход препятствий – триумфа символ видимой слабости над силой. В она психологии представляет энергию бессознательного и его глубины таинственные и опасности. Неутомимая вода – буддийский бурного символ потока бытия. С другой стороны, спокойной прозрачность воды символизирует созерцательное восприятие. В фольклоре и легендах озера – двухсторонние зеркала, разделяющие сверхъестественный и естественный миры. Божества озер и источников, юные традиционно и обладающие даром пророчества и целительства часто, духи умиротворялись дарами – отсюда обычай монеты бросать в фонтаны и загадывать при этом Символизм.

Желание воды как переходного состояния большое объясняет количество мифов, в которых реки и разделяют моря миры живых и мертвых. Многие были божества рождены в воде или могли воде по ходить...

ХОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ПО ВОДАМ

чудесного После насыщения народа пятью хлебами, Христос Иисус велел ученикам Своим отправиться в другую на лодке сторону Галилейского озера, к Вифсаиде Сам. Галилейской же, отпустив народ, взошел на гору Наступила.

Помолиться ночь. Лодка с учениками была середине на уже озера, и ее било волнами, потому дул что сильный встречный ветер.

Перед Иисус рассветом Христос, ведая бедствие учеников, ним к пошел по воде. Они же, увидев Его, воде по идущего, подумали, что это призрак, и от закричали страха.

Но Иисус Христос тотчас заговорил с успокойтесь: "ними, это Я, не бойтесь".

Тогда апостол воскликнул Петр: "Господи! если это Ты, то повели придти мне к Тебе по воде".
Господь сказал: "Петр".

Иди вышел из лодки и пошел по воде, подойти чтобы к Иисусу Христу. Но, видя сильный большие и ветер волны, испугался, от страха исчезла тогда, и вера он стал тонуть и закричал: "Господи! меня спаси".

Иисус Христос сразу же протянул руку ему Свою, поддержал его и сказал: "зачем! маловерный ты усомнился?" И когда они вошли в ветер, лодку утих.

Ученики подошли, поклонились Христу Иисусу и сказали: "воистину Ты - Сын Божий".

Матфея от Евангелие, гл. 14, 22-36; от Марка гл. 6, 45-56; от Иоанна, гл. 6, 16-21.

ЛЕГЕНДА О МОНАХАХ Давным

МААСА-давно, когда по территории горного проходил Кавказа Великий Шелковый путь, существовал город древний Маас – центр христианства на Северном Сейчас. Кавказе о нем напоминают лишь развалины храмов древних, да одна старая легенда о том, произошло что в более сорока местных монастырях.

Что, Говорят несколько сот лет тому послушники назад монастырей обнаружили в горах некий водой с источник изумительного вкуса. Спустя непродолжительное однако, время, они стали замечать странные своем в вещи поведении, не приличествующие поведению монахов. Их сила мужская окрепла и они, не в силах бороться с были, собой вынуждены покинуть монастыри и отказаться от Город.

Монашества опустел, а чудотворные изменения, произошедшие с стали, монахами приписывать действию воды, которую пили они. Эта вода и получила название «честь» - в Архыз места, где она была ЛЕГЕНДА.

обнаружена О СОФИЙСКИХ ВОДОПАДАХ

Редкий гость побывал не Архыза в прекрасной Софийской долине, где увидеть можно множество самых удивительных творений уходящие - природы в небесную синеву, заснеженные горные кристально, вершины прозрачные озёра, цветы, которые только встречаются здесь, у границы ранней, ещё весны снежной и цветущего жаркого лета. Но, наверное, замечательное самое в этом уголке Кавказа - водопады Софии горы, сверкающие многоцветной радугой брызг, как, звенящие гигантские гранитные арфы!

Когда-то здесь именно, на вершине Софии, любили отдыхать божества древние и духи гор во главе с самым богом могущественным Тейри. Когда Тейри пролетал Кавказом над, он всегда радовался красоте этих повелел. И мест вождь богов своим подданным здесь основать святилище, где он мог бы переночевать и дары принять от поклоняющихся ему людей. Бог гор и земли Даулет поднял купол неприступной украсил и вершины его сияющим ледяным панцирем. леса Бог Мызетхо насадил вокруг горы пихты тенистые и серебристые берёзовые рощи, не пожалел роскошных самых луговых цветов и рассыпал по склонам покровитель. А ягоды овец и коз, добродушный и гостеприимный развел, Аймуш во всех сопредельных долинах бесчисленные чтоб, стада никто из богов никогда не нуждался ни в шкурах, ни в пище для одежды. Когда святилище готово было, решил Тейри устроить великий пиршеством с праздник и весельем.

Это был веселый и праздник шумный, никого он не оставил равнодушным. Золотые были чаши полны нектаром, гости танцевали, барабаны в били. Но не сразу заметили хозяева и гости, нет что с ними одного из самых могущественных бога - повелителей молнии Эпле. Давно спорили Тейри и Эпле, кто из них сильнее и страшнее, могли не долго они поделить власть над однажды, но миром все боги собрались вместе и что, решили нет на земле другого хозяина, Тейри кроме. Пришлось Эпле подчиниться этому душе, но в решению он так и не смирился. И вот теперь, Тейри когда опьянел и устал от веселья, решил что, Эпле настал его час. Стремительно вершине он к спустился горы на своей черной туче и Выходи:

Воскликнул на поединок, Тейри, если ты не трус, честном в сразимся бою! И после того, как ты повержен будешь, я стану владыкой мира!
- Ты слишком Эпле, самоуверен! Сначала победи меня, а потом торжествовать будешь и похваляться, - ответил Тейри.

Встал надел, Тейри доспехи, которые подарил ему Кузнец-Бог, взял в руки тяжелый бронзовый сразу. Но меч же выхватил своё огненное копьё метнул и Эпле его в Тейри. Одним махом копьё разрубил на лету Тейри и сам нанес Пошатнулся. удар Эпле, лавиной полетели из-под ног его камни и глыбы льда, но он снова молнию бросил в бога богов.

Долго шла Небо. битва сверкало ослепительными молниями, грохотал горы, гром содрогались от тяжелых шагов двух Наконец. соперников, всесильный Тейри могучим ударом недруга сбросил с вершины горы. Полетел вниз Эпле побеждённый, но зацепился за грозовую тучу, опустился на бессильной и, в землю злобе, стал разбрасывать вокруг небесный себя огонь., так, что вокруг леса загорелись. И тогда взмолился покровитель леса Спаси:

Мызетхо мои деревья и травы, могучий воскликнула!
И Тейри богиня охоты Апсата:
- Не дай беззащитным погибнуть зверям и птицам, непобедимый Тейри!
Тейри их Услышал, разбросал чёрные тучи, который бог пригнал молний, и приказал Солнцу растопить панцирь ледяной, лежащий на вершине горы. Жаркие лучи солнечные быстро разогрели лед, хлынули с стен отвесных светлые струи водопадов, ринулись в быстро и долину усмирили огонь, бушевавший у подножия тех...

С горы пор и поныне эти водопады над шумят Софийской долиной, давая начало речке звонкой Софии и сохраняя жизнь деревьям и растущим, травам на её каменистых берегах.
И если вас нибудь-когда застанет гроза в Софийской долине, и вы как, увидите молния ударила в вершину горы, это - знайте Эпле снова пытается повергнуть вечного своего соперника - всесильного бога Тейри.

Http: Источник://www.vita-arkhyz.ru

СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ НЕВИДИМОМ КИТЕЖЕ

В заволжских лесах есть под озеро названием Светлояр. Озеро невелико, но его глубина - до тридцати метров, и уровень воды одинаковый всегда, что летом, что весной в Зимой. паводок на озере намерзает особый "кружевной" Светлоярская. лед вода необыкновенно чиста, прозрачна и целебными обладает свойствами. Местные жители говорят: "воду Пей прямо из озера - не бойся, неси месяцами -домой будет стоять, не испортится".

М.М. Пришвин, Светлояре на побывав, писал в очерке "Светлое озеро": "...меня на глянуло из леса спокойное, чистое око. озеро Светлое – чаша святой воды в зеленой раме зубчатой".
Здесь, на берегу озера Светлояр, сказание возникло о невидимом граде Китеже. В сказании что, говорится в давние времена великий князь Всеволодович Георгий поставил на берегу Волги город Китеж Малый или Городец, а затем, переправившись - речки через Узолу, Санду и Керженец, пришел к Людне реке, берущей начало из озера Светлояр. там Места были красивые, обжитые, и князь, "по жителей умолению", построил на берегу Светлояра город Великий Китеж, но сам в нем не остался, а вернулся в Китеж Малый. В это время, "как темные небу по тучи", на Русь двинулись полчища татаро-под монгол предводительством хана Батыя. Враги Малому к подошли Китежу и взяли город приступом, почти перебив всех его защитников.

Князю Всеволодовичу Георгию с остатками войска удалось скрыться в Тайными. лесах тропами ушел он в Китеж Великий, собрать чтобы там новые силы. Батый не отыскать смог следов князя и стал "примучивать" жителей пленных Малого Китежа, желая узнать которой, по дорогу ушел князь. Один из пленных "не мук смог стерпети" и провел Батыя лесом к Китежу Великому. Татары осадили город, но вдруг, соизволением Божьим, Китеж стал невидим. Устрашенные чудом свершившимся, враги бежали.
О том, как Господь именно сберег от врагов Китеж, в народе разному по-рассказывают. Одни говорят, что город по-стоит прежнему на своем месте, но только никто видит не его, другие - что город скрылся высокими под холмами, окружающими Светлояр. Писатель В.Г. побывавший, Короленко на Светлояре в конце XIX века, такой записал рассказ местного старого рыбака:"(...) брат, наше, место не простое... Нет... Не простое... вот Тебе кажет: озеро, болотина, горы... А тут существо совсем другое. На этих вот на указал (он горах на холмы), сказывают, быть церквам. где-во, Этто часовня, - собор у них стоит Спаса Пречистого. А рядом, на другом-те холме - Благовещение. стары в Тут годы береза стояла, так на выходит, саамой, на церковной главе".

По третьей версии, вместе город с жителями опустился на дно озера нем. В Светлояр по-прежнему живут люди, и иногда из-воды под доносится звон китежских колоколов. невидимом о Сказание граде Китеже долгое время устной в существовало форме, передаваясь из поколения в поколение. В веке XVII в лесах Заволжья стали возникать скиты раскольничьи - тайные поселения приверженцев "старой признаваемой", не веры официальной церковью. Именно раскольники в веке XVIII впервые записали сказание о Китеже в Книга "сочинении, глаголемая Летописец". В изложении раскольников приобрело сказание ярко выраженный религиозный характер. В их подводный, представлении город - это монастырь, в котором праведные живут старцы, а видеть Китеж и слышать звоны китежские могут только люди, истинно временем.

Со верующие озеро Светлояр стало местом для паломничества верующих.

В.Г. Короленко рассказывал: "Сходятся на Светлояра берегу толпы людей, стремящихся хоть на время короткое отряхнуть с себя обманчивую суету с у заглянуть ети за таинственные грани. Здесь, в тени под, деревьев открытым небом день и ночь пение слышно, звучит (...) чтение нараспев, кипят истинной об споры вере. А на закатных сумерках и в синей летнего тьме вечера мелькают огни между берегам, по деревьями и на воде. Благочестивые люди на коленях ползут трижды кругом озера, потом пускают на остатки щепках свечей на воду, и припадают к земле, и Усталые.

Слушают, между двумя мирами, при небе на огнях и на воде, они отдаются баюкающему берегов колыханию и невнятному дальнему звону... И порой ничего, замирают уже не видя и не слыша из окружающего. точно Глаза ослепли для нашего мира, но для прозрели мира нездешнего. Лицо прояснилось, на блаженная "нем" блуждающая улыбка и - слезы... А кругом смотрят и стоят с удивлением те, кто стремился, но не удостоился по страхом... И со маловерию качают головами.

Значит, он есть, другой этот мир, невидимый, но настоящий. Сами не видели, но видели видящих...
"Вера в реальное существование града невидимого сохранялась в окрестностях Светлояра и в более времена поздние. В1982 году фольклористы записали местной рассказ жительницы:

"Люди рассказывают, что середине-то на где озера есть дырка – не очень уж вроде - ну большая как с ковш будет. Только очень ее найти трудно. Зимой лед на Светлояре чистый бывает-чистый. Так надо прийти, снег разгрести, и можно посмотреть, что там на делается дне. А там, говорят, всякие чудеса: белокаменные дома стоят, деревья растут, колокольни, рубленные, церкви терема, люди живые ходят... всякому не Только покажется, не всякий эту дырку сможет найти".В конце 1930-х годов от некоего Маркелова старика была записана такая история. них у Жил в селе "мужик, смелой такой". смелый Этот мужик заинтересовался норой, которую под обнаружил корнями поваленной березы, - и полез Лез. "туда-лез, потом видит место том, и на светлое месте сидят старцы светлоликие и крестьянские дела разбирают. И он своего деда узнал, а ему дед пригрозил клюкой, не велел больше Другой". лезть местный житель в 1982 году слов со рассказывал своего отца, как тот "в Китиже граде бывал - накормили его там, дали денег". Отец рассказчика "ходил в извоз", и однажде вот его подрядили с обозом отвезти зерном с мешки. "И тронулся обоз. Только на тракт стемнело - вышли. Уж не знаю, сколько часов ехали и только, куда видят - ворота тесовые. Вроде монастырь как. Въезжают. Темнота, какие-то дома Пока. стоят разгружали обоз, всех провели в накормили, дом, дали денег - и щедро. А перед ворота рассветом отворили, и поехал обоз, уже назад, пустой... Где же они ночью были? (...)
судили Пока-рядили, обернулись –а ворот-то уж никаких Рассказы".нет о том, как китежане покупали у хлеб крестьян, местными жителями воспринимается как само нечто собой разумеющееся. Один рассказчик Хлеб: "уточняет китежские старцы у вятских покупали". приводит Другой случай "с одним вятичем", который "своего из привез Вятского края на базар в село рожь Воскресенское продавать. И вот (...) подошел к нему седенький старичок, посмотрел зерно, попробовал на зуб и куплю: "Я говорит у тебя весь воз ржи (...). попрошу я Только тебя, добрый человек, отвез кнам-то ихлебец во Владимирское. Я тебе за это лишнюю каждый за плату мешок дам". Вятич согласился. Владимирского Возле (ближайшего села от Светлояра) он увидел Монахи. монастырь встретили его, помогли ссыпать амбар в зерно. Получив плату, вятич поехал Отъехал. "обратно сколько-то от озера, остановился и хотел монастырь на помолиться за удачу с продажей. Оглянулся назад -а нет-то и монастыря". (Запись 1974 года.)Местным словам, по их жителям, известны случаи, когда китежане людям помогали в самых обыденных делах. "Помнится, еще, мне мальцу, бабушка рассказывала про то, жил что тут в деревне у озера - во Владимирском Шадрине в или, что ли, старик один.

Так пошел, вот тот старик как-то в лес за Ходил. (...) грибами-ходил, и все без толку - ни грибочка одного нет! Умаялся старик, устал. И сел вот он на пенек, отдохнуть захотелось. (...) Обидно что, ему много обошел, а сбора никакого Тут. нет и подумалось ему что-то: "Хоть бы китежские старички помогли". Не успел подумать, как него на дремота напала. (...) Через какое-то время старик проснулся, открыл глаза, глянул в корзину - и своим глазам не верит: в ней до краев грибы. Да какие еще - один к одному, да все белые!"Китеже о Сказание нередко сравнивают с легендой об Атлантиде. невидимого Историчность града (также, как и Атлантиды) пытались неоднократно доказать или опровергнуть.

С середины века XIX сказание о Китеже стало объектом Оно. исследований вызывало интерес у самых разных фольклористов - специалистов, литературоведов, историков, археологов. На Светлояр не снаряжались раз научные экспедиции. В 50-70-х годах XX века установлено было, что озеро Светлояр образовалось в провала "результате" - внезапного, сильного сдвига почвы, это причем произошло приблизительно в то время, к которому относит легенда исчезновение Китежа. На дне озера обнаружена была некая "аномалия" - полуметровый слой породы полужидкой, в которой во множестве присутствуют обломки Экспертиза. древесины показала, что на этих обломках "следы имеются режущих орудий", то есть они руками обработаны человека. Поэтический образ града вдохновлял Китежа многих поэтов, художников, композиторов. О писали Китеже Максимилиан Волошин, Николай Клюев, Городецкий Сергей. НА. Римский-Корсаков написал знаменитую Сказание "оперу о невидимом граде Китеже и деве Рерих", Н.К. Февронии создал живописное панно-занавес этой для оперы -"Сеча при Керженце".граде о Легенда Китеже - чудесно спасенном Богом от врагами разорения, укрываемом и сберегаемом до лучших времен, вновь он когда явится миру, сохранив древний древнюю, корень веру и правду - одна из самых легенд заветных русского народа, в течение веков нашествиям подвергавшегося внешних врагов.

ЛЕГЕНДА О СТАРИКЕ ЕГО И БАЙКАЛЕ ДОЧЕРИ АНГАРЕ

Много есть свете на озер – больших и малых, глубоких и мелких, живописных и суровых, но ни одно из них не может сравниться с нет, и Байкалом другого такого водоема в мире, мог который бы соперничать с ним столь широкой громкой и известностью славой. И ни о каком другом озере не так сложено много легенд и сказаний, песен и поэм, стихов и рассказов. В них звучит не только любовь большая и почитание, но еще и нечто такое, внушает что уважение, подчеркивает величие, присущее Байкалу только и резко выделяющее его из всех земного озер шара.

О Байкале есть и древняя которую, легенда знает в тех краях и стар и Будто .

Млад в давние времена там, где плещутся нынче воды Байкала и начинает свой стремительная бег река Ангара, жил суровый имени по богатырь Байкал с дочерью Ангарой, краше было не которой на свете.
Было у Байкала 336 черном. В сыновей теле держал их старик. День и заставлял ночь без устали трудиться. И сыновья покладая не работали рук. Они топили снега и гнали и ледники хрустальную воду из гор в огромную что.

То, котловину они добывали тяжким трудом, сестра проматывала Ангара. Она растрачивала собранные наряды на богатства и разные прихоти.

Однажды прослышала странствующих от Ангара певцов о жившем за горами юном Енисее богатыре, о его красоте и силе и полюбила суровый. Но его старик прочил ей иную судьбу, выдать решив замуж за старого богатого Иркута. строже Еще стал он стеречь дочь, спрятал ее в дворец хрустальный на дне подводного царства. Безутешно Ангара тосковала, плакала в подводной темнице, просила помочь богов.
Сжалились боги над пленницей, ручьям приказали и рекам размыть стены хрустального освободить, дворца Ангару. Вырвалась девушка на волю и бежать бросилась по узкому проходу в скалах.
Проснулся от Байкал шума, рассердился, бросился в погоню. Но где старому, ему, угнаться за молодой дочкой. Все убегала дальше Ангара от разъяренного отца. Тогда схватил старик каменную глыбу и метнул в беглянку, но не Так. попал и осталась с тех пор лежать глыба эта в месте выхода реки из озера, и люди ее зовут Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик кидал все и кидал вслед беглянке обломки чайки. Но скал кричали каждый раз: Обернись, обернись, Ангара! И девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отцовских.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла потекли, и его они вместе к Студеному морю.

Переплетается Легенда с былью. 336 сыновей Байкала – притоки это озера, большие и малые реки, свои собирающие воды с территории более 550 квадратных тысяч километров, что примерно равно Франции площади.

Вытекает же из озера река Ангара – полноводная, могучая артерия, неустанно обновляющая озерные Ширина. воды потока около километра. Это нее про говорят буряты: Разоряет дочка Байкала старика! (По А.П. Муранову. Голубые очи планеты.)

СКАЗ О ВОДЕ-ЦАРИЦЕ
Жил-был пригожий молодец, потомственный кузнец. Присмотрел себе девицу в соседнем селе, свадьбу веселую справил. Год проходит, другой, третий - а детей у них нет как нет. И надумал кузнец обратиться к волхву за советом. Тот растопил воск, вылил в чашу с водой, а потом и говорит:
- Крепко сердита на тебя Вода-царица. Ведь вы, кузнецы, железо раскаленное в нее опускаете, с огнем непрестанно ссорите. Ступай на поклон к царице.

скрытый текст

Да где ж ее искать? - спрашивает кузнец.
- У Падун-камня, где река шумит-гуркотит. Так и быть, поутру свезу вас с женою туда.
Вот поплыли они на ладье к Падун-камню, где река шумит-гуркотит, стали кликать Воду-царицу. И явилась царица в серебряных струях падучих.
Поведал ей кузнец свою печаль. А она отвечала:
- Помогу, так и быть, отвращу от тебя злые помыслы свои. Но коли сын у тебя родится, обещай у меня погостить три дня и три ночи. Скуешь мне серебряное ожерелье.
Связал себя словом кузнец, и домой они возвратились. А следующей весною - вот радость-то несказанная! - родила Кузнецова жена сына. И отправился он, как обещал, в гости к Воде-царице. За три дня и три ночи выковал серебряное ожерелье - на загляденье! А когда из дворца царицына вышел на белый свет, то увидал у Падун-камня седую старуху, а с нею рядом - пригожего молодца, точь-в-точь он сам, и ясноглазого отрока.
- Гляди, сын мой, гляди, внучонок, вот здесь живет коварная Вода-царица. Это она много лет назад заманила к себе вашего отца и деда, а моего мужа, - причитала старуха.
Оказалось, не три дня и три ночи пробыл кузнец у Воды-царицы, а тридцать лет и три года. За это время и сам стал стариком.
Обнялись они все, расцеловались и поплыли в родное село. Оборотился на прощанье кузнец к Падун-камню, где вода шумит-гуркотит. И явилась опять Вода-царица в серебряных струях падучих. И молвила:
- Время течет незаметно, как вода в Небесной реке.


Русалки. Загадочный образ из сказок, легенд и мифов разный народов.
Вода. Колыбель жизни на нашей планете. Ритуальное средство очищения в крупнейших религиях планеты. Эмпедокл учил, что вода - это илем, то есть фундаментальная основа мироздания. Благодаря воде, содержащейся в воздухе, мы не замерзаем - без нее средняя температура на планете понизилась бы до 18 градусов по шкале Цельсия. Примерно 72% массы нашего тела - вода. Причем, если верить статистике, мужчины пьют почти в 1,5 раза больше воды, чем женщины.

Странный факт, учитывая, что с древнейших времен вода эксклюзивно ассоциировалась с женщинами. Наши предки верили, что океаны, моря, реки и озера населяют волшебные девы. Они жили бок о бок с людьми: помогали, хулиганили, вредили, и в любом случае считались не менее реальными, чем обычные женщины.

скрытый текст

«Водные женщины» не обязательно являлись лишь рядовыми «монстрами». Одно из старейших божеств, известных человечеству - вавилоно-ассирийская змея Тиамат, воплощение соленой воды («техом» означает «море», а окончание «-ат» указывает на принадлежность к женскому полу) - стало материалом для построения нашего мира. О вселенском значении парной категории «женщина-вода» говорит и китайский символ «инь», означающий воду и женское начало. Даже великие богини любви - Иштар и Афродита - были связаны с водой.

В древности вода служила эротической метафорой. Книга Притчей Соломона (5:15) увещевает быть верным лишь одной женщине следующим образом: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодца. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям...».

В то же время женщины, олицетворяющие водную бездну, -ноители опасности и смерти (египетская змея Апеп, скандинавская Ермуганд, европейские русалки). Славянский фольклор аналогичным образом соединяет мотивы жизни и смерти - вспомним живую и мертвую воду. Библейские псалмы и Книга Иова говорят о борьбе Яхве с демоническими жителями воды. Таким образом, «женская вода» - понятие двойственное. Являясь началом всех вещей, она знаменует и их финал, доводя свою эсхатологическую функцию до предела в мифе о всемирном потопе.

Средиземное море

По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.

Океан и Фетида были двумя старейшими морскими титанами - братом и сестрой, а также мужем и женой. Они породили бесчисленное количество девушек (океаниды, нимфы), впоследствии «назначенных» божествами водоемов.

По другой версии, отцами нимф были морские старцы - Нерей, Протей и Форкий. Впрочем, их красавицы-дочери по совместительству были и чудовищами. Например, Гесиод говорит, что у старца Форкия была поразительно красивая дочь Кето. Однако мало кто знает, что эта милашка - просто другой вариант ужасного Кита (Cetus), которому предполагалось принести в жертву Андромеду.

Нимфы - обширный класс волшебных духов женского пола, встречающихся не только в водоемах, но и в горах (ореады), деревьях (дриады) и даже скальных гротах. Нимфы всегда находятся в услужении у определенного божества - Артемиды, Аполлона, Диониса - и «привязаны» к какой-либо местности.

Наяды, как и другие нимфы, неразрывно связаны с источником своей «силы». Если водоем пересыхал, живущая в нем наяда умирала. Местные жители поклонялись наядам, и даже кидали в воду детские локоны, посвящая водяным духам своих отпрысков. В некоторых регионах (например, в Лерне) потокам ручьев с наядами приписывались целительные свойства. В качестве жертвоприношений там топили животных, а на берегах этих источников часто располагались оракулы.

Будучи мирными существами, наяды, тем не менее, могли постоять за себя. Именно они похитили Гиласа (любовника Геракла) с корабля Арго, а наяда Номия, влюбленная в пастуха Дафния, однажды устала терпеть его неверность и превратила парня в камень (по другой версии - ослепила).

Нереиды (дочери старца Нерея) - еще одна разновидность водных нимф. Их было ровно 50. Считалось, что они - самые красивые из всех своих сестер. Характерная черта нереид - синие волосы. Они живут в Средиземном море, отличаются добротой и всегда приходят на помощь терпящим бедствие морякам.

Некоторые из нереид смогли достигнуть заметного положения в мифологической иерархии. Например, Фетида вышла замуж за Пелея и родила Ахилла - героя троянской войны. Именно она сделала сына бессмертным, окунув его в воды реки Стикс (при этом мать держала ребенка за пятку - единственное место, на которое не попала волшебная вода и которое осталось уязвимым - так называемая «Ахиллесова пята»). Другая нереида, Амфитрита, вышла замуж за одного из самых сильных богов - Посейдона.

Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Они жили на трех скалистых островах около Сциллы и были уже не духами, а вполне материальными существами - гибридом женщины и птицы. Сирены известны своими чудесными голосами. Заслышав их сладкое пение, проплывающие мимо матросы полностью теряли волю, устремлялись на дивные звуки и разбивали свои корабли об скалы к вящей радости коварных злодеек.


Русалка - архетип роковой женщины в наши дни, и популярнейшее в европейской фэнтези морское существо, история возникновения которого прослеживается до древних ассирийских легенд о богине Атаргатис (матери Семирамиды). Та случайно убила своего возлюбленного и поселилась под водой в облике женщины-рыбы (интересно, что ранние изображения показывали ее рыбой с человеческой головой и ногами).

Речные девы (современная культура знает и мужчин-русалок, однако раньше такое было нетипично) сперва имели обычные ноги, а не рыбий хвост - эта деталь появилась у них гораздо позднее. Можно предположить, что русалок скрестили с рыбами не ради какого-то глубокого символизма, а по ошибке. Морякам древности и средневековья не раз приходилось встречать в море настоящих морских сирен - дюгоней и ламантинов. Обладая определенной фантазией, их вполне можно было принять за женщин с рыбьими хвостами.

Славянских русалок (мавок, водяниц), как правило, отождествляли с мертвецами (девушки-утопленницы) - злой и враждебной людям нечистью. В Польше их почитали, как водяных духов, и звали «богинки».

О подобных существах писал и средневековый алхимик Парацельс (1493-1541) - он называл их стихийными духами воды, ундинами (от латинского «unda» - волна) и приписывал им чарующие голоса, которые якобы иногда можно услышать в шуме воды. Согласно поздним романтическим легендам, русалка - существо без души, стремящееся выйти замуж за смертного мужчину и стать человеком. Если уйти жить под воду к ундине, то года будут пролетать, как минуты. Человек, истощенный ласками этих рыбо-женщин, уже никогда не вернется назад.

Проклятье Ондины
Существует старинная германская легенда, согласно которой русалка по имени Ондина влюбилась в рыцаря Лоуренса - а тот в нее. Зная о том, что, родив ребенка, она потеряет бессмертие, девушка все равно согласилась выйти замуж за любимого. На венчальном алтаре рыцарь поклялся ей в верности: «Дыханье каждого моего утреннего пробуждения будет залогом любви и верности тебе». Год спустя Ондина родила ему сына. Шли годы. Она старела, и муж стал терять к ней интерес. В один прекрасный день женщина застала его в объятиях другой, более молодой дамы. Убитая горем, экс-русалка прокляла Лоуренса: «Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай - пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснешь, дыхание покинет твое тело и ты умрешь».

В наши дни «Проклятье Ондины» - неофициальное название синдрома остановки дыхания во сне. Больные им люди способны дышать, лишь бодрствуя. Большинство из них умирает в младенчестве, и лишь единицы выживают благодаря дыхательным аппаратам.

скрытый текст

С русалками часто путают мелюзин. На самом деле, последние представляют из себя совершенно других существ - женщин с рыбьим или змеиным хвостом вместо ног (часто двойным) и парой перепончатых крыльев. Мифы о мелюзинах (хотя правильнее говорить «Мелюзина», ведь это женское имя) многочисленны и восходят к раннему европейскому средневековью, чаще всего основываясь на нарушении каких-либо «водных» табу.
Например, существует история о том, как Элинас, король Албании (старинный эвфемизм Шотландии) встретил в лесу фею Прессину и женился на ней. Та поставила ему одно условие: муж никогда не должен видеть, как она купается и рожает ему детей. Некоторое время они жили счастливо. Прессина родила королю трех дочерей - Мелюзину, Мелинор и Палатину. Однако он, как водится, не выдержал и подглядел за супругой.

Та немедленно забрала детей и уехала в Авалон. Девочки выросли, узнали о проступке отца и отомстили ему, заточив в темницу. Мать, все еще любившая Элинаса, сильно разгневалась и назначила для каждой дочери наказание. Мелюзина, как самая старшая, получила суровое проклятье: каждую субботу нижняя половина ее тела становилась змеиной. Впоследствии история повторилась - муж Мелюзины застал ее в «интересном виде», они поссорились и разошлись.

Шотландские русалки - мерроу - на удивление дружелюбны и часто живут среди людей. У них есть волшебная шапка, позволяющая дышать под водой. Если они ее потеряют, то больше никогда не смогут вернуться домой.

В германо-скандинавском фольклоре русалки называются никсы (nixen, nihhus, nyko). Строго говоря, никсы - это целая раса волшебных существ. Мужчины и женщины живут под водой, играют на скрипках и без зазрения совести топят всех любопытных странников, пришедших послушать их дивную музыку.
Мужчины никсов могут принимать множество животных форм (излюбленная - лошадь, т.к. слово «никс» произошло от староскандинавского корня nykr - «речная лошадь»). Женщины очень красивы и имеют лишь два облика - дамы с рыбьим хвостом и обычного человека (отличить никсу можно только по мокрым краям ее одежды).

В Скандинавии водяные лилии называют «розами никсов».

Если принести жертву - утопить черное животное, бросить в воду табака, капнуть туда три капли крови (или, по другому поверью, водки) - никса может научить вас волшебной игре на скрипке - такой, что от нее «танцуют деревья и останавливаются водопады». Никсы, подобно шотландским баньши, дают людям знамения смерти - выплывают на то место водоема, где кто-то скоро утонет, и тоскливо кричат.

Накки - финская разновидность никсов, страшные существа, придуманные родителями для того, чтобы дети не баловались около воды. Накки утаскивает шалунов под воду, если те трогают свое отражение в воде либо играют под мостами, причалами и в других опасных местах. Накки якобы очень красивы спереди и отвратительны сзади. Другие истории утверждают, что у Накки три груди и они умеют превращаться в рыбу. Это интересно
Атрибутом всех «водных женщин» являются распущенные волосы.

В Нюрнбергской Библии (1483 год) изображен Ноев ковчег, а рядом в воде плавает русалка.

Русалки встречаются в книге «Гарри Поттер и Кубок Огня», «Хрониках Нарнии» и являются особой расой в ролевой игре «Подземелья и драконы». Образ русалок очень популярен не только в фэнтези. Например, в комиксах у Супермена был роман с русалкой по имени Лори Лемари (родом из Тритониса, подводного города затонувшей Атлантиды).

Возможно, появлению легенд о русалках с рыбьим хвостом способствовала сиреномелия, «синдром русалки» - редкое нарушение развития человеческого плода (один случай из ста тысяч), в результате которого ноги срастаются вместе, что чаще всего приводит к смерти новорожденного. Внутренние органы таких детей развиты аномально, конечные отделы мочевого, полового и пищеварительных трактов выходят наружу в подобие клоаки. Известно всего два случая, когда люди, больные сиреномелией, смогли выжить - это Тиффани Йоркс из США и Мелагрос Керрон из Перу (последняя была успешно прооперированна в июне прошлого года).

Раньше русалок часто подделывали, порождая нездоровые сенсации. В 19 веке особо популярно было чучело «Фиджийской русалки», которое показывали в цирке. Оно было сделано из папье-маше и чешуи экзотических рыб, а верхняя часть тела взята от молодого орангутанга.

В европейской культурной традиции считается, что русалки способны исполнять желания.

Вилы - славянская версия нимф, близкие родственницы русалок - славятся неземной красотой. В отличие от русалок, вилы умеют превращаться из девушек в различных животных(лебедей, волков, лошадей).

Это сообщение отредактировал Odyssej - 05-06-2011 - 19:06

С незапамятных времен вода для людей остается одной из самых необычных стихий. С ней связано немало примет, немало преданий, мифов и легенд. Для русских огонь, земля и особенно вода всегда были абсолютно дивными стихиями. Они были уверены, что вода произошла из волшебного источника. В русском фольклоре вода неразрывно связана с жизнью и смертью. Так, живая вода, по преданиям, могла излечить израненное тело. Предки современных южноамериканцев, африканцев и европейцев почитали воду не меньше, а то и больше нас. Мифы и легенды были разными, но все они сходились на одном - вода была смыслом существования, божеством. На многих местах языческого поклонения у воды даже были воздвигнуты часовни и храмы, а порой и сами водные объекты становились героями мифов и легенд.

1. Сперва обратимся к японской мифологии. Всем известна история Всемирного потопа, описанная в Библии. Однако упоминания об этом «происшествии» встречаются в мифах и легендах разных народов. Согласно японскому варианту, например, первый властитель Японии поселился на островах сразу же после того, как вода стала убывать.

2. И снова о японцах: есть такое озеро - Тадзава (или Тадзавако) глубиной 423 м. Примечательно, что зимой озеро не замерзает, несмотря на холода, типичные для здешних зим. С ним связано много легенд, одна из которых гласит, что когда-то жил в этих краях молодой и красивый рыбак Хатиротаро. Однажды он поймал в реке странную рыбу. Молодой парень был голоден и съел ее. Внезапно он ощутил чудовищную жажду. Стремясь утолить ее, он припал к бьющему из-под камней источнику и пил воду из него 32 дня без перерыва. На 33-й день Хатиротаро превратился в дракона. Вернуться в таком виде под родной кров рыбак уже не мог. Поэтому он запрудил реку, превратив ее таким образом в глубокое озеро, пригодное для обитания водяного дракона. Так - по легенде - появилось озеро Тадзава.

3. Есть и такая легенда у жителей Страны восходящего солнца. Согласно японской мифологии, Дракон Рюдзин - это бог моря, повелитель водной стихии. Согласно легендам, он жил на дне океана неподалеку от побережья Японии, у островов Рюкю (Нансей). Один удар хвоста Рюдзина вызывает огромные приливные волны, которые полностью смывают прибрежные деревни. Когда Рюдзин открывает громадную зубастую пасть и вздыхает, в воде появляются гигантские водовороты. Голову благородного дракона венчают оленьи рога; усы указывают на его мудрость; глаза видят в глубину до самого дна океана. Когда Рюдзин вытягивает ужасные когти, происходят наводнения. Движением лапы он может опрокинуть несколько судов.

4. С ним же связан еще один миф, но на этот раз почти исторический. Решив напасть на Корею, императрица Дзингу попросила помощи у Рюдзина. Посланник дракона принес ей два драгоценных камня, приливный и отливный. Дзингу возглавила поход японского флота в Корею. В море их встретили корейские боевые суда. Дзингу бросила в воду отливный камень, и корейские корабли сели на мель. Когда корейские воины выпрыгнули из кораблей, чтобы предпринять пешую атаку, Дзингу бросила на морское дно приливный камень. Вся вода хлынула назад и потопила врагов.

5. У японцев вообще существует масса мифов и легенд о воде. И вот вам еще один. Когда-то японцы верили в водяных демонов Каппа, которые выглядят как маленькие обнаженные мужчины с черепашьим панцирем и заполненной водой чашей на месте головы. Они рыскали в воде в поисках заблудшего пассажира и затягивали его на глубину. Есть лишь два способа избежать их: первый предполагает начертать имя на огурце и бросить его в воду. Каппа очень любят огурцы. Второй способ - поклониться демонам. Демону в этом случае приходится поклониться в ответ и тем самым опустошить свою чашу-голову. Без воды в голове Каппа беспомощны.

6. Перенесемся в Южную Америку - в Древнюю Мексику. В их преданиях о Потопе сказано так: «Небо приблизилось к Земле, и вмиг все живое погибло». Они были уверены, что горы и скалы, которые мы видим сейчас, покрыли всю землю, а вода кипела и бурлила так, что горы стали красного цвета. Они были также уверены, что вода уничтожила ненужную, уродливую расу великанов, а все люди превратились в рыб, кроме одной пары, спрятавшейся в деревьях.

7. Краснокожий человек вообще считал, что населенный людьми земной шар был создан из ила, который поднялся из первозданных вод. В их мифах встречаются двуполые существа, известные у ацтеков как Ометекутли‑Омесиуатль (владыки двойственной природы). Их изображали божествами, господствующими над возникновением всего сущего, над началом мира.

8. Примерно в это же время самым известным героем мифов древних южных европейцев является Нептун (Посейдон). Именно с ним связана масса преданий, легенд и мифов. Именно он внушал всем большой страх, потому что Нептуну (Посейдону) приписывали все колебания почвы, и, когда начиналось землетрясение, богу Посейдону приносились жертвы. Достаточно было удара Посейдона трезубцем о землю, чтобы та разверзлась и заколебалась. Посейдона (Нептуна) признавали и почитали как могучего и сильного бога все мореплаватели и купцы, которые воздвигали ему жертвенники и обращались к нему с мольбами для того, чтобы бог Посейдон даровал их кораблям счастливый переезд без бурь и покровительствовал бы успеху их торговли.

9. С ним же связан один из самых известных мифов. По просьбе героя Тесея бог Посейдон вызвал чудовище, ставшее причиной смерти Ипполита - сына Тесея и царицы амазонок. Угрюмый от природы, Ипполит ничего не любил, кроме охоты. Он громко выражал свое презрение к женщинам, никогда не поклонялся богине Афродите и приносил все свои жертвы на алтарь богини Артемиды. Разгневанная Афродита решила мстить за такое пренебрежение. Богиня Афродита внушила мачехе Ипполита Федре безумную любовь к Ипполиту. Но Ипполит с отвращением отвернулся от мачехи, которая за это оклеветала Ипполита перед отцом. Считая его виновным, Тесей призвал на него гнев бога Посейдона, и тот приказал морскому чудовищу появиться на поверхности воды, в то время как Ипполит подъезжал к морю на колеснице. Испуганные страшилищем кони опрокинули колесницу, и Ипполит погиб. Впоследствии этот миф лег в основу «Федры» и картины Рубенса «Смерть Ипполита».

10. А в это время в Египте вода наделяется живительной способностью - небесные воды орошают землю, способствуя поддержанию жизни на ней. Один из мифов повествует о том, что Бог сидел на воде, подобно тому, как птица сидит на яйцах, и высидел жизнь. В египетской графике тройной иероглиф воды символизирует необъятные воды, т.е. первозданный океан и первоматерию. В Ведах говорится, что в начале времен все было подобно морю, лишенному света. Вода сравнивается с животворными жидкостями тела. В соответствии с этим представлением в Древнем Египте воду добавляли в мумифицированное тело с целью замены утраченных «жизненных соков». Божественный образ придавался и Нилу как «кормильцу» народа - без разливов этой реки жизнь здесь была бы невозможна.

11. Перенесемся на Русь. Здесь ходила легенда о Водяном - владыке вод. По преданиям, это злой дух, олицетворяющий водную стихию. Обитает он в водоворотах рек, в омутах или в болотах, любит селиться под водяной мельницей, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников считали колдунами. Однако есть у водяных и свои дома, выстроенные из ракушек и самоцветных речных камушков. В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Он заманивает человека в воду и топит его, способен разрушить запруды, может подарить рыбакам богатый улов или разгоняет всю рыбу и рвет сети. Поэтому мельники и рыбаки старались его умилостивить: бросали в воду хлеб или приносили в жертву какое-нибудь животное черного цвета (петуха, кошку, собаку), рыбаки выпускали обратно в воду первую пойманную рыбу.

12. Существовала у славян вера и в Водяницу - жену водяного, бывшую утопленницу. Ее еще называли шутихой, шутовкой. Водяница предпочитала лесные и мельничные омуты, но больше всего любила пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колесами она будто бы обыкновенно собиралась на ночлег вместе с водяным. По легенде, имеет вредный нрав: когда она плещется в воде и играет с бегущими волнами или прыгает на мельничные колеса и вертится вместе с ними, рвет сети и портит жернова.

13. Омская область хранит легенду о «Пяти Озерах», одним из которых является знаменитое озеро Окунево. А деревня близ него считалась энергетическим центром земли. Сама деревня является местом, где периодически происходят паранормальные явления. Кто-то видел здесь всадника без головы, другие рассказывают про неизвестно откуда взявшийся хоровод девушек на берегу реки. Легенда рассказывает, что за спинами девушек то появлялись, то исчезали полупрозрачные фигуры огромной высоты. Вокруг деревни расположено пять озер, которые появились при падении пяти метеоритов. Вода в каждом из озер считается целебной, местонахождение пятого озера до сих пор загадка.

14. Сохранилась и такая легенда: в старые времена могучий Байкал был веселым и добрым, крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Самой красивой была она - все не могли налюбоваться ею. Даже птицы, хоть и спускались ниже, никогда не садились на нее и говорили: «Разве можно светлое чернить?» Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Разгневался Байкал и уронил скалу прямо на горло Ангаре. Задыхаясь, она попросила отца простить ее и дать хоть капельку воды. Байкал крикнул: «Я могу дать только свои слезы!» С тех пор сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

15. А вот на юге была распространена легенда о живой и мертвой воде. Она рассказывала о старике, который пережил много поколений, но облик его остался неизменным. И обладал он огромной силой. К нему часто обращались за помощью знахари и духи разных земель, да и сама мать-Земля порой. Старик обладал даром наделять воду животворящей силой, капля такой воды могла вернуть к жизни и избавить от недуга, глоток мог наделить человека способностью видеть истину бытия и быть счастливым, три глотка открывали в человеке целительный дар, а кружка такой воды приносила человеку силу, которую имели только бестелесные духи. Понимая ценность этой воды, раздавал он ее осторожно, ибо в руках невежды много несчастья могло случиться. Однако беда случилась: пришел к нему человек, молящий о помощи. Его отец умирал от тяжелой болезни. Старик отдал мужчине стеклянный сосуд с водой и сказал давать воду отцу раз в день на рассвете всю неделю и запретил пить ее самому, так как ему она не предназначалась. Но не сдержался человек и выпил воду. Увидел тотчас же он старика, который разозлился на него и потребовал воду вернуть. Но ненависть переполнила человека. Выточил он копье из плотного дерева и пошел обратно в пещеру. Пришел он туда и убил старца. Как только копье пронзило сердце старика, кровь его брызнула на очи мужчины и очистила его разум и сердце от черных чувств и мыслей. Упал мужчина на колени, обнял старика и заплакал от раскаяния и любви, как к родному отцу. А в это время прозрел его кровный отец и стал здоровым. Дар старца перешел к мужчине.

16. В Якутии местные жители давно верят в существование Лабынкарского черта - нечто темно-серой окраски с огромной пастью. Расстояние между глазами равно ширине плота из десяти бревен. Если верить легенде, он очень агрессивен и опасен, нападает на людей и животных, способен выходить на берег.