Качественные задачи по физике. Сам с изогнутой дугой, режет узенькой пилой Пилу изогнули дугой


Курение - вид бытовой наркомании, наиболее распространенная форма которой - никотинизм - курение табака. Что «дарит» курение? В сигарете содержится примерно 6 - 8 мг никотина, из которых 3 - 4 мг попадает в кровь… Дым от одной выкуренной сигареты весит 0,5 г. В табачном дыму содержится более тысячи различных компонентов.… В дыме от 20 сигарет содержится около 0,032 г.
Побудительные причины к регулярному курению бывают совершенно различными.
КУРЕНИЕ И РАК Курение оказывает вредное влияние не только на органы дыхания. Не менее существенный вред продукты обмена никотина наносят печени и почкам. Не случайно большое количество пациентов с опухолями мочевыделительной системы - курильщики с многолетним стажем.
Нельзя не отметить вниманием тот факт, что риску развития различных заболеваний подвергается не только сам курильщик. Вдыхание чужого табачного дыма (так называемое "пассивное" курение) отравляет окружающих курильщика людей, которые также подвергаются опасности заболевания раком. Дурной, запарный, обкуренный - наркоман, находящийся под влиянием гашиша или конопли, не понимающий значения своих действий и не контролирующий их
Чиллум (или чилим) - коническая трубка, сделанная из глины, рога, или стекла. Они используются как ритуальные трубки Садху в Индии, чтобы курить гашиш чарас (charas). Кроме того, они недавно использовались Растаманами. Это - очень «социальная» форма курения, поскольку чиллум вообще слишком велик, чтобы быть выкуренным в одиночку.
Если у вас есть проблемы с табакокурением и вы самостоятельно не можете справиться с этой пагубной привычкой, вам нужно обратиться в наркологический кабинет по месту проживания. Здесь вы можете получить профессиональную помощь в борьбе с этой зависимостью.
Курение табака весьма распространено среди населения всех стран. В Европе примерно 215 млн. человек являются курильщиками, из которых 130 млн. мужчины. Курение является одной из самых частых причин смерти, которую человек в силах предотвратить. Между тем в мире ежегодно табак уносит около 3 млн.
Каждый курящий в состоянии прекратить курение, если по-настоящему осознает опасность этой привычки и проявит достаточную силу воли. Борьба с курением - это борьба за здоровье всего общества.
Около 90% взрослых курильщиков пытаются бросить курить самостоятельно, при этом около 70% прекративших курить возобновляют курение в течение трех месяцев. После трех неуспешных попыток прекратить курить рекомендовано обратиться за помощью, существует психотерапевтическое и лекарственное лечение зависимости от никотина.
Если Вы курите - прекратите!

КУРЕНИЕ ВРЕДИТ


- ухудшение состояния кожи . Курение сужает кровеносные сосуды. В результате кожа получает меньше кислорода и питательных веществ. Вот почему курильщики часто выглядят бледными и нездоровыми. Итальянские также доказали, что с курением связан повышенный риск возникновения псориаза - вида кожной сыпи.
У курильщиков не только увеличивается количество морщин и желтеют зубы.


Исследованиями доказано в чем вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: Никотин, Углекислый газ, Окись углерода, Синильная кислота, Аммиак, Смолистые вещества, Органические кислоты и другие.
Проведенное в США исследование использовало большой набор переменных и оценивало возможность предсказать на их основе, является ли подросток курящим, сокращающим потребление или он уже прекратил курение.

Курение и здоровье Основное действие на организм при курении оказывает никотин, являющийся сильным ядом. Его смертельная доза для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Именно поэтому, согласно данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн. человек.
Исследования показали, что опасность пассивного курения весьма реальна. Дым, струящийся от зажженной сигареты, - это неотфильтрованный дым. Родители должны помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем возду­хе, прогулки, беседы - все это способствует от­казу от курения .
Вы - человек, который может вознаградить себя не только курением. Лучше глубоко вдох­нуть или прогуляться пешком. Последствия дадут большой эффект.
Курение вас настраивает на деятельность. Но это вранье самому себе. Чем больше вы курите, тем больше вы усложняете свою деятельность.
Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема курения.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Данное пособие предназначено для проверки знаний учащихся по курсу физики 7 класса. Оно ориентировано на учебник А.В. Перышкина "Физика. 7 класс" и содержит контрольные работы в тестовой форме по всем темам, изучаемым в 7 классе, а также самостоятельные работы к каждому параграфу. Контрольные работы даются в пяти вариантах, а каждый вариант включает задачи трех уровней, что соответствует формам заданий, применяемым в ЕГЭ. Пособие поможет оперативно выявить пробелы в знаниях и адресовано как учителям физики, так и учащимся для самоконтроля.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
ВАРИАНТ № 1
1. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты?
2. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?
3. Почему при сварке металлических деталей необходимо их плотное соприкосновение и очень высокая температура?
4. Почему, несмотря на притяжение, между молекулами есть промежутки?
5. Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности шлифуют. Что произойдет, если их сделать идеально гладкими?

ВАРИАНТ № 2
1. Почему два свинцовых бруска слипаются, если их соединить гладкими и чистыми срезами?
2. Почему при склеивании и паянии применяют жидкий клей и расплавленный припой?
3. Возьмите любой мяч. Нажмите на него пальцем и отпустите. Почему исчезла вмятина?
4. Почему не удается, сжимая твердые тела и жидкости, заметно уменьшить их объем?
5. Пилу изогнули дугой. Какие силы возникли на внешней и на внутренней поверхности пилы?

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества 9
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 9
СР-1. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты 9
Вариант № 1 9
Вариант № 2 9
СР-2. Физические величины. Измерение физических величин 10
Вариант № 1 10
Вариант № 2 10
СР-3. Точность и погрешность измерений 11
Вариант № 1 11
Вариант № 2 11
СР-4. Строение вещества 12
Вариант № 1 12
Вариант № 2 12
СР-5. Молекулы 13
Вариант № 1 13
Вариант № 2 13
СР-6. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах 14
Вариант № 1 14
Вариант № 2 14
СР-7. Взаимное притяжение и отталкивание молекул 16
Вариант № 1 16
Вариант № 2 16
СР-8. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов 17
Вариант № 1 17
Вариант № 2 17
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 19
Вариант № 1 19
Вариант № 2 22
Вариант № 3 25
Вариант № 4 28
Вариант № 5 31
Глава 2. Взаимодействие тел 34
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 34
СР-9. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение 34
Вариант № 1 34
Вариант № 2 34
СР-10. Скорость. Единицы скорости 35
Вариант № 1 35
Вариант № 2 35
СР-11. Расчет пути и времени движения 36
Вариант № 1 36
Вариант № 2 36
СР-12. Графики пути и скорости 37
Вариант № 1 37
Вариант № 2 38
СР-13. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах 39
Вариант № 1 39
Вариант № 2 39
СР-14. Плотность вещества 41
Вариант № 1 41
Вариант № 2 41
СР-15. Расчет массы и объема тела по его плотности 42
Вариант № 1 42
Вариант № 2 42
СР-16. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела 43
Вариант № 1 43
Вариант № 2 43
СР-17. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр 44
Вариант № 1 44
Вариант № 2 44
СР-18. Вес тела 45
Вариант № 1 45
Вариант № 2 45
СР-19. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил 46
Вариант № 1 46
Вариант № 2 46
СР-20. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике 47
Вариант № 1 47
Вариант № 2 47
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 48
Вариант № 1 48
Вариант № 2 50
Вариант № 3 52
Вариант № 4 54
Вариант № 5 56
Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов 58
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 58
СР-21. Единицы измерения массы, длины и площади в СИ (повторение) 58
Вариант № 1 58
Вариант № 2 58
СР-22. Давление. Единицы давления 59
Вариант № 1 59
Вариант № 2 59
СР-23. Способы уменьшения и увеличения давления 60
Вариант № 1 60
Вариант № 2 60
СР-24. Давление газа 61
Вариант № 1 61
Вариант № 2 61
СР-25. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля 62
Вариант № 1 62
Вариант № 2 62
СР-26. Давление в жидкости и газе 63
Вариант № 1 63
Вариант № 2 63
СР-27. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда 65
Вариант № 1 65
Вариант № 2 65
СР-28. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс 66
Вариант № 1 66
Вариант № 2 66
СР-29. Вес воздуха. Атмосферное давление 67
Вариант № 1 67
Вариант № 2 67
СР-30. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид 68
Вариант № 1 68
Вариант № 2 68
СР-31. Сила атмосферного давления 69
Вариант № 1 69
Вариант № 2 69
СР-32. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело 70
Вариант № 1 70
Вариант № 2 70
СР-33. Единицы измерения плотности и объема в СИ (повторение) 71
Вариант № 1 71
Вариант № 2 71
СР-34. Архимедова сила 72
Вариант № 1 72
Вариант № 2 72
СР-35. Плавание тел 73
Вариант № 1 73
Вариант № 2 73
СР-36. Плавание судов 74
Вариант № 1 74
Вариант № 2 74
СР-37. Воздухоплавание 75
Вариант № 1 75
Вариант № 2 75
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 76
Вариант № 1 76
Вариант № 2 78
Вариант № 3 80
Вариант № 4 82
Вариант № 5 84
Глава 4. Работа и мощность. Энергия 86
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 86
СР-38. Механическая работа. Единицы работы 86
Вариант № 1 86
Вариант № 2 86
СР-39. Мощность. Единицы мощности 87
Вариант № 1 87
Вариант № 2 87
СР-40. Простые механизмы 88
Вариант № 1 88
Вариант № 2 88
СР-41. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы 89
Вариант № 1 89
Вариант № 2 89
СР-42. Рычаги в технике, быту и природе 90
Вариант № 1 90
Вариант № 2 90
СР-43. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия 91
Вариант № 1 91
Вариант № 2 91
СР-44. Виды механической энергии 92
Вариант № 1 92
Вариант № 2 92
СР-45. Превращение одного вида механической энергии в другой 93
Вариант № 1 93
Вариант № 2 93
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 94
Вариант № 1 94
Вариант № 2 96
Вариант № 3 98
Вариант № 4 100
Вариант № 5 102
ОТВЕТЫ 104.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Контрольные и самостоятельные работы по физике, К учебнику Перышкина А.В., 7 класс, Громцева О.И., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Класс

Самостоятельные работы

Что изучает физика. Некоторые физические термины…………………………….

Физические величины. Измерение физических величин………………………….

Точность и погрешность измерений………………………………………………..

Строение вещества……………………………………………………………………

Молекулы……………………………………………………………………………..

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах…………………………………….

Взаимное притяжение и отталкивание молекул……………………………………

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов……………………………………………………………………..

Контрольная работа по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»

Взаимодействие тел

Самостоятельные работы

Механическое движение………………………………………………………………

Скорость. Единицы скорости…………………………………………………………

Расчет пути и времени движения…………………………………………………….

Графики пути и скорости……………………………………………………………..

Взаимодействие тел. Масса…………………………………………………………...

Плотность вещества…………………………………………………………………...

Расчет массы и объёма тела…………………………………………………………...

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести……………………………………………..

Сила упругости. Закон Гука…………………………………………………………..

Вес тела…………………………………………………………………………………

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил…..

Сила трения. Трение в природе и технике…………………………………………...

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел »

Вариант № 1……………………………………………………………………………

Вариант № 2……………………………………………………………………………

Вариант № 3……………………………………………………………………………

Вариант № 4……………………………………………………………………………

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Самостоятельные работы

Повторение. Единицы измерения массы, длины и площади в СИ ………………...

Давление. Единицы давления…………………………………………………………

Способы уменьшения и увеличения трения…………………………………………

Давление газа………………………………………………………………………….

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля…………………………

Давление в жидкости и газе…………………………………………………………..

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда…………………………………

Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс…………………………………….

Вес воздуха. Атмосферное давление…………………………………………………

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид………

Сила атмосферного давления…………………………………………………………

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело……………………………..



Повторение. Единицы измерения плотности и объёма в СИ………………………

Архимедова сила………………………………………………………………………

Плавание тел…………………………………………………………………………..

Плавание судов………………………………………………………………………..

Воздухоплавание………………………………………………………………………

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Вариант № 1……………………………………………………………………………

Вариант № 2……………………………………………………………………………

Вариант № 3……………………………………………………………………………

Вариант № 4……………………………………………………………………………

Работа и мощность. Энергия

Самостоятельные работы

Механическая работа………………………………………………………………….

Мощность. Единицы мощности………………………………………………………

Простые механизмы…………………………………………………………………...

Рычаг. Равновесие сил на рычаге……………………………………………………..

Рычаги в технике, быту и природе……………………………………………………

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия…………………………………..

Виды механической энергии………………………………………………………….

Превращения энергии…………………………………………………………………

Контрольная работа по теме «Работа и мощность. Энергия»

Вариант № 1……………………………………………………………………………

Вариант № 2……………………………………………………………………………

Вариант № 3……………………………………………………………………………

Вариант № 4……………………………………………………………………………

Ответы ............................................................................................................................

Введение. Первоначальные сведения о строении вещества

Самостоятельная работа по теме «Что изучает физика. Некоторые физические термины»

ВАРИАНТ № 1

1. Переведите с греческого языка слово «физика».



2. Какие науки о природе вы знаете? Что они изучают?

3. Приведите пример теплового явления.

4. Что бывает раньше: гром или молния? Почему?

5. Перечислите три физических тела, находящиеся на вашей парте.

ВАРИАНТ № 2

1. Кто впервые ввел слово «физика» в русский язык?

2. В чем отличие физики от биологии?

3. Приведите пример звукового явления.

4. Куда летит бумажный самолётик, брошенный в классе? Почему?

5. Перечислите три вещества, из которых можно сделать вазу для цветов.

Самостоятельная работа по теме «Физические величины. Измерение физических величин»

ВАРИАНТ № 1

а) невооруженным глазом на небе видно 6000 звёзд.

б) масса Солнца 2000000000000000000000000000000 кг

в) длина бактериальной клетки равна 0,000003 м

2. Какой прибор служит для определения температуры тела?


ВАРИАНТ № 2

1. Запишите в стандартном виде:

а) температура на поверхности Солнца 6000 о С.

б) масса Земли 6000000000000000000000000 кг

в) диаметр молекулы воды 0,000000000276 м

2. Какой прибор служит для определения массы тела?


Самостоятельная работа по теме «Точность и погрешность измерений»

ВАРИАНТ № 1

1. Какой множитель означают приставки мега, санти, деци?

2. Запишите в стандартном виде: 100; 6400000; 0,00032.


ВАРИАНТ № 2

1. Какой множитель означают приставки кило, мили, гекто?

2. Запишите в стандартном виде: 700000; 0,000081; 0,000000015.


Самостоятельная работа по теме «Строение вещества»

ВАРИАНТ № 1

1. Если в стакан, наполненный до краев чаем, высыпать осторожно полную ложку сахарного песку, то чай не перельется через края стакана. Почему?

2. Какое свойство ртути лежит в основе устройства медицинского термометра?

3. Почему железнодорожные рельсы не делают сплошными?

4. На линии телеграфа Новгород - Москва каждую зиму «пропадает» 100 м провода. Кто похититель?

5. Случается, что стеклянная пробка графина застревает в горлышке и, не смотря на все усилия, не вынимается оттуда. Что надо сделать?

ВАРИАНТ № 2

1. В толстостенном, стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Чем это можно объяснить?

2. Длина столбика ртути в трубке при нагревании увеличилась. Как это можно объяснить?

3. Почему при проводке телеграфной линии летом нельзя сильно натягивать провода?

4. Как изменяются зазоры между рельсами при уменьшении температуры воздуха?

5. Если стальной шарик, проходящий сквозь стальное кольцо, нагреть, то он застрянет в кольце. Что произойдет, если шарик охладить?

Самостоятельная работа по теме « Молекулы»

ВАРИАНТ № 1

1. Какие молекулы можно сфотографировать с помощью электронного микроскопа?

2. Из чего состоят молекулы?

3. Что входит в состав молекулы воды, водорода, кислорода?

4. Что вы можете сказать о молекулах одного вещества?

5. Почему крушение танкеров, перевозящих нефтепродукты опасно с экологической точки зрения?

ВАРИАНТ № 2

1. Что вы знаете о размерах молекул?

2. Чем отличаются молекулы разных веществ?

3. Из чего состоят молекулы воды, льда и водяного пара?

4. Одинаковы ли объемы у молекул разных веществ?

5. Назовите материалы, созданные человеком.

Самостоятельная работа по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

ВАРИАНТ № 1

1. Почему, проходя мимо столовой, мы чувствуем аппетитный запах?

3. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно - синюю защитную жидкость. Что происходит с ней потом?

4. Как зависит диффузия от температуры?

5. Почему мировая общественность обеспокоена затонувшими атомными подводными лодками?

ВАРИАНТ № 2

1. При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека, а запах остывшего мы не чувствуем?

2. Почему чернильные пятна на столе или на полу легче удалить вскоре после того, как были пролиты чернила, и значительно труднее сделать это впоследствии?

3. Большинство клопов, божьи коровки, некоторые листоеды вооружились для своей защиты: запах от клопов отвратителен, а божьи коровки выделяют желтую ядовитую жидкость. Объясните передачу запахов.

4. Для того, чтобы свежие огурцы быстрее засолить, их заливают горячим рассолом. Почему засолка огурцов в горячем рассоле протекает быстрее?

5. Почему во время пожара, спускаясь по лестнице, следует закрывать рот и нос влажным носовым платком?

Самостоятельная работа по теме «Взаимное притяжение и отталкивание молекул»

ВАРИАНТ № 1

1. Для чего при складывании полированных стекол, между ними кладут бумажные ленты?

2. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?

3. Почему при сварке металлических деталей необходимо их плотное соприкосновение и очень высокая температура?

4. Почему, несмотря на притяжение, между молекулами есть промежутки?

5. Чтобы в технике уменьшить трение, соприкасающиеся поверхности шлифуют. Почему не имеет особого смысла получать идеально гладкие поверхности?

ВАРИАНТ № 2

1. Почему два свинцовых бруска слипаются, если их соединить гладкими и чистыми срезами?

2. Почему при склеивании и паянии применяют жидкий клей и расплавленный припой?

3. Возьмите любой мяч. Нажмите на него пальцем и отпустите. Почему исчезла вмятина?

4. Почему не удается, сжимая твердые тела и жидкости, заметно уменьшить их объем?

5. Пилу изогнули дугой. Какие силы возникли на внешней и на внутренней поверхности пилы?

Самостоятельная работа по теме «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

ВАРИАНТ № 1

1. В закупоренную бутылку наполовину налита вода. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки воды нет?

2. Изменится ли объем газа, если его перекачать из сосуда меньшей емкости в сосуд большей емкостью?

3. Молекулы расположены так, что расстояния между ними меньше размеров самих молекул. Они сильно притягиваются друг к другу и колеблются около определенных положений. В каком состоянии находится вещество?

4. В каком состоянии - твердом или жидком: притяжение между молекулами свинца больше?

5. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?

ВАРИАНТ № 2

1. В помещениях, где пользуются эфиром, всегда чувствуется его запах. В каких агрегатных состояниях находится эфир в склянке и в окружающем пространстве?

2. В бутылке находится вода объемом 0,5 л. Ее переливают в колбу вместимостью 1 л. Изменится ли при этом объем воды?

3. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга, слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. В каком состоянии находится вещество?

4. Отличаются ли при одинаковой температуре промежутки между молекулами воды и водяного пара?

5. К какому состоянию воды относится иней?

ВАРИАНТ № 1

А 4 Какое из приведенных ниже высказываний относится к жидкому состоянию вещества?
А 5 «Расстояние между соседними частицами вещества в среднем во много раз превышает размеры самих частиц». Это утверждение соответствует
1) только модели строения газов 2) только модели строения жидкостей 3) модели строения газов и жидкостей 4) модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел
А 6 Укажите правильное (-ые) утверждение (-я) При переходе вещества из газообразного состояния в жидкое А. Уменьшается среднее расстояние между его молекулами Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу В. Появляется некоторая упорядоченность в расположении его молекул
1) только А 2) только Б
3) только В 4) А, Б и В
В 1 Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
А) Физическое явление Б) Физическое тело В) Вещество 1) яблоко 2) медь 3) молния 4) скорость 5) секунда

Контрольная работа по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»

ВАРИАНТ № 2

А 4 Какое из приведенных ниже высказываний относится к газообразному состоянию вещества?
1) имеет собственную форму и объём 2) имеет собственный объём, но не имеет собственной формы 3) не имеет ни собственного объёма, ни собственной формы 4) имеет собственную форму, но не имеет собственного объёма
А 5 В каком состоянии находится вещество, если его молекулы достаточно близко расположены друг около друга, участвуют в скачкообразных движениях. При сжатии возникают силы отталкивания, которые мешают изменять объём.
1) в газообразном 3) в жидком 2) в твердом 4) в газообразном или в жидком
А 6 Укажите правильное (-ые) утверждение (-я) При переходе вещества из жидкого состояния в твердое А. Уменьшается среднее расстояние между его молекулами Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу В. Образуется кристаллическая решетка
1) только А 2) только Б
3) только В 4) А, Б и В

Контрольная работа по теме «Ведение. Первоначальные сведения о строении вещества»

ВАРИАНТ № 3

А 4 Какое общее свойство присуще твердым телам и жидкостям
А 5 Расстояние между молекулами вещества много больше размеров самих молекул. Двигаясь во всех направлениях, и, почти не взаимодействуя друг с другом, молекулы быстро распределяются по всему сосуду. Какому состоянию вещества это соответствует?
1) газообразному 2) жидкому
3) твердому 4) жидкому и твердому
А 6 Укажите правильное (-ые) утверждение (-я) При переходе вещества из жидкого состояния в газообразное А. Увеличивается среднее расстояние между его молекулами Б. Молекулы почти перестают притягиваться друг к другу В. Полностью теряется упорядоченность в расположении его молекул
1) только А 2) только Б
3) только В 4) А, Б и В

Контрольная работа по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»

ВАРИАНТ № 4

А 4 Какое общее свойство присуще жидкостям и газам
1) только наличие собственной формы 2) только наличие собственного объёма 3) наличие собственной формы и собственного объёма 4) отсутствие собственной формы
А 5 В жидкостях частицы совершают колебания возле положения равновесия, сталкиваясь с соседними частицами. Время от времени частица совершает прыжок к другому положению равновесия. Какое свойство жидкостей можно объяснить таким характером движения частиц?
1) малую сжимаемость 2) текучесть 3) давление на дно сосуда 4) изменение объёма при нагревании
А 6 Укажите правильное(-ые) утверждение (-я) При переходе вещества из твердого состояния в жидкое А. Увеличивается среднее расстояние между его молекулами Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу В. Разрушается кристаллическая решетка
1) только А 2) только Б
3) только В 4) А и В

Контрольная работа по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»

ВАРИАНТ № 5

А 4 Какое из приведенных ниже высказываний относится к твердому состоянию вещества?
1) не имеет ни собственного объёма, ни собственной формы 2) имеет собственный объём, но не имеет собственной формы 3) имеет собственную форму и объём 4) имеет собственную форму, но не имеет собственного объёма
А 5 Молекулы газа
1) движутся равномерно и прямолинейно между столкновениями 2) колеблются вблизи положения равновесия 3) неподвижны 4) колеблются вблизи положения равновесия и могут совершать перескоки
А 6 Укажите правильное (-ые) утверждение (-я) При переходе вещества из жидкого состояния в газообразное А. Уменьшается среднее расстояние между его молекулами Б. Молекулы почти перестают притягиваться друг к другу В. Полностью теряется упорядоченность в расположении его молекул
1) только А 2) только Б
3) только В 4) Б и В

Качественные задачи по физике

Качественные задачи по

ФИЗИКЕ

7-8 классы

Предлагаемое вниманию учебное пособие, предназначенное для первой ступени обучения, издавалось в нашей стране лишь однажды, в 1976 г., и давно стало библиографической редкостью. В то же время пособие пользуется заслуженной известностью среди педагогов благодаря удачному подбору ясно сформулированных вопросов, позволяющих на качественном уровне обсудить важные физические закономерности в окружающем нас мире. За прошедшие 20 лет в стране так и не появилось пособия, которое могло бы полностью заменить книгу. Учитывая большой «голод» на хорошие книги по физике и пожелания многих учителей, решили переиздать (с разрешения наследников, увы, уже ушедшего от нас автора) пособие, не меняя в нем практически ничего. В некоторых случаях мы позволили себе дать уточняющий вариант ответа (с пометкой «Ред.») и снять часть вопросов.



ПРЕДИСЛОВИЕ

Качественной задачей по физике на­зывается такая задача, в которой ста­вится для разрешения проблема, связан­ная с качественной стороной физиче­ского явления, решаемая путем логиче­ских умозаключений, основанных на за­конах физики, путем построения черте­жа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий.

Следует отличать качественную за­дачу oт вопроса по проверке формаль­ных знаний (например, что называется ампером, как формулируется закон Ома). Цель последних - закрепить формаль­ные знания учащихся; ответы на эти во­просы в готовом виде имеются в учебни­ке, и ученик должен лишь вспомнить их. В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на который в готовом виде в учебнике не содержится. (Например:

если движущийся автомобиль резко за­тормозит, то его передок опускается. По­чему?) Ученик должен составить ответ на качественную задачу, синтезируя дан­ные условия задачи и свои знания по фи­зике.

Решение качественных задач способ­ствует осуществлению дидактического принципа единства теории и практики в процессе обучения физике. В частности, применение экспериментальных задач развивает умение и навыки учащихся в обращении с физическими приборами, макетами, установками и моделями. Ка­чественные задачи с производственным содержанием знакомят учащихся с тех­никой, расширяют их кругозор, являют­ся одним из средств подготовки учащихся к практической деятельности. Таким об­разом, решение качественных задач по физике является одним из важных при­емов политехнического обучения.

Использование качественных задач способствует более глубокому понима­нию физических теорий, формированию правильных физических представлений, следовательно, предупреждает форма­лизм в знаниях учащихся. Решение ка­чественных задач вызывает необходи­мость анализировать и синтезировать яв-

ления, т. е. логически мыслить, приуча­ет учащихся к точной, лаконичной, ли­тературно и технически грамотной речи.

В процессе решения качественных за­дач прививаются навык наблюдательно­сти и умение различать физические яв­ления в природе, быту, технике, а не только в физическом кабинете. Разви­ваются смекалка, сообразительность, инициатива и творческая фантазия уча­щихся.

Чтобы решить качественную задачу, ученик должен уметь физически мыслить:

понимать и излагать сущность состояний тел и процессов, происходящих в них, вскрывать взаимосвязь явлений (причин­но-следственные зависимости), уметь на основании законов физики предвидеть ход явления. Итак, решение качествен­ных задач дает возможность учителю установить глубину теоретических зна­ний и понимание учащимся изучаемого материала.

Значение этих задач состоит также и в том, что они вызывают большой инте­рес у учащихся, создают их устойчивое внимание на уроке, позволяют учителю оживить урок эмоционально, увлечь уча­щихся, активизировать их мыслительную деятельность, разнообразить методы из­ложения. Таким образом, решение качес­твенных задач есть один из приемов де-лектаризации обучения (de/ ectare (лат.) - увлекать, доставлять наслаждение, ра­довать, восхищать, привлекать).

Методическая ценность качественных задач проявляется особенно при изуче­нии таких разделов курса физики, в ко­торых нет физических формул и явле­ния рассматриваются лишь с качествен­ной стороны (например, закон инерции, электромагнетизм).

Большую роль играют качественные задачи во внеклассной работе: в физи­ческих кружках, вечерах занимательной физики, школьных, областных и респуб­ликанских олимпиадах, в конкурсах и встречах команд КВН и др.

Психология указывает на одну из осо­бенностей детей среднего школьного возраста - конкретно-образное мышле­ние. Детям более доступны понятия, ос­нованные на конкретных предметах, на осязаемой наглядности, чем понятия, ус­танавливаемые на абстракциях . Подрост­ку более понятен индуктивный, а не де­дуктивный путь установления физиче­ского закона. Качественные задачи, свя­занные с конкретными, хорошо извест­ными детям предметами, легко воспри­нимаются учащимися, и те их решают охотнее, чем количественные задачи. Итак, на первой ступени изучения деть­ми физики качественные задачи в пре­подавании играют большую роль, чем ко­личественные.

Рассмотрим методику решения про­стых качественных задач - качествен­ных вопросов. При решении любых за­дач по физике анализ и синтез нераз­рывно связаны между собой. Поэтому можно говорить лишь о едином аналитико-синтетическом методе решения физических (и, в частности, качествен­ных) задач.

Пример 1. Одинаковы ли выталки­вающие силы, действующие на один и тот же деревянный брусок, плавающий сначала в воде, а потом в керосине?

Решение. Выталкивающая сила, дей­ствующая на погруженное в жидкость тело, равна весу вытесненной им жид­кости. (Логическая посылка, основанная на известном физическом законе.) Бру­сок в обеих жидкостях плавает. (Логи­ческая посылка, основанная на условии задачи.) Тело плавает, если вес тела ра­вен весу вытесненной им жидкости. (Ло­гическая посылка, основанная на извест­ном физическом законе.) Так как в обе­их жидкостях один и тот же брусок плавает, то он вытеснит одинаковые по весу количества жидкостей, следователь­но, выталкивающие силы в них будут оди­наковыми. (Вывод, полученный на осно­вании имеющихся посылок.)

Итак, ответ на качественный вопрос можно было получить, синтезировав из­вестный закон (об условии плавания тела) и условия задачи (тело плавает в обеих жидкостях).

Пример 2. Каким образом человек, стоящий обеими ногами на полу, может быстро удвоить давление, производимое на опору?

Решение. 1.Анализ. Давление, про­изводимое стоящим человеком, прямо пропорционально его весу и обратно пропорционально площади обеих ступ­ней ног, соприкасающихся с полом. (Первая посылка.) Человек стоит на двух ногах. (Вторая посылка.) 2. Синтез. Быстро удвоить давление на пол чело­век может, либо увеличив свой вес вдвое (например, подняв штангу), либо умень­шив площадь опоры вдвое (например, приподняв одну из ног и оставшись сто­ять на второй ноге). Так как в условии задачи никакой груз не дан, то в качес­тве ответа принимаем второй способ решения задачи.

Пример 3. Почему человек, выходя из реки, даже в жаркий летний день ис­пытывает ощущение холода?

Решение. 1. Анализ. Охлаждение (по­нижение температуры) тела человека происходит в результате потери телом некоторого количества теплоты. (Первая логическая посылка.) На коже искупав­шегося человека есть вода. (Вторая ло­гическая посылка.) При испарении воды увеличивается ее внутренняя энергия. Это

увеличение энергии некоторого количест­ва воды может произойти за счет умень­шения энергии другого тела. (Третья логическая посылка.) 2. Синтез. Вода, испаряясь с поверхности тела человека, отбирает у кожи некоторое количество теплоты. Вследствие этого внутренняя энергия кожи человека уменьшается и происходит ее охлаждение.

Решение качественного вопроса мож­но представить в виде пяти этапов:

1. Знакомство с условиями задачи (чтение текста, разбор чертежа, изуче­ние прибора и т. п.), уяснение главного вопроса задачи (что неизвестно, какова конечная цель решения задачи).

2. Осознание условий "задачи (анализ данных задачи, физических явлений, опи­санных в ней, введение дополнительных уточняющих условий).

3. Составление плана решения зада­чи (выбор и формулировка физического закона или определения, соответствую­щих условиям задачи; установление при­чинно-следственной связи между логи­ческими посылками задачи).

4. Осуществление плана решения за­дачи (синтез данных условия задачи с формулировкой закона, получение отве­та на вопрос задачи).

5. Проверка ответа (постановка со­ответствующего физического экспери­мента, решение задачи другим способом, сопоставление полученного ответа с об­щими принципами физики (законом со­хранения энергии, массы, заряда, зако­нами Ньютона и др.).

Схематически методику решения ка­чественного вопроса можно представить в виде схемы (см. рисунок).

Решение сложной качественной за­дачи также осуществляется этими пятью этапами, но при знакомстве с условиями задачи обращается внимание на ее глав­ный вопрос, на конечную цель решения. При составлении плана решения задачи строится аналитическая цепь умозаклю­чений, начинающаяся с вопроса задачи и оканчивающаяся данными ее условия или формулировками законов и опреде­лений физических величин. На четвер­том этапе составляется синтетическая цепь умозаключений, начинающаяся с формулировки определений физических величин, соответствующих законов, с описания свойств, качеств, состояний тела и оканчивающаяся ответом на во­прос задачи.

При решении качественных задач применяются основанные на аналитико-синтетическом методе следующие три приема: эвристический, графический и экспериментальный. Они могут и соче­таться, дополняя друг друга.

Эвристический прием состоит в постановке и разрешении ряда взаимо-



связанных целенаправленных качествен­ных вопросов. Каждый из них имеет свое самостоятельное значение и реше­ние и одновременно является элемен­том решения всей задачи.

Этот прием прививает навыки логи­ческого мышления, анализа физических явлений, составления плана решения задачи, учит связывать данные ее усло­вия с содержанием известных физиче­ских законов, обобщать факты, делать выводы.

Следует различать три формы осу­ществления эвристического приема ре­шения качественных задач в процессе обучения физике:

а) форма наводящих вопросов пред­полагает постановку учителем ряда во­просов и ответы на них учащихся. Это первая ступень обучения;

б) вопросно-ответная форма пред­полагает постановку самим учащимся во­просов и ответы на них. Как правило, решение представляется в письменном виде;

в) повествовательная (ответная) форма предполагает ответы учащихся на мысленно поставленные перед собой во­просы. Решение представляется в виде логически и физически связанных меж­ду собой тезисов (предложений), обра­зующих цельный рассказ.

Графический прием решения каче­ственных задач состоит в составлении ответа на вопрос задачи на основании исследования графика функции, черте­жа, схемы, рисунка, фотографии и т. п.

Достоинством этого приема являет­ся наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышле­ние школьников, приучает их к точно­сти, аккуратности. Особенно велика его ценность в тех случаях, когда дана по­следовательность рисунков, фиксирую­щих определенные стадии развития яв­ления или протекания процесса.

Экспериментальный прием реше­ния качественных задач заключается в получении ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и про­веденного в соответствии с ее услови­ем. В таких задачах обычно предлага­ется ответить на вопросы «Что произой­дет?» и «Как сделать?»

В процессе экспериментального ре­шения качественных задач учащиеся ста­новятся как бы исследователями, разви­ваются их любознательность, активность, познавательный интерес, формируются практические умения и навыки.

При правильно поставленном опыте ответ получается быстро, он убедителен и нагляден. Так как сам эксперимент не объясняет, почему так, а не иначе про­текает явление, то его сопровождают словесным доказательством.

В ряде случаев учащиеся, не владея навыками логического мышления, при­меняют прием выдвижения гипотезы (интуитивное мышление). Этот путь ре­шения задачи не следует отвергать. На­оборот, надо тщательно рассмотреть любое предложение, любую физическую идею решения задачи, доказать либо ее применимость, либо несостоятельность. При этом, конечно, завяжется дискуссия, которая будет способствовать развитию физического и логического мышления учащихся.

МЕХАНИЧЕСКИЕ

ЯВЛЕНИЯ

1. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

1. Как определить при помощи мас­штабной линейки средний диаметр оди­наковых швейных иголок?

2. Как измерить средний объем оди­наковых маленьких шариков от шарико­подшипника для велосипеда при помо­щи мензурки?

3. В некоторой химической реакции выделяется газ, объем которого npи нор - мальных условиях требуется определить. Предложите конструкцию прибора для измерения объема газа.

4. В каком из двух одинаковых ста­канов (рис. 1) налито больше чая?

2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

Строение вещества. Молекулы. Диффузия

5. Если смешать равные объемы рту­ти и воды, а затем - спирта и воды, то в первом случае получится удвоенный объем смеси, а во втором - меньше уд­военного объема. Почему?

6. Чем отличается движение одной и той же молекулы в воздухе и в вакууме ?

7. Бросьте в воду кристаллик марган­цовки. Через некоторое время вокруг него образуется фиолетовое облачко. Объясните явление.

95°. Почему стальные изделия, упако­ванные в угольный порошок, не покрыва­ются ржавчиной?

Давление

96. На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя гра­ницы. Можно ли по следу определить, что прошел только один человек или что он нес еще на себе другого или какой-то тя­желый груз?

97. Если тяжелую покупку нести за ве­ревку, то ощущается сильная боль (ре­жет пальцы), а если под веревку подло­жить сложенный в несколько раз лист бумаги, то боль уменьшается. Объясни­те, почему.

98. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье игол­кой.

99. Почему класть голову на подушку приятнее, чем на наклонную деревянную дощечку?

100. Можно ли приготовить такое ка­менное ложе, чтобы лежать на нем можно

было с таким же ощущением, как на мяг­ком диване?

101. Если металлический стакан сдав­ливать ладонями вдоль его оси, то рука, нажимающая на края стакана, будет ощу­щать боль, а другая нет. Почему?

Давление в природе и технике

102. Почему буря, которая летом ва­лит живые деревья, часто не может сва­лить стоящее рядом сухое дерево без листьев, если оно не подгнило?

103. Зависит ли давление колесного трактора на дорогу от давления внутри баллона колеса?

104. Небольшие по весу ледоколы не могут сломать многометровый лед. Поче­му же это удается сделать тяжелым ле­доколам?

105. Почему задние оси грузовых ав­томашин часто имеют колеса с двойными баллонами?

106. Зачем под гайку подкладывают широкое металлическое кольцо, называ­емое шайбой?

107. К человеку, под которым прова­лился лед, "подходить нельзя. Для спасе­ния ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким спосо­бом можно спасти провалившегося.

108. Почему при постройке дома все его стены выводятся одновременно до примерно одинаковой высоты?

109. Почему плотину строят так, что ее профиль расширяется книзу?

110. Для чего точат (заостряют) ста­мески, пилы и другие режущие инстру­менты?

111. При работе новым напильником приходится прикладывать большие уси­лия, чем старым. Почему же предпочита­ют пользоваться новым напильником?

112. Объясните, как наждачная бумага шлифует металлические предметы.

ОТВЕТЫ, РЕШЕНИЯ И УКАЗАНИЯ

1. Кладут вплотную 10-20 иголок, из­меряют общую их толщину и делят на число иголок.

2. Наливают в мензурку жидкость (на­пример керосин), отмечают уровень. От­считывают некоторое число шариков (чем больше, тем точнее будет ответ) и высы­пают их в мензурку. Замечают новый уро­вень. Разделив изменение показаний мензурки на число шариков, получают искомый объем.

3. Одним из вариантов является сле­дующая установка. Через трубку А газ пос­тупает в сосуд В (рис. 7), наполненный жид­костью, в которой газ не растворяется, и опрокинутый над проградуированным и от­крытым сосудом С (мензуркой).

Заполняя со­суд B, газ бу­дет вытеснять воду в сосуд С. По изменению уровня воды в этом сосуде можно определить объем газа.

4. В стакане А, так как уровни воды в обоих стаканах одинаковы, но в стака­не В находится чайная ложка.

5. Молекулы спирта и воды взаимно проникают в имеющиеся между ними промежутки и вступают в химическое вза­имодействие. Вследствие этого объем смеси воды и спирта меньше, чем сумма первоначальных объемов.

6. В вакууме молекула двигается рав­номерно и прямолинейно. В воздухе вследствие столкновений с другими мо­лекулами та же молекула движется по ломаной зигзагообразной линии с изме­няющейся скоростью.

7. Вещество, растворяясь, диффун­дирует в воде, окрашивая ее фиолето­вым цветом.

8. Гелий диффундирует сквозь обо­лочку шара.

9. Частички пыли удерживаются на поверхности силой взаимного притяже­ния молекул.

10. С повышением температуры уве­личивается скорость движения молекул, следовательно, и скорость диффузии.

11. Чтобы стекла не слипались под действием сил взаимного притяжения мо­лекул.

12. Вследствие неровностей поверх­ностей приложенных друг к другу лине­ек образуется малое количество точек соприкосновения, где проявляются силы молекулярного притяжения.

13. Да, при нормальном атмосфер­ном давлении поваренная соль становит­ся жидкой при температуре 800 °С (а углекислый газ твердым - при 250 °С. - Ред.)

14. Жидкость принимает форму со­суда, в который ее помещают. Объем жидкости при этом не меняется.

15. Воздух занимает весь объем бу­тылки, а сила, с которой налитая в во­ронку вода давит на воздух, недоста­точна, чтобы сжать его в значительной мере.

16. Разрушаются связи между крис­талликами олова.

17. Относительно вагона пантограф находится в покое, относительно прово­да он движется со скоростью поезда.

18. Покоятся друг относительно дру­га; движутся относительно Земли.

19. Телом отсчета является карусель.

21. Флаги свисают отвесно, как в без­ветренную погоду.

22. Одинаковые.

23. Если самолет относительно ав­томобиля неподвижен, т. е. движется почти горизонтально с той же ско­ростью относительно Земли, что и ав­томобиль.

24. Чтобы разбить орех, надо при­ложить к его скорлупе две равные и про­тивоположно направленные силы, сжи­мающие ее настолько, что она разру­шается. Одну из сил создает ударяю­щее тело (молоток, камень и т. п.); дру­гая возникает при взаимодействии оре­ха с опорой. Если опора твердая и не­подвижная, условия, необходимые для раскалывания скорлупы, соблюдаются. В случае мягкой опоры сила реакции в основном идет на изменение скорости ореха - под действием силы удара он приобретает скорость, а затем, углуб­ляясь в опору, теряет ее. Скорлупа же почти не изменяет своей формы и поэ­тому не разрушается.

25. Чтобы создать условие взаимо­действия ботинка и молотка (см. ответ к задаче 24).

26. Чем больше в лодке людей, тем больше ее масса и тем меньше изме­нится ее скорость во время прыжка лодочника.

27. Наибольшую - свинцовый кубик, наименьшую - железный.

28. Тот, в котором мелкая дробь.

29. Так как плотность серебра боль­ше плотности железа, то объем слитка серебра меньше. Следовательно, уро­вень воды в первом стакане будет выше.

30. Вследствие инертности капель воды.

31. Вследствие инертности монеты и недостаточного взаимодействия монеты и открытки.

32. В том случае, когда колют дро­ва, ударяя по полену топором, он, про­должая движение вследствие инертнос­ти, входит глубоко в неподвижное по­лено. Когда же ударяют обухом топо­ра, частично вошедшего в полено, о ко­лодку, на которой колют дрова, топор останавливается, а полено продолжает движение вследствие инертности и рас­калывается.

33. Тяжелые наковальни имеют большую массу и поэтому приобретают меньшую скорость при ударе молота.

34. Вследствие инертности кирпич за время удара не успеет значительно из­менить свою скорость и не будет до­полнительно давить на держащую его руку. Поэтому она не будет ощущать боли.

35. а) Поезд начал уменьшать ско­рость; б) увеличивать ее; в) сделал по­ворот.

36. При остановке лошади, двигаясь по инерции, всадник упадет вперед че­рез голову коня.

37. Свободный ход (движение маши­ны при неработающем двигателе) осно­ван на использовании свойства инерт­ности машины и тел, движущихся вмес­те с ней.

38. Камень и Земля, камень и воз­дух. Спутник и Земля, спутник и разре­женный воздух. Автомобиль и воздух, колеса автомобиля и полотно дороги. Парус и воздух, корпус лодки и вода.

39. Сила тяжести пропорциональна массе тела.

40. а) Рычажные весы дадут одина­ковые показания, хотя вес тела изме­нится (в такой же мере изменится и вес гири); б) вес тела определяется силой тяжести, которая зависит от массы тела и расстояния до центра Земли. Так как вес тел А и В одинаков, а тело В более удалено от центра Земли, то масса тела В больше массы тела А.

41. Герой повести никак не мог бы скользить по веревке к Земле, этому препятствовала бы сила притяжения его к Луне.

42. в) Можно; г) вертикальную - не­льзя, горизонтальную - можно.

43. а) 90°; б) 180°.

44. а) С помощью отвеса. б) (С помощью исправного уровня. - Ред.)

45. Свободная поверхность воды в океане, перпендикулярная направлению силы тяжести в каждой точке, повторя­ет шарообразную форму Земли.

46. (В состоянии свободного падения, т. е. в состоянию невесомости. -Ред.)

47. Чтобы при изготовлении можно было легко изменить массу гири, если возникнет такая необходимость при поверке ее по эталону. Обычно на этой пробке бюро контроля мер и весов ста­вит свое клеймо .

48. Одной из конструкций может быть следующая. По транспортеру Т сыпучее вещество поступает в бункер К (рис. 8), имеющий приставное дно АО, вращаю­щееся вокруг оси О. К АО приварен длин­ный стержень 0В, по которому может лег­ко скользить груз Р. Располагают груз Р так, чтобы он уравновешивал вес дна АО и сыпучего вещества, заполняющего бун­кер. В соответствующем месте закрепля­ют фиксатор С.

Когда вес сыпучего тела, заполня­ющего бункер, достигнет заданной ве­личины, дно АО открывается, а конец поднимается, и груз Р соскальзы­вает к точке О. Содержимое бункера пересылается в вагон М. После этого груз Р снова смещают к фиксатору С и. т. д.

Настройка дозатора на определен­ный вес достигается перемещением фиксатора С на плече коромысла весов полуавтомата.

49. Свободно падать.

50. Нет, так как масса тела при ма­лых скоростях не зависит от характера его движения.

52. При падении стакана наступает состояние невесомости, диск и магнит притягиваются друг к другу.

53. Когда доска свободно падает, наступает состояние невесомости. Стальная пластина АВ постепенно вы­прямляется, замыкает цепь в точке С, и лампочка загорается.

55. Заменив автомобиль достаточно чувствительным динамометром, повто­ряют опыт. Показание прибора равно силе тяги автомобиля, если рука, дер­жащая динамометр, движет брусок рав­номерно с той же скоростью, с кото­рой его двигал автомобиль.

56. F ,.

57. Сила тяжести и сила упругости равны 1 Н каждая.

58. а) Пружинные весы будут пока­зывать 1120 Н, а десятичные - 1050 Н;

б) пружинные весы будут показывать 1820 Н, а десятичные - 350 Н.

59. Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частички мела, - возникает след на доске.

60. Чтобы увеличить силу трения скольжения подошв ног о ступеньки.

61. Сила тяги двигателя автомобиля и сумма сил сопротивления воздуха и трения подвижных частей машины.

62. Нет, так как действуют силы тре­ния и сопротивления воздуха, уменьша­ющие его скорость.

63. Fсопр = тд.

64. При «разведенной» пиле пропил имеет ширину, большую толщины по­лотна пилы. Этим уменьшается трение движущейся пилы о стенки пропила.

65. При разрезании ниткой возника­ет значительно меньшая сила трения, чем при разрезании ножом.

66. При вращении ведущей оси меж­ду колесами и грунтом возникает сила трения покоя, толкающая автомобиль. Чем больше ведущих осей, тем больше сила тяги, действующая на автомаши­ну.

67. Кроме требований гигиены инстру­мента, существенным является уменьше­ние силы трения иглы о кожу при уколе.

68. Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возника­ет меньшая сила трения.

69. Роса увеличивает массу стебля. По­этому при ударе косой он в меньшей сте­пени изгибается, и коса сразу срезает его.

Роса служит смазкой, что уменьша­ет силу трения, когда при обратном дви­жении коса скользит по траве.

70. Тело рыбы покрыто слизью. Эта смазка уменьшает силу трения, и рыба выскальзывает из рук.

71. Чтобы не увеличивать трение по­ручней о направляющие пластины, по которым они скользят.

72. Уменьшать вес электровоза не­выгодно, так как это уменьшит силу дав­ления на рельсы, а следовательно, и силу трения между ведущими колесами и рельсами, что уменьшит силу тяги элек­тровоза.

73. В кузов автомашины. Это увели­чит силу давления на задние (ведущие) колеса машины, а значит, увеличит сцеп­ление с полотном дороги. Если помес­тить груз на прицеп, возможна пробук­совка машины на мокрой скользкой дороге и на подъеме.

74. Так как возрастает сила давле­ния ремня на шкив.

75. Сила трения между тетрадями вверху меньше, чем внизу, так как мень­ше сила давления. Поэтому тетради, лежащие выше той, за которую потяну­ли, сдвинутся вместе с ней, а лежащие ниже останутся неподвижными.

76. На коньках - трение скольже­ния, на роликах - трение качения и небольшое скольжение.

77. Чтобы увеличить силу трения.

78. Потому что лист на рельсах уменьшает трение и может помешать торможению.

79. Устойчивость ходьбы человека определяется силой трения между подо­швой обуви и почвой. Поскольку сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле, то там при ходьбе возни­кает и малая сила трения.

(Сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. Во столько же раз там меньше (при прочих равных ус­ловиях) и сила трения, а сила мышц та­кая же, как и на Земле. Это все равно, что на Земле стать в шесть раз силь­нее. Ходьба сразу превратится в прыж­ки, и устойчивость потеряется. - Ред.)

80. На внешней - силы притяжения, на внутренней - силы отталкивания между молекулами.

81. Сила упругости есть сила оттал­кивания молекул вещества, из которо­го изготовлен стул.

82. Вода смачивает поверхность стеклянной палочки и по ней вытекает из чашки.

83. Вода смачивает стекло, ртуть - нет. Чтобы можно было отмерять ртуть каплями, пузырек должен быть из оло­ва, цинка, золота или других металлов.

84. Покрыть его пленкой, которую вода не смачивает.

85. Клей смачивает соединяемые поверхности, и этим обеспечивается прочность соединения.

86. Нет, так как будет происходить спаивание металла и материала фор­мы.

87. Крупинки золота, покрываясь жиром овчины, прилипают к ворсу, ко­торый также покрыт жиром.

88. Плотная бумага чернилами сма­чивается, но капилляры в ней заполне­ны другим веществом. Промокательная бумага имеет большое количество ка­пилляров, в которые проникают чер­нила, поэтому запись на ней получает­ся расплывчатой. Промасленная бума­га чернилами не смачивается, и они на ней собираются каплями.

89. Шелк влагой плохо смачивает­ся.

90. Будет, за счет влаги, которая поднимается по капиллярам почвы.

91. Мел - вещество пористое. Про­никающая по капиллярам вода вытес­няет из мела воздух.

92. Песчаный, так как в нем содер­жатся капилляры, по которым вода под­нимается из почвы на поверхность.

93. Кирпичный фундамент содержит капилляры, по которым вода из почвы проникала бы в стены здания. Слой толя преграждает воде путь вверх.

94. Можно. Из-за смачивания чер­нила растекутся по стенкам баллона ав­торучки и будут подаваться к перу по капилляру.

95. Потому что угольный порошок содержит тонкие капилляры, которые впитывают влагу, предохраняя сталь­ные изделия от порчи.

96. Да, по глубине следа на вспа­ханной земле.

97. Ощущение боли зависит от дав­ления, которое предмет производит на тело человека. Величина давления за­висит от площади, на которую действу­ет вес покупки. У бумажной ручки пло­щадь опоры больше, поэтому давление на ручку меньше, чем в первом случае.

98. При шитье возникает давление иглы на палец. Чтобы его уменьшить, увеличивают площадь опоры, помещая между пальцем и иглой наперсток.

99. Давление обратно пропорцио­нально площади опоры. В мягкой по­

душке голова делает удобную вмяти­ну, тяжесть головы приходится на боль­шую площадь. Вследствие этого ста­новится малым давление на подушку. Поэтому возникает малое давление на кожу головы, т. е. не возникает ощу­щение боли.

100. Да, если поверхность ложа точ­но соответствует форме тела челове­ка.

101. См. ответ на задачу 97.

102. Сила, с которой ветер действу­ет на крону дерева (при одинаковом давлении), зависит от площади ее поверхности. У живого дерева она больше. Поэтому буря свалит живое дерево раньше, чем сухое.

103. Зависит. При увеличении дав­ления внутри баллона уменьшается пло­щадь опоры колеса на дорогу, поэто­му давление трактора на дорогу воз­растает.

104. Чтобы расколоть лед, надо в определенном месте произвести на него большое давление. Чем больше вес ле­докола, тем большее давление он со­здает на лед.

105. У грузовых автомобилей тя­жесть в основном приходится на задние колеса. Чтобы не возникало большого давления их на грунт и они не погру­жались глубоко в почву, увеличивают площадь опоры задних колес, насажи­вая на ось дополнительные баллоны.

106. Шайба увеличивает площадь опоры. При этом уменьшается давле­ние на детали, скрепленные с помощью болта и гайки.

107. При опоре человека на доску или лестницу его тяжесть распределя­ется на большую площадь, и давление на кромку льда уменьшается.

108. Давление стен на фундамент (и на грунт) зависит от веса стены и прилегающей к ней части здания. Под действием веса здания происходит уп­лотнение (усадка) грунта. Если бы зда­ние строилось неравномерно по высо­те, то происходило бы неравномерное оседание грунта под ним. А это могло бы привести к авариям.

109. Плотина имеет огромный вес. При широком основании она будет про­изводить меньшее давление на грунт.

110. Для уменьшения площади ост­рия режущего инструмента, что увели­чивает давление на материал изделия и облегчает его обработку.

111. Новый напильник глубже вхо­дит в металл (так как у него меньшая площадь выступов насечки напильни­ка), тем самым возрастает скорость об­работки детали.