Как быстро выучить материал по истории. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории на тему: Как выучить историю


Если история – ваш профильный предмет, то вам эта информация ой как пригодится. Впрочем, если и нет, то все равно пригодится, потому что даты и события придется запоминать при подготовке к любому экзамену. Ведь любая наука как-то развивалась, а значит, вам нужно будет знать все основные вехи.

Вот здесь мы уже рассматривали . Теперь же давайте изучим другие методики.

Зачем нужно учиться запоминать даты?

Умение быстро запоминать даты пригодится не только в учебе на факультете истории, но и в реальной жизни. Список покупок, дни рождения друзей и родственников, номера автобусов – все это и многое другое часто встречается в нашей повседневной жизни.

Оказывается, что многим людям довольно тяжело запоминать даты и последовательность цифр. Но если регулярно тренироваться, можно удержать в голове даже самое неудержимое. И вот вам в помощь несколько действенных способов запоминания дат.

Метод ассоциаций

Некоторым людям гораздо легче запоминать даты и другую информацию, связав их с яркими образами.

Например, как можно связать год рождения Вашингтона и дату 1732?

  1. Представить мальчика с прической Вашингтона (или в парике), рубящего вишневое дерево и кричащего «Я не могу лгать!».
  2. Представить человека в парике Вашингтона, бросающего в воздух пачку из 1732 купюр с портретом самого Вашингтона.

Вы удивитесь, но в методе ассоциаций лучшим помощником часто выступает ваше собственное тело. Быстрее усвоить сложную информацию помогают:

  • ритмичные шаги или покачивания,
  • жестикуляция,
  • пение с использованием знакомых мелодий.

Помните цифровые стишки? Здесь принцип тот же, только вместо обычных цифр нужно использовать даты.

Метод систематизации

Эта методика запоминания дат основана на умении структурировать. Если вы выстроите все даты в верной последовательности и нужном порядке, у вас не возникнет проблем с их запоминанием.

Запомнить случайные даты – та еще мука. Чтобы не потерять время впустую, постарайтесь разбить всю имеющуюся информацию на группы по каким-то общим признакам.

Метод «цифра-картинка»

Суть этой методики запоминания дат по истории заключается в создании детальной картинки, всплывающей у вас в голове при упоминании нужного события.

Представьте себе каждого персонажа, все мелочи. Далее всю дату разложите на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов.

Например, цифра 8 может ассоциироваться с женской фигурой, а цифра 9 – с надвигающейся волной. Тогда запоминание даты первого крещения на Руси (988 год) легко запомнить, привязав ее к картине с киевлянами на Днепре.

Кстати , на работы по этой и другой теме у нас сейчас действуют

Буквенный метод

Тут тоже ничего сложного. Любую цифру привязывает к букве по принципу внешнего сходства. Вот пример создания ассоциаций, но вы, конечно же, можете сделать и разбивку по своим признакам:

Можно использовать забавные ассоциации для запоминания. Например, сложно дается дата битвы на Курской дуге (1943 год). По вышеприведенной таблице отобразим дату в буквенном виде – ТДЧЗ. На эти буквы можно придумать фразу, которая наведет на мысль о нужной дате. Например, танки, дым и черная земля – достаточно красочный колорит, описывающий происходящее на Курской дуге в то время.

Другой способ использования этого метода – мысленно привязать к каждой цифре даты первую букву главных действующих лиц. Например, дату 1812 года можно перевести в буквы (и цифры) ТВ1Б, где они означают имена главнокомандующих (Тормазов, Витгенштейн, Александр I, Багратион).

Этот метод особенно хорош тем, что кроме самой даты вы автоматически запоминаете еще и имена главных действующих лиц или основное событие.

Метод фона

Данная методика предназначена для более быстрого запоминания конкретного числа или месяцев.

Для этого достаточно вспомнить, какие личные события происходили в вашей жизни в день, который вам нужно запомнить. Или можно привязать дату к какому-то явлению природы.

Например, 21 марта 1917 года была арестована семья Романовых. Но в эту дату может быть ваш день рождения (или ваших близких). Также этот день легко запомнить как конец первого месяца весны, начало таяния снегов и потепления.

Смысловой метод

Совершенно не обязательно придумывать далекие ассоциации. Можно просто внимательнее подойти к рассмотрению цифр и связать их непосредственно с запоминаемым событием.

Например, в 1961 году Гагарин первым полетел на орбиту Земли. Запомните две единицы – одна означает первый полет в космос в СССР, вторая – первый полет во всем мире. Цифру 96, что между единиц, свяжите с южным и северным полюсами, где полет также произошел впервые. Как ни поверни эти два числа остаются на месте.

Аналитические методы

Здесь может быть очень много способов запоминания дат, в основе которых лежит не только создание определенных образов, но и глубокое понимание предмета. Здесь главное запомнить не саму дату, а осознать последовательность хода событий.

Рассмотрим два основных подхода:

  1. Причинно-следственный подход . Допустим, вам известны основные события – голод, война, смерть короля, война проиграна. Здесь легко выстроить причинную связь: в стране беспорядок, который пытается разрешить король, но враги пользуются этим для развязки войны, и в ее ходе король в итоге погибает, а войска падают духом, что приводит к поражению. Понимая это, вы никогда не перепутаете даты, а в голове все события будут разложены по полочкам и в правильном порядке.
  2. Метод смысловых блоков . Среди других способов запоминания исторических дат этот один из самых сложных. Но если получится, то дата запомнится навсегда. Определенный период времени разбивается на крупные события и периоды (например, 20 век можно разделить на следующие периоды – Первая Мировая война, НЭП, коллективизация, Великая Отечественная война, развал СССР). Зная цикличность и особенности протекания каждого из этих периодов, вам будет легко привязать нужную дату к этой части столетия. Разбивка крупного периода на более мелкие позволяет намного легче запомнить даты и выудить из памяти определенное событие даже по прошествии многих лет.

Метод тренировки памяти

Это не столько методика, сколько стиль жизни, придерживаясь которого, вам никогда не будет сложно запомнить ту или иную дату.

В ходе тренировок чрезвычайно важно уметь концентрироваться, так как именно эта способность позволит запоминать на 20-60% больше обычного.

А вот и несколько эффективных способов это сделать:

  • уберите все, что может вас отвлекать, начинайте учиться в расслабляющей и спокойной атмосфере;
  • сосредоточьтесь на изучаемой дате, сканируйте ее взглядом, не отрывая от нее глаз;
  • постоянно помните, что нужно удержать в голове именно эту дату, напишите ее несколько раз на листочке;
  • при каждой новой встрече указанной даты записывайте ее или представьте, что записываете.

Не забывайте и о магической силе повторения. Чем чаще вы повторяете все даты, тем глубже они западают в память.

Регулярные повторения важных дат помогут натренировать память. А если нужно выучить большое количество информации, добавляйте по одной важной дате в день.

Тренировку памяти можно выполнять и в форме игры. Для этого сделайте тренировочные карточки. Важно правильно их сделать:

  • для составления карточек можно использовать специальные компьютерные программы. На одной стороне должна быть записана дата, на обратной – событие;
  • карточки нужно все время перемешивать, потому как человеческий мозг быстро запоминает последовательность и соотносит с произнесенными ранее ответами. Важно вспомнить, что произошло в этот день, а не последовательность карточек;
  • посмотрите на дату и до последнего пытайтесь вспомнить событие, глядя в сторону. Подсматривайте только в том случае, если не удается воспроизвести в памяти;
  • те карточки, которые вы уже хорошо выучили и освоили, откладывайте в сторонку. С остальными занимайтесь до такого же уровня;
  • тренировки с карточками проводите регулярно, после очередного чтения. Чередуйте с другими видами учебы (чтением конспекта, просмотром исторических фильмов и т.д.).

Самое главное в легком запоминании дат – пользоваться ими как можно чаще. При частом повторении выученного оно плотно и надолго осядет в вашей памяти. Не стесняйтесь рассказывать выученное родным и друзьям, постоянно вспоминайте в течение всего дня, перед сном.

Выученные события помогут не только хорошо сдать экзамен, но и блеснуть эрудицией в обществе. А со всеми остальными видами работ и предметами будет проще справиться с помощью специальных

КАК ВЫУЧИТЬ ИСТОРИЮ

Введение

Историей я никогда особо не интересовался и поэтому долгое время знал ее очень плохо. Настолько плохо, что, помню, иногда задавался вопросами типа «а кто жил раньше: древние египтяне или древние греки?» Да, все было настолько ужасно. Но с другой стороны, откуда мне было знать историю? В школе изучение этого предмета сводилось к зубрежке и потом пересказу параграфа у доски. В голове после такой учебы оставалось очень мало. В итоге я всегда чувствовал, что в моем образовании есть огромный пробел.

Уже учась в университете, я начал всерьез задумываться над этой проблемой и понял, что это неправильно – не знать историю. Это не просто неправильно, это позорно. «Как вообще можно считать себя полноценным человеком, - думал я, - если тебе не интересно узнать, откуда все взялось и почему мир вокруг тебя именно такой, какой он есть». Конечно, точно такие же рассуждения можно применить в отношении не только истории, но и любой другой науки, и прийти к тому, что позорно не знать химию, позорно не разбираться в классической музыке и т.д. Но по какой-то причине другие подобные пробелы в моем образовании меня не волновали так, как незнание истории.

И вот я засел за изучение истории. Это было уже через несколько лет после окончания школы, на курсе этак четвертом. Я начал с учебника истории за 5-й класс. Начал читать, но вскоре забросил: просто было неинтересно. Мозгом я понимал, что историю надо знать, и что она должна быть мне интересна, но мне было неинтересно! И только где-то через год, когда я учился уже на пятом курсе, я нашел-таки способ.

Способ оказался на удивление простым. Он заключался в чтении Википедии по полчаса в день. И все? – спросите вы. - В этом и состоит вся методика? Да, методика состоит в этом, но если бы все было так просто, то я бы прямо на этом и закончил свою мини-книгу, ведь так? Конечно же, все не так просто и мне есть еще, что вам рассказать. Ниже я расскажу о пяти правилах изучения истории, которые я для себя вывел. Надеюсь, они помогут и вам.

Зубрежка не работает никогда

Когда я учился в школе, я делил предметы на «умные» и «тупые». Например, математика, - думал я, - это «умный» предмет. Ее можно даже почти не учить, но в нужный момент додумать мозгом то, что не выучил. А вот английский язык – это, - думал я, - «тупой» предмет. Его надо тупо зубрить. Историю я тоже относил к «тупым» предметам.

Но уже намного позже я понял, что такая классификация предметов в корне не верна. Нет таких предметов, которые надо было бы зубрить. Надо лишь понять основные принципы работы мозга и можно навсегда забыть о зубрежке. Хотели бы вы научиться изучать историю, да и не только историю, совершенно не применяя зубрежку? Если да, то давайте рассмотрим, как работает наш мозг.

Мозг использует один и тот же способ для изучения чего угодно. Я не буду здесь вдаваться в подробности о том, почему это так, но это так. Просто поверьте мне. Представьте себе, что любой предмет мозг осваивает точно так же, как он осваивает языки.

Все, что есть в мозгу, это «языки»: язык тела, язык музыки, язык математики, язык логики и т.д. Мы знаем, что обычные языки (т.е. языки, на которых мы говорим) могут состоять друг с другом в близком или далеком родстве. Например, русский и украинский язык близки друг другу, в то время как китайский язык очень далек от этих двух языков. Именно поэтому китайцу труднее выучить любой из этих двух языков, чем русскому выучить украинский язык или украинцу выучить русский язык. Так вот, точно такая же картина наблюдается и со всеми остальными «языками», которые находятся в нашей голове. Какие-то из этих «языков» близки друг другу, другие - далеки друг от друга.

«Языки» близкие к тем, которые мы уже знаем, нам легче выучить. Например, если у человека все в порядке с логикой, ему будет легко освоить математику. Если он хорошо умеет рисовать, ему легче дается геометрия. Если у человека все хорошо с литературой, скорее всего, он и с историей дружит.

Далекие же «языки» даются нам труднее. Например, поэт может плохо понимать математику или физик может плохо разбираться в истории.

«Языки» не обязательно содержатся только в голове в виде конкретных знаний. Бывают и телесные «языки». Это разные навыки владения своим телом. К ним можно отнести танцы, боевые искусства, да и вообще любой вид спорта. И там тоже можно найти как примеры «языков» близких друг другу, так и примеры «языков» далеких друг от друга. Рассмотрим футбол и баскетбол. Эти два «языка» во многом близки друг к другу. Вам может показаться, что футбол и баскетбол - очень разные виды спорта. Но в плане необходимых для игры навыков в них есть и много общего. И там и там надо бегать. И там и там надо хорошо владеть своим телом. И там и там надо уметь играть в команде и т.д. Футболисту легче будет научиться играть в баскетбол, чем какому-нибудь штангисту, который никаким спортом, кроме поднятия тяжестей, никогда не занимался. А какому-нибудь неспортивному математику освоить футбол или баскетбол будет еще сложнее.

В общем, думаю, моя мысль понятна: нам легче учить более близкие к нам «языки». Более далекие от нас «языки» даются нам труднее.

Теперь давайте вернемся к школьным предметам, которые я подразделял на «умные» и «тупые». Так вот, получается, что в моей школьной классификации предметов я, по сути, называл «тупыми» те предметы, которые мне не давались, т.е. предметы, далекие от меня . Такая классификация не была универсальна, потому что она была целиком завязана на мне. Другой человек, мог бы разделить предметы на «умные» и «тупые» совершенно по-другому.

Что если бы подобную классификацию проводил, скажем, Пушкин? Вполне возможно, что он назвал бы литературу и историю «умными» предметами, а математику – «тупым» предметом. Всем известно, что Пушкин вообще не понимал математику. Так вот, он мог бы сказать про математику, что это «тупой» предмет, потому что в нем якобы ничего нельзя понять умом, а можно только вызубрить.

То есть, он мог бы сказать про математику то же самое, что я когда-то говорил про английский язык или историю! А ведь любой человек, понимающий математику, согласится, что зубрить ее - извращение. Математику надо понимать. Так вот, со временем я пришел к тому, что понимать надо не только «умные» предметы, но и те предметы, которые кажутся «тупыми». Даже языки надо понимать, а не зубрить. Зубрежка языков – такое же извращение, как и зубрежка математики.

И тут я хочу подвести вас к мысли, что нет «умных» и «тупых» предметов. Есть предметы, которые мы хорошо понимаем, и есть предметы, которые мы плохо понимаем или вообще не понимаем. Те, что мы не понимаем, мы зубрим. Такие предметы кажутся нам «тупыми». Но на самом деле нет ничего тупого ни в английском языке, ни в истории, ни в химии. Проблема в нас. Мы зубрим, потому что не понимаем, а не потому что предмет «тупой».

Но как понять предмет, если он реально непонятен? Что если он действительно кажется вам «тупым» и никакого другого способа его изучения кроме зубрежки вы для себя не видите?

Для начала надо перестать зубрить. Я знаю, о чем говорю, потому что самостоятельно выучил несколько языков, полностью отказавшись от зубрежки. Я исключил зубрежку там, где раньше она мне казалась единственным возможным путем. Потом я точно так же разобрался в истории, опять же, не прибегая к зубрежке.

Правило номер один: никогда, никогда, никогда не зубрите . Если поймали себя за зубрежкой, немедленно прекратите. Пусть зубрежка будет для вас сигналом о том, что вы идете неправильным путем. Ведь вы хотите понять предмет, а зубрежка – это первый признак непонимания.

Вот вам аналогия. Представьте себе, что вы засунули ключ в замок, но открыть не можете: ключ не поворачивается. Самое глупое, что вы можете сделать в этой ситуации, это пытаться прокрутить его при помощи грубой силы. Грубая сила тут - аналог зубрежки. Согласитесь, что если ключ не поворачивается, надо сначала проверить, тот ли это ключ и правильно ли вы им пользуетесь. Точно так же, если вам приходится зубрить, вы просто делаете что-то не так. Перестаньте это делать и подумайте, что можно изменить в своем подходе.

Перед тем как перейти к следующему правилу, давайте немного уточним первое правило. Давайте подумаем, что вообще такое зубрежка? Это попытка запомнить. Не пытайтесь запоминать! Мозг устроен таким образом, что он запоминает всё сам, автоматически и без малейших усилий. Но только при условии, что ему интересно! Если ему не интересно, он ничего не запомнит. И никакая зубрежка тут не поможет. Сознательные попытки что-то запомнить приводят только к кратковременному запоминанию. Поэтому, если вы изучаете историю не для сдачи экзамена, а для себя, что называется для души, то просто никогда не пытайтесь ничего запоминать.

ПРАВИЛО №1

Никогда не пытайтесь запоминать.

Как было сказано выше, попытки запомнить что-либо, к настоящему запоминанию не приводят. Но как же тогда учить историю? – спросите вы. Очень просто. Во-первых, поймите, что запоминание – это не ваша забота. Запоминать будет ваш мозг автоматически . Ваше сознательное участие в этом процессе не нужно и только вредит делу. Единственная задача, которая в действительности стоит перед вами, - сделать так, чтобы вашему мозгу было интересно.

Для этого вам надо научиться идти по интересному пути . Что такое интересный путь? Это путь во времени, а не в пространстве. Представьте, что, пока вам интересно, вы как бы идете по некому интересному пути. Если вам стало неинтересно, значит, вы сошли с интересного пути. Например, вы читаете учебник по истории и вам интересно – вы на интересном пути. Вдруг вас что-то отвлекло, интерес пропал. Вы начинаете заставлять себя читать учебник. Но теперь от чтения нет толка: ваш мозг перестал запоминать, потому что вы сошли с интересного пути.

По части умения не сходить с интересного пути нам стоит поучиться у детей. Они профессионалы в этом вопросе. Наблюдая за детьми, мы обнаружим, что они всегда идут по интересному пути. Дети всегда делают то, что им интересно. Попробуйте заставить маленького ребенка делать то, что ему неинтересно! Еще одна важная особенность детей состоит в том, что они не парятся. Им все равно, что вы о них думаете. Им без разницы, правильно ли они делают что-то или нет.

Например, взрослый человек, изучая иностранный язык, может стесняться начать на этом языке говорить. Почему? А вдруг получится как-то не так? Вдруг он не сможет говорить с идеальным произношением? Вдруг он в грамматике запутается? Что подумают люди, которые услышат, как плохо он говорит на иностранном языке?

Дети же начинают говорить, еще не умея говорить. Они игнорируют половину звуков, сами выдумывают слова, которых нет в природе, и т.д. Им не важно, правильно ли они говорят или нет. Все это так, - скажете вы, - но как это применить к изучению истории?

Дело в том, что подход, при помощи которого мне долгое время не удавалось выучить историю, заключался в том, что я пытался прочитать учебник по порядку, от корки до корки. То есть, я пытался сделать все «правильно». Мне казалось, что если уж учить историю, то с самого начала и потом идти по порядку, ничего не пропуская. Но проблема такого подхода заключалась в том, что путь изучения истории по порядку не совпадал с интересным путем. Любой заранее проложенный маршрут не совпадет с интересным путем. Он может совпасть на каком-то участке, но потом пути обязательно разойдутся, потому что интересный путь непредсказуем.

Каково же решение? Решение очевидно: не делайте «правильно», а делайте интересно. Не читайте учебник по порядку. Читайте только самое интересное. Всегда идите по интересному пути.

Как было в моем случае? Я просто плюнул на учебники и стал читать Википедию. В ней нет оглавления, нигде там не сказано, в каком порядке читать статьи. И я читал те статьи, которые мне были интересны.

Например, помню, решил я узнать о Хатшепсут. Это фараонша такая. Заметьте, я ничего толком не знал про Древний Египет. Я не знал про периодизацию его истории, про Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. Я не знал, какие вообще фараоны были в Египте и в каком порядке они правили. Я не знал никаких исторических событий из истории Египта. Я не знал, когда какие у Египта были войны и с кем. То есть, я не знал ничего, но мне было интересно узнать что-нибудь про Хатшепсут. Почему про Хатшепсут? Да просто в голову взбрело! Прикольное имя – Хатшепсут. Читая статью про нее, я узнал, что у нее был сын Тутмос III, которого историки называют Наполеоном древнего мира: много он воевал и всех побеждал. Мне стало интересно узнать о нем больше, и я прочитал соответствующую статью. Читая статью про Тутмоса III, у меня появились новые вопросы, ответы на которые я уже искал в других статьях. Я переходил от одной интересной мне статьи к другой. Я не пытался ничего запоминать. Впервые я читал историю, просто потому что мне было интересно, а не потому что «историю надо знать».

Заметьте, я не учил историю «правильно». Я не начал с первобытных времен. Я пропустил зарождение цивилизации. Я пропустил строительство пирамид. Я начал с того, что мне было интересно.

Вы можете подумать, что, читая историю не по порядку, я хуже ее понимал. Я мог, к примеру, неправильно понять роль и место Хатшепсут в истории, потому что я, по сути, проигнорировал всю предшествующую, да и современную ей историю. Да, это так. Не зная историю, я действительно рассматривал Хатшепсут как бы в вакууме. И, тем не менее, порядок освоения истории не важен. Изучение истории, да и вообще чего угодно, похоже на собирание большого паззла. Нет никакой разницы, с какой стороны начать его собирать. Ведь, в конце концов, если не останавливать обучение, этот паззл все равно будет собран и всё станет на свои места.

Да, читая первые статьи, я, наверное, многое из них не понимал. Но по мере того как картина истории собиралась у меня в голове, я мог возвращаться к ранее прочитанным статьям и перечитывать их снова, понимая все больше и больше. То есть, я учился так же, как учатся дети: сначала я делал «неправильно», но интересно, а потом уже исправлял недочеты. Главное – идти интересным путем , иначе ничего не выучишь.

Примечательно, что задолго до этого, еще когда я учился на первых курсах, я неосознанно применял похожий подход к другим предметам. Например, к физике. Правда, я применял его в масштабах параграфов в учебнике, а не всего курса обучения. К примеру, в параграфе разбирается какая-то отдельная тема по физике. Если заглянуть в конец параграфа, становится понятно, что же автор пытается объяснить, и к чему все эти долгие и малопонятные рассуждения. Я видел, к примеру, что вот оно то самое уравнение, которое автор пытается вывести. После этого я мог вернуться к началу и уже читать по порядку, имея теперь представление о том, зачем я читаю этот параграф.

Это очень простой подход, но очень неочевидный. Нам почему-то кажется, что надо обязательно читать по порядку. Не надо! Никогда не читайте по порядку. Сначала читайте самое интересное, потом - все остальное. «Все остальное», кстати, станет вам интересно, после того как вы прочтете то, что заинтересовало вас в первую очередь.

Этот же подход я применял при изучении языков. Интересный путь работает всегда и везде.

ПРАВИЛО №2

Не идите «правильным» путем, идите интересным путем.

Вопросы – признак интереса

Теперь давайте разберем, как же нам всегда идти по интересному пути, и никогда с него не сходить. Если вы хотите научиться этому умению, то запомните простую фразу: вопросы – признак интереса .

Как узнать, будет ли интересно прочитать ту или иную статью в Википедии? Очень просто. Спросите себя, зачем вам ее читать? Затем что «так надо»? Или потому что у вас есть какой-то вопрос, ответ на который содержится в этой статье? У вас всегда должен быть вопрос! Если есть вопрос, значит вам интересно, т.е. вы находитесь на интересном пути. Если же у вас нет никаких вопросов, то даже не читайте эту статью.

Где брать вопросы? Если вы только начинаете учить историю, возьмите вопрос из своей головы. Это может быть, что угодно. Например, вам может быть интересно, кто стал править в России сразу после Петра I, или когда жил Александр Македонский, или кто такие гугеноты, и т.д.

Затем, когда вы уже начнете регулярно читать историю, вопросы будут приходить сами. Вы будете что-то узнавать, и тут же у вас будут появляться новые вопросы. Часто интересный путь вел меня по различным царским династиям. Например, прочитал про Саргона – стало интересно узнать о его сыновьях, Римуше и Маништушу. Прочитал о них – стало интересно узнать про Нарам-Суэна.

Выше я говорил о том, что интересный путь – это путь во времени. Мол, пока вам интересно, вы на интересном пути. Но интересный путь можно еще представить как серию мысленных «прыжков» по различным фрагментам осваиваемого материала. Нагляднее всего это видно на примере «прыжков» по статьям Википедии. Представьте, что перед каждым таким прыжком вы должны выбрать, куда вам прыгать. Если промахнетесь, то сойдете с интересного пути. Можете даже представить себя в роли Индианы Джонса, который прыгает по буквам секретного слова. Наступил не на ту букву – провалился.

А выбирать статьи для прочтения очень просто. В этом вам помогут вопросы. Если вам кажется, что статью прочитать «надо», но она вам не интересна, т.е. у вас к ней нет никаких вопросов, то просто не читайте ее. Если же у вас есть какой-то вопрос, найдите статью, которая даст вам ответ на ваш вопрос, и прочитайте ее. Любому вашему чтению должен предшествовать вопрос.

ПРАВИЛО №3

Всегда имейте вопросы.

Порядок не важен

Здесь мне придется снова обратиться к примеру с паззлом. Представьте себе, что вы собираете большой паззл. Как вы это делаете? С чего вы начинаете? Берете ли вы первый же попавшийся фрагмент и пытаетесь, во что бы то ни стало, найти другой фрагмент, который подойдет именно к этому первому фрагменту? Конечно же нет! Вы ищете среди всей кучи фрагментов любые два фрагмента, которые подойдут друг к другу. Вы не сидите с одним фрагментом в руках, методично перебирая остальные в поисках подходящего к нему фрагмента.

Но именно так почему-то большинство людей пытается освоить историю, да и любой другой предмет. Когда вы чего-то не понимаете, вы как бы сидите с одним фрагментом в руках и тратите время на то, чтобы понять, куда его пристроить. Отбросьте его в сторону. Перейдите к более понятным вещам. Собирайте паззл в других местах. Ведь, в конечном счете, паззл все равно будет собран, и все фрагменты окажутся на своих местах. Поэтому, если вы чего-то не понимаете, смело пропускайте это. Не пытайтесь понять всё.

Особенно много непонимания будет в самом начале. И оно будет вызвано в основном отсутствием общей картины. Вы все равно не избавитесь от этого непонимания, пытаясь решить ту маленькую, проблему, которая не дает вам покоя в данный момент. Поэтому пропускайте непонятные вещи. Не тратьте на них время. Лучше вернитесь к ним позже, когда у вас в голове будет собрана более полная картина истории.

И опять же данное правило я тоже когда-то до этого неосознанно применял, изучая физику. Порой это происходило вынужденно. В физике я долго не мог понять некоторые вещи. Например, в школе я мучился, пытаясь понять, почему же F=ma. Этот вопрос долго не давал мне покоя. Я избавился от него, только после того как плюнул на него и продолжил изучение физики, несмотря на ощущение непонимания чего-то важного. И только в университете, когда я проводил эксперимент, доказывающий это уравнение, до меня, наконец, дошло, что сам Исаак Ньютон не знал, почему F=ma.

В университете, помню, я бился над корпускулярно-волновым дуализмом. Я не мог понять, каким образом частица может в каком-то случае оказаться и не частицей вовсе, а волной, или наоборот, волна - частицей. Все мои одногруппники спокойно прошли этот вопрос и учились дальше, делали домашние задания. Я же впал в ступор. Я несколько месяцев (!) не мог перелистнуть страницу и продолжить чтение, не поняв этот несчастный корпускулярно-волновой дуализм. Мне казалось чем-то недостойным просто принять на веру какой-то постулат и пойти дальше. Но когда дело уже запахло сессией, мне все-таки пришлось переступить через свои принципы и продолжить чтение. И - о чудо! - вскоре я обнаружил, что, оказывается, вообще никто в мире не понимает корпускулярно-волновой дуализм. Его существование следует из опытов, но объяснить его никто не может.

Надеюсь, эти примеры убедили вас в том, что не стоит зацикливаться на непонятных вещах.

ПРАВИЛО №4

Если непонятно, пропускайте.

30 минут в день

И последнее, но не менее важное правило. Ваши занятия должны быть регулярными. Как это было у меня? Я просто поставил себе за правило читать историю по 30 минут в день. Я следовал этому правилу несколько месяцев, пока у меня не начало появляться впечатление, что в принципе я в истории уже более-менее ориентируюсь. Потом я перестал заниматься регулярно, о чем жалею.

Уже долгое время я собираюсь возобновить регулярные чтения истории, но постоянно откладываю на завтра. Не знаю, как решить эту проблему и стоит ли ее вообще решать. Видимо, на самом деле я не так уж и сильно интересуюсь историей. Однако это уже вопрос личной мотивации. В этой книге я лишь даю вам некоторые фишки, которые помогли мне в изучении истории. Рассказывать же о том, зачем нужно знать историю и как себя мотивировать на ее изучение, я не буду. Если не хотите учить историю, не учите. Но если же вы все-таки решили ее выучить, то постарайтесь сделать ее изучение регулярным.

ПРАВИЛО №5

Учите историю регулярно.

Подведем итоги

Вот, в принципе, и вся методика. Давайте подведем итоги. Перечислим все пять правил.

Итак, правила изучения истории от Карена Хистори:

1. Никогда не пытайтесь запоминать (не зубрите)
2. Не идите «правильным» путем, идите интересным путем
3. Всегда имейте вопросы
4. Если непонятно, пропускайте
5. Учите историю регулярно

История — одна из главных школьных наук. По ней даже есть ЕГЭ. Но не всем она дается легко. Для многих хитрые исторические сплетения представляют огромную трудность. Многие мечтают быстро выучить параграф по истории и забыть о нем. Но это не у всех получается. И чтобы добиться здесь хорошего результата, вам стоит прибегнуть к простым рекомендациям.

Для чего необходима история?

Многие учащиеся не могут учить историю, потому что не осознают ее важности. Им кажется информация из книги бесполезной.

Чтобы избавиться от этого, вы должны понимать, что история — это важная часть нашей жизни. С ее помощью можно без машины времени узнать все, что было раньше.

История — это общая эрудиция. В частности, если вы не знаете, когда была Курская битва или кто такой Иван Грозный, то вас могу не взять на работу в будущем. Такие люди считаются тупыми.

Данный урок — это самое настоящее фентези. Здесь есть: интриги, разборки, убийства, войны, заговоры. Это так же интересно, как Властелин колец или Битва престолов. Остается только научиться видеть интерес в этом.

Как учить параграф по истории?

Чтобы легко выучить параграф по истории, вам необходимо:

  • Понять о чем вообще в нем идет речь;
  • Разделить параграф на части и события;
  • Сделать отдаленный пересказ текста;
  • Выписать на листок важные даты и формулировки.

В итоге, вы сможете составить полную картину о параграфе и рассказать его. Главное здесь — не спешить. Разберите все медленно, и текст запомнится сам собой.

Хитрости разучивания истории

Есть несколько хитростей, которые позволят изучить историю:

  1. Википедия. Прочитайте про изучаемое событие в википедии;
  2. Видео. Посмотрите видео на тему вашего параграфа. Можно даже посмотреть фильм;
  3. Иные источники информации. Прочитайте о том же, но где-то еще;
  4. Аудио. Прослушайте аудио сообщение о том, что вы читали в учебнике.

Но главное здесь — это интерес. Попробуйте найти хоть что-то, что может вас заинтересовать. Можно даже найти интересные факты. В частности, если вы изучаете Петра Первого, то найдите интересные сообщения в сети о нем. Вас это заинтересует. И параграф выучится легко.

Чего делать не надо?

Не стоит учить маниакально, по нескольку часов. Учите с перерывами понемногу. Так мозг лучше обрабатывает информацию.

Не стремитесь к пятеркам. Если история – это не ваше, то признайте это. Пусть у вас будут по ней немного ниже оценки, но вы останетесь со здоровой нервной системой.

Не «забивайте». История мне ни к чему – это не отговорка. Это реально важный предмет. И здесь без шуток. И вообще, вы будет так забивать и на другие отрасли жизни. А это уже плохо.

И не стоит зубрить. Невозможно тупо выучить все даты и события. Ваша задача — это понять смысл параграфа. Только тогда получится реально получить знания.

Большинство людей плохо запоминают исторические даты и события. Это связано с тем, что наш мозг с трудом усваивает информацию, насквозь пропитанную числами и незнакомыми названиями. Особенно если новые знания "запихиваются" в него насильно и без малейшего желания насладиться процессом.

Однако что делать, если нет времени на пустые размышления? Что, если экзамен уже на следующей неделе, а вы еще ничего не знаете? Как выучить историю за столь короткий период? Что же, не стоит беспокоиться, ведь у нас есть аж целых шесть советов, способных помочь вам в этом деле.

Способ №1: игра в карты

Наши дедушки и бабушки хорошо знали о том, как выучить даты по истории, буквально за несколько вечеров. Для этого они вырезали из бумаги прямоугольники, чем-то похожие на игральные карты. На одной стороне писали ключевую дату, а на другой - те события, которые сопровождали ее. Примечательно то, что уже на этапе подготовки наш мозг начинает запоминать выбранные исторические даты и события, так как неосознанно заостряет на них свое внимание.

Что касается самих прямоугольников, то их раскладывают на любой удобной поверхности числами вверх. Когда все будет готово, следует приступить к изучению написанного на них материала. Для этого необходимо взять карту и прочитать вслух текст, указанный на ее обратной стороне. После чего положить ее на место, только на этот раз буквами вверх.

Эта процедура повторяется до того момента, покуда все карты не окажутся вверх тормашками. Затем необходимо отдохнуть несколько часов, после чего вновь приступить к обработке материала. После 5-6 повторов даты полностью закрепятся в сознании человека, а вместе с ними и те события, что были к ним прикреплены.

Способ №2: игры разума

Психологи знают о том, как выучить историю максимально точно. У них есть особая методика под названием «Игра разума». Ее суть заключается в том, что человек создает в своей голове устойчивые образы и картины, связанные с изучаемым им материалом. Проще говоря, фантазирует на заданную тему.

Допустим, вам нужно запомнить ключевые моменты блокады Ленинграда. Для этого следует в качестве рядового солдата, пребывающего в окружении захватчиков. Попробуйте пережить все те эмоции, которые испытывал советский военный в то нелегкое время. Какие приказы от начальства поступали ему? Как долго его отряд ждал подкрепления? Как радовался тому, что кольцо врага было прорвано?

Эта методика привяжет ваши воспоминания, пускай и ложные, к реальным датам и числам, что впоследствии поможет запомнить их все. Правда, для реализации этой техники нужна хорошая фантазия, которой, к сожалению, наделены не все.

Способ №3: визуализация

Однако тогда возникает вопрос о том, как выучить историю тем, кто не может создавать правдоподобные образы в своей голове. В этом случае можно воспользоваться теми фантазиями, что уже существуют в реальном мире. То бишь открыть браузер и поискать там документальные фильмы по истории, архивные фото, рисунки и так далее.

Просматривая их, человек начнет постепенно запоминать тот материал, который они содержат в себе. Ведь зрение - это один из наилучших механизмов поглощения информации из окружающей среды. Особенно, когда этот процесс происходит в полном одиночестве и сосредоточении.

Способ №4: точка отсчета

Изучая даты, нужно следовать порядку исчисления. То бишь невозможно выучить хронологию событий, прыгая по ней, как угорелый. Поэтому, прежде чем начать изучение материала, найдите общую точку отсчета для всех событий. Затем медленно "идите" вверх по годам, отсчитывая в голове, сколько времени прошло от «места» отправки.

Однако этот метод хорош лишь в тех ситуациях, когда нужно изучить определенный временной период. Когда же речь идет о целой эпохе, то здесь точка отсчета вряд ли поможет синхронизировать все события.

Способ №5: собственная книга по истории

За сколько можно выучить историю всего мира? Месяц, два, год или того более? По правде говоря, выучить абсолютно все исторические события невозможно. И с этим придется смириться, так как виной всему природа человека. Однако запомнить ключевые даты и события мировой истории вполне возможно.

Для этого необходимо завести особую тетрадь, желательно на 96 листов. В нее нужно будет вносить краткие исторические заметки по каждой отдельной эпохе. Со временем у вас появится собственная книга по истории, раскрывающая порядок становления мирового порядка. При этом она будет написана языком, понятным для вас, что впоследствии поможет изучить ее от корочки до корочки.

Способ №6: как выучить историю легко?

Последний совет будет весьма банальным, но при этом действенным. Все что нужно - это полюбить данный предмет. Ведь гораздо проще сосредоточиться на том, что приносит вам удовольствие. Согласитесь, каждый из нас помнит множество интересных фактов о своем хобби, даже не заучивая их наизусть.

Поэтому найдите в истории то, что придется вам по душе, и сосредоточьтесь на этом чувстве. Пускай для вас это будут не сухие факты, а далекие воспоминания забытых времен. Таким образом, вы не только сможете изучить данный предмет, но и побываете в тех местах, где уже давным-давно не ступала нога человека.

Как выучить историю? Если под историей понимать все то, что происходило в прошлом с человечеством, то ответ будет – никак, так как прошлое – историю человечества, выучить невозможно. Ее можно лишь изучать, и чем больше ты узнаешь – тем больше появляется вопросов, т.е. этот процесс бесконечен.
Если под историей понимать рассказ о чем либо – то и в этом случае ее учить не надо.

Как выучить историю?

Вопрос как выучить историю – будет иметь смысл, если под историей мы понимаем учебный предмет, определенный курс, который мы изучаем в учебном заведении.

Отвечая на данный вопрос, мы должны для себя уяснить несколько моментов:
что нужно выучить, каков объем информации нам предстоит усвоить?
— каким временем мы располагаем?
— а нужно ли нам это, постараться понять, что нами движет, каков наш мотив?
— каковы наши возможности (здоровье, память, внимание, навыки чтения, доступ к нужной информации и т.д.)?

Выясняем:
— что узнать объем задания проще простого – практически каждый из нас, приложив минимум усилий – заглянув в оглавление учебника, найдя программу курса в интернете, преодолевает первый барьер, даже и не барьер вовсе, а малюсенькое препятствие. Итак, первый шаг сделан.
— не вызывает затруднений и вопрос со временем, значит, мы можем примерно спланировать изучение исторического материала.
— что же касается мотива и наших возможностей, то мы либо по максимуму используем то, что у нас уже есть – ищем и находим то, что нам не хватает (учебники, лекции, аудио курсы, видео по теме), а также развиваем нашу память, внимание, укрепляем здоровье, и в результате движемся к цели.

Либо же мы находим тысячу и одно оправдание, чтобы самому себе и своим близким показать – задача выучить историю не выполнима!
В этом случае хороши любые оправдания – домашнее задание не задавали, либо забыл записать, учебника нет (либо учебник есть, но там написано все непонятно, и я ничего не понял). Интернет не доступен (либо доступ есть, но там по делу ничего нет). И вообще память у меня плохая, внимание отсутствует; все, что нужно выучить мне не надо, и вообще это не интересно. И так до бесконечности, если хватит фантазии.

На мой взгляд, главное условие для того, чтобы начать учить тот или иной предмет , в том числе и историю – это желание . Наше желание может базироваться на интересе: Я учу, потому что мне это интересно, потому что мое любопытство подгоняет меня.

Способность познавать в человеке заложена природой. И в процессе становления личности данная способность и сопутствующее чувство любознательности либо развиваются, либо в силу многих причин угасают.

Как быть, если история не вызывает интереса?
Нужно попытаться зацепиться за какое-то событие, личность, увидеть то, что привлечет наше внимание, вызовет удивление, заставит задать вопрос. И тогда процесс изучения истории начнет набирать ход. А как быть, если мы сами или окружающие нас люди не смогли проявить интерес? Тогда будем надеяться на то, что придет понимание необходимости выучить тот или иной материал.

А что делать, если нет интереса, и в голове сидит мысль – а оно мне надо? Или – авось, обойдется. Как-нибудь все получится.

Я думаю, что и в этом случае, преодолевая внутреннее сопротивление, чувство безразличия, нужно начать работать и попытаться достичь хотя бы минимальных успехов:
– выучить пару дат,
— рассказать хотя бы в общих чертах о том или ином событии,
— найти на карте нужный объект,
— высказаться на уроке хотя бы по одному из заданных вопросов.
То есть, для начала удивить, в лучшем смысле этого слова, своими действиями себя, друзей, родных. И, возможно, процесс изучения материала придет в движение.

И так. Мы сделали первые шаги. И, возможно, столкнулись с первыми трудностями.
Перед нами встает вопрос – а как учить историю ? Чтобы не просто изображать процесс изучения, а добиться успеха на этом пути.

Первая проблема, с которой мы можем столкнуться – это проблема понимания той информации , которую мы получаем в процессе чтения, слушая рассказ, лекцию, просматривая видео материал. Если понимание есть, можно делать следующий шаг. А если его нет, то, как быть?

Проще всего дать команду – читай, пока не поймешь! Но если мы не уясним причину непонимания, мы так и останемся в начале нашего пути.

Что же нам мешает осознанно воспринимать информацию?

Существует множество факторов, влияющих на это. Например, отсутствие сосредоточенности в процессе обучения на выполнении конкретного задания. Мы, вроде бы как читаем, слушаем, смотрим, а мысли наши далеки от того, что мы делаем.

Еще одна из причин непонимания текста, лекции – это непонимание значения отдельных слов, словосочетаний, выражений, тяжеловесный текст, нудный лектор и тому подобное.

Что можно сделать, если возникает сложность с терминами?
Нужно обратиться к словарям, справочникам, энциклопедиям. Благо, что в большинстве случаев, это сейчас не проблема.

А как быть, если слова каждое по отдельности вроде бы понятные, а смысл прочитанного нет. То есть, мы имеем дело с тяжеловесным текстом. В этом случае решение проблемы будет заключаться в подборе иного источника информации по данному вопросу, возможно в иной форме. Вместо текста – аудио лекция, или видео материал. И, может быть, все станет на свои места.

Общий же успех работы с текстом прост. Как правило, чем больше мы читаем, чем лучше развиты навыки чтения, тем продуктивнее результат в обучении. В случае если мы лучше усваиваем материал на слух, и для нас важно услышать толковое, интересное изложение темы или отдельного вопроса, что нам может помешать залезть в интернет и найди классного лектора по нашей теме?
То же самое можно отнести к видео урокам.

Кстати, эффект понимания изучаемого материала значительно возрастает, если мы сочетаем чтение, лекции, видео уроки.
Хороший результат в понимании изучаемого вопроса, темы, курса, подготовки к экзаменам дают выписки, которые мы можем сделать в разных формах. Например, в форме планов, конспектов, . При этом нужно учитывать, что простое переписывание мало что нам может дать. Это чаще всего просто трата времени и сил.

На мой взгляд, больший эффект даст работа по составлению плана, конспекта, схем, карточек. Работая в этом направлении, мы убиваем двух зайцев: помогаем себе понять изучаемый материал, и одновременно начинаем работу по его запоминанию.

Надеюсь, эти советы помогут вам при изучении предмета истории.

А в следующей публикации остановимся на вопросе — как составить план изучаемого материала.