Комплекс отличницы. Что такое синдром отличницы (комплекс отличника) у взрослых и как от него избавиться


Поговорка «лучшее – враг хорошего» как нельзя более удачно подходит для перфекциониста. Стремление довести все до идеала делает человека зависимым от мнения социума и блокирует раскрытие его собственного «я».

Комплекс отличницы – зло, но его вполне можно искоренить, открывая для себя новое качество жизни и бездну возможностей.

Если человек не может заснуть, зная о незаконченном деле, и выражение «сойдет для сельской местности» – не про него, значит внутри него сидит недремлющий отличник, зорко наблюдающий за его жизнью и постоянно сравнивающий ее с некими эталонами.

И когда реальность отличается от идеала, человек либо до бесконечности правит ее, либо впадает в депрессию. Перфекционизм способен существенно испортить качество жизни и заблокировать лучшие ее возможности.

Что это такое

Подспудное стремление шлифовать себя и свою деятельность до идеального результата и мучительные переживания от любого несоответствия высоким стандартам – это проявление так называемого патологического перфекционизма, который в народе приобрел более ассоциативное название – комплекс отличницы.

Вырастают такие «отличники» из детей, усвоивших аксиому: любовь безусловной не бывает, ее нужно заслужить.

Как зарождается?

Каждый ребенок нуждается в беззаветной любви. Чувствуя нехватку тепла, малыш поначалу будет неосознанно пытаться слезами и криками обратить на себя внимание, просто так, не за красиво рассказанный стишок. А убедившись в тщетности ожиданий, он начинает искать причину в себе: не любят – значит, недостоин.

Повзрослев, он будет продолжать попытки заслужить общественное признание (и собственное), доводя свою деятельность до идеала, отметки, дающей право быть любимым.

Что порождает?

Синдром отличницы коварен. Человек, в мозгу которого засела установка «достиг – любим», начинает предъявлять завышенные требования и к другим, что взращивает новых перфекционистов среди его детей и близких.

Ведь невыполнение его требований вызывает в нем разочарование и отчуждение, отчего неуверенные в себе люди с легкостью ступают на тот же путь, пытаясь искать причину в себе и заслуживать любовь достижением необходимых для этого высот.

Симптомы

Между здоровыми амбициями и комплексом отличника иногда бывает тонкая грань. Но существуют признаки, которые помогают определить наличие болезненного перфекционизма в зародыше, причем многие из них ярко прослеживаются и у детей, и у взрослых.

Итак, в человеке можно уверенно диагностировать комплекс отличника, если он:

  • болезненно реагирует на критику и даже незначительные замечания;
  • ревниво относится к похвалам, доставшимся другому;
  • страдает самокритичностью из-за постоянного сравнивания себя с другими и не может простить себе малейших промахов;
  • подвержен скачкам самооценки, которая зависит от мнения окружающих и результатов его труда;
  • впадает в апатию после первой же неудачи;
  • не задумываясь, жертвует социальными благами и развлечениями ради достижения успеха;
  • мотивацией для достижений считает не приобретаемый опыт, а стороннюю оценку – оправдание ожиданий социума.

Чем вредит

Если здоровый перфекционизм – свойство довольно полезное, помогающее самореализации человека, то комплекс отличника – это как раз перфекционизм невротический, и он не проходит для человека бесследно:

  1. Рассредоточение внимания . Люди, страдающие этим синдромом, теряют способность направлять энергию в нужное русло. Вместо того чтобы концентрироваться на задаче, они тратят эмоциональные силы на постоянный контроль правильности выполнения каждого шага, а время – на шлифование его до блеска.
  2. Ограничение собственных возможностей . Круг перспектив «отличника» сужается, поскольку ему сложно побороть патологический страх перед новыми начинаниями: вдруг он не справится? Он не дает себе права на ошибку и часто вместо перспективных ответственных должностей, с которыми вполне бы справился, остается на простых, которые чаще дают ему возможность гарантированно выполнить работу на отлично. «Отличникам» комфортнее идеально управлять трамваем, нежели подвергать себя рискам предпринимательской работы.
  3. Сложности в личных отношениях . Предъявление высоких требований не только к себе, но и к другим осложняет отношения с противоположным полом. «Отличница» перед свиданием десять раз проиграет в уме будущий диалог, отрепетирует блестящие ответы на все случаи жизни, продумает до мелочей гардероб, но за этим парадом так и не сможет раскрыть перед собеседником свою истинную душу. В жизни перфекционистов не бывает места риску, они не умеют пускать ситуацию на самотек, стремясь контролировать ее до мелочей.
  4. Конфликтность . Стремление соответствовать выливается в перманентное раздражение. То, что для других является нормой, для перфекциониста имеет негативную окраску: вольный стиль в одежде они видят неряшливостью, наличие непопулярных хобби – праздностью, а отсутствие ярких достижений у человека вообще умаляет его значение до мизера. Указывая окружающим на их недоработки и несовершенство, «отличники» не добиваются ровным счетом ничего, кроме враждебного отношения.
  5. Проблемы со здоровьем. Постоянная самокритика и неудовлетворенность результатом приводит к ухудшению физического здоровья, поскольку частые эмоциональные расстройства – прямая дорога к сердечно-сосудистым нарушениям, бессоннице, головным болям и неврозам.
  6. Потеря себя . Комплекс отличницы приводит к тому, что человек попросту проживает чужую жизнь, постепенно теряя свое «я». Находя себе кумиров (ведь они такие идеальные!), человек копирует их манеру держаться, повторяет слова как истину в последней инстанции, полностью блокируя раскрытие собственной индивидуальности.

Комплекс отличницы

Люди, зараженные здоровым перфекционизмом, обнаруживают в жизни лидерские качества, наслаждаются процессом достижения сложных целей и, главное, не зависят от общественного мнения.

Психология патологического перфекциониста проявляется иначе: достижение идеала становится навязчивой идеей, что порождает постоянное неудовлетворение жизнью.

Так, если для первого типа «отличников» неудача – повод еще активнее взяться за дело и достичь новых высот, то вторые движутся к цели не ради удовольствия и амбиций, а из-за страха быть отвергнутыми.

Однако не всегда в развитии синдрома повинны особенности воспитания и родительской любви.

У ребенка

Комплекс отличника может быть у детей не только приобретенным, но и врожденным. Если в первом случае речь идет о комплексе неполноценности, развитом родителями, учителями и другими авторитетными для ребенка людьми, то во втором повинна генетика.

Последние исследования, проведенные в Мичиганском университете на 292 близнецах, показали, что склонность к развитию перфекционизма – фактор наследственный.

Результаты также обнаружили, что имеет большое влияние и внешняя среда: развитие комплекса определяется не только воспитанием, но и влиянием улицы, особенно в период становления детского «я».

У взрослых

Комплекс отличницы не всегда корнями уходит в детство. Его развитию у взрослых могут способствовать и жизненные ситуации. Череда последовательных неудач ломает человека, взращивая в нем мысль: если бы я был лучше, все сложилось бы по-другому.

Обычно более склонны к таким выводам чрезмерно ответственные люди, привыкшие в любой проблеме искать, прежде всего, свою вину.

И хотя это не более чем черная полоса, не зависящая от собственной идеальности, связь «несовершенство – провал» закрепляется.

Как избавиться

Не стоит дожидаться, когда организм дойдет до полного изнеможения, оттого что не удается в совершенстве сделать все намеченное. Количество часов в сутках – величина постоянная, а здоровье не безгранично. Если перфекционизм не дает полноценно жить, то необходимо лечение.

Всего несколько простых мер помогут побороть этот социально-зависимый комплекс:

  1. Дарить безусловную любовь ребенку . Для внесения корректив в сознание ребенка необходимо дать почувствовать ему, что он любим вне зависимости от обстоятельств. Необходимо объяснить ему, что оценки окружающих не должны определять его настроение, а достижения нужны всего лишь для приобретения им жизненного опыта. Однако использование этого метода затруднено тем, что часто ребенок-отличник – настоящий подарок для родителей, и они вовсе не видят в этом зла.
  2. Позволить себе быть небрежным. Психологи советуют начинать ломать стереотипы с маленьких проявлений нерадивости, удерживая себя от их исправления. Не проверить в очередной раз письмо перед отправкой, не поставить точку в конце предложения, не догладить рукав блузки. Несмотря на простоту, эта терапия нелегко дается «отличникам», но спустя время они понимают: никому до их промахов нет дела, и жизнь на этом не заканчивается!
  3. Учиться наслаждаться процессом . Хорошим способом побороть в себе перфекционизм является дробление глобальной цели на несколько мелких. И пусть они менее значимы, но радуясь их достижению, человек учится испытывать удовольствие от процесса, не гонясь за финальным результатом.
  4. Делегировать обязанности . «Отличники» привыкли все тянуть на себе. Они просто уверены, что лучше, чем они, с задачей не справится никто. Передавая мелкие обязанности другим членам семьи или коллегам и снимая с себя ответственность за их результат, можно постепенно приучить себя не ставить завышенных планок ни себе, ни окружающим.
  5. Изменить отношение к критике . Для выработки иммунитета к критике применяется практика «замены минуса на плюс». Это означает, что любой упрек следует перефразировать для себя так, чтобы подчеркнуть свои достоинства. К примеру, если «отличника» начальство укоряет в слишком длительном выполнении работы, в его переводе это должно звучать так: «Зато я тщательно взвешиваю все за и против перед принятием решения». А ведь это уже повод для гордости! Не помешает развить в себе и чувство юмора, которое помогает легко выходить из неприятных ситуаций.

И вообще, по большому секрету каждому «отличнику» стоит узнать: то, что ему кажется недостаточно хорошим, для других – верх совершенства, и таких людей подавляющее большинство!

Поэтому не стоит бояться ошибок, заниматься самобичеванием и откладывать мечты на потом. Надо просто ценить свою уникальность, и тогда совершенно чудесным образом окажется, что для любви и общественного признания достаточно быть самим собой.

Видео: Говорит психолог

Содержание статьи:

Комплекс отличницы - это стремление женщины к идеалу, которое в дальнейшем перерастает в перфекционизм (невротическое состояние, когда поиск совершенства возведен в культ). При данной жизненной позиции можно достичь больших результатов в карьере и личных отношениях, но стоит разобраться в обратной стороне медали подобного явления.

Причины возникновения комплекса отличницы

Стараться быть правильным буквально во всем не возбраняется, если это не переходит грани разумного. Желание стать человеком без изъяна может иметь следующие истоки формирования, которые обычно закладываются в детстве:

  • Недостаток тепла . Каждая малышка хочет, чтобы ее любили не за какие-то заслуги, а просто за то, что она есть у родителей. Если же подобное не происходит, то кроха начинает перекладывать вину взрослых на себя. Действует ребенок при этом по схеме «не любят - я очень плохая - надо заслужить любовь родителей». В итоге развивается перфекционизм, когда повзрослевшая девочка хочет понравиться буквально каждому в ее окружении.
  • Требовательные родители . Иногда они возлагают на ребенка слишком большие надежды, которые он не способен затем оправдать. По мере своего формирования девочка начинает думать, что и во взрослом мире необходимо держать ранее поставленную высокую планку.
  • Неправильное поощрение . Некоторые родители стараются добиться прилежания от своих детей путем их финансовой поддержки при выполнении определенных обязательств. В этом случае подобная модель воспитания может привести к формированию комплекса отличницы. Девочка становится взрослой особой, но продолжает стараться быть идеальной во всем для приобретения материальных благ.
  • Некорректное сравнение . Если малышку с раннего детства сравнивают в негативном ключе с ее сестрой или другой девочкой, то это нанесет ребенку существенную душевную травму. Всю оставшуюся жизнь она будет стараться доказать всем (в первую очередь родителям), что она - лучшая из лучших.
  • . Детский коллектив порой бывает жесток к тем, кто хоть как-то отличается от него. Девочка с неординарным видением действительности может попасть под своеобразный «каток» общественного мнения. В итоге она постарается стать не просто похожей на всех, а лучше любого и каждого.
  • Врожденные амбиции . Психологи настаивают на том факте, что очень часто генетика влияет на формирование мировоззрения детей. Если мама или папа были перфекционистами, то их ребенок может вести себя таким же образом. По сути, он просто копирует модель поведения родителей.
  • Неправильная установка . Если в доме проживают не только родители девочки, но и старшее поколение, то можно ожидать всевозможных сюрпризов от него. Начинается все с конкурса на самый лучший стих или рисунок и заканчивается состязанием со знакомыми на звание самой гениальной внучки.
  • Конкурсы . В последнее время стали популярными мероприятия, где девочки должны показать свои внешние данные или творческие способности. Возраст конкурсанток с каждым годом уменьшается, что заставляет психологов все более тревожиться по этому поводу. Если малышке с юных пор внушать, что она должна быть лучшей, то из нее в итоге вырастет стопроцентная перфекционистка.
  • Школьные олимпиады . Девочки, которые имеют существенные достижения по нескольким предметам, часто попадают в стрессовую ситуацию при подобной проверке знаний. Им приходится доказывать свои знания на фоне жесткой конкуренции, что затем становится жизненной нормой.
  • Сиротство . Некоторые девочки, которые остались без родителей, очень остро реагируют на этот факт. Если они попали в социальное учреждение не из-за смерти папы и мамы, то всю свою жизнь могут посвятить тому, чтобы стать идеальной женой и матерью.

Обратите внимание! Практически все перечисленные причины комплекса отличницы связаны с какой-либо душевной травмой в детстве. Следовательно, родителям необходимо как можно больше внимания уделять своим дочерям, чтобы проблема их ребенка не переросла в дальнейшем в невроз.

Проявления комплекса отличницы


Симптомы идеальной девочки или женщины определить несложно. Перфекционистки обычно выделяются среди простых обывателей, потому что их поведение выглядит следующим образом:
  1. Закомплексованность . Как это ни странно звучит, но такие дамы неуверенные в себе. Именно по этой причине они стараются доказать себе и всем, что являются идеальными во всех смыслах особами.
  2. Гонка за призом . В школе и институте такое поведение проявляется в желании получать исключительно высокие баллы даже ценой нервного истощения. В личной жизни перфекционизм характеризуется поиском совершенного спутника жизни, стерильной чистоты в квартире, идеальными кулинарными способностями и прочим.
  3. Самопожертвование . Такая женщина способна тянуть воз чужих проблем только для того, чтобы чувствовать свою значимость. Она всегда готова отвечать за чужие промахи, исправляя их даже себе во вред.
  4. Повышенная самокритика . На малейшее замечание перфекционистка реагирует очень болезненно. Она тут же начинает заниматься самобичеванием даже в том случае, если ее пожурили незаслуженно.
  5. Неприятие «золотой середины» . Признаки комплекса отличницы проявляются в максимализме. Для таких девочек или женщин нет слов «сойдет», «неплохо» и «хорошо», потому что для них существует только вердикт в виде «отлично» и «безукоризненно».
  6. Страх неудачи . Все люди боятся совершить ошибку, но обычно на них учатся и забывают о горьком опыте. Перфекционистки приходят в панический ужас перед началом какого-либо дела, боясь не оправдать чужих надежд.
  7. Категоричность к другим людям . Жизнь даже посторонних особ перфекционистки могут рассматривать буквально под микроскопом. Их раздражают люди с их слабостями, чего они и не скрывают.
  8. Желание изменить мир . Женщины подобного типа стараются усовершенствовать не только себя и ближайшее окружение, но и все общество в целом. В некоторых случаях это выражается в стремлении проявить себя в политике или в какой-либо другой общественной деятельности.

Способы борьбы с комплексом отличницы

Если подобная проблема стала камнем преткновения при стремлении к счастливой жизни, то ее необходимо ликвидировать. При желании разобраться, как избавиться от комплекса отличницы, стоит прислушаться к советам психологов. Они, как никто другой, знают действенные методы по избавлению от проблем. Но и роль самого человека немаловажная.

Самостоятельные действия по избавлению от комплекса отличницы


Перфекционизм - это проблема психологического характера, которую можно аннулировать своими силами следующим образом:
  • Дать слабинку . Родные люди любят нас не за какие-то сверхспособности, а просто так. Следовательно, необходимо перестать изображать из себя железную леди, которая может буквально все. При неудачах можно даже посетовать на свою недальновидность, а не собирать в очередной раз всю волю в стальной кулак.
  • Научиться прощать свои недостатки . Пора забыть о заблуждении, что в мире есть идеальные люди. Их нет и быть не может, потому что каждый из нас подвержен тем или иным человеческим слабостям. Необходимо ласково попенять себя за оплошность и навсегда забыть о ней.
  • Организовать отдых . Прошли времена работы над собой и своим жилищем 24 часа в сутки. Ежедневная генеральная уборка подождет некоторое время, потому что теперь нужно посвятить досуг чтению книг, прогулке или занятию любимым хобби.
  • Отправиться в путешествие . Следует оставить мрачные мысли о том, что без перфекционистки дом рухнет, а дети и муж погибнут от голодной смерти. Все они прекрасно справятся какое-то время с бытом и без своей идеальной жены и мамы.
  • Изменить имидж . У женщин такого типа всегда аккуратная прическа, волосок к волоску, и одежда в классическом стиле. Настало время немного похулиганить и поэкспериментировать со своей внешностью (не доводя подобные манипуляции до абсурда).
  • Найти новое увлечение . Перфекционистки обычно осуждают тех, кто занимается необычным делом. Однако при желании избавиться от комплекса отличницы женщина может начать коллекционировать крышки и наклейки от бутылок или фантики. Чем не серьезнее будет новое увлечение, тем лучше это для некогда идеальной особы.
  • Посетить необычные места . Любая перфекционистка придет в ужас от перспективы почтить своим вниманием фестиваль байкеров или состязание барменов. Не стоит пугаться таких мероприятий, потому что в непринужденной обстановке среди раскрепощенных личностей супер-леди сможет почувствовать себя обычным человеком.
  • Устроить день самоуправления . Квартира перфекционистки напоминает отделение реанимации и даже превосходит его по стерильности. Пришел именно тот момент, когда можно позволить своим детям пошалить (в рамках разумного), а мужу оставить грязные носки на самом видном месте.
  • Изменить стиль своей речи . При разговоре с дамой, у которой наблюдается комплекс отличницы, люди чувствуют себя провинившимися детьми. Размеренность, взвешенность каждого слова и менторский тон всегда с головой выдают перфекционистку. Следует расслабиться, улыбнуться собеседнику и вести с ним диалог без нравоучений и анализа собственной жизни.
  • Начать просить о помощи . Женщина не рождена для того, чтобы сутками держать в руках сковородку или пылесос. Пора полюбить себя и возложить часть обязанностей на своих родных. На работе также отныне не возбраняется просить поддержки у коллег при выполнении сложного задания.
  • Завести домашнее животное . У женщин с комплексом отличницы может быть свой любимец, который по минимуму загрязняет ее жилище. В большинстве случаев это аквариумные рыбки или короткошерстный кот. Можно завести собаку или морскую свинку, дав им нестандартную кличку.
  • Сделать перестановку в доме . Этот процесс уже сам по себе будет свидетельствовать о том, что пришло время перемен. У перфекционистки вся мебель располагается в строгом порядке. Пора его нарушить, чтобы раз и навсегда избавиться от создавшихся в сознании стереотипов.
  • Провести вечер за просмотром фильма . В данном случае подойдет кинолента «Дневник Бриджит Джонс». Главная героиня этой поучительной истории не скрывает своего восторга и гордости по поводу того, что ее избранник любит ее со всеми недостатками.


Подобная модель поведения успешно корректируется психологами следующим образом:
  1. Доверительная беседа . На сеансах у специалиста женщина может наконец-то снять с себя маску идеальной леди. Современная Мэри Поппинс в состоянии будет доверить психологу те тайны, которые стыдилась открыть своим близким.
  2. Замена установки . Пациентке предлагается написать на листке бумаги все претензии к себе. Затем ей необходимо озвучить причину каждого недовольства собственной персоной. Грамотный специалист с легкостью развенчает каждый пункт из этого списка, потому что в большинстве случаев выявляется картина надуманной проблемы.
  3. Метод жестких вопросов . Психолог предлагает женщине с комплексом отличницы провести с ним своеобразную викторину. Вопросы выстраиваются по схеме «желание лучшего результата - затраты времени и сил - целесообразность проделанного - неутешительные выводы».
  4. Семейная терапия . Во время такого сеанса ведется беседа с обоими супругами. Мужу задаются вопросы, что именно он ценит в своей любимой женщине. В большинстве случаев перфекционистка приходит в шок от его признаний, потому что озвучивается ее красота и ум, а не умение совершать сто дел одновременно. В некоторых семьях мужчины в целом сильно устают от идеальности своих вторых половинок, ситуация доходит до абсурда, когда вместо изысканных блюд муж просто просит сварить суп с макаронами прямо на приеме у психолога.
  5. Групповая терапия . После индивидуальных консультаций у специалиста можно начать посещать тренинги, на которых команда психологов предлагает своим пациенткам выполнить определенные задания. Во время таких мероприятий можно найти себе подругу по несчастью, чтобы в дальнейшем помогать друг другу справляться с недовольством собой.

Комплекс отличницы и его последствия


В данном случае вспоминаются слова мамы школьницы в культовом фильме «Вам и не снилось», что она не любит слишком нравственных женщин. Проблемы некоторых перфекционисток могут закончиться печально, если они вовремя не остановятся в своей гонке за идеалом:
  • Потеря веры в себя . Подобный душевный дискомфорт начинает проявляться у тех дам, которые сомневаются в своих умственных способностях и внешней привлекательности. При комплексе отличницы эти проявления могут стать еще более ярко выраженными факторами, которые не позволяют женщине стать счастливой.
  • Фобии . Перфекционисток часто преследуют различные расстройства сознания. У них можно наблюдать боязнь зеркал, где они страшатся увидеть какой-либо изъян в своей внешности. В большинстве случаев у них также развита атихифобия, при которой женщина боится ошибиться.
  • Синдром хронической боли . При постоянном стремлении стать идеальной мамой, женой и сотрудницей реально вместо ожидаемого результата получить нарушение функций нервной системы. На фоне сбоя психоэмоциональной сферы формируется болевой синдром как самостоятельное заболевание.
  • Невозможность стать матерью . Некоторые перфекционистки настолько углубляются в этот вопрос, что начинают считать себя недостойными воспроизвести на свет потомство.
  • Неприятие чужих ошибок . Не позволяя себе расслабиться ни на минуту, женщины с подобной жизненной позицией требуют того же и от других людей. Мало кому придутся по вкусу такие претензии, поэтому часто перфекционистки становятся старыми девами без друзей.
  • Развод . Быть всегда идеальным в глазах супруги по силам далеко не каждому мужчине. Требовательная жена может восхищать только на первых порах семейной жизни. В дальнейшем муж может просто устать от того, что из него пытаются сделать человека без единого изъяна.
  • Невроз . На фоне хронической усталости при постоянном эмоциональном напряжении может развиться данная патология. В дальнейшем невроз станет хроническим явлением, который необходимо будет лечить у психиатра.
  • Алкоголизм . Специалисты утверждают, что излишняя требовательность к себе может спровоцировать развитие этой пагубной привычки. При систематическом недовольстве самой собой рука некоторых дам автоматически тянется к стакану со спиртным.
  • Суицид . Неоправданные надежды больно ранят любого человека и вводят его в состояние депрессии. При этом через какой-то промежуток времени он восстанавливается в эмоциональном плане. Для перфекционистки крах мечтаний становится иногда настолько тяжелым ударом, что она решает свести счеты с жизнью.

Важно! Комплекс отличницы у взрослых и детей становится опасным явлением, если стремления к идеалу превращаются в смысл жизни женщины. В иных случаях это дополнительный стимул стать самодостаточной особой.


Как избавиться от комплекса отличницы - смотрите на видео:


Комплекс отличницы не доставит проблем только той девочке или женщине, которой он не мешает в полной мере наслаждаться жизнью. В ином случае им гарантировано эмоциональное истощение, которое также скажется на их физическом состоянии.

Ошибка в тексте?

Выделите её "мышкой" и нажмите: Ctrl + Enter

Комплекс (синдром) отличника

Дата создания: 23.06.2004
Дата обновления: 30.09.2016
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил.
И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Будущий носитель комплекса (или синдрома) отличника, идя в первый класс, обычно получает извне программу: "Нет оценки, кроме пятёрки. Всё остальное – не оценка". Причины такого программирования могут быть разные, но в итоге ребёнок оказывается в ловушке бинарной двухбалльной системы: либо высшая оценка, либо… ноль. Не двойка, не кол даже, а ноль! Во всяком случае, именно нулём себя в итоге ощущает ребёнок, живущий в рамках такой программы и принёсший из школы что-то меньше пятёрки. Потому что для его "программистов" это априори значит – старался плохо, учил мало, знания показал с дефектом, с трещинкой, со сколом. Отношение, по сути, как к посуде: либо чашка целая – либо треснутая, надбитая, гостям подавать неудобно.

Здесь, наверное, можно гипотетически упомянуть одну из причин подобного программирования: ребёнка планируют "подавать гостям", как-то демонстрировать, гордиться его успехами. А понятие успеха довольно однозначно: либо пятёрка, либо… опять же ноль. Потому что не-пятёрками гордиться нельзя. Неудобно. Всегда может найтись другой претендент на гордость, чей ребёнок получил-таки пятёрку. Значит, нужно требовать, чтобы собственный ребёнок больше старался! И не вздумал позорить родителей не-отличными оценками.

Но подобное программирование – не вина "программистов", а их собственная большая беда, передаваемая сценарно уже не одно поколение. Ещё в 1947 году вышел известный до сих пор фильм "Первоклассница". Один из эпизодов этого фильма – героиня, первоклассница Маруся, приходит домой с первой школьной отметкой.

А ещё какие новости? – спрашивает ее бабушка.
- Очень хорошие, – радостно сообщает Маруся. – Я отметку получила!
- Какую?
- Четвёрку!
Бабушка разворачивается и уходит.
- Бабушка! Что ж ты не радуешься? Ведь четвёрка – очень близко к пятёрке!
- Хмм, - говорит бабушка. – Ну, не очень!..

Мало того, что бабушка не разделяет радости внучки по поводу первой оценки как таковой, но ещё и сообщает, что внучке до пятёрки – то есть до момента, когда бабушка будет ею довольна – ещё очень-очень далеко.

Вообще система "брать на себя заведомо невыполнимые обязательства", вроде "пятилетки в три года", сопровождала советскую действительность изначально: вместе с идеей "воспитать совершенно другого человека, человека новой формации" вопреки всем законам логики, физиологии и пирамиды Маслоу. Но как бы то ни было, бинарная система "либо пятёрка, либо ноль" присутствует во внутренней цензуре уже которого поколения людей, передаваясь на уровне жизненного сценария.

По логике, требование постоянно получать только отличные оценки – фактически невыполнимо. В конце концов, бывают разные дети со склонностью к разным предметам, разные личностные свойства этих детей, да в конце концов – разное состояние здоровья у одного и того же ребёнка! Однако установки цензуры тем и страшны, что не используют логики. А изначальная невыполнимость взятых на себя обязательство провоцирует ещё одну сценарную связку: "мы были должны сделать нечто – мы этого сделать не смогли – но мы должны были смочь – тогда наши дети должны сделать это за нас". То есть при наличии в жизненном сценарии тех или иных заведомо невыполнимых задач прессинг подобного долженствования усиливается с каждым новым поколением и с каждым новым витком этого сценария. И таким образом как снежный ком растёт сценарно передающийся невроз .

Часто родители говорят, что сами в учёбе были отличниками, и вроде бы закономерно требуют того же от своих детей. Но при этом, осознанно или бессознательно, не учитывают некоторых факторов:
- показывая аттестат с круглыми пятёрками или красный диплом, они закономерно умалчивают, какие оценки получали в процессе текущей учёбы, от детей же требуют пятёрок ежедневно;
- забывают про то, что с годами программа усложняется, количество требований к детям растёт, и порой сами дети физически не успевают за этими усложнениями;
- и наконец, родители, говорящие "мы были отличниками - и ты должен", сами все ещё остаются в бинарной системе "5-0" и туда же загоняют собственных детей.

Итак, ребёнок с подобной программой начинает учиться в школе. А дальше, как правило, ситуация развивается примерно по двум вариантам:
- либо ученик понимает, что условия этой программы невыполнимы – и даёт реакцию "вообще не хочу учиться" ;
- либо он принимает эти условия дорогой для себя ценой, так как понимает, что иначе ему не видать родительских поглаживаний. Поглаживания, одобрение, выражение родительской любви он теперь может получить только за пятёрки.
И во втором варианте обычно развивается настоящий аддиктивный невроз, или невроз зависимости: ребёнок начинает зависеть от отличных оценок и стремится делать всё только в критериях "поставят ли мне за это очередную пятёрку". О том, чтобы получить что-то ниже пятёрки – он даже помыслить не может. Потому что это очень страшно.

Учителя нередко сталкиваются с парадоксальными реакциями на четвёрку – оценку "хорошо". Ученики подходят после уроков и буквально умоляют спросить ещё, спросить завтра, спросить когда угодно, только не ставить "четыре" ни в дневник, ни в журнал. Говорят, что их дома будут ругать родители. Но в реальности, если программа "5-0" уже начала действовать и принята внутренней цензурой ребёнка – можно наблюдать вариант так называемой контаминации (заражения) субличности внутреннего Родителя: проще говоря, дома ребёнка вполне могут пристыдить за четвёрку (плохо старался), но пока он до этого дома дойдёт – он сам (точнее, его внутренняя заражённая цензура) уже сгложет себя до самых косточек: потому что не вытянул на пять. А если не вытянул – то в его уже внутренней бинарной парадигме он – ноль. Ничтожество.

Один раз – ноль, два – ноль, три – ноль… со временем это вполне может превратиться в синдром самозванца . Особенно если приправляется родительским "Ты ничего толком делать не можешь, даже учиться на пятёрки!"

Увы, с точки зрения многих родителей школьная программа, особенно в начальной школе – элементарна и совсем не требует усилий. Ну что за сложность, например, выучить таблицу умножения или написать букву "А"? И если ребёнок по "таким лёгким предметам" приносит что-то ниже пятёрки – родители реально считают, что их отпрыск лоботряс и лодырь, и вместо работы на уроках считал ворон. А учительница потом будет им недовольна, и вызовет в школу родителей, и будет их ругать.

Вот, кстати, ещё одна из возможных причин, по которым ребёнка программируют "либо пятёрка, либо ты ничтожество". Ребёнку фактически передают свой личный страх: "Если он будет плохо учиться, в школе будут ругать нас, родителей". Вполне вероятно, что у таких родителей есть тот же синдром отличника (передающийся на уровне жизненного сценария), и представить, что их вызовут в школу и сделают внушение за плохую учёбу их ребёнка –один из их личных кошмаров. Поэтому ребёнка нужно жучить и дрючить, щедро делясь с ним своим неврозом, но чтобы было как можно меньше шансов, что их самих отругает учительница!..

Основная сложность комплекса отличника – по сути в том, что ребёнок, вырастая, во всей остальной жизни, не только в школе, начинает зависеть от пятёрок. Точнее – испытывать постоянный страх "не отличной оценки".

Такой человек не может взяться ни за одно дело, если не уверен, что результат получится "на отлично". А уверенным в этом быть сложно, особенно когда дело происходит уже вне школы и критериев качества может быть много, как объективных, так и субъективных. И нельзя сказать, что такой человек "непременно хочет именно пятёрку". Скорее он панически боится получить "не пятёрку". Потому что это – ноль. И страх в очередной раз убедиться в собственном ничтожестве мешает ему в принципе что-либо делать.

Человек с синдромом отличника не станет заниматься никаким бизнесом, потому что это риски и неоднозначные ситуации, и здесь подавно сложно надеяться только на отличные оценки.

А ещё человек с синдромом отличника – парадокс! – часто боится изучать что-то новое: любое изучение нового закономерно связано с ошибками, а права на ошибку у него давно нет. Ведь любая ошибка – это уже не пятёрка.

Он в общем боится как-то самостоятельно строить свою жизнь и управлять ею, вообще боится ситуаций, когда ему нужно принимать самостоятельные решения: а вдруг решит неправильно? Ведь у него нет чётких выданных сверху критериев этой правильности, а точнее – критериев того, что и как он должен делать, чтобы в очередной раз заработать отличную оценку. Можно сказать, что люди с синдромом отличника – вечные подчинённые, рабы этих самых внешних критериев: и в качестве ещё одной смелой гипотезы – не потому ли уже какое поколение идёт некая внешняя подпитка этого сценария, что подчинённые более выгодны иерархической системе , и ими намного легче манипулировать, просто пригрозив в случае чего "снизить оценку на балл".

Более того, даже если человек делает какие-то попытки отойти от системы внешних критериев – его внутренняя контаминированная цензура затягивает его обратно, буквально заставляя искать новых и новых внешних оценщиков. Потому что только они якобы имеют право выставлять человеку оценки: например, от понятия "самооценка" носителю синдрома отличника может стать буквально физически плохо. Как это – самому себя оценивать, это же невозможно, так не бывает.

Причём эти страхи присутствуют даже тогда, когда в каких-то задачах формально у человека нет внешнего оценщика. Зато всегда есть внутренний: тот самый заражённый извне внутренний Родитель, которого человек постоянно носит с собой. И соответственно, везде имеет личного карманного цензора, который берётся оценивать все его дела.

Комплекс отличника, кстати, можно назвать одной из разновидностей перфекционизма и одной из причин прокрастинации .

При синдроме отличника человек и в школьные годы, и после окончания учёбы обычно имеет проблемы с адаптацией в окружающем социуме. В классе, да и в любом социуме, как правило, отличников недолюбливают: точнее – недолюбливают тех, кто стремится к пятёркам во что бы то ни стало. Иногда со стороны кажется, что такой ученик стремится выделиться на фоне остальных; но этим остальным обычно невдомёк, что несчастный пытается в очередной раз спастись от страха "оказаться нулём".

Вообще зависимость от пятёрок , как и любая зависимость , имеет общий деструктивный характер для самого зависимого: у такого ученика страдает здоровье (потому что все ресурсы брошены на достижение отличных оценок), он банально перегружен (ведь такой отличник обычно не только в школе обязан получать пятёрки, ему приходится радовать родителей своими достижениями ещё в разных кружках и секциях, а поступать планировать непременно в престижное учебное заведение). На фоне банального недосыпа и накапливающейся хронической усталости страхи "не получить пятёрку" ещё усиливаются, и ситуация не то чтобы ходит по кругу, а скорее скручивается в тугую спираль.

Плюс к тому комплекс отличника часто сопровождается прессингом со стороны родителей и прародителей: "Не смей нас позорить! Нам за тебя будет стыдно!" Ещё страшнее, если ребёнка постоянно извещают, что в результате любого его промаха и любой "не пятёрки" у кого-то из близких поднимется давление, заболит сердце, случится инсульт и так далее. Чувство вины – прекрасное средство манипулирования, причём довольно травмирующее. Ребёнок в результате ощущает себя буквально как на минном поле, когда один неверный шаг – и он взорвётся: но пусть лучше взорвётся он, чем пострадают дорогие ему люди. Фактически ребёнка делают реальным заложником проблем взрослых. А то, что он в полной мере зарабатывает свой собственный невроз (или фактически наследует уже имеющийся) – он на этом этапе, к сожалению или к счастью, пока не осознаёт.

Обычно в финале статей о тех или иных психотерапевтических проблемах ожидаются выводы/итоги/предложения на тему "что теперь с этими проблемами делать".

Здесь заметим прежде всего, что в данной статье не идёт речь о том, что комплекс отличника – это прямо-таки плохо-плохо (как, вероятно, мог бы прочитать тот или иной носитель комплекса отличника). Если человеку в этих рамках – можно даже сказать, в этих жизненных опорах – комфортно, то нет никакого смысла у него эти опоры отнимать. Есть много людей, испытывающих удовлетворение от того, что им заранее известны те критерии и требования, по которым их будут проверять и в соответствии с которыми им будет ставиться оценка. Если эта оценка непременно должна быть отличной, и это до поры до времени тоже не напрягает – такого человека можно назвать в какой-то мере амбициозным, имеющим свои высокие цели. Если ему удобно живётся в этой системе – его право ничего не менять. И ни у кого нет права подталкивать его к изменениям.

Если же самому человеку система "5-0" становится в тягость, если он подумывает о том, как бы из этого беличьего колеса выскочить – то ему прежде всего важно узнать, что это возможно. Но что это связано с анализом и собственным осознанием всего того, что с ним происходит. С системным изучением всей той ситуации, в которой он находится. И что для такого анализа, особенно системного, понадобится помощник – психотерапевт, главное условие работы которого – безоценочность . Последнее крайне важно хотя бы потому, что любой оценочный подход в работе с комплексом отличника автоматически провоцирует вместо старых оценщиков обзавестись новым – в лице психотерапевта. И таким образом закономерно остаться в старой бинарной парадигме.

И ещё важно предупредить, что выход из старых жизненных критериев и построение новых – это сложно. Это тяжело и больно иногда. Потому что фактически всё создаётся заново: цензурные шаблоны, реакции и восприятия, системообразующие установки. Можно сказать, что по сути строится новая жизнь. Но есть одно важное "но": человек в процессе консультативной, безоценочной психотерапии эту новую жизнь обучается строить для себя сам. И прежде всего постепенно формирует личную независимость от каких-либо оценщиков, которые угрожают "не поставить ему пятёрку, если он перестанет слушаться". Эти страхи постепенно перестают быть актуальными: потому что в новой системе образуются иные, более многозначные, логически обоснованные и небинарные критерии "правильности, полноты и качества" знаний, умений и достижений.

Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу выяснить причины ошибки
Я хочу выяснить свои ошибки
Я хочу выяснить свою вину Темы: зависимости , комплекс отличника , комплексы , чувство вины .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать. Конечно, у разных людей это состояние выражено по-разному: кто-то не может уйти домой, не сделав задание начальника, а у кого-то оно превращается в буквальном смысле в образ жизни . Все, начиная с внешнего вида и заканчивая положением в карьерной лестнице, должно соответствовать самым высоким оценкам, а любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как полный провал. В этой статье мы поговорим о том, почему такой подход не всегда хорош и как от него избавиться.

Синдром отличника: описание и особенности

Говоря о таких состояниях, в большинстве случаев мы будем вести речь о синдроме отличницы (в нашем случае – у взрослых женщин). Он действительно чаще встречается у дам, хотя и мужчин порой не обходит. В любом случае причины возникновения и методы борьбы, как правило, от пола не зависят. А начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры . В это время синдром отличника зачастую не воспринимается родителями как что-то плохое: прилежная девочка или прилежный мальчик стараются получать только пятерки. Что тут не так?

А то, что порой это излишнее стремление достигать исключительно превосходных результатов закрепляется и начинает проецироваться на взрослую жизнь . Для кого-то данное состояние ограничивается только работой (как логичным продолжением учебы), но некоторые распространяют его на все стороны жизни. Например, дама с синдромом отличницы может полагать, что любовь супруга напрямую зависит от идеального порядка в доме, а благосклонность начальника автоматически следует за своевременным и прекрасным выполнением заданий. Таких людей не устраивают никакие результаты, кроме идеального (из-за чего порой и встречается мнение, что синдром отличника идентичен перфекционизму).

Из-за подобного подхода человек неоправданно много времени, сил и нервов тратит на
достижение отличного результата даже в тех сферах, где подобная активность в целом не целесообразна. Из-за этого возникают трудности в отношениях с друзьями, близкими, коллегами, у человека остается меньше свободного времени, наблюдаются проблемы с достижением целей и т.д. Некоторые обладатели синдрома отличника (как и некоторые перфекционисты) боятся браться за новые дела или ставить себе смелые цели, так как слишком опасаются не добиться идеального результата (а ничто другое результатом не признается).

Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только недостатки. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо. В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов и многие другие полезные в работе и личной жизни качества. Поэтому от него не стоит полностью избавляться – важно взять его под контроль . Об этом мы расскажем чуть ниже.

И хотя мы обещали в рамках данной статьи не говорить о детях, совсем обойтись без них все же не получится. Дело в том, что закладывается это состояние именно в детстве, поэтому нам придется обратиться к нему, чтобы разобраться в возможных причинах возникновения синдрома отличника. Зачастую синдром отличника – лишь следствие определенных проблем и/или установок , и бороться с таким следствием без работы над первопричиной если не бесполезно, то определенно менее эффективно.

Родительско-детские отношения

Надо отметить, что данное состояние может появиться из-за самых разных факторов, и большая часть из них (хотя не все) связаны с родительско-детскими отношениями и особенностями воспитания. Например, кто-то по тем или иным причинам считал, что родительская любовь зависит только от успеваемости , или старался отличными оценками привлечь внимание матери и отца . Порой родители прямо заявляют чаду, принесшему плохие, по их мнению, оценки, что его не любят, что он плохой и т.д.
При этом под плохими отметками могут подразумеваться не только двойки или тройки, но и четверки или даже пятерки с минусом. Ведь и сами родители могут считать, что любой невысший результат это не результат вовсе, и прививать данную систему оценок своему ребенку.

Порой к этому синдрому приводят физические (или нефизические) наказания за плохие, по мнению родителей, отметки (и здесь отметим, что при таком раскладе синдром отличника может быть еще не самым плохим «наследством» подобного воспитания). Впрочем, невысказанные прямо, но все равно видимые ребенком разочарование или неудовольствие мамы или папы, бабушки или дедушки иногда действуют не хуже, чем произнесенные вслух упреки. Кого-то слишком активно пугали последствиями плохих отметок или излишне преувеличивали важность отличной учебы , напрямую связывая ее с дальнейшей успешностью.

Подчеркнем, что практически для всех описанных выше случаев очень важны слова «слишком» или «очень», причем с учетом восприятия данного конкретного ребенка . Некоторым детям можно ежедневно читать лекции о том, как важно хорошо учиться, но они продолжат обучение в том режиме, в каком посчитают нужным. Другие же под давлением родителей или иных факторов принимают систему, в которой только отличный результат считается результатом, все остальное – плохо. Стоит подчеркнуть, что порой формирование этого синдрома получается из лучших побуждений действительно заботливых родителей . А иногда – из-за того, что они пытаются воплотить в детях то, чего не удалось им самим. Но это только часть возможных вариантов.

Особенности характера и мировосприятия

Как бы некоторым ни хотелось свалить все на родителей, некоторые причины возникновения синдрома отличницы или отличника связаны скорее с особенностями самого человека, и влияние матери, отца или других родственников было достаточно опосредованным.

В частности, для части подверженных синдрому отличницы или отличника еще в школе актуальным стал простой и понятный шаблон : «Я должен(-на) учиться на отлично, а раз я учусь на отлично, значит,
у меня все в жизни будет прекрасно». Такой ребенок воспринимает мир в черно-белом спектре, с четким разделением правильных и неправильных поступков, руководствуясь установкой, что за правильными поступками автоматически следует счастливая жизнь, за неправильными – наказания и проблемы. В самом юном возрасте мир и должен восприниматься именно таким, однако с течением времени мы начинаем понимать, что черно-белая правильно-неправильная парадигма не всегда работает, поэтому большинство ее модифицируют, «разбавляя» полутонами и оттенками. Другие же стараются вписать окружающую действительность в черно-белые рамки, и синдром отличника способен в этом помочь. Такой подход может сохраняться и во взрослой жизни, в первую очередь из-за его удобства и простоты: он отметает все неопределенности и т.д.

Еще одна причина возникновения синдрома отличника: низкая самооценка и/или желание доказать всем, что ты лучше всех . В рамках школы таким доказательством могут быть прекрасные отметки, особенно если продемонстрировать одноклассникам, учителям или все тем же родителям свою «крутость» в других сферах не получается. Учеба способна стать тем спасительным коконом, за которым ребенок чувствует себя в безопасности. И чтобы этот кокон оставался прочным, важно учиться только на отлично. Соответственно, во взрослой жизни
таким же коконом становится работа, хобби и т.д., а подход к ним не изменяется: все должно быть только идеально.

Также под этим синдромом маскируется неумение принимать критику, работать над ошибками : ведь если работа и так прекрасна, то критиковать/исправлять будет просто нечего. Впрочем, часто причина и следствие меняются местами или образуют замкнутый круг. «Отличники» не привыкли получать критику, так как в большинстве случаев делают работу даже слишком хорошо. Из-за этого все критические высказывания (даже объективные) рассматриваются ими как нападки и/или как придирки.

Зачастую осознание истинной первопричины, а тем более работа над ее исправлением бывают довольно проблематичными, и без помощи специалиста справиться с этим могут не все. Поэтому если вы действительно хотите унять в себе безотчетное стремление только к отличным результатам, при необходимости не стесняйтесь обращаться к психологам.

Как взрослым избавиться от синдрома отличницы или отличника?

Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно . Эта модель поведения с вами практически всю сознательную жизнь – просто так ее не изменить, но скорректировать ее, взять над ней контроль все же можно . Как мы говорили, очень важно работать с первопричиной . Именно это мы бы и назвали первым шагом к тому, как избавиться от синдрома отличника, а точнее, взять даваемые им преимущества и минимизировать недостатки. Кроме того, существует ряд универсальных советов, которые наверняка будут уместны вне зависимости от конкретной причины.

Прежде чем переходить к ним, сделаем одну ремарку. Если для вас синдром отличника распространяется не только на работу, но и на личную жизнь, именно в рамках последней мы и предлагаем ставить эксперименты. Как правило, в таком случае поле для них шире, а ущерб (здесь мы имеем в виду как возможный реальный ущерб, так и ваше внутреннее восприятие получаемых результатов) – гораздо ниже.

Добейтесь неотличного результата

Многие люди с выраженным синдромом отличника (а особенно отличницы) стараются делать все безупречно даже во вполне бытовых ситуациях – аккуратно разложенная одежда, строгий, подобающий дресс-код, натертая до блеска посуда. Если это про вас, начните избавляться от синдрома отличника с того, чтобы привнести в домашнюю жизнь элемент неправильности . Например, не раскладывайте носки по парам и по цветам, пропустите одну уборку в квартире, накрасьте один глаз чуть не так, как второй. Вы увидите, что от этого абсолютно ничего не поменялось – не изменилось отношение людей к вам, не преобразилась суть вашей работы, распорядок дня и т.д. Увеличивайте количество таких бытовых «неправильностей», переходя от совсем мелких к более крупным.

Научитесь снимать с себя ответственность

«Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». В целом это прекрасный принцип, однако из-за него носители рассматриваемого синдрома не могут просто перепоручить кому-то задачу, а обязательно все перепроверяют и часто – переделывают. Конечно, в некоторых случаях это действительно необходимо, например, если практикант помогает вам с важным отчетом для клиента, но не до конца разобрался в задаче. Однако наверняка в вашем списке перепорученных/делегированных дел есть такие, где реальной нужды в переделке нет – это вы хотите довести все до идеала. Именно на таких задачах и стоит учиться снимать с себя ответственность, а точнее – перестать доделывать за другими их работу, чтобы она начала отвечать вашим слишком высоким стандартам . Не перемывайте посуду за мужем, не перевытирайте пыль за ребенком, не переделывайте неважную работу за подчиненными. Этот способ не только сэкономит время, но и также привнесет в вашу жизнь кусочек чего-то, не столь идеального с вашей точки зрения. И опять же, вы воочию увидите, что мир от этого не рушится.

Разрешите себе ошибаться

Вы наверняка слышали такие фразы, как «Человек имеет право на ошибку», «Человеку свойственно ошибаться» и т.д.
Тем не менее люди с синдромом отличника почему-то полагают, что их этого права и свойства лишили, и любая их ошибка воспринимается как катастрофа. Доказать самому себе, что это не так, можно, например, начав учиться чему-то совершенно новому . В этом случае вы вряд ли сможете обойтись без ошибок и на практике убедитесь, что в них нет ничего страшного – это закономерный этап обучения. Поэтому если вы всегда хотели заняться творчеством, получить второе высшее, научиться танцевать или овладеть каким-либо иностранным языком, исполните свое желание и заодно помогите себе избавиться от синдрома отличника. Ведь иное отношение к ошибкам в новой выбранной вами сфере способно послужить глобальному переосмыслению своего отношения к ним. Также почаще вспоминайте одну из установок НЛП: «Нет ошибок, есть обратная связь» .

Научитесь работать с критикой

Как уже говорилось, порой синдром отличника тесно связан с неумением должным образом принимать критику. «Я все делаю отлично – и точка» – если такой подход про вас, вам стоит поработать именно над умением принимать критику . Это также позволит по-другому относиться к ошибкам и извлекать пользу из них и из советов того, кто их нашел, не превращая сам факт критики в катастрофу. Конечно, как и избавление от синдрома отличника у взрослых, изменение отношения к критике наверняка потребует достаточного количества времени и усилий с вашей стороны, но результат, как правило, того стоит.

Ограничивайте время

Достижение идеального результата требует времени – большего, чем реально требуется для хорошего выполнения данной задачи. Помня об этом, ограничивайте собственные дедлайны (и не поддавайтесь искушению нарушить сроки – в этом может помочь закон Паркинсона). Оставляйте столько, чтобы сделать работу хорошо и качественно, но не перебарщивая с идеалистичностью. Удачное выполнение нескольких таких хороших, но не идеальных работ на практике покажет вам, что далеко не все требуется делать «по высшему разряду», чтобы результат был вполне удовлетворительным. (Напоминаем, что вначале стоит экспериментировать с не самыми приоритетными задачами – для данного совета это особенно важно.)

Расставляйте приоритеты

Определите для себя, какие конкретные цели на данный момент для вас приоритетнее: получить повышение или второе высшее образование, накопить на квартиру или на открытие собственного бизнеса, выучить иностранный язык и т.д. Шлифуя до идеального состояния какую-либо работу, не относящуюся к вашим целям, почаще задавайте себе вопрос: не стоит ли остановиться прямо сейчас, чтобы сэкономленное время отвести на то, что для вас действительно важно? Подобная установка станет дополнительной мотивацией к тому, чтобы ограничивать время и делать работу хорошо, но не фанатично прекрасно.

Проследите за взаимосвязью

Жизнь – не всегда несправедливая штука, и часто нам очень не хочется над этим задумываться. Но порой взрослому человеку нужно снять упрощающие действительность розовые очки , чтобы избавиться от синдрома отличника. Например, если вам кажется, что за прекрасным выполнением задач всегда следует благосклонность начальника, присмотритесь к себе и коллегам. Возможно, у вас перед глазами будут примеры того, как делающим работу хуже чаще дают премии или охотнее идут навстречу, при этом вас уже несколько раз обходили с повышением и т.д. Впрочем, подобные примеры не обязательно должны быть депрессивными. В частности, друзья, вторая половинка и дети наверняка любят вас не за то, что ваша одежда всегда идеально выглажена, не так ли? Такая переоценка может стать дополнительной мотивацией к тому, что сбросить оковы синдрома отличника. Однако хотим предупредить, что некоторым она дается весьма тяжело, ведь способна разрушить основы мировосприятия. Если вы не уверены в себе, не стоит проводить ее самостоятельно, а лучше делать это под «надзором» психолога.

Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие?

Многие считают, что синдром отличника и перфекционизм это одно и то же. Во многом эти состояния действительно схожи, однако назвать их полностью идентичными нельзя из-за нескольких важных различий.

  • Перфекционист стремится к получению идеального результата, тогда как для подверженных синдрому отличника порой важнее признание – высокая оценка, похвала и т.д.
    Приведем пример из детства: контрольную по математике можно решить на 5, потому что вы отлично знаете материал, решили все задачи и безупречно оформили работу. Но есть и другой путь – списать у соседа. Человек с синдромом отличника может не чураться второго варианта, а для перфекциониста он не приемлем. Иными словами, перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с синдромом отличника – на результате и восприятии этого результата .
  • Подверженные синдрому отличника дети (а потом и взрослые) часто воспринимают задачу как соревнование, в котором они обязательно должны победить. При этом порой они не только придерживаются принципа «Все средства хороши» (см. выше), но и негативно относятся к «конкурентам» . Перфекционист же большей степени думает именно о своей работе, а не о том, что у него есть коллега-соперник, которого нужно догнать и перегнать.

    При этом, конечно, излишний перфекционизм так же мешает жизни, как и синдром отличника. Подробнее об особенностях этого состояния, о том, что такое паралич перфекциониста и как с ним бороться, вы узнаете в

  • Как избавиться от болезненного перфекционизма? Есть женщины, которые выбирают своим жизненным девизом лозунг "Быстрее, выше, сильнее!" и действительно достигают значительных высот.

    Казалось бы, презентабельная внешность, насыщенная личная жизнь и успешная карьера должны радовать обладательницу этих богатств.

    Но ее редко можно увидеть в хорошем настроении. Что же заставляет "отличницу" постоянно бежать вперед?

    Награда для героя

    Дети редко становятся отличниками сами по себе. Как правило, хорошая учеба ребенка — это заслуга родителей. Ведь кто-то должен сказать девочке о том, что ей следует быть аккуратной, приучить ее к экономии времени и трудолюбию. В результате такого воспитания отличница привыкает к тому, что может наградить себя общением с друзьями, любимым хобби или чем-то вкусным только после того, как сделаны все дела. То есть никогда. Ведь всегда остаются какие-то нереализованные планы. Даже позволив себе ненадолго расслабиться, девушка не получает удовольствия от отдыха, чувствуя вину и досаду из-за того, что поступила безответственно.

    Если вы не можете допустить, чтобы драгоценное время растрачивалось на развлечения, постарайтесь относиться к отдыху как к необходимому условию нормальной работы. Когда человек находится в состоянии цейтнота, он не способен к трудовым подвигам. Достаточное количество свободного времени, возможность отдыхать там, где хочется, — это тоже цели, к которым можно стремиться. Воспринимая свой досуг таким образом, вы перестанете испытывать напряжение, находясь за пределами офиса. 

    Строгое жюри

    К сожалению, комплекс отличницы касается не только работы, но и отношения к своей внешности, выбору спутника жизни и даже к воспитанию собственных детей. «Отличников» или «двоечников» из нас делает общество, давая ту или иную оценку нашим знаниям и поступкам. Не стоит забывать, что отметка — весьма относительная категория. Вспомните свои школьные годы и мальчика на последней парте, которому никогда не ставили пятерок, несмотря на правильно решенные задачи, потому что во время урока он пускал самолетики. “Отличник” же — это человек, который нуждается в одобрении со стороны других людей, и во многих ситуациях он становится заложником этого желания. Как можно сделать стрижку, если мама с детства хвалила ваши длинные густые волосы? Приходится делать питательные маски, страдать в жару и мучиться при выборе шапки, способной вместить в себя сложную прическу, чтобы не разочаровывать родителей.

    Испытывая недовольство своими поступками, старайтесь ответить на вопрос: “Зачем и для кого я это делаю?” Действуя только во имя своих интересов, вы с удивлением обнаружите, что вас устроили бы и более скромные результаты.

    В знаменитом фильме “Дневник Бриджит Джонс” главная героиня с восторгом говорит о том, что ее возлюбленный принимает ее такой, какая она есть. Пересмотрите эту картину и последуйте примеру очаровательной Бриджит. Если вы разглядели в себе перфекционистку, принимайте себя со всеми недостатками и достоинствами. Именно благодаря им вы уникальны: неповторимая, пусть даже рассеянная и взбалмошная, но такая замечательная в своей неидеальности. Вы не автоматическая машина, запрограммированная на определенное действие. С уважением относитесь к своим недостаткам. Позвольте себе, как Бриджит, совершать глупости и быть слегка смешной, ведь, чем больше мы боимся сделать что-то не так и выставить себя на посмешище, чем больше мы себя контролируем, тем неестественнее выглядим и тем несуразнее себя ведем.

    Черное и белое

    Съев лишнее пирожное, вы называете себя толстой коровой, а допустив ошибку в отчете, — бестолочью. Вы не прощаете себе малейших неудач, поэтому редко бываете по-настоящему довольны собой. Но мелкие оплошности мы совершаем по десять раз на дню, и нельзя допускать, чтобы они влияли на самооценку. Не умея любить себя вне зависимости от своих успехов и достижений, вы легко обесцениваете то, чего еще совсем недавно упорно добивались. Так, получив от работодателя отказ, вы начинаете сомневаться в своих профессиональных качествах и забываете о том, что он выбрал именно ваше резюме среди десятков других.

    Нежно любя свои недостатки, относясь к ним, как к ярким чертам индивидуальности, вы сможете избавиться от постоянных перепадов настроения.

    Не забывайте также о том, что женщина, стремящаяся найти безупречного мужа, идеальную работу и совершенных подруг, скорее останется безработной и одинокой, чем “хорошистка” или "троечница”.

    Три волшебные фразы, которые нужно говорить себе каждый день

    Если вы обнаружили в себе тревожные симптомы комплекса отличницы и твердо намерены от них избавиться, для начала используйте несколько ключевых фраз и постулатов. Повторяйте их ежедневно.

    1. Для своих детей я — лучшая мать, хотя бы потому, что решилась их родить. То, что я не играю с ними, не говорит о том, что я их не люблю. Только мне решать, как их воспитывать. Мнение других о том, что я все делаю не так, ошибочно.

    2. Для мужа я — идеальная жена, раз он предложил именно мне выйти за него замуж. Все мои недостатки уравновешивают его слабости. Вместе мы — семья, поэтому спокойно переживем и радость, и горе.

    3. Отсутствие порядка в доме — не повод для трагедии. В любом жилье можно найти, что улучшить, но это не значит, что следует уделять домашней работе все свое свободное время.