Диалог планы на будущее


О роли артикуляционной базы в обучении произношению

Артикуляция - готовность органов речи для произнесения звуков. Первоочередной задачей данного курса является правильная настройка речевого аппарата, его готовность для произнесения немецких звуков. Чтобы правильно настроить речевой аппарат, надо знать характерные особенности немецкой артикуляционной базы:

1) легкое округление и открытое положение губ, которые слегка отде­лены от зубов;

2) небольшое расстояние между верхними и нижними зубами (расстоя­ние мизинца);

3) контактное положение кончика языка с нижними зубами;

4) передняя спинка языка слегка изогнута и поднята к мягкому небу.
Положение готовности органов речи сходно с тем положением, кото­рое принимают органы жевания, когда ко рту подносят ложку с исключи­тельно вкусной едой.

Усвоение немецкой артикуляционной базы существенно содействует выработке специфического качества звучания немецких гласных (т.е. правильного сохранения их долготы и краткости).

Органы речи

Разнообразные звуки человеческой речи производятся работой орга­нов речи. Органы речи делятся на активные или подвижные и пассивные или неподвижные.

К активным органам речи относятся:

1) губы. Они могут вытягиваться вперед, округляться и растягиваться;

2) нижняя челюсть. Она может опускаться и подниматься;

3) язык. Он может продвигаться вперед и назад, вместе с нижней челю­стью подниматься и опускаться. В большей или меньшей степени в образовании отдельных звуков участвуют следующие части языка: передняя спинка с кончиком, средняя спинка и задняя спинка;

4) мягкое небо и маленький язычок. Мягкое небо может подниматься и опускаться. Мягкое небо оканчивается подвижным отростком, кото­рый называется маленьким язычком;

5) задняя стенка зева;

Пассивные органы речи:

1) зубы - верхние и нижние,

2) альвеолы;

3) твердое небо.

Кроме того, в образовании звуков участвует полость рта, полость но­са, зев и гортань.

Буквы и звуки немецкого языка

буква звук орфография транскрипция
a a: a Tafel Takt ʹta:fəl takt
ai ae Mai mae
au ao Auge ʹʼaogə
ay ae Bayern ʹbaeəʳn
ä ɛ: ɛ Bär März bɛ:r mɛrʦ
äu Läufer ʹl fəʳ
b b p Baum Sieb baom zi:p
c ts k ʧ Celsius Couch Cello ʹʦɛlziʋs kaoʧ ʹʧɛloˑ
ch ç x k ʃ ʧ ich Milch Mädchen Chemie suchen Charakter Fuchs Chance Champion ʼiç milç ʹmɛ:tçən çeˑʹmi: ʹzu:xən kaˑʹraktəʳ fʋks ʹʃӑ:sə ʹʧɛmpiən
ck k Ecke ʹʼɛkə
d d t Decke Bad ʹdɛkə ba:t
dt t Schmidt ʃmit
e e: ɛ lesen Heft bekommen ʹle:zən hɛft bəʹkɔmən
ei ae eins ʼaens
eu ɔø ø neu Ingenieur nɔø ʼ inʒeˑʹnø:ʳ
ey ae Meyer ʹmaeəʳ
f f fünf fʏnf
g g k ç ʒ Gans Tag vierzig Garage gans ta:k ʹfirʦiç gaˑʹra:ʒə
gn nj Kognak ʹkɔnjak
h h - Hase sehr ʹha:zə ze:ʳ
i i: Igel Kind Familie ʹʼi:gəl kint faˑʹmi:liə
ie i: hier hi:ʳ
j j ʒ Jahr Journal ja:r ʒʋrʹna:l
k k Katze ʹkaʦə
l l Lilie ʹli:liə
m m kommen ʹkɔmən
n n nennen Bank Kongo ʹnɛnən ba k ʹkɔ goˑ
ng Finger ʹfi əʳ
o o: o Ofen offen ʹʼo:fən ʹʼɔfən
oi oa Toilette toaʹlɛtə
ou u: ʋ Tourist Tournee tuˑʹrist tʋrʹne:
ö ø lösen Töchter ʹlø:zən ʹt çtəʳ
ow o: Treptow ʹtrɛptoˑ
p p Pappe ʹpapə
ph f Physik fyˑʹzi:k
qu kv Quadrat kvaˑʹdra:t
r r rühren ʹry:rən
s s z ʃ Last Wasser Sonne Speise Stein last ʹvasəʳ ʹzɔnə ʹʃpaezə ʃtaen
ß s Straße ʹʃtra:sə
t t ʦ Tinte Patient Funktion ʹtintə paˑʹʦiɛnt fʋ kʹʦio:n
th t Theater teˑʹʼa:təʳ
tz ʦ sitzen ʹziʦən
u u: ʋ Fuß Kuss fu:s kʋs
ü y: ʏ süß fünf zy:s fʏnf
v f v Vater Klavier ʹfa:təʳ klaˑʹvi:ʳ
w v Wetter ʹvɛtəʳ
x ks Axt ʼakst
y y: ʏ Analyse Nymphe ʼaˑnaˑʹly:zə ʹnʏmfə
z ʦ Zahl ʦa:l

Система немецких гласных

1. Гласные звуки в немецком языке различаются по долготе и крат­кости, которые сигнализируют различное значение слов: die Stadt – der Staat.

Гласные под ударением произносятся долго в следующих случаях:

а) в открытом слоге: so , wo , sagen ["zа:gən];

б) в позиционно-закрытом слоге перед одним согласным в том случае, если при изменении слова гласный окажется в открытом слоге и останет­ся под ударением: Tag - Tage ["tagə], Weg - Wege .

В безударном положении в открытом слоге гласный полудолгий: Univer­sität ["u·ni·verzi·te:t].

в) при удвоении гласной буквы: das Boot - die Boote ["bo:tə], das Beet - die Beete ["be:tə];

г) перед буквой h: Ahn ["a:n], ihn ["i:n];

д) долгое обозначается на письме также ie: sieben , bieten .

Гласные произносятся обычно кратко в следующих случаях:

а) перед двумя (или более) согласными: arbeiten [′’arbaetən], wissen [′visən], Tante ["tantə], Tasse [′tasə];

б) перед одним согласным в односложном неизменяемом слове: an, in, das;

в) в префиксах er-, ver-, zer-: verstehen, erzählen, zerschlagen.

2. Долгие гласные немецкого языка произносятся с большим напря­жением органов речи, чем краткие гласные; при этом подъем языка к не­бу выше и раствор рта меньше. Отсюда название «закрытые гласные». Все долгие гласные немецкого языка закрытые, кроме [е:].

Краткие гласные произносятся менее напряженно, подъем языка меньше, а раствор рта больше, чем при артикуляции долгих гласных. По­этому краткие гласные называются открытыми.

3. Немецкие гласные характеризуются неизменной (стабильной) ар­тикуляционной установкой органов речи от начала до конца произнесе­ния.

4. Немецкий гласный в начале слога или слова не сливается с преды­дущим гласным, а начинается с твердого (нового) приступа. Эта особен­ность произнесения начальных гласных в простых, производных и слож­ных словах заключается в том, что плотно сомкнутые голосовые связки быстро с шумом раскрываются струей выдыхаемого воздуха. Возникаю­щий при этом глухой гортанный шум называется «Knacklaut», то есть, «звук треска», предшествует колебаниям голосовых связок, дающим го­лос.

5. Характерной особенностью немецкого языка является наличие в неударном положении чрезвычайно краткого, неясного по тембру гласного; этот гласный является редуцированным и обозна­чается в транскрипции [ə]. Он произносится в безударном положении: в ряде безударных суффиксов, в префиксах be-, ge- и во всех исходах слов: bekommen , gefallen , gehen ["ge:ən].

Введение

1 Звуки в потоке речи

2 Система немецких согласных

3 Артикуляция немецких согласных

3.1 Щелевые согласные

3.2 Смычновзрывные согласные

3.3 Смычнощелевые согласные

3.4 Смычнопроходные согласные

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому Фонетика связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой. Как и языкознание вообще, фонетика связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека.

В отличие от нелингвистических дисциплин, фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка.

В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Различают общую и частную фонетику, или фонетика отдельных языков. Общая фонетика изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), а также анализирует акустические характеристики звуковых единиц, например наличие или отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и согласных), которые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках. Общая Фонетика изучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация или ассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частности ударение. Она изучает средства, которые используются для интонации; высоту основного тона голоса, силу (интенсивность), длительность отдельных частей предложения, паузы.

В частной фонетике все указанные проблемы рассматриваются применительно к данному языку и сквозь призму функций, которые то или иное фонетическое явление или единица выполняют. Частная фонетика может быть описательной, или синхронной, и исторической, или диахронической, изучающей эволюцию звукового строя языка. Фонетические и фонологические аспекты представляют в частной фонетике единое целое, т.к. все звуковые единицы выделяются опосредованно через смысловые единицы, существующие в языке.

В фонетике широко применяются экспериментальные методы; поскольку при этом используются специальные приборы, эти методы называются также инструментальными. К ним относятся: палатография, при помощи которой устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании, рентгенография, позволяющая видеть положение органов речи и их движение (при кинорентгене), осциллография, позволяющая анализировать длительность, высоту и интенсивность звука, и спектрография, дающая общую акустическую картину звука. В Фонетика применяется метод изучения восприятия тех или иных звуковых явлений носителями языка, что особенно важно для фонологического истолкования этих явлений.

Фонетика имеет прикладное значение для рационализации письма (графики и орфографии), обучения правильному произношению, особенно на неродном языке, для исправления недостатков речи (логопедия и сурдопедагогика). Данные фонетика используются для повышения эффективности средств связи.

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к 17 в.; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы Х.П. Бонета, Дж. Уиллиса, И.К. Аммана). В конце 18 в. русским учёным Х. Краценштейном было положено начало акустической теории гласных, которая была развита в сер. 19 в. Г. Гельмгольцем. К середине 19 в. исследования анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. Брюкке. В работе нем. учёного Э. Зиверса «Grundzüge der Lautphysiologie», 1876 (2 изд. – «Grundzüge der Phonetik», 1881) впервые рассматривалось учение о звуках речи с лингвистической точки зрения. Важную роль в развитии Фонетика сыграли книги Г. Суита, Й. Есперсена, М. Граммона и др.

В России большую роль в развитии общей фонетики сыграли труды И.А. Бодуэна де Куртенэ, а также его учеников В.А. Богородицкого и Л.В. Щербы. Большое значение имели работы А.И. Томсона («Общее языковедение», 1906). В сов. языкознании разрабатываются проблемы общей и практической фонетики (работы Р.И. Аванесова, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич, А.А. Реформатского и др).


1. Звуки в потоке речи

Говоря о звуковых средства языка, в частности о звуках, обычно имеют в виду не только самые звуки, но и способы их образования, т.е. не только акустическую, но и артикуляционную сторону.

Никто не станет отрицать того, что звуковая сторона является неотъемлемым свойством всех существующих живых языков. Тем не менее, некоторые языковеды считают ее несущественным свойством языка. Они полагают, что язык мог бы существовать в какой-либо другой форме, и опираются при этом на взгляды Ф. де Соссюра, который, соглашаясь с американским лингвистом Уитнеем, писал: «...язык - условность, и природа условного знака безразлична. Вопрос о голосовом аппарате, следовательно, вопрос второстепенный в проблеме языка». Лингвисты, придерживающиеся такой точки зрения, по существу, не видят различия между языком как знаковой системой и другими знаковыми системами, как, скажем, системой дорожных знаков, азбукой Морзе и т.п. Для общей теории знаков, семиотики, материальная природа плана выражения знака, действительно, никакого значения не имеет. Однако для понимания каждой конкретной системы важно не столько то, что объединяет ее с другими системами, сколько то, что отличает ее от них, что характеризует именно ее. В таком случае для языка существенным и необходимым признаком будет звуковая природа его плана выражения. Можно сказать, что человеческий организм не располагает ничем другим, что могло бы идти в сравнение с его способностью к звукообразованию.

Часто, рассуждая о возможной замене звука другим видом материи, говорят о цвете. Само собой, очевидно, что «цветовой язык» совершенно нереален, так как производить цвета человеческий организм не может. Реально общение возможно только через осязание, через жест и зрение, через звук и слух. В первом случае требуется непосредственная близость общающихся индивидуумов, причем число собеседников практически сводится к двум. Жест и зрение как средство общения не имеет указанных недостатков; поэтому языки жестов и существуют, например, в некоторых индейских племенах. Однако и язык жестов по своей природе имеет ограниченные возможности, так как собеседники обязательно должны видеть друг друга; таким языком невозможно пользоваться при разговоре в темноте или по телефону. Неудивительно поэтому, что он крайне редко встречается среди людей, обладающих нормальным слухом. Только для глухонемых он приобретает первостепенное значение.

Наиболее совершенным из доступных человеку средств коммуникации, свободным от указанных недостатков, является акустический сигнал, который использовался животными еще до появления на земле человека. Звуковой язык, следовательно, был предопределен природой человека. Не случайно нет на земле такого человеческого коллектива, который обладал бы не звуковым языком; мы можем сказать, что звуковая природа плана выражения языка является его неотъемлемым признаком.

Язык - это средство общения между людьми, средство передачи мысли от одного человека к другому. По своему устройству язык, как уже говорилось, это система знаков, характеризующихся планом содержания и планом выражения. В первом воплощена передаваемая мысль, эмоция и т.п., а второй служит формой ее существования. Звуковая сторона целиком относится к плану выражения; она необходима для того, чтобы сообщение было передано одним человеком и воспринято другими.

Говоря словами Вандриеса, «языковеды различают в языке три элемента: звуки, грамматику и словарь». Такое представление, давно существующее в лингвистике, кроется и в современном учении о трех «уровнях» или «ярусах» языка - фонетическом, грамматическом и лексическом. Если и признать иерархичность в этой системе уровней, то надо при этом иметь в виду, что она скрывает противопоставленность звуковой стороны, как материальной, грамматическому строю и лексике, как идеальной стороне языка.

Как форма и содержание, план выражения и план содержания составляют неразрывное единство. Язык ничто, если он не содержит мысли, но его и нет до тех нор, пока он не воплощен в материальную форму, Вместе с тем звуковая сторона языка в известном смысле обособляется от содержательной стороны языка. Диалектический материализм, подчеркивая примат содержания, признает за формой силу, которая может оказывать на него известное влияние.

Обособлению звуковой стороны способствует то обстоятельство, что тот или иной звук речи (точнее говоря - фонема) не ограничен в своем употреблении только каким-нибудь одним словом. Фонемы, имеющиеся в данном слове, встречаются и во множестве других слов. Десятки тысяч слов, образующих словарный состав данного языка, представляют собой в звуковом отношении всевозможные комбинации всего только нескольких десятков фонем. Благодаря этому они абстрагируются, отвлекаются от конкретных слов, в которых они встречаются.