Лев толстой про любовь. Самые мудрые цитаты льва толстого, которые стоит знать всем



Лев Николаевич Толстой - родился 28 августа 1828 года, Ясная Поляна, Тульская губерния. Один из самых значительных русских писателей и мыслителей. Просветитель, публицист, в конце жизни основатель нового религиозно-нравственного учения - толстовства. Автор произведений - «Декабристы», «Война и мир», «Анна Каренина», «Два гусара», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната» и др. Умер 7 ноября 1910 года, станция Астапово, Тамбовская губерния.

Афоризмы, цитаты, высказывания Толстой Лев Николаевич

  • В искусстве все чуть-чуть.
  • Знание - орудие, а не цель.
  • Живут лишь те, кто творит добро.
  • Величайшие истины - самые простые.
  • Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
  • Счастье есть удовольствие без раскаяния.
  • Разумное и нравственное всегда совпадают.
  • Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.
  • Кто научился размышлять, тому трудно веровать.
  • Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.
  • Жизнь должна и может быть неперестающей радостью.
  • Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.
  • Знание без нравственной основы - ничего не значит.
  • Цель обеда есть питание и цель супружества - семья.
  • У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.
  • Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.
  • Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
  • Работа только тогда радостна, когда она несомненно нужна.
  • Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.
  • Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.
  • Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.
  • Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.
  • Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить!
  • Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира.
  • Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
  • Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.
  • В человеке вложена потребность счастья; стало быть, она законна.
  • Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого.
  • Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь.
  • Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей.
  • Афоризмы - едва не лучшая форма для изложения философских суждений.
  • Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.
  • Общественный прогресс истинный - в большем и большем единении людей.
  • Всякая клевета получает только больше значения от возражения на нее.
  • Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
  • Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.
  • Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
  • Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.
  • Последствиями войны всегда будут всеобщее бедствие и всеобщее развращение.
  • Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви.
  • Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
  • Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении.
  • Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.
  • Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.
  • Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.
  • Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.
  • Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.
  • Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы.
  • Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых они сами не стоят.
  • Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы ее.
  • Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.
  • Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.
  • Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина.
  • Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том. что не промолчал.
  • Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
  • Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.
  • Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь.
  • Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.
  • Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
  • Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание.
  • Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе.
  • Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.
  • Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви.
  • У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье.
  • Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
  • Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.
  • Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.
  • Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.
  • Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой.
  • Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.
  • Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.
  • Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние.
  • Люди различаются тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
  • Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть.
  • Как ни неприятнее для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.
  • Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже.
  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.
  • Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя.
  • Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное.
  • Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
  • Ошибки и недосмотры ясно сознающего человека могут быть более полезны, чем полуправды людей, предпочитающих оставаться в неопределенности
  • Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».
  • Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна - благо всех людей.
  • Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.
  • Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача - внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.
  • Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое.
  • Тщеславие, забота о славе людской - это последнее снимаемое платье. Трудно его снять, а тяготит оно ужасно, потому что более всего мешает свободе души.
  • Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват, и обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.
  • Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
  • Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освешает для него все явления жизни.
  • Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.
  • Я всегда старался не раздражаться и уступать в ссоре, чем и достигал умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело улаживалось само собой. Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена вначале.
  • Что же делать? Отбросить все те усовершенствования жизни, все то могущество, которое приобрело человечество? Забыть то, что оно узнало? Невозможно. Как ни зловредно употребляются эти умственные приобретения, они все-таки приобретения, и люди не могут забыть их.
  • Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.
  • Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире.
  • Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой.
  • Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, - это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это - сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.
  • Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни.
  • Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными.
  • Не таков ли обычный ход прогресса, что делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы.
  • Если разум не указывает тебе твоего места в мире и твоего назначения, то знай, что виновато в этом не дурное устройство мира, не твой разум, а ложное направление, которое ты дал ему.
  • Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, то есть жениться не по чувственной любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью.
  • Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение многих людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу.

Самые яркие высказывания и цитаты Льва Толстого, которые откроют его вам с новой стороны

Владимир Набоков использовал в своих лекциях интересный приём - он закрывал все шторы в помещении, создавая полную темноту. Когда в зале звучала фраза: «На небосклоне русской литературы вот это Гоголь», - в конце помещения вспыхивала лампа. «Вот это Чехов», - на потолке зажигалась звезда. «Это Достоевский», - переключал выключателем Набоков. «А вот это Толстой!» - Набоков открывал шторы, и помещение заливал яркий солнечный свет.

Лев Толстой отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян. Он был ярым противником власти и был первым, кто отказался от авторского права, а за отклонение религиозных авторитетов отлучен от церкви.

Мы собрали 25 самых ярких цитат Льва Толстого:

Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.

Все приходит к тому, кто умеет ждать.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.

Мы только оттого мучаемся прошедшим и портим себе будущее, что мало заняты настоящим. Прошедшее было, будущего нет, есть только одно настоящее.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Ты осудил, а он уже другой.

У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть.

Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает.

Сильные люди всегда просты.

Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек требует всего от других.

Величайшие истины - самые простые.

Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой.

Одно из самых удивительных заблуждений - что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.

Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся.

Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас - просто расти в любви.

Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.

Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же.

Счастье охотнее заходит в дом, где всегда царит хорошее настроение.

Лев Николаевич Толстой - один из наиболее известных русских писателей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности. Ещё при жизни признан патриархом русской литературы, чьё творчество ознаменовало новый этап в развитии мирового реализма, став мостом между традициями классического романа XIX века и литературой XX века. Толстой оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма. Его произведения многократно экранизировались и ставились на сценах всего мира.

То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни.

Несказанное слово - золотое.

Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования - работать над мыслями.

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и неправильный.

Счастье - это удовольствие без раскаяния.

Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.

Я вот уже почти год не ем мяса и чувствую себя отлично. Думать, что мясо необходимо, - вздор. Это всего лишь мнение науки, а та всегда рада ухватиться за всякую нелепость. Полмира не ест мяса - и живет прекрасно.

Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Сильные люди всегда просты.

Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека - зеркало его самого. Всё фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота, чёрствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств.

Главное правило — придумывай себе как можно больше занятий.

Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей, Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград, ни стыда, ни справедливости, ни даже страха.

Чем больше человек проявляет любви, тем больше люди любят его. А чем больше его любят, тем легче ему любить других.

Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства - сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, - и, переступая через себя, ожесточает свое сердце. Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?

Единственное условие, от которого зависит успех, есть терпение.

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.

Счастье охотнее заходит в дом, где всегда царит хорошее настроение.

Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Власть не портит человека, человека портит страх потерять власть.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.

Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков — лицемерие родителей, и теряют к ним уважение…

То, что мы говорим, ничто, по сравнению с тем, что мы чувствуем.

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самого себя.

Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.

Слишком много или слишком мало знать друг друга одинаково мешает сближению.

Мы только оттого мучаемся прошедшим и портим себе будущее, что мало заняты настоящим. Прошедшее было, будущего нет, есть только одно настоящее.

Вы считаете, что война необходима? Прекрасно. Кто проповедует войну - в особый, передовой легион и на штурм, в атаку, впереди всех.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «все так делают»

Свойство любви именно в том, что она дает благо тому, кто ее испытывает.

Доброта для души то же, что здоровье для тела, но часто наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.

Отчего азартная игра запрещена, а женщины в вызывающих нарядах не запрещены? Они опаснее в тысячу раз!

Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.

Лицемерие людей, не могущих убивать животных, но не отказывающихся от употребления их в пищу, - велико и непростительно.

Поступайте так, как будто вы один в этом мире, и люди никогда не узнают о вашем поступке.

Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.

Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.

Чем красивее женщина, тем она должна быть умнее. Ибо только своим умом она может противостоять тому вреду, который приносит ей красота.

Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи. Не стыдно и не вредно не знать… а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.

Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.

Это самое ужасное рассуждение: если я не могу всего - значит, я ничего не буду делать.

Тройной рецепт против горя и обиды: 1) Подумать о том, как это будет неважно через 10, 20 лет, как теперь стало неважно то, что мучало 10, 20 лет тому назад; 2) Вспомнить, что сам делал, такие дела, которые не лучше тех, которые тебя огорчают. 3) Подумать о том, в сто раз худшем, что могло бы быть. Можно прибавить к этому еще то, чтобы вдуматься в положение, в душу огорчающего тебя человека, понять, что он не может поступать иначе.

Многие помнят Толстого почтенным старцем, но не будем забывать, что и он был молод. Лев Толстой очень любил женщин. Естественная для любого мужчины страсть оказалась для «зеркала русской революции» непосильным бременем, с которым он всю жизнь боролся…

Жажда семейной жизни и чувственное влечение к женщине - вот два основных настроения, держащих в своей власти молодого Толстого. ...Первой ступенью к раскрытию этой новой стороны жизни было для Толстого его изменившееся отношение к горничной:

«Одно сильное чувство, похожее на любовь, я испытал, только когда мне было 13 или 14 лет, но мне не хочется верить, чтобы это была любовь; потому что предмет была толстая горничная (правда, очень хорошенькое личико), притом же от 13 до 15 лет - время самое безалаберное для мальчика (отрочество), - не знаешь, на что кинуться, и сладострастие в эту эпоху действует с необыкновенною силою».


Свой дневник Л. Н. Толстой вёл с юных лет до конца жизни.

Когда Толстой писал «Воскресение», ...Софья Андреевна резко напала на него за главу, в которой он описывал обольщение Катюши.

Ты уже старик, - говорила она, - как тебе не стыдно писать такие гадости.

Когда она ушла, он, обращаясь к бывшей при этом М. А. Шмидт, едва сдерживая рыдания, подступившие ему к горлу, сказал:

Вот она нападает на меня, а когда меня братья в первый раз привели в публичный дом и я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал!

Женщин не иметь!

Перед отъездом из Казани перед 19-летним юношей уже встает вопрос об изменении направления всей его жизни.

Он заболевает (быть может, беспорядочная жизнь была причиной этой болезни), поступает в клинику и здесь делает первую запись в дневнике:

«Вот уже шесть дней, как я поступил в клинику, и вот шесть дней, как я почти доволен собой... Главная же польза состоит в том, что я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь... есть не что иное, как следствие раннего разврата души».

В таком настроении он... уезжает в Ясную Поляну... вырабатывает «правило»:

«Смотри на общество женщин как на необходимую неприятность жизни общественной и, сколько можно, удаляйся от них».

Вся жизнь молодого Толстого проходит в выработке строгих правил поведения, в стихийном уклонении от них и упорной борьбе с личными недостатками.

«Вчерашний день прошел довольно хорошо, исполнил почти все; недоволен одним только: не могу преодолеть сладострастия, тем более, что страсть эта слилась у меня с привычкою».

«Каждый день моцион. Сообразно закону религии, женщин не иметь».

...«Приходила за паспортом Марья... Поэтому отмечу сладострастие». «После обеда и весь вечер шлялся и имел сладострастные вожделения». «Мучает меня сладострастие, не столько сладострастие, сколько сила привычки».

О любви

В Казани Толстой был увлечен Зинаидой Модестовной Молоствовой, воспитанницей Родионовского института благородных девиц. Ей было 21 - 22 года, и она была почти невестой другого человека. Несмотря на это, она все мазурки танцевала со Львом Николаевичем и явно интересовалась им.

Дело в том, что семья Толстых хорошо знала госпожу Загоскину, начальницу этого института. Кроме того, с Зинаидой вместе училась сестра Толстого - Мария, и была ее подругой. Поэтому Зинаида не раз бывала у Юшковых, родственников Толстых, и там познакомилась с Львом Толстым.

Современники говорили о ней: «Она была не из самых красивых, но отличалась миловидностью и грацией. Она была умна и остроумна. Ее наблюдения над людьми всегда были проникнуты юмором, и в то же время она была добра, деликатна по природе и всегда мечтательно настроена».

В возрасте 23 лет Толстой отправляется на Кавказ с братом Николаем и по пути живет в Казани неделю. Тогда он в последний раз встречается с Зинаидой. Об этом пишет своей сестре:

«Госпожа Загоскина устраивала каждый день катания в лодке. То в Зилантьево, то в Швейцарию и т.д., где я имел часто случай встречать Зинаиду… так опьянен Зинаидой».

Позже он упоминает это и в дневнике:

«Я жил в Казани неделю. Ежели бы у меня спросили, зачем я жил в Казани, что мне было приятно? Отчего я был так счастлив? Я не сказал бы, что это потому, что я влюблен. Я не знал этого. Мне кажется, что это - то незнание и есть главная черта любви, составляет всю прелесть ее<…>. Помнишь Архиерейский Сад, Зинаида, боковую дорожку? На языке у меня висело признание, и у тебя тоже… Мое дело было начать, но, знаешь, отчего, мне кажется, я ничего не сказал? - Я был так счастлив, что мне нечего было желать».

«...Я ни слова не сказал ей о любви, но я так уверен, что она знает мои чувства...»

Этим дневниковым записям соответствуют строки из рассказа «После бала»:

Иван Васильевич, который, будучи уже великовозрастным, вспоминает, «что без вина был пьян любовью» к Вареньке Б. и так же, как сам Толстой, не признался ей в своих чувствах.

«Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее».

Самыми отрадными воспоминаниями для Толстого была память о Казанском периоде. Но Толстой так и не решился открыться Зинаиде. Кавказ оставил в Толстом самые дорогие воспоминания... Однако... ...продолжается...все та же борьба человека с низшими страстями...

Николай и Лев Толстые. Фотография 1850-х гг

В Петербурге в 1855 году Лев Николаевич встречается с Александрой Алексеевной Дьяковой, сестрой своего друга. Еще в юности он был увлечен ею... Уже три года, как Александра Алексеевна замужем за А. В. Оболенским, но при встрече чувство вновь захватывает Толстого.

«...Я не ожидал ее видеть, поэтому чувство, которое она возбудила во мне, было ужасно сильно...

Потом она нечаянно проводила меня до дверей. Положительно, со времен Сонечки (Софья Павловна Колошина. Детская любовь Л. Н. Толстого) у меня не было такого сильного чувства».

Толстой не забыл Оболенскую. И позднее новые встречи опять волновали его. 6 ноября 1857 года Толстой отметил в дневнике:

«А. прелесть. Положительно женщина, более всех других прельщающая меня. Говорил с ней о женитьбе. Зачем я не сказал ей все». «А. держит меня на ниточке, и я благодарен ей за то. Однако по вечерам я страстно влюблен в нее и возвращаюсь домой полон чем-то, счастьем или грустью, - не знаю».

Попытка брака

28 мая 1856 года Лев Николаевич выезжает в Ясную Поляну. В деревне он возобновляет знакомство с семьей Арсеньевых... Лев Николаевич ставит перед собой неотложную задачу - женитьбу - и объектом выбирает Валерию Арсеньеву.

Старшая дочь дворянина Арсеньева, двадцатилетняя Валерия, показалась ему тем самым долгожданным идеалом. Его встреча с Валерией Арсеньевой случилась ровно через месяц после того, как он впервые увидел свою будущую жену Соню Берс...

10 августа. Мы с В. говорили о женитьбе, она не глупа и необыкновенно добра».

В течение месяцев, когда Толстой почти ежедневно виделся с Арсеньевой... он записывал: «Ездил со сладострастными целями верхом, - безуспешно». «Наткнулся на хорошенькую бабу и сконфузился».

Валерия с удовольствием кокетничала с молодым графом, мечтала выйти за него замуж, но уж очень разное у них было представление о семейном счастье. Толстой мечтал, как Валерия в простом поплиновом платье будет обходить избы и подавать помощь мужикам. Валерия мечтала, как в платье с дорогими кружевами она будет разъезжать в собственной коляске по Невскому проспекту. Когда различие это разъяснилось, Лев Николаевич понял, что Валерия Арсеньева - отнюдь не тот идеал, который он искал, и написал ей почти оскорбительное письмо, в котором заявил:

«Мне кажется, я не рожден для семейной жизни, хотя люблю ее больше всего на свете».

Целый год Толстой переживал разрыв с Валерией, на следующее лето поехал снова ее увидеть, не испытав никаких чувств: ни любви, ни страдания. В дневнике он записал:

«Боже мой, как я стар!.. Ничего не желаю, а готов тянуть, сколько могу, нерадостную лямку жизни...» Соне Берс, его суженой, в тот год исполнилось двенадцать лет.

После неудачной попытки жениться Толстой отдается светским увлечениям. «Тютчева, Свербеева, Щербатова, Чичерина, Олсуфьева, Ребиндер - я во всех был влюблен», - записывает Лев Николаевич... К этому списку следует прибавить... и сестер Львовых.

С княгиней Екатериной Львовой Толстой знакомится в Дрездене. «Она мне очень нравится, - записывает он в дневнике, - и, кажется, я дурак, что не попробую жениться на ней»... «Был у Львовых, и как вспомню этот визит - вою. Я решился было, что это последняя попытка женитьбы, но и то ребячество».

Через несколько месяцев он делится своими переживаниями с А. А. Толстой:

"Я был в наиудобнейшем настроении духа для того, чтобы влюбиться... Катерина Львова красивая, умная, честная и милая натура; я изо всех сил желал влюбиться, виделся с нею много и никакого!.. Что это, ради Бога? Что я за урод такой? Видно, у меня недостает чего-то…”

Молодой граф был серьезно увлечен княжной Екатериной Трубецкой.

В дневнике мы встречаем еще новые имена, например, имя княжны Екатерины Трубецкой... ...На Екатерине Федоровне Тютчевой (дочери поэта) внимание Толстого задерживается на несколько месяцев.

8 января. Нет, не вздор. Потихоньку, но захватывает меня серьезно и всего...

26 января. Шел с готовой любовью к Тютчевой. Холодна, мелка, аристократична. Вздор!»

Еще через полгода он пишет А. А. Толстой:

«К. Тютчева была бы хорошая, ежели бы не скверная пыль и какая-то сухость и неаппетитность в уме и чувстве... Иногда я езжу к ним и примериваю свое 30-летнее спокойствие к тому самому, что тревожило меня прежде, и радуюсь своим успехам»

Екатерина Федоровна Тютчева

Высокомерие и аристократизм Екатерины Тютчевой, дочери поэта, удержали Льва Николаевича от предложения руки …

В Кларане записывает:

"Поехал верхом. Духи сена, круглые фруктовые деревья; на деревьях женщины и мужчины рвут вишни и поют по-тирольски, небо все необстоятельное, лазурь разлита повсюду. Зугское озеро сине. Дома любовался хозяйской дочерью, даже было что-то легкое, сладкое воспоминание о ней, когда я вернулся в комнату. У нее милая физиономия и улыбка, и она умна, даже рефлектерка немножко" (Дневник. 10 июля 1857 г).

Через день: - "Пошел пешком, кретины. Милый народ, шутливо кретинически добродушный. Старушка с зонтиком. Девочки. Две девочки из Штанца заигрывали, и у одной чудные глаза. Я дурно подумал и тотчас же был наказан застенчивостью. Славная церковь с органом, полная хорошеньких. Пропасть общительных и полухорошеньких... “.

Через несколько месяцев по возвращении из-за границы, в период своих светских увлечений, Толстой вступает в связь с замужней крестьянкой Аксиньей. Связь эта продолжается долго и оставляет в Толстом большой след. Через многие годы она находит отражение в "Дьяволе" - в одном из самых страстных художественных произведений Льва Николаевича. Отдельные записи дневника дают представление о характере этой связи.

"Чудный Троицын день. Вянущая черемуха в корявых рабочих руках; захлебывающийся голос Василия Давыдкина. Видел мельком Аксинью. Очень хороша. Все эти дни ждал тщетно. Нынче в большом старом лесу. Сноха. Я дурак, скотина. Красный загар, глаза... Я влюблен, как никогда в жизни. Нет другой мысли. Мучаюсь. Завтра все силы"

Она была невозможно далека от его высокодуховного идеала, и чувство свое к ней - серьезное, тяжелое - Толстой считал нечистым. Связь их продолжалась три года. Аксинья была замужем, муж ее промышлял извозом и дома бывал редко. Необыкновенно хорошенькая собой, соблазнительная, хитрая и лукавая, Аксинья кружила мужчинам головы, с легкостью их завлекала и обманывала. «Идиллия», «Тихон и Маланья», «Дьявол» - все эти произведения написаны Толстым под впечатлением от чувств к Аксинье.

Через год после этого:.- "Об А. вспоминаю только с отвращением, о плечах"

"Ее не видал. Но вчера... (Многоточие в подлиннике) мне даже страшно становится, как она мне близка" (Дневник. 25 мая 1860 г). - "Ее нигде нет - искал. Уже не чувство оленя, а мужа к жене. Странно, стараюсь возобновить бывшее чувство пресы-щенья и не могу. Равнодушие трудовое, непреодолимое - больше всего возбуждает это чувство"

Последняя запись очень интересна. Она указывает на большую перемену, происшедшую в настроениях Толстого. Прежде желание распространялось на многих женщин, которых случайно встречал он, и, несмотря на упорную мысль о близком, полном духовного смысла браке, несмотря на возвышенный идеал будущей жены, оно доходило иногда до физической боли.

Теперь же обычная безответственная связь помещика с крестьянкой постепенно достигает такой силы, что начинает поглощать все внимание, сосредоточивать всю силу страсти на одном объекте, не вызывая прежнего негодования и протеста совести.

Аксинья забеременела примерно тогда, когда Лев Николаевич сватался к Соне Берс. Новый идеал уже вошел в его жизнь, но разорвать отношения с Аксиньей он был не в силах.

Бежать поздно

В августе 1862 года все дети семьи Берс поехали навестить деда в его имение Ивицы и по дороге остановились в Ясной Поляне. И вот тогда 34-летний граф Толстой вдруг увидел в 18-летней Соне не прелестного ребенка, а прелестную девушку... Девушку, которая может волновать чувства.

Соня, Таня и Лиза Берс.Конец 1850-х

Был пикник в Засеке на лужайке, когда расшалившаяся Соня взобралась на стог и пела «Ключ по камешкам течет». И были беседы в сумерках на балконе, когда Соня робела перед Львом Николаевичем, но ему удалось ее разговорить, и он с умилением ее слушал, а на прощание восторженно сказал: «Какая вы ясная, простая!»

Когда Берсы уехали в Ивицы, Лев Николаевич выдержал всего несколько дней в разлуке с Соней. Он ощущал потребность снова увидеть ее. Он поехал в Ивицы и там на балу вновь любовался Соней. Она была в барежевом платье с лиловыми бантами.

В танце она была необыкновенно грациозна, и хотя Лев Николаевич твердил себе, что Соня еще ребенок, потом эти свои чувства он описал в «Войне и мире», в эпизоде, когда князь Андрей Болконский танцует с Наташей Ростовой и влюбляется в нее.

«Он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову».

Внешне Наташа была списана с Сони Берс: худенькая, большеротая, некрасивая, но совершенно неотразимая в сиянии своей юности.

Невинную, безгрешную любовь ощутил и Нехлюдов «с первого же дня как он увидал Катюшу» (роман «Воскресенье»). Эта любовь была «духовного» человека, она была в его душе, а он радовался тому, что влюблен…

«Я боюсь себя, что, ежели и это желанье любви, а не любовь. Я стараюсь глядеть только на ее слабые стороны, и все-таки это оно», - писал Толстой в дневнике.

Когда Берсы вернулись в Москву, он поехал вслед за ними. Андрей Евстафьевич и Любовь Александровна поначалу думали, что Толстой заинтересовался их старшей дочерью, Лизой, и с радостью его принимали, надеясь, что он вскоре посватается. А Лев Николаевич мучился бесконечными сомнениями:

«Каждый день я думаю, что нельзя больше страдать и вместе быть счастливым, и каждый день я становлюсь безумнее».

Наконец он решил, что необходимо объясниться с Соней. 17 сентября Толстой приехал к ней с письмом, в котором просил Соню стать его женой, и вместе с тем умолял при малейшем сомнении ответить «нет». Соня взяла письмо и ушла в свою комнату. Толстой в маленькой гостиной находился в состоянии такого нервного напряжения, что даже не слышал, когда старшие Берсы обращались к нему.

Наконец Соня спустилась, подошла к нему и сказала: «Разумеется, да!» Только тогда Лев Николаевич официально просил ее руки у родителей.

Льву Николаевичу уже 34 года, а Софье Андреевне Берс только 18 лет. Он некрасив, «безобразен», она - «прелестна во всех отношениях». Разница в возрасте мучает его, и минутами он думает, что личное счастье ему недоступно...

После объяснения с Софьей Андреевной Лев Николаевич настаивал, чтобы свадьба была через неделю... и свадьба была назначена на 23 сентября. ...В последнюю минуту хотел он бежать, но было уже поздно.

Теперь Толстой был абсолютно счастлив: «Никогда так радостно, ясно и спокойно не представлялось мне мое будущее с женой». Но оставалось еще одно: прежде чем венчаться, он хотел, чтобы у них не оставалось никаких секретов друг от друга. У Сони и секретов не было, вся ее простая юная душа была перед ним - как на ладони. Зато у Льва Николаевича они имелись, и прежде всего - отношения с Аксиньей. Толстой дал невесте прочесть свои дневники.

В них было все: карточные долги, пьяные гулянки, цыганка, с которой ее жених намеревался жить вместе, девки, к которым ездил с друзьями, яснополянская крестьянка Аксинья, с которой проводил летние ночи, и, наконец, барышня Валерия Арсеньева, на которой три года назад чуть было не женился.

Соня была в ужасе. Об этой стороне жизни она знала только понаслышке. Но и предположить не могла, что все ЭТО мог делать любимый, уважаемый ею человек.

Прийти в себя Соне помог разговор с матерью: Любовь Александровна хотя и была шокирована выходкой будущего зятя, но постаралась объяснить Соне, что у всех мужчин в возрасте Льва Николаевича есть прошлое, просто большинство женихов не посвящают невест в эти подробности.

Соня решила, что любит Льва Николаевича достаточно сильно, чтобы простить ему все, и Аксинью в том числе. Но тут Толстой снова начал сомневаться в правильности принятого решения, и в самое утро назначенного венчания, 23 сентября, предложил Соне еще раз подумать: быть может, она все-таки не хочет этого брака?

Не может же и правда она, восемнадцатилетняя, нежная, любить его, «старого беззубого дурака»? И опять Соня рыдала. Под венец в кремлевской церкви Рождества Богородицы она шла в слезах.

Вечером того же дня молодые супруги уехали в Ясную Поляну. Толстой записал в дневнике: «Неимоверное счастье... Не может быть, чтобы это все кончилось только жизнью».

Семейная жизнь, однако же, началась далеко не безоблачно. Соня проявляла в интимных отношениях холодность и даже брезгливость, которые, впрочем, вполне понятны, - она была еще совсем юна и воспитана в традициях XIX столетия, когда матери сообщали дочерям о «брачном таинстве» перед самой свадьбой, да и то в иносказательных выражениях.

Из ее дневника:

«...Все его (мужа) прошедшее так ужасно для меня, что я, кажется, никогда не помирюсь с ним. ...Он целует меня, а я думаю: «Не в первый раз ему увлекаться». Я тоже увлекалась, но воображением, а он - женщинами, живыми, хорошенькими...»

Но Лев Николаевич сходил с ума от страсти к молодой жене, сердился на нее за то, что не получает отклика. Однажды во время брачной ночи у него даже случилась галлюцинация: графу почудилось, что в объятиях у него не Соня, а фарфоровая куколка, и даже край рубашечки отбит. Он рассказал о видении жене - Соня испугалась. Но изменить своего отношения к телесной стороне супружества не смогла.

«…У него играет большую роль физическая сторона любви. Это ужасно — у меня никакой, напротив».

Толстой, конечно, тоже почувствовал что-то неладное: «Ночь, тяжелый сон. Не она». Неудивительно, что первые ссоры произошли уже во время медового месяца. Примирение было быстрым и страстным, но идиллическая картина навсегда исчезла.

Ты знаешь, Соня, - сказал как-то Толстой, - мне кажется, муж и жена — как две половинки чистого листа бумаги. Ссоры — как надрезы. Начни этот лист сверху нарезать и… скоро две половинки разъединятся совсем…


Сестры Софья (слева) и Татьяна Берс. 1861 г

Помимо призраков прошлого, омрачавших жизнь Софьи Андреевны, ее сильно мучило чувство ревности... ко всем женщинам.

В последние годы холостой жизни Толстой имел длительную связь с яснополянской замужней крестьянкой Аксиньей и, кажется, имел от нее сына...

Из дневника: «Видел мельком Аксинью. Очень хороша. ...Я влюблен, как никогда в жизни. Нет другой мысли. Мучаюсь».

Спустя полгода: «Ее не видал. Но вчера... мне даже страшно становится, как она мне близка». «Ее нигде нет - искал. Уже не чувство оленя, а мужа к жене»...

Спустя несколько месяцев после свадьбы эта женщина вместе с другой крестьянкой была прислана в барский дом мыть полы. Софье Андреевне ее показали. Мучительная ревность поднялась в жене Льва Николаевича...

«Мне кажется, я когда-нибудь себя хвачу от ревности. Влюблен, как никогда. И просто баба, толстая, белая - ужасно. Я с таким удовольствием смотрела на кинжал, ружья. Один удар - легко. Я просто как сумасшедшая»...

Семейные отношения писателя складывались непросто. ...Толстой вышел за пределы пола, в жене хотел он видеть только человека.

Но... в глубокой старости судьба снова разбудила в нем чувства мужа к жене, отношения мужчины к женщине. ...Лев Николаевич, 70-летний старик, временами стал испытывать от присутствия жены сильное, радостное волнение.


P.S.

Побывал я как-то в Ясной Поляне. Музей оказался закрыт на санитарный день. Но одна из сотрудниц согласилась рассказать кое-что о Толстом. С её слов, он пахал и косил лишь для одиноких молодух и вдов, да и то для тех, у кого были дочери, - за первую ночь с ними! И в деревне его ненавидели за это - половина детей были на него похожи. Хоть доля истины в этом рассказе есть?

Отвечает Павел Басинский, писатель, автор книг о Л. Толстом, М. Горьком:

Подобные рассказы - абсолютный миф. Дурные легенды эти стали, к сожалению, довольно расхожими. Жизнь Льва Николаевича с тех пор, как он женился на Софье Андреевне, была вся на виду, прозрачна - его посещало множество самых разных людей.

Далеко не все посетители были его почитателями, а тем более последователями. И уж, наверное, осталось бы нечто «разоблачительное» в их мемуарах, письмах. Консервативные газеты наверняка разразились бы подобного рода обличениями, дай им писатель такой повод. Но ничего подобного нет!

До брака была у Толстого связь с яснополянской крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Многие, в том числе и Софья Андреевна, знали, что у неё был сын от Льва Николаевича. Он выбирался старостой в деревне, работал кучером у сыновей Толстого, потом спился, как это часто бывало с внебрачными детьми помещиков. Но никакой неизвестной, «теневой» личной жизни у Толстого не было.

Я как раз за то, чтобы говорить всю правду о гениях, но в данном случае никаких оснований для такой «правды» нет.

Материал компилирован на основе информации из открытых источников. В материале использованы выдержки из писем и дневников писателя, воспоминания его друзей и близких.

Материал подготовил - FOX

«Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у нас останется». Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому.

Л. Н. и С. А. Толстые в 48-ю годовщину свадьбы 25 сентября 1910 года.

Жертвы – мерила познания, самоотверженности и трудолюбия. Ученый, музыкант или художник приносит в жертву покой и благосостояние, чтобы посвятить себя без остатка любимому делу.

Когда возникают сомнения и нерешительность губительна для дела – действуй, даже в ущерб осмотрительности, первый шаг будет значить все. Он спасет тебя от бездействия. – Лев Толстой

Властвующего губит система власти, упоение властью, сама мысль о власти и превосходстве.

Познание убивает не ложь людская, а подобие истины, за которой не видна правда, истина покрыта мраком неизвестности и таинственности.

Человек изначально должен быть рабом. Вопрос в том: «Кто властвует над рабами? Страсти человеческие или духовность людская?»

Лев Толстой: Когда тебя раздражают люди, а социум тяготит, остается один путь – уединение. Хотя одиночество сродни суициду.

Шиньоны я совершенно не понимаю. Чтоб приласкать любимую дочурку, приходится гладить волосы каких-то мертвых, неизвестных дам.

Две вещи не могут сбить с толку человека дела: не огорчайся, когда помочь не в состоянии или когда ты помощь оказал напрасно.

Деятельность всегда полезна и духовна, если личный интерес отсутствует.

Продолжение красивых цитат Льва Толстого читайте на страницах:

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи.

В народной речи живут и всегда действуют законы рождения языка.

Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь.

Сила войска зависит от его духа.

Но трудно человеку недовольному не упрекать кого-нибудь другого, и того самого, кто ближе всего ему, в том, в чем он недоволен.

Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Притворство в чем бы то ни было может обмануть самого умного, проницательного человека: но самый ограниченный ребенок, как бы оно ни было искусно скрываемо, узнает его и отвращается.

Если любишь, то любишь всего человека, какой он есть, а не каким я хочу, чтобы он был.

Нет в мире виноватых.

Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.

Разговор начинался мило, но именно потому, что он был слишком уж мил, он опять остановился.

Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Все приходит к тому, кто умеет ждать.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе.

Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом.

Язык надо бы по всем отделам держать в чистоте, не то, чтобы он был однообразен, а напротив - чтобы не было того однообразного литературного языка, всегда прикрывающего пустоту.

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.

Сильные люди всегда просты.

Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Знание без нравственной основы - ничего не значит.

Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные – содействовать их просвещению и счастию.

“О чем ты? Чего ты? Молчи, глупое.” – обращался он к своему сердцу”

Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, и самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей.

Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно.

Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с Богом разума и любви.

Ей не нужно было спрашивать, зачем он тут. Она знала это так же верно, как если б он сказал ей, что он тут для того, чтобы быть там, где она.

Легче самому уступать, чем гнуть других…

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей.

Позор и срам! Одного боишься - это встречаться с русскими за границей.

“Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна”.

Корень злых дел в дурных мыслях.

Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.

Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Из страстей самая сильная, злая и упорная - половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти, и последняя, самая сильная из них - плотская любовь, то исполнится пророчество: люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута и ему незачем будет жить.

Эстетическое и этическое - два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому.

Чем больше мы любим, тем обширнее, полнее и радостнее становится наша жизнь.

Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

Мудрость - знать, в чем дело жизни и как исполнять его.

Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.

Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.

Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

Женщины, особенно прошедшие мужскую школу, очень хорошо знают, что разговоры о высоких предметах - разговорами, а что нужно мужчине - тело и все то, что выставляет его в самом обманчивом, но привлекательном свете; и это самое и делается.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно.

Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие - награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий.

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

в жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.

Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как.

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.

Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.

В деле хитрости глупый человек проводит более умных.

Любит? Разве он может любить? Если б он не слыхал, что бывает любовь, он никогда и не употреблял бы этого слова.

Не столько вреда бывает от того, что мы делаем не то, что должно, сколько от того, что мы не удерживаемся от того, чего не должно делать.

Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.

Любовь - это сущность души, она должна укрепиться и очиститься от всех дурных чувств, раздражения и иронии, направленных против человека.

Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры.

Она, краснея, потянулась к нему [отцу], ожидая поцелуя, но он только потрепал ее по волосам и проговорил:

Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их.

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

Человек немыслим вне общества.

Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяе с ним.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Настоящая жизнь совершается там, где она незаметна.

Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна - благо всех людей…

Люди, живущие только своими чувствами, - это звери.

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Слово есть поступок.

Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни.

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Язык есть орудие мышления.

Государство, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным.

Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.

Как ни странно самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

Тщеславие… Должно быть, оно есть характерная черта и особенная болезнь нашего века.

В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

Для того чтобы положение людей стало лучше, надо, чтобы сами люди стали лучше. Это такой же труизм, как то, что для того, чтобы нагрелся сосуд воды, надо, чтобы все капли ее нагрелись.

Надо было прибегнуть к верному, никогда не изменяющему средству – злословию.

Как многое из того, что казалось мне тогда прекрасно и недоступно, стало ничтожно, а то, что было тогда, теперь навеки недоступно.

При наличии смерти нужно либо добровольно покинуть жизнь, либо переменить ее, найти в ней тот смысл, который не уничтожался бы смертью.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.

Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени.

Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.

Всё смешалось в доме Облонских.

Последнее время мне стало жить тяжело. Я вижу, я стал понимать слишком много.

Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Музыка - это стенография чувств.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.