Медитация осознания смерти. Memento mori - памятование смерти


Увидеть свой внутренний мир по-иному. Заглянуть за занавес, который ставит разум для самого себя, увидеть то, что ум отрицает и усиленно прячет. Эта медитация не несет в себе негативные эмоции и мысли. Эмоции это отношение к объектам, а смерть не является объектом. Это точка, в которой известные нам знания заканчиваются, а новые начинаются.

Медитация не является размышлением о том, что будет после смерти. Что о нас будут думать люди, как будут хоронить и прочие фантазии. Как это будет оцениваться людьми, можно и так представить. Но эта информация не даст, ни чего для вас нового, только даст подпитку негативным эмоциям. Медитация смерти в ощущениях, что изменится в вас, в окружающем мире после того, как вас не будет. Погрузившись в медитации можно получить ответы на эти вопросы.

Вы можете узнать и увидеть такое, что позволит понять величие жизни. Чтобы ценить жизнь надо стать на краю этой жизни. Лучше это делать не когда ваше жизни угрожает опасность, а в более благоприятных, безопасных условиях. Не нужно делать часто такую медитацию достаточно одного двух раз, что бы понять кто вы и зачем здесь.

Во время самой медитации и после нее, посмотрите на свою жизнь под другим углом. Можно узнать вещи, которые станут для вас откровением и заставит задуматься, изменят ваше отношение к жизни и к с кружащих людям. По-другому взглянуть на мир вокруг нас, расширить наше сознание восприятия и своего внутреннего мира. Что еще нужно от медитации?

Техника медитации обычная.

Положение тело, как вам удобно. Любая сидячая поза, можно сесть в кресло или лечь на кровать. Полностью расслабляемся, несколько глубоких вдохов и выдохов, постепенно замедляя дыхание. Фактически мы должны представить, что мы уже умерли. Добиваемся отсутствия ощущений от тела. Переключаем наше внимание полностью на отсутствие ощущений. Остается только наше сознание. Далее с помощью внимания переносим сознание в сторону от нашего тела и просто наблюдал за телом. Это не выход из тела, тут главное, чтобы наше сознание не было связано с нашим телом, не привязано к нему.

Когда сознание будет свободно от тела, просто смотрите на себя, наблюдайте, что происходит в комнате, квартире, на улице. Произошло ли что-то новое в окружающем мире после вашего ухода? Как реагируют предметы на вашем столе, цветы. Заметили они ваш уход. Стал ли воздух гуще, печальнее, незначительные детали могут стать важными и очень интересными для вашего нового восприятие. Будьте в этом состоянии насколько это возможно.

Затем медленно вернитесь к своему телу. Почувствуйте, как сознание входит в него оживляя. Не торопитесь заниматься своими делами. Побудьте еще немного в этом состоянии, придя в себя, поразмышляйте над тем, что узнали.

Величайшее несчастье, приключившееся с человеческим умом, состоит в том, что он - противник смерти. Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете величайшее таинство.

Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете и саму жизнь, ибо они тесно переплетены друг с другом; они неотделимы. Жизнь - это рост, смерть - ее цветение. Путешествие и цель не отделены друг от друга - путешествие заканчивается целью.)

Шива сказал: Сосредоточься на огне, восходящем в твою форму от ступней вверх, пока тело не сгорит дотла, но не ты.

Будда очень любил эту технику медитации, он посвящал в нее своих учеников.

Всякий раз, когда Будда кого-нибудь посвящал, он, прежде всего, советовал посвящаемому пойти к месту кремации и посмотреть, как сжигают мертвые тела. В течение трех месяцев он ничего не должен был делать, просто сидеть там и смотреть.

Будда говорил: «Не думай об этом. Просто смотри». А это трудно, трудно не думать, что рано или поздно твое тело тоже будет сожжено. Три месяца - долгий срок, и постоянно, днем и ночью, всякий раз, когда сжигали чье-то тело, искатель должен был медитировать. Рано или поздно он начинал видеть на погребальном костре свое собственное тело. Он видел, что сгорает сам.

Если вы очень боитесь смерти, вы не сможете выполнить эту технику, потому что страх преградит вам путь. Вы не сможете войти в нее. Или же представите все, лишь на самой поверхности, ваша глубочайшая сущность не будет вовлечена, и с вами ничего не произойдет.

Запомните: боитесь вы смерти или нет, смерть - это единственный безусловный факт. В жизни нет ничего безусловного, за исключением смерти. Все неопределенно, только смерть является безусловным фактом. Все остальное случайно - оно может случиться, а может и не случиться - одна смерть не случайна. Но взгляните на человеческий ум. Мы всегда говорим о смерти так, будто она - случайность. Всякий раз, когда кто-нибудь умирает, мы говорим, что его смерть была преждевременной, мы говорим, что это как бы случайность. Но смерть не есть случайность - одна лишь смерть. Все остальное случайно. Смерть абсолютно определенна. Вы должны умереть.

Когда я говорю, что вы должны умереть, вам кажется, что это произойдет в далеком будущем, очень нескоро. Это не так - вы уже умерли. Вы умерли в тот момент, когда родились. С рождением смерть стала неизбежностью. Одна часть этой неизбежности уже случилась - рождение, теперь должна случиться вторая, заключительная часть. Поэтому вы уже мертвы, полумертвы, ибо, родившись, человек вступает в царство смерти, входит в него. Теперь ничто уже этого не изменит, изменить ничего невозможно. Вы вошли в смерть. Вы полумертвы с рождения.

Запомните: смерть произойдет не в конце жизни, она уже происходит. Смерть - это процесс. Как и жизнь, она является процессом, смерть - это тоже процесс. Мы создаем двойственность, однако, жизнь и смерть - это как бы две ваши ступни, две ноги. Жизнь и смерть образуют единый процесс. Вы умираете ежесекундно.

Позвольте мне объяснить это следующим образом: всякий раз, когда вы вдыхаете, - это жизнь, и всякий раз, когда выдыхаете, - это смерть.

Первое, что делает новорожденный, - он вдыхает. Ребенок не может сначала выдохнуть. Сначала он вдыхает. Он не может выдохнуть, потому что в его легких еще нет воздуха, он должен вдохнуть. Первое действие - вдох. А последним действием умирающего старика будет выдох. Умирая, вы не можете вдохнуть - это вам известно? Когда вы умираете, вы не можете вдохнуть. Последнее действие не может быть вдохом, последнее действие - выдох. Первое действие - вдох, последнее - выдох. Вдох - это рождение, выдох - смерть. Каждую секунду вы делаете то одно, то другое - вдыхаете и выдыхаете. Вдох - это жизнь, выдох - смерть.

Возможно, вы этого не замечали, однако попробуйте за этим понаблюдать. Всякий раз, когда вы делаете выдох, вы становитесь более мирным. Сделайте глубокий выдох - и вы почувствуете внутри себя некоторое спокойствие. А всякий раз, когда вы делаете вдох, вы напрягаетесь, становитесь напряженным. Напряженность вдоха создает в вас напряжение. И естественный акцент всегда делается на вдохе. Если я советую вам глубоко дышать, вы обязательно начнете с вдоха.

На самом деле мы боимся выдоха. Вот почему дыхание стало таким мелким. Вы никогда не выдыхаете, вы только вдыхаете. Лишь ваше тело выдыхает, потому что тело не может существовать на одном вдохе. Ему необходимо и то, и другое: и жизнь, и смерть.

Шаг первый:

Попробуйте проделать один эксперимент. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Пусть тело вдыхает, вы же только выдыхайте. И вы почувствуете глубокое спокойствие, ибо смерть - это спокойствие, смерть - это безмолвие. Если вы станете уделять выдоху больше внимания, вы почувствуете себя неэгоистичным. При вдохе вы почувствуете себя более эгоистичным, при выдохе - менее эгоистичным. Уделяйте выдоху больше внимания. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Позвольте вдыхать телу, а сами этого не делайте.

Акцент на выдохе поможет вам в выполнении эксперимента, ибо вы готовы будете умереть. Необходима готовность к смерти, в противном случае эта техника не принесет особой пользы. А вы будете готовы к смерти только в том случае, если уже неким образом вкусили ее. Глубоко выдыхайте - и вы ощутите ее вкус. Он прекрасен.

Смерть восхитительна, ибо ничто не подобно смерти - такой безмолвной, расслабляющей, тихой, спокойной. Но мы боимся смерти. А почему? Откуда в нас страх смерти? Мы боимся смерти не из-за самой смерти - ведь она нам неизвестна. Как можно бояться того, с чем вы еще не сталкивались? Как можно бояться того, что вам неизвестно? Чтобы бояться чего-то, вы должны, по крайней мере, это знать. Так что на самом деле вы боитесь не смерти; ваш страх - нечто другое. На самом деле вы никогда не жили - вот что вызывает страх смерти.

Страх появляется из-за того, что вы еще не жили, поэтому и боитесь: «Я еще не жил, и если придет смерть, то что же тогда? Не испытав удовлетворения от жизни, совсем не пожив, я уже умру». Страх смерти появляется только у тех, кто недостаточно жив. Если вы живы, вы радушно примете смерть. В этом случае никакого страха нет. Вы познали жизнь, теперь хотели бы познать и смерть. Но мы так боимся жизни, что не познаем ее, не входим в нее глубоко. Это и порождает страх смерти.

Если вы хотите войти в эту технику медитации, вы должны осознать свой глубинный страх. Этот страх нужно отбросить, нужно освободиться от него, лишь тогда вы сможете войти в эту технику. Вот что вам поможет: уделяйте больше внимания выдоху. В течение всего дня вы будете чувствовать себя расслабленным, возникнет внутреннее безмолвие.

Шаг второй:

Вы углубите это чувство, если проделаете еще один эксперимент. Ежедневно в течение пятнадцати минут глубоко выдыхайте. Сядьте на стул или на землю и глубоко выдыхайте. Во время выдоха закрывайте глаза. Когда воздух выходит наружу, входите внутрь. Теперь позвольте телу вдохнуть, и когда воздух будет входить внутрь, открывайте глаза и идите наружу. Затем сделайте наоборот: когда воздух выходит наружу, двигайтесь внутрь; когда воздух входит внутрь, выходите наружу.

Когда вы делаете выдох, внутри вас освобождается некоторое пространство, ибо дыхание - это жизнь. Когда вы глубоко выдыхаете, вы становитесь пустым, жизнь выходит наружу. В некотором смысле вы мертвы, на мгновение вы мертвы. В этом безмолвии смерти входите внутрь. Воздух выходит наружу: закройте глаза и двигайтесь внутрь. Там есть пространство, и вы можете легко войти в него.

Прежде чем выполнять описываемую ниже технику, проделайте этот эксперимент в течение пятнадцати минут, чтобы быть готовым, - и не только готовым, но и приглашающим, восприимчивым. Страх смерти исчезает, теперь смерть выглядит как расслабление, как глубокий отдых.

Шаг третий:

Лягте наземь. Вообразите себя мертвым; вообразите, что ваше тело - это труп. Лягте наземь и сосредоточьте свое внимание на пальцах ног. С закрытыми глазами двигайтесь внутрь. Сосредоточьте свое внимание на пальцах ног и почувствуйте, как оттуда поднимается вверх огонь, все сжигая на своем пути. По мере того как огонь поднимается все выше, ваше тело постепенно исчезает. Начните с пальцев ног и двигайтесь вверх.

Почему следует начинать с пальцев ног? Так будет легче, потому что пальцы ног очень далеко от вашего «я», от вашего эго. Ваше эго находится в голове. Вы не сможете начать с головы, это очень трудно, поэтому начинайте с отдаленной точки, а пальцы ног - это точка, наиболее удаленная от эго. Начинайте ощущать огонь оттуда. Почувствуйте, что пальцы ног уже сгорели, что от них остался только пепел, а затем понемногу двигайтесь вверх, сжигая все, что огонь встретит на своем пути. Все части тела, ноги, бедра будут постепенно исчезать.

Постарайтесь увидеть, как они превращаются в пепел. Огонь поднимается вверх, и тех частей тела, по которым он прошел, больше нет; они превратились в пепел. Продолжайте двигаться вверх, в конце концов, исчезнет и голова. Вы станете наблюдателем на холме. Тело останется, но мертвое, сожженное, превращенное в пепел, а вы будете наблюдателем, вы будете свидетелем. У свидетеля нет эго.

Эта техника очень полезна для достижения неэгоистичного состояния. Почему? Потому что она воздействует на очень многое. Она только кажется простой, но на самом деле далеко не проста. Ее внутренний механизм очень сложен. Первое: ваши воспоминания - это часть вашего тела. Память материальна, – вот почему она может быть записана в клеточках мозга. Они материальны, они - часть тела. Ваши клеточки мозга можно прооперировать, и если некоторые клетки удалить, у вас исчезнут и определенные воспоминания.

Вот что необходимо понять и запомнить: если память существует, значит, существует и тело, и значит, вы дурачите самих себя. Если вы действительно глубоко чувствуете, что тело мертво, сожжено, что огонь полностью уничтожил его, тогда никакой памяти у вас нет. В этот момент никакого наблюдения ума нет. Все остановится - не будет ни одного движения мысли, будет просто наблюдение, видение того, что произошло.

Пройдя это, вы сможете пребывать в этом состоянии постоянно. Однажды вы поймете, что можете отделять себя от тела, и эта техника станет методом отделения себя от тела, методом создания зазора между вами и телом, методом пребывания в течение нескольких минут вне тела. Если она вам удастся, вы сможете оставаться в теле и в то же время пребывать вне тела. Вы будете жить так же, как жили раньше, но тем же самым вы уже не будете.

На эту технику уйдет не менее трех месяцев. Продолжайте ее. За один день успеха не добиться, но если вы будете практиковать ее один час в день на протяжении трех месяцев, то однажды ваше воображение внезапно поможет вам, возникнет зазор, и вы действительно увидите свое тело, превращенное в пепел. Тогда вы сможете наблюдать.

А наблюдая, вы постигнете одно очень глубокое явление - что эго есть нечто фальшивое, не существующее. Оно существовало лишь потому, что вы отождествляли себя с телом, с мыслями, с умом. Вы - не то и не другое, не ум и не тело. Вы отличаетесь от всего того, что окружает вас; вы отличаетесь от своей периферии.

То, что люди привыкли называть “Смертью”, является не непосредственным опытом, а всего лишь понятием, выведенным людьми, не обладающими ясновидением, из визуального наблюдения чисто внешних событий, происходящих во время перехода человеческого Сознания на другой уровень своего существования. Поэтому большинству из людей, для более полного понимания ими данного явления, для преодоления страха перед ним, нужно прежде всего попытаться пересилить не саму Смерть, а понятие о ней, тщательно осмыслить своё представление об этом явлении.
Проблема психологической победы над Смертью - чисто субъективная и может быть решена только с помощью субъективного переживания и непосредственного внутреннего опыта каждого человека, пытающегося решить для себя эту проблему. В каждом случае умирания, с объективной точки зрения, мы можем говорить только об остановке телесных функций и разложении физических органов умирающего, которые при его Жизни делали эти функции возможными.

Другой вопрос: а что случилось с силами и энергиями, которые создали эти органы и обеспечивали их функции? Ответить правильно на этот вопрос невозможно до тех пор, пока вы не сместите своё Сознание с внешних объектов и не направите своё внимание внутрь самого явления умирания или Смерти.
Эту проблему нельзя постичь только с помощью интеллекта, прочитав уйму книг на эту тему и путём анализа убедив самого себя в правильности чужой точки зрения. Чтобы полностью избавиться от страха перед этой неизбежной необходимостью, нужно попытаться приобрести собственный, непосредственный опыт осознанного переживания этого психофизического процесса.
В книге “Дух и Душа” мы достаточно подробно остановились на описании того, что мы подразумеваем под понятием “эго”. Типичное свойство человеческого интеллекта - его стремление к объективности. Это бывает оправдано и полезно до тех пор, пока мы пребываем в Мире, переполненном объектами или вещами, то есть в Мире материальном, ограниченном и чётко обозначенном.

Но эта объективность становится неоправданной и напрочь бесполезной, когда мы занимаемся исследованием вопросов, связанных с самой сутью человека и с глубинным смыслом индивидуального существования. Так вот, как нельзя испытать “эго”, так нельзя испытать и Смерть, потому что они являются лишь составными частями одного и того же, более высокодуховного явления - Жизни Духа.

Характерными признаками, как для Смерти, так и для “эго”, являются абстрактность и ограниченность или искусственное установление для них границ несовершенным человеческим Умом, не способным воспринимать тонкие вибрации, составляющие психоэнергетическую основу данных явлений. До тех пор, пока человек, оперируя своим Сознанием, способен что-либо испытывать, он не может считаться мёртвым.

Это означает, что если бы вы смогли осознанно понаблюдать за процессом умирания или Смерти, то вы бы на собственном опыте убедились, что Смерть не уничтожает испытывающего её субъекта и что, следовательно, Смерть вовсе не является тем, за что вы её принимали. Это и есть цель, которую мы ставим перед собой, предлагая вам ниже самую эзотерическую технику - Медитацию на вашем умирании, на вашей собственной Смерти.
Умирание - это настоящее искусство, более значительное и необходимое для человека, чем все остальные; это искусство, однажды научившись которому, Душа уже никогда не забывает его и может пользоваться им при исследовании других реальностей своего существования. Овладевший этим искусством, навсегда побеждает Смерть, так как такому человеку становится понятен весь её благотворительный смысл и вся её освободительная роль.
Как только вы начнёте свободно и спокойно чувствовать себя со Смертью, вы достигнете Жизни, которая прерваться никогда уже не сможет. Для того, чтобы научиться искусству умирать, чтобы уметь находить то, что находится за пределами Жизни и Смерти, нужно научиться использовать и Жизнь, и Смерть.

Нужно абсолютно твёрдо осознать, что и земная человеческая Жизнь, и следующая за ней т.н. “посмертная” Жизнь человеческой личности, представляют собой непрерывную цепь сменяющих друг друга состояний Сознания: первое - воплощённое - состояние Сознания начинается во время рождения человека в этом Мире после “умирания там”, а первое развоплощённое состояние Сознания начинается в момент Смерти личности “здесь”, предшествующей её новое рождение “там”.

Надо сразу же признать тот неоспоримый факт, что Смерть - как одно из самых важных событий Существования человеческой Души - есть. Смерть - это то самое главное, что должно случиться в вашей земной Жизни, это - кульминация всего вашего земного существования, это - цель Жизни: всё живое движется к Смерти. Ваша Смерть родилась вместе с вами; лишь только появившись на свет, вы уже не можете убежать от неё.
Смерть спрятана в вас изначально, с мгновения вашего первого крика и первого вздоха в этом Мире, она постоянно живёт в вас, чтобы неотступно сопровождать вас по всей Жизни. Ваша главная задача - лишь только во время осознать её фатальность и факт её неизбежности. Это надо обязательно понять и запомнить, потому что пока вы не поймёте смысла своей Смерти, до тех пор вы не поймёте и смысла всей своей земной Жизни.
Потому что в тот самый момент, когда вы полностью осознаете, что вы можете в любое мгновение умереть, что Смерть является абсолютной неизбежностью, весь ваш Ум начнёт работать совершенно в другом направлении и в ином измерении. Тогда пища и чувственные наслаждения станут для вас лишь основной потребностью тела, но не стимулом для всего вашего существования.

Осознание неизбежности собственной Смерти меняет всю вашу Жизнь, заставляет вас остановиться и задуматься о смысле вашего существования и сделать ревизию всех “ценностей” и приоритетов, составлявших до этого времени смысл и стремление всей вашей Жизни. Только после того, как вы осознаете свою собственную Смерть, её ежемгновенную неизбежность, вы создадите в себе потребность оглянуться назад.
Все те, кого мы по невежеству своему принимаем за самих себя - всего лишь временные, смертные существа, потому что уделом любой личности, насколько бы духовно развитой она ни была, является Смерть. Но когда вы полностью осознаете этот факт, у вас больше уже не будет времени на то, чтобы продолжать жить так, как вы жили до этого, - беспечно, беспорядочно и не задумываясь о возможных последствиях не то что своих Мыслей и слов, но даже поступков.

Вот почему вам нужно ещё во время своей земной Жизни хотя бы попытаться как можно глубже заглянуть в неё, чтобы за короткое время, отпущенное для Жизни “здесь”, научиться способности быть готовым в любой следующий момент бесстрашно, а в идеальном случае - радостно и оптимистично, встретиться со своей собственной Смертью, что называется “лицом к лицу”.
Если же вы этому не научитесь, если вы всеми силами своего Ума станете избегать своей Смерти, то вы даже не заметите, как очень скоро этот страх будет заставлять вас также избегать и Жизни, боязливо опасаясь всех её, обучающих и обогащающих Душу, исключительных возможностей. И именно поэтому вся ваша иллюзорная, наполненная постоянным страхом, Жизнь ежесекундно и непременно будет нести вас к настоящей Смерти.
Принять всем своим ограниченным и боязливым Умом неизбежность собственной Смерти для большинства людей не так просто, но если вам удастся это сделать, то жить сразу же станет гораздо легче и радостнее, потому что ваша собственная Смерть, являясь по существу уникальным моментом проявления одной из форм вечной Жизни вашего Сознания, может научить вас очень и очень многому: более глубокому миропониманию, отказу от сиюминутных ценностей и мнимых приоритетов, а также, бесстрашию и умению в самых критических ситуациях сохранять свои честь и достоинство.
Цель избежать Смерти и во что бы то ни стало продлить свою Жизнь, ставят перед собой те, кто слишком привязан к внешним аспектам своей Жизни, к мнимым благам, чувствам и эмоциям, которые связаны с пребыванием личности в физическом теле. Подобную же цель преследуют также и те, кто применяют хатха-йогу для продления своей Жизни, но к этому многих из них побуждает не столько страх умереть или чрезмерная любовь к Жизни, а скорее исследовательский интерес к данной форме существования Духа в Мире явлений и использование Жизни для достижения всё больших пределов возможностей физической личности.

Запомните: одним фактом вашей Смерти вы ничего не сможете достигнуть в плане собственного духовного продвижения, - всякое духовное достижение приходит постепенно, через вашу текущую Жизнь, через качество составляющих её энергий, которые, в свою очередь, определяют и качество самой Смерти.

Смерть - это всего лишь окончательный, выпускной экзамен для земной человеческой личности, но, опять-таки, лишь только относительно тех её аспектов, которые касаются ЗЕМНОЙ её Жизни. Нужно всегда помнить, что Смерть возьмёт и уничтожит всё, что не является вашим “Я”; всё иллюзорное, бездуховное, наносное будет взято, и если оно составляло большую часть вашего существа, то это означает лишь то, что после Смерти физического тела мало что останется и от вас, и от вашей земной личности.

Смерть также можно сравнить и с последним приговором, подытоживающим степень выполнения человеческой Душой задачи данного конкретного её воплощения, и оценивающим качество наработанных ею энергий, при помощи которых конкретная личность обеспечивала своё земное существование. Смерть, как бесстрастный и справедливый Судья, просто ставит последнюю точку в земной Жизни каждого человека.
Тогда, естественно и бесповоротно, не только последнее слово умирающего, но даже его последняя Мысль, последнее его самое сильное желание, как выстраданное резюме всей прожитой Жизни, становится последним приговором и обязательно должно быть приведено в исполнение сонмом небесных “судебных исполнителей” после окончательного проявления человека в Тонком Мире.
Если человек был велик любовью, если он в самом деле искренне любил хоть что-то или кого-то, независимо от физических условий и качества своей земной Жизни, и если сама его Жизнь была пылающим пламенем Любви, Светом Любви для других, тогда Смерть всего лишь окончит последнюю главу его земной Жизни ярко пылающим пламенем сердечного Огня.

Но если Смерть наглухо закрыла вашу Жизнь, которая была настолько мизерной и никчемной, что в оконцовке явилась лишь одними несбывшимися надеждами на будущее и не принесла ни вам, ни людям ни единого, подлинно светлого переживания, - тогда и ваша Смерть будет такой же тщётной и бесплодной, какой была и вся ваша бесполезная Жизнь.
Тогда с вашей собственной Смертью вы совершенно ничего не потеряете, но, вместе с тем, вы ничего, кроме бесплодных надежд и бесполезного упования, с ней и не приобретёте. В таком случае, чем быстрее вы сможете осознать, что вы уже не сможете вновь возвратиться в своё привычное тело, тем меньше благоприятных моментов для своего Преображения вы упустите и тем скорее сможете выбрать правильное направление среди открывающихся перед вами кармических возможностей.

Но если вы сможете в своё умирание идти радостно, спокойно и безмятежно, если только вы сможете адекватно осознавать себя в момент Смерти, то вполне реально, что ваша будущая Смерть может стать моментом полного Просветления вашего Сознания, стать вашим Просветлением, вмиг избавив вас, как личность, от всего того, чем вы на самом деле никогда не являлись, и явит Богу, после вашего посмертного Преображения, Его истинное творение.
Но пока Жизнь не стала для вас тщетной, вы никогда не думаете о том, чтобы двигаться за её пределы. Нет необходимости входить в детали Смерти, нет никакой необходимости размышлять о ней. Всего лишь осознание того, что Смерть существует, поможет вам двигаться внутрь, поможет вам быть медитативным.

Смерть и Просветление, - эти два, чисто внутренних процесса, очень схожи между собой. Если вы достигаете Просветления своего Сознания и воочию убеждаетесь в том, что на самом деле вы вовсе не являетесь простой совокупностью всего того, что олицетворяет ваше тело, как это предполагалось вами раньше, то в вас исчезает отождествление себя со своим телом и теряется привязанность к нему.
Для большинства людей, испытавших это, их новое осознание раздельности своего внутреннего и чисто внешнего существования становится Смертью даже в большей степени, чем явилась бы для них обычная физическая Смерть. В это мгновение вдруг замечается та огромная пропасть между собой и своим физическим телом, что прежде считалось и воспринималось, как одно и то же.

Смерть без прекращения работы Сознания доказывает, что всё, что человек принимал за себя и сама его Жизнь очень сильно отличаются от того, что предстаёт перед Душою за порогом процесса умирания. В момент ТАКОЙ Смерти появляется редкая возможность для Освобождения Души. Это - бесценный дар, который, при разумном и мудром его использовании, может помочь вам освободиться от многих ваших неразумных желаний, страхов и самости, давая возможность Свету вашей Души слиться воедино со Светом Божественной Истины.
Ваша Смерть может стать для вас Вратами, выводящими вашу Душу из этой поверхностной, обыденной и иллюзорной Жизни, Вратами, через которые можно выйти из бесконечного цикла воплощений и разорвать круг вечно повторяющихся “рождений” и “смертей”. Эти Врата находятся внутри вас и если вы научитесь проходить через них, пребывая в полном Сознании, вы достигнете другой Жизни, более глубокой и вечной, чем ваша теперешняя Жизнь-сон, - вы достигните Жизни без Смерти.

Но, к сожалению, многие люди так страшатся собственной Смерти, что когда она к ним наконец-то приходит, они от страха перед неизвестностью, перед опасностью полного “своего” уничтожения, сразу же теряют Сознание и Астральный Поток, насыщенный Божественным Светом, их просто пассивно проносит в эти Врата в пассивном состоянии Сознания и они не видят этот Свет, не испытывают желания слиться с Ним.
Тогда они через какое-то время снова рождаются в этом Мире и вся эта безумная круговерть под названием “земная жизнь” начинается сначала. И опять они станут жить, не думая о предстоящей Смерти и поэтому конец их снова будет один и тот же - полное беспамятство. Но стоит вам только принять факт вашей Смерти и начать чувствовать его, жить им, сознавать его, как вы постепенно, но неуклонно, начнёте буквально проникать, просачиваться всем своим Сознанием через эти ваши внутренние Врата.

Так, постепенно Дверь вашей будущей Смерти станет приоткрываться всё больше и всё шире, и сквозь расширяющийся проём вы увидите не кромешную тьму, а ясный Свет и когда Дверь вашей собственной Души будет распахнута настежь, через неё на вас обильно прольётся Божественное Сияние Жизни вечной. К Просветлению Сознания возможны три основных Пути: первый - это Медитация, второй - Любовь, третий - Смерть. Последний Путь - важнейший из всех трёх, потому что Смерть - явление, наиболее естественное для каждого человека.

Что касается Медитации, то без неё можно спокойно прожить всю свою Жизнь, даже не зная, что это такое. Чтобы хотя бы попытаться войти в это очень специфическое состояние своего Сознания, вы должны будете сотни тысячи раз прикладывать для этого немалые волевые усилия, вы должны будете осознать в этом внутреннюю потребность и начать тщательно исследовать в духовном плане самого себя и искать, искать, искать...
На такой духовный поиск кармически и эволюционно готовы лишь немногие. Истинная, глубинная Медитация - это намного труднее, сложнее и проблематичнее, чем может показаться со стороны. Очень мало людей могут позволить себе пуститься в это увлекательное, но трудное приключение.
По Пути истинной, глубинной Медитации к Просветлению Сознания идут лишь очень немногие люди, чьи прошлые кармические и духовные накопления способствуют в данном их воплощении наибольшему самораскрытию Сознания именно таким образом. Далеко не все из тех, которые считают, что они практикуют Медитацию, на самом деле занимаются этим.

Поэтому для преобладающего большинства людей единственной возможностью Просветления остаются Любовь и Смерть... Истинная Любовь, как самое возвышенное человеческое чувство, более естественна в этом отношении, потому что она возводит в вашем существовании нечто сверхреальное, надчувственное, то, что не может прекратиться или исчезнуть даже после вашей Смерти.
Но истинная Любовь также может случиться в вашей Жизни, а может и не случиться. Она - не настолько неизбежна, как Смерть. Миллионы людей выбирают Жизнь без Любви и, тем не менее, не умирают от этого. Они нормально живут, бывают очень довольны собой и своей Жизнью, но они никогда и никого не любят, кроме самих себя.

Поэтому Любовь нельзя отнести к чему-то жизненно необходимому, её можно легко избежать или упустить как в Жизни, так и в Смерти. Если многие люди упускают в своей Жизни даже Любовь, не испытывая в ней жизненной потребности, то что же тогда говорить о Медитации?
Остаётся Смерть, которую просто невозможно упустить, если только речь не идёт о совершенно внезапной Смерти. Упустить возможность осознанного переживания собственной Смерти означает упустить возможность встречи с Богом, потому что только в Смерти две остальные возможности Просветления - Любовь и Медитация - расцветают автоматически.

Со своим приходом Смерть унесёт в ускользающем от вас потоке привычного материального Бытия все ваши былые привязанности, все, одолевавшие вас прежде, желания - и лишь после этого, когда все ваши надуманные страсти и бестолковые желания будут анигилированы Смертью, Энергия Любви станет первозданно чистой, такой, какой она была до вашего грубоматериального проявления в этом Мире.
Итак, из трёх основных путей к Просветлению Сознания, у всякого человека остаётся один, главный путь - это Смерть с её непредсказуемостью, обязательностью и неизбежностью. Никто не может ни избежать своей Смерти, ни изменить её. Она - абсолютна, от неё нельзя ни откупиться, ни уклониться.
Она существует рядом с нами всегда, она просто в любое мгновение нашей Жизни есть, как всегда есть воздух, небо, земля. Через неё должен пройти каждый из живущих на Земле. Всё, что вы можете сделать, это лишь принять её: либо радуясь скорому окончанию своих физических страданий, либо неохотно, со страхом и тупым упорством цепляясь за ускользающую от вас примитивную иллюзию Жизни.

Многие люди или не понимают, или просто не задумываются над тем, что их Смерть может отобрать у них лишь только то, чем они ЛИЧНО обладают. То же, ЧЕМ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ, реально, Смерть взять не может. Если вы обладаете деньгами, властью, силой, славой - всего этого вы в одночасье лишитесь и расставание со всем этим делает Смерть для жадных и властолюбивых людей, порой, просто ужасной. Но некоторые нематериальные, духовные накопления вы не всегда осознаёте в себе, хотя можете обладать этим как здесь, так и после Смерти.
Например, часто практикуемая вами Медитация становится принадлежностью вашего внутреннего Мира и не может оставаться после вашей Смерти здесь, в Мире материальном, потому что она прочно привязывается к вашему Сознанию. Медитация - это то, что постепенно становится качественной характеристикой вашего существования. Это - то, что наблюдает внутреннюю сторону вашей Жизни, это -внутренняя ваша личность.
Если вы любите кого-то очень сильно, то эта любовь также становится частью вас самих. Вашей любовью вы также не владеете, это не собственность, это - качество вашего существования. Так вот, во время Смерти и после неё всё ваше внутреннее богатство останется с вами, а всё внешнее, что вы накопили в сутолоке этого мира, отберётся.

Поэтому, пока душевный покой не будет достигнут вами в Жизни, до тех пор он не может быть достигнут вами и в Смерти. Всё то прекрасное и возвышенное, что вы сможете достичь в своей Жизни, вы сможете удержать и после Смерти, но не наоборот. Если вы достигли в своей Жизни глубокой Медитации, то ваша Смерть будет самой глубокой вашей Медитацией.
Если вы сумели достичь высокой и чистой Любви, то ваша Смерть явится для вас самой чистой и возвышенной Любовью. Если же всей вашей Жизнью вы достигли Бога, то ваша Смерть превзойдёт все, самые прекрасные, ваши ожидания, - она будет Божественна. Поэтому, если вы в своей Жизни не упускаете истинную Любовь, если вам также знакома и Медитация, то для вас совершенно не составит большого труда в определённый момент поближе познакомиться и со своей собственной Смертью.

Это просто будет одна из самых глубоких и самых увлекательных ваших Медитаций, потому что вам не нужно будет заботиться об отвлечении внимания от собственного тела - Смерть лишает вас вашего тела, она также навсегда забирает ваш бестолковый и непоседливый Ум, - что ещё может быть лучше для проявления Любви и для возникновения истинной Медитации? Остаётся только чистое свидетельствование, а это как раз и есть глубокая Медитация.
Каждая Смерть - это возможность для духовного скачка, для прорыва Сознания на пути ещё большей индивидуализации в Божественном Единстве. Смерть устрашающе нова только для тех, кто никогда в своей Жизни не любил искренне и беззаветно, кто не пребывал в Медитации. Она представляет собой высочайший вид Любви и высочайший вид медитативной Энергии, но она не приносит с собой ничего нового, кроме того, что вы уже когда-то испытали за время своей Жизни.

Если вы успели познать в своей Жизни и Любовь, и Медитацию, то когда придёт ваша Смерть, она сможет обнаружить и полностью обнажить в вашем Сознании лишь только то, что уже до этого было обнаружено и испытано вами в Любви и Медитации - но только во время умирания всё это проявится гораздо более отчётливо: то, что в Медитации и Любви было только намёком, проблеском, в Смерти станет для вас ощутимо “реальным”.
Смерть никогда не уничтожает возвышенную и бескорыстную Любовь, - она просто очищает вашу земную Любовь от ненужного чувственно-эмоционального хлама и освобождает Мысли от судорожной продуктивности Ума, тем самым повышая вашу медитативность. Во время умирания, а затем и в самой Смерти, все аспекты вашего Сознания и ваша истинная Любовь тщательно омываются предвечным Божественным Светом и выходят после этого абсолютно чистыми, очищенными и обновлёнными, готовыми к дальнейшему посмертному творчеству.
Если же вы будете сопротивляться наступлению Смерти, то вы упустите одно из самых важных и неповторимых переживаний, которые может подарить вам только ваша единственная земная Жизнь. Другой такой возможности - осознанно пройти через это необычное состояние Сознания - у вас уже никогда больше не будет: в другой земной Жизни уже другая личность, а не вы, получит такую же единственную и неповторимую возможность.
Поэтому, когда вы почувствуете приближение собственной Смерти, - в самый момент Перехода, когда вы уже будете становиться совершенно бездеятельным, - вы сможете использовать Смерть как уникальную возможность для самой глубокой из всех ваших Медитаций. Энергия, высвобождаемая со стороны внешнего Мира, при выходе Души из физического тела, сможет быть направлена вашим Сознанием вовнутрь самого себя, в центр вашего собственного Духа.

Если вы войдёте в свою Смерть легко и радостно, то это переживание останется у вас навсегда и станет самой крупной жемчужиной вашего жизненного опыта. Ни для кого не секрет, что только дзэнские Мастера бьют своих учеников. Иногда случается, что во время таких неожиданных побоев ученик от внезапности даже умирает. Для посторонних и далёких от понимания Дзэна людей такой акт выглядит как демонстрация безумия, насилия и чрезмерной жестокости Мастера.

Но истинный Мастер не может быть жестоким, потому что он отлично знает, что НИКТО НИКОГО НИКОГДА НЕ УБИВАЕТ. Иногда, как мы уже сказали, случается, что момент Смерти может совпасть с моментом Просветления. Многие видели, как в момент удара палкой Мастера, тело ученика падает мёртвым.
Но не каждый способен видеть, как глубоко внутри его, стремительно взлетевшего ввысь Сознания, стряхивается и низшее, ставшее уже ненужным, “эго”, точно так же, как отскакивает глина от отожжённого в ней изделия. Это способен увидеть духовным взором только настоящий Мастер, Учитель. Это не одна из изощрённых форм жестокости, но высшая форма сострадания, на которую способны только великие Мастера.
Нужно обладать сверхтонким чутьём и ясновидением, чтобы почувствовать момент приближающейся естественной Смерти своего ученика и использовать его с максимальной пользой для его духовного Просветления. Знающий это, также всегда с готовностью ждёт прихода своей Смерти, чтобы воспользоваться совершенно уникальной возможностью освободить свой Дух от бешено вращающегося кармического Колеса земных Жизней.
Миллионы невежд, не признающих факта Жизни после Смерти и осмеивающих каждого, осмелившегося утверждать подобное, не в состоянии толком распорядиться даже своей одной-единственной Жизнью, в то время как мудрец использует с наибольшей пользой для себя даже собственную Смерть. Когда вы умираете осознанно и когда вы всю свою Жизнь тщательно готовились к этому моменту, то ваша Смерть может оказаться поворотным пунктом в Колесе земного Существования вашего Духа.

В этот ответственный момент Колесо земной Жизни для вашей духовной Сущности может вообще остановиться. Если вы сможете умереть, оставаясь в ясном Сознании, если ваше тело будет час за часом умирать, а внутри него вы будете оставаться бдительно-осознающим, то это будет последняя ваша Смерть и вашей Душе уже никогда не нужно будет возрождаться заново, чтобы что-то ещё доосвоить и допонять на Земле.
В самый момент Смерти вы станете Знающим и этот мир уже не будет для вас таинственным, потому что он будет полностью познан вами. Вот почему говорят, что Просветлённый никогда уже не приходит на Землю, как разве что только для исполнения какой-то очень важной общечеловеческой миссии.
На Смерти трудно медитировать потому, что вы можете только наблюдать, как умирают другие, но это не является вашим личным опытом, это наблюдение, каким бы тщательным оно ни было, не будет реальным вхождением в Смерть. Потому что это - чужая Смерть. Даже после прочтения наших книг у вас может прибавиться лишь знаний и оптимизма относительно ожидающего вас посмертного существования.
Но Душа приходит на Землю за опытом, так как лишь только он может дать человеку полную уверенность при решении тех или иных вопросов, в том числе касающихся и Смерти. С помощью теоретического знания невозможно преодолеть страх Смерти.
Он постоянно будет следовать за вами, караулить, наступать на пятки, пока вы сами не научитесь тому, чем владеют все Просветлённые, - искусству умирать, пока вы сами не станете абсолютно уверенными в том, что способны победить Смерть, когда бы она ни наступила. Только уверенность спасает от страха.

Но уверенность питается не только опытом, но и Знанием: чтобы правильно вести себя в момент Смерти, вы должны знать всё, что должно произойти с вами. Но пока вы не сможете вспомнить свои прошлые Жизни, вы ничего не сможете узнать о Смерти.
Вот почему Будда прежде всего оживил многие техники, связанные с воспоминанием прошлых Жизней. Многие из них мы воспроизводим в нашей книге “Дух Медитации”, поэтому здесь остановимся лишь на общих вопросах, без знания которых вы не сможете даже понять, о чём идёт речь.

Впервые услышав о медитации на смерть, мы можем отреагировать на такую идею нервным потрясением. Возможно, мы полагаем, что медитация должна быть связана с приятными переживаниями, тогда как смерть и все, что с ней связано (горести и слезы, черная одежда, скелеты и кладбища), вызывают чувства страха и паники. Мы воспринимаем смерть как явление, противоречащее жизни, красоте и счастью, ведь она относится к сфере невыразимых, немыслимых материй.

Но откуда у нас такие нереалистические взгляды? Почему мы не можем принять смерть так, как мы принимает факт увядания цветов, которые еще вчера были свежими? Перемены, распад и смерть это естественные и неизбежные части существования.

Буддизм объясняет смерть как отделение ума от тела, после которого тело разлагается, а сознание переходит к следующей жизни. Условная самость, иначе говоря «я», зависящая от нынешнего сочетания ума и тела, исчезает с приходом смерти, но с возникновением новой жизни возникнет другой образ. Следовательно, смерть есть не прекращение, а преображение.

В корне нашей тревожности и самоограничения лежит невежество. Мы цепляемся к своему искусственному образу как за нечто постоянное и неизменное, и мы хотим жить вечно. Возможно, это желание бессознательно, и мы не выражаем его мысленно или словесно, но его существование несомненно. Такое желание объясняет, почему мы инстинктивно убегаем, боремся или защищаемся, когда нашей жизни что-то угрожает.

Я совсем не хочу сказать, что в попытках выжить есть что-то дурное, ведь жизнь и в самом деле очень ценна. Но полезно исследовать природу «я», которое не хочет умирать. Ошибка заключается не в желании продлить жизнь, а в принципиальном представлении о том, кого и что мы в действительности собой представляем. "Я тело или какая-то часть совокупности костей, крови и плоти? - спрашиваем мы себя. - Может быть, я есть мое сознание? Может быть, я нечто отличное от своего тела и ума?"

Понимание пустоты, то есть небытия изначальной постоянной самости, освобождает нас от страха смерти, а также от всех остальных страхов и неверных представлений. Однако до тех пор, пока мы не достигнем этой точки, нам важно поддерживать осознание своей недолговечности и смертности.

Главная польза практики этой медитации в том, что она заставляет нас решить, какие взгляды и виды деятельности поистине ценны. Человеческая жизнь имеет большую значимость из-за возможностей, которая она предоставляет нам для нашего духовного роста, выражающийся в развитии любви и сострадания, ясности и мудрости и в конечном итоге в достижении просветления. Каждый из нас обладает для этого громадными возможностями.

Но жизнь коротка. Смерть может наступить в любой миг, и будет невероятно прискорбно умереть, так и не приступив к выполнению единственной работы, которая имеет вечную пользу как для нас самих, так и для других существ. Нынешняя жизнь и все ее переживания мимолетны. Цепляться за что-либо в этом мире это все равно как гоняться за радугой. Если мы будем все время хранить эту мысль в уме, то не растратим зря время на поиски земных радостей, а потратим время с толком, избегая отрицательных явлений и, стало быть, причины несчастья, и взращивая положительные явления и, стало быть, причину счастья.

То, как мы живем, неизбежно влияет на то, как мы умираем. Если мы жили мирно, то и умрем в покое, но если мы так и не смогли при жизни принять смерть в расчет и, таким образом, нам не удалось подготовиться к ней, тогда мы, скорее всего, умрем в страхе и сожалениях, то есть в таком состоянии ума, которое лишь усугубят наше страдание.

Нас совсем не нужно взирать на смерть в страхе и печали. Вообще-то, она может оказаться переживанием просветления, но будет ли у вас такой опыт, зависит оттого, как вы проживаете каждый день, каждый миг своей жизни. Осознание смерти в течение жизни помогает нам оставаться в настоящем, воспринимать прошлое как сон и надеяться на будущее как на фантазию. Так мы будем более уравновешенными и удовлетворенными, так мы с энтузиазмом проведем значительную часть жизни.

Существуют разные способы медитации на смерть. Я объясню вариант, предполагающий созерцание из девяти пунктов. В главной части медитации глубоко созерцайте один из этих пунктов, а затем кратко разберите остальные пункты. Если в день вы выполняете одну сессию, тогда через девять дней вы подробно рассмотрите все темы и сможете снова начать с первого пункта.

Девять пунктов подразделены на три раздела: неизбежность смерти; неопределенность часа смерти; в час смерти вам может помочь только духовное видение.

Подготовка
Сядьте удобно и расслабьте тело (вы также можете выполнять эту медитацию лежа — однако при этом удостоверьтесь, что не заснете!). Расслабьте ум, отпустив или отодвинув любые другие мысли — мысли о прошлом, будущем, людях, делах и так далее. Примите решение удерживать внимание на медитации и возвращать его к объекту каждый раз, когда оно отвлекается.

Мотивация
Зародите благую, альтруистическую мотивацию для выполнения медитации, например: «Я выполняю эту медитацию, чтобы лучше познать реальность смерти, чтобы подготовить себя к смерти, выполняя как можно больше духовных практик при жизни. Таким образом я смогу принести больше пользы другим — я смогу помочь им преодолеть страх смерти, прожить жизнь более мудро и умереть в большем покое».

Медитация
Процесс умирания подразумевает постепенную утрату физических, чувственных и умственных функций по мере того, как деятельность нервной системы прекращается от окраин к глубинам.

Представьте, что умираете естественной смертью и переживаете следующие восемь стадий, по мере того как компоненты ваших ума и тела постепенно растворяются. На каждом этапе возникают как внешние, так и внутренние знаки. Пытайтесь представлять эти переживания как можно яснее.

На первых четырех этапах процесса смерти ум все еще находится на грубом уровне. Грубый уровень ума включает наши мысли и чувственное восприятие. По мере прохождения первых четырех этапов эти факторы постепенно ослабевают.

1. Элемент земли растворяется; появляется видение миража
Элемент земли — это качество твердости в нашем теле. Когда он растворяется, ваше тело теряет силу, становится тоньше и слабее, и вы чувствуете упадок сил. Вам может показаться, что вы падаете или проваливаетесь сквозь землю, стать трудно сидеть прямо или держать что-либо. Цвет вашего тела блекнет, а щеки становятся впалыми. Кроме того, зрение становится неясным; вам трудно открывать и закрывать глаза. Таковы внешние знаки первого этапа процесса смерти. Внутренний знак — это видение мерцающего серебристо-синего миража.

2. Элемент воды растворяется; появляется видение дыма
Элемент воды охватывает все жидкости в теле, а также качество сцепления — то, что соединяет отдельные части воедино. Когда этот элемент растворяется, вы начинаете ощущать сухость в глазах, во рту и в горле. Становится трудно двигать языком. Ослабевают приятные и неприятные ощущения в теле. Ослабевает слух; исчезает звон в ушах. Ваш ум может затуманиться, ощутить расстройство или стать нервозным. Вы переживаете внутреннее видение дымки с вихрящимися клубами дыма.

3. Распадается элемент огня; появляется видение искр
Элемент огня — это жар в нашем теле. На этом этапе ваши рот и нос полностью высыхают. Тепло тело начинает угасать, обычно по направлению от ног и рук к сердцу. Вы больше не способны есть, пить или переваривать что-либо. Ваш ум то обретает ясность, то замутняется. Вы больше неспособны вспомнить имена людей, даже родственников и друзей; возможно, вы их даже не узнаете. Ваше чувство обоняния ослабевает, а дыхание становится затрудненным: вдохи становятся очень слабыми, а выдохи становятся сильнее и дольше. Вы переживаете внутреннее видение, подобное искрам или светлячкам, танцующим в пространстве.

4. Элемент воздуха растворяется; появляется видение угасающего пламени
На этом этапе вы больше не можете пошевелить конечностями; ваше тело становится бездвижным. Ваш ум впадает в замешательство, переставая осознавать окружающий мир. Все расплывается. Угасает ощущение контакта с окружающим миром. Исчезают чувства вкуса и осязания. У вас могут возникать видения — пугающие (как результат совершенных при жизни неблагих действий) или прекрасные, радостные (как результат благих действий)… Дыхание становится все более и более затрудненным, а затем полностью прекращается. Ваши последние мысли угасают, и возникает внутреннее видение неяркого красно-синего света или последнего трепыхания пламени свечи, которая вот-вот угаснет.

Сознание чувств и грубые мысли на этом этапе уже исчезли, и в ходе последующих четырех этапов процесса смерти ум достигает все более тонких уровней.

5. Белое видение
На этом этапе у вас возникает видение очень ясного, пустого неба, подобного осеннему небу, полному яркого белого света полной луны.

6. Красное видение
Это внутреннее видение, подобное ясному, пустому небу, полному красноватого света медно-красного заката солнца.

7. Черное видение
Это видение полной темноты, очень темного и пустого пространства. Оно завершается мгновенной и полной потерей сознания.

8. Видение ясного света
Теперь ум достиг самого тонкого своего уровня — ясного света смерти. Возникающее видение подобно осеннему небу на заре, совершенно чистому, пустому и полному ясного бесцветного света.

Удерживайте сосредоточение ума на этом переживании так долго, как можете, не позволяя уму отвлекаться ни на что иное. Если он отвлекается, возвращайте его к переживанию ясного света. Помните, что это самый чистый, тонкий уровень вашего ума….

Когда ясный свет смерти исчезает, сознание вновь проходит через стадии растворения в обратном порядке: черное видение, затем красное видение и так далее. Как только начинается этот процесс, человек оказывается в промежуточном состоянии (тиб. бардо), в тонком теле, которое способно в поисках нового рождения мгновенно путешествовать в любую точку, о которой человек думает, проходить сквозь стены и так далее. Форма тела в бардо — та, которую человек примет в следующем перерождении.

Жизнь в промежуточном состоянии может длиться от нескольких мгновений до семи дней в зависимости от того, удается ли найти подходящее место рождения. Не сумев найти его в течении семи дней, существо проходит через «малую смерть», кратко переживая восемь этапов смерти сначала в прямом, а затем в обратном порядке, получая новое рождение в промежуточном состоянии. В общей сложности это пребывание в промежуточном состоянии может продолжаться до семи перерождений, или сорок девять дней, в ходе которых ищется новое место перерождения.

Посвящение
Посвятите заслуги от медитации тому, чтобы суметь развить мудрость, сострадание и другие качества и реализации, которые позволят вам освободить себя от цикла смерти и перерождения, чтобы вы смогли помочь другим существам также достичь освобождения и подлинных, постоянных покоя и счастья.