Окно сна у новорожденных. Поймать выпадающее окно. Если мы пропустили «окно сна»


Как биологические ритмы влияют на человека?

  • Как и любое существо на планете человек подвержен влиянию биологических ритмов. Наиболее значимыми их них являются циркадные ритмы – смена темного и светлого времени суток, дня и ночи. В зависимости от этих ритмов у человека меняется физическое и эмоциональное состояние, интеллектуальные возможности. Такие изменения определяются суточным колебанием синтеза определенных гормонов. В частности именно гормональный фон подсказывает нам, когда лучше всего спать, а когда бодрствовать.

Как работает мелатонин – «гормон сна»?

  • Гормоном сна называют ночной гормон мелатонин. Он начинает вырабатываться в организме ранним вечером, достигает пиковой концентрации глубокой ночью и резко снижается утром. Одной из полезных функций этого гормона является регулировка длительности и смены фаз сна. Именно с началом синтеза мелатонина примерно на третьем-четвертом месяце жизни ребенка связывают появление в структуре сна глубоких и очень глубоких подфаз медленного сна, и «запуск» биологических часов. До этого малыш живет скорее в ритме кормлений.
  • Мелатонин вызывает сонливость в темное время суток. Под его влиянием замедляются все процессы, немного снижается температура тела, падает уровень глюкозы в крови и все мышцы тела немного расслабляются. Если в этот момент лечь спать, то заснуть будет очень легко, а сон будет максимально глубоким и спокойным.
  • Момент, когда мелатонин присутствует в крови в достаточной для засыпания концентрации, мы условно называем «окном сна».
  • «Окно сна» подскажет, во сколько укладывать ребенка спать, чтобы он проспал долго и качественно.

У абсолютного большинства детей от возраста 3 месяцев и до примерно 5-6 лет этот благоприятный для засыпания момент находится в интервале 18.30-20.30.

«Окно сна» может длиться несколько минут, или пол часа – все зависит от темперамента ребенка, особенностей развития его нервной системы и физического состояния.

Если мы пропустили «окно сна»?

  • Если малыш не лег спать в это время, синтез мелатонина приостанавливается, и вместо него в кровь поступает гормон стресса кортизол. Основной его функцией является поддержание бодрости.
  • Кортизол увеличивает давление, вызывает прилив крови к мышцам, обостряет скорость реакции, и при этом он достаточно медленно выводится из организма. Возбужденное состояние сохраняется на протяжении всей ночи. Ребенок, который ложится спать позже того времени, которое удобно его организму с биологической точки зрения, засыпает сложнее, с протестами и слезами и впоследствии спит поверхностно и беспокойно. Если есть склонность к ночным пробуждениям, то при позднем укладывании малыш будет просыпаться особенно часто. Наши бабушки и мамы часто называют действие кортизола домашним словом «перегулял». И действительно – ребенок, который «перегулял» свое «окно сна», очень активен и его сложно уложить спать.

Во сколько же укладывать ребенка спать?

  • Итак, от рождения и до примерно 3-4 месяцев, пока синтез мелатонина не установился, малыша вполне можно укладывать на ночь тогда, когда ложится спать мама – например, в 22-23 часа.
  • Но, начиная с возраста 3-4 месяца, мы крайне рекомендуем выяснить «окно сна» своего ребенка и укладывать его именно в этот благоприятный момент, начиная всю подготовку ко сну как минимум за 30-40 минут.

Как это можно определить, во сколько укладывать своего ребенка спать?

Чтобы определить «окно сна»:

1. Наблюдайте. В одно и то же время вечером (где-то в интервале с 18.30 до 20.30) малыш будет демонстрировать признаки готовности ко сну: он будет тереть глаза, прикладываться на диван или кресло, зевать, замедлять движения. Координация движений может нарушаться. Взгляд на секунды останавливается и становится направленным «в никуда». Именно этот момент покажет маме, во сколько укладывать малыша спать. Именно в этот момент ребенок должен быть уже в кровати, сытый, умытый, послушавший сказку.

Такое состояние может длиться несколько минут, затем малыш испытает что-то вроде «второго дыхания». Это может выразиться в неестественно повышенной активности или в необычной возбудимости, капризности. В любом случае, такой всплеск бодрости будет означать, что «окно сна» пропущено.

Бывает, что признаки готовности ко сну сложно заметить. Они могут быть неявными, а яркий свет и шумная обстановка только помогают ребенку их скрыть. В этом случае:

2. Рассчитайте удобное время. Нормальная продолжительность ночного сна для детей от 3 месяцев до 5-6 лет 10-11.5 часов. При этом маленькие дети, как правило, просыпаются рано – не позже 7.30. Если от обычного времени пробуждения отнять рекомендуемую по возрасту длину ночного сна – вы как раз получите примерный момент для идеального засыпания.

3. Наконец, просто подберите точное удачное время, смещая время укладывания на 15-30 минут раз в 2-3 дня и запоминая (или записывая), как долго ребенок засыпал, и спокойно ли прошла ночь.

  • В любом случае, если ребенок засыпает со слезами, скорее всего, вы укладываете его позже, чем нужно. Проанализируйте его режим и возможно на следующий день укладывайте ребенка спать раньше, начните ритуалы на 15 минут раньше.
  • Изменения режима дня.Важно не забывать, что до начала ночного сна малыш должен достаточное для своего возраста время пободрствовать и утомиться. Поэтому при смещении режима в раннюю сторону, желательно и дневные сны тоже соответственно смещать и аккуратно будить ребенка, если он спит в последний дневной сон слишком долго. В какой-то момент лучше вовсе отказаться от лишнего дневного сна, если уложить ребенка в правильное время после него становится сложно.Как правило, дети готовы полностью отказаться от 4го сна в возрасте 4 месяца, от 3го – в 7-9 месяцев, от 2го сна после 15-18 месяцев.
  • Режим сна необходимо корректировать по мере взросления. Как правило, после отказа от одного из дневных снов, желательно сместить время укладывания ребенка спать на ночь на 30-60 минут раньше. Но при этом, если в обычное время в течение нескольких дней ребенок весел, спокоен, и не демонстрирует готовности спать, а попав в кровать, долго не может уснуть, вполне возможно наступил момент для того, чтобы укладывать его на 30 минут позже.Спокойных снов!

Статья написана совместно с командой spimalysh.ru

Экологичное родительство: Вы замечаете у своего ребенка вечером резкий всплеск активности? Ребенок внезапно становится очень активным, шумным, порой неуправляемым? Несмотря на позднее время, кажется, что он сейчас начнет бегать по стенам и чего-чего, а спать он точно не хочет?

Стоит посетовать на то, что ваш малыш долго не может уснуть вечером, - и вам кто-нибудь обязательно посоветует укладывать его позже и давать как следует набегаться перед сном. Такой совет хорош для взрослого, но не подходит для ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет спать вовремя

Циркадианные ритмы

Функционирование всего нашего организма настроено по определенным природным ритмам. Им подчинено все живое на Земле, и в том числе человек.

Эти ритмы называются циркадианными и построены на 24-часовом цикле . Устойчивости циркадианных ритмов способствуют не только факторы освещенности, но и гормоны, вырабатывающиеся в нашем организме с определенной цикличностью.

Природные ритмы маленьких детей настроены на раннее пробуждение утром и, соответственно, раннее укладывание на ночной сон . К этому времени организм вырабатывает все нужные для засыпания гормоны, своеобразное «естественное снотворное».

Аварийная ситуация

А что происходит, если человек (в данном случае не важно, ребенок или взрослый) не лег спать в «положенное» время?

Наш мозг, как и сотни лет назад, исходит из того, что «что-то случилось» . И ему, в общем, не важно, что это: наводнение, нападение диких зверей или врагов - или всего лишь планшет с игрушками.

Важно, что ситуация расценивается как «форс-мажор», и мозг начинает выполнять новую задачу - не спать . И не хотеть спать. И теперь вырабатываются новые гормоны, помогающие именно в этом.

«Второе дыхание»

Вероятно, вам доводилось испытывать такое ощущение: вроде бы хотелось спать, и даже очень хотелось. Вы попили чай, посидели у телевизора, сделали что-то по хозяйству… И обнаружили, что спать совершенно не хочется!

Это вступили в игру те самые гормоны, помогающие не хотеть спать. И пока не кончится их действие, уснуть будет очень сложно.

То же самое происходит у детей. Если не уложить малыша вовремя, в то время, когда его организм готов уснуть (мы называем это «окно в сон»), то ребенок «перегуливает» - и трудности с засыпанием обеспечены.

Как это выглядит

Вы замечаете у своего ребенка вечером резкий всплеск активности? Ребенок внезапно становится очень активным, шумным, порой неуправляемым? Несмотря на позднее время, кажется, что он сейчас начнет бегать по стенам и чего-чего, а спать он точно не хочет? Скорее всего, пропущено «окно в сон». Теперь, действительно, уложить ребенка будет трудно, пока ребенок не «упадет от усталости».

Такое бодрствование происходит за счет резервов организма в целом и нервной системы в частности. Нет большой беды, если подобное случается время от времени с ребенком, в целом высыпающимся. Но, происходя постоянно, это не только наносит вред ребенку и его развитию, но и приводит к закреплению вредной привычки.

Что делать?

Если вы узнаете свою ситуацию и хотели бы ее изменить, стоит изменить время укладывания ребенка на сон. Важно, чтобы подготовка ко сну завершалась раньше наступления периода вечерней активности. Если к моменту укладывания ребенок будет спокоен и расслаблен, а вы научитесь точно попадать в «окно в сон», засыпать малыш будет намного легче и быстрее.

Чтобы определить время «окна в сон», запомните (а лучше для надежности запишите) время, в которое вы обычно наблюдаете резкое возбуждение ребенка . За некоторое время до этого момента можно увидеть признаки усталости ребенка, - начните укладывание немедленно!

Лучше всего организовать день так, чтобы к моменту появления признаков усталости и вы, и ваш ребенок были уже полностью готовы к отходу ко сну.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Перевод статьи Энджелы Браден.

Как прожить первый год жизни малыша спокойно, не превращая его в подопытную крысу.

Улучшаем качество сна, не используя стрессовый метод приучения к самостоятельному сну.

Авторы множества книг и консультанты по детскому сну призывают родителей приучать своих малышей не плакать ночью с целью привлечения внимания и засыпать самостоятельно. Суть метода приучения состоит в игнорировании просьб ребенка, пока он не перестанет звать и беспокоить родителей.Но все млекопитающие инстинктивно плачут и призывают к себе, когда огорчены или обеспокоены! И дети должны так делать, когда испытывают боль и страх, находясь вдали от родителей.

Что в действительности представляет собой приучение ребенка к самостоятельному сну?«Обучение сну», основанное на формировании определенного поведения, «отключает» голос ребенка. Метод исключает не саму потребность ребенка, а сообщение о ней.

Мама или папа пытаются сделать ребенка более независимым, игнорируя естественную, нормальную для детей зависимость от взрослых. Вам не кажется странной сама идея игнорирования естественной потребности ребенка в общении?

Существует лучший способ!

Вместо того, чтобы отучать ребенка от «плохой привычки» (как утверждают некоторые сторонники метода «обучения сну») испытывать потребность находиться рядом с вами (!), вы можете работать с ребенком чутко и уважительно, мягко воплощая желаемые изменения (то, что вы захотите ВМЕСТЕ с ребенком, а не какая-то абстрактная идея, предложенная посторонним человеком, которой ваш малыш «должен» следовать!).

Шаг 1: Работа над безопасностью.

Во-первых, и прежде всего, поддерживайте нерушимую безопасность своего малыша, предоставляя ему полноценную возможность сообщать о своих потребностях. Так ребенок сможет легче постепенно принимать желаемые изменения, к которым вы его побуждаете (см. Шаг 3). Поскольку связь «родитель-ребенок» является ведущей в процессе развития мозга маленького человека, ваши инстинкты играют первостепенную роль в обеспечении здорового первого года жизни вашего ребенка. Доверяйте своему внутреннему голосу.

Здесь я бы хотела познакомить вас с некоторыми важными знаниями из области нейронауки, которые помогут вам довериться своим инстинктам. Развитие мозга вашего новорожденного малыша еще во многом не завершено. В течение первого года его жизни связи между клетками мозга формируются со скоростью 1,8 миллионов в секунду.Эти стремительно формирующиеся связи образуют критически значимые клеточные структуры, особенно в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за будущее психическое здоровье человека. Первыми формируются участки мозга, отвечающие за эмоции и социализацию. Эти области ответственны за некоторые аспекты человечности – способность воспринимать намерения и чувства других людей, сопереживать и сострадать, иметь успех в интимной жизни и т.д. И это развитие происходит непосредственно в ответ на ваше наполненное любовью взаимодействие с ребенком.Благодаря этой непрерывной интеграции, вам никогда не захочется заглушить связь с малышом посредством поведенческого приучения.Сообщение малыша о психологическом дискомфорте, или, как это называют ученые, «сигнализирование», является единственным способом, который поможет вам определить основы психологического комфорта вашего ребенка.

Шаг 2: Отметьте основные критерии психологического комфорта вашего малыша.

Это такое состояние, когда ваш ребенок в текущий момент времени чувствует себя уютно и в безопасности. Это не просто какое-то очередное желание малыша (типа «прихоть сделать что-то по-своему»), а именно то, в чем он действительно сильно нуждается в настоящее время (базовые потребности). Это может быть длительное сосание груди во время укладывания на сон; сон рядом с вами или другим человеком, с которым малышу тепло и комфортно; сосание груди при каждом пробуждении ночью – все это совершенно нормально. Если вы решили начать расширять границы базового комфорта вашего ребенка и уверены, что эта задача соответствует возрасту (обязательно убедитесь в этом!), составьте план действий. Примите за отправную точку отмеченные ранее основы психологического комфорта вашего ребенка, продвигайтесь очень медленно, маленькими (детскими:)) шажками. Важно начинать движение к вашей цели именно с этой отправной точки, иначе безопасность малыша может быть поставлена под угрозу, и ребенок будет испытывать стресс, мешающий полноценной адаптации.

Шаг 3: «Побуждайте» к действию и повторяйте.

Приступите к осуществлению первого намеченного шага от базового уровня комфорта вашего малыша и прислушайтесь к его реакции, опираясь на свои инстинкты . Например, если вы кормите на засыпание, попробуйте аккуратно забирать грудь, когда малыш начинает погружаться в сон, но все еще просыпается, и быстро прижимать его щечку к своей груди (грудной клетке) так, чтобы он мог слышать ваше сердцебиение. Если малыш примет такой вариант действий, постепенно можно переходить к следующему запланированному шагу. В этом случае вы можете завершать кормление, когда ребенок наелся, но все еще просыпается, и продолжать обнимать или укачивать его, чтобы помочь заснуть. Со временем можно пробовать перекладывать малыша в его кроватку, прежде чем он заснет, если в вашем плане намечена такая цель.

Помните, что на любом этапе ребенок может начать испытывать психологический дискомфорт, о котором он вам сообщит.

Что делать, если это произойдет? Если малыш сигнализирует о своем дискомфорте после вашей первой попытки, уступите – дайте ему то, в чем он нуждается, а затем через некоторое время попытайтесь снова. Повторение, но не приучение, рано или поздно приведет вас к желаемой цели. Именно ваши последовательные, уверенные, доброжелательные действия помогут сохранить его безопасность нетронутой на протяжении всего периода вашей совместной работы над засыпанием. Повторение просьб и побуждений может продолжаться неделями, но малыш со временем примет каждый намеченный вами шаг. Уровень его базового комфорта изменяется, с ним все в порядке!

Если вы осуществляете запланированное действие в ночное время, и при этом малыш сильно расстраивается, его поведение станет более настороженным. Такое состояние вносит разлад в развивающиеся циркадные ритмы в его организме, весьма вероятно, что в последующие ночи он будет просыпаться в то же время. Именно поэтому консультанты по сну говорят, что вы НИКОГДА не должны уступать, потому что единственный способ приучить ребенка – дать ему понять, что он НЕ «получит то, что хочет». (Приучение – это метод работы ученых с подопытными крысами). Но если ваш малыш спокоен и удовлетворен, ночные пробуждения и погружения обратно в сон становятся для него привычными.

Этот способ, в отличие от приучения, дает ребенку возможность постепенно привыкнуть. Конечно, его осуществление требует бОльших временных затрат, но он дает реальные стабильные достижения. Пребывание в расстроенных чувствах очень сильно возбуждает, что в свою очередь мешает погружению в сон. Будьте терпеливы и великодушны в общении со своим малышом.

Прежде, чем приступить к действию:

Поддержание благоприятных условий для засыпания ребенка, то, что мы, специалисты по сну, называем «окном в сон», может само по себе творить чудеса.Окно в сон – это тот волшебный отрезок времени, когда малыш готов легко погрузиться в мирный глубокий сон (в подходящих условиях). Вероятно, вы не раз видели, как происходит открытие окна в сон у вашего ребенка: остекленевший взгляд, позевывания или некоторые беспокойные движения (в зависимости от возраста) . Но в этот момент вы были заняты: доедали обед, меняли подгузник, пеленали, и окно с грохотом захлопывалось перед вашим носом! Одно пропущенное окно в сон может запустить в действие порочный круг коротких переутомленных дневных снов и сделать ночной сон более беспокойным. Однако у следования строгому расписанию (режиму) тоже есть свои минусы, потому что каждый ночной и каждый дневной сон имеет свои нюансы (особенно в первые 6 месяцев). При укладывании на сон «по режиму» мама постоянно сталкивается с тем, что малыш уже перевозбудился или еще не готов к погружению в сон.

Итак,нужно ли следить за признаками готовности ребенка ко сну или смотреть на часы, чтобы укладывание на сон совпало с «открытием окна в сон»? Ответ: важны оба варианта. Но как именно этим пользоваться? Смысл последовательной успешной «синхронизации окна в сон» заключается в подборе и сохранении оптимального «периода бодрствования»(время бодрствования между периодами сна, включающее также время, необходимое для укладывания ребенка на сон).

На моей страницеhttps://www.facebook.com/sciencemommy/?ref=hlв ФБ опубликованы формулы.

Также в отслеживании окон в сон, вам поможет ведение дневника. При многократном успешном повторении этих действий вам даже не придется побуждать ребенка, потому что он сам будет спать спокойнее с меньшим количеством пробуждений (длительность, разумеется, будет соотносима с возрастными нормами).

Другими словами, «период бодрствования» – единственный аспект, наиболее существенным образом определяющий время, когда вашему малышу снова будет необходимо погрузиться в сон, чтобы достичь его наилучшего качества. Представление о периодах бодрствования поможет вам предугадывать переутомление, не путая его ни с чем иным, потому что вы будете готовы реагировать на определенные сигналы готовности ко сну (однако, сигналы некоторых малышей достаточно непросто распознавать!).

Когда укладывать ребенка спать?

Знаете ли вы, что существует «окно в сон»? Это окно по-настоящему волшебное: стоит его найти, и ребенок тихо и спокойно засыпает за считанные минуты. Сказка? Нет! Самая настоящая реальность, которой может научиться любой родитель.

Почему важно не «перегулять»

От усталости многие дети начинают капризничать и плакать. Уснуть в таком состоянии сложно, ведь, чтобы уснуть, нужно как раз успокоиться и расслабиться.

Даже если родителям все же как-то удается уложить малыша, возбуждение не позволит ему спать долго. А после слишком короткого сна ребенок очень быстро снова устанет и начнет капризничать. К вечеру может получиться настоящий «снежный ком» – и долгая истерика перед ночным сном обеспечена.

Почему важно укладывать малыша не слишком рано

Если начать укладывать ребенка, когда он еще недостаточно устал, наиболее вероятны два варианта:

1. Малыш долго не может уснуть, постепенно раздражается, начинает протестовать против укладывания, капризничать, плакать… И в результате получаются все те же «перегуливание» и плохой сон.

2. Если темперамент ребенка спокойный, покладистый, он может легко уснуть, особенно после привычного ритуала укладывания. Но недостаток усталости не позволит ему спать долго. После слишком короткого сна ребенок вскоре снова устанет. В итоге опять возникнет тот же самый «снежный ком».

«Окно в сон»

Научитесь укладывать ребенка именно в тот момент, когда он уже устал и готов уснуть, но еще не переутомился. Ваш малыш будет засыпать с легкостью и удивительно быстро! Спокойные от природы дети часто засыпают буквально за пару минут, легко возбудимым, темпераментным может понадобиться минут 10–20.

Этот момент готовности ко сну и называется «окном в сон».

Как увидеть «окно в сон»

Ориентироваться при укладывании нужно на признаки усталости у ребенка. Бывает, мама видит, что ребенок устал, но перед сном нужно поесть, умыться, переодеться… Проходит немного времени – и все, «окно в сон» закрылось, началось возбуждение, теперь уже уснуть будет сложно.

На помощь вам придет знание приблизительного времени, которое может бодрствовать ребенок в том или ином возрасте без переутомления. К концу предполагаемого времени бодрствования нужно быть уже полностью готовыми ко сну, чтобы после появления признаков усталости немедленно начать укладывание.

Таблица времени бодрствования детей:

Важно!

Время бодрствования в таблице актуально для высыпающихся детей. Если у ребенка есть накопленный недосып или его предыдущий сон был слишком коротким, время бодрствования без переутомления сокращается. Подготовьтесь к укладыванию заранее и ожидайте проявления признаков усталости раньше обычного.

Когда мы говорим об успешном укладывании спать, мы имеем в виду, что ребёнок засыпает спокойно, без слёз, истерик, протеста и, что тоже важно, быстро.

Укладывание будет успешным, если оно осуществляется во время так называемого «окна в сон» – непродолжительного периода времени, когда совпадают потребность спать и способность ребёнка уснуть в спокойном состоянии.

Пропущенное окошко в сон – это путь в перевозбуждение, уложить спать из которого очень трудно, а когда это всё-таки удаётся, то дальше развивается, как правило, один и тот же сценарий. Пробуждение через 20–30 минут, слёзы, плач, безутешная истерика, а дальше – капризный и беспокойный ребёнок, не имеющий сил на развитие и познание мира, цепляющийся за маму, хнычущий, в дурном настроении отвергающий любую затею – от игры до супа, от прогулки до мыльных пузырей.

Научиться ловить окошко в сон – важнейшая задача и одновременно залог успеха в налаживании сна малыша. Для этого чрезвычайно важно вводить перед сном спокойное бодрствование, о котором мы уже говорили . Ведь именно оно даёт психике ребёнка возможность затормозиться, признакам усталости – проявиться, а маме – уложить детку спать быстро и спокойно.

Признаки усталости, однако же, зачастую становятся неуловимым фантомом, «охота» за которым бывает безрезультатной. Многие дети скрывают признаки усталости. Они активны и улыбчивы и будто бы полны сил, но вдруг, словно реле, переключаются в режим капризов и истерик, гневного отторжения и агрессивного поведения. Это значит, что признаки усталости были, но прошли незамеченными, потому что были скрыты активными действиями и событиями, или потому, что мама проглядела или не распознала сигналы ребёнка как призыв уложить его спать. А бывает такое, что первыми признаками усталости мама считает вторые, а то и третьи, а иногда даже признаки начавшегося перевозбуждения. В этом случае окошко в сон пропущено, начинать укладывание уже поздно.

Как отличить первые признаки усталости от последующих? В этом поможет чуткое мамино сердце и внимательный взгляд. Несколько дней, ориентируясь на возрастные нормы сна и бодрствования , посвятите пристальному наблюдению за малышом. Записывайте всё, что видите за час до сна, в том числе обстановку и предшествующие занятия или события. Да-да, записывайте, каким бы глупым занятием это вам ни казалось! В результате анализа собранной информации вы найдёте тонкую грань между быстрым и спокойным укладыванием спать на позитивной волне и долгими слезами и истериками перед сном. Изучите свои записи через несколько дней. (Возможно, прозрение настигнет вас раньше.) Ведь если бы всё было просто, у вас бы не было проблем со сном ребёнка, правда? И вы бы сейчас не читали эту статью. 🙂

Какие же признаки могут говорить о том, что малышу уже пора спать и что он готов к этому?

Конечно, их набор зависит от возраста ребёнка. Младенцы, детки так называемого четвёртого триместра беременности, то есть от рождения до 3–4 месяцев, проявляют в качестве таких признаков не только привычные для каждой мамы (1) поисковые движения. Они могут (2) сжимать кулачки или (3) сосать пальцы. Также на готовность ко сну детей первых месяцев жизни могут указывать (4) недовольные гримасы или (5) плохо фокусируемый взгляд. Нередко родители отмечают (6) резкие движения ручками и ножками, ребёнок будто выбрасывает их вверх, словно стряхивая остатки энергетического заряда своей батарейки. Это верный признак: пора.

У деток постарше набор признаков более разнообразный. Наблюдая и анализируя, помните, что каждый из этих признаков может быть как первым, так и вторым или третьим. 🙂 И только вы сможете сказать, как именно дело обстоит в вашем случае.

Малыш банально выглядит усталым. Без особых сложностей и маскировочных вуалей. Вот вы смотрите на него и видите: он сонный. Возможно, его лицо становится более бледным, глаза тускнеют, вокруг них проявляются тени.

Малыш трёт глаза. Просто и очевидно.

Малыш сильно зевает. Тоже не бином Ньютона. 🙂

Малыш дёргает себя за ухо или трёт ушки.

Застывший взгляд. Краткий или долгий несфокусированный взгляд в никуда – признак усталости.

У малыша портится настроение. Вот он жизнерадостно улыбался вам пять минут назад, а сейчас хмур и не весел, словно тучка закрыла ваше солнышко.

Малыш становится раздражительным. Он менее терпим к изменениям, более эмоционально реагирует. Быстрее начинает скучать, удерживает интерес к игре всё сложнее. Малыш хнычет и капризничает.

Малыш более нервозен. Внезапный шум, свет, неожиданное действие кого-то из домашних вызывает острую реакцию вплоть до нервных подёргиваний. Малыш плачет по пустякам – это уже скорее признак накопленной усталости.

Ребёнок становится неуклюжим. Он падает, покачивается из стороны в сторону, роняет вещи, толкается или даже может пораниться, ушибиться во время игры.

Малыш становится безразличным, теряет интерес к игре, людям. Он отворачивается во время игры, общения.

Малыш липнет к вам и не слезает с рук или, наоборот, в отличие от обычного, не желает обниматься вовсе.

Малыш становится менее подвижным и активным.

Малыш, напротив, становится слишком подвижным, возбуждённым, «заигрывается». Чаще всего так проявляется уже начавшееся перевозбуждение.

Что делать, если вы пропустили первые признаки усталости?

Оцените состояние ребёнка и его сигналы. Если он переутомлён, но волна возбуждения ещё не уползла далеко вверх, немедленно переходите к укладыванию. Можете пренебречь ритуалом – воспринимайте происходящее как экстренную эвакуацию. Когда надо срочно спасаться из дома, немытую посуду можно и оставить. 🙂

Если ребёнок ушёл в перевозбуждение, немедленно переходите к спокойному бодрствованию, замораживайте активность и ловите признаки усталости повторно. Если вы всё делаете правильно, они не заставят себя ждать. Но будьте бдительны! Не пропустите их в этот раз!

Помните, что ребёнок в возрасте до трёх лет физиологически не способен сам себя успокоить. Развитие его нервной системы таково, что сейчас процессы возбуждения в ней преобладают над процессами торможения. А это означает, что вы должны помочь ему в этом непростом деле. За сорок минут до дневного сна и за час до ночного снижайте активность, прекращайте возбуждающие занятия, выключайте телевизор, компьютер, планшет. Приглушите свет. Говорите тихо. Посвятите это время спокойным делам и подготовке ко сну. Если вы соблюдаете эти простые правила, то признаки усталости не пройдут незамеченными, и вы сможете уложить малыша спать легко и приятно.

Добрых вам ночей и сладких снов! До встречи в новых статьях и обзорах!

Коуч проекта «Система Здорового Детского Сна» Анна Ашмарина