Опрос: конфликты в коллективе. Из-за чего возникают конфликты на работе


Мы провели опрос среди пользователей «Хабра» и «Моего круга», в котором приняли участие более 3800 респондентов. Вопросы были самые разнообразные, но цель одна - выяснить, как, почему и с кем конфликтуют программисты, дизайнеры, менеджеры и другие работники IT.

Какова ваша специализация?

Кто именно принимал участие в опросе - мы постарались охватить все профессии и направления работы электронного фронта, разбив разработчиков на наиболее представительные группы.

Случаются ли у вас конфликты с коллегами?

Кто из ИТ-специалистов самый конфликтный?

Больше всего конфликтов с коллегами у менеджеров, администраторов и дизайнеров: два из трёх специалистов этих сфер деятельности говорят о том, что у них бывают конфликты. Скорее всего, это связано с необходимостью работать и взаимодействовать с бо льшим количеством коллег.

Меньше всего конфликтов у разработчиков, особенно у фронтендеров и бэкендеров: только один из двух специалистов этих сфер деятельности указал, что у них бывают конфликты.

Как часто у вас случаются конфликты и какого масштаба они были за последний год?

В основном, конфликты нечастые и решаются в тот же день. Тем не менее, у каждого десятого они бывают часто и длятся по долгу. Кто-то вообще идёт в офис, как на сражение.

Остаются ли у вас неприятные ощущения от конфликта и приносили ли вам конфликты серьёзные последствия?

Для каждого третьего конфликты сопряжены с долгим переживанием негативных эмоций: от дня и более. А ведь это не может не сказываться на производительности. Тем не менее, о серьезных последствиях говорит только каждый пятый. Возможно, люди просто предпочитают «не жаловаться».

Какую позицию вы чаще всего занимаете в конфликте?

Подавляющее большинство старается аргументированно доносить свою точку зрения. Тем не менее, каждый пятый иногда всё же склонен повышать голос. А каждый десятый вообще склонен игнорировать конфликтующую сторону и отмалчиваться.

Какие действия вы предпринимаете после конфликта?

Каждый второй даёт конфликтующей стороне второй шанс и продолжает общаться как и раньше. Каждый десятый предпочитает жаловаться руководству. Также каждый десятый вынашивает планы мести. Есть также и немного тех, кто предпочитает разбираться в ситуации даже за пределами офиса.

Из-за чего у вас чаще всего случаются конфликты?

Большинство ИТ-специалистов конфликтуют по поводу рабочих задач, по которым не могут договориться. Три-четыре из пяти специалистов называют именно этот пункт в качестве возможной причины конфликтов.

Следующий по частоте источник конфликтов - когда кто-то не выполняет взятых на себя обязательств. В большинстве сфер деятельности каждый второй называет это возможной причиной конфликтов. Однако для администраторов и менеджеров невыполнение обязательств является таким же или даже гораздо более частым источником конфликтов, чем споры по поводу проекта.

Администраторы, тестировщики и разработчики ПО чуть чаще других указывают в качестве потенциального источника конфликта причины, не имеющие прямого отношения к работе. Об этом говорит каждый пятый в этих сферах деятельности. Скорее всего, в основном это личностные факторы.

А менеджеры и дизайнеры чаще других сталкиваются с проблемами субординации - каждый шестой из них говорит про подобные конфликты.

Конечно, всегда находятся и те, кто отрицает собственную вину в возникновении сложной ситуации.

С кем у вас чаще всего случаются конфликты?

В большинстве сфер деятельности конфликты чаще всего случаются с разработчиками. О таких конфликтах говорит в среднем каждый второй. Меньше всего конфликтов с разработчиками у дизайнеров и администраторов. Тут только каждый третий говорит о подобного рода непонимании.

Для большинства сфер деятельности конфликты с менеджерами случаются с приблизительно одинаковой частотой: о них говорит каждый второй. Чуть меньше конфликтуют с менеджерами сами менеджеры и администраторы. А меньше всего конфликтов с менеджерами у тестировщиков. Тут только каждый шестой обозначил менеджера как возможную сторону конфликта.

С дизайнерами больше всего конфликтуют мобильные разработчики и фронтендеры. О таких конфликтах сообщает каждый третий из них. И это понятно - эти разработчики по роду своей деятельности напрямую связаны с результатами труда дизайнеров.

С офисной администрацией больше других конфликтуют администраторы, менеджеры и разработчики ПО. Среди администраторов два из пяти говорят о таких конфликтах.

Со специалистами по кадрам опять же больше других конфликтуют администраторы и менеджеры. Каждый десятый среди них говорит о такого рода конфликтах.

Также чуть более высокий, нежели в среднем, процент отрицания конфликтности среди администраторов и разработчиков ПО.

С сотрудниками какого ранга у вас бывают конфликты?

Во всех сферах деятельности большинство конфликтов происходит с коллегами. Каждый второй или третий из пяти говорит об этом. Исключением выступают администраторы, они в основном конфликтуют с сотрудниками других отделов и с руководителями, а о конфликтах с коллегами говорит только каждый третий.

С подчинёнными больше других конфликтуют менеджеры. А меньше всего дизайнеры и разработчики мобильных приложений.

А вот конфликт дизайнера с самим собой, судя по всему - следствие обострённого чувства прекрасного.

Комфортно ли вам работать в текущей команде и насколько вероятно вы станете менять место работы, потому что вам не нравится коллектив?

Подавляющее большинство чувствует себя комфортно в текущем коллективе. При этом каждый третий склонен поменять место работы в случае серьёзного конфликта или высокой степени неудовлетворенности коллективом.

Какие негативные оценки от коллег вы получали?

Не знают ничего о негативных оценках по отношению к себе более половины (55%) респондентов. Каждый пятый неразговорчивый. Каждый шестой со странным чувством юмора. Каждый восьмой неорганизованный. Каждый десятый неприветливый.

Какие положительные оценки от коллег вы получали?

Не знают ничего о положительных оценках по отношению к себе гораздо меньше - всего 30%. Два из пяти умные или ответственные. Каждый четвертый инициативный. Каждый пятый внимательный или общительный. Каждый шестой позитивщик.

Относитесь к коллегам с пониманием!

Все диаграммы подготовлены с помощью сервиса

Нейт Региер - клинический психолог и эксперт по трансформационной коммуникации - в книге с говорящим названием «Конфликт - это подарок» раскрывает тему разногласий. Давайте разберёмся в том, почему возникают конфликты и какую пользу они могут принести.

Что такое конфликт

На самом базовом уровне конфликт - это разрыв между нашими желаниями и тем, что происходит с нами в действительности. Конфликт подстерегает нас повсюду. Скажем, я хочу получить свой латте до 7:50, чтобы не опоздать на работу, но в Starbucks, как назло, длиннющая очередь. Я хочу, чтобы моя команда сплотилась вокруг нашего стратегического видения, а у ребят, видите ли, много вопросов. Мне нужно завтра чувствовать себя отдохнувшим, но сегодня вечером я хочу задержаться у телевизора, посмотреть три эпизода моего любимого сериала на Netflix. Я хочу, чтобы отметили мою упорную работу над проектом, а получаю от клиента критику. Я убеждаю себя в правильности принятого решения, но мое нутро сжимается в тисках сомнений.

Что происходит, когда возникает конфликт? Каким органом вы его чувствуете? Учащается ли сердцебиение? А как ведет себя желудок? вы ощущаете жжение или тяжесть? возможно, руки становятся холодными и липкими, а к шее приливает жар. Или волосы на загривке встают дыбом? Может быть, вы замечаете путаницу в мыслях или всплеск эмоций. Кто-то замыкается в себе. Кто-то буйствует. Некоторые научились принимать это как должное. Но для большинства из нас конфликт - это, конечно, стресс. И чем серьезнее конфликт, с которым мы сталкиваемся, тем сильнее его эмоциональное, физическое и психологическое воздействие на нас.

Конфликт порождает энергию

Прежде чем дать положительную или отрицательную оценку роли конфликта, разобраться в том, как на него реагировать, важно понять, что конфликт порождает энергию. И она проявляется в самых разных формах. вас может захлестнуть поток мыслей и фантазий о том, что делать дальше. У кого-то учащается сердцебиение и краснеет лицо из-за повышения уровня кортизола в крови. Кто-то испытывает непреодолимое желание дать отпор или сбежать.

Конфликт вырабатывает энергию, тут все просто и ясно. Конфликт неизбежен. На самом деле я готов утверждать, что конфликт - это часть великого вселенского замысла. И я убежден, что он необходимая составляющая человеческого существования. Люди созданы непохожими друг на друга. Именно поэтому у нас разные потребности, желания и стремления. Конфликт возникает, когда они сталкиваются.

Конфликт - это энергия. Он неизбежен. Остается только решить: что делать с энергией конфликта? Куда ее направить?

Куда направить энергию?

Наш многолетний опыт работы с межличностными конфликтными ситуациями показывает, что при их возникновении люди вступают в борьбу. И расходуют энергию на эту битву, которая обычно принимает одну из двух форм: мы боремся «против» или «за».

Борьба «против» - это процесс противостояния и разрушения. Здесь приходится принимать чью-то сторону, создавать враждующие лагеря, рассматривая противостояние исключительно с точки зрения победы или поражения, в противоборстве решая проблему несоответствия между тем, что мы хотим, и тем, что получаем. Борьба «против» ведется повсюду. В политике и религии. В новостях. В социальных сетях. Достаточно прочитать любой пост на Facebook, чтобы составить представление о том, как самоуверенные, нравоучительные, предвзятые и догматичные суждения создают атмосферу непримиримой борьбы «мы против них». Борьба «за» - это процесс взаимного сближения и созидания. в этом случае мы смотрим на решение любой проблемы как на улицу с двусторонним движением, выбираем беспроигрышную стратегию и принимаем общую ответственность за устранение противоречия между тем, что мы хотим, и тем, что имеем.

Каждый человек способен трансформировать энергию конфликта в созидательную силу.

Величайшие агенты перемен, сделавшие огромный позитивный вклад в историю человечества, практиковали именно такое сострадание. От Ганди до Манделы, от матери Терезы до Мартина Лютера Кинга - все они боролись за, а не против.

Конфликт с посетителем (от лат. conflictus - столкновение) - обострившееся противоречие во взаимоотношениях торгового персонала с посетителем магазина, нарушение нормального течения диалога, сопровождающееся взаимными упреками и обвинениями, оскорблениями и угрозами.

Конфликты с клиентами в сфере торговли и обслуживания - неизбежны. Разумеется, они всегда тяжело переживаются и сопровождаются стрессами. Однако нельзя видеть в конфликтах только отрицательную сторону. Конфликты многому учат! Их успешное разрешение позволяет торговому персоналу выявить и устранить ряд недостатков в своей работе.

Особенности конфликта продавца с посетителем определяются, прежде всего, тем, что он протекает в рамках мобильного общения. Поэтому этот конфликт может вспыхнуть внезапно и продолжаться всего несколько минут. Его динамика скоротечна.

Однако из этого не следует, что такой конфликт переносится легче. Важна не его хронологическая длительность, а психологическая напряженность и значимость этого события.

Сердцевину конфликта составляет столкновение интересов, позиций, требований участников общения. Они выдвигают взаимные упреки и обвинения, решительно отвергают доводы друг друга, сознательно идут на обострение ситуации. Нарушается нормальное течение диалога. Собеседники превращаются в неуступчивых оппонентов.

Обстановка мобильного общения провоцирует оппонентов к незамедлительной реакции и поспешным действиям. Здесь нет времени обдумывать каждый свой шаг, просчитывать возможные последствия. Многое здесь совершается спонтанно, в запале борьбы.

Случается, что конфликтующие стороны готовы прибегнуть к взаимным оскорблениям и даже угрозам. Понятно, что разросшийся конфликт приводит к срыву покупки.

Каковы причины возникновения конфликтов между продавцами и посетителями?

Прежде всего, предпосылкой возможных конфликтов между ними является определенная противоположность их экономических интересов: продавец заинтересован в том, чтобы выгоднее продать свой товар, покупатель - чтобы купить товар лучше и дешевле.

Поэтому неизбежна некоторая настороженность сторон друг к другу, изначальная предубежденность. На таком социально-психологическом фоне конфликты возникают достаточно легко.

Причины конфликтов можно условно разделить на две группы: объективные причины и субъективно-личностные.

К объективным причинам-условиям отнесем следующее:

♦ неудобное расположение прилавков и касс;

♦ теснота и духота в магазине;

♦ плохое освещение в торговом зале;

♦ низкое качество товаров;

♦ отсутствие упаковочного материала;

♦ отсутствие сдачи у кассира;

♦ загруженность продавцов из-за наплыва посетителей;

♦ невозможность внимательно и подробно ознакомится с продукцией;

плохие условия для демонстрации вещи или устройства в работе.

Устранение подобных причин от продавца непосредственно не зависит. Это те объективные внешние факторы, которые могут вызвать недовольство и возмущение посетителей, а персонал поставить в затруднительное положение.

Сегодняшний российский потребитель быстро привыкает к комфорту. Любые малые неудобства, испытываемые в магазине, могут спровоцировать конфликт.

К субъективно-личностным причинам следует отнести некоторые особенности поведения посетителя, и продавца:

♦ агрессивность, раздражительность и усталость людей;

♦ их плохое самочувствие;

♦ пренебрежительное отношение к собеседнику;

♦ грубость и бестактность в общении;

♦ невнимательность друг к другу.

Устранение этих причин зависит от волевых усилий и продавца, и посетителя, от их общей культуры и способности к самоконтролю. Конфликт продавца с посетителем носит обычно ситуативный характер, не имея какой-либо предыстории. Эти люди впервые вступили в контакт и не имеют по отношению друг к другу накопившихся обид.

Конфликт в общении продавца и посетителя, как правило, возникает из-за малозаметного эпизода - небольшой ошибки или неточности в действиях торгового работника, например:

♦ продавец ничего не ответил на вопрос посетителя;

♦ посетителя обидела (оскорбила) реплика продавца;

♦ посетителю не понравился тон продавца, его насмешливый взгляд, ироничная улыбка;

♦ посетителю показалось, что продавец обслуживает его с подчеркнутой медлительностью;

♦ продавец посчитал, что требования клиента выходят за рамки правил торговли;

♦ продавцу показалась оскорбительной манера обращения к нему посетителя;

♦ продавец заподозрил посетителя в попытке похитить товар.

Неблагоприятное совпадение объективных и субъективно-личностных причин создает удобную почву для возникновения конфликта. Если конфликт не удалось предотвратить, продавцу надо умело и быстро преодолеть его. Все зависит от тактики поведения продавца в конфликтной ситуации. Она может быть различной.

Игнорирование

Тактика игнорирования заключается в том, что продавец никак не реагирует на эмоциональную вспышку посетителя, делая вид, что ничего особенного не происходит. Не отвечает на упреки, обвинения, выпады оппонента.

Невозмутимое спокойствие, нежелание выяснять отношения является иногда хорошим средством. Посетитель успокаивается и нормальный диалог восстанавливается.

Однако в некоторых случаях невозмутимость продавца еще больше распаляет противоположную сторону. Агрессивность клиента не снижается, а возрастает.

Приспособление и уступка

Эта тактика проявляется в готовности продавца уступить посетителю, согласиться с его требованиями и претензиями (даже в том случае, если они являются необоснованными).

Продавец принимает «огонь на себя», старается сохранить деловой настрой завязавшегося разговора.

«Извините, я просто не расслышал Вашего вопроса».

«Хорошо. Если Вы так настаиваете, я распакую товар, хотя это и не положено».

«Что Вы? Никто не хотел Вас обидеть, - просто у меня сегодня очень болит голова».

Продавец пытается сгладить возникшие противоречия, приспособиться к поведению «взбунтовавшегося» посетителя.

Активное противодействие и ответная агрессия

Суть этой тактики в решимости продавца дать отпор посетителю. Никаких уступок и компромиссов! Продавец теряет самообладание и не стесняется в выражениях.

«Какое право Вы имеете разговаривать со мной таким тоном?».

«Вы лучше на себя посмотрите!».

«Подумаешь, напугал! Жалуйся, сколько хочешь!».

«Не нравится - не покупайте. Вас никто не заставляет».

«На вас, на всех не угодишь!».

Продавец оказывается во власти таких чувств, как обида, возмущение, гнев. Он уже не пытается уладить возникшее недоразумение. Его ответная агрессия используется как средство самозащиты.

Такая тактика иногда дает неожиданный результат: посетитель, получив резкий отпор, стихает и умеряет свой пыл. Но чаще всего агрессивная реакция продавца подливает масла в костер конфликта.

Поиск путей к сотрудничеству

Это наиболее конструктивная тактика поведения в конфликтной ситуации. Продавец не остается пассивным и безучастным, но его активность не направлена на организацию отпора оппоненту. Продавец стремится выяснить истинную причину возникшего столкновения и достичь договоренности с посетителем.

Ставится цель - преодолеть конфликт таким способом, чтобы сохранить и укрепить сотрудничество с партнером, вернуть диалог в русло делового обсуждения.

В чем-то приходится уступить посетителю, где-то настоять на своем - твердо, но вежливо. В какой-то момент выясняется, что нужно дать дополнительные разъяснения, привести более подробную аргументацию.

Для снятия напряженности полезными могут оказаться доброжелательная улыбка, мягкая и спокойная интонация, укоризненный взгляд, прощающий жест.

Восстановление конструктивного общения происходит успешнее, если продавец не видит в оппоненте враждебно настроенного человека, противника, которого надо любой ценой подавить. Посетитель должен почувствовать, что никто не намерен с ним бороться, тем более унижать его достоинство. Он должен ощутить стремление сотрудников магазина найти приемлемый для обеих сторон выход из создавшейся ситуации. Данная тактика поведения в наибольшей степени соответствует идеологии торговли-сотрудничества.

Этапы преодоления конфликта

Первый этап условно можно назвать временным отступлением. Продавец терпеливо выслушивает все, что ему высказывает негодующий посетитель, и не возражает ему, отступает под натиском агрессивно настроенного оппонента.

На этой стадии конфликта надо дать возможность посетителю полностью выговориться, израсходовать весь свой гнев.

Второй этап характеризуется мягким сопротивлением со стороны продавца. Он уже понимает суть претензий и недовольства посетителя, догадывается о причинах его эмоциональной вспышки и постепенно начинает излагать свою позицию.

На третьем, этапе - этапе разрешения противоречий - происходит устранение или, по крайней мере, смягчение причин, вызвавших конфликт, осуществляются конструктивные действия, позволяющие удовлетворить претензии покупателя. Опытному продавцу удается снять эмоциональное напряжение возникшей ситуации.

Четвертый этап - это послесловие, когда у всех участников конфликта произошла эмоциональная разрядка. Они оценивают результаты достигнутых договоренностей, последствия происшедшего.

Последствия конфликта продавца с посетителем

Последствия могут быть разными. В одних случаях конфликт не находит быстрого позитивного разрешения. Посетитель не только отказывается от покупки, но и уходит из магазина обиженным, раздраженным, разгневанным.

Скорее всего, он уже никогда сюда не вернется. Это потерянный клиент. Кроме того, свое негативное отношение к данному торговому предприятию он передаст и своим близким, знакомым, сослуживцам. Неудачный конфликт с одним посетителем отпугивает от магазина несколько потенциальных покупателей.

В других случаях конфликт находит быстрое и конструктивное разрешение. Несмотря на все перипетии, покупка-продажа осуществляется. Покупатель в итоге доволен. Не исключено, что его доверие к данной торговой фирме еще более укрепилось.

Конфликт – это неотъемлемая часть общественных, политических, экономических отношений, а также межличностного взаимодействия, и от того, насколько полными будут знания о конфликтной ситуации, напрямую зависит ее исход, благоприятный для обеих сторон.

Конфликт – это проявление противоречий между двумя субъектами, и наиболее острый способ их решения.

Противоборствующие силы участников конфликта всегда вызывают определенное напряжение, и с этой точки зрения, конфликт – способ его разрядки, выход из сложившихся обстоятельств.

Существует несколько мнений о функциях и роли конфликтов в обществе:

  1. Общественное мнение оценивает конфликт как явление нежелательное. Однако такое отношение связано с распространенностью стереотипов: конфликт представляется как бытовая или рабочая неурядица, ссора, межнациональное противоборство, политический предмет спора и т.д.
  2. Однако конфликт не только неизбежен, но и социально полезен. Он имеет свойство оканчиваться и разрешаться тогда, когда появляются силы, возвращающие систему в состояние покоя, а значит, в самом конфликте заложены эти силы, призванные уравновешивать и стабилизировать ситуацию. К ним относят и дебаты, и дискуссии, и сделки, и компромиссы и др.
  3. Некоторые исследователи считают конфликт абсолютно естественной стороной общественных взаимоотношений. Наличие любого дефицита в обществе (что неизбежно) всегда провоцирует потребность увеличить долю собственных ресурсов, а в случае сражения за власть, лидерство, передовые позиции конфликт только усиливается.
  4. Считается, что конфликт в группе в некотором роде способствует сплочению ее участников, однако это можно утверждать только в отношении конфликтов, не противоречащих общегрупповым нормам и основам отношений участников группы.

Важно понимать, что в конфликте могут быть заинтересованы не столько его стороны, сколько третье лицо, и в этом случае позитивная функция конфликта исчерпывает себя – функции конфликта каждый участник оценивает по-своему.

Виды и типы

На основании способа разрешения конфликтов они делятся на два вида:

  1. Антагонистичные . Противоборство решается разрушением структур всех сторон или полным отказом сторон от участия, кроме той, что выиграла конфликт. К примеру, выигрыш в споре или выбор в органы власти;
  2. Компромиссные . Решение конфликта принимается с учетом той или иной пользы для обеих сторон. К примеру, за задержку сроков поставщик предлагает заказчику скидку на услуги и т.д.

На основании сфер проявления конфликты подразделяют следующим образом:

  • политические : борьба за власть;
  • социальные : противоречия в отношениях между людьми и группами, которые характеризуются усилением интересов — забастовки рабочих, пикеты и т.п.;
  • экономические : в основе конфликта лежат противоречия экономических интересов, борьба за льготы, ресурсы.
  • организационные : в основе конфликтов, как правило, регламентирование обязанностей как следствие иерархической структуры в организации.

На основании направленности конфликта их делят на два вида:

  • вертикальные : уменьшение объема власти сверху вниз. Например, в отношениях между начальником и подчиненным, головным предприятием и дочерним;
  • горизонтальные : взаимодействие происходит между сторонами, имеющими равный объем власти. К примеру, руководители соседних отделов на предприятии.

По степени выраженности конфликтные ситуации делят на две группы:

  • открытые : столкновение явно выражено: спор, ссора;
  • скрытые : выражение конфликта косвенное, агрессивные действия скрыты.

По числу участников конфликты делят на:

  1. Внутриличностные : столкновение мотивов личности одного и того же человека, чаще всего они характеризуются проблемой выбора. При этом выбор может быть обусловлен как нормами и требованиями общества, так и личной потребностью и желанием.
  2. Межличностные : столкновение может быть между человеком и группой, между двумя людьми.
  3. Межгрупповые : в этом случае сталкиваются две группы людей, объединенных по определенному признаку.

По затрагиваемым в конфликте потребностям выделяют две разновидности:

  • когнитивный конфликт – столкновение знаний, противоположных мнений и суждений;
  • конфликт интересов – в основе конфликта интересы группы или индивида.

Классификация и структура конфликта

Структурой конфликта является совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают его целостность. Обязательными компонентами конфликта являются:

  1. Участники конфликта . В эту категорию входят все лица, так или иначе принимающие участие в конфликте.
  2. Информационные модели у всех категорий участников.
  3. Предмет : проблема в основе конфликта, при этом она может быть как объективно существующей, так и субъективно представленной.
  4. Объект : повод конфликтной ситуации. Когда он оказывается на пересечении интересов, возникает непосредственно конфликтная ситуация.
  5. Микросреда, макросреда . Все условия системы, в которой находятся участники конфликта, которые позволяют сделать правильный вывод о причинах, течении конфликта и не выделять его в отдельное явление, а воспринимать как часть социальной ситуации.

Причины и условия возникновения

Причины возникновения конфликта весьма разнообразны и зависят от типа, количества участников, условий протекания и т.д.


К общим причинам, согласно которым формируется большинство конфликтных ситуаций, можно отнести:

  1. Естественное столкновение ценностей в процессе социального взаимодействия. При этом к ценностям могут быть отнесены духовные, материальные и пр.
  2. Недостаточно разработанная правовая база , позволяющая разрешать социальные противоречия в той или иной области, отсутствие четкого регламента.
  3. Острая нехватка благ, имеющих решающее значение в жизнедеятельности субъектов.
  4. Устойчивые стереотипы поведения и мышления, что чаще всего ведет к групповым конфликтам.
  5. Слабая информированность в определенных вопросах, касающихся предметов конфликта.

Участники и последствия

Участниками конфликта являются все субъекты, так или иначе принимающие участие в конфликтной ситуации: от непосредственных сторон до тех, кто оказывает влияние на его течение.

Участники делятся на:

  1. Основных – противоборствующие силы.
  2. Группы поддержки – оказывающие помощь, разделяющие взгляды и т.д.
  3. Других участников – стимулирующих конфликт, провоцирующих и т.д.

Последствия конфликта могут быть различными:

  1. Благоприятные . Это те, которые приемлемы для обеих сторон. Это дает участникам ощущение причастности к решению общей проблемы, а также позволяет строить перспективы на сотрудничество в дальнейшем.
  2. Дисфункциональные. К ним относят:
  • неудовлетворенность;
  • низкую степень сотрудничества;
  • неконструктивную, непродуктивную конкуренция с другими группами;
  • формирование мнения о другой стороне как о «враге»;
  • окончание взаимодействия сторон;
  • враждебность.

Стратегии поведения в конфликте

  1. Соперничество . Выбирающий данную стратегию, как правило, оценивает собственные интересы гораздо выше, нежели интересы оппонента. При этой стратегии активно используется авторитет, власть, жесткая позиция.
  2. Уход . Эта стратегия характеризуется низкой оценкой своих интересов и интересов оппонента. В сущности, это взаимная уступка.
  3. Уступка . В этом случае человек оценивает интерес соперника выше собственного, и жертвует личными потребностями.
  4. Компромисс . Он характеризуется балансом интересов и поиском вариантом выходов, удобных для обеих сторон.
  5. Сотрудничество . Такая стратегия характеризуется высокой оценкой обоих интересов, а также признанием ценности межличностных отношений.

Управление и способы разрешения

Управление конфликтом предполагает удерживание его в рамках, за границами которых возникает угроза для межличностных отношений, организации, группы и т.д. Умелое управление в ряде случаев помогает решить конфликтную ситуацию.

Существует несколько способов решения конфликтов:

  1. Уход, уклонение . Стремление избежать конфликта, а оказавшись в нем, отказ от обсуждений, переговоров и т.д. В ряде случаев такой способ разрешения приемлем, например, при необходимости проанализировать ситуацию, однако это является в некотором смысле откладыванием на более позднее время.
  2. Сглаживание . Это – демонстрация согласия с выставленными требованиями. К сглаживанию можно отнести обещания, извинения и т.д.
  3. Компромисс . Взаимная уступка, которая позволяет каждой из сторон выйти из конфликта удовлетворенными в той или иной степени.
  4. Принуждение . Это подавление одной из сторон, игнорирование ее интересов, мнения.
  5. Конфронтация . При этом способе решения каждый остается при своем мнении, настаивает на своем. В этом случае необходима третья сторона для более удачного разрешения.
  6. Сотрудничество – совместное преодоление возникшего разногласия.

Диагностика и прогнозирование

Прогнозирование конфликта – это предположение о возможности его возникновения и дальнейшего развития на основе имеющейся информации.

Многие внешние стимулы представляется возможным предвидеть и своевременно устранить, однако прогнозирование должно учитывать данные обо всех структурных элементах конфликта:

  • проблему;
  • отношения между сторонами, обстоятельства;
  • сигналы о возможном конфликте, их частота;
  • инциденты, конструктивные и деструктивные проявления, поведенческие реакции и т.д.;
  • состав участников или их личностные характеристики, индивидуальные склонности к вступлению в конфликтные ситуации.

Конфликты – обязательная сторона любых взаимоотношений, включая трудовые, экономические, социальные и пр., и в зависимости от сферы деятельности, направленности, характеристик сторон и других факторов выбираются различные стратегии поведения и оптимальные решения данных ситуаций.

Видео: Что такое конфликт

Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов. Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов - это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых - мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов .

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины - это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Структурно-организационные причины - их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

Функционально-организационные причины - как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

Личностно-функциональные причины - обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

Ситуативно-управленческие причины - являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Неблагоприятный социально-психологический климат - обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

Аномия социальных норм - это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты - ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала - появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

Конфликт поколений - как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

Коммуникационные барьеры - другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

Территориальность - относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре - если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» - по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива - возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

Респондентная агрессия - свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных - кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

Психологическая несовместимость - ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера и коллективе и т.д.

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

Оценка человеком поведения другого как недопустимого - характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает совё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию - возникает конфликтная ситуация.

Низкий уровень социально-психологической компетентности - проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту - возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

Недостаточная психологическая устойчивость - даёт о себе знать тогда, когда человек не способен на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте - один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось - начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.

Открытый период

Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:

Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виду череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.

ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.

Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.

ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.

Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.

ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.

Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.

ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда - если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.

Послеконфликтный (латентный) период

Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:

Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.

ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.

Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.

ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.

Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон . Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта - стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.

ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они - непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.

Подытожим урок : знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.

В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.