Основные стадии митоза. Деление клетки. Тесты и задания


Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился .

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об­ратные связи , несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные цен­тры продолговатого мозга - это центральное торможение , открытое рус­ским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.


Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень , определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.

У человека в отличие от животных условный рефлекс может вырабатываться не только на конкретные явления и предметы ок­ружающего мира (первая сигнальная система), но и на смысловое значение слова, обозначающее это явление или раздражитель (вторая сигнальная система).

Цель работы: выработать условный защитный (мигательный) рефлекс.

Оснащение: источник звукового раздражителя (можно использо­вать зуммер сотового телефона, колокольчик, детскую игрушку-пищал­ку), маленькая резиновая груша с гибкой трубочкой. Исследование про­водят на человеке.

Содержание работы. Усадите испытуемого на стул. Встав сбоку от него, направьте в угол глаза испытуемого трубку, соединённую с грушей. Подайте струю воздуха на склеру и рого­вицу (на грушу следует нажимать слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений). Отметьте наличие мигательного рефлекса. Подайте звуковой раздражитель; отметьте наличие или отсутствие ориентировочной реакции и мигательного рефлекса.

Проверив действие звука и струи воздуха в отдельности, приступайте к выработке условного рефлекса. Для этого приблизьте источник звука к уху и подайте звук, а затем струю воздуха до вы­работки стойкой условной реакции. Сочетания раздражителей повторяйте 10-15 раз с интервалом не менее 5 с.

Неожиданно для испытуемого подайте звук, но без раздражения воздухом. Наблюдающееся мигание свидетельствует об образова­нии условного рефлекса и нормальном формировании временных связей в коре большого мозга. Если мигания нет (это может го­ворить о неправильно проведенном опыте или некоторой инерт­ности в работе ЦНС), повторите сочетания ещё несколько раз и снова попробуйте изолированное действие звука.

Произнесите громко слово "звук". При нормальной работе второй сигнальной системы наблюдается ответная мигательная реакция.

Оформление протокола. Результаты опыта опишите и сделайте вывод.

Практическая работа №2

Условный зрачковый рефлекс

При выработке условного зрачкового рефлекса на звонок (первая сигнальная система) одновременно вырабатывается и условный зрачковый рефлекс на слово "звонок" (вторая сигнальная система).

Цель работы: выработать условный зрачковый рефлекс.

Оснащение: звонок, настольная лампа (или расположение стола около хорошо освещённого окна), небольшой ручной экран для затем­нения глаза испытуемого.

Содержание работы. Исследование проводят на испы­туемом с чёткой зрачковой реакцией на свет и светлой окраской радужной оболочки глаз. Усадите испытуемого напротив себя ли­цом к окну или настольной лампе. Предложите испытуемому за­крыть один глаз ладонью и поочередно, то закрывая, то открывая второй глаз экранчиком, убедитесь в наличии зрачкового рефлек­са на свет (при закрытии глаза экранчиком зрачок расширяется, а при отодвигании экранчика в сторону - суживается). Включите звонок и громко произнесите слово "звонок"; убедитесь в их ин­дифферентности по отношению к зрачковому рефлексу.



После этого приступайте к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок. Включите звонок и сразу же закройте глаз испытуемого экранчиком. Через 20-30с выключите звонок и отодвиньте экранчик от глаза испытуемого (во время всего опыта второй глаз остаётся закрытым ладонью). Через 1 мин снова включите звонок и закройте глаз экранчиком на 20-30 с, и т. д.

После 10-12 таких сочетаний неожиданно для испытуемого не сопровождайте очередное включение звонка затемнением глаза экранчиком. Наблюдайте условный рефлекс на звонок - расшире­ние зрачка несмотря на освещение глаза.

Закрепите выработанный условный рефлекс дополнительными 3-5-ю сочетаниями звонка с затемнением глаза. Затем вместо включения звонка неожиданно для испытуемого громко произне­сите слово "звонок", но без затемнения глаза. Наблюдайте расши­рение зрачка, т. е. условный зрачковый рефлекс на слово "звонок".

Оформление протокола. Дайте объяснение наблюдае­мым фактам.

Практическая работа №3

Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов

Тип нервной системы - совокупность свойств нервных процессов, которые определяются наследственными особенностями данного организма и приобретёнными в процессе индивидуаль­ной жизни.

Сила нервных процессов - способность клеток коры большого мозга сохранить адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.



Уравновешенность - одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния.

Подвижность - скорость перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

Типы высшей нервной деятельности и темперамента (по И.П. Павлову-Гиппократу)

Сильный - уравновешенный - подвижный (сангвиник).

Сильный - уравновешенный - инертный (флегматик).

Сильный - неуравновешенный - подвижный (холерик).

Слабый - неуравновешенный - малоподвижный и инерт­ный (меланхолик).

И.П. Павлов соотнёс каждый из этих типов с соответствующим темпераментом по Гиппократу. Между основными типами нерв­ной системы имеются переходные, промежуточные типы. Основ­ные свойства нервных процессов наследуются (генотип). Фено­тип - склад ВНД, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. Павлов связы­вал понятие генотип с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".

Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (ВНД), исходя из силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Оснащение: опросники.

Таблица 1. Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп. Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен). Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях. Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол -- в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка:

  • 1. Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса -- Клейна). Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти -- поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.
  • 2. Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект -- разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены. Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» -- поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки -- ласточка, от 6 месяцев до полутора лет. 1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса - Клейна

  • 2. симметричные шейные тонические рефлексы
  • 3. тонические лабиринтные рефлексы
  • 4. рефлекс Ландау

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами -- первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время -- оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии -- от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение - залог здоровья ребенка в будущем.

Развитие и рост живых организмов невозможен без процесса деления клеток. В природе существует несколько видов и способов деления. В данной статье мы кратко и понятно расскажем о митозе и мейозе, разъясним основное значение этих процессов, познакомим с тем, чем отличаются они, а чем схожи.

Митоз

Процесс непрямого деления, или митоз, чаще всего встречается в природе. На нём основывается деление всех существующих неполовых клеток, а именно мышечных, нервных, эпителиальных и прочих.

Состоит митоз из четырёх фаз: профазы, метафазы, анафазы и телофазы. Основная роль данного процесса - равномерное распределение генетического кода от родительской клетки к двум дочерним. При этом клетки нового поколения один к одному схожи с материнскими.

Рис. 1. Схема митоза

Время между процессами деления называются интерфазой . Чаще всего интерфаза гораздо длиннее митоза. Для этого периода характерны:

  • синтез белка и молекулы АТФ в клетке;
  • удваивание хромосом и образование двух сестринских хроматид;
  • увеличение числа органоидов в цитоплазме.

Мейоз

Деление половых клеток называется мейозом, оно сопровождается уменьшением числа хромосом вдвое. Особенность данного процесса состоит в том, что проходит он в два этапа, которые непрерывно следуют друг за другом.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Интерфаза между двумя этапами деления мейоза настолько кратковременна, что практически незаметна.

Рис. 2. Схема мейоза

Биологическим значением мейоза является образование чистых гамет, которые содержат гаплоидный, другими словами одинарный, набор хромосом. Диплоидность восстанавливается после оплодотворения, то есть слияния материнской и отцовской клетки. В результате слияния двух гамет образуется зигота с полным набором хромосом.

Уменьшение числа хромосом при мейозе очень важно, так как в противном случае при каждом делении число хромосом увеличивалось бы. Благодаря редукционному делению поддерживается постоянное число хромосом.

Сравнительная характеристика

Отличие митоза и мейоза состоит в продолжительности фаз и происходящих в них процессах. Ниже предлагаем вам таблицу «Митоз и мейоз», где указаны основные различия двух способов деления. Фазы мейоза такие же, как и у митоза. Подробнее узнать о сходствах и различиях двух процессов вы сможете в сравнительной характеристике.

Фазы

Митоз

Мейоз

Первое деление

Второе деление

Интерфаза

Набор хромосом материнской клетки диплоидный. Синтезируется белок, АТФ и органические вещества. Хромосомы удваиваются, образуются две хроматиды, соединённые центромерой.

Диплоидный набор хромосом. Происходят те же действия, что и при митозе. Отличием является продолжительность, особенно при образовании яйцеклеток.

Гаплоидный набор хромосом. Синтез отсутствует.

Непродолжительная фаза. Растворяются ядерные мембраны и ядрышко, формируется веретено деления.

Занимает больше времени, чем при митозе. Также исчезают ядерная оболочка и ядрышко, формируется веретено деления. Помимо этого наблюдается процесс конъюгации (сближение и слияние гомологичных хромосом). При этом происходит кроссинговер - обмен генетической информации на некоторых участках. После хромосомы расходятся.

По продолжительности - короткая фаза. Процессы такие же, как и при митозе, только с гаплоидными хромосомами.

Метафаза

Наблюдается спирализация и расположение хромосом в экваториальной части веретена.

Аналогично митозу

Тоже, что и при митозе, только с гаплоидным набором.

Центромеры делятся на две самостоятельные хромосомы, которые расходятся к разным полюсам.

Деление центромер не происходит. К полюсам отходит одна хромосома, состоящая из двух хроматид.

Аналогично митозу, только с гаплоидным набором.

Телофаза

Цитоплазма делится на две одинаковые дочерние клетки с диплоидным набором, образуются ядерные мембраны с ядрышками. Веретено деления исчезает.

По длительности непродолжительная фаза. Гомологичные хромосомы располагаются в разных клетках с гаплоидным набором. Цитоплазма делится не во всех случаях.

Цитоплазма делится. Образуется четыре гаплоидные клетки.

Рис. 3. Сравнительная схема митоза и мейоза

Что мы узнали?

В природе деление клеток отличается в зависимости от их назначения. Так, например, неполовые клетки делятся путём митоза, а половые - мейоза. Эти процессы имеют схожие схемы деления на некоторых этапах. Главным отличием является наличие числа хромосом у образованного нового поколения клеток. Так при митозе у новообразованного поколения диплоидный набор, а при мейозе гаплоидный набор хромосом. Время протекания фаз деления также отличаются. Огромную роль в жизнедеятельности организмов играют оба способа деления. Без митоза не проходит ни одно обновление старых клеток, репродукция тканей и органов. Мейоз помогает поддерживать постоянное количество хромосом в новообразованном организме при размножении.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 4199.