Особенности мировой транспортной системы. Общая характеристика мировой транспортной системы


Выше уже говорилось о роли транспорта как одной из главных инфраструктурных отраслей в нормальном, ритмичном функционировании мирового хозяйства. Как чуткий барометр хода развития этого хозяйства, транспорт отражает изменения, происходящие в географическом разделении труда, во взаимоотношениях производителей, покупателей и продавцов. Претерпев радикальные изменения под воздействием НТР («транспортная революция»), транспорт в 80-90-х гг. XX в. развивался в целом успешно, хотя и ему не удалось избежать кризисных явлений на рубеже 1997–1998 гг. Долговременные тенденции развития мирового транспорта свидетельствуют о расширении мировой транспортной сети, о повышении ее загрузки, об улучшении качественных показателей, о расширении совместной деятельности различных видов транспорта и др.
Одно из важнейших понятий, связанных с транспортом, – понятие о мировой транспортной системе, которое охватывает все мировые пути сообщения и все транспортные средства. Для характеристики мировой транспортной системы обычно используют три главных показателя: 1) сеть путей сообщения; 2) работу транспорта; 3) основные грузо– и пассажиропотоки.
Мировую транспортную сеть можно рассматривать с разных точек зрения. Интересно, во-первых, проследить динамику ее развития и, во-вторых, проанализировать современное состояние разных видов этой сети.
Динамику развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в. демонстрирует таблица 140.
Из приведенных в таблице 140 данных со всей очевидностью следует, что динамика развития отдельных видов транспортной сети в последние десятилетия различается довольно сильно. С одной стороны, длина ее старых видов – железных дорог и внутренних водных путей – стабилизировалась. С другой стороны, протяженность более новых видов транспортной сети – автодорог, трубопроводов и воздушных путей – продолжает довольно быстро возрастать. Графически соотношение отдельных видов транспортной сети в 2005 г. показано на рисунке 103.
Таблица 140



Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров.
Перевозку грузов можно измерять двояко. Во-первых, массой этих грузов, которая в мире еще в начале 1990-х гг. превысила 100 млрд т в год. Во-вторых, и это главное, грузооборотом, т. е. грузовой перевозочной работой, учитывающей не только массу, но и дальность перевозки грузов и измеряемой в тонно-километрах (т/км). Еще в начале 1950-х гг. мировой грузооборот составлял около 7 трлн т/км, а в 2000 г. он достиг уже 50 трлн т/км.
По мере роста грузооборота большие изменения происходили и в структуре. В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31 % мирового грузооборота, автомобильные – 7,5, внутренние водные пути – 5,5, морские – 52 и трубопроводы 4 %. Если сравнить эти данные с современными (рис. 104), то обращают на себя внимание уменьшение в перевозках грузов доли железных дорог и внутренних водных путей и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. Это объясняется тем, что именно морской транспорт, обладающий практически неограниченной пропускной способностью морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80 % международных – прежде всего межконтинентальных – перевозок. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта. (Однако при этом нельзя забывать и о том, что в действительности более 80 % всех грузов перевозит автомобильный транспорт, тогда как морской – лишь 3,5 %. Но поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 7–8 тыс. км, грузооборот последнего оказывается намного большим.)
Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезенных пассажиров и пассажирооборотом. В наши дни все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн пассажиров. Что касается пассажирооборота, то он увеличился с 2,5 трлн пассажиро-километров в 1950 г. до более чем 20 трлн пассажиро-километров в 2005 г. Это отражает заметно возросшую подвижность населения. В структуре пассажирооборота (рис. 104) внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту; в том числе 60 % всех перевозок осуществляется легковыми автомобилями. Особая роль автомобильного транспорта в пассажирских (да и в грузовых) перевозках объясняется его повсеместным распространением, гибкостью и маневренностью. Сеть автомобильных дорог можно сравнить с кровеносной системой организма.
Основные транспортные грузо– и пассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные «мосты», связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа – трубопроводный.



Перспективы развития мирового транспорта в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым прогнозам, в 2000–2015 гг. можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.
Мировая транспортная система не является внутренне однородной. Даже при самом генерализованном подходе ее можно подразделить на две подсистемы – экономически развитых и развивающихся стран, различающиеся очень сильно.
Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40 %, на железнодорожный – 25, а на остальные виды транспорта – 35 %.
Для этой подсистемы характерны также: большая густота транспортной сети, в первую очередь характеризующая обеспеченность ею, высокий технический уровень транспортной сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок с участием разных видов транспорта. В последнее время на первый план все более выходят требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, к увеличению их скорости, комфортности, к обеспечению безопасности. Все большую часть пассажирских и грузовых перевозок в этих странах осуществляют по принципу «точно в срок», что отражает возросшие требования клиентуры.
Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие параметры и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10 % мирового парка легковых и 20 % грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на железных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.
Наряду с таким двучленным подразделением мировой транспортной системы, в ней принято выделять и несколько региональных транспортных систем, каждая из которых имеет свои особенности. Эти особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, а также особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств региона.
Наиболее высокого уровня достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 1/3 общей длины всех мировых путей сообщения, а по протяженности автомобильных дорог, газопроводов эта доля еще больше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. В структуре ее внутреннего грузооборота 26 % приходится на автомобильный транспорт, 28 – на железнодорожный, 18 – на водный (речной и каботажный морской) и 28 % – на трубопроводный. Но особенно показательна структура внутреннего пассажирооборота, который на 81 % обеспечивается легковым автотранспортом, на 16 – воздушным и только на 2 – автобусным и на 1 % – железнодорожным. Хотя при этом очень большие размеры территории и США и Канады приводят к тому, что густота транспортной сети в них сравнительно невелика. Например, для железных дорог она составляет в США – 30, а в Канаде 5 км на 1000 км2 территории.
Региональная транспортная система зарубежной Европы по многим показателям, прежде всего по дальности перевозок, уступает системе Северной Америки, но зато намного превосходит ее по густоте сети и частоте движения. Как и в Северной Америке, здесь достигнут высокий уровень автомобилизации, большое развитие получили трубопроводный транспорт, воздушные перевозки, тогда как роль железнодорожного и внутреннего водного транспорта уменьшилась. Во внутреннем грузообороте Западной Европы на долю автомобильного транспорта приходится 67 %, железнодорожного – 19, водного – 8 и трубопроводного – 6 %. В пассажирообороте также заметно преобладает легковой автомобильный транспорт (54 %), за которым следуют железнодорожный (21), автобусный (17) и воздушный (8 %). А вот по густоте транспортной сети Западная Европа занимает первое место в мире: в Германии, во Франции, в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции, Дании она колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.
Транспортные различия в зарубежной Азии настолько велики, что в ее пределах правильнее было бы выделить несколько региональных транспортных систем: например, высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии и Пакистана, систему стран Юго-Западной Азии. То же относится и к Африке, где немалые различия существуют между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, к Латинской Америке. В Австралии сложилась своя региональная транспортная система. Однако густота транспортной сети во всех этих региональных системах значительно меньше, чем в Европе и Северной Америке. Лишь в некоторых странах она находится в пределах от 1 до 5 км, а в большинстве не достигает и 1 км на 1000 км2 территории.
Единая транспортная система СССР в известной степени сохранилась и в странах СНГ, образуя особую региональную систему. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по размерам грузооборота эта система занимает более видное место, прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. Россия по общим размерам грузооборота (4,5 трлн т/км) уступает в мире только США и Китаю. Однако в структуре этого грузооборота очень велика доля трубопроводного транспорта (55 %), за которым следует железнодорожный (41 %), тогда как на автомобильный транспорт приходится менее 1 %. Если же рассматривать не грузооборот, а перевозки грузов, то соотношение окажется в значительной мере другим: на железнодорожный транспорт приходится 42 %, трубопроводный – 36, автомобильный – 14 %. В структуре пассажирооборота России 40 % приходится на железнодорожный, 35 % – на автомобильный транспорт и 20 % – на воздушный. К этому надо добавить, что в 1990-егг. и грузооборот, и пассажирооборот транспорта страны очень заметно сократились.

Мировая транспортная система — совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств во всем мире.

  • весь транспорт, который осуществляет пассажиро- и грузоперевозки;
  • протяженность всех путей сообщения — автомобильных и железнодорожных дорог, морских и речных маршрутов, воздушные коридоры, а также трубопроводы;
  • компании и люди, задействованные в перевозках, а также все технические средства, необходимые для обслуживания существующей системы и ее развития.

Мировая транспортная система — это огромная структура. Чтобы ощутить ее масштаб, достаточно назвать лишь несколько цифр. Так, протяженность всех путей сообщения (без учета морских перевозок) составляет почти 50 миллионов километров. Количество человек, работающих в этой сфере — около 100 миллионов, что больше, чем население Германии, Великобритании, Франции и Италии. Ежегодно перевозится 100 миллиардов тонн грузов и более триллиона (!) пассажиров.

Распределение ролей в мировой транспортной системе

Распределение путей сообщения крайне неравномерно. Если взять суммарную длину в 50 миллионов километров, то она будет состоять из следующих пунктов:

  • автомобильные дороги — 32 млн км;
  • воздушные пути — 10 млн км;
  • трубопроводы — 1,9 млн км;
  • железные дороги — 1,3 млн км;
  • внутренние водные пути — 0,6 млн км.

Как видно, лучше всего развиты автомобильные дороги, и это неудивительно, если учесть, что машины сейчас являются самым популярным транспортом для перевозки грузов и пассажиров. Следует отметить то, что 80 процентов пассажиропотока связано именно с автомобилями. Причем, востребованность в них растет с каждым годом, а потому и первую строчку рейтинга машины вряд ли уступят в обозримом будущем. Большинство автомобильных дорог построено в развитых странах мира. Среди лидеров здесь Россия, США, Китай, Индия и Бразилия.

Поезда, а вместе с ними и железные дороги еще несколько десятилетий назад считались, чуть ли, не вершиной прогресса и самым лучшим транспортом. Но сейчас их популярность стремительно падает, и они вытесняются на задворки мировой транспортной системы. Хотя и по-прежнему востребованы, все-таки 1,5 миллиона километров нельзя просто взять и выкинуть за ненадобностью. Проблема в том, что железные дороги очень неравномерно распределены по планете. Большая часть инфраструктуры сосредоточена в развитых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада и Германия. Но есть немало государств, где местные жители поезда в глаза не видели.

Интересно, что по востребованности, а следовательно и по протяженности железные дороги уже уступают даже трубопроводам. Этот элемент мировой транспортной системы активизировался с развитием нефтяной и газовой отраслей. Это транспортировка углеводородного сырья посредством трубопроводов сейчас составляет более 10 процентов всех грузоперевозок.

И еще один не самый очевидный факт. Если лидерами в перевозке пассажиров являются автомобили, то больше всего грузов путешествует по морям, океанам, реками и озерам. Морскому транспорту принадлежит почти 2/3 отрасли. Самый главный бассейн для грузоперевозок — Атлантический океан. Именно по нему чаще всего идут товары с одного континента на другой. Альтернативой кораблям могли бы стать самолеты, но они берут на борт гораздо меньше грузов, да и их рейсы обходятся дороже. Среди внутренних маршрутов для водного транспорта стоит выделить Амазонку, Миссисипи, Енисей и Обь, а также рукотворные каналы, такие как Беломорско-Балтийский или Суэцкий. Соответственно и лидерами в этом сегменте транспортной системы являются США, Китай, Россия, Нидерланды и Франция.

  • Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
  • 3. Международная специализация производства
  • 4. Международная кооперация производства
  • Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
  • Отраслевая структура
  • Воспроизводственная структура
  • Демографическая структура
  • 4. Природно - ресурсная структура
  • Тема 4. Международная экономическая интеграция
  • Сущность и факторы развития экономической интеграции
  • 3. Главные интеграционные группировки мира
  • Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
  • 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
  • 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
  • 3. Промышленно развитые страны
  • 4. Развивающиеся страны
  • 5. Страны с переходной экономикой
  • Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
  • Глобальные проблемы мировой экономики
  • Глобализация мировой экономики
  • Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
  • Тема 7. Сущность международных экономических отношений
  • 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
  • 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
  • 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
  • 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
  • Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
  • 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
  • 2. Структура и классификация мировых рынков
  • Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
  • 1.Сущность и формы международной торговли
  • Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
  • Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
  • Тема 10. Основные теории международной торговли
  • 1. Меркантилистская теория международной торговли
  • 2. Классические теории международной торговли
  • 3.Неоклассические теории международной торговли
  • Тема 11. Ценообразование в международной торговле
  • 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
  • 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
  • Тема 12. Внешний рынок основных товаров
  • Структурные изменения в производстве обработанных товаров
  • 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
  • 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
  • Тема 13. Международная торговля услугами
  • Сущность и способы международной торговли услугами
  • Виды услуг в международной торговле
  • Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
  • Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
  • 1. Мировой рынок услуг связи
  • Мировая транспортная система
  • Тема 15. Международный технологический обмен
  • Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
  • 2. Мировой рынок технологий
  • 3. Типы технологий и основные способы их передачи
  • 4. Международное регулирование технологического обмена
  • Тема 16. Балансы международных расчетов
  • 1. Виды и балансы международных расчетов.
  • 2. Сущность и структура платежного баланса
  • Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
  • Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
  • Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
  • 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
  • Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
  • Основные формы международного регулирования мировой торговли
  • 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
  • 3. Структура и условия вступления в вто
  • Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
  • 1. Международная миграция рабочей силы
  • Основные направления международной миграции рабочей силы
  • 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
  • 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
  • Мировой рынок труда
  • Тема 20. Международная миграция капитала
  • Сущность и предпосылки вывоза капитала
  • 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
  • 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
  • Основные направления регулирования движения капитала между странами
  • Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
  • Сущность мирового рынка капиталов
  • 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
  • Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
  • 1. Сущность и типы международных корпораций
  • 2. Транснационализация банковского капитала
  • 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
  • 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
  • Тема 23. Свободные экономические зоны
  • Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
  • 2. Классификация свободных экономических зон
  • 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
  • Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
  • Международные валютные отношения и их участники
  • 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
  • 3. Валютный курс и факторы его определяющие
  • 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
  • 5. Валютная политика государства
  • Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
  • Международный валютный фонд и его функции
  • Группа Всемирного банка
  • 4. Региональные финансово-кредитные организации
  • Раздел III. Внешнеэкономические связи России
  • Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
  • 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
  • 2. Внешнеэкономическая политика
  • 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
  • Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
  • Особенности переходного периода в России
  • Природно-ресурсный потенциал России
  • Промышленно-производственные комплексы России
  • Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
  • 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
  • Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
  • Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
  • Россия и Европейский союз
  • Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
  • 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
  • 4. Россия и Содружество независимых государств
  • Россия в субрегиональном сотрудничестве
  • Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
  • Россия и международная торговля товарами
  • Россия и международный рынок труда
  • Россия в международном движении капитала
  • Содержание
    1. Мировая транспортная система

    Транспорт, в современных условиях, выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил, и обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов.

    Доля транспорта в ВВП большинства стран колеблется в пределах 4-9 %, а в занятости 3-8 %. Развитие мирового транспорта характеризуется ростом грузовых и пассажирских перевозок и путей сообщения. Однако рост перевозок опережает рост путей сообщения.

    Мировая транспортная система состоит из следующих видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, трубопроводный, внутренний водный и авиационный транспорт.

    По структуре мирового грузо - и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8 % грузооборота и 80 % пассажирооборота от общего мирового объема.

    Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франция. Самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий уровень автомобилизации в США – 600 автомобилей на 1000 жителей. Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.

    Быстрый рост грузовых перевозок автомобильным транспортом приводит к сокращению других видов транспорта, особенно железнодорожного и внутреннего водного, Это объясняется многими причинами, в том числе меньшей густотой их сети, их неспособностью без перегрузки обеспечить доставку товара от «двери к двери».

    На железнодорожный транспорт приходится 16 % грузооборота и 11% пассажирооборота. Наибольшая протяженность железных дорог в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.

    На трубопроводный транспорт приходится 11 % грузооборота. Лидерами по протяженности нефте - и газопроводов являются США и Россия. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России – это «Дружба», «Союз», «Прогресс» и др.

    Важной составляющей мировой транспортной системы, является морской транспорт, выполняющей межконтинентальные перевозки. На него приходится 62 % грузооборота. Морской транспорт обеспечивает 98 % внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90 % всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.

    По тоннажу морского флота лидирует следующие страны: Либерия, Панами, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся стран. Это связано с представлением так называемых дешевых флагов. Дело в том, что морские суда фиксируются по флагу регистрации. В этом случае ведущие позиции занимают страны открытой регистрации, относящиеся к развивающимся странам. Ведущими странами регистрации выступают Либерия, Панама, Багамы.

    Судовладельцы, регистрирующие свои суда под удобными флагами, получают преимущества в конкурентной борьбе за счет более низких налогов и заработной платы. Подобная практика создает проблемы для других судовладельческих компаний промышленно развитых стран.

    Речной транспорт, на который приходится 3 % грузооборота, наиболее развит в странах: США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидирует по грузообороту речного транспорта.

    В настоящее время широко используются суда типа «река – море», позволяющие доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов.

    На воздушный транспорт приходится 1 % грузооборота и 8 % пассажирооборота. Он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в странах: США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.

    Интенсивное развитие магистрального и местного транспорта привело к возникновению многовидовой транспортной структуре и усилению взаимодействия между отдельными видами транспорта. В огромной степени это достигается организацией контейнерных перевозок, за счет которых значительно повысилась эффективность использования транспорта, поднялась производительность труда.

    Смешанные перевозки подтолкнули транспортные компании к преодолению их сегментной разобщенности и способствовали процессу вертикальной интеграции всей транспортной индустрии. Наряду с другими факторами они привели к образованию многовидовых и общих транспортных компаний, которые распространяют свои услуги не только на перевозку, но и на многие сопутствующие операции.

    Все виды транспорта и все звенья транспортного процесса в их взаимодействии на национальном, международном, межконтинентальном и мировом уровнях составляют транспортную систему. В то же время транспортные системы различных группировок стран имеют существенные различия. В основном это выражается в разном уровне их развития и особенностях социально-экономической организации.

    Преобладающие позиции на рынках транспортных услуг занимает транспорт промышленно развитых стран. Транспортные системы развитых стран характеризуются следующими показателями:

    Общая протяженность транспортной сети составляет 78 % от мировой;

    На них приходится 74 % мирового грузооборота;

    Плотность транспортной сети составляет 50 – 60 км на 100 кв. км территории;

    Характеризуется высоким техническим уровнем;

    Тесным взаимодействием всех видов транспорта;

    Сложной конфигурацией транспортной сети;

    Высокой «подвижностью» населения.

    Характерными чертами транспортных систем развивающихся стран являются:

    Общая протяженность транспортной сети 22 % мировой;

    26 % мирового грузооборота;

    Плотность транспортной сети – 5- 10 км на 100 кв. км;

    Невысокий технический уровень;

    Преобладание одного - двух видов транспорта;

    Низкая «подвижность» населения;

    Преобладание транспортных линий, соединяющих главный центр с районами экспортной специализации.

    Транспортная система Российской Федерации является частью мировой транспортной системы. Россия обладает развитой транспортной сетью, включающей в себя 115 тыс. км железных дорог, 115 тыс. км внутренних водных судоходных путей, более 600 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 70 тыс. км магистральных нефте - и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов. В транспортную сеть России входят свыше 600 тыс. км воздушных лини и множество морских трасс различной протяженности.

    Под влиянием НТП в мировой транспортной системе постоянно происходят существенные изменения. В перспективе предполагается:

    Строительство на железнодорожном транспорте ряда новых, в основном скоростных, линий;

    Увеличение количества аэропортов и протяженности внутренних авиалиний;

    Для развития внутреннего водного транспорта в ряде стран проведение гидротехнических работ и реконструкции портов;

    Увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием.

    В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие, и создаваться новые средства и системы для бесперегрузочных сообщений.

      Международное регулирование транспорта и связи

    Регулирование транспорта и связи осуществляется на двух уровнях: межправительственном и экономических отношений компаний. При этом сотрудничество происходит как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В качестве основного средства международного регулирования выступают международные договоры и соглашения, которые дополняются образованием различных органов.

    Многосторонние межправительственные отношения осуществляются в рамках международных и региональных организаций. Так, общетранспортной международной организацией является Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Он изучает вопросы, связанные с развитием всех видов транспорта и связи в Европе, разрабатывает проекты международных конвенций и соглашений.

    В области морского транспорта ведущее место занимает межправительственная Международная морская организация (ИМО), которая занимается внедрением в практику оптимальных стандартов и норм, обеспечивающих безопасность человеческой жизни и имущества, координацией международно-правовых вопросов, связанных с техническими аспектами торгового судоходства и плавания рыбопромысловых судов.

    В сфере гражданской авиации примерно такими же вопросами занимается межправительственная Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Основная цель этой организации заключается в разработке принципов и методов международной аэронавигации и в содействии планированию и развитию международного воздушного транспорта.

    Координация деятельности автомобильного и железнодорожного транспорта на межправительственном уровне осуществляется в рамках региональных экономических комиссий ООН.

    В сфере связи регулирование осуществляется такими организациями как: Международный телекоммуникационный союз, Международная организация спутниковой связи «Интелсат», Почтовый союз северных стран и др.

    На уровне компаний и владельцев также осуществляется многостороннее регулирование в рамках международных неправительственных организаций. Важное место в их деятельности занимает ценовое и/или тарифное регулирование. По сути дела они нередко выступают как картели, созданные для поддержания уровня цен в определенных районах и направлениях.

    Так, в области авиационного транспорта известна Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), которая занимается разработкой и принятием рекомендаций по организации перевозок, а определение тарифов и их уровней возложены на региональные конференции по перевозкам.

    Подобная система существует и на морском транспорте, где известна Международная ассоциация судовладельцев. Помимо нее действует Международная палата судоходства. Тарифное регулирование также осуществляется в форме конференций.

    Судоходные конференции традиционно являются способом регулирования конкуренции, они носят региональный характер. В них участвуют владельцы судов разных стран, перевозящих грузы и пассажиров на определенных морских линиях.

    Дорожный транспорт регулируется Международным союзом дорожного транспорта (МАС) – это всемирная организация, которая занимается решением проблем автомобильного транспорта в 68 странах на четырех континентах. МАС защищает интересы отрасли, независимо от того, идет речь о перевозке пассажиров или товаров, представляет интересы всех операторов сферы автотранспорта.

    Проблемы унификации, совершенствования технических средств и эксплуатации, железных дорог решаются Международным союзом железных дорог (МСЖД). Это международная неправительственная организация – ассоциация железнодорожных компаний.

    Экономические отношения в системах транспорта и связи осуществляются в тесной взаимосвязи национальных и межгосударственных форм регулирования.

    Национальные, региональные и международные рынки услуг связи, мировая транспортная система, общетранспортная международная организация, международная морская организация, международная организация гражданской авиации, международный телекоммуникационный союз.

    Контрольные вопросы

      Какие страны занимают ведущие позиции в мире по оказанию услуг связи?

      Раскройте преобладающие тенденции на рынке телекоммуникационных услуг.

      Из каких видов транспорта состоит мировая транспортная система?

      Как осуществляется международное регулирование услуг транспорта и связи?

    География транспорта мира. Структура и размещение транспортного комплекса России. Железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный транспорт – формирование и направление грузопотоков.

    Общая характеристика мировой транспортной системы

    Транспорт – особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта .

    Основные виды современного транспорта – железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

    Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью следующих показателей: длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в общем грузообороте .

    Если говорить о мировой транспортной системе, то быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского и ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

    Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в странах с развитой экономикой. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Страны Африки, Азии и Латинской Америки гораздо хуже обеспечены транспортом, поскольку уровень развития их экономики ниже.

    Среди региональных транспортных систем особо выделяются система

    Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта;

    транспортная система Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения;

    единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

    В остальных регионах мира – в странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).


    В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети:

    Растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра;

    Идет дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно водным каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, построена Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.);

    Идет формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), формирование трансконтинентальных контейнерных «мостов», представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский: Япония – Восточное побережье США, Трансамериканский: Западная Европа – Ближний и Средний Восток);

    Идет создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, через Россию проходят два транспортных коридора:

    Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород,

    Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

    Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта – перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность – регулярность движения независимо от погоды и времени года.

    Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в странах с развитой экономикой.

    По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5 тыс. км), Канада (85 тыс. км), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

    По густоте сети железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.

    По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции 65%, в Италии, Австрии и Испании более 50%, в России 43%).

    В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

    По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия,

    по пассажирообороту Япония (395 млрд пасс-км), КНР (354 млрд пасс-км), Индия (320 млрд пасс-км), Россия (192 млрд пасс-км), Германия (60 млрд пасс-км).

    В ряде развитых стран (США, Япония, Германия, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги.

    Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т.е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

    Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

    Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в странах с развитой экономикой. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).

    Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту авто­мобильного транспорта первое место занимают США.

    В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

    Трубопроводный транспорт , сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), России, Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (здесь сосредоточено более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

    Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

    Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж – это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток – Новороссийск, Новороссийск – Архангельск). Малый каботаж – перевозки между портами одного моря (Новороссийск – Туапсе).

    По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте . Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

    Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

    Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн брутто-регистровых тонн (БРТ) .

    Самые большие флоты имеют Панама (72 млн БРТ), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн БРТ). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, Германии), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

    Примерно 40% всего флота мира – танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти – из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

    Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан , по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США). Много крупных портов и на берегах Тихого океана (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя (Япония), Шанхай (КНР), Пусан (Республика Корея), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада) и др. Индийского океана (Карачи (Пакистан), Бомбей и Калькутта (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и др.

    Наряду с универсальными есть порты специализированные:

    по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), Амуай и Ла-Салина (Венесуэле),

    руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР),

    зерна, лесоматериалов и других грузов.

    На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

    Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

    В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.

    В Азии – Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.

    В Северной Америке – Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи и др.

    В Латинской Америке – Амазонка и Парана.

    В Африке – Конго, Нигер, Нил.

    В Австралии – Муррей с притоком Дарлинг.

    Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс.км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс.км в каждой), США (более 40 тыс.км) и Бразилию (30 тыс.км).

    По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе Китай, третье Россия, далее следуют Германия, Канада и Нидерланды.

    Воздушный транспорт , скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т.д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), Германии (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.

    Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

    Криворотько И.А. Особенности мировой транспортной системы / И.А. Криворотько, В.Д. Жирова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №3. – С. 88-92.

    ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

    И.А . Криворотько , канд. экон. наук, доцент

    В.Д. Жирова , студент

    Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

    (Россия, г. Симферополь)

    Аннотация : В статье дана характеристика мировой тра н спортной системы в конте к сте: автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского, и транспорта . Проан а лизировано значение каждого вида транспорта в предоставлении услуг и тенденции их ра з вития. Рассмотрена политика различных стран в предоставлении разнообразных видов м и ровых транспортных услуг.

    Ключевые слова : т ранспортные услуги, международные перевозки, мировая транспор т ная система, грузооборот, пассажирооборот.

    В современных условиях деятельности транспорт удовлетворяет одну из основных потребностей – потребность в перемещ е нии. От эффективной работы транспортной системы зависит развитие и нормальная деятельность промышленных предприятий, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Особое значение транспортная система имеет для внешнеэкономических связей, обороны государства, освоения новых з е мель. Таким образом, тема достаточно акт у альна. Целью статьи является анализ с о стояния мирового рынка транспортных у с луг в контексте: автомобильного, железн о дорожного, морского, авиационного .

    Развитие мировой транспортной системы осуществляется путём синхронизации с о вместного функционирования различных видов транспорта, их коллективной де я тельности, при реализации смешанных п е ревозок. Объём перевозок генеральных гр у зов и товаров в контейнерах увеличивается особенно интенсивно. Как в международной практике, так и на территории России, для комплексного обеспечения такого вида п е ревозок используется создание транспор т ных коридоров [ 2, с. 87] .

    Классификация транспортных услуг о п ределяется рядом показателей, таких как, вид используемого транспорта, предмет транспортной операции (перевозки груз о вые , пассажир ские , багаж ные ), транспор т н ая характеристик а груз а, периодичност ь перевоз о к.

    Наиболее масштабным среди видов транспорта выступает – автомобильный. Объём м ирово го, зарегистрированного па р ка автомобильного транспорта , составля ло в 2014 г. более 800 млн. единиц, 85% из кот о рых – это легковые автомобили, 14% – гр у зовые , и 1% – автобусы. В Европе зарегис т рировано наибольшее число автомобилей – 37% , в Америке – 29% , и в Азии – 19%. В 2015 г оду было отмечено увеличение пр о тяжённости автомобильных дорог, и нек о тор ый рост автопарка. Совершенствование в сфере автомобильного транспорта в стр а нах, имеющих высокоразвитую экономику, воплощ ается в количественном увеличении и модернизац ии транспортных средств, со з дании и внедрении высокотехнологичных процессов, снижаю щих вредные выбросы , и защищающих окружающую атмосферу [ 3 ].

    С учётом того, что в развивающихся г о сударствах, таких как Индия, Бразилия, происходит стремительное наращива ние автомобильного транспорта, ожидается, что относительн ая дол я , приходящаяся на ра з витые страны, будет уменьшаться . По пр о гнозам э ксперт ов , до 2017 г ода, парк груз о вых автомобилей будет увеличиваться на 1,6-2,5% в год . Т акже прогноз ируется ув е личение протяженности автомобильных дорог , и сохранение за экономически разв и тыми странами лидерства, п о уровню кач е ства автомобильных дорог и автомобилей [ 6 ].

    П роцесс у автомобилизации присущи серьезные негативные аспекты, но политика развитых стран в сфере транспорта , напра в л ена не на сдерживание , а на регулирование этого процесса, в цел ях снижения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и п о терь от них . В экономически развитых стр а нах , приоритет в перевозке пассажиров принадлежит автомобильн ому транспорт у (рис. 1 ) .

    Как видно из рис унка 1 доля автом о бильного транспорта в перевозке пассаж и ров больше всего в таких странах как Ге р мания (86,1%), Франция (85%) и США (81,9%) . Самыми низкими показателями обладают: Болгария (50,9%), Венгрия (48,9%) и Румыния (37,2%). Т.е. пассажир о оборот связан с благополучием в стране, что дает возможность перемещаться.

    Но с учётом использования легкового транспорта, который находится в личной собственности, ему принадлежит основная доля в перевозках пассажиров, так как на него приходится большая часть пассажир о оборота (табл. 1) . Как видно из таблицы 1 наибольшую долю имеет США – 84%, на и меньшую – Румыния – 31%. Тут также и г рает роль благополучие население, возмо ж ность иметь личный транспорт, средства на его обслуживание. По длине автомобил ь ных дорог выделяются – США, Россия, И н дия; по густоте – Европа и Япония.

    Таблица 1 . Доля легкового автомобильного транспорта личной собственности в мир о вых перевозках пассажиров

    № п/п

    Страна

    Доля, %

    Италия

    США

    Франция

    Германия

    Великобритания

    Словения

    Словакия

    Чехия

    Польша

    Венгрия

    Югославия

    Румыния

    Источник: [ 6 ]

    В России п еревозки грузов автомобил ь ным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих пер е возок грузов – 44-45%, и только 5% в общем объеме коммерческого грузооборота. Об о стряется конкуренция на рынке контейне р ных отправок, транспортировки скоропо р тящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на рассто я ниях до 2000 км .

    Прогноз России состоит в том , что в среднесрочной перспективе данная тенде н ция сохранится. В 2016 — 2018 гг. планируе т ся построить и реконструировать 12 тыс. км автомобильных дорог регионального, ме ж муниципального и местного значения. В среднесрочной перспе к тиве прогнозируется дальнейшее снижение пассажирооборота на автобусном тран с порте до 115,2 млрд. пасс-км в 2018 году (98,1% к 2014 году). В 2015 году объем пассажир о оборота городского электрического транспорта составит 54,8 млрд. пасс-км (98,4% к уровню 2014 года). При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесро ч ной перспективе будет постепенно возрастать и в 2018 году может достичь уровня 2014 г. — 55,9 млрд. пасс-км. (100,4% к 2014 году) [ 5, с. 54 ].

    Не менее важным и распространенным является железнодорожный транспорт. Около 50% общей длины железны х дорог приходится на 10 стран – США, Россия, Индия, Канада, К и тай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа [ 8, с. 340 ]. По показателям протяженности электриф и цированных железных дорог первенство принадлежит Росси и (около 40,3 тыс. км), второ е мест о у Германи и – (18,8 тыс.км) , и ЮАР (16,8 тыс. км). П очти 3/4 общей пр о тяженности электрифицированной желе з ной дороги мира приходится на 12 экон о мически развитых стран .

    Достаточно специфическим, но распр о страненным можно назвать авиационный транспорт. В 2014 г. более 50% авиаперев о зок пассажиров и грузов по международным и внутре н ним линиям было осуществлено компаниями США (34,5%), Японии (6,2%) и Германии (5,2%). 25 крупнейших компаний мира в 2010 г. осуществили 75% общемир о вого грузо об о рота по регулярным линиям. О сновной объем перевозок (75%) на ме ж дународных лин и ях приходится также на 25 компаний. Среди этих компаний 9 европе й ских, 8 Азиатско-Тихоокеанского региона, 5 компаний США, по одной из стран Средн е го Востока и стран Латинской Америки и Карибского региона [ 7 , c . 201 ] .

    По данным Ассоциации европейских п е ревозчиков, членами которой являются 30 крупнейших европейских к омпаний, на д о лю которых в 2013 г. приходилось 33% м и рового пассажирооборота по междунаро д ным линиям, общее снижение количества перевезенных ави а компаниями-ч ленами Ассоциации , пассажиров , по междунаро д ным линиям , в 2014 г. сост а вило 2,5% или 5 млн. пассажиров. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Авс т ралии, ФРГ. В международных возду ш ных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэр о портов (только в Европе их около 400) [ 4 ].

    З а 2014 г. произошло снижение объемов пассажирских авиаперевозок по междун а родным маршрутам авиакомпаний-членов Ассоциации европейских авиаперевозчиков : на североа т лантическом направлении – на 11,2%, на дальневосточном направлении – на 0,6% [ 6 ].

    Несмотря на замедление темпов развития морского транспорта, лидерство в междун а ро д ных перевозках остаётся за ним. Любое торговое судно имеет приписку в опред е лённом порту, и ходит под конкретным г о сударственным флагом, который не все гда находится в соо т ветствии с гражданством владельца. Под чужими флагами ходит зн а чительная часть груз о вых судов (42% всех судов), особенно популярны «удобные», или «дешёвые» флаги стран открытого с у дового регистра, дающие возможность м и нимизировать судовладельцам расх о ды по налогам, оплате труда, и прочим параме т рам. Либерия, Панама, Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Бага м ских островов – государства, официально явля ю щиеся странами открытого судового регистра. Мировыми лидерами по тоннажу являются кру п нейшие владельцы судов Греция, Япония, США, Россия. Самый большой речной и озе р ный флот – в США. Среди ведущих стран мира по объему гр у зооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, Германию и Канаду. № п/п

    Наименование

    2014 год отчет

    2015 год оценка

    2016 год

    2017 год

    2018 год

    прогноз

    Объем коммерческих перев о зок, млн.т

    3661,8

    3531,7

    3558,0

    3609,9

    3680,0

    темп роста к предыдущему г о ду, %

    97,7

    96,4

    100,7

    101,5

    101,9

    Коммерческий грузооб о рот, млрд.т-км

    2538,8

    2523,6

    2534,8

    2566,0

    2605,3

    темп роста к предыдущему г о ду, %

    103,4

    99,4

    100,4

    101,2

    101,5

    Пассажирооборот общего пользов а ния, млрд.пасс-км

    543,9

    519,6

    510,4

    512,0

    527,3