От какого растения произошла свекла. Лекарственные растения. Противопоказания и побочные действия


Если бы на Земле не было растений – трудно сказать, как бы сейчас выглядела жизнь на нашей планете. Однако эти молчаливые друзья сопровождали человека на всех этапах его развития, безвозмездно предоставляя ему пищу, топливо и лекарства. И люди поначалу ценили это. Сообщает "Земля Хроники Жизни ".

Многие народы считали, что у деревьев и трав есть душа, а потому не ломали веток ради забавы. Иногда даже целые рощи объявлялись священными, и великим грехом считалось навредить любому из таких деревьев. Согласно религиозным мировоззрениям людей из разных стран, человеческие души после смерти переселяются в деревья. Буддисты, например, считают, что до воплощения в теле Будды его душа провела 23 жизни в различных деревьях. Аборигены Австралии даже чётко могут указать, в какое именно дерево поселилась душа их умершего родственника, а жители Китая сажают на кладбищах деревья, чтобы души усопших могли найти там приют.

Со временем привыкшие к благам цивилизации люди стали потребительски относится к своим зелёным помощникам, и массовые вырубки лесов и загромождение бывших заповедных территорий современными постройками стало для нашего времени нормой. Тем не менее, специалисты, занимающиеся исследованием растений, всё чаще открывают удивительные свойства и факты, которые заставляют задуматься над тем, что растения – это особые формы жизни, которые по – своему могут мыслить, чувствовать и общаться.

Начало исследованиям о разумности растений положил американец Клайв Бакстер, которому пришла в голову мысль прикрепить датчики детектора лжи к листьям филодендрона, растущего в лаборатории. Поначалу ничего особенного не происходило – самописец оставался неподвижным. Но как только рядом разбили яйцо – датчики среагировали на какой-то импульс, и самописец вычертил пик. Та же самая ситуация повторилась и тогда, когда сотрудники лаборатории решили сварить креветок – судя по показаниям прибора, растение «вздрагивало» каждый раз, когда живое существо опускали в кипяток. Необъяснимым образом на телепатическом уровне растения могут чувствовать то, что происходит с тем человеком, который заботится о них: поливает, ухаживает. Тот же филодендрон, который был «обследован» на детекторе лжи, среагировал показаниями прибора и в том случае, когда Бакстер порезался и прижёг себе палец йодом. Растение почувствовало боль человека и сопереживало ему!

Недавно проведённые учёными исследования позволили установить, что растения способны разговаривать! В эксперименте при помощи высокочувствительных инструментов, которыми пользуются для изучения антенн насекомых, специалистам удалось услышать «щелчки» с частотой в 220гц, которые издавали корни молодой кукурузы, помещённые в воду. Причём если корням посылали такие же сигналы, то растение изменяло направление рост своего движения, и вместо того, чтобы расти вниз, корни кукурузы стремились по направлению к источнику звука. За последние десятилетия, в ходе которых проводились разнообразные работы по изучению свойств растений, удалось установить, что они способны генерировать определённые химические сигналы, а также могут самостоятельно изучать их.

Так, зоолог Ван Хален, изучавший в Южной Африке антилоп и жирафов заметил странную закономерность: жирафы, очень привередливые в выборе пищи, поедали листья с акаций, находившихся на большом расстоянии друг от друга. Антилопы же объедали все акации подряд, и вот именно в стадах антилоп смертность была намного выше, чем у жирафов. Хотя акации относились к одному и тому же виду. Как выяснилось, деревья, с которых животные начали поедать листья, вырабатывают этилен. Это вещество, попавшее в воздух, улавливают другие акации, и усиленно начинают вырабатывать ядовитое вещество – танин, которое разрушает печень жвачных животных.

Срабатывание такой «системы сигнализации» у растений приводит к тому, что иногда среди буйной, но ядовитой зелени погибает большое количество антилоп. Растения так же, как и люди, могут чувствовать боль, любить и испытывать неприязнь к кому-либо, запоминать определённые события. Один из пионеров в органическом садоводстве, Дж. Родейл, услышав о том, что гибель материнского растения может влиять на дочерние ростки, провёл опыт на капустных саженцах. В своём эксперименте садовод срубил и сжёг кочан капусты - «матери». И в результате у дочерних саженцев произошёл сбой нормального роста. Интересную гипотезу выдвинул и Виктор Адаменко, российский физик, который предположил, что растения, ставшие свидетелями преступлений, вполне могут помочь правосудию.

На практике такой эксперимент провели физик Томас Эттер и психиатр Арстрид Х.Эссер, которые в ходе допроса одной женщины использовали в качестве свидетеля…комнатное растение. Причём подключённый к детектору лжи зелёный кустик сигнализировал, что преподносимая обвиняемой версия преступления не соответствует истине. Издавна люди верили, что растения могут понимать человеческую речь, и разговаривали с ними. Особенно в этом преуспевали маги и травники, которые прекрасно были осведомлены о том, что каждое растение имеет свою собственную душу и разум. Кое-где в деревнях до сих пор применяется особый способ устрашения «ленивого» дерева, которое в силу каких- либо причин не хочет плодоносить. При этом хозяин усадьбы подходит к дереву с топором в руках и угрожает его срубить в следующем году, если оно не «исправится».

Многие считают такой способ действенным, поскольку довольно часто перепуганное дерево приносит наконец долгожданный урожай. Метод «разговоров по душам» при выводе новых сортов растений широко применял в своей практике Лютер Бербенк, селекционер из Калифорнии. Путём длительных бесед с растениями и передачи им зрительного образа, по поводу того, какими они должны вырасти, Бербенк сумел вывести безыгольчатый кактус, тутовник белый с прозрачными ягодами, белую маргаритку и некоторые другие виды растений. Сам специалист объяснял это тем, что при ведении таких бесед создаётся некая вибрация, улавливаемая растениями. А так как в большинстве своём растения очень отзывчивые и доверчивые, то они с радостью идут на контакт с человеком, если он обращается к ним с хорошими словами. Обладают ли растения интеллектом?

Многие считают такое предположение просто нелепым. Однако факты говорят сами за себя. Наверняка многие видели, как вьются усики гороха, как цепляются за опору побеги плюща и других вьющихся растений. Простой опыт позволяет убедиться, что растения не только мыслят, но и видят (по-своему, конечно). Достаточно поставить недалеко от побега вьющегося растения палку – и в ближайшее время усики «заметят» это и устремятся к желанной опоре. Если усложнить опыт, и предложить вьющимся стеблям для опоры два варианта крючьев – один изогнутый, а второй прямой, то растения выберут изогнутый крюк, поскольку зацепиться за него и удержаться будет гораздо проще и надежнее. В пользу разумности растений говорит и опыт, проведённый с известной всем со школьных лет росянкой – хищным насекомоядным растением. Когда близко к росянке на кончике иглы подносили насекомое, то растение начинало предвкушать «обед»: поворачивало листики и волоски в сторону угощения.

Однако если таким же образом смышлёному растению предлагали что-либо несъедобное, то оно оставалось неподвижным. Кустарники, произрастающие в зоне засушливых степей, в поисках влаги раскидывают свои корни под землёй как можно дальше. Однако если неподалёку растёт другой куст – то рост корней в ту сторону прекращается, и растения-соседи не мешают друг другу. На данном этапе специалисты в области нейробиологии растений постоянно приходят научным и экспериментальным путём к открытию тех непреложных истин, которые без использования сверхсовременной аппаратуры знали наши далёкие предки. А именно это знания о том, что любое растение – это представитель особой формы жизни, которое может мыслить и чувствовать, запоминать и прощать. Поэтому не стоит относиться к ним потребительски, считая растения созданными исключительно для блага человека.

что если...

Что если... на Земле исчезнут растения?

(интернет-версия; оригинальная журнальная версия была опубликована под псевдонимом Н. Д.)

Геннадий Шандиков

Из космоса наша Земля выглядит голубой, а с высоты птичьего полета – зеленой, от покрывающих сушу растений. Эти самые зеленые растения во всем их многообразии – лугах, лесах, африканских джунглях и амазонской сельве мы называем «живыми легкими» планеты. Но миллиарды лет назад и сама Земля, и ее атмосфера были совсем не такими как, сейчас. В ту далекую эпоху не существовало ни животных, ни растений. Не было и кислорода, без которого невозможно современное разнообразие жизни.

Самый первый кислород в воздушной оболочке Земли появился в процессе жизнедеятельности микроскопических организмов – сине-зеленых водорослей. Теперь же основную роль поставщиков кислорода выполняют высшие растения. Именно благодаря зеленому цвету, а точнее растительному пигменту хлорофиллу, за миллионы лет своего существования растения обеспечили в атмосфере необходимое количества кислорода, достаточное для зарождения новой, более развитой формы жизни – царства животных, в том числе и человека.

Хлорофилл – это бесценное зеленое вещество, на которое мы, по сути, должны молиться. С помощью него осуществляется фотосинтез, в процессе которого растения усваивают солнечную энергию, поглощают углекислый газ и воду, выделяя в атмосферу свободный кислород. Этот волшебный круговорот веществ обеспечивает тот самый 21 процент живительного кислорода в атмосфере. Представьте себе, что только в течение одного года растениями потребляется 200 миллиардов тонн углекислого газа и выделяется почти 150 миллиардов тонн кислорода. Всего же за миллионы лет фотосинтетической деятельности в воздушной оболочке Земли накопилось более миллиона миллиардов тонн кислорода – это число с пятнадцатью нулями! К сожалению, с каждым годом эта цифра неуклонно снижается. Ученые бьют тревогу, так как поступление кислорода в атмосферу, по некоторым подсчетам, теперь составляет на 6 миллиардов тонн меньше, чем его потребление. Леса, когда-то занимавшие более половины земной поверхности, за последние сто лет сократились почти вдвое. Виной тому – хозяйственная деятельность, бесконтрольная вырубка лесов и пожары, возникающие по вине того же человека.

А что, если в один прекрасный, вернее ужасный, день растения исчезнут с лица земли или их численность достигнет такой критической массы, что зеленые «легкие планеты» перестанут функционировать? Человечество начнет задыхаться. И не только от недостатка кислорода, но и от отравления углекислым газом, количество которого в атмосфере будет стремительно нарастать. «Горная болезнь» спустится с трехтысячных горных вершин на равнины. Поначалу, грядущий кризис менее всего ощутит население Южной Америки, где сосредоточено более пятидесяти процентов всех тропических лесов, таежной Сибири или лесной зоны Канады. Но, все же, тренированные к недостатку кислорода альпинисты, водолазы, а также горные жители где-нибудь в Непале или Боливии продержатся дольше всех. Гибель от асфиксии, или удушья – вот таким бесславным может стать конец человечества. Конечно, человек будет бороться за свою жизнь. Ему придется настроить гигантские кислородные заводы и жить под герметичными стеклянными куполами. Баллончики же с кислородом превратятся в самую ходовую валюту. Сходный с этим сценарий кислородного голодания человечества когда-то описал писатель-фантаст Александр Беляев в своей книге «Продавец воздуха».

А, может быть, нам проще одуматься пока не поздно? И чтоб наши потомки не превратились в тех самых потенциальных покупателей воздуха попробовать жить в гармонии с зеленой природой уже сейчас?

Тема урока: «Если бы на Земле не было растений»

Задачи урока:

Образовательная – подвести учащихся к выводу о незаменимости растений

на Земле.

Развивающая – создать условия для развития логического мышления,

умения рассуждать, и выбирать главное.

Воспитательная – воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

воспитывать умение слушать.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир», таблицы, файлы с заданиями и тестами,

сообщения учащихся, тетради учащихся.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

Карточка № «1»

Тест «Узнай растение»

Карточка № «2»

«Найди пару» (растения-символы государств)

Карточка № «3»

Вспомни о чем тебе говорят эти растения или его части (символы

государств);

Самопроверка (ответы на доске)

(Смотри приложение №1);

Подведения итогов.

III Актуализация знаний, выход на тему и цели урока.

Ребята на доске вы видите?

Что означает этот знак?

Правильно – это «рубрика». Выскажи предложение.

Прочитайте эти предложения, записанные на доске.

* Без растений жизнь на земле была бы невозможна.

*Человек не может жить без растений.

Ребята подтвердите или опровергните эти предложения.

Какие доказательства вы можете привести?

(Выслушиваются ответы ребят).

IV Изучение нового материала.

Учитель:

1. А теперь ребята сравните свои предложения и доказательства с текстом авторов нашего учебника.

(Смотри приложение №2).

Все ли доказательства вы вспомнили?

А о чем мы забыли сказать?

Физкультминутка:

А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотрели вправо, влево).

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

А) О репе

Б) О значении зеленого цвета.

3. Работа с таблицей (фронтальная).

Ребята внимательно рассмотрите таблицу с рисунками

(Смотри приложение №3)

А теперь расскажите:

Какие растения «кормят» человека, какие «одевают», какие «лечат», какие

дают строительный материал, а какие – бумагу и краски.

V Обобщение (рефлексия):

1) Коллективная работа.

Составление схемы на доске и в тетради.


Обсудим вместе

Вопрос: «Без растений жизнь на Земле была бы невозможна. Человек не может жить без растений». Какие доказательства можно привести, чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения. Сравним свои ответы с текстом.

Ответ: растения населяли нашу планету еще задолго до появления на ней людей. С тех самых пор они живут на самых разных участках суши, порою мало приспособленных для жизни. Они растут в тундре, лесах, степях, пустынях. Они населяют озера, реки, моря и океаны. Растения можно встретить даже на голых скалах и сыпучих песках.

Растения необходимы для жизни человека, так как выделяют кислород, нужный для дыхания, растениями питаются домашние и дикие животные.

Травы, деревья, кустарники покрывают землю плотным живым ковром, защищая ее от пересыхания. В древесных зарослях создается более мягкий, влажный микроклимат, так как листва не дает жарким солнечным лучам иссушать землю. Их корни скрепляют и удерживают почву.

Крайне важная функция зеленых растений - осуществление биологического процесса под названием «фотосинтез». Этот процесс крайне важен для существования всего живого на этой планете. Благодаря фотосинтезу растения обладают способностью создавать из углекислого газа и воды, органические вещества, которые являются необходимыми для растительных продуктов питания - овощей, фруктов, зерновых, бобовых и т. д. Растения также используют как сырье для промышленности, строительства, медицины.

Также в прямой зависимости от жизни растений находится формирование газового состава атмосферы. Благодаря фотосинтезу растения выделяют в атмосферу огромное количество необходимого всему живому кислорода. Они повышают плодородие почвы, благодаря гумусу. Своими корнями они высасывают часть минеральных веществ из почвы, после чего в качестве корма передают их животным. Растения играют огромную роль в жизни природы, влияя на формирование климата, водные источники, на жизнь животных, а также на другие составляющие биосферы.

Вопрос: Объясни, почему лес называют «легкие Земли». Где легче дышится: возле автомобильной трассы ли на лугу? Почему?

Лес называют «легкие Земли» потому, что именно леса являясь очистителями воздуха от основного загрязняющего его вещества – углекислого газа, поглощают его из атмосферы и вырабатывают кислород необходимый для жизни всего живого на Земле.

На лугу дышится легче, чем вблизи автомобильных трасс, т.к. проезжающие по ним автомобили выбрасывают в воздух много вредных веществ создавая так называемую «загазованность воздуха». Растения произрастающие вдоль автотрасс поглощают небольшое количество вредных выбросов, и накапливают их в своем составе (листьях плодах), поэтому нельзя собирать грибы и ягоды которые могут расти вдоль дорог.

На лугах отдаленных от автотрасс загрязнение воздуха автомобильными выхлопными газами отсутствует, растения выделяют кислород, воздух чистый и дышать им легко.

Вопрос: Расскажи, какие растения «кормят» человека, какие «лечат», какие «одевают».

Ответ: Растения которые «кормят» человека, те, что можно употреблять в пищу, их великое множество. Для примера приведем лишь некоторые, это овощные растения: томаты, огурцы, капуста, морковь, свекла;

плодовые деревья: яблоня, груша, слива, апельсиновое и мандариновое деревья;

злаковые растения из которых получаем крупы: манную, гречневую, рисовую, пшеничную муку;

Лекарственных растений так же очень много, из них делают сухие чайные смеси, настойки, мази, концентраты для приготовления таблеток. Приведем примеры лекарственных трав и плодов деревьев: подорожник, радиола розовая, корень «жень-шень», ромашка лекарственная, облепиха, календула, малина, алоэ;

К растениям которые «одевают» человека относят те, из которых делают волокно для изготовления ткани. Основными растениями являются лен и хлопчатник. Но ткани можно получать из бамбука, крапивы (ткань называется «рами»), джута.

Домашнее задание:

Вопрос: Рассмотри рисунки. По какому признаку можно разделить растения на группы? Дай характеристику одной из этих групп.

Ответ: *Растения будем соотносить по следующему признаку: культурные и дикорастущие

Культурные растения: чеснок, цветная капуста, гречиха, хлопчатник, лен, облепиха.

Дикорастущие растения: шиповник, ромашка лекарственная, береза, дуб, кедровая сосна.