План-конспект занятия на тему: Занятия по математике с блоками Дьенеша. Конспект занятия с использованием блоков Дьенеша в средней группе «Лунный гость


Саранцева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 87" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша
Дата публикации: 11.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша.

Средняя группа.

Тема: «Проделки хитрой лисы».

Цель.

развитие

внимания,

творческого

воображения,

логические выводы;

формировать

составлять

распознавать условные обозначения;

освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет

и форма, размер и форма;

Развитие пространственного воображения, смекалки;

Материал.

Таблицы с логическим заданием, «Чудесный мешочек», блоки Дьенеша, два

обруча разного цвета, листы в клетку, логические задачи.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:

К нам пришла сегодня в гости очень хитрая лиса.

Эта рыжая плутовка в математике сильна.

И решила вас проверить, вам конверты принесла,

По всей группе разместила, лишь забыла что куда.

А готовы ль вы, ребята, ее сюрпризы отыскать,

И чему вы научились той лисичке показать.

Первый конверт в лапах у меня – с логическим заданием (падают) – ой,

неловкая я..

Игра «Какая фигура следующая?»

Воспитатель

показывает

мольберте

логическими

заданиями,

изображенное

квадратах,

объяснить:

отличаются рисунки? Что в них одинаково? Какую фигуру нужно нарисовать

в следующей и почему? (рис. 1)

Лиса приносит «Чудесный мешочек» :

Принесла я вам загадки – вы же умные ребятки?

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

Кто же я такой, друзья? (Круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем – прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его….. (Квадрат)

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (Треугольник)

Игра «Составь животное».

Дети за столами составляют из геометрических фигур лису, медведя, белку,

используя только одинаковые фигуры – треугольники, квадраты, круги.

Лиса: Предлагаю физминутку, надо косточки размять

Поиграли вы отлично, и смогли мне доказать,

Что математики страна каждому из вас важна.

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте постоять.

На носок, потом на пятку –

Все мы делаем зарядку.

На краю ковра дети находят конверт с условными обозначениями. Дети

понимают, что это очередная уловка хитрой лисы.

Игра «Цветочная поляна» (блоки Дьенеша).

Взрослый раскладывает на ковре два обруча разного цвета. Внутри синего

обруча необходимо собрать синие цветы (фигуры). А внутри красного – все

круглые. Тогда на пересечении двух обручей поселятся фигуры, обладающие

общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые).

Воспитатель: пока мы с вами раскладывали цветы на клумбах, лиса убежала

и оставила большой гриб. Посмотрим, что спрятано в нем.

Воспитатель читает письмо, в котором они смогут ее найти, если нарисуют

схему продвижения по лесу, ориентируясь на рассказ лисы. Воспитатель

раздает листы бумаги в клетку, на которых нарисован дом лисы, объясняя, что

каждая клетка – это шаг. Читает рассказ лисы, а дети обозначают направление

движения и ориентиры: пройти пять шагов вперед до двух елок, три шага

налево до старого пня, от пня пять шагов вперед до лужайки с цветами,

направо пять шагов до большого мухомора. От мухомора четыре шага вперед

до большого дуба, три шага направо до быстрого ручейка. Не переходя его –

пять шагов вперед до кустика земляники, а затем направо пять шагов до дома

Появляется лиса:

Всех ребят благодарю, и, конечно, награжу!

Говорят в народе люди, что я хитрая лиса,

А вы еще хитрее справились со всем, друзья!

Вам подарки от меня!

Название: Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий,НОД, математика, средняя

Должность: воспитатель 1 квалификационной категорий
Место работы: КГКП ясли сад № 8 «Теремок»
Месторасположение: город Экибастуз, Павлодарская область, Республика Казахстан

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

Цель:

1. Формировать элементарные математические представление.

  • Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойством (форма, цвет, величина);
  • Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по 3-м

признакам (форма, величина, цвет);

  • Упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5;
  • Закрепить представление о понятии «близко-далеко»; о временных представлениях;
  • Учить детей ориентироваться в пространстве(посередине,вверху справа,вверху слева,внизу справа,внизу слева).

2. Развивать первичные приемы логического мышления(формировать способность к наблюдению,сравнению,обобщению,классификации); развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

3. Воспитывать любознательность,интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

Материал: блоки «Дьенеша»,карточки с кодировкой блоков «Дьенеша»

Ход занятия:

Круг радости

Сколько времени в году?

Сейчас какое время года?

Сколько месяцев зимой?

Назовите зимние месяцы.

Сейчас какой месяц?

Назовите признаки зимы.

Сюрпризный момент.

Дети,вы сышали кажется кто-то стучится?

Пойду посмотрю кто там.

Посмотрите,дети,почтальон принес нам письмо.Интересно,от кого вы думаете письмо?

Хотите узнать кто написал нам письмо?

Тогда откроем письмо и прочитаем.

«Здравствуйте,дети! Мне нужна ваша помощь.Злой колдун заколдовал зверей и закрыл их в сундук.Надо их освободить и накормить. С приветом дед Лесовик»

Ну что,дети,поможем зверюшкам?

Нам надо делиться на две группы.

1 группа идут лепить зверюшкам угощения

2 группа идут спасать зверюшек.

Пора нам отправиться в путь,но лес далеко.Как нам добраться,как вы думаете?

Давайте,поедем на автобусе.

Но чтобы поехать на автобусе,что надо приобрести?

Задание выполняется с блоками Дьенеша.Детям раздаются карточки с кодировкой фигур.

Внимание!Проверка билетов.

Какого цвета ваш билет?

Какой формы?

Покажите только синие билеты.

А теперь красные;желтые билеты. и т.д.

Молодцы!Вы все правильно нашли свои места,можно ехать.

(Остановка.Приезжают в лес)

Дети,вот мы приехали в лес,но куда же нам идти,кто нам поможет?

Посмотрите,какая красивая елочка,может она нам поможет?

Елочка мне сказала, чтобы помочь зерюшкам надо правильно выполнить все задания,которые приготовили нам снежинки.

Берет снежинку №1,читает задание.

1 – задание: логические задачи: «Сколько?»

Снежинка №2

2-задание:счет прямо и обратно в пределах 5.

А теперь угостите зайчиков морковкой,сколько зайчиков?а морковок сколько?всем хватило морковок?почему?

Д/игра «Найди свое место».

Снежинка №3

3-задание: «Составить картину»

А это снежинка хочет чтобы мы составили картинку, где зайка посередине,домик справа внизу,елка слева внизу,солнышка справа вверху,тучка слева вверху.

А теперь сами составьте картину.

Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием.

Снежинка №4

4-задание: «Физ.минутка»

Это снежинка просит вместе с ней потанцевть.

Снежинка №5

5-задание: «Что изменилось?»

(Слева домик,а справа 2 игрушки.Они находятся на разных расстояниях от домика)

Это снежинка хочет проверить, насколько вы внимательные.

Скажите,кто находится ближе к домику,а кто дальше от домика?

Теперь все закрывайте глазки.

(переставляю игрушки местами)

А теперь открывайте глазки и скажите, что изменилось?(упр.повторяется 2-3 р.)

Молодцы! Вы все задание правильно выполнили.Теперь пойдемте найдем сундук и спасем зверюшек.

Вот и сундук,но он закрыт на замок. Дети,здесь записка написано,что ключик спрятан под геометрическими фигурами,вы должны угадать

правильно где спрятан ключ.

Молодцы! Вы правильно угадали,вот и ключ.

Дети, нам пора вернуться в детский сад,берем с сабой зверюшек.Садитесь в автобус,поехали.

Где мы были?

Зачем мы поехали в лес?

Что мы делали чтобы спасти зверюшек?

Какие задание были?

Программное содержание:

Закреплять представления о геометрических фигурах, умение различать и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Закреплять представление о том, что геометрические фигуры могут быть разных размеров (большие – маленькие).

Закреплять умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Совершенствовать умение определять направление от себя.

Совершенствовать умение различать правую и левую руки.

Закреплять счет в пределах 5.

Закреплять умение группировать предметы по 2 признакам (количество, размер)

Закреплять умение понимать условные обозначения.

Закреплять умение декодировать информацию, изображенную на карточке.

Закреплять умение делать простейшие выводы, логические умозаключения.

Развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения.

Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными.

Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.

Развивать фразовую речь при ответах на вопросы.

Закрепление в речи прилагательных, обозначающих цвета, размеры, толщину.

Координация речи с движением.

Развитие общей и тонкой моторики.

Воспитывать умение слышать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду.

Материал:

Пособие «Машинки» – маленькая машинка за ниточку привязана к карандашу.

Наматывая ниточку на карандаш, ребенок двигает машинку. На каждого ребенка.

Пособие «Речка» – голубые ленточки (речка), карточки с изображением предметов различной геометрической формы, блоки Дьенеша, контейнеры под блоки.

Пособие «Дерево» – дерево с голыми ветками, на стволе которого нарисовано грустное лицо, которое в конце сменяется на веселое; рядом с голыми ветками нарисованы большие и маленькие кружки в пределах 5 в различном сочетании (3 больших и 2 маленьких, 4 маленьких и 1 большой и т.п.); карточки с листочками в таких же сочетаниях, что и кружочки.

Пособие «Лес» – пластины для обозначения дорожек; знаки к блокам Дьенеша (2 цвета и их зачеркнутые варианты); блоки Дьенеша круглой формы по количеству детей; елочки.

Пособие «Животные» – конверты формата А4 из черного картона; желтые прищепки; изображение животных по количеству детей, выполненные по аналогии с пособием «Нелепицы» к блокам Дьенеша; блоки Дьенеша;

Желтый круг, желтые прищепки.

Письмо, конверт с грустным лицом.

Воздушный шарик.

Угощение, корзинка.

Ход занятия:

Д ети заходят в группу и замечают воздушный шарик с привязанным к веревочке конвертом.

Да этот шарик принес письмо! Как вы думаете, как узнать, откуда оно пришло и кому адресовано? (Прочитать адрес).

Воспитатель читает адрес: «Детям 5 группы от зверей из Сказочного леса».

Ребята, как вы думаете, какие новости в этом письме? Как вы догадались? (У конверта грустное лицо). Давайте скорее откроем и узнаем, что же случилось в Сказочном лесу!

Воспитатель открывает конверт и читает письмо:

Мы – лесные звери,

Жили – не тужили.

В Сказочном лесу

Хоровод водили!

Но злая Бабка-Ёжка

Всех заколдовала,

И теперь в лесу

Скучно, грустно стало…

Дорогие дети,

Вы нам помогите,

Из фигур волшебных

Скорее соберите!

Что же нам делать? (Нужно помочь; победить Бабу-Ягу; отправиться в Сказочный лес; …)

Как вы думаете, Баба-Яга разрешит нам так легко добраться до леса? (Нет). Я тоже думаю, что она будет строить нам по дороге различные препятствия. Но я открою вам небольшой секрет: каждый раз, когда мы будем проходить ее препятствие, она будет терять часть своей силы, и после того, как мы найдем и соберем зверей из волшебных фигур, она совсем исчезнет!

Так что, вы готовы отправиться в Сказочный лес и освободить его от колдовства Бабы-Яги? (Да!).

2. На чем же нам добраться до Сказочного леса? (На машине). Так как мы отправляемся в Сказочный лес, то и машины у нас будут волшебные – машины-скороходы, маленькие, но очень быстрые!

Заводите моторы и отправляемся в путь!

Качу, лучу во весь опор,

Я сам шофер, я сам – мотор!

Нажимаю на педаль,

И машина мчится вдаль!

3. Приехали! Мы с вами на машинках-скороходах проехали уже половину пути, но дальше они не пройдут – впереди река. Как же нам ее перейти? (… , по мосту) Как вы думаете, что произошло со всеми мостами: они совсем непрочные, сделаны не из кирпичей, а из предметов! Кто же превратил кирпичи в предметы? (Баба-Яга заколдовала). Что же случится, если мы пройдем по такому непрочному мосту? (…) Это первое препятствие Бабы-Яги – она не хочет, чтобы мы перебрались на другой берег реки, и поэтому заколдовала все мосты! Кто же их расколдует? (Мы сами!) Как же нам это сделать? (Подобрать кирпичики, подходящие по форме предмету, и положить его сверху).

Дети строят каждый свой мост.

Вот мосты и готовы! Как вы думаете, они прочные? (Да, т.к. все ГФ соответствуют форме предмета). Тогда переходим на другой берег! Мы с вами прошли первое препятствие Бабы-Яги – расколдовали мосты – и ее сила уменьшилась!

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился. Вращательные движения руками перед собой.

К облакам поднялись Руки вверх.

И шасси убрались. Поочередное поднимание коленей.

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет! Бег по группе.

Вот мы тут приготовили парашют. Имитация одевания парашюта.

Толчок! Прыжок! Приседание, выпрыгивание вверх.

Летим, дружок! Руки-ноги в стороны.

Парашюты раскрылись, Руки над головой соединить.

Дети мягко приземлились. Приседание.

5. Вот мы и в Сказочном лесу! Здесь действительно грустно! Как вы думаете, почему это дерево грустит? (Нет листочков). Что же здесь случилось, почему все деревья уже оделись в листочки, а в Сказочном лесу деревья все еще голые? (Проделки Бабы-Яги). Что же делать, как помочь дереву? (Подобрать веточки с листочками). Кто догадался, как правильно подобрать? (Сосчитать количество больших/маленьких кружочков и найти веточку с таким же количеством больших/маленьких листочков).

Дети выполняют задание.

Молодцы! Какое красивое стало дерево! Посмотрите, оно больше не грустит, а улыбается и благодарит вас! Мы с вами справились с еще одним колдовством Бабы-Яги и ее сила еще уменьшилась!

6. Теперь пойдемте в лес искать зверей! Но нужно быть осторожными, на дорожках Баба-Яга расставила ловушки! Не попасться в них нам помогут вот эти волшебные клубочки (блоки Дьенеша круглой формы). Как они будут нам помогать? (Показывать, где нужно повернуть – направо или налево).

Дети проходят по тропинкам в соответствии с выбранной фигурой-клубочком.

Молодцы! Мы обошли еще одно препятствие Бабы-Яги – не попались в ее ловушки – и у нее осталось совсем мало сил!

7. Воспитатель показывает на черные конверты с прищепками:

Ой, ребята, а что это такое? (Здесь заперты звери!) Я тоже так думаю, что здесь на прищепки-замочки заперты звери! Кто вспомнит, что нам нужно сделать, чтобы расколдовать их? (Собрать из волшебных фигур). Вот здесь у нас есть волшебные фигуры. Но как же мы узнаем, где какой зверь? (Торчат заячьи уши, медвежья лапа, …)

Дети снимают прищепки, достают изображения зверей и выкладывают блоки Дьенеша в соответствии со значками. Звучит короткий звук овой сигнал, изображающий исчез н овен ие Бабы-Яги.

Молодцы! Мы расколдовали зверей и Баба-Яга совсем потеряла свою силу и исчезла! Теперь Сказочный лес свободен от ее чар!

8. А давайте подарим жителям Сказочного леса что-нибудь доброе и теплое?! Например, у меня есть вот такой круг. Во что мы можем его превратить? (В солнышко). А что нам поможет превратить круг в солнышко? (Прищепки)

Дети делают солнышко. Воспитатель убирает зверей и на их место крадет угощение в корзинке.

Давайте повесим солнышко над лесом, чтобы там никогда больше не было грустно. (Воспитатель вешает солнышко на штору на окне). Давайте покажем наше красивое солнышко зверям! Ой, а куда же они делись? (Убежали в лес, спрятались в норку, …). А в благодарность за спасение Сказочного леса от Бабы-Яги они оставили вам угощение!

Ребята, а пойдемте, расскажем Марии Ивановне о нашем приключении?!

Описание материала:

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме: «Блоки Дьенеша.»

Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот конспект развивает внимание, мышление, память. Расширяет пространственное представление. Совершенствуются двигательные навыки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по ФЭМП на основе развивающей игры по теме: «Блоки Дьенеша».

Интеграция образовательных областей: Познание/Коммуникация/Социализация/ Художественное слово.

2. Закреплять умение показывать направления: вверх, вперёд, назад, налево, направо.

3. Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к ближнему во время ответов.

Задачи:

Развивающие: Закреплять умение показывать направления: вверх, вниз, вперёд, назад, налево, направо.

Речевые: Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере. Давать полный ответ на вопрос воспитателя

Воспитательные : Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу во время ответов не подсказывать и не перебивать.

Демонстрационный материал : Игрушка кукла Маша. Корзинка, поднос.

Раздаточный материал: Блоки Дьенеша: по 5штук (большие, маленькие)разные по цвету и размеру.

Методические приёмы:

1. Игровая ситуация: Приходит гостья кукла Маша из сказки Маша и медведь.

2. Физ.минутка.

Начинается разминка. Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились. И ещё раз повторили.

(Наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счёту. Раз- два - три - четыре - пять.

Это нужная работа - Мышцы ног тренировать.

(Приседание.)

А теперь рывки руками. Выполняем вместе с нами.

(Рывки руками перед грудью.)

Ход НОД:

1.- Ребята, я хочу вас познакомить с нашей гостьей. Это девочка Маша из сказки Маша и медведь.

Вы помните, что было в этой сказке? (ответы детей)

Напекла Маша разных пирожков с вареньем, с картошкой, с творогом.

Все они получились разных размеров, разной формы,и разного цвета.

Все пирожки перепутались, и Маша не может разобраться.

Давайте ей поможем. Пирожки с вареньем Маша хочет оставить медведю (круглой формы)

А остальные пирожки Маша хочет отнести дедушке и бабушке.

Поможем Маше?

Дети садятся за столы.

У каждого в тарелочках лежат пирожки, рассмотрите их и скажите какой они формы? Размера? Цвета?

А теперь на поднос положите все пирожки (круглой формы) для медведя.

Какие по цвету, пирожки вы отложили для медведя?

А какой формы они?

Сколько у вас пирожков сосчитайте?

Теперь положите в корзинку большие пирожки для дедушки и бабушки.

Какие пирожки вы положили в корзинку? (большие)

А какого цвета они? Формы?

А какие пирожки остались у вас на тарелочках? (маленькие)

Сколько их? Посчитайте.

Какого они цвета? Формы?

Физминутка.

А теперь положите в корзину все пирожки, кроме, круглых

Какие пирожки вы положили? (квадратные, треугольные)

Вот эти пирожки медведь отнесёт дедушке и бабушке.

Что сделала Маша, когда сложила пирожки в корзинку?

Правильно, она тоже села в корзинку, а сверху поставила пирожки.

Медведь посмотрел, никого нет, взял корзинку и пошёл в деревню.

Что вам понравилось в сказке? Чему вы научились играя? Посмотрите, Маша и для вас напекла пирожков. Маша угощает детей. Появляется мишка Топтыжка. Ребята нашего мишку зайчик Степашка пригласил на день рожденья, но Топтыжка не знает на чём ему отправиться в гости. Давайте с вами вместе построим поезд, и тогда мишка не опоздает в гости к зайчику.

2.- Постройте поезд из 4 вагонов, так чтобы они располагались от самого маленького до самого большого вагончика.

Сколько вагонов в нашем поезде?

В наш поезд не все гости зашли, поэтому давайте к составу присоединим ещё 1 вагончик.

Давайте сосчитаем. Сколько стало вагончиков? Счёт до5(спросить2-3 детей)

Какого цвета самый короткий вагончик?

Какого цвета длинный вагончик?

Какого цвета вагончик посередине?

Какой по счёту жёлтый вагончик?

Какой по счёту самый маленький вагончик?

3. Физминутка.

4. Приехал мишка Топтыжка к зайчику Степашке на день рожденья и решил подарить ему торт, но давайте поможем ему его украсить. Торт у мишки двух ярусный.

Положите перед собой большой «корж» (круг). Украсьте большой «корж» 4 маленькими красными кружками, и 3 большими квадратами.

Сколько маленьких красных кружочков?

Сколько больших квадратов?

Положите перед собой маленький «корж».

Украсьте его так. Посередине положите 1 большой жёлтый треугольник по краям маленькие квадратики.

Сколько маленьких квадратиков?

5. А ещё мишка решил подарить и печенье зайчику, но он по дороге уронил коробку и печенье разбилось.

Давайте поможем собрать его. У вас на столе лежат коробочки, а там лежит разбитое печенье.

Соберите его и мы подарим Степашке. (дети собирают разрезные квадраты.)

6. Ребята вы хорошие друзья. Помогли мишке Топтыжке порадовать зайчика Степашку. У них получился весёлый праздник. Давайте поздравим Степашку и поиграем с ним в хороводную игру «Каравай».

Дарят ему свои пожелания.

Дети, скажите, кто приходил к вам в гости? Как называется сказка? Что Маша напекла? Вам понравилась сказка?

Что вам понравилось в сказке? Чему вы научились играя? Посмотрите, Маша и для вас напекла пирожков. Маша угощает детей.

1. Дети вместе с воспитателем встают в круг. Выбирается ведущий, который бросает мяч по очереди находящимся в кругу называет число от 1 до 10. Поймавший мяч должен назвать соседей указанного числа (прямой счёт больше на единицу), (обратный счёт меньше на единицу.)

2. Ребята, мы с вами сейчас отправимся на автобусе "Путешествие в зоопарк", но прежде, чтобы занять место в автобусе, вы должны купить билет. Воспитатель раздаёт билеты с геометрическими фигурами. Дети находят стулья с такой же геометрической фигурой и садятся за столы.

3. Дети работают за столами. У каждого ребёнка карточки с изображением геометрических фигур. Ориентировка на листе.

Как называется геометрическая фигура, расположенная в правом верхнем углу?

Какого цвета?

Как называется геометрическая фигура, расположенная в левом углу?

Какого цвета?

Найди синюю геометрическую фигуру;

Как она называется?

В каком углу она расположена?

Назови геометрическую фигуру, расположенную в центре;

Какого она цвета?

4. Физ. минутка.

На полянке мы идём. (идут по кругу)

И зверушек узнаём.

Ну, скорее "Раз, два, три!"

Быстро зверя покажи (дети замирают в позе зверя)

Воспитатель показывает карточку с нарисованными кружочками.

Прыгни зайчик, столько раз, сколько нарисовано у меня на карточке кругов.

Кивни, слоник головой столько раз, сколько нарисовано у меня на карточке кругов.

Топни мишка столько раз сколько нарисовано у меня на карточке кругов. и т.д. Дети выполняют задание воспитателя.

5. А сейчас мы продолжим наше путешествие (работа за столами с палочками Кюизенера.)

Постройте поезд из палочек Кюизенера из десяти вагончиков. Начинается поезд с большого вагончика и заканчивается маленьким.

Сколько вагончиков всего у нашего поезда? (счёт до десяти прямой.)

Скажи, какого цвета четвёртый вагончик?

Скажи, какой по счёту жёлтый вагончик?

Вагон, какого цвета стоит шестым?

Каким по порядку стоит чёрный вагончик?

Какой цветом вагон левее красного?

А какой он по счёту? Посчитай.

6. Игра "По порядку, становись!"

Перед игрой можно посчитать, чтобы дети запомнили свою цифру.(можно палочки взять в руки.) Воспитатель раздаёт детям палочки от одного до десяти, одну берёт себе. Под музыку дети бегают по группе в хаотическом порядке. По сигналу воспитателя становятся в ряд. Место в ряду соответствует месту числа (и размеру палочки.) "По порядку становись!" Можно создать проблемную ситуацию: воспитатель может стать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания. Считают если что-то не правильно, исправляют ошибку.

Дети, скажите, в какие игры мы с вами играли? Что мы с вами повторили? А какая игра вам понравилась?

Почему она вам понравилась? Чему вы научились играя? Мне тоже понравилось с вами играть.

Коррекционно-образовательные задачи:

Формировать элементарные математические представления:

    Закреплять представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств;

    Закрепить представления о числовом ряде;

    упражнять в количественном счете в пределах 8;

    закрепить умение соотносить количество с соответствующей цифрой;

    Развивать умение выделять свойства в предметах(блоках), абстрагировать эти свойства от других, удерживать в памяти, следовать определенным правилам при решении практических задач;

    Продолжать развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают;

    Упражнять в ориентировке на плоскости листа, пользоваться пространственной терминологией (правый верхний угол, правый нижний угол и.т.д.)

Коррекционно-развивающие задачи:

Учить строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношениявопросом: « как ты думаешь?», стимулировать к изложению своих мыслей.

Активизировать в речи слова и выражения: цвет, форма, размер, толщина, правый верхний угол, левый нижний угол.

Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности. Обучать приемам символизации и моделирования.

Способствовать психологическому здоровью детей:формировать чувство радости, уверенности, оптимизация детского настроения,используя игру-тренинг «Заряд бодрости» и элемента азбуки выражения эмоций (через выразительные движения удивления, испуга, радости).

Развивать слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать любознательность, сообразительность, желание играть друг с другом, умение

слышать и слушать друг друга.

Оборудование: набор логических блоков Дьенеша, наборы цифр 1-8 по количеству детей, карточки с изображением различных свойств (цвет, форма, размер, толщина),изображение школы с учениками-блоками, мяч.

Индивидуальная работа : побуждать Кирилла строить предложения из 4-5 слов, правильно согласуя слова в предложении. Работа с Сашей над умением абстрагировать свойства предметов.

Ход : Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

«Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин)

Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз)

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво

Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы)

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук)

Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.

Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.

Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает » Если так бывает- улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает-хмуримся и топаем ногами.

Бывает круг с углами -Бывает весна после зимы

Бывает петух с 4 ногами -Бывает у собаки 4 лапы

Бывает после понедельника суббота -Бывает ночь после утра

Бывает у человека 3 глаза -Бывает число два больше трех

Бывает трава зеленого цвета -Бывает число пять идет после семи

Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.

В волшебном государстве Математики постоянно происходят какие-то истории. Вот сегодня, например, все цифры перессорились. Каждая из них хочет доказать, что она самая важная. Давайте их подружим «Числовая разминка»

Назовите все цифры по порядку (хором)

Назовите цифры в обратном порядке (хором)

Оля, посчитай от пяти до семи

Саша, посчитай от трех до шести

Даша, пять, а ты считай обратно

Оля, назови соседей числа три

Вот и подружились наши цифры. Все цифры нам нужны и важны, без них нам не обойтись.

В волшебном государстве Математики правит царь Единица. Сегодня он хочет проверить,

любят ли дети математику, дружны ли вы с ней. Он издал указ и велел выполнить все его задания. Первое задание: Отгадайте, что это за здание? А поможет вам загадка.

Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают.

Верно, это школа. Назовите номер каждого класса и где он находится?

Это класс номер 1. Где он находится, Оля?

Он находится в правом верхнем углу.

Это класс номер 2. Где находится второй класс?

Второй класс находится в левом нижнем углу. и.т.д. Аналогичная работа до четырех.

В волшебном государстве Математики учатся необычные ученики.Это знакомые нам

Расскажи, Даша, кто учится в первом классе?

В первом классе учатся синие, большие, толстые, круги.

Руслан, а кто учится во втором классе?

Во втором классе учатся красные, маленькие, тонкие, квадраты.

Молодцы, все справились с заданием царя. Теперь отдохнем. В школе переменка.

Гимнастика для глаз

Мой веселый звонкий мяч

Еще хочет поиграть.

Вы глазами проследите,

Головою не вертите.

Куда мяч - туда глаза

Будем двигать не спеша.

Мяч поднялся вверх,

Все глаза - наверх.

Мяч скатился вниз

И глаза все - вниз.

Мяч - направо, мяч - налево,

А теперь наискасок:

Сверху вниз по диагонали

И еще один разок.

Все по кругу побежали

И вернулись мы опять.

И фигуру «бесконечность »

Нарисуем мы на пять!

Физминутка Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем - Нужно ноги укреплять, Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И на место снова сели. (Дети садятся)

Следующее задание царя Единицы. «Посчитай блоки и покажи нужную цифру»

Посчитайте все круги и покажите нужную цифру

Посчитайте все красные блоки и покажите нужную цифру

Посчитайте все маленькие блоки и покажите нужную цифру

Посчитайте все толстые блоки и покажите нужную цифру.

Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

А сейчас царь Единица предлагает нам поиграть в игру « Шифровальщики»

Царь будет выставлять блоки, а мы будем зашифровывать их с помощью своих карточек-символов.Выставляется синий, большой, толстый, квадрат.

Оля, какие карточки ты взяла для шифровки?

Я взяла синее пятно, большой домик, толстого человечка и квадрат.

Правильно Кирилл подобрал карточки? Проверьте у всех так.

Игра повторяется 2-3 раза.

Молодцы, ребята все задания Царя вы выполнили. Он очень доволен вами и меня вы порадовали. Кто считает, что он занимался хорошо, и задания ему показались легкими -встаньте в красный обруч. А кому было сегодня трудно- встаньте в зеленый обруч.

Сегодня мы с Царем Математики убедились, что вы любите ее и дружите с ней.

Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно все вокруг,

Прекрасно все во мне.