Проект на тему "гигантская улитка ахатина". Познавательно-исследовательский проект «Улитка ахатина — домашнее животное Учебный проект улитка домашнее животное


МБОУ «Явенгская школа»

Тема проекта: «Ахатинские улитки как домашние животные»

Руководитель проекта:

Кырма Ольга Григорьевна

2016 год

П. Пролетарский

Введение : (Слайд 1,2)

- Обоснование актуальности темы: (Слайд 3)

Всё чаще люди заводят улиток в качестве домашних животных, а оправдано ли это?

У многих улитки вызывают отвращение. Но это лишь первая реакция. Поближе познакомившись с этими животными, люди меняют своё мнение. Многим хочется завести домашних животных, но возникает множество проблем: необходимо регулярно выгуливать, аллергия на кошек и другие. В таком случае улитки лучший вариант.

Проблема:

Возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатин в качестве домашних животных.

- Цель проекта: (Слайд 4)

Определить насколько легко содержать Ахатинских улиток в домашних условиях.

- Задачи проекта: (Слайд 5)

1. Получить информацию из различных источников о жизни Ахатинских улиток.

2. Провести наблюдения за жизнедеятельностью улиток.

3. На основе полученных данных, провести анализ особенностей жизни Ахатинских улиток.

Основная часть:

- Этапы проекта:

1). Подготовительный

2). Организация деятельности (основной)

3). Представление продукта (защита проекта)

- Описание хода работы

Как всё начиналось? (Слайд 6)

Во 2 четверти к нам в класс принесли двух улиток. Это оказались самые крупные представители сухопутных моллюсков. Они сразу вызвали интерес у всех, глаза загорелись и каждый хотел подержать их в руках, рассмотреть поближе. Тут и возникла у нас идея сделать об улитках проект, как можно больше узнать о жизни этих животных.

На подготовительном этапе была выбрана тема проекта. Затем приступили к реализации основного этапа, т. е. организации деятельности над проектом. На данном этапе были:

Поставлены цели;

Намечены задачи;

Выбран объект, предмет и база исследования (улитки, содержание улиток в домашних условиях)

Выдвинули гипотезу (смогут ли улитки жить в домашних условиях и как за ними ухаживать)

Методы исследования: (Слайд 7)

чтение книг, энциклопедий о данных животных. Сбор пословиц, поговорок, загадок, стихов и другой информации об улитках. Работа в группах (Слайд 8)

работа в интернете

работа с цифровым микроскопом. Работа в группах. (Слайд 9, 10)

задавание вопросов (родителям, специалистам, учителю)

самостоятельное обдумывание

просмотр передач по телевизору

анкетирование детей начальных классов (Приложение №1) (Слайд 11)

наблюдение за улитками (Приложение №2) (Слайд 12, 13, 14,15,16, 17)

Самостоятельная деятельность

(в соответствии с планом работы)

Результаты исследований

- Анализ результатов проекта

Проанализировав, собранную информацию, составили рекомендации по правильному содержанию Ахатинских улиток: (Слайд 18)

1. Улиток можно содержать в любой ёмкости, но обязательно с крышкой, чтобы улитки не сбежали и для сохранения высокой влажности, а отверстия для вентиляции.

2. Террариум необходимо мыть специальной губкой.

3. Кормить улиток нужно овощами и фруктами.

4. Миска для еды не должна быть жёсткая. Улитки могут упасть и повредить раковину о твёрдый предмет.

5. Свет в террариуме не нужен.

6. В качестве грунта можно использовать землю.

А также сравнили, чем Ахатинские улитки лучше других животных? И пришли к такому выводу: (Слайд 19)

1. Долго живёт и не болеет.

2.Не вызывает аллергии.

3. Не шумит.

4. Можно оставить одних на время.

5. Не требует ежедневных прогулок.

6. Не кусается и не царапается.

7. Не пахнет.

8. Не занимает много места.

9. Ест практически всё.

10. Не требует сложного и дорогого ухода.

11. Не пачкает мебель и одежду шерстью.

Заключение

- Оценка результатов проекта

В конце работы дети сделали оценку своих результатов в листах самооценки. Приложение №3

А затем работы были оценены учителем по следующим критериям. Приложение №4

-Перспективы проекта

Данный проект можно использовать при проведении экологических мероприятий, на уроках окружающего мира, возможно выступление перед родителями с целью заинтересовать при выборе домашних питомцев.

- Выводы

По окончанию проекта сделали вывод, что улитки являются прекрасными домашними животными.

- Список источников и литературы

1. Борисова Н. В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7–8 классах. 1994

2. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. - М.: Просвещение, 1973

3. Ивахненко М.Ф., Корабельников В. А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987

4. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся.

5. Пушкарева М. С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе.2003.№ 8. с .40

6. Интернет ресурсы :

http: \\ achatina.by.ru\pages\people.htm\

http: \\www. achatina.ru

http:

Приложение №1

Опрос ребят начальных классов

Вопрос анкеты: «Хотите ли вы завести необычных домашних животных?»

21 человек

Нет, не хочу

29 человека

Не знаю

11 человека

Вывод: многим хочется завести дома

экзотических животных, но никто не хочет столкнуться

с трудностями в содержании необычных животных.

Приложение №2

Опыт по кормлению улиток

Мы провели эксперимент, какую пищу улитки едят охотнее. Каждый раз мы давали разную еду и наблюдали за улитками.

Очень охотно едят

Охотно едят

    не охотно едят

    Совсем не едят

Вывод: больше нравятся груши и огурцы, а капуста нет.

Приложение №3

Лист самооценки

Код класса ____________

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

    Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

    Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

    Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

    Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x .

Приложение №4

Оценивание проектной деятельности учителем

Четкий ход исследования

Грамотная речь во время защиты проекта

Оформление, презентация проекта (яркость, красочность, наличие рисунков, графиков, стихов и т.д.)

Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Итоговая отметка

Школьная научно –практическая конференция школьников

«Мы дети ХХ I века».

Гигантская сухопутная улитка Ахатина

Исследовательская работа

Сержанова Валерия

Обучающаяся 2 «Б» класса

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Руководитель:

Шевцова Н.Н.

Учитель начальных классов

МБОУ «Ягуновская СОШ»

С. Ягуново

2016

Содержание

Введение…………………………………………………….. …………..……3

1.Теоретическая часть………………………………………........................5

    1. История африканской улитки Ахатины ……………..……….….5

      Внутреннее строение и жизненный цикл улитки Ахатин ……6

      Условия проживания жизни Ахатины. Размножение . ………...8

      Видовое разнообразие………………………………………..…10

2.Анкетирование учащихся………………………….…………………… .14

3. Практическая часть………………………………………………16

3.1. Эксперимент. Проведение опытов в домашних условия 16

3.2. Общий выводы по опытам………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………..21

Библиография………………………………………………………………..23

Введение

Домашние животные – животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им, кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг. Большинство домашних животных легко размножаются. Человек может контролировать их размножения и признаки, которые они передают своему потомству.

Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносит непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т.п.)

У меня есть улитка «Ахатина». Меня заинтересовало поведение улиток, как они размножаются, как и чем они питаются и смогут ли они выжить без помощи человека в окружающей среде?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы стали изучать литературу об улитках и их жизни.

Цель исследования: Изучить особенности содержания африканских улиток в домашних условиях. Выяснить, может ли улитка «Ахитина», являться современным домашним животным?

Задачи исследования:

    Проанализировать информацию о местах природного обитания и историю разведения африканских улиток в домашних условиях;

    Изучить образ жизни и биологические особенности «Ахатины» гигантской;

    Описать особенности содержания улиток в домашних условиях;

    Провести необходимые опыты и наблюдения;

    Сделать выводы.

Объект исследования: Сухопутная улитка, ее особенности, строения и физиологии, а также значение и приручение.

Предмет исследования: Жизнедеятельность улиток рода «Ахатин».

Гипотеза: существует мнение, что если знать особенности содержания улиток, состав их пищи, то можно регулировать рост улиток и их окраску и численность.

Методы исследования:

    Проведение опытов;

    Наблюдение за улиткой, фиксирование результатов;

    Анкетирование.

Актуальность темы:

Я заинтересовалась этим видом улиток и решила организовать наблюдение за «Ахатиной» гигантской.

Теоретическая часть

1.1 История африканской улитки «Ахатины»

«Ахатина» гигантская (от латинского Achatina fulica ) – сухопутный брюхоногий моллюск из подкласса лёгочной улиток.

За пределами своей родины «Ахатина» была в первые замечена в 1803 году на острове Маврикии. В 1938 году японцы привезли «Ахатину» на Марианские острова с намерением изготовить из неё блюда. Так как мясо обладает уникальными свойствами. В мясе улиток содержится биологические активные вещества, такие как кальция, жирные кислоты, минеральные соли и железа.

А в других регионах численность улитки постоянно растет. Например, в США «Ахатина» является настоящим национальным бедствием. Во Флориду как-то завезли несколько улиток, и всего за год они так размножились, что уничтожили в штате все - и посевы, и кору на деревьях, и даже штукатурку на домах. Для построения раковины улиткам нужен кальций, и они его добывали, облизывая фасады домов. С тех пор все «Ахатины», которые попадают в США, удостаиваются смертной казни, а за разведение этих улиток в неволе полагается 5 лет тюрьмы.

Первыми удивительное свойства улиток открыли разведчики этих моллюсков. Они обратили внимание на то, что любые царапины и ссадины у них на руках очень быстро заживают. Оказалось, что в слизи улиток содержится натуральные компоненты, регенерирующие клетки. В Калифорнии «Ахатина» появилась в 1947 году, но калифорнийский климат оказался неподходящим для этого моллюска, привыкши к влажным местообитаниям тропиков.

Самое последние открытие произошло в области медицины. Улитку назвали донором мозгов, основываясь на положительных результатах тщательных исследований нейронов этих улиток, и в частности на том, что нейроны человека и нейроны улитки требуют одинаковый ионный состав среды.

1.2. Внутреннее строение и жизненный цикл улитки Ахатина

Улитки семейства «Ахатин» - это наземные легочные улитки. Они относятся к отряду «стебельчатоглазых». Это наиболее высокоорганизованные моллюски среди брюхоногих.

У них имеется пара втягивающихся щупалец, на концах которых находятся глаза. Имеется еще пара коротких щупалец.

Раковина, покрывающая тело улитки, выполняет три основные функции:

1. Защита мягкого тела от механических повреждений во время передвижения.

2. Защита от внешних врагов.

3. Предохранение тела от высыхания.

Раковины «Ахатин» очень массивные и прочные. Такие прочные, что их употребляли на табачных плантациях в качестве утюгов для разглаживания табачных листьев.

Если «Ахатины» живут во влажной среде, то раковина у них более тонкая и прозрачная. В сухом и жарком климате раковина имеет толстые стенки и белый цвет, чтобы отражать солнечные лучи.

В связи с наземным существованием у этих улиток хорошо развита подошва, по которым проходят волны сокращений. На подошве имеются две ножные железы, выделяющие слизь, что способствует передвижению улиток по сухой поверхности.

Кожа тела улитки морщинистая, складчатая. Это играет большую роль в процессе кожного дыхания, которое дополняет дыхание через легкие.

«Ахатины» также способны видеть предметы на расстоянии примерно 1 см. Освещение они чувствуют не только глазами, но и телом, поскольку в теле имеются светочувствительные клетки. И очень яркий свет эти животные не любят.

Концевые вздутия щупалец отвечают за обоняние, или "химическое чувство". Кроме того, вся кожа передней поверхности тела, головы и переднего края ноги, вход в дыхательную полость обладают "химическим чувством". Реакция на химические запахи, такие как бензин, спирт, ацетон, происходит на расстоянии примерно 4 см. Гораздо тоньше обоняние на запах пищи. Дыню «Ахатины» "унюхают" за 0,5 метра, капусту - примерно на таком же расстоянии, а разлагающиеся остатки деревьев и листьев - на расстоянии до 2 метров.

Подошва и щупальца являются органами осязания.

Слух у «Ахатин» отсутствует совершенно. Даже если громко крикнуть или свиснуть в свисток, приоткрыв крышку террариума, улитки не пугаются и не меняют своего поведения. Они очень спокойны и не очень пугливы.

При испуге, улитка резко втягивается в панцирь и тогда можно услышать шипение.

    1. Условия проживания жизни «Ахатины». Размножение.

Нам подарили улитку – гигантскую сухопутную «Ахатину». Сперва мы относились к этому «подарку» с подозрением, однако, когда увидели это чудо природы – то полностью в неё влюбились, но может ли улитка стать домашним животным?

Данное исследование проводилось в течении 4 месяцев (Октября-февраль).

«Ахатин» можно держать в террариуме. Закрывать нужно так, чтобы он не только хорошо проветривался, но и влажность в нем сохранялась постоянно.

На дне террариума должен быть грунт, в котором улитки смогли бы не только закапываться сами, но и откладывать яйца. Хватит слоя 5-7 см. этот грунт должен состоять из торфа, песка. Идеально подходит грунт «»Бегония».

Чистить террариум необходимо раз в 2 недели. Стенки протереть жесткой губкой без химических средств.

Если соблюдать не настолько трудные правила то «Ахитины», в таких условия вырастают очень быстро.

Её раковина может достигать 25 см, а тело – 30 см. Кожа «Ахатин» пупырчатая, в морщинках. Раковина массивная. Дыхание кожное, жабры отсутствуют. Рожки маленькие (две пары), служат как органы осязания. На концах первой пары расположены глаза. Живут «Ахатины» до 5-6 и даже 10 лет. «Ахатины» – всеядные, непривередливые и при обилии корма и кальция могут достигать огромных размеров. Поедают гниющую растительность, падаль, грибы, водоросли, кору цитрусовых. В её рационе более 500 различных видов растений, включая овощи, бобы, тыквы, дыни, картофель, лук и т.д.

«Ахатина» активна как днём, так и ночью. При отсутствии корма и снижении влажности, закапывается в землю и впадает в спячку. Устье закупоривается плёнкой из слизи. Во время спячки «Ахатина» теряет до 60% собственного веса.

«Ахатина» – гермафродиты. При размножении каждая особь может играть роль и самца и самки. Две улитки сначала тщательно ощупывают друг друга, что является любовной игрой, а за тем плотно прижимаются подошвами. Происходит обмен половыми клетками. Яйца имеют запах питательных веществ и покрыты питательной оболочкой. Яйца белые или желтые, по форме напоминают куриные. «Ахатины» откладывают яйца кучками по 50-150 штук в ямки, которые потом зарывают. Через 2-3 недели появляется молодь. Новорожденные «Ахатины» достигают в длину до 3-5 мм. Раковины прозрачные. Растут быстро: в месяц они вырастают до 10мм. А через 1,5 месяца они становится взрослыми особями.

У Ахитин также есть враги: ежи, мыши, насекомые (красотел, многоножки), птицы, жабы и лягушки, кроты, скунсы, ласки, ящерицы.

Ахатины в природе играют полезную роль. Они поедают разлагающиеся остатки растений, экскременты животных, различные нечистоты, то есть являются чистильщиками. Они даже могут «убрать» гниющие деревья.

    1. Видовое разнообразие

К Ахатинам относят такие виды:

· Ахатина фулика (Achatina fulica)

· Обыкновенная ахатина (Achatina achatina)

· Сетчатая ахатина (Achatina reticulata)

· Ахатина альбопикта (Achatina albopicta)

Африканская тропическая улитка
гигантская африканская улитка
(Achatina fulica )

Ахатина фулика - самый популярный вид, распространен по всей Африке к югу от Сахары. Первоначальное распространение - Восточная Африка (Кения, Танзания). В дальнейшем завезены и осели на юге Эфиопии, в южной части Сомали, на севере Мозамбика, на Мадагаскаре, в Маврикии, на Сейшельских островах, в Марокко, в Гане.

Окраска ноги и раковины разнообразная, так же как и размер. Существуют фулики у которых раковина во взрослом состоянии достигает 10 - 14 см и даже были случаи до 20 см в неволе. Размер раковины зависит от происхождения (источника природного обитания) и от содержания. Если улиток после полового созревания содержать отдельно или с другими видами исключая размножение, то раковина может продолжать расти больше, чем у размножающейся улитки, т.к. кальций пойдет в рост, а не на формирование яиц.

Быстроразмножающийся вид. Размер кладки до 300 яиц размером 3 - 6 мм белого или желтоватого цвета. В неволе живут 4 - 6 лет.

Неприхотливы, всеядны. Оптимальная температура содержания 24 - 26С, не любят переувлажнение.

Обыкновенная ахатина
(ахатина ахатина)
(Achatina achatina )

Ахатина ахатина - самый большой и интересный вид наземной улитки. Этому виду характерен необычный хвост, не присущий не одному виду ахатин.

Температура содержания - 27 - 30С.

Растут медленнее, чем ахатины фулика и половозрелыми становятся после двух лет, а иногда и трех лет. Кладка может содержать от 30 до 300 яиц длиной 8,0 - 8,7 и шириной 6,5 - 7,0 мм. Самый крупный экземпляр был обнаружен в Сьерра - Леоне в 1976 году. Длина раковины составляла 275 мм, а ноги - 375 мм.

Окраска раковины разнообразна, в зависимости от подвида и места излова. Фон может быть от светло-желтого до оранжевого, полосы могут быть ровными или ломаными, толстыми или тонкими, размытыми, черными или коричневыми. Существует подвид тигра с желтой раковиной вообще без полос. Цвет ноги у пойманных особей из дикой природы насыщенно угольно-черный, но в домашних условиях нога светлеет.

Распространение: Сьерра-Леоне, Либерия, Кот - д" Ивуар, Того, Дагомея, Гана, Нигерия.

В неволе размножаются неохотно, а в тропиках из-за вырубки лесов и сбора улиток для пищи за 10-15 лет их количество значительно сократилось. В Гане и в других местах Западной Африки обыкновенная ахатина до сих пор считается ценным мясом и употребляется в пищу,

Продолжительность жизни - до 10 лет.

Сетчатая ахатина
(Achatina reticulata )

Ахатина ретикулята - одна из крупных быстрорастущих улиток. Уже к 4 - 5 месяцам её раковина достигает 14 - 15 см длиной, а во взрослом состоянии длина раковины в среднем составляет 18 - 20 см. .

Раковина мраморная, с возрастом становиться ребристой. Фон – от светло-бежевого, почти серого, до коричневого. Рисунок - полосы или точки. Оригинально окрашена нога. Чаще всего голова и шея темного - коричневого или почти черного цвета, а "крылья" ноги светлые. Это делает сетчатую ахатину очень эффектной.

Половозрелой становится около 1 года. Количество яиц в кладке - до 300 шт. Родина - Восточная Африка (Занзибар). Неприхотлива, всеядна. Оптимальная температура содержания 25 - 27С.

Ахатина альбопикта
(Achatina albopicta)

Ахатина альбопикта внешне похожа на Ахатину ретикуляту. Такая же мраморная, но менее ребристая раковина. С возрастом самый большой виток темнеет и становится почти однотонным, апекс (кончик) становится розовым. Ножка толстая, мягкая, не очень темная, больше похожа на ножку ахатины глутинозы. Цвет колумелы – белый или светло-желтый.

Ахатины альбопикты неприхотливы, хорошо растут и размножаются в неволе. Кладка до 300 яиц.

Родина: Юго - Восток Африки: Кения, Танзания.

Размеры взрослой особи: 15-16 см. Температура содержания: 26-29С

Влажность: 80-90%. Оптимальная температура для нормального роста и размножения -28С.

2. Анкетирование учащихся.

Изучив информационные источники об улитке, мы провели анкетирование среди учащихся и прохожих, чтобы узнать у многих ли людей экзотических животных.

В исследовании было опрошено около 30 человек. Мы задавали им следующие вопросы:

    Слышали вы о такой улитке «Ахатина?»

    Имеются ли у вас дома экзотические животные?

    Хотелось бы иметь таковых?

    Знакомы ли вы с правилами содержания экзотических животных?

    Как вы считаете почему возникла мода на содержание экзотических животных?

    Если бы вам предложили завести улитку «Ахатину», вы бы согласились?

    Знаете ли вы, чем питаются улитки «Ахатины»?

    Знакомы ли вы с условием жизни и содержания экзотических животных?

    Считает ли вы что улитку «Ахатина» можно назвать домашним экзотическим животных?

Результаты анкетирования представлены в диаграмме.

Можно сделать вывод, что об улитке «Ахатине» знают очень мало людей и очень мало у кого есть экзотических животных (черепахи, ёжики, рыбки). Но все таки улитка «Ахатина» может быть домашним животным, но ни кто не решается приобрести такое экзотическое животное.

3. Практическая часть.

3.1. Эксперимент. Проведение опытов в домашних условия.

Мы провели несколько опытов с экзотическим животным:

    Размер улиток за определенное время;

    Размножение улиток;

    Чем питаются улитки;

    Как питание реагирует на цвет раковины улитки;

    Какую воду предпочитают улитки.

Опыт №1

Цель : Измерить улитку и доказать, что она достигает гигантских размеров.

Из энциклопедий о животных мы узнали, что родина улитки – восточная Африка, это – самый крупный представитель сухопутных моллюсков.

Наша улитка Жужжа ещё «маленькая», она длинной всего 16 см, а высота раковины почти 8 см, ведь ей только 1 год

Вывод : наша улитка за 1 год выросла на 16см

Опыт №2

Цель : Доказать что улитка очень плодовиты

Улитки появляются из яиц. При разведении Ахатин, судя по всему, нет вообще ни каких проблем, только зависит от температуры и влажности в террариуме. Одна Ахатина может отложить до 200 икринок-яиц, из которых могут выжить все или только примерно половина. Зависит от условий. Жужжа отложила приблизительно 250 яиц, она хорошая мама и навещала своих детей, периодически перемешивала их. И вот однажды из яиц появились все 250 ребёнка.

Вывод : из кладки яиц выводятся все или половина улиток в зависимости от условий. А через 1,5 месяца молодь становится взрослой. Наши дети тоже быстро подросли. Но мы не в силах их всех содержать поэтому подарили в зоомагазин.


Опыт №3

Цель : Узнать чем питаются улитки.

Кушают Аатины практически всё, что дают. Мы давали овощи, фрукты, кашу, грибы, мясо, рыбу. Не брезгуют различными огрызками объедками. Ахатину практически не возможно перекормить – улитка сама перестаёт есть, когда насытится. Кормить Ахатину достаточно один раз в день, а взрослую – и того реже: пару раз в неделю.

Вывод : Наша Жужжа предпочитает овощи (особенно огурцы) и бумагу.


Опыт № 4

Цель : Доказать, что улитки реагируют на красители.

Интересно, что наша улитка очень любит бумагу, причём только белую, мы давали бумагу других цветов, но попробовав её, улитки прятались в раковину и мы поняли, что она «невкусная» для нашей Жужжи.

Вывод : Улитки реагируют на красители.

Опыт № 5

Цель : Доказать какую воду любят наши улитки

Наши улитки очень любят купаться под краном. Особенно наша жужжа, когда мы включали холодную воду то они прятались в раковину, а когда включили тепленькую воду то они все вылезли из раковин. А Жужжа очень сильно любит купаться она даже тянется к струе воды.

Вывод : улитки любят теплую воду.

3.2. Общий выводы по опытам

Ахатина – идеальный объект для биологических исследований. Они узнают своего хозяина, крайне неприхотливы, не имеют запаха и не вызывают аллергии.

Данная работа имеет практическую значимость т.к. проведенные исследования показали:

1. Подобранные мной условия содержания стимулировали очень высокую скорость роста для представителей данного рода улиток в нашем климате. Материалы интернет-сайтов содержат информацию о том, что самая большая улитка в России весит около 230 граммов, ее возраст – 10 лет. Большая из моих исследуемых улиток возрасте 12 месяцев весила уже 180 г, а длина ее раковины 8см.

2. Размножение сильно замедляет скорость роста. Та из двух улиток, которая играла роль самки (Жужжа) и откладывала 2раза яйца приблизительно по 120 – 180 шт., сильно отстала в росте от других улиток. По измерениям, произведенным 20 октября 2015 г. самка весила 95 г, и длина ее раковины составляла всего 35 мм.

3. При исследовании влияния цвета пищи на окраску и фактуру раковины, выяснили, что улитки, питавшиеся только зелеными кормами, достигли меньших размеров, чем те группы, которые поедали только красные корма. Интересно, что улитки, питавшиеся смешанными кормами, имеют в среднем самые большие размеры раковин, однако статистически они не отличаются от группы улиток, питавшихся красными кормами. Масса тела у улиток всех трех групп статистически не различается, хотя тенденция увеличения массы тела от «зеленой» группы к «смешанной» хорошо выражена. У улиток, поедающие «красные» продукты, раковины была гладкой и темно коричневой без полос, а у улиток «смешанного» питания раковина бугристая, с белыми полосками.

4. При выращивании улиток при разной плотности посадки в террариумах было установлено, что при низкой плотности улитки растут значительно лучше и достигают статистически достоверно больших размеров, включая и массу тела. Длина раковины улиток, содержащихся в комфортных условиях составляла от 61 до 69 мм, а вес 30-34 г., длина же улиток «тесных условий проживания» составляла до 60 мм, и вес был намного ниже. Поэтому можно считать, что фактор плотности влияет на рост улиток сильнее, чем тип и разнообразие кормов.

5. Мне удалось установить воздействие температурного и светового факторов на поведение, улиток привлекает желтый цвет. Реакция же на другие цвета была незначительной, но улитки уползали в сторону от синего и фиолетово цвета. Данные факты можно применять при выращивании овощных культур, так как брюхоногие улитки наносят вред сельскому хозяйству. Можно просто огородить свой участок фиолетовой пленкой по периметру, и улитки не будут заползать, и наносить вред. При действии химическим раздражителем (сок алоэ) улитки стараются избежать влияния вещества и уползают в сторону.

6. Опыт по изучению влияния водной табачной вытяжки разной концентрации показал, что наибольшее количество погибших моллюсков наблюдалось в контейнере после последнего опрыскивания, где концентрация вредного вещества наиболее высокая. Это можно объяснить создавшейся стрессовой ситуацией, вызванной резким прекращением поступления токсинов, к которым возможно уже моллюски адаптировались. Содержание никотина в среде обитания моллюсков значительно снижает продолжительность их жизни. А данный опыт можно использовать для привлечения внимания курящих подростков, доказывая, что никотин приводит к снижению продолжительности жизни. Так как Ахатины - это биоиндикаторы, реагирующие на загрязнение окружающей среды, поэтому их также можно использовать для определения степени загрязненности природы.

7. Все выполненные мною опыты показывают, что содержание и уход за улитками, действие не только химических раздражителей, но и загрязнения влияют на скорость роста, на поведение и изменчивость размеров и окраски африканских тропических улиток Ахатина.

Заключение

В условиях неволи Ахатины живут 9-10 лет - т. е., и в этом плане они не уступают другим домашним животным. Кроме этого, Ахатины не кусаются.

Таким образом, Ахатины - просто прекрасные домашние животные, которые знают своих хозяев, крайне неприхотливы, не гавкают и не мяукают на весь дом, не имеют запаха и не вызывают .

Ахатины - это действительно хорошие домашние животные, привыкают к человеку, различают "своих" и "чужих". Они очень интересны, неприхотливы и не вызывают аллергии.

Кроме всего прочего доказано, что содержание в доме улиток очень благотворно влияет на нервную систему!

Улитки вообще и Ахатины в частности - прекрасный и доступный объект наблюдений за животными в неволе. Они совсем не так примитивны, как это может показаться на первый взгляд. Хотя их нервная система устроена достаточно просто, улитки способны к обучению.

Библиография

1 . Акимушкин И. Беспозвоночные. Ископаемые животные. М.: Мысль, 1992. – С. 100 – 101. – (Мир животных)

2. Ахатина // Большая советская энциклопедия. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 458.

3. Краснова И. «Гигантские улитки ахатины» (2006г.)

4. Жизнь животных. Т.2. - М.:Просвещение, 1968 г.

5. Интернет сайты

Лукаш Екатерина ученица 3 класса

Известно что, в мире насчитывается много видов улиток. Одни из них нам известны с самого детства, о других мы слышим впервые. Например – Ахатина. Эта очень древний вид моллюска. Ахатина была замечена в 1803г. на острове Маврикий.

Продукт проекта – это рекомендации по выращиванию и уходу улиток Ахатина в домашних условиях, что и поможет наглядно и подробно ознакомиться с этим видом улиток. В ходе работы над проектом изучались исторические материалы происхождения Ахатины. О целебных свойствах слизи улиток известно еще с древних времен и её широкое применение получили в косметологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

муниципального образования город Ноябрьск

Улитки Ахатина-

Домашние любимцы

Лукаш Екатерина

3-а класс Руководитель: Амелина А.Г.,

учитель начальных классов

г. Ноябрьск

2016 г.

ЮЛИЯ БУРЦЕВА

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Павловский детский сад общеразвивающего вида №5»

МКДОУ №5___

Проект

«Почему улитка никогда не выходит из своего домика?»

Воспитатели 1 младшей

Группы Б :

Бурцева Ю. Н.

Третьякова В. А

дети и родители

Павловск 2014г.

Паспорт проекта

Тип проекта : исследовательский, среднесрочный

Цели :

Педагогическая : Развитие у детей 2-3лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Детская : Узнать, может ли улитка выйти из своего домика?

Задачи :

*Расширить знания детей о улитках

*Развивать у детей мыслительные и речевые способности

Целевая группа : дети, родители, воспитатели младшей «Б» группы;

Место реализации проекта : МКДОУ №5, младшая группа «Б» ;

Партнёры проекта : воспитатели, музыкальный руководитель.

История создания проекта : Во время дидактической игры дети моей группы задали мне вопрос, который и стал названием моего проекта Почему улитка никогда не выходит из своего домика?

Гипотеза исследования : Если улитка выйдет из домика , то она может погибнуть.

Цель : (Педагогическая) Развитие у детей 2-3лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Цель : (Детская) Узнать может ли улитка выйти из своего домика?

Задачи :

*Расширить знания детей о улитках

*Помочь детям освоить разные способы поиска информации

* Развивать у детей мыслительные и речевые способности

Прогнозируемые результаты :

Дошкольники приобретут опыт исследовательской деятельности;

Полученные из разных источников сведения, помогут детям пополнить свои знания о улитках ;

Выставка рисунков «Домик для улитки »

Выставка поделок «Лепим улитку »

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (04.11.14-08.11.14)

Ситуация общения с детьми : «Зачем улитке домик

Цель : Выяснить начальное представление детей о улитке и заинтересованность проблемой.

Создание проблемной ситуации : «Письмо от улитки » .

Чтение художественной.

Поиск информации.

Практический (исследовательский) этап : (09.11.14-17.11.14)

Рассматривание иллюстраций о улитках , чтение познавательной литературы;

Просмотр мультфильма, беседа с детьми о просмотренном мультфильме;

Игры : «Разрезные картинки» , «Угадай по описанию» , «Загадки» ;

Заучивание стихотворения «Улитка »

Продуктивная деятельность : «Лепим улитку »

Рисование на тему : «Домик для улитки

Чтение сказок : «Сказка про улитку » , «Сказка про улитку и кузнечика »

Заключительный этап : (18.11.14-22.11.14)

Оформление выставки рисунков : «Домик для улитки » ;

Оформление выставки поделок : «Лепим улитку » ;

Оформление партфолио проекта ;

Мероприятия по реализации проекта

№ п/п Мероприятия

Сроки Ответственные

1. Диагностика начальных представлений детей о улитках и выяснение заинтересованности проблемой.

04.11.14-08.11.14 Воспитатели

2. Сбор информации :

Чтение художественной и познавательной литературы;

Поиск информации в сети Интернет

08.11.14 – 10.11.14 Воспитатели, родители, дети

3. Просмотр мультфильма

«Домик для улитки » 11.11.14 Воспитатели, родители

4. Экскурсия в живой уголок : «В гости к улитке »

15.11.14 Воспитатели

5. Рисование на тему : «Домик для улитки »

18.11 – 20.11 Дети и родители

6. Продуктивная деятельность «Лепим улитку »

20.11.14 Дети, воспитатели, родители

7. Презентация результатов деятельности :

Оформление выставки поделок «Лепим улитку »

Оформление партфолио проекта

20.11 -22.11. 14 Воспитатели, родители

Вывод :

В ходе проведённого исследования мы выяснили, что улитка действительно никогда не выходит из своего домика. В домике она прячется от врагов : ежей, мышей, лягушек, птиц, ящериц. Если у улитки не будет домика , то она погибнет. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Приложение 1

УЛИТКА

Улитка медленно ползет ,

Качаясь на листке,

Улитка целый день несет

Свой домик на себе.

Ей тяжело его носить

Нельзя его ей снять!

Улитке нужно где-то жить ,

Ей нужно где-то спать!

Зато туда никто чужой

Не проберется никогда!

И охраняет домик свой

Улитка хорошо всегда !

У улитки в воскресенье

Будет праздник – день Рожденья!

Только вот беда-то в чём,

Как гостей позвать в свой дом!

Приложение 2

Загадки про улитку

Весь день ползу я по дорожке -

То выпущу, то спрячу рожки.

Ползти домой я не спешу -

Зачем спешить мне по-пустому?

Свой дом всегда с собой ношу -

И потому всегда я дома.

(Улитка )

Это кто, раздвинув рожки

Проползает по дорожке?

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка )

Теремок, гляди, ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Хозяюшка рогатая.

(Улитка )

У меня девиз простой -

«Всё своё, ношу с собой!»

Две антенны над калиткой,

Домик свой несёт.

(Улитка )

Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

(Улитка )

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка )

Круглый домик.

Может, гномик

В этом домике живет?

Он волшебный, этот домик,

Он по травке сам ползет!

(Улитка )

По дорожке лезут рожки -

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко -

Рожки спрятались опять.

(Улитка )

Приложение 4

Поделки детей

Приложение 5

Помощь родителей в подборе информации о улитках

Улитка Ахатина


Задачи работы: Провести анализ литературы по проблеме аллергии от домашних питомцев Провести сбор информации по отношению людей к улиткам Доказать, что улитка Ахатин является идеальным питомцем для аллергика Составить памятку для будущих владельцев улитки.




Домашнее животное – это очень важная составляющая в жизни многих из нас. Здорово, когда дома тебя ожидают лохматые, гладкошерстные, ушастые, хвостатые и прочие четвероногие зверушки. Также весело, когда дома радуются звонкие пернатые, или плавные и молчаливые обитатели аквариумов


Но вот беда, если у вас аллергия на все шерстяное и перьевое? А на размещение аквариума не хватает места или времени? Может вам приходится часто отлучаться и не на кого оставить питомцев? Я предложу вам очень интересный альтернативный вариант домашнего животного. Представляю: ахатина или гигантская африканская улитка (лат. Achatina fulica).


Едят ахатины практически всё, что дают. Овощи, фрукты, кашу, грибы, мясо, рыбу, птицу.. Кормить молодую ахатину достаточно один раз в день, а взрослую - и того реже: пару раз в неделю. Также, кроме корма нужно давать кальций.. Что интересно - улитка не станет есть пищу, которая ей не подходит или которой она может отравиться. Ещё ахатину надо спрыскивать водой поверхность аквариума они таким образом пьют со стенок аквариума Ахатин поглащает воду


Аквариумы и.т.д Домиком для ахатины может стать любой пластиковый контейнер или небольшой аквариум. Совсем не обязательно все время держать его на виду. Вы можете держать емкость с ахатинами в темном месте, вдали от отопительных приборов и доставать тогда, когда необходимо ухаживать за улитками или для наблюдения. Домик должен соответствовать размерам вашей ахатины и подрастать вместе с ней. Для маленьких улитят подойдет небольшой пластиковый контейнер. В любой домик для ахатин вы должны обеспечить доступ воздуха. Достаточно проделать несколько отверстий в крышке, накрывающей контейнер. Крышка должна быть обязательно, иначе улитки отправятся путешествовать по дому.



Ценный элемент Косметологи неспроста заинтересовались свойствами улиток их привлек необычный факт, который был отмечен специалистами, занимающимися профессиональным разведением моллюсков. Оказалось, что у людей, постоянно находящихся в контакте с улитками, быстрее заживают ссадины и порезы на руках, а кожа выглядит моложе. Более детальное исследование позволило сделать вывод, что особый секрет, который выделяют улитки, обладает высокими регенерирующими свойствами и восстанавливает клетки кожи.


Выводы по проекту были сделаны следующие: Они не вызывают аллергии! Не оставляют шерсти! Не царапаются и не кусаются! Не болеют! И живут около 10 лет! Их не надо выгуливать! Они бесшумные! Они не «метят» свою территорию! Мало едят и не требуют больших затрат!




ПАМЯТКА ДЛЯ БУДУЩИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АХАТИНОВЫХ УЛИТОК Желательно содержать по одной Кормить ежедневно свежей качественной пищей Регулярно и в изобилии давать улиткам молотую яичную скорлупу Минимум раз в сутки (лучше вечером), обрызгивать террариум Заменять грунт, в зависимости от его состояния Не следует ставить террариумы под прямые солнечные лучи. Просто любить своего домашнего тихого и верного питомца.