Программа "фонетическая ритмика". Консультация для логопедов «Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению


Анна Молостова
Мастер-класс по использованию методов фонетической ритмики и элементов логоритмики с детьми младшей группы детского сада.

Теоретическая часть.

(слайд 4) Всем известно, что в поле зрения работы логопеда сегодня попадают дети подготовительной группы , в лучшем случае – дети старшего дошкольного возраста. Сензетивный период для развития речи упускается.

Это – проблема как для родителей так и для педагогов, так как логопеду тяжелее работать на последующих этапах.

Мы загорелись желанием решить эту проблему и найти выход из сложившейся ситуации, тем самым облегчая задачу себе и родителям и начали работать детьми младшей группы .

(слайд 5) Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному засмеяться или заплакать, как начинают смеяться и плакать другие. Кроме того дети любят подражать друг другу, взрослым и даже животным. Все эти природные особенности детей использует фонетическая ритмика .

Работая с детьми , также необходимо учитывать закономерности формирования детской психики , одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.

При развитии более поздних в плане формирования функций (например – речи, следует опираться на уже созревшие процессы (это эмоции и движения) .

Соответственно, развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для развития речи.

Учеными давно доказана связь между движениями рук и формированием произношения (связь моторики рук и артикуляционной моторики) .

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.

(слайд 6) Значит, развивающую коррекционную работу нужно выстраивать от движения к речи, что и делает фонетическая ритмика . Она сочетает в себе 3 компонента – эмоциональный, двигательный и речевой и использует механизм их единства.

В своей работе с детьми мы решили использовать сочетание нескольких методов работы , направленных на развитие речевых навыков детей. Это – фонетическая ритмика – методика Костылевой , многим известная. Это элементы логоритмики в сочетании с музыкальным сопровождением. И конечно использовали различные методы по уточнению артикуляции звуков, начиная с самых простых гласных звуков и заканчивая согласными.

(слайд 7) За основу была взята «Сказка о весёлом Язычке» , нами были разработаны свои сюжеты на каждый отдельный звук и адаптированы на младший возраст .

(слайд 8) Обязательное условие занятий – положительный эмоциональный фон, активное использование жестов , мимики, интонационного языка.

Движения и речевой материал предварительно не выучиваются! Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

(слайд 9, 10) Суть метода фонетической ритмики в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движения и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов , слов с проговариванием фраз и коротких тестов.

(слайд 11) На начальном этапе мы основное внимание обращали на правильность выполнения движений, а не на речь, чередуя противоположные по характеру движения : быстрые и медленные, резкие и плавные, напряженные и расслабляющие.

Происходит влияние на общую гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

(слайд 12) Большим плюсом этого метода является то , что он не принуждает включаться в работу всех детей. Как мы с вами знаем, всегда есть детки, которые не участвуют в занятии со всеми детьми . Они имеют возможность просто наблюдать за остальными детьми и взрослым или не делать этого.

Это даёт возможность ребенку возможность привыкнуть и включиться в работу несколько позже, и уже по собственному желанию.

Во время хорового произнесения звуков педагог должен слышать недостатки произношения детей и тактично их исправлять. Мы же делаем следующее : если многие дети не произносят правильно, к примеру, сложные звуки (Р,Л,С,З, то мы просим детей слушать произношение педагога, а повторять – только движения.

(слайд 13) Наши занятия мы строим по следующему принципу :

Повторение пройденных звуков;

Презентация нового звука через знакомство с новым сказочным персонажем;

Игры на закрепление звука, слога или слова с этим звуком (эта часть занятия делится на два направления – работа логопеда с этим звуком и работа музыкального руководителя);

Итог занятия, мы вспоминаем с каким персонажем мы познакомились и какой звук он нам принес.

(слайд 14,15) Что касается музыкальной составляющей данных занятий, то мы ставим перед собой следующие задачи.

(слайд 16) Музыка детям дает возможность представить образ персонажа, который приходит к ним на занятия (к детям приходил дядюшка Ау, Баба Яга, собачка, козленок, жеребенок, мальчик Дима, мальчик Тема, они слушают этот музыкальный образ, что в дальнейшем мне помогает в постановке театрализованных сценок.

(слайд 17) На наших занятиях мы не только слушаем музыку, которая помогает нам представить образ различных героев,

(слайд 18) но и пропеваем те звуки, с которыми знакомимся. Многие дети не произносят сложные звуки, но в сочетании с музыкой – им становится это проще, потому что они их пропевают.

(слайд 19) И так же, мы стараемся во время пения использовать движения , которые сочетаются с образом и характером песни.

Пение включает упражнения и распевки для тренировки речевого аппарата, а также упражнения для развития координации пения с движением. Мы знакомим детей с элементарными понятиями в музыке – динамические оттенки, мы поем тише – громче; знакомим и учим детей определять и пропевать звуки высоко и низко; поем отрывисто и плавно, соединяя это с движениями рук.

(слайд 20) Что касается музыкально-ритмических движения – они предполагают упражнения, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

(слайд 21) Основная направленность элементов ритмопластики на наших занятиях , - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения .

Это физиологическая потребность детского развивающегося организма.

(слайд 22) Совместные занятия с логопедом мне помогают на музыкальных занятиях в разучивании песен, музыкальных сценок, после таких занятий, дети стараются выдерживать музыкальный ритм , дышать правильно при пении, четко пропевать текст песен.

Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельные занятия или как часть речевого занятия. Отдельные стихотворные тексты можно использовать в качестве весёлых динамических пауз и на других занятиях.

В результате нашей экспериментальной работы с детьми младшей группы у нас получился цикл занятий, идущих в определенной последовательности, со сказочным сюжетом.

Мы использовали последовательность освоения артикуляции звуков и саму методику Костылевой , добавили презентации на каждый сказочный сюжет и оформили музыкальное сопровождение каждого занятия.

(слайд 23) За время проведения наших занятий мы добились того, что :

У детей активнее развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух ;

Нормализуется речевое дыхание;

Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков;

Создается база для успешной постановки звуков;

Повышается речевая активность детей;

- «неговорящие» дети постепенно включились в процесс;

Дети, стесняющиеся своей речи, раскрепостились.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Мастер-класс для воспитателей «Оформление группы детского сада к весне» Прилетай же! Милый скворушка-скворец, Прилейтай же наконец! Для.

Квиллинг (бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наступает самая лучшая пора для всех детей и воспитателей - лето. Мы готовимся к лету со всем своим усердием.

C лайд 1.

Слайд 2.

Фонетическая ритмика - здоровьесберегающая коррекционная технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз. Речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно.

Обратиться к данной технологии мне пришлось, поскольку я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, у которых наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушённым, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляции. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.

В основе методического приёма фонетической ритмики лежит правило, исходящее из взглядов природосообразности: устная речь «физиологична», она состоит не только из звуков, но и включает в себя мимику и движения. Таким образом, произносительная деятельность - это деятельность всего организма.

Слайд 3.

В фонетической ритмике используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности. Развивая моторику и эмоции у детей, создаются предпосылки для становления многих психических процессов (слухового восприятия, внимания, памяти и др), но в первую очередь для своевременного развития речи.

Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой, и использует механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям данной категории. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов (речедвигательный анализатор), т.е. улучшается подвижность губ, языка, мышц глотки, дыхательных мышц.

Слайд 4.

Таким образом, основные задачи деятельности с использование фонетической ритмики это:

1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

2. способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;

3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетическая ритмика вводится постепенно, на основе принципа «от простого к сложному». Начинается с нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих детей дошкольного возраста, так как они ещё не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения, когда ребёнок учится управлять своим вдохом и выдохом. Они, в конце концов, сводятся к естественному дыханию при говорении — вдох носом, выдох — ртом.

Слайд 5.

Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки: сначала гласные затем согласные. Постепенно дети начинают произносить на выдохе звуковые цепочки, состоящие из двух - трёх звуков, а затем из 5-6 звуков. С введением согласных начинается произнесение слогов и слоговых рядов. Затем произносятся слова, словосочетания и тексты, в основном стихотворные.

Движенияи речевой материал, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с педагогомнесколько раз (2—5 раз каждое). Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детейк правильному естественному подражанию.Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильное выполнение детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь! После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.

Слайд 6.

Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение (двигательная активность - это потребность детского организма, поэтому приносит радость), носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

Во время занятий активно использую несловесные формы поощрения и поддержки- улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие рук.

Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 10-15 минут в качестве речевой зарядки.

Слайд 7.

Есть дети, для которых начальный этап - пассивный. Следует оставить за ними право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать. Нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и желание поучаствовать в игре, и он начнет подражать. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать и включится в совместную работу.

Слайд 8.

На каждом занятии необходимо чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение. Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.

Слайд 9.

Предлагаю вашему вниманию видео, где вы увидите работу над речевым дыханием на примере гласных звуков с детьми группы компенсирующей направленности. У данных детей в разной степени выраженности наблюдается не только тяжёлое речевое недоразвитие, но и нарушения внимания, восприятия, моторики.

Слайд 10.

На следующем видео вы увидите чередование ритмических движений и ритмичное проговаривание с плавными фразами на отработку плавности речи в ходе плавных движений.

Слайд 11

Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о,у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж,ч, щ, л, р, й, и йотированные гласные). Подробные описания движений содержатся в работах: Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт. «Фонетическая ритмика», А.Я. Мухиной «Речедвигательная ритмика», Н.Ю Костылевой «Покажи и расскажи».

Слайд 12.

Применяется фонетическая ритмика:

В процессе постановки правильного звукопроизношения (на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков). В итоге происходит постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
- в структуре логопедических занятий как орг.момент или динамические паузы.
- на речевых практикумах по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
- во время экспериментариумов по формированию лексико - грамматического строя речи и развитию связной речи.

Упражнения на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям и могут применяться воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности или режимных моментов.

Слайд 13.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики способствует следующему:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух;

Нормализуется речевое дыхание и слитность речи;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико- интонационная сторона речи и эмоциональная сфера;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Таким образом, упражнения на основе фонетической ритмики в условиях введения ФГОС могут быть введены в практику ДОУ, как коррекционная здоровьесберегающая технология.

Слайд 14.

В настоящее время назрела необходимость использования воспитателями коррекционных методов, поскольку с каждым годом значительно увеличивается количество детей с проблемами речевого и психического развития. На слайде вы видите звенья фонетической ритмики. Именно фонетическая ритмика позволяет влиять (корригировать, как говорят логопеды) на психическое и речевое развитие детей.

Слайд 15.

Спасибо за внимание! Успехов в работе!

В статье описываются направления работы логопеда, в которых находят своё применение фонетическая ритмика и её сопряжённо-контактный вариант: автоматизация звуков, навыки самоконтроля, обучение звуковому анализу, нормализация плавности речи.

Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». М.Е.Хватцев в конспекте занятия по закреплению звука Ш описывает движение, которым дети под руководством воспитателя сопровождают произнесение звука Ш: руки поднимают вверх и плавно ими покачивают. Фактически это движение фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика является частью верботонального метода обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г. Загребе.

В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард побывали в Реабилитационном центре «Суваг» (г. Загреб) и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода работы над произношением детей с нарушенным слухом.

В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков.

Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Работа над речевым дыханием, голосом, ритмом, темпом и интонацией подробно освещена в пособиях по логопедической ритмике. Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением, хотя во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания.

Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.

Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет, что движение на звук С повторяет направление выдыхаемой воздушной струи; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА).

Логопед и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование.

Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Логопеду важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает.

Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука. При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики.

Некоторые движения имеют несколько вариантов. В начале автоматизации выполняем движение, с которым лучше совмещается правильное произношение.

В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.

Логопед формирует устойчивую связку:

«артикуляция/произнесение звука — движение фонетической ритмики – графический образ буквы – объёмная буква»,

в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение.

Следует также отметить, что фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи.

На этапе автоматизации в предложениях использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики также благотворно влияет на речь детей. На занятиях можно применять проговаривание речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики в качестве физкультминутки, обращается внимание детей на изменение окончаний последнего слова чистоговорок.

Ала-ала-ала – на столе пиала.
Алу-алу-алу – я возьму пиалу.
Алы-алы-алы – нет моей пиалы! (Я её разбил (-а)!)

Фонетическая ритмика в большой мере отвечает задачам логопедической работы. Использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики обогащает и расширяет возможности практической логопедии.

Использованная литература:

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/Е.Ф.Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. -254 с.
  2. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика/Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – Москва: Просвещение, 1989. – 160 с.
  3. Костылёва, Н.Ю. Покажи и расскажи/Н.Ю.Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  4. Мусова, И.Б. Логопедические чистоговорки/И.Б.Мусова. – Москва: Гном-пресс, 1999. – 48 с.
  5. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика/А.Я.Мухина. – М.:АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123 с.
  6. Никольская, Л.Ю. Путь к слову/Л.Ю.Никольская. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1999. – 208 с.
  7. Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода/Л.И.Руленкова. – Москва: Парадигма, 2011. – 191 с.
  8. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/М.Е.Хватцев. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 106 с.

Мусова Инна Бадьминовна (Борисовна),
учитель-логопед
Центра диагностики и консультирования «Участие»,
Москва

Очень высока социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из (главнейших) задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Т. е., все тО, что мы можем объединить в одной технологии, такой как

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Игры со смыслом. Учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела.
Для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное - вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать или расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

· нормализовать речевое дыхание;

· воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;

· воспроизводить звуки в заданном темпе;

· воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;

· учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.

· Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы.

Фонетическая ритмика - это движения , а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию.

Итак, начнем нашу веселую игру с того, что поможет ребенку научиться чередовать расслабление и напряжение.

Камень превращается в веревочку.

Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.

Летят уточки.

Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, а кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив "крылья".

Тигр превращается в кошечку.

Пусть кроха изобразит "коготки тигра" (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.

Замерз - согрейся.

Всех участников сковывает мороз, да так, что не пошевелиться, твердеет каждая клеточка. Но наступает весна, и люди "оттаивают".

Добро сильнее зла.

Первая задача - изобразить, каким бывает лицо у злого колдуна. Для этого надо стиснуть зубы и прищурить глаза. А потом мы заставим чародея подобреть, смягчив и расслабив мускулы своего лица.

Поза лягушонка.

Сядем на корточки, раздвинув в стороны колени и упершись в пол руками, "выпучим" глаза, растянем закрытый рот. А затем расслабимся.

Как правильно дышать

Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается).
Положим руки на область диафрагмы. Вдох - через нос, на выдохе произносим звук С (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете).

Вверх-вниз.

Малыш лежит на спине, а на животике у него - листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.

Море шумит.

Попробуем это изобразить: вдох - поднимаем руки вверх, выдох длительно произносим звук "ш-ш-ш-ш" и опускаем руки. Это можно делать каждый день.

Полетаем!

Бумажную бабочку пли самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.

Ветер налетел.

Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу (чем не дерево). А теперь подуем на него, будто "ветер" колышет листву.

Песику жарко.

Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть то же самое повторит кроха.

Юный боксер.

Делая выпады то правой, то левой ногой, держим одну руку на талии, а другой как будто наносим удар но спортивной груше. При каждом ударе на выдохе произносим кратко слог (например, "ша", "са") и одновременно легко, пружинисто приседаем на опорную ногу. Повторив несколько раз один слог, меняем ногу.

В нужном темпе

Отрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.

· Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, "та"). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и проговаривая по возможности четко и быстро "та-та-та-та"...

· Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой - вправо, левой - влево), произнося "па". Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: "па-па-па" (повторяем 3-4 раза).

· Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим "па-па-па-па-па", делаем остановку - хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: "па-па-па-па-па"... остановка - и снова хлопок.

Проверяем чувство ритма

Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.

Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).

Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением: "ТАМ" - делаем резкий указательный жест в сторону, "САМ" - плавно показываем на себя, "ПОЛ" - направление жеста на пол, "НОС" - указываем на нос.

Вместе с малышом хлопайте в одном ритме, произнося двухсложные слова: "мама", "папа", "осень", "дует", "сильный", "много" и др. Затем выбирайте трехсложные слова: "высота", "лебеда", "кто куда" и т. д.

Слушаем и говорим правильно

Используя упражнения фонетической ритмики, вы можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Начнем со звука "Ш".

Поднимем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук "ш-ш-ш-ш".

На очереди - "Ч".

Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук "ч".

Операция "Ж".

Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим "ж".

Звук "Р"

Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук "р-р-р-р"...

Звук "Ц"

Поднимем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем "ц-ц-ц-ц", стараясь подчеркнуть в нем элемент "с".

Звук "Л"

Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем "ла-ла-ла"...

Трудными для произнесения могут быть также звуки "Ф", "С".

Начнем работу со звука "С".

Поднимем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая "с-с-с"...

На очереди звук "Ф".

Поднимем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим "ф-ф-ф"...

Гласные звуки . Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно продолжительными.

А : руки перед грудью. Произносим звук А - широко разводим

руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

О: руки вниз. Произносим звук О - руки через стороны

поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык

неподвижный.

У : кисти рук у плеч. Произносим звук У - руки вытягиваем вперед.

Э : руки в стороны. Произносим звук Э - руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И - тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

Домашний театр двух актеров

Когда вы читаете своему ребёнку коротенькие сказочки или стихи, попробуйте сопровождать текст простыми жестами и движениями, соответствующими описанию.

Вот несколько примеров: Взял Саша палку (проиллюстрируйте то, что сделал мальчик Саша),
Кинул палку в галку (жест направлен вверх, в потолок). Галка улетела (правой рукой махните вперед, как крылом} И на елку села.
Села, посидела. Опять полетела (всплесните руками) И на елку села...

Таким образом можно попробовать "оживить" любое стихотворение, важно лишь проявить больше фантазии. Главное, чтобы ваши занятия нравились малышу и приносили пользу.

Желаю успехов!

учитель-логопед

МАДОУ Винзилинский д/с «Малышок»

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.

© Власова Т.М.,

Пфафенродт А.Н., 1996

© «Гуманитарный

издательский центр

ВЛАДОС», 1996

Предисловие

Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

    соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

    развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.

В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

У
пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и инто­нацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражени­ем смеха, отрицания и т. п.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях, приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

    ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

    уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

    видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

    стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

    слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.

Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.