Расстройство речи. Лечение расстройства речи. Нарушение понимания речи в дошкольном возрасте Акции и специальные предложения


Расстройство речи — это достаточно широкораспространенная проблема, которая проявляется различными симптомами: шепелявость, заикание, дислалия и другое. Расстройство речи может быть обнаружено еще совсем в маленьком возрасте , когда родители замечают, что их ребенок разговаривает хуже его сверстников. В другом случае, расстройство речи может возникнуть из-за действия каких-то факторов. Например, пережитая ребенком эмоциональная травма, стресс может повлечь за собой такое расстройство речи, как заикание (логоневроз).

Расстройства речи могут быть и у взрослых и у детей . Однако важно отметить, что если ваш ребенок страдает расстройством речи в любом ее проявлении, то лучше такую проблему постараться решить как можно раньше. Чем раньше ребенок избавится от проблем с речью, тем лучше он сможет чувствовать себя в окружении других детей, станет коммуникабельным и общительным. Ведь очень часто нерешенная в детстве проблема с речью оставляет тяжелый след на ребенке. Такие дети более застенчивы, стараются избегать людных мест, с трудом находят общий язык с другими детьми и взрослыми. Чтобы помочь ребенку избавиться от любого вида расстройства речи, лучше всего обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Причины расстройства речи

Причины расстройства речи разнообразны и достаточно многочисленны . Так расстройство речи у ребенка может возникнуть из-за воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на плод во время беременности. К таким факторам можно отнести:

  • Вредные привычки матери;
  • Перенесенные инфекционные заболевания матерью во время беременности;
  • Родовые травмы;
  • Частые стрессовые ситуации, которые приходится переживать беременной женщине.

Кроме таких причин, существуют и другие, которые могут способствовать развитию расстройства речи у ребенка . А именно:

  • Рождение недоношенного ребенка;
  • Перенесенные ребенком тяжелые инфекционные заболевания;
  • Перенесенный энцефалит, менингит;
  • Стресс, психоэмоциональная травма ребенка;
  • Эмоциональная лабильность ребенка.

Все вышеперечисленные факторы, и многие другие, могут привести к появлению расстройства речи у ребенка.

Чтобы по возможности избежать этого, создайте своему ребенку максимально комфортные условия для его развития, охраняйте его от стресса, плохих эмоций и переживаний, заботьтесь о его психоэмоциональном развитии.

Виды расстройства речи

Виды расстройства речи подразделяются на 4 группы, а именно:

  1. Специфические расстройства речевой артикуляции — проявляются тем, что ребенок искажает, замещает, пропускает речевые звуки, изменяет произношение звуков в словах. Его речь трудно понять, она сложна для восприятия.
  2. Расстройство экспрессивной речи — ребенок хорошо понимает речь окружающих, проблем с артикуляцией нет, однако такой ребенок с трудом может выразить свою мысль. Его выразительная разговорная речь значительно ниже уровня, отвечающего его умственному возрасту. Расстройство экспрессивной речи у некоторых детей проходит самостоятельно к подростковому возрасту.
  3. Расстройство рецептивной речи- при данном виде нарушения ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь. Проблем со слухом у таких детей нет. Такие дети с трудом понимают, или не понимают совсем, значение звуков, слов и предложений. Очень часто расстройству рецептивной речи сопутствует расстройство экспрессивной речи.
  4. Логоневроз (заикание) — характеризуется повторением, затягиванием при произношении звуков и слов. Речь у таких детей прерывистая, с паузами и запинками. Часто, при стрессовой ситуации, эмоциональном и нервном напряжении расстройство речи усиливается.

Лечение расстройства речи должно быть комплексным и рациональным. Очень важно вовремя обратиться за помощью квалифицированных врачей. Таких специалистов Вы найдете, обратившись в детский лечебно-диагностический центр «Колыбель здоровья». Врачи нашей клиники готовы помочь Вам и Вашему ребенку в лечении расстройства речи. Именно наши специалисты квалифицированы и компетентны в своей практике, грамотны в своих назначениях, а также внимательны и учтивы с пациентами.

В лечении расстройства речи самое главное найти подход к пациенту. Наш специалисты находят особый подход к каждому. Доверие, открытость и благодушие — это именно те качества, которыми обладают наши детские врачи.

Однако успех лечения расстройства речи зависит не только от клиники или специалистов. Очень важно, чтобы активное участие в лечении расстройства речи у ребенка принимали родители. При лечении в клинике родители получат подробную консультацию от наших специалистов, о том, как вести себя с ребенком, чтобы он как можно скорее выздоровел. На первом месте стоит поддержка ребенка. Дети с расстройствами речи очень ранними. Не ругайте ребенка, не повышайте голос, говорите с ним медленно, используя недлинные и понятные предложения. Второе — создайте для своего малыша максимально комфортную эмоциональную обстановку. Окружите его любовью и лаской. Третье — занимайтесь с ребенком! Чтобы вылечить любое расстройство речи у малыша, нужно вложить немало сил и энергии.

Помощь опытных врачей клиники «Колыбелей здоровья», а также желание родителей — приведет к высочайшему успеху и скорейшему выздоровлению Вашего чада!

Логопеды-дефектологи нашего центра

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Дети развиваются с разной скоростью. Существует возрастной диапазон, когда малыши достигают определенных успехов, согласно которому и определяют, есть ли отклонения в развитии.

Задержка развития речи – одно из наиболее частых отклонений. Согласно статистическим данным, 1 ребенок из 20 имеет некое речевое расстройство. Родителей беспокоит, что ребенок не начал говорить в ожидаемом возрасте, или не может произносить слова четко.

Типы задержки речи

Задержка речевого развития у детей существует в разных формах:

– понимание речи;

– высказывание;

– речевая артикуляция.

Как правило, страдает только одна из форм воспроизведения речи. Важно понимать различие между понятиями предложенными ниже.

Рецептивная речь – это речь, которую ребенок способен понять, отдельный навык от умения производить разговорную речь.

Экспрессивная речь – это навык, с помощью которого ребенок общается. Для большинства детей, это разговорная речь. Некоторые дети могут выражать себя через язык жестов, картинки или другими методами.

Артикуляция – это четкость звуков речи – насколько хорошо ребенок способен продуцировать специфические фонемы в родном языке.

Рецептивная речь

Развивается задолго до того, как появляется разговорная. В 3 месяца ребенок распознает голоса, и понимает несколько слов. В возрасте 2 лет большинство детей понимают более 300 слов и способны следовать указаниям, которые содержат два самостоятельных этапа. Смотрите таблицу ниже для типичных рецептивных речевых навыков.

Рецептивная речь по возрасту

Возраст Умения Признаки задержки
4 месяца Повернет голову на голос Нет зрительного контакта или не улыбается
5 месяцев Способен различать голоса и звуки окружающей среды (будет смотреть на дверь, когда дверной звонок звонит) Не поворачивается когда к нему обращаются родители или не ищет источник звука
6-9 месяцев Понимает, что предметы не исчезают, когда скрытые от взгляда (постоянство объекта); понимает несколько простых предметов в повседневной жизни (собака, кошечка, телефон, слово “нет”). Не ищет скрытые предметы, не понимает, “нет” или любое другое слово.
12 месяцев Способен понимать действия в один шаг, слова, обозначающие действия, и имена знакомых людей. Не реагирует на простые просьбы (“иди сюда”) или не вступает в такие игры, как “ку-ку”.
15 месяцев Понимает речь взрослого без жестов и артикуляции Не реагирует на просьбы в игре (нажимаем на кнопку, катать мяч).
18 месяцев Будет указывать именованные объекты в книжке и покажет части тела Не умеет называть и показывать части тела
2 лет Понимает вопросы “где” и “что”, понимает более 300 слов, и действия в два шага (поставь мяч и иди ко мне) Не может определить действие слова как “бегать” или “прыгать” на картинке, не может выполнить два задания
3 лет Понимает 500-1,000 слов, различает цвета, предлоги (в/под/на), и деление на девочек-мальчиков Не может идентифицировать детали объектов, не может сортировать объекты.
4 лет Способен классифицировать и определить смысл. Не может в игре подбирать и классифицировать объекты.
5 лет Умеет слушать и отвечать на вопросы о рассказе, понимает понятия времени, начинает идентифицировать цифры и буквы. Не может ответить на вопросы о простой истории (“что же Маша съела в доме трех медведей?”)

Причины расстройства рецептивной речи у детей

Ребенок может не уметь обрабатывать или понимать речь из множества причин. Любой родитель, который подозревает проблемы с рецептивной речью, обязан обратиться к специалисту по месту жительства , чтобы определить источник проблемы.

Возможные причины отклонений:

  • Глухота
  • Черепно-мозговая травма
  • Глобальная задержка развития
  • Нарушение обработки слуховой информации
  • Хронические ушные инфекции

Развитие экспрессивной речи

Экспрессивная речь появляется позже, чем рецептивная речь, так ребенок учится передавать смысл. Сначала возникает гуление, к 9 месяцам малыш научится повторять звуки и короткие простые слова (мама, баба, папа). В 12 месяцев сможет махать “пока-пока” и будет издавать различные звуки, повторяющие животных, сможет соединять два-три слова. В возрасте двух лет, большинство детей имеют около 50 слов в своем словарном запасе, и соединяет их в несложные маленькие предложения.

Этапы развития экспрессивной речи

Возраст Умения Признаки задержки
4 месяца Улыбается, агукает. Не издает никаких звуков.
6 месяцев Смеется, имитирует высовывание языка, может начать лепетать. Не смеется или не имитирует мимику.
9 месяцев «Болтает» с постепенным увеличением числа звуков, визгов, всячески привлекает к себе внимание. Не производит никакого лепета
12 месяцев Машет «привет», говорит 1-2 слова (как да-да или мяч). Не производит сложный лепет, не стремится повторять звуки
15 месяцев Может играть и «комментировать» игру. Не взаимодействует, не производит разнообразные сложные звуки и выражения.
18 месяцев Имитирует слова, имена, некоторые фотографии объектов. Нет истинных слов, не может имитировать слова.
2 лет Имеет около 50 слов и начинает соединять 2 слова вместе. Менее 20 слов или не соединяет вместе 2 слово в фразы.
2 1/2 лет Использует слово “я” или “меня”, чтобы обратиться к собственной личности, задает простые вопросы (“где печенье?”) Менее 50 слов и нет фраз
3 лет Спрашивает, Что/Где/Кто? Использует 3-5 слов в предложении. Не задает вопросы, выражается короткими предложениями.

Причины расстройства экспрессивной речи

Некоторые дети имеют трудности в понимании языка и не могут выразить себя в обычной манере. Ребенок с выразительным расстройством может иметь нарушение синтаксиса (повторение слов в предложении в необычном порядке), заикаться, с трудом вспоминая слова, повторять одно слово много раз, или знать меньшее количество слов, чем типично для развивающегося ребенка. Неумение выражать мысли может вызвать поведенческие проблемы у детей , так как они не могут донести свои желания и потребности. Возможные причины расстройства экспрессивной могут быть вызваны такими факторами, как:

  • Глухота
  • Черепно-мозговая травма
  • Задержки развития
  • Аутизм
  • Детская апраксия речи

Этапы развития и расстройства артикуляции

Способность вырабатывать четкую речь, занимает довольно длительное время. Маленький ребенок может называть мяч “ма”, так как звук «ч» сложен. Некоторые звуки ребенок может освоить только к 6-8 годам.

Задержку развития артикуляции у детей часто и называют “задержкой речи”, и она является наиболее распространенной формой речевой задержки развития. Артикуляция расстройства могут быть вызваны:

  • Фонологическими расстройствами
  • Апраксией речи
  • Моторными расстройствами
  • Низким тонусом мышц ротовой полости
  • Глухотой

Первые шаги родителей при подозрении задержки речевого развития

Некоторые задержки развития речи могут быть легкими и со временем наладиться, все же, задержка должна оцениваться через скрининг и с логопедом.

Как минимум ребенок с задержкой речевого развития должен пройти:

  • Тестирование слуха (аудиограмма) лицензированным врачом-сурдологом
  • Тестирование рецептивной, экспрессивной речи и артикуляции
  • Медицинский осмотр педиатром

В зависимости от причины, задержка речевого развития у детей будет протекать по разному, при этом назначается дополнительная диагностика специалистами:

– Дети с потерей слуха будут направлены к ЛОР специалисту и получат слуховые аппараты или кохлеарный имплант, чтобы позволить речи развиваться должным образом (наряду с соответствующей терапией).

– Дети с апраксией речи могут наблюдаться у невропатолога и получать соответствующую терапию.

В любом случае, лечение зависит от очень многих факторов и диагноза. Самое главное, что могут сделать родители – это не дать нарушениям прогрессировать. Остальное – сделают хорошие специалисты .

Ищете хорошего врача для ребенка в Алматы? Оставьте свою заявку на консультацию и мы индивидуально подберем для Вашего ребенка отоларинголога, логопеда, сурдолога или педиатра.

Основу данной патологии составляет задержка формирования способности понимать обращенную речь при полной сохранности экспрессивной речи и невербального интеллекта.

Легкие формы проявляются замедленным пониманием сложных предложений, а тяжелые - даже простых слов и фраз.

Внешне дети с расстройством рецептивной речи напоминают глухих, но при наблюдении за ними выясняется, что они адекватно реагируют на все слуховые раздражители, кроме речевых.

У большинства больных отсутствуют музыкальный слух и способность распознавать источник звука.

Данный речевой дефект затрудняет обучение ребенка и приобретение навыков повседневной жизни, что сказывается и на его интеллектуальном развитии (снижение аналитико-синтетической деятельности).

Прогноз благоприятен лишь в легких случаях расстройства. Больным со средней и тяжелой формами заболевания необходимо повседневное проведение комплексной медикаментозной терапии (стимуляция речевых центров) и психолого-педагогической коррекции под динамическим наблюдением врача, логопеда и психолога.

Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера). Клиника синдрома сходна с клинической картиной при расстройстве рецептивной речи, но отличается тем, что возникновению приобретенной афазии с эпилепсией предшествует период относительно нормального психологического развития с пароксизмальными отклонениями на ЭЭГ в височных областях и эпилептическими приступами.

Характерной особенностью синдрома является нормальное речевое развитие до момента потери речи.

Больные с синдромом Ландау-Клеффнера должны наблюдаться у.невропатолога, психиатра, психолога и логопеда.

Другие расстройства развития речи и языка. Задержки речевого развития, обусловленные депривацией. К данной патологии относятся нарушения речи и задержка формирования высших мозговых функций вследствие социальной депривации или педагогической запущенности. Клиническая картина характеризуется слабо сформированной фразовой речью, ограниченностью словарного запаса, легкими когнитивными нарушениями в виде снижения уровня обобщения либо искажения процесса обобщения.

Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному развитию. Часто дефект фонетико-фонематического анализа и словесно-звукового произношения. Для обозначения этого расстройства применяются термины: афазия или дисфазия развития, рецептивный тип (сенсорная афазия), словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, сенсорная афазия Вернике, связанная с развитием.

Распространенность

Частота расстройства варьирует от 3 до 10% у детей школьного возраста. Встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Что провоцирует Расстройство рецептивной речи:

Причина данного расстройства неизвестна. Имеют место теории минимального органического поражения головного мозга, задержки нейронального развития, генетической предрасположенности, однако окончательного подтверждения ни одна из теорий не получила. Возможные нейропсихологические механизмы - нарушения зоны звукоразличения - задние отделы левой височной области, или нарушения дифференцирования невербальных компонентов речи вследствие дисфункции правого полушария головного мозга. Большинство детей с расстройством развития рецептивной речи лучше реагируют на звуки окружающей среды, чем на звуки речи.

Симптомы Расстройства рецептивной речи:

Расстройство обычно обнаруживается в возрасте около 4 лет. Ранние признаки - неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с раннего возраста, неспособность идентифицировать несколько предметов к 18 месяцам, неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2 лет. Поздние нарушения - неспособность к пониманию грамматических структур - отрицаний, сравнений, вопросов; непонимание паралингвистических составляющих речи - тон голоса, жесты и т. д. Нарушается восприятие просодических характеристик речи. Отличие таких детей в нормальной подражательной речи - «милая речь с обилием литеральных парафазии» - что-то слышит, но отражает близкими по звучанию словами. Однако характерно нормальное использование жестов, нормальные ролевые игры и отношение к родителям. Часты компенсаторные эмоциональные реакции, гиперактивность, невнимательность, социальная неприспособленность, тревога, чувствительность и застенчивость, изоляция от сверстников. Менее часты энурез, расстройство развития координации.

Диагностика Расстройства рецептивной речи:

При расстройстве развития экспрессивной речи понимание (декодирование) речевых стимулов остается сохранным. При нарушениях артикуляции сохранены другие речевые способности. Следует исключать нарушения слуха, умственную отсталость, приобретенную афазию и общие расстройства развития.

Лечение Расстройства рецептивной речи:

Подходы к ведению детей с такой патологией различны. Существует точка зрения о необходимости изоляции таких детей с последующим обучением речевым навыкам при отсутствии сторонних раздражителей. Часто рекомендуется психотерапия для купирования сопутствующих эмоциональных и поведенческих проблем. Применима семейная терапия с целью нахождения правильных форм взаимоотношений с ребенком.

Расстройство рецептивной речи (F 80.2). Неспособность ре­агировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реп­лик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько предметов к 18 месяцам или неспособ­ность следовать простым инструкциям в возрасте двух лет должны быть оценены как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают неспособность к понима­нию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т. д.), непонимание более тонких аспектов речи (тона голоса, жес­тов и т. д.).

Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нор­мальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет признаков общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано, и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при этом варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социальных, эмоциональных и поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная неприспособлен­ность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность и чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может от­мечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии, возможна подражательная речь с непониманием ее смысла, может проявляться ограничение интересов. Однако они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обраще­ние к родителям для получения комфорта, почти нормальное ис­пользование жестов и только легкое нарушение невербального об­щения. Нередко бывает легкая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.

Это расстройство охватывает также такие клинические формы, как афазия или дисфазия развития рецептивного типа, словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, афазия Вернике, связанная с развитием.

Требуется отграничение от приобретенной афазии с эпилеп­сией (синдрома Ландау-Клеффнера), аутизма, элективного мутизма, умственной отсталости, задержки речи вследствие глухоты, дисфазии и афазии экспрессивного типа.