Славянская мифология. Сон и сонное царство. Сонное Царство. Жил-был царь, и была у него дочка. Сказка Эфир. Сонное царство


О сновидениях, их странностях мы попросили рассказать директора сомнологического центра, доктора медицинских наук, профессора Якова ЛЕВИНА.

Яков Иосифович, вопрос вопросов: верить или не верить толкованиям сновидений?

Любые толкования, сонники являются отражением опыта того или иного народа, какой-то группы людей, конкретного региона. В средней полосе - одни толкования, в Дагестане - другие, у якутов - свое... Сновидения - символическая структура или система, а символы могут быть разными. Это очень крупная проблема, не имеющая пока решения. Поэтому вряд ли стоит доверяться сонникам, которые все и вся трактуют напрямую: увидел во сне грибы - готовься к долгой жизни, а если строишь дом - тебя ожидает радость, утешение, богатство... Возьмем кровь. Для какого-то народа - это божественный знак свыше, для африканца, быть может, она означает счастье, а у европейцев кровь сулит несчастье... Это культурологическая проблема. Насколько я знаю, в этой области углубленного и обобщающего научного исследования никто не проводил.

Однако есть и иная сторона медали - чуть ли не мистическая. Как знаем из истории, люди -да и в целом человечество - от сновидений получили немало пользы. И таких примеров уйма! Скажем, Альберт Эйнштейн во сне установил взаимосвязь между пространством и временем, Нильс Бор - структуру атома, Грегор Иоганн Мендель - законы наследственности, Александр Флеминг - пенициллин, А.Рейнольдс - авторучку, Дмитрий Менделеев - "Периодическую систему элементов"...

Ничего мистического или чудесного в том нет. Обратимся к конкретному примеру. Некий Элиас Хоуэ, желая помочь женщинам, которые шили на руках, задался целью сконструировать швейную машину. Но это ему долгое время никак не удавалось. Однажды утром Элиас припомнил странное сновидение. Ему приснились каннибалы, поднимающие вверх копья, в острие которых имелось отверстие. И тогда-то его осенила гениальная мысль. Он решил использовать в своей конструкции иглу с отверстием у острия. Так родилась швейная машина. И Дмитрий Иванович Менделеев, прежде чем увидеть во сне таблицу, многие годы и упорно размышлял о ней, о Природе, ее закономерностях. Эти классические примеры показательны в первую очередь тем, что таблица Менделеева пришла именно к нему, а, скажем, не к его супруге, его дворнику или еще к кому-либо.

Сон, если хотите, - идеальное состояние самопознания, когда участки мозга работают сами для себя. Сон - это период самоотключения, самоизоляции. При быстром сне- а это та самая фаза, в которой мы и наблюдаем сновидения, - наше подсознание активизируется, а сновидения - окошко: через него мы наблюдаем сами себя, и, быть может, куда правильнее, чем во время бодрствования. На сей счет весьма удачно высказался Фрейд, назвав сновидения царственной дорогой в бессознательное. Так вот, если вещие сны объяснить с материальной точки зрения, то они - очень хорошая программа анализа и построения программы поведения, и она будет близка к реальности, причем на основе даже каких-то незначительных фактов, явлений.

И все-таки: можно ли доверять вещим снам?

Сказать честно - не знаю. Вещие сны снятся очень небольшому количеству людей. Они, как правило, обладают прекрасными аналитическими возможностями и способны на основании даже очень небольшого количества фактов сделать правильный вывод. Верить или не ведать им? А где грань между сном, предвосхищающим какие-то события, и сном беспокойной личности, которой все что угодно кажется тревожным? Приснился огурец - тревога, явилась корова - тревога, приснился профессор Левин - двойная тревога... Такую грань весьма трудно провести. И тут крайне важно знать, какой личности явилось "вещее".

Мы обычно говорим: я-де видел сон. А как можно видеть с закрытыми глазами?

Да, это некорректное выражение. Глаза тут, конечно, ни при чем. Если вы дотронетесь пальцем до каких-то зон обнаженного мозга, к примеру, в области затылка, то у человека тут же возникают определенные видения, зрительные картинки. Но эту активизацию зоны мы вызвали механическим прикосновением. То же самое происходит и во сне, но мы не знаем, что тут срабатывает, какие силы - божественные или еще какие - активизируют мозг, его зоны. Однако знаем наверняка: сновидения отражают нашу повседневную эмоциональную, психическую жизнь в состоянии бодрствования. - О чем говорят цветные сны? - Цветные сновидения чаще всего бывают у эмоциональных людей, с очень мобильной нервной системой. Если же у человека плохое настроение , депрессия , то чаще всего это - обесцвеченные, в серых тонах, сны.

Что людям снится чаще всего - кошмары, любовь? ..

Еще никто не зарегистрировал мысль. Известно, что она продуцируется мозгом, но мы не знаем ее материального основания, где именно зарождается мысль и как развивается. Мысль нематериальна. И сновидения нельзя зарегистрировать. Как мы их изучаем? Человек проснулся, и мы спрашиваем: что вам снилось? В этом случае рассказ об увиденном во сне очень часто является не характеристикой сновидения, а характеристикой личности человека, ибо, проснувшись, он тут же попадает в состояние бодрствования, что так или иначе влияет на качество рассказа. И в этом - самая большая научная сложность. Есть иной, более объективный, подход. Увидев по приборам, что быстрый сон завершился, мы тут же будим человека и получаем наиболее приближенный вариант сновидения. А людям снится все разное - нет однозначных сюжетов.

Как правило, сновидение есть отражение индивидуального опыта человека, его фантазий, его личности. Поэтому если вам и снится вроде бы нечто диковинное, то это необычное сконструировано на базе обычных вещей и знакомых событий. Ну, допустим, вам приснился экзотический город. Но, согласитесь, вы так или иначе могли себе его представить и наяву. Уверяю вас: ничего не снится такого, что бы было абсолютно ново. Вот та же Периодическая таблица Менделеева - ученый уже известные химические элементы расставил в нужном порядке...

Да никто этого не знает, так как невозможно определить, сколько наблюдается сновидений за одну ночь. Когда мы пробуждаем человека, то он отчитывается за одно сновидение, но это вовсе не значит, что за разовый эпизод быстрого сна человек видел один сон, а не пять или десять. Но "отчитался" он только за последний. Более того: в некоторых случаях у нас нет уверенности, что у человека вообще было сновидение. Между тем мы можем подсчитать иное, человек, проживший 100 лет, 30 провел во сне, четвертая часть которых ушла на быструю фазу, а, иначе говоря, такой человек 7, 5 лет своей жизни видел сны. При этом 85% сновидений возникает из фазы быстрого сна, 14% - из медленного, а 1%- повисает, то есть мы не получаем отчетов о сновидениях.

Имеются ли внешние физиологические признаки сновидений?

Нет, но есть классические признаки быстрого сна. У мужчин - это эрекция...

Полагаю, для вас не является новостью, что ваши зарубежные коллеги подумывают, казалось бы, о немыслимом - разрабатывают способы, позволяющие с помощью особых приборов видеть сны... по заказу!

Да, этим, к примеру, достаточно серьезно увлечен американский ученый Люберж, который практикует наведенные сновидения. Он, безусловно, достиг определенного успеха, однако его система пока что позволяет увидеть нечто близкое к заказанному. Ну, допустим, вы хотите во сне полетать, но нет гарантий, что вы обязательно полетите...

Лично меня, как профессионала, такая метода весьма и весьма настораживает. Видите ли, тут мы вторгаемся в абсолютно непознанную нами сферу. Когда во сне мы видим окно, ведро, дорогу или еще что-то, в том - некая сакральная потребность нашей психики, подсознания. И пусть мы не знаем, зачем нам это нужно - к чему нам во сне ведро, но нет никаких сомнений в его целесообразности. Сновидение - лишь поверхностное отражение того глубочайшего психического процесса, проходящего в нашем подсознании. И тут мы вслепую начинаем туда внедряться! Но, позвольте, на каком основании? Зачем? Здесь столько таинственного, что, внедряясь в эти процессы, мы можем довольно-таки сильно навредить сами себе. Лично я, как врач, воздержался бы от этих сомнительных экспериментов. Очень важная функция быстрого сна - психическая адаптация, и нарушать это, не зная фундаментальных закономерностей, на мой взгляд, весьма рискованное мероприятие.

В любой научной области существуют свои священные тайны. Похоже, и в сомнологии таких загадок хватает?

Не то слово. О каких-то мы уже говорили. Могу добавить: сон, быть может, - самый непознанный природный объект, с которым мы имеем дело. Вопросам несть числа. До сих пор неясно: почему и для чего человек спит? Что вызывает сновидения? Для чего они нужны? ..

Не думаете ли вы, что это тот самый случай, когда необходимо обратиться к иному миру, иному опыту? Так, некоторые ученые убеждены в существовании энергоинформационного поля Земли - Космоса. Как знать, быть может, человек и контактирует с ним во сне?

Извините, тут мне нечего сказать, ибо не являюсь специалистом по запредельным вопросам. Но я и не отрицаю так называемого энергоинформационного поля Земли, хотя, признаться, совершенно не представляю, как можно с ним контактировать - иметь связь! Чего не дано - того не дано. Что поделаешь, десятки лет в сомнологии, а вот до сих пор не видел отлетающих душ во время сна... Не везет, так не везет.

За лесами и горами,
Средь нехоженых дорог,
За сожженными мостами,
Притаился теремок.

В заповедном сне забылся,
Под баюканье рябин,
Мхом порог и тес покрылся,
Видно - лодырь господин.

Дверь открыть – тугое дело!
Ставни плотно заперты.
Из трубы дымок несмелый
Тщится встретить высоты.

В горнице на длинной лавке
Шубой старою укутан,
Дед косматый, сон свой сладкий
Наблюдает по минутам.

Гол осенний лес в округе.
На земле листва ковром.
Леший, разве на досуге,
Посетит забытый дом.

Долго будит лежебоку,
Только деда не поднять:
Старцу спать еще до сроку,
Сон свой старцу не унять.

Дед еще во сне дерется,
Гостя валенком огрел.
Леший вскоре уберется -
Гость забыл, чего хотел.

Кинет дров лешак в печурку,
И нашепчет про зарок.
Дед на нос задрал тужурку -
Спит сердяга, как сурок.

Лес притих, снега ведь скоро,
Рой березок на бугре,
Но не слышно разговоров
В запоздалом ноябре.

Разве, лист еще кружится,
Ветром северным поднятый,
Деду очень даже спится,
Бороду задрал лопатой.

Рассыпает храпа трели,
Ходит терем ходуном.
Под окном уснули ели
И калина спит кустом.

Зверь в чащобе затаился,
Кот у лавки тоже спит,
Вдоволь молока напился
И храпит, храпит, храпит

На стенных часах кукушка
Все проспала и молчит.
Даже пухлая подушка
Под мохнатым ухом спит.

Слуги спят, кто, где приткнулся,
На полу, на сундуке...
А дворецкий растянулся -
Щеку давит в гамаке.

Кто же этот соня царский?
Кто нагнал сон на округу?
Сон осенний, сон кесарский
Для кого теперь на руку?

Царь сей - друг царя Гороха,
Знаменитый государь!
Наш сосед страны с востока,
Снов волшебных добрый царь.

Царство сна и лежебоки,
Пантелеева царя,
Не тревожит на востоке,
Вновь восставшая заря.

Среди многих персонажей русских сказок, царь Пантелей занимает особенное место вместе со своим другом царем Горохом. Два старых враля, постоянно выдумывают разные небылицы, про свои похождения в молодости, при чем, врет Горох, а Пантелей ему поддакивает и украшает рассказ небывалыми подробностями. Жена царя Гороха, царица Луковна регулярно ловит старых болтунов на их побасенках, да только друзья постоянно выкручиваются из любых ситуаций, оставляя Луковну с носом. Эти два милых чудака постоянно воюют с Грибным царем производя страшную пальбу из всех орудий. Гороховая каша в компании с грибами представляет из себя гремучую смесь, от чего в одной горнице с любителями этого блюда находиться не рекомендуется. В старые времена, хозяйка в сезон, добавляла грибы в любое блюдо, но каша из гороха с грибами явление особенное. Беда царя Гороха в одном: царь Пантелей союзник ненадежный - в самый разгар битвы он засыпал от старости.
Тем не менее, времена правления этих русских царей, в памяти народа остались как времена народного счастья и покоя на Русской земле. У обоих царей есть исторические прототипы. Это цари- братья Георгий Данилович (Георгий Победоносец) и Иван Данилович (Калита или царь-халиф) Рюрики, трудами которых и было создано великое Русское государство.

Почти треть жизни мы проводим во сне. Но жалуемся на недосып, если удается поспать 5–7 часов. Однако животные довольствуются куда менее продолжительным отдыхом - и прекрасно себя чувствуют

Говоря о большинстве представителей животного мира, стоит употреблять термин «сноподобные состояния», а не «сон». Однофазный сон - 1 раз в сутки - фиксируется только у приматов. У остальных животных сон полифазный: краткосрочные серии продолжительностью от нескольких секунд до нескольких часов. Среди млекопитающих маленькие животные с быстрым обменом веществ спят короткими сериями, но чаще и в целом больше. Крупные склонны к более редким сменам состояний сна и бодрствования, но в сумме спят меньше мелких.

БЕЛАЯ АКУЛА

Carcharodon carcharias

Спит эпизодами по 9–10 минут, не переставая плавать. В момент сна скорость акулы может достигать 23 км/ч. Дело в том, что челюстные мышцы акулы не способны самостоятельно прокачивать воду через жабры. Хищница вынуждена делать это в движении. Если она остановится надолго, то задохнется.

10 минут *

* В сутки способна засыпать несколько раз, но точное количество указать невозможно.


БЕЛЫЙ АИСТ

Ciconia ciconia

В сутки спит 1–2 часа. Во время длинных перелетов отдыхает прямо в небе. Аисты по очереди занимают место в центре стаи и продолжают лететь на «автопилоте»: слышат щелчки - сигналы, которые подают сородичи спереди и сзади. Звук помогает спящим держать высоту, соблюдать направление и делать необходимое количество взмахов крыльями. Отдых продолжается минут 10–15, после чего аист уступает «спальное место» следующей птице.

1–2 часа


ЖИРАФ

Giraffa

Спать часа на два в сутки не укладывается, а усаживается - подбирает под себя передние ноги и одну заднюю, вторая остается вытянутой, чтобы в случае опасности быстрее встать. Шея поднята. Только во время фазы глубокого сна, который длится до 20 минут, жираф расслабляется: подгибает все ноги и сворачивает шею дугой назад. Днем дремлет 6–8 часов с открытыми глазами, не переставая жевать. Чтобы разгрузить шею, кладет голову между веток дерева либо стоит, прижавшись к соседу.

2 часа


ЛОШАДЬ

Equus caballus

Спит ночью до трех часов - вопреки поговорке, не стоя, а лежа на боку. Но находиться в таком положении лошадь долго не может из-за большой массы тела (если она будет лежать более шести часов, получит отек легких). Днем дремлет стоя - особый «механизм», блокирующий коленные суставы, позволяет животному часами стоять на месте, не испытывая напряжения.

2–3 часа


СЛОН АФРИКАНСКИЙ

Loxodonta

Короткая продолжительность сна обусловлена тем, что слоны усваивают пищу лишь на 35–40%. Так что 15–18 часов в сутки им приходится тратить на еду. Спят слоны три часа с небольшим, стоя или лежа. Любят ложиться рядом с какой-то опорой - без нее им сложно быстро встать на ноги.

3 часа 20 минут


ЧЕЛОВЕК

Homo sapiens

Новорожденные спят до 17 часов в день, взрослые - семь-восемь, а пожилым людям достаточно пяти-шести часов. Зафиксированный рекорд без сна - 264 часа. Через сутки непрерывного бодрствования начинаются химические процессы в мозге, которые приводят к подавлению психики.

7–8 часов


ДЕЛЬФИН-АФАЛИНА

Tursiops truncatus

Спит сеансами в среднем по 1,5 часа, «отключает» попеременно то одно, то другое полушарие мозга. Дышащему легкими дельфину необходимо подниматься к поверхности воды 2–3 раза в минуту, чтобы сделать вдох (максимум без кислорода - 20 минут), поэтому полностью погрузиться в сон он не может, но в общей сложности отдыхает до десяти часов в сутки.

до 10 часов


ДОМАШНЯЯ КОШКА

Felis catus

Почти две трети суток кошки спят. Сон периодичный, по 50–110 минут. Общее ежесуточное время отдыха, так же как у львов, может достигать 20 часов. Фаза медленного сна сменяется фазой быстрого, во время которой сон кошки особенно глубок, так как крупные мышцы ее тела максимально расслаблены.

13 часов

Фото: Nature PL (x2), Dreamsfoto / Legion-media, Diomedia, iStock (x4)

В представлениях наших предков сон был неразделим со временем ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает свои очи и делается недоступным внешним впечатлениям.
И Сон, и Смерть были признаваемы славянами за живые мифические существа, родственные друг другу.
В славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении их трупов живою водою, обыкновенно произносят: «Ах, как же я долго спал!» - «Спать бы тебе вечным сном, если б не живая вода и не моя помощь!» - отвечает добрый товарищ.
В современном языке вечный сон уподобляется смерти; наоборот, сон летаргический слывет в простонародье обмиранием, во время которого, по рассказам поселян, душа оставляет тело, странствует на том свете, видит рай и ад и узнает будущую судьбу людей. Животные, впадающие в зимнюю спячку, по общепринятому выражению, замирают на зиму.

Заходящее вечером солнце представляется не только умирающим, но и засыпающим, а восходящее утром - восстающим от сна; зимняя смерть природы иначе называется ее зимним сном; о замерзших реках и озерах выражаются, что они заснули.
Умерших называют усопшими; в Смоленской губернии мертвецы в старину назывались жмурики (от глагола «жмурить» - закрывать глаза); в Архангельской губернии существовало поверье: кто засыпает тотчас, как ляжет в постель, долго не проживет; у литовцев была примета: когда молодые ложились в первый раз вместе, кто из них засыпал прежде - тому и умереть суждено раньше.
Сербы не советуют спать, когда заходит солнце, чтобы вместе с умирающим светилом дня не заснуть и самому вечным сном.


Спящий мальчик (Портрет Тыранова) Крылов

Слово «стемнеть» употребляется в народном говоре в значении «ослепнуть» и «умереть»; не потому ли упырей (мертвецов, являющихся по смерти) большею частью представляют слепыми.
Как сон сближается со смертью, так, наоборот, бодрствование уподобляется жизни; поэтому «живой» означает неспящего, например: «Мы приехали на живых», то есть мы приехали, когда еще никто не спал; глагол «жить», употребляется в некоторых местах в смысле бодрствовать, не спать.

Эти братство сна и смерти, и верование, что душа во время сна может оставлять тело и блуждать в ином мире и видеть там все тайное, послужили основанием, почему сновидениям придано вещее значение. Для живой и впечатлительной фантазии наших предков виденное во сне не могло не иметь прямого отношения к действительности, среди которой так много было для них непонятного, таинственного, исполненного высшей, священной силы. Они признавали в сновидениях то же участие божества, какое признавали в гаданиях и оракулах; сновидения являлись, будто быстролетные посланники богов, вещатели их решений. Вера в пророческий смысл снов неискоренима и по сей день.

Эта тема часто встречается в сказаниях, преданиях нашего народа. Например, в «Слове о полку Игореве» есть рассказ о вещем сне князя Святослава:

В Киеве далеком, на горах,
Смутный сон приснился Святославу,
И объял его великий страх,
И собрал бояр он по уставу.
«С вечера до нынешнего дня, -
Молвил князь, поникнув головою, -
На кровати тисовой меня
Покрывали черной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька, и, предвещая горе,
Вражий ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине море».

Весь этот сон состоит из мрачных предзнаменований: черный покров и крик ворона знаменуют грядущее несчастье, терем без конька означает гибель кого-то из семьи, жемчуг - слезы, горькое вино напоминает выражение «упиться горем». Сон Святослава пророчески оправдался - русское войско потерпело поражение. Чудилось, кто-то нашептал Святославу черную весть, - а наши предки в самом деле верили, что спящий человек находится в сношениях с невидимым миром и получает оттуда загадочные вести.

СОННОЕ ЦАРСТВО

Жил-был царь, и была у него дочка, да такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Много женихов обивало пороги дворца, однако все уходили ни с чем, да еще бога благодарили, что живыми ушли. Царевна больше всего на свете любила плясать и выставляла такое условие:

За того замуж пойду, кто меня перепляшет!

И вот, чуть только появлялся новый жених, царевна увлекала его в пару и носилась по всем палатам дворца. Самые лучшие плясуны пытались тягаться с нею, однако она была неутомима, готова была хоть целый день носиться туда-сюда под музыку, и никто не мог ее переплясать. Некоторые, послабее, падали бездыханными, те, кто посильнее, еле уходили на подгибающихся ногах, навек зарекшись пускаться в пляс.

И вот однажды появился во дворце новый гость. Заиграла музыка, и царевна встала с ним в пару. И что же? Минул час, и два, и три, а гость был по-прежнему неутомим. К концу дня царевна еле передвигала ноги, а жених плясал да плясал с таким видом, будто только-только начал. В конце концов девушка лишилась чувств, не закончив танца, сломленная усталостью, и гость засмеялся:

Царь, я мог бы потребовать свою награду, но мне не нужна твоя дочь. От этого безумного веселья я успокою вас на вечные времена: ты, и царевна, и стольный град твой, и все царство - вы отдохнете наконец. Вы уснете непробудным сном, и будете спать до тех пор, пока не явится тот, кто сможет меня пересилить.

А надо сказать, что это был не простой человек, а сам бог зимы и смертного оцепенения Карачун, ненавистник всяческого веселья. Как он посулил, так и сделал: все в этом царстве заснули - и царь, и царевна-плясунья, и придворные, и слуги, и все жители, что люди, что животные. Скоро тропы и дороги заросли так, что ни пройти, ни проехать никто не мог, и лишь в сказках да преданиях хранилась память о Сонном царстве.

И вот молодой царевич из тридевятого царства услышал одну такую сказку, и овладело его душой неудержимое любопытство. Во что бы то ни стало решил он отыскать Сонное царство и отправился в путь. Ехал долго ли, коротко ли, и вот оказался среди непроходимых зарослей. Врубился он в них со своим мечом, и вот наконец показались ворота стольного града. На всех углах спали люди, собаки, лошади, птицы. То же было и во дворце: на троне спал царь, а рядом - прекрасная девушка, царевна. Лишь только поглядев на нее, юноша влюбился и, схватив царевну в объятия, начал ее целовать. Напрасно! Его горячие уста не могли разомкнуть сонного оцепенения.

Ее разбудит только тот, кто сможет меня пересилить!

Царевич обернулся и увидел грозного Карачуна.

Будем биться на мечах или драться на кулачках? - спросил храбрый юноша.

Вот еще! - усмехнулся Карачун. - Я предлагаю поглядеть, кто сможет больше выпить.

И тотчас перед ними оказалось две бочки зелена вина - да такие огромные, что в каждой можно было утонуть. Юноша понимал, что ему не выпить это вино никогда в жизни, и решил взять свое хитростью. Он занес ногу через край бочки, словно собирался туда кинуться.

Что это ты делаешь, смертный? - удивился Карачун.

Да неохота мне пить через край, - усмехнулся юноша. - Бочка-то тяжелая, разве поднимешь? Я лучше погружусь в бочку да потихоньку все вино и выхлебаю.

И я хочу попробовать, - обрадовался Карачун, плюхнулся в бочку и скрылся в ней с головой.

В то же мгновение царевич схватил крышку и задвинул ее, да для надежности забил покрепче.

УХ, как завыл Карачун! Он мигом лишился всей своей волшебной силы.

Выпусти меня, и я исполню любое твое желание, - закричал он, булькая и задыхаясь. - Чего ты хочешь?

Разбуди спящих и больше никогда не появляйся здесь, - потребовал царевич, и Карачуну пришлось поклясться, что он так и сделает.

Царевич открыл крышку - и в тот же миг Сонное царство пробудилось. А сердце царевны наконец-то пробудилось для любви, и она охотно отдала свою руку спасителю.

Вот только плясать она, пока спала, совсем разучилась. Но об том никто особенно не горевал!

***

Славянская мифология

Русские сказания

Сонное Царство. Жил-был царь, и была у него дочка. Сказка!!

....

Ж ил-был царь, и была у него дочка, да такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

М ного женихов обивало пороги дворца, однако все уходили ни с чем, да ещё бога благодарили, что живыми ушли.

Ц аревна больше всего на свете любила плясать и выставляла такое условие:

- З а того замуж пойду, кто меня перепляшет!

И вот, чуть только появлялся новый жених, царевна увлекала его в пару и носилась по всем палатам дворца.

С амые лучшие плясуны пытались тягаться с нею, однако она была неутомима, готова была хоть целый день носиться туда-сюда под музыку, и никто не мог её переплясать.

Н екоторые, послабее, падали бездыханными, те, кто посильнее, еле уходили на подгибающихся ногах, навек зарекшись пускаться в пляс.

И вот однажды появился во дворце новый гость. Заиграла музыка, и царевна встала с ним в пару. И что же? Минул час, и два, и три, а гость был по-прежнему неутомим.

К концу дня царевна еле передвигала ноги, а жених плясал да плясал с таким видом, будто только-только начал. В конце концов девушка лишилась чувств, не закончив танца, сломленная усталостью, и гость засмеялся:

- Ц арь, я мог бы потребовать свою награду, но мне не нужна твоя дочь. От этого безумного веселья я успокою вас на вечные времена. Ты, и царевна, и стольный град твой, и всё царство, все вы отдохнёте наконец. Вы уснёте непробудным сном, и будете спать до тех пор, пока не явится тот, кто сможет меня пересилить.

А надо сказать, что это был не простой человек, а сам бог зимы и смертного оцепенения Карачун, ненавистник всяческого веселья.

К ак он посулил, так и сделал: все в этом царстве заснули − и царь, и царевна-плясунья, и придворные, и слуги, и все жители, что люди, что животные.

С коро тропы и дороги заросли так, что ни пройти, ни проехать никто не мог, и лишь в сказках да преданиях хранилась память о Сонном царстве.

В от как-то молодой царевич из тридевятого царства услышал одну такую сказку, и овладело его душой неудержимое любопытство. Во что бы то ни стало решил он отыскать Сонное царство и отправился в путь.

Е хал долго ли, коротко ли, и вот оказался среди непроходимых зарослей. Врубился он в них со своим мечом, и вот наконец показались ворота стольного града. На всех углах спали люди, собаки, лошади, птицы. То же было и во дворце: на троне спал царь, а рядом − прекрасная девушка, царевна.

Л ишь только поглядев на неё, юноша влюбился и, схватив царевну в объятия, начал её целовать. Напрасно! Его горячие уста не могли разомкнуть сонного оцепенения.

В друг позади раздался голос:

- Е ё разбудит только тот, кто сможет меня пересилить!

Ц аревич обернулся и увидел грозного Карачуна.

- Б удем биться на мечах или драться на кулачках? − Спросил храбрый юноша.

- В от ещё! − Усмехнулся Карачун. − Я предлагаю поглядеть, кто сможет больше выпить.

И тотчас перед ними оказалось две бочки зелена вина − да такие огромные, что в каждой можно было утонуть.

Ю ноша понимал, что ему не выпить это вино никогда в жизни, и решил взять своё хитростью.

О н занёс ногу через край бочки, словно собирался туда кинуться.

- Ч то это ты делаешь, смертный? − Удивился Карачун.

- Д а неохота мне пить через край, − усмехнулся юноша. − Бочка-то тяжёлая, разве поднимешь? Я лучше погружусь в бочку да потихоньку все вино и выхлебаю.

- И я хочу попробовать, − обрадовался Карачун, плюхнулся в бочку и скрылся в ней с головой.

В то же мгновение царевич схватил крышку и задвинул её, да для надёжности забил покрепче.

У х, как завыл Карачун! Он мигом лишился всей своей волшебной силы.

- В ыпусти меня, и я исполню любое твоё желание, − закричал он, булькая и задыхаясь. - Чего ты хочешь?

- Р азбуди спящих и больше никогда не появляйся здесь, − потребовал царевич, и Карачуну пришлось поклясться, что он так и сделает.

Ц аревич открыл крышку − и в тот же миг Сонное царство пробудилось.

А сердце царевны наконец-то пробудилось для любви, и она охотно отдала свою руку спасителю.

В от только плясать она, пока спала, совсем разучилась.

Н о об том никто особенно не горевал!

+++++++++++++++++++++++++++++++++