Смысл венчания в православной церкви. Церковно-канонические препятствия к Венчанию. Какие кольца нужны для венчания в церкви


Венчаться или нет? Сейчас или «двадцать лет спустя»? В городе или в деревне? Можно ли венчаться беременным? Приглашать ли на Венчание родителей, детей, крёстных? Эти и другие – многочисленные и разнообразные – вопросы стабильно, из года в год, кочуют по сайту, не теряя своей остроты и актуальности. Попробуем ответить хотя бы на некоторые их них.

Зачем нужно венчаться?

Венчание – это богослужение, во время которого совершается одно из семи церковных таинств - Таинство Брака. В «Православном катехизисе» святителя Филарета Московского (церковном учебнике, вот уже почти сто лет не имеющем конкурентов по простому и точному изложению основ православной веры) дано такое определение Венчания:

«Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов апостола Павла: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32)»

Отсюда очевидно, во время венчания жених и невеста получают особую благодать для своей супружеской жизни во всех её аспектах, в том числе – рождении и воспитании детей. Соответственно, венчаться люди приходят тогда, когда чувствуют необходимость в благословении своего семейного союза и готовность к восприятию этих даров.

Иногда возникает вопрос: а что меняется в жизни супругов после Венчания? Все отвечают на него по-разному. Чья-то жизнь ощутимо меняется к лучшему, кто-то никаких изменений не видит, а некоторые жалеют, что взяли на себя дополнительную ответственность и лишние обязательства. Почему так происходит, если благодать во время Таинства изливается на всех одинаково?

Основных причин тут две: исходная мотивация (и внутреннее состояние молодоженов) при подготовке к Венчанию и последующее их отношение к полученным в Таинстве дарам. Любым даром можно воспользоваться или не воспользоваться, забросив его в дальний угол своей жизни – может когда потом и понадобится. А если полученный дар по небрежности был утерян, то неудивительно, что жизнь потерявших полученное ничем не отличается от жизни пока не получивших дара.

Мифы о Венчании

Мифов о Венчании много, они живучи и разнообразны. Вот, пожалуй, самые топовые на сегодняшний день.

Миф № 1. Венчание – это модно.

Миф не соответствует действительности. На самом деле сейчас очень модно с умным видом рассуждать о том, что Венчание – это модно. Людей, грешащих этим занятием, настолько много, и ведут они себя порой так агрессивно в своей «просветительской» деятельности, что остается только удивляться - это что, один из способов самоутвердиться?

Миф № 2. Венчаться могут только люди очень глубоко верующие .

Продолжение мифа предыдущего, высказывается в контексте «ну уж вы-то точно венчаться не имеете права, потому что редко молитесь, мало поститесь и вообще – веруете недостаточно глубоко!». Заниматься замерами глубины, ширины и высоты чьей-либо веры – дело неблагодарное и опасное, тем более что в конечном итоге каждому придется отвечать в первую очередь за себя. Перечень же препятствий к Венчанию такого пункта, как «недостаточная глубина веры», не содержит.

Миф № 3. Венчаться в начале семейной жизни – это слишком рано. Надо прожить вместе лет 10-15, убедиться в серьезности своих намерений.

Убедиться в подлинности чувств и серьезности намерений, безусловно, нужно. И сделать это логичнее не только до Венчания, но и до похода в ЗАГС, рождения общих детей и совместного вступления в ипотеку. А если хочется устроить друг другу испытательный срок лет на пять (а почему именно пять? не три, не десять, не пятнадцать? да и после серебряной свадьбы некоторые разводятся!) под тяжестью сомнений и по причине взаимного недоверия – может и начинать не стОит?

Миф № 4. Венчаться не в начале семейной жизни – слишком поздно.

Венчаться никогда не поздно!

Миф № 5. Настоящий брак - это только брак венчанный. Семьи, ограничившиеся только регистрацией в ЗАГСе, живут во грехе.

Миф не соответствует учению Церкви, однако до сих пор поддерживается некоторыми церковнослужителями. Особенно остро проблема стояла в 90-х годах – так, что выносилась на обсуждение Синода. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». (под словами «гражданский брак» подразумевается брак, зарегистрированный в ЗАГСе между гражданами).

Протоиерей Владимир Воробьев в своих «Лекциях о Таинстве брака» также развенчивает этот миф: «Недопустимо и нелепо говорить, что невенчанный брак - это блуд. Если кто-нибудь скажет вам такое по неразумию, то помните, что это не церковное учение. То, что говорил Господь о браке, то, что говорил о браке ап. Павел, находится в прямом противоречии с этим учением. Церковь всегда принимала брак как некое законное семейное устроение жизни. Этому браку Церковь всегда воздавала должное и считала этот брак вполне достойным и неукорительным способом жизни. И греха в этом Церковь никогда не видела. Просто брак может быть церковным и не церковным, но это брак, а не блуд. Блуд есть сожительство вне брака, незаконное сожительство, т. е. сожительство людей, которые не желают иметь семью, не желают, чтобы общество воспринимало их как семью, не хотят оформить законно свои отношения.»

Как подготовиться к Венчанию?

В первую очередь надо в полной мере осознать, что такое Венчание, что оно человеку даёт и к чему обязывает. Тут и литература в помощь (мне особенно нравятся на эту тему книги «Таинство любви» митрополита Антония Сурожского и «Любовь долготерпит» архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна), и предварительные беседы в храмах (в некоторых городских церквях жениху и невесте рекомендуется походить на огласительные беседы), и собственный жизненный и молитвенный опыт каждого.

К любому серьёзному событию в своей жизни христиане готовятся исповедью и Причастием – обычно делается это и перед Венчанием. Иногда возникает вопрос: причащаться ли в день Венчания, или накануне, заранее? Здесь оба варианта правильные, у каждого свои плюсы.

Традиция совместного Причащения жениха и невесты в день свадьбы уходит корнями в те далекие времена, когда Венчания как отдельного церковного таинства еще не существовало. Чинопоследование Венчания стало складываться довольно поздно - только в 9 веке, когда очередной византийский император издал указ о том, что только церковный брак считается законным. До этого несколько сотен лет христиане женились достаточно просто: во время главной службы – Литургии - объявлялись мужем с женой перед лицом Церкви и совместно причащались. Теперь же, года Церковь была вынуждена взять на себя функции ЗАГСа, Таинство Брака было отделено от Литургии.

Сегодня о тех далеких временах напоминает церемония «общей чаши» во время Венчания и похвальное стремление некоторых молодожёнов причащаться именно в день свадьбы. Однако чем больше хлопот по организации свадьбы осталось на женихе и невесте, тем меньше у них возможности в полной мере подготовиться к такому Причастию (несколько дней попоститься, прочесть «Последование к Причастию» и исповедаться) – лучше при подобных обстоятельствах причаститься заранее.

Нет жесткого требования исповедоваться и причащаться именно в том храме, где состоится Венчание, но обычно удобнее сделать именно так.

Что касается функций ЗАГСа, то сейчас в нашей стране Церковь их не выполняет – с тех самых пор, как при советской власти было отделена от государства. Поэтому браки регистрируются – и получают юридический статус – в ЗАГСе до Венчания. Не то чтобы категорически нельзя было венчать без штампа в паспорте – в порядке исключения иногда венчают, но идут на это священники крайней неохотно. Лучше такую неоднозначную ситуацию не создавать, и спланировать Венчание либо в день регистрации в ЗАГСе, либо после него, а документы, подтверждающие зарегистрированный брак – паспорта и свидетельство о браке – захватить с собой на Венчание.

Кроме того, для Венчания понадобится приобрести заранее:

· Венчальные иконы – традиционно это выполненные в одном стиле иконы Иисуса Христа и Богородицы, они могут быть совсем новыми – купленными или выполненными на заказ, или же семейными иконами, передаваемыми из поколения в поколение;

· две больших венчальных свечи (подойдут и просто церковные большие – чтобы хватило на сорок минут, а можно купить специальные для Венчания – они всячески украшены и продаются сразу парой);

· белый рушник (он же плат, он же подножие), на который жених и невеста встают во время Венчания – их можно сшить-расшить самим (вышивка и кружева по краям не возбраняются), можно заказать, или достать из бабушкиных сундуков, у кого таковые имеются, или просто купить готовый (они продаются в церковных лавках).

Не буду напоминать о том, что у венчающихся должны быть надеты нательные крестики - православные христиане обычно вообще их не снимают. Обручальные кольца к свадьбе купить тоже все догадываются сами. Кольца могут быть любыми – хоть золотыми, хоть серебряными, хоть оловянными. Количество и качество камней и прочих украшений также регламентируется только вкусом брачующихся. Однако если хочется в этом вопросе соблюсти традицию, то одно кольцо приобретается золотое, а другое серебряное.

Не лишним будет перед Венчанием еще раз прочесть те фрагменты из Библии, которые читаются во время этого Таинства: Евангелие от Иоанна (глава 2) и Послание Апостола Павла к Ефесянам (глава 5). Хотя еще полезнее ознакомиться со всеми сюжетами Библии (пусть даже в пересказе) – во время венчального богослужения неоднократно упоминаются и ветхозаветные семьи: Авраам и Сарра, Исаак и Ревека, Иаков и Рахиль. Подготовленному человеку смысл происходящего будет понятнее.

Выбрать время и место

Креститься можно в любой день, а вот насчет Венчания существуют некоторые ограничения. Таинство Венчания не совершается:

· во время многодневных постов (таких в году четыре: Рождественский пост всегда с 28 ноября по 6 января, Успенский пост с 14 по 27 августа, Великий и Петров пост зависят от даты, на которую в текущем году приходится праздник Пасхи, ориентировочно Великий - это март-апрель, Петров - с июня по 11 июля);

· во время масленицы (она же называется сырная седмица);

· во время Светлой седмицы (первая неделя после Пасхи) и Святок (с 7 по 19 января);

· накануне постных дней - среды и пятницы, и накануне воскресения, то есть по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;

· накануне двунадесятых и великих праздников;

· накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. Поэтому дату надо выбирать внимательно, записываться в храм заранее (особенно если не совсем понятно, когда там престольные праздники) – чтобы забронировать более удобное время Венчания - сейчас в храмах Екатеринбурга Венчания совершаются индивидуально (нехорошая практика одновременно венчать по несколько пар ушла в прошлое вместе с жестким дефицитом храмов и священников).

Выбирать храм для Венчания проще всего тем, кто уже является постоянным прихожанином конкретного храма – в этом случае там же и Венчаются. Остальным есть над чем подумать: не Венчают обычно (за редкими исключениями) только в монастырских храмах, остальные же – большие и маленькие, в центре и на окраинах – к вашим услугам. У каждого есть своим плюсы: в большом соборе торжественнее, гостей поместится больше и можно заказать колокольный звон для полноты картины; в маленьком храме уютнее и народу не-свадебного ходит меньше. Скажу лишь, что лозунг «только не в кладбищенской церкви!» - мелкое суеверие, не имеющее отношения ни к праздничности самого венчания, ни к благополучности дальнейшей семейной жизни.

В некоторых храмах отдельно спрашивают, нужен ли при Венчании хор. Нужен! Конечно, святости Таинства от отсутствия певчих не убавится, но в красоте потеря будет существенной.

Вопрос про фото- и видеосъёмку во время Венчания также надо уточнить заранее – её разрешают не везде, хотя ничего крамольного в ней нет. Но мы помним про то, куда ходят со своим уставом, и куда не ходят, поэтому проще сразу записываться на Венчание туда, где разрешат мелькать фотографу, если нужны венчальные фотографии.

Чинопоследование Таинства Брака: пошаговая детализация

Церковный чин бракосочетания состоит из двух отдельных частей: обручения (то есть обмена обручальными кольцами) и венчания. Первая часть – обручение - подготовительная, а вторая – собственно венчание - главная, тайносовершительная. Венчание – богослужение очень красивое и зрелищное, в том числе и потому, что жених с невестой не просто пассивно слушают молитвы, а сами являются активными участниками: обмениваются кольцами, отвечают на вопросы священника, совершают крестный ход в венцах, стараются в самом прямом смысле испить до дна общую чашу.

Обручение

Этот этап бракосочетания знаком даже тем, кто ни разу не был на Венчании, поскольку именно обмен обручальными кольцами между женихом и невестой прижился в советских ЗАГСах как центральное событие церемонии заключения брака между двумя гражданами СССР. В таком же виде перекочевала церемония в ЗАГСы РФ.

Обручение – это на самом деле отдельный обряд, в древности совершался заранее, иногда задолго до самой свадьбы. На Западе он так и остался сам по себе, трансформировавшись в современную помолвку. У нас с 18 века обручение и Венчание совершаются одновременно.

Церковное обручение – и, собственно, всё чинопоследование Венчания – начинается с того, что священник благословляет жениха и невесту зажжёнными свечами. Эти свечи – венчальные – будущие супруги должны держать в руках практически до конца службы, лишь иногда расставаясь с ними ненадолго (в таких случаях их временно можно доверить шаферам).

Затем священник выносит из алтаря освящённые обручальные кольца (они же называются перстни). По традиции кольцо жениха (которое он в процессе обмена кольцами отдает невесте, так что в итоге – после обручения - это будет кольцо жены) было золотым, кольцо невесты – серебряным.

Почему именно так? Есть несколько версий, одна из них, например, в том, что золотой перстень подчеркивает главенство мужа. Согласно другой золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, серебряное - подобие луны, блистающей отраженным солнечным светом.

Взяв золотое кольцо, священник трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя ) рабе Божией (имя )" . При каждом произнесении этих слов он совершает крестное знамение над женихом и надевает кольцо на безымянный палец его правой руки. Затем берет серебряное кольцо и трижды крестит им невесту, произнося: "Обручается раба Божия (имя ) рабу Божию (имя ) " и ей также надевает кольцо на безымянный палец правой руки.

Итак, сначала у жениха золотой перстень, а у невесты серебряный. Затем они обмениваются кольцами три раза – то есть каждый раз дарят кольца друг другу в знак любви и далеко идущих намерений, а священник дважды возвращает кольца обратно – каждому своё – как бы говоря: «подумайте хорошенько, дело-то серьёзное!» В третий раз уже кольца остаются у новых хозяев – у жениха серебряное, у невесты золотое. Обмен кольцами символизирует отдачу себя друг другу на всю жизнь, высочайшую степень взаимного доверия.

Всем известно, что «обручальное кольцо – не простое украшенье». Это знак вечности, бесконечности и непрерывности брачного союза – так мы сейчас воспринимаем символику колец. Хотя есть и более практичное и приземленное толкование – его митрополит Антоний Сурожский приводит в книге «Таинство Любви»:

«В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество - все. И вот когда венчающиеся обмениваются кольцами (я говорю именно обмениваются , потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу) - когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: “Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе…” И, конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить общую жизнь от начала и до последнего дня.» (при такой трактовке сейчас логично было бы заменить обмен кольцами на обмен сим-картами и паролями от электронной почты).

После обмена кольцами священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение обрученным. Вообще Венчание – это такое богослужение, которое полностью посвящено молитвам о двух людях: женихе и невесте. Еще время от времени упоминаются «воспитавшие их родители», но в общем и целом – всё о молодых и для молодых.

Венчание

Обрученные жених и невеста выходят на середину храма и встают на разостланный белый рушник. Прежде, чем приступить к Венчанию, которое, как и любое Таинство, не может совершаться насильно и требует добровольности участия, священник спрашивает жениха и невесту (по очереди), действительно ли они хотят и могут вступить в брак друг с другом.

Сначала задается вопрос жениху: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши?» (что в переводе с церковно-славянского означает «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?"), на что жених должен ответить «Имам, честный отче».

Следующий вопрос звучит так: «Не обещался ли еси иной невесте?» (тут, я думаю, и переводить не надо – и так всё понятно). Если жених отвечает: «Не обещахся, честный отче », то те же два вопроса задаются и невесте. Убедившись, что и невеста не возражает против вступления в брак, священник начинает Венчание.

После молитвы о женихе и невесте наступает главный момент Таинства: выносятся венцы, и священник возлагает венец на голову жениха, говоря: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь ». Затем возлагает венец на невесту с такими же словами.

«Возлагаются» венцы или буквально – надеваются на голову и жениху, и невесте, или же шаферам приходится их держать над головами молодожёнов всё то время, пока венцы должны быть «возложенными» - а это не так уж мало! Поэтому рост и спортивная подготовка шаферов должны быть соответствующими, особенно если заранее ясно, что причёска (или шляпа, или фата) невесты не позволит надеть венец ей на голову.

Увенчанные жених и невеста благословляются трижды со словами «Господи Боже наш, славою и честию венчай я » (в церковно-славянском языке слово «я» означает «их»). Это и есть кульминация чинопоследования венчания.

Здесь хочется сделать лирическое отступление и поговорить о венцах. Христианство пришло к нам из средиземноморской страны, где была традиция наряжаться по праздникам в цветочные венки. Жених и невеста тоже в свой праздник – заключение брака – надевали такие венки. И Венчание там происходило (некоторые утверждают, что так оно и есть до сих пор – подтвердить или опровергнуть не могу) возложением на жениха не невесту цветочных венков-венцов, которые в наших снежных краях трансформировались в специальные венцы, больше похожие на царские короны, чем на венки из цветов.

Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют несколько символических значений. В первую очередь это Царские венцы: жених и невеста становятся друг для друга (и для своих будущих детей) царем и царицей, возглавляя новую ячейку общества.

Другое символическое значение венцов не такое радостное, но не менее важное: это м ученические венцы, символизирующие не-безоблачность семейной жизни, где каждому из супругов придется проявить немалое терпение, смирение и любовь. «Претерпевший же до конца - спасётся».

Как и на любом другом богослужении, на Венчании читаются Евангелие и Апостол на церковно-славянском языке. Это два фрагмента из Библии, посвященные браку и семейной жизни: из послания Апостола Павла к Ефесянам (глава 5, стихи с 20 по 33) и из Евангелия от Иоанна (глава 2, стихи с 1 по 11). В Евангелии рассказывается о самом первом чуде, совершенном Иисусом Христом – превращении воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, а в послании Апостола Павла – о взаимоотношениях мужа и жены.

После молитвы о брачующихся, где им испрашивается мир и единодушие вплоть до «маститой старости», и пения «Отче наш» священник выносит чашу вина (обычно это церковный корец – маленький специальный ковшик). Жених и невеста трижды по очереди испивают из этой чаши. Начинае - опять же – жених, поэтому всё, что после третьего раза останется, придется допивать невесте – чаша должна быть выпита до дна.

Символика общей чаши столь же богата и красива, как символика венцов и обручальных колец. В самом широком смысле – это чаша общей жизни и судьбы, теперь одной на двоих, которая должна быть испита супругами до дна, со всеми её радостями и бедами (и все, что по каким-то причинам недопил один из них, придётся расхлёбывать другому). В контексте только что прочитанного Евангелия чаша с вином является напоминанием о том, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской. В исторической же ретроспективе она символизирует евхаристическую чащу – то есть ту, из которой христиане причащаются во время Литургии. Это неудивительно – Венчание как отдельное Таинство сложилось достаточно поздно – в девятом веке. До этого жених и невеста начинали совместную жизнь с благословения и совместного Причастия - бракосочетание совершалось во время Литургии.

После того, как невеста справится с остатками вина и осушит общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных и покрывает их епитрахилью, как бы связывая перед Богом. С этого начинается торжественное шествие вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие, символизирующее жизненный путь новой семьи, в центре которого должно быть Слово Божие.

Во время троекратного обхождения аналоя поются три тропаря. Первый из них: «Исаия, ликуй...» - радостный, в нём напоминается о Божественном благословении чадорождения и о том, что Богородица является покровительницей брака.

Второй - «Святии мученицы...» - более минорный, он как бы отсылает нас к одному из толкований венцов и венчания – венчаются не только на царство, но и на мученичество, на подвиг. Подвиг семейной жизни будет трудным – простых и лёгких браков не бывает, но он может быть победным, как был победным подвиг мучеников.

В третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как надежда и помощь мужу и жене во всех обстоятельствах их жизни.

После этого маленького крестного хода (замечу в скобках, что в шествии участвуют только священник и молодожены, если венцы на них надеты; если же венцы всё это время держат шаферы, то придётся и им тоже троекратно обходить аналой вместе с брачующимися) венцы снимаются.

По принятой сегодня практике сразу же после заключительных молитв венчания читается молитва на разрешение венцов «в восьмой день». В названии этой разрешительной молитвы запечатлена стародавняя традиция: когда-то Таинство Брака совершалось как бы во времени: после венчания молодые еще целую неделю ходили в церковь в брачных нарядах и носили те самые цветочные венки-венцы (фактически свадьба праздновалась семь дней – как Пасха!). Традиция эта со временем отмерла, а название до сих пор осталось.

Священник подводит новобрачных к царским вратам, где благословляет их венчальными иконами (во время богослужения иконы находятся в алтаре). Заключительный аккорд праздника – массовое поздравление молодоженов с вручением цветов и подарков и неизменным исполнением «многолетия».

Дресс-код и фейс-контроль

Кого можно пригласить на Венчание в качестве гостей? Всех, кого хочется жениху и невесте! Слухи о том, что кто-то из родственников новобрачных (родители, крёстные, дети-внуки) не может присутствовать на Венчании, никакой почвы под собой не имеют. Для бабушек в храмах есть скамейки, хотя обычно все про них забывают.

Иногда возникает вопрос, что надевать невесте, особенно если Венчание происходит значительно позже регистрации брака и всех свадебных торжеств. В этом случае белое свадебное платье вовсе не обязательно, хотя совершенно точно невеста (как и все остальные пришедшие дамы) должна быть НЕ в брюках и с покрытой головой (фата, шляпа, платок и так далее – выбор огромен). Так же в храм не принято ходить в мини и с открытыми плечами. Ну и обувь выбираем так, чтобы в ней можно было долго стоять без ущерба для здоровья.

Церковно-канонические препятствия к Венчанию

1. Препятствием к Венчанию является близкая степень родства жениха и невесты, как кровного (вплоть до четвертой степени) так и некровного (например, два брата не могут взять в жёны двух сестёр).

2. Венчание невозможно, если кто-то из будущих супругов не крёщен или объявляет себя атеистом. В некоторых случаях возможно венчание с христианами других конфессий. Вот что написано на эту тему в «Основах социальной концепции РПЦ»:

«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.»

3. Не допустимо заключение брака с человеком, фактически состоящем в браке с другим лицом (по этой причине перед Венчание просят предъявить паспорта или свидетельство о браке).

4. Препятствием является и духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крёстными родителями и крестниками. По этому поводу можно вспомнить поучительный эпизод из жития святой равноапостольной княгини Ольги, которая приехала в Константинополь креститься и неожиданно получила предложение руки и сердца от греческого царя-императора. Повторное замужество в её планы не входило, но и ссориться с императором, обижая его отказом, было опасно. Тогда Ольга сказала: «Я пришла сюда ради святого крещения, а не ради брака; когда же я буду крещена, тогда возможна речь и о супружестве, ибо не велено не крещеной жене сочетаться с христианским мужем». А перед самым Крещением Ольга попросила, чтобы сам царь стал её крёстным. Польщенный царь согласился, а когда через некоторое время он повторно завел речь о свадьбе, Ольга возмутилась: «Как можешь ты меня, свою крестную дочь, взять себе женою? Ведь не только по закону христианскому, но и по языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец имел женою дочь!» Расстались они в хороших отношениях, но не женатыми.

5. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения. Как говорится, последняя у попа жена, и та попадья.

6. Не допускается вступление в Брак более трех раз.

7. Временным препятствием к участию женщин в любых церковных Таинствах – в том числе и Венчании – являются «критические дни» и первые сорок дней после родов.

А вот беременность никаких ограничений для участия в церковных таинствах – в том числе и Таинстве Венчания – не накладывает. Разве только беременной невесте будет тяжеловато стоять во время Венчания (гости могут и присесть в таком случае, а вот невесте и свидетельнице надо реально оценивать свои силы).

Вместо заключения

В Венчальном евангельском чтении рассказывается о чуде в Кане Галилейской – самом первом чуде Христа, вышедшего на проповедь, совершенном именно на свадьбе. Этот сюжет наполнен удивительной и прекрасной символикой. Вино здесь - символ любви. Обычное вино, как и обычная человеческая любовь, может оскудеть. Иногда её не хватает для брака, и это становится настоящей трагедией. Но в жизни всегда есть место чуду: Господь может создать новое вино, новую любовь, которой будет так много, что уже никогда не случится в ней недостачи, и которая будет такой, как описывал Апостол Павел:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1Кор.13, 4–8)

Зачем люди венчаются в церкви?

    Венчаться ради моды,конечно проку нет.Православные люди хотят счастливо и благополучно жить в семейной жизни.Чтобы были дети,чтобы было здоровье и любовь между супругами.В наше нелегкое время, помощь и благодать Божия, в семейной жизни,немаловажна.

    Венчание,это церковное благословение христианского брака,которое будет в помощь супругам для сохранения христианской семьи,для укрепления брака.И хотя, невенчанный брак не сколько не теряет своей значимости,молодые люди,живущие по православию,хотят и дальше соблюдать христианские обычаи и сохранять веру и воспитывать в этой вере своих детей.

    Чтобы получить благословление ГОСПОДА нашего и церкви.

    Венчаются в первую очередь для себя, что б молодая семья могла быть ближе к Богу, всегда и во всех измерениях. И писанные людьми правила, посты и очередность проведения обряда венчания вообще не обязательно соблюдать. Можно в деревне найти того священника который не ради красоты, корысти и т.д. вас венчает так как вашей душе угодно.

    Верующие люди венчаются, как только вступают в брак, потому что для них это обязательно, что Господь должен благословить их союз. Потому что они женятся один раз и на всю жизнь. И нет такого, типа когда мы будем уверены в чувствах и т.п. Непонятно толкьо, зачем венчаться бегут все подряд, так же как креститься.

    В идеале венчание - это обряд заключения брака перед Богом и людьми. Интересно, что он не был заповедан в Библии, а произошел от людей, как ответ на осознание того, что брак и новую семью созидает Творец. Это во все времена считалось залогом надежности и крепости отношений.

    А сейчас, как указали уже выше, людьми могут двигать совершенно другие мотивы, далекие от веры. Это и просто традиция (мол, так положено), и красивые фотки получатся, да и желание получить благословение тоже. Только люди все больше забывают о том, что благословения даются в ответ на искреннюю веру и послушание Слову Божьему, без чего брак априори успешным не назовешь. Ну, люди, может, и назовут, а вот Господь - нет.

    Церковь утверждает что есть жизнь после смерти, только в другом измерении (на том свете).Вот для того, что бы люди были вместе и на том свете - необходим обряд венчания. В этом случае церковь от лица бога благословляет ваш брак, перед богом вы становитесь мужем и женой и на том свете будете вместе. Верить этому или нет - дело добровольное.

    У каждого свои мысли по этому поводу. Сейчас многие венчаются лишь потому что модно. Все венчаются и Мне надо... Я считаю, что венчаться надо тогда, когда ты понимаешь, что без этого человека ты не сможешь жить никогда, чтобы быть с ним вечно. А венчаться и потом разводиться - это вообще бред. Это лишь мое мнение.

Издавна первое воскресенье после Пасхи - так называемая Красная горка - было временем свадеб на Руси

Этот день был первым, когда разрешалось венчание после длительного перерыва. Дело в том, что по церковному уставу аж с Масленицы, а это 9 недель, венчание было невозможно. Со временем требования церковного устава обросли народными обычаями и поверьями. До сих пор Красная горка — один из наиболее популярных периодов для свадеб среди тех пар, которые не удовлетворяются регистрацией в загсе и хотели бы скрепить свой союз в Церкви.

Для чего нужно венчание и что оно дает?

Прежде всего хотелось бы отметить, что для создания семьи венчание не нужно. Брак, очевидно, создаётся не иначе, как взаимным договором двух любящих друг друга людей. Суть этого договора очень проста: взаимное признание друг друга мужем и женой и взятие ответственности друг за друга и за своих будущих детей. Этот договор не имеет ничего общего с так называемым брачным контрактом. Мы говорим о взаимной личной договоренности будущих супругов создать семью, свободно ради любви пожертвовать своей свободой, самостоятельностью, независимостью. Регистрация, признание родственниками, венчание, свадьба - это все вторично по отношению к тайне любви двух людей и их взаимному решению создать семью.

Как бы это ни выглядело странно, венчание каждой христианской пары - это сравнительно молодая традиция. В Византии долгое время венчали большей частью богатых людей, тогда как простые люди ограничивались благословением епископа и совместным причащением. На Руси века до 15-16-го многие крестьянские семьи не были повенчаны.

Тот чин венчания, который мы можем наблюдать сейчас, сформировался к 9-10 векам в Византии. Он представляет собой некоторый синтез церковного богослужения и греко-римских народных свадебных обычаев. Например, обручальные кольца. Они пришли ещё с тех времен, когда у знати были распространены кольца-перстни - не только украшения, но и своего рода печати, которыми можно было скрепить юридический документ, написанный на восковой табличке. Обмениваясь такими печатями (а до сих пор существует понимание, что жена носит кольцо мужа и наоборот) супруги вверяли друг другу всё свое достояние в свидетельство взаимного доверия и верности. Это символическое значение и закрепилось за кольцами, они стали обозначать верность, единство, неразрывность семейного союза. Благодаря этому обмен и надевание супружеских колец вошло в богослужебное чинопоследование.

Подобно кольцам в богослужебный чин вошли и венцы. возлагаемые на головы новобрачных, которые появились не только благодаря народным обычаям, но и византийским церемониалам. В церковном понимании они свидетельствуют о царском достоинстве новобрачных, которым предстоит строить свое царство, свой мир, строить так, как они пожелают, строить для себя и своих детей, и никто не может вмешиваться. Они вольны сами выбирать себе советчиков.

Прежде чем говорить о смысле и действенности венчания, остановимся на одном важном моменте, принципиально отличающем христианский подход к браку от некоторых других. Когда мы говорим о взаимном договоре, о принятии решения создать семью, то для христиан это означает только одно - этот союз навсегда. Не может быть семьи там, где есть начальная установка ограниченности семейного союза, где есть изначальное предположение, что может быть другой брак, лучший первого. Вступление в брак и собственная вера для христиан - это явления одного порядка. Поверить в Бога, поверить Богу - это почти то же, что и поверить, довериться любви другого человека. Если человек любит и любим, если он желает создать семью, то он должен совершить, как говорят, прыжок через пропасть, поверить в свою будущую семью и сделать такой шаг, после которого нет пути назад.

Если взаимное решение о создании семьи принято, то для его легитимности во все времена человеческой истории необходимо было публичное свидетельство о взаимной любви и ответственности, в наше время - это регистрация брака. Это признание общественностью важно, во-первых, чтобы минимизировать случаи обмана, шарлатанства, корысти и т. д. Во-вторых, для юридического признания детей и для решения каких-либо трудностей.

Древние римляне различали два понятия, два типа отношений мужчины и женщины: семья и конкубинат. Последний означает взаимное сожительство без каких-либо обязательств и юридических последствий. Конкубинат - вполне законное явление, как в древности, так и в наши дни. Любой гражданин нашей страны может выбрать тот образ жизни, который ему подходит.

Так вот, чтобы венчание было действенным, со стороны новобрачных необходимо соблюсти несколько условий. Первое из них: венчают только семейную пару - мужа и жену. На практике это выражается в обязательном требовании наличия у желающих венчаться государственного свидетельства о браке. Не может быть повенчана пара, живущая в конкубинате. Второе условие: повенчана может быть только христианская семья - союз христианина и христианки. Третье - это понимание сути венчания и принятие её.

Венчание - это одна из форм церковного благословения христианского брака, но оно не даёт каких-либо благ семье, не лишает её трудностей, не уберегает от развода. В венчании не просто преподается Божья благодать, Божья милость, но, что очень важно, даётся помощь для конкретной задачи - быть именно христианской семьей, быть тем островком любви, мира, где царствует Христос. Можно сказать, что в венчании ставится задача и даются силы её решить, но от самих людей зависит, совершат они это дело или нет.

Почему же христианство допускает разводы, ведь развод - это всегда трагедия? Православие смотрит на семью как на живой организм, венчание не создаёт, а воцерковляет его. Жизнь или смерть этого организма зависит от самих супругов. Важнейшим элементом христианской нравственности является учение о свободе и области ответственности человека, на которые даже Бог не посягает. Целостность семьи - это то, что в руках самих супругов, это их область ответственности, это то дело, на которое они сами решились. Если у людей нет сил семью созидать, нет любви, нет единства жизни - значит, они вольны принять решение о разводе или, если хотят семью сохранить, могут просить помощи у близких, у психологов, у священников или у Бога. Но ни близкие, ни психологи, ни даже Бог не могут насильно держать людей вместе, они могут оказать помощь, дать силы, но жить-то всё равно надо самим супругам.

Рида Хасанова 28 июля 2018

Многие пары стремятся не только узаконить свои отношения в ЗАГСе, но и пройти таинство венчания в церкви. Но все ли понимают, насколько серьезен и ответственен этот шаг? Ведь после проведения обряда души супругов навсегда будут вместе, даже на небесах.

Что такое таинство венчания?

Таинство венчания – это священный обряд. Его смысл заключается в том, что двое обнажают перед собой, друг другом и перед Богом свои души и заключают брак, который признан не только на земле , но и на небесах.

Чем отличается свадьба от венчания: первое – это заключение законного брака, объявленного перед обществом. А второе – это стремление людей к единству , к созданию условий в браке, где любовь и вера будут только укрепляться.

Венчание обычно проходит в церкви, но по желанию можно организовать и выездной обряд, хотя в нем и не будет особой торжественности, как в храме

С чего начать подготовку к венчанию: в первую очередь нужно подойти за разрешением к священнику. Батюшка разъяснит суть венчания, которая является традицией православных. Не стоит проходить ритуал, только чтобы получить красивые фотографии или потому что «так нужно».

Основные правила для тех, кто принял решение обвенчаться:

  • муж и жена должны быть крещеными;
  • мужчина и женщина обязательно должны состоять в браке, зарегистрированном в ЗАГСе;
  • перед ритуалом нужно сходить на исповедь и принять причастие.

Что надо знать тем, кто по каким-либо причинам решил пройти обряд венчания за границей:

  • венчание, проведенное в другой стране, будет признано законным и на родине;
  • христианское венчание может быть проведено только в христианской стране;
  • для венчания за рубежом потребуется сертификат о крещении, свидетельство о рождении и браке (в зависимости от страны список документов может меняться);
  • документы на рассмотрение подаются за месяц, не меньше.

Венчание – это только внешний ритуал, без искренней любви и понимания, для чего нужен этот обряд, он не будет иметь истинного значения. Вначале нужно честно себе признаться, есть ли готовность разделить с супругом или супругой все радости и горести, жизненные трудности. Венчальные пары получают большую поддержку Всевышнего , но усилия по сохранению и укреплению отношений должны принимать сами.

23 Сен 2018 в 4:25 PDT

Часто люди задаются вопросом, является ли невенчанный брак блудом – если мужчина и женщина любят друг друга, верны в отношениях и оформили их в ЗАГСе, то они вправе обратиться к венчанию тогда, когда посчитают это необходимым.

Вся правда в том, что праведная жизнь в невенчанном браке не может считаться неправильной или греховной, и признается церковью

Существует ошибочное мнение, что брак можно развенчать. Архиереи идут навстречу просьбам супругов, которые разошлись и уже находятся в отношениях с другими людьми, чтобы они не впадали в еще больший грех.

Поэтому на вопрос, сколько раз можно венчаться, ответ однозначный – один, – вещи несовместимые . Если все же возникла такая необходимость, как венчаться второй раз? Нужно подать . Это может только наивысший священник – епархиальный архиерей. Он смотрит на ситуацию и разрешает дать шанс на новый брак . Ответ может быть отрицательным, если человек нарушил обет верности, данный перед Господом.

Как проходит венчание и что для этого нужно

  • спина, плечи и грудь должны быть закрытыми, если платье открытое, то стоит позаботиться о венчальной накидке;
  • платье не должно быть слишком обтягивающим и коротким;
  • обувь лучше выбирать на небольшом каблуке, так как венчание длится около часа;
  • голова непременно должна быть покрыта косынкой или фатой;

Важно учесть, что и гости должны быть одеты в соответствии с правилами. Не допускается откровенная одежда и брюки на женщинах

Перед бракосочетанием в церкви священник назначает молодоженам пост : он может занять несколько дней или неделю. В это время нужно отказаться от посещения вечеринок, мясной пищи и от интимных отношений. желательно заполнить чтением духовных книг, молитв и посещением служб в храме.

‒ есть некоторые дни в году, когда это запрещено:

  • все главные 4 поста;
  • промежуток между Рождеством и Святками;
  • Пасхальная и сырная недели;
  • канун великих праздников;
  • день Воздвижения Креста Господня, Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также канун постных дней – вторника и четверга.

Православная и католическая церковь близки друг к другу, но все же есть несколько отличий, в том числе и в обряде венчания:

  • посетить костел требуется за 3 месяца до венчания для своеобразного обучения о браке по католическим правилам;
  • дети, рожденные в браке, должны воспитываться по католической вере;
  • требуется специальное разрешение, если венчаются люди разной веры (иудейской, мусульманской или с атеистом);
  • в католической церкви венчаться можно в любой день, даже во время Поста.

Как венчаться в протестантской церкви – таинство очень похоже на обряд католического храма. И подготовка, и сам процесс практически идентичны друг другу. Главное отличие состоит в том, что в начале процесса невеста заходит в церковь одна или с отцом, а гости и жених уже ее ждут.

Есть интересное правило: на протестантских свадьбах запрещен алкоголь. В крайнем случае можно допустить легкое вино или шампанское, но не более

После вступительной молитвы священник задает молодым вопрос, действительно ли они согласны вступить в брак, а также интересуется у родителей, благословляют ли они своих детей.

В протестантском храме можно прямо в церкви: звучит инструментальная музыка, христианские песни, гости приносят пожертвования храму, а также причащаются.

Нельзя венчаться в монастыре – так указано в уставе православной Церкви. Ведь в этом месте живут люди, которые отреклись от всего мирского , и ни венчание, ни крещение в монастыре не проводятся.

Приметы и суеверия, связанные с венчанием

Венчание всегда имело большое значение для людей, так как раньше именно оно считалось официальным заключением брака. Но сейчас пройти этот обряд могут лишь те пары, которые зарегистрировали отношения в ЗАГСе. Несмотря на это, по-прежнему соблюдаются различные суеверия .

Приметы о венчальной одежде:

  • если девушка наденет венчальное платье до проведения Таинства, то оно может не состояться;
  • перед дорогой в церковь нужно прикрепить к одежде жениха и невесты булавки , чтобы защититься от сглаза;
  • если во время обряда невеста уронит платок, значит быть ей вдовой.

Приметы, связанные с дорогой к венчанию:

  • когда невеста уедет в церковь, родителям нужно вымыть в доме пол (кроме порога), чтобы свадьба не расстроилась;
  • перед отъездом в церковь полагается положить под порог дома замок, когда молодые переступят его, закрыть замок на ключ, и выбросить ключ как можно дальше (замок при этом хранится всю жизнь);
  • в церковь нужно ехать одной дорогой, а обратно – другой;
  • новобрачным, идущим на венчание, никто не должен переходить путь.

Родители молодых не должны присутствовать на венчании, их заменяют крестные. А родные мать и отец остаются дома, чтобы благословить, а затем встретить венчанную пару

Также нужно обратить внимание и на венчальные свечи, которые обладают большой силой:

  • чья свеча больше сгорит во время Таинства, тот из супругов первым уйдет из жизни;
  • венчальные свечки нужно хранить всю жизнь, они же могут помочь во время трудных родов;
  • если от свечей во время венчания идет сильный треск, значит, жизнь пары будет неспокойной.

Венчальные свечи

Во время Венчания супруги клянутся перед Богом, что будут друг другу верны всю жизнь – это крайне ответственное решение. Соглашаться на церковное таинство нужно лишь тогда, когда любящие люди по-настоящему уверены в своих чувствах. Нельзя относиться к этому обряду, как к моде – иначе ничего хорошего не получится. Лучше сначала прожить некоторое время в обычном браке и утвердиться в серьезности своих намерений.

Для наглядности посмотрите красивое видео венчания:

У церемонии венчания достаточно древние корни, она берет свое начало с IX-X веков и имеет не только красивое содержание, но и несет в себе глубокий смысл. Венчание - это обряд, соединяющий мужчину и женщину перед лицом Бога на вечную любовь и верность, превращая брак в таинство, относящееся к духовному бытию.

Суть венчания

В современном мире, к сожалению, многие люди неверно трактуют саму суть таинства и относятся к этому как к модному и красивому мероприятию, которое может скрасить торжественный день бракосочетания. Даже не задумываясь о том, что венчание - это не простая формальность. Пойти на этот шаг должны лишь те люди, которые веруют в вечность брака на земле и на небесах. И принять такое решение можно только при обоюдном согласии, как осознанный и хорошо обдуманный поступок. Не следует забывать, что обряд относится к одному из семи таинств, в результате которого благодать Святого Духа передается человеку, и происходит это невидимым образом.

Правила венчания

Если всё же отношения в паре проверены временем, чувства глубоки, а желание совершить обряд хорошо взвешено, тогда стоит ознакомиться с условиями, без которых невозможно венчание в православной церкви. Правила являются обязательными для исполнения:

  1. Основанием для венчание является свидетельство о браке.
  2. Главная роль в семье отводится мужу, который должен любить свою жену самоотверженно. А жена должна повиноваться мужу по доброй воле.

Именно на мужа возлагается обязанность хранить связь семьи с церковью. Развенчание допускается только в самых экстренных ситуациях, например, при измене одного из супругов или в случае душевной болезни. Кстати, последнее также может стать причиной отказа в венчании.

В древние времена существовал такой обычай, когда молодые подавали прошение священнику о венчании, он объявлял об этом на народном вече, и только по прошествии времени, если не находились люди, которые могли сообщить о невозможности брака, проводился обряд.

Общее количество венчаний человека на протяжении жизни не может превышать трех раз.

К обряду допускаются только крещеные молодые и их свидетели, на каждом обязательно должен быть нательный крестик.

Если кто-то из венчающихся не знает, крещен он или нет, нужно обязательно обсудить этот вопрос со священником. Как правило, положительный ответ возможен при согласии молодых родить и растить детей, следуя православным традициям.

Возрастные ограничения: мужчине должно быть не меньше 18 лет, а женщине не меньше 16.

Венчание - это исконно христианский обряд, поэтому к нему не допускаются люди, исповедующие другую религию (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.), а также атеисты.

Запрет на венчание налагается в том случае, если жених и невеста состоят в родственных связях, даже в четвертом поколении. И нежелательно заключение брака между крестными родителями и крестниками.

Если у кого-то из молодоженов заключен побочный брак, венчание запрещается.

А вот такие обстоятельства, как беременность жены, или если у молодоженов нет родительского благословения, не являются поводом для отказа в венчании.

Когда можно проводить венчание?

По православному календарю венчания можно проводить в течение всего года, за исключением дней больших постов - Рождественского (с 28 ноября по 6 января), Великого (семь недель до Пасхи), Петрова поста (со второго понедельника после Троицы до 12 июля), Успенского (с 14 по 27 августа), Масленицы, в канун всех больших церковных праздников. Венчальные церемонии проводятся в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Но, согласно народным поверьям, среда и пятница не подходят для совершения таинства. А также лучше избежать венчания 13 числа.

А вот самыми счастливыми для брака считаются периоды после Покрова осенью, от Крещения до Масленицы зимой, между Петровым и Успенским постом летом, на Красную Горку весной.

Много пар хотят повенчаться в день официальной регистрации брака, но назвать это правильным нельзя. Священники, как правило, отговаривают молодых от подобного рода поспешных поступков. Лучше всего, когда пары венчаются в годовщину своей свадьбы или уже после рождения детей. Чем позже это случится, тем осознаннее будет этот поступок. Год венчания станет памятным событием, которое засвидетельствует искренность чувств и уверенность в семейных узах.

Подготовка к венчанию

Особое значение имеет и процесс подготовки к такому ритуалу, как венчание в православной церкви. Правила здесь также присутствуют.

Самое первое, что необходимо сделать - это определиться с церковью и священником, который будет проводить обряд. Это достаточно ответственное задание, поскольку выбор нужно делать душой. Молодым в храме должно быть комфортно и спокойно, только так весь процесс будет иметь действительно великое значение. Будет ли это маленькая церквушка или величественный собор, зависит в первую очередь от пожелания молодых, абсолютно вся атмосфера святого места должна гармонично вписываться не только в духовную суть церемонии, но и отвечать душевному состоянию молодой пары, которая решила связать свою судьбу навечно.

С батюшкой тоже нужно обязательно поговорить, обсудить не только организационные моменты, но и присмотреться друг к другу, найти общий язык - это тоже очень важно для обряда. Очень многие батюшки уделяют особое внимание разговору с молодоженами, иногда они могут советовать отложить процедуру или повременить, тогда к советам священника следует прислушаться.

Еще, что немаловажно, не все священники имеют право проводить обряд венчания, например, запрещено это делать постриженным в монахи и находящимся под каноническими запретами. Иногда обряд по желанию молодой пары может проводить священнослужитель из другой церкви или собора, если, например, он является их духовным отцом.

проведения обряда

Со священником необходимо согласовать дату и время, на которое назначено православное венчание. Правила церковной жизни обязывают к этому. Иногда в церкви одновременно могут венчаться несколько пар, этот нюанс также необходимо обговорить. Следует побеспокоиться, если на венчание фото- и видеосъемку будут проводить несколько операторов, чтобы не возникло суматохи, и это не испортило всего обряда.

Еще за неделю до венчания молодые должны начать соблюдать пост: не употреблять в пищу мясо, не пить спиртные напитки, не курить, воздерживаться от супружеской близости. Перед венчанием молодожены должны посетить богослужение, исповедоваться и причаститься.

Также необходимо заблаговременно побеспокоиться о покупке и Божьей Матери, которые обязательно должны быть освящены, обручальных колец, которые до совершения обряда нужно отдать священнику, свечей, двух белых полотенец и четырех носовых платков. Следует обратить внимание, что по церковным канонам кольца следует покупать для жениха из золота, для невесты из серебра. Как правило, приобретение всех необходимых атрибутов возлагается на свидетелей.

Традиция использования в обряде также имеет древние исторические корни. Издревле родители благословляли своих детей с использовании святых икон: сына - Христа Спасителя, дочь - Богородицы, давая, таким образом, наставление на путь истинный.

За проведение обряда венчания принято оставлять вознаграждение, о деньгах также следует поинтересоваться у священника. Если у пары нет финансовой возможности оплатить полностью всю сумму, можно об этом рассказать. Иногда сумма вообще не оглашается, и батюшка предлагает дать милостыню на церковь, в том размере, какой предоставляется возможным для молодоженов.

Выбор наряда для невесты

Что касается подвенечного платья невесты, которое она наденет на венчание в православной церкви, правила заключаются в следующем:

  • платье не должно быть очень облегающим или коротким, но и слишком пышные и шикарные наряды тоже не подойдут;
  • ни в коем случае не должны быть оголены плечи, декольте или руки выше локтей;
  • можно использовать накидку, которая прикроет открытые части тела;
  • наряд должен быть белого или другого цвета бледных оттенков;
  • голова обязательно должна быть покрыта, для этого используется платок или фата;
  • нельзя использовать слишком яркий макияж и насыщенный аромат духов;
  • вместо свадебного букета в руках у невесты должна быть

Также следует заблаговременно позаботиться об обуви, лучше всего подойдут туфли с закрытым передком на низком каблуке, ведь церемония венчания длится около часа, невеста должна чувствовать себя комфортно на протяжении всего этого времени.

Есть очень интересное поверье. Платье невесты обязательно должно быть с длинным шлейфом. По народному сказанию, чем длиннее будет шлейф - тем больше времени молодые будут вместе. Если шлейф в наряде не предусмотрен, его можно прикрепить только на время проведения венчания.

Также, когда проходит венчание в православной церкви, правила распространяются и на внешность всех присутствующих гостей. Женщины должны быть в платьях или юбках с прикрытыми коленями, также не следует оголять декольте и руки, голову нужно прикрыть платком или шарфом. На церемонии венчания не обязательно присутствие всех гостей свадьбы, это могут быть люди, которые действительно веруют в таинство обряда и относятся к этому процессу искренне. Для соблюдения формальности такие мероприятия лучше не посещать, а прийти только на банкет.

Церемония венчания

Венчание всегда начинается только после службы. Обряд состоит из двух этапов: первый - это обручение, венчание - это второй этап. В прошлом они были разделены между собой временем. После обручения пара могла расстаться, если возникали на то причины, венчание могло состояться только в том случае, если чувства были крепкими и искренними, ведь муж и жена выбирали друг друга не только для земной жизни, но навечно. В современном обряде обе составляющие церемонии происходят в один день.

Обручение

Обручение происходит у входа в церковь. Невеста становится по левую руку от жениха. Священник читает молитву, после чего он три раза благословляет пару и дает им в руки зажженные свечи. Снова читает молитву и обручает молодых кольцами. Кольца меняют с руки молодого на руку невесты трижды, в итоге золотое кольцо жениха остается на руке у молодой, а её серебряное кольцо на пальце будущего мужа. Только теперь пара может называть себя женихом и невестой.

Венчание

Священник заводит пару в храм и ставит перед аналоем на белое полотенце. Мужчину и женщину спрашивают, по доброй ли воле они сюда пришли, нет ли препятствий для заключения брака. Свидетели берут в руки венцы и держат их над головами у жениха и невесты. Здесь следует отметить, что сделать это не так и просто, особенно если свидетели низенькие, а молодые высокие, да и время церемонии не менее чем сорок минут в городских церквях, а если обряд проводится в монастыре, тогда и больше часа. Поэтому свидетелей желательно выбирать повыше. После прочитанных молитв молодым выносят чашу с вином, которую они должны три раза испить как символ того, что с этой минуты все в паре будет делиться поровну - и счастье, и горечи.

Следует предостеречь невесту: во время испития из чаши вина может возникнуть ситуация, когда фата очень близко окажется возле свечи и произойдет воспламенение. Чтобы этого не случилось, желательно заранее побеспокоиться о длине фаты, которая должна быть не слишком большой.

Руки новобрачных связывают белым полотенцем и их обводят вокруг аналоя трижды. В это время поет церковный хор. Батюшка подводит пару к алтаря и читает назидание на вечную жизнь вместе. После венчания все гости начинают поздравлять молодых, и раздается колокольный звон, знаменующий о рождении молодой семьи.

Если у молодых есть желание запечатлеть на долгую память венчание, фото- и видеосъемку можно проводить с разрешения священника. Правильнее всего согласовать, где именно должен находиться оператор, как ему лучше стоять или перемещаться. Обычно в церквах и соборах достаточно специфическое освещение, поэтому, для того чтобы качество съемки впоследствии не огорчило, желательно обратиться к хорошему специалисту. Бывают случаи, когда съемка категорически запрещена, тогда, чтобы памятное событие осталось в семейных архивах, можно сделать фотографии на фоне собора или храма.

Венчание на царство

Есть еще один древний обычай, о котором следует упомянуть, чтобы внести некоторую историческую ясность, - венчание на царство. Этот обряд проводили во время церемонии коронации монархов, и первым это начал Иван Грозный. Корона, которая при этом использовалась, вошла в историю под известным всем названием - шапка Мономаха. Обязательными атрибутами действа были бармы, держава и скипетр. А сам процесс имел сакральное содержание, основной сутью которого было таинство миропомазания. Но никакого отношения к бракосочетанию этот обряд не имеет.