Соотношение понятий менеджмент и управление. Управление и менеджмент соотношение понятий общность управления и менеджмента обусловлена их объективн



Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Если управление - это воздействие, значит существуют:


  • среда (система управления);

  • средства (механизм управления);

  • действия (процесс управления).
Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

Менеджмент - это:


  1. способ, манера общения с людьми;

  2. власть и искусство управления;

  3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

  4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.
Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены на рисунке1.

Подходы к определению сущности менеджмента

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

2.Основные признаки рыночной экономики.

Выделяют 5 основных черт рыночной экономики: 1.Свобода предпринимательства, разрешается все, кроме запрещенных законом сфер. 2.Конкуренция, ограждаемая законом. 3.Движение капитала в целях получения максимальной прибыли в соответствии с изменением спроса. 4.Рыночная деятельность, кот. должна базироваться на всесторонней и объективной информации. 5.Автономное принятие решения хозяйствующими субъектами рынка.

Элементы рыночной экономики: 1.экономические законы, 2.рыночный механизм, 3.участников рынка, 4.комплексный рынок, 5.рыночную психологию.

Рыночный механизм состоит из: рыночных инструментов (цена, спрос, предложение) и рыночных регуляторов (налоги, сборы, тарифы и т.д.).

^ 3. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ.

Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.

^ Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер : расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления . Наиболее общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управляющих) низового звена , или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена . ^ РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА . Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями - это организационный уровень, находящийся непосредственно или другими работниками (не управляющими). ^ РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА . Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по свей численности, и по своей значимости. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране или директор филиала. ^ РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА . Высший организационный уровень - руководство высшего звена - гораздо малочисленней других. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.

^ Субъект управления - субъект (личность , группа людей или организация), принимающий решения и управляющий объектами , процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей . Субъект управления через прямой канал передаёт управляющее воздействие на объект управления, который через обратный канал передаёт реакцию или своё текущее состояние. Управляющее звено может представлять собой как должностное лицо (начальник , директор , менеджер) так и органы управления (министерство , департамент). То есть представлять собой либо верхнее, либо промежуточное звено в структуре управления .

Объекты менеджмента -- весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.).

^ 4. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Социальное управление, менеджмент рассматривается как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации.

Самостоятельным предметом социального управления является управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, её построения, функционирования и развития. Наука социального управления изучает окружающий мир в целостной системе воздействия на все его отрасли для достижения главной цели общества - повышения качества жизни его членов.

^ Система социального управления включает в себя различного рода специалистов, обеспечивающих социальное управление, методы управления и средства вычислительной техники, а также объём различной информации, помогающий осуществить связь между объектом и субъектом управления.

Сейчас становится необходимым включать в современное социальное управление творчески одарённых людей, которые благодаря своему интеллекту и творческому потенциалу, способны создать условия для выполнения главной цели общества - повышение качества жизни его граждан. Поэтому в социальном управление является главным не только достижение целей, но и поддержание целостности любой сложной социальной системы, и побуждение её к саморазвитию

В систему управления входят социальные организации, следящие за исполнением управленческих решений и обеспечивающие обратную связь. Управленческие и организационные отношения тесно связаны между собой и представляют единое целое. Важной задачей социального управления и является поддержание целостности таких отношений, благодаря чему само социальное управление становится эффективней, а достижение целей быстрым и своевременным.

Для эффективного социального управления необходимо использовать законы и закономерности управленческого воздействия, построение моделей управляемых объектов и субъектов, обеспечение системного подхода и целостности в социальном управлении.

Итогом деятельности системы социального управления является принятие и воплощение в жизнь управленческих решений.


  1. ^ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕ­РИОДЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.
Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в резуль­тате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху возникали большие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие - управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно склады­вались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционе­ров, по сути, в менеджеров. Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную нишу для его существования.

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в 3 тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.

Выделяются четыре периода развития теории и практики менедж­мента:

Первый период - древний (с 9-го тысячелетия до н. э. и до при­мерно XVIII в.). Это период накопления знаний: переход от при­сваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производству; первый опыт в области управления (Ближний Восток); развитый государственный аппарат (Древний Египет). Второй период - индустриальный (1776-1830). Начало форми­рования научных направлений и школ менеджмента. Период систематизации (1856-1960). Формируются новые на­правления, школы, течения в управлении. В период промышлен­ной революции в XIX в. в связи с необходимостью управления работой больших групп людей владельцы отошли от непосред­ственного наблюдения за деятельностью работников. Появились первые менеджеры. С течением времени менеджеры переключи­лись на изучение способов управления, на поиск систематизиро­ванных на основе опыта подходов к управлению, сложились ос­новные научные школы управления.

Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опираю­щихся на использование математического аппарата, при помощи которого достигается интеграция математического анализа и субъек­тивных решений менеджеров.

^ 6. ШКОЛА НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

(1885-1920) Фредерик У. Тейлор, Франк и Лилиан Гилберт, Гаррингтон Эмерсон, Генри Форд, Генри Гантт

Главная заслуга Ф. Тейлора в том, что он как основатель школы «на­учного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих, начал революцию в области менеджмента.

Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном менеджменте. Среди них:


  • научный подход к менеджменту и его принципам;

  • анализ содержания работы и способов ее выполнения;

  • нормирование труда;

  • работа с кадрами (отбор, переквалификация и т. п.);

  • мотивация труда работников.
Положительные черты:

  • отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их проф­отбор и обучение;

  • специализация функций в производстве, выполнение каждым сотруд­ником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение;

  • система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности;

  • учет и контроль проводимых работ;

  • разделение административной и исполнительной работы; введение института мастеров, руководящих работниками;

  • сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений;

  • равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами;
Отрицательные черты:

  • сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных
    потребностей людей;

  • механический подход к управлению: сведение менеджмента к препо­даванию промышленного инжиниринга.

^ 7. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК

(1930-е - наст, время) Абрахам Маслоу, Мери Паркер Фоллет, Элтон Мэйо,

М. Паркер, Р. Лайкерт, Д. Мак- Грегор, Ф. Герцберг

Основной акцент в школе «человеческих отношений» делался на за­боте о людях, а в школе «научного управления» - на заботе о производ­стве.

Идея состояла в том, что простое проявление положительного внима­ния к людям оказывает очень большое влияние на повышение производи­тельности труда.

Таким образом, речь шла о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мэйо (1880 - 1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название "хортонские эксперименты". Опыты в Хортоне на предприятиях фирмы "Вэстерн электрик" продолжались с 1927 по 1939 г. и не имели аналогов. Целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет. Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему "человеческих отношений").

Концепцию управления с позиции науки о поведении (бихевиорист­ская школа) развивали К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, М. Вебер и др.

Основными аспектами изучения управления учеными данной шко­лы были:


  • социальное взаимодействие в производственном коллективе;

  • мотивация к труду;

  • авторитет и лидерство в коллективе;

  • формальные и неформальные организации;

  • коммуникации в организациях;

  • изменение содержания работы и качество трудовой жизни.
Главным выводом создателей школы «поведенческих наук» было утверждение того, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности труда как отдельного работника, так и организации в целом.

Положительные черты:


  • выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы;

  • формулирование основных требований для отбора людей на руково­дящие должности;

  • руководитель ориентируется на своих сотрудников;

  • стремление помочь работнику в осознании собственных возможно­стей;
идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной моти­вации и учете интересов всех заинтересованных лиц.

Отрицательные черты:


  • отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета;

  • приемлемость других методов в управлении, кроме как применения
    науки о поведении.
^ 8. ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА (КЛАССИЧЕСКАЯ).

(1920-1950) Анри Файолъ, Линдалл Урвик, Джеймс Муни, А. Рейли, Алфред Слоун, А. Гинсбург, М. Вебер

Внимание этой группы исследователей привлекли общие функции и принципы управления, функции менеджеров, определение об­щих характеристик и закономерностей организаций.

Суть разработанных ими принципов управления сводится к следую­щему:


  • разделение труда;

  • авторитет и ответственность власти;

  • дисциплина;

  • единство руководства;

  • единство распорядительства;

  • вознаграждение за труд;

  • порядок;

  • справедливость;
инициатива.

Положительные черты:


  • вопрос о необходимости выделения собственной управленческой дея­тельности в особый объект исследования;

  • необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера;

  • разработка целостной системы управления организацией;

  • структура управления и организации предприятия работниками на
    основе принципа единоначалия.
Отрицательные черты:

  • невнимание социальным аспектам управления;

  • невнимание человеческому фактору на предприятии;

  • освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с приме­нением научных методов.

9.Управленческие концепции (40-60-е годы)

Эмпирическая (прагматическая) школа управления

В основе теории этой школы лежало изучение и последующее распространение конкретного опыта управления фирмами, правительствами, военными организациями в качестве наиболее полезного способа совершенствования менеджмента. Отсюда и название школы - эмпирическая (эмпирия - опыт). Её представляют Э. Петерсен, Г. Саймон, П. Друкер, Р. Девис, А. Чандлер и др.

Возникновение эмпирической школы являлось определённой реакцией на недостаточную практическую применимость ряда положений научного менеджмента и школы человеческих отношений. Сторонники эмпирической школы не отрицали значения теоретических принципов, но считали самым важным анализ непосредственного опыта управления. Были разработаны специальные методологии обучения управлению на основе конкретных управленческих ситуаций.

Эта школа внесла существенный вклад в практику внутрифирменного менеджмента.

Она дала большое число ценных рекомендаций по управленческим структурам, по организации функциональных служб, линейных служб и пр. Большая работа была проведена по исследованию и внедрению в практику новых, эффективных приёмов обучения менеджеров.

Представители эмпирической школы выдвинули и предприняли попытку разработать ряд проблем, которые стали особенно актуальными в последующие 70-80-е гг. Среди них можно назвать следующие:

1. Школа уделяла значительное внимание вопросам централизации и децентрализации

управления;

2. Школа способствовала введению целевого упра­­­­­­­­­­­­­­­­­­­вления;

3. Школа занималась проблемами классификации функций управления, организации труда руководителей.

Её исследователи утверждали профессионализацию менеджмента, т. е. превращение труда по управлению в особую профессию. Первая особенность такого профессионального управления - умение менеджера из всех имеющихся ресурсов создать целое единство. Вторая особенность - необходимость при принятии решений ориентироваться на перспективы развития организации. С работами учёных этой школы связано широкое распространение самих терминов «менеджмент», «менеджер» в теории и практике капиталистического управления. Понятие «менеджмент» в исследованиях представителей эмпирической школы рассматривается в 2-х значениях: в широком и узком. В широком смысле, с социальной точки зрения, менеджмент является техникой или методом, развиваемым в результате свойственной человеку тенденции к формированию группы. Менеджмент может иметь и более узкое значение. Это принципы теории и практики управления именно предприятием (фирмой). И в том, и в другом случае менеджмент и менеджерский корпус рассматривались представителями эмпирической школы как всесильный фактор развития и эффективности организации (производства).

^ 10. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию. Менеджер обязан последовательно выполнять такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль, которые сами явля­ются процессами. К постоянным управленческим процессам можно также отнести управление персоналом, оценку внешней и внутренней среды ор­ганизации, поддержание лидерства в коллективе и др.

^ 11. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ

рассматривает все процессы и явления в виде оп­ределенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функ­циями, не присущим составляющим ее элементам. Простая система ори­ентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимоувязанных целей. В настоящее время сис­темный подход можно считать универсальной методологией менеджмен­та, сутью которой является формирование образа мышления, рассматри­вающего в единстве все явления внешней и внутренней среды.

Этот метод получил широкое распространение в современной теории менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его отсутствия предприятие работает успешно, это является пози­тивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутст­вия менеджера высшего звена деятельность предприятия становится ме­нее эффективной. Это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегическое развитие предприятия), а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их менеджерам среднего звена.

Сущность системного подхода к управлению - мысленный охват всех явлений как единого целого, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структу­ра организации, персонал, техника, технология), предвидение положи­тельных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

Системная школа (сер. 1970-х - наст, время) Л. Берда-Ланфи, Розенберг, Каст

Главная идея системной теории: ни одно действие не предпринимает­ся в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Такой подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

Положительные черты:


  • применение принципа соотношения количества и качества потреб­ляемых ресурсов на входе-выходе в процессе производства для улуч­шения результатов управления предприятием;

  • формирование нового образа мышления, построенного на единстве
    всех явлений внутренней и внешней среды;

  • рассмотрение всех явлений в виде определенных целостных систем;

  • ориентирование систем на достижение конкретных целей.
Отрицательные черты:

  • теория системной школы не определяет конкретных факторов, влияю­щих на функцию управления;

  • невнимание влиянию окружающей среды на управленческую дея­тельность и результаты функционирования организации;

  • не выделяет элементы системы, необходимые для создания пред­приятия.

^ 12. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

так же как и системный, скорее способ мышления, чем набор конкретных действий.

Этот метод разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и пред­лагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Си­туационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуационного мышления (приближенного к прак­тике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.

Если процессный и системный подходы целесообразнее применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности, то си­туационный подход чаще используется в нестандартных и непредви­денных ситуациях. Ситуационный подход носит не шаб­лонный характер, он воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Этот подход подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестан­дартных ситуациях.

В настоящее время в развитии менеджмента просматриваются три наиболее важные тенденции. 1) Во-первых, некоторый возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства. Это вызва­но усилением влияния технического прогресса на достижение целей предприятия, роли производительности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе. 2) Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, к раз­личным формам демократии, участие рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. 3) В-третьих, усиление международного характера управления.

Термин «менеджмент» означает профессиональную деятельность - эффективное управление организациями.

Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, администрирование) - это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.

Что же в самом общем случае означает понятие «управление»?

Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.

Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п.

Под критерием эффективности управления понимается какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее. Так, например, в результате грамотных действий менеджеров может значительно повыситься объем производства и продаж продукции, увеличиться выручка компании, +снизиться текучесть кадров, улучшиться морально-психологический климат в коллективе и т.п. Часто, говоря об успешности управленческих решений, принимаемых менеджментом, используют понятия «результативность» и «эффективность».



Результативность - это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании). А эффективность - это способ достижения цели, образно говоря, - путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность - это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.

Под ограничениями понимаются те условия (ситуация), в которых в данный момент принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудовать производство новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансовых ресурсов, а решение применить штрафных санкций по отношению к сотрудникам - законами государства и т.п.

Важным элементом процесса управления является обратная связь - передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления. Обратная связь - это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнавать их мнения и предложения. Без обратной связи менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.

Итак, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником - это значит оказывать на них управленческое воздействие, т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми. При этом важно, чтобы субъект управления - тот, кто управляет - имел четкие ответы на следующие вопросы:

· Какова цель управления? Что требуется сейчас от организации? Чего я хочу добиться от своих подчиненных? К чему мы должны придти?

· Каково сегодняшнее состояние организации (подразделения)? Каких результатов мы уже достигли?

· Каковы критерии эффективности управления? Какой результат нашей работы мы будем считать успешным?

· Какие ограничения накладываются на управление? Какие приказы и распоряжения я могу издавать, а какие нет? Уместно ли сейчас вообще приказывать людям или лучше просто побеседовать с ними? Хватит ли у нашей организации денег, времени, людей и т.п. на то, чтобы реализовать задуманное?

Конечной целью деятельности менеджмента любой фирмы является обеспечение прибыльности или доходности ее деятельности путем рациональной организации процесса управления. Эта деятельность включает не только управление производством и развитие технико-технологической базы, но и рациональное использование кадрового потенциала, повышение квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Иногда для объяснения, что такое управление, используется вот такое определение.

Управление - это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов.

Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем разнообразии их можно разделить на пять групп:

I. Материальные ресурсы(здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.).

II. Финансовые ресурсы (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.).

III. Человеческие ресурсы (работники, персонал организации).

IV. Информационные ресурсы (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.)

V. Временные ресурсы (рабочее время).

Как мы видим, управление - это довольно сложный процесс, требующий от менеджера знаний, навыков, опыта, уверенности в себе, а также - такта, чувства меры и доброго отношения к людям. Но зато, если управление осуществляется профессионально и эффективно, то появляется результат - продукция, которую производит предприятия или услуги, оказываемые клиентам.

Кстати, как Вы думаете, можно ли считать слова «менеджмент» и «управление» синонимами? Давайте проверим. Мы можем, например, сказать: «управление автомобилем» или «дистанционное управление космическим кораблем»? Применимо ли в этих случаях слово «менеджмент»? Очевидно, нет. Ведь менеджмент - это управление особого рода, управление деятельностью организаций.

Часто менеджмент определяют следующим образом.

Менеджмент - это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой эффективности их работы.

Это определение указывает на то, что менеджмент представляет собой не разрозненные принципы и правила управления, а упорядоченную совокупность (систему) взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов: знаний, навыков, принципов и методов управления, подготовленных специалистов, средств коммуникации и обработки информации, финансовых, материальных и иных ресурсов и т.п.

Прочитайте приведенные ниже другие определения менеджмента. Подумайте, на какие особенности указывает каждое из них?

Менеджмент - это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор).

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей.

В современном языке термин «менеджмент» означает:

· вид профессиональной деятельности;

· аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.);

· процесс управления организацией;

· науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы, методики и т.п.)

· искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу специалиста в области управления - менеджера).

Менеджмент характеризуется четырьмя аспектами: экономическим, социально-психологическим, правовым и организационно-техническим .

Экономический аспект представляет собой управление процессом производства, за счет грамотной координации материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспект характеризует деятельность по управлению усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Этот аспект включает в себя такие понятия, как система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, и социальная функция менеджмента, отражающая культуру общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру и принципы государственных, политических и экономических институтов общества, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

Организационно-технический аспект менеджмента состоит в рациональной оценке ситуации и систематическом выборе целей и задач; разработке стратегии достижения этих задач; подборе и использовании требуемых ресурсов; проектировании, организации и контроле за действиями, необходимыми для достижения целей.

Итак, мы определили понятие «менеджмент». Осталось понять, кого же можно называть менеджером?

Менеджер - наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.

Для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и развивающейся, ею должна управлять команда профессионалов - менеджеров. А это, в свою очередь, означает, что в государстве должна существовать система профессиональной подготовки менеджеров. Как Вам известно, профессию менеджера можно получить, обучаясь в колледжах, институтах, университетах и т.п.

Понятие «организация»

Что же такое организация? В менеджменте этот термин употребляется в двух значениях:

1) организация как объект или система (предприятие, фирма, компания и т.п.);

2) организация как процесс или функция (деятельность по обеспечению эффективности и результативности совместной деятельности людей).

Вспомним самое простое определение организации как объекта.

Организация -это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей .

Другими словами, менеджеру всегда (или почти всегда) приходится управлять группами людей. Его задача состоит в том, чтобы эти люди понимали цель своей совместной работы и действовали сообща наиболее эффективно, используя преимущества совместного труда.

Эффективно организовать совместную работу группы людей - это значит:

1) определить цель деятельности;

2) подобрать исполнителей;

3) исходя из общей цели деятельности рационально (т.е. исходя из способностей, опыта, должностей, квалификации, условий работы и т.п.) распределить между ними задачи, ресурсы, полномочия и ответственность;

4) обеспечить взаимодействие (координацию) их совместной работы.

Говорят гуру...

Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Борис Мильнер, «Теория организации»

Как правило, любая работа - и простая, и, тем более, сложная - требует управления. Далеко не всегда исполнители в состоянии сами грамотно спланировать свою совместную деятельность, распределить между собой задачи. Решить, кто кому, и по каким вопросам будет подчиняться. Кто и как будет контролировать работу. Какую заработную плату назначить за ту или иную работу и т.п.

Исполнители не смогут сделать это не потому, что они не способны к такой деятельности. Просто у них - другие задачи. У каждого - своя должность, своя профессия. Так, например, токарь умеет работать на токарном станке, а водитель автобуса - управлять автобусом; продавец умеет торговать, а дизайнер - создавать креативные изделия. Они делают это очень хорошо, возможно, лучше других. Но как только деятельность определенного количества людей становится совместной, когда работа каждого из них зависит от работы другого, появляются особенности совместного труда и даже трудности.

Двадцать или тридцать высококлассных токарей не смогут самостоятельно выполнить производственный план завода, потому что кто-то должен составить график их работы, обеспечить обслуживание станков, своевременную подачу материалов и отгрузку готовых изделий. Кто-то должен нанимать новых рабочих, обучать их и решать, как оплачивать труд. Кто-то должен знать, кому продавать продукцию завода и что нужно производить в следующем месяце, чтобы продукция пользовалась спросом и т.п.

Всю эту сложную, многогранную деятельность и называют организацией деятельности или в общем - управлением. А, значит, необходимы особые, профессионально подготовленные специалисты, умеющие управлять.

Говорят гуру...

Организации существуют лишь по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу.

Р. Уотермен

Часто менеджмент определяют как профессиональное управление социально-экономическими системами, указывая тем самым на то, что объектом управления в менеджменте являются организации, характеризующиеся сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами.

Практически во всех современных языках термин «менеджмент» (management) употребляется для обозначения профессионального управления хозяйственными (рыночными) организациями (предприятиями, компаниями, фирмами).

Хозяйственными принято называть такие организации, которые предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции и оказания услуг.

Хозяйственная деятельность современных организаций (фирм, компаний, предприятий) требует такого стиля работы управленческого персонала, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства и получать максимально возможные результаты при минимальных затратах.

Таким образом, менеджмент - это профессиональное управление хозяйственными организациями, действующими в условиях рынка. Иногда, правда, словом «менеджмент» обозначают любую управленческую деятельность. Говорят, например, о «менеджменте в государственных и муниципальных организациях» или о «менеджменте общественных организаций». Это не совсем корректно. Возможно, со временем это станет нормой языка, но в наше время все же грамотнее применять для этого термины «управление» или «администрирование» (в английском языке, например, для обозначения государственного управления применяется термин «government administration», а общественного - «public administration»). Итак, Вы познакомились с понятием «организация», в дальнейшем Вы подробнее изучите принципы организационной деятельности менеджеров, а также типы и особенности организационных структур управления.

Определение взаимосвязи управления и менеджмента занимает значительное место в трудах ученых в области управления.

Понятие менеджмента

Менеджмент существует только в рыночной экономике, он требует:

  • ориентирования фирмы на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
  • ориентирования фирмы на развитие‚ рост эффективности деятельности;
  • самостоятельности фирмы и менеджера в принятии решений и ответственности за их последствия.

Бизнес представляет собой вид экономической деятельности, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Среди основных форм организации бизнеса можно отметить:

  • индивидуальное предпринимательство;
  • партнерство;
  • корпорация.

Чаще всего, менеджер имеет дело с корпорациями, являющимися юридическим лицом, отделенным в отношении хозяйственного права от ее владельцев. Владение корпорацией определяется правами отдельных лиц, выраженных количеством акций-долей капитала. Владельцы несут ответственность по долгам корпораций, определенную их вкладом в акции. Необходимо уточнить, что акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не является собственником вложенного капитала, является держателем права получать дивиденды и принимать участие в управлении компанией.

Необходимость управления коллективом людей существовала всегда. Ф. Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу: "Принципы научного управления", где исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов, а также управление рабочими в отношении их обучения может внести значительный вклад в успех организации.

Понятие управления

Управление подразумевает под собой способность эффективно применять данные науки управления в определенной ситуации.

В управлении выделяют оперативное управление текущими событиями, определяемое как совокупность мер, воздействующих на конкретные отклонения от обозначенных заданий производства. В оперативном управлении можно выделить оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.

Органы управления – это подразделения организаций, которые обладают правом принимать решения в пределах их компетенций и следить за исполнением этих решений.

В процессе управленческой деятельности возникают различные отношения управления, заключающиеся в отношениях между людьми, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.

В контексте своего содержания отношения управления бывают экономические, организационные, социальные и др. Различают еще формальные и неформальные отношения управления.

  • установление целей и планирование;
  • исполнение, координация, мотивация и стимулирование деятельности исполнителей;
  • учет и контроль исполнения.

Основная цель управления организацией – это обеспечение согласованной работы всех звеньев системы управления с целью выполнения обязательств при целесообразном использовании всех видов ресурсов.

Взаимосвязь менеджмента и управления

Самое простое определение менеджмента можно обозначить как умение добиваться целей, при помощи труда, интеллекта, мотивов поведения других людей. Менеджмент по-русски, т. е. «управление» – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент как собирательное от менеджеров – это категория людей, осуществляющих работу по управлению.

Управление рассматривается как процесс, т. к. работа по достижению целей с помощью других лиц – это не единовременное действие, это серия взаимосвязанных и непрерывных действий. Каждое действие, являющееся само по себе процессом, очень важно для успеха организации. Эти действия называют управленческими функциями, каждая их которых также является процессом, т. к. тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. Таким образом, процесс управления – это сумма всех функций.

Рассуждая о понятиях «менеджмент» и «управление» возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» тождественным русскому «управлению» и, соответственно, «менеджер» тождественным «руководителю». Можно сказать, что и да, и нет. Есть и сходство, и различия.

Определение

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформулировать и достичь цели организации, а менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации с помощью планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

В нашем определении заключены две главные идеи, отличающие менеджмент от управления:

  1. основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль,
  2. эффективное и производительное достижение целей организации.

Выполнение функций управления предполагает применение менеджерами различных навыков и умений.

Вывод

Таким образом, менеджмент – это искусство, и наука. Искусство, т. к. необходимым менеджеру навыкам невозможно научиться (менеджмент требует практики) и наука, т. к. постоянно пополняющаяся база знаний и данных о процессе управления и методах управления может быть усвоена с помощью учебников. Из этого следует, что менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, умело сочетать искусство и науку.

Контроль нельзя путать с надзором и

выражением недоверия к персоналу.

Постулат менеджмента

В конце XX - начале XXI в. в России наряду с понятием «управление» стало активно использоваться понятие «менеджмент», причем менеджмент воспринимается или тождественным управлению, или как часть управления.

В современной науке менеджмент рассматривается с двух точек зрения.

С одной стороны, это - управление организацией, самостоятельно действующей в условиях рынка, часто принимающей рискованные решения в самых неожиданных обстоятельствах.

С другой стороны, менеджмент - это управление самостоятельным видом деятельности, необязательно предполагающее создание предприятия и руководство подчиненными.

При этом цель менеджмента и в том и другом случае - до­стижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.

Термин «менеджмент» употребляется и для обозначения учебной дисциплины. С этой точки зрения менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, пси­хология, педагогика, право.

Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце XIX - начале XX в. Одним из основоположников школы научного управления был американский инженер Ф.У. Тейлор. Английское слово management (управление) означало умение вести домашнее хозяйство, управляться с лошадьми, оружием и другими средствами. Со временем понятие «менеджмент» трансформировалось и стало употребляться в более широком смысле для обозначения различных аспектов управления организациями.

Образовательный менеджмент - развивающаяся комплексная наука, изучающая проблемы управления в образовании. В образовательном менеджменте действуют общие законы, принципы, функции, методы и средства управления; однако главной

его целью в большинстве учебных заведений, как правило, является не извлечение прибыли, а удовлетворение потребностей людей в образовании и самоактуализации.

Теория менеджмента относится к теории управления как часть к целому. Разновидностями социального управления являются государственное, военное, хозяйственное и др. Менеджмент - разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях, в отличие от такого же управления в условиях административно-командной, плановой системы регулирования экономики.

В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления:


Первый - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ);

Второй - культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения);

Третий - это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.

В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.

Успешное развитие управления образовательными учреждениями невозможно без опоры на общие основы менеджмента организаций. Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, так как постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.