Трансперсональная психотерапия. Техники, наиболее часто используемые в трансперсональной психотерапии


    ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ направление, возникшее в США в конце 60 х гг. 20 в. Определяет себя как “четвертую силу в психологии и антропологии”, восполняющую односторонность предыдущих трех проектов: психоанализа, бихевиоризма и… … Философская энциклопедия

    трансперсональная психология - Этимология. Происходит от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение. Категория. Ряд психологических направлений. Специфика. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly,… … Большая психологическая энциклопедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

    Западные психиатрия и психология, порожденные интересом к патологии, лишь недавно обратили внимание на психол. здоровье и благополучие, а обратив, начали понимать, что изучение абсолютно здоровых людей может послужить основой для создания моделей … Психологическая энциклопедия

    Консультативная психология и психотерапия … Википедия

    - (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут бытие, бытие в мире … Википедия

    Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и … Википедия

И КОНЦЕПЦИЯ С. ГРОФА

Структура человеческой психики . В представлениях трансперсональной психологии, как явствует из самого наименования, заложено принципиально иное, неперсоналистическое понимание психики. Основные составляющие этого понимания включают в себя: глобальную категорию “сознание”, охватившую всю реальность Вселенной; системы конденсированного опыта (СКО), динамические смысловые сгущения, несущие в себе разнообразную информацию, относящуюся к жизни организма как такового, включая “память” о его рождении, гибели и возрождении, а также обширную область неосознаваемого, именующуюся у С. Грофа “трансперсональной областью”, под которой имеется в виду реальный и виртуальный опыт переживания необычных состояний. СКО включают в себя и добиографические, перинатальные- связанные с рождением- переживания. Говоря об уровнях перинатальных переживаний, С. Гроф выделяет четыре типичных паттерна, названных им “базовыми перинатальными матрицами” (БПМ): БПМ+1 - в которой биологическую основу составляет опыт симбиотического единства плода с материнским организмом; БПМ+2; в которой отражено начало биологического рождения, период предродовых схваток; БПМ+3, фиксирующую момент прохождения плода по родовым каналам; БПМ+4, соотносящуюся со стадией непосредственного появления ребенка на свет, его рождения. Соответственно, каждая базовая перинатальная матрица предполагает определенные переживания, которые в символическом виде воспроизводят предельные переживания человека, кристаллизовавшиеся в наиболее обобщенных мифах, духовных, религиозных и метафизических системах человечества. Среди них: мифы о золотом веке (рае) и матери+природе (1); об изгнании из рая, путешествии героя, аде (2); представления о шабашах, сатанинских оргиях, войнах и революциях, жертвоприношении Христа, птице Феникс (3); наконец - представления о спасении и искуплении грехов, очищении от скверны и богоявлении в виде лучезарного источника света (4).

Трансперсональные переживания . Понятие отражает переживания, выходящие далеко за пределы индивидуального существования: связь человека со Вселенной, (на макро+ и микроуровне); переживание различных уровней сознания (от внутриклеточного до сверхсознания); трансцендирование обычных временных и пространственных измерений; опыт встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями и т.п. С. Грофом разработана детальная картография бессознательного, в которой нашли свое место как социокультурные, религиозные, так и мистические и паранормальные феномены, составляющие специфику такого многомерного, динамичного, голографического по природе образования, каким представляется этому ученому и его единомышленникам психея.

Описание психотерапевтического процесса и его целей . В различных направлениях трансперсональной психологии с ее явно выраженной психотехнической направленностью (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн) акцент делается на самоисследование и саморазвитие. Духовное развитие (под которым подразумевается обогащение новым сенсорным и визионерским опытом, трансформирующим личностные смыслы, и восприятие жизненных ситуаций в целом, и личностные трансформации, направленные на преодоление эгоцентрической отчужденности от мира), большая терпимость в духе “антипсихиатрического течения” Д. Купера и Р. Лэинга, отказ от медицинской модели отношений с клиентом, всемерная активизация последнего, в том числе и с помощью непосредственного физического контакта (“работа с телом”), применение восточных психотехник - все это определяет особую стратегию подхода к психотерапевтической практике. Стратегию, которую можно было бы обобщить следующим образом: желанными являются такие пациенты (клиенты), которые: а) не страдали и не страдают психическими заболеваниями; б) обладают определенными личностными особенностями, позволяющими им заботиться о своем внутреннем мире; в) отличаются достаточным уровнем сохранности соматического здоровья. Одной из главных особенностей терапевтического процесса является, таким образом, акцент не на изменении, а на самоисследовании, на “опыте”, на действовании, в котором могут произойти волнующие открытия и спонтанное самоисцеление. Поэтому трансперсональные сеансы объединяют в себе и групповую работу, и работу с телом, и предоставление информации, и экспериментирование с техниками изменения сознания. Принципиально неприемлемы при этом интерпретации; всякая позиция ведущего “над” отметается с самого начала. Партнерство и самостоятельность участников подобной работы усиливаются постоянной сменой ими ролей: испытателя и ассистента в ходе переживания терапевтических сеансов. Таким образом, не столько терапевтическая направленность, сколько иное, “инновационное образование”, глубоко персонализированное обучение трансперсональному опыту - такова общая концепция психологической помощи, реализующаяся в трансперсональной парадигме. Общей целью трансперсональной психотерапии провозглашается интеграция хилотропического и холотропического модусов бытия* - гармония соматического, духовного и душевного здоровья. Частной целью может выступать психологическая помощь людям, переживающим острые кризисные состояния**. Общая же стратегия психологической помощи состоит в том, чтобы “полностью эмпирически погрузиться в вышедшую на поверхность тему и по ее завершении вернуться к распутанному и полному переживанию настоящего” (Гроф, с. 285). Иными словами, речь идет о как можно более полном эмоциональном отреагировании болезненных переживаний, об их изживании и разрешении во внутреннем, а не во внешнем событийном и ситуативном плане.

Психотехники в трансперсональной психотерапии. Основное назначение психотехник, применяемых в трансперсональной психотерапии, состоит в активации бессознательного и обеспечении эмоционального отреагирования (на языке С. Грофа - “разблокирование энергии”, сдерживаемой эмоциональными и психосоматическими симптомами). В отличие от многосложных рационализаций в защиту расширенных пределов понимания и принятия психической нормы, техники в трансперсональной терапии чрезвычайно просты. Так, согласно методике “ребефинга” (от англ. “rebirth” - “возрождение”), разработанной Леонардом Орром, пациент ложится на спину и в течение часа с лишним производит глубокие вдохи ртом, чтобы насытить организм кислородом. В итоге наступает эффект гипервентиляции, позволяющий развиться торможению коры головного мозга и активировать подкорку, вызывая вытесненные из сознания переживания.

Техника “свободного дыхания” (разработанная отечественными последователями “ребефинга”) также предписывает особый способ беспрерывного (без пауз) чередования вдоха и выдоха в определенных ритмах, назначение которого - достижение гипервентиляции. Когда человек глубоко дышит, в его крови значительно повышается концентрация углекислого газа, что приводит к сужению сосудов. Кислород прочнее связывается с гемоглобином, и красные кровяные тельца хуже отдают его тканям. Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка воздуха. Примерно то же происходит у астматиков, при стенокардии и гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщена кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода. В этом+то состоянии у “испытателей” и возникает частичная потеря сознания, когда активируются переживания, не контролируемые корой головного мозга. Если добавить к этому специально подобранную музыку, как при методе холотропного дыхания С. Грофа, у человека в сумеречном состоянии сознания, лишенном коркового контроля, возникающие переживания обретают как бы гида, в роли которого выступают музыкальные фрагменты, содержанием своим отвечающие принципиальной последовательности прохождения базовых перинатальных матриц. По словам С. Грофа: “Сосредоточенности на эмоциях и ощущениях, несколько глубоких дыханий и побуждающей музыки бывает обычно достаточно для глубокого терапевтического

опыта” (Гроф, с. 269). Как и в других практиках психологической помощи, здесь необходимо соблюдать правило конфиденциальности, правило “стоп”, а также создание атмосферы доверительности и внимания друг к другу. В качестве дополнительной техники используются проективные рисунки “мандал”, при которых круг “мандалы” заполняется изображениями сенсорного и визионерского опыта, ведение дневников и свободное обсуждение опыта в группе наряду с телесными упражнениями в стиле райхианских и лоуэновских подходов.

Трансперсональная психология поэтому ставит не столько задачу развития личности или самоорганизации, сколько задачу на осознание и самопереживание себя в тотальной целостности с миром, в единении с пространством+временем, микро+ и макрокосмосом, в изживании тех узких, механистических и условных границ, которые налагает на человека архаичное, ограниченное определенной картиной мира представление.

Трансперсональная психология - это попытка современного мыслящего человечества продвинуться в своих отношениях с миром на качественно новую ступень, на ступень, с которой открывается уже не только принцип эволюции, но и принцип инволюции, принцип порождения низшего из высшего. В этой парадигме довольно отчетливо высвечивается понимание того, что мир зависим от наших устремлений и представлений. Безусловно, трансперсональная психология имеет и свои ограничения, и свои противоречия, которые осознаются в ней и составляют основу дальнейшего развития. Некоторые из них очевидны: чрезмерное внимание к мистическим и, в частности, языческим культам; весьма грубые, предоставляющие возможность спекулятивного и произвольного использования техники, в том числе и всякими “тренерами”, “психологами+целителями” и другими шарлатанами; некритическое отношение к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям в различных стадиях регрессии и состояниях транса как к “мистическому опыту”*. Психотерапевтическая практика (в частности, сеансы с детьми) показывает: человек может пережить и испытать только то, что входит в культурную матрицу его сознания.


Похожая информация.


12 месяцев ago

Трансперсональная психология – одна из наиболее необычных областей психологии. Основанная на ранних работах Карла Юнга, Уильяма Джеймса и Авраама Маслоу, она призвана изучать связь между разумом и телом, сознанием и духовностью. Термин «трансперсональный» означает «существующий за пределами личности». Основная идея и цель данной школы – проникнуть в более глубокие уровни сознания, заглянуть за рамки физического плана, утвердить, в конечном счете, что люди являются духовными существами в физических телах.

Эта идея не нова. Подобное можно встретить в концептах различных религиозных учений, но в отличие от любой религиозной практики, трансперсональная психология пытается интегрировать изученный материал для перевода духовных принципов на эмпирический, научный язык.

Трансперсональная психология — это научное исследование опыта измененных состояний сознания, которые в традиционной психологии классифицируются как простые фантазии или психотические эпизоды. В отличие от всего, что было ранее, трансперсональная психология изучает религиозные переживания, восточные практики, и другие альтернативные методы проявления духовных аспектов сознания. Таким образом, она признает и изучает существование человеческого опыта, выходящего за пределы физического поля.

История

Все началось в конце 1960-х годов, в Америке, и в значительной степени явилось результатом исследований психологов-гуманистов. Не случайно пионером трансперсонального подхода был один из самых известных гуманистических психологов, Авраам Маслоу.

В 1967 году Авраам Маслоу, Энтони Сутич, Джеймс Фадиман, Майлс Вич, Р. Ассаджоли, и Соня Маргулиес, по предложению Станислава Грофа, создали новое течение в психологии. Его качественным отличием от всех предыдущих психологических школ явилось положение, согласно которому, во внимание принимались не только результаты видений различных измененных состояний психики, ранее не входивших в предмет тщательного исследования, но и их тщательное изучение, систематизация, и задействование в терапии для самоактуализации пациента. Вскоре была создана Ассоциация трансперсональных психологов и выпущен журнал по трансперсональной психологии. А основание Робертом Фрагером Калифорнийского института трансперсональной психологии послужило началом образования, исследований, и научной терапии в этой области.

Возникновение

На возникновение нового течения оказали сильное влияние субкультуры и молодежные движения 60-х годов, а также волна психологических экспериментов по достижению измененных состояний через прием психоделических веществ, медитацию, и другие практики. Изучая измененные состояния, основатели трансперсональной психологии поняли, что видения и опыт, который получают люди, проходя через подобные практики, имеет систему. Зачастую результатом таких состояний является дальнейшее обогащение личности новым осознанием. Все эти проблемы выходили за уровень уже существующих традиционных психологических направлений. Тогда и возникла трансперсональная психология, как попытка создать «четвертую силу» следующую за психодинамическим, бихевиористским и гуманистическим подходами. Она должна была изучить и систематизировать результаты измененных состояний, а также выработать новый взгляд на подобные эксперименты. В то же время это была попытка интеграции законов западного научного подхода и восточных духовных традиций, таких как буддизм, индуистские веды, и йога. Как «четвертая сила», трансперсональная психология способствовала развитию исследований «высших состояний сознания», «сверхчеловеческих» способностей, уникальных свойств энергий, сущностей и «синергетических реакций».

Идея

Центральной идеей трансперсональной психологии становится утверждение: — то, что мы считаем «нормальным» состоянием, в какой-то мере ограничено. И высшая точка нашего развития, отнюдь не «оптимальное» психологическое функционирование человека, свобода от беспокойства и иррациональных негативных мыслей, не оптимистичный взгляд на происходящее. Что существуют потенциально более высокие функционирующие состояния, и именно в них наше восприятие усиливается – мы испытываем повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становимся более сострадательными и альтруистичными, имеем более широкое представление о собственном развитии и полноценной жизни. По словам Авраама Маслоу, роль трансперсональной психологии заключается в том, чтобы исследовать «дальнейшие пути человеческой природы».

Практика

Цели трансперсональной терапии

Задачи трансперсонального психолога, как терапевта, направлены на интеграцию физических, эмоциональных, умственных, и духовных аспектов жизни. Это устранение внутренних конфликтов, усиление осознанности, облегчение самопознания, и главное - самоактуализация – «устремление личности ввысь», через полное использование талантов, способностей и возможностей (по Маслоу).

Все эти цели в трансперсональной терапии достигаются не только стандартными психологическими методами, но и через выход из привычного состояния в измененные сознания психики, посредством специального воздействия. В основе такого подхода лежат важные духовные предположения – предпосылки, выходящие за рамки стандартной психологии, но, которые трансперсональный терапевт принимает безоговорочно. Эти предпосылки и определяют контекст, в котором терапевт помогает пациенту найти новые пути к исцелению.

Предпосылки трансперсональной терапии

ü Люди — это духовные существа, имеющие физические переживания. В основе трансперсональной психологии, лежит приятие различных духовных практик и мировоззрений. Терапевты должны относиться к различным воззрениям пациентов без предвзятости и осуждения.

ü Человеческое сознание многомерно. Основными измерениями человеческой жизни являются тело, ум и душа. Ум в трансперсональной психологии рассматривается на трех уровнях: сознательный ум, подсознание, и бессознательное, хотя некоторые психотерапевтические подходы сочетают подсознание и бессознательное.

Если у пациента присутствуют особые религиозные воззрения о душе человека, то такие воззрения считаются духовным убеждениями пациента, каковы бы они ни были, и становятся частью терапии.

ü Каждый способен достигать особых состояний — выходя за пределы своего «Я». Эти трансцендентные переживания часто инициируются и руководствуются терапевтом, использующим любые методы, которые являются частью духовных убеждений пациента.

Иногда пациенты могут достичь трансцендентного состояния самостоятельно. Например, во время творческого процесса, при сильном вовлечении в него, когда могут появляться замечательные новые идеи, или человек неожиданно разрешает свои давние внутренние проблемы.

ü Каждый человек имеет внутренний источник мудрости. Некоторые называют это душой, а многие просто считают ее частью некоего целого высшего разума (например, буддистские воззрения).

Методы трансперсональной терапии

Для более глубокого опыта самосознания терапевты трансперсональной школы используют когнитивные действия, или методы, которые часто становятся впоследствии пожизненными инструментами для пациентов.

Эти инструменты включают в себя многолетние практики, например, такие как медитация или йога. Они также используют гипноз для более быстрого нахождения внутренних конфликтов и проблем.

Выбор соответствующих инструментов зависит от пациента и его духовной приверженности. Терапевт может предписывать медитацию, интерпретацию сновидений, управляемые образы, или молитву, и т. д. Спектр очень широк. В некоторых случаях это воздействие различных техник для изменения состояния, таких, как например, гипноз. Терапевт может порекомендовать духовные практики с физической составляющей, такие как тайцзи, цигун или айкидо.

Слияние восточной, западной традиции, принадлежность пациента к конкретной этнической философской и духовной мысли, все должно быть учтено для наилучшего результата. Палитра методов трансперсонального психолога довольно обширна. Цель же одна - направлять пациента к самоактуализации. Соответствующий выбор методов лечения требует от терапевта четкого диагностического понимания того, как пациент видит себя, окружающий мир, и конкретную жизненную ситуацию.

Методы трансперсональной терапии:

  • использование лекарственных психостимуляторов;
  • дыхательные техники;
  • воздействие на зрительные и слуховые анализаторы;
  • визуализация и работа с воображением;
  • метод инициации измененного сознания через религиозные западные и восточные практики, мистицизм, шаманизм.

Наиболее популярными и действенными считаются следующие методы:

  • Метод холотропного дыхания;
  • Ребёфинг;
  • Тета-хилинг.

Станислав Гроф

Основателем метода холотропного дыхания стал трансперсональный психолог чешского происхождения, пионер психотерапии ЛСД и ведущий специалист в мире по неординарным состояниям сознания, Станислав Гроф. Он был одним из первых психотерапевтов, использующих ЛСД в исследовательской среде в 60-х годах для изучения измененных состояний.

Гроф руководил программой по изучению влияния на человека воздействия психоделических препаратов, меняющих сознание, и хотя впоследствии на использование психоактивных препаратов был наложен запрет, Станислав Гроф создал авторскую методику по холотропной терапии.

Автор определил свой подход, как самопознание через измененные состояния психики. Основной целью концепции Грофа является работа личности над восстановлением собственной целостности. Он совмещал в своей терапевтической работе несколько методов по изучению измененных состояний сознания человека, например, прием психоактивных препаратов с нефармакологическим влиянием на сознание личности.

Результатом исследований явился метод холотропного дыхания, предложенный Грофом.

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание – метод погружения человека в собственное бессознательное. Посредством техники глубокого учащенного дыхания с высокой интенсивностью, человек приводится в состояние, когда пробуждается поток энергии, направленный внутрь себя. Ему сопутствуют спонтанные движения, позы, звуки, рождаемые возникающими мыслеобразами. Этот энергетический поток действует во все время рефлексии до угасания и полного расслабления тела. Через такое воздействие, направленная внутрь энергия самостоятельно находит путь к восполнению, и преображающему исцелению личности. Снимаются зажимы, переосмысляются внутренние переживания, высвобождается подавленный ранее потенциал.

Цель терапии - восстановление целостного «Я», когда человек обретает ключи на пути к преображению. Происходит освобождение от различных комплексов: нерешительности, зацикленности, страхов, созависимостей, через обретение нового опыта собственных действий во время возникновения мыслеобразов. Далее полученный опыт выносится в реальные ситуации, и реальность личности также меняется.

Ребефинг

Ребёфинг – дыхательная техника, и часть философии, созданной Леонардо Орром. Метод призван, через специальные манипуляции с дыханием, создать прецедент для высвобождения энергии. Заключается в способе дыхания без паузы между вдохом и выдохом, что достигается частыми и глубокими вдохами и мягкими расслабленными выдохами.

Ребёфинг имеет два основных значения, по словам его создателя: это наука о дыхании, изменяющем сознание, и прерывание цикла рождения-смерти в сознательной, вечной жизни Духа.

Если психоанализ строится на возвращении взрослой личности в период детства, чтобы найти и переосмыслить травмы, полученные в прошлом, то ребёфинг, помимо прочего, включает осознанное возвращение еще дальше, в перинатальное состояние. Техника заставляет переосмыслить все этапы данного состояния, а так же этапы рождения, для осознания и переработки травмы рождения и для устранения негатива, связанного с переживанием этих событий.

Одним из обязательных и ключевых моментов техники считается безусловная вера в эффективность этого метода у пациента.

Тета-хилинг

Техника была создана американкой Вианной Стайл. Она заключается в достижении особого состояния работы мозга. При этом факт присутствия такого состояния может фиксировать энцефалограф.

Тета-хилинг, как состояние, это изменение активности мозга и вывода его работы на определенную волну. Упражняясь в технике тета-хилинга, благодаря тренировкам, и посредством медитативных состояний, человек должен научиться чувствовать особое энергетическое поле, которое дает зрительные образы, творческие озарения и инсайты.

Существуют различные технологии перехода к тета-состояниям, например, визуализация внутренних ощущений. Целью подобных состояний является обретение необыкновенного спокойствия, при полной концентрации внимания на ощущениях и отключения мыслительных процессов. Все это способствует достижению основной цели любых трансперсональных практик - процессу самоактуализации личности.

Критика

Основным аспектом критики трансперсональной психологии является сомнение в научном статусе ее исследований и заключений, несмотря на популярность и большое число ее приверженцев. В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.

Также, в качестве основных проблем трансперсональной терапии можно назвать следующие:

  • манипуляции со стороны практикующих терапевтов с сознанием пациента не с точки зрения научного метода, а с позиции некоего псевдо гуру;
  • интерпретация эмоциональных проблем как нормы духовного развития;
  • признание мистических культов, которые не всегда имеют под собой высокую нравственную основу;
  • использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны;
  • некритическое отношение к галлюцинаторным переживаниям, не всегда имеющим психотерапевтическую ценность.

Трансперсональная психология ("trans" и "persona" буквально можно перевести как надличностная ) — это направление в современной психологии , исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания. Трансперсональную психологию считают четвёртой силой в ряду с психоанализом , бихевиоризмом и гуманистической психологией .

Корни трансперсональной психологии уходят в мировые духовные практики, в историю культуры и религии. Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме ("holos" — целостный), для которой целое больше, чем просто сумма его частей. Представителями данного направления являются С.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, А.Минделл, С.Криппнер и каждый, при этом, развивает своё направление исследований, свои методы.

В трансперсональной психологии изучаются высшие состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, личностные ресурсы, множественность состояний сознания, парапсихологические феномены. Человек — это целостное создание и к нему нужен интегративный подход.

Можно выделить разнообразные подходы к самопознанию : телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, холотропное дыхание, медитация, работа со сновидениями, активное воображение. В отличие от традиционных видов психотерапии трансперсональные техники делают упор на непосредственное переживание и выражение эмоций , используя которые, — человек может получить прозрения свой личной истории, увидеть свои эмоциональные затруднения и межличностные проблемы и бессознательные силы, которые им движут.

К практическим методам, используемым в трансперсональной психологии относят холотропное дыхание и ребёфинг . Ребефинг (от англ. "rebirthing" — повторное рождение) говорит нам о том, как дышать энергией так же, как воздухом. Автором этой методики — Леонард Орр .

Особенностью холотропного дыхания, предложенного С.Грофом, является более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом.

В холотропном состоянии человек может получить такие откровения, которые невозможны при интеллектуальном разборе ситуации.

Гроф выделял два вида сознания : ориентированное на осязаемую реальность и направленное к неосязаемой внутренней реальности. Оба состояния являются реальными и взаимодействие между ними ценно само по себе.

Психика человека богаче, чем мы себе представляем. Наше подсознание таит в себе такие сокровища, которые не обнаружишь в обычном состоянии. Из глубин подсознания можно вытащить такие воспоминания о своей жизни, о которых активное сознание не имеет никакого представления. Причём, эти воспоминания могут быть живыми, интенсивными и превзойти реальные переживания материального мира.

Человек, прошедший через такой опыт, испытав ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Он обретает чувство радости, безмятежности, появляется вкус к жизни. Также происходят качественные изменения течения заболеваний. Трансперсональные переживания имеют огромное значение для творчества и обладают особым терапевтическим потенциалом.

Установив связь с надличностной сферой своей психики, вы сможете разобраться с любыми трудностями, встречающимися на вашем жизненном пути.

Возникновение и становление этого, четвертого, направления в современной психологии и психотерапии заслуживает некоторых предварительных замечаний. Относящееся хронологически к шестидесятым годам ХХ века, данное направление является как нельзя более яркой иллюстрацией взаимозависимостей в развитии психологии как от социально-экономической, так и от культурной, научной и политической ситуации в целом. И действительно, нельзя не обратить внимание на определенные пространственно-временные координаты возникновения того или иного направления в психологии и психотерапии, обусловленные как научными, так и явно вненаучными (философскими, социокультурными, экономическими и др.) предпосылками. Конец ХIХ – начало ХХ века – Европа – психоанализ. Начало ХХ века – США и Россия – бихевиоризм. Тридцатые–пятидесятые годы – Европа и США – формирование гуманистической парадигмы и когнитивной психологии.

Особое же место и роль в дальнейшем развитии современной теории и практики психологической помощи занимают 1960-е годы, поставившие в центр новых мощных течений Соединенные Штаты Америки, где после Второй мировой войны был накоплен огромный экономический и научный потенциал, в то время как Европа отстраивалась после двух катастрофических мировых войн.

В общем и целом 60-е годы ХХ столетия заслуживают хотя бы краткого упоминания о себе как принципиально новая эпоха в жизни человечества, эпоха, которая самым непосредственным образом изменила и мир людей на планете Земля, и представления людей о мире. Напомним наиболее впечатляющие события эпохи шестидесятых. Среди них: выход человека за пределы стратосферы в космическое пространство и высадка первых в истории человечества космонавтов на Луну; создание глобальной сети ТВ-коммуникаций, превратившей земной шар, по выражению канадского социолога Маклюэна, в «мировую деревню»; создание компьютерных сетей, принципиально изменивших управляемость как технологическими, так и социальными процессами; открытие и экспериментальные исследования целого класса психоделических веществ, изменяющих обычную деятельность мозга; достижения иммунологии, позволившие впервые осуществить трансплантацию человеческих органов; формирование принципиально новой, метанаучной рефлексии (работы Т. Куна, К. Поппера, П. Фейерабенда), преобразившей не только понимание науки, но и видение законов ее становления и развития.

Шестидесятые годы ХХ века стали своеобразным водоразделом, обозначившим переход к иному способу существования человеческой цивилизации. Главное его отличие – существование не за счет ресурсодобывающих отраслей, а за счет наукоемких высоких технологий.

В эти-то годы и заявило о себе направление, которое позже получило наименование трансперсональной психологии.

Психологические и естественнонаучные истоки. Представление о человеке. По признанию одного из наиболее видных представителей трансперсональной парадигмы Станислава Грофа (р. в 1931 г.), хотя трансперсональная психология и оформилась как самостоятельная дисциплина только в конце 1960-х годов, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными предтечами этого направления были К. Г. Юнг, Р. Ассаджиоли и А. Маслоу (Гроф, с. 141). В обобщенной характеристике упоминаемых авторов укажем на некоторые понятия и положения, существенные для данного направления, а также отметим ряд идей Роберто Ассаджиоли, послуживших в рамках его концепции «психосинтеза», выдвинутой еще в 1927 г., одной из составляющих «четвертой силы».

Во-первых, это юнговское понятие «архетип», т.е. мифопорождающая совокупность символов. Во-вторых, это «коллективное бессознательное» (обобщенные мифологемы), отражающие исторический и социокультурный опыт человечества и «личное» бессознательное (индивидуальная символика) сновидений. В-третьих, это проходящая красной нитью через многие сочинения К. Юнга идея о глубинной, в некотором роде даже мистической связи между явлениями, которую К. Юнг называл «главным законом жизни», а С. Гроф – «акаузальным принципом синхронности» (Гроф, с. 143), обозначавшем некое глубинное единство мира («все во всем»). В-четвертых, впервые после Э. Гуссерля отчетливо прозвучавшая у Юнга идея о том, что «психической фактор так же реален, как бактериальная инфекция» (C. Jung, p. 257).

И, пожалуй, одно из основных положений – стремление к индивидуации как одно из главных стремлений «Эго» к слиянию с «самостью», а последней – к свободному приобщению к жизни мира, Вселенной.

Что касается А. Маслоу, то его идеи о самореализации, о различиях мотивации дефицитной и мотивации развития, о познании развития, о познании путем пиковых переживаний как средства «острого переживания своей тождественности» (Мaslow A., p. 103), равно как и положение о здоровой психике, как о психике, способной «трансцендироваться в окружающий мир» (Мaslow A., p. 181), – эти идеи также вошли в золотой фонд трансперсональной психологии.

Однако этот перечень был бы не полным, не остановись мы хотя бы на кратком описании вклада Р. Ассаджиоли. Своеобразие этого вклада состоит в том, что в своей понятийной основе концепция Р. Ассаджиоли, по его признанию, почти целиком компилятивна (идея «субличностей» – заимствована у У. Джеймса, идея роста, развития является общей для многих направлений и концепций, понятия «ценности» и «смысла», равно как «выбора» и «ответственности» – принадлежат экзистенциальной философии).

Специфика состоит в следующем: 1) упор делается на волю, составляющие которой – произвольность, мотивация, решение, подтверждение, настойчивость и исполнение – отслеживаются специально; 2) акцентируется опыт проживания и переживания ситуаций и состояний, которые не только вызываются в памяти, но и стимулируются в психотехнике; 3) особое внимание уделяется не проблеме одиночества, а наоборот, способам сотрудничества, взаимодействия, гармоничной интеграции людей, составляющих «одно человечество» (Assagioli, p. 4–8); 4) цель психосинтеза – реконструкция личности вокруг некого нового центра (с. 21) с использованием всего аппарата современной психотерапии (символизм, психотехники); 5) одна из главных идей психосинтеза: мы находимся в подчинении всего, с чем идентифицирована наша самость. Мы можем взять верх и подчинить контролю все, с чем разотождествимся (Аssagioli, p. 23). Однако, как принято говорить, пафос концепции состоит, скорее всего, в ее сугубо практической, психотехнической направленности, позволяющей использовать многообразные техники для достижения основной сверхзадачи – достижения новой целостности.

Развивая идеи О. Ранка и В. Райха о значении психосексуальной разрядки, используя методики Л. Орра и С. Рэй, обогащенные религиозными традициями Востока и научными исследованиями таких ученых, как Г. Бейтсон, С. Гроф, Дж. Кэмпбелл, Ст. Криппнер, М. Мэрфи, К. Прибрам и других, понятия, представления и идеи трансперсональной психологии предлагают выход за пределы личностного «Эго», формирование принципиально иных – всемирных и вселенских, вне (или все) временных трансличностных идентификаций.

Концептуальные постулаты, положенные в основу трансперсональной психологии, обобщены С. Грофом следующим образом.

Прежде всего, это отказ от представлений классической науки, преодоление механистической, восходящей к Ньютону и Декарту, картины мира. «Ньютоновская механика, – пишет С. Гроф, – может толковаться как специальный случай эйнштейновской теории относительности, и для нее можно предложить некое объяснение в динамике ее применимости» (Гроф, 1993, с. 21). Далее – признание принципиальной значимости любой идеи или системы мышления как потенциально эвристичной. «Нет такой идеи или системы мышления, пусть самой древней или абсурдной, которая не была бы способна к улучшению нашего познания» (Гроф, с. 29). Сознание постулируется как единственная реальность, составляющая первичный и нередуцируемый атрибут существования (там же, с. 38-56).

Трансперсональная психология не только отвергает представление о человеке исключительно как о биологической машине, но и, в соответствии с принципом дополнительности («копенгагенская интерпретация»), исходит из того, что «он (человек – А. Б.) есть одновременно и материальный объект… и обширное поле сознания» (Там же, с. 62). Понимание сознания как предельного базисного атрибута и способа существования мира соотносится С. Грофом с пониманием двойственной (корпускулярной и волновой) природы света. Поэтому, в частности, принципы и техника голографии (фотографии, основанной на разделении волновых и фазовых свойств света, является, согласно С. Грофу, «великолепной моделью» состояний сознания и соответствующих им феноменов.

Структура человеческой психики. В представлениях трансперсональной психологии, как явствует из самого наименования, заложено принципиально иное, неперсоналистическое понимание психики. Основные составляющие этого понимания включают в себя: глобальную категорию «сознание», охватившую всю реальность Вселенной; системы конденсированного опыта (СКО), динамические смысловые сгущения, несущие в себе разнообразную информацию, относящуюся к жизни организма как такового, включая «память» о его рождении, гибели и возрождении, а также обширную область неосознаваемого, именующуюся у С. Грофа «трансперсональной областью», под которой имеется в виду реальный и виртуальный опыт переживания необычных состояний. СКО включают в себя и добиографические, перинатальные – связанные с рождением – переживания. Говоря об уровнях перинатальных переживаний, С. Гроф выделяет четыре типичных паттерна, названных им «базовыми перинатальными матрицами» (БПМ): БПМ-1 – в которой биологическую основу составляет опыт симбиотического единства плода с материнским организмом; БПМ-2; в которой отражено начало биологического рождения, период предродовых схваток; БПМ-3, фиксирующую момент прохождения плода по родовым каналам; БПМ-4, соотносящуюся со стадией непосредственного появления ребенка на свет, его рождения.

Соответственно, каждая базовая перинатальная матрица предполагает определенные переживания, которые в символическом виде воспроизводят предельные переживания человека, кристаллизовавшиеся в наиболее обобщенных мифах, духовных, религиозных и метафизических системах человечества. Среди них: мифы о золотом веке (рае) и матери-природе (1); об изгнании из рая, путешествии героя, аде (2); представления о шабашах, сатанинских оргиях, войнах и революциях, жертвоприношении Христа, птице Феникс (3); наконец – представления о спасении и искуплении грехов, очищении от скверны и богоявлении в виде лучезарного источника света (4).

Трансперсональные переживания. Понятие отражает переживания, выходящие далеко за пределы индивидуального существования: связь человека со Вселенной, (на макрои микроуровне); переживание различных уровней сознания (от внутриклеточного до сверхсознания); трансцендирование обычных временных и пространственных измерений; опыт встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями и т.п. С. Грофом разработана детальная картография бессознательного, в которой нашли свое место как социокультурные, религиозные, так и мистические и паранормальные феномены, составляющие специфику такого многомерного, динамичного, голографического по природе образования, каким представляется этому ученому и его единомышленникам психея.

Описание психотерапевтического процесса и его целей. В различных направлениях трансперсональной психологии с ее явно выраженной психотехнической направленностью (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн) акцент делается на самоисследование и саморазвитие.

Духовное развитие (под которым подразумевается обогащение новым сенсорным и визионерским опытом, трансформирующим личностные смыслы, и восприятие жизненных ситуаций в целом, и личностные трансформации, направленные на преодоление эгоцентрической отчужденности от мира), большая терпимость в духе «антипсихиатрического течения» Д. Купера и Р. Лэинга, отказ от медицинской модели отношений с клиентом, всемерная активизация последнего, в том числе и с помощью непосредственного физического контакта («работа с телом»), применение восточных психотехник – все это определяет особую стратегию подхода к психотерапевтической практике. Стратегию, которую можно было бы обобщить следующим образом: желанными являются такие пациенты (клиенты), которые: а) не страдали и не страдают психическими заболеваниями; б) обладают определенными личностными особенностями, позволяющими им заботиться о своем внутреннем мире; в) отличаются достаточным уровнем сохранности соматического здоровья.

Одной из главных особенностей терапевтического процесса является, таким образом, акцент не на изменении, а на самоисследовании, на «опыте», на действовании, в котором могут произойти волнующие открытия и спонтанное самоисцеление. Поэтому трансперсональные сеансы объединяют в себе и групповую работу, и работу с телом, и предоставление информации, и экспериментирование с техниками изменения сознания. Принципиально неприемлемы при этом интерпретации; всякая позиция ведущего «над» отметается с самого начала. Партнерство и самостоятельность участников подобной работы усиливаются постоянной сменой ими ролей: испытателя и ассистента в ходе переживания терапевтических сеансов. Таким образом, не столько терапевтическая направленность, сколько иное, «инновационное образование», глубоко персонализированное обучение трансперсональному опыту – такова общая концепция психологической помощи, реализующаяся в трансперсональной парадигме.

Общей целью трансперсональной психотерапии провозглашается интеграция хилотропического и холотропического модусов бытия – гармония соматического, духовного и душевного здоровья. Частной целью может выступать психологическая помощь людям, переживающим острые кризисные состояния. Общая же стратегия психологической помощи состоит в том, чтобы «полностью эмпирически погрузиться в вышедшую на поверхность тему и по ее завершении вернуться к распутанному и полному переживанию настоящего» (Гроф, с. 285). Иными словами, речь идет о как можно более полном эмоциональном отреагировании болезненных переживаний, об их изживании и разрешении во внутреннем, а не во внешнем событийном и ситуативном плане.

Психотехники в трансперсональной психотерапии. Основное назначение психотехник, применяемых в трансперсональной психотерапии, состоит в активации бессознательного и обеспечении эмоционального отреагирования (на языке С. Грофа – «разблокирование энергии», сдерживаемой эмоциональными и психосоматическими симптомами). В отличие от многосложных рационализаций в защиту расширенных пределов понимания и принятия психической нормы, техники в трансперсональной терапии чрезвычайно просты. Так, согласно методике «ребефинга» (от англ. «rebirth» – «возрождение»), разработанной Леонардом Орром, пациент ложится на спину и в течение часа с лишним производит глубокие вдохи ртом, чтобы насытить организм кислородом. В итоге наступает эффект гипервентиляции, позволяющий развиться торможению коры головного мозга и активировать подкорку, вызывая вытесненные из сознания переживания.

Техника «свободного дыхания» (разработанная отечественными последователями «ребефинга») также предписывает особый способ беспрерывного (без пауз) чередования вдоха и выдоха в определенных ритмах, назначение которого – достижение гипервентиляции. Когда человек глубоко дышит, в его крови значительно повышается концентрация углекислого газа, что приводит к сужению сосудов. Кислород прочнее связывается с гемоглобином, и красные кровяные тельца хуже отдают его тканям. Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка воздуха.

Примерно то же происходит у астматиков, при стенокардии и гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщена кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода. В этом-то состоянии у «испытателей» и возникает частичная потеря сознания, когда активируются переживания, не контролируемые корой головного мозга.

Если добавить к этому специально подобранную музыку, как при методе холотропного дыхания С. Грофа, у человека в сумеречном состоянии сознания, лишенном коркового контроля, возникающие переживания обретают как бы гида, в роли которого выступают музыкальные фрагменты, содержанием своим отвечающие принципиальной последовательности прохождения базовых перинатальных матриц. По словам С. Грофа: «Сосредоточенности на эмоциях и ощущениях, несколько глубоких дыханий и побуждающей музыки бывает обычно достаточно для глубокого терапевтического опыта» (Гроф, с. 269).

Как и в других практиках психологической помощи, здесь необходимо соблюдать правило конфиденциальности, правило «стоп», а также создание атмосферы доверительности и внимания друг к другу.

В качестве дополнительной техники используются проективные рисунки «мандал», при которых круг «мандалы» заполняется изображениями сенсорного и визионерского опыта, ведение дневников и свободное обсуждение опыта в группе наряду с телесными упражнениями в стиле райхианских и лоуэновских подходов.

Общая оценка парадигмы. В общей оценке трансперсональной психологии – направления, основоположники которого издают c 1969 г. свой журнал (Journal of Transpersonal Psychology) и имеют ассоциацию (Association for Transpersonal Psychology), направления, порожденного на гребне высших научных достижений второй половины ХХ века и, следовательно, отличающегося той глубиной и всеохватностью, которая может быть присуща только вполне определенному времени – времени, когда передовое человечество сумело не только вырваться за пределы собственной планеты, но и открыло для себя принципиально иные измерения и возможности существования Вселенной и жизни в ней, – в общей оценке нельзя не выделить ряд черт и признаков, отражаюших, на наш взгляд, не столько психологическую, сколько гносеологическую, эпистемологическую проблематику современной науки.

Представляется существенным, во-первых, что в трансперсональной парадигме, в частности, в работах С. Грофа, К. Уилбера, С. Криппнера и других, ярко выражен естественнонаучный подход к психике, который не только отвергает любой редукционизм, но и прямо заявляет о своих научных позициях, основанных на многомерных и причудливо переливающихся, не очевидных, но существующих принципах и постулатах постклассического познания. Принципы дополнительности, вероятности, неравновесности, индетерминизма, виртуальности – вот далеко не полный перечень исходных гносеологических позиций, которые были не то что недоступны, но попросту неведомы предшественникам.

В подходе к трансперсональным переживаниям как к виртуальной реальности, порождаемой все тем же сознанием, на наш взгляд, заключается весь пафос трансперсональной парадигмы. Единственная реальность, с различными проявлениями которой мы сталкиваемся в процессе жизни и познания, – это мыслимая, мысленная, мыслящая реальность сознания, существующая во вновь и вновь пульсирующих и воспроизводящихся на разных уровнях информационных паттернах. В пространстве этой мощной метафоры сознание так же присуще каждой элементарной частице-волне, как и всей Вселенной. Жизнь, следовательно, есть не порождение Вселенной, а форма ее существования. Различные состояния сознания и есть, в свою очередь, та реальность, с которой исследователь (психолог, психиатр, психотерапевт) имеет дело непосредственно.

Трансперсональная психология поэтому ставит не столько задачу развития личности или самоорганизации, сколько задачу на осознание и самопереживание себя в тотальной целостности с миром, в единении с пространством-временем, микрои макрокосмосом, в изживании тех узких, механистических и условных границ, которые налагает на человека архаичное, ограниченное определенной картиной мира представление.

Трансперсональная психология – это попытка современного мыслящего человечества продвинуться в своих отношениях с миром на качественно новую ступень, на ступень, с которой открывается уже не только принцип эволюции, но и принцип инволюции, принцип порождения низшего из высшего. В этой парадигме довольно отчетливо высвечивается понимание того, что мир зависим от наших устремлений и представлений.

Безусловно, трансперсональная психология имеет и свои ограничения, и свои противоречия, которые осознаются в ней и составляют основу дальнейшего развития. Некоторые из них очевидны: чрезмерное внимание к мистическим и, в частности, языческим культам; весьма грубые, предоставляющие возможность спекулятивного и произвольного использования техники, в том числе и всякими «тренерами», «психологами-целителями» и другими шарлатанами; некритическое отношение к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям в различных стадиях регрессии и состояниях транса как к «мистическому опыту». Психотерапевтическая практика (в частности, сеансы с детьми) показывает: человек может пережить и испытать только то, что входит в культурную матрицу его сознания. Кроме того, далеко не всякий галлюцинаторный опыт имеет психотерапевтическую ценность. Вспомним хотя бы «белую горячку» у алкоголиков.

Однако гуманистическая направленность, постулирование ценности жизни и качества жизненного опыта, а не потребления, отстаивание ответственности человечества перед миром, поиск путей гармоничного сосуществования человека и человечества с миром в целом, а также явное преимущество данных техник при работе с шизоидами – несомненные достоинства нового направления – трансперсональной психологии и психотерапии.

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.

Вконтакте