Викторина по рассказам валентины осеевой. По рассказам В.А.Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему? «Надо так давать, чтобы можно было взять»


Вот это картина так картина! Это да! От этой картины можно совсем с ума сойти, точно вам говорю. Ведь если простую картину смотришь, так никакого впечатления.
А «Фантомас» - другое дело! Во-первых, тайна! Во-вторых, маска! В-третьих, приключения и драки! И в четвертых, просто интересно, и все!
И конечно, все мальчишки, как эту картину посмотрели, все стали играть в Фантомасов. Тут главное - остроумные записки писать и подсовывать в самые неожиданные места. Получается очень здорово. Все, кто такую фантомасовскую записку получает, сразу начинают бояться и дрожать. И даже старухи, которые раньше у подъезда просиживали всю свою сознательную жизнь, сидят все больше дома. Спать ложатся просто с курами. Да оно и понятно. Сами подумайте: разве у такой старушки будет хорошее настроение, если она утром прочла у своего почтового ящика такую веселую записочку:

Бириги сваю плету! Она ща как подзарвется!

Тут уж у самой храброй старушки всякое настроение пропадет, и она сидит целый день на кухне, стережет свою плиту и пять раз в день Мосгаз по телефону вызывает. Это очень смешно. Тут прямо животики надорвешь, когда девчонка из Мосгаза целый день туда-сюда по двору шныряет и все кричит:
- Опять Фантомас разбушевался! У, чтоб вам пропасть!..
И тут все ребята пересмеиваются и подмигивают друг другу, и неизвестно откуда пересмеиваются и подмигивают друг другу, и неизвестно откуда с молниеносной быстротой появляются новые фантомасочные записочки, у каждого жильца своя. Например:

Ни выходи ночю на двор. Убю!

Все про тебя знаим. Боись сваей жены!

А то просто так:

Закажи свой партрет! В белых тапочках.

И хотя это все часто не было смешно и даже просто глупо, все равно у нас во дворе стало как-то потише. Все стали пораньше ложиться спать, а участковый милиционер товарищ Пархомов стал почаще показываться у нас. Он объяснял нам, что наша игра - это игра без всякой цели, без смысла, просто чепуха какая-то, что, наоборот, та игра хороша, где есть людям польза - например, волейбол или городки, потому что «они развивают глазомер и силу удара», а наши записки ничего не развивают, и никому не нужны, и показывают нашу непроходимую дурость.
- Вот ботинки. - И он показал на Мишкины пыльные ботинки. - Школьник с вечера должен хорошо вычистить их!
И так продолжалось очень долго, и мы стали понемногу отдыхать от своего Фантомаса и подумали, что теперь уже все. Наигрались! Но не тут-то было! Вдруг у нас разбушевался еще один Фантомас, да как! Просто ужас!
А дело в том, что у нас в подъезде живет один старый учитель, он давно на пенсии, он длинный и худющий, все равно как кол из школьного журнала, и палку носит такую же - видно, себе под рост подобрал, к лицу. И мы, конечно, сейчас же его прозвали Кол Единицыч, но потом для скорости стали величать просто Колом.
И вот однажды спускаюсь я с лестницы и вижу на его почтовом ящике рваненькую, кривую записку. Читаю:

Кол, а Кол!
Фкалю ф тибя укол!

В этом листке красным карандашом исправлены все ошибки, и в конце стиха стоит большая красная единица. И аккуратная, четкая приписка:

Кому бы ты ни писал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке бумаги.
И еще: советую повнимательней заняться грамматикой.

Через два дня на двери нашего Кола висел чистый тетрадный листок. На листе коротко и энергично написано:

ПЛЕВАЛ Я НА ГРАММАТИКУ

Ну, Фантомас проклятый, вот это разбушевался! Хоть еще одну серию начинай снимать. Просто стыд. Одно было приятно: Фантомасова записка была сплошь исчеркана красным карандашом и внизу стояла двойка. Тем же, что и в первый раз, ясным почерком было приписано:

Бумага значительно чище. Хвалю. Совет: кроме заучивания грамматических правил, развивай в себе еще и зрительную память, память глаза, тогда не будешь писать «громатика». Ведь в прошлом письме я уже употребил это слово. «Грам-мати-ка». Надо запомнить.

И так началась у них длинная переписка. Долгое время Фантомас писал нашему Колу чуть не каждый день, но Кол был к нему беспощаден. Кол ставил Фантомасу за самые пустяковые ошибочки свою вечную железную двойку, и конца этому не предвиделось.
Но однажды в классе Раиса Ивановна задала нам проверочный диктант. Трудная была штука. Мы все кряхтели и пыхтели, когда писали диктант.
Там были подобраны самые трудные слова со всего света. Например, там по конец было такое выраженьице: «Мы добрались до счастливого конца». Этим выражением все ребята были совсем ошарашены. Я написал: «Мы добрались до щасливого конца», а Петька Горбушкин написал «до щесливого конца», а Соколова Нюра исхитрилась и выдала на свет свежее написание. Она написала: «Мы добрались до щисливыва конца».
И Раиса Ивановна сказала:
- Эх вы, горе-писаки, один Миша Слонов написал что-то приличное, а вас всех и видеть не хочу! Идите! Гуляйте! А завтра начнем все сначала.
И мы разошлись по домам. И я чуть не треснул от зависти, когда на следующий день увидел на дверях Кола большой белоснежный лист бумаги и на нем красивую надпись:

Спасибо тебе, Кол!
У меня по русскому тройка!
Первый раз в жизни. Ура!
Уважающий тебя
Фантомас!

...БЫ

Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот так хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, и взрослые должны были бы их во всем, во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень было бы интересно.
Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилась» такая история, что я хожу и командую ею, как хочу, да и папе, небось, тоже бы «понравилось», а о бабушке и говорить нечего. Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:
«Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! - И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду: - Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»
И тут вошел бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, я бы уже закричал:
«Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать. После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти. Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка... Вот так. Теперь садись к столу».
Он бы сел и потихоньку сказал маме:
«Ну как поживаешь?»
А она бы сказала тоже тихонько:
«Ничего, спасибо!»
А я бы немедленно:
«Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь. Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты мое!»
И они сидели бы у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бабушка, я бы прищурился, всплеснул руками и заголосил:
«Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Какой вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла? А что это за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз - на черный ход!»
Тут бы я прошелся по комнате и сказал бы им всем троим:
«После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!»
Конечно, они бы сейчас же заныли и захныкали:
«И мы с тобой! И мы хотим в кино!»
А я бы им:
«Нечего. Нечего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк водил! Ишь! Понравилось развлекаться каждый день. Дома сидите! Нате вам вот тридцать копеек на мороженое, и все!»
Тогда бы бабушка взмолилась:
«Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребенок может провести с собой одного взрослого бесплатно!»
Но я бы увильнул, я сказал бы:
«А на эту картину людям после семидесяти лет вход воспрещен. Сиди дома, гулена!»
И я бы прошелся мимо них, нарочно громко постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что у них все глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого еще хуже бы мучались, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы...
Но не успел я придумать, что бы я сказал, потому что в это время вошла мама, самая настоящая, живая, и сказала:
- Ты еще сидишь? Ешь сейчас же, посмотри, на кого ты похож? Вылитый Кощей!

Литературное чтение 4-4-4

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

Тема урока :ВНЧ. В. Драгунский. Фантомас

Цель урока : продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Драгунского; развивать навыки выразительного чтения; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; прививать интерес к предмету; воспитывать трудолюбие, старательность.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; воспринимать на слух прочитанное;

личностные: проявлять нравственные качества (доброта, чуткость, внимание, любовь к ближнему);

системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, находить средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения.

Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг по теме раздела, предметные картинки по теме урока.

Межпредметные связи: с познанием мира, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, математикой.

Ход урока

Ι. Организационный момент. Речевая разминка.

«Причина» – какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Не сделал,

Причину найдешь –

И дыши глубоко!

С совестью мир,

Не запятнана честь…

Чего-то там нет,

Но причина-то есть!

Ребята, ребята,

Вы завтра – мужчины.

Не надо причин!

Не ищите причины! (В.Викторов)

Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

Прочитайте медленно.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте выразительно.

ΙΙ. Сообщение темы и цели урока.

–Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?

–Сегодня мы прочитаем рассказы В.Ю. Драгунского, которые помогут избавиться от других недостатков.

ΙΙΙ. Работа над новым материалом.

Чтение рассказа учащимися. Работа над содержанием рассказа.

От чьего имени ведется рассказ? Почему?

Почему он не выучил уроки?

К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?

Помогают ли герою подсказки друзей?

ΙV. Физкультминутка

«Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

V. Продолжение работы по теме урока.

Вводное слово учителя.

Фантома́с (фр. Fantômas, человек-фантом– вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий свое лицо, один из наиболее известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Фантомассоздан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Фантомас появляется в 32 романах, написанных Алленом и Сувестром в соавторстве, и в 11 романах, написанных Алленом после смерти соавтора.

Фантомас - мастер перевоплощений, свои преступления он совершает под видом другого человека.

Чтение рассказа В. Драгунского. Работа над содержанием рассказа.

Кто главный герой рассказа?

Зачитайте описание внешности учителя.

С кем велась переписка?

Как учитель помог ученику?

VΙ. Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке?

С творчеством, какого писателя ознакомились сегодня на уроке?

Понравились ли вам его рассказы?

VΙΙ. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

VΙΙΙ. Информация о домашнем задании.

Ви́кторЮ́зефовичДрагу́нский (1913 -1972) - русскийсоветский писатель, автор повестей и рассказов, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской детской литературы.

Главные герои рассказа Виктора Драгунского «Фантомас» — обычные московские школьники. В те времена, о которых говорится в рассказе, был очень популярен фильм «Фантомас», в котором таинственный злодей в маске все время подбрасывал героям фильма угрожающие записки в самых неожиданных местах.

Подражая Фантомасу, ребята тоже стали писать похожие записки, подбрасывая их местным жителям. В результате, с ребятами провел беседу местный участковый, который сказал, что эта игра бессмысленна, потому что она ничего не развивает в детях.

Постепенно интерес к игре угас, но, спустя какое-то время, таинственный Фантомас вновь активизировался. Он стал писать угрожающие записки старому учителю, жившему в доме одного из героев рассказа. Записки эти Фантомас подвешивал к почтовому ящику учителя.

Но учитель не испугался содержания записок. Более того, он красным карандашом исправил в первой записке все ошибки, внизу написал свои замечания и поставил жирную красную единицу. Фантомас не замедлил с ответом, но учитель нашел и во второй записке ошибки, и снова написал замечания, на этот раз поставив неграмотному Фантомасу двойку.

Между Фантомасом и старым учителем завязалась своеобразная переписка, которой, казалось бы, не будет конца. Но однажды в классе был проведен диктант, который по мнению учеников был очень трудным. Многие из них получили неудовлетворительные оценки. И только про Мишу Слонова учительница сказала, что он написал диктант более-менее прилично.

А на следующий день на двери старого учителя появилась записка от Фантомаса, в которой тот благодарил учителя и сообщал, что впервые в жизни сумел получить тройку по русскому языку.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Драгунского «Фантомас» заключается в том, что безграмотный человек не может претендовать на уважительное и серьезное к себе отношение. Старый учитель это хорошо понимал, поэтому он не испугался записок таинственного Фантомаса, увидев, насколько безграмотно тот пишет.

Рассказ учит ответственно подходить к учебе, стремиться к знаниям и не увлекаться глупыми и бессмысленными играми.

В рассказе мне понравился старый учитель, который научил уму-разуму безграмотного Фантомаса.

Какие пословицы подходят к рассказу Драгунского «Фантомас»?

Играй, да не заигрывайся.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Что у глупого на уме, то и на языке.