«Вулканы. Гейзеры. Дыхание планеты


Следует заметить, что главными достопримечательностями Исландии являются природные, созданные самим Богом. Наиболее известные из них, конечно же, гейзеры. Даже само слово «гейзер» пошло именно из Исландии – так, в свое время, назвали один из геотермальных источников к северо-востоку от Рейкьявика.
Сейчас Долина гейзеров является самым популярным местом для паломничества туристов. По всей долине разбросано множество своеобразных колодцев, в которых булькает вода голубого цвета. Бульканье вызвано кипением, поскольку температура воды достигает 100 градусов! В воздухе слегка попахивает сероводородом. «Колодцы» ограждены от любопытных – при падении в него может получиться специфический супчик.

В последние годы оригинальный Гейзер утратил былую силу и на поверхность вырывается редко. Ему на смену пришел гейзер Строккур. Наблюдать за ним – занятие завораживающее. Гейзер будто дышит и в огромной природной «лохани» вода слегка вздымается и опускается. Кажется, он собирается с силами, и внезапно делает сильнейший «плевок» в небо, вздымаясь на высоту 20-30 метров. Это всегда случается неожиданно, вызывая дикий восторг у зрителей. У гейзера даже установлены скамеечки, чтобы удобнее было наблюдать это природное шоу. «Плюется» Строккур, в среднем, один раз в десять минут.

Зрители терпеливо ждут очередного «плевка» гейзера

Но не следует думать, что гейзеры служат лишь для развлечения. Гейзеры – это основа благосостояния Исландии. В ванных комнатах отелей можно увидеть примечательную табличку, на которой указано, что холодная вода поступает из скважины, является экологически чистой и пригодной для питья. По поводу использования горячей воды следует предупреждение быть острожным, поскольку ее температура достигает 80 градусов. Горячая вода поступает из термальных источников. Об этом, кстати, свидетельствует легкий запах сероводорода.

Гейзеры снабжают население Исландии горячей водой, отапливают квартиры и позволяют вырабатывать электричество на термальных электростанциях. Именно по этой причине электроэнергия, отопление и горячее водоснабжение стоит буквально копейки. В других странах, где для этого тратится много топлива, на эту часть коммунальных услуг приходится львиная доля затрат. В Исландии все перевернуто с ног на голову – исландцам приходится не нагревать, а остужать воду, чтобы ее использовать. Рейкьявик снабжают теплом термальные источники долины Несьяветпир.

Сад «Эдем» в деревне Хверагерди

Особенно повезло любителям купания, ведь в Рейкьявике имеется несколько термальных бассейнов под открытым небом, где температура воды достигает 42 градуса и купаться можно круглый год. А в окрестностях столицы расположена деревня Хверагерди, где находится множество теплиц, обогреваемых термальным теплом. Она известна также садом «Эдем», под стеклянной крышей которого растут тропические растения, с пальм свисают бананы, на ветках висят оранжевые мандарины. Все это возможно, благодаря гейзерам.

Настораживает лишь одно – если под землей вода доходит до кипения, какие же процессы там происходят и не вызовут ли они в будущем катастрофу в масштабах целой страны?

Следующая достопримечательность Исландии – вулканы. Не так уж много в мире стран, которые имеют собственные действующие вулканы. В Исландии таковые имеются. В 1973 году на острове Хеймей, входящий в состав Вестманского архипелага, произошло извержение вулкана такой силы, что пришлось эвакуировать все 5.000 жителей. Город на острове постигла участь Помпеи – он оказался погребен под слоем пепла. Позднее город был восстановлен, но до сих пор осталось множество следов природной катастрофы. Кстати, в архипелаг входит 15 островов, и все они образовались в результате вулканической деятельности за последние 10 тысяч лет.

В долине Тьорсардалур находится вулкан Гекла. За время освоения острова он извергался 20 раз. Извержения длились по нескольку месяцев, уничтожая вокруг все живое. В общей сложности в Исландии насчитывается около 200 вулканов, из них действующие – Гекла, Лаки и Аскья. Самой высокой точкой острова является вулкан Хваннадальсхнукюр высотой 2.119 метров.

Вулканическая история Исландии видна невооруженным глазом – почти вся ее территория представляет собой вулканическое плато с лавовыми потоками. Мхи и лишайники создают иллюзию зеленых ландшафтов, но под тонким слоем зелени скрывается мертвая порода. Из черных базальтов и туфов строят дороги, шлакообразной крошкой посыпают дорожки. В стране практически отсутствует почва.

Конечно, исландские вулканы большую часть времени спят. Поэтому особенно любопытные едут смотреть кратер вулкана Керид недалеко от Рейкьявика. Около 3.000 лет назад он был кратером действующего вулкана. Сейчас на дне гигантской коричневой воронки находится озеро с голубой водой. В его глубины отваживаются погружаться аквалангисты.

Продолжение следует…



Кратер –чашевидное отверстие на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы… Жерло – канал по которому движется лава Очаг магмы –расплавленное вещество мантии возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час.


Вулканы действующие уснувшие потухшие вулканы, которые извергаются в наши дни или на памяти человечества. Их насчитывается 800 (На Камчатке). не извергавшиеся на памяти человечества, но иногда они начинают действовать. бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье).


На главном острове Гавайи находится вулкан Мануа-Лоа Характерная особенность его состоит в том, что базальтовые расплавы здесь изливаются относительно спокойно, без взрывов. Расплав слабо насыщен газами и имеет небольшую вязкость, хотя иногда и возникают необыкновенно эффектные лавовые фонтаны В результате такого извержения вулкан имеет очень пологие склоны, на которых расположено несколько кратеров. Вулкан Килауэа, расположенный в Гавайском архипелаге самый активный вулкан в настоящее время. Вулкан поднимается всего на 1,2 км над уровнем моря, однако его последнее длительное извержение началось в 1983 году и продолжается до сих пор. Потоки лавы уходят в океан на км.

















Крупнейшие вулканы планеты (практическая работа с физической и к/к картой) Название вулкана Материк, где находится Абсолютная высота Действующий или потухший координаты Ключевская Сопка Евразия4750действующий68с.ш 160в.д. Везувий?? действующий? Этна?? действующий? Эльбрус?? потухший? Кракатау?? действующий? Фудзияма?? действующий? Гекла?? действующий? Котопахи?? действующий? Орисаба?? действующий?



общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Аши

Конспект урока географии

в 6 классе

Тема: «Вулканы. Гейзеры»

Выполнил: Сухих Н.В.,

учитель географии,


Образовательные:

  • Сформировать понятия «вулкан», «гейзер», «кратер», «жерло», «очаг магмы», «конус»

  • Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров

  • Изучить отличия действующих и потухших вулканов
Развивающие:

  • Развитие умения определять географическое положение вулкана

  • Учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить

  • Продолжить формирование познавательного интереса к географии с помощью новых информационных компьютерных технологий
Воспитательные:

  • Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, сопереживать товарищу

  • Проведение профориентационной работы, на примере профессии вулканолога
Тип урока: изучение нового материала

Методы : репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Изучаемые термины : вулкан, гейзер, кратер, жерло, очаг магмы, конус, действующий вулкан , потухший вулкан, уснувший вулкан

Оборудование:


  • учебник «Начальный курс географии», авторы: Т.П. Герасимова; Н.П. Неклюкова

  • учебное электронное издание: «Начальный курс географии» 6 класс, автор Петрова Н.Н

  • Библиотека электронных наглядных пособий по географии 6-10 класс,

  • тематическая презентация «Вулканы»,

  • атласы, физическая карта полушарий.
Обучающая практическая работа : определение географического положения вулкана

Этапы урока.


  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление знаний

  5. Проверка знаний (тестирование)

  6. Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, мы им рады! Работать будем в обычном режиме. Проверьте, чтобы все необходимое для урока у вас было на парте.

Ребята, кто из вас хорошо будет работать, внимательно слушать, давать полные ответы за работу на уроке получат хорошие оценки.

Учитель настраивает ребят на хорошую работу на уроке


Дети проверяют оборудование, необходимое для работы на уроке

  1. Актуализация знаний
Сейчас я вам продемонстрирую один увлекательный опыт. И вы сразу угадаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить.

Беру небольшое количество дихромата аммония. Поджигаю (соблюдая все правила техники безопасности), когда идет процесс горения, такое ощущение, что происходит небольшое извержение вулкана.

И как? Интересно? Страшно? Итак – тема нашего урока «Вулканы»

Открываем тетради и записываем тему урока «Вулканы»


Наблюдают за опытом

Узнают тему урока

Записывают тему урока



3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы должны:


  1. Изучить строение вулкана

  2. Познакомиться с продуктами извержения вулканов

  3. Узнать о размещении вулканов

  4. Выяснить отличия действующих и потухших вулканов

  5. Практическая работа «Определение географического положения вулкана»

  6. Изучить гейзеры и горячие источники

Знакомятся с целями урока

Давайте посмотрим слайды и попробуем сформулировать определение – вулкан – это..

(демонстрация слайдов)



Рассматривают слайды и формулируют определение вулкана

А вот откуда произошло название «вулкан» знает Яшбулатов Вася и он нам сейчас расскажет.

Итак, вы поняли, что вулканы назвали в честь бога огня и кузнечного дела.



Слушают сообщение «Откуда пошло название «вулкан»

Вулкан имеет определенное строение .

Откройте стр. 49, прочитайте пункт 1, рассмотрите рис.31


Читают пункт 1 на стр. 49, рассматривают рисунок рис. 31

Кратер – это отверстие, углубление на вершине вулкана, из которого изливается магма (показывает)

Сколько кратеров показано на рис. 31?

Жерло – канал, по которому поднимается магма. Он может быть вертикальным или наклонным(показывает)

Сколько каналов на рис. 31?

Очаг магмы – скопление магмы в земной коре, у границ мантии

Покажите его.

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой (показывает)

Ребята, кто сможет выйти к доске и рассказать о строении вулкана?


Отвечают на вопросы



1 вертикальный и 3 наклонных

1 человек у доски рассказывает о строении вулкана


Мы знаем, что из вулкана изливается магма, но правильнее её назвать?

Лава – это продукт извержения вулкана, Кроме неё есть ещё и другие продукты, которые мы сейчас рассмотрим.

Продукты извержения вулкана: я буду рассказывать, а вы должны заполнить схему

Лава – имеет температуру 1000 градусов, может двигаться со скоростью 50 км/ ч (как электричка). Лава бывает жидкая , вязкая, очень вязкая. Внешний вид конуса вулкана зависит от того какая лава. Если лава жидкая, то склоны вулкана будут пологими, такой вулкан называется щитовым. Если лава вязкая, или очень вязкая, то склоны будут крутыми, такой тип вулканов называется центральным.

– лавой

Заполняют схему

Рассматривают слайды



Вулканические бомбы – куски лавы размером от 5см до нескольких метров. Свою форму они приобретают в полете. Они образуются из вязкой лавы




Вулканический пепел – мелкие частицы обломков лавы размером до 2 мм. Он не имеет ничего общего с пеплом, который образуется от сжигания бумаги или дров.

ФОНТАН ВАМ ТОТ ИЗВЕСТЕН.


Гейзер


Что такое гейзер?

Если вы затрудняетесь, то стр. 52, найдите определение

Что в переводе с исландского, обозначает слово «гейзер»?

Чаще всего работа гейзера начинается с небольшого всплеска воды, затем начинает выделяться пар и, наконец, с громким шипением, свистом, грохотом из-под земли поднимается столб горячей воды



Ребята, я вам предлагаю посмотреть анимацию и ответить на вопросы:

Какие условия необходимы , чтобы образовался гейзер?


  1. вода

  2. очаг магмы, чтобы вода нагревалась

  3. трещины в земной коре.


Только, если все 3 условия будут реализовываться, то гейзер будет работать.

Таких мест на Земле очень немного.


  • ОСТРОВ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ (Вайманту, 1899-1917годы, на высоту 457 метров)

  • ОСТРОВ ИСЛАНДИЯ (Страна льда и огня)

  • ПОЛУОСТРОВ КАМЧАТКА (ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ – 1941 год. Татьяна Устинова: Первенец, Фонтан, Щель, Большая печка, Восьмерка, Плачущий, Великан – 30 метров, 2 минуты работает, 4,5 часа отдыхает)
ЙЕЛЛОУСТОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (Верный старик или Старый служака , через 70 минут, 45 метров




  • Как человек использует подземные горячие воды?





  1. Домашнее задание : параграф 19, на к/к подписать вулканы, сообщения

6. Итог урока

1. Возникновение вулканов и их строение. Вулкан - гора конической формы, из горловины которой выбрасывается горючий газ, пар, пепел, камни и др. горные породы, а также при этом по поверхности земли растекаются мощные потоки раскаленной лавы (рис. 38). Магма, расположенная глубоко в земной коре, по образовавшимся трещинам устремляется вверх и изливается на поверхность. Изливающуюся магму называют лавой, а горловину (канал), по которой поднимается магма - жерлом вулкана. Жерло на вершине горы заканчивается чашеобразным углублением - кратером (по-гречески кратер - большая чаша).

Рис. 38. Строение вулкана (в разрезе): а - кратер; б - жерло; в - боковой кратер; г - очаг магмы.

Жерло кратера - очаг лавы-магмы. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, а из кратера с грохотом выходят газы и водяной пар. Пар с пеплом, поднявшись на большую высоту в виде столба, наверху образует облака. Пепел в виде мельчайших частиц пыли оседает вокруг вулкана, покрывая огромной толщей окружающую местность. Как правило, над вулканом сгущаются тучи, гремит гром, сверкает молния и идет сильный дождь.
На склонах гор вода, смешанная с пеплом, образует мощные грязевые потоки, которые несутся вниз, разрушая населенные пункты и опустошая все на своем пути. Сразу после этого из кратера вырывается огненно-раскаленная лава и разливается на поверхности земли.
Города Древнего Рима Помпеи и Геркуланум при извержении вулкана Везувий были разрушены и засыпаны пеплом. Только через много лет поверхность уплотненного пепла и застывшей лавы покрыла плодородная почва и густая растительность.

2. Потухшие и действующие вулканы. Как отличить потухший вулкан? Конусообразная форма горы и кратер на вершине свидетельствуют об их активной жизни в прошлом. Вулканы, об извержениях которых в истории человечества не сохранилось никаких сведений, называют потухшими вулканами. Например, к числу потухших вулканов относятся Эльбрус и Казбек на Кавказе.
Иногда и потухшие вулканы начинают извергаться. Например, в 1960 г. в Чили во время землетрясения вулканы, считавшиеся потухшими, начали извергаться. Поэтому их точнее было бы назвать «уснувшими».
Вулканы, из жерла которых постоянно происходят извержения, называют действующими вулканами. Например, Ключевская сопка на Камчатке (рис. 39).


Рис. 39. Вулкан Ключевская сопка.

Распространение вулканов на Земле связано с землетрясениями и горообразованием местности.
Действующие вулканы широко распространены в местах с продолжающимся горообразованием. В таких местах магма быстро находит выход на поверхность земли. Вулканы обычно располагаются цепочкой вдоль трещин в земной коре. Отдельный вулкан встречается редко. Большинство вулканов расположены на побережье

Тихого океана. Это место называют Тихоокеанским вулканическим поясом.
Вулканы извергаются не только на суше, но и на дне океанов и морей. Близ кратера такого вулкана под водой появляется новый ост­ров. Например, Курильские острова в Тихом океане являются потух­шими вулканами.
На этих островах много густонаселенных местностей, городов и промышленных центров.

В 1883 г. на одном из маленьких островов в Индонезии между Азией и Австралией произошло сильное извержение вулкана Кракатау. От мощного взрыва многие участки острова исчезли. Поднявшийся в верхние слои пепел несколько месяцев застилал небо. На море поднялась высокая волна, которая дошла до Индийского и Тихого океанов. Несколько городов и селений соседнего острова смыла гигантская волна и погибли десятки тысяч человек.

3. Для чего изучают вулканы? Значение деятельности вулканов.
Извержения вулканов дают ученым сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в литосфере. Изучение вулканов помогает определить происхождение полезных ископаемых. Благодаря исследованиям можно предсказать начало извержения вулкана и предотвратить бедствия.
Ученые установили, что районы землетрясений и извержений вулканов часто совпадают. Эти явления характерны для районов с не­устойчивой земной корой.
Вам известно о том, что при извержении вулкана выходит водяной пар с газом. Многие ученые в последнее время считают, что наличие вод на земной поверхности и определенного количества кислорода в атмосфере связано именно с вулканическими явлениями.
Таким образом, вулканы выполняют важную роль при образовании литосферы, гидросферы и атмосферы.

4. Горячие источники и гейзеры. В некоторых районах земного шара температура подземных вод высокая и в их составе встречаются в растворенном виде различные соли и газы. Такие подземные воды называют минеральными. Минеральная вода имеет определенный вкус и запах. Появление таких вод связано с нахождением вблизи них еще не остывшего очага магмы. Магма, нагревая воду, растворяет соли.
Одним из явлений вулканического действия являются гейзеры (по-исландски гейза - хлынуть).


Рис. 40. Гейзер.

Время от времени фонтанирующий источник горячей воды с па­ром называют гейзером (рис. 40). Горячая вода с температу­рой выше 100°С, вытекая из недр земли, через трещины поднимает­ся вверх. Из горловины гейзера сначала выходит горячий пар, за­тем за ним вырывается горячая вода на высоту нескольких десятков метров. Все это сопровождается сильным грохотом. Гейзер фонтанирует 1-2 минуты и останавливается до следующего накопления горячей воды и пара. Гейзеры распространены в Тихоокеанском вулканическом поясе - на Камчатке, в Японии, Новой Зеландии, на побережье Северной Америки и на острове Исландия.

1. Как образуется вулкан?

2. Опишите строение вулкана.

3. Для чего необходимо изучать вулканы?

4. Какова роль деятельности вулканов в формировании поверхности Земли?

5. При каких условиях возникают горячие источники и гейзеры?

6. На контурной карте отметьте районы часто повторяющихся землетрясений и распространения вулканов. Сравнивая составленную карту с физической картой, определите зависимость расположения сейсмических и вулканических районов с рельефом Земли.

7*. Допустим, вы попали в местность, где раньше происходила вулканическая деятельность. По каким признакам мож­но доказать, что рядом присутствует потухший вулкан?

Вулканы - это огненные горы, в которых есть канал в недра земли, к расплавленной магме. Иногда эта магма вырывается на поверхность в виде раскалённой лавы. Вулканы, которые часто проявляют активность, называются действующими, а те, что могут в будущем стать действующими, - спящими. Вулкан, жизнь которого прекратилась навсегда, называется потухшим.

Так заложено природой, что одни пласты земной коры поднимаются и образуют горы, другие, напротив, опускаются — и появляются глубочайшие впадины в океанах. Передвигаясь, пласты земной коры давят со страшной силой на лежащую под ними раскалённую магму, которая в поисках выхода под давлением устремляется в трещины земной коры. В тот момент, когда она вырывается на поверхность, и происходят извержения вулканов.


Магма - это вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов. По консистенции она напоминает тающий снег или замерзающую слякоть с кристалликами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы. Учёные полагают, что магма образовывается в некоторых частях нижней мантии.


Форма вулканов зависит от типа лавы, от того, как далеко она растекается, а также от силы взрыва. Вязкая лава — очень густая, быстро застывает вокруг жерла, образуя крутой конус. Жидкая лава течёт очень быстро и может растечься на несколько километров от кратера, прежде чем начнёт остывать.

Мощные струи очень горячей воды обычно имеют высоту около 20-40 м и больше. Самый высокий выброс наблюдался в 1904 году в Новой Зеландии: гейзер Ваймангу выбросил столб воды и пара высотой почти 460 м.

Породы, образовавшиеся при извержениях вулканов, принято называть вулканическими. Многие из них содержат руды ценных металлов, золото и медь, минералы, например алмазы. Несмотря на постоянную угрозу новых извержений, крестьяне близлежащих селений трудятся на полях, используя плодородный вулканический пепел в качестве удобрения.

Вулкан Мауна-Кеа на одном из Гавайских островов спит. Это самый высокий вулкан, он возвышается над уровнем моря на 4200 м, но его основание находится в море на глубине 5840 м. Если мерить от подводного основания до вершины, то можно считать этот вулкан высочайшей горой мира - 10 040 м.


Земля - неединственная планета Солнечной системы, имеющая вулканы. На Марсе есть громадный вулкан, названный Олимпус Монс. Его высота 25 км, а ширина 600 км.

Гейзер - это естественный фонтан кипятка. Гейзеры действуют каждый по своему «расписанию», через определённые промежутки времени. Гейзеры - соседи вулканов. Трещины и пустоты глубоко в земле неподалеку от вулкана постепенно наполняются водой. Вулканы согревают под землёй воду, некоторое время она бурлит и клокочет, но не вырывается наружу - для того, чтобы выплеснуться, ей нужно закипеть. Как только температура поднимется выше 100 градусов, образующийся пар с шумом устремляется в небо, увлекая за собой кипящую воду. Новый выброс происходит, когда трещина вновь заполнится водой.