Языческая богиня макошь. Макошь в пантеоне славянских Богов. Языческая богиня и христианская святая



Она нити прядет,
в клубок сматывает,
не простые нити – волшебные.
Из тех нитей сплетается
наша жизнь -
от завязки – рожденья
и до конца,
до последней развязки-смерти.

Так поэтически была описана в «Книге Коляды» (I в.) древнейшая богиня славян Макошь.
Она - единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств по данным «Повести временных лет».

Кто же такая эта Великая Богиня?

Имя ее традиционно считают образованным из двух слов – Ма – суть «мать» и кош - судьба.
Это Богиня всей Судьбы человеческой, Великая Мать, богиня плодородия.
Жена Великого Бога Велеса – одного из величайших Русских Богов, приводящего сотворенный Родом и Сварогом мир в движение.

Мокошь (Макошь) – одна из самых неоднозначных богинь славянского пантеона, покровительствующая судьбе.
Богиню сравнивают с греческими богинями судьбы Мойрами и германскими Норнами.
Кто-то считает Мокошь древнейшей Богиней-матерью, а кто-то связывает ее образ с православной святой Параскевой.

Стихии, связанные с Мокошью, это земля и вода. Обе они являют собой в культе Макоши рождающие и вместе с тем поглощающие начала, своеобразно соединившиеся в древних представлениях о Сырой Земле, то есть земле и воде как слившимися в единстве стихиями.

Не случайно в народе даже есть устойчивое обращение к этому «тандему»: Мать Сыра Земля. Как мать она рождает, но по окончании земного пути – поглощает в себя.
И правит всем этим могучая и великая Мокошь.

Макошь - Небесная Мать, Небесный Закон, Правь. Третий лик Бога. Первый лик - Отец, Второй - Сын, третий - Мать. Ибо Мать - это и есть Дух Бога, приводящий в движение Мир. Именно Мать дает жизнь Сыну. И это значит - Мир изменяется, после Отца является Сын, потом Сын Сам становится Отцом и вновь рождает Сына.

Богиня Мокошь, как прядущая Нити человеческих Судеб - на Небе, где связывает покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми, предрешает его окончательную судьбу.

Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути.
Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро - суть следование пути Прави, а зло - отклонение от него.
Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу - Макошь карает нещадно.
Они вновь воплощаются на земле, но уже не людьми.

Макошь – старшая из богинь – прях судьбы. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет покутные нити судеб, связующие человека с плодами его трудов – добрыми или злыми. Покута – это, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое делающего, творение и творца, намерение и результат.

Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений, жизнь и смерть ей подвластны в равной мере. Это богиня магии и волшебства, хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

В ведении Макоши также находится покровительство женскому плодородию и материнству, урожайности, достатку в доме, и всяческим женским работам – особенно прядению, рукоделию, ведь она – защитница и покровительница хозяек и жен.

Если Макошь не взглянет добрым взглядом на хозяйство, то не надо ждать в этом доме ни обильного урожая, ни хорошего прибытка, ни достатка в семье.

Макошь, как Хозяйку Живой Природы, чествовали каждое полнолуние.

Макошь – женщина, и потому изменчива – может принести и радость и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи – Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его.

Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой – мол. Кривая вывезет, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи – Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча – туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею.

Строго следит Макошь за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. У восточных славян деревянные скульптуры Макоши ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть).

Вестники Макоши, – пчёлы, пауки, муравьи, – труженики из числа насекомых.
Потому, если видишь паука в доме своём – не пугайся и помни – убить паука – потерять удачу.
Если паук заполз в дом, его аккуратно ловят, выносят на улицу и отпускают.

Шмель или пчела, залетевшие в окно – также вестники приближающегося события, связанного с Макошью. Поймать первого увиденного весеннего шмеля всегда считалось – к большой удаче на весь год до следующей весны.

Пойманного шмеля следует завернуть в платок или тряпицу, чтобы он в ней некоторое время погудел, затем его отпускают на свободу.
Пахнущая после этого тонким запахом пыльцы и мёда тряпица, – оберег, который хранят в доме, – для удачи. Этот обычай дожил до наших дней. Его до сих пор исполняют в деревнях.

В христианстве образ Макоши слился с Параскевой Пятницей, ибо день Макоши – и есть Пятница («Параскева» по-гречески - «пятница»). Некоторые женщины, почитавшие Макошь, «чтили пятницу больше, чем воскресенье». Церковь негативно относилась к смешению христианских и народных (языческих) обрядов, поэтому в Стоглаве все поверья, касающиеся пятницы, назывались «богомерзкими».

Многочисленные изображения Макоши сохранились в русских вышивках. Макошь часто изображали между двух лосих – Рожаниц. Так же её изображали в виде женской фигурки с поднятыми руками, в которых Велесов Рог (Рог Изобилия) и Птица. Рядом могут изображаться: Богини-Потворницы Доля (справа, с поднятой правой рукой) и Недоля (слева, с поднятой левой рукой), Сноп Колосьев (воплощение урожая), небесная корова Земун (мать Велеса, кормилица божская), волшебная прялка и т.д.


"... Однажды, как раз под Новый год, в лютый мороз, подошла к мельнице убогая старушка. Мельница стояла в роще у ручья, и никто не видел, откуда она пришла. А была это не простая старуха, а волшебница по имени Мокош. Она могла обернуться и птицей, и змеей, и красной девицей и еще она умела творить добро и зло. Горе тому, кто ее обидит! Жила Мокош среди топей на краю болота, куда осенью спускалось Солнце.
Там, у Мокоши, Солнышко и проводило все долгие зимнее ночи. Волшебница заботилась об ослабевшем зимнем Солнце, лечила его целебными травами да заговорами, и к весне оно опять становилось сильным и могучим…" (Хорватская сказка "Солнце-Сват и Нева-невестушка").

Правит Русью - Макошь, Великая Мать Мира, главная Богиня этой земли.
Она не ниже и не выше Сварога. Великая Мать. И - Мать всех Богов...
Любящая, всепрощающая и... беспощадная в своей справедливости.

Еще считают временем Макоши первое полнолуние мая, или последнее - апреля (но это реже).

А придет беда кликни: "Матушка"... Все боги - как одна семья.
Все равны пред Макошью, все - ее дети.

Иного солнца на нашей земле… и имен у Солнца - много… не один, несколько богов - ипостаси Солнца... Сложно? Ничего, привыкайте... Кружево трав, песни рек, ярость жизни... Это легко... Но - не примитивно...

Хотя на протяжении веков значение Макоши "принижалось", это одна из главных великих Богинь Славянского пантеона.

Ее атрибутами являются прежде всего веретено с кудельками, олицетворяющими нити судеб всего сущего, и иногда два рога с судьбами, помеченные свастикой.

Постепенно перейдя в разряд "мелких", домашних, женских Божеств, Макошь, тем не менее, остается Великой Богиней Жребия, подобно древнегерманским и скандинавским Норнам (Урд, Верданди, Скульд - три аспекта времени, т.е. прошлое, настоящее, будущее, соответственно старая, зрелая и молодая), ткущим судьбы у трех корней Ясеня - Иггдрассиля, и прочищающим источник Урд.

У Макоши так же есть две помошницы - Доля и Недоля, соответственно, ткущие добрые судьбы и злые и переплетающие одно с другим под присмотром старшей Макоши.

Поэтому Макоши поклонялись особо, ибо в руках Макоши - жизнь человеческая и нить ее, которую она вольна отрезать

Макошь - Богиня, обладающая и изливающая на людей свою особую Силу - силу творить свою судьбу.

Она с тобой, к примеру, когда ты делаешь свое дело и делаешь его так хорошо, как понимаешь и как можешь. И если это нравится Макоши, она “затачивает“ под тебя обстоятельства твоей жизни, даруя особый успех в делах, и, оборачиваясь к тебе ликом Доли, - особое чувство счастья и удачи.

Ну и, естесственно, наоборот, - отнимая удачу, успех, способности и возможности, если ты в чем-то действовал против ее воли.

Как истинная Мать - научая, поощряя и наказуя - заботится о своем ребенке.

Если она является тебе в том или ином лике и образе, если это происходит часто, и ты не понимаешь, зачем и почему, то лучше это спросить у нее самой в момент появления.

Символы Мокоши

Мокошин металл - серебро, камень - горный хрусталь и так называемый «лунный камень».
Зверь Мокоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили накапища.
Кумиры Мокоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь- из осины.
Кумир Мокоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия.
Слуги Мокоши -пауки, потому считается хорошей приметой, если в лицо прилетит паутина.
Также с Мокошью связывают оберег-верёвочку, повязываемую на правое запястье.

Макошь (Макошь, Мокоша, Мокуша) — славянская богиня. Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян. Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир. То что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище, говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков. Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством.

Макошь — богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы. Само имя «Мокошь» или «Макошь» связывают с несколькими версиями происхождения. Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова «мокнуть», и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем. Другие исследователи — В. В. Иванов и В. Н. Топоров, предположили, что Мокошь происходит от слова mokos , что можно перевести, как «прядение». То, что эта богиня была тесно связана с ткачеством и прядением, не подвергается сомнению. До сих пор сохранились поверия относительно того, что нельзя прясть и заниматься рукоделиями в пятницу, так как этот день посвящён Мокоши и за такой проступок богиня может наказать. По этой же причине, Мокошь часто изображали как «исколотую иглами и изверченную веретёнами», потому что нечестивые женщины не слушаются, шьют и прядут по пятницам. В качестве жертв Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец. Этот обряд носит название — мокриды. Удивительно, но в одном обряде подчёркиваются сразу две ипостаси этой богини — покровительницы рукодельниц и богини дождя и урожая. По мнению известного исследователя , имя Макошь происходит от словосочетания «ма»- мать и «кош» — жребий . Такое словосочетание можно перевести как — Мать судьбы. В древности «кош» также обозначало и корзину для зерна, амбар, загон для скота, повозку для снопов и отсюда можно сделать вывод, что Макошь — мать урожая. Никакое из имён богини не является ошибочным, то есть можно называть её и Макошь и Мокошь, но далее в статье, чтобы не было разброда, будем называть её именно Макошью.

Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является и богиней судьбы . По повериям славян-язычников, именно она занимается прядением нитей жизни (покута, покутные нити). Помощницами этой богини являются Доля и Недоля (Среча и Несреча).

Макошь была, без сомнения, одной из центральных фигур языческих верований древних славян. Особой популярностью культ Макоши почитается у женщин, непосредственной покровительницей которых и является богиня. Макошь упоминается в летописях и поучениях против язычества: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся» (XVI век, Поучение духовным детям), «Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» (XVI век, Слово о мздоимании), «…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…» (XV век, Слово об идолах) и многие другие.

Стоит отметить и тот факт, что во времена двоеверия образ Макоши был перенесён на христианскую святую Параскеву Пятницу или Параскеву Пьняниху. День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей; Пьняниха или Льяниха — прядущая лён, так же относится к образу Макоши. Параскева, в переводе с греческого, означает — «пятница». Может быть, ещё и по этой причине, славяне, которые ещё не утратили связи с языческими богами, увидели в этом имени что-то очень схожее с Макошью и все черты, что были присущи языческой богине, перенесли на христианскую святую, сделав таким образом своеобразную «рокировку». Некоторые старинные церкви, которые относятся к Параскеве Пятнице, стоят на месте бывших капищ, посвященных Макоши. Связь Макоши с днём пятницы доказывает множество различных свидетельств, начиная от традиции проводить ритуалы по пятницам в честь этой богини, различных пятничных запретов и заканчивая схожестью тождественных Макоши богинь в других традициях. К примеру, германская Фрейя, которая очень схожа с нашей Макошью, имеет прямую связь с названием пятницы — Freitag.

Макошь часто сравнивают с таким богинями, как Геката (древнегреческая богиня луны, ночных видений и чародейств), Фрейя (скандинавская богиня любви и красоты), Афродита (древнегреческая богиня красоты и любви). Макошь существовала не только на территории древней Руси, но и в других странах. Например, у чехов Макошь — богиня дождя и сырости, к которой прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время засухи.

Параскева Пятница так же, как и её языческая предшественница, считается портнихой, которая покровительствует девушкам занятым ручным трудом. Здесь также бытует поверие, что Пятница запрещает всем женщинам работать в этот день, заниматься каким-либо рукоделием. Считается, что Параскева-Пятница стала особенно популярной в XII-XIII веках, когда уже вовсю процветало христианство. В христианское время люди продолжали молить Параскеву, видя в её образе ту самую архаичную Макошь, о покровительстве в рукоделии, судьбе, а также о дожде. Для Параскевы устраивали молебны у колодцев и источников, что указывает на прямую связь с древними обрядами, посвящёнными этой богине. Ещё одним интересным сопоставлением «старой» и «новой» богини стали представления о том, что иконы Параскевы чудесным образом появляются возле водоёмов или прямо в воде водоёмов, что также является отголоском древних языческих мифов и преданий. В первое время после крещения, когда языческие обычаи оставались ещё очень сильны, люди приносили в церкви к иконам Параскевы различные плоды (рог изобилия является одним из атрибутов Макоши), лён, оставляли первый сжатый сноп на поле и так далее. Для того чтобы Макошь-Параскева подарила хороший урожай плодовых деревьев, в деревнях до сих пор кладут под икону этой святой плоды и держат их там до следующего года.

По той же причине, что в пятницу нельзя заниматься делами , накануне подметают пол, чтобы в святой день в доме было чисто, а пришедшая навестить дом богиня осталась довольна увиденным. На пятницу не оставляют пряжу в веретене, неубранными нитки и приборы для рукоделия. Нельзя чесать лён, мыть бельё, рыть, пахать, боронить землю, мести полы, чистить навоз. Считается, что тот, кто занимается такими делами, запыляет глаза богине, колет и режет её кожу иглами и ножницами. Пятница среди славян почиталась наравне с воскресеньем (Неделей).

связана с культом воды и дождя , она считается тесно связанной с почитанием земли и покровительствует плодородию. Она часто изображается в виде женского образа с рогами и относится и к лунному культу. Как известно, на Руси Луна всегда считалась «звездой» женщин и покровительствовала женщинам. Таким образом, Макошь — богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин, покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях — богиня судьбы. Также есть мнение, что не только Луна является олицетворением Макоши, но и планета Венера. Венера всегда считалась покровительствующей женщинам, и поэтому некоторые исследователи сближают Денницу, Зорю (богиня Венеры) и Макошь.

Особое внимание исследователи этой богини отдают вышивке , где Макошь представлена довольно подробно. Здесь она всегда изображается центральной фигурой. Макошь с поднятыми руками означает богиню-подательницу дождя (моление о тепле, свете и дожде — весна и начало лета); богиня с опущенными руками — покровительницу земли и плодородия земли (моление о плодородии земли — лето и осень). Часто в вышивке её сопровождают две фигуры. Это те самые фигуры, о которых так много писал Борис Рыбаков в своих исследованиях: некогда владычицы мироздания — небесные лосихи или Рожаницы — Лада и Леля. В наставлениях против язычества средневековые писари Макошь очень часто ставили рядом с Берегинями и вилами. О Берегинях и вилах вы можете читать в статье « «. Макошь считается их наставительницей, их главной богиней. Вилы или Вилы-русалки, Берегини являются помощницами Макоши в сельскохозяйственных делах, а также в защите и помощи людям. Таким же помощником является и священный пёс Симаргл, который охраняет всходы и урожай.

Так как Макошь связана с луной, камнем-оберегом этой богини считается лунный камень, горный хрусталь. Металлом Макоши является серебро. Животным — кошка. При этом, кошка может быть животным богини по двум причинам. Издревле кошку считали ночным животным, которая гуляет под луной и тесно связана с ночной стихией, ночными духами и ночными Богами. Также кошку считают зверем Макоши по созвучию: Кош-ка — Ма-кош. Символом может быть пряжа, веретено, клубок шерсти и другие предметы рукоделия. Кумир часто выглядел, как женский образ с рогами и рогом (изобилия) в руках. Кумир или идол предпочтительно делать из женских пород дерева, например, из осины. Ещё одним символом Макоши является паук и паучья сеть. Паук, как и Макошь, прядёт нить (судьбы). Отсюда идёт поверие, что если в лесу вдруг попадешься в паучью сеть, то это добрый знак, то есть Макошь благоволит такому человеку и подаёт знак, что его нить будет ровная и счастливая. Также её символом может служить наиболее известный и распространенный оберег-амулет — Лунница, который в древности был женским украшением и амулетом, и выглядел как полумесяц с различными вставками и изображениями, как то: косые линии дождя, звёзды и так далее.

Макошь присутствовала не только во многих летописях, писаниях, поучениях и на дворе князя Владимира в виде одного из идолов. Образ богини находят и на известном Збручском идоле. Среди других Богов, которые изображены на каждой из четырёх граней, Макошь представлена на лицевой грани с рогом (изобилия) в руке.

Пятница, она же Макошь, считалась и покровительницей торговли . К этому выводу исследователи пришли, судя по многочисленным названиям, среди которых: церковь Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, построенная в 1207 году; церковь Пятницы на Торгу в Чернигове XII и XIII вв.; церковь Пятницы в Охотном ряду в Москве и так далее. Кроме того, издревле днём торговли, базаров, ярмарок всегда считалась пятница. Само же имя «Мокошь» после крещения не забылось, а перешло на домашнего божка (как и в случае с Родом, который после крещения Руси из всемогущего создателя превратился в домового). Мокоша представлялась теперь как домовой дух женского рода с большой головой и длинными руками. Сложились предания, что домовой дух Мокоша прядёт по ночам, пока все спят и если оставить неубранной кудель, то Мокоша может её испортить. О Мокоши есть и такое упоминание, записанное в XIX веке в Олонецкой области: «Овца, как не стригут шерсть, иногда и вытрет; и говорят: Мокуша остригла овец. Иное: спят — веретено урчит. Говорят — Мокуша пряла. Выходя из дома она (Мокошь) иногда подойдет, а о брус-от, о полати-то веретеном-то и щелкнет».

Ещё одним праздником, посвящённым этой богине, является Вешнее Макошье (День Земли) — 10 мая.

Макошь, вместе с рожаницами Ладой и Лелей, являются главными богинями покровительницами праздника Бабьи каши, который по традиции отмечается 8 января.

Праздники христианской святой Параскевы: Параскева Грязниха (14 октября) и Параскева Льняница (28 октября).

Черты исконно славянских богов явно прослеживаются во многих христианских святых. Одна из таких «перерожденных» - Параскева Пятница, строгая и справедливая покровительница женщин, рукоделия и любого женского ремесла. А та, с которой христиане списали практически все характерные признаки - древняя богиня славян, Макошь.

Доподлинно неизвестно, как образовался культ поклонения Макоши, как неизвестно и происхождение ее имени. Есть две трактовки. Первая утверждает, что имя богини состоит из двух частей: «ма» (мать) и «кош» (судьба). Тезис основан на том, что помимо множества своих «обязанностей» Макошь была еще и богиней судьбы. Вместе с младшими сестрами, Долей и Недолей, Макошь кроила и перекраивала человеческие судьбы, распределяя счастье и несчастье. Подобным образом действовали и древнегреческие Мойры, и древнегерманские норны: богини-пряхи, в ведении которых были нити судьбы, существовали в пантеонах многих народов.
Вторая версия образования имени восходит к слову «кошь» - «корзина». Можно сделать вывод, что богиня судьбы покровительствовала жатве и урожаю; более того, Макошь считали матерью остальных богов. Но это не мешало некоторым племенам видеть ее в мужском обличье Велеса-Мокоша - может, поэтому на многих кумирах богини на капищах есть небольшая аккуратная бородка?

О степени «почитаемости» богини говорило уже то, что это единственная богиня, для которой было выделено место в княжеском пантеоне; а также то, что целых 12 праздников в году были посвящены Макоши. Но и спрос с нее был больше, чем с обычного божества. Конечно, славяне просили доброго урожая, но в то же время прекрасно понимали, что батюшка-случай имеет огромное значение; а потому Макошь считалась еще и богиней случая.
Но более всего чтили богиню женщины, так как она воплощала в себе все женские начала. Любая работа, которую выполняла славянка. «курировалась» именно Макошью. Олицетворение идеальной хозяйки, богиня сейчас вспоминается именно в этой ипостаси. Все домашние дела, рукоделие, полевые работы - все это находилось под ее покровительством. Как и любая строгая женщина, Макошь не переносила нерадивых работниц, и примерно наказывала провинившихся. В белорусских сказаниях есть такое поверье, что если оставить кудель на ночь, то ее перепрядет богиня - и оставит качество на свое усмотрение. И горе тогда женщине, поленившейся вовремя закончить урок - кудель наутро оказывалась ужасно спутанной, и ее приходилось долго перечесывать заново.

У славян имелось свое представление о том, как Макошь распределяет судьбу. В молодой простоволосой женщине никто бы не заподозрил божество, и она спокойно ходила по селениям. Присматривалась к сноровке и трудолюбию славян, и примечала, кто как трудности переносит. Макошь благоволит тем, кто даже в невыносимой ситуации и не думает сдаваться, а все равно идет вперед. К таким людям Макошь отправляет свою любимую младшую сестру, Сречу. А в обратном случае человеку никогда не встретить богиню счастья: Макошь лишит его своего покровительства и отвернется. В этот же момент он окажется во власти Лиха и Недоли, и будет сопровождаем ими до самой смерти.
Из этого же предания можно сделать вывод, что Макошь хозяйничает над Переходом, через который души из Яви отправляются в иные миры. Считается, что одной из низовых ипостасей богини - известная всем Баба-Яга, и Макошь обладает всеми ее качествами.

В народном восприятии богиня выглядит высокой, дородной женщиной с кикой на голове. Вышивки сохранили ее стилизованные изображения, на которых по обе стороны от Макоши стоят Рожаницы в облике лосих. В руках богиня всегда держит рог изобилия. Интересен тот факт, что существовал строгий запрет на изображение лица богини. Это связано с судьбоносным образом Макоши - никто не должен видеть даже приблизительного его облика.

Обобщить можно так:

  1. Макошь - богиня, распределяющая человеческие судьбы.
  2. Божество-Мать, покровительствующее плодородию, и чествующееся 12 раз в году или каждое полнолуние.
  3. Волшебство во всех его проявлениях и Проход между мирами Прави, Яви и Нави - все это подвластно Макоши.
  4. Считается женой Велеса; мудрая и умелая хозяйка.
  5. Покровительствовала рачительным женщинам, добротно выполняющим всю свою работу, и защищала их.
  6. Низовая ипостась Макоши - Баба-Яга, по некоторым поверьям повелевающая жизнью и смертью.
  7. Богине повиновался весь животный мир.
Один из ритуалов, посвященных Макоши- бросание мотков напряденных ниток в родники или колодцы. В основном этот обряд пользовался популярностью у молодых девушек, которые стремились привлечь к себе внимание богини и попасть под ее особое покровительство.
Культ Макоши - один из самых сильных на Руси. Видимо, благодаря его силе богиня не была забыта, а просто слилась с христианским персонажем в лице Параскевы Пятницы, считающейся у христиан покровительницей женщин. Можно провести и обратную аналогию: если Параскева обладает всеми чертами Макоши, значит, образ древнеславянской богини содержит и черты Параскевы. Например, последняя считается благодетельницей торговли - не потому ли пятница считается лучшим днем для совершения сделок?
Единственное, в чем у Макоши и Параскевы есть отличие - дата дня почитания. У христианской святой это 28 октября, а у Макоши нет «фиксированного» дня - празднества в ее честь устраивали в самую близкую к 8 апреля пятницу.

Макошь любит серебро, горный хрусталь, «лунный камень» и кошек. В качестве дара, который славяне несли к ее идолу на капище, чаще всего встречались шерсть, клубки, веретена и прочие «женские мелочи». Сам же идол изготавливали из «женского» дерева, но почему-то березе предпочитали осину. Кумир всегда стоял на видном месте, а мастера всегда украшали его голову стилизованной кикой.

Cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь относится к самым почитаемым женским божествам наших предков. Она изначально изображалась как взрослая женщина, вошедшая в полную жизненную силу. Как покровительница ремесла бoгиня Мaкoшь предположительно благоволила к ткачеству. Однако работы русского исследователя-историка А. С. Никитина доказывают, что ей приписывались более широкие полномочия.

  • Загадочный образ Макоши

    Cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь и ее место в пантеоне окутано загадочным ореолом. Культ женского божества изучали историки этнографы А. С. Никитин, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков и М. Н. Тихомиров. Собранные ими данные доказывают, что бoгиня Мaкoшь относится к древним этническим культам от 5-8 века до н.э. Однако, нельзя точно сказать где и когда впервые сформировалось имя богини. Кто был первым носителем ее мудрости, так же трудно установить. Достоверность существования Макоши в пантеоне славян подтверждают народный фольклор и множественные археологические находки.

    Чем ведала богиня

    Достоверно нельзя сказать, какую роль отводили наши предки богине. В летописных источниках не оговаривается, как появилась бoгиня Мaкoшь. Ее образ неразрывно связан с Матерью - Сырой Землей.

    Б. А. Рыбаков по собранным свидетельствам составил примерный список входящих в область влияния богини аспектов. Согласно обобщенным сведеньям она покровительствовала повитухам. Ей поклонялись женщины вошедшие в брак, родившие детей. Пожилые женщины вовремя работы с пряжей пели песни с именем богини. Этот обряд до сих пор пользуется популярностью в Рязанской и Брянской областях.

    Макошь в народном фольклоре

    Активно упоминается в народном фольклоре бoгиня Мaкoшь как заступница семьи, покровительница травничества и знахарства. Днем поклонения богине считалась пятница. Если женщина желала найти скорого замужества, она обязательно проводила бытовые обряды с целью обратить внимание Мокоши на свою просьбу.

    В число подобных ритуалов входило:

    • посыпание маком порога;
    • оставленное за порогом блюдце с молоком;
    • подвязывание четырех столбов изгороди венком из ивы, репейника и крапивы;
    • обмывание теплой водой самой плодовитой коровы.

    В устно-песенном фольклоре эти действия нашли отражения в поговорках и заговорах:

    • В пятницу уберусь ― замуж соберусь.
    • Пятничная опара, к понедельнику свадебная запара.
    • Теплою водою телочку омою. Как полно вымя молоком, так и счастьем полон дом.
    • Двор вымятаюць чыста, сватоў зазываюць да пятніцы. (белорусская поговорка)

    По поверьям cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь несла в себе магию земли, что способствовало ворожбе и различным ритуальным действиям в ее честь. Основным символом в подобных действиях была свеча. Воск для ее изготовления собирался в маю. При этом свечу изгтовляла сама просительница или ведунья.

    Вышивка

    Из собранных этнографами данных становится ясно, что бoгиня Мaкoшь покровительствовала декоративным ремеслам и прядению. В вышивке ей посвящается сразу несколько символов:

    • берегиня с поднятыми руками и возложенными на поясницу;
    • перекрещенный ромб с точками в каждом поле;
    • цветущее дерево;
    • бегущий конь;
    • берегиня с двумя голубями;
    • павычи (павлины);
    • птицы;
    • круг с вписанным крестом или ромбом.

    Благодаря своему графическому отражению cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь закрепилась в народном творчестве. Ее образ не смогло вытеснить христианизация. Упоминания о женщинах приносящих требы Макоши встречаются в церковных книгах вплоть до конца 18 века.

    Резьба по дереву символика Макоши

    Нередко бoгиня Мaкoшь вырезалась как изображение на различных предметах домашнего быта. Ее изображениями украшались прялки, деревянные блюда. Совмещенный в символике богине солнечный и земной символ украшал ставни, наличники и изразцы.

    Резные изделия с изображающими Макошь символами присутствовали на ряду с Велесом в утвари для домашнего скота. Изображенный репейник часто покрывал долбленые ковши для молока, меда. Поскольку это растение наряду с ивой и крапивой входило в число любимых растений богини, его наносили на эти предметы.

    Песенное творчество

    Славилась cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь любовью к народным гуляньям. Ведь вовремя праздников плодородия пары сходились в брачном союзе. Целый ряд песен и приговок взывали к милости богини.

    Откликалась бoгиня Мaкoшь на искренние просьбы замужества, рождения ребенка или плодородия полю. Широко распространены были словоформы:

    Макошь матушка, покрой подолом. Приведи милого в мой дом. Поведи нас, аки лебедей по пруду. Чтобы жизнь была словно чаша в меду.

    Ты Макошь, Макошь! Пригож твой взор, мил лик. Поле широкое покрой цветом синим к лету, а алым к осени.

    Дай-дай, гуси-лебеди над крыльцом кружиться. Дай-дай, белым пухом стелют двор. Как по тому двору пойду к милому в руки, да через них в мужний дом.

    Макошь заступница постели землю рожью, двор белым пером.

    Чем чествовали богиню?

    В народном обрядовом цикле бoгиня Мaкoшь относится к божествам плодородия и домашнего быта. Исследования жертвенных камней Брянского и Ижевского капищ показало, что ей несли в дар:

    • семена масленичных культур;
    • молочные продукты;
    • хлеб, пшеничное зерно;
    • ягоды.

    Химический анализ найденных жертвенных сосудов показал, что на стенках имеются остатки перетертых в кашицу растительных элементов. Подробный разбор подтвердил наличие ядовитых грибов и лекарственных растений. Эти находки подтверждают причастность богини к знахарскому делу.

    Как предположительно выглядело поклонение богине?

    Слaвянcкaя бoгиня Мaкoшь была женским кумиром, которому отправлялись требы замужними и пожилыми женщинами. Принести дань богине мог любой желающий, таким образом заручаясь ее поддержкой. Но сами обряды чествования и прославления выполнялись исключительно женской частью общины.

    Мудрая бoгиня Мaкoшь восхвалялась песенными ритуальными стихами. Перед ее изваянием произносились определенные слова, возлагались собранные полевые травы и дары собранного урожая. В отличии от Лады празднества и отправления не имели танцевальных элементов. Присутствовали так называемые «затяжные хоры». Действие выглядело как перепевки на несколько голосов, каждый из которых выводит одну и ту же строчку.

    Макошь: от древних славян к современности

    Даже после христианизации cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь не покинула помыслов славян. Она нашла отображение в Параскеве Пятнице. Перевод с греческого имени «Параскева» как раз означает «пятница». Отсылку к древней богине в имени христианской святой дают ее другие прозвища:

    • Льняница;
    • Прядильница, Пряха;
    • бабья святая;
    • мать святой Недели.

    Описываемые праздники в день святой неразрывно связаны с водоемами, возложением трав на алтари и всяческим прославлением брака. Пятничное празднование для славянских народностей было важнее воскресного. Что вызывало напряженное отношение к самому процессу восхваления Параскевы со стороны священнослужителей. Однако избавиться от традиционного восприятия торжества они так и не смогли.

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. - продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи...
Весь ассортимент

Выберите удобный язык

Читайте и смотрите нас

Чудотворные слова: макошь славянская богиня молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

В честь Мудрой Небесной Богородицы Славяне и Арии ставили Великие Куммирни и Капища, ибо Богиня Макошь олицетворяла не только судьбу, удачу, достаток в Славянских Родах, соблюдающих Законы и заповеди Древних Светлых Богов, к ней также обращались люди с просьбой приумножить их Древний Род, т.е. просили побольше детей, внуков и правнуков.

Молитвы Макоши

Макошь - богиня судьбы и женской магии

Макошь - богиня судьбы и чародейства, Великая Мать у древних славян. Она способна как даровать счастливую судьбу, так и наказать лишениями и неудачами. Узнайте, как задобрить требовательную славянскую богиню и наладить свою жизнь к лучшему.

Макошь - богиня судьбы и чародейства

Макошь - богиня, почитаемая древними славянами как покровительница семейного очага, однако к огню она отношения не имеет – под семейным очагом в старину часто подразумевали счастье. Отвечала она и за плодородие, ведь хороший урожай и рождение детей в старину, как и сейчас, считали неотъемлемыми элементами счастья.

Особым почетом она пользовалась среди женщин, как богиня семейного счастья, женского колдовства, материнства и рукоделия. Макошь - заступница хозяек, матерей, жен. Она покровительствует традиционным женским занятиям, особенно прядению.

Богиня Макошь - Великая Ткачиха, в руках которой сосредоточены нити жизней всех живущих людей и даже богов славянского пантеона. На полотне мира из этих нитей она сплетает замысловатые узоры, в которых неспособны найти суть даже боги. В любой момент она может полностью изменить картину мира или оборвать одну из нитей ради забавы, но никогда так не делает. Славянская богиня Макошь считалась богиней судьбы. К ней нередко обращались для того, чтобы наладить свою жизнь.

Макошь не в одиночку занимается плетением судеб мира. Ей помогают две сестры - Доля и Недоля . Когда Макошь прядет очередную часть мироздания, они по очереди касаются нитей полотна. Так определяются периоды жизни людей и даже целые судьбы. От Доли и Недоли зависят удачливость, доход и, в целом, счастье людей. Макошь часто сравнивают с Норнами и Мойрами из греческого пантеона. Своими нитями она связывает каждого человека с хорошими и плохими его поступками, а затем решает его судьбу. Выбор у человека все же остается, однако богиня создает основу, главную нить кружева его жизни.

Макошь - явный женский архетип создателя мира, Великой Матери, мужским выступает Сварог, супругой которого она является. Это образ Земли, из которой появляется жизнь. Есть такое устойчивое выражение - Мать Сыра Земля. Из нее появляется жизнь, в нее же она и уходит со временем. Поэтому Макошь считают еще богиней материнства. Мокошь - исключительный образ среди женских божеств славян. Она стала единственной женской богиней в пантеоне князя Владимира, а кумир Макоши был единственным женским кумиром на главном киевском капище рядом с кумирами Перуна и других богов.

Кроме этого, Макошь у славян считалась покровительницей чародейства, особенно женского. Гадания и колдовство находятся в ее ведении, особенно это касается создания наузов. Эта богиня была также покровительницей священных колодцев и родников. Требы ей приносили именно в таких источниках воды, бросая пряжу, шерсть и ткани в колодец. Идолы этой богини стояли практически на каждом колодце. Макошь также покровительствует местам силы, совершенно любым, вне зависимости от их степени вредоносности или полезности для человека.

Поскольку Макошь богиня не только магии, но и судьбы, ей доступны знания обо всех прошлых воплощениях людей, а также о тех, прожить которые им еще предстоит. Перекрестки между мирами и двери в иные миры также находятся в ее ведении. Если вас интересуют тайные знания, вы можете попросить Макошь стать вашей покровительницей.

Если сравнить Макошь с богиней Ладой, ее образ глубже с точки зрения эзотерики. Ее представляли как красивую женщину в возрасте, иногда с рогами или рогом изобилия в руках. Эта красота была именно женской, а не девичьей. Макоши соответствует серебро, лунный камень и горный хрусталь. Ее стихии - земля и вода. Макошь покровительствует Чертогу Лебедя в славянском гороскопе.

Вестники Макоши - пауки, пчелы и муравьи, то есть животные, которые практически всю свою жизнь проводят в трудах. Есть немало примет о пауках, которые произошли из веры в то, что они являются посланниками одной из самых почитаемых богинь. Убивать пауков нельзя, очень плохая примета - к неудачам.

Образ этой славянской богини далек от всепрощающей Богородицы. Она не любит всех своих детей без исключения. Мокошь отворачивает свой лик от людей, которые опустили руки, потеряли надежду, устали от жизни. Она покровительствует только тем, кто силен духом и способен побороться за свое счастье. К тем, кто не изменяет своей мечте, она посылает богиню удачи Сречу. Если человек разочаровал требовательную богиню судьбы, его постоянными спутниками становятся Несреча, Нелегкая и Лихо Одноглазое.

Кроме этого, Макошь следит за выполнением традиций людьми. Она обязательно наградит удачей и легкой судьбой человека, который следует старинным заветам предков. Тех же, кто забыл славянские традиции, богиня наказывает неудачами и дарует им тяжелую судьбу.

День Макоши - праздник древних славян

День Макоши - пятница, если иметь в виду дни недели, а не единственный день году, который посвящен этой богине. Делать обереги с символом Макоши рекомендуется именно в пятницу, на растущей луне или в полнолуние. С переходом к христианству ее начали отождествлять с православной Святой Параскевой-Пятницей , возможно, присвоение пятнице статуса дня Макоши связано с этим.

По старинным поверьям, в пятницу нельзя заниматься рукоделием, особенно шить и прясть. По христианским источникам, Святая Параскева-Пятница может явиться нарушительницам, исколотая иглами женщин, которые решили нарушить правило.

Сохранились также сведения о том, что чествовали Макошь еще каждое полнолуние. Однако, по некоторым источникам, особым днем для ее почитателей считается первое майское полнолуние, а иногда и последнее апрельское.

Кроме этого, днем Макоши считают 26 октября. Именно в этот день наши предки приносили требы к идолам этой богини или бросали в колодец пряжу или нитки. Вы также можете почтить богиню таким образом. А вот заниматься домашними делами не стоит, она может обидеться на несоблюдение старинных традиций. Нельзя рукодельничать, стирать, а также купать детей. В старину вокруг осиновых кумиров Макоши в ее день водили хороводы из двух кругов - внешнее крутилось по часовой стрелке, внутреннее - против.

Старинный ритуал - обряд богине Макоши, или что надо делать, чтобы исправить судьбу

Макошь - богиня судьбы и чародейства, поэтому обращенные к ней обрядовые действия для облегчения жизненного пути будут особенно эффективными. Этот ритуал или обряд, посвященный богине Макоши станет лучшим ответом на вопрос о том, что надо делать, чтобы избавиться от всего дурного и привлечь то, чего вы желаете.

Для обряда потребуется три клубка натуральной шерсти белого, красного и черного цветов. Запаситесь свежим куриным яйцом и молоком. Продукты лучше брать натуральные, купить их можно в деревне. Нужны также чистое блюдце, спички и любая свеча. Лучше всего проводить этот ритуал на природе, в идеале - возле любого естественного источника воды. Но если такой возможности у вас нет, занимайтесь этим дома, но только возле открытого окна. Лучшее время для такого колдовства - полнолуние. Проговаривать тексты лучше громко, четко и внятно.

Сначала следует избавиться от негатива, причиной которому послужили другие люди. Зажгите свечу. Катайте по блюдцу яйцо левой рукой и семь раз говорите так:

Яйцо кручу, верчу по блюдцу раскачу,всё плохое с себя соберу в яйцо заключу, с себя сорву.

При этом нужно представлять, как ваш негатив уходит в яйцо. Когда закончите, разбейте его о центр блюдца с такими словами:

Яйцо разбиваю, всё плохое разрушаю, Кощея побеждаю!

Если яйцо выглядит так, как ему полагается, проклятия, порчи или сглаза на вас и не было. Но если в яйце обнаружилась кровь, гниль или иное, чего там быть не должно, явно присутствует сильный негатив. Возможно, он не вышел до конца, и им придется заниматься в ближайшее время.

Затем водите над молоком левой рукой по часовой стрелке и три раза читайте:

Молоко жизнь омолодит, радость принесет, жизнь вернет, счастья и удачу, во Славу вашу Божью пью!

Молоко нужно выпить полностью, поэтому стакан лучше подбирать такого объема, который вы сможете осилить. После этого нужно начитать на нитки. Слова произносятся на каждый узелок, по три раза. Начинайте с белой нитки, отрывать ее от клубка можно только после того, как завяжете все узелки.

Слова на первый узел на белой нитке:

Макошь, Макоша, Макошенька, меня не забывай, будь рядом со мной.

Макошь ты обо мне не забывай, судьбу счастливую плети на месяц, на два, на три вперед.

Узел крепкий, узел богатства и удачи.

После белого клубка переходите к красному. Поступите с ним так же, начитайте на каждый узел по три раза слова, обращенные к богине, а затем отрежьте нить.

Слова на первый узел:

Судьба моя счастливая, судьба моя удачная.

Судьба моя богатая, судьба моя прекрасная.

Любовь и удача в делах мне повезет, день за днем и всегда.

Аналогично поступите с черной ниткой. Слова на первый узел, говорятся тоже три раза:

Вороги не рядом не близко, а далеко от меня.

Всё плохое мне не по пути, всё плохое стороной меня обойдет.

Все беды стороной меня обошли, обо мне забыли.

Теперь свяжите все три нитки между собой, в процессе непрерывно читая:

Судьба Макошь, три нити ведущие меня, крепко держаться друг с другом, не разрываясь, сплетаясь, судьбу мою плетут, жизнь в узлах.

После того, как закончите с этим, скажите:

Вот и настала минута, отсекай, избавь мя Макошь от этой нити судьбы.

Отрежьте черную нитку с такими словами:

Вот и всё плохое с ней уходит, меня оставляет, забывает, судьба Макошь меня встречает.

Черную нитку сожгите на пламени свечи. То, что от нее останется, бросьте на блюдце с яйцом. Его содержимое следует вылить в унитаз или из окна. Если вы проводите обряд на природе, вылейте яйцо там, где не ходят люди.

В целом, Макошь - образ Матери Сырой Земли, повелительницы человеческих судеб и покровительницы женщин. Она пользовалась особым почетом у древних славян. Считается, что если правильно провести обряд Макоши, можно выпросить у богини счастливую судьбу.

    • Гадания
    • Заговоры
    • Ритуалы
    • Приметы
    • Сглаз и Порча
    • Обереги
    • Привороты
    • Отвороты
    • Нумерология
    • Экстрасенсы
    • Астрал
    • Мантры
    • Существа и

    В этот день были обширные празднества, народ пил и гулял. Считалось, что не грех выпить много, если закрома полны. Не даром говорили: «Наниколился!». На зимнего Николая принято делать заговоры против алкоголизма. Можно заказывать молебен о здравии родственника с алкогольной зависимостью. 19 декабря святой Николай приносит детям подарки, а родственники читают молитвы об их здравии.

    Санат Кумара:: Школа Вознесения

    Богородица Макошь

    БОГОРОДИЦА МАКОШЬ – Небесная (Сва) Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы.

    Вместе со своими дочерьми, Долей и Недолей, определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы всех людей из Великой Расы и всех потомков Рода Небесного, живущих на нашей Земле и на всех других прекрасных Землях Сварги Пречистой, плетя для каждого из них Нити Судьбы.

    Поэтому многие люди обращались к Богине Макоши, чтобы она доверила сплетать Нить Судьбы в клубок своей младшей дочери – Богине Доле.

    Богиня Макошь во все времена была очень внимательной и заботливой Покровительницей ткачества и всевозможного рукоделия, а также следила за тем, чтобы на полях, где орачи (крестьяне) вкладывают Душу в свой нелегкий труд, вырастал хороший урожай.

    Следует помнить, что великая Небесная Богиня Макошь – это не только Богиня-Покровительница произрастания и плодородия, как могут подумать многие, а Богиня, дарующая трудолюбивым и прилежным людям хороший урожай.

    К тем Родам из Великой Расы и ко всем потомкам Рода Небесного, которые не ленились, а трудились в полях, в садах и на огородах в поте лица, вкладывая Душу в свой нелегкий труд, Богиня Макошь посылала свою младшую дочь – белокудрую Богиню Долю. Тем же людям, кто плохо и нерадиво трудился на своих полях (неважно, из какого он Рода), доставался плохой урожай. Поэтому в народе говорили, что “от Макоши Доля пришла урожай мерить” или “Макошь Недолю послала урожай мерить”.

    Для трудолюбивых людей Богиня Макошь – подательница всяких благ, поэтому на Образах и Куммирах Богини Макоши её очень часто изображали с Рогом Изобилия или его символическим изображением в виде Небесного Ковша из Семи Звезд (в Славяно-Арийской космогонической системе созвездие Большой Медведицы называется Макошь, т.е. Мать Ковша).

    Богиня Макошь управляет Чертогом Небесного Лебедя во Сварожьем Круге. Поэтому Богиню Макошь очень часто изображают в виде Белой Лебедушки, плывущей по бескрайнему Морю-Oкeaнy, т.е. в Небесах.

    Итак, сама Макошь:

    1.Богиня всей Судьбы

    2.Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем, имеет 12-13 годовых праздников (и может чествоваться каждое полнолуние)

    3.Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

    4.Защитница и покровительница хозяек.

    6. Хозяйка Живой Природы.

    Макошь-Судьбинушка, сиза голубинушка,

    Судьбы ведница, веретенница,

    Нити кручены, судьбы вручены

    Долей доброю дари вдостали,

    Мати великая, многоликая,

    Земля плодная родом родная,

    Да сил в моготу всяку животу!

    Гой ты еси Макошь-Матушка!

    Гой ты Мать еси всеродящая,

    Велесовой силой исполненная,

    Макошь-Мати, буди славна,

    Нити судеб веди плавно,

    Буди добры твои коши,

    В светлы дни, во тёмны нощи,

    Мати-пряха, дажди зрети

    Суть покуты твоим детям,

    Ведна Мати дажди знати

    Прави суть во честной рати,

    Дажди быти Мати срече

    Дажди быти Мати доле

    С оратаями во поле,

    Дажди силушку во руду

    Всякому честному люду,

    Макошь-Мати славься днесе,

    Да по все родные веси!

    Долю води, жито роди,

    Нити веди, живи люди,

    Право суди, тако буди!

    Сопрядающая нити судеб!

    Доле да Недоле велящая,

    Макошь славянская богиня молитва

    “Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся”.

    1. Богиня всей Судьбы

    2. Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем, имеет 12-13 годовых праздников (и может чествоваться каждое полнолуние)

    3. Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

    4. Защитница и покровительница хозяек.

    5. В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.

    NeboVokrug. Искренний блог.

    Солнце навек, счастье навек - так повелел Человек!

    Молитвы Макоши

    Макошь-Судьбинушка, сиза голубинушка,

    Макошь умилённая да стоверетённая,

    Во Роде восславися, среди нас появися,

    Со твоей крыницы дай воды напиться,

    Дай воды напиться, к тебе приклониться!

    Берёза стройная, сама станом гойная!

    Матушка всеблагая возрадуйся днесе отрадная!

    Макошь наша мати дозволи величати

    Днесь тя прославляти

    Во дворе добром, во поле хлебом,

    С-правной крепостью, всякой лепостью,

    А в честном дому, светлом терему

    Оберег всему Роду моему!

    Мать Сыра-Земля оберег меня!

    Мать Сыра-Земля оберег меня!

    Мать Сыра-Земля оберег меня!

    Макошь премудра, мати покутна,

    Судьбы ведница, веретенница,

    Нити кручены, судьбы вручены

    Коло верчены, справно венчаны,

    Долей доброю дари вдостали,

    Недоль отведи, рассей россыпью.

    Мати великая, многоликая,

    Земля плодная родом родная,

    Святи полюшко честным хлебушком,

    Дажди мудрости своим детушкам,

    Да сил в моготу всяку животу!

    Гой ты еси Макошь-Матушка!

    Матерь пречистая, звезда самосиянная,

    Покуты всей володычица, нити судеб держащая,

    Хозяйка вод, хранительница ключей,

    Здравы подательница, а Живы всей берегиня,

    Гой ты чрево земное плодородное,

    Гой ты Мать еси всеродящая,

    Велесовой силой исполненная,

    Тебе вздаемо славны славы, да честны требы наши,

    Буди же к нам милостива Матушка,

    Да опряди нас силой своей премогутной!

    Макошь-Мати, буди славна,

    Нити судеб веди плавно,

    Буди добры твои коши,

    В светлы дни, во тёмны нощи,

    Мати-пряха, дажди зрети

    Суть покуты твоим детям,

    Ведна Мати дажди знати

    Прави суть во честной рати,

    Дажди быти Мати срече

    Со волхвами в истом вече,

    Дажди быти Мати доле

    С оратаями во поле,

    Дажди силушку во руду

    Всякому честному люду,

    Макошь-Мати славься днесе,

    Да по все родные веси!

    Макошь-Мати пряжу пряди,

    Долю води, жито роди,

    Нити веди, живи люди,

    Право суди, тако буди!

    О, Матерь Макошь! О великая Богиня!

    Сопрядающая нити судеб!

    Услышь нас, детей твоих взывающих к тебе!

    Хвала тебе, о, великая Мать всего сущего!

    Небесная пряха покутные нити прядущая,

    Доле да недоле велящая,

    Суд правый всяку животу чинящая,

    Начало всякого дела с завершением единящая!

    О, премудрая Мать урожая,

    Славься снопья владычица,

    Яко Земля сырая сама плодородная!

    О, великая Мать чадородная,

    Живе и Маре велящая!

    О, женская покровительница,

    Ты научила праматерей наших

    Прясть пряжу да ткать полотно.

    Как ты сама нити судеб свиваешь,

    Всякой покутою управляешь,

    Тако же дажди нам пути-дороги свои земные

    Сопрягать с небесными,

    Путь свой земной Ладом Всемирья правя!

    Слава Матери Макоши!

    Гой-ма! Слава! Слава! Слава!

    (Вещий Словник: Славления Родных Богов. Влх. Велеслав)

    11 комментариев »

    Прекрасно дана страница Славьянской Богини Макоши.Собраны молитвы очень приемлимы.Кто автор картин? Прекрасны! Укрепления вам и художнику

    Благодарю создателей сайта. Своевременно, красиво и нужно.

    Добрый вечер,подскажите молву о сыне.

    Макошь - богиня, относящаяся к тёмным богам. Поэтому тексты, её восславляющие не используют слово «СЛАВА», а используют слово «ВЕЛИЧАНИЕ».

    В родноверческих практиках славлений это очень явно проявляет себя по факту:

    1. Читайте этот текст со словом «слава», получите нагоняй.

    2. Замените «слава» на «велмчание». читайте этот текст со словом «велмчание», получите ряд событий по жизни складывающихся идеально.

    Виктор, Вы с чего отнесли Макошь к темным Богам? Ткните в ссылочку, будьте любезны. Все авторы Ведов, исследователи родноверия, будут крайне Вам признательны. Они-то, наивные, полагают, что Макошь - породительница жизни, как раз по эту сторону от Калинова моста, из мира Яви, а не Нави. Ссылочку? Сколько угодно! К примеру, «Жива и Мара» - Волхв Велеслав. А если Вы, часом, из Христианства сюда пожаловали, для разброда и расшатывания, так и скажите. Мы поймём. Бить не будем, ступайте со своим богом…

    У Вас Макошь - это богиня, которая притаскивает мешок добра в дом.

    1.У меня Макошь - богиня, которая формирует непроявленное будущее в виде ещё не произошедшей судьбы, даёт в будущем показать себя или опростоволосится.

    2.В тот момент, когда Макошь появляется на поле в момент сбора урожая, то здоровое растение пшеницы (или ржи) заканчивает свою ипостась в виде растения и превращается в сноп (снопы) - продукт для переработки.

    Таким образом, Макошь стоит у грани перехода из одного состояния в другое. Вы вместе с Велеславом считаете, что Макошь находится в пантеоне Явных Богов ожидая, когда произойдут подготовленные ею события. Я считаю, что Макошь - богиня непроявленная, занимается она подготовкой событий с непроявленной (Навной) стороны нашего Мира.

    Гой ты, Макошь-Мати,

    Разреши начати нам тя привечати,

    Что тобой ниспослано, тем тя величати:

    На дворе добром, во поле зерном,

    Красотой да ладностью, лепотой да статностью!

    А во светлом терему оберег всему Роду моему!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь, ты – великая, Матерь многоликая!

    Матушка, ты – родная, хлебом плодородная!

    Макошь, ты – раздольная, урожаем гойная!

    Влике Макошь! Гой!

    Ты - благодатная, людям отрадная,

    Далью привольная, ширью раздольная!

    Дажди, Землица, твоею крыницей

    Силой напиться, тебе поклониться!

    Дай в доме радости, дай сердцу нежности,

    Чести да честности, веры да верности,

    Помощь с заботою, счастья с любовию,

    Мати родная, Землица Сырая!

    Влике Макошь! Гой!

    Гой ты, Рожаница! Гой, плодородная!

    Ты - создающая теплом и любовию,

    Вещего Велеса силой исполнена,

    Чрево родящее, тайной наполнено!

    Днесе тебе величание вечное,

    Требами честными, молитвой сердечною!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь, ты – небесная пряха расчудесная,

    Мати всемогущая, уроки задающая,

    Нитями покутными судьбы нам плетущая!

    Матушка-Судьбинушка, сиза голубинушка,

    Вейся, окрылённая, Луною озарённая,

    Макошь умилённая да непреломлённая!

    Матушка хорошая, обними ладошками,

    Обогрей заботою, опряди любовию,

    От беды избави, сбереги, направи!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь прядущая узорами сущего,

    Ты сотворяешь нам судьбы грядущие!

    Ты наполняешь нам яркими красками

    Счастья домашнего заботы прекрасные!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь великая, ты – первозданная,

    Тебе величанье, сокрытое тайною!

    Серебряным светом, парчою небесною

    Ты вышиваешь узоры чудесные!

    Вейтесь легко, словно сети паучии,

    К счастью ведите нас, нити летучии!

    Путь неоконченный, тропы нехожены,

    Судьбы назначены, жребии брошены!

    Ты отправляешь нас дальней дорогою,

    Где обучаешь уроками строгими!

    Не посылай нам несчастия россыпью,

    Дай нам удачи да радости вдостали!

    Влике Макошь! Гой!

    Матушка вечная, ты - бесконечная,

    Пестуй с любовью, статься достойными!

    Ты на распутии нас не остави,

    Чтобы понять да ошибки поправить!

    Влике Макошь! Гой!

    Береги нас, ведна Мати,

    Дай защиты в нашей хате,

    Дажди силы, чтоб вспахати,

    Чтоб посеять да посжати,

    Скот в подворье поумножи,

    Дай здоровья да пригожи,

    Нагадай борща да каши

    Ко столу нам полны чаши!

    Влике Макошь! Гой!

    Дай возможность, Макошь-Мати,

    Нам удачу повстречати!

    Дай нам силы, дай нам мочи

    Вволю долю напророчи

    В белы дни, во чёрны ночи,

    На родины, на судьбины,

    Нам на встречу сладки речи,

    Всяку граду, всякой весе,

    Чистым полем, тёмным лесом,

    На подворье, в каждом доме,

    Во укромье, во раздолье.

    Нас николиж не покини!

    Сохрани нас, Берегиня!

    Влике Макошь! Гой!

    Мати-пряха, буди ладна,

    Нити судеб вей нам плавно,

    Cделай нити крепки очень

    В светлы дни, во тёмны ночи,

    Нас в годину утешая,

    Нас заботой окружая,

    В хате нас не обижая,

    Нам хозяйство умножая!

    Урожая в родны веси

    Полны коши нам принесе!

    Влике Макошь! Гой!

    Ведна Мати, дажди знати,

    Как нам честь не замарати!

    Макошь-Мати, дажди зрети

    Суть покуты твоим детям!

    Дажди статься кощной встрече

    Со волхвами в истом вече,

    Дажди сбыться вышней воле,

    Дажди здравия и доли,

    Дажди блага отовсюду,

    Дажди силы честну люду!

    Дай нам нити путеводны,

    Дай удачи превосходной!

    Нам на счастье деток роди,

    Пряжу пряди, долю води!

    Супер, надо продолжать. Это формирует и мотивирует на светлое, честное, гордое, нежное……

    da kogda 4itaew to radostj v duwe pojavljaetsja, spasibo.