Армия династии мин. Китай – эпоха династии Мин


В 1368 г. Чжу Юань-чжан объявил себя императором новой династии Мин (1368—1644 гг.). Со времен Тан границы отодвинулись далеко на север, а в целом Минская империя была обширнее любой другой предшествовавшей ей китайской империи. Чжу Юань-чжан был правителем жестоким, но ему удалось вернуть страну к процветанию.
Династия Мин стремилась укрепить свои позиции путем централизации власти и упорядочения экономики. Самодержавная власть императора усилилась. В провинциях власть губернаторов была разделена между отдельными административно-финансовыми, военными и судебными учреждениями. В 1382 г. Чжу Юань-чжан воссоздал трехступенчатую экзаменационную систему, просуществовавшую в Китае до начала XX в.
Земли, принадлежавшие монголам и сотрудничавшим с ними китайцам, были объявлены государственной собственностью. Таким образом, государственный земельный фонд значительно вырос. Особую категорию землевладения составили «должностные поля», передававшиеся служилому чиновничеству за службу в государственном аппарате.
В отличие от казенных земель, «народные поля» облагались государственными налогами. На правах частной собственности землей владели часть дворянства, богатые торговцы, ремесленники и промысловики, ученое сословие, военачальники, мелкое чиновничество, сельские старосты и др. К разряду «народных» земель относились и мелкие крестьянские владения. Основной фигурой в деревне стал самостоятельный крестьянин- землевладелец.
Минский двор произвел опись всех земель. Созданные реестры и кадастры стали документами, по которым исчислялось налоговое обложение и определялись повинности населения. Дворы объединялись в группы, связанные круговой порукой.
Помимо наделения большого количества крестьян пахотной землей, Чжу Юань-чжан снизил налогообложение, отменил некоторые категории податей, ликвидировал крестьянские задолженности. Рабы были освобождены.
После смерти Чжу Юань-чжана придворные возвели на престол его внука Чжу Ди. При нем возобновилась борьба с монгольскими ханами. Но теперь Китай уже не оборонялся, а наступал. Затем наступательные устремления обратились на северо-восток. Под власть Китая отошла вся Манчжурия и даже район нижнего течения Амура. Вассалом минских императоров стала соседняя Бирма. Китайской армии удалось ненадолго завоевать Вьетнам.
При третьем императоре — Юн Лэ (1403—1424 гг.) — минский Китай достиг процветания и могущества, расширились международные связи и произошло усиление его международного влияния.
В XVI в. небывало высокой степени достигла концентрация земли в частных руках, происходило массовое обезземеливание крестьян. На землях крупных землевладельцев начинает широко применяться наемный труд.
Применение наемного труда стало заметным явлением и в городском производстве. В период правления Мин в городах сосредоточивалась значительная часть населения империи.
В городском шелкоткачестве, фарфоровом производстве и на некоторых добывающих промыслах начали складываться централизованные частные мануфактуры. Однако государственные предприятия типа мануфактур по своим размерам значительно превосходили частные.
Минский период ознаменовался новыми успехами в области кораблестроения. В XV в. корабли были вооружены пушками. А уже в XVI столетии журналистика стала общественной профессией.
Но постепенно подъем сменился упадком. Показателем кризиса, как всегда, были народные выступления против властей, отмеченные с начала XVI в. Обостряется и политическая борьба, развернувшаяся при императорском дворе. В чиновничьем аппарате царили произвол и коррупция. Вдобавок к внутренним неурядицам, северные кочевники постоянно нарушали спокойствие.
В минскую эпоху китайская цивилизация впервые стала отставать от общемирового, особенно европейского прогресса.
И именно в это время европейцы появляются у берегов Китая. Первыми стали португальцы. В 1557 г. они добились концессии на Макао. В 1624 г. голландцы захватили южную часть о. Тайвань. Англичанам было разрешено торговать в Кантоне. Первое русское посольство в Китай осуществил в 1618 г. томский казак Иван Петлин. Следует отметить, что сальдо в торговле с европейцами складывалось все-таки в пользу китайцев.
Все внешние достижения династии Мин нейтрализовались тем, что положение основной массы населения ухудшалось. В конце концов разразилось одно из наиболее продолжительных и мощных в истории Китая народных восстаний — война 1628—1644 гг.
Наиболее влиятельным и популярным вождем восставших войск становится Ли Цзы-чэн. В 1644 г. его армия занимает столицу.
Отказавшись признать Ли Цзы-чэна императором, главнокомандующий У Сань-гуй попросил маньчжурских князей помочь ему отбить Пекин. Он открыл проход в Великой Стене и 6 июня 1644 г. маньчжуры заняли столицу. Пока У Сань-гуй гнал распавшуюся армию повстанцев на запад, укрепившиеся в Пекине маньчжуры провозгласили одного из сыновей хана Абахая императором Китая. С этого времени началось правление в стране маньчжурской династии Цин (1644—1912 гг.).

В эпоху династии Мин Китай переживал период культурного обновления. Эта эра развития, торговли и исследований длилась, несмотря на окончательный упадок, три столетия.

Чжу Юаньчжан

После распада монгольской династии Юань в Китае возникла политическая нестабильность. В первой половине XIV века в государстве вспыхнул ряд восстаний, приведших к образованию множества мелких королевств, в которых господствовала прослойка торговцев и крестьян. Лидером повстанцев был Чжу Юаньчжан, сын фермера и глава одной буддийской секты, впоследствии получившей название «Красные тюрбаны». К 1369 г. Юаньчжану удалось захватить власть и свергнуть династию Юань. Юаньчжан взял себе имя Мин, что означает «ясность», а затем стал называть себя Мин Хонгву; это было началом эпохи Мин.

Царствование Хонгву сформировалось в связи с необходимостью укрепления абсолютной власти императора. Он основал столицу в Наньцзине и проводил бесчисленные сложные ритуалы в своей роли императора; все они служили для придания ему божественного статуса. Он ликвидировал административный аппарат высшего государственного департамента и обеспечил себе полный контроль над управлением империей. Хонгву устранил все дворцовые интриги, имеющие угрозу для государства, а также ограничил власть евнухов, наложниц и придворных дам. Кроме того, он беспощадно расправлялся с любым противником.

Многие считали Хонгву величайшим императором Китая. Он снизил налог на землю, чем способствовал восстановлению разрушенного монголами сельского хозяйства, занялся посадкой лесов и создал новые проекты по колонизации населения на невозделанных площадях. Реформы Хонгву были разработаны для того, чтобы усилить административный аппарат должностных лиц и контролировать данные об огромной численности населения. Государственная проверочная система для гражданских служащих была упразднена в эпоху династии Юань. Вместо нее Хонгву предложил гораздо более сильную систему управления; таким образом, он создал аппарат, просуществовавший до 1905 г. Китайское общество было разделено на три класса; крестьян, ремесленников и военных. После смерти Хонгву в 1398 г. на его место пришел его внук Чжу Юньвэнь.

Запретный город; резиденция двух императорских династий - Мин и Цин; на протяжении 500 лет была недоступна для большинства китайцев.

Разведка и торговля

Цзяньвэнь, известный под именем Чжу Юньвэнь, правил недолго; в 1402 г. на трон взошел его дядя, четвертый сын императора Хонгву. Он взял себе имя Мин Юнлэ и царствовал на протяжении 22 лет. В период его правления Китай разработал политику расширения своей территории до моря. В 1405 г. Юнлэ финансировал несколько морских экспедиций, которые должны были не только открыть новые страны, но и развить торговые отношения. Программа по разведению лесов, которую начал Хонгву, обеспечила китайский морской флот древесиной; Чжэн Хэ, главный евнух и императорский советник, организовал экспедиции и руководил ими. Между 1405 и 1433 гг. Чжэн Хэ возглавил китайский флот в семи исследовательских экспедициях по Индийскому океану; они достигли таких дальних пунктов назначения, как город Джидда в Саудовской Аравии и столица Сомали Могадишо. Они добрались до островов Суматра и Ява на Малайском архипелаге. Китайцы торговали шелком, бумагой и духами и получали взамен пряности, чай и хлопок. К этому времени китайский флот был крупнейшим в мире; он обладал большей экономической мощью, чем испанская армада. После смерти Чжэн Хэ в 1433 г. расходы на флот сократились, и он уменьшился. Из-за потери мощи на море побережье Китая в последующие годы было атаковано японскими пиратами. И хотя впервые за все j царствование Юнлэ вторжение на территорию Аннама (современного Северного и частично Центрального Вьетнама) и Кореи было успешным, неудачная попытка захватить Монголию в 1449 г. привела к оборонительной позиции династии Мин. Постепенно империя замкнулась, и формой государственного правления в ней стал изоляционизм.


Резная фигурка обезьяны из нефрита эпохи Мин. Справа: Скульптурное изображение дракона на облицованной стене в Запретном городе.

Запретный город

В 1421 г. Юнлэ перенес столицу из Наньцзина в Пекин, который и остается ею до сих пор. В самом сердце новой столицы Юнлэ начал строительство дворца под названием Запретный город. Для возведения этого комплекса понадобилось около миллиона работников и ста тысяч художников-прикладников; его строили 14 лет. Под Запретный город была отведена площадь в 72 гектара. Он состоял из множества дворцов, которые насчитывали 9999 комнат. Во дворце не могло быть 10000 комнат, поскольку у китайцев это божественное число бесконечности, и по легенде только на небесах може1 быть 10000 комнат. Императорские церемонии и публичные государственные мероприятия проводились в трех основных залах дворца - Верховной гармонии Центральной гармонии и Сохранившейся гармонии Во Внутреннем дворце находились жилые помещения: основные залы этой части Запретного города - залы Небесной чистоты, Объединения и мира, Земного спокойствия. Жизнь во дворце состояла из строгих процедур и ритуалов, которые были призваны подчеркнуть божественный облик императора. Множество женщин и евнухов жило на отгороженных территориях. Когда они встречались с императором, то должны были падет к его ногам. Многие из тех, кто вошел в Запретный горой в качестве прислуги, наложницы или евнуха, не имели право его покидать.

Демографический взрыв

С началом эпохи Мин в Китае увеличилась численность населения. Сельскохозяйственная политик Хонгву способствовала тому, что постоянно становилось доступным все большее количество продуктов, и параллельно с ведением торговой политики правительство заботилось о всеобщем росте товаров и повышении уровня жизни. К тому же, эпоха династии Мин была относительно стабильной; до этого государство претерпевало массовые беспорядки, повлекшие за собой гибель множества людей. Серия эпидемий XVI-XVII вв. привела к замедлению роста численности населения, но когда господство династии Мин закончилось в 1644 г., население империи увеличилось до 130 миллионов человек. Демографический взрыв потребовал более совершенных методов ведения сельского хозяйства и транспортных средств. Такие товары, как хлопок, доставляли с севера по водному пути. Ввоз европейских товаров сильно снизился, преимущественно потому, что у китайской культуры не было большой нужды в чем-либо иностранном. Однако какая-то их часть приходила с Запада, например, неизвестные полевые культуры, которые были завезены из Нового Света в Европу (картофель, табак и кукуруза).

Фарфор

Благодаря процветающей экономике и растущему интересу к искусству, спросу на предметы роскоши, а также усовершенствованным методам производства процветала торговля такими предметами потребления, как текстильные изделия и керамика. Так, в период династии Мин был популярен тончайший фарфор с характерным бело-голубым рисунком. Вкачестве украшений использовали в основном изображения дракона, птицы Феникс или других животных и растений, а также садовые мотивы. Фарфор позднего периода эпохи Мин был очень красочным, для него все больше применялась красная, желтая и зеленая глазурь. Благодаря торговле с Португалией на китайский фарфор всегда был большой спрос, ион высоко ценился в Европе. В рамках централизованного государственного контроля постоянное производство фарфора сосредоточилось вокруг заводов в удаленной провинции Цзянси. Однако когда возникли затруднения с доставкой, контроль передали в местные органы.

Упадок эпохи Мин

Для заката эпохи Мин было несколько причин. Несмотря на экономические успехи, государство сильно пострадало от нападений, в особенности его побережья, атакованные японцами, и север, где буйствовали монголы, а также приграничные области. Военные кампании против монголов на севере и маньчжуров на северо-востоке оказались дорогостоящими, и правительство увеличило налоги, которые и так были разорительными для населения. Наконец, в начале XVII века произошел ряд народных восстаний на севере и северо-западе империи; они были связаны с неурожаем и последующим голодом в провинции Шаньси. При таких условиях честолюбивым маньчжурам было легко взять ситуацию под контроль, и в 1644 г. они предприняли поход в Пекин с целью захвата столицы, вынудив последнего императора династии Мин Чунчжэнь покончить с собой. Упадок эпохи Мин был ускорен также неудачами Хонгву в аппарате управления. Самодержавная власть императора поначалу была успешной, однако последующие правящие монархи были более изнеженными и избалованными, они не желали принимать участие в работе правительства. Поскольку больше не было премьер-министра, не стало и преемственности в делах управления; империя пострадала из-за этого и стала более коррумпированной, что, в конце концов, привело к господству евнухов на различных уровнях государственного аппарата.

ДИНАСТИЯ МИН

Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей Востока, хотя бы понаслышке знают о знаменитых на весь мир драгоценных вазах эпохи Мин. Однако вряд ли большинство читателей могут назвать имя хотя бы одного «минского» императора.

Императорская династия Мин не может похвастаться родоначальником-небожителем. Историкам достоверно известно, что ее основателем был человек из плоти и крови, более того, он даже не имел благородного происхождения. В прошлом буддийский монах, выходец из социальных низов, Чжу Юаньчжан, возглавил повстанческую армию во время крестьянского восстания, победа которого и положила начало новой династии. Начавшая это восстание секта Минцзяо проповедовала скорое пришествие восстановителя справедливости, Князя Света, Мин-вана. После захвата Пекина вождь повстанцев Чжу Юаньчжан провозгласил, что отныне Поднебесная будет называться Да Мин - Великая империя Света. Естественно, этим он хотел подчеркнуть, что император - тот самый Князь Света, о котором говорилось в пророчествах. Новая династия получила название Мин - Светлая.

Китайские летописи нередко упоминают Чжу Юаньчжан как жестокого правителя, однако обстановка, в которой ему приходилось действовать, требовала самых решительных, иногда жестоких действий. За короткое время минские войска изгнали с территории Китая монголов и завершили объединение страны. Однако окончательное избавление от власти монгольских феодалов и верных им местных властителей из окраинных провинций произошло лишь почти 20 лет спустя после основания династии Мин. Кроме того, существовала угроза нового вторжения монгольских ханов на территорию Китая. В пределах Поднебесной было неспокойно: чтобы захватить власть, Чжу Юаньчжану пришлось преодолевать сопротивление соперничавших группировок повстанцев, среди которых было немало могущественных феодалов.

Деятельность Чжу Юаньчжана сделала его весьма популярным среди малообеспеченных слоев населения. Прежде всего, как сказали бы сегодняшние политтехнологи, он себя удачно позиционировал. Новый император не скрывал, что он «простой человек с правого берега реки Хуанхэ», а главной своей задачей считал необходимость «охранять народ и привести его к благоденствию». Император часто посещал деревни, иногда сам пахал землю, приглашал во дворец уважаемых старцев и расспрашивал их о жизни крестьян. Ведь в Поднебесной эпохи Мин земледелие, пусть это не покажется странным, считалось наиболее почетным занятием. Крестьянам, в отличие от торговцев, разрешалось носить шелковую одежду, они пользовались всеобщим уважением.

Аграрная политика первого императора династии Мин сводилась к увеличению доли крестьянских дворов и усилению строгого контроля за распределением казенных земель. При нем осуществлялась раздача земли безземельным и малоземельным крестьянам, практиковалось переселение крестьян на пустующие земли, создание опекаемых казной военных и гражданских поселений. Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще освобождались от налогов. «Лучшая политика заключается в заботе о народе, а забота о народе выражается в умеренных налогах», - говорил Чжу Юаньчжан. Отдельные указы первого императора династии Мин могут показаться утопическими. Но они вполне соответствовали духу времени и культуре Китая: «В каждой стодворке нужно выбрать старых, либо увечных, не способных работать людей и приказать мальчишкам водить их. Эти люди должны держать в руках деревянный колокольчик и выкрикивать слова, да так, чтобы народ слышал, произносимые ими слова, убеждающие людей быть добрыми и не нарушать законы. Эти слова таковы: будь послушен и покорен отцу и матери, почитай и уважай старших и высших, живи в мире и согласии с односельчанами, воспитывай детей и внуков, спокойно занимайся каждый своим делом, не совершай дурных поступков…»

Все эти меры в немалой степени способствовали тому, что к императорской власти стали относиться с уважением, а государство с каждым годом все более крепло. Сам бывший бедняк, Чжу Юаньчжан не доверял чиновникам - выходцам из помещичьей среды. По данным историков, за годы его правления более 10 тысяч чиновников были казнены за хищения и взяточничество. Впрочем, нельзя считать Чжу Юаньчжана идеальным правителем, ставившим нужды народа превыше собственных. Известно, что родственники императора получали во владение обширные уделы, в которых чувствовали себя практически независимыми. При жизни императора это служило гарантией их лояльности, но после его смерти стало причиной смуты и нового витка борьбы за власть.

В 1398 году, после смерти императора, на престол взошел его внук, Чжу Юнь-вэнь. Он попытался обуздать взбунтовавшиеся уделы и ликвидировать наиболее опасные из них, однако эта политика вызвала волну сопротивления. Властители уделов (ваны) не собирались расставаться ни с богатствами, ни с властью. В результате вспыхнула война центральной власти с мятежниками, получившая название Цзиннань (1399–1402). Победителем в борьбе за трон Поднебесной стал предводитель мятежников, один из сыновей Чжу Юаньчжана, Чжу Ди (1402–1424). В разных источниках встречаются различные имена китайских императоров, что объясняется довольно просто: во-первых, у каждого из них было по нескольку имен, причем настоящее произносить вслух запрещалось. А после смерти они получали еще одно - священное имя. Во избежание путаницы мы будем называть нового императора династии Мин Чэнцзу. Его политика во многом походила на политику отца, и ее идеологическое обоснование было таким: «Небо поставило государя, чтобы он заботился о народе… - говорилось в императорском указе. - Став императором, я думаю о том, чтобы довести народ до всеобщей радости… Если хоть один человек не получит того, что ему необходимо для жизни, то это будет моя вина…» Звучат эти слова крайне привлекательно, но не стоит забывать, что их пишет человек, развязавший гражданскую войну, в ходе которой развитие страны затормозилось… Однако надо отдать должное императору - он стремился (и небезуспешно) исправить положение: запретил все второстепенные работы и даже приказал сократить добычу золота и серебра, поскольку «народу нужны не драгоценности, а пища».

В 1405 году из Китая в Индию был отправлен огромный флот из 60 больших кораблей с 28 тысячами моряков, солдат и купцов. Император Чэнцзу поставил перед адмиралом Чжан Хэ задачу восстановить торговые связи с Западом в обход блокированного монголами Шелкового пути. За тридцать лет Чжан Хэ совершил семь плаваний в Индийский океан, его корабли достигли Аравии и Африки. С этого времени южный морской путь стал основной дорогой, связывавшей Запад (в китайском понимании) и Дальний Восток.

Чэнцзу прославился и обустройством Поднебесной. В годы его правления проводились крупные ирригационные и строительные работы. Большое внимание уделялось системе государственных зернохранилищ, созданной еще при Чжу Юаньчжане. Во время большой засухи 1428 года правительство по низким ценам продавало рис из зернохранилищ. Нехватка продовольствия не сказалась на простых людях, но так не могло продолжаться бесконечно. Рост количества жителей привел к тому, что земля уже не могла прокормить все население страны. По всему Китаю люди были вынуждены бродяжничать в поисках пищи, многие становились разбойниками… Уже при императоре Инцзуне голод превратился в настолько серьезную проблему, что стал темой особых докладов. Императорскому трону угрожало восстания голодающих, которые приобретали угрожающий характер. К примеру, восстание в Хубэе продолжалось три года (1464–1467), а число повстанцев достигло 400 тысяч.

В немалой степени продовольственному кризису способствовало засилье чиновников. Хотя основатель династии изрядно потрудился, изгоняя коррумпированных должностных лиц, бюрократическая машина оставляла массу лазеек, которыми пользовались на местах власть имущие. Император мог издать тысячу указов, запрещающих грабеж крестьян, но реально исполнялось лишь весьма незначительное их количество.

Династия Мин прошла такой же цикл, как и другие царствующие до нее дома. От правителей, действительно пекшихся о народе и государстве, власть переходила к безвольным личностям, не имевшим ни желания, ни сил управлять государством. Со времен Сянь-цзуна (1465–1487) императоры проводили большую часть времени в гаремных покоях, зачастую передав управление делами гаремным евнухам. Сянь-цзун лишь единожды принял секретаря Государственного совета, а Уцзун (1506–1521), пребывавший на троне 16 лет, ни разу не удосужился встретиться с министрами… Многоженство привело к тому, что императорский клан неимоверно разросся, число родственников императора превышало 20 тысяч человек, количество князей и принцесс исчислялось сотнями, а число обслуживавших двор евнухов доходило до ста тысяч. В таких условиях, естественно, и казенные земли, и казна открыто расхищались всеми, кто имел к ним доступ. Особую, крайне влиятельную группу при императорском дворе составляли евнухи, пользовавшиеся такой властью, что до императора не доходили никакие неугодные им доклады. Они жестоко мстили всем, кто осмеливался критиковать коррупцию при дворе. В правление императора Ши-цзуна (1521–1566) некоторые честные чиновники, подавая доклады, заранее готовились к смерти или кончали жизнь самоубийством при передаче послания, чтобы не попасть в руки тех, против кого боролись. Противостояние чиновников с незапятнанной репутацией и евнухов длилось практически всю историю династии Мин.

Таким образом, конец династии был закономерным следствием ее существования. Некоторые современные ученые считают, что причиной упадка стал предшествовавший ему подъем, породивший серьезные демографические проблемы. В период наибольшего расцвета династии Мин развивались мануфактуры, производившие шелк, фарфор и оружие, строились дворцы, мосты, дороги. Государство сохраняло важные позиции в экономике, не только владея землями и предприятиями, но и располагая монополиями в целых отраслях, например в разработке руд. Торговля сосредоточилась в 33 крупных городах, куда привозили товары со всего Китая и из-за границы. Все это способствовало поднятию уровня жизни и резкому увеличению рождаемости, что, в свою очередь, через некоторое время становилось причиной острой нехватки продовольствия. Императоры и чиновники оказывались бессильны перед этой проблемой. Вспыхивали восстания, появлялся очередной претендент на роль основателя новой династии, обещавшей решить все проблемы…

…В Пекине, к северу от бывших императорских дворцов, до сих пор можно увидеть искусственно созданный горный хребет. Когда-то это место назвали Мэйшань (Угольная гора), поскольку здесь ссыпали уголь на случай неприятельской осады. Позже сюда перенесли большое количество земли, из которой образовалась гора с пятью вершинами. На ее склонах посадили сосны и кипарисы, что необыкновенно украсило это место. Отсюда и произошло новое название этого места - Цзиншань (Гора прекрасного вида). С этой рукотворной горой связана наиболее трагическая страница истории династии Мин.

Минская империя под конец своего существования переживала серьезный политический и экономический кризис. Высокая рента, непосильные налоги и всевозможные поборы приводили к обнищанию и разорению китайских крестьян. В некогда цветущих провинциях свирепствовал голод. Распри между феодалами, их междоусобные столкновения еще более накаляли обстановку.

В стране росло недовольство существующим порядком вещей, вспыхивали восстания. Возможно, императорам династии Мин удалось бы справиться с крестьянами, но к ним присоединились правительственные солдаты, прекрасно умеющие обращаться с оружием.

В ходе целой череды восстаний на первый план выдвинулся вождь крестьянской революции Ли Цзычэн (1606–1644). Его повстанческий отряд, вступавший в ожесточенные схватки с регулярной армией, к концу правления династии Мин стал самой крупной военной силой в Китае. Повстанцы расправлялись с наместниками, императорскими родственниками, крупными чиновниками и помещиками, отбирали у них землю и распределяли ее между крестьянами. Неудивительно, что армия Ли Цззычэна не знала недостатка в добровольцах, стремившихся ко всеобщей справедливости и, что вполне естественно, к отстаиванию собственных прав на землю.

Весной 1644 года армия Ли Цзычэна переправилась через реку Хуанхэ, а затем из провинции Шаньси направилась к столице династии Мин (с 1421 года) - Пекину. Подойдя к его главным воротам, повстанцы стали громко кричать императорским солдатам, находившимся на городских стенах: «Открывайте ворота, иначе не ждите пощады!» Не получив ответа, восставшие поднесли лестницы и решили взять штурмом городские ворота. Их усилия увенчались успехом: вскоре они оказались во Внешнем городе.

Эта весть дошла до императора, носившего имя Сыцзун (Чжу Юцзянь). Он совершенно не ожидал внезапного вторжения в Пекин восставших крестьян, поэтому спешно собрал своих приближенных и осведомился, известно ли им, что восставшие уже овладели Внешним городом. Чиновники и придворные не знали, что на это ответить. Тогда император спросил, какой план защиты города от мятежников предлагают сановники, и один из них самоуверенно заявил: «Не беспокойтесь, Ваше величество. Мы будем сражаться даже на улицах и никогда не предадим родины». Тем временем восставшие крестьяне, сминая заслоны императорских войск, неодолимо приближались к Запретному городу.

В эту ночь император не мог уснуть: его не покидала тревога за свою жизнь. Утром к нему явился евнух и принес страшную новость: мятежники проникли во Внутренний город. Императорские войска бежали, и придворные советовали императору последовать их примеру. Однако Сыцзун, воспитанный на примерах из жизни великих предшественников, придерживался другого мнения, считая бегство недостойным правителя.

В то утро впервые в истории династии министры и придворные не явились на звук колокола, означавший начало аудиенции у императора. Тогда он снял с себя все украшения и богатые императорские одеяния, надел простой желтый халат и в сопровождении преданного евнуха Ван Чэнъэня покинул дворец, направившись на гору Цзиншань, где с самого возвышенного места стал наблюдать за происходящим. Пекин произвел на императора страшное впечатление: повсюду пылали пожары, разрозненные императорские войска в беспорядке отступали и разбегались, повстанцы захватывали все новые и новые кварталы…

Возможно, именно тогда Сыцзун понял, что эпоха правления династии Мин ушел в прошлое. Вернувшись во дворец, император выпил несколько чашечек вина и повелел позвать свою семью и любимых наложниц. Положение казалось безвыходным: с минуты на минуту повстанцы могли ворваться во дворец и взять императора и его родных в плен. Сыцзун не питал иллюзий относительно того, как мятежники поступят с ним и его близкими, поэтому он решил не дожидаться смерти, а уйти из жизни добровольно. Своим троим сыновьям император повелел спасаться бегством. Затем, повернувшись к императрице, тихо произнес: «Все кончено». Его жена простилась с Сыцзуном и сыновьями и первая ушла из жизни, повесившись на собственном поясе. Сыцзун понимал, что времени осталось совсем мало. Ему требовалось все мужество, чтобы сделать то, что он собирался… Император послал за своей пятнадцатилетней дочерью. Обращаясь к ней, отец сказал: «Почему ты родилась в таком несчастном отчем доме?» Девочка дрожала от страха, прекрасно понимая, что ее ожидает. Прикрыв рукавом халата глаза, Сыцзун нанес дочери удар мечом, но, как оказалось, не смертельный. Девушка упала и медленно умирала от потери крови. Император был уже не в силах нанести второй удар. Судьба сыграла с ним злую шутку, заставив собственными руками убить тех, кого он любил. Наложница Юань также должна была лишить себя жизни. Она решила повеситься, но не смогла этого сделать: страх смерти сковал ее волю. Император вновь поднял меч… Теперь он остался один.

В ужасе от содеянного и того хаоса, который охватил Пекин, император направился к воротам Аньдин, через которые покинули Запретный город три его сына. Возможно, он еще надеялся спастись. Но ворота были завалены камнями и землей, и открыть их не представлялось возможным.

Сыцзун, последний император династии Мин, известный также как Чжу Юцзянь, понял, что настал его черед. Выйдя из дворца, он направился к подножию горы Цзиншань, сделал из пояса петлю и повесился на кривом стволе ясеня. То же самое сделал евнух Ван Чэнъэнь, оставшийся верным своему повелителю до последней минуты жизни. Это произошло утром 26 апреля (19 марта по лунному календарю) 1644 года.

Впоследствии возникло множество красивых легенд о кончине императора. В одной из них говорится, что к халату императора был пришит кусок шелка, на котором начертано его предсмертное покаяние: «Прошло 17 лет с тех пор, как я взошел на трон, а теперь мятежники вторглись в мою столицу. Так как мои добродетели незначительны и сам я был негодным человеком, я навлек на себя гнев Неба. К тому же я был обманут своими приближенными. И вот после своей земной жизни я, пристыженный, направляюсь к своим предкам в мир теней. Возьмите мою корону, обмотайте мое лицо моими волосами, разрубите тело на куски, если пожелаете этого, но не делайте зла народу. Пусть мои подданные вновь объединятся вокруг наследника».

В том же стиле якобы было написано и послание, адресованное вождю повстанцев Ли Цзычэну. В нем говорилось о том, что во всех бедствиях Китая виновны недобросовестные чиновники. Император будто бы обратился к вождю повстанцев со словами: «Народ не заслуживает наказания, потому что он ни в чем не виноват, и дурное обращение с ним было бы полнейшей несправедливостью. Я потерял государство, наследие моих предков. Со мной заканчивается императорский род, который продолжили столько предков-императоров до меня. Хочу закрыть глаза, чтобы не видеть разрушенной империи или страну под властью тирана. Я отказываюсь от жизни, потому что не желаю быть ею обязанным последнему и самому презренному из моих подданных. Не могу более показывать свое лицо перед теми, которые, будучи моими детьми и моими подданными, являются теперь моими недругами и изменниками».

Жизнь императора прервалась в 36-летнем возрасте. Его гибель вызвала широкий отклик в сердцах все еще хранивших ему верность людей. А поскольку в то время одним из проявлений преданности правителю считалось самоубийство главы семьи вместе со всеми родственниками, то, согласно китайским источникам, со смертью Сыцзуна покончило с собой около 80 тысяч человек.

Через несколько часов после самоубийства императора войска Ли Цзычэна заняли Пекин. Тело правителя Поднебесной было снято с дерева и положено в гроб для нищих, под его голову подсунули камень, а сверху императора накрыли простой циновкой - так восставшие выразили свою ненависть к тирану. Со смертью Сыцзуна закончилось правление китайской династии Мин.

Восставшие недолго радовались своей победе. В Китай вторглись войска маньчжуров. Ли Цзычэн вынужден был оставить столицу, в которой находился около 40 дней. В 1645 году он пал смертью храбрых в бою с врагами.

Правители маньчжурской династии, покорившие Китай, поклонялись духу последнего китайского императора. Кривой ясень, на котором он повесился, старательно оберегался как историческая реликвия. Ствол дерева заковали в железную цепь - так был «наказан» ясень за гибель последнего императора династии Мин.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Крымская династия В 1481 году в Московском княжестве власть перешла к крымской династии во главе с Нордоулатом (одолевшим Андрея Большого и Бориса), старшим братом Крымского хана Менгли-Гирея, и вместе с новыми правителями из Крыма на Русь пришел иудаизм, но об этом чуть

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

V династия Новая, V династия древнеегипетских царей, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа, уже не могла строить такие величественные пирамиды.Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - это всего лишь бледное

автора

IV ДИНАСТИЯ Египет имеет репутацию одного из древнейших очагов цивилизаций. Как свидетельствуют археологические данные, это государство возникло в конце IV тысячелетия до н. э., а окончательно утратило независимость в 525 году до н. э., когда после военного поражения у

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

XIX ДИНАСТИЯ Фараоны XIX династии смогли восстановить былое величие Египта. Первым из них был Рамсес I. В переводе с древнеегипетского это имя означает «Ра [второе имя бога Солнца египтян] родил его». Возможно, этим его родители стремились подчеркнуть свою приверженность

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ СЯ Династия Ся - первая из легендарных «Трех династий», с которых началась история Китая. Ее название легло в основу одного из самоназваний Китая - Хуася. Генеалогическое древо Ся в «Ши цзи» насчитывает семнадцать правителей (вместе с Да Юем). Престол

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ МИН Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ ЦИН Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся

Из книги Древний Восток автора

I династия Ура Около 2550 г. до н. э. гегемония у Урука была перехвачена династией Ура. Наиболее известным царем-гегемоном из Ура был Месанепада. В это время для Ура были характерны шахтные гробницы и одно уникальное погребение верховной жрицы-правительницы Пуаби; вместе с

автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

XIX династия Хоремхеб происходил из знати небольшого городка Хут-несут в Среднем Египте и по своему жизненному пути был близок к служилым людям, роль которых усилилась накануне и во время амарнской эпохи. Ок. 1325 г. до н. э. он совершил глубокий рейд по Восточному

В 1368 г. Чжу Юаньчжан создал династию Мин. Он не был представителем «шэньши» и считал интересы этого сословия, а равным образом и господство чиновничества в управлении страной опасными для той формы государственного аппарата, которую он собирался осуществить. Тенденция к узаконенной централизации правления, заметно проявившаяся уже в сунский период, получила приоритетное развитие в минскую эпоху. После смерти Чжу Юаньчжана сын императора вступил на трон, затем его дядя Чжу-Ди стал императором. В 1421 г. он перенес столицу из Нанкина в Пекин.

Даже должность канцлера --- главного политического советника императора при всех китайских династиях --- не была сохранена при Минах. Никогда еще с подданными страны не обращались с такой жестокостью. Наказание палками высокопоставленных чиновников в присутствии всего двора стало обычной практикой. Известны случаи, когда чучело казненного чиновника вешали в кабинете его преемника. Деспотический режим мог сохраняться лишь во времена правления сильных и энергичных императоров. Однако вскоре правителей стала привлекать роскошь дворцовой жизни, и власть оказалась в руках евнухов. Время от времени между чиновничеством и евнухами вспыхивали ожесточенные схватки, в которых обычно поражение терпели конфуцианцы, как это уже случалось в годы правления императоров династии Хань.

В эпоху Минской династии появился известный политик Чжан Цзюйчжэн. Он провел реформу с целью смягчения противоречий в обществе и спасения минских властей. Он упорядочил методы управления, развивал сельское хозяйство, чтобы снять тяготы с крестьян.

В этот период сельское хозяйство быстро развивалось. Были развиты текстильная промышленность, производство фарфора. Железодобывающая промышленность, бумажное производство и судостроительная промышленность тоже получили быстрое развитие. Расширился внешний обмен в области экономики и культуры. Флотоводец Чжэн Хэ 11 июля 1405 г. вышел в море во главе эскадры в 208 кораблей, на борту которых было 28 тыс. матросов. За свою почти тридцатилетнюю морскую карьеру Чжэн Хэ побывал в южной части Тихого океана, в Индийском океане, Персидском заливе и около берегов Восточной Африки. В Китае считают, что именно Чжэн Хэ открыл Америку, опередив на 70 лет Колумба, достигшего берегов Нового света в 1492 г.

При династии Мин быстро развивалось товарное хозяйство. Появились первые ростки капитализма. В начале династии Мин Чжу Юаньчжан уменьшил налоги. Он также привлек людей к возделыванию новых видов сельскохозяйственных культур, например, табак, томаты, кукурузу и арахис, заведенные из других стран в Китай. В текстильной промышленности появились мануфактуры, в которых имелось более 10 ткацких станков, и наемные рабочие. Все это свидетельствует о ростках капитализма в Китае. При династии Мин увеличилось производство разнообразных товаров. Были созданы коммерческие центры в местах, которые имели удобное сообщение. Появились процветающие города --- Пекин, Нанькин, Сучжоу, Ханчжоу и Гуанчжоу.

В этот период было распространено написание экзаменационных сочинений --- восьмичастных письменных работ, ради получения должности государственного чиновника появились известные классические романы, например, «Речные заводи», «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Цветы сливы в золотой вазе». Кроме того, было создано «Путешествие Сюй Сякэ» --- литература по географии, а в области медицины появилась книга «Китайская фармакопея лекарственных растений»; вышла в свет «Сельскохозяйственная энциклопедия», трактат «Работа природных сил», а также знаменитая «Энциклопедия Юнлэ».

В поздний период правления династии Мин сильно увеличилась концентрация земель. Вскоре у северо-восточных границ Китая возник новый и могущественный противник. Вождь потомков чжурчжэней Нурхаци в 1616 г. объявил себя ханом и основал династию Цзинь («Золотая»). Таким образом была создана маньчжурская империя, типично приграничная империя, однако Нурхаци в гораздо большей степени использовал китайский опыт в административной и военной областях для укрепления собственного господства. В организации его вооруженных сил наблюдались черты, присущие войскам степных народов, и способы ведения боевых действий сочетались с китайскими методами жесткого управления и контроля.

Шестнадцать императоров династии Мин правили Китаем с 1368 года по 1644 год на протяжении 276 лет. Новая империя пришла на смену в результате народного восстания и была свергнута в ходе Крестьянской войны армией Ли Цзычэна и вторгшимися в Китай маньчжурами, ранее создавшими в Маньчжурии .

Человек, под предводительством которого пала династия Юань, был родом из бедной крестьянской семьи, добывавшей себе средства на существование сельским хозяйством и промыванием золотого песка. Чжу Юань-чжану было 40 лет, когда он в результате продолжительного восстания «Красных повязок» сверг монгольскую династию Юань и стал императором под тронным именем Тай Цзу. Своей столицей новый правитель сделал город , окружив его тридцатимильной стеной.

Тридцатилетнее правление императора Тай Цзу было отмечено жестокими репрессиями, когда любой, даже самый незначительный проступок наказывался смертной казнью. Не забыв свое происхождение, император старался защитить крестьян: чиновников, использовавших свою власть для притеснения простого народа, ждала суровая кара от клеймения до конфискации имущества, каторги и казни.

Несмотря на жестокое правление Тай Цзу, внутри страны было установлено относительное спокойствие, экономическая ситуация в стране также улучшилась. Империи удалось укрепить свои позиции в Маньчжурии, освободить провинции Юньнань и Сычуань от монголов и даже сжечь Каракорум. Однако более серьезной проблемой в эту эпоху стали набеги японских пиратов.

После смерти императора в 1398 году у власти недолго продержался законный наследник Цзянь Вэнь, мягкий и образованный человек, убитый в 1402 году высокомерным и властолюбивым князем Чжу Ди, средним сыном первого минского императора. В 1403 году князь провозгласил себя императором. Чтобы доказать свою легитимность как Сына Неба, Чжу Ди приказал ученым переписать историю правящих династий Китая.

В целом, несмотря на узурпацию трона и жестокий террор в самом начале правления, историки оценивают Чжу Ди как блистательного правителя.

Чтобы успокоить настроения населения и бунты, император поощрял буддийские обряды и , придерживался традиционных конфуцианских норм, пересмотрел административную структуру империи, устранив таким образом противоречия между отдельными племенами.

Император уделял особое внимание борьбе против коррупции и тайных обществ. Благодаря вновь восстановленной системе экзаменов в правительство было привлечено новое поколение офицеров и чиновников.

Новый правитель также предпринял меры для восстановления экономики: было увеличено производство продуктов и тканей, освоены новые земли в дельте Янцзы, русла рек были прочищены, а Великий китайский канал перестроен и расширен, что способствовало развитию торговли и мореплавания.

Что касается внешней политики, то правление императора Чжу Ди было более удачным на море, нежели на суше. На верфях Нанкина строили огромные океанские суда - девятимачтовые джонки, достигающие 133 м в длину и 20 м в ширину. Китайский флот, насчитывающий 300 подобных суден, под предводительством адмирала Чжэн Хэ (один из придворных евнухов) совершал походы в Юго-Восточную Азию, Цейлон, Индию и даже Персидский залив, в результате которых многие правители были взяты в плен, и к минскому двору стала поступать дань из далеких государств. Эти экспедиции значительно расширили влияние империи и стали величайшими в истории человечества морскими исследованиями, на несколько десятилетий опередившие европейскую эпоху великих географических открытий.

Именно Чжу Ди перенес столицу минской империи в и приказал построить , работы над которым были завершены в 1420 году. Однако судьба отвела императору лишь несколько лет, чтобы насладиться новым дворцом: в 1424 году правитель умер, возвращаясь из похода против монголов.

Ненадолго трон отошел во власть его старшего сына, умершего меньше чем через год от сердечного приступа. Тогда власть перешла внуку Чжу Ди по имени Сюань Цзун. В стране вновь наступил мир, на границах также стало спокойно. Стали развиваться дипломатические связи с Японией и Кореей. После смерти императора в 1435 году китайские историки назовут его образцом конфуцианского монарха, сведущего в искусствах и склонного к благожелательному управлению.

Наследником императора стал один из двух его сыновей, малолетний Ин Цзун, которому едва минуло 6 лет, поэтому реальная власть находилась в руках регентского совета, состоящего из трех евнухов, среди которых главным был Ван Цзинь. Обстановка в стране стала неспокойной: засухи, наводнения, эпидемии, тяжелый принудительный труд, вновь обрушившийся на крестьян, вынужденных участвовать в масштабных строительных работах, послужили причиной для нескольких восстаний, среди которых два последних были подавлены с трудом.

Одновременно с этим на северные земли Китая стали наступать монгольские войска. Император, которому к тому времени исполнилось 22 года, под руководством Ван Цзиня, не сведущего в военном деле, собрал полумиллионное войско и двинулся на врага. Неподготовленная армия была полностью разбита противником, а Ин Цзун попал в плен. Это стало одним из величайших военных поражений в истории .

Следующим императором стал сводный брат плененного правителя, взявший себе тронное имя Цзин Цзун. Он успешно отразил атаку монголов, в том числе спас Пекин, реформировал армию, провел масштабные восстановительные работы. Однако вскоре из плена был отпущен его брат и в ходе дворцового переворота Ин Цзун вновь был объявлен императором. Цзин Цзун умер через несколько месяцев - по некоторым источникам, он был задушен одним из дворцовых евнухов.

После смерти Ин Цзуна на трон вступил его сын Сянь Цзун (Чжу Цзяншэнь). В период его правления была восстановлена и окончательно достроена . По некоторым оценкам, воплощение в реальность этого величайшего на земле фортификационного сооружения стоило жизни 8 млн. человек. Правление Сянь Цзуна было также примечательно 10-летней войной против монголов, в результате которой ситуация с набегами была стабилизирована.

У императора помимо бездетной официальной супруги была старшая жена - госпожа Вэн, его бывшая нянька, которая была в два раза старше императора. После того как умер единственный ребенок Вэн, она делала все возможное, чтобы предотвратить появление наследника от других наложниц, не останавливаясь даже перед убийствами, но просчиталась. От случайной связи с девушкой из племени яо у императора родился сын, появление которого скрыли от госпожи Вэн. Сянь Цзуну показали мальчика, когда ему уже исполнилось 5 лет. Именно этот ребенок и стал следующим императором.

Как обычно с приходом нового правителя последовали казни и ссылки: новый император избавлялся от алчных евнухов, чиновников, получивших свои должности при помощи денег или интриг, нечестных священнослужителей и развратных любимцев предыдущей императорской четы.

Сяо Цзун (тронное имя императора) строго следовал конфуцианским принципам, заботился о благополучии народа, выполнял все необходимые ритуалы, назначал на высокие должности конфуцианцев и был предан своей единственной жене - госпоже Чань. Собственно, эта госпожа и была его единственной слабостью, нанесшей государственной казне ощутимый урон, т.к. императрица отличалась расточительностью, а титулы и земли доставались ее родственникам и друзьям.

При дворе вновь возросло число евнухов, количество которых превысило 10 тыс. человек. Фактически, этот огромный аппарат стал действовать параллельно с гражданской администрацией, постоянно конкурируя между собой за должности и влияние на императора. Ситуация только ухудшилась вместе после смерти Сяо Цзуна, когда императором стал его 13-летний сын У Цзун.

У Цзуну не досталось положительных качеств его отца: мало того, что он предпочел обществу своей законной супруги компанию евнухов, так он еще и стал настоящим алкоголиком, наводивший ужас на всю страну. Говорят, что, путешествуя по стране, император похищал женщин из домов, и это была лишь одна из немногих его забав. В конце концов У Цзин умер в возрасте 21 года в 1522 г. бездетным, не оставив после себя законного наследника.

После очередных дворцовых интриг на трон взошел 15-летний двоюродный брат императора Ши Цзун. Этот человек отличался мстительностью и крутым нравом: его боялись даже наложницы, а несколько из них даже отважились на покушение, однако, император был спасен, а женщины подвержены мучительной казни.

Император правил на протяжении 44 лет, но никаких особых достижений в этот период не произошло. Ши Цзун вел затворническую жизнь во Дворце Вечной Жизни в западной части Запретного города и продолжал изоляционную политику, опасаясь шпионов и опасных союзов из-за рубежа. Поэтому торговля, которая могла бы поправить экономическую ситуацию в стране, оставалась под запретом, в результате чего восточное побережье страны страдало от набегов японских пиратов и жило контрабандой.

Император Ши Цзун, все больше отдаляясь от дел, стал интересоваться гаданиями и поисками эликсира бессмертия. Главный даосский советник императора прописал ему пилюли, включающие в себя красный свинец и белый мышьяк, которые сильно подорвали здоровье правителя. В 1567 году император, чей разум уже совсем ослаб, умер в Запретном городе.

Наследником стал его старший сын Лун-цин, но его правление продлилось лишь 5 лет и император практически не вмешивался в дела управления страной.

В 1573 году трон занял его сын Шэнь Цзун (Вань-ли), отличавшийся разумностью и трезвым подходом к управлению. Однако с каждым годом его интерес к политике угасал, между монархом и чиновниками увеличивались противоречия. Рассказывают, что во второй половине своего правления император и вовсе стал игнорировать чиновников, которые, пытаясь привлечь его внимание, толпами собирались возле Запретного города и, встав на колени, выкрикивая имя Вань-ли.

Но, помимо плохо слаженной работы правительства, на Китай стала надвигаться угроза с Запада, тогда еще неясная, но впоследствии принесшая Поднебесной непоправимые беды. В конце 60-х годов XVI века в Макао обосновались португальцы, которые с 1578 года стали заниматься торговлей, получив разрешение Китая закупать товары в Кантоне. Это привлекло внимание испанцев к Азии, отправивших экспедицию для колонизации Манилы, где уже было установлено господство китайцев. В 1603 году в Филиппинах разгорелся военный конфликт, и китайцы были изгнаны с архипелага.

Помимо этой войны, унесший жизни 20 тыс. человек, в Китае периодически возникали внутренние восстания, власти предпринимали карательные походы против непокорного племени мяо, а также против японцев, вторгшихся на территорию Кореи. Но решающую роль в падении династии Мин сыграла военная кампания против чжурчжэней, племенного союза монголов и тунгусов, возникшего в XII веке и вытесненного на северо-восточные земли. Смешавшись с мигрантами из Кореи и другими народами, они стали называться маньчжурами.

В конце XVI века один из маньчжурских вождей, 24-летний Нурхаци, объединил под своей властью множество маньчжурских аймаков, создав империю и объявив себя императором. Чтобы избавить Маньчжурию от вассальной зависимости, Нурхаци предпринял ряд удачных военных походов на Китай, что снова повлекло за собой экономический кризис в империи, повышение налогов и народные восстания. Кроме того, неудачи подорвали здоровье императора: Шэнь Цзун умер в 1620 году.

После смерти императора ситуация в стране только ухудшилась. Население к тому времени превысило 150 млн. человек. Постоянное сокращение поступающего в казну серебра, инфляция, перегруженность городов, разрыв между бедными и богатыми, пиратство, стихийные бедствия вновь стали причиной народных восстаний. Особенно тяжело переживали экономический кризис крестьяне: на протяжении нескольких лет на севере Китая бушевали суровые зимы, ставшие причиной жестокого голода, во время которого отмечались случаи каннибализма. Многие семьи были вынуждены продавать в рабство своих детей, молодое поколение искало любые средства к существованию - многие из них хлынули в города, другие стали пополнять ряды разбойников, женщины становились служанками или проститутками.

Кроме внутренних восстаний в Китае оставалась и внешняя угроза: в 1642 году маньчжуры возобновили свои набеги, захватив в итоге 94 города. Власть правящего дома была в конец ослаблена: маньчжуры и мятежники со всех сторон осаждали императора. В 1644 крестьянские повстанцы под предводительством Ли Цзычэна подошли к Пекину. Последний минский император Чунчжэнь отказался бежать и повесился в домике на холме в императорском дворцовом комплексе, чтобы, согласно китайским верованиям, вознестись на небо верхом на драконе. Еще 20 лет спустя маньчжурами был казнен минский князь Юн-ли, бежавший в Бирму. Так закончилась 300-летняя эпоха правления династии Мин.