Эссе «Моя педагогическая философия. «Я — педагог» (эссе учителя-дефектолога)


Учитель-дефектолог- самая гуманная профессия на Земле.

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в двойне не легкий труд. Обучением таких детей занимаются учителя-дефектологи. Эта профессия направлена на освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы, на максимальную коррекцию и реабилитацию недостатков в развитии этих детей. А это дети с нарушенной слуховой функцией, слепые, слабовидящие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), умственно отсталые (УО) и другие дети с ограниченными возможностями здоровья.

Профессия дефектолога довольно молода. Лишь в недавнем прошлом люди пришли к пониманию того, что дети с отклонениями в психическом или физическом развитии по-своему уникальны, что их нужно и можно развивать, учить жить в обществе. История свидетельствует, что на ранних этапах своего развития отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. Дети с такими недостатками умерщвлялись, сбрасывали в пропасть. Это происходило в Спарте до IV-V вв. нашей эры. Так было и в Древнем Риме в начале нынешнего тысячелетия, где убивали уродливых, обезображенных детей. В тоже время в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию.

Дефектология тесно связана с психологией, медициной, педагогикой и др. И поэтому учителю-дефектологу необходимо быть компетентным в области специальной педагогики и психологии, знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог –это универсальная профессия. Обучением детей с нарушением слуха занимается сурдопедагог, слепых и слабовидящих – тифлопедагог, умственно отсталых – олигофренопедагог.

Работа учителя-дефектолога с такими детьми часто сопряжена большой эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Эта работа требует большой выдержки, терпения и самообладания, любви и чувства доброты, потому что каждый день, каждый урок нужно будет открывать мир знаний ребенку, отличающемуся от других сверстников своим психическим или физическим развитием.

Козинец П.А., студентка Макеевского Педагогического колледжа;

Бондаренко Э.А., преподаватель русского языка Макеевского Педагогического колледжа.

В студенчестве из курса по философии я узнала теорию, что каждый человек приходит на эту землю, чтобы выполнить два своих предназначения это продолжить свой генотип и стать счастливым. Тогда я задумалась, почему именно эти два разных понятия ставят во главу угла и в одну плоскость? Наверное, в этом, есть какой – то смысл…

Родить ребенка — с этим все понятно, человечество существует только потому, что продолжает свой род, а вот со счастьем все обстоит гораздо сложнее, ведь счастье категория абстрактная и субъективная…

Тогда я понимала, что мне предстоит работать с детьми и частично закладывать в них некую «матрицу жизни». Естественно у меня возникло несколько вопросов: А нужно ли счастье в этой «матрице жизни»? Может ли сделать человека счастливым несчастный человек? От чего зависит счастье? И вообще что же такое счастье?

Несмотря на разные понимания, существует единое определение счастья. Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности и условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения (Википедия)

Именно тогда, ко мне пришло понимание того, что счастье просто необходимо. Это как воздух для человека, несчастный человек, просто зачахнет и погибнет от своей неудовлетворенности и нереализованности. Ведь «найти смысл жизни – это счастье, найти счастье в жизни — это смысл».

Именно в этом заключается моя педагогическая философия – помогать детям, реализовывать свое предназначение в жизни – стать счастливым. Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми (О.Уайльд)

Но могу ли я обычный человек, взять на себя такую миссию? Наверное, я сама, прежде всего, должна быть счастливой. В чем же заключается мое счастье? В жизни есть одно счастье – любить и быть любимым (Ж.Санд)

Прежде всего, конечно это моя любимая семья: муж и сын, которые поддерживают меня, дарят мне свою теплоту и заботу. Во – вторых, Исключительное счастье человека – быть при своем постоянном любимом деле (В.И. Немирович – Данченко). То есть счастье для меня, это моя любимая работа. Я получаю удовольствие, когда работаю с детьми, когда могу их чему – то научить и научиться чему – то у них.

Как приятно, когда дети задают десятки вопросов и получая ответ на свой вопрос, в их глазах появляется удовлетворение, но проходит несколько минут и они опять бегут, чтобы узнать что – то новое.

Счастье — когда детки обнимают меня и говорят: «Лана Сергеевна, вы самая любимая воспитательница!» Когда понимаешь, что ты находишься на «своем месте» — это счастье! Счастье – это когда встречаешься со своими коллегами и тебе есть о чем с ними поговорить, когда они не безразличны к изменениям в твоей судьбе, когда ощущаешь их поддержку и взаимопомощь. Счастье – жить в согласии с самим собой и быть нужным людям (Л. Толстой)

Название: Эссе «Моя педагогическая философия»
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, Эссе

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №16 «Золотинка»
Месторасположение: город Якутск, Республика Саха (Якутия)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №60 «Огонек» г. Нерюнгри Республика Саха(Якутия)

Причины великих событий, как
истоки великих рек, в начале своём
часто мелки и незначительны
Дж. Свифт
Мой жизненный девиз: Жизнь требует движения, хочешь жить для себя, живи для других, делись опытом своим.
Педагогическое кредо: Воспитывай – любя, ведь в каждом ребёнке есть солнце, только дай ему светить.
Всё начинается с детства………

Родилась я 11 декабря 1972 года в крупном промышленном городе Перми расположенном на красивой судоходной реке «Каме». И как гласит мудрость Дж. Свифта «Причины великих событий, как истоки великих рек, в начале своём часто мелки и незначительны» так и я в детстве не могла и предположить, что пойду в такую нелёгкую, ответственную, но всё-таки вместе с тем интересную, творческую профессию педагога. Да и, в общем, то ни один ребёнок не задумывается об этом в детстве. На самом деле мне было предопределено пройти эти для меня «великие события» под названием «Река моей Жизни». Что предстоит мне не просто плыть по течению этой с виду ласковой, спокойной, доброй и тихой реки, а преодолевать порой сложные и бурные течения и подводные камни, которые встречаются на пути каждого взрослеющего человека. Почему сложилась моя судьба так, а не иначе? Спрашиваю себя я, оглядываясь в детство! И всё как будь то бы правильно и хорошо! Да теперь с высоты своего жизненного, да и педагогического опыта я могу позволить себе сделать некоторые выводы.
Основа профессиональной деятельности – это ответ самому себе на вопрос: Почему я этим занимаюсь? Не буду оценивать ответы на этот вопрос других людей. Буду отвечать сама за себя. Мне посчастливилось воспитываться в окружении интеллигентных семей педагогов многих поколений. Моих бабушек тётей и дяди. Мои бабушки Александра Павловна и Анастасия Александровна бы педагоги с огромным стажем работы и отдавали свой нелёгкий труд в сельской школе. Свой первый скромный жизненный опыт получала я от них наблюдая за их работой как бы непосредственно. Но мне было недостаточно смотреть за их работой в дни мои школьных каникул мне хотелось большего. Ну да ничего говорила я себе у меня ведь все педагоги. Тогда мне казалось что только у меня есть тети Светлана Фёдоровна – заведующая детского сада г. Братска, Люция Фёдоровна – методист детского сада г. Усть – Качка Пермского края, и дядя Вилорий Фёдорович –директор ПТУ г. Перми.. Гордилась безмерно. Так или иначе, но замечательные профессии моих родственников незаметно касались и меня. Удивительно, но жгучее желание быть рядом с детьми постоянно тянуло меня к ним. Помню, как не проходила мимо ни одного детского сада, что бы не заглянуть за ограду и не посмотреть, что же там происходит. Как воспитатели играют с детьми. Я думала, что можно спокойно зайти туда, да и бывали такие случаи. Теперь я понимаю, что поступки мои возникали не просто так на пустом месте, это передаётся по наследству. Я получила не только гены от своих предков, но и значительный опыт, пригодившийся мне в выборе профессии и ставшим для меня приоритетным направлением, как бы фарватером на моей «Реке жизни» за что я им безмерно благодарна. И вроде всё так гладко и даже я уже знаю:
Работа, как и человек конкретна, её лицо особое своё
И сделана она не кем–то где–то, всегда есть точный адрес у неё
Продолжается в юности……….
А нет, не всё так спокойно и жизнь приготовила мне свои подводные камни, которые мне предстояло преодолеть. Моё поступление в Иркутский педагогический институт потерпело фиаско. Но, перефразируя известное выражение «Кто не ошибается, тот не работает» могу сказать «Кто не ошибается, тот не учится». А желание моё работать с детством не угасло. И только с ним. С тем миром, который меня окружает. А он ведь совершенно другой, и совершенно не такой как мир взрослых. Дети они дети, а не недоросшие взрослые. И принятие ими окружающего мира совершенно не такое как у их родителей и «взрослых» учителей. И порой непонятно и обидно, что мы взрослые насильно насаждаем детям свои взрослые игры под самым благовидным предлогом. «Ведь мы же лучше знаем, что детям надо». Другой это мир. Другой! И доступ в него открыт далеко не всем. И, к сожалению, не открыт он даже многим педагогам, работающим в образовательных учреждениях. А так хочется приподнять эту завесу и отдать детям то что я уже знаю но как? Надо учиться. Я выбрала более длинный путь к своей цели. Но мы же знаем, что цель оправдывает средства. Работая в детском саду «Сказка» я поступила в Братское педагогическое училище № 1. Мой опыт накапливался, но гордиться пока было нечем. И всё-таки за годы учёбы я всё больше понимала, что определёно правильно почувствовала себя и свои чувства в детстве. Но «Река Жизни» крута и непредсказуема и иногда она нам диктует свои требования. Два раза я пыталась круто изменить свою жизнь, уходя из педагогики, но после всё равно в последствии направляла свою судьбу в нужное русло. Может быть, это оттого, что родители мои хоть и не педагоги, но очень интеллигентные люди никогда не навязывали мне своего мнения. Я и сейчас использую это качество в работе с детьми. Многие люди иногда говорят про свою профессию «Это не моё» так вот я могу сказать «Это моё».
Шли годы, я получала жизненный и педагогический опыт, я воспитывала детей, они воспитывали меня. После закрытия детского сада «Сказка» я пришла в детский сад «Огонёк». Работая с малышами, кажется вроде, смотри за ними и все, а нет самый нежный возраст, что заложишь, с тем и пойдут. И так вот я делилась своим накопленным опытом с этими кнопками. Показывала на своём примере, играла. Работа с детьми младшего возраста дала мне всё более и более уверенность в том, что пока живёшь в профессии с мыслью «научить», то едва ли научишь. При этом можно биться, а результата не будет. Как только эту мысль отпускаешь от себя и принимаешь, что «мы живём, что-то делаем и при этом становимся лучше (чуть больше умеем, чуть больше знаем) – значит, мы растём, и растут наши дети, с которыми мы работаем. Поэтому важно понимать, что педагог не для того что бы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии. За время работы мне присвоили II квалификационную категорию воспитателя дошкольного образования. Я постоянно ловила себя на мысли что повышении своей квалификации и высшее образование жизненно мне необходимо. Да и повышение качества образования выдвигает всё новые и новые требования к взаимодействию с детьми, современными методами и приёмами. Работая в детском саду «Огонёк» я не могла с сожалением относиться к детям, которым требуется особая поддержка взрослых. Вот кто особенно нуждается в моём опыте, вот кто требует особенной любви и ласки, думала я. И без особых раздумий поступила в Дальневосточный государственный гуманитарный университет по специальности «олигофренопедагогика» чтобы понять, что у маленького человечка происходит в голове, ведь у него всё не так как у других, а как? Что происходит? Как он реагирует на окружающий мир? А самое главное как помочь?
Часто мои друзья говорят мне ты отчаянный человек, зачем тебе эта коррекционная педагогика. Я только мило улыбаюсь и говорю вам этого не понять. Я ведь духовно богатый человек могу невидимым мне ключиком общаться с любым ребёнком. Не понимают, но и не осуждают.
Ни заканчивается никогда………
Я ни разу не пожалела что получила коррекционное образование потому что это позволило мне так же изучить работу с детьми с нарушением зрения с которыми я работаю на данный момент в начальной школе – детском саду «Малыш». У них своя психология и педагогика. Изучив, её она позволила мне расширить свои интеллектуальные познания. Будучи учителем – дефектологом в 2006 году я прошла, необходимые испытания и по результатам аттестационной комиссии мне была присвоена II квалификационная категория уже как учителя – дефектолога. Но, вспоминая мудрость Аристотеля «Жизнь требует движения» я постоянно передаю своим детям уже взрослый осознанный и постоянно пополняющийся опыт. В 2007 году участвовала в городском открытом занятии «Взаимодействие педагогов и специалистов по подготовке к описательному рассказу по картине». В 2010 году получила сертификат за участие в районном семинаре «Формирование пространства развития предпосылок творческого мышления у субъектов образовательного процесса» и в конкурсе « Зимняя фантазия». Повышаю свой педагогический потенциал курсами квалификации с 2007 по 2010 год. Принимала участие в методических объединениях как образовательного, так и городского уровня. В2008 году написала статью, опубликованную в сборнике «Материалы IX межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и студентов» по теме «влияние поисково-экспериментальной деятельности на развитие компенсаторных возможностей детей с нарушением зрения» Выбрала инновационную деятельность «Влияние познавательно – исследовательской деятельности на саморазвитие дошкольника с особыми образовательными потребностями» и обобщила опыт на педагогических чтениях в 2010 году. Считаю, свой выбор удачным и возвращаясь к напечатанному выше повторюсь педагог не для того что бы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии, а именно эта деятельность позволяет проживать вместе с детьми их жизненный опыт не навязывая им своего обучения.
Хочу отметить что, передавая свой педагогический опыт детям, я понимаю да нелегко, да отнимает много времени, но зато как приятно осознавать себя полезным кто-то скажет избитую фразу «обществу», а я скажу детям, получать отдачу и гордиться их успехами.
«Детству следует оказывать величайшее уважение»
Ювенал.
Почему-то вспоминается фильм «Москва слезам не верит» где главная героиня говорит «Если бы я не обожглась так сильно, то ничего из меня не получилось» Я, конечно, не обжигалась так сильно. Но если бы не было у меня этапов моего жизненного становления, и не прошла бы я эту «Реку Жизни» ничего бы из меня не получилось.
Оглядываясь назад, могу утверждать опыт, переданный мне моими родственниками, я передала большому количеству детей. Только дети этого ещё не знают и мои учителя – родственники уже не узнают печально, но такова жизнь. Я горжусь, что своей стороны стала продолжателем замечательной династии педагогов и крепким связующим звеном. Как говорил Козьма Прутков «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь» Я думаю, ответила на поставленный мною в самом начале вопрос.
У судьбы не требуя уступок,
Не винюсь ни в чём перед судьбой.
Главное на свете – есть поступок.
Действие, рождённое тобой
Сергей Островой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №312 «ЖЕМЧУЖИНКА»

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

(ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ)

Эссе на тему:

Николаева Ирина Игоревна

Учитель-дефектолог

Новосибирск, 2018г

«Моя педагогическая философия».

Любите детство: поощряйте его игры,

его забавы, его милый инстинкт.

Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте,

когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?

Ж.-Ж.Руссо

«Почему, именно воспитатель, ПЕДАГОГ?» - спрашивали меня близкие люди.

П - Прежде всего, потому, что я очень люблю детей. Действительно, без любви не может быть воспитателя. И настоящий воспитатель любит всех ребят: робких и смелых, медлительных и бойких, разговорчивых и застенчивых, находит в каждом свою изюминку, каждому отдает частичку своего сердца.

Е - «Если не любить, то не имеешь права воспитывать», сказал великий педагог Г. Песталоцци. Живя в профессии педагога уже шестнадцать лет, начинаю понимать, что в этой жизни ничего случайного нет. Не человек выбирает эту профессию, а профессия выбирает его. Еще в детстве, посещая детский сад, я мечтала, что стану воспитателем. Так и вышло – окончив школу, я твердо решила, что дальше пойду дорогой педагога.

Д Дорога педагога непростая, но очень интересная. В работе с детьми проявляется все то, что заложено в педагоге, все его способности. Кто-то очень хотел быть певцом, но голос не тот, мечтал быть актером, но не решался, думал о славе художника, но способности не те.…

А А педагог может воплотить всё в реальность – и петь, и танцевать, и рисовать. И это здорово, это окрыляет, и каждый раз хочется покорять вершины и удивлять! Удивлять не только детишек, но и саму себя, открывая в себе свои таланты. Дети – это самое лучшее, что есть в нашей жизни. Особенно осознаешь значимость профессии педагога, когда видишь распахнутые навстречу глаза ребят. Глядя в эти «ясные роднички», понимаешь, что ты нужен им, что ты для них – целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаешь тепло своего сердца. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями и поступками поставить задачу перед любым взрослым.

Г - Где грамотный воспитатель, там и дети хорошие! Всегда надо начинать с себя. Я не могу изменить весь мир, но могу изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг. В моих силах сделать окружающую меня действительность прекрасной. Детей учит то, что их окружает! Детей учат те, кто их ведёт по дороге жизни!

О « Обучать - значит вдвойне учиться», говорил Ж. Жубер. От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада – это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя – не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в смысл жизни.

Г Гордость! Я всегда благодарю свою судьбу за то, что она дала мне возможность стать педагогом. Я горжусь своей профессией! Горжусь тем, что детство проживаю многократно. Действительно – это так. Ведь вместе с детьми я расту, развиваюсь, заново проживаю самые счастливые годы. Чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым. Впечатления этой замечательной поры оставляют в жизни ребенка глубокий след. И поэтому мы, педагоги, стремимся к тому, чтобы эти впечатления были светлыми, яркими, радостными. То, что вынесет ребенок из детства, будет с ним всю его жизнь. И если оно окажется счастливым, то и всю свою жизнь человек будет помнить это.

ПЕДАГОГ. Профессия педагога многогранна! Каждый день я стремлюсь передать ребенку свои любовь и знания. И чудо происходит! Оно происходит каждый день! Как говорил В.А.Сухомлинский: «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни». Я не жду от судьбы ни почестей, ни наград. Работать для «галочки» не могу, не умею, да и не хочу.

«Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!» - вот мой девиз.

Хочется не просто быть значимым и востребованным педагогом, но и окунуться в мир детства, найти с детьми общие точки соприкосновения, понять и заново почувствовать вкус открытий и радости ребёнка.

Я горжусь тем, что я – ПЕДАГОГ – ДОШКОЛЬНИК, и тем, что причастна к созданию будущего нашей страны!

Профессия дефектолог


Дефектолог - специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. В зависимости от широты направленности деятельности специалиста, выделяются два их типа. Первый занимается изучением, обучением, воспитанием детей с отклонениями в развитии, а также их социальной адаптацией. Второй - собственно коррекционный педагог.

Специальность дефектолога родилась на стыке медицины и педагогики. Это относительно молодая специальность, возникновение которой связано с развитием психологии, неврологии, общей и специальной педагогики. Понимание уникальности детей с отклонениями в развитии, стремление к их развитию и социализации - достижение совсем недавнего прошлого.…

Работа дефектолога позволяет ребёнку с отклонениями в физическом или психическом развитии жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениями и ценностям. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

Работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, сегодня является востребованной и высокооплачиваемой. Сфера деятельности педагога-дефектолога очень широка: такие специалисты востребованы в государственных школах-интернатах, специальных коррекционных школах, реабилитационных центрах. В услугах дефектолога часто нуждаются частные детские сады и школы. Дошкольные образовательные учреждения также нуждаются в услугах данного специалиста для диагностики способностей и уровня развития детей.

Необходимыми качествами дефектолога являются эмпатия, умение в ребёнке с отклонениями от нормы увидеть уникальную личность. Работа с такими детьми часто сопряжена с большими эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Дефектолог должен регулярно знакомиться с новейшими открытиями в сфере его деятельности. Для этого проводятся курсы повышения квалификации, мастер-классы и семинары, которые дают возможность расширять и совершенствовать средства коррекционной работы.

Профессию дефектолога можно приобрести в педагогических вузах. В настоящее время существует ряд дефектологических специальностей: сурдопедагог, обучающий детей с недостатками слуха разной степени тяжести, тифлопедагог, работающий со слабовидящими детьми, олигофренопедагог, обучающий детей с недостатками умственного развития, логопед - специалист по речевым нарушениям, и дошкольный педагог-дефектолог.