Как появились средневековые рыцари? Вооружение рыцаря в средневековье


Классическим символом эпохи Средневековья считается рыцарь в доспехах и оружием в руках. Становление культуры рыцарей непосредственно связано с феодальным строем. Это обусловлено тем, что рыцари часто становились феодалами, благодаря верной службе монарху, который впоследствии наделял их землей и деньгами. Ведь средневековые рыцари в первую очередь были профессиональными воинами. Во главе дружин или армий стояли рыцари, имеющие знатное происхождение.

Рыцарство – привилегия дворянства

Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.

Настоящий средневековый рыцарь (особенно рыцарь в средневековой Испании) должен был происходить из знатного рыцарского рода и знать свою родословную, как минимум до пятого колена. Доказательством знатного происхождения рыцарей служили фамильный герб и девиз. Титул рыцарей передавался по наследству или давался королём за военные подвиги.

Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.

Возникновение рыцарской конницы

Первым эквивалентом рыцарей можно назвать сословие всадников в Древнем Риме. Именно они воевали на конях, часто используя качественные доспехи, но конница в римских войсках никогда не была основой войска. Конные отряды предназначались для преследования убегавших врагов, хотя тяжёлая конница аристократов могла в случае необходимости ударить по врагу.

Началом эпохи рыцарей можно считать 4-6 века, когда Римская империя пала под ударами конных кочевников. Именно сарматские всадники, использующие тяжёлые доспехи и щит, стали прототипом рыцарской конницы Европы.

Так как именно кочевники стали привилегированной кастой на территории бывшей Римской империи, именно их боевой костюм (доспехи и оружие) лежит в основе боевой амуниции, используемой рыцарями Европы. Однако так как пришельцев было достаточно мало, понадобились века, прежде чем их боевые традиции смогли распространиться в Европе.

Древние франки – первые рыцари

История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.

Так как корона остро нуждалась во всадниках, облачённых в доспехи, Карл Мартел и его сыновья начали раздавать церковные и коронные земли своим дружинникам, требуя от них за это несения конной военной службы. Если при Карле Великом в войне участвовало большое количество пехоты, то войны при Людовике 1 и Карле 2 проходили полностью без участия пехоты.

В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч . Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.

Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу , но не опоясываться им.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Воспитание настоящего рыцаря

Будущих рыцарей начинали готовить с самого детства. Обучение начиналось с 7 лет и продолжалось до 21 года, когда молодого человека официально посвящали в рыцари. Сначала мальчиков учили держаться в седле, потом – владеть оружием. Броня детям не давалась, хотя известны случаи, когда богатые феодалы заказывали уменьшенный комплект брони, которая в точности копировала доспехи взрослых рыцарей.

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

  • Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении);
  • Борьбе без оружия;
  • Изящным манерам;
  • Стратегии и тактике;
  • Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Только после этого молодые люди посвящались в рыцари и получали право носить родовой герб на поле своего щита.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Кодекс чести средневековых рыцарей

Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.

Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:

  1. Верность своему господину;
  2. Культ Прекрасной Дамы;
  3. Служение идеалам церкви.

Служение церкви привело к созданию рыцарских орденов. Они появились во времена крестовых походов. Рыцари в таких орденах считались монахами-крестоносцами и носили рясы поверх доспехов. Кроме этого, их щит украшался эмблемой креста.

Доблести настоящих рыцарей

Каждый средневековый рыцарь должен был стремиться обладать следующими качествами:

  • Мужеством в бою (настоящий рыцарь, не дрогнув, мог вступить в схватку с целой армией);
  • Верностью (подразумевается верность своему господину);
  • Щедростью;
  • Умеренностью;
  • Утончённостью в общении.

Главные рыцарские заповеди заключались в следующем:

  • Всегда стоять на защите интересов церкви;
  • Помогать слабым и обездоленным;
  • Сражаться за свою страну и короля;
  • Держать своё слово;
  • Бороться со злом во всех его проявлениях.

Естественно, что достаточно небольшой процент рыцарского сословия обладал набором таких качеств, но многие стремились именно к этому идеалу.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

Удар рыцарской конницы представлял собой железный клин, сминал неподготовленного врага в мгновение ока. К сожалению, для достаточного разбега рыцарская конница нуждалась в ровной площадке, поэтому рыцарские стычки происходили на равнинах.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Некоторые замки заслужили дурную славу, во времена «одичания» рыцарей, они становились настоящими разбойничьими гнёздами, откуда рыцарь-разбойник нападал на проезжающим мимо купцов.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

В средние века в европейских странах существовало особое сословие, главным занятием которого было военное дело. Привилегированный слой общества назывался рыцарством, и имел большой вес в средневековом социуме. Посвящение в рыцари считалось наивысшей королевской наградой за верную службу своему господину.

История появления рыцарства

Высшие военные сословия были сформированы во многих регионах. Например, клан самураев в Японии или сипахи в Османской Империи. Однако такое понятие как рыцарство связывают только с Европой периода VIII-XV веков. Зародившись в Испании и Франции, оно быстро распространилось на остальные европейские государства, и достигло своего расцвета в XII-XIII веках, во времена крестовых походов.

Рис. 1. Средневековый рыцарь.

Рыцарство возникло в результате развития системы феодального землевладения. Передавая собственные земли во временное или постоянное пользование, их владелец становился сеньором, а их получатель - вассалом. В обязанности вассала входила не только защита земельных угодий своего сеньора, но также активное участие в его совете, суде, спасение его из плена и прочее. Рыцарь мог быть предан только одному сеньору, и не мог одновременно состоять на службе даже у выше стоящего феодала.

Классификация

В средневековье рыцарское братство было представлено двумя классами:

  • Религиозное рыцарство. Состояло из воинов, принявших религиозный обет. К примеру, рыцари ордена тамплиеров воевали против арабов и представителей других религиозных групп.
  • Светское рыцарство. Данное сословие состояло из воинов, состоявших на службе у высокой знати или самого короля.

Чтобы стать рыцарем, нужно было быть не только физически сильным и отважным, но и весьма богатым человеком. Так, крепкий боевой конь и полное рыцарское обмундирование (шлем, панцирь, копье, щит и меч) стоило как стадо коров одной деревни.

Рыцарское ремесло требовало весьма серьезной физической подготовки. Снаряжение, полностью изготовленное из металла, было очень тяжелым, и весило до 50 кг. Чтобы не только выдержать этот вес, но и сражаться вместе с ним, нужно было иметь большую силу и выносливость.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Рыцарское снаряжение.

Подготовка будущих рыцарей начиналась очень рано. Поначалу у мальчиков развивали их физические данные и воинский дух в домашних условиях. Затем подростков отправляли во дворец сеньора, где они получали звание пажей и приступали к новому этапу обучения.

По сути, пажи были слугами рыцаря: повсюду сопровождали его, выполняли все поручения, прислуживали за столом. Но вместе с тем они обучались военному ремеслу, религии, литературе, в них воспитывали идеал благородного рыцарства, обучали кодексу поведения и чести.

В 14 лет юношей посвящали в оруженосцы. В этом статусе они должны были следить за оружием и доспехами своего рыцаря, сопровождать его в поездках и боевых походах.

Достигнув 21-летнего возраста, юноши, достойно прошедшие все испытания, становились рыцарями. Посвящение было важнейшим событием, ведь будущий рыцарь давал торжественную клятву, согласно которой он должен был стоять на защите веры, помогать слабым и нуждающимся, верно служить своему сеньору, избегать гордыни, тщеславия, жадности.

Рис. 3. Посвящение в рыцари.

В праздничные дни в средневековье устраивали рыцарские турниры, на которых отважные воины состязались в своем мастерстве. В схватках использовалось тупое оружие, и победителем считался тот, кто первым смог сбить противника с седла. В награду еду доставалось оружие, лошадь или доспехи.


История создания рыцарства до сего времени достаточно не изучена и не имеет единого согласованного мнения историков. Она интерпретируется в широком диапазоне и различно относит время организации рыцарства от седьмого до десятого века. Общее признание это воинское сословие получило по факту своего существования, когда исследователями допускается семантика от немецкого слова "риттер" - конник. Одни исследователи видят в рыцарях всех светских феодалов раннего Средневековья, другие только их часть - мелких феодалов, подразумевая при этом военных слуг (всадников), являвшихся вассалами знати. Считая также, что по мере роста феодальной раздробленности, благоприятствовавшей расширению прав мелких рыцарей, грань между рыцарями и знатью постепенно стиралась, уравнивая их в правах.


Данные примеры, представленные по уже свершившемуся факту существования рыцарства, не учитывают степени логической целесообразности каких-либо действий исторических персонажей, выходящих на сцену театра истории. А логика такова, что рыцарская экипировка - это очень дорогое удовольствие, которое позволить себе мог не каждый дворянин, о чем говорит и традиция передачи шлема и лат побежденного рыцаря победителю. Известно о том, что в эпоху раннего Средневековья межгосударственные взаимоотношения часто имели военный характер, когда разные короли и государи, являясь предводителями военных отрядов, должны были владеть оружием и постоянно совершенствовать свое военное мастерство. Поэтому можно предположить, что рыцарская броня - это боевая форма в первую очередь короля для защиты его от оружия неприятеля.


По традиции члены королевской семьи могут скрестить оружие только с равным себе по положению, и рыцарство оказалось тем самым окружением, с которым король мог, не роняя своего достоинства, участвовать в турнирах на ристалищах, проводя военные игры и состязания. Так из истории мы знаем, что на подобном турнире обломком копья был смертельно ранен французский король Генрих II, побежденный в рыцарском поединке графом Монтгомери. Графом, который в романтической интерпретации Александра Дюма оказался сыном графа Монтгомери, просидевшего половину жизни и умершего в тюрьме за то, что обнажил оружие против Генриха II, бывшего в то время принцем, вызывая его на дуэль как соперника в отношениях с женщиной. А в повседневной жизни этого делать нельзя - с представителями королевского дома можно сразиться только на ристалище в равном поединке, имея достоинство на социальной лестнице не ниже графского титула.


Так, получив соответствующее своему статусу образование, рыцарь мог занять надлежащее место во властной иерархии, от барона до короля. Эту иерархию можно представить, опускаясь сверху вниз, как: "Король и - его бароны (герцоги, графы)". По истечении времени и с началом формирования рыцарских орденов роль барона в рыцарской иерархии понизилась: Король - Руководитель ордена. Герцог - Руководитель отряда (Руководитель ордена). Граф - Рыцарь (руководитель отряда). Барон - Рыцарь (руководитель отряда). Рыцарь, состоящий на службе у барона.


Изначальное название рыцаря - конник происходит от необходимого для вооруженного в тяжелые доспехи человека средства передвижения, каковым и является лошадь. Таким образом, рыцарство стало привилегированным ударным войсковым подразделением тяжелой конницы, способной прорывать ряды вооруженного копьями противника, оставаясь при этом практически неуязвимой для пехоты. Основная тема рыцарства - это тема служения и аскезы, которые часто сопровождаются мистическим культом возлюбленной - Дамы, чьи цвета рыцарь носил на своих доспехах и служил гарантом защиты чести этой Дамы в случаях так называемого "Божьего суда", когда конфликт решался в смертельном поединке между представителями обвиняющей и защищающейся стороны. Отменить такой суд не вправе был даже король.


Посвящение в рыцари проводилось в торжественной обстановке, когда посвящать в рыцари мог только король, впоследствии это стал делать Великий магистр рыцарского ордена. Обучение рыцаря происходило в служении в качестве пажа знатной дамы, а затем оруженосца у кого-либо из рыцарей, который затем и представлял своего оруженосца королю для посвящения в рыцари. Таким образом, каждый рыцарь имел свою историю и принадлежность к какому-либо землевладению или военному рыцарскому ордену, отмеченным соответствующими геральдическими символами, которые рыцарь по обыкновению носил на своем щите. Первый же военно- монашеский орден возник в XI веке в Палестине, когда семь рыцарей создали орден Храма для защиты паломников.


Затем создаются и другие рыцарские монашеские ордена, в которые имели возможность вступать дети дворян, не имеющие права наследия титула - Мальтийский, Ливонский, Тевтонский. В роли игумена выступал магистр или гроссмейстер - руководитель ордена. Поэтому увидеть в числе рыцарей женщину (пусть это будет даже сама королева) никто бы не смог даже в самом кошмарном сне, ибо это было физически неосуществимо. В процессе исторического периода времени первоначальное значение рыцарства было утрачено и извращено до тех позиций, когда рыцари стали воспроизводить сами себя посредством удара по физиономии и некоторого устного напутствия. С изобретением огнестрельного оружия рыцарство перестало быть основной войсковой ударной силой. А после того, как рыцарями (мастерами) стали именовать и женщин, институт рыцарства вообще утратил какой-либо смысл. Массонство, считающее себя наследниками рыцарских традиций, вложило в геральдическую символику иной эзотерический смысл, когда в иносказательном выражении звание рыцарь звучит как - мастер. Логос, управляющий своим конем - материей. Здесь истинное понятие смыслового звучания слова рыцарь для большинства людей без специального образования недоступно.

Рыцарь без страха и упрека



Самым знаменитым рыцарем был Баярд Пьер дю Терайль. Его называли "рыцарем без страха и упрека", имя его стало нарицательным, синонимом чести, бескорыстия и воинской доблести. Баярд родился недалеко от Гренобля в родовом замке в 1476 году. Династия Терайлей славилась рыцарскими подвигами, многие предки Баярда закончили свою жизнь на полях сражений. Воспитывал его дед, который был епископом и дал мальчику хорошее образование и воспитание. Одним из главных элементов воспитания в школе в те времена была физическая подготовка. От рождения Баярд не отличался хорошим здоровьем и физической силой, поэтому отдавал много времени гимнастике и различным упражнениям. С детства он мечтал посвятить свою жизнь служению Франции в качестве воина. С ранних лет Баярд привыкал носить тяжелое вооружение, вскакивать на коня без стремени, преодолевать глубокие рвы и взбираться на высокие стены, стрелять из лука и сражаться мечом. Всю жизнь он помнил советы родителей: надеяться на Бога, говорить всегда правду, уважать равных себе, защищать вдов и сирот.


По традиции службу Баярд начал пажом графа Филиппа де Бож. Став рыцарем, он участвовал во многих турнирах. Поединок Баярда с испанским рыцарем Иниго описан в романе Д"Адзельо "Этторе Фьерамоска, или Турнир в Барлетте": "Баярд... первый выехал на арену на прекрасном нормандском гнедом жеребце; три ноги у жеребца были белые, грива черная. По обычаю того времени, он был накрыт огромной попоной, покрывавшей его тело от ушей до хвоста; попона светло-зеленого цвета с красными полосами, и на ней был вышит герб рыцаря; заканчивалась она бахромой, доходившей коню до колен. На голове и на крупе жеребца развевались султаны из перьев тех же цветов, и те же цвета повторялись на копейном значке и на перьях шлема... Баярд сдержал коня против доньи Эльвиры и в знак приветствия склонил перед нею свое копье, а затем трижды ударил им в щит Иниго... Это означало, что он вызывает Иниго на три удара копья... Проделав все это, Баярд отъехал ко входу в амфитеатр. В ту же минуту Иниго оказался на своем месте, напротив него; оба держали копье у ноги острием вверх...


Когда труба прозвучала в третий раз, показалось, что один и тот же порыв одушевил бойцов и их коней. Склониться над копьем, дать шпоры коню, ринуться вперед с быстротой стрелы было делом одной минуты, и оба всадника выполнили его с равной быстротой и стремительностью. Иниго нацелился на шлем своего противника; то был верный, хотя и нелегкий удар; однако, когда они поравнялись, Иниго подумал, что в присутствии такого высокого собрания лучше действовать без риска, и удовольствовался тем, что переломил копье о щит Баярда. Но французский рыцарь... нацелился в забрало Иниго и попал так точно, что, даже если бы они оба стояли неподвижно, он не мог бы ударить лучше. Из шлема Иниго посыпались искры, древко копья переломилось почти у самого основания, и испанец так наклонился на левый бок - ибо он к тому же потерял левое стремя,- что чуть не упал. Таким образом, честь этой первой схватки досталась Баярду. Оба рыцаря продолжали скакать по арене, чтобы выйти навстречу друг другу каждый с другой стороны; и Иниго, с гневом отбросивший обломок своего копья, на скаку выхватил из бочки другое. Во второй схватке удары противников оказались равны... При третьей схватке... Иниго сломал копье о забрало своего противника, а тот едва коснулся своим копьем его щеки. Снова зазвучали трубы и крики "ура!". Герольды объявили, что оба рыцаря отличаются одинаковой доблестью, и они вместе отправились к ложе доньи Эльвиры... Девушка встретила их со словами похвалы".


С конца XV столетия начинается эпоха заката тяжеловооруженных конных рыцарей. Нет, они по-прежнему участвуют в войнах, считаются силой, но новые виды вооружения приводят к появлению боеспособной пехоты и рыцарская конница начинает сдавать свои позиции одну за другой. Феодальное ополчение в значительной степени уступает свое место наемным войскам, а место тяжелой конницы занимает легкая. В XVI столетии французская армия уже состояла из постоянного войска и части наемников, рыцарское ополчение набиралось только на случай войны. Именно тогда Франция вела войны с Италией, и Баярд до самой смерти "не сходил с коня".


Он отправился с королем в поход на Неаполь. В частых, почти ежедневных сражениях, он проявлял чудеса героизма и всегда отличался высокой честностью. В одном из боев ему удалось взять в плен испанского генерала Алонзо де Майора. За его освобождение по обычаям того времени полагалось получить выкуп, но так как испанец дал честное слово, что не уйдет, пока не пришлют денег, то Баярд приказал освободить генерала от надзора. Но испанец ушел, а вскоре снова попал в плен, и, заплатив выкуп, стал рассказывать, что Баярд обошелся с ним очень строго и всячески клеветал на рыцаря. Тогда Баярд вызвал его на поединок, в котором испанский генерал был убит. Но это был редкий случай, когда поединок Баярд оканчивал смертью противника - его щедрость и великодушие были удивительными. Это знали и его противники. Однажды, преследуя разбитого врага, Баярд ворвался в Милан, где был взят в плен. Узнав, кто попал в плен, его сразу освободили без выкупа в знак уважения к его военным заслугам.


Не всегда удача была на стороне французской армии. В Италии французам не повезло, и они отступили. Французы расположились на отдых на берегу речки Гарильяно, через которую был перекинут деревянный мост. Испанцы решили наказать французов за такую беспечность. Отряд в двести кавалеристов бросился к мосту, чтобы атаковать французов. Первым их заметил Баярд и бросился навстречу противнику. Испанцы шли по трое. Баярд защищал мост в одиночку до тех пор, пока не подоспела помощь. Испанцы никак не могли поверить, что им противостоял всего один человек, а король Франции дал в награду храброму рыцарю надпись на герб: "Один имеет силу целого войска". Баярд участвовал еще во многих сражениях. В 1512 году он получил тяжелое ранение, а потом вновь оказался в плену. Его противники император Максимилиан и король Генрих VIII отпустили его без всякого выкупа. Император принял Баярда с уважением, а король предложил ему перейти к нему на службу, что было тогда весьма распространено. Но Баярд ответил, что у него "один Бог на небе и одно отечество на земле: он не может изменить ни тому, ни другому". В 1514 году Баярд сопровождал в военном походе в Италию французского короля Франциска I. Он подготовил смелый переход через Альпы и в бою проявил такое бесстрашие, что сам король, которому исполнился двадцать один год, пожелал быть посвященным в рыцари рукою Баярда. Тот сначала отказывался от такой чести, но король настоял. После посвящения Баярд сказал королю: "Дай Бог, чтобы вы не знали бегства". Вскоре Баярд получил от Франциска I командование ротой телохранителей. Такое отличие предоставлялось только принцам крови.


И снова походы, сражения, победы и поражения. В апреле 1524 года Баярд был отправлен в Италию для завоевания Милана. Поход успеха не имел, французы вынуждены были отступить к Альпийским горам через реку Сезию. Баярд командовал арьергардом. Он отдал приказ удерживать мост через реку, а сам бросился на врага. Пуля пробила ему бок и раздробила поясницу. Понимая, что скоро умрет, Баярд приказал положить себя под дерево лицом к противнику. "Я всегда смотрел им в лицо и, умирая, не хочу показывать спину", - сказал он. Он отдал еще несколько приказаний, исповедовался и приложил к губам крест, который был у него на рукоятке меча. В таком положении и нашли его испанцы. К умирающему Баярду подошел Карл де Бурбон, перешедший на сторону испанцев и выразил свое сожаление о случившемся. Превозмогая боль, Баярд отвечал ему: "Не обо мне должны вы сожалеть, но о себе самом, поднявшем оружие против короля и отечества". Как жизнь, так и смерть этого славного рыцаря была безупречной.

Мальтийский орден



Одним из самых интересных рыцарских орденов был Мальтийский орден. Этот духовно-рыцарский орден, был основан в Иерусалиме в XI веке. Своим происхождением обязан купцам из Амальфи (городка южнее Неаполя), которые добились от халифа Багдадского разрешения на постройку в Иерусалиме госпиталя для паломников-христиан, посещавших Гроб Господень. Больницей руководили монахи-бенедиктинцы из иерусалимской церкви Санта Мария Латина. Когда Готфрид Бульонский завоевал Иерусалим в ходе 1-го крестового похода (1099), Герард, первый магистр ордена, организовал из этих монахов монашеский орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского. Монахи носили черный плащ с белым восьмиконечным крестом. В 1113 году папа Пасхалий II утвердил орден официально. Через пять лет преемником Герарда стал французский рыцарь Раймон Дюпюи, первый великий магистр ордена, а сам орден превратился в военную организацию - орден рыцарей св. Иоанна Иерусалимского, подчиненный ордену августинцев. Орден к тому времени разросся настолько, что был разделен на 8 "наций" или "языков", с подразделениями в различных странах Европы, и был обязан не только блюсти целомудрие и смирение, но и сражаться за дело христианства до последней капли крови. Вероятно, тот же Дюпюи выделил в ордене три класса: орденских рыцарей знатного происхождения, которые ухаживали за больными и несли воинскую службу; капелланов, отвечавших за религиозную деятельность ордена; и братьев, исполнявших в ордене обязанности прислуги.


Рыцари защищали Иерусалим от неверных, но в 1187 были изгнаны Саладином, султаном Египта и Сирии, и обосновались в Акка (Акко), который удерживали в течение ста лет. Затем рыцарям пришлось перебраться на остров Кипр. В 1310 году, под началом великого магистра Девиларета они захватили остров Родос, изгнав оттуда пиратов. Трижды турки осаждали остров, но рыцари продержались до 1522, когда были атакованы Сулейманом Великолепным и сдались на почетных условиях после героической обороны под руководством Филиппа Вилье де Лиль- Адана. В 153 году император Карл V даровал им в управление остров Мальту, где в 1565 рыцари, под началом магистра Жана де Ла Валета, успешно отразили турок. Город Валетта, построенный на месте разрушенных укреплений, носит имя героя этой борьбы. В течение двух веков Мальтийские рыцари патрулировали Средиземное море, сражаясь с турецкими пиратами, строили новые госпитали и ухаживали за больными. Французская революция нанесла ордену смертельный удар. Декретом 1792 года их собственность во Франции была конфискована, а в 1798 году Наполеон занял Мальту, вынудив рыцарей искать новое прибежище. Большая часть рыцарей подалась в Россию, где император Павел I был избран великим магистром, чтобы воскресить былое величие ордена, но после смерти императора (1801) орден прекратил существование. В 1879 году была предпринята попытка возродить орден, когда Папа Лев XIII восстановил должность великого магистра, и в течение последующих лет были организованы три "нации" - в Италии, Германии и Испании, но былой славы ордену вернуть не удалось. Великое Британское Приорство Почетного Ордена Госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, этот протестантский орден, основанный в Англии в 1830, сохраняет отдаленные, хотя неофициальные связи с Орденом мальтийских рыцарей. Эта организация известна своими заслугами в области социальной работы и работы в больницах, а также созданием Санитарной ассоциации св. Иоанна во время Первой мировой войны. Католические филиалы ордена просуществовали до 20 в. в ряде европейских и африканских стран, в США и Южной Америке.

Тевтонский орден



Тевтонский орден был учрежден в период третьего крестового похода (1189 - 1192 гг.). Его полное латинское название - Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum ("Орден дома святой Марии Тевтонской"), немецкое - "Deutscher Order" - "Немецкий орден". Члены этого немецкого католического духовно-рыцарского ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В то время члены ордена полностью зависели от Папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь власти тех государей, на территории которых находились их владения. В 1198 году орден был учрежден Папой Иннокентием III, а в 1221 году Папа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии, иммунитет и индульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и тамплиеров.


Конец XIV - начало XV века были временем расцвета военного могущества Тевтонского ордена, получившего большую помощь от западно-европейских феодалов и Папы римского. В борьбе против этой грозной силы объединились польские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским орденом, с одной стороны, и Польшей и Литвой - с другой, вновь вспыхнула война, получившая название Великой. Решающая битва между армией Тевтонского ордена и с польско-литовско-русскими войсками произошла 15 июля 1410 года под Грюнвальдом (литовцы называют это место Жальгирисом, а немцы - Танненбергом). Под предводительством великого князя Литовского Витаутаса были разгромлены основные силы тевтонцев. Этим был положен конец экспансии немецких феодалов и крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет. Эпохальное значение битвы, в которой погибли гроссмейстер Ульрих фон Юнгинген и почти все члены военного руководства ордена, состоит в том, что была сломлена военная и политическая мощь тевтонцев, развеяны их планы господства в Восточной Европе. Тевтонский орден не смог больше оправиться от нанесенного ему поражения. Тщетно искал он помощи у Папы и у вселенских соборов, которые в это время старались укрепить расшатанный авторитет католической церкви. Под объединенными ударами Польши и восставших городов Тевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и отказаться от политической самостоятельности.


В первой четверти XVI века в истории Тевтонского ордена развернулись интересные события. 2 апреля 1525 года гроссмейстер тевтонцев Альбрехт Гогенцоллерн въехал в Краков, столицу Польши, в белом плаще "священного воинства", украшенном черным орденским крестом, а уже 8 апреля подписал с Польшей мир не как гроссмейстер Тевтонского ордена, а как герцог Пруссии, находившейся в вассальной зависимости от польского короля Сигизмунда. По этому договору все старые привилегии, которыми пользовались тевтонцы, утрачивались, однако все права и привилегии прусского дворянства оставались в силе. А еще через день на старом рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехт принес присягу на верность королю польскому. Таким образом, 10 апреля 1525 года родилось новое государство. Тевтонский орден был ликвидирован ради того, чтобы существовала Пруссия.


В 1834 году орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачами в Австрии (при гроссмейстере Антоне Викторе, который стал называться хохмейстером), а вскоре де-факто и в Германии, хотя официальные орденские власти утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою деятельность только после окончания Второй мировой войны, ибо братья-рыцари преследовались при нацизме.

В доспехах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы. Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сама стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы - носители громких титулов . Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого. "Если здесь война, я здесь остаюсь", - говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры . В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей. Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием . Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла. При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов. Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей . Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат "не по правилам".


Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман. В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 - последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации - рыцарские ордены . В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому. Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат . В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

05.04.2019

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.