Как проверить уши на слух. Методики врачебной и самостоятельной проверки слуха. Показания к обследованию ушей


Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Развитие слуха у младенца: что нужно знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.

Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях

Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб . Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.

Баночки нужно заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:

— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенк а в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца . Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.

Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.

Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?

Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.

Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.

Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.

Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.

— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).

Как интерпретировать результаты проверки слуха с помощью «гороховой пробы»:

До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!

— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.

При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.

— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):

— мигание век,

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него (в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— сосательные движения,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.

Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.

Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки,носик» и т.д.

Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).

Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:

Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров . Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.

Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ

Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).

Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.

Список звуковых сигналов для проверки слуха:

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),

— барабан (низкочастотное звучание),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:

— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.

— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.

— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.

Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.

Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым способом.

При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.

Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.

Желаю Вам и Вашим деткам здоровья и радостного развития! Надеюсь, что эта статья будет полезна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

Как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играть, стихи для игр с матрешками.

Из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Орган слуха у человека обладает сложным и одновременно уникальным строением. Так, уши отвечают за множество важных функций в строении человека. В первую очередь человеческий орган слуха необходим для восприимчивости звуков, их переработку и преобразование в децибелы, а далее отправление в головной мозг. Помимо этого, ухо отвечает за равновесие человека.

В случае дисфункции какого-либо отдела, человек испытывает ушные и головные боли, потерю остроты слуха, чувство заложенности и другие неприятные симптомы, которые могут надолго выбить человека из привычного образа жизни. Для того чтобы проверить остроту чувствительности звуков существуют программы для проверки слуха.

Далеко не все люди могут заметить ухудшение слуха сразу. В большинстве случаев чувствительность звуков происходит постепенно. В это время человек теряет способность слышать самые низкие звуки. Для выявления чувствительности органа слуха можно пройти проверку слуха онлайн или обратиться в медицинский центр.

Однако, на незначительные изменения в ушном органе человек обращает внимание только после проверки слуха . Но по-настоящему человек начинает волноваться только тогда, когда замечает, что диапазон слышимости заметно изменился . Обыкновенно в это время человек не может разобрать шепот с расстояния вытянутой руки или чувствует проблему разбора речи в телевизоре или по радио.

Причина ухудшения слуха кроется в дисфункции средней области органа слуха. Средняя область находится после наружной части ушного органа и перед внутренним ухом. Средняя область имеет не сложное, но исключительное строение, и благодаря ее работе, человек воспринимает как самые высокие, так низкочастотные звуки.

Кроме этого, данная часть различает и повышает сигналы, интонации и различные шумы.

В целом, за функционирование и передачу звуков отвечают следующие элементы:

  1. Наружная область. В нее входит ушная раковина и внешний слуховой проход. От средней области органа слуха отделяется барабанной перепонкой.
  2. Среднее ухо . После барабанной перепонки находится среднее ухо, евстахиева трубка и слуховые косточки.
  3. Внутренняя часть обладает одной из самых нестандартных строений в организме человека. Второе название описываемой области – лабиринт. Главная задача лабиринта - поддержание равновесия человека.

В анатомию уха входят следующие элементы:

  • завиток;
  • противозавиток;
  • противокозелок;
  • мочка уха.

Из-за сложного и уникального строения в орган слуха редко попадают различные бактерии и инфекции, а внешние факторы не могут повлиять на здоровье человека.

Поэтому практически все заболевания в ушах происходят в период слабой иммунной системы или в результате проникновения вирусов через носоглотку.

Строение средней части органа слуха

Как мы уже выяснили, причина снижения остроты слуха и других воспалений кроется в заболевании средней части уха. Перед выявлением причин разберемся в строении данного элемента.

Всем известно, что среднее ухо находится позади барабанной перепонки и располагается вблизи височной части. В глубине височной области расположились следующие части среднего уха:

  1. В височной кости находится сосцевидный отросток. Он соединяет барабанную и височную части.
  2. Между височным отделом и внешним слуховым проходом находится барабанная полость.
  3. Данная область соединяется с носоглоткой при помощи евстахиевой трубки. В ее функции входит регуляция давления.

Три данных элемента обладают многочисленными функциями и дополнительными структурами.

Так, основная область среднего уха – барабанная полость . В его структуру входят следующие составляющие:

  1. К барабанной перепонке примыкает молоточек. Он передает полученные звуковые волны далее к слуховым косточкам.
  2. Второй составляющей косточек считается наковальня. Он расположился после молоточка, но перед стремечком. Основная функция данной косточки – передача звуковых колебаний далее по направлению.
  3. Замывает слуховые косточки стремечко. В его функцию входит передача звуковых колебаний во внутреннее ухо, а далее в головной мозг. Интересно, что данная область считается самой легкой костью не только в ушах, но и во всем организме. Ее размер составляет около четырех миллиметров, а вес – 2,5 мг.

Все перечисленные элементы преобразовывают звуковые волны или шумы и передают обработанные звуки далее во внутреннюю часть.

При нарушении одной косточки происходит дисфункция всего отдела, и как следствие, потере остроты слуха.

Кроме этого, в задачи слуховых косточек входит:

  1. Поддержание функций барабанной перепонки.
  2. Регулировка и понижение очень высоких звуков.
  3. Приспособление уха к восприятию разных звуков по высоте и силе.

Два раза в год необходимо посещать ушного врача. Таким образом, вы сможете избежать множество воспалений разного рода.

Существуют специальные звуки для проверки слуха. При обследовании у ЛОР-врача не забудьте пройти обследование на остроту слуха.

O потере слуха

Нарушение слуха может случиться у каждого в любом возрасте: в силу наследственных причин, состояния здоровья или громкого шумового воздействия. Однако, чем старше мы становимся, тем выше вероятность потери слуха, так как изменяются очень тонкие механизмы слухового восприятия.

Этот простой тест поможет Вам определить возможное нарушение слуха.

Данный онлайн-тест слуха не может заменить реального аудиологического обследования, проводимого врачом. Всегда целесообразно более глубокое исследование слуха с участием специалиста.

Пожалуйста, проходите тестирование в тихой обстановке.

Как это работает

В данном слуховом тесте Вы проверите свою разборчивость речи в шумной обстановке, поскольку это самая распространенная проблема при снижении слуха.

Ваш слух будет проверен в условиях «шума кафе» и «белого шума». Уровень шума будет изменяться в зависимости от Ваших ответов. Результат тестирования будет основан на среднем показателе Ваших ответов и не будет являться точным диагнозом.

Результат может быть разделен на три категории:

Вероятно, у Вас проблемы со слухом Вы можете иметь проблемы со слухом У Вас нет проблем со слухом

Для более детальной и точной оценки Вашего слуха рекомендовано посетить специалиста.

Инструкции по тестированию

В данной проверке слуха Вы услышите комбинации трех слов и трех чисел. Во время проведения теста будет возникать шум, громкость которого будет возрастать.
Выберите три слова, которые, на Ваш взгляд, Вы слышите, даже если Вам приходится угадывать. Нажмите кнопку повтора, если Вы отвлеклись или пропустили одно из слов или чисел.

Если Вы используете наушники, проверке подвергнутся оба уха. Если Вы носите слуховые аппараты, рекомендовано снять их в период проведения теста.

Вероятно, у Вас проблемы со слухом

Результаты Вашей проверки слуха показывают, что у Вас, вероятно, имеются проблемы со слухом. Поскольку данная проверка является приблизительной, мы рекомендуем обратиться к Вашему местному аудиологу или сурдологу для более детальной диагностики.

Peter Thume, M.A.

Вы можете иметь проблемы со слухом

Результаты Вашей проверки слуха показывают, что Вы можете иметь проблемы со слышимостью в шумной обстановке. Поскольку данная проверка является приблизительной, мы рекомендуем обратиться к Вашему местному аудиологу или сурдологу для более детальной диагностики.

Проблемы со слухом довольно распространены. Опросы показывают, что около 10% от всего населения живут с потерей слуха. И более чем 1 из 3 человек в возрасте 60 лет испытывает различные проблемы со слухом.

Современные слуховые аппараты наиболее незаметные и комфортные, чем когда-либо, а также имеют различные модификации, способные удовлетворить любые предпочтения.

Спасибо, что выбрали нас для проверки слуха. Мы желаем вам всего хорошего. С наилучшими пожеланиями,

Peter Thume, M.A.
Международный Аудиолог, Beltone

У Вас нет проблем со слухом

Результаты Вашей проверки слуха показывают, что у Вас нет проблем со слухом. Однако рекомендовано каждый год проводить проверку слуха специалистом.

Поскольку данная проверка является приблизительной, если у Вас по-прежнему есть опасения о проблемах со слухом, рекомендовано обратиться к Вашему местному специалисту для более детальной диагностики.

Спасибо, что выбрали нас для проверки слуха. Мы желаем вам всего хорошего. С наилучшими пожеланиями,

Peter Thume, M.A.
Международный Аудиолог, Beltone

Предупреждение

Он-лайн проверку слуха следует рассматривать только как начальную диагностику, поскольку она не охватывает множество аспектов слуха. Не стоит делать выводы о потенциальных преимуществах слуховых аппаратов для всех людей.

Только более углубленная диагностика слуха специалистом может с точностью идентифицировать наличие снижения слуха.

Аудиометрия – это медицинский метод, для определения уровня слуха. При выполнении подобного тестирования проводится оценка степени чувствительности слухового анализатора по отношению к звукам разной частоты и интенсивности. В больнице проверка слуха проводится с применением специальной аппаратуры. Преимущества акуметрии в том, что она позволяет дозировать разные звуковые сигналы. За счёт чего удаётся определить пороговую восприимчивость для звуков различных частот. В больничных условиях проверку осуществляют в звукоизолированных помещениях. По результатам такого обследования можно выявить не только ухудшение слышимости, но и тип тугоухости. Но для проверки слуха не обязательно обращаться в больницу, проверить его возможно и самостоятельно.

Особенности проверки

При проверке слуха врачом в условиях медицинского учреждения определяется не только понижение слышимости, но и выявляется патологический процесс, который протекает в звуковом анализаторе. При помощи аудиометра отоларинголог или сурдолог исследуют уровень проводимости воздушных и костных звуков . Специалисты разделяют несколько разновидностей аудиометрии:

  1. Речевая. Данный метод считается самым простым и доступным. При этом методе проверки слуха врач определяет уровень распознавания речи. Проверяя слышимость, врач проговаривает слова голосом разной громкости, а пациент должен их повторить.
  2. Тональная. Этот метод акустического обследования помогает выявить, насколько хорошо человек слышит звуки разной частоты и интенсивности.
  3. Компьютерная. Такая проверка слуха считается наиболее точной. Она помогает определить восприимчивость звукопроводящей и звуковоспринимающей систем.

Речевую и тональную аудиометрию относят к субъективным методикам проверки уровня слуха. В период проведения теста специалист берёт во внимание только показания обследуемого человека, который говорит, какие звуки он слышит, а какие нет.

При компьютерной проверке слуха к человеку подключаются разные чувствительные электроды, которые фиксируют активность в определённых участках мозга, если слуховой анализатор реагирует на сигналы, которые поступают внешнего источника.

Первыми симптомами ухудшения слышимости являются частая усталость после общения, неспособность нормально слышать собеседника и разговор на высоких тонах. Насторожить должен высокий звук на телевизоре, телефоне или будильнике.

Речевая аудиометрия

Проверить слух в домашних условиях возможно с помощью речевой аудиометрии. Подобный метод исследования не требует использования специальной аппаратуры и приспособлений. Для проверки слуха необходимо просто слышать человеческую речь. Но нужно понимать, что результаты такого тестирования зависят не лишь от состояния органов слуха, но и от словарного запаса обследуемого человека.

Для объективной проверки уровня слышимости аудиометрист должен говорить не просто слова, а целые фразы, которые состоят из простых и понятных всем слов. Провести такой тест несложно, главное выбрать помещение, в котором почти не слышен посторонний шум. Обследуемого человека располагают на стуле, посередине комнаты.

  • Отходит на два метра от обследуемого человека и произносит шёпотом фразу, состоящую из 8-9 простых слов.
  • Отходит от испытуемого приблизительно на 5 метров и негромко произносит отдельные словосочетания.
  • С расстояния около 20 метров громко проговаривает фразу, состоящую из несложных слов.

При такой проверке обследуемый должен чётко повторять, то, что услышал. Такое тестирование позволяет определить нарушение слуха.

При проведении речевой аудиометрии человек, проводящий обследование должен интересоваться у испытуемого, насколько хорошо он слышит фразы и словосочетания, произнесённые на разном расстоянии.

Определение результатов обследования

Если патологий нет, то человек хорошо слышит речь, произнесённую шёпотом, тиканье часов и любые звуки, которые находятся в диапазоне до 25 дБ. При хорошей слышимости звуков в этом диапазоне можно с уверенностью сказать, что слух нормальный. При определении результатов учитывают также такие моменты:

  • Если человек не может полностью разобрать речь, произнесённую шёпотом, с расстояния двух метров, то можно заподозрить тугоухость 1 степени .
  • При неспособности разобрать негромко сказанные фразы с расстояния 6 метров можно говорить о тугоухости 2 степени.
  • Если обследуемый человек плохо слышит совсем громкую речь, которую произносят с расстояния 20 метров, то можно говорить о тугоухости 2-3 стадии.

Если при домашней проверке слуха были выявлены какие-то нарушения, требуется обратиться к отоларингологу, который проведёт дополнительное обследование и назначит лечение.

Слуховая аудиометрия чаще всего применяется не для точного определения остроты слуха, а для правильной настройки слухового аппарата.

Как самому проверить слух

Слух вполне можно проверить и самостоятельно, без привлечения других людей. Для самостоятельной проверки работы слухового аппарата разработан специальный тест, в котором нужно чётко отвечать на поставленные вопросы. Перечень вопросов такой:

  • Хорошо ли прослушивается тиканье настенных часов и фразы, произнесённые шёпотом?
  • Если ли проблемы с нормальным восприятием речи, при разговоре по телефону?
  • Часто ли бывает необходимость переспрашивать, что сказал собеседник?
  • Кто-то замечал, что телевизор в доме работает слишком громко?
  • Хорошо ли слышно пение птиц за окошком?
  • Хорошо ли разбирается тихая речь с расстояния двух метров?
  • Хорошо ли воспринимается речь собеседников?

Если большая часть ответов свидетельствуют о том, что острота слуха нарушена, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Проводить аудиометрическое исследование при простудных заболеваниях нельзя . В это время происходит сильное воспаление носоглотки, что приводит к ухудшению проходимости евстахиевой трубки, поэтому при респираторных заболеваниях происходит естественное снижение слышимости звуков.

Для достоверности полученных результатов проводить тестирование можно только при хорошем самочувствии.

Приложения для проверки

Для проверки остроты слуха может использоваться аудиометрия онлайн. Это специальные приложения, которые работают на разных платформах операционных систем. Чтобы узнать, насколько хорошо органы воспринимают звуки, следует пройти специальные тесты, разработанные ведущими специалистами.

Самыми распространёнными программами для проверки остроты слуха являются:

  • Hörtest.
  • Mimi Hearing Test.
  • uHear.

Если смартфона нет, то проверить слух аудиограммой онлайн можно при помощи компьютера, но для этого нужно приготовить наушники. По результатам подобного тестирования можно с уверенностью сказать, хорошо слышит человек или нет.

Проверять слышимость звуков при помощи компьютерных программ следует в абсолютной тишине, иначе результаты обследования не будут точными.

Проверка у маленьких деток

Проверить слух у новорождённых деток очень сложно без привлечения специалиста. В этом возрасте ребёночек ещё не может говорить, поэтому патологии ушей очень легко пропустить.

Проверить уровень слуха у новорождённого ребёнка дома непросто, но при любых подозрительных моментах родители должны сообщать педиатру.

До месяца определить, как ребёнок реагирует на звуки почти невозможно. Реагировать на разные звуки малыши начинают только с месячного возраста. Родители должны внимательно следить за развитием крохи. Из игрушек нужно обязательно купить музыкальную карусель, погремушки и различные пищалки.

При проверке слуха у грудничка используются такие методики:

  • Берут баночку из-под детского пюре и наполняют любой крупой. Поочерёдно трусят баночкой около ушей малыша и наблюдают за реакцией.
  • В зоне недосягаемости взгляда ребёнка нужно издать громкий звук. Если кроха отреагировал, значит, со слухом абсолютный порядок. Здесь важно не переусердствовать, так как малыш может испугаться громкого звука и расплакаться.
  • Рядом с ушком малыша можно тихонечко напеть мелодию или позвенеть колокольчиком. Если он реагирует на все звуки, значит, повода для беспокойства нет.

К возрасту трёх месяцев ребёнок уже распознаёт голос мамы и бурно реагирует на него. Начиная с полугода, ребёнок пытается сам воспроизводить звуки.

Если ухудшение слуха налицо, то нужно обратиться к врачу. Специалист определит причину такой патологии и назначит комплексное лечение. Стоит учитывать, что при рано начатой терапии слух удаётся восстановить частично или даже полностью.

По оценкам экспертов, порядка 500 млн. чел. в мире имеют проблемы со слухом, а это около 10% населения нашей планеты. В одной лишь России более 90 000 глухонемых людей.

Одной из основных причин потери слуха являются возрастные изменения, о чем свидетельствует статистика, согласно которой у 60% пожилых людей в возрасте 60 – 70 лет наблюдается значительное ухудшение слуха.

Громкие звуки и постоянный раздражающий шум также негативно воздействуют на слух. Шум метро, городского транспорта и оживленных улиц сопровождает нас практически ежедневно. Мало того, зачастую мы сами виновны в ухудшении слуха, поскольку громко слушаем музыку (особенно это касается меломанов, не расстающихся с наушниками и плеером).

И, конечно, говоря о нарушениях слуха, нельзя не сказать о таких провоцирующих факторах, как стресс , прием антибиотиков , ушные серные пробки, всевозможные заболевания уха и травмы головы.

Если говорить о детях, то из 1000 новорожденных у 4 младенцев наблюдаются проблемы со слухом, при этом в 50% случаев врожденная тугоухость или глухота обусловлены генетическим фактором.

Среди распространенных причин потери слуха у детей следует отметить отит среднего уха, родовые травмы и осложнения после инфекционных заболеваний , которых можно было избежать посредством вакцинации детей от кори , краснухи , менингита .

Если постановка диагноза вызывает у лор-врача затруднение, либо назначенное лечение не приносит ожидаемых результатов, пациент направляется на консультацию к сурдологу (записаться) , который специализируется на различных нарушениях слуха.

Как восстановить слух?

Если причиной тугоухости стал возраст или нарушение кровоснабжения, то придется прибегнуть к хирургическому вмешательству , установке импланта либо слухового аппарата .

Медикаментозная терапия включает применение следующих препаратов:

  • Витаминов группы В, улучшающих функционирование слухового нерва.
  • Нестероидных противовоспалительных средств и антибиотиков, показанных при гнойном отите, воспалениях среднего уха и иных острых бактериальных заболеваниях.
  • Нейрометаболических стимуляторов, восстанавливающих клетки нервных окончаний непосредственно внутреннего уха.
  • Противоотечных и антигистаминных средств , снимающих отечность и воспалительные процессы, на фоне которых может ухудшаться слух.
  • Ушных капель для восстановления слуха.

НО! Следует помнить о том, что самолечение в данном случае недопустимо, поскольку может привести к ухудшению слуха, поэтому любые медикаменты должны приниматься исключительно по назначению лор-врача.

Как улучшить слух в домашних условиях?

Улучшить остроту слуха и оздоровить организм в целом поможет массаж для ушей, который необходимо проводить ежедневно утром и вечером.

Перед тем, как приступить к массированию ушей, необходимо разогреть ладони, для чего достаточно потереть их друг о друга 2 – 3 минуты.

  • Сядьте на стул, выпрямите спину, большие пальцы расположите сзади ушной раковины, тогда как остальные разместите спереди. Плавными и медленными движениями массируйте уши в течение 5 – 10 минут (до тех пор, пока они не станут горячими).
  • Сделайте 5-минутный перерыв (сидя на стуле, закройте глаза, опустите руки и просто наслаждайтесь тишиной).
  • Большими пальцами закройте уши на 10 секунд, после чего медленно уберите ладони. Повторите упражнение 10 раз.
  • Переходим к массированию мочек ушей, а именно к оттягиванию их сверху вниз. Выполняем упражнение 10 – 15 раз.
  • Далее выполняем оттягивание ушной раковины назад и вперед, а также вращательные движения по и против часовой стрелке.
  • Ладонями плотно накрываем уши на 10 секунд и резко убираем ладони. Повторяем упражнение 15 раз.

При правильно выполненном массаже уши будут "гореть".

Из рациона людей, страдающих нарушением слуха, исключают кофеин и кофеинсодержащие продукты, животные жиры, алкоголь, жареную пищу, газированные напитки.

А вот продуктов с содержанием витаминов группы В (особенно В 6 и В 9) должно быть в рационе максимальное количество, поэтому включайте в меню куриную и говяжью печень , постное мясо, морскую рыбу, свежую зелень, сухофрукты, молочную продукцию, свежие овощи и фрукты (особенно цитрусовые).

И помните о том, что своевременная диагностика и грамотно проведенное лечение помогут восстановить либо улучшить слух, тогда как затягивание с походом к врачу и непринятие проблемы может стать причиной глухоты.