Наука и философия. Общественные науки


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и основные компоненты науки, особенности научного познания. Сущность и "эффект Матфея" в науке. Дифференциация наук по отраслям знаний. Философия как наука. Специфика познания социальных явлений. Методологические аспекты существования науки.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Процессы дифференциации и интеграции научного знания. Научная революция как закономерность развития науки. Философское изучение науки как социальной системы. Структура науки в контексте философского анализа. Элементы логической структуры науки.

    реферат , добавлен 07.10.2010

    Метод и общественные науки. Метод и практика. Антинатурализм и пронатурализм. Человеческий фактор и социальная теория. Науки естественные и социальные, теоретические и исторические. Идея научной объективности. Проблема свободы от оценочных суждений.

    реферат , добавлен 16.04.2009

    Философский анализ науки как специфическая система знания. Общие закономерности развития науки, её генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества.

    учебное пособие , добавлен 05.04.2008

    Математика как наука о структурах, порядке и отношениях. Математизация научного знания как процесс применения понятий и методов математики в области естественных, технических и социально-экономических наук. Особенности создания математической модели.

    реферат , добавлен 22.03.2011

    Представление о социальной философии как науки, исследующей общество в его историческом развитии. Социально-гуманитарные науки как типы познавательной деятельности. Гуманитарное знание как проблема. Сходство и различие естествознания и обществознания.

    реферат , добавлен 27.04.2014

    Философия, ее предмет, функции и место в современной культуре. Познание как предмет философского анализа. Соотношение знания и информации. Методы и формы научного познания. Философия науки в XX в. Генезис, этапы развития и основные проблемы науки.

    курс лекций , добавлен 28.04.2011

    История сосуществования науки и религии. Наука как система понятий о явлениях и законах внешнего мира. Естественные и гуманитарные науки, их основные методы познания. Мировоззрение в науке и религии. Противостояние сущности науки и мировоззрения.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

Принимаются статьи в новый (первый в мире) строго-научный журнал точных наук о человеке: http://aleksejev.ru/nauka/ .

Общественные науки – это науки общества об обществе, главная часть гоблинских наук , ненормативных наук .

Ведущая часть учения о троице, в котором Отцу соответствует общество (см. учение о троице).

Апологетами общественных наук являются обществоведы .

Общественные науки - памятник, образчик восточного менталитета .

Характерная черта общественных наук

Положение о том, что любой человек должен быть членом какого-либо общества, а будучи таким членом, он как отдельное существо не интересен. Общественные науки любят рассуждать о правах и свободах человека, однако конкретные предложения в виде правовых норм им противны, поскольку все гумские науки являются ненормативными. Опять же под отдельным человеком общественные науки всегда и везде подразумевают некую идеальную модель члена общества.

Отличительные признаки общественных наук

  • внеправовой, авторитарный подходы. Исследование действующего законодательства, внесение конкретных предложений в него минимально и случайно. Тотальное преобладание ссылок на авторитетные суждения,
  • изучают не всех людей, а некоторые совокупности либо модели людей (отдельный, случайно взятый и что самое важное любой и каждый человек не входит в сферу данных наук),
  • основной "объект" исследования - отношения. Поэтому они изучают не столько людей, сколько то, что они должны усвоить либо усвоили.

Отличия от нормативных наук, изучающих людей как совокупность обезличенных единиц

Отличия от точных наук

Антропология, биология, медицина и т.п. также изучают не всех людей, а некоторые совокупности либо модели людей. Главное отличие между этими и общественными науками заключается в том, что задачей первых является предельно точное описание исследуемого объекта, тогда как в задачу вторых точное описание не входит.

Отличия от правовых наук

Перефразируя слова выдающегося мемоида М.М. Бахтина, можно сказать, что

Объединение общественных и правовых (юридических) наук в одно целое "называется механическим,
если отдельные элементы его соединены только в пространстве и времени внешнею связью, а не
проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и
соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.

Правовые науки также изучают не столько людей, сколько то, что люди должны усвоить либо усвоили, а именно законы и нормы.

Текст по правовой науке пишется на основе непосредственного исследования законодательства с целью его усовершенствования. Текст же общественных наук пишется обычно безо всякой оглядки на действующее законодательство с целью дать параллельное толкование принятым в законодательстве слов, терминов, понятий. Эта черта весьма примечательна культурологии, ибо каждый автор учебника, лекций старается придумать своё толкование понятия "культуры".

Главное отличие между правовыми и общественными науками заключается в том, что задачей первых является логичная систематизация норм в виде законов, кодексов и конституций, а задачей вторых – алогичная догматика на основе перевирания слов и путаницы понятий.

Перечень общественных наук

К общественным наукам следует относить все науки, которые содержат в себе политические, социологические, культурологические учения, учения о личности и т.п. Список общественных наук, таким образом, включает в себя следующие науки:

  • История (в той части, в которой она содержит культурологию, политологию и т.п.)
  • Педагогика
  • Психология (в той части, в которой она содержит учение о личности и т.п.)
  • Регионоведение (в той части, в которой она содержит культурологию и т.п.)

Науки об обществе

Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и матери-альных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопреде-ляющим ее строй.

История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т. н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества» , можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые» , ступени.

Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.

Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.

Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.

Обществоведение. Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты.

Общество ¾ настолько сложный объект, что одной на­уке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, человеческое общество. Совокупность всех наук, изучающих общество в целом, называют обществознанием . К ним относят философию, историю, социологию, экономику, политологию, психологию и социальную психологию, антропологию и культурологию. Это фундаментальные науки, состоящие из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ.

Обществознание, возникнув позже многих других наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории.

Всю совокупность относящихся к обществознанию наук подразделяют на две разновидности – социальных и гуманитарных .

Если социальные науки - это науки о поведении людей, то гуманитарные - это науки о духе. Можно сказать иначе, предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин - культура. Основным предметом социальных наук выступает изучение поведения людей .

Социология, психология, социальная психология, эко­номика, политология, а также антропология и этногра­фия (наука о народах) относятся к социальным наукам . У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к не­му группа других, родственных ему, дисциплин: фило­софия, история, искусствознание, культурология, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию .

Поскольку представители соседних наук постоянно общаются и обогащают друг друга новыми знаниями, то границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, социологией и антропологией можно считать весьма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки, с примеру на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психологии – экономическая психология. Помимо того существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психологическая и экономическая антропология, историческая социология.

Познакомимся более основательно со спецификой ведущих общественных наук:

Экономика – наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ.Экономика изучает также поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений . Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.

Социология –наука изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Политология – наука,изучающая феномен власти, специфику социального управления, отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Психология - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души. Психологи изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуаль­ном поведении. В центе внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности. В современной психологии много отраслей знания, в том числе психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология и др.

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились сегодня с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда). Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

История - одна из важнейших наук в системе социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации. Слово «история» греческого происхождения и означает «исследование», «разыскание». Некоторые ученые считали, что объектом изучения истории является прошлое. Известный французский историк М.Блок категорически возражал против этого. «Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна».

Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом истории» принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам. Однако, это вряд ли справедливо, так как Геродот использовал не столько исторические данные, сколько сказания, предания и мифы. И труд его не может считаться вполне достоверным. Значительно больше оснований считаться отцами истории у Фукидида, Полибия, Арриана, Публия Корнелия Тацита, Аммиана Марцеллина. Эти древние историки использовали для описания событий документы, собственные наблюдения, свидетельства очевидцев. Все древние народы считали себя народами-историографами и почитали историю как учительницу жизни. Полибий писал: «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами, повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая или единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы.».

И хотя, с течением времени, люди стали сомневаться в том, что история может научить последующие поколения не повторять ошибки предыдущих, важность изучения истории не оспаривалась. Известнейший русский историк В.О.Ключевский в своих размышлениях об истории писал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Культурологию интересует прежде всего мир искусства - живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают а) индивиды, б) малые группы, в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей.

Демография изучает население - все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как размножаются, сколько живут, почему и в каком количестве умирают, куда передвигаются большие массы людей. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо. Рождаются, умирают и размножаются все живые существа. На эти процессы воздействуют в первую очередь биологические законы. Например, наука доказала, что больше 110-115 лет человек жить не может. Таков его биологический ресурс. Однако подавляющее большинство людей проживает до 60-70 лет. Но это сегодня, а двести лет назад средняя продолжительность жизни не превышала 30-40 лет. В бедных и слаборазвитых странах и сегодня люди живут меньше, чем в богатых и очень развитых. У человека продолжительность жизни определяется как биологическими, наследственными особенностями, так и социальными условиями (быт, труд, отдых, питание).


3.7 . Социальное и гуманитарное знание

Социальное познание - это познание общества. Познание общества - процесс очень сложный в силу ряда причин.

1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.

2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.

Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.

Первичным и элементарным методом познания является наблюдение . Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании, наблюдая звезды. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что-либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение . Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.

При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.

Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В.А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в «чистом» виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата..

Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.

1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. Социальные же эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.

2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».

3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент в любой точке своего протекания постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, любой сбой в ходе эксперимента может оказать пагубное воздействие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.

4. Социальный эксперимент не вправе проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент - эксперимент констатирующий, подтверждающий.

Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Другой метод - это моделирование. Под моделированием понимают такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, вообще еще не существует, например, в прогностических исследованиях), либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, либо оно невозможно в силу этических соображений.

В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, в связи с теми глобальными проблемами, которые ставят под вопрос само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.

Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.


Духовная жизнь общества


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Классификация научной деятельности не так уж и велика, если ее разделить на те, которые имеют аксиомное подтверждение и те, которые «неточную» формулировку, то варианта всего два. Если говорить терминами, то наука делится на гуманитарные и естественные науки. Есть еще понятие общественных наук, которое не сразу находит себе объяснения у многих граждан. Разберемся чем гуманитарные науки отличаются от общественных.

Гуманитарные науки

Как уже было замечено, гуманитарные науки не имеют точного подтверждения и постулата . К ним относятся: психология, экономика, философия, социология, правоведение. Понимание и приобретение новых знаний человеческой природы и искусства — это самые главные признаки гуманитарных наук. Это нормативные знания образованного человека. Углублением науки урегулирование целостности в отношении человека и ядра природы исследуют ученые и профессора.

Хотя еще совсем недавно гуманитарные науки были ограничены в исследовании социального управления, то теперь современная наука — напротив, стремится решить проблему общественного конструирования социального населения. Главное направление которого на сегодняшний день приобрело определенный прогресс и интерес у многих ученых-гуманистов — это исследования общества и его возможностей перед технологическими открытиями, а также знаний социальной статистики.

Общественные науки

Общественные науки кроме перечисленных гуманитарных охватывают еще и социальный круг исследований — это история, юриспруденция, лингвистика, риторика, политология, педагогика, культурология, география, антропология. Столь большой спектр наук изучает исторические этапы прошлого, а также, что может произойти в истории будущего. Решает фундаментальные теоремы социального общества. Эта наука исследует человеческие взаимоотношения и позиции.

Еще в недалеком прошлом общественные науки не имели под собой основы и рассматривались только с точки зрения необходимости в той или иной области. На сегодняшний день они являются актуальными для всех слоев общества. Теория о том, что люди смогут управлять собой с помощью социальной статистики и исследований становится популярной и рассматриваемой.

Сходство двух наук

Некоторые науки такие как история, политология и социология являются в какой-то степени предвестниками будущего , т.е. руководствуясь навыками исторического прошлого и анализом общественного политического настроения общества, политологи и социологи могут предсказать оценку того, что может произойти в будущем. Таким образом, социология, история и политология тесно связаны между собой. Характерным отличием является тот факт, что политология изучает теории, а социология целые социальные корпорации.

Философия, политология и психология имеют между собой общие черты. Все эти науки главным образом исследуют общественные взгляды и человеческий образ действий в той или иной ситуации. Опыт философии консультируют политологов в некоторых вопросах касающихся отношений народов и роли государства в общественном благосостоянии. Психология тоже может являться как гуманитарной наукой, так и общественной. Мнение о том, почему так поступит человек и чем он руководствовался очень уместное и в какой-то степени необходимое для развития правильного перспективных верхов.

Науки, которые входят в состав гуманитарных не могут быть стандартными и изолированными одними теориями, они востребованы и охватывают науки общественного окружения. И наоборот — они находят общую основу в своих поисках.

Отличие гуманитарных и общественных наук

Если говорить простым языком, то гуманитарные науки направлены на изучения человека с точки зрения его внутренней натуры: духовность, нравственность, культурность, изобретательность. В свою очередь общественные направлены на изучение не только внутреннего естества человека, но и его действия в той или иной ситуации, мировоззрение на происходящее в обществе.
Есть несколько основных отличий между гуманитарными и общественными науками:

  1. Абстрактные понятия, которые выявляют признаки и свойства ориентированы в гуманитарных науках. Например, «опытный человек», в данном случае рассматривается не сам человек, а тот самый опыт, который он получил. Общественные же науки акцентируют свое внимание на человеке и его деятельности в социальном обществе.
  2. Чтобы теоретически ориентироваться в изучении социального развития общества, ученые общественных наук пользуются проверенными инструментами и правилами. В гуманитарных науках это мало практикуют.