Определение психологического типа человека. Общая характеристика людей по психотипам


Большинство людей, за всю жизнь, хоть раз интересовал вопрос: почему каждый человек отреагировал в той или иной ситуации по-разному, и вообще, исходя из чего, он совершает свои действия, поступки тем или иным образом.

Что такое психотип личности?

Это явление объясняет такой феномен, как психотипы личности человека. Дело в том, что каждый имеет свой психотип (или психологический тип) личности. В зависимости, какой этот психотип, человек и совершает действия, думает, ведет общение «по-своему».

Знание психотипа наделяет рядом преимуществ. Понимая тип людей, можно знать, что от них ожидать, и как они себя будут вести. Благодаря этому, можно наладить отношения, и вызвать доверие по отношению к себе.

Какими бывают психологические типы?

Итак, сколько всего существует психотипов людей? Специалисты могут выделить еще множество подтипов и видов, но в данном случае мы подразделим людей на восемь психотипов:

Шизоид – человек, относящийся к данному типу, живет мыслями. Проще говоря, он не склонен к совершению действий. Такие люди выбирают «спокойные» профессии, ничем не выделяются, ведут неспешный образ жизни.

Истероид – данный вид людей, прямая противоположность шизоиду. Такой человек склонен ко всему нестандартному, яркому. Также это выражается и в манере одеваться, в характере. Профессия для данного типа больше всего подходит творческая, будь то художник или артист.

Эпилептоид – такой тип людей любит во всем порядок, ведут себя расчетливо. Они не любят неуверенность в решениях, довольно педантичны, больше всего подвержены агрессии, и ставят себя выше других, в связи с чем, эгоистичны. Пример профессии: учитель, строгий и требовательный.
Гипертим – своего рода, гиперактивный тип. Им присуще качества лидера, они непредсказуемы, и склонны к необдуманным действиям. В провессиях могут зарекомендовать себя в числе военных, и журналистов, работающих в экстремальных ситуациях.

Астеник – обратная сторона гипертима. Они очень скромны, и неуверенны в своих поступках, стараются избегать общения с людьми. Боятся критики, и что их неправильно поймут. По профессии, такие люди занимают те места, где или не нужно контактировать с людьми, или нужно в малой степени.
Неустойчивый психотип – такие люди, проще говоря, «плывут по течению». Они не оказывают никакого сопротивления, им легко навязать свое мнение, и «загрести» под свое влияние. Ленивы, и выбирают профессию «по указке», например, по слову родителей.

Лабил – все его душевное состояние, поведение зависит от его настроения, который может в любой момент измениться в ту или иную сторону. Они зачастую, ведут себя как дети, радуются по мелочам, и могут впасть в дикую «ярость», или депрессию на пустом месте.
Сензитив – данный тип людей наиболее склонен к эмоциям. Они плохо воспринимают критику, обижаются на грубость, и зачастую не могут «настоять на своем», жутко закомплексованы.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Все люди напланете Земля выглядят примерно одинаково: две ноги, две руки, овальная голова сносом посредине… Но, попадая водну итуже ситуацию, каждый человек ведёт себя по-разному : кто-то схолодным спокойствием принимает все подарки судьбы, акто-то бурно проявляет свои эмоции. Ещё вовремена древних греков знаменитый врач Гиппократ, будучи очень наблюдательным человеком, проанализировал поведение группы людей исистематизировал свои наблюдения втеорию, которую мысегодня знаем под названием классификация психотипов личности.

Психотипы личности- внешние признаки иособенности поведения

Итак, сколько существует психотипов человека согласно классификации Гиппократа? Ответ наэтот вопрос- четыре. Причём, этот показатель неизменялся даже спустя тысячи лет. Это говорит отом, что сущность человека, вотличие отокружающих его условий иуровня жизненного комфорта, остаётся неизменной.

Гиппократ связывал наличием того или иного психотипа учеловека спреобладающими вего организме « жизненными соками» :

  • Холерик- преобладает желчь.
    - преобладает кровь.
  • Сангвиник- преобладает лимфа;
    - преобладает « чёрная желчь» .

Желчь недаёт холерику сидеть наместе. Онотличается подвижностью, яркостью проявляемых эмоций иимпульсивностью. Такие люди быстро принимают решения, непостоянны изачастую имеют взрывной характер. Иногда они бывают агрессивными, инетерпят поражений. Холерики редко идут науступки икомпромиссы.

Флегматик, подобно, крови, которая течёт повенам, отличается спокойствием иразмеренностью. Практически невозможно вывести такого человека изсебя идобиться отнего проявления бурных эмоций. Налюбые яркие события онреагирует ледяным спокойствием. Привык всё держать под контролем, принимает решения только после того, как хорошо всё обдумает.

Лимфа- лёгкая ипрозрачная жидкость. Такойже исангвиник- лёгкий, спокойный идоброжелательный. Сангвиники прекрасно сходятся слюдьми, всегда позитивно настроены иумеренно активны. Лучшего собеседника невозможно найти, они всегда пытаются понять, помочь иподсказать.

Меланхолики наполнены « чёрной желчью» , поэтому жизнь ихтакаяже тёмная ибезрадостная. Они немогут радоваться жизни, постоянно находят поводы для грусти ибеспокойства. Меланхолики любят жаловаться нажизнь, непытаясь ничего изменить. Имнравиться копаться всебе инаходить всё новые поводы для печали.

Каждый изпсихотипов вчистом виде практически никогда невстречается. Обычно вчеловеке присутствуют признаки сразу нескольких психотипов, нокакие-то изних выражены ярче, анекоторые слабее. Вкаждом изпсихотипов потеории Гиппократа присутствуют плохие ихорошие качества. Даже грустный меланхолик может стать хорошим инадёжным другом. Адоброжелательный сангвиник отличается также ичрезмерной наивностью.

Многие современные психологи говорят отом, что классификация Гиппократа безнадёжно устарела, ипредпочитают руководствоваться другими, более современными определениями психотипов человека.

Классификация психотипов посоционическому типу

Эта теория была разработана в70-х годах ХХвека. Всоответствии сней психотип личности определяются взависимости оттого, как человек воспринимает поступающую информацию иреагирует нанеё. Механизм восприятия информации строится насовокупности особенностей мышления, поведения человека иего взглядов нажизнь. Укаждого психотипа есть свои сильные ислабые стороны.

Соционика предлагает определить психотип человека, отнеся его кодной издвух характеристик, каждой изприведённых ниже категорий:

  • логик/этик- общение- обмен информацией или энергией;
  • сенсорик/интуит- руководствуется фактами или интуицией;
  • рационал/иррационал- придерживается намеченных целей или слёгкостью ихменяет;
  • экстраверт/интроверт- способен сразу охватить большой объём информации или предпочитает концентрироваться наотдельных деталях.

Витоге определяется четыре показателя психотипа человека. Взависимости оттого, какие именно характеристики были выбраны, человека относят кодному изшестнадцати психотипов.

  • Бальзак- критик;
  • Гексли- советчик;
  • Гюго- энтузиаст;
  • Габен- мастер;
  • Горький- инспектор;
  • Гамлет- наставник;
  • Достоевский- гуманист;
  • Джек Лондон- предприниматель;
  • Дон Кихот- искатель;
  • Драйзер- хранитель;
  • Дюма- посредник;
  • Есенин- лирик;
  • Жуков- маршал;
  • Наполеон- политик;
  • Робеспьер- аналитик;
  • Штирлиц- администратор.

Можно догадаться, что каждая изисторических личностей, вчесть которой был назван определённый психотип, наиболее ярко характеризует все черты характера, присущие определённому типу.

Тест наопределение психотипа

Существует огромное множество разнообразных тестов наопределение психотипов человека. Ихможно легко найти винтернете ивкнигах попсихологии. Такие тесты используют нетолько для того, чтобы весело провести время, ноидля более важных задач. Например, вовремя собеседований менеджеры поподбору персонала часто подвергают кандидатов натуили иную должность тестированию, чтобы определить, подойдётли человек для выполнения определённой работы. Как нипрекрасна исодержательна теория распределения психотипов посоционическому типу, ночаще всего вовремя проведения собеседований предпочитают определять тип человека, используя всего лишь четыре-пять психотипов.

Самый простой тест напсихотип личности- геометрический. Для его проведения достаточно всего лишь вооружиться ручкой илистом бумаги. Человеку предлагается нарисовать набумаге один изпяти геометрических фигур, которая первой пришла ему наум: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник иЗатем его просят нарисовать остальные фигуры втом порядке, который ему больше всего нравится. Таким образом, первая фигура- это доминирующий психотип человека, аочерёдность остальных показывает насколько ярко внём проявляются качества остальных фигур.


Как уже было сказано, вчеловеке всегда присутствует несколько смешанных психологических типов, ноодин изних непременно доминирует:

  • Круг- добрый ивысокоморальные люди. Хорошо ладят слюдьми, прекрасно вливаются влюбой коллектив, ноявляются плохими начальниками иуправляющими, так как немогут командовать иотдавать приказы. Круг очень нелюбит конфликты ипытается всеми силами ихсгладить.
  • Квадрат- отличается трудолюбием, организованностью ипорядочностью. Квадрат очень аккуратен ипунктуален. Перед выполнением задания обязательно уточнит все детали исделает всё всоответствии суказаниями, без каких-либо изменений посвоей инициативе. Теряется, когда нужно принять быстрое решение, так как привык кразмеренности иработе поплану. Поэтому хороший менеджер изтакого человека невыйдет, нокак исполнитель- онидеален
  • Прямоугольник- непредсказуемый инестабильный человек. Это тип человека, который часто переходит изодной геометрической фигуры вдругую. Квадратами обычно бывают дети впериод формирования личности. Отличаются заниженной самооценкой ипостоянными поискамичего-то нового. Часто недоводят начатое дело доконца.
  • Треугольник- обладает сильными лидерскими качествами. Хороший руководитель, уверенный всебе, который идёт кцели несмотря ниначто. Категорически нежелает признавать свои ошибки. Любят, когда ихприказы выполняются беспрекословно. Главное для таких людей- карьера.
  • Зигзаг- творческая инеординарная личность. Обычно таких людей называют гениями. Они способны создать шедевр, ноживут вокружении постоянного беспорядка. Идеалисты, нетерпят чётких правил иуказаний. Умеют доказать свою правоту.

Такой тест напсихотип позволяет менеджерам поподбору персонала определить подходитли человеку должность, накоторую онпретендует. Естественно, что наруководящие посты лучше всего подойдут уверенные треугольники, авкачестве генератора идей лучшим окажется зигзаг.

Зная эти хитрости, можно ввести взаблуждение менеджера отдела кадров иполучить желаемую должность. Носледует учесть, что если человек- ярко выраженный круг, тонаместе начальника онбудет чувствовать себя некомфортно. Зигзаг никогда небудет хорошим исполнителем монотонной работы, аквадрат неспособен креативить ифонтанировать идеями. Поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем идти против своей натуры.

Психотипы личности was last modified: Декабрь 18th, 2015 by Елена Погодаева

Каждый человек уникален от рождения, плюс ко всем врожденным психо-физиологическим свойствам людей: от генетически заложенных характеристик высшей нервной деятельности, телосложения и межполушарной асимметрии и до врожденного интеллекта , задатков и умственных способностей…, есть еще и индивидуальные эмоционально-психологические и когнитивно-поведенческие характеристики личности, заложенные в процессе воспитания и социализации, которые и образуют психотипы личности человека (психологические типы людей, мужчины или женщины ).

Чтобы определить психологические типы используют различные методы психодиагностики и тестирования личности, от сложных многофакторных личностных опросников, например тест СМИЛ или тест Кеттелла и до тестирования темперамента и акцентуации характера , а также, чтобы лучше определить психотип человека , используют индивидуальную психоаналитическую беседу.

Как определить психотип личности (психологический тип человека)

Еще со времен Гиппократа людей начали делить на психотипы личности: Сангвиник, Холерик, Меланхолик и Флегматик — они же темпераменты.
Павлов разделил людей по психологическим типам высшей нервной деятельности , что тоже, по сути, относится к темпераменту человека .

Схожая теория психотипов человека возникла у Айзенка — его тест на темперамент и невротизм (не путать с неврозом).

Юнг разделил людей на психотипы экстраверт, амбиверт и интроверт

Леонгард определил крайние психологические типы людей по акцентуациям характера (10 психотипов)- пройдите тест с описанием…

Схожие работы по различению людей по акцентуациям были у Ганнушкина и Личко (13 психотипов «Чертова дюжина»), с акцентом на пограничные состояния личности (близки к неврозам), например неврастеник или психопатия , психастеник и др.

Кречмер обнаружил различие психологических типов людей и сходство с темпераментами по телосложению человека («Атлетик», «Пикник» и «Астеник»), которые связаны с поведением человека («Практик», «Собеседник» и «Мыслитель»).

Также, различают психотипы по межполушарной асимметрии головного мозга: правополушарный, левополушарный и амбидекстр (тест на ведущее полушарие).

Различаются люди и по тому, как они думают и воспринимают информацию, т.е. по ведущей репрезентативной, сенсорной системе , например такие психологические типы как «Кинестетик», «Визуал»…

Словом, если покопаться, то можно обнаружить еще множество различий людей по всевозможным психологическим типам (психотипам) в работах разных авторов, в том числе современников.

Изучать все эти психотипы человека нужно для психологов, социологов, рекламщиков и пиарщиков, маркетологов и манипуляторов. Обывателем может двигать только любопытство или настоящая информация и дезинформация о пользе знания своего и чужого психологического типа.

Для обычного человека, конечно, хорошо знать свой психотип личности, для нивелирования минусов и усиления плюсов. Также, неплохо знать психологический тип своего партнера, мужа (жены), ребенка, друга и т.д. для выстраивания гармоничных отношений сотрудничества и избегания лишних ссор и конфликтов.

Но главное для обывателя, все же, не психотип личности как таковой, а как человек проживал, проживает и будет проживать свою жизнь, имея данный психологический тип…каков его сценарий жизни …кто он по жизни: «Победитель», Банальный середняк» или «Неудачник? И главное, возможно ли что-либо изменить в себе и своей жизни?

Вот что действительно полезно для обычного человека, а не «игры» в разделение на психотипы личности… (

В соционике существует несколько теорий, позволяющих классифицировать людей по разным типам. Для каждого из них характерны свои личностные особенности и поведенческие факторы.

Популярная теория

Основоположником первой теории о психотипах личности считается К. Юнг . Многим известна такая классификация, как определение по типу флегматика, холерика, меланхолика и сангвиника. Но наиболее полными и сложными считаются теории, в которых освещается больше типов. Одна из них построена на целых 16 психотипах личности , для каждого из которых характерны свои внешние признаки и особенности поведения.

16 психотипов личности

С течением времени ученые видоизменяли и дополняли названия типов характеров и личностей. Постепенно они обросли метафорическими изменениями, которые четко дают понять направленность определенной черты. По именам известных личностей названы типы психотипов, отображающие их самые яркие стороны.

Дон Кихот: интуитивно-логический экстраверт

Для ИЛЭ (сокращенно от общего названия) характерны такие особенности поведения и вида:


Дон Кихот падок на фамильярность и лесть, часто ждет их проявление от других. Однако сам на подобное выражение чувств никогда не решится.

Джек Лондон: логико-интуитивный экстраверт

Самый оптимистичный психотип ЛИЭ, для которого главная характеристика - время не ждет. Он постоянно трудится и занят делом, предпочитает быстро решать задачи. Обладает тонким романтическим чутьем, склонен к выбору хобби в стиле туризма или любительского альпинизма, любит путешествовать. Обладает большой фантазией и выдумывает приключения, внешне выглядит немного неряшливо.

Но эта неряшливость отдает определенным стилем и притягивает.

ЛИЭ очень бесстрашны и любят это демонстрировать, бросая всем вызов и пускаясь в различные приключения.

Джек Лондон - это рассеянный профессор с абстрактным мышлением. В отношениях и быту позволяет партнеру руководить. Не любит близких контактов и взгляда прямо в глаза. Редко понимает, что о нем на самом деле думают другие. Оптимистичен и быстро реагирует на положительные эмоции. Положителен, всегда улыбается и проявляет дружелюбие.

Бальзак: интуитивно-логический интроверт

ИЛИ обладает отличным интеллектуальным воображением, которое и управляет человеком. С его помощью он видит будущее, знает и предугадывает поведение разных людей. Неэмоциональный тип, который прекрасно держит себя в руках и считает, что все проблемы людей - от их излишней страстности и эмоциональности. Среди других характеристик личности можно отметить:


Бальзак отличается неразговорчивостью, немного печальным взглядом и грустью во внешнем виде. Не умеет делать комплименты и принимать их, от этого выглядит недосягаемым.

Робеспьер: логико-интуитивный интроверт

Обладает выраженными логико-аналитическими способностями, любит и умеет докапываться до сути исследуемого объекта. В рассмотрении любых вопросов опирается только на логику. А также:


Внешне очень сурово и пронзительно смотрит, как бы из-под нависшего лба. В осанке Робеспьера всегда проявляется отчетливая выдержка. В жизни он не любит непрошеных гостей и очень скрытен.

Жуков: сенсорно-логический экстраверт

Один из самых жестких типов личности, нацеленный на результаты и достижение целей вне зависимости от потраченных ресурсов.

Черта Особенности
Главное - результат и победа Прикладывает максимум усилий, обладает сильной волей и целеустремленностью
Его не волнует, что о нем думают, все дела совершает со страстью и обычно доводит их до конца
Обладает выраженным характером борца, во что бы то ни стало доходит до своих целей и побеждает противников
Умеет и любит преодолевать трудности, закаляя ими себя
Жесткий и решительный Обладает строгостью, но справедливостью. Выраженный лидер и руководитель, но последнее слово держит за собой
Умеет выстраивать отличную тактику и подстраиваться под ситуацию, принимает отчетливые решения и быстрые действия
Хорошо рассуждает, подкрепляя доводы логикой
Ничего не боится, устойчив к плохим эмоциям Ничему не удивляется и никогда не завидует

Эмоциональность Жукова - отдельный аспект. Он очень спокоен, стабилен и крайне не любит проявления эмоциональности со стороны других людей.

Не любит рассуждать о чувствах и рассказывать о себе. В любви не поддается страсти и увлечениям, однако нуждается в поддержке партнера.

Штирлиц: логико-сенсорный экстраверт

Основные особенности ЛСЭ скрыты в ясном и трезвом уму. Он рассуждает логично и разумно . Внешне отличается спортивным складом, действиями и жесткими чертами лица.

Талантливый и прирожденный шпион, выведывать информацию умеет любыми способами.

Штирлиц легко выводит людей из состояния успокоенности, часто ворчит и давит на собеседника в процессе разговора.

Штирлиц уверен, что умение подчиняться правилам - это сильный характер, не любит хитрости и жульничества. Придерживается порядка во всем, умеет красиво и элегантно одеваться. В делах Штирлиц выражается следующим:


Штирлиц любит делать работу так, как ему кажется правильным. Отличается невероятной работоспособностью. Может заниматься интересным делом сутками без сна и отдыха.

Габен: Сенсорно-логический интроверт

Особенности поведения психотипа личности СЛИ заключаются в отстраненности , загадочности и замкнутости . Внешне они спокойны, точны и экономичны. Они склонны завершать все свои начинания, очень ответственны и не демонстративны. Они гармонично сочетают в себе самые разные черты:


Габен может много говорить, выжидая каких-то действий. Всегда кажется, будто Габен тебя анализирует, ведя беседу. Резких движений не проявляет в процессе общения.

Горький М.: Логико-сенсорный интроверт

Для этого типа личности в соционике характерны такие черты:


С близкими людьми Горький может быть открытым, смелым и достаточно напористым. Он не боится выражать своих эмоций и умеет вести беседы «по душам».

Наполеон: сенсорно-этический экстраверт

Умеет влиять на людей и получать их доверие, любовь. Обаятелен и популярен, умеет вести за собой. Настороженно относится ко всем идеям и объективному мнению.

Жаждет практической деятельности и обладает беспокойной активностью.

Наполеон много внимания уделяет внешней красоте и эстетике, у него отличный вкус и высокие требования к физическим показателям партнера.

Наполеон удручается требованиями близких, его выводят из себя подобные заявления. Может поступать умно, но как только от него это начинают требовать - всё рушится. Очень высоки показатели деловитости и инициативы. В любви обладает особым складом:

  • если ему что-то нравится, умело высказывает восхищение;
  • привык отдаваться всей душой и телом;
  • не терпит адаптации под что-либо, не любит проявлять его сам;
  • однако склонен к тому, чтобы диктовать свои условия.

Наполеон отличается чрезмерной оптимистичностью и верой в отличное будущее, свершение всех планов. Никогда не боится сложных ситуаций и идет смело на их преодоление.

Гюго: этико-сенсорный экстраверт

Ключевые признаки этого типа - сила эмоций , страсть и властность , умение следовать идее. Часто находится на позитивной волне и умеет заражать таким настроением. Отличается истинной неутомимостью и активностью, создается ощущение, что он весь в делах и всегда на бегу, хотя и умеет прекрасно переключаться.

В работе усерден, доводит дела до конца, может показаться самоуверенным и самодостаточным.

Любит, когда его хвалят. В общении очень внимателен и приятен:

  • находит подход к любому человеку;
  • умеет дарить радость, сочувствовать, понимать и одобрять;
  • никогда не отличается завистливостью, искренне радуется успехам друзей и близких;
  • однако умеет подмечать недостатки людей.

Придерживается консервативных путей и требует одиночества для решения тяжелых задач. В работе не суетлив. Порядок любит не только в делах, но и во внешности. Друзей имеет мало, так как может сильно давить эмоционально и не видит смысла в большом количестве социальных связей.

Дюма: сенсорно-этический интроверт

Дюма не привык навязывать свою волю или эмоцию, проявляет заботу и часто улыбается , не любит просить помощи. Его специфические признаки выглядят так:


Для интроверта этого типа характерно дружелюбное поведение с оптимистическим настроем. Однако при плохом настроении или болезни желает спрятаться ото всех, так как не может играть с эмоциями людей.

Драйзер: этико-сенсорный интроверт

Драйзер отличается тем, что умеет быстро и легко входить в доверие людей за счет тактичности, эстетического вкуса и понимания каждой личности.

Может резко оценивать какой-либо объект, всегда платит той же монетой, поэтому злопамятен, но и добро не забывает.

Драйзер не любит ждать, предпочитает жить сегодняшним днем, отличается пунктуальностью.

Если приобретает врагов, то делает так, чтобы они ему завидовали. В гнев не впадает, подчеркнуто вежлив и подтянут. Всегда опрятно выглядит и не терпит любой беспорядок. В отношениях не терпит полигамии или измены. Что же касается общения в группе, то:


Не пустословит, все свои желания подтверждает действиями. Но может бросить дело, не доведя его до конца (особенно под действием желаний партнеров). Нацелен на службу обществу.

Гексли: интуитивно-этический экстраверт

Для этого типа личности характерны следующие признаки и черты:


Внешней Гексли в меру эмоционален , не чурается проявления чувств, но в период работы может быть очень сосредоточенным . Делу отдается со всем душой и любит выполнять его хорошо. Не чурается помощи и другим людям.

Гамлет: этико-интуитивный экстраверт

Психотип Гамлета отличается серьезностью и сосредоточенностью на масштабных проблемах человечества , отчего часто драматизирует и ждет неприятностей.

Нетерпим к злу и предпочитает совершать добрые поступки, но руководствуется своими понятиями о плохом и хорошем.

Гамлет отличается повышенной внимательностью к людям , отчего может быть требовательным и навязчивым. Из него получится хороший семьянин, умеющий выражать чувства. Однако выносить быт на общественное обозрение крайне не любит. При этом:


Предпочтение отдает чувствам , а не разуму. В ситуацию ввязывается только в том случае, если всё предусмотрел и хорошо ее изучил. То же происходит и с работой, любит проявлять ответственность. В экстремальных ситуациях может действовать быстро.

Есенин: интуитивно-этический интроверт

ИЭИ - тип, в основе которого лежит романтическая мечтательность . Больше склонен к размышлениям, чем действиям, отличается индивидуальностью и погруженностью в мечты о будущем, фантастических мирах, чем в мысли о настоящем. Кроме того:


Есенин никогда не зажмуривается и смотрит на мир открытыми глазами, часто принимает элегантные позы и красиво говорит. Хорошо двигается. В его жилище может царить колоссальный хаос. Важная черта характера - это борьба за эмоциональную свободу других людей. Крайне любит творчество и мир искусства.

Достоевский: этико-интуитивный интроверт

Психотип личности обладает колоссальной внутренней силой . В его душе и духовной организации спрятано целое море чувств, хотя внешне он может казаться спокойным. Удивительное внутреннее богатство, полное любви и всевозможной красоты. Тонко понимает любовь и взаимоотношения людей. Безупречный эмпат, умеющий сопереживать и успокаивать. Внешне его характер проявляется так:


Человек типа Достоевский любит рассуждения , но не прощает любой неверности. Для него равносильна и измена в браке, и предательство друзей. Шанс, что Достоевский простит такого человека, крайне низок.

Все 16 психотипов личности редко бывают выражены отчетливо в 1 человеке. Их сочетание встречается часто, но основные признаки и черты, выделяемые специалистами, помогают в разных сферах. Так, главы компаний, используя соционику, умело назначают на должности новых людей. А специалисты по профессиональной ориентации помогают школьникам или людям, желающим сменить род деятельности, выбрать то, что не будет противоречить их внутреннему комфорту.

0