Психологические типы личности по К. Юнгу. Архетипы российской власти


"Есть женщины разные, по-своему прекрасные: уникальные и неповторимые, нежные и непобедимые, ранимые и ревнивые, и, всё же, любимые…".

А действительно, ведь какими бы мы ни были разными, нас всё равно любят из века в век! Что же такого есть в нас, что побуждает мужчин снимать шляпу, преклонять колено, носить на руках, завоёвывать, обожать, вожделеть, ненавидеть, предавать, сжигать, порабощать, защищать, воспевать, возносить до небес, боготворить и любить?

Видимо, всё дело в нашем наследии — мы вобрали в себя опыт всех женщин от начала сотворения мира, и поэтому обладаем удивительными сокровищами, за которыми и охотится сильная половина человечества.

Сокровища эти проявляются в нас через архетипическую память, т.е. память историческую, помогающую воспользоваться опытом наших очень далёких предков. Для большей наглядности можно выделить несколько женских архетипов, которые могут предопределять ту уникальность каждой из нас, которая так завораживает и притягивает наших мужчин.

Итак, это архетипы:

  • Амазонки,
  • Гейши (Гетеры),
  • Ведуньи,
  • Матери,
  • Жены,
  • Королевы,
  • Музы (Феи),
  • Богини (Богородицы).

Чем же они отличаются и какими особенностями "награждают" своих обладательниц?

Женщина-Амазонка

Она всегда на коне (или на мотоцикле, мужчине, вершине горы или карьеры), всегда в боевом раскрасе, с луком и стрелами в руках (или с испепеляющим взглядом, высокомерным тоном и саркастическими шуточками по поводу слабаков).

Она активна, при любых обстоятельствах оказывается впереди всех, и никому не подчиняется, решая все проблемы и сложности сама, либо сидит в засаде на своём персональном острове (в крайнем случае, в своей квартире или на коммунальной кухне) и безжалостно "отстреливает" всех особей мужского пола, претендующих на её руку и сердце.

К сожалению, она почти не бывает счастлива в отношениях и семье, причём последняя (в смысле, семья) вообще редкость у представительниц клана Амазонок. И, как и древние Амазонки, она если и сходится с мужчиной, то только чтобы родить ребёнка. А потом начинает тихо (или явно) ненавидеть отца своего ребёнка, т.к. он в любом случае оказывается слабее её хотя бы в чём-нибудь, и, значит, не достоин её внимания и снисходительности вообще.

К счастью, архетип Амазонки так сильно и выпукло проявлен не у всех современных женщин, поэтому мужчины на планете живы, активны и всё ещё любят нас, слабую половину человечества. (Правда, если этот архетип совсем не проявлен у женщины, то она совершенно не способна защитить себя ни от какого рода насилия, давления или принуждения.)

В идеале женщина-Амазонка должна дорасти от яростной мужененавистницы до надёжной соратницы мужчины. Современная гармонично развитая Амазонка — символ социальной успешности и конкурентоспособности, символ неуязвимости и самодостаточности.

Женщина-Гетера (Гейша)

В отличие от воинственной Амазонки ("железной леди"), Гетера наслаждается жизнью, причём как сама по себе, так и в компании мужчин. Она любит эстетику, красоту, антураж, она ценит вкус удовольствий и умеет усладить любого. Она красива, сексуальна, обольстительна. Вокруг неё всегда фейерверк красок, цветов, ароматов, яств, шёлка, шика, пикантности и страсти.

Однако будьте осторожны! Если женщина "увязла" в этом архетипе, то живёт она исключительно ради своих интересов, своей выгоды и своего удовольствия. У неё толпы поклонников и обожателей, которых она одаривает своим вниманием изредка и только чтобы удержать около себя. Она не вступает в долгосрочные отношения, т.к. до смерти боится привязаться к кому-либо, и терпеть не может обязательства. Женщина-Гетера дорожит своей свободой ради океана удовольствий. И больше всего на свете любит игру "Обольщаю-приручаю-низвергаю к своим ногам". Неугодных она отвергает холодно и зачастую жестоко. Это роковая женщина.

Если же архетип Гетеры у женщины слабо развит, то она не имеет доступа к своей сексуальной энергии и даже боится её и тех взаимоотношений, которые могут пробудить источник этой энергии.

А золотая середина, естественно посередине: в соединённости со своей природной, земной женственностью, что является первой ступенью на пути к становлению истинной женщины. Поэтому при гармоничном проявлении архетипа Гетеры женщина является величайшей дипломаткой и хранительницей связей между мужским и женским мирами, блюстительницей их интересов. Такая женщина обладает исцеляющей творческой энергией эротизма, которую она дарит своему мужчине, и умеет искусно использовать животворящую силу своей женской природы.

Женщина-Ведунья

Она знает так много, что иногда становится даже страшно — страшно, что она будет использовать эти знания в своих непонятных никому целях. Кажется, что она, как Ведьма из сказки, может приготовить ядовитое зелье и опоить, а может излечить все недуги чудодейственным отваром. Ведунья собирает тайные знания и либо плетёт интриги, либо — если это ей выгодно — даёт клубочек волшебный, который приведёт любого к заветной цели.

Если же говорить по-человечески, а не иносказательно, то эта умная женщина видит всех насквозь и от этого ей становится скучно — скучно общаться, скучно знакомиться с новыми людьми, скучно слушать других. Поэтому она превращается либо в холодную Снежную Королеву, игнорирующую всех и вся, либо в эгоистичную интриганку, чтобы хоть как-то разнообразить свои будни. Ведь большой интеллект требует широко поля деятельности — почему бы не сплести какую-нибудь мудрёную сеть, чтобы никто не смог её распутать… А если рядом нет того, кого можно было бы "учить жизни" — она чахнет, засыхает и занудничает. И часто остаётся "в старых девах", т.к. мало кто способен конкурировать с её интеллектом — а только это её и возбуждает.

Очевидно, что от зрелости и уровня сознания такой женщины зависит — будет ли она коварна и опасна, или же эрудированна и образована. При высоком уровне развития и культуры Ведунья компетентна и адекватна, адаптирована в обществе и весьма полезна. Она легко может быть хорошим исследователей, учёным, педагогом. Главное, чтобы она не потакала своему эго, которое у неё очень велико — потому что большой ум гуляет под руку с гордыней.

Женщина-Жена и Мать

Если три предыдущие архетипа Амазонки, Гетеры и Ведуньи, в случае своей яркой проявленности, отличались эгоизмом и себялюбием, то архетип Жена-Мать наконец-то наделяет женщину способностью любить, заботиться, опекать, исцелять и благословлять…

Совершенно не случайно этот архетип является "сдвоенным" — состоит из двух граней, двух ролей, двух сторон одной медали — роль Жены без материнства неполноценна, а роль Матери, при отсутствии женской реализации, наполнена горечью одиночества. Так, Мать-одиночка часто впадает в гиперопёку по отношению к своим детям, чтобы таким образом компенсировать недостаток своей реализации как женщины. А бездетная женщина будет выплёскивать свой "материнский инстинкт" и на мужа, и на всех окружающих, погружая их бессознательно в безопасную, но довольно тесную утробу.

Интересно, что архетип Матери является гораздо более древним, чем архетип Жены. Поэтому он исподволь так и норовит перевесить чашу весов в свою сторону: женщине гораздо привычнее, удобнее и комфортнее всех опекать и воспитывать, чем строить истинные партнёрские отношения с человеком, таким не похожим на неё саму. А если, к тому же, архетип Жены у женщины находится "в стадии зародыша", т.е. ещё не актуализирован, не раскрыт, не развит, то такая женщина будет испытывать определённые трудности при построении долговременных отношений с мужчиной, ей будет сложно решиться на создание семьи, или же "семья" просто ещё не вошла в систему её жизненных ценностей.

Только зрелая в своём личностном и духовном развитии женщина умеет гармонично и сбалансировано проявлять этот партнёрский комплекс двух архетипов: она будет сначала Женой своему мужу, а потом — Матерью и ему, и их детям. Ведь, в идеале, чтобы родить детей, нужно сначала обрести мужа, а значит, стать женой.

Чем же наделяет женщину эта архетипическая пара Жена-Мать? Гармоничная женщина-Жена является настоящим партнёром своему мужу, сотворит ему, вынашивает его идеи, замыслы и его семя. Она наполнена истинным женским принятием, и эта женская энергия является очень вдохновляющей для её мужчины и крайне необходимой для развития его истинной мужественности. А зрелая женщина-Мать взращивает детей не слепо-инстинктивно, а как плоды сотворчества со своим мужем, создавая самые благоприятные условия для их развития. При этом гармоничное материнское начало должно уметь 3 главные вещи:

  • Вскармливать и взращивать маленьких детей;
  • Инициировать, обучать подрастающих детей;
  • Отпускать и благословлять выросших.

Итак, четвёртый архетип наконец-то делает женщину Женщиной, т.е. женой, сотворящей своему мужу в созидании новой жизни. Здесь сливаются главные сотворящие силы женщины — женственность и материнство.

Женщина-Королева

От неё невозможно оторвать восхищённых глаз, она поражает своей статью и достоинством, она идёт по жизни с высоко понятой головой, и всегда понятно, что это сама Королева, даже если рядом нет свиты и мантия оставлена дома на кресле.

Женщина-Королева обладает самыми разными способностями и талантами. Но главное из них — это чувство Женского Достоинства, которое является одним из основных оберегов женщины, способным очищать неправильные мысли окружающих, легко избегать ненужных контактов, открывать закрытые двери, расстилать ковровую дорожку под ногами, привлекать потоки благоденствия как в её жизнь, так и в жизнь её семьи и окружения.

Она обладает мудростью и глубоким знанием законов (как социальных, так и духовных), что наделяет её большим терпением и огромной женской силой. Безусловно, с такими качествами она способна вершить великие дела, служа не только своему благу, но, в первую очередь, благополучию близких ей людей. Истинная архетипическая Королева рождает вокруг себя изобилие, щедрость и изысканную красоту, в атмосфере которой хочется буквально купаться, напитываться и наполняться энергиями благосостояния. Женщина-Королева умеет не только одаривать окружающих своими дарами и достоинствами, но также способна раскрывать у людей, с ней соприкасающихся, скрытые потенциалы, благородство, заботу и другие замечательные качества…

В наши дни такая женщина чаще всего социально очень успешна, состоятельна, активна и признанна строгим мужским миром. Она легко и естественно реализует все свои намерения и желания, не прикладывая к этому чрезмерных усилий.

Однако, если этот архетип у женщины развит с искажениями, то проявлять его она будет через агрессию, авторитарность и давление, а не через царскую опеку и покровительство. А истинная женщина-Королева очень щедра и благородна в своём общении: она, в отличие от предыдущих 4-х архетипов, взаимодействующих только со своим партнёром или детьми, содействует очень многим — друзьям, знакомым знакомых, соседям, случайным попутчикам и просто первым встречным…

Женщина-Муза (Фея)

Она очень легка в общении, и при этом очень мудрая; она добрая, и при этом очень много делающая; она заботливая и активная, творческая и очень широкая… Как только она появляется где-то, всем почему-то становится радостнее, интереснее, ярче, чище, проще. Вместе с собой она всегда приносит лучшие человеческие качества, атмосферу счастья и радости. Эта женщина вдохновляет всех, кто с ней соприкасается, она исцеляет, поддерживает, помогает, одаривает… Кажется, что она Фея из волшебной сказки. А её путеводная звезда — это жизнь для других!

Женщина-Муза (Фея) прекрасна, нежна, ею можно только восхищаться, у неё хочется учиться, подпитываться от её волшебных сил и возможностей.

Единственная её сложность заключается в том, чтобы соблюдать баланс помощи другим и заботы о самой себе — иначе она может перерасходовать свои внутренние резервы и остаться без сил, истратив запасы жизненной энергии. В этом случае она может буквально слечь и долгое время восстанавливаться, перестав на какое-то время реализовывать свою волшебную миссию. Правда, у окружающих в это время появляется возможность отблагодарить свою Фею, помогая ей исцелиться.

Самая главная особенность женщины-Музы состоит в том, что она не только помогает и служит другим, но и сама своей жизнью являет пример того, что удача, добрые сюрпризы и чудеса всюду — нужно только открыть глаза и распахнуть сердце! У неё все получается удивительно легко и естественно, она всего достигает с куражом и радостью, паря на крыльях творческого вдохновения.

Женщина-Муза (Фея) — это всегда начало чего-то нового — нового этапа, прорыва, качества, взгляда, посыла, подхода, отношения, нового уровня осознанности… Новой жизни…

Женщина-Богиня (Богородица)

Она является вершиной зрелости истинной женственности. Она не только вбирает в себя все предыдущие роли и умеет их гармонично сочетать, но ещё и наделена высшей безусловностью — безусловной любовью, бескорыстной помощью и заботой, божественным принятием и безграничным терпением.

Окружающим кажется, что она ничего конкретного не делает, однако всё случается — как будто само собой. Она не тратит проявленных усилий, как Фея, помогая всем окружающим, однако всё происходит мгновенно и безошибочно. Такое впечатление, что женщина-Богородица способна решить все проблемы одной только мыслью.

Самое важно, что приносит в жизнь такая женщина — это умение инициировать растущее, развивающееся мужское начало и воскрешать разрушенное. Она создаёт особую среду, атмосферу, которая исцеляет и взращивает любого мужчину, помогая ему по-настоящему раскрыть и проявить свой мужской дух.

Женщина-Богиня освещает пространство и судьбы вокруг себя светом своих глаз и своей души. Она внутренне очень цельна, смела, независима и неуязвима. И, самое главное, вся её жизнь созидательна и гармонична. Женщина, достигшая уровня зрелости Богородицы, талантлива во всём, легко находит выход из сложных ситуаций, а реализация любых её замыслов встречает своевременную поддержку со стороны мира в виде благоприятных событий и оптимального стечения обстоятельств.

Итак, мы внимательно присмотрелись к семи женским архетипам, и поняли, что женщина действительно существо уникальное и неповторимое, особенно если она умеет гармонично сочетать и проявлять все эти семь граней женственности. Но всё это может оказаться ненужным, невостребованным и нереализованным, если рядом с ней нет настоящего мужчины, любимого и любящего, если нет истинного партнёра по жизни.

А вот что нужно, чтобы такой партнёр был в нашей жизни — это уже совсем другая история…

Чем больше я погружаюсь в изучение архетипов, тем объемнее и интереснее становится мир вокруг. Статья об Архетипе Правитель/Властелин стала для меня самой трудной, потому что увлекательное исследование реальных носителей этого архетипа угрожает вылиться в большую книгу.

Начнем, пожалуй, с краткого экскурса в древнегреческую мифологию. Самый классический пример Правителя – Зевс. Он явно стоит НАД Олимпом. Все остальные боги - его «дети». И, конечно же, они нуждаются в его умелом руководстве!

Ко всем своим «сыновьям и дочерям» Правитель-Отец Зевс имеет ровное отношение и строго следит за тем, чтобы «предприятие» обладало отличной репутацией и обеспечивало Зевсу его статус. В «олимпийской структуре» каждый небесный житель знает свой участок работы. В руках Зевса судьбы людей - счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла.

У Зевса есть определенная цель, и к ней он ведет весь мир. Он установил новый порядок в мире, выстроил систему отношений между богами и людьми и сам олицетворяет гарантию исполнения законов мироздания.

Если всё идет установленным порядком - пируют боги в облаках во главе с Зевсом на золотом троне. Милостиво раздает он дары и способен стать ближе к народу, даже сойти с небес на землю. Но горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок. Будь-то простой человек или житель Олимпа - бунт подавляется бескомпромиссно и жестоко.

Описывая Зевса, я назвала все черты Правителя. Понятно, что для того, чтобы проявить эти черты, как минимум нужна группа людей, которой управляет Правитель. Если мы посмотрим на диаграмму, то увидим, что функция этого Архетипа структурировать мир, создавать системы и устанавливать контроль над ними.

Правитель – это власть, порядок, контроль. А также статусность, престиж, богатство

На первый взгляд, каждый хотел бы обладать подобным набором. Об этом говорит неимоверное количество предложений-тренингов с названием: “Стань Лидером! “, “Стань королевой!”, “Почувствуй себя Богиней!”

Но действительно ли это сказочное везение - стать Королевой?

А ничего, что кроме статусности и власти, Королева/Король/Правитель получают в придачу настоящую ответственность за судьбы людей, стран, мира?

Правитель выбирает власть и «в нагрузку» получает путь самоотдачи

Заботясь о процветании государства, настоящая Королева, редко обретает личное счастье. Вспомните Великую княгиню Ольгу, королеву Англии Елизавету I, Всероссийскую императрицу Екатерину II. Да откуда взяться личному счастью, если всё время отдано наведению и поддержанию порядка во вверенном государстве.

Императрица Екатерина II

Да что там, личное счастье. Правителя в принципе редко, кто понимает. Народ ожидает от государя защиты и справедливости. Но нереально быть справедливым по отношению ко всем. Ведь каждый понимает справедливость по-своему. «Справедливо» по отношению к тебе означает «несправедливо» по отношению к соседу.

Посмотрите на любую иерархическую организацию - в лучшем случае, руководителя уважают - о любви говорить не приходится. Правителю приходится принимать непопулярные решения и подавлять бунты. Это неизбежно для поддержания порядка в структуре.

«…государь не может соблюдать всего, за что людей почитают хорошими, и бывает часто вынужден во имя спасения государства действовать против веры, против милосердия, против человечности, против религии …» (Н.Макиавелли «Государь»)


Ну и кто считает его хорошим человеком после этого? Каждое непопулярное решение увеличивает дистанцию между руководителем-Правителем и народом .

ВЛАСТЬ всегда отделена от людей. Власть всегда НАД нами

Нет, любовь Правителю не заслужить, да она и не нужна ему.

«…поскольку испытываемая людьми любовь зависит от них самих, а страх - от государя, мудрый правитель должен опираться на то, что в его власти, а не во власти других (на страх) », продолжает наставлять Никколо Макиавелли.

Наиболее очевидно проявление этого архетипа в монархах.

Архетип Правитель в Истории.

История знает гораздо больше горе-царей и правителей-однодневок, чем ярчайших и достойных руководителей государств с архетипом Правитель. Но все-таки мир видел немало талантливых Правителей. Я удержусь от того, чтобы рассказать вам обо всех и подробно, назову лишь признаки реальных Властелинов.

Чем отличаются настоящие правители?

Настоящие императоры создавали крепкие государства, поэтому правили они обычно долго и время их правления потомки обычно называют «золотым веком»

Чаще всего к имени таких правителей потомки приставляют прилагательное «Великий »:

  • Александр Великий (Македонский)
  • Екатерина Великая (Екатерина II)
  • Петр Великий
  • Великий монгол (Чингисхан)

Или дают особые имена:

  • Король-Солнце (Людовик XIV)
  • Добрая королева Бесс (Елизавета I)
  • Отец отечества (Октавиан Август)

Римский император Октавиан Август

Еще был «отец всех народов », если помните.

Исторические личности с архетипом Правитель:
Уинстон Черчилль
Маргарет Тэтчер
Чезаре Борджиа (прототип «Государя» Маккиавели)

Актеры
Иннокентий Смоктуновский
Мерил Стрип

Как проявляются Правители, если у них нет под рукой королевства?

В повседневной жизни сильный Правитель создает свое королевство.
Культовый фильм «Крестный отец » - ярчайший пример проявления сильного Правителя и идеально выстроенной им структуры. В Коза Ностра каждый чувствует себя защищенным, пока живет по ее законам и выполняет свою функцию, как винтик в механизме. Каждый знает правила и знает, каковы последствия их нарушения.

Аль Пачино в роли Крестного отца

Трагедия Правителя в том, что в идеальной системе он тоже не человек. Он – функция Власти

Он не может ослабить контроль и не может иметь действительно важных дел за пределами управляемой группы. Он не может проявлять эмоции и поступить, как ему вздумается, не рискуя разрушить империю. «Все могут короли, все могут короли и судьбы всей земли вершат они порой …», только есть вещи, которые не имеет права делать «ни один король ».

Наблюдая за героем фильма «Крестный отец», мы видим - что дает и чего лишает безграничная Власть.

Как обнаружить Правителей в нашей повседневной жизни?

Просто вспомните нештатные ситуации в случайной группе людей, когда никто не знает, что делать. И вот тут обязательно проявится Лидер, который поймет задачу, наметит пути ее решения и распределит среди участников роли.

Итак, Правители – это немногие люди, кто строит безопасный мир из хаоса, берет на себя ответственность за людей. Фактически они, как атланты, держат мир на своих плечах, а бразды правления в своих руках. В лучшем своем проявлении Правитель помогает нашему миру стать лучше.

Правитель в маркетинге.

Этот архетип в маркетинге любят. Именно его имеют в виду, когда говорят о харизме или влиянии. Образы этого архетипа в брендировании очень сильны при умелом использовании. А при неумелом Властелиновые бренды легко превращаются в «пластилиновые».

Потребители, принадлежащие к этому архетипу, желают иметь продукты высокого статуса, ибо они усиливают их статус, престиж, имидж успешных людей. Продукты-Бренды, использующие архетип Правителя должны обладать внешним блеском и внушать уважение, поскольку роскошь является внешним показателем Власти. Всяческие закрытые клубы, ВИП-зоны, индивидуальный дизайн - все предложения, которые недоступны большинству - имеют шанс быть замеченными Правителями.

Бренд Властелина лучше всего реализуются, как:
Высоко статусные продукты или услуги, используемые властными людьми для усиления своего влияния
Помощь людям в установлении их собственной власти
Действия, направленные на повышение организованности других
людей
Пожизненная гарантия на ваши продукты и услуги
Чувство стабильности и безопасности в этом беспокойном
мире.
Высокая цена

К брендам Правителя относятся:
Ватикан
Верховный суд
Дума
Белый Дом, который так удачно скопировал символ римской власти Капитолий

Белый дом. Вашингтон

Компании-Бренды:
Microsoft
IBM
American Express
Армани
Роллекс
Мерседес-Бенц

Архетип Правитель доступен не только чему-то большому и недостижимому для большинства людей. Простые продукты тоже можно упаковать в эту форму. Например, вполне успешно это делает бренд сока Rich со своим посылом: «Ценно то, что повторить невозможно ».

Архетипичные символы Правителя.

Символика очень важна для этого Архетипа. Первое, что делали Правители – создавали гербы и флаги государств.

Скипетр. Пастух управлял своим стадом с помощью посоха. Пастушеский посох впоследствии стал символом власти у служителей церкви и первообразом скипетра.
Корона
Солнце
Трон
Обелиски и колонны
Лев или орел – цари природы

Язык Правителя.

Правитель ассоциирует себя с именами: Король, Королева, Царь, Царица, Император, Лидер, Босс, Отец, Пастырь, Господин, Менеджер, Управляющий, Директор, Политик, Президент, Аристократ, Владыка, Альфа-самец, Богиня, Вождь . Называя его так, вы признаете его значимость и власть.

У Властелинов есть слабость - они любят комплименты и не терпят указаний. Излагайте вопрос примерно так: «О, великий и могущественный государь, конечно же, ты об этом думал! Я, скромный человек, попробовал поразмышлять своим умишком, и вот мысельку одну посмею предложить для решения многотрудной проблемы в интересах предприятия. Мои предложения не сравнятся с блеском и величием твоего разума… »

На самом деле, я утрирую, конечно. Тут главное не переборщить и не скатиться в лесть или иронию. Этого Правитель тоже не терпит. Но доля правды в этом есть. Возможно, вам приходилось сталкиваться с тем, что руководитель предприятия на некоторое время «забывал» о дельном предложении подчиненного, а потом выдавал за свое.

Слова – маячки (слова, которые часто употребляет Правитель):

Ответственность, право, власть, управление, самоуправство, поощрение, наказание, долг, святость, строгость, закон, величие, приказ, указ, наказ, инструкция, руководство, дети, отец, свобода, выбор, справедливость, жестокость, государство, организация, структура, система, иерархия, лестница, устройство, обязательства, власть, слово, добро, зло, защита, вечность, дело, цель, хаос, порядок, задача, план, модель, лидерство, личность, безопасность.

Карать, управлять, направлять, защищать, завоевать, устанавливать, наказывать, поощрять, одобрять, приветствовать, указывать. А также, привычка употреблять глаголы в повелительном наклонении: сделай, принеси, не вздумай и тд.

Высказывания, характеризующие Архетип Властелина и принципы Власти:

«Король должен быть овчаркой, а не волком. Его задача - беречь и охранять стадо ».
«Свобода и власть требуют ответственности. (Неру Джавахарлал)

«Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному »
(Петр I)
«Настоящая сила не может быть дана, она может быть взята» (Марио Пьюзо)

Приказы не обсуждаются
«У меня все под контролем»
«Достанешь – златом-серебром награжу, а не достанешь – мой меч, твоя голова с плеч » (из сказки)

«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает» (Макиавелли Никколо)
«Государя ценят, если он бывает настоящим другом и настоящим врагом » (Макиавелли Никколо)

PS. Всем, кто обнаружил у себя черты Правителя или в принципе интересуется вопросами власти, рекомендую почитать трактат Никколо Макиавелли «Государь». Уже 500 лет этот труд считают лучшим описанием идеального Правителя и продолжают изучать на школах Лидерства.

Статьи о других архетипах:



Согласно теории Юнга, всеми процессами в живой среде управляют архетипы или первоформы. Все архетипы произрастают из сферы бессознательного - мира инстинктов. Анима и Анимус – две центральные архетипические фигуры в психике каждого человека, символизирующие противоположное начало.

Архетипы по Юнгу лежат в сфере коллективного бессознательного и представляют собой некую библиотеку образов, передающуюся по наследству. Эти образы или модели поведения склоняют к шаблонной реакции на ситуацию, выработанной поколениями.

Архетипы Великого Отца и Великой Матери

Архетипы, происходят из инстинктов, потому в их действии – стремление к выживанию. Например, архетип врага в дикой природе помогает детенышам распознать опасность в виде приближающегося хищника и принять соответствующую форму поведения – спрятаться затаиться.

Бывает, мы встречаем на пути людей, которые нам по необъяснимым причинам не нравятся. Мы испытываем внутренний дискомфорт рядом с ними и желание держаться от них подальше. Вполне вероятно, что встретившийся нам человек вписывается в наш образ врага, и наши чувства – это действие архетипа.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть переходит в сферу бессознательного, инстинктивного.

При этом сами архетипы объективны, а в архетипических формах сокрыты истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер. Скажем, любимая мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла вполне могут быть истрактованы, как предупреждение об иллюзорности восприятия. В данном случае, подсознание, располагающее более полной информацией о действительности посылает сознанию знаки, уберегающие от формирования ложных убеждений.

Власть над архетипами

Осмысление сути архетипов дает власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипические образы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и подсознания. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Это – возможность для осознанного выбора, что есть - проявление индивидуальности. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, мы уходим от шаблонов поведения, проявляя свою творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.


Основные архетипы Юнга

В структуре личности Юнг выделял 3 сферы: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм. При этом развитие личности основано на взаимодействии 5-ти основных архетипических фигур, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.

Основные архетипы Юнга:

  • Анима и Анимус;
  • Тень;
  • Персона;
  • Самость.

Темный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.

Эго или «Я»

Эго – центр сферы сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

Индивидуализация - слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре - архетипическом образе Самости.


Эвридика в символическом образе Анимы - души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женском. Юнг называет это образом души. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы в психике человека, освещая позитивный или негативный аспект личности. Например, женское начало может быть проявлено в образе нежной девы или злой колдуньи. Мужское - может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.
Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом. Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности.


Архетип Анимы в образе Венеры - богини красоты.

При этом, архетипы хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе. Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Тень

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику. Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.


Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Или, проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища. Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной.


Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение в зеркале или в водоеме.

Персона

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – светлый аспект личности. С другой стороны, это – только лишь образ, который выбирает человек, что бы понравится, скрывая свою темную сторону.


Социальные модели поведения диктует человеку Персона - лицо личности

Самость

Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности. Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.


Символическое изображение двойственной природы всего проявленного

Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире. Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола. «Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой. Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины - Анимуса.

В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу. А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.


Символическое изображение акта спасения души - Анимы

Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления. Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру.

Комментарии

    Управленец, организатор, Квалифицированный, действительный, эффективный, продуктивный, уверенный, ответственный, ролевая модель

    Желание: контроль, создать преуспевающую, успешную семью, компанию, сообщество
    Цель: создать процветающее, успешное общество
    Страх: хаос, быть свергнутым
    Стратегия: власть
    Слабость: авторитарность, неумение делегировать
    Талант: ответственность, лидерство
    Известен как: босс, лидер, аристократ, король, королева, политик, управленец

  • Архетипы: описание. Правитель: водить руками или руководить.

    С точки зрения людей, пользующихся стратегиями прежде рассмотренных архетипов, начиная со Своего Парня и заканчивая Изгоем - естественно, первое. Но уже Шут способен понять, в чем прикол. Мудрец и Маг тем более способны. Но они способны еще и не вляпаться в обстоятельства, в которых Правитель живет - в отличие от самого Правителя.

    Разумеется, все знают (а мы уже знаем, кто эти "все"), как узнать Правителя по одежде. Правитель одет в 1) очень новое (такое, какого еще ни у кого нет) 2) очень качественное 3) поэтому очень дорогое 4) сделанное из того, чего в природе от "мало" до "почти нет", или из того, что очень трудоемко производится.

    Правитель, конечно, может попытаться выдать себя за Своего Парня, за Искателя, за Романтика и за что угодно еще, но все время его будет выдавать, как разведчика выдает волочащийся сзади парашют, привычка к уникальному качеству тех предметов, которыми он пользуется. Дело, разумеется, не только в предметах, и потеряв "паркер" за пару тысяч не рублей, которым его знакомые Свои Парни открыли пиво, он будет расстроен не ценой потери, а тем, что остальные ручки в этом доме не столько пишут, сколько сажают кляксы и бумагу царапают.

    При этом с утра в голове у Своих Парней, при виде этих обломков ценой в их годовой доход дружно занявших очередь в сортир, будет только мысль в том, какой клок их шкуры будет востребован в качестве компенсации, а у местного Гарун-аль-Рашида, в рамках исследования родного этноса предпринявшего эту экспедицию, будет в голове мысль совсем другого содержания: кто та сука, которая выдает за пиво то пойло, которое он вчера пил, и что с ним следует сделать: сдать в налоговую или прямо без затей в этом пиве утопить. И понять друг друга им не суждено.

    Захребетник он, Правитель, короче, и сволочь страшная, а еще мироед, с какой стороны ни глянь - это если смотреть с точки зрения Своего Парня. И бедная деточка, с фальшивыми елочными игрушками, которые не радуют, потому что даже и они-то по регламенту, не говоря уже про все остальное - это если смотреть с точки зрения Шута. А своей точки зрения у него нет, ему некогда ее сформировать в отношении себя, потому что отвлечься от этих
    -безвольных...
    -косоруких...
    -безмозглых ротозеев...
    -которым нельзя дать в руки ничего сложнее метлы, чтобы они все не разнесли...
    -думающих только о <цензоред>, причем дальше мыслей пойти не способных...
    -хулиганов и бардачников, способных не сотворить, так вытворить...
    -психов с дурацкими идеями, практического применения не имеющими...
    -чудом не преступников, опасных в первую очередь для самих себя...
    что, узнали? ага, именно так и выглядит. Из глаз Правителя.

    Вы никогда не узнаете, что ему нравится носить на самом деле. Потому что это не ваше дело (я тоже не узнаю, успокойтесь). Носить он будет... см выше, короче, не буду повторять. С едой будет то же самое: вы никогда не узнаете, что на самом деле он любит есть, потому что при вас он будет есть, скорее всего, по протоколу, составленному для него личным поваром (или личным врачом для личного повара) или распорядителем приема. И это еще лучший вариант, потому что есть более скверный: он будет есть то же, что и вы, и это будет в чистом виде этикетный жест. И вы никогда не узнаете, как он выглядел на следующий день и что сказал его личный врач, на это глядя. В общем, лучше не пытайтесь это сыграть, затея изначально провальная. Но если все-таки очень нужно...

    Хорошо запомните следующие слова:
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Нет, не ваша, не беспокойтесь. ПЕРЕД ВАМИ. И нужно уметь ее спрашивать и требовать. Ответственности требовать, да-да. Да не мучайтесь вы в поисках смысла, это же роль.

    КОНТРОЛЬ. Да-да, ваш. Это неважно, что вы напрочь не в курсе, что именно вы собрались контролировать, хотя бы на уровне названия, не то что функций. Задать вопрос и потребовать понятного вам ответа вы не только вправе, но и обязаны - такая роль.

    БЛАГО и БЛАГОПОЛУЧИЕ. Говорим про общее. Подразумевать можно при этом чье угодно.

    СТАБИЛЬНОСТЬ. По умолчанию - вашего положения, остальное опционально.

    ДОГОВОРЕННОСТИ. С вами, да. И нарушать их - нельзя. Если у вас есть возможности сделать больно в ответ за нарушение договоренностей, не выходя из роли - не стесняйтесь. если нету - сделайте вид, что договоренностей не было. И второй договаривающейся стороны тоже не было. И сейчас нет.

    ДОВЕРИЕ. К вам, разумеется. Что бы вы ни... допустим, предлагали.

    СТАТУС. Ваш и всего, что от вас исходит, да.

    ПРЕСТИЖ. См. выше.

    А вот эти слова, наоборот, забудьте навсегда

    свобода - у вас она и так есть, пока вы в роли, а остальные обойдутся, лучше не напоминать, чревато.
    разнообразие - это слово не танцует вместе со словом "КОНТРОЛЬ", значит, нечего. Им нечего. А у вас на этот случай есть другие слова.
    равенство - ну тут все ясно: или все равны, и тогда на кой предмет тут Правитель, или тут есть Правитель, и тогда на кой предмет тут упоминается слово "равенство". Так и до бунта недалеко, нечего.
    чувства - в отношении ваших чувств это одна история, и очень печальная: дело в том, что роль Правителя играется, по возможности, с покерфейсом вместо выражения лица. В отношении чувств остальных это другая история, и тоже невеселая: дело в том, что пока вы в роли, вы лучше знаете, что им надо, и принимать их чувства во внимание - это давать им повод усомниться в вас.
    факты - тут тоже понятно: или вы осведомлены, и "спасибо, я в курсе", даже если вы об этом не знали, референта потом взгреете за прокол; или вас тычут в морду чем-то, что очень похоже на последствия ваших неверных решений, и валить со сцены надо было пять минут назад.

    И да, вот еще что:
    - если люди, окружавшие вас в начале сюжета, каким-то странным образом выпадают из кадра, все больше на скорой помощи в больничку, или без объяснения причин и не попрощавшись;

    Если люди, окружавшие вас в начале сюжета как самостоятельные, ответственные, думающие и кажущиеся надежными, начинают тупить и косорезить:

    Если друзья, к которым без проблем можно было повернуться спиной, с которыми вы делили книги, любимые мелодии, последний кусок хлеба, диван в офисе после сдачи проекта, деньги с халтуры и что только не, начинают или хамить вам в лицо, или открыто подставлять вас;

    Если ваш/и партнер/ы по вечернему чаю, переходящему в утренний кофе, или обижены и недоступны, или не принимают вас всерьез, или недоступны без объяснения причин
    - вы заигрались. Пора заканчивать. Лучше бы постараться слиться со сцены - ну или из кадра - до того, как вы увидите в случайной отражающей поверхности первую кривую рожу в ваш адрес у вас за спиной. И уж всяко до того, как вас спросят о том, а кто вы, собственно, такой, чтобы указывать всем, что они должны думать по тому или иному поводу, чувствовать к тем или иным событиям и персоналиям, и что они должны любить, а что ненавидеть. И учтите, что роль затягивает, и можно не успеть понять, что вы видите именно это.

    Если вы вдруг почему-то общаетесь с живым настоящим Правителем, то помните, что:

    он скорее всего любит и для него скорее всего важно
    ПОНИМАНИЕ (и ему очень важно, чтобы его выслушали, поддержали и позволили ему быть слабым и некомпетентным)
    ЗАБОТА (и ему очень нужно, чтобы кто-то сказал ему, как Шут королю Лиру - дядюшка, ты, кажется, расстроен... - и принес бы чаю, и отобрал бы телефон, а взамен дал бы книжку с картинками)
    ПРИНЯТИЕ (и для него бесценно, когда кто-то говорит ему "привет, я все еще здесь, все еще с тобой, несмотря на всю эту кашу вокруг тебя, и мне неважно, что про тебя говорят окружающие")
    ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ (и для него дороже жизни, то есть - настоящей жизнью являются те моменты в потоке, когда он знает, что вот здесь, сейчас, этими людьми он оценен не будет, ни хорошо, ни дурно, никак, что он тут без оценок нужен)

    он скорее всего не любит
    -недосказанностей и недомолвок, а тем более прямого вранья
    -замены и подмены смысла сказанного
    -ловушек в общении и попыток им манипулировать (хотя ждет этого постоянно, а особенно от близких, и здесь его нелюбовь ничего не меняет)
    -ощущения неосведомленности и некомпетентности, и ситуаций, в которых это ощущение может на него настать
    и что больше всего он боится увидеть утром в зеркале
    -Вселенское Зло, настоящее, без печенек.
    -тупомордого урода, который ради своего удовольствия запустил все эти кошмарные маховики, перемалывающие живых людей в щебень и фарш.
    -марионетку на нитках.
    -сумасшедшего.

    А так, если все эти страхи и слабости вывести за скобки - это прекрасные люди, как мужчины, так и женщины - волевые, умные и обычно довольно порядочные. Хотя толку с этого, если скобки раскрыть...

    P.S.: в процессе написания текста ни один директор или президент не пострадали

Для начала, несколько слов про архетипы из личной практики работы над собой и с подопечными.
Всем известно, что практически любую проблему можно рассмотреть с разных точек зрения и найти совершенно разные причины. Вскрывая и прорабатывая одни темы, мы выпускаем на поверхность другие уровни той же самой проблемы, и так, слой за слоем, распутываем этот сложный клубок.

Например, некто Викентий испытывает финансовые трудности. Вроде бы и работа высокооплачиваемая, и тренинги «как стать успешным» посещает, и даже небольшое дело уже своё открыл, а вот денег как не было, так и нет. И чем больше зарабатывает, тем больше имеет непредвиденных расходов, так что финансовые трудности всегда с ним. Постепенно Викентий устаёт от беготни и понимает, что на гнилом фундаменте высокий и крепкий дом не построить, и начинает работу по искоренению самих причин бедности. Если Викентий взялся за дело серьёзно, то в своём подсознании он найдёт любопытные программы. Докопаться до их истинных причин будет не так-то легко, потому что программы тоже люди и жить хотят.

1. Социальные программы. Сословие, т.е. прослойка общества, к которой с рождения принадлежит Викентий, считает, что деньги – зло. Родители Викентия – простые рабочие, школьные друзья – по большей части наёмные работники низшего звена, словом, все, кто окружает бедного Викентия, денег никогда не имели и, что главное, не особенно стремятся их иметь. Все эти люди объединены общей культурой и являются носителями одинаковых программ, которые можно вычленить и проработать любым из множества доступных способов в диапазоне от перепрограммирования до полного освобождения.
После удаления негативных социальных программ в жизни Викентия наступают ощутимые изменения: меняется круг общения, расширяются горизонты, появляются цели и смысл существования. Но полный успех, как правило, не наступает. Потому что человек – существо сложное, и когда процесс чистки запущен и верхушка проработана, на поверхность всплывает следующий слой, тесно связанный с предыдущим.

2. Детство. Корни социальных программ, как правило, зарыты в раннем детстве: это то, что вбивалось в голову в первую очередь родителями, а также родственниками, близкими, учителями и т.д. Крайне важное значение имеет первый опыт, связанный с ныне проблемной зоной. Совершив регрессию в детство, Викентий вспоминает, что в четырехлетнем возрасте пытался продавать рогатки другим детям, за что был жестоко наказан коммунистически настроенной бабушкой. С тех пор предпринимательство ассоциируется у него с чувством страха и стыда. Насколько наивной и незначительной ни казалась бы эта детская травма сейчас, последствия её сплетены в тугой узел и влияют на жизнь вполне по-взрослому. Осознав это и разблокировав свой предпринимательский потенциал из себя же четырехлетнего, Викентий возвращает себе энергию, данную ему природой на выстраивание своего материального фундамента.

Другой вид программирования, тесно связанный с социальными программами, но сидящий немного глубже – это родительское «благословение». В данном случае вполне понятно, почему оно в кавычках. Если представить младенца Викентия, доверившего своим суровым советским родителям священную миссию написать на чистом листе его сознания настройки его личности, можно представить, что они там в блаженном неведении понаписали. Например, мама Викентия, придя в ярость от увиденной в дневнике двойки, обрушивала на него весь свой гнев, при этом приговаривая «неудачник», «идиот», «тебя на работу никто не возьмёт», «работать тебе только дворником», «ни на что не годный оболтус», «лентяй» и т.п., методично повторяя это день за днём, таким образом осуществляя программирование человека. А если она ещё и видела это в красках и вкладывала эмоции в сказанное, то и вовсе на правах матери простраивала ему жизненные нити, из которых Викентию приходится самостоятельно осознанно выбираться.
С отцом ещё сложнее: Викентий всё-таки мальчик, и по своей природе беспрекословно принял поведение отца как модель. Теперь его так и тянет в любой непонятной ситуации ругать буржуев за рюмкой водки.
Родительские программы, хоть и сложно, но можно проработать. После того, как вскроется и освободит место пласт детских убеждений, на первый план выходит следующий уровень проблемы.

3. Родовые программы. Естественно, мама и папа говорили всё это не просто, чтобы испортить жизнь Викентию, а потому что вообще не думали, что на его жизнь как-то влияют. Просто говорили и всё. Маме то же самое говорила бабушка, бабушке – прабабушка, а прабабушке – прапрабабушка, прапрабабушке… Стоп! Эта линия не может продолжаться до бесконечности. Потому что негативные установки с эффектом материнского проклятья на глубинном уровне происходят от недовольства жизнью, то есть, что-то энергетически находится не на своём месте. Если Викентий проработал предыдущие слои, то у него расширяются полномочия, и теперь он готов к разгребанию родовых завалов. Здесь важно найти того предка, который завязал этот узел бедности. При помощи гипнолога или самостоятельно, по запросу вполне возможно выйти на контакт с проблемной родовой зоной. Там может выясниться, что например, далёкий зажиточный прапрапрадед разозлился на одного из сыновей и не дал ему наследства. Сын затаил такую злобу, что даже после собственной смерти не смог простить отца, да так и застрял между измерениями, проклиная деньги, завидуя братьям. А требовалось от него какая-нибудь очевидная вещь – ну, например, опыт принятия пройти. Отказ от урока повлёк за собой блокировку целой ветки родового дерева, именно той ветки, откуда, так сказать, произрастает Викентий. И вот наш друг, набравшись мужества, проработал ситуацию, отпустил застрявшую душу и разблокировал эту ветку за всех. Родовая энергия начинает свободно циркулировать, сил у Викентия прибавляется, финансовая ситуация заметно улучшается, ведь он вступает в свои законные права.
Во многих случаях историю на этом можно закончить, жить-поживать да добра наживать. Но Викентий, прокачавшись к этому времени до уровня почтигуру, получает достаточно энергии, чтобы осознать, что существо он многомерное, и родовой линией его личность не ограничивается.

4. Прошлые воплощения. Далее работа идёт с многомерным опытом души, не ограниченной этим родом. Путём регрессии в узловые ситуации прошлых жизней можно осознать и разблокировать застойную энергию. Викентий может вспомнить, что был жестоким помещиком или что, к примеру, на протяжении многих воплощений он присваивал чужое, за что сейчас не может обрести своего. Решив и эти уроки, у него спадает гора с плеч, потенциал растёт. К этому моменту деньги уже перестают представлять проблему и вообще играть для него такую важную роль. И он идёт дальше.

5. Уровень глобальной кармы. По желанию и если хватит сил, Викентий на таком уровне уже может прорабатывать карму за более глобальные структуры – такие, как народ или страна, а то и всё человечество. Этот уровень довольно опасен, а порой вообще является навязанным, поэтому тратить на него все свои силы, не имея на то особой миссии служения, не желательно. В этом слое бегают, размахивая мечами, различные воины света, мессии и избранные разных мастей – те, кто завернул своё эго в красивый фантик служения. Этому слою конца и края нет, потому существует определенный риск застрять тут навсегда. Пойдём дальше.

6. Архетипы. И вот, в один прекрасный день, после всех этих мучительных манипуляций на Викентия снисходит озарение. Он видит себя измученным длинноволосым человеком, из последних сил несущим в гору тяжеленный крест. «Батюшки, – шепчет Викентий – неужели я… Христос ?» И на этом моменте, если Викентий решит для себя, что в одной из прошлых жизней он был Иисусом, вся предыдущая проделанная работа полетит с Голгофы вниз. Потому что он не распознал главный архетип страдания и принял его за себя лично. А уж архетип способен накрутить все проработанные проблемы обратно за довольно короткий срок, да и эго раздуть заодно.

На уровне архетипа становится понятно, что корнем всех страданий в этой сфере было следующее: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25: 42-43)
«Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор. 8: 9),
и так далее.
Если Викентий понимает, что попал в самые настройки местного бытия, отсюда он может управлять ими своей волей. Может, например, проявить в себе аспект Христа и использовать это в разных сферах, как то в ораторстве или в служении. А может вообще избавиться от программ страдания. Оставим несчастного Викентия выбирать и поговорим, наконец, об архетипах.

Если сравнить впитанные убеждения с программами, то архетипы – это не просто программы, а настройка гораздо серьёзней. Это скорее операционная система человека. Ковыряться в ней, хаотично удаляя или переделывая всё подряд, не имея специальных знаний, не стоит, иначе компьютер сойдёт с ума. Архетипы можно образно сравнить с магнитными настройками местной матрицы, которые притягиваются к встроенным в нас металлическим шаблонам.

Практически в каждом человеке страдает Христос, ревнует Гера, мучается прикованный Прометей, и т.д. и т.п. Если все мы – дети одного Творца, и опыт наш потом суммируется в божественном единстве, возникает вопрос: зачем Творцу миллиарды скопированных Иисусов и сотни миллионов скопированных Деметр? Если любые ситуации, прожитые человеком в любую эпоху, можно разложить, как сценарий того или иного мифа, что интересного в этой жизни под копирку? Такие ли мы уникальные существа, если живём всего лишь по сотне придуманных сценариев, комбинируя их в зависимости от ситуации?

Разумеется, этими вопросами вовсе не обязательно задаваться. Если выйти на уровень управления архетипом, это уже серьёзно меняет жизнь. Часто психологические школы и специалисты по управлению архетипами на этом свою работу и заканчивают.
Но возможно, у кого-то всё же остаётся желание пройти свой, уникальный жизненный путь, вместо того, чтобы стать стотысячным Парисом или миллионной Афиной. В таком случае нужно выйти из-под власти архетипа.

Как это сделать? Для начала нужно проявить архетип в чистом виде, а уже потом достаточно будет вашего намерения снять с себя его влияние. Останется только наблюдать за процессом.

Техника безопасности:
1) Чтобы подобраться к архетипу на том уровне, с которого можно на него влиять, нужно брать пример с Викентия и работать по расписанным этапам. Иначе непроработанные слои просто не дадут ничего сделать, либо быстро вернут всё обратно, при этом запрятав корни проблемы ещё глубже, чтобы вы точно не докопались до них снова.
2) Архетип должен проявиться сам по вашей готовности. Если искать его целенаправленно, коллективное бессознательное просто выведет вас в один из своих бесчисленных иллюзорных слоёв, и настоящего результата не будет.
3) Чтобы увидеть сам архетип, именно ту ключевую матричную настройку, которая управляет вашей жизнью, нужно много энергии. Перепрыгивая через непроработанные слои, можно не накопить достаточно потенциала для встречи с архетипом.
4) Удалять из себя архетипы «оптом» НЕЛЬЗЯ (скорее всего и не получится), большой риск для сознания! И вообще, самостоятельно лазить в этой зоне не рекомендуется (есть специалисты, способные помочь), но знать о ней, тем не менее, не помешает.