5 предложений бсп из художественной литературы. Методическая разработка по литературе на тему: Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи. (На примере рассказа И.Бунина " Чистый понедельник")


На заключительном уроке по данной теме я предлагаю учащимся выяснить роль БСП в художественной речи на примере рассказа И.Бунина " Чистый понедельник".

Разнообразие смысловых отношений между частями БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции выразительных картин.

БСП - это одно из удивительных, ярких синтаксических средств выразительной речи.

Цель нашего урока - рассмотреть эти предложения с точки зрения заложенных в них изобразительных и выразительных возможностей и закрепить навык постановки знаков препинания в предложениях этого типа. На уроке, в ходе синтаксического анализа текста, лингвистического эксперимента мы должны выяснить стилистические возможности БСП и доказать их преимущества перед союзными в реализации авторского замысла в рассказе « Чистый понедельник».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА. Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи.

(На примере рассказа И.А. Бунина « Чистый понедельник»).

(СЛАЙД №1)

Цели урока.

1 .Обобщить знания учащихся по теме« Бессоюзные сложные предложения»

2.Выяснить свойства БСП в художественном тексте. (СЛАЙД №2)

Тип урока: обобщающее повторение по теме.

Приемы и методы: лингвистический анализ текста на уровне синтаксиса; стилистический эксперимент; конструирование текста; стилистическое усовершенствование текста путем подбора синонимических конструкций; графический диктант; пунктуационно - синтаксический анализ предложений.

Ход урока

I. Слово учителя. (СЛАЙД №3)

Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи.

Разнообразие смысловых отношений между частями БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции выразительных картин.

БСП - это одно из удивительных, ярких синтаксических средств выразительной речи.

Цель нашего урока - рассмотреть эти предложения с точки зрения заложенных в них изобразительных и выразительных возможностей и закрепить навык постановки знаков препинания в предложениях этого типа.

II. Повторение изученного. Вспоминаем изученное о БСП.

Задание №1 . Какое утверждение неверное. (СЛАЙД №4)

1.В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией.

2.Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

3.Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

1.В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных.

2.Бессоюзие замедляет движение мысли в тексте, а многосоюзие придает впечатление стремительности, быстрой смены событий.

3.Наибольшими возможностями для создания выразительности обладают БСП, особенно если между частями существует четкие логические отношения.

Задание №2. Продолжи утверждение . (СЛАЙД №5)

1.Если 2 часть БСП описывает внезапное изменение или неожиданный итог событий в 1 части, то между частями ставится...

2.Между отдаленными и распространенными частями БСП ставится....

3.Если БСП можно заменить СПП с союзами - если, когда, то между частями БСП ставится…

1.Если 2 часть БСП представлена прямым вопросом, то между частями ставится...

2.Части БСП, тесно связанные по смыслу и имеющие перечислительные отношения, разделяются...

3.Разъяснительно-пояснительную функцию в БСП выполняет...

Задание №3. Закончите данный лингвистический термин.

До 50-х годов 20 века в лингвистической литературе господствовало мнение, согласно которому БСП рассматривались как сложные предложения с опущенными союзами. Поэтому в зависимости от характера смысловых отношений между частями они включались или в группу, или в группу...

Задание №4. Лингвистический эксперимент.

В БСП расставить знаки препинания. Заменить эти предложения синонимичными союзными конструкциями. Составить схемы БСП, определить смысловые отношения между частями. (У доски)

1.Оставшись одни мы еще немного побыли в столовой я вздумала раскладывать пасьянс.

2.И я верю горячо верю где-то там он ждет меня.

3.Не отдал вовремя пеняй на себя.

4.Океан с гулом ходил за стеной черными горами вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях.

5.Он писал чуть не каждую неделю ответа не было. Он грозил молил она молчала.

6.Приглядишься облака плывут луна плывет. И опять моя рассеянность сменилась удивлением и даже тревогой что это с ней?

7. Ночь кажется бесконечной и сладкой тепло постели тепло старого дома.

Вывод.

Чем отличаются БСП от союзных?

Что играет важную роль для выражения смысловых отношении между частями БСП?

Почему в современной лингвистике БСП выделяются в самостоятельную синтаксическую единицу?

Вывод.

БСП отличаются от союзных отсутствием союзов, употреблением , ; : -. Есть такие БСП, которые нельзя заменить союзными, у БСП большие стилистические возможности, чем у союзных. Выделяя их в самостоятельную группу, мы подчеркиваем богатство русского языка.

III. Работа с рассказом И.А. Бунина « Чистый понедельник » .

Слово учителя.

  1. Что вы знаете о Бунине?
  2. Какие произведения автора вы читали?

Сегодня мы - в мастерской Бунина, в «беспощадно-прекрасной», безукоризненной мастерской языка писателя.

« Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой, страннической души» (М. Горький).

« Бунин великолепно, с полным совершенством владел русским языком. Он его знал так, как может знать лишь человек, бесконечно любящий свою родину.

Язык Бунина прост, даже временами скуп, очень точен, но вместе с тем живописен и богат в звуковом отношении - от звенящей медью восторженности и до прозрачности льющейся родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительной мягкости, от легкого напева до медленных раскатов грома.» (К. Паустовский) . (СЛАЙД №6)

Рассказ « Чистый понедельник», написанный в 1944 году, в период победного наступления Красной Армии и в период необычного подъема творческих сил, вошел в цикл « Темные аллеи». По свидетельству жены писателя, в одну из бессонных ночей Бунин на клочке бумаги оставил такое признание: «Благодарю Бога, что он дал возможность написать мне « Чистый понедельник».

Прежде всего мыслью о Родине, такой далекой и любимой.

В одном дневнике он писал: « Разве можем мы забыть Родину? Она в душе. Я – очень русский человек. Это с годами не пропадает»

Задание № 5. Перед вами отрывок из рассказа Бунина « Чистый

понедельник». Прочитайте. Найдите БСП и определите смысловые отношения между частями.

«Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь - вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи.

воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» (СЛАЙД№7)

Вопросы. (СЛАЙД№8)

К какому типу речи относится этот отрывок?

Какова тема отрывка?

Какими синтаксическими средствами он достигается?

Каково внутреннее состояние героини, каковы особенности ее речи?

Вывод (СЛАЙД№9)

Тип речи – описание. Тема отрывка -чувство родины, ее старины. Автор убежден, что настоящая Русь - в монастырях, соборах, среди простых людей. Чтобы передать полноту чувств героини от восторга-!- до нежной грусти -... - автор использует лаконичные по форме, но емкие по содержанию БСП и простые односоставные предложения. БСП отличаются легкостью, лаконичностью, простотой, изяществом, служат для передачи гармонии внешней - описание природы - и внутренней - состояние героини после посещения монастыря.

Задание № 6. В следующих отрывках расставьте знаки препинания. Проведите сравнительный анализ синтаксиса данных отрывков

  1. «Я осторожно оделся робко поцеловал ее в волосы и на цыпочках вышел на лестницу уже светлеющую бледным светом. Шел пешком по молодому липкому снегу метели уже не было все было спокойно и уже далеко видно вдоль улиц пахло снегом. Дошел до Иверской внутренность которой горячо пылала и сияла целыми кострами свечей стал в толпе старух и нищих на растоптанный снег на колени снял шапку... Кто-то потрогал меня за плечо - я посмотрел какая-то несчастнейшая старушонка глядела на меня, морщась от жалостных слез:
  • Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех, грех!»
  1. «Письмо полученное мною недели через две после того было кратко ласковая но твердая просьба не ждать ее больше не пытаться искать видеть. “В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом может

Быть решусь на постриг... Пусть Бог даст сил не отвечать мне бесполезно длить и увеличивать нашу муку...»

Вопросы и задания.

1.Найдите БСП. Объясните расстановку знаков препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями. Составьте схемы.

2.Сравните схемы в 1 части и во 2.Что общего, что разного?

Вывод.

Тире используется как показатель неожиданности, противопоставления, так же в качестве пояснительно -разъяснительного знака. Тире используется автором как психологический знак для создания пауз, для описания душевного состояния героев в трагический момент, в момент принятия важного решения.

Задание № 7. Лингвистический эксперимент. Восстановите авторский текст, т.е. замените СПП - БСП. Запишите полученный вариант. Составьте схемы БСП. Определите смысловые отношения между частями.

«В десять часов вечера, на другой день поднявшись в лифте к ее двери, я отворил дверь своим ключиком и не сразу вошел из темной прихожей, за которой было необычно светло. Все было зажжено: люстры, канделябры по бокам зеркала. Когда я захлопнул дверь прихожей, звуки оборвались, и послышался шорох платья. Когда я вошел, она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье.»

Вопросы. (СЛАЙД№10)

Целесообразна ли замена союзных предложений БСП? Чем вы руководствовались?

Вопросы.

Какова стилистическая функция БСП в авторском варианте?

Вывод.

Тире указывает на временные отношения между частями. БСП позволяют автору кратко передать весь динамизм картины: он пришел - его ждали, но в их встрече чувствуется какая-то напряженность, что-то искусственное. Она что-то скрывает.

Задание № 8. « Соберите» из нескольких предложений авторское БСП. Запишите. Составьте схему. Объясните, как « работают» знаки препинания. Объясните авторский выбор БСП.

« И мы зачем-то поехали на Ордынку. Долго ездили по каким-то переулкам в садах. Были в Грибоедовском переулке. Кто ж мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов? Прохожих не было ни души. Кому из них мог быть нужен Грибоедов ?»(СЛАЙД№11)

Вопросы. (СЛАЙД№12)

1. На сколько интонационных частей можно разделить все предложение? Почему?

  1. Какова роль знаков препинания?
  2. Какова роль риторических вопросов? Что за ними стоит, какая авторская мысль?
  3. Что скрывается за внешним однообразием действия, выраженного глаголами - поехали, ездили, были?
  4. Почему забыли писателя? Что за этим стоит? А если бы были прохожие?

Вывод.

Все предложение можно разделить на 2 смысловые части; сочетание ; , и -позволяет автору показать сложную и безрезультатную картину поиска дома Грибоедова. Важная часть предложения - риторический вопрос, в котором - авторская боль, тревога за человеческую память.

Задание № 9. Конструирование БСП. Составьте БСП, соединяя попарно данные предложения. Объясните выбор знаков препинания. Составьте схемы. ( У доски) (СЛАЙД№13)

1 часть

Я сунул ему рубль...

Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след…

Пушок на ее верхней губе был в инее. Янтарь щек слегка розовел...

2 часть

Он сокрушенно вздохнул и пропустил.

Она вдруг обернулась, почувствовав это.

Я не мог отвести восторженных глаз от ее лица.

Вопрос . (СЛАЙД№14)

Каковы функции тире в предложениях?

Вывод

1. Тире - нервный знак.

2.Эмоционально-психологический знак.

3.Выражает глубокую паузу.

4.Интонационный знак. Иногда употребляется в нетрадиционной для него ситуации.

5.Смысловой знак - указывает на время, условие, на резкую смену событий, противопоставление, вывод, следствие, сравнение.

III Вывод урока.

Итак, сегодня в ходе синтаксического анализа текста, лингвистического эксперимента мы выяснили стилистические возможности БСП и доказали их преимущества перед союзными в реализации авторского замысла в рассказе « Чистый понедельник».

Перечислим функционально-стилистические возможности БСП .(СЛАЙД№15, №16)

1. БСП отличаются от союзных менее определенными смысловыми отношениями.

2.Интонационно- смысловые отношения диктуют постановку знаков препинания.

3.БСП чаще всего встречаются в разговорном и художественном стилях

4. У БСП больше, чем у союзных предложений возможностей для создания выразительности.

5.БСП пластичны, они оставляют простор для воображения читателя.

6.В краткой форме передают всю глубину, полноту картины.

7.БСП отличаются живостью, легкостью, простотой, изяществом, емкостью, способностью окрашивать высказывание дополнительными оттенками значений.

8.Выразительность, эмоциональность БСП используются в художественном стиле. Они способны передать тонкие смысловые оттенки.

9.В БСП наблюдается большая гибкость пунктуационной системы; наряду с обязательными правилами допускаются различные пунктуационные варианты.

И возвращаясь к рассказу « Чистый понедельник»…

Рассказ о счастье, о путях к счастью. Бунин много думал о счастье, ждал его, искал его. Хочется закончить наш урок стихотворением Бунина: (СЛАЙД№17)

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду

Может быть - оно

Вот этот сад весенний за сараем,

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако.

Давно слежу за ним.

Мы мало видим,

А счастье только знающим дано.

IV. Домашнее задание.

Повторение пройденного материала о БСП

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: «Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи.» (На примере рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник») Учитель русского языка и литературы ГБОУ ПУ №7 Еналдиева Алла Константиновна

6. В краткой форме передают всю глубину, полноту картины. 7. БСП отличаются, живостью, легкостью, простотой, изяществом, емкостью, способностью окрашивать высказывания дополнительными оттенками значений. 8. Выразительность, эмоциональность БСП используются в художественном стиле. Они способны передать тонкие смысловые оттенки. 9. В БСП наблюдается большая гибкость пунктуационной системы; наряду с обязательными правилами допускаются различные пунктуационные вариантыСлайд 2

Цели урока: обобщить знания учащихся по теме « Бессоюзные сложные предложения» ; выяснить свойства БСП в художественном тексте; отработать навыки по определению смысловых отношений между простыми предложениями в БСП Тип урока: обобщающее повторение по теме Приемы и методы: лингвистический анализ текста на уровне синтаксиса; стилистический эксперимент; конструирование текста; пунктуационно - синтаксический анализ текста

БСП – это одно из удивительных, ярких синтаксических средств выразительной речи. Цель нашего урока- рассмотреть эти предложения с точки зрения заложенных в них изобразительных и выразительных возможностей и закрепить навык постановки знаков препинания в предложениях этого типа.

Вспомним изученное о БСП. Задание №1 .Какие утверждения неверные? 1 .В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией. 2.Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений. 3.Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. 4.В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных. 5. Бессоюзие замедляет движение мысли в тексте, а многосоюзие придает впечатление стремительности, быстрой смены событий. 6.Если БСП можно заменить СПП с союзами – ЕСЛИ, КОГДА-то между частями БСП ставится двоеточие.

Задание №2. Расставить недостающие знаки препинания в предложенных схемах. 1 . - вторая часть указывает причину 2. - внезапное изменение или неожиданный итог 3. - вторая часть представлена прямым вопросом 4. - вторая часть дополняет, разъясняет 5. - первая часть указывает на время или на условие совершения действия 6. - вторая часть содержит вывод, следствие

Пунктуационно –стилистический анализ БСП в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник» «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой. Страннической души» (М.Горький) « Язык Бунина прост, очень точен, но вместе с тем живописен и богат в звуковом отношении- от звенящей медью восторженности и до прозрачности льющейся родниковой воды, от легкой напевности до медленных раскатов грома» (К.Паустовский)

Работа с текстом рассказа Задание № 3. Найти в данном отрывке БСП и определить смысловые отношения между частями «Как хорошо! И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь- вы представить не можете, до чего дивно там поют стихири! А в Чудовом монастыре еще лучше! Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уже мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины. Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы…»

Вопросы. К какому типу речи относится этот отрывок? Какова тема отрывка? Каков авторский замысел? Какими синтаксическими средствами он достигается? (Описание, чувство родины, ее старины, настоящая Русь -в монастырях, соборах, среди простых людей, с помощью БСП)

Вывод. Почему автор употребляет БСП и простые неосложнённые предложения? Каково внутреннее состояние героини, каковы особенности ее речи? (Чтобы передать полноту чувств героини от восторга до нежной грусти автор использует лаконичные по форме, но емкие по содержанию БСП и простые односоставные предложения. БСП отличаются легкостью, лаконичностью, простотой, служат для передачи гармонии внешней- описание природы- и внутренней состояние героини после посещения монастыря).

Вопросы Целесообразна ли замена союзных предложений БСП? Чем вы руководствовались? Какова стилистическая функция БСП в авторском варианте? Какой « любимый» знак автора? Вывод. (Да. Автору не нужны лишние слова, союзы, союзные слова, большие тяжелые конструкции, т.к.мешают ему передать напряженность чувств героев. БСП позволяют автору кратко передать весь динамизм картины: он пришел- его ждали, но в их встрече чувствуется какая-то напряженность.Тире- «любимый « знак Бунина, часто повторяющийся не только в данном отрывке, но и во всем тексте рассказа)

Задание№4«Соберите» из нескольких предложений авторское БСП. Составьте схему. Как « работают» знаки препинания? « И мы зачем-то заехали на Ордынку. Долго ездили по каким-то переулкам. Были в Грибоедовском переулке. Кто ж мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов?.прохожих не было ни души. Кому из них мог быть нужен Грибоедов?» (И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам, были в Грибоедовском переулке; кто мог указать нам, в доме жил Грибоедов,- прохожих не было ни души, Да и кому из них нужен был Грибоедов?

Вопросы. 1. На сколько интонационных частей можно разделить предложение? Почему? 2. Какова роль знаков препинания? 3. Какова роль риторических вопросов? Что за ними стоит, какая авторская мысль? (На 2 смысловые части. Сочетание; , : позволяет автору показать сложную и безрезультатнуб картину поиска дома Грибоедова. Важная часть предложения – риторический вопрос, в котором – авторская боль, тревога за человеческую память.)

Задание №5. Конструирование БСП. Составьте БСП., соединяя попарно данные предложения. Объясните выбор знака препинания. 1. Жила она одна... Я сунул ему рубль… Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след… Пушок на ее верхней губе был в инее. Янтарь щек слегка розовел… 2. Вдовый отец ее жил в Твери. Он сокрушенно вздохнул и пропустил. Она вдруг обернулась, почувствовав это. я не мог отвести восторженных глаз от ее лица.

Вопрос. Какова функция тире в предложении? 1. Тире- нервный знак. 2. Эмоционально-психологический знак. 3. Выражает глубокую паузу. 4. Интонационный знак. Иногда употребляется в нетрадиционной для него ситуации. 5. Смысловой знак- указывает на время, условие, на резкую смену событий, противопоставление, вывод, следствие, сравнение.

Выводы. Обобщения. Перечислим функционально-стилистические возможности БСП. 1. БСП отличаются от союзных менее определенными смысловыми отношениями. 2. Интонационно- смысловые отношения диктуют постановку знаков препинания. 3 БСП чаще всего встречаются в разговорном и художественном стилях. 4. У БСП больше, чем у союзных предложений возможностей для создания выразительности. 5. БСП пластичны, они составляют простор для воображения читателя.

6. В краткой форме передают всю глубину, полноту картины. 7. БСП отличаются, живостью, легкостью, простотой, изяществом, емкостью, способностью окрашивать высказывания дополнительными оттенками значений. 8. Выразительность, эмоциональность БСП используются в художественном стиле. Они способны передать тонкие смысловые оттенки. 9. В БСП наблюдается большая гибкость пунктуационной системы; наряду с обязательными правилами допускаются различные пунктуационные варианты

И.А.Бунин. О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть – оно Вот этот сад весенний за сараем, И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно слежу за ним. Мы мало видим, А счастье только знающим дано.


Сложное бессоюзное предложение - это предложение, части которого соединены без применения союзных слов и союзов, а исключительно при помощи интонации и соотношением форм времени и вида глаголов.

Например: Звезды медленно прятались, розовая полоска света на востоке становилась все более широкой, белая пена морских волн соединялась с далеким горизонтом. Данное предложение повествует о красоте раннего утра, все части в нем соединены перечислительной информацией. Глагольные формы в предложении - однородные.

Понятие и значения сложных бессоюзных предложений

В русском языке сложные бессоюзные предложения особенно широко распространенны в художественной литературе и в разговорной речи, в частности в диалоге, в котором интонация, мимика и жесты выражают смысловое значение и не требуют для этого помощи союзов либо союзных слов.

Пример: Повозка тронулась, колокольчик зазвенел, лошади полетели вдаль. Такое предложение включает в свой состав три простых предложения. Явления, описываемые в нем, следуют друг за другом, не нарушая принципа логической последовательности. Поэтому мы видим, что использование союзов здесь не обязательное.

Знаки препинания: запятая, точка с запятой

В большинстве случаев части сложного бессоюзного предложения выделяются на письме запятыми либо точкой с запятой. Запятая ставится в том случае, если предложения кратки и связанные между собой по смыслу. Например: Дорога стала более ухабистой, колеса все время задевались за камни.

Точку с запятой нужно ставить в случае, если части предложения более распространены, но все же связанные по смыслу. Пример: С окраины росли клены, липы, дубы; потом они стали встречаться нам значительно реже; сплошной стеной резко надвигались густые еловые рощи.

Двоеточие и тире в сложных бессоюзных предложениях

Двоеточие ставятся между такими частями сложных бессоюзных предложений, которые разъясняют или дают дополнительную информацию о первом простом предложении. Филология выделяет три основных случая, в которых следует ставить тире:

1. Группа предложений или второе предложение указывает следственную связь первого предложения. Например: Читайте книги: они помогут вам стать мудрее.

2. Группа предложений или второе предложение раскрывает содержание первого предложения. Например: Поляна весело пестрела цветами: ярко желтела календула, скромно синели незабудки, белела скромница - ромашка.

3. Группа предложений или второе предложение дополняет первое , часто несет в себе оттенок предупреждения. Например: Внезапно я чувствую: кто-то прикасается к моему плечу и резко толкает.

Если предложения в бессоюзном сложном предложении логически не взаимосвязанные друг с другом - ставится тире, в частности:

1. Если в предложении описывается внезапная смена действий . Например: Проснулась - шесть станций сбежало назад.

2. При противопоставлении одного предложения другому . Например: Семнадцать лет работаю - такого со мной не случалось.

«Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в нем»

Введение

Русский язык – это национальный язык великого русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Он принадлежит к числу наиболее распространенных языков мира. Вместе с украинским и белорусским он входит в группу восточнославянских языков. В Российской Федерации и республиках СНГ русский язык выступает в качестве средства межнационального общения.

Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык науки и школы, публицистики, документов, художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, в создании которых выдающуюся роль сыграли русские писатели, ученые, публицисты, общественные деятели. «Язык создается народом, – отмечал М. Горький. – Деление языка на литературный и народный значит только, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».

Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики. Ещё Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». И.С. Тургенев называл русский язык «могучим, правдивым и свободным».

Великое богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и на мировой арене обязывает нас серьезно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки. Руководствуясь именно этой задачей, я посвятил свою работу проблеме бессоюзного сложного предложения и постановки знаков препинания в нем, проблеме, занимающей в разделе пунктуации русского языка одно из главных мест, проблеме, часто встречающейся, и при этом непростой в плане определения и правильности постановки знаков препинания в предложении.

Целью данного реферата является освящение всех аспектов, правил и исключений, определяющих употребление пунктуации в бессоюзном сложном предложении; показать, напомнить, научить читателя. Исследование выбранной темы сопряжено с приведением примеров из произведения А.Н. Толстого «Пётр первый».


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например:

1. Кричали петухи в мутном рассвете, неохотно занималось февральское утро, ночные сторожа, путаясь в полах бараньих тулупов, убирали уличные рогатки, печной дым стлало к земле, горячим хлебом запахло в кривых переулках; 2. Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума; 3. Рябое лицо Алеши покрылось красными пятнами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера.

Примечание. Если между частями бессоюзного сложного предложения, разделенными запятой, находится вводное слово, то в качестве дополнительного знака возможна постановка тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть присоединительный характер второй части. Например: 1. Забыв о мальчиках, побежал к дворцу, – должно быть, учить бояр протаскивать иголки; 2.У ворот и по лугу бегали женщины, крича кого-то, – должно быть, искали мальчика ; 3. Указывая вниз, на русских, широко развел рот, – должно быть, кричал; 4. На пруду работало много мужиков и баб, – видимо, согнали всю деревню расчищать снег, ставили какие-то жерди с флагами, хлопавшими по ветру; 5. Нарвский гарнизон не препятствовал переправе, – видимо, за малочисленностью боялись выйти в открытое поле.

1. Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между частями предложения ставится точка с запятой. Например: 1.К мостам по широко разъезженной песчаной дороге валили без строя солдаты; стрельцы в ненавистных Петру колпаках с лисьими опушками; изломанные, кое-как связанные телеги с бочонками, кулями, ящиками, с позеленившими караваями хлеба, мужики-возчики, в конец оборванные за дорогу, хлестали по тощим лошаденкам, влезавшим через силу в мочальные хомуты; проплывало знамя, прикрученное к древку, или значок на пике, или банник на плече у пушкаря, потерявшего свою часть; постукивая тростью по головам, протискивался верховой офицер, закинувший плащ за плечо; с гиком проскакал боярский сын в распахнутой шубе поверх дедовской кольчуги, и за ним подпрыгивали на клячах его люди – как бочки – в кафтанах из стеганого войлока, с татарскими луками и саадаками за спиной…; 2. Первыми покинули лагерь семеновцы и преображенцы, – со знаменами и оружием, под барабанный бой перешли мосты; солдаты все были рослые, усатые, угрюмые; На полках вдоль стен стояли чеканные, развилистые ендовы – времен Ивана Грозного и Бориса Годунова, итальянские кубки на высоких ножках; серебряные лохани для мытья царских рук во время больших выходов; два льва из серебра с золотыми гривами и зубами слоновой кости; стопки золотых тарелок; поломанные серебряные паникадила; большой павлин литого золота, с изумрудными глазами, – это был один из двух павлинов, стоявших некогда с боков трона византийских императоров, механика его была сломана; 3. Там все покои были низенькие, сводчатые, расписанные всякими травами-цветами по золотому, по алому, по зеленому полю; пахло воском, старым ладаном, было жарко от изразцовых печей, где на каждой лежанке дремал ленивый ангорский кот, за слюдяными дверцами поставцов поблескивали ендовы и кувшины, из которых, может быть, пивал Иван Грозный, но нынче их уже не употребляли.

Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей образующие их простые предложения разделяются запятыми. Например: 1. Одет он был по-старомосковски в длинный – до полу – клюквенный просторный армяк; широкое смуглое лицо обрито, черные усы закручены по-польски, светловатые – со слезой – глаза выпучены, как у рака; 2. От самой шеи все лицо Гаврилы залилось румянцем; он усмехнулся медленно, глаза подернулись влагой, не знал – в смущении – куда их отвести.

Если в сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным, то нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, ставится запятая. Например: 1. Французский король воюет на суше и на море с англичанами, голландцами и императором, и конца этой войне не видно; турки, не поделив Средиземного моря с Венецией и Испанией, жгут друг у друга флоты; один Фридрих, прусский король, покуда сидит смирно да вертит носом, пронюхивая – где можно легче урвать; Саксония, Силезия и Польша с Литвой из края в край пылают войной и междоусобицей; в позапрошлом месяце король Карл велел полякам избрать нового короля, и теперь в Польше стало два короля – Август Саксонский и Станислав Лещинский, – польские паны одни стали за Августа, другие – за Станислава, горячатся, рубятся саблями на сеймиках, ополчась шляхтой, жгут друг у друга деревеньки и поместья, а король Карл бродит с войсками по Польше, кормится, грабит, разоряет города и грозит, когдапригнет всю Польшу, повернуть на царя Петра и сжечь Москву, запустошить русское государство; тогда он провозгласит себя новым Александром Македонским; 2. Короля Августа вконец разорили фаворитки, а денег нет; в Саксонии подданные его отдали все, что могли, – говорят, там ста талеров не найти взаймы: поляки на сейме в Сандомире в деньгах отказали; Август продал прусскому королю свой замок за полцены, и опять – не то черт ему подсунул, не то король Карл – одну особу – первую красавицу в Европе, графиню Аврору Кенигсмарк, и он эти деньги ухлопал на фейерверки да на балы в ее честь; когда же графиня убедилась, что карманы у него вывернуты, сказала ему комплемент и отъехала от него, увозя полную карету бархатов, шелков и серебряной посуды.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «а именно»), например: 1. Но вышел указ: вернуть помещикам всех беглых без срока давности; 2. Конечно, старики рассказывают, прежде легче было: не понравилось, ушел к другому помещику; 3. Позади холопы вели коней: Васильева – в богатом чепраке и персидском седле и Михайлова разбитого мерина, оседланного худо, плохо; 4.В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и темную роспись на нем: райских птиц, завитки трав; 5. Володька Чемоданов еще проще сделал: донес, что хотели его у соседа на дворе убить до смерти, а дьякам обещал с добычи третью часть; 6. Истребили бояр: братьев царицы Ивана и Афанасия Нарышкиных, князей Юрия и Михайлу Долгоруких, Григория и Андрея Ромодановских, Михаилу Черкасского, Матвеева, Петра и Федора Салтыковых, Языкова и других – похуже родом; 7. Построенная года два тому назад на Яузе, пониже Преображенского дворца, крепость этой осенью была переделана по планам генералов Франца Лефорта и Симона Зоммера: стены расширены и укреплены сваями, снаружи выкопаны глубокие рвы, на углах подняты крепкие башни с бойницами.

2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т.п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что), например :1. Встретил в лесу человека: царь, говорит, помирает; 2. Недавно к отцу заезжал конюх из царской конюшни, Данило Меньшиков, рассказывал: казна за два с половиной года жалованье задолжала стрелецким полкам; 3. Слышно, говорят: кто в боярской-то шубе, и не езди за Москву-реку; 4. Меньшиков рассказывал: Василий Васильевич Голицын палаты воздвиг на реке Неглинной; 5. Скажи им: пусть кричат меня на царство; 6. Стали стрельцы сомневаться: не до конца тогда довели дело, шуму было много, а толку никакого; 7. На словах передашь ему: через неделю всеми войсками буду под Нарвой…8. Он видел: через лагерный вал перелезал Гордон с поднятыми пистолетами, старческой рысью побежал к редуту – спасать сына. Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия ;

9 класс

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА МЕТОДОМ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЫВОДОВ

Тема : «Бессоюзное сложное предложение». (« Жалғаулықсыз құрмалас сөйлем » . )

Лексическая тема: «Держать язык за зубами – признак культуры человека»

Цель и задачи: с опорой на знания, умения, навыки, полученные из курса грамматики казахского языка, методом исследований и выводов рассмотреть новый материал в структурной системе его главных теоретических положений;

Составить синтетическую таблицу;

Показать учащимся выразительно – изобразительные возможности бессоюзных сложных предложений;

Материалы по лексической теме использовать в воспитании культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться

Методы, приемы, технология урока: метод исследований как основной, метод блочного изучения как вспомогательный; индукция, дедукция, прием сворачивания информации в опорную таблицу; коллективная, групповая, индивидуальная формы учебной деятельности, работа с раздаточным материалом и ТСО

Оборудование: учебник «Русский язык» для 9 класса казахской школы авторов Н.Н. Шманова, Н.Ж. Шаймерденова, (Алматы «Мектеп» 2012), художественный текст, опорная таблица, составленная в итоге исследований, раздаточный материал, словарь урока, карточки – консультации, интерактивная доска.

Ход урока

І. Организационный этап.

Поэтическая минута- ученики выразительно читают стихи,в это время демонстрируется слайды о временах года под музыку Свиридова »Времена года»

    Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора

А. С. Пушкин

    Горные вершины, Спят во тьме ночной. Тихие долины Полны свежей мглой. Не пылит дорога, Не дрожат листы Подожди немного, Отдохнешь и ты.

М.Ю. Лермонтов

ІІ. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.

Слово учителя: знакомство учащихся с темой и комплексными задачами урока.Учитель подчеркивает, что самое главное – это блочное изучение теоретических сведений о бессоюзном сложном предложении, сворачивание полученной информации в опорную таблицу, выполнение тренировочно – закрепительных упражнений и творческих заданий. Сообщает о лексической теме с фразеологизмом, предусматривающим размышления;

Ученики записывают число, грамматическую и лексическую темы урока. (слайд 1)

Проверка домашнего задания. (Надо было повторить и восстановить опорные знания по теме «Бессоюзное союзное предложение, знаки препинания в нем,» по учебнику казахского языка для 9 класса. Выписать по одному предложению на постановку запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП).

ІІІ.Организация блочного изучения новой темы методом исследований и выводов ;система закрепительно-тренировочных упражнений и творческих заданий.

1.Рассмотрение схемы,разворачивание ее в связное переложение на грамматическую тему. (слайд 2)

Сложное предложение

Союзное сложное Бессоюзное сложное предложение -БСП

предложение

Сложносочиненное Сложноподчиненное предложение – ССП предложение – СПП

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения соединяются в сложное двумя основными способами: 1) при помощи интонации и союзов или союзных слов; 2)при помощи интонации (без союзов и союзных слов).Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: 1) предложения сложносочиненные; 2) предложения сложноподчиненные.

В бессоюзном сложном предложении его части(простые предложения)соединяются только по смыслу и интонации,без помощи союзов и союзных слов.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нём

Знаки препинания

Обоснование

Схема

Примеры

Примечание

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие(:)

Тире(-)

Предложения неболЬшие по объему, в них перечисляются какие – то факты

Предложения более распространены, не очень близки по содержанию

а)вторая часть указывает причину того,о чем говорится в первой части

б)вторая часть поясняет первую

в)вторая часть дополняет первую,распространяя обычно сказуемое

а)части противопоставлены по содержанию

б)первая часть указывает на время и условие того,о чем говорится во второй части

в) вторая часть заключает вывод,следствие из того,о чем говорится в первой части

[ ] , [ ] , [ ] .

[ , ] ; [ , ]

[ ] : [ ]

[ ] : [ ] ; [ ] .

[ ] : [ ] .

[ ] - [ ] .

[ ] - [ ] .

[ ] - [ ] .

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. (П.) Тихо в тёмном поле, сладко пахнет клевер, над землею брезжит слабый полусвет (Б)

Слабо шурша, падали шишки;

вздыхая, шумел лес. (А.ГР)

Любите книгу: она научит вас уважать человека.

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают,потом говорят;другие прежде говорят,а потом уже думают.(Л.Т.)

Важно только одно:любить народ и Родину,служить им сердцем и душою.(Н.)

Мелких чувств на свете не бывает-мелкими бывают только души. (М. Алигер)

Закончился отдых-закипела работа.Будешь книги читать-будешь все знать.

Солнце дымное встает-будет день горячий.Скажешь слово-добавят десять.

Стр.181

Стр.184

Стр.197

Стр.204

Разворачивание в связном тексте содержание таблицы.Отличившиеся ученики получили высокие оценки.

Работа с текстом «О трех золотых куклах» из индийского фольклора .

Толкование трудных слов:

Фольклор-халық ауыз әдебиеті

Властитель-әмірші.

Придворные-сарай маңындағылар

Ваше величество-патшам

Один властитель послал соседу-султану в подарок три золотые куклы .Куклы были совершенно одинаковые и с виду,и по размерам, и по весу.Однако властитель велел передать,что цены у них разные.Одна кукла дешевле,другая дороже,третья еще дороже.Он просил объяснить,почему это так.

Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой.Придворные осмотрели все три куклы-никакой разницы между ними не было.

И вот один бедный юноша попросил передать султану,что он может разгадать тайну кукол.Султан велел доставить юношу во дворец.

Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки.Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле:кончик стебелька вылез у нее изо рта.Потом сунул стебелек в ухо другой кукле:кончик стебелька высунулся у нее из другого уха.Наконец,он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее

Тогда юноша сказал:

Ваше величество,эти куклы сходны с людьми.Первая кукла похожа на того,кто сейчас же расскажет всем и каждому о том,что слышал.Вторая кукла схожа с тем,у кого чужие слова в одно ухо влетают,в другое вылетают.А третья кукла походит на человека,который что ни услышит,то словно проглотит.Это человек,достойный доверия,-цена этой кукле самая высокая.

Выслушал его султан,обрадовался и приблизил к себе.

Чтение,беседа по содержанию и по поводу главной мысли сказки.После самостоятельного чтения проводим беседу по следующим вопросам:

1)Расскажите,какой подарок и с какой просьбой получил султан.

2)Прочитайте его наказ придворным.

3)Кто и как разгадал тайну подарка?

4)Прочитайте объяснение юноши.

5)Какие качества людей символизируют эти куклы?

6)Какое из качеств вы цените в человеке?

7)К какому стилю речи вы относите этот текст?

Диктант: работа в паре «учитель-ученик».Справочный материал-опорная таблица.

Учитель: диктует Учащиеся:пишут,комментируя знаки препинания,составляют схему БСП

1.Одна кукла дешевле,другая дороже,третья еще дороже. ,,.

2.Куклы внешне были совершенно одинаковые;тем не менее,всем на удивление,цена на них была разная. ;[ , ].

3.Один бедный юноша попросил передать султану:он может разгадать тайну кукол :.

4.Султан велел доставить юношу во дворец:заинтересовало его смелое предложение :.

5.Юноша осмотрел кукол и заметил:у них в ушах просверлены дырочки. :.

6.Ваше величество,эти куклы сходны с людьми-они символизируют человеческие качества. -.

7.Третья кукла дороже:она умеет держать язык за зубами. :.

8.Держать язык за зубами-очень жизненный фразеологизм. Тире между подлежащим и сказуемым[ _ - _]

Устные упражнения:трансформация записанных БСП в ССП и СПП.

Делаю предваряющее сообщение,что бессоюзные сложные предложения можно заменить:а)ССП с сочинительными союзами,б)СПП с подчинительными союзами.

БСП-,сочинительные союзы и, а, но .

БСП-,подчинительные союзы так как,потому что,если,когда,поэтому,так что

Задание выполняют самостоятельно.

IV .Подведение итога урока в форме диалога с классом

Какую тему рассмотрели сегодня?

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в нем.

Назовите знаки препинания?

Запятая,точка с запятой,двоеточие,тире.

Чем можно заменить БСП?

Союзными сложными предложениями:ССП и СПП.

Какова главная мысль лексического материала?

Уметь держать язык за зубами-признак культуры человека.Этому надо учиться с юных лет.

Выставление оценок .

V .Задания на дом.

Выписать из упражнений учебника по два предложения на каждый знак препинания в БСП или выписать из художественной литературы