Что такое фобия. Иррациональные страхи уязвленной гордости Иррациональный страх


«Если б я был на краю пропасти и кузнечик прыгнул мне в лицо, я предпочел бы броситься в бездну, чем вынести эти прикосновения», - признавался Сальвадор Дали. Хичкока передергивало от одного вида яиц, а Стивен Кинг до сих пор засыпает с включенным светом и пишет романы, никогда не останавливаясь на страницах, кратных 13. «Теории и практики» объясняют, как устроены иррациональные страхи, от чего зависит «выбор» объекта и как новые технологии помогут справиться с проблемой.

Термин «фобия» произошел от греческого «phobos»- «страх»,«ужас», однако далеко не любой страх можно назвать фобией. Это понятие обозначает устойчивую, иррациональную и неконтролируемую боязнь, заставляющую человека плохо себя чувствовать в определенных ситуациях и всячески стараться их избегать. В отличие от обычного страха - эмоции, помогающей нам адаптироваться к окружающему миру (он позволяет оценивать обстановку и избегать реальных опасностей), фобия, напротив, приводит к дезадаптации и чувству беспомощности.

«Руки он мыл по малейшему поводу и каждый раз вытирал их свежим полотенцем. Рукопожатий категорически не терпел. Странную брезгливость испытывал к жемчугу; если на обеде присутствовали дамы в жемчугах, он не мог есть. Вообще гладкие круглые поверхности внушали ему отвращение; чтобы привыкнуть к бильярдным шарам, ему потребовалось немало времени…». Так описывает странности Николы Теслы его биограф Джон О"Нейл в книге «Электрический Прометей». Иррациональный страх может быть совершенно абсурдным - как в случае с жемчугом, в других же случаях в его основе лежит какая-то логика, но реакции индивида на раздражитель патологически повышены. Одно дело - просто бояться заболеть, а другое - из-за этого страха протирать салфеткой каждый предмет и избегать прикосновений. При фобии тревога настолько сильна, что столкновение с нежелательным предметом/ситуацией сопровождается психосоматическими реакциями - человек бледнеет или краснеет, у него возникает одышка, тошнота, учащенное сердцебиение, его бросает в холодный пот и т. д. Обычно уже само ожидание фобической ситуации вызывает преждевременную тревогу - а в тяжелых случаях беспокойство может возникнуть за несколько часов до реального контакта с источником (в случае аэрофобии, например - за полдня до посадки на рейс в аэропорту). Это усугубляет ситуацию, а порой и мешает врачам поставить правильный диагноз - такое растянутое во времени проявление фобии можно принять за генерализованное тревожное расстройство.

Осознание того, что страх иррационален или гипертрофирован, не решает проблему - обладатель фобии ничего не может с собой поделать и продолжает избегать источника тревоги. И если от мышей или пауков можно изолироваться без большого ущерба для повседневной жизни, то, например, аблутофобия (ненормальная боязнь мытья - от влажной уборки в доме до теплой ванны) или антофобия (боязнь цветов) могут вызвать большие сложности. В тех случаях, когда фобия серьезно мешает человеку жить, можно говорить о психическом расстройстве.

Не выходи из комнаты

По Международной классификации болезней фобические расстройства делятся на три основные категории:

Специфические (изолированные) - сюда входят фобии, четко ограниченные конкретными объектами и ситуациями. В число популярных специфических фобий входят, например, боязнь животных определенного вида (грызунов, насекомых, рептилий, собак и т.д.), высоты, темноты, грома, полета на самолете, закрытого пространства, вида крови или медицинского вмешательства. Встречаются и гораздо более нетипичные варианты: например, людей, страдающих от трипофобии - страха перед скоплениями отверстий - передергивает при виде сот или плодов лотоса, а обладатели омфалофобии боятся как вида чужих пупков, так и прикосновения к своему собственному.

Cоциофобия - боязнь пристального внимания со стороны других людей, ведущая к избеганию различных социальных ситуаций - от телефонных звонков малознакомым абонентам до домашних вечеринок или выступлений на публике. Серьезные социальные фобии связаны с боязнью критики и заниженной самооценкой - с большей вероятностью они развиваются у тех, кого родители в детстве сравнивали с «хорошими» ровесниками не в их пользу, либо у тех, кто в детстве был жертвой нападок и насмешек со стороны сверстников.

Отдельно выделяется агорафобия , суть которой проще всего описать знаменитой цитатой Иосифа Бродского - «не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Ее обычно считают страхом открытых пространств - в противоположность клаустрофобии - но в первую очередь, это боязнь выйти из дома или покинуть другую небольшую зону комфорта (например, комнату). Этот диагноз также может включать страх толпы и общественных заведений, боязнь путешествовать в одиночку, а также нежелание находиться в месте, которое трудно быстро покинуть, не привлекая к себе внимание (например, кресло в парикмахерской). Беспокойство может быть вызвано как страхом опозориться на людях, так и просто невозможностью контролировать окружающую среду, а боязнь того, что приступ паники будет замечен окружающими, еще больше усугубляет фобию. В отличие от социофобии, которая чаще всего развивается в подростковом возрасте, агорафобия, как правило, проявляется у уже взрослых индивидов, в возрасте 20-40 лет.

Как мы «выбираем», чего бояться

Что же происходит с нашим организмом, когда мы сталкиваемся с источником тревоги? Считается, что за чувство страха и инстинкт самосохранения отвечает миндалевидное тело - область мозга, расположенная внутри височной доли (по одной миндалине в каждом полушарии). Оно связано в том числе и с возникновением и закреплением в памяти ассоциаций между источником страха и ощущением опасности. При повторном столкновении с «опасным» объектом, миндалевидное тело запускает секрецию гормонов, приводящих тело в состояние готовности - бежать, драться или, наоборот, затаиться перед лицом опасности. Субъективно это состояние воспринимается как неприятное: происходит выброс адреналина, сердце бьется быстро, повышается кровяное давление, выступает пот, но на самом деле в состоянии паники организму ничего не грозит.

Но почему один человек до смерти боится бабочек, а другой не выносит вида жевательной резинки? Выбираем ли мы собственные страхи? Хотя к единому объяснению ученые еще не пришли, существует несколько гипотез о причинах возникновения фобий.

Во-первых, появление иррациональных страхов можно объяснить моделью Павлова - когда негативный стимул сочетается с нейтральным, у человека закрепляется отрицательная реакция и на нейтральный стимул. Самый яркий пример - опыт Джона Уотсона, основоположника бихевиористского направления в психологии. Уотсон интересовался детскими эмоциями и, в частности, формированием реакций страха. Он захотел узнать, как у ребенка возникает страх перед объектами, которые до этого казались безопасными.

Для этого, он запустил, мягко говоря, неоднозначный эксперимент, героем которого стал 9-месячный мальчик Альберт, примечательный тем, что он совершенно не боялся белых крыс. Во время исследования малышу с течение двух месяцев показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и прочие объекты белого цвета. Еще через два месяца Альберта посадили посреди комнаты и дали поиграть с былой крысой. Через некоторое время после начала игры Уотсон начал бить железным молотком по металлической пластине за спиной у ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. Спустя какое-то время напуганный малыш начал избегать контакта с животным. Через неделю опыт повторили - в этот раз по пластине ударили пять раз, просто запуская крысу в колыбель, что вызвало у ребенка слезы. Еще через пять дней выяснилось, что Альберт боится не только крыс, но и белых кроликов, ваты и Санта Клауса. Так Уотсон сделал вывод о том, что реакции страха могут переноситься с настоящей причины на сопутствующий стимул, а у ребенка на всю жизнь осталась странная фобия.

Кроме того, страх может приобретаться во время наблюдения за окружающими. Таким образом, например, можно «унаследовать» страх перед собаками у кого-то из близких родственников, делая выводы из его поведения на прогулке (ближайшие родственники людей с фобиями почти в три раза чаще страдают от фобий, чем те, у кого нет таких родных - но если общая склонность к тревожности частично имеет генетическое происхождение, сам «выбор» фобии скорее зависит от примера окружающих, чем от наследственности). А иногда достаточно и живописных историй, услышанных в раннем детстве - поэтому не стоит рассказывать детям страшилки об опасных бактериях, агрессивных животных или чудищах, вылезающих из темноты. Фобии могут возникнуть и в результате очень ярких стрессовых переживаний - например, человек, который один раз случайно чуть не попал под поезд, может с тех пор всю жизнь бояться поездов.

А с точки зрения психоанализа, повышенная тревожность, и, в том числе, фобические расстройства вызваны столкновением человека с какими-то запретными желаниями, которые он не хочет или не может принять. Желание начинает восприниматься как опасность, причем не внутренняя, а внешняя - поскольку индивид включает своеобразную психологическую защиту, не желая признавать, что источник страха на самом деле - в нем самом. Что интересно, у основоположника психоанализа Фрейда тоже была странная фобия - он боялся папоротника. До причины этого страха профессор так и не докопался.

Бензодиазепины и релаксация

Одним из самых эффективных способов лечения фобий считается когнитивно-поведенческая терапия , направленная на борьбу с сознательными и неосознанными негативными убеждениями и установками, приводящими к повышенной тревожности, неврозам, паническим атакам и другим расстройствам. По время приема психотерапевт не только разбирается в причинах иррационального страха, но и разрабатывает систему упражнений по борьбе с новыми приступами.

Кроме того, психотерапия часто сочетается с приемом медикаментов. Для лечения фобического расстройства обычно используются три группы лекарств - бета-блокаторы, бензодиазепины и антидепрессанты - селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Бета-блокаторы препятствуют стимулирующему эффекту адреналина и снимают психосоматические симптомы. СИОЗС регулируют уровень серотонина - нейромедиатора, влияющего на настроение и в том числе на чувство безопасности. А бензодиазепины оказывают седативное и анксиолитическое (противотревожное) воздействие.

Для того, чтобы справляться с иррациональными страхами, также полезно овладеть техниками релаксации. В некоторых случаях помогает и прием «лестница страха», основанный на осторожных и постепенных контактах с источником фобии. Например, если вы боитесь собак, то стоит начать с просмотра фото и видео про собак, потом перейти к наблюдению за собаками на улице издалека, и, наконец, начать осторожно приближаться к животным. В любом случае, не стоит заниматься самолечением - лучше проконсультироваться у психотерапевта.

6 приложений, избавляющих от страхов

Помимо психотерапии и приема лекарств справиться с фобиями помогают технологии. T&P составили список приложений, цель которых - облегчить состояния тревоги и панического страха и предотвратить их в будущем.

SOAR работают с 1982 года - сейчас это ведущие эксперты в области аэрофобии, использующие в практике когнитивные поведенческие техники. Автор приложения - Том Бунн, пилот и лицензированный терапевт. SOAR охватывает абсолютно все вопросы: от клаустрофобии до поведения в экстремальных ситуациях. Фактически смысл его работы - в ликвидации безграмотности. Тревогу могут победить знания об устройстве самолета, механике его работы, о системе безопасности и о том, как она предупреждает ошибки пилота, о турбулентности и том, представляет ли она какую-то угрозу. Другие приложения, которые, возможно, помогут вам меньше выпить за время перелета, - VALK и Take off Mode, сделанное по инициативе японских All Nippon Airways.

Эндрю Джонсон - врач, специалист по клинической гипнотерапии, вида психотерапии, направленной на изменения в подсознании пациента путем гипноза. Beat Social Phobia - это аудио-гид, помогающий справиться с тревогой, вызванной социофобией, и контролировать уровень стресса. Вы можете обращаться к приложению по необходимости либо, если ваш ежедневный график не предполагает времени на рефлексию, еще и включить напоминания: приложение предложит вам глубоко вдохнуть и подумать о хорошем. Контент Beat Social Phobia поделен на четыре секции: введение, расслабление, всплеск социофобии и пробуждение. Это упражнения на снятие ощущения тяжести в теле, избавление паранойи по поводу того, что о вас думают окружающие, повышение осознанности, уверенности в себе и так далее.

Приложение помогает избавиться от страхов, связанных с животным миром, первый выпуск посвящен его наиболее пугающим представителям - паукам. По статистике арахнофобия свойственна 6% населения планеты, в числе известных страдальцев - Иоганн Шиллер, Рональд Рейган и Джонни Депп. Механизм работы Phobia Free направлен на постепенную десенсибилизацию . Терапия происходит в формате интерактивного повествования, в ходе которого от розовой мультяшной паучихи Itsy дело доходит до вполне реалистичных тарантулов, ползающих по рабочему или кухонному столу, то есть совсем рядом. В конце последней сессии в качестве экзамена приложение предложит вам найти и сфотографировать на свой смартфон живого паука, желательно побольше и помохнатее. Phobia Free одобрено Национальной службой здравоохранения Великобритании.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption 45 лет назад гомосексуальность перестала считаться психическим заболеванием в США

Ученые уже давно отказались от мысли о возможности изменить сексуальную ориентацию человека, поскольку существует консенсус, согласно которому нельзя лечить то, что не признано болезнью.

Гомофобия же, напротив, все чаще становится предметом внимания ученых, которые стремятся понять ей происхождение.

"Иррациональные страхи"

Американский психолог Джордж Вайнберг, который придумал этот термин в 60-е годы прошлого века, дал ему следующее определение - "гомофобия есть страх пребывания в тесном контакте с гомосексуалом".

В своей книге 1972 года "Общество и здоровый гомосексуал" доктор Вайнберг писал: "Я никогда не признал бы пациента здоровым, если тому не удается преодолеть свои предубеждения против гомосексуальности".

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Число исследований гомофобии с точки зрения психологии, культуры и религии неизменно растет

Эммануэль А. Джаннини, профессор эндокринологии и медицинской сексологии из Римского университета Тор Вергата, считает, что гомофобия - лишь верхушка айсберга. По его словам, это явление связано с определенными чертами личности и, если сопровождается насилием, может быть признана душевным заболеванием.

Джаннини вызвал в профессиональной среде споры своей публикацией в Journal of Sexual Medicine в 2015 году, в которой проводит связь между гомофобией и психотизмом (чертой характера, отмеченной склонностью к проявлениям гнева и враждебности).

Консервативно настроенные критики назвали эти предположения сексолога "чепухой в пользу ЛГБТ". Однако в беседе с корреспондентом Би-би-си Джаннини отстаивал свои исследования, указывая, что он считает личность с гомофобными склонностями изначально слабой.

"[Слабая] - это не научный термин, а мой собственный, которым я пользуюсь для того, чтобы меня лучше понимали", - говорит профессор.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В 1990 году решение декриминализации гомосексуальности было принято Всемирной организацией здравоохранения

Шкала гомофобии

В своей статье Джаннини предлагает использовать разработанную им так называемую шкалу гомофобии, которой он пользовался для измерений ее уровня в группе, в которую вошел 551 итальянский студент. Он сравнивал полученные результаты с измерениями других психологических параметров.

В статье Джаннини высказывает предположение, что более выраженная склонность к гомофобии коррелирует с такими чертами характера как психотизм и незрелые механизмы защиты, а вот стойкая привязанность к родителям свидетельствует скорее о низкой склонности к гомофобии.

Речь здесь идет о проблемах психики, которые можно вылечить, утверждает Джаннини.

"Предположим, вам не по нраву поведение гомосексуалов. Но это вовсе не означает, что вы обязательно будете всем втолковывать, что вы сами не гомосексуал, что вы их терпеть не можете, что вы не согласны, чтобы учителя-гомосексуалы учили ваших детей", - говорит доктор Джаннини.

"Мы столетиями спорили о том, является ли гомосексуальность болезнью, и вот теперь впервые мы показали, что настоящей болезнью, которую надо лечить, является гомофобия", - продолжает он.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Бразильские психологи обратились в Верховный суд страны с просьбой восстановить запрет на так называемые терапии по изменению сексуальной ориентации, отмененный в 2017 году

Фактор культуры

Однако социальные и культурные факторы оказывают мощное воздействие на формирование личности, и в более свежей статье Джаннини и его соавторы изучили, как определенные типы культур, которым свойственны заметные компоненты гипермаскулинности, женоненавистничества и морализаторства, коррелируют с уровнем гомофобии.

В статье, опубликованной в 2017 году, они сравнили результаты обследования 1048 студентов из трех стран с тремя различными религиями - Италии (преимущественно католическая страна), Албании (преимущественно мусульманская страна) и Украины (преимущественно православная страна).

"Интересно, что сама по себе религия не коррелировала с уровнем гомофобии. Скорее фундаменталистские убеждения во всех трех религиях воздействовали на уровень гомофобии в той или иной культуре", - говорит доктор Джаннини.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Религиозная пропаганда способна влиять на отношение общества к сексуальным меньшинствам

Сила догмы

"Мы нетерпимы к греху, но не к тем, кто грешит", - говорит Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по отношениям РПЦ с обществом и СМИ.

По его словам, Русская Православная церковь не может изменить своего отрицательного отношения к гомосексуальности, потому что эта догма исходит не от церкви, а от Бога.

  • "Мне сказали прямо: мы тебя убьем". Истории чеченцев, бежавших из-за своей сексуальной ориентации
  • В Баку прошли массовые полицейские облавы на геев

"Мы считаем, что люди, которые поддерживают однополые связи, являются жертвами своей греховности и в качестве таковых заслуживают духовной поддержки", - заявил он в разговоре с корреспондентом Би-би-си.

Однако далеко не все деятели РПЦ придерживаются такой мягкой позиции.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Православие считает гомосексуальность грехом, но умеренные деятели церкви утверждают, что она не одобряет гомофобии

"Я понимаю возмущение русских людей. Священное писание повелевает побивать камнями всех этих ребят нетрадиционной ориентации", - заявил в 2012 году православный священник Сергий Рыбко, комментируя нападение вооруженных людей на гей-клуб в Москве.

Но Вахтанг Кипшидзе говорит в ответ: "В Новом Завете нет ничего, что может указывать на побивание камнями грешников любого вида".

По его словам, церковь не криминализирует грех прелюбодеяния, и равным образом она не поддерживает криминализацию однополых отношений. Однако он согласен с тем, что многие верующие не понимают писания и используют его для оправдания своей склонности к насилию.

Сила языка

"Не подлежит сомнению, что некоторые выражения, используемые многими деятелями церкви в проповедях, распространяют негативное отношение к членам ЛГБТ-сообщества", - говорит Тиернан Брейди, ирландский активист и политик, который часто выступает в поддержку сексуальных меньшинств среди католиков.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Папа Франциск мягче относится к ЛГБТ, чем его предшественники

Он является директором движения Equal Future, которое было основано во время визита Папы Римского Франциска в Дублин в августе этого года. "Гомофобия не является прирожденным свойством человека. Она усваивается нами извне", - утверждает Брейди.

Отношение к ЛГБТ в наше время меняется во многих странах мира, включая восточную и центральную Европу, Индию и Китай, но трудно рассчитывать, что эти перемены в одночасье отменят столетия враждебности и клеветы, продолжает он.

"Но церковь - лишь часть жизни людей, и гомофобия усваивается из таких сфер общественной жизни как спорт, политика, культура", - отмечает активист.

Культура в консервативных странах может усиливать строгость самых строгих религиозных запретов, говорит Брейди.

"Страны, в которых мы наблюдаем рост гомофобии - это страны, в которых члены ЛГБТ-сообщества незаметны, потому что в таких странах легче создавать атмосферу страха и недоверия", - заключает Брейди.

Сила стереотипов

Патрик Р. Гржанка является профессором психологии в университете Теннесси и редактором журнала Journal of Counseling Psycholog. Его исследования указывают на то, что гомофобия также связана со стереотипами.

Они вычленили четыре категории представлений:

  1. Люди, принадлежащие к сексуальному меньшинству, родились такими;
  2. Все члены одной сексуальной группы похожи друг на друга;
  3. Один человек может принадлежать только к одной сексуальной группе;
  4. Если вы знакомитесь с человеком из одной группы, вы узнаете о всей группе в целом.

Неудивительно, что среди американских студентов отмечается высокая степень согласия с первым утверждением, которое гласит, что принадлежность к сексуальному меньшинству возникает с рождением. С этим соглашались респонденты из всех сексуальных групп.

Однако согласие с тремя другими утверждениям выделяло респондентов с самым сильным негативным отношением к сексуальным меньшинствам.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Люди с негативным отношением к гомосексуалам отказываются видеть в них личность с особым складом

Гржанка называет это явление "имплицитным предпочтением" в сознании людей, которое облегчает им принятие определенных предрассудков.

Он считает, что просвещение является самым надежным способом преодоления этих предубеждений в отношениях между людьми, что может привести к уменьшению уровня гомофобии.

  • Премьер Сербии - открытая лесбиянка. Но активисты ЛГБТ против ее участия в гей-параде
  • Киев: стычки и задержания на "Марше равенства" в поддержку ЛГБТ-сообщества
  • Умер активист, придумавший радужный флаг ЛГБТ

"Нам следует проводить кампании по просвещению и информированию людей, и убеждать людей, что геи вовсе не все похожи друга на друга, а сексуальная ориентация - не что-то, что можно поменять", - говорит Гржанка.

"Нет ничего, что порождает иррациональные страхи перед сексуальными меньшинствами. В истории человечества случались времена, когда гомосексуальное поведение не преследовалось, а даже приветствовалось и было под защитой закона", - отмечает он.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Большая открытость в обсуждении темы ЛГБТ способствует большей терпимости в США

Имеются данные о том, что просвещение может оказывать заметное воздействие на представления общества о спорных предметах.

В 1999 году около двух третей американцев возражали против однополых браков и только треть была согласна с их легализацией. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные агентством Гэллопа.

А спустя всего 20 лет все обстоит прямо наоборот - более двух третей американцев поддерживают однополые браки и менее трети возражает против них.

Исследователи указывают, что более 10% взрослых членов ЛГБТ-сообщества состоят в однополых браках, а открытость в обсуждении этой темы в обществе содействует преодолению гомофобных настроений.

Остается неизвестным, можно ли лечить гомофобию как психическое отклонение, но ученые считают, что приближаются к пониманию ее природы.

По данным ВОЗ, половина взрослого населения Земли страдает страхами, которые мешают нормальной жизни. Так, 40% чувствуют напряжение во время каждого авиаперелета, 22% - при лечении у стоматолога, а у 12% возникают фобии - внезапные и парализующие волю страхи: например, человек просто не может сесть в самолет или зайти в кабинет врача.

Нервная дрожь, чувство полной незащищенности, ужас охватывают некоторых из нас перед трапом самолета, перед закрытым (или открытым) пространством, в одиночестве или при необходимости публичного выступления... Эти эмоции - неконтролируемые на первый взгляд - отравляют повседневную жизнь. Но они не фатальны - фобией нельзя управлять, но можно от нее избавиться или существенно ослабить ее влияние.

Сбой сигнализации в организме

Представим ситуацию, в которой срабатывает автосигнализация. Кто-то вскрывает машину, и раздается звук - достаточно громкий для того, чтобы его услышали, но все же не оглушающий для человеческого уха. Сигнализация работает столько, сколько нужно, чтобы на нее обратили внимание, но хозяин может ее и отключить. Неисправная же сигнализация станет неудобной и бесполезной - будет срабатывать слишком часто, звучать слишком громко и долго…

Страх действует схожим образом. Он так же сигнализирует: что-то идет не так. Естественный страх привлекает наше внимание к опасности. Болезненный же страх, словно испорченная сигнализация, чрезмерен, неоправдан и бессмыслен.

«Нередко он проявляется «странным» поведением в самый неожиданный момент, - объясняет когнитивный психолог Алексей Луньков. - Человек может «онеметь» во время безобидного разговора или бежать из комнаты, заметив на обоях паучка...»

«Не удается ни объяснить силу этого страха, ни подавить в себе испуг, - говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - А неясность всегда усиливает панику». Человеком руководит неодолимое иррациональное желание уйти от пугающей ситуации или объекта и даже разговора о нем. Этот панический неослабевающий страх, ведущий к нерациональному поведению, и есть фобия (от греческого «фобос» - ужас).

Детские страхи

Фобия у взрослого человека - это проблема, требующая помощи, а у ребенка - опасность для его развития. «Дети каждый день чему-то учатся, а болезненные страхи лишают их возможности осваивать новое», - говорит психиатр и психотерапевт Елена Вроно. Фобии могут проявляться в раннем возрасте, но чаще в подростковом. Если ребенок жалуется на страхи, нельзя стыдить его или смеяться над ним. Не надо и искать вместе с ним в шкафу или под кроватью пугающих его «чудовищ». «Поддерживайте его, играйте с ним, - советует Елена Вроно. - А в причине его страхов лучше разбираться со специалистом».

Как мы реагируем: пассивно или активно

Страх - естественная реакция организма на опасность - реальную или воображаемую. Сам по себе он не создает для нас серьезной трудности, наоборот, позволяет среагировать на опасную ситуацию разумно. Так, профессиональный альпинист на большой высоте ведет себя осторожно, но его опасения не мешают ему двигаться к цели.

Все естественные страхи заставляют нас действовать активно, фобии же - пассивны: человек не ищет путей избавления от своего страха, он просто боится.

«В этот момент рациональный страх выходит из-под контроля, чувства и эмоции перестают контролироваться сознанием, - добавляет Алексей Луньков. - Фобия - это навязчивое болезненное состояние не связанное с реальной опасностью, но возникающее всякий раз, когда человек сталкивается с устрашающей ситуацией. При этом вся его жизнь подчинена одному: «Лишь бы мне с этим не столкнуться».

Чаще всего фобии связаны с животными, природными стихиями и явлениями (глубина, высота, темнота, гроза…), транспортом, кровью и ранами, социальными ситуациями (взгляды, суждения…) и пребыванием в общественных местах. Существует немало фобий, связанных с телом: боязнь задохнуться, упасть, страх тошноты…

Фобии и гендерные особенности

Женщин, страдающих фобиями, в два раза больше, чем мужчин. Исследователи, изучающие психологию человека на разных этапах эволюции, считают, что такое положение вещей сложилось во многом из-за традиционного распределения обязанностей.

Американские социологи Такотт Парсонc и Роберт Бейлз выдвинули гипотезу, согласно которой многие гендерные различия объясняются «инструментальностью» мужского поведения и «экспрессивностью» женского.

Охота, скотоводство, рыбалка - некогда основные занятия мужчин были связаны с риском и опасностью, но иррациональный страх делал бы их просто невыполнимыми. Женщина, хранительница очага и воспитательница детей, напротив, должна была быть очень осторожной, обращать внимание на опасности, грозившие гибелью детям и семье.

Такое распределение гендерных особенностей, как и особенностей воспитания мальчиков и девочек, сохранялось в большинстве обществ.

«В результате современные девочки, девушки очень восприимчивы к страхам своих родителей и близких, они тоньше распознают эмоции окружающих, легче заражаются страхом, - говорит Маргарита Жамкочьян. - Кроме того, современные родители терпимо относятся к страхам дочерей и поощряют стремление сыновей не бояться опасности».

С другой стороны, мужское желание справляться с трудностями самостоятельно оказывает влияние на статистику: женщины, страдающие фобиями, чаще обращаются за помощью, а многие мужчины предпочитают терпеть и не попадают в поле зрения специалистов.

Релаксация и «лестница стимулов»

Иррациональный страх вызывает мышечный тонус, поэтому так важно уметь расслабляться. «Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает тем, кто страдает от фобии, освоить методы релаксации - медитацию, аутотренинг, - рассказывает Алексей Луньков. - Затем клиент вместе с психотерапевтом составляет иерархию тревожащих его ситуаций: например, при арахнофобии самым слабым стимулом может быть слово «паук», написанное на бумаге, а самым сильным - паук, сидящий на ладони. Постепенно продвигаясь по «лестнице стимулов» от самого слабого к сильному (с помощью специалиста или самостоятельно) и используя техники релаксации в моменты встречи с тем, что пугает, можно приручить свой страх». Некоторые арахнофобы, например, в финале терапии даже решаются… поцеловать в спинку большого паука-птицееда.

Три источника фобий

Каким же образом человек приобретает фобию? «Основа этого переживания прежде всего биологическая, - говорит Алексей Луньков, - так как некоторые люди генетически предрасположены к паническим страхам. Как правило, они сверхчувствительны и сверхэмоциональны. С точки зрения психологии эта врожденная особенность может усиливаться или, наоборот, гаситься воспитанием и происходящими в жизни событиями».

На развитие фобии влияет и социальный фактор: новые реалии жизни, определенные социальные ситуации также усиливают (или ослабляют) нашу восприимчивость к преувеличенным страхам. Так, фобий, связанных с наземным или воздушным транспортом, сегодня стало гораздо больше, но и ездим и летаем мы значительно чаще, чем 20–30 лет назад.

«Иногда фобии возникают в результате сильного испуга, нередко пережитого в детстве, - говорит Маргарита Жамкочьян. - Внезапность, например, лай собаки, моментальный ответный страх... и безобидное животное уже воспринимается угрожающим чудовищем».

Исцеление провокацией

Наши страхи поддаются лечению, иногда неожиданно быстро. А фобии? Эта неконтролируемая эмоциональная гиперреакция возникает лишь в определенных ситуациях - точно так же, как аллергия становится иммунной сверхреактивностью в ответ на воздействие конкретного аллергена.

Чтобы освободиться от такой зависимости, надо искусственно вызывать рефлекс внезапного страха: сознательно ставить себя в пугающие ситуации, привыкая к ним и постепенно усиливая воздействие провоцирующих факторов.

Эта техника подобна лечению аллергии: происходит постепенное привыкание к аллергену и одновременно снижение чувствительности к нему. Например, чтобы перестать бояться голубей, нужно вначале привыкнуть к изображению этих птиц на фото, потом приучить себя смотреть на голубя в клетке, а затем подойти к стайке голубей в сквере…

Цель психотерапии - это не освобождение от фобии, а введение страха в естественные рамки: он должен стать адекватным и контролируемым. Часто те, кто страдает от какой-то фобии, начинают «бояться самой боязни». А упражнения «привыкания к страху» в сочетании с приемами релаксации помогают научиться принимать его как неизбежность. Перестав опасаться своего страха, можно начать относиться к нему спокойнее - понимать, реагировать, преодолевать.

4 шага, чтобы остановить свою фобию

1. Не подчиняйтесь своим страхам. Чрезмерные страхи ограничивают нашу свободу и могут поработить нас: «Не выходи на улицу, не приближайся, ничего не говори о…» Чем больше вы будете им подчиняться, тем сильнее они будут становиться. Относитесь к сильному страху как к незваному, незаконно вторгшемуся гостю и научитесь понимать, чего хотите вы (быть свободным) и чего хочет фобия (вас поработить).

2. Подумайте о причине своего страха и переходите к действию. Всегда полезно узнать, откуда берутся страхи. Но посвящать поиску причин все свое время и энергию не стоит. Найдите в себе силы напрямую столкнуться с предметом вашего страха.

3. Научитесь расслабляться и медитировать. Регулярно делайте упражнения, во время которых вы будете тренироваться принимать свой страх. Спроецируйте, например, на воображаемый киноэкран пугающую ситуацию - приближайте и отдаляйте «изображение». Смотрите на себя со стороны, не забывая, что вы находитесь в спокойной и безопасной ситуации. Закончите «просмотр» самым рутинным для вас действием, которое вы часто делаете дома: начните читать, мыть посуду, выпейте чашку чая.

4. Не прекращайте прилагать усилия. Чрезмерные страхи, как правило, говорят о повышенной эмоциональной чувствительности. Это качество позитивное, а потому не стоит с ним безжалостно бороться. Привыкайте к пугающим вас ситуациям постепенно, по возможности советуясь с психотерапевтом.

Это неправда!

Этот прием похож на игру, но фобия боится подобных игр. Психотерапевт или друг, желающий помочь вам расстаться с бессознательным страхом, встает на вашу точку зрения и рассказывает вам, почему надо бояться, к примеру, летать на самолетах. Попробуйте переубедить его, утверждая: «Это неправда!» - и приводя контраргумент на каждое его высказывание. После нескольких таких разговоров собственные ощущения при мысли о полете вызовут у вас приятное удивление: страх, подавленный вашими собственными аргументами, станет намного меньше.

«Понимать, что исцеление реально»

Psychologies: Тревога и фобия - связаны ли они друг с другом?

Елена Вроно: В современном мире существует немало болезней, которыми человечество расплачивается за развитие цивилизации, и фобии из их числа. Жизнь становится все напряженнее, и тревога, как естественный защитный механизм, предупреждает нас об опасности и заставляет действовать - бежать или вступать в борьбу. Тревога необходима для выживания, но именно она, как правило, и запускает механизм фобии.

Надо понимать, что исцеление от фобии реально. Возможны психотерапевтическая помощь, медикаментозная терапия, а также их сочетание.

Вот одно из эффективных психотерапевтических упражнений: в момент паники вспоминать состояние, когда вы были счастливы, когда вам было очень хорошо, приятно, весело. Вспоминать вплоть до ощущений, вплоть до позы и стараться в это состояние себя погрузить.

Абсолютно избавиться от фобии нереально, но с помощью специалиста ее можно обуздать, ослабить ее влияние и добиться собственной власти над ней - в этом случае можно научиться справляться со своим страхом и не позволять ему мешать вам жить полной жизнью.

Об этом

Фильм «Страхи и фобии». Даже самый безобидный на первый взгляд страх может перерасти в фобию, которая перевернет всю нашу жизнь. Фильм британской телекомпании ВВС рассказывает о природе наших страхов и том, как их побороть.

„Гордость делает человека уязвимым
ровно в той степени, в какой он одержим ею.
Задеть ее одинаково легко у снаружи, и изнутри"
Карен Хорни

Подробно о ГОРДЫНЕ И ТЩЕСЛАВИИ мы говорим в разделе о самоценности человека. Там мы разбираем пути и механизмы развития гордыни, стараясь понять, почему она занимает такое важное место в жизни немалого числа (если не сказать - всех) людей. Здесь же мы остановимся на тревожных состояниях, связанных с опасением фрустрации гордости.

Одна из причин такой фрустрации – неудача, которая преследует человека в следовании требованиям его гордыни, которые могут охватывать все аспекты жизни человека, оказавшихся важными для торжества гордыни. Эти так называемые внутренние предписания „НАДО и НЕЛьЗЯ “) превращают человека в своего раба, заставляя из кожи вон лезть, чтобы соответствовать своему собственному ИДЕАЛУ . Точнее – торжеству своего ИДЕАЛЬНОГО Я .

Это торжество может касаться и аспекта, который гордец считаем своим особым нравственным совершенством, но которое является все же ни чем иным, как ИСКУССТВЕННОЙ МОРАЛЬЮ И ИЗВРАЩЕНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ .

„Внутренние предписания („НАДО и НЕЛЬЗЯ“), в чем-то более радикальные, чем другие пути поддержания идеального образа самого себя, имеют целью не реальные перемены, а немедленное и абсолютное совершенство : их цель – заставить исчезнуть несовершенства или сделать так, чтобы совершенство показалось достигнутым, - пишет Карен Хорни, - поэтому многие реакции уныния, раздражения или страха наступают у пациента не в ответ на то, что он обнаружил у себя неприятную проблему, а в ответ на чувство, что он не в силах разделаться с ней немедленно “.

Реакции фрустрации гордыни очень мощные, поскольку гордец вкладывает массу энергии в то, чтобы удовлетворить требования своего ИДЕАЛЬНОГО Я , компульсивно ведущие человека к воображаемой и вожделенной СЛАВЕ . Карен Хорни подчеркивает, что в реакциях фрустрации гордыни "присутствует подспудный страх, но преобладает гнев и даже ярость“. Об этих чувствах мы поговорим в главе, посвященной ЧУВСТВАМ ПРИ ТРЕВОГЕ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ .

Здесь же мы рассмотрим страхи, возникающие в результате тревожных ожиданий пугающих человека последствий фрустрации его гордыни. Каждый из этих страхов возникает в связи с „угрозой“ гордыне в той или иной сфере человеческой психики, где эта гордость имеет место и где человек опасается потерять ее воодушевляющее и маскирующее правду о нем самом влияние.

В первую очередь, человек опасается потерять то, что прикрывает и от его сознания, и от глаз других свое столь им ненавидимое ПОДЛИННОЕ Я . Он боится потерять выстроенные его гордыней маски и фасады, которые он в ослеплении принимает за свою подлинную сущность и стремится к тому, чтобы и другие в это верили. Рассмотрим ниже важнейшие иррациональные страхи, свойственные человеку с уязвленной гордыней.

Подчеркну еще раз, что это именно иррациональные страхи (точнее было бы назвать их опасениями) свойственные тревоге. У этих страхов нет реального объекта (что бывает у нормального СТРАХА), у них есть лишь гипертрофированное опасение потери того или иного аспекта гордыни или раскрытие того, что человек так тщательно скрывает от других и от себя.

СТРАХ КРАХА ИДЕИ ВСЕМОГУЩЕСТВА

Это страх, думаю, является основным, поскольку основу гордыни составляет именно ощущение того, что человек не имеет никаких препятствий для достижения целей, которые ставит перед человеком его ИДЕАЛЬНОЕ Я . Мало того, идея всемогущество может касаться и самих способов достижения этих целей. Все происходит как бы по мановению волшебной палочки, без риска и приложения особых усилий. Здесь сказывается влияние МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ . Человек принимает при этом желаемое за действительное, то, что нужно изменить – за уже измененное. В своем сознании человек уже как бы совершил то, что он увидел в своих фантазиях – ведь он уже увидел себя как героя некоего ОБРАЗА БУДУЩЕГО , в котором уже достигнуты его вожделенные цели.

Можно утверждать, что практически всегда в подсознании человека сидит опасение, что его всемогущество – не более, чем захватывающая ФАНТАЗИЯ . Такое СОМНЕНИЕ человека в основах своей ИДЕНТИЧНОСТИ , частью которых становится гордыня, может переживаться очень мучительно. Поэтому всякие подобные мысли человек гонит от себя – и его подсознание принимает все, что ВЫТЕСНЕНО из сознания.

Когда же реальность вносит свои коррективы в представление человека о своем всемогуществе, когда оказывается, что ему не удается быть таким, делать то и добиваться того, что и как он хочет, тогда врываются переживания, связанные с крахом иллюзий о себе, как о чем-то особенном, не таком как все. Оказывается на поверку, что человек-то самый обычный – и слетает с него шелуха напыщенности и самомнения, и становятся всем видно его истинное лицо.

Для многих гордецов такой „удар СУДЬБЫ “ оборачивается катастрофой, обидой на весь свет за его НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . И лишь немногие способны использовать это отрезвление для того, чтобы стать САМИМ СОБОЙ , чтобы жить ПОДЛИННОЙ ЖИЗНЬЮ – жизнью своего ПОДЛИННОГО Я .

Гордец считает себя не только вправе, но и абсолютно уверен в своей неограниченной способности контролировать других людей и все, что с ним проис ходит. С другой стороны, он уверен в том, что и его ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ находится под его полным КОНТРОЛЕМ . Здесь можно говорить о связе рассматриваемого вида вторичной тревоги с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ .

“Только с величайшей неохотой признает он в себе какие-то бессознательные силы, то есть силы, не подчиняющиеся контролю сознания, пишет Карен Хорни, - Это мука для него – признать, что в нем существуют конфликт или проблема, которые он не может разрешить (то есть справиться с ними) немедленно… Как только можно долго он держится за иллюзию, что может сам устанавливать для себя законы и выполнять их. Собственная беспомощность перед чем-то внутри себя ему ненавистна так же, если не больше, как беспомощность перед внешними обстоятельствами“.

Еще одной из причин такого страха Карен Хорни считает чувство общей неуверенности относительно своих прав, которое нередко испытывает гордец: „внутренний мир, где он чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав“. Чувство, что у него нет никаких прав может быть внешним выражением его страданий и средоточием жалоб, поскольку он не уверен в иррациональных требованиях своей гордыни. А требования эти, как отмечает Хорни, „откровенно фантастичны, все они пропитаны ожиданием ЧУДА; требования являются необходимым и неизбежным средством воплощения ИДЕАЛЬНОГО Я в действительность“.

СТРАХ “РАЗОБЛАЧЕНИЯ” И САМООБВИНЕНИЯ

Гордыня, как мы знаем, есть самообман и обман окружающих. Конечно, это, в основном, не ЛОЖЬ намеренная. Человек попросту подменяет свое ПОДЛИННОЕ Я масками и фасадами ИДЕАЛЬНОГО Я. Все, что не соответствует требованиям гордыни, ВЫТЕСНЯЕТСЯ . Но содержания БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО прорываются в сознание, не оставляя человека в покое. Правда о нем самом, как ее ни скрывай, рано или поздно заставит его задуматься о несоответствии его ОЖИДАНИЙ от себя самого реальному положению дел, о расхождении его мнения о том, что он из себя представляет, и его подлинной сущности.

Правда о себе подлинном - это крах иллюзии о собственном всемогуществе. Поэтому г ордец всегда в глубине души опасается того, что его маски будут сорваны, что он не в состоянии будет поддерживать свои фасады в надлежащем качестве. И в результате всем (в том числе и ему самому) станет ясно, что весь его блеск был лишь пусканием пыли в глаза, и всем станет видна его подлинная сущность.

Страх разоблачения совершенно нормален при совершении каких-либо деяний, не принятых с точки зрения окружения или совести. Иррациональный же страх разоблачения возникает при несоответствии реальных (с точки зрения человека) его свойств тем свойствам, которые он старается развивать в себе в угоду своему ИДЕАЛЬНОМУ Я .

Некоторые гордецы, утверждает Карен Хорни, особенно подвержены страху разоблачения. В таком человеке „постоянно живет тайный страх, что он просто мошенник“:

„Даже если он добился успеха или почета честным трудом, он по-прежнему будет считать, что достиг их, введя других в заблуждение. Это делает его чрезвычайно чувствительным к критике и неудачам, даже к одной лишь возможности неудачи или того, что критика вскроет его "мошенничество"…“.

Нередко гордец будет стараться разглядеть в себе изъяны, движимый желанием вовремя их устранить. Однако, будучи склонным к чрезмерному самонаблюдению, такой человек, как отмечает Карен Хорни, „чувствует себя "виноватым" или неполноценным, и в результате его заниженная самооценка еще более занижается“. То есть страх разоблачения толкает человека, считает Хорни, на самокопания и самообвинения:

„Самообвинения в мошенничестве и обмане (страх, который возникает у него в ответ на самообвинения – страх быть уличенным: если бы люди знали его лучше, они бы увидели, какая он дрянь).

Другие самообвинения ударяют не столько по существующим затруднениям, сколько по мотивации что-либо сделать (например, за неискренность намерений, за скрытые намерения).

Самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данной личности. Эти внешние факторы не должны быть неподконтрольными. Следовательно, все, что идет не так, бросает на него тень и разоблачает его позорные ограничения.

Человек может обвинять себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся безвредными, законными и даже желательными (тот, кто гордится своим аскетизмом, обвинит себя в "обжорстве"; тот, кто гордится смирением, заклеймит уверенность в себе как эгоизм). Самое важное в этом виде самообвинений то, что они часто относятся к борьбе против проявлений ПОДЛИННОГО Я “.

Именно в силу такой склонности к самообвинениям гордецы (то есть люди, пренебрегающие интересами своего ПОДЛИННОГО Я , оказываются, нередко, жертвами МАНИПУЛЯТОРОВ , играющих на разжигании в них ЧУВСТВА ВИНЫ .

Хорни отмечает, что, благодаря механизму ПРОЕКЦИИ , склонность к самокопанию и самообвинения выносятся вовне. При этом человеку кажется, что именно другие люди постоянно пытаются уличить его в обмане. „В результате он уверен, что все окружающие приписывают всем его поступкам нехорошие мотивы, - пишет Хорни, - Это чувство может быть настолько реальным для него, что он негодует на окружающих за НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ “.

Хорни указывает на тщетность самообвинений, на их всего лишь обличающий характер. Гордец, обвиняющий себя в духе ненависти к себе, волей-неволей стремится „обороняться против любых самообвинений препятствует развитию способности к конструктивной самокритике и тем самым снижает вероятность, что мы научимся чему-нибудь на ошибках“.

СТРАХ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ

Гордыня человека нередко „питается“ убеждением в том, что окружающие не могут без него обойтись. Эта востребованность придает ему ощущение силы и влиятельности, поднимая его самооценку и душевное самочувствие. Человек впадает в зависимость от подпитывающего его гордыню ощущения своей востребованности.

Отсюда понятны опасения человека, что он (таким, как он сам себя представляет) окажется невостребованным другими людьми. И его гордыня, страшащаяся краха, подталкивает его на все новые и новые уловки, чтобы сохранить статус кво или даже завоевать еще более прочные позиции в его отношениях с другими людьми.

СТРАХ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Гордыня, как и здоровое самолюбие, требует высокой оценки человека как со стороны окружающих, так и его САМООЦЕНКИ . Ценимый другими и самим собой, гордец чувствует себя на коне. Он жаждет похвал и делает все для того, чтобы их получать (см. ТЩЕСЛАВИЕ КАК ЛОЖНАЯ САМООЦЕНКА).

Однако где-то в подсознании гордеца всегда сидит опасение, что он, такой замечательный, не будет оценен, как он считает, “по заслугам”, будет недооценен или даже даже обесценен. Это может случиться, если сияющие черты его гордыни окажутся на поверку блеклой подделкой, а через прорехи масок и фасадов станет видна его весьма неприглядная истинная сущность.

Речь может идти о любой черте характера, о любом свойстве, о любой внешней или внутренней „СУБСТАНЦИИ “, которую человек считает своей ЦЕННОСТЬЮ и хочет, чтобы она была высоко оценена и другими. В случае гордыни мы имеем дело с гипертрофированием тех или иных черт и свойств, которые ИДЕАЛЬНОЕ Я человека считает его важнейшим достоянием. По сути, речь идет о личине, которая прикрывает так ненавидимое им его ПОДЛИННОЕ Я . Человек опасается, что спадение с него этой личины и обнажение его подлинной сущости заставят не только окружающих изменить в негативную сторону мнение о нем, но и он сам, перестав себя ценить, станет себя презирать.

Процесс самообесценивания может достигать гигантских размеров, считает Карен Хорни: „Даже люди, имеющие подлинные интеллектуальные достижения, иногда чувствуют, что лучше настаивать на своей глупости, чем открыто признавать свои стремления, потому что им любой ценой надо избежать опасности быть осмеянными; с тихим отчаянием они принимают собственный приговор, отвергая свидетельства и уверения в противоположном“. Человек как бы думает, что лучше самому себя обесценить, упиться самоуничижением, посмеяться над собой – чем пережить то же самое со стороны других людей.

СТРАХ НЕНАВИСТИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ

Если человек ввергнут задетой гордыней в пропасть презрения к себе, то, чтобы оградить себя от мучительных и жестоких самобичеваний, его ненависть к себе выносится вовне: с помощью защитного механизма ПРОЕКЦИИ агрессивные тенденции приписываются другим людям. Таким образом, опасность как бы угрожает человеку со стороны. Это может вызвать подозрительность, приступы тревоги и страха перед окружающими.

СТРАХ ПЕРЕД УСИЛИЯМИ

Некоторым гордецам свойственна убежденность в том, что они могут превосходить всех, не прилагая к этому каких бы то ни было усилий. „Причина глубоко спрятанного страха перед постоянными усилиями состоит в том, что они угрожают разрушить иллюзию неограниченной силы и власти“, - отмечает Карен Хорни. То есть необходимость прилагать усилия является для таких людей чем-то „постыдным“, показывающим и им, и окружающим, что о всемогуществе, которое есть предмет его гордости, нет и речи.

Гордецу может быть свойственно, по словам Хорни; „глубочайшее отвращение к любым усилиям“:

„Бессознательное требование его гордыни таково, что одного только намерения должно быть достаточно для достижения, для устройства на работу, для того, чтобы стать счастливым или преодолеть трудности. Он имеет право получить все это без всяких затрат энергии. Иногда это означает, что реальную работу должны выполнить другие. Если этого не происходит, у него есть причина быть недовольным. Часто случается, что он устает от одной перспективы "лишней" работы“.

Человек снимает с себя тем самым ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за выход из неприятных ситуаций, за улучшение своего положения. "Это другие виноваты в моих бедах – они и должны все исправить. А то что же это будет за исправление, если я сам буду все делать?", - так, по мнению Хорни думает гордец.

СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ

Одним из внутренних требований гордыни может быть требование быть обожаемым другими людьми. Гордец может считать, что другие обязаны быть ему рады и принимать его всегда с распростертыми объятиями, что ему “положено” расположение со стороны других. Однако сознание (пусть и подавляемое гордыней) говорит человеку, что такие требования и ожидания нереалистичны. В этом - причина тревожных ожиданий отказа.

Столкновение с реальной ситуацией отказа может обернуться вспышками ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ с проявлением соответствующих эмоций и применением характерных для этой тревоги защит.

СТРАХ НЕОДОБРЕНИЯ

Если САМООЦЕНКА человека зависит от внешних оценок и обратной связи со значимыми (а то и даже незначимыми) другими, то следует ожидать значительных колебаний настроения в зависимости от этой внешней оценки – от ВООДУШЕВЛЕНИЯ похвалой (в какой бы форме она не осуществлялась) до ОТЧАЯНИЯ в случае даже справедливой и дружеской критики. Кроме того, на негативную обратную связь гордец склонен реагировать презрением в отношении того, кто его негативно оценивает.

Человек может опасаться неодобрения со стороны других как его самого, так и отдельных его свойств и черт, его поведения, его поступков, а также стиля и методов их осуществления. Этот страх проявляется непереносимостью упреков и критики.

СТРАХ НЕДОСТАТОЧНООЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЩИ

Гордецы ставят свои интеллектуальные способности вообще очень высоко. Они полагают себя умнее и хитрее других людей. При этом они могут считать свою хитрость, находчивость, способность к обману одними из своих самых важных качеств.

Однако на деле и в этой области часто не все так, как гордец себе представляет. Так он может считать себя способным без усилий И глубоких раздумий находить правильное решение. Такая “непреодолимая потребность казаться всемогущим может повредить способности к обучению“, утверждает Карен Хорни. Также вследствие такой веры в свое превосходство и в легкость осуществления интеллектуальных процессов нарушается и способность принимать правильные, взвешенные решения.

Гордецы, как мы знаем, склонны к тому, чтобы игнорировать реалии, неприятные им свойства их ПОДЛИННОГО Я . Это негативно влияет на интеллектуальную деятельность в целом „Общая тенденция затемнять личные вопросы может затемнить и ясность мышления: как люди, ослепившие себя по отношению к своим внутренним конфликтам, они могут не обращать внимания и на другие виды противоречий, - пишет Хорни. Работа интеллекта ставится на службу игнорирования ПРАВДЫ , а, по сути на службу ЛЖИ .

Далее, гордецы, по словам Хорни, "бывают слишком зачарованы славой, которой им надо добиться, чтобы в достаточной мере интересоваться работой, которую они выполняют“. Это касается и качества, и интенсивности интеллектуальной работы, и усилий, которых эта работа требует.

АГРЕССИВНОСТЬ (в отношение себя и других людей), свойственная людям с уязвленной гордостью , также может препятствовать критическому мышлению, затмевая ясность ума.

Одним словом, у гордеца имеется немало оснований быть недовольным своим умом, являющимся нередко предметом его гордости. Вследствие этого гордец может сильно страдать от самоукоров или от тяжких разочарований по поводу неэффективности (неважно, реальной или просто им предполагаемой) своего разума.

Однако вера в превосходство разума остается одной из важнейших внутренних защитников гордеца. Отсюда понятно его стремление постоянно укреплять всеми возможными и невозможными способами свою опору на интеллект, что является одной из важных ЗАЩИТ ОТ ТРЕВОГИ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ.

СТРАХ НЕОБХОДИМОСТИ ОТКАЗА ОТ ЖЕЛАНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ГОРДЫНИ

По словам Карен Хорни, гордецу трудно дается „признание ограниченности времени, сил, денег, знание о своих реальных желаниях и умение отказаться от менее важных ради более важных“. Это происходит оттого, что, с одной стороны, такой человек уверен в неограниченности своих возможностей, вплоть до веры в свое всемогущество (МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ , в частности, как часть системы МАНИАКАЛьНОЙ ЗАЩИТЫ), с другой, его желания происходят не из его подлинных ПОТРЕБНОСТЕЙ, а являются результатом компульсивных требований его гордыни (НАДО).

Следствием этого является невозможность ранжировать желания по значимости: для него все они одинаково важны, поэтому ни от одного из них он не может ни отказаться, ни поверить в невозможность исполнения того или иного желания (или всех сразу). Это становится причиной глубокой фрустрации человека, которая усугубляется еще и тем, что он в глубине души своей осознает или чувствует, что его всемогущество – лишь фикция, самообман и обман других.

Одним важным следствием этого является, по словам Карен Хорни, „чувство общей неуверенности относительно своих прав“: внутренний мир, где гордец чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, „что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав; чувство, что у него нет никаких прав, может быть в таком случае внешним выражением его страданий и может стать сосредоточием его жалоб, в то время как он не уверен в своих иррациональных требованиях“.

Важно отметить, что гордец часто вообще не может различать свои желания И требования своей гордыни, которые толкают его на компульсивные действия, совершаемые им как бы помимо своей ВОЛИ. Человека это требования как бы тащат по жизни.

Всеобъемлющая функция требований гордыни, по мнению Карен Хорни, – „увековечить иллюзии гордеца о себе и переложить ответственность на внешние факторы: он возлагает ответственность за себя на других людей, на обстоятельства, на судьбу:

„Требования гордыни не доказывают его превосходство достижениями или успехом: они обеспечивают ему необходимые доказательства и алиби. И пусть даже он опять и опять видит, что другие не принимают его требований, что закон писан и для него, что он не стоит выше обычных неприятностей и неудач – все это не доказывает отсутствия у него неограниченных возможностей. Это доказывает лишь то, что с ним все еще творится НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . Но если только он будет защищать свои требования, в один прекрасный день они будут выполнены.

Несправедливо, что у него вообще есть проблемы. Он имеет право хотя бы на жизнь устроенную так, чтобы эти проблемы его ни в коем случае не беспокоили. Он требует: мир должен быть устроен так, чтобы он не сталкивался со своими конфликтами и не был бы вынужден их осознавать“.

СТРАХ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ „ПОСТЫДНЫЕ“ ЧУВСТВА

Гордец старается (точнее, ему НАДО) сохранять хорошую мину при любой игре. Поэтому он не должен и виду подавать, что у него случилась неудача или драма, или трагедия. Для этого он не должен дать другим людям увидеть его чувства, показывающие, что он переживает или стыдится. Ведь показать другим, что ему плохо – это значит собственноручно расписаться в несостоятельности потуг собственной гордыни. “Страдание он считает позором, который нужно скрывать“, пишет Карен Хорни.

Гордец, уверенный в своем идеальном совершенстве и абсолютной правоте, может даже при ударах по своей гордыне не выказывать чувства стыда, которого он ужасно стыдится. „Чувство собственной правоты перекрывает путь чувству СТЫДА“, пишет Хорни.

Если человек горд своей неуязвимостью, то эта гордость запрещает ему признавать у себя чувство обиды. Такой гордец, согласно Карен Хорни, находится перед дилеммой: „он до абсурда уязвим, но его гордость не позволяет ему быть уязвимым вообще. Божество может в принципе разгневаться на несовершенства смертных, но он должен быть достаточно велик, чтобы быть выше этого, и достаточно силен, чтобы перешагнуть через это. Это внутреннее состояние во многом отвечает за его раздражительность“.

Ф. - это иррациональный страх, к-рый может проявляться в виде боязни специфических одушевленных и неодушевленных объектов, напр. боязнь змей (офидиофобия); страх перед определенной группой или классом людей (ксенофобия, боязнь чужаков; андрофобия, боязнь мужчин); страх надвигающихся или предвосхищаемых событий (астрофобия, боязнь молнии; боязнь школы или экзаменов) или страх, в сущности, всего представимого. Далее приводятся некоторые из наиболее часто встречающихся в клинической литературе фобий:

Название Объект страха
Акрофобия Высокие места
Агорафобия Выходить из дома
Клаустрофобия Закрытые пространства
Кинофобия Собаки
Кипридофобия Венерические заболевания
Электрофобия Электричество, в особенности удар током
Генофобия Секс
Гинофобия Женщины
Годофобия Путешествия
Гидрофобия Вода
Гипнофобия Сон
Какоррафиофобия Неудача
Мизофобия Грязь
Патофобия Болезнь

Танатофобия Смерть

Объективная оценка любого страха обычно яв-ся спорной в отношении того, до какой степени и при каких обстоятельствах объект или событие, вызывающие опасения, представляют реальную опасность. Два критерия, не связанные с оценкой потенциальной опасности, дифференцируют фобии от рационального, не невротического страха.

Во-первых, Ф. имеют обсессивную природу. Больной с Ф. часто вынужден застревать на своем страхе в гораздо большей степени, чем это необходимо в объективных обстоятельствах.

Вторая характеристика, которая дифференцирует Ф. от реалистичного страха, касается модуса проявления тревоги. Ф. обычно сопровождается столь высоким уровнем тревоги, что больной оказывается обездвиженным, лишенным возможности действовать эффективным для снижения тревоги образом. Нет полного согласия относительно дифференциальной диагностики между фобическим страхом и генерализованной тревожностью; по всей вероятности, это зависит от конкретности объекта или события, вызывающего опасения.

Причины фобий

Нет единого общепринятого объяснения этиологии Ф. Принято, однако, считать, что возникновению некоторых фобий, в отличие от других, предшествуют конкретные события. Эти события наз. преципитирующей травмой или преципитирующим событием; они могут рассматриваться или не рассматриваться в качестве непосредственной причины Ф., в зависимости от теорет. ориентации психолога, выносящего свое суждение. Существуют три основные модели Ф. - психоаналитическая, поведенческая и когнитивная.

Психоаналитическая модель. Фрейд категоризовал Ф. как часть совокупности симптоматических неврозов, названную им истерией страха (anxiety hysteria или Angst hysterie). В эту же совокупность входит конверсионная истерия. Ф. яв-ся выражением вытесненных сексуальных фантазий, обычно эдиповой природы, в борьбе с защитными механизмами, призванными помочь сдержать эти чувства.

Поведенческие (соц. научения) модели. Объяснения Ф. с т. зр. бихевиоризма или теории соц. научения сосредоточены на том, как индивидуум усваивает неадекватную, провоцирующую страх реакцию на первоначально нейтральный или не вызывающий волнения раздражитель. Используются три основные парадигмы: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и моделирование.

Этиология Ф. была предметом исслед. в одном из основных экспериментов в поведенческой психологии, представляющим собой и спустя десятилетия с момента опубликования рез-тов важную веху в ее развитии. Джон Б. Уотсон и Розалия Рейнер вызвали фобию у Альберта, ребенка в возрасте 11 месяцев, используя модель классического обусловливания, открытую И. П. Павловым в его знаменитых экспериментах с собаками.

Согласно парадигме оперантного обусловливания Б.

Ф. Скиннера, Ф. развиваются не только в результате случайного или даже преднамеренного совпадения стимулов, но тж и вследствие преднамеренных, произвольных действий в окружающей среде и последствий этих действий (подкреплений).

Парадигма моделирования (научения посредством наблюдения), разработанная в значительной степени Альбертом Бандурой, исходит из того, что Ф. - по крайней мере отчасти - усваиваются при восприятии тревоги или иррациональных страхов, испытываемых др. людьми, в особенности близкими, с которыми имеется эмпатическая связь.

Когнитивная модель. Когнитивно-динамическая концепция Ф., разработанная Альбертом Эллисом, дифференцирует и разъясняет мыслительные процессы, участвующие в расстройстве. Эллис утверждает, что ассоциации с мыслью «это хорошо» становятся такими положительными эмоциями чел., как любовь или радость, тогда как ассоциации с мыслью «это плохо» становятся отрицательными эмоциями, окрашивающими мучительные, злобные или депрессивные чувства. Ф. представляет собой алогичную и иррациональную ассоциацию, связывающую «это плохо» или «это опасно» с вещами, к- рые в действительности таковыми не яв-ся.

Другие объяснения. Представители экзистенциального направления Ролло Мэй и Виктор Франкл рассматривают Ф. как отражение отчуждения, бессилия и бессмысленности современной жизни, отчасти как последствие индустриализации и обезличивания. Представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу рассматривает Ф., подобно неврозам в целом, как нарушение роста личности, крах возможностей реализации челов. потенциала.

Некоторые теоретики обращают внимание на физиолог. и генетические аспекты Ф. Эдвард О. Уилсон видит в Ф. след нашей генетической эволюции. «На ранних этапах развития человечества, - пишет Уилсон, - фобии расширяли возможности выживания человека».

Лечение фобий. Сторонники приведенных выше теорий используют технические приемы и методы лечения Ф. в соответствии с тем, что они считают их причиной. Психоаналитики, считая Ф. продуктом вытесненного содержания, скрытого под слоями психол. защиты, используют свободные ассоц., анализ сновидений и интерпретации для того, чтобы сорвать слои защиты и дойти до сути конфликта. Тогда через катарсис - внезапное эмоционально насыщенное высвобождение вытесненного материала - пациент сможет преодолеть Ф. и выздороветь.

Психологи поведенческой ориентации разработали впечатляющий набор технических приемов для лечения Ф. Двумя наиболее широко используемыми парадигмами яв-ся систематическая десенсибилизация и фладинг (наводнение).

Систематическая десенсибилизация представляет собой форму классического обусловливания, при к-рой вызывающие страх стимулы совмещают с реакциями торможения либо в воображаемой (замещающая десенсибилизация), либо в реальной жизненной ситуации (десенсибилизация in vivo).

Фладинг (наводнение) представляет собой «метод лечения фобий быстрой экспозицией вызывающему страх объекту или ситуации в реальной жизни с поддержанием максимально переносимого страха, пока он не начнет снижаться, с последующим повторением экспозиций, пока пациент не будет чувствовать себя спокойно в ситуации, ранее вызывавшей страх». Хотя этот метод считается быстрым и эффективным, по крайней мере в короткой перспективе, его использование сопровождается вызыванием у пациентов высокого уровня тревоги, к-рый ряд специалистов считают слишком высоким - и потому потенциально опасным.

Процесс рационально-эмотивной терапии представляет собой сообщение психотерапевтом (часто в весьма эффектной, впечатляющей форме) пациенту об искажениях в его мышлении. Это похоже на психопедагогический прием, и он действительно направлен на то, чтобы больной узнал о том, как алогичное мышление приводит к алогичному и фобическому стилю поведения.

Все четыре метода - психоанализ, систематическая десенсибилизация, имплозивная и рационально-эмотивная терапия - яв-ся высокоэффективными. Данные эмпирических исслед. подтверждают это, во всяком случае в сравнении с лечением таких расстройств, как депрессия и шизофрения.

См. также Тревога, Расстройства личности