Основные сферы общественной жизни их взаимная связь. Взаимосвязь сфер общественной жизни


Основные сферы жизни общества

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования - сферы жизни общества. Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называютсферами общественной жизни.

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

§ определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

§ социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

§ сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

§ социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

§ экономическую (производительные силы, производственные отношения)

§ политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

§ духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.



Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично - он вписан во все сферы жизни общества.

Рис. 1 Сферы общественной жизни

Социальная сфера

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении - это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3).

Рис. 2. Анкета

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. -производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром -производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

§ производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

§ производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера

Политическая сфера - одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выраженияобщественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

§ политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

§ политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

§ политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

§ политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

§ религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

§ мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

§ искусство - художественное освоение мира;

§ наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

§ право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

§ образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процесседуховной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании,воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Наиболее правильным подходом к изучению общества является системный подход, который предполагает анализ социальных структур, включающий изучение элементов общества и взаимосвязей между ними, а также анализ процессов и изменений, происходящих в обществе и отражающих тенденции его развития.

Структурный анализ системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы обществах:

1. Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

2. Социальная сфера - система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
Отметим, что термины «социальная сфера» и «социальные отношения» нередко употребляются в более широкой трактовке, как система всех отношений между людьми в обществе, отражающей не специфику данной локальной сферы общества, а интегративную функцию обществознания - объединение подсистем в единое целое.

3. Политическая (политико-правовая) сфера - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определено институтом государства.

4. Духовная сфера - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией детерминации ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно и необходимо в рамках его теоретического анализа, однако для эмпирической реальности характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение, что находит отражение в таких терминах, как социально-экономические отношения, духовно-политические и т. п. Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы.

В современном обществе необходимыми и жизненно важными выступают: а) воспроизводство человека; б) создание, хранение, распределение и потребление материальных ценностей; в) определение прав и свобод, социального положения личности и других социальных субъектов в обществе; г) воспроизводство духовных ценностей общества, сознания и мировоззрения людей, удовлетворение их духовных потребностей; д) осуществление политики и властно-правовых отношений.

В соответствии с данными потребностями общества выделяют четыре основные сферы (подсистемы) жизни общества: материально-производственную (экономическую); социальную; политическую и духовную. Понятие «сфера жизни общества» выражает разновидность социальной организации, обладающей особым предназначением, содержанием, закономерностями и объединениями круга людей, способами и средствами функционирования, определенными пределами распространения. Сферы жизни общества трактуются как основные и неосновные, большие и малые. Их наличие и число определяются конкретно-историческими условиями развития общества, другими обстоятельствами

Изучение сфер общественной жизни, анализ их элементов показывает, что данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение. В основе понимания сферы жизни общества находится определенная сторона, часть или область общественной жизни, относительно самостоятельная и структурно оформленная. Категориальный статус сферы жизни общества носит более глубокий характер. Он состоит не только в выделении и анализе той или иной сферы, но и в установлении и раскрытии ее связей с другими сторонами (сферами) общественной жизни, а также между элементами содержания.

Сферы (подсистемы) жизни общества – это необходимые для нормального функционирования общества области деятельности людей (производственная, научная, политическая, семейно-бытовая, педагогическая, религиозная, военная и т.д.), где происходит создание материальных и духовных благ, а также удовлетворение потребностей субъектов. Знание сфер жизни общества, законов их функционирования и развития позволяет увидеть место и роль человека в них, его условия жизни и труда, соотношение интересов личности и общества, их взаимных обязанностей и ответственности, а также ближайшие и более отдаленные перспективы развития как общества, так и отдельной личности.

Зрелость развития основных сфер жизни общества в конечном итоге является показателем состояния всего общества и его возможностей по дальнейшему развитию производства, культуры, политики, военного дела и т.д. Все сферы жизни российского общества так или иначе в своем функционировании связаны с жизнедеятельностью Вооруженных Сил. Знание и учет специфики их функционирования способствуют пониманию этой взаимосвязи, определяют направления воздействия на сознание военнослужащих.



Общество представляет собой динамичную систему, различные подсистемы (сферы) и элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Человек принимает участие в разных областях жизни общества, так как определенной стороной своей деятельности он входит в любой из видов структуры общества. Производство материальных благ обусловливает социальный, политический, духовный и другие процессы жизни, которые, в свою очередь, являются относительно самостоятельными областями и воздействуют на материальную жизнь. Структура общества (экономический базис и надстройка, этнические общности, классы, социальные слои и группы, индивиды) служит основанием для выделения ее сфер жизни. Рассмотрим основные сферы.

Подматериально-производственной (экономической ) сферой понимается жизнедеятельность такого общества, в котором воспроизводятся, хранятся, распределяются и потребляются материальные ценности (блага), удовлетворяются материальные потребности людей. Материально-производственная сфера не во всем тождественна материальной жизни как первичному уровню жизни общества. Она соотносится с духовной жизнью как с вторичным уровнем. В материальную жизнь вместе с материально-производственной сферой включается сфера воспроизводства самого человека как процесс реализации законов народонаселения, а также другие виды практики. Материальная жизнь как первичный уровень существования общества есть общественное бытие.

Материальное производство является определяющим, но не единственным фактором общественного развития . Оно порождает необходимость функционирование других сфер, которые также становятся факторами исторического развития. Сущность этого процесса состоит в том, что материальное производство принимает форму других общественных отношений, а данные «неэкономические» отношения в процессе развития приобретают новые черты и законы. Они все более «отдаляются» от материально-экономических отношений, но сохраняют при этом их преобразованную сущность. В наиболее концентрированном виде сущность базисных отношений сохраняет политика, а в наименьшей форме – духовные отношения. Тем самым каждая из сфер жизни общества приобретает относительную самостоятельность, оказывая свое воздействие на материально-производственную сферу, а также друг на друга.

Материально-производственная сфера выступает ведущей причиной, условием и предпосылкой исторического процесса , ибо люди, чтобы жить, должны иметь материальные средства. Она представляет собой проявление необходимости и вместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для других сфер общественной жизни. Другие сферы жизни общества, возвышающиеся над ней, составляют единство надстроечных видов деятельности и общественных отношений.

Основными критериями данной сферы выступают: развитость орудий трудовой жизнедеятельности; механизация и автоматизация производственных процессов; наличие новых технологий; реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве; материальный уровень жизни людей.

Осмыслить процессы, происходящие в данной сфере жизни общества, позволит рассмотрение ее структуры, то есть совокупности элементов сферы и связей между ними. Материально-производственная жизнь общества включает в себя:

– материально-производственную индивидуальную трудовую деятельность;

– жизнедеятельность субъектов промышленности;

– сельское хозяйство;

– жизнедеятельность людей в сфере транспорта, связи и услуг;

– деятельность субъектов в сфере сырьевых и энергетических ресурсов;

– финансовую жизнь общества;

– научно-технический прогресс в данной сфере;

– функционирование экономического сознания людей;

– систему экономических отношений между людьми;

– систему норм материально-производственной жизнедеятельности;

Материально-производственная сфера жизни общества выполняет следующие функции: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-организаторскую, функцию интеграции и дифференциации экономической жизни, управленческую, коммуникативную, воспитательно-экономическую, прогностическую, регулятивную и другие. Показатели данной сферы выступают ведущими оценками общего развития государства и определения его места среди других стран.

С материально-производственной непосредственно связана социальная сфера , содержание которой составляет жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений, характеризующая их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, прав и свобод.

Любое общество состоит из множества людей, которые представляют не простое количество отдельных индивидов. В этом множестве образуются определенные социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся между собой и всем обществом в разных соотношениях. Человеческое общество в этом плане – сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано.

Социальная сфера жизни общества связана с положением (статусом) в обществе и развитием определенных социальных общностей, их взаимодействием, ролью в обществе. В данной сфере отражается, например, состояние и особенности существования этнических общностей, групп (слоев) населения по возрасту, полу, социальному обеспечению, регионам и т.п., взаимодействие друг с другом и с обществом в целом. Она раскрывает также законы социальных отношений, их классификацию и роль в обществе.

Социальная сфера, как никакая другая, актуализирует потребности и интересы граждан и социальных общностей, характер и полноту их удовлетворения. В ней наиболее выпукло проявляется качество реализации прав и свобод человека, его обязанностей и ответственности перед собой и обществом.

В социальной сфере осуществляется воспроизводство населения. Семья как исходная ячейка общества не только обеспечивает сохранение и прирост народонаселения, но и во многом определяет социализацию личности, ее образование и воспитание. Критерием развитости социальной сферы общества выступает прежде всего мера гармоничного совершенствования и самовыражения личности. Другими критериями являются: образ жизни, состояние медицинского и других видов социального обеспечения, образование и воспитание, прирост народонаселения и т.п. Стержень социальных отношений составляет отношения равенства и неравенства по положению личностей в обществе. При недостатке, например, жилья, продуктов питания, одежды или лекарств социальная сфера не выполняет таких главных ролей, как поддержание здоровья людей, обеспечение необходимой продолжительности жизни, восстановление физических сил, затраченных человеком на работу, компенсирование затрат психоэмоциональной и нервной системы и т.д.

Нормально функционирующая сфера социальных отношений в наибольшей мере «продолжает» материально-экономические отношения, так как реализует результаты трудовой деятельности: завершается цикл отношений распределения, продолжается цикл отношений общественного потребления и полностью осуществляется цикл отношений индивидуального потребления. Сама социальная сфера не создает материальных благ. Они создаются в сфере производства. Но социальная сфера, организуя условия и процесс потребления, поддерживает человека в состоянии жизнедеятельности, восстанавливает его как живую производительную общественную и личностную силу.

Определенное положение людей в обществе, основой которого является вид их трудовой деятельности (рабочий, предприниматель, колхозник, фермер, инженер, военнослужащий, поэт, художник), закрепляется конкретными юридическими актами (Конституция, законы, указы, постановления, распоряжения государственной власти). Когда социальные отношения складываются на основе совпадения интересов людей, то они принимают характер сотрудничества . Если же интересы людей, социальных групп не совпадают или они противоположны, то социальные отношения становятся отношениями борьбы . И тогда важнейшим вопросом отношений становится модернизация властного управления, реорганизация общественного строя, изменение положения различных классов, наций, социальных групп в обществе. Социальные отношения в этом аспекте видоизменяются в политические отношения.

Политико-правовая сфера жизни общества связана с деятельностью субъектов по реорганизации властных отношений на основе права. Это подсистема общественных отношений, содержанием которой является осуществление специально созданным институтом (государством) власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством.

Данная сфера возникла на основе осознания различными социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, с законотворческой деятельностью и исполнением законов. Специфика политической сферы проявляется и в том, что потребности социальных общностей и групп, будучи осмысленными, выражаются в политических целях, идеях и программах и обусловливают целеустремленность борьбы социальных сил за коренные интересы. Она включает в себя систему политических институтов: государство, политические партии, другие общественные организации, союзы и движения, а также право как институт общества. Совокупность институтов политической жизни общества образует его политическую организацию. Политическая сфера жизни общества включает в себя также политическое и правовое сознание субъектов, политические и правовые отношения, политико-правовую культуру и политическую деятельность по осуществлению власти в стране.

Основными критериями политико-правовой сферы общества выступают: согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права; наличие и соблюдение политических и правовых свобод; демократизм; верховенство закона в политической жизни страны и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

– субъекты политико-правовых отношений;

– совокупность политических и правовых институтов государства;

– функционирование политико-правового сознания субъектов;

– политико-правовая деятельность.

К основным функциям политической сферы общества относятся: властная, регулятивно-правовая, идеологическая, обеспечение безопасности общества, личности и государства, коммуникативная, имущественно-распределительная, организаторско-управленческая, контролирующе-принуждающая, правотворческая и др.

По наличию политического режима, характеру и способу взаимодействия власти, личности и общества политические системы могут разделяться на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Основным регулятором общественных отношений наряду с другими выступает право, понимаемое как система общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных государством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно. Право как общественное явление характеризуется следующими признаками: а) общеобязательность – нормы права регулируют поведение всех членов общества, они обязательны для исполнения всеми, кому адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц; б) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности всех субъектов общества; в) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принудительно – со стороны государства (в необходимых случаях); г) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

В обществе право выполняет весьма обширные и многообразные функции. Во-первых, оно закрепляет основы существующего строя; во-вторых, способствует развитию позитивных общественных отношений; в-третьих, вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования; в-четвертых, выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка; в-пятых, право играет воспитательную роль, развивая у людей чувства справедливости, законности, добра, гуманности.

Духовная сфера жизни общества тесно связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов и развитием духовного мира человека. Это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества (наука, образование, воспитание, искусство, мораль) для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Основными критериями духовной сферы жизни общества выступают: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества; состояние образования, воспитания, науки, искусства; практическая реализация свободы совести граждан.

В качестве подсистем духовной сферы жизни общества в философской литературе выделяют: воспроизводство индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения; научную жизнь; художественно-эстетическую жизнь; образовательно-воспитательный процесс; духовно-нравственную жизнь; функционирование религии, свободомыслия и атеизма; информационную жизнь общества . Они обеспечивают формирование и развитие личности, сохранение и передачу духовных ценностей. Своеобразным интегральным показателем развития духовной сферы жизни общества и других сфер выступает духовная культура.

Каждая из подсистем духовной сферы жизни общества охватывает собой определенные фрагменты функционирования индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения. Но эти подсистемы не сводятся только к функционирующему сознанию. В них представлена и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность субъектов по производству, распределению, обращению и потреблению духовных ценностей. Например, наука не просто сумма особых знаний, она есть совокупность научных учреждений, сложнейший процесс духовного производства.

Таким образом , наука, идеология и общественная психология, образование и воспитание, искусство, религия, мораль стали в обществе специализированными видами духовной деятельности . Все они вписываются в общую систему разделения труда, выступая его разновидностями. Это обстоятельство и отличает подсистемы духовной сферы жизни от компонентов общественного сознания. В процессе исторического развития все области духовной сферы взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаются.

Основными функциями духовной жизни общества выступают: воспроизводство индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная; научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Сферы жизни общества, выступая целостными образованиями, находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаются, дополняют друг друга, характеризуя единство всего общественного организма. Связи , существующие между сферами, многообразны . К наиболее характерным относятся субординационные. Специфика данных связей заключается в том, что сферы жизни в обществе играют различную роль. Например, известно, что основой всех видов общественной деятельности людей выступает экономическая сфера. Она, в свою очередь, является главным детерминантом других сфер: социальной, политической, духовной. Например, социальная сфера определяет политическую и духовную, а политическая – духовную.

В качестве первого опосредующего звена, где экономические интересы социальных сил соотносятся с другими интересами этих, а также других социальных общностей, выступает социальная сфера общества.

Возникновение и развитие социальной структуры общества детерминировано многими факторами, и прежде всего экономическими . Под влиянием экономической деятельности формируются и изменяются интересы субъектов, их условия труда и быта, здоровье, досуг. Конкретно-историческая система производственных отношений формирует основу экономического положения классов, национальных, профессиональных и других видов социальных групп. Конкретная материальная организация общества обусловливает характер развития социальных общностей, процессы их взаимодействия.

Конкретный социальный потенциал определенного типа общества также выступает условием для решения коренных задач, стоящих перед ним. Но в социальной сфере общества формируются, как правило, лишь предпосылки для превращения социальных общностей и индивидов в субъекты сознательной деятельности. Эти предпосылки создают почву для перехода от социального к политическому бытию социальных групп, где их деятельность связана с властными и правовыми отношениями. Поэтому экономическая и социальная сферы обусловили возникновение политико-правовой сферы общества.

Основным детерминантом политико-правовой сферы общества является политическая власть . Ее сущность состоит в реализации волеизъявления граждан непосредственно или через определенные институты (государство и др.) по поводу управления обществом на основе предоставленных законом полномочий, решения важных задач социального развития, обеспечения целостности и независимости общества (страны). Характер политики конкретных социальных субъектов определяется их экономическим и социальным положением. В классовом обществе политика отражает прежде всего соотношение интересов классов . Через нее реализуются социальные потребности различных категорий граждан.

Как отмечал Г.В. Плеханов, угнетенные классы стремятся «к политическому господству, чтобы помочь себе путем изменения существующих социальных отношений и приспособления общественного строя к условиям своего собственного развития и благосостояния». Именно поэтому политико-правовая сфера общества обусловливается его классовой структурой, классовыми отношениями, а затем и требованиями политической борьбы . Следовательно, политико-правовая сфера жизни общества отличается от других сфер большей активностью субъектов во властных отношениях. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели народов, этнических общностей, классов и социальных групп, их отношения сотрудничества или борьбы. Политико-правовая сфера – это и взаимоотношение государств, коалиций государств.

Кроме того, политика, отражая экономические и социальные потребности с позиций властных интересов конкретных субъектов, вырабатывает исходные положения духовного производства, характер распространения и потребления духовных ценностей. Политические силы влияют на формирование идеологических воззрений и характер функционирования общественной психологии, на отношения в обществе и отдельных его институтах, в том числе в вооруженных силах.

В условиях общей зависимости от экономики развитие сфер общества осуществляется по своим законам. Каждая из них оказывает обратное влияние: духовная – на политико-правовую, социальную и экономическую; политико-правовая – на социальную, духовную и экономическую; социальная – на экономическую, политико-правовую, духовную. Состояние духовной сферы общества дает информацию политико-правовой сфере, выдвигает перед ней очередные задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в конкретных условиях развития общества. На основе идей, выработанных в духовной сфере общества, усилия людей нацеливаются на выполнение определенных задач и программ. А политико-правовая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализации социальных потребностей и интересов наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов социальной справедливости, равенства и гуманности.

Таким образом, социальная сфера общества, выступая активной силой, также влияет на все стороны жизни общества. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется различное отношение к собственности, формам распределения материальных благ, правам и свободам, образу и уровню жизни. От гармоничности взаимоотношений классов, этнических общностей и социальных групп зависит состояние жизнедеятельности всего общества, его стабильность и устойчивость в историческом развитии.

Структура общества

Любая структура есть совокупность элементов объеденных формами их взаимодействия . Применительно к обществу это люди + формы их отношений. Эти отношения могут быть представлены в трех измерениях:

Как уровни.

Как социальные группы.

Интегрально с точки зрения норм и ценностей (как культура, но в более узком смысле) .

Уровни : В аспекте уровней общество представлено как совокупность ролей, позиций и функций, которые занимают люди, включаясь в коллективную деятельность всего человечества. Это положение индивида в составе уровня, обращенное как бы вовне:

Ведущим уровнем является социальный . Это взаимное в составе человечества. Включение в разные социальные группы.

Материальный уровень – часть природы, практически включенная в культуру или объект, включенный в субъект. Это вещественная и энергетическая система, существования людей, которая состоит из: орудий труда – скомбинированные человеком предметы природы, с помощью которых он воздействует на остальную природу

То, чем воздействует.

То, на что воздействуют.

Экономический уровень = 1 + 2, т.е. исторически конкретный способ соединения людей с материальными условиями их существования.

Политический уровень – экономический уровень, обращенный в сферу субъекта и представленный как отношение собственности, закрепленное через отношение власти. Политический уровень может быть представлен как сфера управления, на этом уровне и происходит борьба за власть.

Духовный уровень или сфера общественного познания, здесь также выделяется несколько подуровней:

Общественно-психологический подуровень, т.е. сфера массовых чувств и настроений.

Публицистический подуровень общественного сознания, где производится первичное осмысление социокультурной реальности.

Теоретическая сфера, где производится наиболее рациональное и последовательное соединение социокультурной реальности. Эта сфера складывается из науки, искусства, религии и т.д.

Духовная надстройка общества = 4 + 5.

Социальные общности – это группы, в которые объединены люди по наличию общих социально значимых признаков. Если уровни обращены во вне, то принцип выделения общности направлен вовнутрь, т.е. это способ внутреннего взаимодействия людей. Социальные общности чрезвычайно многообразны, ибо существует бесчисленное количество принципов вводящих одних и тех же людей в разные социальные группы. Например: классы, нации, профессиональные группы, семья, пенсионеры, территориальное образование (население), политические образования (электорат), малые группы (группы по интересам).

Этносы (нации). Уникальные социальные группы, которые возникают и развиваются исторически. Но закрепляются генетически, т.е. биологически.

Нация – сложный социальный организм, представляющий собой единство социально-экономических и этнических черт. Это устойчивая историческая общность людей, сложившаяся на базе общности экономической жизни людей в сочетании общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.

Этническая совокупность – одна из характеристик человека, наряду со временем его существования в культуре соотношению к конкретной социальной группе и т.д.

Первичный принцип образования этноса – противопоставление по принципу «мы – они». В дальнейшем по мере развития культуры в этносе определяется 3 группы признаков, которые задают его специфику:

Национальный характер (этническая психология).

Национальное самосознание.

Национальный характер – совокупность идеальных представлений и реальных поведений определенных общностью психологического склада народа.

Национальный характер не наследуется генетически, но формируется социально-исторически, например: немцы, которых сегодня считают аккуратными и пунктуальными людьми, еще в XIXв. рассматривались как нация романтиков и поэтов. Национальный характер современных немцев – результат промышленной революции, то же отличие в характере западных и восточных немцев, которое возникло в течение 50 лет.

Самосознание этноса – способ его выделения среди других. Самосознание проявляется только тогда, когда этнос прошел определенный путь исторического развития. На уровне исторического нуля это не имеет самоназвания и совпадает с понятием люди, чукчи – люди. Важно то, что этнос называет себя сам, например: русский в Турции называет себя сам казак, а в Финляндии – вене. Для продуктивного существования этноса необходим контакт с другими этносами, т.е. обмен коллективным опытом, культурой. Именно благодаря контактам, этнос проходит исторический путь развития – племя, первобытнообщинный строй. Многообразие этноса – условие продуктивного и дальнейшего существования человечества.

Классы – социальная общность, которая выделяется по экономическому принципу. Классы выходят на первое ведущее место в существовании общества только в теории капитализма, когда экономический имущественный принцип становится ведущим. Доминируют национальные и профессиональные группы.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

Классовая теория выражается в двух версиях:

В марксистской версии главный классовообразовательный принцип – экономические отношения людей в форме отношения людей к средствам производства, которая закрепляется как форма собственности.

Классами называют большие группы людей, которые различаются по их месту, исторически конкретной экономической системе, по их отношению к формам собственности и, по их роли в системе разделения труда и по размерам получения общественного богатства (В.И. Ленин).

Согласно марксистской версии, классы объединяются в противопоставление, антагонистическое в подклассы – рабы, рабовладельцы, крепостные феодалы, наемные работники – капиталисты.

В буржуазно – либеральной версии главным классово образцовым принципом является экономический фактор, но не в виде отношений собственности, а в виде уровня денежных доходов.

Выделяют 3 основных класса 0,25 – 1 % численности населения:

Высший – 20% (в развитых западных странах).

Средний – 60 – 70 % (миллионеры и политическая элита управленцев, государственные служащие, средняя и мелкая буржуазия, которые могут жить за счет своего труда)

Низший – 20 – 30 % (те, чей доход не позволяет подняться выше прожиточного минимума). В России соотношение обратное, некоторые социологи утверждают, что средний класс насчитывает не более 10%.

Культура. Культура – это интегрируемая характеристика общества с точки зрения структры. В данном аспекте в существовании общества выявляются новые компоненты.

Вненаучные общепринятые представления понятия «общество» и «культура» совпадают: это то, что радикально выделяет человека из природы. Общество – это не природа, понятие, которое характеризует радикальное отличие в человеческой жизнедеятельности естественных процессов. В этом случае под обществом как культурой понимаются все изменения, которые происходят в природе под влиянием человека.

Однако есть различие между понятиями общество и культура:

Общество – это социальное взаимодействие людей, которое представлено как реальность текущего дня, т.е. культура в настоящем. Собственно культура – это коллективный опыт человечества в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому эти 2 аспекта изучаются в разных науках: общество изучается социологией, а культура философией.

С точки зрения философии человеческая культура представляется двумя важнейшими компонентами:

Орудийная культура, т.е. техника орудия труда, способы человеческого воздействия на природу. Это так называемая материальная, техническая культура или вторая искусственная природа.

Общенческая культура – это способы воздействия людей друг на друга, представленные разными формами общения. Здесь выделяют: естественная речь (язык), образы искусства, наука, управление, право и нравственность.

Если орудийная культура направлена как бы вне, из мира людей в мир природы, то общенческая – вовнутрь в сферу межчеловеческого взаимодействия.

Культура – это специфический человеческий способ бытия в мире. Животные не создают культуру и не излагаются в ней, поскольку, как бы носят орудия труда на себя в виде врожденных приспособлений (зубы, когти, шерсть и т.д.), внешние, искусственно скомбинированные предметы природы, превращенные таким образом в орудия труда. Поэтому осуществлять свою жизнедеятельность люди способны только совместно с другими людьми, коллективно. Однако коллекции животных у людей добавляются в научение т.е. процесс общения, в котором человеческие индивиды усваивают коллективно наработанные способы примечания орудий труда. Поэтому орудийность человека достигает нового по сравнению с животными качественного управления: животные могут использовать искусственные орудия труда, но не способы передавать этот опоит другим

Поэтому общечеловеческий компонент в культуре является ведущим. Культура, т.е. люди, живут в воспроизводстве – т.е. передача коллективного опыта. В процессе истории выработались 3 формы такой передачи:

Древнейшая форма – от зрителя к среднему по формуле «Делай как я».

Передача опыта не прямо, а с помощью принципов предписаний и запретов (традиций), согласно формуле «Делай так».

В виде идеалов, законов и ценностей, согласно формуле «Это истина, добро, правда».

Необходимо различать понятия культура и цивилизация. Большинство современных исследователей соглашается с тем, что цивилизация – это технологическая материальная основа культуры, на которой по своим законам выстраивается культура духовная.

ПЛАН:

1) Понятие общества.

2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.

3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.

4) Общественные отношения.

5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни.

1) Понятие общества.

Термин "общество" многозначен.Обычно указывают на следующие значения этого слова:

* общество как группа лиц,объединившихся для современной деятельности

по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов,об­щество любителей пива,общество трезвости и т.д.).В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация","союз","объединение". * общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество,феодальное общество,французское общество эпохи Реставрации,советское общество периода НЭП"а и т.д.).Здесь слово "об­щество" часто употребляется вместе со словами "стадия","этап","период". * общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления","ин­формационное общество","традиционное общество" и т.д.).В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характерис­тика.

* общество как предельно широкое понятие для обозначения той части ма­териального мира,которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею.В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между со­бой,так и с природным окружающим их миром.Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.

Прежде чем перейти к характеристике взаимодействия общества и приро­ды,необходимо обратить внимание на то сходство,которое существует меж­ду различными понятиями "общества".Это сходство можно увидеть,если внимательно присмотреться к самому слову: "общество" - от слов "об­щий","общность" (латинское societas также происходит от socius,что оз­начает общий,совместный).

2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.

Если принять во внимание происхождение слова "общество",становится необходимым для его подробной характеристике ввести в употребление по­нятие "системы" и рассмотреть общество с точки зрения системного под­хода.

Система (от греческого "systema") - совокупность или сочетание час­тей и элементов,связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.

Говорят о Солнечной системе,речной системе,нервной системе.Системой является любая совокупность явлений,которые связаны между собой и вза­имодействуют друг с другом.В этом смысле системой является и то единс­тво,составными частями которого являются общество и природа.

Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь друг с другом.

Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею,так как:

* оно возникло в результате развития природного мира,выделившись на

определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном про­цессе становления человека),

* оно берет из окружающей природы средства и ресурсы,необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных почв,современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов,жизнь современного общества немыслима без исполь­зования различных природных источников сырья),

* темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды,климатических и географических условий.(Северные наро­ды (эскимосы,эвенки,чукчи) - в местах их проживания суровые климати­ческие условия,поэтому они занимаются оленеводством и охотой.)

(Древние цивилизации Востока (древний Египет,цивилизация древнего Китая) возникают в долинах рек,климат засушливый,необходимы эригацион­ные оросительные системы.Огромные трудозатраты и поэтому всегда силь­ное деспотическое начало.)

Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как: * оно вырабатывает различные средства приспособления,адаптации к окру­жающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем,строить дома,шить одежду,создал искусственные материалы,необходимые для жизне­деятельности общества),

* в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты,использу­ет те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительны­ми,так и благотворными).

Крым-раньше более засушливый климат.занимались в основном рыболовс­твом,после присоединения Крыма к России (1783),привезли экзотические

деревья,изменился климат (климат стал мягче).

В Голландии очень мало было плодородной земли,землю постоянно затап­ливало.Голландцы создали сеть плотин,осушительных каналов,за счет этих сооружений значительно увеличили площадь земель пригодных как для строительства так землепользования.

Было создано искусственное Рыбинское водохранилище,затопили села,де­ревни и пойменные луга.Сейчас там плохая экология и гниет все то,что находится под водой - отрицательное воздействие на природу.

Становится ли общество по мере своего развития более свободным,более независимым от природы? Еще недавно ответ мог быть только положитель­ным - человек рассматривался как существо,способное подчинить,покорить себе природу (по принципу:"Мы не можем ждать милости от природы,взять их у природы - наша задача").Сегодня очевидно,что общество не может быть от природы независимым.В чем-то мы в современном мире зависим от природы больше,чем когда-либо.Имеется в виду то обстоятельство,что общество стоит сегодня перед экологической катастрофой,созданной хищ­ническим,потребительским отношением к природе.Исчерпание природных ре­сурсов,их загрязнение ставит перед человеческим обществом задачу вы­живания,сохранение рода человеческого.В этой связи нужно упомянуть,что ООН в в 1992 году приняла концепцию устойчивого развития, обязательную для всех государств и исходящую из необходимости обеспечить такое раз­витие общества,которое позволило бы сохранить природный мир и обеспе­чить выживание человечества.

3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.

Само общество может быть рассмотрена как определенная система взаи­модействующих подсистем и элементов.

Основные подсистемы общества - сферы общественной жизни.Обычно гово­рят о существовании четырех важнейших социальных (общественных) сфер:

экономическая- | политическая- | социальная- | духовная-

охватывает отно- |охватывает отноше-|охватывает отно- |охватывает от-

шения,возникаю- |ния,связанные с |шения,связанные с|ношения,

щие в процессе |взаимодействием |взаимодействием |связанные с

производства,рас- |государства,партий|классов,социаль- | развитием об-

пределения,обмена |политических орга-|слоев и групп |щественного

и потребления ма- |низаций по поводу | |сознания,науки

териальных благ |власти и управле- | |культуры,

|ния | |исскуства

Данные подсистемы (сферы),в свою очередь,могут быть представлены сово­купностью входящих в них элементов:

* экономическая - производственные учреждения (заводы,фабрики),учреж­дения транспорта,фондовые и товарные биржи,банки и т.п.,

* политическая - государство,партии,профсоюзы,молодежные,женские и пр.организации и т.п.,

* социальная - классы,страты,социальные группы и слои,нации и т.п.,

* духовная - церковь,образовательные учреждения,научные учреждения и т.п.

4) Общественные отношения.

Для характеристике общества как системы недостаточно выделить входя­щие в него подсистемы и элементы.Важно показать,что они находятся во взаимной связи между собой и могут быть представлены как связи между социальными группами,нациями,индивидами,возникающими а процессе эконо­мической,политической,социальной,духовной жизни общества.Для обозначе­ния этих связей используется термин "общественные отношения" .

Виды общественных отношений:

материальные: | духовные:

по поводу поизвод-|политические,

ства,распределения|правовые,

обмена и потребле-|нравственные,

ния материальных |идеологические

благ | и др.

5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни.

Общество,таким образом,представляет собой определенную совокупность элементов,взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.Сферы об­щественной жизни взаимопроницаемы и взаимосвязаны.

Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общест­венных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера).Все это обычно сопровождается апатией,смятением духа,но и - духовными поисками,интенсивными научными

исследованиями,усилиями деятелей культуры,направленными на осознание

истоков кризиса и путей выхода из него.Таков один из примеров,иллюст­рирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни.

Военный переворот (политическая сфера) как следствие экономического кризиса,резкое снижение уровня жизни (экономическая сфера),разногласие в обществе (социальная сфера) и все это отражается на духовной жизни общества.(Пиночет (1973) (военная хунта) пришел к власти в Чили в ре­зультате военно-фашистского переворота,установил режим жесточайшего террора,экономика улучшилась,разногласие в обществе,творческая интел­лигенция ушла в п подполье.

Основные понятия : общество,система,общественные отношения,сферы общественной жизни

Вопросы и задания:

1) Дайте определения перечисленным выше понятиям.Проанализируйте их.

2) Приведите примеры благотворного и негативного воздействия общества на природу.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основедуховной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

51.​ Общество как саморазвивающаяся система. Движущие силы развития современного общества.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА , в отличие СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИКИ , рассматривает общество, как саморазвивающуюся систему . Основными проблемами этого раздела социальной философии являются; проблема источников и движущих сил общественного развития, характер и особенности социальных процессов, направленность развития общества, проблема смысла и назначения человеческой истории.

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии в целом, и социальной философии в частности. В социальных теориях по этому поводу высказывались различные мнения, где в качестве движущих сил называли как природные факторы (географическая среда и др.), а также и сугубо субъективные - (революции, деятельность групп людей или выдающихся личностей).

В ХIХ веке проблема движущих сил и источников развития получила свое отражение в гегелевско-марксистской концепции . Суть ее состоит в том, что источником движения являются основные противоречия , их борьба и разрешение этих противоречий. Сегодня подобной точки зрения придерживается большинство философов и обществоведов.

Разделяя данную позицию, следует уточнить понятия «источники » и «движущие силы » . Разграничение источников и движущих сил связано с тем, что сами причины делятся на:непосредственные и опосредованные .

ИСТОЧНИК это непосредственная, наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие, и только оно.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА это опосредованная причина, действующая как стимулятор, ускоритель, мотив движения. Она как бы движет сам источник развития.

Противоречие служит одновременно и источником, и самой главной движущей силой развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию. Более того, противоречие не ограничивается таким импульсом, а представляет собой, постоянно действующую, силу движения и развития.

К движущим силам общественного развития относятся весьма разнообразные общественные явления: 1) социальные противоречия; 2) производительные силы; 3) способ производства и обмена; 4) разделение труда; 5) действия больших масс людей, народов, классов; 6) классовая борьба; 7) революции; 8) потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы, какпотребности, интересы и цели .

ПОТРЕБНОСТИ – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, индивида, социальной группы или общества в целом, внутренний побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности. Социальные потребности зависят от уровня развития общества и условий, в которых действует человек. Они являются основой общественного развития и носят объективный характер . Стимулирующая роль потребностей определяется их особенностями. Дело в том, что всякая потребность требует удовлетворения и, в то же время, всякая удовлетворенная потребность порождает новые потребности и т.д. Такую особенность называют законом возвышения потребностей .

ИНТЕРЕСЫ – это осознанные (обществом классами, социальными группами или индивидами) потребности . Социальный интерес – это реальная причина социальных действий, стоящая за непосредственными побуждениями, помыслами, идеями людей. Социальные интересы отражают направленность деятельности общества на удовлетворение потребностей. В основе интереса лежат только такие потребности, необходимость удовлетворения которых имеет основание, мотивацию.

ЦЕЛИ – это идеальные образования в сознании людей, выражающие предвосхищение результатов своей деятельности. Возникающие до начала или во время деятельности, они выступают в качестве еенепосредственного мотива, инициируют, стимулируют и направляют эту деятельность в заданном направлении. Цели могут быть ближайшими или относится к отдаленной перспективе , служить интересам отдельных личностей , социальных групп или общества в целом . Выражая активную сторону человеческого сознания, цели должны находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями конкретных условий, а также возможностям самого человека. Иначе они останутся лишь благими пожеланиями и несбыточными мечтами.

52.​ Философские проблемы взаимодействия общества и природы. Экологические проблемы современности и пути их решения.

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество». Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т. е. «очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа - это не что иное, как природа в ее символическом значении.

Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя - это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа «отношение человека к природе» и режет ухо высказывание типа «отношение человека к материи». Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи используется ныне весьма редко.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.

Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу | как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесооб- " разной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам.

Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоиз-ма, считая Космос живым (гиле - жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала философии. Впоследствии лозунг «Назад к природе» будет приобретать популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение «зеленых») и другим основаниям.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней.

Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы, французских философов Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В. И. Вернадского. Ноосфера - это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили детальную разработку в особой науке - экологии.

Наша краткая историческая справка показывает, что человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология. Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними.

На наш взгляд, есть четыре фундаментальных факта, которые выражают «человеческое лицо» природы.

Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения человека. Из физики известно, что фундаментальные структуры бытия характеризуются так называемыми константами: постоянная Планка, скорость света, гравитационная постоянная и другие. Выяснено, что если бы эти константы были хотя бы в незначительной степени другими, то устойчивые структуры типа человеческого тела не могли бы существовать. В отсутствие человека некому было бы познавать природу. Вселенную. Вселенная такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

Во-вторых, человек рождается «из природы». На это указывает хотя бы процесс деторождения.

В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т. е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т. п.

В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни.

Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе.

Впервые термин «экология» был введен в оборот немецким биологом Эгеккелем (1834-1919) в 1866 г. под которым понималась наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. В настоящее время этот термин приобрел новое значение и отражает по существу идеи социальной экологии - науки, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

В настоящее время перед современным человечеством стоят две основные опасности - опасность того, что оно уничтожим себя в огне ядерной войны, и опасность экологической катастрофы, которая сегодня стала реальностью. Подтверждением тому является авария на Чернобыльской АЭС, отрицательные последствия которой будут сказываться на будущих поколениях людей. Уже сейчас рождаются дети с серьезными изъянами и патологическими изменениями, увеличивается количество людей с онкологическими заболеваниями и заболеваниями щитовидной железы. Ухудшение экологической ситуации связано с тем обстоятельством, что человечество ежегодно извлекает из недр Земли свыше 100. млрд. тонн различных минеральных ресурсов. Преобладающая их часть - от 70 до 90% - превращается в разного рода отходы производства, загрязняющие окружающую среду, что приводит к гибели растительного и животного мира.

Одной из серьезных проблем сегодня является сокращение имеющихся запасов полезных ископаемых, а также увеличение в перспективе численности населения нашей планеты. Согласно специалистам ООН, в XXI веке темпы роста мирового народонаселения несколько замедлятся, но абсолютный прирост будет продолжаться, и население мира составит к 2005 году - 6 млрд. человек, к 2050 году - 10 млрд. человек, а к 2100 году - 14 млрд. чел. Этого количества населения будет достаточно для того, чтобы уничтожить все экосистемы планеты.

Нынешнюю экологическую ситуацию можно охарактеризовать как критическую. Она приобрела глобальный характер и решение ее возможно только посредством совместных усилий правительств всех цивилизованных стран мира.

Важной мерой на пути решения современных экологических проблем является экологизация производства:
- развитие безотходных технологий на основе замкнутых циклов;
- комплексная переработка сырья;
- использование вторичных ресурсов;
- поиск новых источников энергии;
- широкое внедрение биотехнологий;
- обязательная экологическая экспертиза новых производственных проектов;
- развитие экологически обоснованных форм ведения сельского хозяйства при постоянном отказе от пестицидов и др.

Важным направлением улучшения современной экологической ситуации является также разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человека важнейшее значение.

Еще одной мерой решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания. Экологическое обучение и воспитание должны быть поставлены на государственный уровень, а применительно к вузовскому образованию стать важнейшим элементом подготовки специалистов любого профиля.

53.​ Сущность общественного прогресса и его критерии. Взаимосвязь социального и научно-технического прогресса.

Продолжительное время в философской и социологической литературе общественный прогресс рассматривался, преимущественно, как прогресс материального производства, в границах которого человек существовал как его средство. Жизнь подтвердила невозможность этого упрощенного понимания истории, доказала необходимость рассматривать общество как сложную систему, где все стороны взаимосвязаны и взаимно обусловливают одна другую. Человек занял в этой системе центральное место.

Вопрос об общественном прогрессе, его сущности и роли в жизни общества интересовал мыслителей многих поколений. Тем не менее подавляющее большинство из них, оставаясь на идеалистических позициях, действительно не могло дать научное освещение этой проблемы. Только с открытием материалистического понимания истории возникла возможность раскрыть сущность общественного прогресса, источник развития общества, его движущие силы и критерии.

Основные методологические посылки для исследования общественного прогресса нашли отображение в работах основоположников диалектико-материалистической философии. Особого внимания в этом плане заслуживает мысль Ф. Энгельса о том, что прогресс составляет суть человечества. Эта мысль подводит к выводу, что общественный прогресс необходимо исследовать в аспекте социально-деятельной сущности человека. Как уже отмечалось, сущность человека состоит в том, что его жизнедеятельность является основной в материальном производстве и осуществляется в системе общественных отношений в процессе сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего существования, функционирования и развития. Эта сущность проявляется в диалектике потребностей и деятельности, где потребности являются исходным импульсом жизнедеятельности, а деятельность – способом удовлетворения, воспроизведения и рождения новых потребностей.

Следует отметить, что сущность человека не остается неизменной. Поэтому процесс становления и развития человека целесообразно рассматривать как сложный диалектический процесс. Ибо речь идет о том, что исторический процесс выступает как беспрерывное становление человека, сущность которого – в поступательном движении. Происходит усиление власти человека над природой (как над внешней, так и над своей собственной), неуклонное и безграничное развитие творческих способностей индивидуумов.

Указанные особенности становления человека есть особенностями и факторами обеспечения жизнедеятельности общества как сложной, открытой системы, которая самоорганизуется и самоуправляется. Таким образом, общественный прогресс – это процесс беспрерывного становления и развития человеческой сущности, которая возникает как неуклонное усовершенствование самой жизнедеятельности, способностей людей по обеспечению условий своего бытия.

Следует подчеркнуть, что сущность человека существует не сама по себе, а проявляется во всей многогранности общественных связей и отношений. Как известно, сущностью человека есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений. Эта совокупность отношений выступает, с одной стороны, как общество (человек в его общественном отношении), конкретно-исторической формой которого есть общественно-экономическая формация, с другой, - как лицо (человек конкретной исторической эпохи и конкретных общественных отношений).

Общество и лицо представляют собой две стороны человеческой действительности, проявления, функционирования сущности человека. Эти стороны находятся в диалектическом единстве. Ведь общество представляет собой специфическую организацию жизнедеятельности людей, определенный социальный организм, систему отношений, которая связывает людей в единое целое.

Поскольку конкретно-исторической формой этой системы отношений есть общественно-экономическая формация, анализ общественного прогресса не ограничивается раскрытием сущности человека. Такой анализ должен включать в себя и раскрытие процесса становления человеческой сущности в ее действительности как совокупности всех общественных отношений. В этом плане общественный прогресс возникает как природно-исторический, закономерный процесс развития и изменения общественно-экономических формаций, сердцевину которого составляет восхождение от низших форм общественной организации к более высоким и совершенным. Кроме того, поскольку сущностью человека есть лицо реальное, бытие которого реализуется в социальном индивиде, общественный прогресс выступает также как процесс неуклонного развития и совершенствования индивида.

Таким образом, общественный прогресс следует рассматривать как под углом зрения сущности самого исторического процесса, так и под углом зрения развития и изменения конкретно-исторических форм общественной организации. Основой анализа содержания общественного прогресса, его общей направленности и тенденций есть раскрытие сущности человека. В связи с этим можно сказать, что общественный прогресс осуществляется в диалектике потребностей и деятельности. Именно в этой диалектике общественный прогресс реализуется как процесс становления и развития сущности человека, и как процесс восхождения от низших к высшим, более совершенным конкретно-историческим формам общественной организации.

Исследование проблемы общественного прогресса, его сущности и тенденций тесно связано с проблемой его критериев. В литературе, где освещается вопрос общественного прогресса, существуют разные взгляды на то, что есть критерием прогрессивного, поступательного развития общества. Сложность разработки данного вопроса состоит в том, что общественный прогресс есть явление сложное и многогранное. Кроме того, он характеризуется специфическими особенностями на разных ступенях человеческой истории. Поэтому целесообразно учитывать специфику критериев общественного прогресса прежде всего с точки зрения: а) его сущности как процесса становления и развития человеческой сущности; б) характеристики и сравнения конкретно-исторических форм его реализации в поступательном развитии общества; в) характеристики и сравнения уровней развития разных стран в границах одного и того же исторического этапа развития общества.

Анализируя вопрос о критериях общественного прогресса, исследователи исходят, как правило, из уровня развития производительных сил. Однако в данном случае речь идет о критерии общественного прогресса с точки зрения его основы и общей логики развития человечества. Действительно, определяющим моментом выделения человека из животного царства и становления его как человека есть непосредственное удовлетворение его жизненных потребностей в процессе материального производства, в котором производство орудий труда приобретает значение особой потребности. Процесс материального производства составляет в жизнедеятельности человека главную и определяющую сферу его самореализации. Возникновение материального производства предопределяет возникновение всей системы общественных отношений.

Непосредственное удовлетворение потребностей человека материальным производством и системой общественных отношений обусловливает осознание им своего отношения к действительности и к себе. Этот подход к пониманию общественного прогресса в самой его основе дает возможность не выпускать из поля зрения главный методологический принцип подхода к исследованию процесса становления и развития человечества – принцип материализма. Однако раскрытие критерия общественного прогресса в самой его основе есть недостаточным для раскрытия специфики общественного прогресса относительно понимания его как процесса становления и развития человеческой сущности в ее целостности.

Как уже отмечалось, сущность человека, имея сложную внутреннюю структуру, которая проявляется в единстве сущности разных порядков, находит свое реальное воплощение в становлении и развитии общества как целостной системы. Следует напомнить, что общество в этом случае рассматривается вместе с тем и как сложная система, и как субъект социального действия. Учитывая это, наиболее общим критерием общественного прогресса, который охватывает все аспекты проявления сущности человека, есть уровень человеческой свободы и творчества. Именно в равенстве свободы и творчества отображается уровень развития производительных сил и характер общественных отношений (прежде всего производственных), которые определяют способ, степень и характер удовлетворения потребностей людей, а также содержание и масштаб ценностей, которые раскрывают степень освоения людьми окружающей действительности, осознание сущности мира, своего бытия и своей собственной сущности.

Уровень свободы и творчества раскрывает и степень развития всех сущностных сил человека, степень господства его над силами внешней и своей собственной природы. Указанный уровень показывает, в какой мере человек способен, превращая окружающий мир и самого себя, обеспечить жизнедеятельность всего общества как целостной системы, и каждого человека, в частности. Такой подход к выделению критериев общественного прогресса служит основой для их определения относительно конкретно-исторических форм проявления этого прогресса в разных странах.

Вместе с тем, раскрытие сущности и основных критериев общественного прогресса есть недостаточным для понимания исторического развития общества с точки зрения причин и характера этого развития. Поэтому очень важным в исследовании общественного прогресса является вопрос о его источниках и исторических типах.

54.​ Сущность культуры, её генезис и структура. Материальная и духовная культура.

Культура - это деятельность человека, включая ее мотивации и ее результат. Она есть и накопление, сохранение, и трансляция социально-значимого опыта, и духовно-творческий процесс преобразующей деятельности, и определенный уровень развития общества и человеческих способностей. Культура - это также система ценностей и норм, которая формирует и оптимизирует человеческую жизнь и деятельность, придавая ей смысл, и обеспечивая целенаправленность исторического развития общества.

Человек и культура являются взаимозависимыми системами. Человек творит культуру, и одновременно является полностью в нее погруженным. Можно указать на человеческую - антропологическую сущность культуры. Она делает человека человеком. Культурное определяет личностное, и наоборот. Культура функционирует неодинаково на социальном и на личностном уровне.

На социальном уровне основными функциями культуры являются следующие функции:

Коммуникативная функция. Каждая культура выполняет функцию накопления, сохранения и ретрансляции знаний о мире и человеке. Рост знаний и их унификация способствуют развитию культуры, ее обогащению, установлению межкультурного диалога. Культурные знания часто находят выражение в абстрактных символических формах, которые нарушают ритм и механизм культурной ретрансляции, но в то же время способствует созданию глобального информационного пространства, ярким примером которого является всемирная сеть Интернет.

Аксиологическая (ценностная) функция. Культурное развитие носит последовательный характер. В ходе его образуются и закрепляются моральные нормы и ориентиры, образцы традиционного социального поведения, а также шкала ценностей. Наличие данных элементов обеспечивает стабильность и единство культуры, что является особенно важным в периоды интенсивных социокультурных изменений, а также придает каждой культуре неповторимость и уникальность.

Адаптационная функция. В современном мире человек, в основном, приспосабливается к социальной и культурной реальности, а не к природе. Культура, в свою очередь, имеет ряд механизмов, которые упрощают и оптимизируют процесс приспособления человека к обществу и к культурной среде.

Функция социализации. Определенный тип культуры порождает определенный тип человека, и наоборот. Такое влияние культуры становиться возможным благодаря процессу социализации (то есть, воспитания и образования человека, усвоения им системы культурных норм, ценностей и определенной системы знаний). Личностное сознание всегда характеризуется двумя, противоположными по своим векторам, тенденциями. С одной стороны – это стремление отделить себя от социума, от общей массы, реализоваться в полной мере, исходя из своих возможностей и потребностей. Но с другой стороны имеет место стремление «слиться с толпой». И то, и другое невозможно без социализации, которая обеспечивается именно через культуру. Культура является предпосылкой и мерой реализации человеческой сущности.

Регулятивная функция. В рамках культуры существуют различные типы социальных объединений, которые поддерживают стабильность ее развития и выполнения коммуникационной, аксиологической, адаптационной и других функций. К таким объединениям относятся биосоциальные общности (род, племя, семья), социальные общности (союзы племен, родов) и социально-политические общности (государство, политические союзы, международные организации). Регулятивная функция культуры структурирует культурные элементы, что является особенно важным в условиях их постоянной дифференциации и роста. Регулятивная функция реализуется через моральные, религиозные и правовые ценности и нормы.

Культурогенез – это исторический процесс возникновения и развития типов человеческой культуры. К одной из наиболее простых и удобных классификаций типов культур относиться классификация, построенная на территориально-временном принципе, согласно которому типы культур выделяются в связи с местом (например, индийская, греческая, американская культура) и временем своего возникновения (античный период, средневековье, Новое время).

Начало культурогенеза относиться к эпохе верхнего палеолита. В этот период возникает культура как система интегрирующих связей, тогда как ранее существовали лишь отдельные элементы культурного поведения. В эпоху верхнего палеолита произошло стремительное развитие орудий труда, возникла экзогамия, активизировалось развитие таких социальных общностей как род и семья.

Сущность культуры проявляется и в том, что при всем разнообразии и самобытности культурно-исторических типов они имеют много общего. Так, практически во всех культурах воспроизводится примерно сходная структура культуротворческой деятельности. Все исторические типы культуры содержат: мифологию, религиозные верования, моральные нормы, социально-статусную иерархию, искусство, определенные знания, систему ценностей и т.д. И хотя в разных культурах эти культурные признаки проявляются по-разному, все-таки можно говорить о некой универсальной структуре культуры.

Духовная культура – это культурное содержание человеческого сознания в виде смыслов, ценностей и идеалов, идей, фантастических образов, творческих представлений, которое воплощается в мифологии, религии, философии, морали, искусстве, науке, идеологии, праве, письменности, различных формах и видах творческой деятельности. В силу своей смысловой специфики духовная культура имеет символический характер.

Материальная культура – это мир материальных вещей или артефактов культуры, ее предметное состояние. Она охватывает: предметы и орудия труда, материальные условия человеческого быта и хозяйственно-экономической деятельности, ее технику и технологию, собственность, то есть все то, что направлено на оптимизацию физического существования человека и воспроизводство материальных условий его жизни.

55.​ Понятие цивилизации. Запад – Восток – Россия в диалоге цивилизаций.

Термин «цивилизация» (от лат. civilis - городской, государственный, гражданский) появился в середине XVIII в. и использовался французскими просветителями, которые при его помощи характеризовали общество, основанное на началах разума и справедливости. В наши дни термин «цивилизация» имеет разные смысловые значения. Чаще всего он понимается следующим образом:

Как ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс);

Как синоним культуры (французские просветители, А.Тойнби);

Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (в выражении «античная цивилизация»);

Как определенная стадия упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев).;

Как характеристика технико-технологической стороны жизни общества (Д.Белл, А.Тоффлер).

В современной философии истории обычно выделяют три подхода к интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время. Н. Данилевский, например, выделял (в хронологическом порядке) следующие цивилизации, или, по его терминологии культурно-исторические типы: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. О. Шпенглер рассматривал такие культурно-исторические миры, как: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский (аполлоновский), майя и западноевропейский (фаустовский).

У А.Тойнби в предварительной классификации насчитывается ряд обществ одного вида, которые, как он констатирует, «принято (выд. мною.-В.Ч.) называть цивилизациями»: египетское, андское, китайское, минойское, шумерское, майянское, сирийское, индское, хеттское, эллинское, православное христианское (в России), дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианское (основное), дальневосточное (основное), иранское, арабское, индуистское, мексиканское, юкатанское, вавилонское.

В более поздней и общей классификации сам Тойнби выделил, кроме «западного мира», «православно-христианское, или византийское общество», расположенное в Юго-Восточной Европе и России; «исламское общество», сосредоточенное в аридной зоне (область сухих степей, пустынь и полупустынь), проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены; «индуистское общество» в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны; «дальневосточное общество» в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном. Эта классификация цивилизаций активно комментируется в отечественной литературе и на ее основе иногда выделяют пять современных цивилизаций: «западноевропейскую», «российскую», «исламскую», «индо-буддийскую» и «конфуцианскую» (Л. Васильев).

В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных критериев оценки жизни общества также выделяют различные типы цивилизаций. Однако, все они характеризуют развитие общества как единый исторический процесс на всем его протяжении. В современной литературе, например, рассматриваются такие типы цивилизации, как: «устная, письменная, книжная и экранная»; «космогенная, техногенная и антропогенная»; «традиционная и современная»; «эволюционная и инновационная» и др.

Чаще всего в историко-стадиальных исследованиях используется технико-технологический критерий, на основе которого выделяют: аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, А Тоффлер). Рассмотрим их характеристики подробнее.

«Аграрная цивилизация» - это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами.

«Индустриальная цивилизация» – общество, которое характеризуется бурным развитием промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.

«Постиндустриальная цивилизация» – общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания.