Психомоторные расстройства. Симптомы психомоторных расстройств. Диагностика и лечение реактивных психозов


Психики и проявляется повышенной двигательной активностью, которая может сопровождаться растерянностью, тревогой, агрессивностью, весельем, галлюцинациями, помрачением сознания, бредовым состоянием и т. п. Подробнее о том, что собой представляет данное состояние, из-за чего оно может произойти и каким образом лечится, будет рассказано далее в статье.

Основные признаки психомоторного возбуждения

Состояние психомоторного возбуждения характеризуется острым началом, выраженным и двигательным беспокойством (это может быть как суетливость, так и разрушительные импульсивные действия). Больной может испытывать эйфорию или, напротив, тревогу, страх.

Его движения приобретают хаотичный, неадекватный характер, их может сопровождать речевое возбуждение - многоречивость, иногда в виде сплошного потока слов с выкрикиванием отдельных звуков или фраз. Больного могут преследовать галлюцинации, у него наблюдается помрачение сознания, мышление становится ускоренным и разорванным (диссоциативным). Возникает агрессия, направленная как на окружающих, так и на самого себя (суицидальные попытки). Кстати, критика к своему состоянию у пациента отсутствует.

Как понятно из перечисленных симптомов, самочувствие больного представляет собой опасность и требует срочной медицинской помощи. Но что может привести к подобному положению вещей?

Причины возникновения психомоторного возбуждения

Острое психомоторное возбуждение может быть спровоцированным самыми разными причинами как сильным стрессом, так и органическим поражением мозга (например, эпилепсией).

Чаще всего оно встречается:

  • при длительном пребывании психически здорового человека в состоянии панического страха или в результате перенесенной им опасной для жизни ситуации (например, после автокатастрофы, может развиться так называемый реактивный психоз);
  • при острой или а также при отравлении кофеином, акрихином, атропином и т. п.;
  • после выхода из коматозного состояния или после черепно-мозговых травм, спровоцировавших патологическое поражение участков головного мозга;
  • может оказаться последствием поражения ЦНС токсинами, в результате тяжелого инфекционного заболевания;
  • при истерии;
  • нередко встречается при психических заболеваниях: шизофрении, депрессивном психозе, маниакальном возбуждении или биполярном аффективном расстройстве.

Степени выраженности психомоторного возбуждения

В медицине психомоторное возбуждение разделяют на три степени выраженности.

  1. Легкая степень. Больные в этом случае выглядят лишь как необычно оживленные.
  2. Средняя степень выражается в проявлениях нецеленаправленности их речи и действий. Поступки становятся неожиданными, появляются выраженные (веселость, гнев, тоска, злобность и т. п.).
  3. Резкая степень возбуждения проявляется крайней хаотичностью речи и движений, а также помрачением сознания.

Кстати, то, как проявляется данное возбуждение, в немалой степени зависит и от возраста больного. Так, в детском или старческом возрасте оно сопровождается однообразными речевыми или двигательными актами.

У детей - это монотонный плач, крики, смех или повторение одних и тех же вопросов, возможны раскачивания, гримасничанье или причмокивание. А у пожилых пациентов возбуждение проявляется суетливостью, с видом деловитой озабоченности и благодушной болтливостью. Но нередки в таких ситуациях и проявления раздражительности или тревоги, сопровождающиеся ворчливостью.

Виды психомоторного возбуждения

В зависимости от характера возбуждения больного дифференцируют разные виды данного состояния.


Еще несколько видов психомоторного возбуждения

Кроме перечисленных выше, есть еще несколько видов психомоторного возбуждения, которые могут развиться и у здорового человека, и у имеющего органические поражения мозга.

  • Так, эпилептическое возбуждение характерно для сумеречного состояния сознания у больных эпилепсией. Его сопровождает злобно-агрессивный аффект, полная дезориентация, невозможность контакта. Начало и конец у него, как правило, внезапные, а состояние может достигать высокой степени опасности для окружающих, так как больной может наброситься на них и нанести тяжелые повреждения, а также разрушать все, что встретит на пути.
  • Психогенное психомоторное возбуждение возникает сразу после острых стрессовых ситуаций (катастрофы, крушения и т. п.). Оно выражается разной степенью двигательного беспокойства. Это может быть и монотонное возбуждение с нечленораздельными звуками, и хаотическое возбуждение с паникой, бегством, нанесением себе увечий, попыткой самоубийства. Нередко возбуждение сменяется ступором. Кстати, при массовых катастрофах подобное состояние может охватывать и большие группы людей, становясь общим.
  • Психопатическое возбуждение внешне похоже на психогенное, так как тоже возникает под воздействием внешних факторов, но сила ответной реакции в этом случае, как правило, не соответствует вызвавшей ее причине. Связано данное состояние с психопатическими особенностями характера больного.

Как оказать неотложную помощь при остром психомоторном возбуждении

Если у человека обнаруживается психомоторное возбуждение, неотложная помощь необходима сразу, так как больной может нанести травмы и себе, и окружающим. Для этого из комнаты, где он находится, просят удалиться всех посторонних.

С пациентом общаются спокойно и уверенно. Его следует изолировать в отдельном помещении, которое предварительно осматривают: закрывают окна и двери, убирают острые предметы и все, чем можно нанести удар. В срочном порядке вызывают психиатрическую бригаду.

До ее приезда следует попытаться отвлечь больного (к сумеречному состоянию данный совет не подходит, т. к. больной не контактен), а в случае необходимости - провести иммобилизацию.

Оказание помощи по иммобилизации больного

Психомоторное возбуждение, симптомы которого были рассмотрены выше, часто требует применения мер стеснения. Для этого обычно требуется помощь 3-4 человек. Они подходят сзади и с боков, удерживают руки пациента прижатыми к груди и резко подхватывают его под колени, укладывая таким образом на кровать или кушетку, предварительно отодвинутую от стены, чтобы к ней можно было подойти с 2-х сторон.

Если больной оказывает сопротивление, размахивая каким-либо предметом, то помощникам рекомендуют держать перед собой одеяла, подушки или матрацы. Один из них должен набросить одеяло на лицо больному, это поможет уложить его на кровать. Иногда приходится удерживать голову, для чего на лоб накидывают полотенце (лучше всего влажное) и притягивают за концы к кровати.

Важно при удерживании проявлять осторожность, чтобы не нанести повреждений.

Особенности оказания помощи при психомоторном возбуждении

Медикаментозная помощь при психомоторном возбуждениидолжна оказываться в условиях стационара. На период, пока больного транспортируют туда, и на время до начала действия лекарств, разрешается временное применение фиксации (о чем делается запись в медицинских документах). При этом соблюдаются обязательные правила:

  • во время применения мер стеснения пользуются только мягкими материалами (полотенцами, простынями, матерчатыми ремнями и т. п.);
  • надежно фиксируют каждую конечность и плечевой пояс, так как в ином случае пациент может легко освободиться;
  • нельзя допускать сдавливания нервных стволов и кровеносных сосудов, потому что это может привести к опасным состояниям;
  • зафиксированного больного не оставляют без присмотра.

После действия нейролептиков его освобождают от фиксации, но наблюдение следует продолжить, так как состояние остается неустойчивым и может произойти новый приступ возбуждения.

Лечение психомоторного возбуждения

Для купирования остроты приступа больному с любым психозм вводят успокоительные средства: «Седуксен» - внутривенно, «Барбитал-натрий» - внутримышечно, «Аминазин» (в/в или в/м). Если больной может принимать препараты внутрь, то ему назначают таблетки «Фенобарбитал», «Седуксен» или «Аминазин».

Не менее эффективны и нейролептики «Клозапин», «Зук-лопентиксол» и «Левомепромазин». Очень важно при этом контролировать артериальное давление больного, так как данные средства способны вызвать его понижение.

В условиях соматического стационара лечение психомоторного возбуждения проводят и препаратами, используемыми для наркоза («Дроперидол» и раствор с глюкозой) с обязательным контролем дыхания и АД. А для ослабленных или пожилых больных применяют транквилизаторы: «Тиаприд», «Диазепам», «Мидазолам».

Применение препаратов в зависимости от вида психоза

Как правило, вновь поступившему больному назначают общеседативные препараты, но после уточнения диагноза, дальнейшее купирование психомоторного возбуждениябудетнапрямую зависеть от его вида. Так, при галлюцинаторно-бредовом возбуждении назначаются препараты «Галоперидол», «Стелазин», а при маниакальном эффективны средства «Клопиксол» и «Оксибутират лития». снимается препаратами «Аминазин», «Тизерцин» или «Феназепам», а катотоническое возбуждение излечивается препаратом «Мажеприл».

Специализированные медикаменты сочетают при необходимости с общеседативными, корректируя дозу.

Несколько слов в заключение

Психомоторное возбуждение может встретиться в бытовой ситуации или произойти на фоне патологических процессов, связанных с неврологией, хирургией или травматологией. Поэтому знать, как купировать приступ психоза, не нанеся при этом повреждений больному, очень важно.

Как понятно из сказанного в статье, главное во время оказания первой помощи - быть собранными и спокойными. Не нужно пытаться применять физическое воздействие на больного самостоятельно и при этом не проявляйте к нему агрессии. Помните, такой человек чаще всего не отдает себе отчет в том, что делает, и все происходящее - это лишь симптомы его тяжелого состояния.

Психомоторные расстройства проявляются внезапными необдуманными действиями без мотивации, а также полной или частичной двигательной обездвиженностью. Они могут быть результатом различных психических заболеваний, как эндогенных (шизофрения, эпилепсия, биполярное аффективное расстройство (БАР), рекуррентная депрессия и др.), так и экзогенных (интоксикации (делирий), психотравмы). Также психомоторные нарушения могут наблюдаться у части пациентов с патологией неврозоподобного и невротического спектра (диссоциативные (конверсионные), тревожные и депрессивные расстройства, и др.).

Гиперкинезии – состояния c двигательным возбуждением

Состояния, связанные с угнетением двигательной активности

Акинезия – состояние полной обездвиженности – ступор.

  • Депрессивный – угнетение двигательной активности на высоте депрессии.
  • Маниакальный – на высоте маниакального возбуждения периоды оцепенения.
  • Кататонический – сопровождается паракинезиями.
  • Психогенный – возникает в результате психической травмы («рефлекс мнимой смерти» по Кречмеру).

Паракинезии

Паракинезии – это парадоксальные двигательные реакции . В большинстве источников синоним – кататонические расстройства. Встречаются только при шизофрении. Для этого типа нарушений характерна вычурность и карикатурность движений. Больные делают неестественные гримасы, имеют специфическую походку (например, только на пятках или по касательной геометрических фигур). Они возникают вследствие извращенного волевого действия и имеют противоположные варианты развития симптоматики: кататонический ступор, кататоническое возбуждение.

Рассмотрим характерные для кататонических состояний симптомы:

К кататоническим симптомам также относятся импульсивные действия, отличающиеся немотивированностью, кратковременностью, внезапностью возникновения и окончания. В кататонических состояниях возможно наличие галлюцинаций и бреда.

Среди паракинезий встречаются состояния у больного, когда в его поведении характерны противоположные тенденции:

  • Амбивалентность – взаимоисключающие отношения (больной говорит: «Как я люблю эту кошечку», но при этом ненавидит животных).
  • Амбитендентность – взаимоисключающие действия (например, больной надевает плащ и прыгает в речку).

Выводы

Наличие того или иного вида психомоторного расстройства является важным симптомом в постановке диагноза психического заболевания, когда безусловно учитывается анамнез заболевания, жалобы и психическое состояние больного в динамике.

Психомоторное возбуждение – патологическое состояние, характеризующееся выраженным усилением двигательной и психической активности. Может сопровождаться тревогой, гневом, растерянностью, злостью, весельем, помрачением сознания, бредом, галлюцинациями и т.д.

Причины расстройства

Психомоторное возбуждение может быть острой реакцией на стресс у психически здорового человека, попавшего в экстремальную ситуацию (так называемый реактивный психоз). Возникает оно сразу же после угрожающей жизни ситуации (например, автокатастрофы) или психической травмы. Выражается двигательным беспокойством, которое часто сменяется ступором.

Также к такому расстройству могут привести:

  • Острые стадии инфекционных заболеваний, сопровождающиеся интоксикацией центральной нервной системы токсинами вирусов или бактерий;
  • Черепно-мозговые травмы и другие поражения головного мозга;
  • Хронические и острые интоксикации, в том числе алкогольный делирий, отравление кофеином, атропином или акрихином;
  • Эпилепсия;
  • Токсические поражения и гипоксия головного мозга в прекоматозных и коматозных состояниях;
  • Истерия (как ответная реакция на внешний раздражающий фактор);
  • Делирий (помрачение сознания, сопровождающееся образным бредом, зрительными галлюцинациями, чувством страха);
  • Психические заболевания: шизофрения, депрессивный психоз, биполярное аффективное расстройство, маниакальное возбуждение.

Симптомы и виды психомоторного возбуждения

В зависимости от клинической картины существует множество видов психомоторного возбуждения:

  • Дисфорическое: характеризуется напряженностью больного, угрюмостью, мрачностью, раздражительностью, недоверчивость, попытками суицида, неожиданной агрессией. Чаще всего возникает при органических поражениях мозга и при эпилепсии;
  • Тревожное: проявляется простыми движениями (например, раскачиванием туловища) и часто сопровождается повторением каких-то слов или фраз, стонами. Иногда внезапно сменяется неистовым возбуждением (раптусом), при котором человек начинает метаться, кричать, биться об окружающие предметы. Отмечается, как правило, при депрессивных синдромах;
  • Маниакальное: характеризуется повышенным стремлением к какой-либо деятельности, приподнятым настроением, ускорением течения мыслей;
  • Кататоническое: проявляется импульсивными, манерными, некоординированными, вычурными, иногда однообразными ритмичными движениями и разговорами;
  • Гебефреническое: это психомоторное возбуждение носит дурашливый характер, часто сопровождается бессмысленными импульсивными действиями с агрессией, галлюцинациями, бредом, психическим автоматизмом. В основном отмечается при шизофрении;
  • Эпилептиформное: представляет собой форму эпилептического сумеречного состояния и проявляется внезапно возникающим двигательным возбуждением, которое сопровождается агрессивностью, страхом, галлюцинациями, стремлением к бегству, дезориентацией в обстановке и во времени;
  • Психосоматическое: возникает на фоне психопатий и других вяло протекающих заболеваниях (например, при органическом поражении ЦНС, шизофрении). Больной начинает кричать, ругаться, угрожать и проявлять агрессию в адрес человека, с которым у него возник конфликт. Может быть опасным для окружающих;
  • Галлюцинаторное и бредовое: выражается порывистыми движениями, напряженной сосредоточенностью, бессвязными фразами, изменчивой мимикой, агрессивными жестами, напряженностью больного, который злобно выкрикивает угрозы, может оскорбить и даже ударить. Эти виды психомоторного возбуждения обнаруживаются при галлюцинаторно-бредовых и бредовых синдромах, иногда при делирии. Под влиянием галлюцинаций или бреда люди совершают немотивированные нападения (часто неожиданно) и суицидальные действия;
  • Психогенное: характеризуется суженным сознанием, безумным страхом, паническим настроением, бессмысленным метанием. Наблюдается при психогенных реакциях;
  • Эретическое: проявляется бессмысленными разрушительными действиями, сопровождающимися криками. Возникает у больных олигофренией.

По выраженности выделяют три степени психомоторного возбуждения:

  • Легкую – когда больной выглядит необычно оживленным;
  • Среднюю – когда действия и речь человека становятся неожиданными, нецеленаправленными, у него отмечаются выраженные аффективные расстройства (тоска, гнев, веселость и др.);
  • Резкую – характеризующуюся бессвязностью, помрачением сознания, крайней хаотичностью речи и движений.

Особенности течения расстройства могут быть обусловлены возрастом. Детям и пожилым людям свойственно однообразие двигательных и речевых актов.

В преклонном возрасте возбуждение, как правило, носит характер суетливости, сопровождающейся тревогой, раздражительностью, деловитой озабоченностью или ворчливостью.

У детей психомоторное возбуждение обычно проявляется монотонным плачем, криком или смехом, гримасничаньем, раскачиванием, стереотипным повторением одних и тех же вопросов и т.п. Более старшие дети при психомоторном возбуждении постоянно находятся в движении, рвут или ломают все предметы, которые попадаются под руку, они могут долго и упорно сосать палец или грызть ногти. Иногда у них отмечаются патологические влечения, например, элементы садизма.

Лечение психомоторного возбуждения

Все пациенты с таким расстройством нуждаются в неотложной помощи. В большинстве случаев их помещают в психиатрическую больницу, поскольку в таком состоянии они могут представлять опасность, как для себя, так и для окружающих.

Первый этап лечения психомоторного возбуждения – это купирование приступа, что осуществляют с помощью нейролептиков и транквилизаторов: Тизерцина, Хлорпротиксена, Реланиума, Оксибутирата натрия или Хлоргидрата. Далее требуется проведение мероприятий, направленных на лечение основного заболеваний.

Что касается прогнозов, то однозначно дать ответ сложно, все зависит от болезни или ситуации, которая стала причиной психомоторного возбуждения.

Психомоторные расстройства — общее название нарушений произвольных движений, мимики и пантомимики.

1. Симптомы психомоторных расстройств

Под психомоторикой понимают совокупность сознательно управляемых двигательных действий. Симптомы психомоторных расстройств могут быть представлены:

1. Затруднением, замедлением выполнения двигательных актов (гипокинезии) и полной обездвиженностью (акинезией):

a. каталепсия, восковая гибкость , при которых на фоне повышенного мышечного тонуса у больного возникает способность сохранять на длительное время приданную позу;

b. симптом воздушной подушки , относящийся к проявлениям восковой гибкости и выражающийся в напряжении мышц шеи, при этом больной застывает с поднятой над подушкой головой;

c. симптом капюшона , при котором больные лежат или сидят неподвижно, натянув одеяло, простынь или халат на голову, оставив открытым лицо;

d. пассивная подчиняемость состояния , когда у больного не возникает сопротивление изменениям положения его тела, позы, положения конечностей, в отличие от каталепсии тонус мышц не повышен;

e. негативизм , характеризующийся немотивированным сопротивлением больного действиям и просьбам окружающих. Выделяют пассивный негативизм, который характеризуется тем, что больной не выполняет обращенную к нему просьбу, при попытке поднять с постели сопротивляется напряжением мышц; при активном негативизме больной выполняет противоположные требуемым действия.

f. мутизм (молчание) - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не дает понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.

2. Симптомами двигательного возбуждения или неадекватностью движений:

a. импульсивность , когда больные внезапно совершают неадекватные поступки, убегают из дома, совершают агрессивные действия, нападают на других больных и т. д.;

b. стереотипии - многократное повторение одних и тех же движений;

c. эхопраксия - повторение жестов, движений и поз окружающих;

d. парамимия - несоответствие мимики больного поступкам и переживаниям;

e. эхолалия - повторение слов и фраз окружающих;

f. вербигерация - повторение одних и тех же слов и фраз;

g. миморечь, мимоговорение - несоответствие по смыслу ответов задаваемым вопросам.

2. Расстройства речи

1. Заикание - затруднение в произношении отдельных слов или звуков, сопровождающееся нарушением плавности речи.

2. Дизартрия - смазанная, запинающаяся речь. Затруднения при правильной артикуляции звуков. При прогрессивном параличе речь у больного бывает настолько нечеткой, что говорят, что у него “каша во рту”. Для выявления дизартрии больному предлагают произнести скороговорки.

3. Дислалия - косноязычие - расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуски, замена другим звуком или его искажение).

4. Олигофазия - обеднение речи, малый запас слов. Олигофазия может наблюдаться у больных эпилепсией после припадка.

5. Логоклония - спастическое многократное повторение отдельных слогов слова.

6. Брадифазия - замедление речи как проявление заторможенности мышления.

7. Афазия - нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного полушария головного мозга, при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

8. Парафазия - проявления афазии в виде неправильного построения речи (нарушение порядка слов в предложении, замена отдельных слов и звуков другими).

9. Акатофазия - нарушение речи, употребление сходных по звучанию, но не подходящих по смыслу слов.

10. Шизофазия - разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, облеченных в грамматически правильно построенное предложение.

11. Криптолалия - создание больным собственного языка или особого шрифта.

12. Логорея - неудержимость речи больного, сочетающаяся с ее быстротой и многословием, с преобладанием ассоциаций по созвучию или контрасту.

3. Синдромы двигательных расстройств

Двигательные расстройства могут быть представлены ступорозными состояниями, двигательным возбуждением, различными навязчивыми движениями, действиями и припадками.

1. Ступор - полная обездвиженность с мутизмом и ослабленными реакциями на раздражение, в том числе болевое. Выделяют различные варианты ступорозных состояний: кататонический, реактивный, депрессивный ступор .

a. Кататонический ступор , развивающийся как проявление кататонического синдрома и характеризующийся пассивным негативизмом или восковой гибкостью или (в наиболее тяжелой форме) резкой мышечной гипертонией с оцепенением больного в позе с согнутыми конечностями. Находясь в ступоре, больные не вступают в контакт с окружающими, не реагируют на происходящие события, различные неудобства, шум, мокрую и грязную постель. Они могут не пошевелиться, если случаются пожар, землетрясение или какие-то другие экстремальные события. Больные обычно лежат в одной позе, мышцы напряжены, напряжение чаще начинается с жевательной мускулатуры, затем спускается на шею, позднее распространяется на спину, руки и ноги. В этом состоянии отсутствует эмоциональная и зрачковая реакция на боль. Симптом Бумке - расширение зрачков на боль - отсутствует.

b. Ступор с восковой гибкостью , при котором, кроме мутизма и обездвиженности, больной длительное время сохраняет приданную позу, застывает с поднятой ногой или рукой в неудобной позе. Часто наблюдается симптом Павлова: больной не реагирует на вопросы, заданные обычным голосом, но отвечает на шепотную речь. По ночам такие больные могут вставать, ходить, приводить себя в порядок, иногда есть и отвечать на вопросы.

c. Негативистический ступор характеризуется тем, что при полной обездвиженности и мутизме любая попытка изменить позу больного, поднять его или перевернуть вызывает сопротивление или противодействие. Такого больного трудно поднять с постели, но, подняв, невозможно снова уложить. При попытке ввести в кабинет больной оказывает сопротивление, не садится на стул, но усаженный не встает, активно сопротивляется. Иногда к пассивному негативизму присоединяется активный. Если врач протягивает ему руку, он прячет свою за спину, хватает пищу, когда ее собираются унести, зажмуривает глаза на просьбу открыть, отворачивается от врача при обращении к нему с вопросом, поворачивается и пытается говорить, когда врач уходит и т. д.

d. Ступор с мышечным оцепенением характеризуется тем, что больные лежат во внутриутробной позе, мышцы напряжены, глаза закрыты, губы вытянуты вперед (симптом хоботка). Больные обычно отказываются от еды и их приходится кормить через зонд или проводить амиталкофеиновое растормаживание и кормить в то время, когда проявления мышечного оцепенения уменьшатся или исчезнут.

e. При депрессивном ступоре при почти полной обездвиженности для больных характерно депрессивное, страдальческое выражение лица. С ними удается вступить в контакт, получить односложный ответ. Больные в депрессивном ступоре редко бывают неопрятны в постели. Такой ступор может внезапно смениться острым состоянием возбуждения - меланхолическим раптусом, при котором больные вскакивают и наносят себе повреждения, могут разорвать рот, вырвать глаз, разбить голову, разорвать белье, могут с воем кататься по полу. Депрессивный ступор наблюдается при тяжелых эндогенных депрессиях.

f. При апатическом ступоре больные обычно лежат на спине, не реагируют на происходящее, тонус мышц понижен. На вопросы отвечают односложно с большой задержкой. При контакте с родственниками реакция адекватная эмоциональная. Сон и аппетит нарушены. Бывают неопрятны в постели. Апатический ступор наблюдается при затяжных симптоматических психозах, при энцефалопатии Гайе-Вернике.

2. Психомоторное возбуждение - психопатологическое состояние с выраженным усилением психической и двигательной активности. Выделяют кататоническое, гебефреническое, маниакальное, импульсивное и другие варианты возбуждения.

a. Кататоническое возбуждение проявляется манерными, вычурными, импульсивными, некоординированными, иногда ритмичными, однообразно повторяющимися движениями и говорливостью, вплоть до бессвязности. Поведение больных лишено целенаправленности, импульсивно, однообразно, наблюдается повторение действий окружающих (эхопраксия). Мимика не соответствует каким-либо переживаниям, отмечается вычурное гримасничанье. Выделяют люцидную кататонию , при которой кататоническое возбуждение сочетается с другими психопатологическими симптомами: бредом, галлюцинациями, психическими автоматизмами, но без помрачения сознания, и онейроидную кататонию, характеризующуюся онейроидным помрачением сознания. Импульсивное возбуждение характеризуется неожиданными, внешне немотивированными поступками больных - внезапно вскакивают, куда-то бегут, с бессмысленной яростью нападают на окружающих

b. Гебефреническое возбуждение проявляется нелепо-дурашливым поведением (гримасничанье, кривляние, немотивированный смех и т.д.). Больные прыгают, скачут, передразнивают окружающих. Настроение чаще повышенное, но веселость может быстро сменяться плачем, рыданиями, циничной бранью.

c. Маниакальное возбуждение проявляется повышенным настроением и самочувствием, характеризующимся выразительной мимикой и жестами, ускорением ассоциативных процессов и речи, усиленной, часто беспорядочной деятельностью. Каждое действие больного носит целенаправленный характер, но так как быстро меняются побуждения к деятельности и отвлекаемость, то ни одно действие не доводится до конца, поэтому состояние производит впечатление хаотического возбуждения.

3. Сравнительно-возрастные особенности двигательных расстройств

a. Синдром гиперактивности наблюдается в возрасте от 1 /2 до 15 лет, но наиболее отчетливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, характерны нарушения школьной адаптации из-за нарушенного поведения и внимания.

b. Проявления кататонического ступора :

  • Наблюдаются с 3-5 лет и выражаются в кратковременных застываниях, например ребенок застывает с ложкой, поднесенной ко рту. Эти состояния рассматриваются как рудименты восковой гибкости.
  • Кататоническое возбуждение у детей раннего и дошкольного возраста проявляется в стереотипных движениях, подпрыгиваниях, беге по кругу, выкрикивании отдельных слов, появлении неологизмов, эхосимптомов, в вычурности движений, гримасничанье.
  • В младшем школьном возрасте наблюдаются состояния с мышечным напряжением и внутриутробной позой. Весьма частым является полный или частичный мутизм. Временами ребенок начинает говорить, речь не служит средством общения, он говорит сам с собой или монологами.
  • В младшем школьном и пубертатном возрасте клиническая картина кататонического ступора становится похожей на ступорозные состояния у взрослых, выраженными становятся явления пассивного и активного негативизма. Отказы от еды не носят стойкого характера. Обычно выражено речевое возбуждение, больные говорят не умолкая, характерны речь типа монолога, импульсивные поступки, эхосимптомы, вербигерации и др. Кататоническое возбуждение сопровождается дурашливостью и другими гебефреническими проявлениями.
  • В.пожилом возраст е двигательные расстройства менее стойки, чем в зрелом, ступорозные состояния рудиментарны, полная обездвиженность наблюдается нечасто, мутизм скорее избирательный, отказ от еды бывает достаточно упорный и требует постоянного надзора. Кататоническое возбуждение бывает окрашено тревогой, и в этих случаях возможны приступы выраженного тревожного возбуждения.

4. Припадки

Под припадком понимают внезапно возникшее кратковременное, обычно многократно повторяющееся, четко ограниченное во времени болезненное состояние (потеря сознания, судороги и т.д.).

1. Большой судорожный припадок — в развитии большого судорожного припадка (grand mal) различают несколько стадий: предвестников, ауры, фазы тонических и клонических судорог, постприпадочной комы, переходящей в сон.

a. За несколько дней или часов до припадка у части больных наблюдаются предвестники : головная боль, чувство дискомфорта, недомогания, раздражительность, пониженное настроение, снижение работоспособности.

b. Аура (дуновение) - это уже начало самого припадка, но сознание еще не выключено, поэтому аура остается в памяти больного. Проявления ауры различны, но у одного и того же больного она всегда одинакова. Аура наблюдается у 38-57% больных. Аура может носить галлюцинаторный характер: перед припадком больной видит различные картины, чаще устрашающие. Больной может перед припадком слышать голоса, музыку, ощущать неприятные запахи и т. д. Выделяют висцеросенсорную ауру, при которой ощущение начинается в области желудка: “сжимает, перекатывает”, иногда появляется тошнота, “спазм” поднимается вверх и начинается припадок.

c. Тоническая фаза — внезапно наступают потеря сознания, тоническое напряжение произвольной мускулатуры, больной падает, как подкошенный, прикусывает язык. При падении он издает своеобразный крик, обусловленный прохождением воздуха через суженную голосовую щель при сдавлении грудной клетки тонической судорогой. Останавливается дыхание, бледность кожных покровов сменяется цианозом, отмечаются непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Зрачки на свет не реагируют. Продолжительность тонической фазы не более одной минуты.

d. Клоническая фаза — появляются различные клонические судороги. Восстанавливается дыхание. Изо рта выделяется пена, часто окрашенная кровью. Длительность этой фазы 2-3 мин. Постепенно судороги стихают, и больной погружается в коматозное состояние, переходящее в сон. После припадка может наблюдаться дезориентировка, олигофазия.

2. Малые припадки (абсансы)- абортивные припадки (petit mal) (без 4 стадии) развиваются в той же последовательности, но одна из фаз (тоническая или клоническая) выпадает. He существует единого мнения, какие расстройства принадлежат этой группе. К малым припадкам относят типичные абсансы, пикнолептические, миоклонические и акинетические приступы.

a. Пикнолептический припадок характеризуется мгновенным застыванием, выключением сознания, бледностью, слюнотечением, ретропульсивными движениями: закатыванием глазных яблок, запрокидыванием головы. Эти припадки наблюдаются у детей раннего и дошкольного возраста.

b. Акинетический припадок обычно продолжается до нескольких минут, протекает с потерей сознания, падением и обездвиженностью при сохранении мышечного тонуса. У детей раннего возраста они характеризуются разнообразными судорожными движениями вперед: “кивки”, “клевки”, салаамовы припадки (внезапное сгибание тела, наклон вперед и разведение рук).

c. Катаплексический припадок - мгновенное падение мышечного тонуса - может возникнуть в связи с аффективным состоянием (даже при смехе). Больной обычно падает, но так как тонус мышц понижен, то чаще больной оседает, “обмякает”. Сознание не выключается, воспоминания сохраняются.

d. Нарколептический припадок характеризуется внезапным непреодолимым наступлением сонливости. Сон непродолжительный, глубокий, больные часто засыпают в неудобных позах, в неподходящих местах. После пробуждения восстанавливается психическая деятельность, появляются чувство бодрости, прилив сил.

e. Эпилептический диэнцефальный (вегетативный ) припадок характеризуется вегетативными расстройствами, возникающими изолированно или в сочетании с сенсорными (сенестопатиями) и двигательными нарушениями, сопровождающимися аффектом страха или тревоги.

f. Истерический припадок возникает в связи с психической травмой, часто в присутствии других лиц. Сознание при этом грубо не нарушено, имеет место только аффективная суженность сознания. Падение обычно осторожное, “обессиленное опускание”. Продолжительность припадка более длительная, чем при большом судорожном припадке, до 30 мин и более. Движения во время припадка размашистые, хаотичные с выразительными и демонстративными позами. Больной катается по полу или постели, бьет ногами и руками о пол, выгибается дугой, дрожит всем телом, кричит, стонет, плачет.

3. К очаговым припадкам относят джексоновские припадки, адверсивные, кожевниковскую судорогу.

a. Джексоновский припадок - это обычно фокальный эпилептический припадок коркового происхождения, начинающийся на одной половине тела тоническими или клони-ческими судорогами пальцев рук или ног, локализованными или распространяющимися на всю половину тела. Сознание утрачивается в тех случаях, когда генерализованные судороги переходят на другую половину тела.

b. Адверсивный (от лат. adversio - отведение) припадок характеризуется поворотом глаз, головы или всего туловища в сторону, противоположную очагу в головном мозге.

c. При кожевниковской судороге наблюдаются постоянные судорожные подергивания в мышцах конечностей. Интенсивность их нарастает и завершается генерализованным припадком, после которого судорожные подергивания конечности сохраняются.

При психомоторных припадках наблюдается внезапное возникновение автоматизированных движений, сопровождающееся сумеречным помрачением сознания:

У детей чаще всего наблюдаются оральные автоматизмы , проявляющиеся приступами глотания, жевания, сосания, которые сопровождаются нарушением сознания.

Амбулаторный автоматизм (от лат. ambulare - ходить, приходить) характеризуется автоматически совершаемой ходьбой, бегом, переходом или переездом в другое место. Иногда больные совершают более длительные переезды, например уезжают в другой город и не помнят, как они это сделали. Такие состояния называются трансы.

К амбулаторным автоматизмам относится снохождение (сомнамбулизм ), при котором больные ночью встают с постели, бродят, совершают различные автоматические действия, о которых утром не помнят. Для снохождений характерна стереотипность проявлений и невозможность вступить в контакт из-за нарушенного сознания. При невротических нарушениях сна со снохождениями больного можно разбудить.

Нарушение психомоторного развития у детей раннего возраста (формирования корковых функций) проявляется отсутствием исследовательского интереса к игрушкам, к окружающим, бедностью эмоций, отсутствием предметно-манипуляционной деятельности, задержкой формирования импрессивной и экспрессивной речи, игровой деятельности. Задержка моторного развития тесно связана с психическими навыками. Оценку психомоторного развития (ПМР) предлагается проводить по календарю критических сроков в 1, 3, 6, 9 и 12-й месяцы (календарный метод) с определением соответствия хронологического возраста ребенка возрастному стандарту психомоторных навыков:

При отклонении хронологического возраста от календарного не более 3 месяцев диагностируется легкая степень нарушений ПМР или задержка ПМР («темповая» задержка). Задержка отдельных моторных навыков наблюдается при рахите, у детей, перенесших соматические заболевания. Исходом такой формы ПМР, как правило, является полное восстановление моторных и психических функций, если отсутствуют признаки повреждения мозга по данным нейровизуализации. В то же время наличие у доношенного трехмесячного ребенка психомоторного статуса, соответствующего 4 неделям развития, может быть тревожным симптомом отклонений в ПМР.

Отставание в развитии на 3 - 6 месяцев признается как нарушение ПМР средней степени, что определяет тактику детального обследования с целью поиска причины заболевания. Средняя степень ПМР встречается у больных неонатальной гипоксическо-ишемической энцефалопатией с лейкомаляцией, перивентрикулярным кровоизлиянием II степени, у детей, перенесших менингит, при эпилепсии, генных синдромах, дисгенезии мозга.

Отставание в развитии ребенка более 6 месяцев признается как нарушение ПМР тяжелой степени, которое сочетается с пороками мозга: аплазией лобных долей, мозжечка, гипоксическо-ишемической энцефалопатией и перивентрикулярным кровоизлиянием III степени, нарушениями обмена аминокислот и органиче- ских кислот, некротической энцефалопатией, лейкодистрофией, туберозным склерозом, хромосомными и генными синдромами, внутриутробными энцефалитами, врожденным гипотиреозом.

В странах Западной Европы для оценки спонтанной двигательной активности ребенка грудного возраста применяется метод Прехтла (H.F.R.Prechtl) . Наблюдение за ребенком проводят в течение 30 - 60 минут (в том числе с помощью видеозаписи), затем заполняется таблица различных видов движений с оценкой в баллах. Показательным является нормальный тип двигательной активности в 3 - 5 месяцев, который назван «суетливостью» (fidgety) и представляет собой множественные быстрые движения шеи, головы, плеча, туловища, бедра, пальцев кисти, стопы, особое внимание уделяется контакту «рука - лицо», «рука - рука», «нога - нога». Судорожно-синхронные движения рук и ног в 2 - 4 месяца отражают ранние проявления тетрапареза. Значительное обеднение спонтанных движений рук и ног на одной стороне в 2 - 3 месяца жизни может в последующем проявиться спастическим гемипарезом. Маркерами спастических и дискинетических форм ДЦП в 3 - 5 месяцев является отсутствие подъема ног в положении лежа на спине, отсутствие суетливых движений (fidgety).

Дополнительная информация :

Этапы последовательной замены движений в кисти у ребенка до года :

У новорожденного и ребенка 1 мес. кисти сжаты в кулак, он не может самостоятельно раскрыть кисть. Вызывается хватательный рефлекс. На 2-м мес. кисти слегка приоткрыты. На 3-м мес. в руки ребенка можно вложить маленькую погремушку, он схватывает ее, удерживает в руке, но сам еще не в состоянии раскрыть кисть и выпустить игрушку. В возрасте 3 - 5 мес. хватательный рефлекс постепенно редуцирует и на смену ему приходит возможность произвольно и целенаправленно брать предметы в руки. На 5-м мес. ребенок может произвольно взять предмет, лежащий в поле зрения. При этом он вытягивает обе руки и касается его. Задержка редукции хватательного рефлекса приводит к позднему формированию произвольных движений в руках и является клинически неблагоприятным признаком. На 6 - 8-м мес. совершенствуется точность захвата предмета. Ребенок берет его всей поверхностью ладони. Может переложить предмет из одной руки в другую. На 9-м мес. ребенок произвольно выпускает игрушки из рук. На 10-м мес. появляется «пинцетообразный захват» с противопоставлением большого пальца. Ребенок может взять мелкие предметы, при этом он вытягивает большой и указательный пальцы и держит предмет ими, как пинцетом. На 11-м мес. появляется «клещевой захват»: большой и указательный пальцы при захвате формируют «клешню». Разница между пинцетообразным и клещевым захватом заключается в том, что при первом пальцы прямые, а при втором согнуты. На 12-м мес. ребенок может вкладывать предмет точно в крупную посуду или в руку взрослого. В дальнейшем происходит совершенствование мелкой моторики и манипуляций.

Этапы последовательной замены движений в нижних конечностях у ребенка до года :

У новорожденного и ребенка 1 - 2 мес. жизни имеется примитивная реакция опоры и автоматическая походка, которая угасает к концу 1 мес. жизни. Ребенок 3 - 5 мес. хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но, если попытаться его поставить, он поджимает ноги и повисает на руках взрослого (физиологическая астазия-абазия). На 5 - 6-м мес. постепенно появляется способность стоять с поддержкой взрослого, опираясь на полную стопу. В этот период появляется «прыжковая фаза». Ребенок начинает подпрыгивать, будучи поставлен на ноги: взрослый держит его под мышки, ребенок приседает и отталкивается, выпрямляя бедра, голени и голеностопные суставы. Появление «прыжковой» фазы важный признак правильного двигательного развития, а ее отсутствие приводит к задержке и нарушению самостоятельной ходьбы и является прогностически неблагоприятным признаком. На 10-м мес. ребенок, придерживаясь за опору, самостоятельно встает. На 11-м мес. ребенок может ходить с поддержкой или вдоль опоры. На 12-м мес. появляется возможность ходить, держась за одну руку, и, наконец, совершать несколько самостоятельных шагов.

источник: статья «Нейробиологические и онтогенетические основы формирования двигательных функций» А.С. Петрухин, Н.С. Созаева, Г.С. Голосная; Кафедра неврологии и нейрохирургии ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, Родильный дом 15, г. Москва (Русский журнал детской неврологии, Том IV выпуск №2, 2009)

читайте также :

статья «Развитие психомоторики ребенка на первом году жизни и ранняя диагностика ее нарушений» Е.П. Харченко, М.Н. Тельнова; ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия (научно-практический журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста» №3, 2017 ) [читать ] или [читать ];

статья (лекция для врачей) «Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста» В.П. Зыков, Т.З. Ахмадов, С.И. Нестерова, Д.Л. Сафонов; ГОУ ДПО «РМАПО» Росздрава, Москва; Чеченский государственный университет, Грозный; Центр китайской медицины, Москва (журнал «Эффективная фармакотерапия» [Педиатрия], декабрь, 2011) [читать ]

читайте пост: Ранняя диагностика детского церебрального паралича (на сайт)


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “педиатрия” Tag

  • Шейный отдел позвоночника у детей

    ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, С КОТОРЫМИ У ДЕТЕЙ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ [!!!] НЕОТЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ СО СТОРОНЫ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА…

  • Синдром Ретта

    … синдром Ретта является одним из наиболее социально значимых среди детских наследственных нервно-психических заболеваний. Синдром Ретта (СР)…

  • Альтернирующая гемиплегия детского возраста

    Альтернирующая гемиплегия [детского возраста] (АГД) - это редкое неврологическое заболевание раннего детского возраста, характеризующееся…

  • Ранняя дегенерация межпозвонковых дисков (у детей)

    Острая боль в спине (дорсалгия) с последующей хронизацией входит в тройку самых частых дискомфортных состояний у детей наряду с цефалгией…