Социально-психологическая служба. Доклад на тему "психологическое здоровье школьника" Социально психологическая служба как фактор психического здоровья молодежи


Социально-психологическая служба ГБОУ СОШ 39
- один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы
.
контактный телефон 54-03-55 (54-44-09)

Состав службы социально-психологической помощи:
Методист по ВР - Литвинчук Виктория Викторовна
Социальный педагог - Дабижа Ольга Николаевна
Педагог-психолог - Литвинчук Виктория Викторовна

Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и
социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое
обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Одна из задач социально - психологической службы - обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.

Зачем нужна школе психологическая служба?

В каких случаях обращение к школьному психологу просто незаменимо? Чем может помочь психолог-педагог родителям, учителям, учащимся? Давайте разбираться в этом.

В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в самом себе. Таким профессионалом является педагог-психолог.

Даже если жизнь складывается вполне нормально, именно педагог-психолог своими методиками подтвердит, что это действительно так. А может уловить некие предвестники будущих трудностей и скорректировать развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот мама заметила, что ее первокласснику трудно сосредоточиться на простом домашнем задании или применить правило. Психолог проведет диагностику, установит причину, даст рекомендации.

Давайте вспомним, как нелегко большинству из нас давался выбор профессии. Начиная с 7-х - 8-х классов, психолог помогает подростку лучше понять себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный профессиональный выбор.

Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.

Социальный педагог. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.

Взаимодействие внутри службы:
Основное взаимодействие социального педагога и педагога-психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с "трудными" детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.

Направления работы службы:

  1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
    2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
    3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
    4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
    5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
    6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.

Основные направления работы

Социальный педагог

  • Проверка посещаемости занятий учащимися.
  • Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
  • Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
  • Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.
  • Участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
  • Взаимодействие с органами.
  • Развитие индивидуальных способностей учащихся.
  • Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Педагог- психолог

  • Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.
  • Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
  • Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
  • Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
  • Помощь педагогам в составлении планов по самообразованию.

Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

  • Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продленного дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
  • Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
  • Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др;
  • Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
  • Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.

Основные виды деятельности:

  • Социально-психологическое просвещение- приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к социально-психологическим знаниям.
  • Социально-психологическая профилактика- специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
  • Социальная и психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №6»
«Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья подростков» (из опыта работы)

Составила: Чабан М.В.
воспитатель ГПД
высшая категория
пед.стаж 26 лет
2017
Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков
Здоровье человека зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями (образом жизни). Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. Каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
В последнее время врачи, психологи, педагоги сообщают, что наблюдается ухудшение здоровья детей и подростков.
В течение последнего десятилетия в России появилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семьи. Социальное сиротство является прямым результатом социального отчуждения ребенка от семьи, общества, условий жизни, наиболее для него значимых. Чувство отчужденности (прекращение или отсутствие близости между кем-либо, отдаление, обособленность) связано с глубокими эмоциональными переживаниями и значительно влияет на формирование психических процессов ребенка. Отчуждение возникает у ребенка, потому что он эмоционально не понят и не принят другими людьми и, прежде всего, взрослыми.
Отчуждение ребенка от близкой ему социальной общности, отношение к нему, как не принадлежащему к этой общности, является особым видом насилия. Насилие, отчуждение и социальное сиротство представляют собой единое взаимообусловленное целое. Любые факты насилия в отношении ребенка провоцируют процесс отчуждения его от общества, результатом которого является социальное сиротство, захлестнувшее Россию конца второго тысячелетия. Как жить в такой сложной ситуации? Поиск ответа на этот вопрос начинают с представления об образе жизни.
Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «настроение», «эмоциональное самочувствие».
Эмоциональное состояние – особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.
Настроение – в разной степени осознаваемое психическое состояние как положительный или отрицательный фон психической жизни индивида.
Эмоциональное самочувствие – ощущение или переживание человеком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.
В последнее время широкое распространение приобрел термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребенка.
.
В основе психического здоровья ребенка лежит его полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании. Нарушения психического здоровья, а, следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза (Э.М. Александровская, В.М. Астапов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров, Г. Эберлейн и др.)..В связи с этим возникает большая потребность в информировании родителей (законных представителей) о создании психологического комфорта в семье, формировании здорового образа жизни, оказание своевременной психолого-педагогической помощи семьям.
Общей целью оздоровительных мероприятий является формирование нравственного, физического, психического и соматического здоровья.
Психологическая служба в школе. Основные направления работы.
Психологическая служба школы - специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.
Цели и задачи психологической службы можно определить в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации ».
Целями службы являются:
содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности;
содействие в приобретении учащимися образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи службы:
психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье;
содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

Основные направления работы психолога.
Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям:
просветительская работа;
профилактическая работа;
диагностическая работа;
консультативная работа.
коррекционно-развивающая работа;
Социально-психологическая служба школы
– один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Одна из задач социально - психологической службы – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.
Зачем нужна школе психологическая служба?
В каких случаях обращение к школьному психологу просто незаменимо? Чем может помочь психолог-педагог родителям, учителям, учащимся? Давайте разбираться в этом.
В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в самом себе. Таким профессионалом является психолог.
Даже если жизнь складывается вполне нормально, именно психолог своими методиками подтвердит, что это действительно так. А может уловить некие предвестники будущих трудностей и скорректировать развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот мама заметила, что ее первокласснику трудно сосредоточиться на простом домашнем задании или применить правило. Психолог проведет диагностику, установит причину, даст рекомендации.
Давайте вспомним, как нелегко большинству из нас давался выбор профессии. Начиная с 7-х – 8-х классов, психолог помогает подростку лучше понять себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный профессиональный выбор.
Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.
Социальный педагог Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.
Взаимодействие внутри службы:
Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с "трудными" детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
Направления работы: 1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов. 2. Социально-правовое. Защита прав ребенка. 3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме. 4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи. 6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.
Основные направления работы
Социальный педагог
Проверка посещаемости занятий учащимися.
Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.
Участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
Взаимодействие с органами.
Развитие индивидуальных способностей учащихся.
Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
Психолог
Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.
Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
Помощь педагогам в составлении планов по самообразованию.
Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продленного дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др;
Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.
Основные виды деятельности:
Социально-психологическое просвещение- приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к социально-психологическим знаниям.
Социально-психологическая профилактика- специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
Социальная и психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).
Советы психолога
Если ты никак не можешь добиться успеха в своем деле, подумай, может, причина в каком-нибудь из этих признаков:
У тебя нет четко поставленной цели: это сокращает путь к успеху.
Нет общего замысла: важно понимать, зачем ты ставишь перед собой именно эту цель.
Отсутствует план действий: если не знаешь, какие шаги предпринимать, цели не достигнешь никогда.
Ты слишком самоуверенна: допуская возможность ошибки, чтобы быть готовой изменить план действий.
Не веришь в успех: это парализует твои действия.
Ты не учишься на своих ошибках: не пугайся их, а проанализируй.
Не слушаешь советов: это не признак мягкотелости, а шанс поучиться на чужом опыте.
Ты боишься, что тебя скопируют: это может стать тормозом.
Ты устала: это провоцирует неудачи.
Ты боишься успеха: потому что не знаешь, что будешь делать после него.
Советы социального педагога
Чем больше добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя ощущаем.
Эту прямую зависимость подтвердило масштабное исследование психологов и социологов.
Те, кто выражает свою благодарность, нежность и другие добрые чувства к людям в конкретных повседневных делах, не только с большим оптимизмом смотрят на мир, но и физически чувствуют себя лучше, ощущают свою жизнь более гармоничной.
Конечно, хорошие поступки - это не единственный путь к счастью, но все же эти явления взаимосвязаны.
И потому, если в какой-то несчастливый момент вам покажется, что все идет не так, стоит попробовать творить добро чаще, чтобы восстановить душевное равновесие.

Поскольку я работаю психологом в школе, целью программы развития, которой является становление творческой свободной социально – компетентной личности через систему психолого – педагогической поддержки и сопровождения детей и подростков, соответственно цель моей работы - психологическая поддержка и сопровождение участников образовательного процесса.
Задачи, которые решаются мною в течение учебного года:
Психолого – педагогическая помощь семье.
психолого-педагогическое сопровождение учащихся в адаптационные периоды;
психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска:
профилактика аддитивного поведения;
Формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Оказание помощи учащимся в их профессиональном самоопределении.
В ходе реализации поставленных задач я провожу следующие мероприятия:
диагностическая деятельность;
коррекционная деятельность;
консультационная деятельность;.Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но я считаю необходимым познакомить их с основными положениями, подходами, приемами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможность для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие. Вышеназванные проблемы я хорошо отслеживаю в школе, анализирую и решаю посредством адаптирования и внедрения новых форм работы психологической службы, позволяющих повысить психолого-педагогическую компетентность всех субъектов образовательного процесса.
Основная тема обращения родителей – проблемы с поведением и слабой успеваемостью их детей, получение консультаций по вопросам адаптации к школе; консультация по вопросам и проблемам возрастных, индивидуальных и личностных особенностях детей; консультирование родителей детей социального риска; консультирование и участие в предупреждении и разрешении конфликта между семьей и школой по вопросам обучения и воспитания ребенка, соблюдение его прав, а также консультации по взаимоотношениям между родителями, по выбору единой воспитательной системы.
Приоритетным направлением в моей работе педагога - психолога первоначально является просветительская работа с родителями и педагогами. Выросла необходимость в подборе нетрадиционных форм работы с родителями, только таким образом можно было привлечь внимание родителей, слабо участвующих в воспитании собственных детей.
Совместные встречи с родителями дают только положительный результат, поэтому систематически провожу
индивидуальные консультации (132 консультаций);
специальные родительских собраний по профилактике агрессивного поведения среди учащихся;выступаю на родительских собраниях по проблемам подросткового и юношеского возраста; по проблеме оказания своевременной поддержки учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в кризисном состоянии (3 собрания);
родительское собрание с элементами тренинга «Роль родителей в формировании интереса ребенка к школе (вместе с детьми)»;
На протяжении нескольких лет принимаю активное участие в работе родительского педагогического всеобуча, где обсуждаются актуальные проблемы:
«Психологические особенности первоклассников в адаптационный период»;
«Как помочь ребенку учиться: практическое руководство родителям первоклассников»
«Значение режима дня для психологического и физиологического здоровья младшего школьника»
«Развитие саморегуляции и планирования у младшего школьника»
«Развитие мышления у младших школьников»
«Трудности перехода из начальной школы в среднюю»
«Особенности школьной адаптации пятиклассников: чем мы можем помочь?»
«Не хочу учиться, или Давайте будем учиться вместе!»
«Подростковый возраст»; «Подростковый кризис и его особенности».
«Зависимое поведение и виды зависимостей»
«Психологические особенности десятиклассника»
«Профессиональное самоопределение подростков»
Работа с родителями
Адаптация первоклассников к школьному обучению.
Анкета для родителей «Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми»
Период перехода от детства к взрослости, подростковый период.
Об особенностях воспитания подростков
Изучение отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания (анкета)
Собрание Агрессия
О семье
ПАМЯТКА «Как помочь ребенку привыкнуть к школе»
"Ваш ребенок стал учеником".
В первом классе без проблем Памятка для родителей
Памятка родителям по предупреждению детской агрессивности.
Советы родителям первоклассников
ТРЕНИНГ для родителей 1 КЛАСС
Памятка для родителей «Развитие логических действий»
Воспитание родителей
Гиперактивные дети
Как уберечь ребёнка от насилия
Собрание для родителей будущих 1 - классников.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ будущих первоклассников

Презентация статистических данных различных тематических опросов в рамках школыпридают встречам с родителями еще больший интерес, создают необходимый эмоциональный настрой. В заключительной части диспута я обратила внимание участников на постепенное соединение детской и взрослой аудитории в «единое целое из двух половинок». Мы смогли не только вербально, но и визуально объединить родителей и детей, дав тем самым понять, что выход из любой проблемы существует, это- взаимопонимание.
Педагоги обращаются к педагогу - психологу по поводу трудностей в обучении отдельных учащихся, наличия поведенческих нарушений, по решению некоторых организационных вопросов и конфликтных ситуаций. Обязательно откликаюсь на любую просьбу педагога, предлагаю и провожу консультации классным руководителям по индивидуальным особенностям учащихся с риском развития дезадаптации, по вопросам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний ребенка, отслеживанию изменений в его поведении.
Цель моей работы с педагогическим коллективом – это повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Для работы с педагогическим коллективом мною проводятся тематические семинары по проблемам суицидального поведения детей и подростков и по профилактике наркомании, тренинги, мастер – классы, совместные мероприятия с родителями. Педагоги нашей школы являются постоянными участниками всех психологических игр, диспутов, тренингов.
Выступая на педагогических советах «Этика в профессиональной культуре педагога»,«Место и роль воспитательной системы класса в образовательной системе учреждения»,«Модифицированная типология педагогических способностей», «Воспитание и обучение успехом» стараюсь довести до сведения педагогов не только теоретический материал, но обязательно предлагаю стать активными участниками практических занятий.
Мною разработаны и адаптированы методические рекомендации
«Для классных руководителей по изучению семей учащихся», «Период перехода от детства к взрослости, подростковый период»,
«Об особенностях воспитания подростков», «Гиперактивные дети»,
«Как уберечь ребёнка от насилия».
Учащиеся обращаются за консультацией по вопросам взаимоотношений со сверстниками, другим полом, родителями, педагогами, по вопросам жизненного (в том числе профессионального) самоопределения.
На протяжении многих лет в школе осуществляется психологическое сопровождение
учащихся первых, пятых классов в период адаптации.
В ходе реализации задач этого направления я провожу следующие мероприятия
определение уровня психологической готовности будущих первоклассников к обучению в школе (75 человек);
диагностика изучения уровня адаптации первоклассников к школе (75 человек);
диагностика уровня готовности к обучению в среднем звене школы (77 человек);
выступление на родительских собраниях по проблемам и причинам дезадаптации, информирование о психофизиологических особенностях возраста;
проведение индивидуальных занятий с учащимися, испытывающими адаптационные трудности;
консультирование классных руководителей, родителей и лиц их заменяющих по вопросу готовности к переходу в среднее звено выпускников начальной школы,
знакомство с возникновением учебных и поведенческих трудностей;
адаптация пятиклассников в рамках программы «Как подружиться со школой»;
В школе адаптирована программа психологического сопровождения пятиклассников

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2017 г. Выпуск 1 (44). С. 19-24_

УДК 316.6:159.9

Н. Г. Айварова, А. Р. Шимельфених ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена проблеме психологического здоровья молодежи. В статье анализируются благоприятные и неблагоприятные биологические, социальные и психологические факторы формирования психологического здоровья молодого поколения.

Ключевые слова: молодежь, психологическое здоровье, психическое здоровье, социальный уровень психологического здоровья.

FACTORS OF YOUNG PEOPLE"S PSYCHOLOGICAL HEALTH

The article is devoted to the problem of youth"s psychological health. The article analyze favorable and unfavorable biological, social and psychological factors of formation of the psychological health of the younger generation.

Key words: young people, psychological health, mental health, social level of psychological health.

Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Джон Локк

Молодежь - это социально-демографическая группа населения, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых и адаптацию к автономной самостоятельной жизни. С одной стороны, от этой социально-демографической группы зависит будущее обновление общества, с другой, специфические социальные и психологические черты данной социальной группы обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, социализации, спецификой положения в социальной структуре общества.

В силу возрастных и социально-психологических особенностей молодёжь тяготеет к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевает сложными профессиями, отличается бескорыстием и отзывчивостью, особой эмоциональной восприимчивостью, стремлением к идеалу, максимальному проявлению сил и способностей. Ее становление происходит в сложных условиях ломки многих старых ценностей, в период формирования новых социальных отношений в нашей стране .

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя граница определяется тем, что именно в этом возрасте человек впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К 30-ти годам человек, как правило, достигает физической и профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

В настоящее время, по мнению социологов, существуют две крайние группы молодежи -благополучная и неблагополучная. Это зависит от разных причин, в том числе от их социально-психологического уровня развития. Социально-психологический уровень развития определяется интеллектуальным развитием и психологическим здоровьем.

Прежде чем определять термин психологическое здоровье, обратимся к значению понятия здоровье. Здоровье - это «...состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» . Данное определение содержит уровни здоровья: физическое; психическое; социальное. Нас интересует психическое здоровье, т. к. оно является составляющим психологического здоровья.

Термин «психическое здоровье» был впервые введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано о том, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями .

Термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая научная отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В свою очередь, психические состояния становятся главной причиной соматического заболевания или являются как бы толчком, ведущим к болезни. Иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт .

В словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского психическое здоровье рассматривается как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающих адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности» .

Говоря о разнице между психическим и психологическим здоровьем, Дубровина И. В. выделила разницу - психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа .

В. А. Ананьев попытался определить «норму» психологического здоровья. «Если для психического здоровья норма - это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик. И если заботой психиатра по большой части становится избавление пациента от патологических факторов, то направление действий психолога идет в сторону приобретения человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет» .

Пахальян В. Э., анализируя понятие здоровья и понятие психологического здоровья, определяет психологическое здоровье как «...динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» .

Отвечая на вопрос, что такое психологическое здоровье, автор монографии «Психология здоровья», В. А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности:

Соматическое здоровье;

Развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека;

Умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» - Я-желающим и Я-долженствующим;

Умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм (Лазур-ский А. Ф.) .

В целом, анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности:

1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.

2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.

3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.

4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.

5. Глубинная событийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.

6. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.

7. Ощущение собственной дееспособности - «Я могу».

8. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом - живые люди.

9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности. Это состояние не стоит путать с состоянием ригидности, «зашоренности» стереотипами и шаблонами. Наоборот, это состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире.

Рассматривая понятие психологического здоровья в единстве биологического (физического, физиологического), психического и социального, можно утверждать, что психологическое здоровье предполагает устойчивое, адаптивное функционирование человека на витальном, социальном и экзистенциальном уровнях жизнедеятельности.

Как отмечает Регуш Л. А и Орлова А. В., психологическое здоровье на витальном уровне жизнедеятельности предполагает осознанное, активное, ответственное отношение человека к своим биологическим потребностям, потребностям своего тела. Такой человек заботится не только о здоровье, чистоте, красоте своего тела, но и исследует, осознает свои привычные движения, жесты, зажимы, мышечный панцирь в целом. Кроме того, психологически здоровый человек может исследовать и само свое отношение к своему телу. В целом, здоровье витального уровня жизнедеятельности характеризуется динамическим равновесием всех функций внутренних органов, адекватно реагирующих на влияние внешней среды, стремящихся к поддержанию гомеостатического состояния всего организма в целом .

Психологическое здоровье социального уровня жизнедеятельности определяется системой социальных отношений, в которые вступает человек как общественное существо. При этом наиболее значимыми для человека становятся условия протекания социальных отношений, определяемые нормами морали, права, ценностными ориентациями и нравственностью.

Критериями социального здоровья часто выступают:

Уровень социальной адаптации и адекватность реакций человека на внешние воздействия (Мясищев В. Н.);

Адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру,

направленность на общественно полезное дело, альтруизм, ответственность, эмпатия,

бескорыстие, культура потребления (Никифоров Г. С.);

Способность к целеполаганию и достижению поставленных целей (Тихомиров О. К.) .

Уровень социального функционирования человека характеризуется сложной системой

субъект-объектных отношений, содержащих в себе как субъектные, так и объектные характери-

стики. К субъектным характеристикам можно отнести закономерности психической организации человека, проявляющиеся в функционировании эмоционально-волевой и когнитивных сфер, дающих основание для формирования личности, интегрируемой ценностно-нравственной системой в мировоззрении. Объектные характеристики также имеют определенные закономерности, проявляющиеся в общественных отношениях, заданных нормами культурной среды, социальной и государственной организациями или субкультурными ценностями.

Поэтому единых критериев социальной нормы не существует, каждая культурная среда формирует свои нормы, а показателем социального здоровья является уровень адаптивности к нормам того социума, в котором человек живет. Социальным иммунитетом на субъектном уровне являются интериоризированные общественные и культурные нормы, представленные в структуре ценностей и эталоне межличностных отношений, нарушение или неисполнение которых фрустрирует человека, проявляясь во внешнем или внутреннем конфликте, что вызывает тревогу, сигнализирующую о возможности возникновения проблем с социальным здоровьем .

Социальное психологическое здоровье взрослого человека определяется степенью профессиональной самореализации человека. Профессиональное самоопределение социального уровня характеризуется влечением к сотрудничеству, желанием следовать нормам, трудолюбием. Смысл жизни на данном уровне определяется стремлением к доверительным отношениям, защищенности и ответственности. Профессиональная деятельность (согласно исследованиям М. Я. Дворецкой) характеризуется стремлением к социальной стабильности, являющейся следствием жизненного и профессионального выбора с избеганием фрустрирующих ситуаций и бесполезной, бессмысленной деятельности.

О психологическом здоровье на социальном уровне жизнедеятельности свидетельствует высокая степень гармонизации человеком своих взаимоотношений с обществом. В процессе гармонизации своих взаимоотношений с обществом человек осознает свои социальные потребности, расширяет средства и способы их реализации. В это время он формирует собственную автономность, самодетерминацию, самоуправление, реализует заложенные природой силы и способности.

Психологическое здоровье на экзистенциальном (глубинном) уровне жизнедеятельности предполагает: ориентацию человека на свой глубинный внутренний мир, формирование доверия своему внутреннему опыту, обновленных, духовных отношений с внешним миром .

Экзистенциальный уровень жизнедеятельности также имеет свои критерии и показатели здоровья. В первую очередь к ним можно отнести наличие смысла жизни, определяющего устремления человека к идеалу, осуществление которых сопряжено, как правило, с борьбой идеала и действительности. Экзистенциальный идеал есть нечто бесконечное, никогда не достижимое, особенно в пределах короткой жизни личности в чувственном мире. Он определяется как вечная, не завершаемая цель человеческого существования.

Экзистенциальный идеал призван определять то, что есть вечное и неизменное в человеческой природе, оттеняя собой преходящие ценности конечного бытия. Он способствует поиску смысла жизни, связанному с разрешением экзистенциальных дихотомий (жизнь -смерть; свобода - ответственность; смысл - бессмысленность; одиночество - любовь; совесть - закон), что, в свою очередь, активизирует процесс самопознания человека. Присутствие экзистенциальных дихотомий, с одной стороны, указывает на наличие глубинных внутренних конфликтов, сопровождающихся нарастающей тревогой и безотчетными страхами, но, с другой стороны, при их позитивном разрешении, - представляет собой возможность личностного роста, где осуществление выбора и принятие ответственности за него определяет направленность личности в целом.

Негативное разрешение дихотомий чаще всего сопряжено с явлением «сожжения совести», когда человек в своем безудержном стремлении к потреблению и удовольствиям избирает путь внешнего благополучия, обессмысливая свою духовную, подлинно человеческую жизнь.

В понятие «психологическое здоровье» разные авторы вкладывают разное содержание.

Так, например, А. Маслоу считает психологически здоровой личностью личность, которая самоактуализируется, Э Фромм называет такую личность «продуктивной личностью», К. Роджерс «полноценно функционирующей личностью».

Итак, еще раз подчеркнем разницу между психическим и психологическим здоровьем. Психическое здоровье имеет отношение к отдельным процессам и механизмам психики: мышлению, памяти, ощущению, восприятию, эмоциям, воле и пр. Психологическое здоровье характеризует личность в целом, ее отношение к миру, себе, собственной жизни.

Кандидат биологических наук Хватова М. В. в статье «Феноменологический подход к исследованию здоровья личности молодёжи» обнаружила и выделяет противоречие между потребностью формирования здоровой, творческой, активной, социально ответственной личности и несформированностью ценности здоровья на личностно-смысловом уровне, отсутствием готовности к реализации здорового образа жизни. Здоровье является для молодежи декларируемой ценностью, но не реализуемой, отсутствует активная субъектная позиция, личная ответственность за свое здоровье и благополучие. Такое же отношение и к психологическому здоровью .

Здоровье представляется современной молодежи как некий ресурс, который обеспечивает человеку долгую и беззаботную жизнь, в ответах преобладает внешняя мотивация и лишь 5 % видят возможность актуализации своего потенциала для реализации себя. Обращает на себя внимание стереотипность представления современной молодежи о здоровье, которое навязывается окружением, средствами массовой информации. Что касается респондентов с нарушенным здоровьем, то стоит отметить, что здоровье они определяют для себя как залог успешной деятельности, хорошей карьеры и жизни вообще, а не как залог долгой беззаботной жизни (мнение студентов) .

Психологическое здоровье как совокупность личностных образований обеспечивает успешное функционирование человека в осложненных условиях, сохраняя свой социально-личностный статус, реализуя собственный личностный потенциал. Психологически здоровый молодой человек успешно адаптируется в обществе, утверждает собственные идеалы, использует конструктивные стратегии на своем пути к акме. Акме (от греч. акте - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - это вершина зрелости человека (акме) состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как профессионал в какой-то области деятельности. Вместе с тем акме личности отличается большей или меньшей вариативностью и индивидуальностью. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета, наполненное психологическим здоровьем.

Говоря о психологическом здоровье и болезнях важно отметить, что психологических заболеваний нет - есть психические расстройства, физические недуги. Психологическое здоровье определяется тем, как человек относится к своему духовному, душевному, физическому здоровью и развитию.

К факторам, неблагоприятным для психологического здоровья молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. На употребление наркотиков влияют многие факторы и в основном это социальные и психологические (любопытство, завоевание популярности, облегчение контактов, стремление к подражанию, конфликты, безделье, страх перед жизненными трудностями и т. п.). Последствия наркомании трагичны: человек деградирует, у него пропадает интерес к жизни, он перестает быть личностью, а медицинские последствия еще более печальны. Употребление наркотиков вносит существенный ущерб обществу и личности. Основная часть потребителей наркотиков - молодежь, одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населения, фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга.

А благоприятному развитию способствует чтение хорошей литературы, особенно духовной, общение с интеллигентными, духовно развивающимися людьми, в частности с духовником, саморазвитие. Молодой человек должен стать субъектом собственного здоровья, от его воли зависит то, какие он будет создавать технологии и как будет использовать техники продуцирования своего здоровья.

Одной из форм работы по формированию и развитию психологического здоровья молодых людей может быть участие в социально-психологических и личностных тренингах, направленных на актуализацию резервных возможностей и развитию социально-психологических компетенций. На тренингах «Развитие уверенного поведения», «Развитие жизнестойкости», «Развитие коммуникативных навыков», «Учимся жить в мире и согласии» (Тренинг формирования толерантных установок), «Развитие капитала идентичности» молодые люди имеют возможности изучать собственные ресурсы, получить знания по личностному саморазвитию и формировать социально-психологические умения и навыки. Такие тренинги разрабатываются студентами Гуманитарного института, обучающимися по направлению «Психолого-педагогическое образование», на практических занятиях по профильным дисциплинам. В процессе их разработки студенты накапливают знания и навыки по личностному саморазвитию, формированию социально-психологических компетенций, что является условием развития психологического здоровья молодых людей.

Литература

1. Ананьев, В. А. Психология здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья [Текст] / В. А. Ананьев. - Санкт-Петербург: Речь, 2006 - 384 с.

2. Здоровье детей: биологические и социальные аспекты [Текст] : методическое пособие / под ред. М. Г. Романцова. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1999. - 48 с.

3. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст [Текст] / В.Э. Пахальян. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 240 с.

4. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. - Санкт-Петербург, 2011. - 416 с.

5. Практическая психология образования [Текст] : учебное пособие / под редакцией И. В. Дубровиной. - 4-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 592 с.

6. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст] : руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.

7. Психология [Текст] : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -Москва: Политиздат, 1990. - 494 с.

8. Симонович, Н. Н. Психологические особенности социального самочувствия молодежи [Текст] : автореф. дис. . канд. психол. наук / Н. Н. Симонович. - Москва, 2007. - 24 с.

9. Хватова, М. В. Феноменологический подход к исследованию здоровья личности молодежи [Текст] / М. В. Хватова // Гаудеамус. - 2012. - № 1 (19). - С. 41-45.

10. Энциклопедический словарь медицинских терминов [Текст]. - Москва: Медицина, 2005. - 600 с.

Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков

Санникова Н.В.

старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

За судьбину деток мы переживаем,

В мир большой выводим маленьких таких

Счастья без здоровья нет на свете, знаем

Молимся о здравии мы Господу за них.

Здоровье человека зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями (образом жизни). Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. Каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Здоровый образ жизни на уровне мировоззрения необходимо рассматривать как сложную функциональную динамическую систему, характеризующуюся семейно-бытовой, коммуникативной, общественно трудовой деятельностью, проявлением духовных и физических способностей человека в единстве и гармонии с окружающей природой и социальной средой.

В последнее время врачи, психологи, педагоги сообщают, что наблюдается ухудшение здоровья детей и подростков.

Важной составляющей феномена «здоровье» выступает психическое развитие человека. Изучая проблему здоровья детей всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу об особой роли психического развития. Они ввели термин «психическое здоровье». И в докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979 г.) было показано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными, неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику.

На состояние здоровья детей и подростков, в частности заболеваемость, влияет комплекс факторов, которые находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Условно все факторы можно сгруппировать по их происхождению на 4 группы: 1) биологические, включая наследственность; 2) социальные, включая образ жизни, который во многом социально обусловлен; 3) экологические, т.е. состояние природной среды; 4) факторы внутренней среды, т.е. условия и методы воспитания и обучения детей и подростков.

Ребенок в детский сад поступает с 1,5 лет поэтому наиболее актуально остановиться на социальных факторах и внутренней среды сохранения здоровья детей.

Рассмотрим социальные факторы, которые оказывают негативное влияние на здоровье:

Материальное и бытовое неблагополучие;

Неблагоприятный климат в семье, детском саду, школе, обществе;

Снижение санитарно-эпидемиологической работы, невозможность для многих вовремя получить квалифицированную медицинскую помощь и приобрести необходимые медикаменты;

Избегание «больничных листов» из-за страха потерять работу;

Неполноценность питания.

Научно-практической основой причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни человека служит концепция академика Ю.П. Лисицина о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни (50-55%) и значительно меньшем вкладе других факторов: экологических - 20-25%, наследственной предрасположенности - 20%, медицинского обслуживания - 10%.

В течение последнего десятилетия в России появилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семьи. Социальное сиротство является прямым результатом социального отчуждения ребенка от семьи, общества, условий жизни, наиболее для него значимых. Чувство отчужденности (прекращение или отсутствие близости между кем-либо, отдаление, обособленность) связано с глубокими эмоциональными переживаниями и значительно влияет на формирование психических процессов ребенка. Отчуждение возникает у ребенка, потому что он эмоционально не понят и не принят другими людьми и, прежде всего, взрослыми. Отчужденность формируется по разным основаниям: отказ от ребенка родителей, телесные наказания, пренебрежение интересами ребенка, физическое и психическое насилие, равнодушное отношение, отсутствие нормальных условий для жизни и развития ребенка. Независимо от оснований отчужденность разрушает неокрепшую личность, тормозит ее развитие, ведет к психическим нарушениям и болезням.

Феноменологическими признаками отчуждения считают «чувство бессилия; представление о бессмысленности существования; восприятие окружающего мира как утратившего необходимые социальные предписания; ощущение одиночества; чувство утраты «Я».

Отчуждение ребенка от близкой ему социальной общности, отношение к нему, как не принадлежащему к этой общности, является особым видом насилия. Насилие, отчуждение и социальное сиротство представляют собой единое взаимообусловленное целое. Любые факты насилия в отношении ребенка провоцируют процесс отчуждения его от общества, результатом которого является социальное сиротство, захлестнувшее Россию конца второго тысячелетия. Как жить в такой сложной ситуации? Поиск ответа на этот вопрос начинают с представления об образе жизни.

Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельность удовлетворения человеческих потребностей. Уровень и качество жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи.

Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.

Таким образом, как отмечается в литературе решающая роль в плане здоровья и психического развития принадлежит нравственной атмосфере, которая существует дома и в детском саду, и характеру взаимоотношений между взрослыми и детьми (Р. и Дж. Байярт, К. Бютнер, Н.И. Гуткина, Ф. Дольто, А.И. Захаров, В.Е. Каган, В.Г. Семёнов, А.С. Спиваков-ская, М. Снайдер, М. Раттер, Г. Эберлейн, Э.Г. Эйдемиллер, Л.М. Фридман, И.Е. Шварц и др.).

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «настроение», «эмоциональное самочувствие».

Эмоциональное состояние – особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Настроение – в разной степени осознаваемое психическое состояние как положительный или отрицательный фон психической жизни индивида.

Эмоциональное самочувствие – ощущение или переживание человеком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

В последнее время широкое распространение приобрел термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребенка.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в: трудностях засыпания и беспокойном сне; усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла; беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности; рассеянности, невнимательности; беспокойстве и непоседливости; отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых; проявлении упрямства; в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь; еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита); в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников; игре с половыми органами; подергивании плеч, качании головой, дрожании рук; снижении массы тела или, запретив, начинающих проявляться симптомах ожирения; повышенной тревожности; дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.

В основе психического здоровья ребенка лежит его полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании. Нарушения психического здоровья, а, следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза (Э.М. Александровская, В.М. Астапов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров, Г. Эберлейн и др.).

Детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом различных перестроек в организме. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме.

Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года.

Новые исследования психологии ребенка указывают на большое значение духовно-гигиенических условий в развитии, росте и созревании. Известно, что дети, которые в первые годы были отделены от матери, оказывались значительно менее зрелыми.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребенка старшего возраста часто кроются в его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Так, ребенок, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется этому. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности действий, поступков, отношении к другим людям. Такие реакции приобретаются также в процессе непосредственного общения со взрослыми.

Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения .

Первый тип поведения – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать возрастные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие - интегральный показатель, который, с одной стороны, определяется многообразными факторами окружающей и внутрижилищной среды, а с другой - технологией воспитания и обучения в образовательном учреждении. Из общего количества факторов ведущее значение имеют следующие:

Экологическая ситуация на территории размещения детского сада;

Размер и благоустройство земельного участка;

Архитектурно-планировочное решение и площади основных помещений;

Санитарное благоустройство здания;

Физиолого-гигиенические условия (состояние воздушной среды и светового режима);

Условия и организация питания и физического воспитания;

Режим учебно-воспитательного процесса;

Медицинское обеспечение воспитанников.

Все эти факторы отслеживаются и соблюдаются в соответствие с установленными нормами СанПин. В каждой группе подобрана мебель в соответствие с возрастом и ростом детей. Для каждого возраста разработан и согласован режим дня, с которым в начале года ознакомлены родители и даны рекомендации по соблюдению режима в домашних условиях приближенному к детскому саду. Также в соответствии с нормами разработан план проведения образовательной деятельности в ДОУ, музеях, кружках.

Факторы, влияющие на психологическое и социальное здоровье детей в условиях семьи и детского сада действуют комплексно и практически постоянно, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие велико.

Родителям детей подготовительной группы следует обратить особое внимание на психологическое здоровье ребенка. По результатам исследований Института возрастной физиологии РАО в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. К концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.

По данным НИИ гигиены и профилактики детей, подростков и молодежи нервно-психические отклонения у школьников чаще всего формируются у первоклассников (в период адаптации к школе) в связи с увеличением объема учебной нагрузки. 80% шестилетних школьников жалуются на утомление и головные боли (Сердюковская Г.Н.). Анализ индивидуальных данных показал, что снижение адаптационных возможностей организма чаще встречается у 6-летних первоклассников, которые, кроме учебных занятий, имеют дополнительные нагрузки в виде занятий музыкой, иностранным языком, рисованием, спортом.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско–родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологический, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом и психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления.

Снижение уровня жизни, социальные потрясения, падение качества медицинского обслуживания, ухудшение экологической ситуации дают основание полагать, что и в будущем эта негативная ситуация может сохраняться.

В связи с этим возникает большая потребность в информировании родителей (законных представителей) о создании психологического комфорта в семье, формировании здорового образа жизни, оказание своевременной психолого-педагогической помощи семьям.

Общей целью оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду является формирование нравственного, физического, психического и соматического здоровья.


Козин Анатолий Михайлович 2009

УДК 615.851

ББК 4481.352 + Ю948

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА

А.М. Козин ЧелГУ

INCREASING OF YOUNG PEOPLE MENTAL HEALTH LEVEL IN QUICKLY CHANGING SOCIETY

Рассмотрено понятие психического здоровья личности, выявлено влияние факторов на его состояние. Определены стратегические направления и подходы к повышению уровня психического здоровья молодежи.

Ключевые слова: психическое здоровье, психокоррекция, психотерапия, здоровый образ жизни.

The notion of person mental health has been considered in the article. The influence of different factors on young people metal health has been revealed. Chief aims and approaches to the mental health level increasing have been defined.

Keywords: mental health, mental correction, psychotherapy, healthy way of living.

Здоровье всегда выступало социально значимым элементом, наиболее остро определяющим специфику современного состояния общества. Очень важным компонентом человеческой жизнедеятельности является психическое (психологическое) здоровье, определяемое внутренним благополучием личности.

Психологически здоровая (самоактуализиро-ванная) личность все больше становится общественной реальностью и государственной необходимостью. Обращение к понятию «психологическое здоровье» является важным и актуальным еще и потому, что оно выступает в качестве интегрального понятия в современной профессиональной деятельности любого человека.

Среди существующих подходов к определению здоровья как детерминированной категории, связанной с большой широтой индивидуальных колебаний важнейших показателей жизнедеятельности организма и различных факторов, влияющих на здоровье человека, можно выделить следующие: нормоцентрический (здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и

поведения, в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида); феноменологический (проблемы здоровья включены в субъективную картину мира как вариации индивидуального, неповторимого бытия в мире и могут быть постигнуты лишь в контексте данного восприятия); холистический (здоровье понимается как обретаемая индивидом в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость, интеграцию жизненного опыта); кросс-культурный (характеристики здоровья детерминированы специфическими социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни); дискурсивный (представление о здоровье интерпретируется через собственную логику конструирования социальной и психической реальности); аксиологический (здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, гармонизирующая личность); акмеологиче-ский (наряду с физическим, психическим, социальным здоровьем выделяется моральное общественное здоровье, определяемое через призму иммунитета к разным видам социального зла, как нравственная чистота поступков

и мыслей); гуманистический (признающий в качестве принципов и критериев здорового существования свободное творческое самовыражение, личностный рост, интеграцию опыта и духовное самоопределение); интегративный (любые объяснительные принципы, модели, схемы и их множественность признаков признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия).

В этой связи совершенно очевидным для современного понимания проблематики здоровья является междисциплинарный статус его развития, поскольку специфика здоровья не может быть ограничена отдельными аспектами бытия (биологическими, социальными, духовными), а представляет сложную взаимосвязь культурных, социальных, физических, экономических, духовных и др. факторов. Оно есть результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития; определяется как целостное системное качество, подразумевающее в психологическом контексте определенный уровень интегрированности личности; воспринимается как структурообразующий фактор социальности, приобретающий значение сложного глобального социокультурного явления .

Вместе с тем современное политическое, экономическое, технологическое и социальнопсихологическое переустройство общества требует преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, отношения ко многим явлениям современной жизни, ее (жизни) самосохранения и продления. В рамках значительного изменения тенденций современных реалий общественно-социального развития существенную роль играет усиление внимания психологической науки к «качеству жизни человека» как потребности личности в поиске смысла жизни, его стремления к счастью. Психологическим индикатором качества жизни является степень удовлетворенности разными сферами жизни и положительная согласованность с психической адекватностью личности, а одним из показателей - индивидуальные переживания человека относительно социальной обстановки вокруг и вне него. Т.е. субъективная оценка качества жизни - каким образом личность ощущает, воспринимает, оценивает качество своей жизни и насколько создаваемое качество жизни способствует укреплению

психического здоровья личности, приобретает особую значимость .

В психологию термин «психологическое здоровье» введен относительно недавно, в девяностые годы прошлого века. Психологическое здоровье можно рассматривать как феномен личности, включающий три основных аспекта: духовный, эмоциональный и социальный, из чего следует, что психически здоровый человек способен поддерживать душевное равновесие и социально адаптироваться к любым условиям, а психическое благополучие может характеризоваться гармоничностью, уравновешенностью и устойчивостью психики к различным факторам внутренней и внешней среды, что можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком «запредельных» жизненных целей и задач, связанных с поиском истины и смысла жизни.

Г.С. Никифоров предпринял попытку перечислить характеристики (критерии) психического здоровья через проявления психических процессов, состояний, свойств личности (адекватность психического отражения, способность концентрировать внимание на предмете, креативность, эмоциональная устойчивость, оптимизм, нравственность, воля, энергичность и пр.), то есть то, что характеризует универсальные человеческие тенденции, личностные характеристики: адаптация к физической и общественной среде; адекватное восприятие социальной действительности; направленность на общественно-полезное дело; интерес к окружающему миру; культура потребления; альтруизм; демократизм в поведении; эмпатия; ответственность перед другими; бескорыстие и т.д. .

Актуально исследование психического здоровья человека в аспекте социальной жизнедеятельности, что связанно с тем, что дезадаптация людей негативно и непредсказуемо влияет на полноту реализации их сущностных сил. Ряд исследователей совершенно справедливо пишет о непомерно возросшем психическом давлении на отдельно взятую личность, обусловленном влиянием целого комплекса факторов: экономических, социальных, информационных, технологических, экологических, организационных и др., что существенно усиливает отрицательную тенденцию в состоянии здоровья человека . В немалой степени негативному воздействию способствует наличие социальных потрясений, «текущий социальный стресс», со-

Теория и методика профессионального образования

циальный инфантилизм, существующий уровень безработицы, преступности, инфляция, коррупция, угроза терроризма на фоне недостаточных правовых гарантий со стороны государства, этнической напряженности и пр. Подобная ситуация не может не сказаться отрицательно на психическом самочувствии и психической напряженности отдельной личности. Имеют место факты отрицательного влияния на психическое и даже соматическое здоровье отдельных людей постоянного, во многом недостаточно мотивированного, иногда бессознательного состояния их враждебности к окружающему миру.

Обрушивающиеся на человека через средства массовой коммуникации разнообразные сведения о техногенных и экологических катастрофах, убийствах, пожарах, финансовых аферах, криминальных разборках и пр. зачастую ошеломляют, подавляют личность, способствуют возникновению у нее чувства тревоги и депрессии. Подобные разрозненные, фрагментарные и несистематизированные сведения лишь дезориентируют личность в жизненном потоке, влияют на истощение запаса как физических, так и психических возможностей.

Компьютерные технологии при использовании виртуального способа постижения объективной действительности, с одной стороны, вызывают достаточно высокую степень эмоциональной удовлетворенности человека, а с другой стороны, способствует возникновению патологической зависимости от виртуальной реальности - нетаголизма, «старческого слабоумия», «синдрома компьютерного отказа». Медицинские исследования показывают, что при чрезмерном увлечении подобного рода играми происходит истощение нервной системы ребенка или молодого человека, и возможны даже определенные патологические изменения течения мозговых процессов . Как следствие «информационного вампиризма» у человека наблюдаются устойчивые экономические, семейные, производственные, учебные, межличностные неурядицы, чувство угнетенного психического состояния, неадекватность представления о самом себе и др. Это может ввергнуть людей в социальнострессовые расстройства, что подвергает опасности здоровье путем подавления иммунитета и замедления процессов заживления и регенерации.

Следует также отметить, что закономерный процесс отчуждения человека от его естественной среды обитания, замена ее на искусственную, различные виды загрязнения среды, сферы жизнедеятельности негативно сказываются на ухудшении его физического и психического самочувствия, способствуют возникновению всякого рода неврозов. В этих условиях особую значимость приобретает эффективное использование имеющихся технологий, методов и способов с целью нейтрализации негативного влияния на личность всего комплекса внешних и внутренних факторов и последующей коррекции различных видов психических расстройств через осознание самоценности своего здоровья . Среди имеющихся подходов, на наш взгляд, можно выделить:

Общедоступные способы психокоррекции и психологического воздействия и психо-гигиенического обеспечения деятельности;

Первичные валеоустановки, связанные с психоэмоциональной активностью;

Психотерапевтические специальные средства.

Первый подход может использоваться отдельными личностями как самостоятельно, так и под наблюдением специалистов (педаго-гов-психологов, валеологов, реабилитологов и др.). Из имеющихся в российском арсенале, ученые рекомендуют: аутогенную и психорегулирующую тренировку, телесноориентированную психотерапию, психогигиену, арттерапию, ортобиоз (оптимизация труда, учебы, отдыха, гармонизация с окружением и пр.); системы взаимодополняющих психотехник, активизирующих личностные ресурсы в отношении развития эмоциональной сферы, снятия некоторых психосоматических симптомов; ролевые и коммуникативные тренинги стрессоустойчивости, приемы самоанализа, самоконтроля, самооценки, самокор-рекции, самосовершенствования (здоровьесберегающая рефлексия жизненных смыслов и целей) и пр. Важной, с нашей точки зрения, видится методика «позитивной» психопрофилактики и психотерапии, оказания консульта-ционно-диагностической помощи с опорой на способности и желания самого «пациента» преодолевать душевный недуг.

Сохранению и укреплению здоровья способствует также система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здо-

ровый образ жизни, создающий физиологический, психологический и нравственный плацдарм для востребованных человеком проявлений себя в отношении с собой и с окружением, в частности, развитие здоровьеориентированных инициатив через создание и реализацию образовательных программ в сфере культуры здоровья, включающей аналитическое, информационное, прогностическое, инструментальное направления относительно интеграции многообразного социокультурного опыта в сфере здоровьесберегающей жизнедеятельности человека, различных способов самооздоровления, саморегуляции, побуждения к самопроявлениям своих природоопределенных свойств и качеств в осуществлении здоровьесбережения и пр.

В целом, можно выделить два стратегических направления повышения уровня психического здоровья:

Совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке, расширение внутренних жизненных ресурсов, чувства благополучия, радости жизни и духовного потенциала личности;

Борьба, преодоление, устранение всего негативного (болезней, проблем, ограничений и пр.). Для этого необходимо как минимум: знать свой внутренний мир и основы гармоничного взаимодействия с окружающими; понимать себя, суть происходящего и быть собой; уметь управлять собой, достигать взаимопонимания с людьми; владеть технологиями самосовершенствования.

В контексте исследуемой проблемы перечисленные подходы представляются в настоящее время приемлемыми и взаимодополняющими, в той или иной мере способствующими конструированию комплексной модели здорового человека. Осмысление феномена здоровья через приведенные характеристики позволяет раскрыть сущность активности, самосознания, самопознания человеком собственной природы здоровья, самореализации. А для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья необходимо раз-

вивать психологическую компетентность в отношении здоровья всех субъектов жизнедеятельности. В этой интерпретации важно, по нашему мнению, представление и понимание психического здоровья как иммунитета нашего внутреннего мира.

Литература

1. Азарных, Т.Д. Психическое здоровье: вопросы валеологии / Т.Д. Азарных, ИМ. Тыртышников. -М., 1999. - 112 с.

2. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья /В.А. Ананьев. - СПб., 1998. - 148 с.

3. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. -352 с.

4. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. - 192 с.

5. Карлышев, В. М. Студенту о психическом здоровье: учеб. пособ. / В.М. Карлышев.

Челябинск: Изд-во УрагГАФК, 2002. -112 с.

6. Никифоров, Г. С. Психология здоровья: учебник для вузов / Г. С. Никифоров. -СПб., 2003.-507 с.

7. Розин, В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема / В.М. Розин //Мир психологии. - 2000. - № 1.

8. Сердюковская Г.Н. Здоровье, развитие, личность / Г.Н. Сердюковская. - М.: Медицина, 1990. - 176 с.

9. Созонтов, А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии / А.Е. Созонтов //Вопросы психологии, 2003. -№ 3. - С. 92-101.

10. Уляева, Л.Г. Здоровый образ жизни: учеб. пособ / Л.Г. Уляева. - М.: СГА, 2001. -201 с.

11. Юдин, Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность / Б.Г. Юдин // Мир психологии. - М. -Воронеж, 2000. -№ 1- С. 54-68.