Явлений и процессов к свойствам. Психические явления и их свойства. Классификация психических явлений. Специфика психологического знания


Психические явления – наблюдаемые (изнутри или снаружи) особенности психической жизни человека.

Все психические явления, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Каждая из групп подлежит дальнейшей категоризации на подгруппы субъекта (индивид или группа) и направленности (внутреннюю или внешнюю) психического явления. Причем, проявление внешних психических явлений, как групповых, так и индивидуальных, определяется как поведение.

I. Психический процесс - динамическое отражение действительности, акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции, представляющие ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности .

Психические процессы подразделяются на:

· познавательные - ощущение, представление, восприятие, мышление, память и воображение;

· регуляционные - эмоциональные, волевые.

Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

· Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

· Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);

· Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия);

· Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например, усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как "раздражительная усталость" или "веселая настойчивость". Однако нельзя сказать "целеустремленная усталость" или "веселый стресс". Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Психические свойства личности - это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу - предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе.

К психическим свойствам личности относятся:

· темперамент;

· направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);

· характер;

· способности.

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

Сводная таблица психических явлений по Р.С. Немову

№ п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.
Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.
Свойства индивидуальные, внутренние (психические) Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.
Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.
Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) Готовность, интерес, установка.
Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие) Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.
Процессы: групповые, внутренние Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.
Состояния: групповые, внутренние Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.
Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.
Процессы: групповые, внешние Межгрупповые отношения.
Состояния: групповые, внешние Паника, открытость группы, закрытость группы.
Свойства: групповые, внешние Организованность.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека .

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние , например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для человека.


Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений,определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 2, табл.1).

На рис. 2 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии . Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления 1 .

Рис. 2. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые (рис. 5).


Рис. 5. Классификация психических процессов


Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния (рис. 6). При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.


Рис. 6. Классификация психических состояний

Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны (рис. 7), и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.



Рис. 7. Классификация психических свойств

1. Познавательные психические процессы

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.


1. Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенного значения, называемого абсолютным нижним порогом ощущения. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: в тактильных ощущениях, при обонянии отмечается высокая степень адаптации, а наименьшая степень – при болевых ощущениях, так как боль является сигналом об опасном нарушении в работе организма, и быстрая адаптация болевых ощущений может грозить ему гибелью.

Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений, представленная на рис. 8.

Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.

Например, кислый вкус во рту от лимона, ощущение так называемой «фактомной» боли в ампутированной конечности.



Рис. 8. Классификация ощущений (по Ч. Шеррингтону)


Все ощущения обладают следующими характеристиками:

¦ качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных);

¦ интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя;

¦ продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.


2. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис. 9). В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.



Рис. 9. Классификация видов восприятия


Рассмотрим восприятие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосвязанных актов поиска признаков, необходимых и достаточных для формирования образа:

Первичное выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту;

Поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков;

Отнесение воспринятого объекта к определенной категории;

Поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;

Окончательный вывод о том, какой объект воспринят.

К основным свойствам восприятия относятся: целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;

предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);

осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;

избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.).

По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.

Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным) , например зрительные или слуховые иллюзии.

Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.


3. Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.

Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов ощущений и восприятий (рис. 10).



Рис. 10. Классификация видов представлений


Основные свойства представлений:

фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;

неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;

изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.


4. Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны.



Рис. 11. Классификация видов воображения


При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности (рис. 11).

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию (например, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями).

Мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в творческих образах не всегда воплощается желание их создателя. Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не приводящий к немедленному и непосредственному получению объективного продукта в виде художественного произведения, изобретения, изделия и пр.

Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ – не по знакомому образу, а совершенно отличный от него. В практической деятельности с феноменом воображения, прежде всего, связан процесс художественного творчества в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическими методами автора уже не устраивает. Обращение к необычным, причудливым, нереалистичным образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Творчество – это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В психологии выделяют следующие критерии творческой деятельности:

¦ творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;

¦ поскольку новый продукт (результат) может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.);

¦ результат творческой деятельности не может быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму;

¦ творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения;

¦ для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения;

¦ творческая деятельность требует особой мотивации.

Анализируя природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, например:

– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;

– боязнь показаться глупым или смешным;

– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;

– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;

– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.


5. Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности (рис. 12).



Рис. 12. Классификация видов мышления


Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.

Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.

Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.

¦ Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.

¦ Источником мыслительной деятельности является практика.

¦ Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.

¦ Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.

Активные исследования мышления ведутся с XVII в. Первоначально мышление фактически отождествлялось с логикой. Все теории мышления можно разделить на две группы: первые основаны на гипотезе о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не изменяющихся с течением жизни, вторые – на представлении о том, что умственные способности формируются и развиваются под влиянием жизненного опыта.

К основным мыслительным операциям относятся:

анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;

систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления:

суждение – высказывание, содержащее конкретную мысль;

умозаключение – ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;

определение понятий – система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;

индукция – вывод частного суждения из общего;

дедукция – вывод общего суждения из частных.

Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность и др.


С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.

Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:

счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;

вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;

пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;

память;

способность к рассуждению;

быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:

Генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;

Физическое и психическое состояния матери в период беременности;

Хромосомные аномалии;

Экологические условия проживания;

Особенности питания ребенка;

Социальный статус семьи и др.

Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.

Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.


6. Мнемические процессы. В настоящее время в психологии не существует единой, законченной теории памяти, а изучение феномена памяти остается одной из центральных задач. Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.

К процессам памяти относятся следующие:

1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;

3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено:

¦ скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);

¦ скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).

Для классификации видов памяти (рис. 13) существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.



Рис. 13. Классификация видов памяти


Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.

Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается.

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.


В психологии в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, – «мнемический» и «мнемонический», значения которых различны. Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», а мнемонический – «имеющий отношение к искусству запоминания», т. е. мнемоника – это приемы запоминания.

История мнемоники уходит корнями в Древнюю Грецию. В древнегреческой мифологии говорится о Мнемозине, матери девяти муз, богине памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника получила в XIX в. в связи с получившими теоретическое обоснование законами ассоциаций. Для лучшего запоминания были предложены разнообразные приемы мнемоники. Приведем примеры.

Метод ассоциаций: чем больше возникает разнообразных ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается.

Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. д.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти; например, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т. д.

Общеизвестен способ запоминания цветов радуги, где начальная буква каждого слова ключевой фразы является первой буквой слова, обозначающего цвет:

к аждый – к расный

охотник – о ранжевый

ж елает – ж елтый

з нать – з еленый

г де – г олубой

с идит– с иний

ф азан – ф иолетовый


7. Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые и измеримые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и др.), которые непосредственно к остальным познавательным процессам не относятся.

Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания (рис. 14).



Рис. 14. Классификация видов внимания


Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;

интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;

устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;

объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;

распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;

переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

2. Эмоции и чувства

Эмоциями и чувствами называют переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.

Эмоция – это непосредственное отражение сложившихся отношений, переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции участвуют во всех психических процессах при любых состояниях человека. Они способны предвосхищать еще не наступившие события и могут возникать в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувство – более сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает. Как правило, чувство включает в себя целую гамму эмоций. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены, придают полноту и яркость нашему восприятию, поэтому эмоционально окрашенные факты помнятся дольше. У разных народов и в разные исторические эпохи чувства выражаются по-разному.

Эмоции и чувства неразрывно связаны с физиологическим состоянием организма человека: при одних человек чувствует прилив сил, подъем энергии, а при других – упадок, скованность. Эмоции и чувства всегда сугубо индивидуальны. Некоторые из них являются врожденными, некоторые приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоций и чувств, которые оно способно переживать. Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ эмоциональные переживания – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, если соответствующие потребности остаются неудовлетворенными.

В психологии выделяют несколько основных, или фундаментальных, эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.


В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, аффект , воодушевление, стресс, фрустрация (состояние дезорганизации сознания и деятельности личности в связи с сильнейшим нервным потрясением).

Эмоции и чувства неотделимы от личности человека. В эмоциональном плане люди отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности, устойчивости, силе и глубине возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие человека. Такое развитие может осуществляться в нескольких направлениях:

Включение в эмоциональную сферу новых объектов, людей, событий и т. д.;

Повышение уровня сознательного контроля своих чувств;

Постепенное включение в нравственную сферу все более и более высоких ценностей и норм, таких, как совесть, порядочность, чувство долга, ответственность и т. д.

Итак, создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов, которые скреплены в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Образ окружающего мира является сложнейшим психическим образованием, в формировании которого участвуют различные психические процессы.

Понятие «психика»

Психика проявляется в психических явлениях и представляет собой системное свойство высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в активном отражении субъектом объективного мира.

Ряд ученых отмечают, что психика это есть функция мозга, а его изучением занимаются различные науки. Так, например, анатомия исследует его строение, а сложную деятельность мозга изучают нейрофизиология, биофизика, биохимия, медицина, нейрокибернетика.

Психология занимается изучением того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении материальной действительности, в результате чего формируются идеальные (психические) образы этой действительности. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. У разных людей эти образы возникают по-разному и зависят от опыта прошлого, знаний, потребностей , психического состояния, интересов и др.

Определение

Таким образом, психика, это субъективное отражение объективного мира, хотя субъективный характер отражения вовсе не означает, что оно неправильно.

Данное определение позволяет выделить ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики :

  • Психика является свойством только высокоорганизованной живой материи. Это значит, что не всякая живая материя наделена этим свойством, а только та, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность её существования;
  • Способность отражать объективный мир является главной особенностью психики. Это означает, что обладающая психикой высокоорганизованная живая материя располагает способностью получения информации об окружающем её мире. С другой стороны получение самой информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей субъективного по своей природе и идеалистического по своей сути образа;
  • Информация об окружающем мире, которую получает живое существо служит основой для регуляции внутренней среды живого организма. Она формирует его поведение и в постоянно меняющихся условиях среды обитания определяет возможность длительного существования этого организма. Это значит, что обладающая психикой живая материя способна реагировать на изменение внешней среды.

Как отражательная способность психика есть и у животных, но высшей её формой является сознание, возникшее в процессе общественно-трудовой практики и неразрывно связанное с языком и речью. Человек, благодаря сознанию может произвольно регулировать свое поведение, но понятие «психика», включающее в себя сферу подсознания и надсознания («сверх-Я»), значительно шире.

Таким образом, психика есть субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых происходит регулирование взаимодействий человека с внешней средой обитания.

Понятие «психический образ»

Понятие психического образа является основным понятием психологии и представляет собой целостное, интегративное отражение самостоятельной, дискретной части действительности. Говоря другими словами, это есть информационная модель действительности, которая используется человеком и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы имеют свои свойства, а наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности. Всеобщая их функция – регуляция деятельности. Психические образы могут быть:

  • Первичные, к ним относятся образы ощущений, восприятия, в них представлена совокупность качеств, присущих отражаемому объекту – форма, цвет, фактура и др.
  • Вторичные психические образы – образы памяти, мышления, воображения. Психические образы пластичны и, как реальные объекты, дают возможность совершать определенные действия, т.е. «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Имея большую информационную емкость, психический образ сам по себе может служить источником разнообразной информации, обеспечивая достижение определенных целей.

Мир в сознании человека представлен общезначимыми, идеальными формами, поэтому психические образы идеальны. От психической активности и психической организации человека зависит то, что находится перед ним, что он воспринимает. Многие элементы объекта отражения могут отсутствовать в психическом образе и, наоборот, могут быть те элементы, которых нет в конкретном отражаемом объекте.

Моделируя различные отношения между объектами, что происходит благодаря способности действовать в уме, человек может предвидеть результаты своих действий, осуществлять психическую саморегуляцию поведения.

Основные виды психических явлений

Психическими явлениями называют все психические процессы, которые происходят в психике человека.

Поведение и деятельность психики проявляется в четырех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности, психические образования.

Они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга:

  • Психические процессы. Это динамическое отражение действительности, продолжительностью от нескольких секунд до десятков минут. Выделяют познавательные, эмоциональные, волевые процессы;
  • Психические состояния. Это статический момент психики, может проявляться в повышенной или пониженной активности личности. По сравнению с психическими процессами, психические состояния могут продолжаться от нескольких мгновений до недель. Это аффекты, эйфория, тревога, рассеянность, сомнения, грезы и др.
  • Выделяют три вида психических состояний:

  1. Мотивационные состояния, проявляющиеся в желаниях, стремлениях, в интересах, влечениях и др.
  2. Эмоциональные состояния. К ним можно отнести стресс, конфликт, эмоциональный отклик на какие-либо явления действительности и др.
  3. Волевые состояния, проявляющиеся в целеустремленности, решительности, инициативности. Их классификация связана со структурой сложного волевого действия.
  • Психические свойства личности или особенности психики конкретного данного человека.
  • Как правило, эти особенности сопровождают его на протяжении всей жизни или достаточно длительный период. Данные психические свойства включают:

    1. Направленность или иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения, стремление человека к чему-либо;
    2. Характер – обобщенный способ поведения и тип адаптации к среде, а также темперамент человека;
    3. Способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
  • Психические образования, являющиеся результатом работы психики человека – приобретенные знания, умения, навыки, взгляды, убеждения и др.
  • Понятие «психика»

    Психика проявляется в психических явлениях и представляет собой системное свойство высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в активном отражении субъектом объективного мира.

    Ряд ученых отмечают, что психика это есть функция мозга, а его изучением занимаются различные науки. Так, например, анатомия исследует его строение, а сложную деятельность мозга изучают нейрофизиология, биофизика, биохимия, медицина, нейрокибернетика.

    Психология занимается изучением того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении материальной действительности, в результате чего формируются идеальные (психические) образы этой действительности. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. У разных людей эти образы возникают по-разному и зависят от опыта прошлого, знаний, потребностей , психического состояния, интересов и др.

    Определение

    Таким образом, психика, это субъективное отражение объективного мира, хотя субъективный характер отражения вовсе не означает, что оно неправильно.

    Данное определение позволяет выделить ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики :

    • Психика является свойством только высокоорганизованной живой материи. Это значит, что не всякая живая материя наделена этим свойством, а только та, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность её существования;
    • Способность отражать объективный мир является главной особенностью психики. Это означает, что обладающая психикой высокоорганизованная живая материя располагает способностью получения информации об окружающем её мире. С другой стороны получение самой информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей субъективного по своей природе и идеалистического по своей сути образа;
    • Информация об окружающем мире, которую получает живое существо служит основой для регуляции внутренней среды живого организма. Она формирует его поведение и в постоянно меняющихся условиях среды обитания определяет возможность длительного существования этого организма. Это значит, что обладающая психикой живая материя способна реагировать на изменение внешней среды.

    Как отражательная способность психика есть и у животных, но высшей её формой является сознание, возникшее в процессе общественно-трудовой практики и неразрывно связанное с языком и речью. Человек, благодаря сознанию может произвольно регулировать свое поведение, но понятие «психика», включающее в себя сферу подсознания и надсознания («сверх-Я»), значительно шире.

    Таким образом, психика есть субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых происходит регулирование взаимодействий человека с внешней средой обитания.

    Понятие «психический образ»

    Понятие психического образа является основным понятием психологии и представляет собой целостное, интегративное отражение самостоятельной, дискретной части действительности. Говоря другими словами, это есть информационная модель действительности, которая используется человеком и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.

    Психические образы имеют свои свойства, а наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности. Всеобщая их функция – регуляция деятельности. Психические образы могут быть:

    • Первичные, к ним относятся образы ощущений, восприятия, в них представлена совокупность качеств, присущих отражаемому объекту – форма, цвет, фактура и др.
    • Вторичные психические образы – образы памяти, мышления, воображения. Психические образы пластичны и, как реальные объекты, дают возможность совершать определенные действия, т.е. «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Имея большую информационную емкость, психический образ сам по себе может служить источником разнообразной информации, обеспечивая достижение определенных целей.

    Мир в сознании человека представлен общезначимыми, идеальными формами, поэтому психические образы идеальны. От психической активности и психической организации человека зависит то, что находится перед ним, что он воспринимает. Многие элементы объекта отражения могут отсутствовать в психическом образе и, наоборот, могут быть те элементы, которых нет в конкретном отражаемом объекте.

    Моделируя различные отношения между объектами, что происходит благодаря способности действовать в уме, человек может предвидеть результаты своих действий, осуществлять психическую саморегуляцию поведения.

    Основные виды психических явлений

    Психическими явлениями называют все психические процессы, которые происходят в психике человека.

    Поведение и деятельность психики проявляется в четырех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности, психические образования.

    Они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга:

    • Психические процессы. Это динамическое отражение действительности, продолжительностью от нескольких секунд до десятков минут. Выделяют познавательные, эмоциональные, волевые процессы;
    • Психические состояния. Это статический момент психики, может проявляться в повышенной или пониженной активности личности. По сравнению с психическими процессами, психические состояния могут продолжаться от нескольких мгновений до недель. Это аффекты, эйфория, тревога, рассеянность, сомнения, грезы и др.
    • Выделяют три вида психических состояний:

    1. Мотивационные состояния, проявляющиеся в желаниях, стремлениях, в интересах, влечениях и др.
    2. Эмоциональные состояния. К ним можно отнести стресс, конфликт, эмоциональный отклик на какие-либо явления действительности и др.
    3. Волевые состояния, проявляющиеся в целеустремленности, решительности, инициативности. Их классификация связана со структурой сложного волевого действия.
  • Психические свойства личности или особенности психики конкретного данного человека.
  • Как правило, эти особенности сопровождают его на протяжении всей жизни или достаточно длительный период. Данные психические свойства включают:

    1. Направленность или иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения, стремление человека к чему-либо;
    2. Характер – обобщенный способ поведения и тип адаптации к среде, а также темперамент человека;
    3. Способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
  • Психические образования, являющиеся результатом работы психики человека – приобретенные знания, умения, навыки, взгляды, убеждения и др.