Cамые странные гербы городов России: от тигра-негроида до опиума и жертвоприношений. Гербы древних русских городов - золотое кольцо - - предметы советской жизни


















1 из 16

Презентация на тему: Гербы городов России

№ слайда 1

Описание слайда:

История флота в гербах городов Выполнила: ученица 4 В класса МОУ СОШ №289 г.Заозерска, Мурманской области Ляшенко Алина Научный руководитель: учитель начальных классов Пулина Светлана Евгеньевна МОУ СОШ №289 г. Заозерска Мурманской области Межрегиональная дистанционная конференция - конкурс учащихся 1 – 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция «История» 2011год 5klass.net

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Введение Герб - это эмблема государства, города или даже рода, семьи. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. Для любого города герб имеет большое значение, он отражает историю, является визитной карточкой города. Я живу в ЗАТО (закрытое территориальное образование) город Заозерск Мурманской области – это город подводников. Как и любой другой город, наш имеет свой герб. Герб отражает особенности города: специфику, географическое положение.

№ слайда 4

Описание слайда:

Геральдика – наука о гербах Герб – это наследуемая эмблема, для которой характерно наличие щита как основного изобразительного элемента. Само происхождение термина «герб» подчеркивает его значение как символа родовой связи. В западнославянских и верхнегерманском языках слово «herb» означает «наследство», «приданое». Геральдика наука, которая изучает и объясняет уже созданные гербы и знаки, определяет правила составления новых. В современном мире насчитывалось более двух сотен государств. Практически у каждого из них есть своя официальная символика. История многих государственных гербов насчитывает сотни лет.

№ слайда 5

Описание слайда:

В геральдике установилось пять основных форм гербового щита: варяжский, итальянский, испанский, французский и германский. Наибольшее распространение при составлении гербов получил французский щит. Именно он присутствует на всех гербах русских городов. Основными фигурами герба являются изображения, помещенные на щите. Вертикально посередине щит может пересекать широкая полоса – столб, горизонтально – пояс, а по косой – перевязь. Если перевязи пересекаются, образуя угол, их называют стропилом. На щите может быть крест – изображение пересеченных столба и пояса. Также на щит помещают изображения человека, животных, птиц, рыб, географических объектов и т. д. Иногда на щите можно увидеть и мифологических существ.

№ слайда 6

Описание слайда:

Рыцарские щиты покрывали яркими красками – эмалями. Согласно правилам геральдики при составлении гербов используется ограниченное количество цветов: красный, синий, зеленый, пурпурный, черный, а также геральдические металлы – золото и серебро, которые являются желтым и белым цветами соответственно. Геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, постоянство, величие, прочность, великодушие, провидение и солнечный свет; серебро символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира; лазурь - величия, красоты, ясности; червленый цвет означает храбрость, мужество, неустрашимость, зрелость и энергию; зелень символ радости, надежды, природы, достатка, процветания, надежды, изобилия, свободы; черный цвет это благоразумие, мудрость, честность, смирение; пурпур - достоинство, сила, мужество.

№ слайда 7

Описание слайда:

Воронеж В червленом (красном) поле с золотой главой, обремененной черным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, с червлеными языками, увенчанным тремя золотыми императорскими коронами и держащим в правой лапе золотой скипетр, а в левой - золотую державу, выходящая справа золотая сложенная из валунов гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах, окруженной по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели - витязи на зеленой земле в серебряных кольчугах, зерцальных доспехах, шлемах со стрелками и несомкнутыми спереди бармицами, в червленых плащах, заколотых на правом плече серебром, в рубахах и сапогах той же финифти и портах того же металла; правый - держит в правой руке золотой меч, направленный книзу, а на поясе его - золотые ножны; левый - держит в левой руке перед собой золотой старинный (миндалевидный) щит, на котором размещена эмблема с полкового знамени пехотного полка, утвержденная 8 марта 1730 года, на поясе его - меч в ножнах того же металла. Щит обрамлен орденскими лентами: справа - ордена Ленина, а слева - ордена Отечественной войны I степени.

№ слайда 8

Описание слайда:

Санкт-Петербург Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей - морского (наискось слева направо от зрителя, лапами в верхнем левом от зрителя углу щита; имеет две лапы и поперечную деталь на анкерштоке) и речного (наискось справа налево от зрителя, лапами в верхнем правом от зрителя углу щита; имеет четыре лапы и лишен поперечной детали на анкерштоке), положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. Щит увенчан императорской короной с двумя выходящими из неё андреевскими лазоревыми лентами. За щитом два положенных накрест золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, соединённых андреевской лазоревой лентой.

Какой из наших населенных пунктов «отправили на мыло», а какой «получил по тыкве»?

С одобрения руководства Челябинской области там организован конкурс на лучшую идею по увековечению дня, когда над регионом взорвался метеорит. Среди наиболее «креативных» предложений граждан – изменение герба области, на котором рядом с верблюдом предлагают поместить метеорит.

Герб Челябинска.

«МК» изучил самые странные гербы российских областей и городов. Чего мы только там не нашли: от тигра-негроида до жертвоприношения, опиумного мака и фрагментов целлюлозы.

Начнем все-таки с челябинцев. Сейчас главным элементом герба этой области и ее столицы является верблюд. Изображение «корабля пустыни» попало на геральдический щит еще во времена государыни Екатерины Великой. В описании герба Челябинска, утвержденном 6 июля 1782 г., говорится: «В...нижней части щита – навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят». Авторы имели в виду, что через этот уральский город исстари проходил караванный путь по которому доставляли в европейскую часть станы товары из Монголии, Китая. Так что с исторической точки зрения существование челябинского «гербового» верблюда вполне логично и оправдано.

Чего не скажешь о «герое животного происхождения», обосновавшемся на гербе города Серпухов. Геральдическим символом этого подмосковного райцентра уже более 200 лет является павлин! (Так и хочется двинуть в народ лозунг: «Подмосковье – родина павлинов!»)

Герб Серпухова

Но как же экзотическая райская птица «свила гнездо» в наших северных краях, на берегах Оки? Оказывается, когда в конце XVIII века по распоряжению упомянутой уже императрицы Екатерины в стране началась кампания по массовому присвоению гербов городам, тогдашний главный герольдмейстер империи, граф Франциско Санти разослал по всем уголкам страны анкеты, желая выяснить, какой в каждом городе и городишке имеется «эксклюзив», – чтобы его-то и отобразить на гербе. В ответе, полученном из Серпухова, внимание Санти привлекла фраза: «в монастыре одном павлины родятся...» (Имелся в виду Высоцкий монастырь, чьим монахам еще в 1691 г. окольничий Михаил Колупаев в качестве вклада подарил павлина и паву, с которых и начался серпуховской павлиний род.) Столь малозначимая ремарка в анкете и стала причиной «воцарения» павлина на гербе Серпухова.

Однако павлин – это хотя бы «звучит гордо». Некоторым другим населенным пунктам достались пернатые куда менее «топовые». Например, город Елабуга в Татарстане, известный ныне автомобильным производством, 232 года назад удостоился герба, на котором «...в нижней части щита в серебряном поле сидящий на пне дятел, долбящий оный, ибо там множество сего рода птиц».

А вот Иркутск обзавелся на своем гербе животным, в реальности вовсе не существующем. Сей уникальный экземпляр представляет собой тигра-«негроида», снабженного перепончатыми лапами и плоским «мясистым» хвостом, как у бобра.

Герб Иркутска

Откуда взялся такой мутант? – Читаем описание герба, утвержденного осенью 1790 г.: «В серебряном поле щита бегущий тигр, а во рту у него соболь». Что ж, тут ничего сверхъестественного нет, ведь в те давние времена на востоке огромной Сибирской губернии тигры встречались не редко. Однако само это название животного у сибиряков как-то не прижилось, и вместо него могучую полосатую кошку местные жители называли бабр. Дальнейшее развитие событий легко представить: чиновники, далекие от сибирской экзотики, легко спутали тамошнего бабра с широко распространенным «водным зверем» – бобром. Вот и получилось впоследствии, согласно официальным документам, что у жителей Иркутска на гербе изображен бегущий бобр(!), который держит в пасти соболя. Чтобы хоть как-то подогнать под это несуразное описание «картинку», тигру с иркутского герба и подрисовали «бобровые» задние лапы и хвост, убрали полосатую окраску шкуры, заменив ее однотонной черной.

Нашелся среди прочих гербов российских, снабженных изображениями животных, один весьма «садистский». На гербе Каргопольского района Архангельской области красуется, согласно утвержденному в июне 2004 г. описанию, «в лазоревом поле серебряный, с золотыми рогами баран, лежащий на золотых головнях; все объято червленым (красным) пламенем». То есть фактически изображен процесс зажаривания барана – неразделанного, прямо во всей его натуральности. Объяснением появления на гербе такого «ужастика» служит то, что на Русском Севере был широко распространен еще с языческих времен обряд жертвоприношения барана. В некоторых селениях Каргопольского уезда даже существовало до революции «баранье воскресенье», во время которого крестьяне закалывали барана и приносили его в жертву Илье-пророку.

Среди сотен российских городских гербов встречаются такие, изображение на которых по нынешним временам можно трактовать, как запрещенную пропаганду.

На гербе поселка (прежде бывшего городом) Епифань в Тульской области можно увидеть наркотик – коноплю.

Герб поселка Епифань

Согласно старинному описанию герба, он представляет собой «щит, поле серебряное с черною внизу землею, из которой вырастают три былины конопляные, показуя, что окрестности сего города между прочими произведениями, изобилуют в коноплях». Понятно, что наши прадеды, рисуя коноплю на гербе Епифани, о наркотических свойствах этой «травки» даже и не помышляли. В те времена данное растение активно культивировалось ради получения из него пеньки для плетения прочных канатов и полезного конопляного масла.

Все та же «криминальная» конопля изображена на гербе некоторых других территорий, где в прошлом процветало выращивание конопли для хозяйственных нужд, – Кимовского района Тульской области и города Новозыбков в Брянской области (в этом последнем случае стебли конопли изображены свернутыми в зеленый сноп, а в 1980-е г.г., когда конопля уже попала в «черные списки», вместо снопа стали рисовать более «безобидный» геральдический элемент – пушку).

В геральдику пробрался и другой наркотический «объект». Вот утвержденное в марте 1843 г. описание герба города Дербент в на территории нынешнего Дагестана: «...В нижней половине щита, разделенной на две части и имеющей серебряное поле, на правой стороне старая крепостная стена с воротами...; на левой стороне переплетшиеся корни растения марены и несколько стеблей маку, перевязанных золотой веревкою, в знак того, что жители с большим успехом занимаются обрабатыванием марены и разводят мак для приготовления из него опиума (ширяк)».

Герб Дербента

Мак-опиат изображен и на гербе города Карачев (нынешняя Брянская область), который был утвержден в 1781 г. «...В нижней части щита герба – в серебряном поле пук связанного золотой верьвою распустившегося маку, которого в окрестностях сего города в полях довольно сеют и оным торгуют.»

Некоторые гербы «оснащены» элементами довольно неожиданными. Скажем, в старом (1781 г.) описании герба города Шуя (Ивановская область) написано: «...В нижней части щита – в красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Правда, в современной версии герба, утвержденной в 2004 г., этот брус мыла превратился в некий абстрактный «золотой брусок с тремя видимыми гранями – передней, обращенной прямо, верхней и левой».

Герб города Шуя

Волею столичных герольдмейстеров город Сенгилей (нынешняя Ульяновская область) получил по тыкве. В прямом смысле слова: «...В нижней части щита – две большие тыквы с ветвями в серебряном поле, означая изобилие сего рода плодов».

«Подсказкой» создателям гербов порой становились сами названия старых русских поселений. Вот, например, два города в нынешней Пензенской области – Верхний и Нижний Ломов. Тут и особо фантазию напрягать не надо, – в обоих случаях в гербах городских, в их нижней части фигурируют «пять железных ломов, положенных звездою, острыми концами кверху, означающие имя сего города».

Ну-ка, самые сообразительные читатели, догадайтесь, как на гербе проиллюстрировать название Духовщина? Для тех, кто не справился с таким заданием, цитируем фрагмент из описания герба, утвержденного в 1780 г. для этого города на территории нынешней Смоленской области: «...В нижней части щита в белом поле куст роз, производящий приятный дух».

Конечно, творчество изобретателей гербов «времен строительства развитого социализма в стране», ушло прочь от всей этой архаики. В СССР города и поселки получали гербы «пропагандистские» – в духе агитплакатов. На них изображались электростанции, заводы, турбины, ледоколы, сталелитейные ковши, шестеренки (ну оч-чень популярный был геральдический элемент!), трубы, колосья, молоты... На утвержденном в 1980-м гербе города Братск, где построили крупнейший целлюлозо-бумажный комбинат, были помимо всего прочего изображены даже «стилизованные фрагменты химической формулы целлюлозы».

Кульминация городских гербов в западноевропейской традиции относится к XV веку. В России о городских гербах как символах самоуправления можно говорить лишь с XVIII века. По мнению известных специалистов в области геральдики, на Руси в домонгольский период существовали эмблемы – «прародители» городских гербов.

Сам термин «городской герб» впервые появился в царском указе 1692 года в связи с гербом города Ярославля.

герб города Ярославля из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

На гербе изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья ещё в IX-X веках. Возможно, изображение соответствует легенде об основании Ярославля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.

Уже упоминалось, что появление русских городских гербов относится к удельному периоду и их происхождение связано со знаками собственности и княжеского достоинства владельцев уделов. Иллюстрирующая это положение типичная схема такова:

Знак собственности князя ---- Знак земли ---- Знак главного города этой земли ---- Знаки княжеских родов из этой земли.

Герб города Владимира.

Этот древнейший городской герб не только Руси, но и Европы возник в XII веке.

В XII веке, в домонгольский период город Владимир стал первым объединительным центром удельной Руси - столицей владимиро-суздальских князей. Неизбежность появления столичного герба обусловлена возвышением этого города. Великие князья владимирские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо нуждались в символе более масштабном, чем личный геральдический знак Рюриковичей предшествовавшего (киевского) периода – трезубец и двузубец. Новым символом стал лев. По мнению ряда исследователей, лев был эмблемой князя Андрея Боголюбского.

Лев – олицетворял власть, отвагу, силу, милость, великодушие.

В христианской символике лев – символ евангелиста Луки и по библейской традиции – колена Иудина; символ царственной даруемой Богом власти великих князей; символ поверженного зла; символ притязания на царственную власть и символ свидетельства царской власти.

Данная символика совпадала как с проводимой великими князьями владимирскими политикой, имевшей чёткое идеологическое оформление, так и с их самооценкой.

Древний герб города Владимира, описание которого дано в «Титулярнике» 1672 года, представлял идущего на задних лапах льва в профиль, на голове – древняя корона, в передних лапах – длинный 4-конечный крест. С точки зрения правил геральдики древний владимирский лев имел неправильную геральдическую позу, так как не «нападал» на противника, а «убегал» от него. Эта геральдическая неточность была устранена в XVIII веке.

Лев на гербе города Владимира являлся не единичным символом. Культурное окружение ему составляла белокаменная резьба соборов XII-XIII веков Владимира, Суздаля, Юрьева Польского.

В настоящее время часть специалистов в области геральдики придаёт владимирскому гербу статус первого государственного герба в истории отечества.

Герб города Владимира из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

Герб города Москвы.

Все версии истории герба города Москвы свидетельствуют о долгом периоде его становления.

Первоначально это было изображение белого коня на червлёном поле. Конь останется постоянной фигурой московского герба.

Конь – культовое существо со многими сакральными функциями, в число которых входят: храбрость льва, зоркость орла, быстрота оленя, ловкость лисицы. Конь чуток, предан, благороден.

Известно, что московская идеологическая традиция ставила этот город приемником Киева через Владимир. Тогда гербовой фигурой Москвы логичен был бы владимирский лев. Он мог быть главной фигурой или каким-то образом присутствовать на гербе. Отсутствие льва специалисты с области геральдики объясняют двумя причинами. Во-первых, московские князья в условиях монголо-татарского ига были более скромными чем домонгольские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Во-вторых, Владимир с символом льва всё-таки оказался под татарами, с которыми Москва с конца XIV века научилась вести успешную борьбу.

Затем в гербе города Москвы появился всадник на коне. Всадник оседлал, подчинил своей воле не просто животное, а культовое существо – коня. Отсюда статус всадника очень высок. После Куликовской битвы 1380 года всадник олицетворялся со Святым Георгием на коне, поражающим змея. Позднее – с конным воином с мечом, далее – с со всадником с копьём (ездец), далее – с конным воином, поражающим копьём крылатого змея или дракона, как символ независимости от татар. При этом в силуэте конного воина стали постепенно появляться «портретные» княжеские черты. Во времена правления князя Василия II Тёмного (1425-1462), имевшего титул «Государь всея Руси», всадник превращается в князя. При Иване III (1462-1505) всадник в доспехах, в развивающемся плаще колет копьём распростёртого под копытами его коня змея. Это уже герб государей Московских, государей всея Руси. Он очень близок к государственному. Специалисты по геральдике считают, что московские князья искали символ более государственный, чем династический. В правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог в 1472, на государственной двусторонней печати в 1497 году появилось второе, помимо всадника, изображение коронованного двуглавого орла. Иван III при этом имел уже титул «Божию милостью господарь Всея Руси, Великий князь. И Великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Угорский, Вятский, Пермский, Болгарский». Так московский герб ещё более приблизился к государственному. В XVI-XVII веках существовало чёткое толкование всадника как великого князя, царя или наследника.

Тематическая беседа в начальной школе. Младшим школьникам о гербах городов русских


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание материала: В наши дни патриотическое воспитание занимает достаточно много времени в процессе воспитательной среды, поэтому мною была разработана программа по внеурочной деятельности «Твоя Россия». Предлагаю учителям общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования материал - справочник о гербах городов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: беседа, классный час, викторина, игровой час, внеклассное мероприятие, виртуальное путешествие и т.д. Материал призван помочь любому ученику ответить на такие важные вопросы, как:
1) Как и когда появились отличительные знаки у русских городов?
2) Какими были отличительные знаки у средневековых рыцарей?
3) Какие именные знаки были у знатных людей России?
Цель: знакомство с отличительными знаками (герб) русских городов, создание краткого, красочного интересного справочника о гербах городов.
Задачи:
1.Создать яркое образное представление об эпохе средневековых рыцарей и Древней Руси, способствовать формированию представлений о первых знаках отличия русских городов.
2.Вызвать интерес учащихся к истории России, расширить представление об истории России, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
3.Воспитывать уважительное отношение к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за принадлежность к корням России.
Учитель:
Нелегка была жизнь средневековых рыцарей. Доспехи тяжелые на себе носи, капризы дамы сердца терпи, да еще и турниры бесконечные. Даже по уважительной причине не пропустить! Вдруг все подумают, что струсил. Засмеют еще.



В шлеме за забралом зимой холодно, летом жарко и оруженосца не слышно. Трудно было общаться в доспехах. Пришла однажды кому-то идея: чтобы рыцарей между собой не путали и простые люди издалека узнавали, решили они свои щиты раскрасить. У каждого свой рисунок, свои фигуры, цвета и знаки опознавательные. Такие доспехи и на турнире, и на поле боя далеко видны.


Гербы средневековых рыцарей


Рисунок на щите стали называть «гербом». Герб закрепился за каждым рыцарем, и путать их перестали. Постепенно сложились и правила, по которым можно было придумывать разные новые гербы.Идея с именным знаком отличия понравилась многим. Своими семейными гербами знатные люди украшали наряды, комнаты замков, кареты. Мода на гербовые эмблемы пришла и в Россию. Но право иметь свой семейный герб получили только дворяне и …города.

Вспомните, наверняка вы видели герб своего города? Может, там изображена красивая корона и якоря, или всадник в доспехах, который убивает змея, а, может, какое-либо другое животное?
Даже самый простой рисунок-символ может рассказать о многом. Главное, суметь его «прочитать».

А знаете ли вы, что означает цвет на гербе?

Красный цвет называется «червленым» и служит символом храбрости и мужества, а также символизирует кровь, пролитую за веру, государя и Отечество.
Герб города Тулы


Синий зовется «лазурным» и символизирует красоту.
Голубой – символ красоты, величия, верности, доверия, безупречности, а также развития движения вперед, надежды, мечты.
Герб города Коломны


Зеленый – означает надежду, молодость, радость, изобилие, плодородие, свободу, покой и мир.


Черный – говорит о печали, благоразумии и смирении. Кроме того, это символ образованности, скромности, осторожности.
Желтый и белый – сравнивают с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой чаще всего символизирует богатство, а серебряный – чистоту.


Фиолетовый – символ царского или королевского происхождения. Фиолетовую краску получали из очень дорогих и редких ракушек. Из-за высокой стоимости ее могли использовать лишь при царских и королевских дворах.


Герб рода князей Трубецких



Герб рода князей Потемкиных




Герб - это эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (город, страну, сословие, род, и тому подобное). Изучением гербов занимается геральдика.

Что означают животные на гербах?

Бык – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.

Герб города Энгельса Саратовской области


Волк -символ жадности, злости и прожорливости. Помещается на гербах как знак победы над жадным, злым противником.
Герб города Волковыск


Голубь – символ смирения и чистоты, святого духа.
Герб города Благовещенска


Змея – символ мудрости, добра и предосторожности.
Герб города Змеиногорска (Алтай)


Кабан (вепрь) –символ неустрашимости и могущества.


Кошка дикая -символ независимости.
Герб Вологды


Лев - символ власти, силы, храбрости и великодушия.
Герб города Владимира


Герб города Белгорода


Медведь – символ предусмотрительности и силы.
Медведь изображён на гербах многих городов: Екатеринбург, Новгород, Норильск, Пермь, Сыктывкар, Хабаровск, Ярославль и многих других.


Герб города Ярославля


Овца -символ кротости, доброты и сельской жизни.
Герб города Евпатории (Крым)


Герб города Самары


Олень -символ воина, перед которым бежит неприятель.


Герб города Нижнего Новгорода


Орел -символ зоркости.
Герб города Орла


Пчела – символ трудолюбия и неутомимости.
Герб города Тамбова



Сова -символ мудрости, смекалки и расторопности.
Алтай


На древних рельефах можно увидеть множество различных чудовищ: драконов. крылатых быков и львов, людей с головами крокодилов и бегемотов, русалок с рыбьими хвостами. Но не гидра, сфинкс или грифон, а именно двуглавый орел стал символом России.
Изображение двуглавого орла возникло еще за три тысячи лет до нашей эры. В цивилизации древних шумеров, живших в те времена, орел с двумя головами был божественным символом.
Принято считать, что двуглавый орел появился на гербе России сразу после брака великого князя Московского Ивана III и принцессы Софии (Зои) Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI. София Палеолог привезла с собой некие регалии с изображением двуглавого орла. Таким образом, Иван III наследовал не только царский титул, но и герб династии Палеологов.

Герб страны - орел двуглавый
Гордо крылья распустил.
Держит скипетр и державу,
Он Россию сохранил.
На груди орла щит красный.
Дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный
На серебряном коне.
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Мы так привыкли к гербу Москвы с изображением Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Как и когда он попал в Россию? Георгий Победоносец – это общехристианский святой, почитаемый во многих странах.