Как заставить свой мозг работать быстрее? Чтобы голова хорошо работала — какие продукты нужно кушать Мозг не хочет работать



Неделю назад на работе мы с коллегами подняли интересную тему, и по следам нашей дискуссии я решила написать этот текст. В общем, мы в редакции говорили о том, как улучшить работу мозга. Думаю, весной эта проблема терзает многих (а многих - и не весной!), и некоторые способы улучшить собственное соображение мне показались наиболее любопытными.

С чего мы вообще этим заинтересовались

Как и в любой другой редакции, у нас нет какого-то слишком четкого плана действий, большую часть времени мы проводим в поисках вдохновения - а именно в интернете. Время от времени кто-то из нас натыкается на различные тесты (Кто вы в мире животных? Какой вы хлеб?), и мы все радостно их проходим, а затем сравниваем результаты.

А тут что-то на нас нашло, и мы массово пошли проверять собственный интеллект. И были неприятно поражены - во время учебы в университете у каждого из нас показатели были на несколько пунктов выше. То есть что? То есть, с годами мы стали медленнее, хуже соображать.

Справедливости ради могу сказать, что некоторые из нашей редакции (не будем показывать пальцем) и вовсе собственным мозгом не пользуются, так что ситуация складывалась плачевная.

Как заставить мозг работать? Как соображать быстрее и эффективнее? Как принимать решения? Это настолько застопорило нашу работу, что мы углубились опять в интернеты и начали искать различные способы, а потом сразу их опробовали.

Апгрейдим себя

Апгрейд мы начали с того, что выявили различные аспекты интеллектуальной деятельности, а именно:
  • память и концентрация внимания;
  • восприятие информации;
  • решение различных вопросов и задач;
  • воображение;
  • логические цепочки;
  • умение быстро реагировать;
  • умение находить нестандартные решения.
Сразу скажу, что есть способы, которые помогают на 100% загрузить мозг, есть способы, которые прокачивают что-то одно, есть те, что совмещают несколько навыков.

Я советую вам сначала пройти несколько простеньких тестов - никаких ссылок не даю, чтоб не сочли за рекламу, но я надеюсь, вас не забанили в гугле? Тогда вы легко найдете официальные психологические тестирования на каждый вид умственной деятельности, а затем решите, что именно вам нужно развить и прокачать.

Улучшаем память

Памятью мы пользуемся на протяжении всей нашей жизни. Если в какой-то момент не пользоваться ею, то она начинает ослабевать - совсем как мышцы без тренажерного зала и физических нагрузок. Значит что? Правильно, значит нужно почаще запоминать что-то.

Однако, мозги - слишком ценный ресурс для того, чтоб хранить какие-то бесполезные сведения. Ну, по крайней мере, я так считаю, и мои коллеги со мной согласны. А это значит, что вам нужно:

  • учить что-то РЕГУЛЯРНО;
  • запоминать полезные для вас сведения;
  • пользоваться знаниями.
Самый простой способ улучшить память - учить иностранный язык. Любой, лишь бы вам нравилось. Если язык вам действительно нужен, то можно пойти в какой-то учебный центр, а если вы просто хотите понять, как тренировать мозг, то вам подойдет любой сервис для изучения иностранного языка.

Одна из моих коллег в порядке эксперимента в течении недели занималась на одном популярном портале немецким языком, и вот какие у нее результаты:

  • она стала лучше реагировать на какие-либо оперативные задания;
  • улучшилась техника чтения;
  • стала более разговорчивой;
  • отметила улучшение памяти (легче запоминает номера телефонов, задания, планы на день).
Из чего делаем вывод - метод рабочий, а в качестве приятного бонуса у вас будет новый иностранный язык в активе.

Разучивание стихов

Говорят, что это влияет на память, но я бы сказала, что это скорее активизирует мозги. Дело в том, что в любом стихотворении существует огромное количество смысловых линий и образов, и когда мы многократно в процессе запоминания прочитываем эти строки и воспроизводим в своем мозгу эти образы, мы обрабатываем какое-то невероятное количество информации, что позволяет нам нагрузить мозг на все 100 процентов.

Этот метод мы не проверяли, но одна из наших девочек, которая постоянно разучивает стихи с сыном, говорит что это действительно помогает держаться в интеллектуальном тонусе. Верим ей на слово, а вы можете попробовать.

Восприятие информации

У вас в школе был такой предмет, как техника чтения? Или, может быть, вы ходили на курсы по скорочтению? В общем, у нас в редакции оказалось даже двое выпускников таких курсов, и вот что они нам рассказали:
  • нужно учиться видеть предложение целиком, а не последовательно;
  • необходимо привыкнуть пробегать по странице взглядом, вырывая фрагменты текста - это улучшает его распознавание и позволяет читать намного быстрее;
  • лучше всего человек воспринимает хорошо структурированный текст.
Можно найти в интернете тренажер для скорочтения, и иногда тренировать собственные мозги с его помощью. Это действительно поможет в работе - вы сможете быстрее воспринимать информацию, быстрее справляться с работой, и осилите новый детективчик буквально за вечер (это, конечно, минус - но зато быстрее узнаете, что убийцей был дворецкий).

Вопросы и задачи

Это очень простой способ - пробуйте решать время от времени какие-либо задачки, загадки на логику. В течении недели две девочки из редакции занимались тем, что каждое утро в течении получаса решали логические загадки - все они есть в сети, если кто желает. По результатам этой недели можно сделать следующие выводы:
  • это реально работает;
  • если заставить мозг с утра хорошо потрудиться, он потом в течении всего дня работает на 100 процентов;
  • в интернете не так много хороших загадок;
  • это входит в привычку и помогает поднять самооценку.
На работе это отразилось положительно, у обеих девушек улучшился слог и они стали быстрее справляться с привычным объемом работы (для того, чтоб в свободное время опять решать свои загадки).

Развиваем воображение

Как развить мозг на всю катушку? Задавайтесь теми вопросами, которые никогда не приходили вам в голову. Попробуйте доказать или опровергнуть существование:
  • потолочного лампогрыза;
  • инопланетян;
  • компьютеров, которые испытывают эмоции.
Если вы увлекаетесь какими-нибудь творческими занятиями вроде рисования или сочинения небольших рассказов (или даже больших), то попробуйте выполнить несколько работ на сложную несуществующую тему. Опишите свою картину апокалипсиса (например, что будет с Москвой, если её захватят голуби? Или бабули у подъездов?), попробуйте порисовать несуществующие вещи.

Дело в том, что когда нашему мозгу ставятся непривычные задачи, он начинает отыскивать в закромах памяти все сведения, которые так или иначе касаются данного вопроса. В это время устанавливаются новые нейронные связи между разными частями и клетками мозга, что позволяет легко улучшить собственные умственные способности.

Как развить мозг и при этом не слишком себя утруждать? Наполните свою жизнь впечатлениями и событиями! Любое событие, которое мы расцениваем как не очень типичное для нашей жизни, выводит наш мозг на новый уровень. Те люди, которые говорят, что в жизни нужно попробовать все - правы. Попробуйте полеты в аэротрубе, сходите на мастер-класс к хорошему шоколатье, выбросите все юбки из гардероба и ходите только в шортах. Любые безумства хороши (только не забывайте о репутации и здоровье).

Найдите различные тренажеры реакции. Они хороши тем, что заставляют работать наш мозг в непривычном режиме. Ну, посудите сами - где вы еще спасете квадрат от летающих полосок?

Как ни странно, для тренировки мозга подходят и компьютерные игры. Здесь мнения в редакции разделились на мужскую и женскую половину, но я расскажу вам про обе стороны этой медали.

Девушки в нашей редакции (во главе со мной, между прочим) уверены в том, что лучше всего на интеллект влияют обычные казуальные игрушки - например, в известной соцсети. Собирайте цветные камешки, играйте в покер, спасайте мармеладных мишек - это помогает и отвлечься на минутку (а переключаться между различными задачами полезно для мозга), и ставит вас в неожиданную ситуацию.

Во всяком случае, когда мне нужно спасти мармеладных мишек из-под толстого слоя льда, я чувствую себя героем и немножко сумасшедшей, что для меня очень нетипично.

Мужская часть редакции уверена в том, что игры - дело хорошее, если они сложные, серьезные и большие. Танчики, вархаммер, различные РПГ и шутеры - все это, по словам наших мальчиков, развивает реакцию, помогает держать интеллект в тонусе (там, оказывается, нужно не просто стрелять, а еще и тактику иметь), а хорошая графика также помогает отвлечься и воздействует на наши органы зрения.

Ну и последний совет на сегодня - уже лично от меня. Читайте книги, каждая прочитанная книга приближает вас к новым интеллектуальным способностям и умениям. Нагружайте свой мозг на все 100 процентов, и не забывайте о том, что знаний много не бывает.

И так, как же раскрыть возможности мозга и заставить его работать в полную силу? Читайте ниже рекомендации и начинайте выполнять их прямо с сегодняшнего дня:

    • Решайте загадки и головоломки.
    • Развивайте амбидекстрию (двуправорукость, способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.
    • Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии.
    • Изучайте интеллект-карты (mind mapping) (прим.: диаграмма связей, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем).
    • Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши тампонами, принимайте душ с закрытыми глазами.
    • Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино, шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще.
    • Ищите области пересечения между на первый взгляд не связанными между собой вещами.
    • Учитесь пользоваться клавиатурами с разным расположением клавиш (научитесь печатать вслепую).
    • Придумывайте новые способы применения для обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто?
    • Изменяйте свои привычные представления на противоположные.
    • Изучайте техники развития творчества.
    • Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
    • Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..»
    • Бегайте, резвитесь!
    • Переверните картины, фотографии вверх ногами.
    • Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения.
    • Изучайте логику. Решайте логические задачи.
    • Изучите научный способ мышления.
    • Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
    • Мыслите позитивно.
    • Займитесь каким-нибудь видом искусства – скульптурой, живописью, музыкой – или испытайте себя в каком-либо другом творчестве.
    • Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
    • Ешьте продукты, полезные для мозга.
    • Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
    • Занимайтесь физическими упражнениями!
    • Сидите прямо.
    • Пейте много воды.
    • Глубоко дышите.
    • Смейтесь!
    • Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби.
    • Заботьтесь о хорошем сне.
    • Практикуйте короткий сон.
    • Слушайте музыку.
    • Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
    • Ограничивайте себя в применении техники.
    • Изучайте материалы по изучению мозга.
    • Смените одежду. Ходите босиком.
    • Совершенствуйтесь в беседах с самим собой.
    • Станьте проще!
    • Играйте в шахматы или другие настольные игры. Играйте по интернету (особенно интересно играть в реальном времени по электронке!).
    • Играйте в игры «для ума». Судоки, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам.
    • Будьте непосредственны, как дети!
    • Играйте в видео игры.
    • Развивайте чувство юмора! Пишите или сочиняйте шутки.
    • Составьте Список 100 (прим.: техника для генерации идей, обнаружения скрытых проблем или принятия решений).
    • Используйте метод Квота Идей (Idea Quota) (прим.: метод составления в течение дня предварительного списка идей).
    • Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Составьте банк идей.
    • Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени.
    • Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
    • Ведите дневник.
    • Изучайте иностранные языки.
    • Ешьте в разных ресторанах – предпочтение национальным ресторанам.
    • Изучайте компьютерное программирование.
    • Читайте длинные слова наоборот. !еинеджуборП
    • Измените свое окружение – измените место расположения предметов, мебели, переезжайте куда-нибудь.
    • Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
    • Изучайте язык символов.
    • Изучайте искусство игры на музыкальных инструментах.
    • Посещайте музеи.
    • Изучайте функционирование мозга.
    • Изучайте технику быстрого чтения.
    • Определите свой стиль обучения.
    • Учитесь методу определения дней недели для любой даты!
    • Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
    • «Приблизительный расчёт». Чего больше – листьев в лесах Амазонки или нейронных связей в мозгу? (ответ)
    • Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
    • Стройте Дворцы Памяти.
    • Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
    • Занимайтесь сексом (Извините, здесь без комментариев).
    • Запоминайте имена людей.
    • Медитируйте. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
    • Смотрите фильмы разных жанров.
    • Откажитесь от телевизора.
    • Учитесь концентрироваться.
    • Будьте в контакте с природой.
    • Мысленно решайте математические задачи.
    • Откажитесь от спешки.
    • Измените привычную скорость различных видов деятельности.
    • Делайте только одно дело за раз.

Доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы ­ Института морфологии человека РАМН Сергей Вячеславович Савельев рассказывает об эволюции мозга и делится своими прогнозами развития человечества.

Мозг эволюционировал не для того, чтобы мы стали хорошо думать, создавать бессмертные произведения, решать математические проблемы или посылать людей в космос. Он развивался, чтобы быстро и эффективно решать биологические задачи. У нас плохие ногти, медленные ноги, нет крыльев, отвратительная анатомия - мы ходим на двух ногах, как динозавры. И наше единственное преимущество перед другими биологическими видами - размер мозга.

Возникшая в то время речь была инструментом половой конкуренции? И вызвала ли она рост мозга ?

Речь и коммуникация возникли как основа для совместных действий при охоте в воде. Но очень быстро их начали использовать по-другому - для обмана. В любом мире продемонст­ри­ровать способность к действию гораздо проще и выгоднее, чем что-то сделать. Вот представьте себе: приходит самец к самке и рассказывает, что он поймал огромную рыбу, но вдруг появились злые звери, ­отняли ее и съели. У вас уже рождается образ - а событий-то никаких не было. Он все это придумал, чтобы достичь результата: покорить самку и изготовить себе потомка. Речь стала эволюционировать потому, что она не подразумевает никакой дея­тельности. Она энергетически более выгодна. Врать выгодно везде, и этим занимаются все. Речь ­помогала ­в конкурентной борьбе за пищу, за самку, за доминантное положение в стае. Однако речь не такое приобретение, которое перестраивает или увеличивает мозг. У микроцефалов, например, мозг меньше, чем у шимпанзе, но при этом они неплохо говорят.

Когда же мозг начал расти?

Поскольку группа могла решать свои задачи только в стабильной ситуации, когда никто между собой не грызется, самых агрессивных и самых умных стали либо уничтожать, либо изгонять из стаи. В результате этой скрытой формы селекции шла эволюция. С одной стороны, это был консервирующий, или стабилизирующий, отбор: благодаря отказу от биологической индивидуальности создавалась группа с определенными усредненными свойствами. С другой стороны, изгоняемые мигрировали, приспосабливались к новой среде, плодились и снова изгоняли асоциальных и самых умных. Так появлялся новый миграционный путь. И если мы проследим историю движения человечества, то выясним, что на каждом новом месте мозг немного увеличивался и за несколько миллионов лет достиг максимального размера - 1650 г, что почти на 300 г больше, чем у современного человека.

Как социальный отбор внутри группы повлиял на формирование мозга ?

Миллион с небольшим лет назад социальная структура общества благодаря жесточайшему внутреннему отбору развила лобную область мозга. У человека эта область огромная: у остальных млекопитающих она гораздо меньше относительно всего мозга. Сформировалась лобная область для того, чтобы заставить человека индивидуального делиться пищей с соседом. Ни одно животное не способно делиться пищей, потому что еда - источник энергии. А людей, которые не делились пищей, в социальной группе просто уничтожали. Кстати, мы все знаем пример работы лобной области - это анорексия. Человека, который, чтобы похудеть, перестает есть, заставить потом невозможно - и в конце концов он умирает. Но, оказывается, его можно вылечить: если подрезать ему лобные области, он начнет есть. Этот метод практиковали до 1960-х годов, пока не запретили психохирургию.

Когда и почему человеческий мозг начал уменьшаться?

Мозг рос, пока было куда мигрировать и пока людям приходилось решать только биологические задачи. Когда человечество столкнулось с социальными проблемами, мозг стал терять в весе. Этот процесс начался примерно 100 тыс. лет назад. Приблизительно 30 тыс. лет назад это привело к уничтожению неандертальцев. Они были умнее, сильнее, чем наши предки кроманьонцы; они творчески решали все проблемы, придумывали орудия, средства добывания огня и т.д. Но из-за того что они жили небольшими популяциями, у них социальный отбор был меньше выражен. А кроманьонцы пользовались преимуществами больших популяций. В результате длительного негативного социального отбора их группы были хорошо интегрированы. Благодаря популяционному единству кроманьонцы уничтожили неандертальцев. Против массы ­посредственностей даже самые сильные гении ничего не могут сделать. В конце концов мы остались на этой планете одни.

Как показывает эта история, для социализации большой мозг не нужен. Прекрасно социализированная тупая особь интегрируется в любое сообщество гораздо лучше, чем индивидуалист. В ходе эволюции личными талантами и особенностями жертвовали ради биологических преимуществ: еды, размножения, доминант­ности. Вот какую цену заплатило человечество!

То есть вес мозга говорит о способностях человека?

Да, о его потенциальных возможностях. В 75% случаев у человека, обладающего большим мозгом, в четыре раза больше шансов стать гением или обладать талантом, чем у человека с маленьким мозгом. Это факт, статистика.

Почему умственный труд дается нам с трудом? Это тоже результат уменьшения мозга ?

Мозг - странная структура. С одной стороны, он позволяет нам думать, с другой - не позволяет. Ведь как он работает? В расслабленном состоянии, когда вы отдыхаете, скажем, смотрите телевизор, мозг потребляет 9% всей энергии организма. А если вы начинаете думать, то расход повышается до 25%. А ведь у нас за плечами 65 миллионов лет борьбы за еду, за энергию. Мозг привык к этому и не верит, что завтра ему будет, чем питаться. Поэтому он категорически не хочет думать. (По этой же причине, кстати, люди склонны переедать.) В ходе эволюции даже возникли специальные защитные ­механизмы: когда вы начинаете интенсивно работать, размышлять, у вас тут же вырабатываются специальные соединения, вызывающие раздражение: вам хочется есть, в туалет, у вас возникает миллион дел - все, что угодно, только бы не думать. А если вы ложитесь на диван со вкусной едой, организм приходит в восторг. Тут же начинает вырабатываться серотонин - он всего на ­положение одной молекулы отличается от ЛСД. Или дофамин, или эндорфины - гормоны ­счастья. Интеллектуальные затраты так не поддерживаются, и организм им сопротивляется. Мозг большой не для того, чтобы работать все время, а чтобы решить проблему энергии. У вас возникла биологическая задача, вы включились и напряженно поработали. А как только решили задачу - тут же выключились и на диван. Выгоднее иметь огромный мощный компьютер, запустить его на три минуты, решить задачу и тут же отключить.

Мозг всегда работает целиком?

Нет, он к этому не приспособлен. Когда вы смотрите кино, работают затылочные области, когда слушае­те музыку - височные. И даже меняется кровоснабжение - то к слуховой области, то к ­зрительной, то к моторной. Поэтому, если вы хотите сохранить мозг в целости, нельзя заниматься, например, одной физкультурой. Если вы не будете при этом давать себе интеллектуальные нагрузки, причем разнообразные, то кровоснабжение будет проходить преимущественно в моторных областях, а не в интеллектуальных, то есть ассоциативных, и там раньше начнется склероз. Старушка будет подвижная, стройная, но в полном маразме.

Из-за этой особенности мозга нам сложно делать несколько дел одновременно?

Да, конечно, много дел требуют повышенной концентрации, и энергетические затраты резко возрастают. Приток крови идет сразу к нескольким областям, сопротивление мозга нарастает: чем больше вы включаете нейронов, тем больше мозг не хочет работать.

Как заставить ленивый мозг работать?

Сделать это очень сложно. Конечно, мозгу можно сулить какие-то отсроченные результаты, но биологические организмы требуют только немедленных результатов: до завтра ведь можно и не дожить. Так что этот способ подходит единицам. А вот обмануть мозг можно. Для этого существует два приема. Первый - с помощью обманных обещаний, второй - с помощью так называемой смещенной активности. Приведу пример. Собака сидит около стола, вы - за столом, на столе - бутерброд. Собака хочет стащить бутерброд и понимает, что ее накажут. И вот она сидит-сидит между двух огней и вдруг ­начинает остервенело чесать за ухом. Она не может ни остаться безучастной, ни среагировать - и выбирает третий путь. Это и есть смещенная активность - занятие делом, ­напрямую не ­относящимся к тому, что вам действительно нужно. Это то, что загнано в щель между биологической («хочу») и социальной («надо») мотивацией. Писатели, скажем, начинают писать совсем не то, что должны, фотографы - снимать что-то не относящееся к заказу - и результаты часто бывают гениальными. Кто-то называет это озарением, кто-то вдохновением. Достичь этого состояния очень сложно.

Можно ли сказать, что спо­собности человека заложены в его мозге ?

Да, и их нельзя ни расширить, ни увеличить - только реализовать. Например, у художника огромные затылочные поля - раз в пять-шесть больше (по весу, размеру, числу нейронов), чем у обычного человека. Этим определяются его способности. У него больше ресурс по ­обработке, он будет видеть больше цветов и деталей, поэтому вы никогда не сможете с ним договориться о том, что касается изобразительной оценки. Людям с разными способностями трудно понять друг друга. И чем сильнее выражены их способности, тем хуже.

Как выявить способности человека?

Наука этого, к сожалению, не может. А технические средства пока не очень развиты. Однако, я уверен, через пять-десять лет технологии усовершенствуют, появятся высокоразрешающие томографы (сейчас их разрешение - 25 микрон, а нужно 4–5 микрон), и тогда с помощью специального алгоритма можно будет сортировать людей по способностям и отбирать гениев в разных областях.


Звучит устрашающе. К чему это приведет?

К тому, что мир изменится навсегда. Самое приятное - благодаря такой сортировке люди смогут заниматься тем, к чему они дейст­вительно склонны. И это принесет ­многим счастье. Не надо будет никого травить газом Эр-Эйч, как в фильме «Мертвый сезон», чтобы все были ­тупыми и счастливыми. Еще одно последствие - индивидуальные различия перекроют этнические, и расовые проблемы исчезнут. Зато появятся новые - такие, с которыми человечество еще никогда не сталкивалось. Потому что гении, которых отберут искусственным путем, кардинально и, главное, незаметно для окружающих изменят мир. В ближайшем будущем человечеству предстоит очень короткая, но очень яростная гонка. Кто первый создаст систему сортинга, тот будет править миром. Вы же понимаете, что в первую очередь эту технологию используют не на благо общества, а в военных целях. Это будет чудовищно. По сравнению с этим Вторая мировая война покажется игрой в солдатиков.

А в каком направлении сегодня идет естественный эволюционный процесс?

Социальный отбор, начавшийся 10 млн лет назад, дейст­вует по сей день. Из общества до сих пор изгоняют не только асоциальных элементов, но и самых умных. По­смотрите на судьбы великих ученых, мыслителей, философов - мало у кого хорошо сложилась жизнь. Это объясняется тем, что мы, как обезьяны, продолжаем конкурировать. Если среди нас появляется доминантная особь, ее надо немедленно ликвидировать - она же угрожает каждому лично. А поскольку посред­ственностей больше, любой талант должен быть или изгнан, или просто уничтожен. Именно поэтому в школе отличников преследуют, обижают, третируют - и так всю жизнь. А кто остается? Посредственность. Зато прекрасно социализированная.

То есть мы до сих пор живем по тем же законам, что и десятки миллионов лет назад?

В основном все едят, пьют, размножаются и доминируют. Все остальные законы, системы только маскируют это явление. Сегодня все процессы - в сфере политики, бизнеса и т.д. - строятся по биологическим законам. Предприниматели, например, стремятся на всем сэкономить, чтобы получить конкурентные преимущества и таким образом повысить свою доминант­ность. Социальные же законы, моральные и этические установки, привитые родителями, наоборот, мешают бизнесу, и все стараются их обойти, чтобы больше заработать.

Раз все построено на инстинк­тах, значит, чтобы управлять людьми, надо к этим инстинктам и апеллировать?

А все так и делают. Ведь что обещают политики? Каждому мужику по бабе, каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке водки. Мы вам изменим социалку - вы будете лучше жить. Мы вам сделаем доступное медицинское обслуживание - вы деньги сэкономите и здоровье сохраните. Мы вам снизим налоги - у вас будет больше еды. Это все биологические предложения, связанные с энергией и продолжительностью жизни. А где социальные предложения? Почти никто из политиков не говорит об изменении социальной структуры общества, о ценностях. Вместо этого они говорят: мы дадим вам денег - а вы размножайтесь. Или вот еще пример доведенной до абсурда инстинктивной формы поведения по установлению доминантности - умный дом Билла Гейтса. В этом доме есть хозяин - он входит, и для него настраивается кондиционер, меняются влажность, свет. Уходит - и все подстраивается под запросы менее главного начальника. То есть в доме, по сути дела, находится стадо бабуинов, которые своим появлением в каждой комнате доказывают друг другу, кто главнее. И это называется умный дом? Да это шизофрения в обезьяннике. Апофеоз биологического начала. А подается все это как устройство мира будущего. Какое устройство мира будущего?! Того и гляди хвост отрастет до колена при таком будущем. Все нововведения направлены на одно и то же.

Похоже, что перспективы нашей цивилизации в том, что касается интеллекта, радужными не назовешь.

Если социум сохранится в нынешнем виде, в чем я сомневаюсь, то наш интеллектуальный уровень сильно упадет. Это неизбежно. Уже сейчас образовательный ценз значительно снижается, потому что возникла великая вещь - информационная среда, которая позволяет людям имитировать знания, образованность. Для приматов это очень большой соблазн - такая имитация позволяет ничего не делать и иметь успех. При том, что интеллектуальное развитие будет снижаться, требования к уровню социальной адаптированности будут повышаться.

Вот, например, объединили Европу. Кто оказался самым успешным? Умные? Нет. Наиболее мобильные и социализированные, те, кто готов переезжать в другие города и страны и прекрасно там приживается. Сейчас эти люди приходят во власть, в структуру управления. Европа, объединившись, ускорила деградацию интеллекта. На ­первый ценност­ный уровень выходит способность человека поддерживать отношения, на второй - все остальное: профессионализм, умения, навыки. Так что нас ждет интеллектуальная деградация, уменьшение размеров мозга, отчасти, может быть, физическое восстановление - сейчас же пропагандируется здоровый образ жизни.


Человек не может обладать и высокими умственными способностями, и развитыми социальными навыками?

Очень редко. Если человек думает о чем-то своем, ищет решения, которых до него не было в природе и в обществе, это исключает высокий уровень адаптированности. И даже если общество признает его ­гением, он в него не впишется. Высокая социализация, в свою очередь, не оставляет ни на что времени. Массовики-затейники мало пригодны к подневольному труду. Потому что они приобретают доминантность, повышают свой рейтинг с помощью языка, а не дел.

Отличается ли мозг женщины от мозга мужчины?

Женский мозг меньше мужского. Минимум разницы в среднем по популяции 30 г - максимум 250 г. За счет чего он меньше? За счет ассоциативных центров, отвечающих за абстрактное мышление, - они не очень нужны женщине, так как ее биологическая задача связана с размножением. Поэтому женщины бывают особенно успешны в облас­тях, относящихся к воспитанию, образованию, к ­культурологической идентификации, - они хорошо поддерживают, сохраняют, передают преемственные культурологические системы - музеи, библиотеки. Кроме того, они добиваются прекрасных результатов в стабилизированных сообществах, там, где все правила уже определены и хорошо известны. Ну и, конечно, женщины бывают гениями - мозг очень изменчивая структура.

Статья печатается с сокращениями.

Зачастую мы обращаем внимание на то, что наша память стала не такой цепкой, как раньше, нарушается скорость мышления и обработки информации вследствие нарушения мозга. Это может быть вызвано естественным старением,

Уменьшением количества эстрогена, нарушениями гормонального фона и здоровья, а также другими причинами. Также существуют различные заболевания головного мозга, нарушающие его нормальное функционирование, одним из которых является болезнь Альцгеймера. Как заставить мозг работать? Ответ прост - надо создать условия, при которых мозг восстановит свои функции, это также предотвратит развитие симптомов болезни Альцгеймера впоследствии.

В этой статье мы рассмотрим, как заставить свой мозг работать, а также попытаемся объяснить, насколько важно для нормальной избавиться от некоторых привычек и завести новые, благоприятствующие его работе.

Существует несколько способов, как заставить мозг работать на 100%:


Многие из тех, кто решил для себя задачу, как заставить мозг работать быстрее,

Выработали несколько заповедей:

  • избегать депрессий и стрессов;
  • полноценно отдыхать;
  • совершать прогулки и выполнять физические упражнения, снабжая свой мозг кислородом;
  • избавиться от вредных привычек;
  • постоянно тренировать свой мозг;
  • употреблять большое количество овощей;
  • пить большое количество жидкости.

Придерживайтесь указанных правил и заповедей, и вопрос "как заставить свой мозг работать" станет для вас неактуальным.

Ты, несомненно, слышал о пользе ходьбы: она стимулирует кровообращение не хуже, чем бег, снижает риск возникновения инсульта и инфаркта и в конечном счете помогает держать мышцы в тонусе. И не только: «Прогулка способна сломать твои шаблоны мышления, - уверен профессор психиатрии из Института Дюка в Северной Каролине П. Мурали Дорайсвами. - Ходьба позволяет задействовать другие, более креативные части твоего мозга».

Как быть Оставь машину на дальней парковке (или выйди на две станции раньше, если добираешься домой на метро) и не поленись размять ноги.

2. Медитируй

Забудь про мантры, позу лотоса и полеты в нирвану (или что там за стереотип угнездился в твоем мозгу) - такой роскоши в повседневной жизни тебе явно не видать. Современная техника осознанности, про которую мы уже , очень близка к медитации по сути и подразумевает полную концентрацию на процессе, которым ты занимаешься. На любом. Будешь идти домой - сконцентрируйся на ходьбе. Будешь ужинать - рассматривай каждый кусочек мяса, пытайся заранее представить его вкус. «Осознанность нужна, чтобы очистить мозг от лишнего шума и застоявшихся, бесполезных идей. После подобной медитации он будет работать лучше», - утверждает Дорайсвами, индиец по национальности. В вопросе медитации на него явно можно положиться.

Как быть За ужином не позволяй себе отвлекаться. Полная концентрация на малозначительном процессе создаст в твоей голове своего рода вакуум. Вскоре в нем вполне может появиться стоящая идея - природа не терпит пустоты.

3. Попробуй на свежую голову

«У твоего мозга есть две стратегии принятия решений, - сообщает Дорайсвами. - Одна оперирует логическими доводами, другая - сиюминутными эмоциями». Стресс, усталость и голод сказываются на твоем настроении, даже если ты этого не замечаешь. Твоя задача - видеть разницу между этими двумя стратегиями и не давать эмоциям взять верх. «Если ты знаешь за собой привычку к эмоциональным поступкам, попробуй абстрагироваться, представляя на своем месте другого человека - что бы он сделал?» - советует Дорайсвами.

Как быть Потрать полчаса, чтобы подготовить себя к хорошему сну: сходи в душ, обсушись, поменяй простыни (ты помнишь - с полной концентрацией на процессе). Это гарантирует тебе хороший сон. Решение проблем отложи на утро - ты слышал, оно вечера мудренее.

4. Будь открыт новому

Любознательность - полезнейшее качество, но увы, с течением времени оно слабеет. Тебе все сложнее увлечься чем-то новым, а увлекаясь, ты быстро пресыщаешься. Не стоит с этим мириться. «Заставь себя получать информацию. Посещай открытые лекции, мастер-классы и семинары - что-нибудь обязательно тебя зацепит и, как следствие, выведет твое мышление на новый уровень», - обещает Дорайсвами. К твоим услугам - конференции TED, русскоязычные курсы онлайн-университета Coursera и десятки мастер-классов, ежедневно проходящих в любом крупном городе.

Как быть Если у тебя горят сроки, так и быть, мастер-классы отложи на потом. Займи свой мозг тем, что встретишь по пути на работу. Выявляй причины (откуда берутся очереди), изучай взаимосвязи (как подскочивший курс доллара влияет на пробки), приходи к новым выводам - как минимум это неплохая разминка для ума. Помнишь же про Ньютона и яблоко? Вот-вот.