Культурные изменения при петре 1. Преобразования Петра I в сфере культуры


Когда Петр I по возвращении из Европы в 1698 г. начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны, люди поначалу восприняли это как сумасбродство молодого монарха. Но они ошибались. Петр действительно начал широкую программу культурных преобразований. Бороды и кафтаны стали цветочками, но пошли и ягодки. Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей.

В жизнь дворян и горожан стали вводиться не только одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких) но и парики.

В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше, по старорусскому обычаю, пришедшему из Византии, годы исчислялись от мифического сотворения мира. Новый год начинался 1 сентября. Петр I предписал считать годы, как в христианской православной Европе (Юлианский календарь) - от Рождества Христова, а новый год открывать 1 января. Первого января 1700 г. Россия стала жить по новому календарю. Но для церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники.

Вскоре после переноса столицы в Петербург в этих праздниках стали участвовать царская семья, двор, гвардия, все население города. Проходили торжественные церковные службы, а на улицах устраивались елки, веселые гулянья, фейерверки; в домах горожан начинались пиры, в которых нередко принимал участие и царь.

За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера. Петр же ввел новое, европейское деление - деление суток на равные 24 часа. Все часы в России, в том числе на Спасских воротах Кремля, стали переделываться. Куранты Спасской башни впервые отбили 9 часов утра 9 декабря 1706 г.

Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и раскованным, чтобы ушли в прошлое закоснелые старомосковские ритуалы, сложные церемонии, подчеркивавшие важность и родовитость Княжеских и боярских фамилий. Первым пример новым способам общения давал сам Петр. Он запросто общался как со своими сподвижниками, так и с простыми горожанами и даже солдатами. Заходил в их дома, усаживался за стол, нередко становился крестным отцом детей не только знати, но и простолюдинов. Частыми в покоях царя, в домах его соратников стали дружеские пирушки.

С 1718 г. царь ввел в практику общения так называемые ассамблеи - собрания. Они периодически проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду. Молодежь танцевала, развлекалась играми. Государственные мужи вели солидные беседы, решали назревшие дела, купцы, предприниматели обсуждали профессиональные проблемы. В ассамблеях непременно участвовали женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.

Другими становились и манеры русских дворян и горожан, появился так называемый «политес», правила хорошего тона. Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Все это меняло облик высших слоев общества. Вышедшая в 1717 г. книга «Юности честное зерцало» (написана она была по указанию Петра), стала сводом правил хорошего тона - правил внешней культуры и поведения дворянина в обществе. В ней порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там в частности, говорилось о поведении за столом: «сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свинья и не дуй в ушное (от слова уха), чтобы везде брызгало, не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов (пальцев) и не грызи костей, но обрежь ножом».

При Петре российская жизнь засияла чередой новых праздников и увеселений. Помимо традиционных празднеств, связанных с именами и днями рождения царя, царицы, их детей, появились и новые - день коронации Петра I, день царского бракосочетания, а также ежегодные праздники, посвященные Полтавской битве (27 июня), победам под Гангутом и Грен гамом (27 июля), овладению Нарвой (9 августа), заключению Ништадского мира (30 августа). Особый праздник устраивался в честь учреждения первого и высшего русского ордена Св. Андрея Первозванного (30 ноября).

Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.

При активном участии Петра в России была издана и новая гражданская азбука - вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков

Старорусские буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Теперь единица обозначалась «1», а не буквой «А», как прежде.

Появились новые типографии. В них печатались русские и перевод) н.и учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки - общедоступные и бесплатные.

В 1702 г. в культурной жизни страны произошло примечательное событие: встав однажды поутру в один из декабрьских дней, москвичи обнаружили, что около московской типографии продаются какие-то диковинные печатные листы. Так вышла в свет первая в России массовая газета «Ведомости». Она предназначалась не только для царской семьи и высших сановников, как «Куранты» при Алексее Михайловиче. Ее вынесли на улицу. Тираж «Ведомостей» доходил до 2500 экземпляров.

Но вместе с этими новшествами и успехами русской культуры появились и первые признаки чрезмерного и порой необдуманного увлечении всем иностранным, чему пример подавал и сам царь. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился более чем 4 тысячами новых и иностранных слов. Многие из них были вовсе не обязательны. Письма царя пестрят немецкими, голландскими словами и терминами. Началось настоящее засорение русского языка.

Подражание западной моде привело к тому, что люди порой были вынуждены менять удобную и хорошо приспособленную к русскому климату и одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды. Действительно, какая польза от коротких панталонов, шелковых чулок, фетровых шляп при двадцатиградусных петербургских морозах!

Перемены в культурном облике России коснулись и внешнего вида русских городов. Петр понуждал городские власти строить современные здания, мостить улицы брусчаткой, как в европейских городах. Он в своих указах предписывал в уже существующих городах вносить элементы «правильности» - выносить жилые дома за «красную линию», «строить их не по середь дворов своих», создавать тем самым прямые улицы, добиваться симметричной планировки фасадов зданий. При нем впервые в России загорелись уличные фонари. Конечно, это было в Петербурге. А ранее в Европе только в семи городах - Гамбурге, Гааге, Берлине, Копенгагене, Вене, Лондоне и Ганновере (столице Саксонии) существовало освещение.

Для строительства Петербурга были мобилизованы тысячи работных, посадских людей, государственных крестьян. День и ночь к городу на телегах зимой - на санях везли строительный камень, кровельный материал, доски. Для проектирования и строительства улиц, дворцов, общественных зданий приглашены итальянские и французские архитекторы, инженеры, мастера. Стали создаваться замечательные архитектурные ансамбли - Адмиралтейство, Петропавловская крепость с новым собором, здание коллегий, дворец Меньшикова, здание Кунсткамеры и др.

Особенность культурной политики при Петре I: государь поощрял сферы, необходимые для государства: создание новой системы просвещения, развитие науки, светского искусства, изменения в быту.

Просвещение и наука. Реформы требовали большого количества образованных людей. Молодых дворян отправляли на учёбу за границу. В 1701 г. открыты Навигацкая школа (позднее – Морская академия), Артиллерийская школа , в 1707 г. – Медицинское училище , в 1712 г. – Инженерная школа . Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные школы». Появились новые учебники: «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703 г.). Поскольку многие дворяне учились неохотно, Пётр запретил им жениться до окончания обучения. Появились школы для детей рабочих и солдат. Образование стало светским. Богословские предметы отошли на второй план, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело и т.д. В 1708 г. страна перешла с церковнославянского шрифта на более простой граждан-ский шрифт.

В 1700 г. Пётр ввёл летоисчисление по европейскому образцу – не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Началом года стало 1 января. С 1703 г. стала выходить печатная газета «Ведомости » (с 1728 г. – «Санкт-Петербург-ские ведомости»), от-крылся первый музей в Петербурге – «Кунсткамера ». В 1714 г. в Петербурге создана первая в России государственная публичная библиотека.

В 1724 г. Пётр издал указ об учреждении Академии наук (открыта в 1725 г. после смерти царя). А. И. Манкиев написал «Ядро российской истории». При участии Петра I написана история Север-ной войны («Гистория Свейской войны »). Пётр организовал регулярное почтовое со-общение. Царь намеревался проложить торговый путь в Индию. Он направил экспедиции в Среднюю Азию. Были составлены карты Каспийского, Аральского и Азовского морей. Русские земле-проходцы достигли Курильских островов.

Общественная мысль. Центральной проблемой общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Принципы абсолютизма были разработаны Ф. Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). Экономист И. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» ратовал за дальнейшее развитие экономики. Поэт А. Кантемир вы-смеивавал в стихах противников реформ.

Во главе противников реформ Петра стоял его сын царевич Алексей. Реформы Петра обличались в произведениях старообрядцев, в «прелестных письмах» донского казака Никиты Голого .

Архитектура. В 1703 г. на-чалось строительство Петербурга. Были приглашены иностранные архитекторы: Ж. Леблон, Д. Тре-зи́ни, Б. Растрелли и др. Петербург XVIII в. строился как типичный западноевропейский город. Пётр решил: «Петербург будет второй Амстердам». Это был пер-вый город России, застройка кото-рого велась по заранее разрабо-тан-ному плану. Утверждается архитектур-ный стиль русское барокко. Барокко – направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контраст-ность, динамичность, стремление к пышности и величию. Заимст-вуются элементы западноевропейской архитектуры (готи-ческий шпиль). Петербург строился на болотистых берегах Невы в кратчайшие сроки в условиях сурового климата.

От голода и непосильной работы погибло множество людей. По словам Н. М. Карамзина, «Петербург основан на слезах и трупах». Известны стихи польского поэта А. Мицкевича:

Рим создан человеческой рукою,

Венеция богами создана,

Но каждый согласился бы со мной,

Что Петербург построил Сатана…

Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени:

Лет-ний дворец Петра I, Петропавловский собор (Д. Трезини );

Здание Две-надцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов );

Меншиков дворец (Дж.-М. Фонтáна и Г. Шéдель )

Строятся загородные дворцовые ансамбли под Петер-бургом – Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Цар-ское Село (Пушкин). Петергоф должен был, по замыслу царя, пре-взойти Версальский дворец французских королей.

В Москве возводятся: Арсенал в Кремле (Д. Иванов, X. Конрад, М. Чоглоков ), Лефортовский дворец (Д. Аксамитов ), Меншикова башня (И. Зарудный ).

Живопись . Ведущее место зани-мают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Портреты делятся на камерные , в которых художник стремится проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные , подчерки-вающие социальный статус изображаемого человека. Наиболее известные художники:

-И. Н. Никитин («Пётр Первый на смертном ложе», «Портрет канцлера Г. И. Головкина», «Напольный гетман»);

-А. М. Матвеев обучался в Голландии («Автопортрет с женой»).

А. Ф. Зубов создавал гравюры – панорамы Петербурга, батальные сцены из истории Северной войны и др.

Скульптура. Первые скульптуры для Летнего сада были привезены из Италии. К. Растрелли изготовил скульптуры для Петергофа.

Театр. Появляется общедоступный русский театр. В 1702 г. в «Комедийной хоромине» на Красной площади Москвы немецкие актёры разыгрывали пьесы иноземных авторов.

Быт. При-чиной отсталости России царь-реформатор считал пат-риархальный быт. Отвергая ненавистную старину, Пётр возвёл «брадобритие» в ранг государственной политики. За ношение бороды приходилось платить пошлину: дворянам – по 60 руб., купцам – по 100 руб., прочим горожанам – по 30 руб. в год. Уплативший получал медный знак, который носил на шее в доказательство того, что борода оплачена. Крестьяне пла-тили за бороду по одной копейке при въезде в город. Освобождались от уплаты лишь духовные лица.

С целью обратить рос-сиян в европейцев Пётр издал указ о ношении иноземной одежды немецкого или венгерского покроя. Декольтиро-ванные платья надели дворянские жёны и дочери. Пётр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак. Царь ввёл новые формы досуга – ассамблеи . На них следовало являться с жёнами и до-черьми. Это означало конец теремнóго затворни-чества русских жен-щин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер («политéса »), умения танцевать. Воспитание молодых дворян прохо-дило по учебнику хороших манер, привезённому из Пруссии – «Юно-сти честное зерцáло , или Показание к житейскому обхождению » (1717 г.).

Преобразования в области культуры позволи-ли России вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран. Зачастую заимствования из Европы носили характер слепого подражания. Среди русской знати за-родилось низкопоклонство перед западной культу-рой, пренебрежение к русским традициям, обычаям, языку. Преобразования фактически не коснулись крестьянства.

Таким образом , реформы Петра I трудно оценить однозначно.

С од-ной стороны, реформы были непонятны и не-навистны народу, они проводились бессистемно, жестоко, на крепостнической основе. Реформы усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада. В ре-зультате много-численных войн население страны сократи-лось.

С другой стороны, ре-формы нарушили неторопливый ход развития России. Пётр способствовал ускорению экономичес-кого развития, создал промышленность, флот, вывел Россию в число великих держав мира, сблизил с Западом («про-рубил окно в Европу»).

Отношение Петра I к Европе было противо-речивым. Он говорил: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом».

В России шёл процесс оформления абсолютной монархии – системы вла-сти, при которой вся её полнота принадлежит одному человеку, стоя-щему во главе государства – царю (императору).

План урока

1.Развитие науки.

2.Реформа образования.

3.Искусство в 1-й четверти 18 века.

4.Реформа в области быта.

Задание на урок.

Как история России отразилась в культуре н.18 века?

1.Развитие науки.

Развитие экономики спо собствовало разви-тию науки.

1700-создана горнораз-ведочная служба.

1703-открытие медного месторождения на Ура ле.

1706-открыт Аптекарс-кий огород в Москве.

1712-создание А.Нарто-вым 1-о в мире токар-ного станка.

1.Развитие науки.

1707-открыт 1-й госпиталь и медицинская школа.

1702-открыта обсерватория в Москве.

1707-составлена карта звездного неба.

1719-открыта для публичного посещения Кунсткамера.

1724-испытание подводной лодки.

1725-открытие Академии наук.

2.Реформа образования.

Реформы требовали гра мотных специалистов.

Петр начал с посылки дворян за границу,но вскоре в стране появи лись бессословные школы.

В 1701 г в Москве откры-лась Навигацкая шко-ла, где изучались прак тические дисциплины.

Затем появились Инже-нерная, Артиллерий-ская, Медицинская и др.школы.

2.Реформа образования.

Чтобы дворяне не уклонялись от учебы,Петр запретил священникам венчать их без справки об образова-нии.Чуть позже стали появляться школы для дво-рянских детей.

Развитие образования потребовало издания учебни-ков.Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого.

2.Реформа образования.

В 1703 г.Была издана 1-я русская газета- «Ве-домости».

Для облегчения образования в 1710 г.

Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный- гражданский.

В н.18 в. художествен-ная культура приобре-ла светский характер и получила поддержку государства.

Большого развития по-лучил жанр портрета. Наряду с приглашен-ными иностранцами большим мастером в этом направлении стал И.Никитин, соз-давший портреты Пет-ра и его соратников.

3.Искусство в 1-й четверти 18 века

Архитектура эпохи создавалась в основном в Петер-бурге.Наряду с иностранцами-Д.Трезини,Б.Растрел-ли работали и русские зодчие-И.Коробов,М.Земцов.

Наиболее знаменитыми сооружениями эпохи были: Кунсткамера,Дворец Меньшикова, Петропавловский собор.

4.Реформа в области быта.

Петр стремился привить в России европейские обычаи.Уже в к.17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для го-сударственных служа-щих.

Петр заботился о приви-тии хороших манер среди бояр, обучал из правилам этикета.

4.Реформа в области быта.

Для тех кто не хотел расставаться с рус-ским платьем Петр придумал налоги,нап-ример «Бородовые деньги».

С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по ев-ропейскому образцу.

В стране появились чай,кофе,табак,карто-фель помидоры.

4.Реформа в области быта.

С 1718 г. Петр начал собирать ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами.

На Ассамблеях играли на музыкальных инст-рументах, играли в игры, танцевали вели светские и политические беседы.
























Культурные преобразования Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя.

Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина. Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Быт... Б. И. Куракин

Наука и просвещение… 1. В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди. 2. Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

Наука и просвещение… 3. Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. 4. При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.

Наука и просвещение… 5. Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

Архитектура. Искусство. Литература. 1. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик. 2. Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

Архитектура. Искусство. Литература. 3. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга. 4. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой». «Автопортрет с женой» Петропавловский собор

Архитектура. Искусство. Литература. 5. До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском». 6.Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

Санкт – Петербург! Уникальным по своему архитектурному облику был Санкт-Петербург, основанный в 1703г. и ставший столицей государства в 1712 году. Петербург был не только любимым детищем царя, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербург отличался строгой планировкой улиц, каменными домами, уличным освещением, обширными парками, площадями и бульварами. Петербург - это принципиально новая архитектура России. В основу ее положен голландский вариант барокко со сдержанным оформлением и со стремлением к максимальной рациональности. Представителем этой тенденции был выдающийся архитектор Д.Терезини. Проспекты, каналы, мосты, парки делают честь искусству, архитектуре, всей петровской эпохе, её мастерам, их талантам и огромному созидательному трудолюбию. Не даром Петербург называют Северной Пальмирой.

Заключение. Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

РЕФЕРАТ

По: Культурологии

на тему: «Преобразования Петра I в области культуры»

Выполнил студент:

Бутринов А.А

Проверил преподаватель:

Исхакова О.А

Введение

1. Культура России в эпоху Петра Великого

2. Реформы Петра I в области культуры

3. Значение петровских преобразований в области культуры

Заключение

Библиографический список

Введение

Реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства. В.О. Ключевский, развивавший идеи СМ. Соловьева, писал о роли Петра и о его личном вкладе в организацию реформ: «подготавливались преобразования вообще, а не реформы Петра... Реформа была его личным делом, делом беспрецедентно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым» [Ключевский 1993: 57]. Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

Актуальность данной работы состоит в постановке самой проблемы - изучение вопросов преобразований в области культуры в России в эпоху Петра Великого.

Цель предлагаемой работы состоит в изучении и описании реформ Петра Великого в области культуры.

Задачи исследования:

1) изучить научную, учебную литературу, а также исторические источники по данной проблеме;

2) описать культуру в России в эпоху Петра I ;

3) раскрыть значение петровских реформ в области культуры.

Материалом данного реферата послужили научные труды, учебные пособия, исторические справочники по данной проблеме.

В данной работе применялись следующие методы исслелования: метод теоретического анализа источников и литературы по теме, метод синтеза, конкретизации, обобщения.

« Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы » Петр Великий .

1. Культура России в эпоху Петра Великого

В последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры. Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.

В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Петр Великий вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.

Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.

Известный историк и публицист М.М. Щербатов считал, что путь пройденный страной при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия. Карамзин в начале XIX века полагал, что на это потребовалось бы шесть столетий.

XVIII век был знаменателен для России значительными переменами и достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные её линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

Следует отметить, что на протяжении всего XYII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства - главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями - Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

В 1711 году вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 900 человек) Петр 1 учреждает Сенат, состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступал как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви, которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви - упразднения патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

18 век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 году была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ - Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия, созданная по инициативе Петра и открытая в 1725г. Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом, которой становится княгиня Дашкова.

По указу Петра вместо прежнего счета годам от "Сотворения мира" впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - тожественно встречать "Новый год и столетний век", украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По указу Петра вводилась новая форма общения людей - ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы - французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в России. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр преследовал две главные цели - приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенном в Европе, и приобщить русских женщин к общественной жизни. При организации ассамблей преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

2. Реформы Петра I в области культуры

Глобальных реформ коснулась архитектура, литература и искусство.

Петербург - единственный город, рожденный и формировавшийся в недрах общеевропейской культуры Просвещения. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м. Петр Великий строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам [Каган 2006].

В новой столице работали зодчие разных национальных школ. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко первой трети XVIII века или петровским барокко. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры.

До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия.

На рубеже XVIII и XIX столетий множество факторов - экономических, политических и, особенно, культурных - выводило страну на новый уровень развития. Культура Петербурга, храня верность некоторым принципам Просвещения, приобретала существенно иной облик.

Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.

Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.

Петровские преобразования в культуре ставили целью не только привлечь иностранных художников, но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества. Период ученичества был для русских мастеров недолгим, и уже во второй половине столетия вернувшиеся из Италии и Голландии художники доказали миру собственный талант, обретенное мастерство, создавая непревзойденные шедевры.

Положение портретного жанра свидетельствовало о том, что в центре внимания формировавшейся в Петербурге культуры стоял не Бог, а человек, и понимался человек все более и более конкретно - как индивид, как личность, как неповторимая индивидуальность, социальное положение и культурная деятельность которой заслуживали увековечения в художественном образе. Так изменялся смысл самого слова образ - из иконного изображения, из образа Божьего он превращался в изображение конкретного человека. литература петровский преобразование искусство

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Преобразования и приобщение России к европейским традициям, культуре, быту в конце XVII - XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.

В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений - среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе.

В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании. Построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д.

3. Значение петровских преобразований в области культуры

«С одной стороны, его реформы с каждым начинанием и в каждый момент предоставляли для страны и ее населения множественные новые ряды возможностей при огромном напряжении сил и жертвах как в войнах, так и при строительстве и т.п., о чем хорошо известно. Но бессмысленно оценивать реформы Петра с точки зрения соотношения успехов и жертв, такая историческая «экономия» бессмысленна, потому что оставляет без внимания сам уровень смысла (ценностей, идеологических сдвигов и духовных изменений). Этот «смысл» провоцируется личностными представлениями и внушениями конкретного исторического героя, с одной стороны, и объективным, т.е. в нашем случае общекультурным для страны и ее окружения расположением «светил» (ценностей, господствующих в то время), с другой, а также тем, что имел в виду Л.Н.Гумилев под картиной распределения энергии разных этносов в ту или иную эпоху. Есть множество и других факторов, вероятно, добавляющих разнообразные оттенки в общую картину события» [Любимова 1990].

Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся во введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

При Петре I осуществлялась коренная перестройка всей системы образования и науки в стране. Выходят учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, знаменитая «Арифметика» Л. Магницкого. Эту книгу, как и первую печатную грамматику М. Смотрицкого, М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре, истории и др. В то время издано свыше 600 названий книг и других изданий, в том числе и переводных. С этой целью в первой четверти 18в. было открыто несколько новых типографий.

Существенные изменения в петровскую эпоху произошли и в быту. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место светскости и рационализму. Европеизация быта прослеживается.

Согласно петровского указа с 1722 г. начался сбор материалов по истории России, в том числе В.Н. Татищевым (1686-1750), который позже написал пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен», переизданную в наше время.

Бурному расцвету придворного ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки драгоценных и поделочных камней, там же гранились и алмазы.

Петром I была создана модернизация самого понятия культуры для России, отныне культура и вера были двумя разными явлениями, которые в чем-то переплетались, но не полностью сливались. Религиозную часть культуры относили к национально-историческому развитию, а светскую в центр общественной и культурной жизни. Также Петром I была осуществлена полноценная церковная реформа, впоследствии которой в жизни россиян имели значение не только религиозные цели, но и другие немаловажные явления социальные, политические, научные и художественные. Результатами таких кардинальных реформ стало появление библиотек и общедоступных театров, парковой культуры, дворцовой скульптуры и морского флота. Русская культура стала проникаться немаловажным принципом историзма, события прошлого теперь преподносились как иллюстрация движения от прошлого к будущем и закономерности человеческого развития.

Это привело к более ощутимой сознательности не только людей знатного сословия, но и обычного народа. Понятия социального и культурного прогресса становятся приближенными к простому люду, который теперь начинает осознавать другой, более культурный и насыщенный знаниями мир.

«В России, как на поле битвы, одно сознание столкнулось с другим: не традиция и западная цивилизация, а одна утопия (православная, увядшая к тому времени, погрязшая в материальном интересе и раздоре, с ним связанном) с другой утопией (просвещенческой). С социологической точки зрения обе утопии равны, но ситуативно они располагались на разных отметках распада, обе в этом качестве были достаточно цепкими, ни одна, разумеется, не имела в виду ни страну, ни народ, а лишь господство и самосохранение; понятно, что речь идет о тех, кто эксплуатировал ту или иную идеологию, о носителях этого сознания» [Любимова 1999].

Посвящение в собственном смысле не исчерпывается выполнением определенного ритуала. Суть состоит в переходе от одного состояния к другому, от одного состояния всех способностей человека - к другому, в открытии нового порядка возможностей. Обратный процесс - посвящение по нисходящей линии, т.е. закрытие возможностей, обычно рассматривается как отклоняющееся поведение, как преступление, нарушение или, в лучшем случае, как деградация. В индуизме и джайнизме, например, нисходящее направление равноценно восходящему: все существа восходят к состоянию Бога и нисходят к противоположному, вечно и неизбежно; выход из этого «колеса» есть его осознание.

В литературу петровского времени активно внедрялась иноземная культура, и в основном она обогащала творчество элиты. Это породило раскол: народное творчество почти никак не соприкасалось с творчеством знатных людей. Увеличивалось количество печатных книг, которые не имели никакого отношения к религии, развивалась художественная литература и просто книги, имеющие житейское назначение. Это положило начало вступлению литературы России в эпоху классицизма, но все же множество литературных явлений, и даже обыденная речь теперь стали подвержены огромному влиянию Запада.

Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

В ХVIII М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, считал его идеальным монархом, лишенным каких-либо недостатков. Для Радищева, декабристов Петр был поистине Великаном с большой буквы.

Личность Петра I занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина. Поэт относился к Петру I с глубоким уважением. Петру I посвящены такие произведения, как «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого». Пушкин был намерен написать историческое исследование о Петре I. Но вместе с тем поэт видел и жесткость царя, который «уздой железной Россию поднял на дыбы».

Очень высокую оценку деятельности Петра I дал современник Пушкина историк М.Н. Погодин в 1841 году, то есть почти полтора столетия спустя после великих реформ первой четверти ХVIII

Однако, как сказано выше, деятельность Петра подвергалась сомнениям и критике, а подчас и жестокой хуле. Известный и авторитетный историк Карамзин обвинял Петра I в измене «истинно-русским» началам жизни, его реформы он называл «блестящей ошибкой». Можно было бы привести немало примеров негативного отношения к Петру I у славянофилов, ряда писателей последующего периода. Но наиболее интересно отметить взрыв, всплеск противоречивых оценок Петра I и его реформ в современных условиях. Казалось бы, в период реформ его деятельность должна быть примером, однако находится немало политических деятелей и представителей творческой интеллигенции, отрицательно относящихся к этому реформатору.

Петр имел дело прежде всего со «смешением», все представляло собою вынужденное сосуществование взаимоисключающего, несовместимого, разнородного, объединяемого лишь формально вероисповеданием, да и то подточенным расколом, скованным материальным интересом.

«Если квалифицировать преобразования Петра как начало эпохи Просвещения в России, то, очевидно, идеология Просвещения в том и состоит, чтобы дать дорогу рационализации всех, по возможности, сторон жизни. Эта идеология нацелена прежде всего против «традиционного типа действия», если воспользоваться термином М.Вебера, т.е. такого типа действия, который строится по мифологическому образцу и результатом которого является правильность исполнения, ритуал. Понятно, что настоящий сдвиг к рационализированному типу сообщества не мог произойти в России в XVIII веке, поэтому внедряемые Петром внешние формы рационализации могут, конечно, быть названы псевдометаморфозами, как это сделал О.Шпенглер. Однако если на всю эту ситуацию посмотреть не только с точки зрения эмпирии, пусть даже сравнительно-исторической, а поступить противоположным образом, выявить, какой мифологический паттерн определяет саму историческую ситуацию и какое духовное событие может быть аналогом для описания этого перехода, исторического перекрестка, в котором находилась Россия того времени, то мы получим иную картину, и многие моменты деятельности Петра, его успехов и неудач станут более понятными, по крайней мере, обретут свое место» [Любимова 1999]

Заключение

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России.

Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства. Петровские реформы в больше мере были ориентированы на включение России в мировое сообщество, приобщение ее культуры к западноевропейской и общую вестернизацию культурной жизни в России.

С одной стороны, эти реформы были необходимы стране для того, чтобы развиваться и двигаться дальше, идти в ногу со временем. Но с другой стороны, такие решительные перемены приобрели довольно противоречивый и отяжеляющий характер для общества России.

Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

Б иблиографический список

1. Буганов В.И. Петр Великий и его врем / В.И. Буганов.- М., 1989

2. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры / М.С. Каган. - Спб., 2006

3. Ключевский В.О. Русская история / В.О. Ключевский.- Кн. 3. - М: Мысль, 1993.:- С. 57 - 58.

4. Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли / В.О. Ключевский. - М.: Правда, 1990.

5. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.: Культура. 2004.

6. Татищев В.Н. Научное наследство / В.Н. Татищев. - М., 1990. Т.14.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс европеизации. Анализ оценок различных историков, касающихся преобразований Петра I в области культуры. Общественная мысль в эпоху Петра Великого. Преобразования в быту. Реформы в области образования и просвещения.

    реферат , добавлен 22.03.2007

    Ознакомление с особенностями развития литературы, театрального искусства, живописи, образования и науки в России во времена правления Петра І. Исследование влияния петровских преобразований в области культуры на изменение старых архитектурных традиций.

    реферат , добавлен 20.10.2011

    Культура России накануне вступления Петра на престол. Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру. Оценка роли петровских реформ в области культуры. Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого.

    реферат , добавлен 15.12.2003

    Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Культура Петровского времени. Реформы в области политики. Реформы в области науки и образования, культуры, архитектуры, скульптуры, живописи. Быт Петровского времени.

    реферат , добавлен 31.01.2008

    Насущная необходимость преобразований. Духовный кризис общества. "Европеизация" культуры и быта в эпоху Петра Первого. симпатия Петра к западному образу жизни. Петровские преобразования в искусстве. Архитектура, скульптура. Живопись. Ювелирное искусство.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2008

    Понятие и история развития культуры. Финансирование культурной сферы в РФ. Задачи, функции и структура управления культурой в Нижегородской области. Анализ состояния культурного потенциала региона. Итоги функционирования Министерства культуры области.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2015

    Особенность развития русской культуры в XVIII в. Подъем культурного и экономического развития России в петровскую эпоху. Предпосылки развития науки. Направления развития литературы и театра. Живопись и архитектура. Трансформация придворного быта.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    "Европеизация" культуры и быта в эпоху Петра I. Петровские преобразования в архитектуре, скульптуре, живописи, ювелирном искусстве. Проблемы духовного кризиса общества и обмирщения сознания. Сословные привилегии дворянства и развитие Санкт-Петербурга.

    реферат , добавлен 08.02.2009

    Взгляды исследователей русского общества на преобразования Петра I. Развитие просвещения как одного из главных условий преобразований XIII века. Утверждение идеологии "просвещенного абсолютизма", развитие архитектуры и изобразительного искусства.

    реферат , добавлен 11.11.2012

    Культурно-досуговая деятельность: сущность и характеристика. Традиции как один из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры. Новые культурно-досуговые традиции, сформированные в эпоху Петра I. Отдых и развлечения дворянства при Петре.

Исторические предпосылки и особенности развития русской культуры в конце XVII- первой четверти XVIII века . Ускорение темпов культурного развития. Инновационные процессы в русской культуре. Становление светской культуры. Усвоение гуманистических ценностей, рационалистического мировоззрения и идеологии просвещения Европы.

Преобразования в области просвещения . Возникновение светской школы. Указы Петра об обязательном обучении дворян и приказных 1714 года. Отправка волонтеров на обучение за границу. Введение гражданского печатного шрифта. Развитие книгопечатания. Первая русская печатная газета “Ведомости”. Основание и просветительская деятельность Кунсткамеры, Артиллерийского и Военно-морского музеев, Публичной библиотеки.

Возникновение науки . Основание Академии наук. Формирование научных кадров. Деятельность Л.Эйлера, Д. Бернулли, К. Вольфа, А. Шлецера. Появление плеяды отечественных инженеров (В.Корчмин, Г. Скорняков-Писарев, В. Геннин), механиков (А.К. Нартов), медиков (П.В. Постников), астрономов и математиков (Я.В. Брюс, А.Д. Фарварсон, Л.Ф. Магницкий), гидростроителей (М.И.Сердюков), корабельных мастеров (Ф. Скляев). Геологические изыскания и географические исследования Урала, Сибири и Дальнего Востока, побережья Каспийского и Аральского морей. Первая академическая экспедиция в Сибирь под руководством Д.Г. Мессершмидта. Открытие морского пути на Камчатку. Исследования Курильских островов (Д.Я. Анциферов, И.П. Козыревский, И.М. Евреинов, Ф.Ф. Лужин). Подготовка первой Камчатской экспедиции под руководством В. Беринга. Картография. Исторические сочинения Петра I, П.П. Шафирова. “Книга о скудости и богатстве” И.Т. Посошкова - первое экономическое исследование в России.

Общественная мысль . Теория “естественного права” и “общего блага” в сочинениях Ф. Прокоповича как рационалистическое обоснование абсолютизма. Современники о реформаторской деятельности Петра I (В.Н.Татищев, П.П. Шафиров, И.Т. Посошков, А.К. Нартов).

Быт и нравы. Европеизация быта. Преследование бород и старорусского покроя одежд. “Юности честное зерцало” как руководство хорошего тона и поведения в обществе. Ассамблеи и публичные празднества. “Всепьянейший собор” и секуляризация быта. Введение нового летоисчисления.

Новые черты русского искусства : отчетливо светский характер, синтетичность, подчинение потребностям государства.

Архитектура . Введение новых принципов градостроительства. Переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке города. Строительство Санкт-Петербурга. Создание дворцово-парковых ансамблей. Основные архитектурные стили первой четверти XVIII века. Характеристика творчества Ж.Леблона, Д.Трезини, Г. Матарнови, Г. Шеделя, А. Шлютера, И.П. Зарудного.


Живопись . Появление новых жанров в живописи: портрет, пейзаж, батальная живопись. Новые живописные техники. Характеристика творчества А. Матвеева, И.М.Никитина. Русская гравюра. А.Ф.Зубов.

Оценка культурных преобразований Петра в российской историографии. Проблема цивилизационного раскола российского общества в петровскую эпоху и его влияние на последующее развитие страны.

Значение и последствия петровских реформ. Их оценки в исторической литературе. Личность Петра I и его роль в российской истории.

Тема 2. Внешняя политика в первой четверти XVIII в.

Польша, Швеция, Турция, Иран.

Основные направления внешней политики. Европейское направление. Борьба за выход к Балтийскому морю. Северная война 1700 – 1721 гг. С оотношение сил противников, ход военных действий, основные этапы. Поражение под Нарвой и его причины. Начало наступления русских войск в Прибалтике. Взятие Шлиссербурга, Нарвы, Дерпта. Действия шведов против Дании и Польши Распад Северного союза. Альтранштадский мир. Вторжение шведских войск на Украину. Измена И.Мазепы. Битва у деревни Лесной. Полтавское сражение. Торунский договор. Восстановление Северного союза. Сражение при Гангуте. Вторая поездка Петра I за границу, ее цель и итоги. Аландский конгресс 1718 года. Разгром шведской эскадры у о. Гренгам. Ништадтский мир 1721 года и его условия. Присоединение части Прибалтики к России. Историческое значение победы России в Северной войне. Изменение международного и геополитического положения России. Модернизация дипломатического ведомства России . Коллегия иностранных дел. Открытие в Европе российских консульств и представительств.

Восточное направление внешней политики России . Борьба с Турцией за утверждение России на Черном море. Азовские походы 1695 – 1696 гг. Русско-турецкие отношения в годы Северной войны. Дипломатическая деятельность П.А Толстого в Константинополе. Прутский поход 1710 – 1711 гг. и его итоги. Активизация внешней политики России в Закавказье. Каспийский поход 1722-1723 годов. Петербургский мирный договор с Ираном и Константинопольский мирный договор с Турцией. Хивинский поход 1724 г.

Усиление международного влияния России.

Раздел 2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)