Новый комментарий


Растения кат Catha Edulis - это кустарник семейства бересклетовых, который проростает в странах Восточного Средиземноморья и Северной Африки. Энтеоген кат (khat) распространен на Аравийском полуострове, в Эфиопии, в Восточной и Южной Африке, в незначтельных масштабах он также культивируется в Индии и на Шри-Ланке. Происхождение ката спорно: одни считают, что он происходит из Эфиопии, откуда затем распространился на плоскогорья Восточной Африки и Йемена. Другие думают, что растение кат происходит из Йемена, откуда был привезен арабами в соседние страны. Это растение содержит наркотические вещества психостимулирующего действия, в связи с чем получило довольно широкую известность. При сушке ката наиболее активное вещество, катинон (cathinone), почти полностью испаряется за двое суток, оставляя более мягко действующий алкалоид, катин (cathine). Поэтому собранный урожай листьев и стеблей ката транспортируют в пластиковых мешках, или запакованным в листья банана, чтобы обеспечить сохранность высокой психоактивности.

Катинон (cathinone) - главный алкалоид растения кат

Листья ката не имеют запаха, на вкус горьковаты, их вяжущий сок обладает наркотическим действием: они содержат стимулирующее вещество - алкалоид катинон, или норэфедрон (b-ketoamphetamine), который в ряде стран признан наркотическим веществом. Катинон, как и эфедрон (метилкатинон), в России входит в список наркотических веществ. По своему действию на организм катинон близок к эфедрину и амфетамину, но по сравнению с амфетамином катинон показывает более низкий уровень возбудительных и токсических свойств. Изомер эфедрина, катовый алкалоид катин, или нор-псевдоэфедрин (cathine, D-norpseudoephedrine), имеет более слабое действие и не признается наркотическим веществом. Растение содержит также алкалоиды катидин, катинин, холин и бромиды.

В некоторых странах продаются капсулы так называемого наркотика “хагигат“, который изготовляют из листьев ката. Эффект от приема капсулы напоминает эффект амфетамина. Естественно, на каждого человека любое психоактивное вещество, в том числе и катинон, влияет по-разному; диапазон ощущений широк: от эйфории до депрессии. Препараты из листьев ката вызывают умеренную эйфорию и возбуждение, под его влиянием люди становятся разговорчивыми и кажутся неадекватными и эмоционально неустойчивыми. Кат может провоцировать неадекватное поведение и гиперактивность, он сильно подавляет аппетит и использование ката может привести к запору.

Традиционное употребление ката: жевание листьев

Жевание стимулирующих листьев ката (Catha edulis) является многовековой традицией населения ряда регионов Восточной Африки и Аравийского полуострова. Злоупотребление катом создаёт тяжелые медико-социальные последствия и признается серьезной проблемой целого ряда стран. Например, в Эфиопии это явление охватывает сейчас все слои общества - вне зависимости от социальной, профессиональной, этнической и религиозной принадлежности. Жевание ката быстро распространяется среди молодежи и женщин.

Растение кат (Catha Edulis) - народная эфиопская забава. Во многих странах кат считается наркотиком и запрещен, но в Эфиопии вполне легален. Молодые побеги ката жуют, получая от этого какой-то кайф. На юге страны кат продают чуть ли не на каждом углу, в уважающих себя отелях висят таблички “Кат в комнатах жевать запрещено” (поэтому все жуют, сидя на крыльце). Водители автобусов жуют кат, чтобы не заснуть за рулем, пассажиры автобусов - потому, что скучно ехать, или потому, что угостил сосед, работающие - чтобы веселее было работать, безработные - потому, что больше нечего делать, молодежь - по общемировой привычке молодежи к потреблению всякой наркотической дряни.

При этом среди эфиопов практически никто не курит. Крепкие спиртные напитки здесь тоже не в моде. Вот и остается жевать зеленые листики ката. Отдельные жители Эфиопии, конечно, курят. Но не табак. В городе Шашэмэнне находится центр растафарианской церкви, проповедующей идеи растафари и растаманской религии среди местного населения. И если вся Эфиопия слушает амхарскую музыку (то бишь народную), то в Шашэмэнне на каждом углу звучит растаманская музыка реггей и Боб Марли. Бывшие обитатели Ямайки, вернувшиеся в Эфиопию (которая, согласно их вере, и является настоящей землей обетованной, а белые все врут про свой Израиль), подобно своим карибским единоверцам, выращивают и употребляют марихуану в священных целях. Местная полиция, говорят, терпимо относится к этому факту, зато решительно пресекает все миссионерские поползновения растаманов - то есть попытки продажи марихуаны представителям других вероисповеданий.

Обычно свежие листья ката жуют или заваривают из них чай. Действие ката описывается в диапазоне от сравнения с употреблением очень крепкого кофе (стимуляция нервной системы) до кокаина и даже сильного эффекта амфетаминового типа - в зависимости от количества съеденных листьев. При этом последствия воздействия ката на организм человека пока слабо изучены учеными, хотя фиксировались случаи тяжелого состояния при передозировке. Несмотря на многовековую традицию употребления ката африканцами, пока неясно, вызывает ли употребление ката физическую зависимость. Жевание ката имеет некоторые побочные эффекты, которые быстро дают о себе знать - потеря аппетита, бессонница и общая подавленность.

Растение кат - национальный йеменский наркотик

Ежедневно после обеда племенной шейх Махвита Мохаммед Абу Али устраивается поудобнее в свой просторной комнате с группой людей для совершения ежедневного ритуала - жевать кат и беседовать. Каждый из пригашенных приносит с собой все самое необходимое для этой процедуры: собственный запас ката - большие пучки легконаркотических листьев для жевания во время обсуждения последних событий. Жующий набивает этими листьями ката щеку до тех пор, пока она не раздувается до, как кажется, угрожающих взрыву размеров. Беседа же течет от проблемы кого-то их приглашенных, которую Шейх Мохаммед терпеливо выслушивает, до последних новостей дня.

Подобную сцену можно ежедневно наблюдать по всей стране в домах людей абсолютно разного социального статуса. И если говорить о какой-то только йеменской традиции, то это, несомненно, жевание листьев ката. Для самих йеменцев жевание ката не является только лишь пагубной привычкой или времяпрепровождением: это стиль жизни. Торговлю катом поддерживают десятки тысяч семей страны и на это уходят миллионы долларов в год. В недавнем государственном отчете было отмечено, что 90% мужчин и, чуть ли, не меньше женщин жуют кат регулярно. Этой традиции подвержены и дети при достижении, примерно, 10 летнего возраста. Те, кто противостоит этой привычке, обращают внимание на ее пагубное влияние на здоровье и на то, что миллионы мужчин проводят огромное количество времени впустую. Но сторонники Шейха Мохаммеда предложат и другую точку зрения видения этой проблемы.

Традиция жевать кат появилась более 600 лет назад. На счет этого есть даже легенда, которая гласит следующее: один пастух обратил внимание на то, что его стадо, отведав листья некого растения, часто встречающееся в определенных районах Йемена, становится более спокойным. Скот, к тому же, стал более вынослив, а молоко более питательным. Тогда пастух стал жевать эти листья сам. Ему настолько понравилось, что он поделился секретом с другими, кто также пристрастился к жеванию листьев. Со временем, кат стал настолько популярен, что теперь выращивается на плантациях, охраняемых вооруженной охраной, заместив выращивание кофе, как менее выгодный продукт.

Культивация ката: выращивание ката в Йемене

Сегодня кат является самым доходным из урожаев. Он составляет 25% от всего урожая Йемена и 16% населения заняты его выращиванием. Этот кустарник выращивается на хорошо орошаемых почвах горных плантаций на высоте от 1600 до 2700 метров. При сборе листьев ката предпочтение отдается молодым небольшим листикам. Из-за разного типа почвы и техники полива в каждом регионе растет свой вид кустарников. Например, голубой горный кат, собранный в районе города Шахара, обладает таким сильным действием, что жующий его человек может не спать до трех дней. В прошлые времена кат потреблялся в основном состоятельным меньшинством йеменцев, но, начиная с 1970 года выращивание этого растения, которое оказалось намного выгоднее, чем производство кофе, приобрело огромные масштабы. Кат также популярен в Сомали, Джибути, северной Кении и южной Эфиопии. В некоторых районах вместо листьев, которые так любят в Йемене, потребляются мягкие стебли этого кустарника.

Несмотря на попытки йеменского правительства направить энергию население на выращивание других культур, многие отказались выращивать овощи и фрукты в пользу ката. В отличие от других культур, например кофе, кат растет в тех же климатических условиях круглый год, продается дороже и является более доходным занятием. Единственный недостаток - кату требуется много воды, которой недостаточно во всем арабском мире.

Жевание ката в Йемене происходит открыто и листья ката доступны в продаже абсолютно всем. Жевание ката это то, чего йеменцы стесняются в самую последнюю очередь и наоборот, ценят эту традицию и всячески отстаивают ее. В среднем на кат тратится до половины дневного дохода йеменца. В зависимости от сорта, пучок ката может стоить от 100 до 5000 риал. Новичок не определит качество листьев, цена которого, порой, разнится более чем в 20 раз. Кат на рынке различается по размерам, сортам и оттенкам зеленого. Так как листья ката должны быть свежими, его собирают утром и быстро доставляют с плантаций на рынок. Обычно кат перевозят на небольших грузовиках с вооруженной охраной. Места продажи ката на рынках самые многолюдные, особенно в полдень. Толпы йеменцев выбирают товар и торгуются. Как только товар приобретается, следующим этапом начинается обсуждение у кого сегодня жевать кат. Обычно идут к тем, у кого дома есть специальная комната - мафраш, чаще всего на последнем этаже дома или, хотя бы, диванная. После обеда, основного питания за день, так как после ката отсутствует аппетит, компания собирается в назначенном месте для последующего процесса жевания.

Как проходит церемония жевания листьев ката?

Считается хорошим тоном каждому из гостей, даже иностранцам, приходить со своим катом. Хозяин же угощает кальяном, питьевой водой, различными прохладительными напитками и чаем, так как жевание ката обезвоживает организм. В употребление идут только листья растения и их не глотают. Их пережевывают, обращая в пасту (мульчу), которую держат за щекой. После пары часов набивания щеки мульчей, которая прессуется в шарик, выделяемый сок попадает в пищеварительную систему.

Оживленная беседа о бизнесе или политике, если процесс происходит в катовых высокопоставленных лиц, постепенно угасает с началом действия наркотического эффекта листьев. Каждый погружается в свои собственные думы за передаваемым друг другу кальяном. Но ведь особо и не поговоришь с раздувшейся от ката щекой. А на некоторых кат начинает действовать наоборот возбуждающе и тогда они начинают громко говорить и смеяться.

Обычная процедура катожевания от начала до конца занимает 4…5 часов. Потом все расходятся по домам или на молитву после призыва муэдзина. Женщины жуют кат отдельно от мужчин, для них это отдых от домашних дел и просто шанс встретиться с подругами. Также считается, что кат способствует похуданию и выводит жир из организма.

НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ НАРКОТИКИ!!!

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.


Предупреждение: Данная новость взята отсюда .. При использовании указывайте ЭТУ ССЫЛКУ как источник.

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Есть в Йемене одна забава - легализованная наркота. Кат называется. Жуют его все местные товарищи мужеского пола, начиная лет с 12. А иногда и женского. Правда, последние не делают это на глазах у изумленной публики - чаще дома, втихоря, пока никто не видит.

Начинается все где-то после обеда. До обеда йеменцы ходят, как в воду опущенные - состояние, как "с похмела". А, вот, часов с двух жизнь налаживается. Но... обо всем по порядку.

Когда-то в Йемене рос самый лучший кофе в мире. Сорт "Мокко" по названию города, откуда он экспортировался за границу. Сейчас этот кофе здесь тоже растет, но уже не в таких количествах. Зато многие бывшие кофейные плантации теперь засажены катом.

Помните анекдот: "Оказывается, что конопля - это дерево, только никто ей вырасти не дает". Так вот, кат - это тоже дерево. В употребление идут его листья. После обеда на городских йеменских улицах разворачиваются целые рынки ката. Мужики расстилают на асфальте покрывала, ставят мешки с листьями ката и продают на вес. Чуть позже уже повсюду можно видеть дядек с пакетиками. Некоторые вешают их за ручки на ножны джамбий, используя, как крючки.

Говорят, что с первого раза никакого "эффекта" от листьев ката никто не получает. Хоть он и наркотический, но очень слабый. Но йеменцы, жуя его чуть ли ни с младенчества, подсаживаются на него знатно. Жуют его так: листья тщательно пережевывают и запихивают за щеку. В результате получается этакий "флюс". Потом все ходят очень довольными, попивают водичку, а вместе с ней внутрь попадает и сок от листьев за щекой.

Кат жуют и по одиночки, и компаниями. В городах существуют даже специальные нелегальные "катные" - заведения, где народ усаживается на пол и коллективно начинает ловить кайф. Но, пожалуй, самый прикол, связанный с катом, мы видели по дороге в Кавкабан. Эта дорога вьется серпантином по горам, и за каждым поворотом там открываются прекрасные виды. Так вот, наши бы, сами понимаете, взяли пивка, остановились бы в красивом месте, ну и сидели бы любовались. У йеменцев то же самое, только вместо пива - кат. Сидят, жуют и любуются! :)
Жевать эту радость мы пробовали. Сами, естественно, ее не покупали, но местные товарисчи нас часто пытались ею попотчевать. Я осилила один листик, Аня чуть поболе. Не произвело! По вкусу трава травой, эффекта с первого раза, действительно, никакого! А больше нас и не потянуло.

Сами же йеменцы описывают, что кат только бодрит и поднимает настроение. Глюков от него воде никаких нет. Но по-любому, под его действием к вечеру соображают они совсем туго, хотя и кажутся более бодрыми, чем по утру.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Традиция жевать листья растения под названием кат появилась в Йемене очень давно. По легенде, в 750 году один йеменский пастух заметил, что его козы, поев листьев одного из деревьев, становятся бодры и веселы. Пастух тоже попробовал жевать их, и ему понравилось. Считается, что так в Йемене появилась традиция жевать листья, содержащие «веселящие вещества».

ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Мужчина жует листья ката (Catha edulis) на рынке возле авиабазы Аль-Анад. Потребление наркосодержащих листьев ката — крупнейшая социальная проблема в Йемене. © Dmitry Chulov.

Этой статьей Сайт для любознательных путешественников начинает серию материалов под названием «Йемен до войны» . Побывать в Йемене мне удалось несколько лет назад, во время съемок серии репортажей для программы «Их нравы» (НТВ). Вместе с телеоператором Алексеем Передельским и большим другом нашей команды Георгием Леонтьевым мы проехали по городам и селам, пустыне, берегу Аденского залива, исколесили почти всю страну вдоль и поперек, воспользовавшись хрупким перемирием в жестоких стычках между местными племенами. Не уверен, что сегодня подобное путешествие удалось бы повторить, но точно знаю, что представления «западного мира» о Йемене, йеменском образе жизни и национальном характере ужасающе далеки от реальности.

Большая Йеменская командировка даже в то, мирное время выдалась не самой безопасной – нас не взяли в заложники совершенно случайно, как выяснилось позднее, мы разошлись с похитителями, и одно из горных племен захватило безрассудных путешественников-французов, выехавших из того же города незадолго до нас. В плену они провели около полугода, но все же остались живы. Передвигаться по стране нам приходилось исключительно в сопровождении военного конвоя, с машинами с установленными на них пулеметами в голове и хвосте колонны, никаких остановок по пути, только на блокпостах, на особо опасных участках – скорость максимальная, в том числе на извилистых горных дорогах…

Йемен вообще – это особый мир, в чем-то совершенно не изменившийся со средневековья, в чем-то способный до глубины души поразить «цивилизованного» человека, выходца из мира «западных ценностей».

Первый материал серии – о древней йеменской традиции жевать кат , который в России внесен в список наркотических и психотропных веществ, оборот которых законом запрещен.

Центрировать карту

Движение

На велосипеде

Проездом

Они устроились между камнями, — отсюда прекрасный вид на столицу. Мужчина с пакетиком в руках – в этих краях обычная картина. В пакетике – листья дорогого сердцу каждого йеменца растения. Каждый день после обеда жизнь в этой стране замирает, поскольку мужчины отправляются жевать кат…

Если, будучи в Йемене, вы увидите людей с раздувшимися щеками и зелеными зубами — не смущайтесь. Это верный признак того, что они жуют дурманящие «веселящие листья». Кат в Йемене жуют везде – дома и на работе, в гостях и за рулем, на свадьбах и во все дни недели.

Справка: Кат (лат. Catha) - монотипный род вечнозелёных кустарников семейства Бересклетовые (Celastraceae), включающий единственный вид - Catha edulis. С древних времён (задолго до начала использования кофе в XII в.) свежие или сушёные листья ката использовали для жевания или заваривания (как чай или пасту) в качестве наркотика. В социальном и культурном смысле кат можно рассматривать как заменитель запрещённого во многих арабских странах алкоголя. В Йемене по некоторым оценкам кат употребляет до 90% всего мужского населения и 25% женщин. Для самих йеменцев жевание ката не является только лишь пагубной привычкой или времяпрепровождением. Это стиль жизни. Торговлю катом поддерживают десятки тысяч семей страны и на это уходят миллионы долларов в год. Кат может провоцировать неадекватное поведение и гиперактивность. Растение кат запрещено к культивированию и обороту на территории РФ, подпадая под Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещён в соответствии с законодательством РФ и международными договорами.

После обеда на рынке ката в Сане оживление. Почти все столичные мужчины отправляются сюда, чтобы купить свежие листья… Тут не продают укроп или петрушку, но при этом продавцов и покупателей так много, что яблоку негде упасть. Приехать на крупнейший рынок ката Шумейла нам удалось в нужное время…

Фуад, покупатель : «Кат помогает мне чувствовать себя лучше, быть активнее»!


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Продавцы ката на рынке возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

Таких рынков по всей стране сотни тысяч, они есть в каждом городе и деревне. Цена за пакетик зелья — от доллара до пяти, платить — в йеменских реалах. Листья должны быть зелеными, сочными и свежими. Поэтому продают только те, что срезаны рано утром. Их фасуют в пластиковые пакеты и прикрывают от солнца, ведь засохшими их уже не купят.

Хасаб, покупатель : «Когда я работаю, то не жую. Но сегодня у меня выходной, а значит, могу себе позволить! Поэтому я и пришел на базар порцией свежих листьев».

Продавец йеменского чая с кардамоном и мятой улыбается, обнажая зеленые от свежего ката зубы. Хотя Мухаммед торгует именно чаем, но говорит, что работать на рынке и не жевать кат невозможно.

Мухаммед, продавец чая: «Я каждый день жую кат. За какую щеку закладывать – левую или правую — не важно, главное, чтобы кайф поскорее приходил…»


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Покупатели пробуют листья ката на рынке возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

«Вам какой сорт?» «Для работы или отдыхать?» Такие вопросы здесь слышны повсюду. Для постоянных покупателей продавцы перевязывают уже обрезанные листья – это «продукт готовый к употреблению».

Продавец: «Аллах Акбар! Сегодня вкуснее красный, но есть и белый, разложен по порциям…»

Покупатель Атрам считает, что лучший кат — белого цвета: «Я прихожу на рынок не каждый день, а всего лишь 6 раз в неделю! Хотите, пожуем вместе?..»

Пригласить пожевать в Йемене вообще — знак хорошего тона. Когда гости приходят в дом, то каждый приносит свой кат. Во многих домах есть даже отдельная жевательная комната для мужчин.

Повальным увлечением жевание ката стало в конце 60-х. Это в Европе кат как наркотик запрещен, а в Йемене сегодня нельзя найти человека, который бы не жевал листья, сорванные с национального дерева

На плантации неподалеку от йеменской столицы выращивают вовсе не молодые тополя, как может показаться с первого взгляда, а кат, жевать листья которого йеменские мужчины просто обожают.

Одна из многочисленных плантаций ката находится всего десяти минутах езды от центра йеменской столицы. Средний возраст деревьев на ней 90 лет. Они достигают высоты в 20 метров. Но чтобы собрать молодые побеги, их крестьянам лестницы не нужны. Мы не успели понять, что происходит, как один из плантаторов, вооружившись кинжалом, в считаные секунды взобрался на высоту…

Али Хамид Альмухадри, плантатор : «Умение лазить по деревьям – это традиция, передающаяся в наших краях от отца к сыну. Ведь в старину у нас не было никаких лестниц!


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Продавец ката со своим сыном на рынке ката возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

Окрестности йеменской столицы всегда считали прохладным, наиболее подходящим районом для выращивания ката. В собственности у Мухаммеда ни много, ни мало тысяча деревьев. Он выращивает кат 30 лет и знает про него все.

Мухаммед, плантатор : «Это неприхотливое растение. Воды ему нужно мало: летом поливаю раз в месяц по паре часов. А зимой не поливаю вообще. Разве что землю приходится рыхлить, чтобы листья лучше росли».

На плантации Мухаммеда собирают даже не листья, а молодые побеги – их ценят дороже. 10 веток – это целых 30 порций на рынке.

Говорить о кате йеменцы готовы всегда, и вскоре вокруг нас вскоре собралась целая группа людей. Они не видят в своей любви к кату ничего дурного. Эти листья жевали их деды и прадеды, а сама традиция уходит корнями в глубокую древность.

В Народной Демократической Республике Йемен жевать кат хоть и разрешалось, но только один раз в неделю – по четвергам. Сейчас же торговля катом составляет до 25% валового национального дохода и в ней заняты около 16% всего населения страны – это официальные данные!

Их можно назвать катоманами или катоманьяками. Как зарабатывающему 10 тысяч реалов в месяц удается тратить на кат 15 тысяч, и при этом еще и содержать семью – неизвестно. Так или иначе, но траты йеменских мужчин на ежедневную «бодрящую жвачку» составляют значительную часть семейных бюджетов.

Листья ката – это один из многочисленных национальных символов Йемена. Их чеканили даже на монетах. Например, он были изображены на монете в один реал, вышедший из употребления в 1973-м…


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Продавец ката жует свой товар на рынке возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

Халид Мухаммед Саид родом из города Лахдж. Торгуя в городе Мариб, он непрерывно жуёт свой же товар.

Мухаммед, продавец Ката: «Кат, кинжал джамбия и автомат калашникова – это традиции, доставшиеся нам от предков»!

Большинство фотографий продавцов и покупателей ката в этой статье были сделаны на рынке ката у въезда на авиабазу Аль-Анад на юге страны в 60 километрах от города Аден, где в августе 2015 шли кровопролитные бои между правительственными войсками и хуситами. Трудно даже предположить, что стало с героями этих снимков, жителями города Лахдж и окрестностей…

Йеменский город Мариб считают одним из самых небезопасных для иностранцев. Межплеменные войны в районе Мариба не прекращаются на протяжении столетий, то затухая, то разгораясь с новой силой. С огнестрельным оружием здесь ходит каждый. Поэтому торговать катом на рынок Мухаммед каждый день ходит со своим автоматом на плече.

Мухаммед, продавец Ката: «Автомат для меня, как для вас, наверное, галстук или мобильный телефон. Не могу же я выйти из дома неодетым. А с кинжалом и автоматом я выгляжу, как настоящий мужчина».


САНА, ЙЕМЕН: Одурманенный посетитель «Леконде» жует кат, лежа на подушках на полу. © Dmitry Chulov.

Здесь обсуждают дела и делятся новостями. Кто побогаче – заказывает шишу и кальян. Телевизор на стене, подушки и пуфики на голом полу — вот и все нехитрые удобства. Заплатив меньше 7 рублей, сидеть и жевать здесь можно сколько угодно.

Это место в самом центре йеменской столицы называют на французский манер «Леконде». Жевать кат после обеда здесь собираются небогатые горожане и приезжие. А по ночам «Леконде» превращается в недорогую гостиницу.

Похожие на свежую «лаврушку», эти листья иногда называют «убийцей времени». Внизу на площади бурлит жизнь, а внутри – вечный покой и умиротворение. «Леконде» – находится в самом центре йеменской столицы, прямо возле городских ворот Баб эль Йемен. Трудно даже представить, какое количество наркотической зелени пережевали здесь поколения горожан…

Трудно сказать, сохранятся ли городские ворота и здания вокруг них, равно как и потрясающие старинные «пряничные» глинобитные здания исторической части йеменской столицы, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, после очередных бомбардировок города Сана. Но с полной уверенностью, исходя из истории этой части Аравийского полуострова, можно сказать, что жевать кат и воевать с внешним врагом или между собой в межклановых конфликтах йеменцы не перестанут никогда. Так было принято в этой стране веками, и наивно думать, что в наши дни здесь хоть что-нибудь изменится вдруг раз и навсегда!

Напишите в комментариях, что еще более подробно Вы хотели бы узнать о Йемене?

Заинтересовали фотографии на сайте? Загляните в мой фотоархив! В нем — тысячи профессиональных фотографий из десятков стран мира!

Серия статей «Йемен до войны»:

  1. Дурманящие листья ката.

- фото Владимира Мельника

Кат - тропическое вечнозеленое растение семейства магнолиевых.

Впервые кат упоминается в XI в. великим энциклопедистом Абу Рейханом Мухаммедом бен Ахмедом аль-Бируни.

Современные исследователи полагают, что кат попал в Йемен из Африки в период эфиопского господства в VI в. Широкое распространение кат получил среди йеменцев к концу XIV - началу XV в., поскольку уже в 1543 г., по сообщению йеменского историка Яхьи бен аль-Хусейна, правитель Йемена имам Яхья Шараф-ад-Дин (1507-1558) запретил употребление этого растения.

После обретения Северным Йеменом в 1918 г. независимости от Османской империи зейдитские имамы, взявшие в свои руки бразды правления, стали поощрять разведение ката и его потребление в своих политических целях, небезосновательно полагая, что кат отвлекает народ от социальных проблем и политической борьбы.

Кат употребляют двумя способами: как чай, что встречается очень редко (отсюда другие его названия - "африканский чай", или "арабский чай"), и, главным образом, как растительную массу, образующуюся в результате длительного пережевывания, которую держат за щекой некоторое время. При этом извлекаются алкалоиды - легкие наркотические вещества, дающие амфетаминовый эффект. Иногда для их скорейшего проникновения в организм щека надрезается изнутри. Процесс держания ката за щекой называется "тахзин" (букв. "хранение [за щекой]").

Для того чтобы привести жевание ката в соответствие с нормами шариата, кат в Йемене не считается наркотиком или растением, содержащим какое-либо запрещенное вещество, будучи признанным "полезным продуктом".

Советский специалист по Ближнему Востоку И.А. Генин отмечал: "Несмотря на большую ценность йеменского кофе, в стране не наблюдается тенденции к расширению плантаций - высокие налоги, которые должны платить производители кофе, часто делают для них более выгодным переход к культуре наркотического растения - ката" , и далее: "Кат глубоко вошел в быт населения Йемена... Йеменские власти покровительствуют торговле этим наркотическим растением, видя в ней значительный источник дохода для королевской казны" .

За последние 50 лет кат стал одним из неотъемлемых элементов социально-экономической системы Йемена по следующим причинам. Во-первых, в Йемене сложились благоприятные социальные условия для его распространения. Быстрый рост населения обострил социальные проблемы. Поскольку кат позволяет быстро и сравнительно при небольших затратах труда получить значительный доход, то жители сельской местности воспользовались рентабельностью этого продукта для решения своих материальных проблем. Так, если 1 га кофе приносит доход ок. 3,5 тыс. долл. в год, то 1 га ката - приблизительно 15 тыс. долл. Поэтому, если в 1970 г. катовые плантации занимали площадь ок. 8 тыс. га, то в 2000 г. - уже 103 тыс. га.

Во-вторых, с 60-х гг. XX в. катофагия стала социальным явлением, своего рода свидетельством достатка и благополучия. Несмотря на то, что сами йеменцы объясняют жевание ката физиологической необходимостью, - жара, высокогорье и т.п. - главным фактором все же остается психологический: стремление быть как все и быть не хуже других.

Отчасти, этим объясняется обычай "катовых посиделок", которые занимают часть рабочего и большую часть свободного времени йеменцев всех социальных групп и слоев. Неторопливость в обыденной жизни - одна из характерных черт арабского менталитета - также способствует частым дружеским собраниям с непременным жеванием ката.

Угощение катом - один из обычаев йеменского гостеприимства. Если иностранец откажется от ката, то к этому отнесутся с пониманием, и отказ не нанесет обиды хозяевам, а лишь вызовет дружеские улыбки. Но если вы все-таки решились попробовать кат, то не показывайте своего неудовольствия от непривычного вкуса, а делайте с катом то, что вам подсказывают йеменцы.

Катовые посиделки - одна из основных форм общения йеменцев между собой. Во время этих посиделок решаются многие жизненные вопросы: купля-продажа земельных участков или другого имущества, условия заключения брака, межплеменные споры и др.

Несомненно, что катовые посиделки служат обмену информацией, вносят умиротворяющее начало на межличностном уровне и тем самым способствуют единению нации. Можно сказать, что кат служит утверждению национального самосознания йеменцев. Очевидно, что катофагия - один из признаков национальной идентификации арабов Йемена.

Особенностью потребления ката является невозможность его хранения, поскольку высушенный кат невозможно жевать. Этим объясняется локальность употребления данного растения. Несмотря на то, что кат также выращивается в странах Африканского Рога и Кении, именно для Йемена он стал неотъемлемым признаком повседневной жизни страны. Ежедневно на катовые посиделки тратится до 15 тыс. часов рабочего времени.

Другой серьезной проблемой, связанной с катом, является огромные затраты воды на его полив. С этой целью там, где кат выращивается, расходуется до 50% всей воды, предназначенной для орошения сельскохозяйственных угодий. Принимая во внимание незначительный объем водных ресурсов Йемена и их быстрое расходование, очевидно, что кат усугубляет проблему обеспеченности водой сельской местности.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения, при культивировании ката используются запрещенные инсектициды и гербициды, которые часто становятся причиной онкологических заболеваний.

Несмотря на то, что кат не вызывает физиологической зависимости, а является скорее вредной привычкой, многие йеменцы понимают отрицательные последствия для здоровья, могущие возникнуть в результате жевания ката, и сознательно отказываются от него.

По оценке Центра стратегических исследований ЙР, в настоящее время катовые плантации занимают ок. 10% всех возделываемых в Йемене земель, что позволяет ежегодно снимать до 750 млн порций ката (в 70-е годы на Севере - ок. 40 млн). Расширение плантаций ката происходило за счет сокращения посевов других сельскохозяйственных культур, главным образом кофе. Особенно много ката выращивается в высокогорных губернаторствах - Амран, Дамар, Ибб, Саада, Сана, Таиз, Хадджа, Эд-Дали и Эль-Байда, - орошаемых муссонными дождями, на высоте 1500-2000 м. В катовой индустрии (выращивание, сбор, доставка, сбыт) занято до 18% экономически активного населения страны, что составляет ок. 25% населения Йемена, занятого в сельском хозяйстве.

По результатам исследований йеменских социологов, кат употребляют 70-80% населения обоих полов в возрасте от 16 до 60 лет в среднем три раза в неделю. Ежедневно кат жуют ок. 75% лиц мужского пола и до 50% - женского.

По оценке Всемирного Банка, в настоящее время йеменцы ежедневно (!) на приобретение ката тратят до 4 млн долл. Цена одной порции ката в зависимости от его сорта и качества составляет от 1 до 15 долл. Так, если в 1994 г. население Йемена израсходовало на кат ок. 1 млрд долл., то в 2004 г. - ок. 1,5 млрд долл. При этом численность населения увеличилась на 1/3.

В бюджете средней йеменской семьи на кат приходится до 17%. Часто малоимущие йеменцы отказывают себе и своим семьям в предметах первой необходимости для приобретения лишней порции ката. Автор был свидетелем того, как аденские рыбаки объясняли отсутствие у них перчаток для защиты рук при вытягивании сетей "необходимостью" покупать кат.

То, что йеменцы не жалеют на кат денег, сделало его сравнительно дорогим "удовольствием". Образовался замкнутый круг: часть населения, имеющая отношение к катовой индустрии, улучшает свое материальное положение за счет другой части населения, которая свое положение усугубляет. В целом же страдает все йеменское общество.

Попытки законодательно ограничить употребление ката в ЙАР в 1972 г. и НДРЙ в 1976 г. привели к обратным результатам, поскольку население каждого из государств увидело в этом не борьбу за здоровье нации и укрепление экономики, а попытку изменить привычный образ жизни, что наносило удар по национальному самосознанию народа. Обратная реакция привела к упрочению катофагии в традиционном укладе йеменцев.

Во время существования двух йеменских государств, кат из ЙАР экспортировался в НДРЙ. После объединения Йемена в 1990 г. кат под влиянием Севера получает распространение в провинциях Юга, которые прежде его не знали - в Хадрамауте и Эль-Махре.

Руководство Йеменской Республики в своем резонном стремлении искоренить вредную для всего йеменского общества привычку пыталось ввести ограничения по потреблению ката в государственных учреждениях, а также в рабочее время. Однако, как и прежде, это не принесло желаемых результатов. В настоящее время, учитывая прежний опыт борьбы с катом, высшее руководство ограничивается декларативными заявлениями о социально-экономических трудностях в развитии страны, связанных с катом, и пропагандой здорового образа жизни в СМИ.

П.В. Густерин

ПРИМЕЧАНИЯ

Catha edulis - "кат съедобный" (лат.).
Генин И.А. Йемен. М., 1953, с. 29.
Там же, с. 30.
Буквально - "поедание ката". Здесь - "употребление ката".

Кат - "цветок рая"

Аль-хамис - четверг, день ката. Во второй половине, между тремя и четырьмя часами, собираются друзья на кат.

Обычно каждый приходит со своим пучком: сортов ката много, и каждый сорт обладает своими особыми вкусовыми достоинствами, а вкусы у всех разные. Сверху пучок ката завернут в сухие или зеленые листья кукурузы, а потом еще в банановые листья. Прежде чем приступить к священнодействию - жеванию ката, каждый расхваливает свой сорт и показывает всем лучшие листочки.

Кат - это сочные ярко-зеленые остроконечные листья, вырастающие на светло-красных стеблях. Молодые листья, покрытые нежным красным пушком, считаются наиболее ценными, так как содержат больше наркотика. Листочки обрывают со стебля правой рукой, разглаживают, отправляют в рот и начинают старательно жевать. Образовавшуюся во рту кашицу проталкивают языком за правую щеку. Покончив с листочками, жуют стебли, если они не очень твердые. Часть их, пожевав, выплевывают в специально приготовленные для этой цели медные чаши. Через некоторое время во рту образуется довольно большой комок ката, сильно оттопыривающий правую щеку,-"катовый желвак".

Листья ката не имеют запаха, на вкус горьковаты, их вяжущий сок обладает наркотическим действием. Кат содержит катин, изомер эфедрина, катидин, катинин, холин и бромиды. В целом воздействие ката на человеческий организм аналогично действию кокаина. В Южной Аравии известно более семи различных сортов ката; в зависимости от места его произрастания содержание в нем наркотиков неодинаково. Лучшими считаются сорта с высоким содержанием наркотического вещества, и стоят они дороже.

Вполне правдоподобной можно считать версию о том, что куст ката (Catha edulis) был привезен на Аравийский полуостров из Эфиопии в XVI в. шейхом Абу Саидом бен Абдель Кадиром. Но некоторые арабские ученые утверждают, что он был известен уже в XIV в. и произрастал на территории современных ЙАР и НДРЙ.

Петер Форскол, погибший в Аравии в 1773 г., в своем произведении "Flora aegyptiaco Arabica", изданном X. Нибуром, дает описание этого растения.

Цветов у ката нет, растет он главным образом в горной местности на высоте до 2500 метров. Несколько раз в году его ветви обрезают. Наибольшей ценностью обладают листья с растения высотой 1,7 метра. Неподрезанные кусты ката достигают двух метров и более.

Кат требует хорошей почвы, много влаги и заботливого ухода. В настоящее время его культивируют в НДРЙ, ЙАР, Эфиопии и Сомали. Лучшие сорта ката выращивают в эфиопской провинции Харар. На плантациях между кустами ката часто высаживают кофейные деревья. Листочки ката снимают с куста поздно вечером или ранним утром и сразу же заворачивают в банановые листья. Хорошо упакованные, они сохраняют свежесть в течение четырех дней.

До 1967 г. кат в большом количестве ввозили в Аден из Эфиопии. Пять раз в неделю по утрам в Аденском аэропорту садился "катовый самолет", на борту которого не было ничего, кроме ката. Из Северного Йемена его на быстроходных "лендроверах" перевозили в Лахдж, потом переправляли в Дар-Саад (пригород Адена), а оттуда он расходился по всей стране. А в очень далекие времена кат с севера на юг доставляли караваны верблюдов.

Для имама - властителя Северного Йемена, свергнутого в 1962 г., кат был источником дохода. 30 процентов хороших земель на севере страны было занято под катом, и большая часть посадок принадлежала имаму. Чтобы увеличить свои прибыли, имам ввел на кат налог. Не только имамы, но и эмиры и шейхи, а также колониальные власти на юге страны всячески способствовали потреблению ката, ибо люди, пристрастившиеся к зеленым листочкам, не способны размышлять о том, чтобы изменить существующее положение! Во время жевания ката забываются все тяготы повседневной жизни, мир становится светлым, унылое земное существование превращается в "небесный рай". И тем мучительнее пробуждение и возвращение в реальный мир нищеты. Большинство не видело иного пути из состояния безысходности, как снова обратиться к кату. Кат и родственные ему растения встречаются и в других странах земного шара, но ни в одной из них листья этих растений не потребляют в таких огромных количествах, как в Северном и Южном Йемене. В Адене сейчас продают отечественный кат, выращенный в районах Ад-Дали и Яфи.

В народе бытовало поверье, что там, где растет кат, не бывает чумы; поэтому, отправляясь на какое-нибудь сборище, люди клали себе за пазуху в качестве оберега против заразной болезни зеленую, только что сорванную ветку ката.

В старые времена христианское население Абиссинии употребляло кат как тонизирующее средство. Знахари применяют кат в целях врачевания. Они жуют листья, а кашицу выплевывают на больное место страждущего.

В 1910 г. фармацевты города Лиона изготовили Neo tonique Abyssin (Абиссинский новый тонизирующий напиток), пользовавшийся колоссальным спросом как тонизирующее и укрепляющее средство. Но вскоре французское правительство запретило его, ибо оно содержит наркотик. Из листьев ката делают также и алкогольный напиток, который применяется в Африке в качестве лекарства. Если высушенные листья смешать с медом и залить кипятком, получится так называемый эфиопский чай. Отправляясь в дальнюю дорогу, и ocoбенно за границу, любитель ката берет-с собой баночку катового порошка. Находясь в чужой стране, из этого порошка, добавив немного кардамона, сахара и воды, приготовляют напиток. Многие скатывают из порошка небольшой плотный шарик и засовывают его за правую щеку. Порошок нюхают. Южнойеменцам, работающим за границей, родственники посылают его по почте или с оказией в качестве "привета с родины".

Многие йеменцы из Хадрамаута не жуют кат. Однако злые языки в Адене утверждают, будто они компенсируют это крепким финиковым вином.

Те, кто постоянно жует кат, стремятся доставать все более сильно действующие сорта. У начинающих он часто вызывает тошноту, головную боль, сильное недомогание. Иные, одурманенные катом, утрачивают способность контролировать свои действия. Был случай, когда муж, находясь в таком состоянии, убил жену, убежденный в ее неверности. Заодно он убил и одного из "друзей по кату", пытавшегося предотвратить несчастье. А другой жеватель ката вообще никак не прореагировал на происходившее.

У заядлых жевателей, собирающихся обычно в мабразе (специальном помещении, где жуют кат), блаженное состояние наступает через три часа, когда им представляются сладостные любовные картины на играющем яркими красками фоне. Это состояние большинство предпочитает пережить у себя дома, поэтому общество жевателей ката постепенно редеет, и лишь немногие остаются в мабразе до утра. Некоторые пытаются перенестись в реальность, но те, кто жует кат в течение длительного времени, испытывают серьезные затруднения в осуществлении своих желаний, так как кат вызывает анафродизию. Разумеется, об этом говорят неохотно, однако, когда я спросил нескольких своих друзей, так ли это, они утвердительно кивнули. Часто, желая выйти из такого неприятного положения, прибегают к помощи алкоголя. Наутро настает "катовое похмелье": нездоровится, настроение мрачное, хочется спать, ничто в мире не радует.

Большая часть аденцев "катует" по четвергам и пятницам. В субботу они заставляют себя сдерживаться и терпеливо ждут следующего четверга. Поэтому потребление ими ката не влечет за собой каких-либо серьезных последствий. Но у тех, кто жует чаще, это переходит в привычку, они страдают бессонницей, очень нервозны, у них появляется чувство страха перед завтрашним днем, реакции сильно ослаблены. Поэтому есть правило уличного движения в НДРЙ, запрещающее садиться за руль автомобиля, если водитель находится под действием ката. Но традиции не исчезают мгновенно, и нет-нет да и встретишь водителя такси с "катовой щекой".

Частое употребление ката приводит к нарушению кровоснабжения слизистых оболочек. Особенно подвергается атрофии и разрушению слизистая оболочка ротовой полости. В образовавшихся трещинах поселяются бактерии, вызывающие воспаление. Многие в результате потребления ката страдают хроническим гастритом, сопровождающимся отсутствием аппетита, болями в желудке и железодефицитной анемией. Почти все приверженцы зеленых листочков имеют хронический запор. Эти болезни заявляют о себе, как правило, годам к тридцати пяти, а то и раньше.

Длительное жевание ката переходит в наркоманию. Наркоман уже не может обходиться без ката ни одного дня, даже во время работы. Он сам говорит, что без ката больше жить не может. Кат принято употреблять в, компании, но не наркоман редко жует его в одиночестве, всегда ищет себе для этой цели товарищей, наркоман же это делает наедине с самим собой. Уже в начальной стадии заболевания наркоманией человек отдаляется от общества, от которого позднее так или иначе будет все равно изолирован. В конечной стадии наркомании эти люди с истощенными, изнуренными, апатичными лицами сидят на корточках где-нибудь в тени на углу улицы и клянчат милостыню, чтобы тут же на выпрошенные деньги купить еще один пучок ката. Теперь они вообще не способны выполнять какую-либо работу.

(Следует отметить, что кат официально не причисляется к числу наркотиков, его употребление не запрещается в большинстве стран мира. Учитывая все негативные последствия обычая жевать кат, правительство НДРЙ предпринимает меры для сокращения его производства, ввоза, продажи и употребления. )

Ну а женщины? Может быть, жевание ката было одним из немногих дозволенных им "удовольствий"? Женщины Южного Йемена в противоположность их сестрам на Севере жуют кат редко, а если и жуют, то лишь в обществе своих мужей, родителей, взрослых сыновей и дочерей, большинство из них принимают активное участие в борьбе против употребления ката. Ведь от этого в первую очередь страдают они и их дети: семья разваливается оттого, что муж пристрастился к кату, и в доме не хватает денег на продукты, на порошковое молоко для маленьких детей, на самое необходимое.

На кат никогда не существовало и не существует твердых цен. Торговец этим растением всегда приспосабливается к спросу на товар. В праздники и в дни получки цена на кат очень высока. У торговцев "добрые сердца" - они отпускают кат даже в кредит. На базаре в Адене есть небольшой переулок, где вечером светло как днем, где не слышно обычного шума толпы. С сильно оттопыренной щекой, за которую засунут большой шарик ката, одетые только в футу, обливаясь потом, торговцы сидят на прилавках, а их керосиновые лампы отбрасывают яркий свет на лежащие рядом с ними зеленые пучки ката. Покупателю требуется немало времени, чтобы выбрать сорт получше и купить его подешевле. Один пучок ката стоит в среднем от 1 до 2 динаров. Но обычно берут не один, что весьма ощутимо сказывается на семейном бюджете, так как ежемесячный заработок рабочего в среднем составляет от 20 до 30 динаров, а женщинам и сейчас еще редко удается найти оплачиваемую работу.

Правительство ведет постоянную борьбу против злоупотребления катом, но не методом решительных запретов, а не спеша, учитывая сложность проблемы, - сказал мне один йеменский врач. - Выращивать кат не запрещено, продавать - также, крестьянам, которые разводят вместо ката другие культуры, правительство оказывает финансовую поддержку. Поэтому площади, занятые под катом, на севере НДРЙ заметно сократились. Члены ОПОНФ, школьные учителя, женские и молодежные организации проводят широкую общественную кампанию по борьбе с катовой наркоманией По радио и телевидению врачи выступают с докладам о губительном действии ката. За очень немногие годы употребление этого зелья заметно сократилось, особенно среди молодежи. Да и пожилые люди теперь тоже не очень-то охотно показываются на улице с оттопыренной щекой. Мы убеждены, что наш народ, нашедший всебе силы освободиться от внутренних и иностранных угнетателей, сумеет одолеть и катовую наркоманию.

А может случиться так, - спрашиваю я его, - что когда-нибудь кат вообще исчезнет из жизни вашего народа?

Нет, не думаю... - отвечает он, - ...как у вас в ГДР с употреблением алкоголя! На праздниках, когда встречаются друзья, они не откажут себе в удовольствии пожевать кат.