Роль имен существительных в предложении и в речи. Тема " роль существительного в предложении"


§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «предмет».
К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые - число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

- Cергей! - зовёт меня мама со двора.

(Сергей - обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению - вводное слово)

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные - собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка - нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

§4. Одушевлённость - неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые - не "живые".

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных
    Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
    Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных - это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний . Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец - мать, брат - сестра, муж - жена, мужчина - женщина, юноша - девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом.
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан, море, река, озеро, пруд - разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся . И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них - это существительные мужского рода: врач, водитель , инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать - хороший врач. Мой отец - хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё - мадам - у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу .

Кенгуру, шимпанзе - слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми - слова - названия городов - мужского рода.

Конго, Зимбабве - слова - названия государств - среднего рода .

Миссисипи, Янцзы - слова - названия рек - женского рода.

Пальто, кашне - слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение - это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж - это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
Подавляющее большинство русских существительных - это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения - это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме.
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция - окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о , е в начальной форме.
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание - окончание [э], гений, Алексей.

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма - это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие , ий : лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е , которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и - гласная, обозначают два звука? Лекция - [ий’а], здание - [ий’э], причем звук [й’] - это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание - [э], а в словах типа гений - нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание - ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя , слова путь и дитя . Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные - это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений.
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.

Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

§7. Число

Число - это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.
Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом - дома , девочка - девочки, слон - слоны, ночь - ночи . Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек - люди, ребёнок - дети, котёнок - котята .

Ме´ ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург


Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.
У таких существительных число - неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж - это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. - кто?, что?
  • Р.п. - кого?, чего?
  • Д.п. - кому?, чему?
  • В.п. - кого?, что?
  • Т.п. - кем?, чем?
  • П.п. - (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых - им. п. и вин. п.
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду (1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду (2) . Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду (3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду (4) ? У меня нет какаду (5) . С какаду (6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? - какаду - И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? - (к) какаду - Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? - (на) какаду - В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? - (о) какаду - П.п.
  • (5) нет кого?, чего? - какаду - Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? - (c какаду) - Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? - (о) ком?. чём? - П.п.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать - учитель географии. "Мама", - зову её я.

Мать - подлежащее

У окна - обстоятельство

Журнал - дополнение

Фотографии - дополнение

Людей - определение

Природы - определение

Мать - подлежащее

Учитель - сказуемое

Географии - определение

Мама - обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  2. Существительные какой группы разнообразнее по значению?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  3. Выражается ли одушевлённость-неодушевлённость грамматически: набором окончаний?

  4. Как можно узнать род существительного?

    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям?

    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
  6. Каким признаком является число у существительных добро, зло, зависть ?

    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)
  7. Сорока Ольга Александровна

    КГУ «ОСШ № 56» учитель начальных классов

    Тема. Роль имени существительного в предложении

    Цели урока:

    Обучающие:

    Развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи.

    Развивающие:

    Формировать умение правильно использовать имя существительное как синтаксическую единицу, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к русскому языку, толерантность, чувство взаимопомощи, патриотизм.

    Оборудование : учебники, тетради, опорный материал, компьютерная презентация.

    Оргмомент.

    Учащиеся сидят группами, по 5-6 человек в каждой.

    Тип урока : интегрированный

    Технология обучения: элементы интерактивной и информационно- коммуникативной технологий, элементы развивающего обучения, элементы межпредметной интеграции, элементы личностно-ориентированной технологии, КСО.

    Ход урока:

    Речь учителя.

    Сегодня у нас необычный урок. Вместе с изучением роли имени существительного в предложении мы обобщим знания из познания мира. Повторяя правила синтаксиса, закрепляя ваше умение синтаксического разбора, будем беседовать о нашем родном государстве Казахстане, о символах РК, знаменательных датах и событиях.

    Давайте оформим тетради и приступим к работе (число, классная работа).

    Повторение изученного по познанию мира:

    Как называется наше государство?

    Какой большой праздник отмечало наше государство 16 декабря?

    - 16 декабря весь наш народ отмечает праздник «День независимости». (Слайд №1) Независимость – это когда страна сама решает все свои вопросы. Вопросы трудные – политического, экономического, социального характеров. Независимость Республики подтверждается тем фактом, что Казахстан сегодня идет своим путем. 16 декабря 1991 года был провозглашен этот праздник.

    - В стране происходят добрые перемены, вселяющие радость и надежду. Обретя независимость, наш народ избрал своего президента – Назарбаева Нурсултана Абишевича (Слайд №2).

    Была принята новая Конституция, Казахстан признали более ста стран мира. Казахский язык обрел статус государственного.

    На каллиграфическую минутку.

    Над Казахстаном орел молодой
    Стал символом счастья, свободы.
    Раскинул он крылья над нашей страной
    И дружбой сплотил он народы.

    Как и все государства, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. День рождения государственной символики – 4 июня 1992 года. (Слайд № 3)

    Вот уже 20 лет национальной независимости Казахстана сопутствуют государственные символы. Это Государственный Герб Республики Казахстан, Государственный Флаг Республики Казахстан, Государственный Гимн Республики Казахстан (рассказы подготовленные учащимися о государственных символах).

    1 ученик: (Слайд № 4) Герб Казахстана имеет форму круга. В мире совершенной формой считается шар. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент очень ценится у кочевников. Центральным элементом является шанырак, который олицетворяет собой очаг, целостность мира и является символом первоосновы государства - семьи. Шанырак с входящими в него лучами олицетворяет объединение многих народов. Важная часть герба - два мифологических коня, т.к. вся жизнь кочевников связана с конем. Кони как бы оберегают шанырак с двух сторон. Пятиконечная звезда использована как символ счастья, мира, знака вечности. Звезды наравне с луной и солнцем считались священными. Поэтому на нашем Гербе золотая звезда является символом высоких помыслов и зовущей за собой мечты, слово «Казахстан» вычерченное на Гербе, сложилось в результате длительного развития казахской нации. Колосья обозначают богатство Родины.

    2 ученик: (Слайд № 5) Флаг Республики Казахстан голубого цвета, что символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие. Золотое солнце с лучами -символизирует богатство и покой, лучи- дружбу всех народов, проживающих в стране. Парящий степной орел символизирует щедрость и зоркость, высоту помыслов.

    3 ученик: (Слайд № 6) Государственный Гимн Республики Казахстан это произведение, вобравшее в себя всю глубину народного богатства, его историю, мечты, чаяния, цели и стремления. В жизни любого государства гимн играет большую роль. Он сплачивает граждан страны. Им открываются официальные встречи руководителей государств. Гимн исполняют на торжественных праздниках, военных парадах, спортивных соревнованиях. Слушают Гимн стоя, показывая уважение к главной песне своей страны.

    Каллиграфическая минутка.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

    - Давайте подготовим ваши пальчики к работе, поднимите правую руку и повторяйте за мной:

    Этот пальчик (большой) – дедушка,

    Этот пальчик (указательный) – бабушка

    Этот пальчик (средний) – папа,

    Этот пальчик (безымянный) – мама,

    Этот пальчик (мизинец) – я,

    Вот и вся моя семья. (потрясти руками).

    На доске записано слово символы.

    Прочитайте это слово, закройте глаза и произнесите его вслух.

    Давайте закроем глаза и попробуем прописать слово «символы» в воздухе.

    Давайте посмотрим, как звучит это слово в предложении .

    На доске: Приняли новые государственные символы. (Выделить главные члены предложения)

    Что такое грамматическая основа? (главные члены предложения)

    Назовите главные члены предложения?

    Назовите второстепенные члены предложения?

    Какую большую тему мы изучаем? (имя существительное)

    Что такое имя существительное? (имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что?)

    Как членом предложения чаще всего является имя существительное? (имя существительное чаще всего в предложении является подлежащим)

    Каким еще членом предложения может быть имя существительное? (дополнением)

    Отгадайте загадку:

    Давно живу я в мире этом,

    Даю названия предметам.

    (Имя существительное)

    -Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи.

    Послушайте стихотворение А.А. Фета и ответьте, в чём его необычность?

    Шёпот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца.

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица.

    В дымных тучках пышность розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слёзы,

    И заря, заря, заря!..

    Афанасий Фет.

    ( Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно )

    Вот какая замечательная и интересная часть речи – имя существительное. Буквально каждое наше второе сказанное слово – существительное. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их.

    Ребята, посмотрите внимательно, если в этом стихотворение глаголы?

    Можно сказать, что это стихотворение «безглагольное»?

    Какой пейзаж мы с вами представляем, когда слышим это стихотворение?

    ( Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта .)

    Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи.

    О, Казахстан, как ты велик!
    Люблю тебя за твой могучий лик:
    За степи, горы, реки и моря,
    За то, что ты – Родина моя!

    На слайде № 7 записано два предложения.

    Народ избрал.

    Народ избрал своего президента

    - Посмотрите на эти два предложения и скажите, чем они отличаются друг от друга?

    Предложения, которые состоят только из грамматической основы, называются нераспространенными. А предложения, в которых есть второстепенные члены, называются распространенными.

    Давайте прочитаем правило в учебнике, откройте учебники на стр. 129.

    Какие предложения называются нераспространенными? Какие предложения называются распространенными?

    Задание по группам: слайд №

    1 группа: ВЫПИСАТЬ НЕРАСПРОСТРАННЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

    2 группа: ВЫПИСАТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Запись предложения: Слайд № 8

    Мой Казахстан! Ты – Родина моя!
    Твоих степей бескрайние просторы
    Душой и сердцем я люблю.
    Люблю твои серебряные горы.
    Я верю, что наступит новый век,
    Пройдут года серьезных испытаний .
    Придет на смену новый человек.
    И принесет он много новых знаний.

    Запишите и подчеркните все имена существительные, которые есть в этом стихотворении.

    Назовите грамматическую основу этого предложения (пройдут года)

    Давайте подчеркнем грамматическую основу. Какой частью речи выражено подлежащее? Какой частью речи выражено сказуемое?

    Вопрос на сообразительность:

    Почему в предложении слово испытаний является дополнением, ведь оно, как и слово года, тоже является существительным? Значит, и оно может быть подлежащим. Опровергните мой ответ или согласитесь.

    (Не может слово испытаний быть подлежащим, потому что оно, отвечает на вопрос чего?, а подлежащее отвечает на вопросы Именительного падежа кто?, что?)

    На какие два вида делятся члены предложения? (Главные Второстепенные)

    Назовите их. (подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение)

    На какие вопросы отвечает подлежащие? Кто? Что? (Вопросы именительного падежа) Кто такой предмет? Что такое предмет?

    На какие вопросы отвечает сказуемое?

    На какие вопросы отвечает обстоятельство

    Где?

    Куда?

    Откуда?

    Как подчёркивается? __________ _ _ _ _ _

    На какие вопросы отвечает дополнение?

    Кого? Чего?

    Кому? Чему?

    Кого? Что?

    Кем? Чем?

    О ком? О чём?

    (Вопросы косвенных падежей)

    Какую синтаксическую роль выполняет имя существительное в нашем предложении? (подлежащее и дополнение)

    Значит, имя существительное может быть и подлежащим и дополнением.

    Давайте прочитаем правило на стр. 130

    Чтобы закрепить вопросы косвенных падежей, давайте с вами просклоняем слово человек.

    Ребята, а кто знает, сколько человек проживает в Казахстане?

    - Современный Казахстан – стремительно развивающееся государство. В Казахстане единой семьей живет 15 миллионов человек, представителей более ста национальностей и народностей. На казахском, русском, уйгурском, немецком, корейском, татарском языках издаются книги и газеты, работают национальные театры, эстрадные ансамбли, передаются национальные программы радио и телевидения. Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: Мы - народ Казахстана. И в этом Казахстан - уникальное государство, с многообразием культур и религий.

    1 чтец: Дружба народов не просто слова.

    Дружба народов навеки жива,

    Дружба народов - счастливые дети,

    Колос на ниве и сила в расцвете.

    2 чтец: Дружба народов - бескрайний простор,

    Мир и согласие, девичий хор,

    Звонкая песня его, молодого,

    Сад винограда возле дома родного.

    На заключительный этап урока

    О, Казахстан, страна моя,
    Совсем иным ты стал при нас,
    Что ты когда-то жил страдая,
    Нам трудно верится сейчас.

    Что значит независимое государство?

    Слайд № 9

    - 16 декабря 1991 года является Днём Независимости РК. Давайте проследим, какие события происходили со дня приобретения статуса независимости.

    В 1 декабря 1991 года впервые в истории прошли всенародные выборы первого президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев.

    Слайд № 10

    2 октября 1991 года впервые в космос устремился сын казахского народа Т. Аубакиров. Своим полётом он возвестил на всю планету, обретённую Казахстаном свободу и независимость.

    Слайд № 11

    В 1993 году была выпущена национальная валюта тенге.

    Слайд № 12

    30 августа 1995 года –принята новая Конституция Республики Казахстан

    Слайд № 13

    30 сентября 1996 года - Казахстан подписал Договор о запрете ядерных испытаний в г. Семипалатинске

    Игра «Составь пословицу» Слайд № 14

    Как вы понимаете пословицу: «Тот герой, кто за Родину горой»?

    Казахстан – наше Отечество, наша Родина. Что значит Отечество? А почему мы его называем Родиной?

    Сейчас вам предстоит составить пословицы про Родину из слов, которые вы видите на доске. На доске написано только начало, вам нужно вспомнить продолжение. Каждая команда составляет по две пословице. Какая команда справится быстрее

    Одна у человека мать -…(одна и Родина)
    Тот герой…(кто за Родину горой)
    Для Родины своей…(сил не жалей)
    Не будь сыном отца…(а будь сыном народа).

    Итог урока:

    - Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, чтобы вспомнить все, о чем мы с вами говорили на уроке. Каждой команде я буду по очереди задавать вопросы, если одна команда не знает ответа на вопрос, то вопрос переходит к следующей команде.

      Какой город является главным городом Казахстана? (Астана)

      Почему? (Это столица.)

      Что такое имя существительное?

      Какую синтаксическую имя существительное выполняет в предложении?

      Когда отмечается День Независимости Республики Казахстан?

      Какие государственные символы есть у Казахстана?

      Назовите главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

      Назовите второстепенные члены предложения? Что такое дополнение?

      Что мы можем сделать для процветания нашей республики, нашего государства?

      Когда была принята национальная валюта тенге?

    Домашнее задание. Слайд № 16

    Стр. 129, 130 выучить правило

    Стр. 130 упр. № 293

    1) выработать умение составлять и выделять из предложения словосочетания определенной структуры, находить грамматическую основу предложения и выделять члены предложения;
    2) развивать языковое мышление, зрительную память;
    3) воспитывать культуру речи.

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Все этапы урока отражены в презентации (Приложение) .

    Ход урока

    I. Орфоэпический тренинг:

    красивее, баловать, торты, звонит, средства, столяр, туфля, хозяева, черпать, щавель, облегчить, осведомиться, цыган, начать, начал, начала, начали, начавший, начав, ремень, дочерний, свекла, афера, опека, кухонный, крапива, верба, арбуз, завидно, каталог, некролог, танцовщик, облегчить, усугубить, сканер.

    – Каких слов нет в вашем словаре? Запишите.

    II. Орфографический тренинг:

    III. Работа по теме урока.

    – Используя слова из орфографического тренинга, составьте словосочетания, которые соответствовали бы следующим моделям:

    • глагол + существительное;
    • существительное + существительное;
    • глагол + существительное с предлогом;

    – Выполните синтаксический разбор данных словосочетаний.

    – Замените глагол существительным, чтобы получилась модель: существительное + существительное с предлогом (участие в соревнованиях).

    Вывод: какова роль имени существительного в словосочетании?

    (Оно может быть в роли главного и зависимого слов.)

    – Составьте с любым из этих словосочетаний предложение и запишите его в тетрадь.
    – Подчеркните грамматическую основу и существительные как члены предложения.
    – Охарактеризуйте данные предложения?
    – Какие члены предложения выражены именем существительные?

    IV. Работа с учебником.

    – Откройте учебник на странице 150 и ответьте на вопрос: “В роли каких членов предложения еще могут выступать существительные?”

    По данным схемам (упражнение 340) составьте предложения и устно разберите одно существительное как часть речи.

    1-й ряд – схема № 1.

    2-й ряд – схема № 2.

    3-й ряд – схема № 3.

    Вывод: какова роль имени существительного в предложении? (Ответ на странице 150 учебника.)

    V. Литературная викторина >по текстам произведений, изученных в 5 классе.

    Текст № 1. Л. Н. Толстой “Кавказский пленник”.

    Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

    Текст № 2. В.П. Астафьев “Васюткино озеро”.

    Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхалась, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.

    Текст № 3. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.

    А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно.

    Текст № 4. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.

    Наружность его не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что – то обезьянье; но глаза, сверкавшие из – под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум.

    Текст № 5. И. А. Бунин “Косцы”.

    Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.

    – Что объединяет все эти тексты? (Тип речи – описание.)

    Текст №.1.

    – Найдите словосочетание, в котором прилагательное выступает в роли существительного

    Какой это способ образования слов?

    – Найдите несклоняемое существительное. Определите род (монисто – средний род).
    – Найдите устаревшее слово (полтинник).

    Текст № 2.

    – Найдите два словосочетания, соответствующие модели: существительное + существительное с предлогом.

    – Какое слово вы не знаете? (Заполошной – неспокойной.)

    – Найдите существительное, образованное приставочным способом. (Непогода.)

    Текст № 3

    – Найдите существительное, образованное суффиксальным способом (колокольчик).
    – Какое значение имеет этот суффикс?

    Текст № 4.

    – Найдите словосочетание, соответствующее модели: глагол + наречие (врозь);
    – Какой вид подчинительной связи слов в данном словосочетании? (Примыкание.)
    – Найдите существительные, образованные суффиксальным способом? (Наружность, подвижность, проницательность.)

    Текст № 5.

    – Найдите существительные, образованные бессуфиксным способом (глушь, даль, синь).
    – От каких слов они образованы (глухой, далекий, синий).

    VI. Игровой момент (“Четвертый лишний”).

    1. фальшь, утварь, мозоль, каракуль;
    2. шампунь, рояль, тюль, роскошь;
    3. сумерки, чернила, ножницы, туфли;
    4. узники, санки, ковры, близнецы;

    Ответы: каракуль, роскошь, туфли, санки.

    VII. Итоги урока.

    – Какую роль играют имена существительные в словосочетании и предложении?

    IX. Домашнее задание : §25, упражнение № 347, выполнить синтаксический разбор словосочетания и предложения.

    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ МЕЖДОМЕТИЕ


    Некоторые ученые выделяют причастие, деепричастие и слова категории состояния (СКС) в отдельные части речи.

    О любой части речи нужно рассказывать по следующему плану:

    Общее значение (что обозначает и на какой вопрос отвечает)

    Морфологические признаки (постоянные, непостоянные, а так же начальная форма)

    Синтаксическая роль (чем является в предложении)

    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

    (В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

    Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.

    2.Постоянные признаки:

    1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или

    нарицательное (все остальные)


    неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

    3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

    4) существительные имеют три рода:

    мужской женский средний

    он (мой) она (моя) оно (моё)

    Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

    1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

    2) по падежам:

    Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
    И. кто? что? друг, книга друзья, книги
    Р. кого? чего? друга, книги друзей, книг
    Д. кому? чему? другу, книге друзьям, книгам
    В. кого? что? друга, книгу друзей, книги
    Т.. кем? чем? другом, книгой друзьями, книгами
    П. о ком? о чём? о друге, о книге о друзьях, о книгах

    3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

    1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.

    Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.

    2.Постоянные признаки:

    1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

    качественные относительные притяжательные
    1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов

    Непостоянные признаки:

    1. род (мужской, женский, средний),

    2. число (единственное, множественное)

    3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

    3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

    1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

    2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

    СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


    сравнительная превосходная
    простая (из одного слова) составная (из двух слов) простая (из одного слова) составная (из двух слов)
    образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий

    1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

    Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?

    2. Постоянные признаки: 1 ) вид

    совершенный несовершенный

    (если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

    2) переходность глаголов:

    3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

    смеяться, улыбаться.

    невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

    4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

    –ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

    глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

    Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

    Помни: брить, стелить → к І спр.

    Непостоянные признаки: 1) наклонение:

    2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)

    настоящее (что делаю? что делают?)

    прошедшее (что делал? что сделал?)

    3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)

    4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.

    шла шёл шло

    5)число (ед.ч. или мн.ч.)


    Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

    сказуемым.

    Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

    предложения.

    Образец морфологического разбора глагола:

    Давно я так не смеялся.

    1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

    Н. ф.: смеяться.

    2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

    Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.

    3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

    Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

    Личные:безличные

    Он не читает ему не читается (не читалось)

    Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

    Река шумит в ушах шумит

    Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

    Начнет холодать
    7

    1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

    Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки

    2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

    Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются
    Личные я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам
    Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам
    Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам
    Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам
    Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам
    Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам
    Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам
    Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам
    Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

    2) лицо НЕ ДЛЯ

    3) род ВСЕХ

    Непостоянные признаки:

    1) падеж (кроме: каков, таков)

    2) род у местоимений указывающих

    3) лицо на признак.

    3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

    Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.

    Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

    Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

    Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

    Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

    Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

    Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


    1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

    2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

    Непост. пр.: падеж

    3.Синт. роль: любым членом предложения

    Правописание числительных

    1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

    2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

    (пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

    401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

    от 500 до 900

    4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

    (кроме л).

    NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

    (Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

    С гласной (пол-арбуза )

    С прописной (пол-Европы )

    Л (пол - лимона ).

    Числительные Особенности склонения
    1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум.
    2. от 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти .
    3. 40,90,100. 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а.
    4. 50-80 200-900 склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам.
    5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей.
    6. 1000000 1000 000000 миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения.
    7. составные числительные Склоняются все части по своему образцу.
    8. порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово.
    9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П.

    1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью? больно + ей = больней

    с помощью слов: более (менее) + наречие = более тонко составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

    В предложении наречие бывает чаще всего:

    1. обстоятельством

    2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

    3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

    Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

    Дефис пишется:

    1. в наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,

    по- осеннему

    2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

    3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

    4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

    5. внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

    ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

    бок о бок, точь-в-точь.

    Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


    1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

    Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

    2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

    обозначает признак, который обозначает признак, который

    создается действием самого создается у одного предмета

    предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

    упавший мяч).

    2)вид (совершенный, несовершенный).

    3)время (настоящее, прошедшее).

    4)возвратное или невозвратное.

    Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

    3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).

    Тема Роль существительного в предложении.

    Цель: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имён существительных.

    Ожидаемые результаты:

    А: Ученики знают роль имени существительного в речи; синтаксическую роль имени существительного в предложении;

    Б: Ученики могут определять синтаксическую роль имени существительного в предложении;

    С: Ученики умеют различать имена существительные, выполняющие разную синтаксическую роль в предложении; самостоятельно составлять предложения по заданной схеме и схему по предложению; аргументировать и делать выводы;

    Ход урока.

    1 . УЧИТЕЛЬ:

    Что такое? Что случилось?

    Почему звенит звонок?

    Начинается урок.

    1.2 «Шкатулка пожеланий»

    Передать шкатулку по кругу и при этом пожелать удачи своему товарищу..

    1.3 Начинаем наш урок

    Он пойдет вам в впрок

    Постарайтесь все понять,

    Интересное узнать.

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не молчать

    Всем работать отвечать.

    ученики

    Казахстан, ты - Родина моя!

    Здесь люди все как одна семья.

    Казахстан, ты могуч и высок,

    Пусть струится твой водный исток!

    Казахстан, ты красив и богат,

    Твоим достижениям каждый здесь рад!

    Казахстан – ты Родина-мать,

    Мы будем беречь тебя и защищать!

    Казахстан, как красива твоя природа

    И в горах ископаемых очень много,

    По реке-Иртышу плывут корабли,

    И нефть добывают с зари до зари.

    В твоём поднебесье Орёл парит,

    И с солнца лучом душа говорит.

    С народами всеми мы мирно живём

    И песни о жизни и счастье поём.

    Как символ достатка всем твой Байтерек!

    Пусть будет здесь счастлив любой Человек!

    Сегодня не просто урок русского языка, а урок –путешествие по городам казахстана. Каждый город приготовил нам свои задания. Готовы в путь?

    Ребята сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.

    1.Внимательно прочитайте задания.

    2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

    3.Работайте дружно.

    4.Уважайте мнение товарищей.

    1 остановка – начало пути г.Сатпаев.(ролик)

    Ученик.

    Пословицы недаром молвятся,

    Без них прожить никак нельзя.

    Они великие помощницы

    И в жизни верные друзья.

    Порой они нас наставляют,

    Советы мудрые дают,

    Порой чему-то поучают

    И от беды нас берегут.

    Пословица вовек не сломится-

    Будь с ней и горе, и беда.

    И наша речь красна пословицей

    Давайте вспомним их, друзья!

    Задание.

    - Откройте конверт. Расставьте слова так, чтобы получилась пословица.

    Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

    Человек без Родины, что соловей без леса

    Если не нашел счастье на Родине, не обретешь и на чужбине

    - Дайте объяснение пословицам.

    - Что значит для вас Родина?

    -какой частью речи оно является?

    -какую роль оно играет?

    -Назовите тему и цель нашего урока.(Роль существительного в предложении).

    А для того чтоб узнать в какой город мы с вами отправимся дальше, нам нужно выполнить

    Упражнение «Карусель» * дано лексическое толкование слов:

    Переход через реку - ….?

    Дикий лесной зверь, любит мед - …?

    Знак вычитания - … ?

    Подземная железная дорога - …?

    Диван, стул, кровать – одним словом - …?

    Явление природы в зимнее время года с ветром и снегом - …?

    Вопрос учителя:

    Как вы думаете, написание всех слов с какой буквы? Итак, следующая остановка в городе кокчетав. Кокчетав нам предлагает запомнить и добавить в корзину словарных слов, новое слово на букву М.

    Словарное слово: МОГУЧИЙ

    Могучий - Мощный, сильный, могущественный, крепкий. (составить по одному словосочетанию со словом МОГУЧИЙ)

    Могучий город. Могучая страна. Могучая армия. Могучая столица.

    Некогда в тридевятом царстве,

    В дружном школьном государстве

    Жил-был славный мудрый царь,

    Справедливый государь.

    Долго он страною правил,

    Всех он учиться заставил.

    И однажды захотел

    Подвести итог всех дел.

    И во все страны концы

    Были посланы гонцы:

    Разузнать и доложить:

    Хорошо ли в той стране жить.

    Прибежал один гонец.

    Что я видел, царь-отец!

    Много знаний в царстве есть,

    И чудес на нем не счесть.

    Русский дети обожают,

    С интересом изучают!

    Тут вбежал другой ганец.

    Батюшка, наш царь-отец!

    Подтвердить бы это рад,

    Да беда пришла в наш град.

    Ученик объявился,

    Он учиться разленился.

    Ваней мальчика зовут.

    Что с ним делать, не поймут.

    Царь подумал и сказал…

    Будем Ване помогать.

    Продолжаем наш путь. Город…………

    Школа, дом, трава, земля.

    Любой предмет обозначаю я.

    Кто? Учитель, врач, сосед.

    Что? Диван, велосипед.

    Бываю разного я рода:

    Тротуар,окно,природа.

    Изменяюсь по числам,по падежам.

    Спешу я в гости к ученикам.

    Вот какая я часть речи удивительная,

    Называюсь я...(существительное).

    Задание. Составить кластер на тему «Существительное»

    Молодцы! Вы справились с заданием.

    Устали? Пора отдохнуть. Город-физминутка.

    Продолжаем нашу работу. Город-…………… Чтоб узнать в какой город мы с вами приехали, для этого нужно выполнить задание.

    Что за путаница слов?

    Перепутано все вновь!

    Предлагаю срочно вам

    Все расставить по местам.

    Перед вами текст, в нем пропущены слова, предлагаю вам вставить существительные и определить каким членом предложения они являются.

    Алматы - самый большой _______________ Казахстана, расположенный на юго-востоке Республики Казахстан, в предгорьях Заилийского Алатау. Город Алматы всегда считался ____________, окруженным великолепными Тянь-Шанскими елями. Много ______ подряд снежные вершины могущественного Зайлийского Алатау, взмывающие к небу, создают впечатление величественной _________. Жители и гости южной столицы могут посетить 5 стадионов, ипподром, высокогорный _______ Медео расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря.

    Город, городом-садом, веков, охраны, каток

    Здесь было установлено более ста мировых ___________. Живописные ______ являются визитной карточкой Алматы. Вы сможете насладиться их видом поднявшись по канатной ___________ на высшую __________ города Кок-Тобе («голубая гора»), находящуюся на высоте 1,130 метров над уровнем моря. От Чимбулака дорога ведет к снежным ____________, популярным среди альпинистов и горных восходителей.

    Рекордов, горы, дороге, точку, вершинам

    В удивительном горном ущелье Бутаковка расположен восхитительный _______________ высотой 1860 метров. Это идеальное место для того, чтобы окунуться в неизведанный заповедный ______________ разнообразия флоры и фауны.Через Большое Алматинское озеро пролегает самый короткий _________ к песчаному побережью озера Иссык-куль, которое находится в Киргизии.Стремительные горные течения, свежесть городских фонтанов, великолепие площадей производят незабываемое впечатление на __________ южной столицы – Алматы.

    Водопад, мир, путь, гостей

    Молодцы. каким членом они являются? Что вы знаете о дополнении, обстоятельстве?

    Дополнение

    Вопросы косвенных падежей

    Ты безошибочно знаешь уже.

    Если задашь их, без промедления

    Тут же отыщутся дополнения.

    Обстоятельство

    На вопросы: Где? Когда?

    Как? Откуда? И куда?

    Обстоятельство ответ

    Даст тебе всегда.

    Семь вопросов – просто чудо!

    Их запомнить просто так:

    Где? Когда? Куда? Откуда?

    Почему? Зачем? И Как?

    О каком городе шла речь? Предлагаю вам просмотреть видеоролик о городе Алматы

    -Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы приехали в нашу столицу Астану. какое событие проходило в летом в Астане? С чем оно связано?

    Астана предлагает нам задание.

    Стихотворение.(читает ученик)

    Не сразу всё устроилось,

    Текст не сразу строился

    Сначала возникли звуки,

    Потом появились слова.

    Мы свяжем слова по смыслу,

    Добавим побольше мысли.

    Превратим наше творение

    В предложения,

    А затем в текст.

    Выполнение Задания №3 Прием «Пазлы» (Дан текст, разрезан на части)

    Собрать пазлы, найти и выписать из выделенных предложений существительные в роли подлежащего.

    Казахстан – страна процветания.

    Астана – город мечты.

    ЭКСПО 2017 – выставка технологий

    Стихотворение о ЭКСПО

    Энергия будущего всем нам нужна,

    Для нас и для всех поколений.

    Чтоб развивалась наша страна,

    И не прошли даром ученых стремления.

    Проведение EXPO в нашей стране,

    Событие важное, громкое.

    Энергию в ветре, в солнце, в воде,

    Должны использовать строго мы.

    От форума этого зависит немало,

    И энергия, и экология.

    Похоже, время такое настало,

    Что меняться надобно опытом.

    Долг молодежи нашей и детей,

    Приумножить знания предков.

    Чтоб цвет наших полей и степей,

    Оставалось зеленых оттенков!

    Рефлексия.

    - Сегодня, ребята, мы провели урок в необычной форме. О том, понравился вам этот урок или нет, вы поясните.

    Но вот и всё, урок к концу подходит,

    Мы славно поработали сейчас,

    Урок сегодня был удачный,

    Не прошёл для вас он зря.

    Спасибо вам, ребята, за работу.