Благословляю ежедневный труд. Благословляю ежедневный труд, благословляю еженощный сон. Анализ стихотворения Цветаевой «Благословляю ежедневный труд…»


Благословляю ежедневный труд,
Благословляю еженощный сон.
Господню милость и Господень суд,
Благой закон - и каменный закон.


И пыльный пурпур свой, где столько дыр,
И пыльный посох свой, где все лучи...
- Еще, Господь, благословляю мир
В чужом дому - и хлеб в чужой печи.


Марина Цветаева 17.05.1923?


Введение в литературоведение. Основы анализа поэтического произведения. Элективный курс "Постижение поэзии"


Казакова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы


Разделы: Литература


Пояснительная записка.


Настоящий курс представляет собой углублённое изучение поэтического произведения, что является частью реализации цели литературного образа, которая заключается в следующем: становление духовного мира человека, формирование у него потребности в самосовершенствовании, развитие эмоциональной сферы и творческих способностей.


В изучении курса литературы в 5-11 классах поэтическому произведению уделяется недостаточное внимание, что связано с насыщенностью программы, небольшим количеством учебных часов, сложностью понимания учащимися стихотворного текста. Тем не менее именно поэзия более органично способствует формированию и развитию образного мышления, видению художественного слова, развитию эстетического вкуса у учащихся, реализации воспитательных целей.


(Программа данного курса нацелена на то, чтобы научить учащихся основам анализа поэтического произведения, научить понимать художественное слово.)


Задачи учителя:


знакомить учащихся с шедеврами поэтического творчества, уделяя внимание библиографическому комментарию, созданию лирического портрета автора, выразительному чтению как способу передачи настроения, интонации, переживания;
учить анализировать, обращаясь к литературоведческим терминам, раскрывая тему и идею поэтического произведения через средства художественной выразительности и словесно-предметной изобразительности;
развивать речь учащихся;
развивать образное мышление, способствовать реализации творчества учащихся;
воспитывать нравственную личность, чутко относящуюся к окружающему миру, стремящуюся к гармонии с ним.


(В качестве предмета исследования предлагается поэзия серебряного века, наш более сложный и интересный материал поэзии.)


Курс является одной из многих составляющих предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и рассчитан на 34 учебных часа.


Средствами обучения являются учебные пособия Поспелова и Горшкова, справочная литература, дидактический материал, художественные произведения, музыкальные произведения, видеоматериал.


Формы обучения:


анализ - исследование поэтического произведения;
творческий анализ - интерпретация;
семинарские занятия.


Формой итоговой отчётности может быть урок - конференция, урок - литературная гостиная (поэтический салон).


Виды итоговых работ:


тестирование;
доклад;
реферат;
творческая работа (эссе, стихотворения)


Учение и навыки:


Учащиеся должны знать раздел литературоведения "Лирика. Анализ поэтического произведения", оперировать основными литературоведческим терминами, понятиями.


Учащиеся должны уметь


выразительно читать поэтическое произведение; составлять поэтическую композицию;
интерпретировать поэтическое произведение, выполняя свободный и ассоциативный анализ;
находить ключевые слова в поэтическом произведении, создавать по ним художественный образ;
давать толкование поэтического слова, объяснять художественный образ;
находить средства художественной выразительности в поэтическом произведении, объяснять их роли в определение темы, идеи произведения, в создании художественного образа;
анализировать поэтическое произведение, используя основные теоретические понятия литературоведения;
составлять устно и письменно высказывания о поэтических произведениях и их авторах;
собирать и систематизировать материал к докладу, реферату;
решать тестовые задания, задания обучающих упражнений, задания творческого характера;
создавать творческие работы.


Структура и содержание программы.


Введение. Русская словесность и художественное слово. Что такое поэзия?



Статья В. Вейдле "О любви к стихам." ("Литературная учеба" 1990 №6)
Статья О. Мандельштама "Вывод"
Статья Н. Гумилёва "Читатель"
Стихотворения Бунина, Северянина, Ахматовой, Заболоцкого, современных поэтов. Пастернак "Рождественская звезда".
Н. Городецкая "Гримёрной, пылью и духами"
Б. Слуцкий "Лошади в океане"


Тема 1. Предмет и содержание лирики.


Лирическая поэзия и её особенности. Главный объект художественного познания в лирике. Изобразительное начало. Лирическая речь. Лирическое переживание. Лирический герой.



К. Бальмонт "Звёздные знаки"
А. Ахматова "Тайны ремесла"
И.Анненский Поэзия
И. Бунин "Ещё и холоден и сир:"
Н. Клюев "Я люблю цыганские кочевья:"
М. Цветаева "Кавалер де Грие! Напрасно:"
монография В. Приходько "Постижение лирики"
статья О. Мандельштама "слово и культура"



Что такое лирическая медитация? Прямое излияние души - лирика чувства. Рассуждение на общие темы - лирика мысли. Описательная лирика. Повествовательная лирика. Синтез разных форм лирической медитации. Автор лирический герой. Тема стихотворения.



М. Цветаева "Мне нравиться:"
В. Брюсов "Старый вопрос"
А. Ахматова "Цветов и не живых вещей:"
И. Бунин "Бледнеет ночь:"
И. Северянин "Выйди в сад"
В. Ходасевич "Старуха"


М. Волошин "Сквозь сеть алмазною зазеленел восток:"


Тема 3. Экспрессивность лирической речи.


Художественно-речевые средства - основа построения лирических произведений. Основные тропы, их роль в поэтическом произведении. Лирическое переживание. Индивидуальные ассоциации.



Л. Гинзбург "Частное и общее в лирическом стихотворении."
А. Ахматова "Я научилась просто, мудро:"
Тестовые задания, задания обучающих упражнений, задания творческого характера
К. Бальмонт "Белый лебедь"
С. Есенин "Я обманывать тебя не стану"
И. Северянин "Увертюра", "Моя Россия" (Лит. в шк.)
М. Цветаева "Если душа родилась крылатой:", "Август - астры:"


Тема 4. Слово и художественный образ.


Слово - единица языка. Слово художественного мышления. Номинативно - изобразительное значение слова. Поэтическая лексика. Поэтические архаизмы, неологизмы. Морфологическая выразительность слов. Выразительные (ключевые) слова. Художественный образ.



И.Анненский "Майская гроза"
В. Брюсов "Хвала Человеку"
И. Бунин "В первый раз", "О радость красок:"
К. Бальмонт "Слова - хамелеоны", "Я русский", "Я - изысканность русской медлительной речи"
М. Волошин "Портрет"
И. Северянин "Янтарь", "Ноктюрн", "Увертюра"
Н. Клюев "Осинушка", "Просинь - море, туча - кит"
В. Ходасевич "Молитва"
В. Иванов "Долина - храм"
А. Ахматова "Любовь", "О есть неповторимые слова:", "Я научилась просто:"
С. Есенин "Хорошо под осеннюю свежесть:", "Не жалею, не зову, не плачу:"


Тема 5. Жизнь поэтического слова. Силуэт серебряного века.


О Серебряном веке русской поэзии. (коротко и об основных течениях). Знакомство с поэтами В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, И. Анненский, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам, И. Северянин, Н. Клюев, С. Есенин, И. Бунин, М. Цветаева, В. Ходасевич, Б. Пастернак, М. Волошин, З. Гиппиус и др.


Тексты по выбору учащихся. (М. Цветаева "Душа и имя", "Кто создан из камня:", "Блоку"; Волошин "Бальмонт" и другие)


Тема 6. Иносказательная изобразительность и выразительность слов.


Тропы. Метафора. Сравнение. Иносказательность художественной речи.




А. Блок "Петроградское небо мутилось дождём:", "Река раскинулась"
В. Брюсов "Женщине", "Отрады", "Облака", "Яростные птицы"
И. Бунин "Из окна"
К. Бальмонт "Кружево", "Слова любви"
М. Волошин "Рождение стиха", "Солнце"
С. Есенин "Весенний вечер", "С добрым Утром. -"
В. Соловьёв "В Альпах" В. ым Утром. оградское небо
Б. Пастернак "Определение поэзии"



К. Бальмонт "Черкешенке"
И. Анненский "Маки"
Н. Клюев "Горные звёзды, как росы"
Н. Гумилёв "Жираф"
И. Северянин "Весенняя яблоня", "Запевка", "Предвоскресенье"
М. Цветаева "Моим стихам:"
"Как Правая и левая рука:", "Я счастлива жить образцово и просто", "Стихи растут, как звёзды и как розы:"


Тема 7. Вида словесно-предметной изобразительности.


а) Олицетворение.


И. Анненский "Старая шарманка"
В. Брюсов "Зимние дымы", "Городу"
К. Бальмонт "Как я пишу стихи"
И. Бунин "Когда на тёмный город сходит:"
"Таинственно шумит лесная тишина:"
"Багряная печальная луна:"
С. Есенин "Я - пастух, мои палаты:"
"Запели тёсаные дроги:..сходит."
"О красном вечере задумалась дорога:" "Осень"
Н. Клюев "Растрепало солнце волосы:"


б) Образный параллелизм.


И. Бунин "Седое небо надо мной:"
Ф. Сологуб "На серой куче сора:"
М. Цветаева "Ошибка"
Н. Клюев "Дымно и тесно в избе"
И. Анненский "Свечка гаснет"
В. Ходасевич "Путём зерна", "Ласточки"
В. Брюсов "И небо, и серое море:"


в) Образы символы. Многозначность их эмоционального осмысления.


К. Бальмонт "Белый лебедь", "Осенний лес"
И. Анненский "Миражи", "Офорт"
А. Ахматова "Венеция"
И. Северянин "Мороженное из сирени", "Увертюра", "Янтарная элегия"
В. Ходасевич "Цветку Ивановой ночи"
З. Гиппиус "Всё кругом"


г) Гипербола.


К. Бальмонт "Наш царь - Мукден"
Н. Гумилёв "Слово"
З. Гиппиус "Всё кругом"


Тема 8. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.


1) Речевая интонация. Паузы. Мелодия речи. Акценты. Темп.


И. Бунин "Костёр"
К. Бальмонт "Ты здесь"
Н. Гумилёв "Волшебная скрипка"
И. Северянин "Это было у моря:"
"Увертюра", "Все говорят об одном"
М. Цветаева "Бессонница", "Генералам 12-го года"


2) Художественный синтаксис


а) Эпитеты.


И. Анненский "Снег", "Сизый закат"
К. Бальмонт "Ковыль"
В. Брюсов "Снежная Россия", "Месяца свет электрический:", "Приветствие"

И.Бунин "Не видно птиц:", "Когда на тёмный город сходит:", "Родина"
З. Гиппиус "Всё кругом"
В. Ходасевич "Зимой"
И. Северянин "Ноктюрн"


б) Словесные повторы. Анафора. Эпифора. Рефрен. Синтаксическая тавтология. Словесная градация.


И. Анненский "Снег"
А. Ахматова "Сегодня мне письма не принесли:"
К. Бальмонт "Я мечтаю ловил уходящие тени:",
"Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце:"
А. Блок "О я хочу безумно жить:"
В. Брюсов "Вдоль моря"
И. Бунин "Рыжими иголками:"
З. Гиппиус "Песня", "Если"
Н. Гумилёв "У меня не живут цветы:"
С. Есенин "Где ты, где ты, отчий дом:"
М. Кузьмин "Нынче праздник, пахнет мята:"
В. Маяковский "Левый март"
Д. Мережковский "Март"
И. Северянин "Кензель", "В блесткой тьме", "Эпилог"
М. Цветаева "Ох, Грибок ты мой, грибочек:"
В. Ходасевич "В тихом сердце - едкий пепел:"


в) Словесная антитеза.


А. Блок "Незнакомка", "О я хочу безумно жить:", "Заклятие огнём и мраком"
В. Брюсов "Родной язык", "Городу"
М. Волошин "Заклинание"
Н. Гумилев "Это было не раз"
И. Северянин "В блесткой тьме"
"Вернуть любовь", "Моя Россия"
М. Цветаева "Благословляю ежедневный труд:", "Я счастлива жить образцово и просто:"


г) Инверсия. Логика строки.


К. Бальмонт "Зарождающаяся жизнь"
М. Цветаева "Настанет день, печальный, говорят:", "А над равниной:", "В мешок и воду - подвиг доблестный"


д) Эмоционально-риторические интонации: риторические вопросы, восклицания, обращения (оттенки пожелания, отрицания, уступления, сентенции, недоговорённости)


И. Анненский "Смычок и струны"
К. Бальмонт "Для чего звучишь ты, рог пастуший:"
В. Брюсов "Туманные ночи", "У земли"
И. Бунин "Отчего ты печальна, вечернее небо:"
С. Есенин "О верю, верю, счастье есть:", "Иорданская голубица"
Н. Клюев "Я пришёл к тебе, сир - дремучий бор:"
В. Соловьёв "Я озарен осеннею улыбкой:
А. Ахматова "Высоко в небе облачко серело:"


Тема 9. Поэтическая фонетика.


Ассонанс. Аллитерация. Звуковая изобразительность. Звуки и ощущения.


К. Бальмонт "Песня без слов", "Чёлн томленья", "Кружево"
А. Белый "Солнце", "Веселье на Руси", "Из окна вагона", "Родине"
А. Блок "О вечна, без конца и без края"
З. Гиппиус "Свет"
С. Есенин "с добрым утром!"
Б. Пастернак "Зимняя ночь"
Ф. Сологуб "Неживая, неживая, полевая:"
М. Цветаева "Август - астры", "Бузина"
В. Брюсов "Усталость", "То меже", "Лик медузы"


Тема 10. Интерпретация поэтического произведения


А. Ахматова "Небывалая осень построила купол высокий:"
К. Бальмонт "Она", "Ночной дождь"
А. Блок "Рождённые в года глухие:"
В. Брюсов "Встреча", "Весенний дождь", "Старый вопросдьда глухие...купол высокий"
И. Бунин "Вечер"
Н. Клюев "Обозвал тишину глухоманью:"
Б. Пастернак "Единственные дни"
М. Цветаева "Если душа родилась крылатой:", "Я тебя отвоюю:", "Август - астры:"
И. Северянин "Бывают дни"


Тематические планирование.


1. Введение. о любви к стихам. Открытие поэзии. р.р. 2,3. Интерпретация любимого стихотворения.


4. Предмет и содержание лирики р.р. 5. Эссе "Поэзия - плуг, взрывающий время:" (О. Мандельштам)


6,7 Лирическая медитация и её виды.


8. Экспрессивность лирической речи.


9. Слово и художественный образ


10. Жизнь художественного слова. Силуэт серебряного века. Этюд о художественном слове.


11-17. Серебряный век в персоналиях


1). 2). Лирические портреты поэтов серебряного века


3). 4). Основные мотивы творчества поэтов серебряного века.


5).6). Составление поэтической композиции. Чтение наизусть.


7). Слово о поэте серебряного века (Творческая работа "Имя поэта")


18. Иносказательность художественной речи. Метафора и сравнение.


19. Описание метафоры и сравнения. Перевод прозаичного отрывка на язык метафоры и сравнения.


20,21. Виды словесно - предметной изобразительности. Олицетворение. Образный параллелизм и другие.


22. Мелодия художественной строки


23,24. Художественный синтаксис


25. Творческая работа "Игра с эпитетом"


26. Поэтическая фонетика


27. Определение звукового образа


28,29. Интерпретация лирического произведения


30,31. Представление рефератов по теме "Постижение поэзии"


32. Литературная гостиная


34. (Поэтический салон) Представление творческих работ


БИБЛИОГРАФИЯ


I. Теория литературы


1. Введение в литературоведение. Под редакцией Поспелова О. Н. М: Высшая школа, 1983. - С. 156-165; 170-215; 218-232; 239-243.


2. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. - М: Советский писатель, 1987. - С. 87-144; 124-130


3. Корман Б. О.Изучение текста художественного произведения. - М: Высшая школа, 1972г.


4. Михайлов А. Азбука стиха.- М: Просвещение, 1983


5. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М: Школа-пресс, 1995. - С. 107-111


6. Шаталов С. Е. Литература - вид искусства. - М: Знание, 1981. - С. 54-97


7. Горшков А. И. Русская словесность. М: Дрофа, 2000


II. К анализу стихотворения. Вопросы методики.


1. Вейдле В. О любви к стихам // Литературная учёба. - 1990.-№6.-С. 146-152


2. Гумилёв Н. Читатель // Гумилёв Н. "Когда я был влюблён:" - М: Школа-пресс, 1994.- С. 43-46


3. Дементьев В. Грани стиха. М: Просвещение,1988


4. Львова С. И. Уроки словесности. - М Львова С. И. Уроки словесности. М: Дрофа, 1996


5. Приходько В. А. Постижение лирики.- М: Высшая школа,1986


6. Сидоров Е. Теченье стихотворных дней - М: Просвещение, 1988


7. Чичерин А. В. Сила поэтического слова.- М: Советский писатель, 1985


8. Эткинд Е. Два "движения" - две эстетики // Литературная учёба.- 1990 - №6.- С. 155-157


III. О серебряном веке русской поэзии


1. "И век серебряный, как месяц молодой" Методические рекомендации учителям. Калининград, 1990


2. Конспекты уроков для учителя литературы 11 класс. Серебряный век русской поэзии. В 2 частях. - М: ВЛАДОС, 1999


3. Мандельштам О. Э. Слово и культура. - М: Советский писатель, 1987.


4. Осетров Е. На рубеже веков // Русская поэзия ХХ века. Дооктябрьский период. М: 1986.- С. 5-24


5. Поэтические течения в русской литературе конца 19 века - начало 20 века. Литературные манифесты и художественная практика. М: высшая школа, 1988


6. Серебряный век. Поэзия. Сборник стихотворений, критических статей.- М: АСТОлимп, 1996


7. Се6ребрянный век русской поэзии. Хрестоматия М: ЛОКИД, 2001


8. Тагер Е, Б. Модернистские течения в русской литературе и поэзия межреволюционного десятилетия. (1908-1917) // Тагер Е. Б. Изображение работы. -М: Советский писатель, 1988. - С. 344-467


9. Тагер Е. Б. У истоков ХХ века // Там же, с. 284-314


10. Федотов О. Сонет Серебряного века. // Сонет серебряного века. - М: Правда, 1990.

Рубрика:

Жидкое стекло для авто рейтинг производителей

Post Views: 5

Виды абразивных кругов и насадок для болгарки. Несколько личных жидкое стекло для авто рейтинг производителей по абразивным кругам для УШМ3.

2 Диски с которыми работать в удовольствие. Что делать, чтобы диск не разлетелся на фрагменты при бешеных оборотах4. Следите за состоянием диска после длительного хранения. Как правильно и безопасно работать с болгаркой.

Этим летом я планировал основательные работы с болгаркой, принимал решение какими абразивными кругами дополнительно закупиться и искал информацию в интернете. Даже беглое ознакомление с любым тематического ресурсом дало понимание, что такие ситуации происходят регулярно и являются правилом, а не исключением. Работают небрежно и травмируются как молодые неопытные ребята, так и зрелые мужики. Обобщенная информация на тему как правильно и безопасно работать с болгаркой, а также выводы из личной практики изложены в данном материале. Краткая информация для тех, кто впервые держит в руках этот своенравный инструмент. УШМ в работе дает ощутимые вибрации. Старайтесь не перекрывать их ладонями, чтобы не перегревать УШМ.

А знаете ли вы почему болгарку называют болгаркой? Имя собственное «болгарка», появилось в 70-х годах прошлого века, когда в СССР поступили первые представители данного вида инструментов, выпущенные в Болгарии. Болгарский завод «Элпром-Ловеч», ныне Sparky, первым в СЭВ начал производство этого вида электроинструмента, купив в 1966 году лицензию AEG. Но никогда не снимать его полностью!

За пару секунд можно переставить без ключа. Также интересно выглядит система click, но лично мне пользоваться таковой не приходилось. Никогда не работайте без защитного кожуха! В продаже встречаются отличные угло — шлифовальные машины с регулятором числа оборотов.

Post Views: 5

«Цветаева творчество» - Но умела отличить истинное, подлинное от лживого, искусственного. Какие русские философы xx века осмысляли значение любви в жизни человека? Из письма М.Цветаевой. Всякое творчество есть любовь... Н.Бердяев. Какое место занимала любовь в жизни Цветаевой? Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия.

«Жизнь Цветаевой» - Горечь! Я жажду сразу - всех дорог! Вечный искус - Окончательнее пасть. Все бледней лазурный остров - детство, Мы одни на палубе стоим. Берегитесь могил: Голодней блудниц! Начинается Великая Отечественная война. ...О, черная гора, Затмившая весь свет! Арестованы муж и дочь. Марина росла среди музыки и книг.

«Литература Цветаева» - Какой была Марина Цветаева? Высылка в Елабугу. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии… Отец Марины Цветаевой – Иван Владимирович. Написать сочинение «Мое открытие Марины Цветаевой. Марина Цветаева в Чехии в 1924 – 1925 гг. Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Марина Цветаева. Марина и Анастасия Цветаевы.

«Поэзия Марины Цветаевой» - (1892-1941), русская поэтесса. Спорили сотни Колоколов День был субботний: Иоанн Богослов. Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Падали листья, Я родилась. Покончила жизнь самоубийством. Поэтический мир Марины Цветаевой. Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность.

«Благословляю ежедневный труд…» Марина Цветаева

Благословляю ежедневный труд,
Благословляю еженощный сон.
Господню милость и Господень суд,
Благой закон - и каменный закон.

И пыльный пурпур свой, где столько дыр,
И пыльный посох свой, где все лучи…
— Еще, Господь, благословляю мир
В чужом дому - и хлеб в чужой печи.

Анализ стихотворения Цветаевой «Благословляю ежедневный труд…»

Произведение, датированное концом весны 1918 г., отличает строгий афористичный стиль. Писать лаконично, сжато и содержательно, «как Бог повелел», - такую задачу ставит перед собой поэтесса в « » Анализируемый текст - убедительная иллюстрация авторского тезиса.

Требования, приведенные выше, касаются не только стилистики, но образа жизни лирического «я», «светской пустынницы» - отважной, мудрой, согласующей действия с духом-«вожатым». Она презирает земные условности, признавая лишь власть природного мира и божественного начала.

Сходными чертами наделен психологический портрет героини «Благословляю…» Отринув житейские мелочи, субъект речи сосредоточивается на главном - приятии мудрых принципов, по которым создан Божий мир.

Чтобы передать христианскую кротость своей героини, Цветаева привлекает ряд антонимичных пар. Первые две из них вполне традиционны: противопоставления труда и отдыха, милосердия и кары подготавливают появление контекстуальной антитезы. Она возникает в конце первой строфы. Противопоставляются определения «благой», гуманный и сострадательный - «каменный», жестокий и непреклонный.

Начало второго катрена посвящено описанию внешнего облика субъекта речи. Одеяние из «пыльного пурпура», испещренного дырами, окутывает фигуру героини. В руках у нее - посох, который также обозначен определением «пыльный». У необычной детали имеется важная особенность: она излучает свет, в ней сосредоточены «все лучи». В этом эпизоде автор актуализирует общекультурную семантику пурпурного оттенка - царственного цвета, символа власти. Непривычные атрибуты меняют портрет скромной странницы, утомленной дальней дорогой. Они указывают на высокий статус пророчицы, который обусловлен важностью духовной миссии.

Кульминационной точкой развития темы смирения является благословение чужого дома, появляющееся в финальном фрагменте. Предметы, которые становятся объектами ритуала, - мир и хлеб, нехитрая, но важнейшая основа земного существования.

Сходная позиция лирического субъекта представлена в стихотворении «Чужому». Здесь продемонстрирована способность подняться над идейными разногласиями, увидеть в «ревнителе» противоположного лагеря не врага, а человека. Эмоциональный порыв героини, словно перекидывающей мост для неприятеля, продиктован «законом протянутой руки» и велением открытой души.