Российский бомбардировщик белый лебедь. Самолет "Белый лебедь": технические характеристики и фото


Уникальным воздушным судном является стратегический бомбардировщик Ту-160. «Белым лебедем» или Blackjack, согласно терминологии придуманной американской стороной, часто называют эту мощнейшую модель.

В настоящее время именно эта модель воздушного транспорта, разработанная в середине 70-х годов советскими инженерами-конструкторами, является самым большим, грозным и в то же время грациозным военным бомбардировщиком, оснащенным изменяемым стекловидным крылом. Самолет «Белый лебедь» стратегического назначения пополнил запас вооружения российской армии еще в 1987 году .

Самолет Ту-160

Согласно приказу, изданному Советом Министров Советского Союза в 1967 году, отечественные производители приступили к проектированию нового бомбардировщика. В разработке проекта принимали участие как сотрудники предприятия «Мясищева» и «Сухого», внося на протяжении нескольких лет различные предложения по создаваемому проекту.

По каким-то причинам представители авиакомпании, названной в честь Туполева, не принимали участие в конкурсе, несмотря на то, что ранее инженеры именно этого бюро смогли разработать и ввести в действие проект относительно создания нескольких моделей бомбардировщиков, а также сверхзвукового летательного аппарата Ту-144. Рассматриваемое военно-воздушное средство является основой ядерной мощности России. А подтверждают этот факт отменные технические характеристики Ту-160.

По итогам отборочного конкурса победителем был признан проект, созданный сотрудниками «Мясищева». Однако буквально через несколько дней по приказу правительства вся документация была изъята у победителя и передана в распоряжение бюро «Туполева». Так и был создан самолет Ту-160.

Перед инженерами-конструкторами были поставлены конкретные цели относительно создания будущего военной машины:

  • дальность перелета воздушного транспорта должна приравниваться к 13 тыс. км на примерной высоте в 18 тыс. км при скорости в 2450 км/ч;
  • к назначенной цели военно-воздушный транспорт должен суметь приблизиться в скоростном дозвуковом крейсерском режиме;
  • вес нагрузки относительно общей массы должен приравниваться к 45-ти тоннам.

Первый пробный вылет военной машины был произведен в конце 1981 года на территории военного аэродрома «Раменское». Испытания прошли успешно, что подтвердил опытный летчик Б. Веремеев, пилотирующий первую модель.

Кабина Ту-160

Сверхзвуковой российский ракетоносец был запущен в серийное производство спустя 3 года после успешно произведенного пробного вылета. Новые модели воздушно-военной техники изготавливались специалистами, работающими на авиапредприятии в Казани. Первая модель серийного производства смогла подняться в небесный простор в конце 1984 года , в дальнейшем авиапроизводитель ежегодно изготавливал по одной единице востребованных военно-воздушных машин.

По приказу Б. Ельцина, в начале 1992-го года было решено прекратить серийное производство моделей Ту-160. Данное решение действующий в те времена президент принял в ответ на решение США приостановить производство не менее мощных американских военных бомбардировщиков В-2.

Новые модели воздушных средств

Весной 2000 года обновленная модель ракетоносца Ту-160 полнила состав ВВС Российской Федерации. Спустя 5 лет комплекс был принят на вооружение. Весной 2006 года подошел к завершению последний испытательный тур по модернизации для усовершенствования характеристик силового агрегата НК-32 . Благодаря внесенным изменениям инженерам-конструкторам удалось повысить надежность силового агрегата и в несколько раз увеличить его ресурс.

В небо влетел обновленный серийный бомбардировщик в конце 2007 года. Согласно ранее утвержденным планам, конструкторы должны были на протяжении ближайших 12 месяцев модернизировать еще 3 модели военно-воздушных средств. Просмотрев фото Ту-160 ранних и обновленных моделей, можно самостоятельно понять, какую грандиозную работу пришлось выполнить инженерам-конструкторам.

Согласно аналитическим данным, в 2013 году в составе ВВС Российской Федерации насчитывалось 16 моделей Ту-160.

Сергей Шойгу в 2015 году выступил с заявлением, в котором была подчеркнута важность возобновления мощнейших бомбардировщиков. Заявление было рассмотрено и одобрено, что позволило российским авиаконструкторам приступить к возобновлению производственного процесса. По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 будут запущены в серийное производство в начале 2023 года.

Особенности военной машины

Чтобы создать действительно уникальную модель военного самолета, отвечающую поставленным целям, конструкторы вынуждены были внести в стандартные правила сборки определенные особенности, благодаря которым самолет Ту-160 действительно получился уникальным в своем роде:

  1. Для сборки конструкции были использованы композиционные сплавы, нержавеющая и титановая качественная сталь.
  2. Максимальная скорость Ту-160 на высоте достигает 2200 км/ч.
  3. Бомбардировщик, изготовленный российским авиапроизводителем, является интегральным низкопланом, оснащенным изменяемым стреловидным крылом, цельноповоротным стабилизатором, а также техопорными шасси.
  4. Кабина «Белого лебедя» была признана как одна из самых просторных и комфортных, учитывая, что пилоты при желании могут без проблем пройтись по своему отсеку и даже размяться.
  5. Борт бомбардировщика оснащен кухней, в которой можно разогревать еду, а также туалетной комнатой, ранее не входящей в конструкцию военно-воздушных судов.

Для вооружения российского бомбардировщика используются крылатые виды стратегических ракет класса Х-55-СМ.

Ту-160 («Белый Лебедь») – практически единственный самолет Воздушных Сил СССР, о котором было известно еще до его постройки. Еще в начале семидесятых годов Генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев сказал о создании нового стратегического бомбардировщика.

Это было своего рода противостояние .

История создания

После нескольких лет разработки, в 1981 году, машина была впервые представлена на аэродроме в Жуковском в окружении двух Ту-144. Заголовки иностранных СМИ сразу начали говорить о том, что самолет выставлен в целях пропаганды для съемок с американских спутников.

На самом деле, съемка была осуществлена одним из пассажиров в аэропорту Быково. После этого появилось кодовое название бомбардировщика Ram-P, а по коду НАТО – Blackjack. Именно с этими названиям мир узнал о самом тяжелом стратегическом сверхзвуковом бомбардировщике всех времен – Ту-160.

История создания Ту-160 уходит в середину 20 века.

Приказ МАП No285 от 15 сентября 1969 года объявил конкурс на создание сверхзвукового многорежимного стратегического бомбардировщика-носителя атомного вооружения.

Тема конкурса получила порядковый номер 18. В разработках участвовали несколько конструкторских бюро: ОКБ Туполева, Мясищева, Яковлева и Сухого. Туполевцы имели опыт в разработке и Ту-95, а также . Но конкурс выиграло ОКБ Мясищева с бомбардировщиком М-18.

Но ввиду малочисленности КБ, отсутствия необходимых ресурсов для дальнейшей работы над проектом все материалы по этой теме передали в КБ ММЗ «Опыт» Туполева. Эти разработки и легли в основу прототипа Ту-160.

Полет первого прототипа состоялся в конце 1981 года. В серию бомбардировщик пошел уже в 1984 году, в этом же году взлетела первая серийная машина. В 1985 еще два самолета вышли из цехов.


При проектировании нового самолета учитывались следующие требования:

  1. Максимальная дальность полета Ту-160 должна была составлять 13 000 км при V= 2500 км/ч и высоте полета 18 км.;
  2. Приближение к цели на дозвуковой скорости, а также преодоление противовоздушной обороны на крейсерской и сверхзвуковой скорости.;
  3. Боевая нагрузка приближается к весу в 45 000 кг.

Выпуск самолёта продолжался до развала СССР и был практически остановлен после обещания Е.Б. Ельцина американцам в 90-е годы прошлого века: не наращивать вооружение. Во времена его правления заводы были практически остановлены, о серийном выпуске разговор уже не шел.

Бомбардировщики Ту-160 состоявшие на боевом дежурстве после отделения Украины частью остались на её территории, там частично были распилены на металл, 6 машин все же перегнали на авиабазу Энгельс в Саратовской области.

Уже в это время все Ту-160 помимо номеров получили имена собственные. В конце 90-х, начале 2000-х выпуск Ту-160 был возобновлён, в 2000 году в строй вошли две машины. Стоит отметить, что часть машин была направлена на капитальный ремонт и модернизацию.


В этом же 2000 году были проведены учения с участием Ту-160 и Ту-95МС. Здесь впервые была применена знаменитая крылатая ракета Х-555, которая подвешивалась только на данные виды самолетов. В 2003 году в крупнейших учениях участвовали два Ту-160, так же 4 самолета Ту-95МС.

По ходу учений применялась дозаправка от Ил-78.

Осенью того же года произошла чрезвычайная ситуация – потерпел катастрофу один из самолетов Ту-160. Экипаж отвел машину от опасного места и погиб вместе с ней.

Стратегическая авиация всеми способами поддерживала боеспособность довольно долгое время – 15 лет, начиная с 1992 года. Это было время низкого финансирования и отсутствия денег на модернизацию. Полеты происходили только по особым случаям или во время учений.

В августе 2007 года президент РФ В. Путин сделал заявление о возобновлении полетов и дежурства Дальней Авиации. Именно поэтому стратегические бомбардировщики стали постоянно летать в самые дальние уголки мира. Самолеты использовали запасные аэродромы для дозаправки и летали над всеми океанами, при этом демонстрировали мощь блоку НАТО.

В 2008 году Казанский завод передал в ВВС новый самолет «Виталий Копылов». В ноябре 2017 года из цехов вышел следующий стратег, модернизированный Ту-160М3, он проходит испытания и пока не имеет личного имени. В 2010 году 2 самолета Ту-160 обновили мировой рекорд по дальности перелета, который составил 18 000 км. При полете было произведено две дозаправки в воздухе от Ил-78.

Технические характеристики

Известность самолета в России и по всему миру обусловлена, в первую очередь, его техническими характеристиками. Приведем ниже все основные данные, которые позволят оценить масштаб и размеры Ту-160 по прозвищу «Белый Лебедь».

  • Размах крыльев – 55,7 метров;
  • Длина фюзеляжа – 54,1 метра;
  • Высота самолета – 13,1 метров;
  • Площадь крыльев – 232 квадратных метров;
  • Масса пустого самолета – 110 тонн;
  • Максимальная масса топлива – 171,1 тонн;
  • Полная взлетная масса – 275 тонн;
  • Максимальная скорость полета – 2200 км/ч;
  • Скорость при посадке минимальная – 300 км/ч;
  • Максимальный потолок полета – 15 000 м;
  • Радиус действия – 6000 километров;
  • Необходимая длина для взлета – 2000 м;
  • Максимальная масса вооружения – 40 тонн.

Ту-160 на настоящее время боеспособный элемент сил сдерживания. ЛТХ самолёта на уровне недоступном западным производителям.

Особенности конструкции

Конструкция Ту-160 полностью соответствует его назначению. Это моноплан с изменяемой стреловидностью крыла, классическим оперением и 4 двигателями в мотогондолах под центропланом.

Описание можно начать с одной из особенностей машины, в которой фюзеляж слит в одно целое с центропланом и оперением. При интегральной компоновке появляется возможность без увеличения геометрических размеров машины значительно освободить объем внутри её, тем самым появляется дополнительное место для топлива, вооружения и оборудования.

Материалы, из которых изготовлен самолет Ту-160 разные, для разных узлов машины. Основу составляет алюминиевый сплав АК4-1чТ1, титановый сплав ОТ-4, а также высокопрочные сплавы, обладающие при этом и большой вязкостью. Легированная сталь и титан используются для высоконагруженных узлов и элементов машины.

Свободные внутренние полости самолёта выполнены сотами, это обеспечивает этим конструкциям необходимую жёсткость, при минимальном весе. При сборке узлов и конструкций используется сварка, болтовые соединения и заклепки. Техническое обслуживание бомбардировщика осуществляется через люки и съёмные панели.

Фюзеляж

Фюзеляж самолёта имеет несущую обшивку и является одним целым, конструкционно он разделён переборками на несколько отсеков. В центральной части находится бомболюк с барабанной установкой МКУ-6-5У служащей для размещения вооружения. В носовой части расположен отсек управления, бортовая РЛС и навигационная и электронная аппаратура.

Отсек управления полностью герметичен, составляет отдельную производственную единицу под индексом Ф-2. Кабина рассчитана на четырёх членов экипажа. Кроме того есть туалет и комната отдыха для экипажа, в условиях долгого перелёта.

Вход в отсек осуществляется снизу, по лестнице.

За отсеком управления расположена ниша шасси со всеми механизмами, далее к хвосту топливные баки. В кормовом обтекателе располагаются элементы радиооборудования и отсек с тормозным парашютом.

Крыло

Самолет имеет крыло с изменяемой стреловидностью, довольно сложная система позволяет оптимизировать скорость и дальность полета при существенной экономии топлива. Именно это создало уникальные ТТХ Ту-160, сделав его «звездой» мировой военной авиации.

Шасси

Управление на рулежке передними поворотными колесами, основные стойки неповоротные. Опоры при полете убираются. Гидросистема осуществляет уборку и выпуск шасси.


Устройство узла предусматривает использование самолёта Ту-160 на взлётно-посадочных полосах с асфальтово-бетонным покрытием длиной от 2,5 км.

Силовая установка

Эта система состоит из двигателей НК-32, топливной системы, масляной системы, вспомогательной силовой установки ТА-12, системы управления работой двигателей, системой контроля работы силовой установки, системой сигнализации и пожаротушения.

Двигатель

Двигатель НК-32 обладает пониженным расходом топлива. Чтобы производство нового агрегата было дешевле, прототипом стал прежний НК-25. При этом стоимость самого самолета была отнюдь не дешевая – 7,5 млрд. рублей. Известно, что именно поэтому, было создано только 32 самолета, в настоящее время боевое дежурство несёт 16 машин.

Топливная система

Емкость баков составляет 171 тонну. Этого топлива достаточно для полета на максимальную дальность, при движении на крейсерской скорости и оптимальном потолке.


Каждый двигатель запитан от своей группы баков, хотя в случае аварийной ситуации вполне возможна перекачка из одного бака в другой или сброс топлива с группы баков, при отключении от системы остальных.

Система дозаправки в воздухе имеет схему шланг-конус. Топливозаправщиками выступают Ил-78 и Ил-78М.

Вооружение

Вооружение самолета тоже впечатляет. Во-первых, боевая нагрузка составляет 40 тонн и может состоять из свободнопадающих и управляемых бомб крупного калибра и ракет класса «воздух-поверхность», в том числе и крылатых, а также несущих ядерные боеголовки стратегического назначения.


Все вооружение размещается в бомбовом отсеке самолёта, в барабанной установке МКУ-6-5А

Оборудование

В самолете находится новейшее навигационное оборудование, которое состоит из большого количества ЭВМ.

Система прицеливания “Обзор-К” обнаруживает и опознает объекты на большом удалении. Комплекс обороны “Байкал” обнаруживает ПВО противника, их положение, глушит помехами или ставит за самолетом ложную завесу.

В хвосте располагаются контейнеры с отражателями и инфракрасными ловушками. Там же находится теплопеленгатор “Огонек”, который обнаруживает ракеты и самолеты противника.

Количество самолетов в стране

На сей день на вооружении ВКС России стоит 16 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Правительством были приняты решением по полной модернизации самолетов, получивших теперь название Ту-160М2.


Первый полет модернизированной машины запланирован уже на февраль 2018 года. После чего планируется усовершенствовать каждую из стоящих на вооружении машин Ту-160. Это способствует обновлению Дальней Авиации и улучшению обороноспособности страны.

Применение

Первые боевые вылеты самолеты Ту-160 совершили в Сирии в последнем военном конфликте. Начиная с 2015 года, бомбардировщик совершал регулярные успешные боевые вылеты, уничтожая цели Исламского государства. При этом удары были нанесены ракетами Х-555.

В заключении отметим, что, несмотря на сложную экономическую обстановку, именно благодаря самолетам Ту-160 Россию считают самой великой авиационной державой.

Вся группировка дальней стратегической авиации способна в любой момент переломить ход военных действий.

Наземные силы могут и не представлять собой большую боевую мощь, но дальняя авиация во главе с «Белыми Лебедями» достойно окажет отпор любому агрессору. На данный момент любое военное противостояние против России лишено смысла.

Видео

Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец , обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Состоит на вооружении, начиная с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находится 16 стратегических ракетоносцев Ту-160 .

Данный самолет является самым большим в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжелым среди всех боевых самолетов мира. Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».

Работы над созданием стратегического бомбардировщика нового поколения были начаты в ОКБ А.Н.Туполева в 1968 году. В 1972 году проект многорежимного бомбардировщика, обладающего крылом изменяемой стреловидности, был готов, в 1976 году прошла эскизная защита проекта Ту-160, а уже в 1977 году ОКБ им. Кузнецова начало работы над созданием двигателей для нового самолета.

Первоначально его собирались вооружить высокоскоростными ракетами Х-45, но в дальнейшем от этой идеи отказались, отдав предпочтение малогабаритным дозвуковым крылатым ракетам типа Х-55, а также аэробаллистическим гиперзвуковым ракетам Х-15, которые размещались на многопозиционных пусковых установках внутри корпуса.

Натурный макет нового бомбардировщика был утвержден в 1977 году. В этом же году на опытном производстве ММЗ «Опыт» в Москве приступили к сборке партии из 3-х опытных машин. Крыло и стабилизаторы для них производились в Новосибирске, фюзеляж изготавливался в Казани, опоры шасси – в Горьком.

Окончательная сборка первой опытной машины была произведена в январе 1981 года, самолеты Ту-160 с номерами «70-1» и «70-3» предназначались для проведения летных испытаний, а самолет с номером «70-02» для статичных испытаний.

Первый полет самолет с заводским номером «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года (командиром экипажа был Б.И.Веремей), а 6 октября 1984 года в воздух поднялась машина с заводским номером «70-03», которая уже имела полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Еще через 2 года, 15 августа 1986 года ворота сборочного цеха в Казани покинул 4-й серийный бомбардировщик, который стал первым строевым. Всего же в выполнении летных испытаний было задействовано 8 самолетов двух опытных серий.

В ходе проведения госиспытаний, которые были завершены в середине 1989 года, с борта бомбардировщика-ракетоносца было произведено 4 успешных пуска крылатых ракет Х-55, которые были основным оружием машины. Также была достигнута максимальная скорость горизонтального полета, составившая без малого 2200 км/ч. При этом в ходе эксплуатации скоростной порог решили ограничить скоростью в 2000 км/ч, что в основном было обусловлено сохранением ресурса двигательной установки и планера.

Первые 2 опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав строевой части ВВС 17 апреля 1987 года. После распада СССР практически все имеющиеся на тот момент серийные машины (19 бомбардировщиков) остались на территории Украины, на авиабазе в городе Прилуки. В 1992 году бомбардировщики данного типа начинают поступать на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, который базировался в Энгельсе. К концу 1999 года на данной авиабазе находилось 6 самолетов Ту-160, еще часть машины находилась в Казани (в стадии сборки) и на аэродроме в Жуковском.

В настоящее время большая часть российских Ту-160 носят индивидуальные названия. К примеру, в составе ВВС имеются самолеты «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, который был построен в России в 1913 году), «Михаил Громов», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников».

Высокие характеристики российского стратегического бомбардировщика были подтверждены установлением 44 мировых рекордов . В частности, с полезной нагрузкой в 30 тонн самолет совершил полет по замкнутому маршруту протяженностью в 1000 км со скоростью 1720 км/ч. А в полете на дальность в 2000 км, имея взлетную массу в 275 тонн самолет смог достичь средней скорости 1678 км/ч, а также высоты полета в 11250 м.

В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. К примеру, было увеличено число створок для подпитки двигателей самолета, что позволило увеличить устойчивость ТРДДФ (двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой) и упростить их управляемость. Замена ряда элементов конструкции с металлических на углепластиковые позволила в некоторой мере снизить массу самолета. Люки оператора и штурмана были оснащены перископами заднего обзора, также было доработано программное обеспечение и внесены изменения в гидросистему.

В рамках реализации многоэтапной программы по снижению радиолокационной заметности на каналы воздухозаборников и обечайки было нанесено специальное графитовое радиопоглощающее покрытие , также радиопоглощающей краской был покрыт и нос самолета. Удалось реализовать меры по экранированию двигателей. Введение в остекление кабины сетчатых фильтров позволило устранить переотражение радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей.

На сегодняшний день стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является наиболее мощной боевой машиной в мире. По составу вооружения и своим основным характеристикам он существенно превосходит американский аналог – многорежимный стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер». Предполагается, что дальнейшее проведение работ по совершенствованию Ту-160, в частности расширение и обновление состава вооружения, а также установка нового БРЭО, сможет еще больше увеличить его потенциал.

Особенности конструкции

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с изменяемой геометрией крыла. Особенностью конструкции планера самолета является интегральная схема аэродинамической компоновки, согласно которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такое решение позволило наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения топлива, грузов, различного оборудования, а также снизить количество конструктивных стыков, что привело к снижению массы конструкции.

Планер бомбардировщика производится в основном из сплавов алюминия (В-95 и АК-4, термообработанных для увеличения ресурса). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла в диапазоне от 20 до 65 градусов. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клееные трехслойные конструкции.

Экипаж бомбардировщика, состоящий из 4-х человек, располагается в единой просторной герметичной кабине . В передней ее части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана-оператора и штурмана. Все члены экипажа размещаются в катапультируемых креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности операторов и летчиков во время совершения длительного полета, спинки кресел оснащены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска оснащались встроенным трапом.

Шасси самолета трёхопорное, с 2-мя управляемыми колесами передней опоры . Основные опоры шасси имеют качающуюся амортизационную стойку и находятся за центром массы бомбардировщика. Они имеют пневматические амортизаторы и трехосные тележки по 6 колес. Шасси убирается в небольшие ниши в фюзеляже назад по полету бомбардировщика. Щитки и аэродинамические дефлекторы, предназначенные для прижатия воздуха к ВПП, отвечают за защиту воздухозаборников двигателей от попадания в них грязи и осадков.

Силовая установка Ту-160 включает в себя 4 двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой НК-32 (созданы ОКБ Н.Д.Кузнецова). Двигатели серийно производятся в Самаре с 1986 года, до середины 1990-х годов они не имели аналогов в мире. НК-32 – один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению ИК и радиолокационной заметности.

Двигатели самолета расположены попарно в мотогондолах и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка.

Бомбардировщик Ту-160 оснащается прицельно-навигационным комплексом ПРНК, состоящим из оптоэлектронного бомбардировочного прицела, обзорно-прицельной РЛС, ИНС, СНС, астрокорректором и бортовым комплексом обороны «Байкал» (контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками, теплопеленгатор). Также имеется многоканальный цифровой комплекс связи, который сопряжен со спутниковыми системами. В БРЭО бомбардировщика задействовано более 100 специальных ЭВМ .

Бортовой комплекс обороны стратегического бомбардировщика гарантирует обнаружение и классификацию РЛС системы ПВО противника, определение их координат и последующее их дезориентирование ложными целями, либо подавление мощными активными помехами. Для проведения бомбометания применяется прицел «Гроза», который обеспечивает поражение различных целей с высокой точностью в дневных условиях и при недостаточном уровне освещенности. Теплопеленгатор для обнаружения ракет и самолетов противника с задней полусферы находится в крайней задней части фюзеляжа.

В хвостовом конусе находятся контейнеры с дипольными отражателями и ИК ловушками. В кабине пилотов находятся стандартные электромеханические приборы, которые в целом аналогичны установленным на Ту-22М3. Управление тяжелой машиной осуществляет при помощи ручки управления (джойстика), как на истребителях.

Вооружение самолета размещается в 2-х внутрифюзеляжных грузовых отсеках, в которых может находиться разнообразная целевая нагрузка общей массой до 40 тонн . Состав вооружения может состоять из 12 дозвуковых крылатых ракет X-55 на 2-х многопозиционных пусковых установках барабанного типа, а также до 24 гиперзвуковые ракет Х-15 на 4 ПУ. Для уничтожения малоразмерных тактических целей самолет может применять корректируемые авиационные бомбы (КАБ) массой до 1500 кг. Также самолет может нести до 40 тонн обычных свободнопадающих бомб.

В перспективе комплекс вооружения стратегического бомбардировщика может существенно усилиться за счет включения в его состав новых высокоточных крылатых ракет, к примеру, X-555, предназначенных для уничтожения как тактических, так и стратегических наземных и морских целей практически всех возможных классов.

Тактико-технические характеристики Ту-160:

Размеры:
— размах крыла максимальный – 55,7 м, минимальный – 35,6 м;
— длина – 54,1 м;
— высота – 13,2 м;
Площадь крыла – 360,0 кв. м.
Масса самолета:
— пустого – 110.000 кг
— нормальная взлетная – 267.600 кг
— максимальная взлетная – 275.000 кг
Тип двигателя – 4 ТРДДФ НК-32;
— бесфорсажная тяга –4х137,2 кН;
— тяга на форсаже – 4х247,5 кН.
Максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч;
Крейсерская скорость – 917 км/ч;
Практическая дальность полета без дозаправки: 12.300 км;
Боевой радиус: 6.000 км;
Практический потолок – 15.000 м;
Экипаж – 4 человека

Вооружение : в двух подфюзеляжных отсеках размещается различная целевая нагрузка общей массой 22 500 кг, максимальная – до 40 000 кг. В состав вооружения входят тактические и стратегические крылатые ракеты X-55 и X-55M, а также аэробаллистические гиперзвуковые УР малой дальности X-15 (M=5) с ядерными и неядерными БЧ, а также корректируемые авиационные бомбы КАБ различных типов до КАБ-1500, обычные виды бомб, а также мины.


Ту-160 (по кодификации НАТО: Blackjack ) - российский, ранее - советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла. Разработан в ОКБ Туполева в 1980-х годах, на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находятся 16 самолётов Ту-160.

Технические характеристики

Экипаж: 4 человека

Длина: 54,1 м

Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м

Высота: 13,1 м

Площадь крыла: 232 м²

Масса пустого: 110000 кг

Нормальная взлётная масса: 267600 кг

Максимальная взлетная масса: 275000 кг

Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32

Тяга максимальная: 4 × 18000 кгс

Тяга на форсаже: 4 × 25000 кгс

Лётные характеристики

Предельная скорость на высоте: 2230 км/ч

Крейсерская скорость: 917 км/ч (0,77 M)

Практическая дальность: 14600 км

Боевой радиус: 6000 км

Продолжительность полёта: 25 ч

Практический потолок: 15000 м

Скороподъёмность: 4400 м/мин

Длина разбега/пробега: 900-2000 м

1185 кг/м²

1150 кг/м²

Тяговооружённость:

при максимальной взлётной массе: 0,37

при нормальной взлётной массе: 0,36

Вооружение

В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении.

Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют радиолокационную систему самонаведения.

Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырёх пусковых установках).

Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого, ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе одни из самых мощных отечественных боеприпасов этого класса - бомб серии КАБ-1500 массой 1500 кг

Самолёт может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

В 1980г. был построен первый экземпляр нового бомбардировщика, получившего название Ту-160.

Ту-160 — самый крупный из всех ранее созданных как в СССР, так и за рубежом бомбардировщиков. Самолет выполнен по интегральной схеме с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением экипажа значительно снижает ЭПР. Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке, проходящей через весь самолет, крепятся все основные силовые элементы планера. Бомбардировщик оснащен системой дозаправки в воздухе типа «шланг-конус». Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков.

Оборудование. Самолет Ту-160 снабжен самым современным пилотажно-навигационным и радиотехническим оборудованием, в том числе специально разработанным для него комплексом управления вооружением. Оборудование обеспечивает автоматический полет и боевое применение всей номенклатуры вооружения. В его состав входит ряд систем и датчиков, позволяющих поражать наземные цели вне зависимости от времени суток, региона и метеоусловий. Наряду со многими индикаторами электромеханического типа широко применены электронные индикаторы в виде дисплея.

На Ту-160 установлена сдублированная инерциальная навигационная система, система астронавигации, аппаратура спутниковой навигации, многоканальный цифровой комплекс связи и развитая система радиоэлектронной борьбы, обеспечивающая обнаружение радиолокационных станций противника в широком диапазоне, постановку мощных активных и пассивных помех.

На борту самолета имеется большое количество электронно-вычислительных цифровых устройств. Общее число цифровых процессоров, автономных и в сетевой структуре, обеспечивающих работу систем и оборудования, превышает 100 единиц. Каждое рабочее место экипажа оборудовано специализированными бортовыми ЦВМ.

Прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) «Обзор-К» предназначен для обнаружения и опознавания на большом удалении наземных и морских целей, управления средствами их поражения, а также для решения задач навигации и самолетовождения. Основой ПрНК является многофункциональная навигационно-прицельная РЛС размещенная в носовой части самолета. Имеется также оптикоэлектронный бомбардировочный прицел ОПБ-15Т, обеспечивающий бомбометание с высокой точностью в дневных условиях и при низком уровне освещенности. В дальнейшем возможно оснащение самолета лазерной системой подсветки наземных целей, позволяющей применять с больших высот корректируемые авиационные бомбы различных типов.

Бортовой комплекс обороны (БКО) «Байкал» позволяет обнаружить средства ПВО противника, засечь их положение, заглушить помехами или поставить за самолетом завесу из ложных целей. В хвостовом конусе размещены многочисленные контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа установлен теплопеленгатор «Огонек», обнаруживающий приближающиеся со стороны задней полусферы ракеты и самолеты противника. На приборных досках летчиков установлены стандартные электромеханические приборы, аналогичные тем, которые применяются на других боевых самолетах (например, на Ту-22М). Кабина максимально упрощена, но при этом обеспечен максимум удобств для экипажа, выполняющего длительные полеты.

Система управления. Система управления представляет собой комплекс механического, гидромеханического, электрогидравлического, электромеханического, электронного и электрического оборудования. Ту-160 стал первым советским серийным тяжелым самолетом с применением многократно дублированной аналоговой электродистанционной системы управления (ЭДСУ). ЭДСУ имеет четыре дублирующих друг друга канала и аварийную механическую проводку, что обеспечивает высокую надежность управления самолетом на всех режимах полета. Управление самолетом может осуществляться как в автоматическом, так и в ручном режимах. Управление по каналам тангажа, крена и рыскания обеспечивает оптимальные характеристики устойчивости и управляемости на всех режимах полета. Резервное управление обеспечено механической системой с ограниченными функциями.

Система управления самолетом состоит из подсистем управления рулями, механизацией крыла, а также бортовой системы управления. Управление самолетом осуществляется не при помощи традиционного для тяжелых бомбардировщиков штурвала, а посредством ручки управления «истребительного» типа. Система управления рулями обеспечивает отклонение стабилизатора, поворотный части киля, флаперонов и интерцепторов на всех этапах полета в режимах штурвального управления, полуавтоматического и автоматического управления при совместной работе с АБСУ (автоматической бортовой системой управления). АБСУ управляет рулевыми поверхностями путем обработки информации, поступающей от ручек и педалей постов управления экипажа, собственных датчиков, датчиков и вычислителей других бортовых систем.

Система электроснабжения. На самолете Ту-160 установлены четыре интегральных привода-генератора переменного тока, четыре бесконтактных генератора постоянного тока, системы регулирования, защиты и распределения электроэнергии. В качестве вспомогательного источника предусмотрен генератор переменного тока, установленный на вспомогательной силовой установке. В качестве аварийных источников тока используются аккумуляторы.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец

Разработчик:

ОКБ Туполева

Производитель:

ММЗ «Опыт», КАПО

Главный конструктор:

Валентин Иванович Близнюк

Первый полёт:

Начало эксплуатации:

Эксплуатируется

Основные эксплуатанты:

ВВС России, ВВС СССР (бывший), ВВС Украины (бывший)

Годы производства:

Единиц произведено:

35 (27 серийных и 8 прототипов)

Стоимость единицы:

6,0-7,5 млрд рублей или $250 млн (1993 год)

Выбор концепции

Испытания и производство

Эксплуатация

Планы модернизации

Современная ситуация

Проекты модификаций

Конструкция

Общие особенности конструкции

Силовая установка

Гидросистема

Топливная система

Электроснабжение

Вооружение

Экземпляры

Технические характеристики

Лётные характеристики

На вооружении

Литература

В искусстве

(заводское обозначение: изделие 70 , по кодификации НАТО: Blackjack - рус. блэкджек ) - сверхзвуковойстратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах.

Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

История

Выбор концепции

В 1960-х годах Советский Союз развивал стратегические ракетные вооружения, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводимаяН. С. Хрущёвым, привела к тому, что к началу 1970-х СССР располагал мощной системой ракетно-ядерного сдерживания, но стратегическая авиация имела в своём распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, уже неспособные преодолеть противовоздушную оборону (ПВО) стран НАТО.

Считается, что толчком для разработки нового советского бомбардировщика послужило решение США разработать в рамках проекта AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) новейший стратегический бомбардировщик - будущий B-1. В 1967 Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолётом.

К будущему самолёту предъявлялись следующие основные требования:

  • дальность полёта на скорости 2200-2500 км/ч на высоте 18000 метров - в пределах 11-13 тыс. км;
  • дальность полёта на дозвуковом режиме на высоте и у земли - 16-18 и 11-13 тысяч километров соответственно;
  • самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника - в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли;
  • суммарная масса боевой нагрузки - до 45 тонн.

Проекты

К работам по новому бомбардировщику приступили ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было.

К началу 1970-х оба ОКБ подготовили свои проекты - четырёхдвигательный самолёт с изменяемой геометрией крыла. В то же время, несмотря на некоторое сходство, они использовали разные схемы.

ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС («изделие 200»), сохранявшем определённую преемственность с предыдущей разработкой - Т-4 («изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновок, но в итоге конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади.

ОКБ Мясищева также после проведения многочисленных исследований пришло к варианту с изменяемой геометрией крыла. В проекте М-18 использовалась традиционная аэродинамическая схема. Прорабатывался также проект М-20, построенный по аэродинамической схеме «утка».

После того как в 1969 году ВВС представила новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому самолёту, к разработке также приступило ОКБ Туполева. Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полёта, полученный в процессе разработки и производства первого в мире пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144, в том числе опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях сверхзвукового полёта, разработки теплозащиты планера самолёта и т. д.

Туполевцы первоначально отклонили вариант с изменяемой геометрией, поскольку вес механизмов поворота консолей крыла полностью устранял все преимущества такой схемы, и взяли за основу гражданский сверхзвуковой самолёт Ту-144.

В 1972 году комиссия рассмотрела представленные на конкурс проекты ОКБ Сухого («изделие 200») и ОКБ Мясищева (М-18). Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Членам конкурсной комиссии больше всего понравился проект ОКБ Мясищева, который в большей степени отвечал заявленным требованиям ВВС. Самолёт по своей универсальности мог применяться для решения разного рода задач, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полёта. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию таких сложных сверхзвуковых самолётов как Ту-22М и Ту-144, разработку стратегического самолёта-носителя поручили туполевцам. Все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.

Хотя проект ОКБ Мясищева в значительной мере повторял американский самолёт B-1, полного доверия у В. И. Близнюка и других разработчиков к нему не было, поэтому проектирование самолёта началось «с чистого листа», без прямого использования материалов ОКБ Мясищева.

Испытания и производство

Первый полёт прототипа (под обозначением «70-01») состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Полёт выполнял экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Второй экземпляр самолёта (изделие «70-02») использовался для статических испытаний и не летал. Позднее к испытаниям присоединился второй лётный самолёт под обозначением «70-03». Самолёты «70-01», «70-02» и «70-03» производились на ММЗ «Опыт».

В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. Первая серийная машина (№ 1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984 года, вторая серийная (№ 1-02) - 16 марта 1985 года, третья (№ 2-01) - 25 декабря 1985 года, четвёртая (№ 2-02) - 15 августа 1986 года.

В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолёта B-2. К этому времени было выпущено 35 самолётов. К 1994 году КАПО передало ВВС России шесть бомбардировщиков Ту-160. Они были дислоцированы на аэродроме Энгельс в Саратовской области.

В мае 2000 новый Ту-160 (б/н «07» «Александр Молодчий») вошёл в боевой состав ВВС.

Комплекс Ту-160 принят на вооружение в 2005 году. 12 апреля 2006 было объявлено о завершении государственных испытаний модернизированных двигателей НК-32для Ту-160. Новые двигатели отличаются значительно возросшим ресурсом и повышенной надёжностью.

22 апреля 2008 г. главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин сообщил журналистам о том, что ещё один стратегический бомбардировщик Ту-160 поступит в апреле 2008 года на вооружение ВВС РФ.

29 апреля 2008 г. в Казани состоялась церемония передачи нового самолёта на вооружение Военно-воздушных сил Российской Федерации. Новый самолёт получил имя «Виталий Копылов» (в честь бывшего директора КАПО Виталия Копылова) и включён в состав 121-го Гвардейского авиационного Севастопольского Краснознамённого тяжёлого бомбардировочного полка, базирующегося в Энгельсе. Планировалось, что в 2008 году будут модернизированы три строевых Ту-160.

Эксплуатация

Первые два самолёта Ту-160 (№ 1-01 и № 1-02) поступили в 184-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк в Прилуках(УССР) в апреле 1987 года. При этом самолёты передавались в строевую часть до завершения госиспытаний, что было обусловлено опережающими темпами постановки на вооружение американских бомбардировщиков B-1.

К 1991 году в Прилуки поступили 19 самолётов, из которых были сформированы две эскадрильи. После распада Советского Союза все они остались на территории Украины.

В 1992 году Россия в одностороннем порядке прекратила полёты своей стратегической авиации в удалённые регионы.

В 1998 году Украина приступила к утилизации принадлежавших ей стратегических бомбардировщиков на выделенные США средства по программе Нанна-Лугара.

В 1999-2000 гг. была достигнута договорённость, по которой Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 взамен на списание части долга по закупкам газа. Оставшиеся на Украине Ту-160 были утилизированы, кроме одной машины, которая приведена в небоеспособное состояние и находится в Полтавском музее дальней авиации.

К началу 2001 года в соответствии с Договором ОСВ-2 Россия имела в боевом строю 15 самолётов Ту-160, из которых 6 ракетоносцев были официально вооружены стратегическими крылатыми ракетами.

В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию всех 15 самолётов Ту-160.

18 сентября 2003 года при выполнении испытательного полёта после ремонта двигателя произошла катастрофа, самолёт с бортовым номером «01» разбился в Советском районе Саратовской области при заходе на посадку. Ту-160 упал на безлюдное место в 40 км от аэродрома базирования. На борту машины находились четверо членов экипажа: командир Юрий Дейнеко, второй пилот Олег Федусенко, а также Григорий Колчин и Сергей Сухоруков. Все они погибли.

22 апреля 2006 главнокомандующий дальней авиацией ВВС России генерал-лейтенант Хворов сообщил, что в ходе учений группа модернизированных самолётов Ту-160 проникла в воздушное пространство США и осталась незамеченной. Однако никаких объективных подтверждений данная информация не имеет.

5 июля 2006 на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, который стал 15 самолётом данного типа (б/н «19» «Валентин Близнюк»). Переданный в боевой состав Ту-160 был построен в 1986, принадлежал ОКБ Туполева и использовался для проведения испытаний.

По состоянию на начало 2007 в боевом составе СЯС, согласно данным Меморандума о взаимопонимании, находилось 14 стратегических бомбардировщиков Ту-160 (один бомбардировщик не заявлен в данных СНВ (б/н «19» «Валентин Близнюк»)).

17 августа 2007 Россия возобновила полёты стратегической авиации в удалённых регионах на постоянной основе.

В июле 2008 года появились сообщения о возможном размещении на аэродромах Кубы, Венесуэлы и Алжиратопливозаправщиков Ил-78, а также о возможном использовании аэродромов в качестве резервных для Ту-160 и Ту-95МС.

10 сентября 2008 года два бомбардировщика Ту-160 («Александр Молодчий» с б/н 07 и «Василий Сенько» с б/н 11) совершили перелёт с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле, используя в качестве аэродрома подскокааэродром Оленегорск в Мурманской области. На части пути по территории России бомбардировщики-ракетоносцы сопровождались (в целях прикрытия) истребителями Су-27 Санкт-Петербургского объединения ВВС и ПВО, во время полёта надНорвежским морем российские бомбардировщики перехватили два истребителя F-16 ВВС Норвегии, близ Исландии - два истребителя F-15 ВВС США. Полёт от места промежуточной посадки в Оленегорске до Венесуэлы занял 13 часов. На борту самолётов нет ядерного оружия, но имеются учебные ракеты, с помощью которых отрабатывается боевое применение. Это первый в истории Российской Федерации случай использования самолётами Дальней авиации аэродрома, расположенного на территории иностранного государства. В Венесуэле самолёты совершили учебно-тренировочные полёты над нейтральными водами в акваториях Атлантического океана и Карибского моря. 18 сентября 2008 года в 10:00 по московскому времени (UTC+4) оба самолёта вылетели с аэродрома Майкетия в Каракасе, а над Норвежским морем впервые за последние годы совершили ночную дозаправку в воздухе от заправщика Ил-78. В 01:16 (по московскому времени) 19 сентября совершили посадку на базовом аэродроме в Энгельсе, установив рекорд длительности полёта на Ту-160.

10 июня 2010 года - Рекорд полёта на максимальную дальность установили два стратегических бомбардировщика Ту-160, сообщил в четверг «Интерфаксу-АВН» официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Владимир Дрик.

Продолжительность полёта ракетоносцев превысила прошлогодний показатель на два часа, составив 24 часа 24 минуты, при этом дальность полёта составила 18 тыс. километров. Максимальный объём топлива при дозаправке составил 50 т, тогда как ранее - 43 т.

Планы модернизации

По словам командующего дальней авиацией России Игоря Хворова, модернизированные самолёты смогут помимо крылатых ракет поражать цели с помощью авиабомб, получат возможность использовать связь через космические спутники и будут обладать улучшенными характеристиками прицельного ведения огня. Ту-160М планируется оснастить новой системой вооружения, позволяющей применять перспективные крылатые ракеты и бомбовое вооружение. Полной модернизации также подвергнется радиоэлектронное и авиационное оборудование.

Современная ситуация

В феврале 2004 сообщалось, что планируется постройка трёх новых самолётов, самолёты находятся на стапелях завода, сроки поставки в ВВС не определены.

Проекты модификаций

  • Ту-160В (Ту-161) - проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде. Также от базовой модели отличался размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом. См. также Ту-155.
  • Ту-160 НК-74 - с более экономичными двигателями НК-74 (увеличенной дальностью полёта).
  • - проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух - воздух» большой и средней дальности действия.
  • - самолёт радиоэлектронной борьбы, был доведён до этапа изготовления натурного макета, и полностью определён состав оборудования.
  • - эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Разработка началась в 1983, выпущен КБ «Южное» в декабре 1984 года. Предполагалось размещение 2 двухступенчатых баллистических ракет (1 ступень - твердотопливная, 2-я - жидкостная), массой 24,4 т на самолёте-носителе. Общая дальность комплекса предполагалась более 10 000 км. Боевая часть: 6 РГЧ ИН или моноблочная ГЧ с комплексом средств для преодоления ПРО. КВО - 600 м. Разработки были прекращены в середине 80-х годов.
  • - самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой системы «Бурлак» массой 20 т. Предполагалось, что масса полезного груза, выводимого на орбиту, может достигать от 600 до 1100 кг, а стоимость доставки будет в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. Пуск ракеты должен был выполняться на высотах от 9 до 14 км при скорости полёта носителя 850-1600 км/ч. По своим характеристикам комплекс «Бурлак» должен был превосходить американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе самолёта-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя «Pegasus». Основное назначение - восполнение группировки спутников в условиях массового уничтожения космодромов. Разработка комплекса началась в 1991, ввод в эксплуатацию планировался в 1998-2000 годах. В состав комплекса должен был входить командно-измерительный пункт на базе Ил-76СК и комплекс наземного обслуживания. Дальность полёта самолёта-носителя в зону пуска РКН составляет 5000 км. 19 января 2000 г. в Самаре ГНПКРЦ «ЦСКБ-Прогресс» и Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРККН) «Воздушный старт».
  • - проект модернизации Ту-160, предусматривающий установку нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Способен нести обычное вооружение, например, 90 ОФАБ-500У, массой около 500 кг и сплошным радиусом поражения 70-100 м.

Конструкция

Общие особенности конструкции

При создании самолёта широко применялись апробированные решения по уже созданным в КБ машинам: Ту-144, Ту-22М и Ту-142МС, а часть систем и некоторые узлы и агрегаты перешли в Ту-160 без изменений. В конструкции широко применяются алюминиевые сплавы АК-4 и В-95, нержавеющая сталь, титановые сплавы ОТ-4 и ВТ-6, композиты.

Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трёхопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя НК-32 установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла применяется ВСУ ТА-12.

Фюзеляж

Планер интегральной схемы. Технологически состоит из шести основных частей, от Ф-1 до Ф-6. В носовой негерметичной части установлена антенна РЛС в радиопрозрачном обтекателе, за которым следует негерметичный отсек радиооборудования. Центральная неразъёмная часть самолета длиной 47,368 м включает в себя собственно фюзеляж с кабиной экипажа и двумя грузоотсеками (отсеками вооружения), между которыми находится кессон-отсек центроплана и неподвижная часть крыла; гондолы двигателей и хвостовая часть фюзеляжа с килевой надстройкой. Кабина представляет собой единый гермоотсек, в котором, помимо рабочих мест экипажа, размещается различное электронное оборудование самолёта.

Крыло

Крыло на самолёте изменяемой стреловидности. Размах крыла при минимальной стреловидности составляет 57, 7 метра. Поворотный узел и система управления в общем аналогичны Ту-22М, но соответственно пересчитаны и усилены. Поворотная часть крыла переставляется по передней кромке с 20 до 65 градусов. Крыло кессонной конструкции, выполнено в основном из алюминиевых сплавов. По передней кромке установлены четырёхсекционные предкрылки, по задней - трёхсекционные двухщелевые закрылки. Корневая часть секции закрылка на поворотной части одновременно является гребнем, предназначенным для плавного сопряжения крыла с центропланом при минимальной стреловидности. Для управления по крену установлены шестисекционные интерцепторы и флаппероны. Внутренние полости крыла служат топливными баками.

На земле перестановка крыла на большие углы запрещена (без специальных приспособлений), так как из-за смещения центровки самолёт падает «на хвост».

Шасси

На самолёте трёхопорное шасси с передней и парой основных стоек. Передняя стойка расположена в носовой части фюзеляжа, в негерметичной нише под техотсеком и убирается назад по потоку. На передней стойке два колеса 1080×400 мм с аэродинамическим дефлектором, защищающем от попадания посторонних частиц (мусора) от колёс в воздухозаборники двигателей. Через нишу передней ноги, по наземному трапу, осуществляется вход в кабину экипажа. Основные стойки имеют трёхосные тележки с шестью колёсами 1260×485 мм на каждой. Они убираются в гондолы, назад по полёту, при этом укорачиваются, что требует меньшего внутреннего объёма отсеков. При выпуске стойки выдвигаются, одновременно смещаясь во внешние стороны на 60 см, увеличивая колею (что положительно сказывается на устойчивости при рулении). Сами отсеки основных стоек одновременно являются техотсеками для размещения различного оборудования. Колея шасси - 5400 мм, база шасси - 17880 мм. На передней стойке двухкамерный газомаслянный амортизатор, на основных стойках - трёхкамерные. Колёса передней стойки поворотные, с управлением от педалей путевого управления в кабине лётчиков.

Силовая установка

На самолёте установлены четыре двигателя НК-32, являющиеся дальнейшим развитием линейки НК-144, НК-22 и НК-25.

Конструктивно НК-32 - трехвальный двухконтурный двигатель, со смешением потоков на выходе и общей форсажной камерой с регулируемым соплом. Осевой трехкаскадный компрессор имеет пятнадцать ступеней и состоит из трех узлов: трёхступенчатого компрессора низкого давления, пятиступенчатого компрессора среднего давления и семиступенчатого - высокого давления. Разделение воздушного потока по контурам осуществляется за компрессором НД, отбор воздуха на самолётные нужды происходит за компрессором ВД. Камера сгорания - кольцевого типа, многофорсуночная с двумя пусковыми воспламенителями. В форсажной камере происходит смешение потоков и дожигание топлива на режиме форсажа. На коробке приводов установлен гидронасос, генератор постоянного тока и привод-генератор переменного трёхфазного тока. Раскрутка двигателя при запуске - от воздушного стартера.

Двигатели размещаются попарно в гондолах под фюзеляжем. Воздухозаборники прямоугольного сечения с вертикально расположенным регулируемым клином и шестью створками воздушной подпитки.

ВСУ ТА-12 обеспечивает самолёт электроэнергией и сжатым воздухом на земле, а также может использоваться в качестве аварийного источника энергии в воздухе на высотах до 7 км.

Гидросистема

На самолёте применяется четыре параллельно работающие гидросистемы высокого давления с давлением нагнетания 280 кг/см2, в качестве рабочей жидкости используется масло ИП-50. Гидропривод служит для перемещения управляющих поверхностей, взлётно-посадочной механизации и шасси. Гидронасосы установлены по одному на каждом двигателе, в качестве резерва применяются турбонасосные установки ВСУ.

Топливная система

Заправочная емкость топливных баков составляет 171000 кг. Каждый двигатель питается из своего расходного бака. Часть топлива используется для центровки. В носовой части установлена убирающаяся в полёте штанга топливоприёмника воздушной дозаправки.

Электроснабжение

На самолёте установлено четыре бесконтактных генератора постоянного тока и четыре привод-генератора переменного тока на двигателях. В качестве резервного источника на земле и в полёте используются генераторы ВСУ ТА-12.

Вооружение

Изначально самолёт планировался исключительно как ракетоносец - носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными БЧ, предназначенными для ударов по площадным целям. В дальнейшем предусматривалась модернизация и расширение номенклатуры возимых боеприпасов.

Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55СМ предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными запрограммированными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Ракеты размещаются на двух барабанных пусковых установках МКУ-6-5У по шесть штук, в двух грузовых отсеках самолёта. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15С (24 ракеты, по 12 на каждой МКУ).

Самолёт может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколенияХ-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Пилотажно-навигационное, приборное и радиоэлектронное оборудование

На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки (РУС). По тангажу самолёт управляется при помощи цельноповоротного стабилизатора, по крену - флаперонами и интерцепторами, по курсу - цельноповоротным килем. Навигационная система двухканальная астроинерциальная - К-042К. Прицельно-навигационный комплекс «Обзор-К» включет в себя РЛС переднего обзора и оптико- телевизионный прицел ОПБ-15Т. Бортовой комплекс обороны «Байкал» имеет средства радиотехнического и ИК обнаружения угрозы, системы радиопротиводействия и отстреливаемые патроны-ловушки. Для работы с ракетным вооружением используется отдельная система (СУРО). Большинство оборудования самолёта комплексировано, в зависимости от решения текущей задачи.

Приборные панели экипажа оборудованы традиционными стрелочными приборами, (большей частью аналогичными тем, что использованы на Ту-22М), многофункциональные индикаторы на жидких кристаллах в самолёте отсутствуют. В то же время проведена большая работа по улучшению эргономики рабочих мест и сокращению количества приборов и индикаторов, в сравнении с рабочими местами экипажа Ту-22М3.

На приборной панели командира корабля установлены следующие приборы и индикаторы:

  • индикатор радиовысотомера А-034
  • авиагоризонт резервный АГР-74
  • индикатор радиомагнитный РМИ-2Б
  • индикатор положения ИП-51
  • индикатор вертикальных параметров ИВП-1
  • комбинированный прибор ДА-200
  • высотомер барометрический ВМ-15
  • индикатор скорости ИСП-1
  • указатель скорости комбинированный КУС-2500 или КУС-3 (в зависимости от года выпуска самолёта)
  • индикатор системы предупреждения об облучении РЛС

На приборной панели второго пилота установленны следующие индикаторы и приборы:

  • индикатор вертикальных параметров ИВП-1 или блок световой сигнализации (зависит от года выпуска самолёта)
  • индикатор скорости ИСП-1
  • указатель скорости комбинированный КУС-2500 или КУС-3 (зависит от года выпуска самолёта)
  • прибор командный пилотажный ПКП-72
  • прибор навигационный плановый ПНП-72
  • комбинированный прибор ДА-200
  • указатель высотомера УВ-2Ц или УВО-М1
  • индикатор радиовысотомера А-034.

Экземпляры

Большинство стратегических ракетоносцев Ту-160 имеют собственные имена. Бортовые номера самолётов, находящихся в строю ВВС, выделены жирным шрифтом.

Самолёты Ту-160

Примечание

первый лётный экземпляр

Проходил статиспытания, не летал

второй лётный экземпляр

первый серийный самолёт

второй серийный самолёт, потерян в аварии

третий серийный самолёт, на хранении в ЛИИ

19 (ранее 87)

«Валентин Близнюк»

«Борис Веремей»

ранее имел выставочный б/н 342, базируется в Жуковском

распилен в Прилуках в 1999 году, имея налёт менее 100 часов

«генерал Ермолов»

находился в Прилуках, предположительно распилен

находился в Прилуках, предположительно распилен

находился в Прилуках, предположительно распилен

находился в Прилуках, с 2000 года в авиационном музее в Полтаве

распилен в Прилуках

распилен в Прилуках

распилен в Прилуках

распилен в Прилуках

«Николай Кузнецов»

«Василий Сенько»

«Александр Новиков»

Прибыл в КАПО в 2011 г. для проведения контрольно-восстановительного обслуживания, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году.

«Игорь Сикорский»

был перебазирован из Прилук в Энгельс, прежний б/н неизвестен

«Владимир Судец»

Проходит капитальный ремонт на КАПО.

«Алексей Плохов»

был перебазирован из Прилук в Энгельс, прошёл модернизацию

«Валерий Чкалов»

был перебазирован из Прилук в Энгельс

был перебазирован из Прилук в Энгельс

«Михаил Громов»

постсоветского производства, потерпел катастрофу в 2003 году

«Василий Решетников»

«Павел Таран»

Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2011 году.

«Иван Ярыгин»

Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2010 году.

«Александр Голованов»

Постсоветского производства, в 1995 году получил имя «Илья Муромец», в 1999 году переименован. Проходит контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году.

«Илья Муромец»

Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2009 году.

«Александр Молодчий»

Первый полёт в 1999 году, передан ВВС в 2000 году

«Виталий Копылов»

Последняя машина, выпущенная на КАПО в 2008 году.

Также по данным годовой бух.отчётности КАПО за 2011 год прошли капитальный ремонт и контрольно-восстановительное обслуживание следующие серийные номера Ту-160:

5-03 Прошёл капитальный ремонт в КАПО в 2009 году.

5-04 Прошёл капитальный ремонт в КАПО в 2011 году.

5-05 Проходит капитальный ремонт в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году.

6-01 Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2008 году.

6-05 Проходит капитальный ремонт в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2013 году.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 4 человека
  • Длина: 54,1 м
  • Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м
  • Высота: 13,1 м
  • Площадь крыла: 232 м²
  • Масса пустого: 110000 кг
  • Нормальная взлётная масса: 267600 кг
  • Максимальная взлетная масса: 275000 кг
  • Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32
    • Тяга максимальная: 4 × 18000 кгс
    • Тяга на форсаже: 4 × 25000 кгс
    • Масса топлива, кг 148000

Лётные характеристики

  • Предельная скорость на высоте: 2230 км/ч (1,87М)
  • Крейсерская скорость: 917 км/ч (0,77 М)
  • Максимальная дальность без дозаправки: 13950 км
  • Практическая дальность без дозаправки: 12300 км
  • Боевой радиус: 6000 км
  • Продолжительность полёта: 25 ч
  • Практический потолок: 15000 м
  • Скороподъёмность: 4400 м/мин
  • Длина разбега/пробега: 900/2000 м
    • 1185 кг/м²
    • 1150 кг/м²
  • Тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе: 0,37
    • при нормальной взлётной массе: 0,36

Сравнение Ту-160 с аналогами

Страна и название сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносеца

Внешний вид

Максимальная взлётная масса, т

Максимальная скорость, км/ч

3 200 расчетная)

Боевой радиус, км

Максимальная дальность, км

Рабочий потолок, м

56,7 (34 + 22,7)

Максимальная скорость, км/ч

Боевой радиус, км

Дальность с боевой нагрузкой, км

Максимальная дальность, км

Рабочий потолок, м

Совокупная тяга двигателей, кгс

Применение технологий снижения заметности

частично

Количество самолётов в строю

На вооружении

Состоит на вооружении

  • ВВС России - 16 Ту-160 стоят на вооружении 121-й гвардейского тбап 22-й гвардейской тбад 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (аэродром Энгельс-2), по состоянию на 2012 год. До 2015 года будут модернизированы и отремонтированы все Ту-160 находящиеся в эксплуатации ВВС России, так же парк до 2020 года пополнится новыми типами стратегических бомбардировщиков.

Состоял на вооружении СССР

  • ВВС СССР - Ту-160 состояли на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году
  • ВВС Украины - 19 Ту-160 на вооружении 184-й гвардейского тбап на авиабазе Прилуки, по состоянию на 1993 год. Утилизировано 10 Ту-160, один Ту-160 передан в музей, остальные 8 были переданы России.

16 ноября 1998 года Украина приступила к утилизации Ту-160 по программе Нанна-Лугара (Nunn-Lugar Cooperative Threat Reduction). В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов.

8 сентября 1999 года в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, около 600 крылатых ракет и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму $285 млн.

5 ноября 1999 года Ту-160 с бортовым номером 10 стал первым, который перелетел в Россию, на авиабазу «Энгельс-2».

21 февраля 2000 года последние 2 Ту-160, проданные России, вылетели курсом на авиабазу «Энгельс-2».

30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей дальней авиации. Впоследствии бомбардировщик был приведён в небоеспособное состояние. Это единственный Ту-160, который остался на территории Украины.

2 февраля 2001 года был разрезан десятый Ту-160, последний из стратегических бомбардировщиков ВВС Украины, которые должны были быть утилизированы по договоренности с США и РФ.

Литература

  • Гордон Е. Ту-160. - М.: Полигон-Пресс, 2003. С. 184. ISBN 5-94384-019-2

В искусстве

  • Документальный фильм из серии «Специальный корреспондент» «Белый Лебедь (ТУ-160)»
  • Документальный фильм из серии «Ударная сила» Фильм 15, «Воздушный терминатор (Ту-160)»
  • Художественный фильм «07-й меняет курс»
  • Телевизионный сериал «Спецназ». Серия: Взлетная полоса (используется борт с б/н 342 для доставки группы спецназа ГРУ из Санкт-Петербурга в Афганистан). Серия: Дыхание Пророка (Ту-160 с б/н 342, взлетев с авиабазы ВВС России в г. Псков наносит ракетный удар по секретной лаборатории Талибов в Афганистане)
  • В компьютерной игре Rise of Nations модель стратегического бомбардировщика азиатских стран основана на нем.