Глоссарий оценка функционального состояния пациента. Методика оценки функционального состояния пациента. По мдк «технология оказания медицинских услуг»


Технологическая карта практического занятия

ПМ. 04 Выполнение работ по должности «Младшая медсестра по уходу за больными»

МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Курс: 2 Семестр: 4

Тема: Оценка функционального состояния пациента (2 занятие).

Преподаватель ____________________________________Продолжительность: 270 минут

Цели учебного занятия:

Образовательная: научиться определять пульс пациентов, его характеристики, научиться измерять температуру тела пациентов, регистрировать данные в температурном листе, оказывать помощь в каждом периоде лихорадки.

Развивающая: способствовать развитию у студентов мышления, познавательной самостоятельности.

Воспитательная: воспитывать ответственность за результаты оказания медицинских услуг.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Знать : принципы эффективного общения с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности; технологии выполнения медицинских услуг

Уметь : собирать информацию о состоянии здоровья пациента;определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям

Иметь практический опыт: оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

ведения медицинской документации

Образовательные технологии: технология модульного обучения, проблемного обучения, технология практико-ориентированного обучения.

Методы и приёмы обучения: самостоятельная работа, объяснение, практическая работа, беседа, сравнение, демонстрация (слайдов, таблиц, плакатов, моделей и макетов).

Средства обучения:

1. Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: таблицы, плакаты, методические указания.

2. Технические средства обучения: устройства для прослушивания и визуализации учебного материала. Электронно-учебный модуль по теме: «Лихорадка», секундомер, термометры, «Медицинская карта стационарного больного», температурные листы, дезинфектанты.

Литература:

Основные источники:

    Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие/Т.П.Обуховец.-М.; КНОРУС, 2017.-680с.

    Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: практикум: учебное пособие /Т.П.Обуховец – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016.-685с.

Дополнительные источники:

    Манипуляции в сестринском деле: учебное пособие/ Под общей ред. А.Г.Чижа. – Изд. 5-е – Ростов н/Д. «Феникс», 2013. – 318с.

    Морозова Г.И. Основы сестринского дела: Ситуационные задачи: учебное пособие/ Г.И.Морозова.- М.:ГЭОТАР-Медиа.2013.-240с.

    Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие/ Мухина С.А., Тарновская И.И. – 2-е изд. испр. и доп.- М.:ГЭОТАР-Медиа.2013.- 512с.

    Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие/ Н.В.Широкова и др - М.:ГЭОТАР-Медиа.2012.-160с.

    Яромич И.В. Сестринское дело и манипуляционная техника: учебно-практическое пособие/ И.В.Яромич. Ростов н/Д. «Феникс»; Минск: Высшая школа,2012.- 568с.

Межпредметные и внутрипредметные связи: основы латинского языка с медицинской терминологией, гигиена и экология человека, здоровый человек и его окружение, анатомия и физиология человека.

Хронологическая карта занятия

Этапы учебного занятия

Время (минуты)

Организационный момент.

Постановка целей, начальная мотивация и актуализация.

Определение исходного уровня знаний.

Вводный инструктаж.

Самостоятельная работа.

Заключительный инструктаж.

Заполнение дневников и др.

Подведение итогов.

Задания для самостоятельной работы студентов.

Уборка рабочего места.

Определение исходного уровня знаний:

    Правила проведения общего осмотра?

    Какие изменения кожных покровов и слизистых могут быть у пациентов?

    Какие изменения сознания могут быть у пациентов?

    Что такое отеки? Их виды? Способы определения скрытых отеков?

    Какие типы конституции существуют?

    Что такое антропометрия? Цель ее проведения?

    Измерение роста пациента. Показания, противопоказания, оснащение?

    Измерение веса пациента. Показания, противопоказания, оснащение?

    Измерение АД пациента. Оснащение, нормальные показатели, отклонения от норм?

    Характеристики дыхания?

Самостоятельная работа на занятии:

    Определение пульса и его характеристик друг другу и самому себе.

    Измерение температуры тела и регистрация данных в «Медицинской карте стационарного больного», графическое изображение температурной кривой в температурном листе.

    Проведение дезинфекции используемого оборудования.

    Решение ситуационных задач.

Зачётная манипуляция:

    Определение пульса и его характеристик.

    Измерение температуры тела и регистрация данных в температурном листе.

Заполнение дневников:

Составление алгоритмов манипуляций: «Определение пульса», «Измерение температуры тела».

Составление схемы: «Сестринская помощь при каждом периоде лихорадки».

Домашнее задание: Тема: «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов».

Составление терминологического кроссворда на тему: «Оценка функционального состояния пациента».

Тема: «Сестринский уход в каждом периоде лихорадок»

1. Продолжительность измерения температуры тела в подмышечной о бласти:

а) 2 минуты

б) 10 минут

в) 5 минут

г) 20 минут

2. Результаты измерения температуры тела регистрируются в

температурном листе:

а) утром и вечером

б) через каждые три часа

в) только утром

г) утром, в обед, вечером

3. Для дезинфекции термометров необходимо использовать раствор:

а) 1% хлорамина

б) 3% перекиси водорода

в) фурацилина

г) марганца

4. Частота пульса в одну минуту у взрослого в норме:

а) 100-120 ударов

б) 90-100 ударов

в) 60-80 ударов

г) 40-60 ударов

5. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:

а) 1 раз в 3 дня

б) один раз в неделю

в) по мере загрязнения

г) один раз в 2 недели

6. Температура воды, используемая для грелки:

а) 36-37 град.

б) 20-30 град.

в) 60-70 град.

г) 40-45 град.

7. Температура воды, используемая для пузыря со льдом:

а) 36-37 град.

б) 14 - 16град.

в) 60 град.

г) 40-45 град.

8. Постановка пузыря со льдом осуществляется на область лба:

а) 5 – 10 минут

б) 20 – 30 минут

в) 2 – 3 минуты

г) 15 – 20 минут

9. Постановка грелки осуществляется на:

а) 20 минут

б) 10 минут

в) 2 – 3 минуты

г) 30 минут

10. Температура воды для холодного компресса:

а) 36-37 град.

б) 14 - 16град.

в) 60 град.

г) 40-45 град.

11. Время постановки холодного компресса:

а) 5 – 10 минут

б) 20 – 30 минут

в) 2 – 3 минуты

г) 15 – 20 минут

Задание №1

Задания:

1. Назовите период лихорадки.

2. Укажите проблемы пациента.

Задание №2


Задания:

1. Назовите период лихорадки.

2. Укажите проблемы пациента.

3. Окажите помощь в данном периоде лихорадки.

Задание№3


Задания:

1. Назовите период лихорадки.

2. Укажите проблемы пациента.

3. Окажите помощь в данном периоде лихорадки.

Памятка медсестре.

Оценка функционального состояния пациента

· Подсчет артериального пульса на лучевой артерии и определение его свойств

· Измерение артериального давления

· Подсчет частоты дыхательных движений

Подсчет артериального пульса на лучевой артерии и определение его свойств

1. Придать пациенту удобное положение;

2. Попросить его расслабить руку (при этом рука не должна находиться на весу);

3. Прижать одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше лучезапястного сустава (2, 3 и 4-й пальцы должны находиться над лучевой артерией);

4. Сравнить периодичность колебаний стенок артерий на правой и левой руках, определяя ритм пульса;

5. Оценить интервалы между пульсовыми волнами;

6. Взять секундомер и провести подсчет пульсовых волн;

7. Оценить наполнение пульса;

8. Оценить напряжение (сдавить лучевую артерию до исчезновения пульса);

9. Провести регистрацию свойств пульса (температурный лист);

10. Сообщить пациенту результат.

Измерение артериального давления

1. Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала;

3. Уложить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх (положить под локоть валик, или попросит пациента подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки);

4. Выбрать правильный размер манжетки;

5. Наложить манжетку тонометра (трубки должны находиться внизу, манжетка должна находиться на расстоянии 2-3 см выше локтевого сгиба);

6. Соединить манометр с манжеткой;

7. Проверить положение стрелки манометра;

8. Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место мембрану фонендоскопа;

9. Закрыть вентиль «груши», нагнать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии;

10. Открыть вентиль, медленно выпуская воздух, выслушивая тоны, следить за показанием монометра;

11. Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны (соответветствует систолическому АД);

12. Отметить исчезновение тонов (соответствует диастолическому АД);

13. Выпустить весь воздух из манжетки;

14. Оценить результат высоты АД и пульсового давления;

15. Сообщить результат пациенту;

16. Провести регистрацию результата (температурный лист).

Подсчет частоты дыхательных движений

1. Предупредить пациента о процедуре;

2. Придать пациенту удобное положение;

3. Взять руку пациента как для исследования пульса;

4. Положить свою руку и руку пациента на грудь пациента (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания), имитируя исследование пульса;

6. Оценить частоту дыхательных движений.

7. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений;

8. Провести регистрацию данных в температурном листе.

Измерение температуры тела

Температура тела является важным показателем нашего здоровья. Как только градусник пересекает отметку в 37 градусов, то пора задуматься, нет ли каких-то проблем. Периодически температура тела может незначительно повышаться, но если значения уже явно выше 37,2, а температура никак не хочет «падать», а также появились другие симптомы и жалобы, то пора обратиться к врачу. Измерение температуры тела процесс достаточно простой и все мы знакомы с ним с детства. Многие имеют дома медицинский термометр или простой стеклянный градусник. Он недорогой и достаточно точный, но отличается от новых термометров временем измерения температуры. Новые цифровые термометры уже по достоинству оценены многими и особенно родителями с маленькими детьми. Такой термометр позволяет точно и самое главное очень быстро узнать температуру. К сожалению если батарейки, от которых и работает это чудо медицинской техники, «сели» и требуют замены, то это не всегда своевременно отражается на самом термометре. По этой причине показания термометра могут быть иногда неверными, а значит, не забывайте сравнивать их с показаниями обычного градусника хотя бы 1 раз в месяц. Аналогичными характеристиками обладают термометры, которые могут проводить измерение температуры тела на лбу или в ухе.

Чаще всего температуру тела измеряют в подмышечной впадине. Для этого градусник нужно подержать около 7 минут . Однако многие врачи считают этот метод недостаточно точным. Другим вариантом может быть измерение температуры в ротовой полости, но и тут показатели могут быть неточными и зависеть от дыхания, времени приема пищи или даже от курения. Также брать старенький стеклянный градусник в рот может быть просто опасно и конечно такой вариант не подходит для детей и для лиц с неуравновешенной психикой. Наиболее точным вариантом считается измерение температуры в прямой кишке и в ушном канале при помощи специального термометра. Следует учесть, что температура в прямой кишке отличается от температуры в подмышечной впадине примерно на 0,3-0,6 градусов. Температурный лист используется в больницах, где за состоянием больного ведут постоянный контроль. Измерение температуры тела проводят не менее 2 раз в день (утром и вечером), а иногда и чаще. Данные заносят в лист и иногда по точкам для наглядности строят график. Каждый такой документ заводят на отдельного пациента. Дополнительно указываются данные при измерении артериального давления, пульса, указывают частоту дыхания, вес. В некоторых случаях заносятся данные по суточному количеству мочи и выпитой жидкости и пр. Температурный лист обязательно должен иметь указания Ф. И. О. больного и номер его карты.

62. Измерение температуры тела в подмышечной впадине
(термометрия)

Цель: диагностическая: определить температуру тела взрослого пациента.
Показания:
наблюдение за функциональным состоянием организма, профилактика внутрибольничной инфекции.
Противопоказания:
опрелости, воспалительные процессы в подмышечной области, гиперемия в подмышечной области.
Места измерения температуры тела: подмышечные впадины, полость рта, паховые складки (у детей), прямая кишка.
Приготовьте: медицинский термометр, лоток, салфетки,
температурный лист, ручку с черным стержнем, часы, температурный журнал, емкость с дезраствором, емкость для хранения чистых термометров.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту цель и ход процедуры, получите его согласие.
2. Проведите декоктаминацию рук на гигиеническом уровне.
3. Усадите или уложите пациента.
4. Возьмите термометр, проверьте его на целостность, посмотрите и встряхните его так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар ниже 35°С.
5. Осмотрите подмышечную впадину: при наличии местных воспалительных процессов нельзя проводить измерение температуры (показания термометра будут выше, чем температура тела).
6. Протрите насухо кожу в подмышечной впадине пациента индивидуальной салфеткой (влажная кожа искажает показания термометра).
7. Поместите термометр ртутным резервуаром в подмышечную впадину так, чтобы он полностью соприкасался с телом (попросите пациента прижать плечо к грудкой клетке).
8. Фиксируйте время измерения температуры тела.
9. Извлеките через 10 минут термометр и определите его показания по высоте стояния ртутного столбика.
10. Запишите показания термометра в температурный журнал в виде цифровой записи и в температурный лист в виде графической кривой (черным цветом).
11. Сообщите результаты измерения пациенту.
12. Встряхните использованный термометр и убедитесь, что ртуть опустилась в резервуар.
13. Продезинфицируйте использованный термометр.
14. Промойте термометр под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства, вытрите насухо салфеткой, положите в лоток или емкость на салфетку и храните в сухом виде.
15. Вымойте и осушите руки.
63. Определение пульса на лучевой артерии

Цель: определить основные свойства пульса, оценить состояние сердечнососудистой системы.
Показание:

Места исследования пульса:
лучевая артерия, локтевая, сонная, височная, подколенная, бедренная, тыла стопы.
Параметры пульса: ритм, частота, наполнение, напряжение, величина.
Приготовьте:
часы (секундомер), бумагу, ручку с красным цветом, температурный лист.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие, найдите место определения пульса.
2. Придайте пациенту удобное положение - сидя или лежа в расслабленной удобной позе, в спокойном состоянии.

3. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне.
4. Охватите одновременно пальцами своих рук запястье пациента (в области лучезапястного сустава) таким образом, чтобы подушечки 2,3,4 пальцев находились на ладонной (внутренней) поверхности предплечья в проекции лучевой артерия (у основания большого пальца), 1 палец располагайте на тыльной стороне предплечья, Лучевая артерия пальпируется между шиловиднымотростком лучевой кости и сухожилием лучевой мышцы.
5. Охватите область лучевой артерии, слегка прижимая ее к лучевой кости, определите место пульсации; почувствуйте эластические пульсирующие волны, связанные с движением крови по сосуду.
6. Сравните периодичность колебаний стенок артерии на правой и левой руках пациента. Определите симметричность пульса. Симметричность - это совпадение пульсовых ударов на обеих руках по наполнению (если пульс симметричен, дальнейшую характеристику дают по одной руке).
7. Определите ритм пульса.
8. Определите частоту пульса.
9. Оцените наполнение пульса.
10. Определите напряжение пульса.
11. Занесите данные исследования пульса в температурный лист - графическим способом (красным цветом), а в лист наблюдения - цифровым способом.
12. Сообщите пациенту результаты исследования.
13. Вымойте и осушите руки.
Примечание :
- в норме пульс ритмичный, одинаково прощупывается на обеих руках, частота его у взрослого человека в состоянии покоя составляет 60-80 ударов в минуту;
- ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если пульсовые колебания стенки артерии возникают через равные промежутки времени, то пульс ритмичный. При нарушениях ритма наблюдается неправильное чередование пульсовых волн - неритмичный пульс.
- определение частоты пульса (если пульс ритмичен) подсчитывают количество пульсовых волн (ударов) в течение 1 минуты, следя за временем по часам с секундомером.
- РS в норме - 60 - 80 ударов в одну минуту.
РS > 80 ударов в одну минуту - учащенный - тахикардия.
РS < 60 ударов в одну минуту - уреженный - брадикардия.

Оцените наполнение пульса по степени наполнения артерий кровью, зависят от систолического объема сердца. Различают: пульс полный, пустой, нитевидный.
- напряжение пульса - определяют по той силе, с которой нужно прижать лучевую артерию к лучевой кости до исчезновения пульса.
Различают: пульс удовлетворительного напряжения, напряженный (твердый), ненапряженный (мягкий).
64. Измерение артериального давления

Цель: определение показателей артериального давления и оценка результатов исследования, определение функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы.
Показания: наблюдение за состоянием пациента.
Возможные осложнения: болезненные ощущения в конечности при длительном сдавлении артерии.
Приготовьте: тонометр, фонендоскоп, бумагу, ручку, температурный лист.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту цель процедуры, выясните, проводилась ли такая процедура ранее, какие были результаты, знает ли пациент, как надо себя вести, какие могут быть ощущения.
2. Придайте пациенту удобное положение сидя или лёжа в спокойной, расслабленной позе, рука пациента лежит в разогнутом положении (ладонью вверх) на одном уровне с аппаратом.
Артериальное давление обычно измеряют 1 - 2 раза с промежутками 2- 4 минуты.
3. Наложите манжетку тонометра на обнажённое плечо пациента на 2-3 см. выше локтевого сгиба на уровне его сердца так, чтобы между ними проходил одни палец плотно закрепите без сдавления мягких тканей манжетку на плече при помощи застежки (крючок, липкая лента).
4. Соедините манометр с манжеткой, укрепив его на манжетке, проверьте положение стрелки (столбика ртути) относительно нулевой отметки шкалы.
5. Определите пульс на локтевой артерий в области локтевой ямки, установив на это место фонендоскоп (давление головки фонендоскопа должно быть умеренным, иначе данные будут искажены).
6. Закройте вентиль на груше и накачивайте баллончиком воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии и до показаний манометра выше нормы (или у данного пациента) на 20 - 30 мм.рт.ст.

7. Откройте вентиль и медленно выпускайте воздух из манжетки, следите за скоростью опускания столбика или движения стрелки
- показатели могут меняться со скоростью 2 мм.рт.ст./с: одновременно внимательно выслушивайте тоны на артерии и следите за показаниями манометра.
8. Отметьте показания манометра в момент появления первых звуков (тонов) (величина артериального давления в момент сердечного сокращения - систолическое АД) и в момент исчезновения тонов (артериальное давление в момент расслабления сердца - диастолическое АД); выпустите воздух из манжетки полностью.
9. Снимите манжетку тонометра с руки пациента, уложите в чехол.
10. Данные запишите в виде цифровой записи в листе наблюдения в виде дроби (в числителе - систолическое давление, в знаменателе диастолическое) и температурном листе.
11. Повторите процедуру, сравните полученные данные.
12. Продезинфицируйте головку фонендоскопа методом 2-х кратного протирания 70% спиртом.
13. Сообщите пациенту результат измерения АД.
Примечание:
- артериальное давление измеряют на обеих руках, полученные цифры сравнивают.
- артериальное давление может измерять сам пациент, обучите его правилам измерения давления и интерпретации полученных данных.
- нормальное АД 120/80 мм.рт.ст., 130/85мм.рт.ст.
- артериальная гипотензия 90/60 мм.рт.ст.
- артериальная гипертензия 140/90 мм.рт.ст.
65. Подсчет частоты дыхательных движений

Цель: оценка состояния пациента.
Показание: оценка функционального состояния органов дыхания.
Приготовьте: часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручку с
синим стержнем.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.
2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне.
3. Придайте пациенту удобное положение (лежа). Вам необходимо видеть верхнюю часть его грудкой клетки и живота.
4. Одной рукой возьмите руку пациента так, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы отвлечь его внимание.
5. Положите свою и пациента руку на грудь (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента.
6. Подсчитайте число дыхательных движений за одну минуту, пользуясь секундомером (вдох и выдох - это одно дыхательное движение).

7. Оцените частоту дыхательных движений.
8. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений, сообщите результаты.
9. Вымойте и осушите руки.
10. Зарегистрируйте данные в температурном листе.
Примечание:
- подсчет частоты дыхательных движений проводятся незаметно для пациента;
- число дыхательных движений за 1 минуту называют частотой дыхательных движений (ЧДД),
- у здорового взрослого человека норма частоты дыхательных движений в покое составляет 16-20 в минуту;
- ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4;
- при повышении Т° тела на 1°С ЧДД учащается на 4 дыхательных движения;
- брадипноэ - редкое дыхание с частотой менее 16 в 1 минуту;
- тахипноэ - учащенное дыхание с частотой более 20 в 1 минуту.
66. Определение и учет водного баланса

Цель: определение скрытых отеков, контроль за их динамикой и эффективности применения диуретиков.
Приготовьте: мерную стеклянную градуированную емкость для жидкости и для сбора ночи объемом 3 л., 0,5л., лист учета водного баланса, ручку, температурный лист.
Алгоритм действии:
1. Выделите пациенту мерные емкости для питья и для сбора ночи.
2. Объясните пациенту цель и технику выполнения процедуры. Пациент должен в течение суток собирать мочу в емкость объемом 3 литра и одновременно вести учет количества выпитой и введенной жидкости.
3. Объясните пациенту о необходимости соблюдения обычного водно -пищевого и двигательного режима.
4. Дайте подробную информацию пациенту о порядке записей в листе учета водного баланса. Убедитесь в умении заполнять лист.
5. Объясните пациенту, что в 6 часов утра необходимо выпустить мочу в унитаз.
6. Последующие порция мочи в течение суток собирайте в 3 л. градуированную емкость до 600 часов утра следующего дня включительно.
7. Определите в мерной емкости общее количество ночи. Это будет
суточный диурез.
8. Запишите количество выделенной жидкости в листе учета.

Выделенная жидкость

9. Зафиксируйте количество выпитой и введенной жидкости в организм в листе учета.

Введеннаяжидкость

10. В 6 00 часов утра следующего дня пациент сдает лист учета медсестре.

Разница между количеством выпитой жидкости и суточным количеством ночи составляет величину водного баланса организма.
Медсестра должна:
- Убедиться, что пациент сможет провести учет жидкости.
- Убедиться, что пациент не принимал диуретики в течение 3 дней до исследования.
- Рассказать пациенту какое количество жидкости должно выделиться с мочой в норме.
- Объяснить пациенту примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета введенной жидкости (учитывается не толькосодержание воды в пище, но и введенные парентеральные растворы).
- Твердые продукты питания могут содержать от 60 до 80% воды.
- Учету количества выделенной жидкости подвергаются не только моча, но и рвотные массы, испражнения пациента.
- Медсестра высчитывает количество введенной и выведенной ночи за сутки.
Определяется процент выведения жидкости (80% нормальное количество выведения жидкости).
количество выведенной мочи х 100

Процент выведения =
количество введенной жидкости

Произвести расчет учета водного баланса по следующей формуле:
общее количество выделенной мочи за сутки умножить на 0,8 (80%) = количеству ночи, которое должно выделиться в норме.

Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости в норме.
- Водный баланс считается отрицательным, если выделяется меньше жидкости, чем рассчитало.
- Водный баланс считается положительным, если выделено больше жидкости, чем рассчитало.
- Сделать записи в листе учета водного баланса и оценить его.
Оценка результата:

80% - 5-10% - норма выведения (-10-15% - в жаркое время года; +10-15%
- в холодное время;
- положительный водный баланс (>90%) свидетельствует об эффективности лечения и схождения отеков (реакция на диуретики или разгрузочные диеты);
- отрицательный водный баланс (10%) указывает на нарастание отеков или неэффективность дозы диуретических средств.
Кормление пациента.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Оценка функционального состояния Преподаватель Левковская Е.Н. Федеральное государственное казанное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации

Понятия и термины Артериальное давление – давление, которое кровь, находящаяся в артерии, оказывает на ее стенку. Брадикардия - частота сердечных сокращений менее 60 в 1 мин. Гиперемия – покраснение. Лихорадка – защитно-приспособительная реакция организма на воздействие пирогенных веществ, выражающаяся временной перестройкой теплообмена на поддержание более высокого, чем в норме. Теплосодержания и температуры тела.

Термометрия

Пульс – периодические толчкообразные колебания стенок кровеносных сосудов, связанные с изменением их кровенаполнения и динамикой давления в них в течение одного сердечного цикла. Тахикардия – частота сердечных сокращений более 100 в 1 мин. Термометрия – измерение температуры тела. Овуляция – разрыв фоликула яичника и выход зрелой яйцеклетки в брюшную полость.

Температура тела Терморегуляция – совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела. Сосудистая терморегуляция – осуществляется за счет сужения или расширения просвета кровеносных сосудов. Физическая терморегуляция - осуществляется за счет изменения теплоотдачи организма. Химическая терморегуляция – осуществляется за счет изменения теплопродукции в тканях организма.

Температура тела здорового человека в течение суток подвержена колебаниям, но не превышает 37˚С. В подмышечной впадине температура 36.4 -36,8 ˚С. Температура 43 ˚С является максимальной (летальной), при ней происходят необратимые изменения на клеточном уровне, нарушается обмен веществ и наступает смерть. Минимальная температура тела, при которой также наблюдаются необратимые процессы,- 23-15 ˚С. Физиологические колебания температуры тела в течение дня у одного и того же человека составляет 0,3-0.5 ˚С

У пожилых и старческого возраста температура чаще снижена (субнормальная). Механизмы терморегуляции у детей несовершенны, а обменные процессы протекают более интенсивно, за счет этого отмечается неустойчивость температуры тела с большими колебаниями в течение дня. У новорожденных детей в подмышечной впадине температура 37.2 ˚С. В прямой кишке, влагалище, полости рта на 0,2-0,4 ˚С выше, чем в подмышечной впадине. У женщин температура тела зависит от фазы менструального цикла: в период овуляции повышается на 0,6-0.8 ˚С. Температура тела повышается при интенсивной физической и эмоциональной нагрузке, приеме пищи. При депрессии температура понижается.

Измерение температуры тела Термометрия – совокупность методов и способов измерения температуры. С помощью термометрии распознают лихорадочные и гипотермические состояния. Базальная температура (нормальное состояние)- температура тела, измеренная утром после сна до приема пищи; используется при исследовании динамики температуры тела. Температуру измеряют: - в подмышечной впадине. -в паховой складке. -полости рта. -прямой кишке. -влагалище.

Методы измерения Контактные: -ртутный термометр, -электронные цифровые термометры. -инфракрасный термометр (для уха). - жидкокристалический термометр. Бесконтактные – передача тепла прибору путем излучения через промежуточную среду, обычно через воздух.

Медицинские термометры

Инфракрасный термометр «Кельвин-Компакт 201 (М1)» Бесконтактный инфракрасный термометр позволяет измерять температуру, не прикасаясь к телу человека. Необходимо просто направить его на объект и держать перед лбом пациента 1 секунду, после чего термометр сообщит температуру. При выявлении повышенной температуры прибор издает звуковой сигнал.

При измерении температуры тела в подмышечной впадине или в паховой складке кожу следует предварительно вытереть досуха. Перед введением прямую кишку термометр смазывают вазелином. Продолжительность измерения температуры в подмышечной впадине примерно 10 мин. В прямой кишке 1-2 мин, градусник ввести на глубину 2 см. Измеряют два раза в день (7-8 часов утра и 17-19 часов вечера). При необходимости измерение температуры проводят каждые 2 или 4 часа. Показания термометра отмечают в температурном листе (дома на обычном листе).

Температурный лист

Наиболее высокая температура в течение дня наблюдается между 17-21 часами, а наиболее низкая – между 3-6 часами утра. Разница температур у здоровых не превышает 0.6 ˚С. В полости рта нормальная температура 36,0-37.3 ˚С (в среднем 36.8 ˚С). Термометр помещают под язык справа или слева от уздечки и держат рот закрытым. Длительность измерения 3 мин. Этот способ не используется у детей в возрасте до 4 лет и у возбудимых детей.

Виды лихорадок По степени повышения t˚ : - субфебрильная(от37-38˚С); - фебрильная (умеренная) от 38 до 39 ˚С; -высокая от 39 до 41 ˚С; - гиперпиритическая (чрезмерная) свыше 41 ˚С По длительности течения: -острую (до 2-х недель); - подострую (до шести недель). По видам кривых: -постоянную; -послабляющую (ремитирующую); - интермитирующую (перемежающуюся); извращенную; г ектическую (истощающую); неправильную; -волнообразную.

Лихорадка в своем развитии имеет три стадии. I стадия - постепенный подъем, сопровождающийся резким ознобом, посинением губ, конечностей, головной болью, плохим самочувствием. II стадия характеризуется максимальным повышением температуры, сопровождающимся головной болью, сухостью во рту, гиперемией лица, кожных покровов, бредом, галлюцинациями. III стадия протекает по-разному: при некоторых заболеваниях наблюдается критическое (резкое) или литическое (постепенное) падение температуры.

Рис 1-9. Различные виды температурных кривых. Рис 1-7 Лихорадки: рис. 1 - постоянная; рис. 2 - послабляющая; рис. 3- перемежающаяся; рис. 4. - гектическая; рис. 5 - возвратная; рис 6 - волнообразная; рис. 7 - неправильная. Рис. 8. Кризис. Рис. 9. Лизис.

Характер температурных кривых Постоянная лихорадка характеризуется высокой температурой; колебания между утренней и вечерней температурами не превышают 1° С (бывает при крупозном воспалении легких, брюшном тифе). При послабляющей, ремиттирующей лихорадке разница между утренней и вечерней температурами находится в пределах 2-3° С, причем утренняя не достигает нормы (при гнойных заболеваниях, очаговом воспалении легких). В случае перемежающейся, интермиттирующей лихорадки разница между утренней и вечерней температурами лежит в пределах 2-2,5° С, утренняя ниже 37° С (бывает, например, при малярии). Если развивается истощающая, или гектическая, лихорадка, колебания температуры достигают 2-4° С в течение суток (при сепсисе, тяжелом туберкулезе легких и т. д.). Подъем температуры сопровождается ознобом, а падение - обильным потоотделением. Такая температура очень истощает больного. Волнообразная лихорадка отличается постепенным подъемом температуры, а затем таким же постепенным спуском, за которым через несколько дней вновь начинается подъем ее (встречается при бруцеллезе, лимфогрануломатозе). При возвратной лихорадке периоды повышения температуры сменяются ее нормализацией, после чего отмечается новый подъем (характерна для возвратного тифа). В случае извращенной лихорадки вечерняя температура ниже утренней.

Рис. 19. Температурные кривые при лихорадке: а - постоянная; б - послабляющая; в - перемежающаяся; г - истощающая; д - волнообразная; е - возвратная.

Исследование пульса

Исследование пульса венозный Артериальный- ритмичные колебания стенки артерии. Обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сердечного цикла. Различают: - центральный (на аорте, сонных и бедренных артериях); -периферический (на лучевой артерии, тыльной артерии стопы и т.д.) капилярный Определение капиллярного пульса в области ногтевого ложа

Определение пульса в диагностических целях: - сонной; -височной; -бедренной; -плечевой; -подколенной; -задней большеберцовой артерии.

Характер пульса зависит от величины и скорости выброса крови сердцем. Так и от состояния стенки артерии, в первую очередь от ее эластичности. Чаще пульс исследуют на лучевой артерии.

Частота пульса в минуту Новорожденные 140- 160 1 год 120 5 лет 100 10 лет 90 12- 13 лет 80- 70

Свойства пульса Частота Частота пульса - величина, отражающая число колебаний стенок артерии за единицу времени. В зависимости от частоты, различают пульс: умеренной частоты - 60-90 уд./мин; редкий (pulsus frequens) - менее 60 уд./мин; частый (pulsus rarus) - более 90 уд./мин. Ритмичность Ритмичность пульса - величина, характеризующая интервалы между следующими друг за другом пульсовыми волнами. По этому показателю различают: ритмичный пульс (pulsus regularis) - если интервалы между пульсовыми волнами одинаковы; аритмичный пульс (pulsus irregularis) - если они различны.

Наполнение Наполнение пульса - объем крови в артерии на высоте пульсовой волны. Различают: пульс умеренного наполнения; полный пульс (pulsus plenus) - наполнение пульса сверх нормы; пустой пульс (pulsus vacuus) - плохо пальпируемый; нитевидный пульс (pulsus filliformis) - едва ощутимый. Напряжение Напряжение пульса характеризуется силой, которую нужно приложить для полного пережатия артерии. Различают: пульс умеренного напряжения; твёрдый пульс (pulsus durus); мягкий пульс (pulsus mollis).

Высота (величина) Высота пульса - амплитуда колебаний стенки артерий, определяемая на основе суммарной оценки напряжения и наполнения пульса. Различают: пульс умеренной высоты; большой пульс (pulsus magnus) - высокая амплитуда; малый пульс (pulsus parvus) - низкая амплитуда. Форма пульса зависит от скорости изменения давления в артериальной системе в течение систолы и диастолы. При ускорении нарастания пульсовой волны пульс приобретает как бы скачущий характер и называется скорым (р. сеler), при замедлении нарастания пульсовой волны пульс называется медленным (р. tardus).

Виды пульса. Д - диастола; С - систола.

Артериальное давление

Артериальное давление Артериальное давление – которое образуется в артериальной системе организма при сердечных сокращениях. На его уровень влияют величина и скорость сердечного выброса, частота и ритм сердечных сокращений, периферическое сопротивление стенок артерий. АД возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков - называется систолическим. Давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу благодаря их тонусу, называется диастолическим. Разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовое давление.

КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЕЙ АД АД САД (мм рт. ст.) ДАД (мм рт. ст.) Оптимальное 120 80 Нормальное 130 85 Высокое нормальное 130-139 85-89 1 степень повышения 140-159 90-99 2 степень повышения 160-179 100-109 3 степень повышения >180 >110

Тонометры

Измерение артериального давления 1-манжета тонометра 2-стетоскоп

Сфигмоманометр (тонометр) - прибор для измерения артериального давления. Состоит из манжеты, надеваемой на руку пациенту, устройства для нагнетания воздуха в манжету и манометра, измеряющего давление воздуха в манжете. Также, сфигмоманометр оснащается либо стетоскопом, либо электронным устройством, регистрирующим пульсации воздуха в манжете. Способ регистрации артериального давления, лежащий в основе действия тонометра, изобретен в 1881 году немецким физиком Зигфридом Карлом Риттером фон Башем (на нем.), усовершенствован до безопасного для пациента Сципионом Рива-Роччи (на итал.) в 1896 г. Оба изобретения использовали измерение с помощью ртутного манометра, в 1905 г. российским хирургом Н.С.Коротковым измерение был усовершенствовано до современного вида, с оценкой давления звуковым методом.

Манжета аппарата должна соответствовать длине и окружности плеча. Ширина плечевой манжеты для новорожденных должна быть 2,5-4 см, длина 5-10 см, для грудных 6-8 и 12-13 см, для дошкольников 9-10 и 17-22 см соответственно. Для школьников может использоваться стандартная манжета шириной 12-13 см и длиной 22-23 см. Следует помнить, что использование несоразмерно большой манжеты дает показатели ниже истинных, а маленькой - завышает результаты измерений. Пациент не должен употреблять кофе, как минимум, за 1 час до проведения процедуры измерения АД и воздержаться от курения, как минимум, в течение 15 минут до исследования. Также чтобы пациент не принимал в день исследования адреностимулирующие препараты.

Измеряют АД 2-3 раза с промежутками в 1-2 мин, воздух из манжетки выпускают каждый раз полностью. Цифровая запись АД в виде дроби, регистрируются в температурном листке в виде столбика, верхняя граница означает систолическое давление, нижняя – диастолическое давление (например:120/80).

Правила измерения АД

Методика измерения артериального давления (АД) Определяется АД на плечевой артерии в положении пациента лежа на спине или сидя в удобной позе. Манжета накладывается на плечо на уровне сердца, нижний край ее на 2 см выше локтевого сгиба. Манжета должна быть такого размера, чтобы покрывать 2/3 бицепса. Пузырь манжеты считается достаточно длинным, если он окружает более 80% руки, а ширина пузыря равна, по меньшей мере 40% от окружности руки. Следовательно, если измерение АД проводят у пациента страдающего ожирением, то необходимо использовать манжету большего размера. После одевания манжеты, в ней нагнетают давление до значений выше ожидаемого систолического давления. Затем давление постепенно снижают (со скоростью 2 мм.рт.ст./сек), и с помощью фонэндоскопа выслушивают тоны сердца над плечевой артерией той же руки. Не следует сильно сдавливать артерию мембраной фонендоскопа. То давление, при котором будет выслушан первый тон сердца, является систолическим АД. Давление, при котором тоны сердца больше не выслушиваются, называют диастолическим АД. Теми же принципами руководствуются при измерении АД на предплечье (тоны выслушивают на лучевой артерии) и бедре (тоны выслушивают на подколенной артерии). Измерение АД производится трижды, с интервалом 1–3 мин., на обеих руках. Если первые два измерения АД различаются между собой не более чем на 5 мм рт. ст., измерения следует прекратить и за уровень артериального давления принимается среднее значение этих величин.

Если имеется различие более 5 мм рт. ст., проводится третье измерение, которое сравнивается со вторым, а затем (при необходимости) выполняется и четвертое измерение. Если тоны очень слабы, следует поднять руку и выполнить несколько сжимающих движений кистью, затем измерение повторяют. У больных старше 65 лет, при наличии сахарного диабета и у получающих антигипертензивную терапию следует измерить также АД через 2 минуты пребывания в положении стоя. Больным с сосудистой патологией (например, при атеросклерозе артерий нижних конечностей) показано определение АД на обеих верхних и нижних конечностях. Для этого АД измеряется не только на плечевых, но и на бедренных артериях в положении пациента на животе (артерия выслушивается в подколенных ямках).

ЧАСТОТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

ЧДД - это динамический показатель вентиляции лёгких. Данный показатель выражается как число циклов дыхательных движений в единицу времени. Наблюдая за дыханием, особое внимание следует уделять изменению цвета кожных покровов, определению частоты, ритма, глубины дыхательных движений и оценить тип дыхания. Дыхательное движение осуществляется чередованием вдоха и выдоха. Количество дыханий за 1 минуту называют частотой дыхательных движений (ЧДД). У здорового взрослого человека норма дыхательных движений в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. Зависит ЧДД не только от пола, но и от положения тела, состояния нервной системы, возраста, температуры тела и т.д. Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, ритм, глубину дыхания. ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4. При повышении температуры тела на 1°С дыхание учащается в среднем на 4 дыхательных движения. .

Различают дыхание поверхностное и глубокое. Поверхностное дыхание может быть неслышным на расстоянии или слегка слышным. Оно часто сочетается с патологическим учащением дыхания. Глубокое дыхание, слышимое на расстоянии, чаще всего связано с патологическим урежением дыхания. К физиологическим типам дыхания относятся грудной, брюшной и смешанный тип. У женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин - брюшной. При смешанном типе дыхания происходит равномерное расширение грудной клетки всех частей легкого во всех направлениях. Типы дыхания вырабатываются в зависимости от влияния как внешней, так и внутренней среды организма. При расстройстве частоты ритма и глубины дыхания возникает одышка. Различают инспираторную одышку - это дыхание с затрудненным вдохом; экспираторную - дыхание с затрудненным выдохом; и смешанную - дыхание с затрудненным вдохом и выдохом. Быстро развивающаяся сильная одышка называется удушьем.

Патологические типы дыхания ■ большое дыхание Куссмауля - редкое, глубокое, шумное, наблюдается при глубокой коме (длительная потеря сознания); ■ дыхание Биотта - периодическое дыхание, при котором происходит правильное чередование периода поверхностных дыхательных движений и пауз, равных по продолжительности (от нескольких минут до минуты); ■ дыхание Чейна-Стокса - характеризуется периодом нарастания частоты и глубины дыхания, которое достигает максимума на 5-7-м дыхании, с последующим периодом убывания частоты и глубины дыхания и очередной длительной паузой, равной по продолжительности (от нескольких секунд до 1 минуты). Во время паузы пациенты плохо ориентируются в окружающей среде или теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении дыхательных движений. Асфиксия - это остановка дыхания вследствие прекращения поступления кислорода. Астма - это приступ удушья или одышки легочного или сердечного происхождения.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Федеральное государственное казанное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации Преподаватель:. Левковская Е.Н Основы эргономики перемещения.

Основы эргономики перемещения. Понятие о лечебно-охранительном режиме ЛПУ. Элементы лечебно-охранительного режима. Значение лечебно-охранительного режима. Виды двигательной активности пациента. Безопасность труда медицинской сестры. Понятие об эргономике. Основные правила перемещения пациента, средства малой механизации.

Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях предусматривает создание оптимальных условий для выздоровления пациента. В лечебно-охранительный режим входит определенная организация дня пациента – расписание выполнения лечебно-диагностических мероприятий, режим питания, сна, общения с посетителями и др. Кроме того, лечебно-охранительный режим включает создание у пациента определенного психологического настроя на выздоровление, улучшение состояния, преодоление проблем со здоровьем. Поэтому персоналу рекомендуется проявлять доброжелательность к пациентам, разговаривать спокойным негромким голосом, соблюдать по возможности установленный для них режим дня. Пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями или находящихся на строгом постельном или постельном режиме, рекомендуется помещать в отдельные палаты или отгораживать ширмой на время проведения гигиенических мероприятий и физиологических отправлений. Это необходимо для комфортного самочувствия самого пациента и окружающих его людей.

В зависимости от состояния больного ему могут быть назначены различные виды режима – общий, полупостельный, постельный, строгий постельный. Палатный (полупостельный) режим рекомендован при необходимости постепенного увеличения двигательной активности. Пациенту, находящемуся на палатном режиме, разрешается половину дневного времени находиться в сидячем положении, несколько раз в день можно прохаживаться по палате.

Строгий постельный режим рекомендован для обеспечения пациенту максимального покоя. При нем больной постоянно находится либо в горизонтальном положении на спине, либо в полусидящем положении с приподнятым изголовьем кровати. Пациенту, которому назначен строгий постельный режим, не позволяется самостоятельно менять положение тела и осуществлять движения в крупных суставах. Такой пациент нуждается в полном уходе (все гигиенические процедуры, кормление, помощь при физиологических отправлениях осуществляет медсестра).

Постельный режим показан, когда состояние здоровья пациента позволяет немного активизировать его движения. Основную часть времени такой больной проводит в горизонтальном или сидячем положении с приподнятым изголовьем. При этом ему позволяется выполнять движения конечностями, поворачиваться в постели, а также самостоятельно умываться и есть. Тем не менее пациенту необходимо помогать во время приема пищи, подавать судно, менять постельное и нательное белье и многое другое.

Свободный (общий) режим показан при необходимости увеличить физическую нагрузку. При данном режиме большую часть времени пациент проводит вне постели, выходит за пределы палаты, допускаются прогулки на свежем воздухе. Однако тихий час пациент проводит, непременно лежа в постели. В лечебно-профилактических учреждениях санаторного типа существуют три разновидности общего режима: Щадящий режим по уровню физических нагрузок соответствует общему режиму в стационаре. Пациентам разрешаются прогулки на территории санатория, но определенная часть дневного времени должна проводиться в сидячем положении и относительном покое. Щадяще -тренирующий режим предполагает участие пациента в экскурсиях и массовых культурных мероприятиях, ему разрешаются более длительные прогулки в окрестностях санатория. Тренирующий режим допускает значительно более длительные прогулки и активное участие в любых мероприятиях.

Лечебно-охранительный режим включает следующие элементы: преобразование внешней больничной среды; продление физиологического сна; ограждение больного от отрицательных эмоций и болевых ощущений; сочетание режима покоя с физической активностью (гигиеническая и лечебная гимнастика) и поднятие общего нервно-психического тонуса.

Преобразование внешней больничной среды начинается с создания обстановки уюта: белоснежное постельное белье, стены, окрашенные в светлые мягкие тона, картины жизнеутверждающего содержания. Все зрительные раздражители, которые могут производить на больных гнетущее впечатление (устрашающие плакаты, анатомические препараты в банках, температурные листы и т. д.), должны быть устранены. Необходимо бороться с неприятными больничными запахами при помощи повышенной вентиляции, путем применения дезодорирующих средств, употребления сосудов с крышками для гнойных отработанных повязок, кала, мочи и т. д. Для этой же цели следует расставить в палатах и коридорах садовые цветы. Чрезвычайно большое значение в преобразовании больничной среды имеет борьба с шумом. Весь персонал должен говорить тихо, телефоны устанавливают вдали от палат, звуковая сигнализация заменяется световой, на водопроводные краны надевают резиновые шланги, персонал ходит только в тапочках, а в коридорах и палатах разостланы дорожки. Ножки мебели снабжают резиновыми колпачками и шарикоподшипниками, дверные петли тщательно смазываются, соприкасающиеся поверхности обиваются резиной.

Безопасность труда медицинской сестры: Общие требования безопасности 1.1 . К работе в качестве медсестры допускаются лица, прошедшие медицинскую комиссию и инструктаж по охране труда на рабочем месте. 1.2. Медсестра должна быть обеспечена спецодеждой, СИЗ согласно типовых норм бесплатной выдачи спецодежды и спецобуви. 1.3. Медсестра обязана соблюдать: правила внутреннего распорядка; правила пожарной безопасности; режим труда и отдыха. 1.4. При работе на медсестру возможно воздействие следующих опасных факторов: -термические ожоги при неаккуратном использовании спиртовки; -химические ожоги при попадании на кожу или глаза растворов кислот, щелочей; -порезы рук. 1.5.Соблюдать правила личной гигиены. 1.4. Использовать по назначению и бережно относиться к выданным СИЗ.

Требования безопасности перед началом работы 2.1. Правильно надеть полагающуюся по нормам чистую, исправную спецодежду, спецобувь. Спецодежда не должна иметь развивающихся концов, рукава и ворот должны быть завязаны. 2.2. Подготовить рабочий инструмент, 2.3. Проверить достаточность освещения проходов и коридоров. Требования безопасности во время работы 3.1 . Быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами, разговорами. 3.2. Помещение кабинета эндоскопии, содержать в безупречной чистоте. 3.3. Следить за целостностью стеклянных приборов и посуды, запрещается мыть их при нарушении целостности. 3.4. При эксплуатации приборов и аппаратов необходимо строго руководствоваться правилами(инструкциями), изложенными в техническом паспорте, прилагаемом к приборам и оборудованию. 3.5.Металлические корпуса всех электроприборов должны обязательно заземлены.

3.6. При прекращении подачи электроэнергии необходимо отключить все приборы. 3.7. При работе с раствором хлорамина, хлорной извести пользоваться резиновыми перчатками. 3.8. При мытье посуды из под кислот, щелочей пользоваться защитными резиновыми перчатками. 3.9. При работе с электроприборами: не работать с неисправными электроприборами; не производить ремонт неисправных приборов; не включать и не выключать электроприборы влажными руками; при работе с сушильным шкафом не производить загрузку и выгрузку посуды без предварительного выключения сушильного шкафа. 3.10. Соблюдать правила пользования газовыми приборами. 3.11. Разрешается переносить груз не более 10кг. 3.12. Бутыли с кислотами, щелочами следует переносить вдвоем в специальных ящиках или корзинах, предварительно проверив исправность тары. 3.13. Загрязненные тряпки, ветошь убирать в специально отведенное место или выносить на улицу в специальный контейнер.

Требования безопасности в аварийных ситуациях При химическом ожоге необходимо пораженное место промыть большим количеством проточной холодной воды из под крана или ведра в течение 15-20мин. При химическом ожоге полностью смыть химические вещества водой не удается. Поэтому после промывания пораженное место необходимо обработать раствором питьевой соды (чайная ложка соды на стакан воды). При попадании брызг щелочи или паров в глаза и полость рта необходимо промыть пораженные места большим количеством воды, а затем раствором борной кислоты (половина чайной ложки кислоты на стакан воды). После обработки вызвать скорую медицинскую помощь. 5. Требования безопасности по окончании работ 5.1. Обойти свой участок, проверить чистоту и порядок. 5.2. Спецодежду повесить в отдельный шкафчик. 5.3. Вымыть лицо, руки теплой водой с мылом.

Эргономика (от греч. ergon – «работа», nomos – «закон») – группа наук, изучающих поведение человека в производственных условиях, и оптимизирующих условия труда. Никогда не следует поднимать человека, который сам не может значительно облегчить вам эту задачу, если только он недостаточно легкий и вам не может помочь еще кто-нибудь. Поднимая больного или выполняя другую работу по уходу за ним, держите спину по возможности прямой. Никогда не пытайтесь поднимать или перемещать больного на вытянутых руках. Знайте границы своих возможностей и никогда не старайтесь их превысить. Если ситуация ухудшится, дайте знать врачу.


Оценка общего состояния пациента включает в себя такие понятия как состояние сознания, положение больного в постели, состояния кожных покровов и слизистых оболочек, понятие о пульсе, артериальном давление и дыхании.

Оценка состояния сознания, виды сознания.

Различают несколько состояний сознания: ясное, ступор, сопор, кома.

Ступор (оцепенение) - состояние оглушения. Пациент плохо ориентируется в окружающей обстановке, отвечает на вопросы вяло, с опозданием, ответы бывают неосмысленными.

Сопор (субкома) - состояние спячки. Если пациента вывести из этого состояния громким откликом или тормошением, то он может ответить на вопрос, а потом вновь впасть в глубокий сон.

Кома (полная потеря сознания) связана с поражением центром головного мозга. При коме наблюдается расслабление мышц, утрата чувствительности и рефлексов, отсутствуют реакции на любые раздражители (световые, болевые, звуковые). Кома может быть при сахарном диабете, кровоизлиянии в мозг, отравлениях, тяжелых поражениях печени, почечной недостаточности.

При некоторых заболеваниях наблюдается расстройства сознания, в основе которых лежит возбуждение центральной нервной системы. К ним относится бред, галлюцинации (слуховые и зрительные).

Оценка режима активности больного, виды положения.

Виды положения больного в постели.

  • 1. активное положение - называют такое положение, когда пациент в состоянии самостоятельно повернутся, сесть, встать, обслуживать себя.
  • 2. пассивное положение - называется положение, когда пациент очень слаб, истошен, находится в бессознательном состоянии, обычно находится в постели и без посторонней помощи не может изменить своего положения.
  • 3. вынужденное положение - такое положение в постели, которе занимает сам больной для облегчения своего страдания, уменьшение болезненных симптомов (кашель, боль, одышка). У пациентов, страдающих экссудативным перикардитом, боли и дыхание пациента облегчаются при коленно-локтевом положении. При заболеваниях сердца больной вследствие одышки стремится принять сидячее положение со свешенными ногами.

Оценка состояния кожных покровов и слизистых оболочек.

Осмотр кожи позволяет: выявит изменения окраски, пигментацию, шелушение, сыпь, рубцы, кровоизлияние, пролежни и т.д.

Изменение цвета кожи зависит от толщины кожи, просвета сосудов кожи. Окраска кожи может изменяться из-за отложения в её толще пигментов.

  • 1. бледность кожных покровов и слизистых оболочек может быть постоянной и временной. Бледность может быть связана с кровопотерями хронического и острого характера (маточное кровотечение, язвенная болезнь), может быть при анемии, обмороках. Временная бледность может возникнуть при спазме кожных сосудов при испуге, охлаждении, во время озноба.
  • 2. ненормальная краснота кожи зависит от расширения и переполнения кровью мелких сосудов кожи (наблюдается при психическом возбуждении). Красный цвет кожи у некоторых больных зависит от большого количества эритроцитов и гемоглобина в крови (полицитемия).
  • 3. цианоз - синевато-фиолетовая окраска кожи и слизистых оболочек связана с чрезмерным увеличением в крови углекислоты и недостаток насыщения её кислородом. Различают общий и местный. Общий развивается при сердечно и легочной недостаточности; некоторых врожденных пороках сердца, когда часть венозной крови, миную легкие, смешивается с артериальной; при отравления ядами (бертолетова соль, анилин, нитробензлол), превращающими гемоглобин в метгемоглобин; при многих заболеваниях легких вследствие гибели их капилляров (пневмосклероз, эмфизема легких). Местный - развивающийся на отдельных участках, может зависеть от закупорки или сдавления вен, чаще на почве тромбофлебита.
  • 4. желтуха -- окрашивание кожи и слизистых оболочек вследствие отложения в них желчных пигментов. При желтухе всегда наблюдается желтое окрашивание склер и твердого неба, что отличает её от пожелтения другого происхождения (загар, применение акрихина). Желтушное окрашивание кожи наблюдается при избыточном содержании желчных пигментов в крови. Различают следующие формы желтухи:
    • а) подпеченочная (механическая) - в случае нарушения нормального оттока желчи из печени в кишечник по желчному протоку при закупорке его желчным камнем или опухолью, при спайках и воспалительных изменениях в желчных путях;
    • б) печеночная - если желчь, образовавшаяся в клетке, поступает не только в желчные ходы, но и в кровеносные сосуды;
    • в) надпеченочная (гемолитическая) - в результате избыточного образования желчных пигментов в организме вследствие значительного распада эритроцитов (гемолиз), когда освобождаются много гемоглобина, из-за которого образуется билирубин.
  • 5. бронзовое - или темно-бурое, свойственно аддисоновой болезни (при недостатке функции коры надпочечников).

Усиленная пигментация может быть причиной изменения цвета кожи. Пигментация бывает местной и общей. Иногда на коже имеются ограниченные участки пигментации - веснушки, родимые пятна. Альбинизмом называется частичное или полное отсутствие пигментации, отсутствие пигментации на отдельных участках кожи называется витилиго.

Кожные сыпи - наиболее характерные высыпания встречаются при кожных, острых инфекционных заболеваниях.

Влажность кожи зависит от потоотделении. Повышенная влажность наблюдается при ревматизме, туберкулезе, диффузном токсическом зобе. Сухость - при микседеме, сахарном и несахарном мочеизнурении, поносах, общем истощении.

Тургор кожи - её напряжение, эластичность. Зависит от содержания в ней внутриклеточной жидкости, крови, лимфы и степени развития подкожно-жировой клетчатки.

Пульс и его характеристика.

Артериальный пульс - это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца. Различают центральный (на аорте, сонных артериях) и периферический (на лучевой, тыльной артерии стопы и некоторых других артериях) пульс.

В диагностических целях пульс определяют и на височной, бедренной, плечевой, подколенной, задней большеберцовой и других артериях.

Чаще всего пульс исследуют у взрослых на лучевой артерии, которая расположена поверхностно между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы.

Исследуя артериальный пульс, важно определить его частоту, ритм, наполнение, напряжение и другие характеристики. Характер пульса зависит от эластичности стенки артерии.

Частота - это количество пульсовых волн в 1 минуту. В норме у взрослого человека пульс 60-80 ударов в минуту. Учащение пульса более 85-90 ударов в минуту называется тахикардией. Урежение пульса менее 60 ударов в минуту называется брадикардией. Отсутствие пульса называется асиситолией. При повышенной температуры тела на ГС пульс увеличивается у взрослых на 8-10 ударов в минуту.

Ритм пульса определяют интервалом между пульсовыми волнами. Если они одинаковые - пульс ритмичный (правильный), если разные - пульс аритмичный (неправильный). У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следует друг за другом через равные промежутки времени. Если есть разница между количеством сердечных сокращений и пульсовых волн, то такое состояние называется дефицитом пульса (при мерцательной аритмии). Подсчет проводят два человека: один считает пульс, другой выслушивает тоны сердца.

Наполнение пульса определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца. Если высота нормальная или увеличена, то прощупывается нормальный пульс (полный); если нет - то пульс пустой.

Напряжение пульса зависит от величины артериального давления и определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса. При нормальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного (удовлетворительного) напряжения. При высоком давлении, артерия сдавливается сильным надавливанием такой пульс называется напряженным. Важно не ошибиться, так как сама артерия может быть склерозирована. В таком случае необходимо измерить давление и убедиться в возникшем предположении.

При низком давлении артерия сдавливается легко, пульс по напряжению называется мягким (ненапряженным).

Пустой, ненапряженный пульс называется малым нитевидным.

Данные исследования пульса фиксируются двумя способами: цифровым - в медицинской документации, журналах, и графическим - в температурном листе красным карандашом в графе «П» (пульс). Важно определить цену деления в температурном листе.

Подсчет артериального пульса на лучевой артерии и определение его свойств. артериальный коматозный пациент пульс

Места прощупывания пульса - височная, сонная, лучевая, бедренная, подколенная артерия.

Приготовьте: секундомер.

Алгоритм действий:

  • 1. пациента уложите или усадите в удобное положение
  • 2. захватите кисть пациента правой рукой в области лучезапястного сустава
  • 3. нащупайте пульсирующую лучевую артерию, на ладонной поверхности предплечья, у основания 1 пальца.
  • 4. Прижмите артерию (не сильно) 2,3,4-ми пальцами
  • 5. Сосчитайте количество пульсовых ударов в 1 минуту - это частота пульса
  • 6. Определите напряжение пульса - силой, необходимой для прекращения пульсации путем надавливании на стенку артерии.
  • 7. Определите наполнение пульса - при хорошем наполнении под пальцем прощупывается четкая пульсовая волна, при плохом - пульсовая волна не четкая, слабо различаемая.

Плохое наполнение пульса («нитевидный пульс») указывает на ослабление сердечной мышцы. Немедленно сообщите врачу!

Определение артериального давления.

Артериальное давление - это давление, которое оказывает кровь на стенку артерий. Оно зависит от силы сокращения сердца и тонуса артериальной стенки. Различают систолическое, диастолическое и пульсовое давление.

Систолическое - это давление в период систолы сердца, диастолическое давление к концу диастолы сердца.

Разность между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовое давление.

Норма давления зависит от возраста и колеблется у взрослого человека в пределах от 140/90 до 110/70 мм.рт.ст.

Повышение артериального давления называется гипертензией (гипертония) пониженное -- гипотензией (гипотония).

Измеряют АД обычно 1 раз в сутки (при необходимости - чаще) и отмечают цифровой или графически в температурном листе.

Измерение производят тонометром, который состоит из манометра с резиновой грушей, манжетки.

Показания:

  • 1. Оценка общего состояния;
  • 2. Диагностика сердечно-сосудистых и других заболеваний;

Приготовьте: фонендоскоп, тонометр.

Техника выполнения:

  • 1. пациента усадите или уложите, успокойте.
  • 2. обнажите верхнюю конечность.
  • 3. наложите манжетку на 3-5см. выше локтевого сгиба.
  • 4. приложите фонендоскоп на локтевой сгиб и прощупайте пульсацию.
  • 5. нагнетайте воздух с помощью груши до исчезновения пульсации (на 20-30 мм.рт.ст. выше обычного АД пациента).
  • 6. постепенно снижайте давление в манжетке, приоткрыв вентиль груши.
  • 7. при появлении первого звука запомнить цифру на шкале манометра - систолическое давление.
  • 8. продолжайте равномерно выпускать воздух из баллона.
  • 9. заметьте цифру на шкале манометра при последнем уловимом звуке - диастолическое давление.
  • 10. измерение АД повторите 2-3 раза на одной конечности и возьмите среднее арифметическое.
  • 11. цифровая запись АД производится в историю болезни, а графическая запись - в температурный лист.

Наблюдение за дыханием.

Наблюдая за дыханием, особое внимание следует уделять изменению цвета кожных покровов, определению частоты, ритма, глубины дыхательных движений и оценки типы дыхания.

Дыхательные движения осуществляется чередованием вдоха и выдоха. Количество дыхания за 1 минуту называется частотой дыхательных движений (ЧДД).

У здорового взрослого человека норма дыхательных движений в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. Зависит ЧДД не только от пола, но и от положения тела, состояние нервно системы, возраста, температуры тела и т.д.

Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, ритм, глубину дыхания. ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4. Приповышении температуры тела на ГС дыхание учащается в среднем на 4 дыхательных движения.

Возможные изменения характера дыхания.

Различают дыхание поверхностное и глубокое. Поверхностное дыхание может быть неслышным на расстоянии или слегка слышным. Оно часто сочетается с патологическим учащением дыхания. Глубокое дыхание, слышимое на расстоянии, чаще всего связано с патологическим урежением дыхания. Существует 2 типа дыхания:

  • 1 тип - грудной у женщин;
  • 2 тип - брюшной у мужчин;
  • 3 тип - смешанный.

При расстройстве частоты ритма и глубины дыхания возникает одышка. Различают инспираторную одышку - это дыхание с затрудненным вдохом; экспираторную - дыхания с затрудненным выдохом; и смешанную - дыхание с затрудненным вдохом и выдохом. Быстро развивающаяся сильная одышка называется удушьем.

В норме дыхательных движений составляет от 16 до 20 в одну минуту.

Приготовьте: секундомер.

Алгоритм действий:

  • 1. уложите пациента.
  • 2. правой рукой возьмите руку больного как для определения пульса.
  • 3. левую руку положите на грудную клетку (у женщин), или на живот (у мужчин).
  • 4. считайте число дыхательных движений за одну минуту (1 - одно дыхательное движение = 1 вдох + 1 выдох).