Как называется боязнь детей. Когда страх — нечто большее…. Откуда берутся фобии у детей


Фобия - это навязчивый страх, имеющий иррациональный и сильно преувеличенный характер и вызывающий излишнее волнение в конкретных жизненных ситуациях. Это специфическое тревожное расстройство, свойственное детям разного возраста. При этом вероятность воплощения этих страхов в жизнь бывает достаточно невелика, то есть имеет место бессмысленность и надуманность детских опасений. Отличие фобии от обыкновенного страха состоит в том, что при её наличии подросший ребёнок осознаёт беспочвенность, абсурдность и нелогичность своего страха, но, вместе с тем, это понимание не побуждает его перестать бояться. Тяжёлые фобии наблюдаются приблизительно у 1% детей и подростков, при этом девочки рассказывают о своих волнениях несколько чаще.

Причины

Разнообразные страхи считаются вполне нормальным явлением в жизни ребёнка. В определённые возрастные промежутки дети склонны бояться конкретных вещей или обстоятельств:

  • в первые годы малыш больше всего боится потеряться, остаться без мамы, он опасается чужих людей, врачей, резких и громких звуков;
  • в возрасте от 2 до 5 лет дети склонны проявлять боязнь некоторых животных, сказочных персонажей, темноты, одиночества;
  • в младшем школьном периоде зарождается страх смерти, который постепенно перерождается в боязнь войны, болезней, природных катаклизмов;
  • подростки страдают от социальных страхов (публичные выступления, потеря признания, несоответствие ожиданиям);
  • старшие школьники испытывают усиление подростковых страхов, к которым добавляется боязнь интимных отношений.

Таким образом, обобщённо фобии можно разделить на две основных вида:

  • детские - базируются на ощущении себя частью внешнего мира (страх темноты, вымышленных героев);
  • подростковые - для этого периода свойственны танатофобия (страх смерти), фобии пространства, болезней, интимофобия, социальные страхи.

Когда страх ребёнка становится чересчур навязчивым, мешает ему полноценно жить и социализироваться в обществе, адаптироваться в новых условиях внешней среды, можно говорить о развитии детской фобии. Она может возникнуть вследствие испуга, который хорошо запомнился ребёнку. В дальнейшем, при повторении аналогичной ситуации или даже при мысли о ней, ребёнок будет испытывать сильнейший дискомфорт и тревогу, его поведение может заметно отличаться от обычного.

Избыточный страх возникает как ответная реакция на поведение взрослых. Например, беспокойная и вечно взволнованная мама транслирует своему ребёнку соответствующие установки поведения.

Предрасполагающими факторами к развитию детских фобий являются:

  • психологические травмы (недостаток внимания, любви или, наоборот, гиперопека);
  • индивидуальные особенности личности ребёнка (мнительность, повышенные требования к себе);
  • неврологические проблемы;напряжённая обстановка в семье (конфликты, критика);
  • сильные стрессовые ситуации.

Симптомы

К проявлениям детской фобии относятся:

  • учащение сердечного ритма;
  • обморок;повышенное потоотделение;
  • слабость;
  • головокружение;
  • тошнота, рвота, нарушения стула;
  • ступор, оцепенение;
  • нехватка кислорода, сбой дыхания, спазм горла;
  • нервные тики, навязчивые движения;
  • повышенная агрессивность, двигательная расторможенность;
  • плач, капризы, истерика;
  • стремление быть максимально близко к родному взрослому человеку.

Данные симптомы появляются в момент столкновения ребёнка с объектом страха или при попадании в ситуацию, которой он больше всего боится. Он может переживать свои фобии даже во сне.

Диагностика фобии у ребёнка

Диагностировать наличие фобии у ребёнка может детский психиатр или психолог. Доктор опирается на жалобы маленького пациента и его родителей, собирает анамнез и составляет общую клиническую картину болезни. Иногда навязчивые страхи являются проявлениями психических заболеваний ребёнка (шизофрении, например). Поэтому требуется комплексное изучение ситуации.

Осложнения

Длительно сохраняющееся чувство повышенной тревожности способно ухудшить качество жизни ребёнка, негативно повлиять на состояние его здоровья, мешать адаптации в обществе. Одними из сложных последствий данного состояния являются замкнутость, депрессия и социальная изоляция.

Лечение

Что можете сделать вы

При появлении у ребёнка отклонений в поведении и навязчивых страхов, следует обратиться за консультацией к соответствующему детскому специалисту. Самостоятельное лечение детской фобии чревато развитием психологических осложнений и проблем с поведением ребёнка, поэтому однозначным показанием в подобной ситуации выступает обращение к врачу.

Важно наладить доброжелательную и психологически комфортную обстановку в семье. Имеет смысл воздержаться от конфликтных ситуаций, скандалов, критики в адрес ребёнка. Желательно поддерживать его, проявлять к нему чуткость, поддержку и любовь. Под контролем лечащего врача и в соответствии с его рекомендациями родители могут осуществлять неформальную лечебную терапию в домашних условиях. Это поможет ребёнку взглянуть на свою боязнь с другой стороны и найти способ справляться с эмоциональным напряжением в случае столкновения с источником страха.

Что делает врач

Продуктивно справиться с фобиями детского возраста позволяют когнитивные методики, работы с сопряжёнными ситуациями, а также десенситизация (снижение восприимчивости и степени эмоционального реагирования нервной системы на раздражитель в значительной мере менее выражено).

Лечение детской фобии требует неоднократного посещения врачебных сеансов. Психотерапевт помогает ребёнку расположить страхи в порядке возрастания кажущейся опасности и затем учит его благополучно справляться со стрессовыми ситуациями. Дети младшего возраста посещают лечебные сеансы совместно с родителями.

Профилактика

Доверительные, дружественные отношения между родителями и ребёнком способствуют установлению комфортного психологического климата внутри семьи. Поддержка ребёнка со стороны родителей в сложных, стрессовых ситуациях помогает ему более благополучно переживать свои страхи и волнения.

Следование наставлениям лечащего врача позволяет не допустить усугубления фобии у ребёнка. Своевременное обращение за помощью доктора делает возможным мягко и эффективно избавиться от детских страхов.

– патологические, чрезмерно выраженные реакции страха, возникающие в ожидании или при непосредственном воздействии определенного объекта, ситуации. Проявляются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, вегетативными реакциями (нарушениями сна, аппетита, учащением сердцебиения), избегающим поведением. Диагностика проводится методом беседы, клинического интервью, самоотчетов. Основой лечения является когнитивно-бихевиоральная терапия, метод систематической десенсибилизации, при выраженной симптоматике назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.

Общие сведения

Здоровые дети и подростки испытывают страх. Данная эмоция является нормальным ответом на опасность. Физиологические механизмы, составляющие основу данного состояния, мобилизуют организм для оценки ситуации, принятия решения о борьбе/бегстве. Фобия отличается от нормального страха выраженной интенсивностью, продолжительностью, неадекватностью, навязчивостью. Характерно критическое отношение ребенка к переживанию, понимание его нелогичности, нецелесообразности, попытки противостояния, избегание. Тяжелые фобии, ограничивающие поведение, встречаются примерно у 1-1,5% детей и подростков. Расстройство чаще диагностируется у девочек дошкольного, младшего школьного возраста. Отчасти это связано с их большей открытостью, готовностью обсуждать свои страхи.

Причины фобий у детей и подростков

Фобические расстройства формируются на основе повышенной впечатлительности, мнительности, тревожности, склонности к фантазированию. Внешними факторами могут стать:

  • Способы воспитания . Фобии провоцируются жестким, директивным отношением, гиперопекой , тотальным контролем, тревожностью родителей.
  • Демонстрация насилия, запугивания . Патологические страхи возникают после просмотра кинофильмов, телевизионных передач, изобилующих сценами насилия, убийства, преследования, террора.
  • Сильный испуг . Устойчивые фобии развиваются после однократного интенсивного испуга: атаки уличными собаками, пожара, падения с высоты.
  • Психические заболевания . Фобии являются компонентом обсессивно-компульсивного невроза , шизофрении , биполярного, тревожного расстройства .

Патогенез

Согласно когнитивной теории неадекватные страхи появляются из-за неспособности правильно воспринять, переработать информацию. Искажается оценка ситуации, незначительные, не представляющие угрозы стимулы провоцируют панику, стремление к бегству. Наибольшее искажение мыслительных процессов определяется при психозах – содержательной базой становятся бредовые идеи, галлюцинации. Более адекватные страхи формируются при выраженных психологических чертах, акцентуациях характера, реактивных неврозах . Группу риска составляют тревожно-мнительные, внушаемые, впечатлительные дети. Поведенческая концепция рассматривает страх как обусловленную рефлекторную реакцию с неугасающим ответом на стимул. Пусковым механизмом становятся внешние условия – стрессовая ситуация с испугом, высокая тревожность родителя, деструктивный стиль воспитания.

Классификация

Наиболее значимым с практической точки зрения является разделение навязчивых страхов по степени выраженности – оцениваются изменения эмоционального, соматического состояния, уровень социальной дезадаптации. Тяжелые формы характеризуются паникой, состоянием ужаса, моторным возбуждением, заторможенностью, нарушениями ритма дыхания, сердцебиения, избеганием ситуаций, где возможно появление стимула. При легких формах фобии частично контролируются, внешних эмоциональных, вегетативных изменений нет, ограничения поведения компенсируются (выбором маршрута, способов времяпрепровождения). Отечественным психиатром А. Карвасарским предложена классификация страхов согласно фабуле – содержанию. Различают следующие виды фобий:

  • Боязнь пространства. Представлена страхом закрытого пространства (клаустрофобией), открытого пространства (агорафобией), глубины, высоты.
  • Социофобии . Основа – страх реакции окружающих. Включены страхи покраснеть, выступить публично, заговорить первым.
  • Нозофобии. Данную группу составляют различные страхи перед заболеваниями.
  • Страх смерти. Танатофобия развивается при ситуациях, воспринимаемых как жизненно опасные. Боязнь определенных животных, выдуманных существ нередко является страхом смерти.
  • Сексуальные страхи. Актуализируются у подростков, молодых людей, включают боязнь интимного контакта, романтичного поведения, последствий онанизма.
  • Страх повреждения. Представлен беспокойством о возможном самоповреждении, нанесении вреда окружающим.
  • Контрастные страхи. Боязнь совершить неприличное, непристойное действие.
  • Фобофобии . Развиваются вторично после приступов страха как боязнь их повторения.

Симптомы фобий у детей и подростков

Детям раннего возраста навязчивые страхи несвойственны, поскольку отсутствует критическое мышление, позволяющее оценить собственное состояние, выявить наличие фобий, начать противостояние. У дошкольников страхи доминируют, определяют направленность эмоций, поведения, развитие психических функций. Школьники способны понимать неадекватность, нелепость существующих страхов, предпринимать попытки борьбы. С возраста 5-8 лет речь идет об истинных фобиях. Симптоматика развивается в ситуациях с определенной степенью вероятности воздействия пугающего стимула. Чем тяжелее протекает расстройство, тем меньший риск необходим для развития симптомов.

Фобия проявляется на уровне эмоций, вегетативных реакций, поведения. Эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, тревогой, испугом. Дети помладше плачут, кричат, убегают, ищут помощи у взрослых. Школьники и подростки, пытаясь противостоять страху, находят логическое обоснование избеганию ситуации, сдерживают проявления страха, тревоги. Вегетативные изменения различаются сочетанием, степенью выраженности. Характерны головокружения, тошнота, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение, слабость, оцепенение или двигательная расторможенность, чувство нехватки кислорода. Переживание страхов возникает во сне, сопровождается бессонницей .

Самыми ранними фобиями дошкольников являются страхи животных (собак, лошадей, волков), несуществующих персонажей (Кощея, зомби, передвигающихся скелетов). Нередко они расширяются, становятся боязнью темноты, тишины, одиночества. Младшие школьники начинают испытывать танатофобию, часто неопределенная боязнь смерти обретает конкретную форму страха войны, тяжелой болезни, природной катастрофы, преступного нападения. У подростков преобладают социальные фобии, связанные с потерей положения в значимой группе. К концу подросткового периода прибавляются навязчивые страхи интимных отношений.

Осложнения

Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций. Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях. В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия , тревожность.

Диагностика

Диагностика фобий требует установления полноценного доверительного контакта между врачом и ребенком. Дети, подростки с навязчивыми страхами склонны испытывать смущение, застенчивость, избегать проявления эмоций при посторонних. Обследование проводится врачом-психиатром, психотерапевтом , психологом . Оно включает:

  • Интервью, беседу. Психиатр расспрашивает о существующих симптомах, их продолжительности, выраженности, влиянии на повседневные события. Проводя клиническую беседу, врач формулирует вопросы, учитывая предыдущие ответы пациента. Отсутствие жестких рамок способствует более открытому контакту. Диагностическое интервью выявляет признаки фобий, заданные официальной классификацией болезней. Структурированность вопросов позволяет получить более объективную информацию.
  • Методы самоотчета. Психолог, психотерапевт используют различные шкалы, позволяющие ранжировать страхи, определить доминирующие, установить степень тревоги, испуга. Карты ситуаций применяются для выявления стимулов, их интенсивности. Дополнительно используются рисуночные тесты с подробным опросом («дом-дерево-человек», «несуществующее животное»), методы интерпретации жизненных ситуаций (РАТ, ТАТ, тест Розенцвейга). Вопросы формулируются максимально конкретно, просто. Это позволяет снизить уровень эмоциональной напряженности ребенка, вызванный ситуацией обследования.
  • Опросники для родителей. Сопровождающему родителю предлагаются опросники, отражающие особенности эмоциональных реакций, поведения, самочувствия ребенка. Распространено применение рейтинговых шкал: «Детский поведенческий реестр», Луисвилльский детский опросник по страху. Результаты обрабатываются методом факторного анализа, итоговые данные позволяют оценить социальную компетентность ребенка, поведенческие проблемы, эмоциональные отклонения.

При наличии доминирующего страха дифференциальная диагностика не составляет труда. Нередко фобии выступают компонентом более широких психических расстройств : неврозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза .

Лечение фобий у детей и подростков

Лечение базируется на применении техник поведенческой терапии. Дети младшего возраста приходят вместе с матерью, отцом, выступающими как сопсихотерапевты. Это ускоряет положительную динамику – ребенок чувствует себя более спокойным, уверенным, а родитель применяет элементы терапии дома. Распространенным методом психотерапии является систематическая десенсибилизация, разработанная Дж. Вольпе. В ее основе лежит теория И. П. Павлова, объясняющая патологический страх как неугасающий рефлекс на стимул. Реакция не исчезает, а повторяется снова, потому что пациент избегает угрожающего фактора. Чтобы добиться угасания рефлекторной условности (фобии) необходимо постоянное постепенное воздействие стимула. Терапевтический процесс состоит из нескольких этапов:

  • Когнитивная переработка. Психотерапевт использует логические доводы, рациональные объяснения причин страха. Корректирует иррациональные представления об угрожающем стимуле. Мотивирует, поощряет пациента к обсуждению эмоционального состояния.
  • Обучение релаксации. Важная характеристика страха – неконтролируемость. Через техники дыхания, мышечного расслабления психотерапевт обучает ребенка управлять физическим, эмоциональным состоянием. Умение расслабляться, концентрироваться повышает уверенность, формирует готовность к работе с фобией.
  • «Сближение». Пациент с психотерапевтом выбирают несколько однородных, но различных по интенсивности стимулов (ситуаций). Ранжируют от менее пугающего к провоцирующему панику, желание убежать. Процесс «сближения» начинается со слабого стимула, параллельно используются техники релаксации, когнитивной переработки. Постепенно страх угасает. На завершающем этапе ребенок перестает бояться ситуаций с интенсивным стимулом.

Выраженные эмоциональные расстройства (панические атаки , тревожность, депрессия) корректируются медикаментозно. Психиатр подбирает антидепрессанты, противотревожные средства.

Прогноз и профилактика

Прогноз фобий у детей зависит от продолжительности их течения, выраженности симптоматики, наличия сопутствующих болезней. Вероятность выздоровления высока, если страхи развились на базе эмоционально-личностных черт, а не патологических психических процессов. Профилактические меры основаны на адекватном отношении близких родственников к страхам ребенка. Важно признавать реальность боязни, исключить пренебрежение, обесценивание переживаний ребенка. Необходимо в спокойной обстановке обсуждать проблему, не стыдить за трусость. В ситуации, где возможна встреча со стимулом, нужно поддержать ребенка, высказать уверенность в его смелости. Стоит применить принцип систематической десенсибилизации – постепенно приучать к объекту (ситуации).

Фобии у детей: лечение тревожных расстройств у пациентов школьного и дошкольного возраста

Практически все дети школьного и дошкольного возраста, подростки испытывают какие-то страхи и тревоги. Появление страха в экстремальной ситуации является нормальной физиологической реакцией, призванной мобилизовать ресурсы организма. Благодаря возникновению страха при существовании опасности человеку удается мгновенно собраться и принять решение о своем дальнейшем поведении.

Однако у некоторых детей, как и у взрослых, страх возникает беспричинно и одолевает постоянно. Наличие у человека алогичной, неуправляемой, навязчивой тревоги, которая причиняет существенный психологический дискомфорт и препятствует полноценному взаимодействию в социуме, дает основания предполагать о развитии тревожно-фобического расстройства, в просторечье именуемого фобией.

Формирование дисфункциональных мыслей и убеждений. Когнитивная гипнотерапия.

Сеанс гипноза и гипнотерапии: лечение фобий и психосоматики через поиск психотравм в гипнозе

Фобический страх имеет явные отличия от нормальной физиологической реакции. Для фобий характерна интенсивность переживаний, продолжительность мучительных ощущений, неадекватность эмоций существующей ситуации, навязчивость размышлений об объекте тревоги.

При развитии тревожно-фобического расстройства страх возникает не только при прямом контакте с пугающим объектом или при нахождении в устрашающей ситуации. Если человек одержим фобией, его тревога – беспочвенная, упорная, постоянная. Он лишается возможность контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Следует указать, что дети, как и взрослые понимают нелепость своих переживаний. Они критически относятся к своему состоянию и осознают нецелесообразность своего поведения. Зачастую люди прикладывают значительные усилия для избавления от разрушающих эмоций. Однако фобия коварна тем, что она лишает человека возможности мыслить адекватно и не дает быть хозяином своего внутреннего мира.

Фобии у детей: особенности расстройств в детском возрасте

При возникновении фобии дошкольники, школьники, подростки испытывают иррациональный навязчивый страх к огромному количеству самых различных объектов, явлений, проблем и ситуаций. Очень часто патологический страх абсолютно не связан с реально существующими обстоятельствами. Устрашающие ребенка объекты зачастую созданы его воображением и существуют в вымышленном мире. При этом симптомы дают о себе знать при возникновении обстоятельств, имеющих минимальную схожесть с созданными фантазией ситуациями.

Дети, страдающие фобией, пребывают в плену своих разрушающих переживаний практически постоянно , лишаясь психологического комфорта в дневные часы и не имея возможности спокойно и полноценно отдохнуть в ночное время. Попав в сети тревожно-фобического расстройства, малыш или подросток начинает применять защитную модель действий – поведение избегания.

Дети, зависимые от фобий, сознательно ограничивают себя от пребывания в местах, где, по их мнению, существует вероятность столкновения с пугающим объектом. Такие ребята умышленно отказываются от выполнения действий, которые потенциально могут спровоцировать приступ панического страха. Дети, пребывающие в зависимости от фобий, не могут раскрыть свой творческий потенциал и не способны в полном объеме усвоить учебный материал. Они испытывают явные трудности в установлении новых контактов и не могут поддерживать нормальные отношения с ровесниками. Одолевающий страх вынуждает их отказываться от увлекательных занятий, не позволяя полностью отдаться любимой деятельности.

В детском возрасте фобии, требующие экстренного проведения лечения, фиксируются очень часто. Причем для каждого возраста характерны свои специфические страхи и тревоги. Как показывает клиническая практика, для малышей в возрасте от двух до четырех лет характерен страх перед животными. Ребята дошкольного возраста чаще всего боятся остаться в одиночестве и не отваживаются быть самим в темных помещениях. Также для возрастного отрезка от четырех до семи лет свойственны фобии, связанные с мистикой. Ребята в таком возрасте очень бояться воздействия нечистой силы и испытывают страх перед существами, созданными их же фантазией.

Для ребят школьного возраста характерны социальные фобии : они испытывают панический страх перед выступлениями на публике. Они могут панически бояться учителей и испытывать неуправляемую тревогу перед предстоящими экзаменами. Некоторые школьники страдают от фобий, суть которых – неспособность завести новые знакомства.

У подростков часто возникает тотальный страх смерти и связанные с ним расстройства , например, боязнь заразиться неизлечимым заболеванием либо страх стать случайной жертвой насилия. У некоторых подростков формируется иррациональная тревога, связанная с предвкушением начала военных действий либо направленная на потенциально возможные природные катаклизмы.

Необходимо указать, что фобии с тяжелым течением, которые вносят существенные ограничения в жизнь детей, определяются более чем у 1% всех малышей им подростков. При этом этот показатель отражает лишь количество клинически зафиксированных случаев. Многие же упорно скрывают наличие у них тяготящих переживаний. Либо же их родители не придают особого значения эмоциональному состоянию ребенка, считая страхи – надуманным и самостоятельно проходящим явлением.

Чаще всего в лечебные учреждения обращаются пациентки женского пола. Это можно объяснить тем, что девочки и девушки, в отличие от мальчиков и юношей, являются более открытыми людьми и готовы откровенно вслух выражать свои переживания.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Фобии у детей: причины

Фундаментом формирования фобий является специфический характерологический портрет маленькой личности. Подавляющее большинство малышей, которым было диагностировано тревожно-фобическое расстройство, отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, мнительностью, подозрительностью. Такие ребята – беспокойные и тревожные. Они склонны чрезмерно фиксировать внимание на своих переживаниях и подолгу размышляют о случившемся событии. Эти ребята отличаются бурной фантазией, нередко имеют незаурядные творческие способности.

Причинами, спровоцировавшими старт расстройств у детей, могут стать:

  • неблагоприятная атмосфера в семье, ссоры и скандалы между родителями;
  • взросление в асоциальной семье в окружении пьющих либо аморальных лиц;
  • распад семьи либо смерть близкого родственника;
  • пережитое физическое либо моральное насилие;
  • жесткий, директивный стиль воспитания;
  • тотальный контроль со стороны родителей;
  • завышенные требования к ребенку, критичность, неприятие особенностей его личности;
  • избыточная опека взрослых, невозможность проведения самостоятельных действий малышом или подростком;
  • «маятникообразный» стиль воспитание – использование «кнута и пряника», кардинально различные требования от матери и отца, суть которых не понимается ребенком;
  • изменение привычных условий существования – переезд в другой город, смена места учебы;
  • перегрузка информацией негативного характера, регулярный просмотр передач со сценами насилия, увлечение компьютерными играми агрессивной направленности;
  • пережитый испуг, когда маленький человек стал случайным свидетелем какой-то трагедии;
  • избыточная тревожность родителей, неумение взрослых держать под контролем свои эмоции.

Фобии у детей: симптомы

Тревожно-фобические расстройства у детей, как и у взрослых, проявляются разнообразными симптомами, которые можно условно распределить в следующие категории:

  • физиологические проявления страха;
  • психоэмоциональные нарушения;
  • поведенческие изменения.

Физиологические симптомы

К соматическим проявлениям фобий можно отнести разнообразные проблемы со стороны пищеварительного тракта. Малыш жалуется на боль в животе. Могут появиться диспепсические расстройства. Дети указывают на появление сухости во рту и неутолимую жажду.

Также у детей, страдающих расстройствами, появляются разнообразные респираторные симптомы. Ребята выдвигают жалобы на невозможность выполнить полноценный вдох. У малышей часто фиксируется учащенное дыхание. Может возникать отдышка при отсутствии физической нагрузки.

Распространенные симптомы фобий – различные сбои в работе сердечно-сосудистой системы. У ребенка фиксируется нестабильный пульс и учащенное сердцебиение. Он может жаловаться на болевые ощущения в области сердца. Некоторые ребята указывают, что у них возникают давящие, сжимающие ощущения в этой зоне.

У некоторых ребят наблюдается учащение позывов к мочеиспусканию . Пациенты часто рассказывают, что у них возникает шум в ушах, появляются летающие «мушки» перед глазами. Очень часто у больных тревожно-фобическими расстройствами появляется сжимающие ощущения в области черепно-мозговой коробки. Такой вид головной боли принято называть «каска неврастеника».

Психоэмоциональные нарушения

Распространенный симптом, фиксируемый у детей – предчувствие неминуемой катастрофы. Малыши и подростки постоянно ощущают нервное напряжение. Они не могут расслабиться.

Фиксируются значительные проблемы со сосредоточением внимания, из-за чего ребенок не может усвоить новый учебный материал. Из-за недостаточной концентрации внимания ухудшается мнестическая функция: ученик с трудом воспроизводит ранее хорошо знакомый материал. Некоторые дети сообщают, что в их голове царит «вакуум» и отсутствуют мысли.

При фобиях страдает эмоциональный статус ребенка: у него часто меняется настроение. В мгновение, когда его отпускает страх, он может быть жизнерадостным, а в последующий миг, когда вновь появляется тревога, малыш может начать плакать.

Поведенческие изменения

Один из ведущих симптомов фобий – нарушение режима и качества сна. В вечернее время ребенок подолгу не может заснуть. Ночью малыш часто просыпается. Его сны представляют собой кошмарные сновидения, персонажи которых – объекты страха. Утром ребенок чувствует себя разбитым. Отмечается сонливость в дневные часы.

Еще одним признаком фобий выступает изменение пищевых привычек. Одни малыши теряют аппетит и отказываются от еды. Другие ребята, наоборот, начинают очень часто кушать, потребляя еду чрезмерно большими порциями, при этом постоянно испытывая голод.

Если человек охвачен фобиями, меняется его стиль взаимодействия в социуме. Дети, страдающие тревожно-фобическими расстройствами, отличаются конфликтностью и неуступчивостью. Они враждебно и агрессивно относятся к сверстникам. Они недоверчивы к воспитателям и учителям.

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Гипноз: отзыв о лечении страха ездить в метро & псориаз & социофобия

Фобии: методы лечения

Лечение фобий у детей происходит с использованием комплексного подхода, включающего медикаментозное лечение, психотерапевтическую коррекцию и воздействие гипнозом.

Поскольку любые фармакологические препараты обладают широким спектром побочных действий, а некоторые медикаменты и вовсе запрещены для назначения пациентам детского возраста, медикаментозное лечение расстройств проводится исключительно в крайне тяжелых случаях. При этом врачи стараются подобрать больному препараты растительного происхождения.

Основу лечения фобий у детей составляют психотерапевтические методики. Техники психотерапии нацелены на уменьшение симптомов патологического страха. С помощью психотерапии удается обучить ребенка адекватным способам реагирования при столкновении с объектом тревоги. На сеансах психотерапии пациент овладевает методами релаксации и снятия мышечного напряжения. Ребенок узнает, какие существуют варианты разрешения конфликтных ситуаций. Он обретает знания, благодаря которым ему удается установить нормальные отношения с другими людьми.

Психотерапевтическое лечение позволяет выявить доминирующие разрушающие мысли, изменить их на положительные размышления. Во время сессий ребенок осознает и изменяет ложные, внушенные извне убеждения.

Однако психотерапия не способно полностью избавить детей от фобий, поскольку оказываемое воздействие устраняет лишь рациональные компоненты страха. Для того, чтобы раз и навсегда освободить ребенка от иррациональной тревоги, необходимо установить и впоследствии искоренить причину панического страха. Такую возможность предоставляет только лечение с помощью гипноза.

Гипносуггестивное лечение подразумевает введение пациента в состояние гипнотического транса, при котором происходит временное устранение цензуры сознания и открывается доступ к подсознанию, где хранится вся информация о личной истории человека. При лечении гипнозом ребенок как бы заново возвращается в свое прошлое и переживает вновь психотравмирующую ситуацию. Однако это происходит в комфортной обстановке без причинения психической травмы. Благодаря этому ребенок по-иному интерпретирует произошедшую драму и перестает ощущать иррациональный страх.

Лечение гипнозом помогает не только установить и устранить причину фобии. Гипнотерапия дает толчок для раскрытия способностей человека и мотивирует к развитию личности. После терапии гипнозом ребенок полностью освобождается от фобий, становясь человеком, независимым от страхов и тревог.

Все люди, от самых маленьких и до взрослых, периодически испытывают тревогу и опасение. Ощущение беспокойства, особенно если это происходит не вовремя, нельзя назвать приятным ощущением. Но такие ощущения являются не только нормальными для детей, но и необходимыми. Переживание тревог и беспокойств готовит малышей к взрослой жизни, учит справляться с трудностями в сложных жизненных ситуациях.

Большинство тревог и страхов – нормальное явление

Тревогу можно определить как «предчувствие без видимой причины». Это обычно происходит, когда нет непосредственной угрозы для безопасности ребенка или для его благополучия, но он все равно чувствует угрозу как реальную.

Беспокойство заставляет ребенка постараться как можно быстрее избежать неприятной ситуации. Ускоряется сердцебиение, может повыситься потоотделение, появляется неприятное чувство в животе «сосет под ложечкой». Тем не менее, в разумных дозах, беспокойство помогает человеку оставаться внимательным, осторожным и сосредоточенным.

Наличие страха и беспокойства по поводу определенных вещей также может быть полезным, поскольку это заставляет детей вести себя надлежащим образом и думать о своей безопасности. Например, страх огня, не позволяет ребенку играть со спичками или зажигалкой.

Характер тревог и страхов изменяется по мере того, как дети растут и развиваются:

  • Совсем маленькие испытывают тревогу при виде незнакомцев, прижимаясь к родителям, когда им приходиться сталкиваться с людьми, которых они видят впервые.
  • Малыши от 10 до 18 месяцев часто испытывают эмоциональный стресс, когда один или оба родителя уходят, оставляя их в одиночестве или даже в обществе близких родственников.
  • Дети в возрасте от 4 до 6 лет склонны проявлять беспокойство по поводу нереальных вещей, таких как монстры и привидения.
  • Старшие дети в возрасте от 7 до 12 лет тоже часто имеют опасения, но уже отражающие реальность, например, страх телесных повреждений и стихийных бедствий.

Поскольку дети растут, один страх исчезает или ему на смену приходит другой. Например, ребенок, который не мог спать с выключенным светом в младшем возрасте, всего через пару лет может спокойно развлекать друзей рассказами о призраках.

Некоторые страхи распространяются только на что-то конкретное. Другими словами, ребенок может спокойно погладить льва в зоопарке, но панически боится соседской собаки.

Признаки тревожности

Типичные страхи детства изменяются с возрастом. Они включают в себя боязнь незнакомых людей, высоты, темноты, животных, крови, насекомых или страх остаться без родителей. Дети часто начинают бояться определенного объекта или ситуации после того, как приобретают негативный, например, укус собаки или автомобильная авария.

Страх остаться одному – это обычное и частое явление, особенно с началом посещения детского садика и школы. Подростки же могут испытывать беспокойство, связанное с принятием в коллективе или успеваемостью.

Если тревожные чувства сохраняются и не проходят, они могут отрицательно повлиять на чувство благополучия у ребенка. Тревоги, связанные с адаптацией в коллективе приводят к долгосрочным последствиям. Например, дети боящиеся быть отвергнутыми могут так и не получить необходимые и важные социальные навыки, что впоследствии приведет к их социальной изоляции.

Многие «взрослые» страхи берут свое начало в глубоком детстве и являются следствием детского опыта. Например, страх публичного выступления может быть результатом смущения перед сверстниками, которое было еще в школьные годы.

Для родителей важно распознавать и идентифицировать признаки и симптомы тревоги у своих детей, чтобы принять своевременные меры и не позволить страхам помешать детям в их повседневной жизни.

Некоторые признаки того, что ребенок беспокоится о чем-то, могут включать в себя:

  • излишняя «прилипчивость» к родителям, импульсивность, постоянное плохое настроение
  • нервные движения, похожие на нервный тик
  • проблемы с засыпанием или слишком продолжительный сон
  • потение ладоней
  • учащенный пульс и дыхание
  • тошнота
  • головные боли
  • боли в животе

Помимо этих признаков, родители, как правило, говорят, что их ребенок чрезмерно обеспокоен и задумчив. Внимательное выслушивание ребенка, выход с ним на откровенный душевный разговор, а иногда и просто, как бы отвлеченная беседа о том, что является его страхом или беспокойством, может помочь ребенку избавиться от неприятных ощущений.

Что такое фобия?

Когда тревоги и страхи сохраняются на протяжении длительного времени – это уже проблема. Многие родители надеются, что ребенок «перерастет», но очень часто происходит обратное, и беспокойство становится все более всеохватывающим и сильным. Тревога переходит из периодического состояния в постоянное и, таким образом, перерастает в стойкий и тяжелый страх — фобию, а это уже крайность.

Фобию очень трудно переносить, как самим детям, так и тем, кто их окружает, особенно если стимул (того, что вызывает тревогу) невозможно избежать (например, грозы).

«Реальные» фобии – страхи, связанные с существующими в действительности событиями и объектами, являются одной из главных причин нарушения психического здоровья детей. Но не всегда все обстоит так плохо. Если фобия не мешает повседневной жизни, ребенку может и не потребоваться лечение, потому что фобии такого рода имеют все шансы пройти по мере взросления или могут быть преодолены самим ребенком, когда он станет взрослым.

Распознавание тревоги, страха и фобии

Попробуйте честно ответить на следующие вопросы:

Является страх ребенка типичным для детей его возраста?

Если ответ на этот вопрос – «Да», есть шанс, что страхи вашего ребенка пройдут прежде, чем станут серьезной причиной для беспокойства. Это не означает, что тревогу следует сбрасывать со счетов или игнорировать, однако, скорее, ее следует рассматривать как фактор нормального развития.

Многие дети испытывают соответствующие возрасту страхи, такие как боязнь темноты. Для большинства детей, оставленный включенным ночник – вполне достаточная мера, чтобы преодолеть такой страх, а затем и перерасти его. Однако если проблемы сохраняются или усугубляются, ваше вмешательство должно быть более интенсивным.

Каковы симптомы страха, и как они влияют на личную и социальную жизнь вашего ребенка?

Если симптомы своевременно выявить и рассмотреть в свете повседневной деятельности ребенка, можно успеть внести соответствующие поправки и коррективы (беседа, откровенный разговор и т.д.), чтобы облегчить некоторые из стрессовых факторов.

Является ли страх необоснованным по отношению к реальной ситуации?

Если страх ребенка кажется, непропорциональным причине стресса, это может сигнализировать о необходимости поиска помощи извне, такой, как обращение к консультанту, врачу-психиатру или психологу.

Родители должны искать закономерность в детских страхах и беспокойствах, чтобы не ошибиться и не представить единичный эпизод более значительным, чем он есть на самом деле. Но если закономерность найдена, страх постоянный и прогрессирующий, необходимо принять соответствующие меры. Если вы этого не сделаете, фобия, скорее всего, продолжит влиять на вашего ребенка в дальнейшем.

Обратитесь к врачу-психиатру или профессиональному психологу, который имеет опыт работы с детьми и подростками.

Как помочь своему ребенку

Родители могут помочь детям развить навыки и уверенность, чтобы преодолеть страх, и, таким образом, предотвратить его перерастание в фобию.

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами и тревогами рекомендуется сделать следующее:

  • Признать, что страх является реальным. Каким бы незначительным и тривиальным ни казался вам детский страх, для вашего ребенка он вполне реальный. Если вы сможете поговорить с ребенком о страхах, то это позволит словам «взять на себя» часть отрицательных эмоций. Если вы говорите об этом, то сила беспокойства неизбежно ослабевает.
  • Никогда не умаляйте страх, в качестве способа заставить вашего ребенка преодолеть его. Высказывание — «Глупости! Никаких монстров в твоем шкафу нет!» может заставить ребенка пойти в спальню и лечь в постель, но это не избавит его от страха.
  • Тем не менее, не следует удовлетворять страхи. Если ребенок боится собак, не нужно переходить на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с животным. Это только укрепит уверенность, что собак надо бояться и избегать. Лучше окажите поддержку, проявите заботу и нежность по мере приближения к объекту боязни или по мере наступления «страшной» ситуации.
  • Научите детей оценивать свой страх. Старшим детям, которые уже способны визуализировать, можно предложить оценивать свой страх по десятибалльной шкале, где 1 – слабый страх, а 10 – самый сильный. Это позволит вашему ребенку «видеть» страх менее интенсивным, чем он ему представляется. Младшим детям можно предложить измерять страх наполненностью своего тела, например, «страх, заполнил меня до колен», «до горла», «до пояса» или «до макушки».
  • Научите ребенка стратегии преодоления страха. Попробуйте самые простые в реализации методы. Пусть ребенок использует вас как «домик». Например, сделав два шага в темную комнату, приблизившись к собаке на один-два шага ближе, чем он это обычно делает, или, подойдя к окну во время грозы, пусть ребенок быстро возвращается в «домик», прежде, чем рискнет повторить свой смелый поступок во второй раз. Он также может узнать некоторые приемы самовнушения и самоутверждения, такие как – «Я могу это сделать!» или «Со мной все будет в порядке!», которые он будет использовать и говорить себе в момент проявления чувства тревоги. Релаксация тоже будет полезна, в том числе методы визуализации (летать на облаке, лежать на пляже), и глубокого дыхания (воображать, что он легкий шар, парящий в небе и медленно выпускающий воздух, чтобы приземлиться).

В любом случае, ключом к избавлению ребенка от страхов и тревог является помощь в их преодолении. Используя простейшие методы, приведенные в этой статье, вы сможете помочь вашему ребенку преодолеть свои беспокойства, страхи и тревоги, а также научите лучше справляться со сложными жизненными ситуациями.

2012-09-16

В данной статье речь пойдет о фобиях. Каждый родитель знаком с различными проявлениями страхов у своих детей. Вопрос в том, зачем они нужны человеку?

Значение страха

Для начала заметим, что страх – такое же неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как и радость, гнев, удивление, восхищение, печаль и т.п. Он несет в себе охранительную функцию для выживания. Страх основан на инстинкте самосохранения, он возникает в ответ на угрозу. Согласитесь, если бы мы не боялись, к примеру, высоты, то могли бы спокойно ходить по краю высокой крыши, и неизвестно, к чему бы это могло привести (хотя в жизни, как и в правилах, есть исключения). Каждому периоду развития ребенка соответствуют свои возрастные страхи.

В добавление хочется указать на то, что, как заметил кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи А.И.Захаров, помимо обычных страхов, гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – окружающие ребенка взрослые (родители, бабушки, воспитатели и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво и подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Маленькому ребенку еще не ясно, чем это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха как регулятор его поведения.

Конечно, детей следует ограждать от опасностей, но просто запугать всегда проще и быстрее, а потом (почти сразу, через месяц, год и т.п.) мы можем столкнуться с другими, более сложными проблемами: неуверенность в себе, страх перемен, страх в общении с незнакомыми людьми. На мой взгляд, все полезно в меру. Где-то можно сказать «осторожно» и объяснить почему, где-то – «будь внимателен» (и указать, на что обратить внимание, лучше сказать и показать), порой просто «тихонечко» (опять же объяснить почему).

Возраст 0-1 год

Беспокойства, страхи, стресс, испытываемые женщиной во время беременности, являются первым «опытом» беспокойства для ребенка. Выражается это в его учащенном сердцебиении и соответствующих двигательных реакциях. Это понятно, если мы вспомним, что мать и дитя в период беременности являются единым целым. В психологии также известны случаи, когда после асфиксии (удушья) плода впоследствии уже взрослый человек боится носить шарфы, но это уже тема фобии.

На первом году жизни, помимо ухода и питания, дитя нуждается в эмоциональном контакте со стороны матери. Само рождения для ребенка уже является стрессовой ситуацией. Согласитесь, девять месяцев он жил в тепле, сытости и симбиозе с матерью, а после родов происходит резкая «смена климата»: сухо, холодно, отдельно от женщины, давшей жизнь. Лишь только ближе к году у ребенка происходит эмоциональное отделение от матери. Да и мамы даже после года на любой вопрос касаемо ребенка отвечают с местоимением «мы»: «НАМ исполнилось…», «А МЫ теперь кашу кушаем», «МЫ сегодня рано встали» и т.п.

Многие родители замечали, что ребенок на данном периоде жизни без видимой причины мог разрыдаться во сне. Это последствия родовых страхов, а также беспокойства, связанного с привыканием к новой окружающей среде.

По сведениям А.И.Захарова, тревога в отсутствие матери становится отчетливо выраженной в семь месяцев, а боязнь чужих – в восемь, что указывает на наличие эмоционального контакта с матерью и способность отличать ее от других. Со временем это беспокойство уменьшается, практически прекращается боязнь посторонних.

Возраст 1-3 года

В этом возрасте интенсивно навиваются интеллект и мышление. К двум годам происходит осознание ребенком собственной личности, своего «я». Возраст двух-трех лет называют возрастом упрямства. На самом же деле в этот период происходит развитие волевых качеств, решительности и уверенности. Если постоянно «воевать» с ребенком, ограничивать его самостоятельность и оберегать от малейших пустяковых «опасностей», то в дальнейшем мы получим неуверенного в себе, боязливого человека.

По мере взросления и знакомства со сказками в жизни ребенка появляются как новые знания, так и новые источники страхов. Некоторые родители с усердием пугают детей не только большими злыми и кусачими собаками, но и волками, Бабой-ягой и другими персонажами. Волк, например, снится тем детям, которые боятся наказания со стороны отца. Ближе к трем годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба-яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью. На мой взгляд, детям и так хватает собственных настоящих и надуманных ими самими страхов, что навязывание и внушение новых (бабайка, злой дядя, медсестра со шприцом за углом и т.п.) – это неполезно и когда-нибудь в будущем откликнется самим же родителям.

Ученые проводили опрос двухсот матерей детей от года до трёх лет по списку из 29 видов страха. По данным опроса, наиболее встречающимся у детей одного-двух лет является страх неожиданных звуков. На втором месте находится страх одиночества, затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. В два года страх боли и уколов выдвигается на первый план, затем следуют страхи одиночества. По сравнению с первым годом, уменьшается страх неожиданных звуков. Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, врачи).

Как же помочь детям преодолевать беспокойство и страхи? Во-первых, в ранний период малыш больше всего нуждается в эмоциональном чувстве безопасности. Если мама рядом, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют «я» ребенка, то малыш спокойно преодолеет свои страхи. Во-вторых, немаловажное значение имеет уверенность родителей в себе самих. В моей практике был случай, когда ребенок примерно от полутора до двух лет сильно боялся медработников. Педиатр не мог даже горло посмотреть и «послушать» ребенка: только малыш заходил в кабинет – сразу начинал плакать. Оказывается, его мама сама очень боялась врачей и ходила на прием лишь по крайней необходимости. Причем во время каждого посещения любой поликлиники или больницы у нее появлялась внутренняя дрожь и щемящее чувство беспокойства, что, естественно, передавалось ребенку. Дети более наблюдательны и чувствительны, нежели взрослые.

Возраст 3-5 лет

Это возраст эмоционального обогащения «я» ребенка. Малыш уже более-менее разбирается в своих ощущениях, начинает четко выражаться стремление к доверию, пониманию, близости с другими людьми. Появляются такие чувства, как вина и сопереживание. Возрастает самостоятельность ребенка: он уже может занять себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых. Интенсивно развивается воображение, что в свою очередь влечет вероятность появления и развития воображаемых страхов. Примерно к четырем годам становится максимально выражено эмоциональное предпочтение родителя другого пола. Таким образом, в данном возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, с помощью чего ребенок старается привлечь к себе внимание. Ведь положительное поведение воспринимается родителями как само собой разумеющееся и порой не оценивается, а в период плохого поведения ребенка родители активно участвуют в его жизни с целью перевоспитания. Но и без всего этого в три-пять лет часто встречается следующая триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Чрезмерная опека в семье возможно более вредна, чем безнадзорность. Ведь этим только подчеркивается, что ребенок слаб и беззащитен перед окружающим миром, полным неизвестности и опасности. Заметим также, что родительские страхи безотчетно передаются детям. Так что, дорогие родители, проанализируйте свое поведение. В моей практике был следующий положительный случай: одна мама боялась собак, но при появлении животного не подавала признаков беспокойства, начинала рассказывать своему ребенку о собаках, что нельзя их хватать, кричать, надо их любить, что животные отличаются от людей (пришлось маме про них заранее почитать). Вместе они кормили птиц, кошек и собак. В итоге не только ребенок не проявлял страха перед собаками и благожелательно относился к ним, но и мама стала более спокойна в отношении них. Вот такая собственная терапия через малыша!

Возраст 5-7 лет

Все больший интерес пятилетнего ребенка направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Все больше развиваются произвольность и волевые качества. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности. Постепенно ребенок начинает задавать следующие вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?» и т.п. Складываются система ценностей, чувство дома, родителей, понимание значения семьи.

Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (гордость, стыд, дружба), эстетические (чувства прекрасного, героического).

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении с ним ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У дошкольника необходимо формиро­вать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

В пятилетнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения неприличных слов, в шестилетнем – детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А мы не опоздаем?», «А ты купишь?», «А вдруг меня не возьмут замуж?». Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость (в этом смысле полезно их самим не говорить – хотя бы при ребенке).

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола, что выражается в подражании, в том числе привычкам, манере поведения. Развод родителей у детей данного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек.

Ведущим страхом пяти-семи лет является страх смерти. Обычно дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о своих болячках, болезнях, о смерти близких и знакомых (особенно в авариях, от отравления и при других трагических случаях). Если ребенок сам по себе тревожный, то беспокойства подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Полезно разговаривать с ребенком о его волнениях, беспокойствах и страхах. Можно рассказать малышу какую-нибудь сказку, где у героя были подобного рода переживания, но все в итоге закончилось благополучно. Или вместе с ребенком нарисовать его страх и обсудить. Это будет способствовать снятию психического напряжения; рисуя, дети дают выход своим чувствам, безболезненно соприкасаются с пугающими, травмирующими событиями. При попытках заглушить страхи ребенка высказываниями типа «Да нечего тут бояться!», «Все это пустяки», «Да нет тут ничего!» вы лишь усугубите дело. Ребенок перестанет вам рассказывать о своих беспокойствах, но не потому, что они ушли, а потому, что он решит, что вы не в силах помочь. И тогда дети останутся наедине со своими страхами, которые позже могут перейти в навязчивую или иную, подчас невероятную форму.

В заключение хочется сказать, что дети – это инвестиции в будущее. И только по истечении определенного периода мы получим или прибыль, или убыток. Кто во что вкладывал, а точнее, кто какие качества развивал…