Как понять, что дрессировщик собак хороший? Основы дрессировки Профессии всякие нужны, профессии всякие важны



«Аксул Зет», 1991 год

Дрессировкой называется последовательное приучение собаки к выполнению определенных действий по различным сигналам (голос, жесты, звук свистка, рога, шорохи, определенные запахи и т. п.)

Дрессировщик - это человек, обучающий собаку и работающий с ней. В некоторых ведомствах он называется проводником, или вожатым собаки. Инструктор-дрессировщик должен иметь профессиональную подготовку.

Требования к дрессировщику

Успешная дрессировка собаки обеспечивается настойчивостью и требовательностью дрессировщика при внимательном, добром отношении его к собаке. Он должен знать основы и принципы дрессировки, уметь своевременно поощрять правильные действия собаки, запрещать ошибочные, хорошо владеть интонациями своего голоса, жестами, правильно подавать команды.

Команды

При дрессировке и работе с собакой приняты определенные слова - команды. Как правило, команда должна быть звучной, короткой, на родном языке дрессировщика или владельца собаки.

Следует строго соблюдать различные интонации голоса дрессировщика, подающего команду собаке: приказная - отдаваемая спокойным, ровным голосом; ласковая - поощрение правильных действий собаки, команда «хорошо!», сглаживание; угрожающая - повторение не выполняемой собакой команды угрожающим, настойчивым тоном, без крика, после чего при неисполнении следуют рывок, нажим, удар.

Интонация приказной команды изменяется для возбуждения собаки, преследующей зверя, нарушителя и при запрещении нежелательного действия. Команда «фу!» («нельзя!») всегда произносится строгим, угрожающим тоном.

Приёмы

Приемом дрессировки называются последовательные действия дрессировщика для выработки у собаки определенного навыка.

Методы дрессировки

Механический метод. Этот метод основан на подкреплении условного раздражителя физическим или болевым воздействием а нажимом, рывком поводка, шлепком, ударом хлыста, плетки. При механическом методе можно добиться безотказного выполнения собакой всех команд, но этот метод применим только к сильным, уравновешенным или инертным собакам. В основном он применяется при дрессировке караульных собак и при начальной дрессировке собак-флегматиков.

Главный недостаток метода - в результате сильных раздражителей могут разрушаться нормальные отношения, основанные на привязанности и доверии собаки к человеку. Собака нередко боится дрессировщика, но покорно выполняет его команды, делая это по принуждению, без заинтересованности в работе.

Вкусопоощритсльный метод основан на пищевом раздражителе. Так, обучая собаку приему посадки, дрессировщик показывает ей лакомство, которое держит в руке, поднятой над её головой. Желая получить лакомство, собака, чтобы лучше видеть его, садится и в тот же момент получает лакомство. При этом методе легко устанавливается контакт между дрессировщиком и собакой и быстро образуется вырабатываемый у неё условный рефлекс. Недостаток вкусопоощритсльного метода состоит в том, что он не обеспечивает безотказности в работе собаки. Постоянно подкармливаемая собака теряет интерес к занятиям и выполняет команды неохотно, неточно и без необходимой выдержки. Этот метод нередко практикуется при обучении комнатных собак игровым навыкам.

Контрастный метод дрессировки характерен применением раздражителей механического и вкусопоощ-рительного метода. Действуя раздражителем механического метода, без особой силы и грубости заставляют собаку принять ту или иную позу, после чего немедленно дают ей лакомство. Контрастный метод объединяет положительные стороны вкусопоощритсльного и механического методов, при нем контакт дрессировщика с собакой наиболее прочен. Это основной и широко распространенный метод дрессировки собак.

Подражательный метод особенно распространен в пастушьей службе и в некоторых видах охотничьего собаководства. При этом методе в работе взрослых собак участвуют щенки. Они учатся охранять стадо, преследовать зверя и т. д. Этот метод применяют и при дрессировке молодых собак, предназначенных для караульной службы. Их ставят на пост вместе со взрослой караульной собакой или вблизи нее.

Стадии дрессировки

Дрессировку собак ведут последовательно, с переходом от простого к сложному, от чернового исполнения к четкому и безотказному. Вначале помогают собаке понять, что от неё требуется. Например, слегка прижимают се к земле для придания определенной позы. подманивают лакомством после команды «ко мне!», подтягивают («оживляют») апортировочный предмет (поноску), чтобы собака схватила сто и понесла. Все правильные действия собаки в этой стадии обучения непременно поощряют лакомством и лаской. Ошибочные и неправильные действия собаки не поощряют.

В первой стадии дрессировки большое влияние на собаку оказывают посторонние, отвлекающие раздражители, поэтому начальную дрессировку проводят в тихом, уединенном месте.

Во второй стадии дрессировки, проводимой в аналогичной обстановке, выработанный условный рефлекс на ту или иную команду закрепляют выдержкой в исполнении ее, команду сочетают с соответствующим жестом. В этой стадии путем подкрепления правильных действий собаки, затормаживания ее ошибок достигают более четкого и охотного исполнения команд и жестов.

В третьей стадии дрессировки дальнейшее закрепление выработанных условных рефлексов (навыков) проводят в новой, постепенно усложняемой обстановке с различными раздражителями, действующими на собаку (например, присутствие людей, животных, проходящего вблизи транспорта). Для торможения возбуждения, вызванного этими раздражителями, дрессировщик усиливает свое влияние на собаку повторением команды угрожающим тоном, механическим воздействием, например рывком. Окончательное закрепление навыка достигают последующей тренировкой.

Основные правила дрессировки

Дрессировщик во всем комплексе его влияния на собаку (голос, жесты, характер движения, выражение лица, вид его одежды, присущий только ему индивидуальный запах) является для нее главным и сильнейшим раздражителем. Правильные взаимоотношения, прочный контакт между дрессировщиком и собакой внешне характеризуются неослабным наблюдением собаки за дрессировщиком, доверчивым быстрым подходом к нему, полным послушанием и отсутствием боязни. Немаловажное значение имеют движения и жесты дрессировщика. Порывистые, резкие, лишние (например, топанье ногой) движения могут вызвать у собаки проявление оборонительной реакции в форме злобного или трусливого, робкого отношения к дрессировщику.

При организации и проведении дрессировки собак необходимо:

  1. знать особенности поведения собаки, се характер (ласковый, недоверчивый, злобный);
  2. вести дрессировку с определенной для каждого занятия задачей;
  3. тщательно вырабатывать необходимый условный рефлекс у собаки, строго соблюдая условия его образования;
  4. не изменять слов команды, жестов и сигналов, отдавая их четко и единообразно. Менять интонации команды в соответствии с поведением собаки;
  5. непременно поощрять каждое правильное действие собаки;
  6. разнообразить занятия и в ходе их внимательно следить за заинтересованностью собаки работой и за се физическим состоянием;
  7. помогать собаке, наталкивать ее своими действиями на четкое исполнение команды, жеста или сигнала, умело и вовремя поощрять собаку;
  8. четко разграничивать на занятиях рабочее и свободное состояние собаки. При этом соответственно изменяется и поведение самого дрессировщика: на занятиях он должен быть подтянутым, иметь деловой вид. тон команд - приказной, требовательный, настойчивый. В перерывах необходимо предоставлять собаке свободу движений, играть с ней.

При однообразной последовательности исполнения команд у собаки образуется стереотип. Например, сначала посадка, укладка собаки, потом прыжки через препятствия, затем подача голоса и снова повторение их в том же порядке. Через несколько занятий собака, выполнив первую команду «сидеть!», исполняет остальные сама в той же последовательности без команд. Проведение занятий на одном и том же месте, в одно и то же время создаст у собаки такую условную связь, при которой она исполняет команды (работает) только на этом месте и только в это время. Появление помощников дрессировщика на занятиях в одних и тех же тренировочных костюмах приучает собаку реагировать на человека, одетого в такую одежду.

Характерные ошибки дрессировщика

  1. Неправильная система обучения отдельным навыкам.
  2. Незнание дрессировщиком причин отказа или плохого выполнения команды собакой, особенностей поведения собаки, се характера, физического состояния в данный момент.
  3. Оценка поведения собаки как действий человека (очеловечивание собаки) - наиболее частая и грубейшая ошибка малоопытных дрессировщиков, натасчиков и любителей собак.
  4. Равнодушное отношение к дрессировке, работа по шаблону, без оживления занятия поощрением, игрой, свободной прогулкой и т. д.
  5. Невнимание дрессировщика-натасчика к проявлению врожденной склонности собаки, несвоевременное и неправильное поощрение этого проявления (например, потяжка собаки на птицу, облаивание зверя или приближающегося постороннего человека и т. п.)
  6. Неумение правильно выработать у собаки условный рефлекс, применять безусловные и условные раздражители, своевременно закреплять поощрением правильные действия собаки.
  7. Плохая отработка самим дрессировщиком техники подачи команд, жестов и сигналов, нарушение единообразия в их применении, что путает собаку и задерживает образование вырабатываемого у неё условного рефлекса.
  8. Замена команды созвучным или близким к ней словом (вместо команды «сидеть!» то «садись!», то «сядь!»), нечеткая подача команды и т.п.
  9. Небрежность в обращении с собакой на занятии: наступание на лапы, случайные удары поводком или его карабином по голове; неумелое использование и подгонка применяемого при дрессировке снаряжения.

Характерные ошибки дрессировщика-любителя:

  1. вялое и нерешительное поведение самого дрессировщика, монотонные, неуверенные команды, отсутствие требовательности и настойчивости к обязательному выполнению собакой поданной команды, просительная интонация голоса;
  2. изменение клички собаки, употребление клички в уменьшительной и ласкательной форме:
  3. излишне частое применение команды запрещения «фу!» («нельзя!») с сильным воздействием, что иногда запугивает некоторых собак, или, наоборот, частое «фу!» без подкрепления безусловным раздражителем, что создает равнодушное отношение собаки к этой важнейшей команде;
  4. сглаживание, т. е. поощрение собаки в момент или сразу после подачи запрещающей команды «фу!».

Общая начальная дрессировка

Общая начальная дрессировка необходима для выработки у собаки навыков послушания, правильного поведения се в различных условиях жизни и работы.

Для собак всех пород и назначений обязательными навыками являются:

  1. знание владельца (вожатого, проводника) и присвоенной собаке клички;
  2. безотказный и охотный подход собаки к дрессировщику по команде, жесту или сигналу;
  3. приучение собаки к снаряжению;
  4. свободное состояние после разрешающей команды;
  5. прекращение нежелательных действий собаки;
  6. хождение собаки рядом с дрессировщиком;
  7. отказ от корма, найденного или предлагаемого посторонним.

Для некоторых служебных, охотничьих и части комнатных собак дальнейшими навыками начальной дрессировки будут:

  1. посадка;
  2. укладка;
  3. стояние;
  4. подача голоса;
  5. апортировка;
  6. преодоление препятствий;
  7. возвращение на место;
  8. охрана вещи;
  9. плавание;
  10. равнодушное отношение к выстрелам;
  11. ползание.

У служебных собак, предназначаемых для караульной службы, а также у охотничьих и комнатных собак, применяемых для охраны квартиры, дома, приусадебного сада, огорода и т. п., отрабатывается навык - недоверие к посторонним людям. Первоначальную дрессировку собак начинают со щенячьего возраста, систематическую же дрессировку ведут с 6-8-месячного возраста и позднее. Прежде всего отрабатывают навыки, не требующие принуждении и сильного торможения (знание клички, подход к дрессировщику, преодоление небольших препятствий, прыжки вместе с дрессировщиком). Затем отрабатывают такие приемы, как хождение собаки рядом с дрессировщиком, прекращение нежелательных действий по его команде и т. д.

Нельзя дрессировать собаку в строгой последовательности: сначала только основные навыки, а после них - специальные.

Совершенствование основных навыков и их шлифовка должны вестись параллельно с занятиями по специальной дрессировке.

Знание владельца и присвоенной собаке клички

Собака должна знать владельца (вожатого, проводника) и присвоенную ей кличку. Команда - кличка собаки.

Кличка собаки выбирается се владельцем из коротких отрывистых слов родного ему языка.

Приучают собаку к дрессировщику во время кормления, на прогулках, при уходе за ней. Дрессировщик при этом должен ласково обращаться с собакой и подкреплять знакомство с ней лакомством, сглаживанием и игрой,

Одновременно с дачей пиши и лакомства собаку приучают к ее кличке непременно ласковой интонацией голоса.

Правильное отношение собаки к дрессировщику характеризуется изменением се поведения: при появлении его она машет хвостом, ласкается, внимательно следит за ним и держится вблизи него.

  • грубое обращение с собакой:
  • искажение и изменение ее клички.

Подход собаки к дрессировщику (подзыв)

Команда «ко мне!». Жест для служебных собак - вынесенная в сторону на высоту плеча рука резко опускается к бедру. Для охотничьих собак звуковой сигнал (свисток, рог).

Подход собаки к дрессировщику должен быть быстрым, охотным, безотказным. Команда «ко мне!» сочетается с кличкой, с показом лакомства в руке. За подход а дача лакомства, сглаживание. При медленном, вялом подходе дрессировщик, повторив команду и показав лакомство, быстро отбегает от собаки.

Переход на подзыв по жесту начинается после достаточно четкого исполнения собакой команды «ко мне!». Применяют жест одновременно с подачей команды. К собакам спокойным, флегматичным допустим рывок удлиненным поводом после подачи команды «ко мне!».

Подход по свистку и другим сигналам отрабатывают после четкого исполнения команды «ко мне!» сначала одновременно с ней. затем только по сигналу. Подкрепление лакомством за первоначальное исполнение подхода к дрессировщику по команде и сигналу должно быть более обильное.

Служебных собак приучают при подходе, сесть перед дрессировщиком, обходить его справа кругом, самостоятельно останавливаться или садиться v левой его ноги. Для этого при подходе собаки дрессировщик переносит лакомство за спиной из правой руки в левую, которой и скармливает лакомство.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • наказание собаки за неисполнение команды, замедленный подход;
  • угрожающая интонация голоса вместо ободряющей в период образования первоначального исполнения навыка:
  • дача лакомства из правой руки.

Приучение собаки к снаряжению (ошейнику, поводку, наморднику)

Без особой команды. Навык необходим для всех собак. Вначале собаку приучают к ошейнику, затем к поводку и наморднику.

Из-за механического раздражения от ошейника и особенно от намордника собака сразу пытается снять их лапами, трением о землю и т. д. Чтобы отвлечь собаку от этих действий, дрессировщик выводит се на прогулку, играет с ней, периодически на короткое время снимает ошейник или намордник и вновь надевает его. После выгула ошейник снимают. Время носки ошейника на прогулке постепенно увеличивают. Спокойное отношение собаки к нему поощряют лакомством, поглаживанием и игрой.

Со временем момент надевания ошейника, поводка или намордника становится положительным сигналом (условным раздражителем) выхода собаки на прогулку.

Правильно затянутым на шее собаки ошейник считается тогда, когда под него плотно, но не туго проходит большой палец руки дрессировщика.

Надевание намордника требует от дрессировщика сноровки и быстроты действий. Дрессировщик должен правильно подобрать намордник по размерам головы собаки, наблюдать, чтобы ремни намордника не причиняли неудобств глазам и ушам, не мешали свободному дыханию собаки, особенно в летнее время. Попытки собаки снять намордник лапами или трением о землю дрессировщик прекращает командой «фу!», быстрым движением вперед и в стороны, рывком поводка. Спокойное отношение собаки к наморднику необходимо поощрять.

Характернее ошибки дрессировщика:

· неправильная подгонка снаряжения;

· применение металлической цепи вместо кожаного поводка;

· грубое обращение с собакой.

Свободное состояние собаки. Команда «гуляй!»

Свободное состояние собаке предоставляют во время выгула. Ее освобождают от поводка по команде «гуляй!». Неослабно наблюдая за собакой, дрессировщик привлекает се внимание к себе, играет с ней. не допуская окриков. В городских условиях, при возможности, собаку выгуливают на удлиненном поводке.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • предоставление собаке свободного состояния на городских улицах и дорогах;
  • преждевременный спуск собаки с поводка;
  • окрики и проявление грубости.

Прекращение нежелательных действий собаки

Команда «фу!» («нельзя»), у охотников практикуется «Брось!» и др. Навык необходим для всех собак. Занятия проводятся в местах, где внимание собаки может отвлекаться домашними животными и птицами, остатками ли щи и т. п. При попытке собаки приблизиться к ним лается резкая с угрожающей интонацией команда «фу!». сопровождаемая сильным рывком поводка, для возбудимых, сильных собак - строгого ошейника или ударом хлыста. После безотказного исполнения собакой команды «фу!» на поводке занятия проводятся без него.

Применение команды «фу!» допустимо лишь в те моменты, когда дрессировщик точно определил причину отвлечения собаки. Эта команда для караульных собак заменяется командой «рядом!» с угрожающей интонацией и рывком поводка.

Хождение собаки рядом с дрессировщиком

Положение собаки на месте и в движении - правой стороной грудной клетки у левой ноги дрессировщика, на линии его колена. Команда «рядом!» или «к ноге!». Охотничья собака приучается идти по этой команде сзади левой ноги охотника.

В начале дрессировки этот навык отрабатывают на коротком поводке (рука дрессировщика находится в 20-30 см от ошейника.) Выполнение приема требует от дрессировщика терпения.

При выдвижении собаки вперед, в сторону или при отставании, команду «рядом!» повторяют и немедленно вслед за ней (но не раньше!) следует рывок поводком. Дрессировщик двигается по прямой линии. Правильное положение собаки у ноги поощряется лакомством, ласковой командой «хорошо! рядом!». Попытки собаки изменить положение у ноги вызывают повторную команду «рядом!» и рывок поводком. Темп движения дрессировщика постепенно меняется, следуют повороты в сторону и кругом. Перед каждым поворотом, для предупреждения собаки, обязательна подача команды «рядом!».

Принюхивание собаки к земле при движении прекращают командой и рывком.

Постепенно поводок ослабляют, опускают на землю, заменяют длинным или отстегивают от ошейника вовсе. Всякая попытка собаки изменить свое положение у ноги дрессировщика вызывает приказную интонацию команды «рядом!». Правильное положение собаки у ноги дрессировщика поощряется.

Обученная собака по команде «рядом!» правильно идет у ноги дрессировщика в любой обстановке и при разном темпе движения.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • применение рывка до команды;
  • отсутствие наблюдения за движением и положением собаки;
  • неосторожное движение и резкие повороты без предварительной команды.

Отказ от корма, найденного или предлагаемого посторонним. Команда «фу!» («нельзя!»)

Основная трудность дрессировки этому навыку -выработка у собаки торможения такой реакции, как пищевая.

Вначале собаке запрещают брать корм вне места обычного ее кормления, для этого кормушку с пищей ставят на другое место и выводят туда собаку на коротком поводке в часы между обычными кормлениями. Попытки собаки взять пищу из кормушки прекращаются командой «фу!» и рывком поводка, если команда не действует. Прием усложняют, усиливают, сажая собаку вблизи кормушки с выдержкой в этом положении. Попытки собаки изменить позу, подвинуться к кормушке прекращаются командой «сидеть!» с угрозой в голосе. Если собака срывается с места и бросается к кормушке, подается команда «фу!», сопровождаемая сильным рывком поводка. Исполнение команды, равнодушное отношение к кормушке с пищей закрепляют поощрением, переносом кормушки на обычное место и кормлением там собаки.

На следующем этапе занятий дрессировщик держит собаку на привязи или на коротком поводке, находясь позади нее. Помощник дрессировщика выходит из ближайшего укрытия с лакомством в руке. Подходя к собаке, он окликает ее, показывая лакомство. Как только собака потянется к помощнику, дрессировщик командует «фу!» и делает рывок поводком. Попытки собаки тянуться к кусочкам пищи, разбрасываемым помощником на расстоянии, доступном для собаки, дрессировщик прекращает тем же способом. Сильную и жадную к пище собаку, на которую рывок не действует, дрессировщик ударяет сзади прутом или хлыстом. помощник же в свою очередь слегка шлепает ее по морде рукой, в которой держит лакомство.

Выработанное у собаки равнодушное отношение к корму, предлагаемому помощником, дрессировщик закрепляет дачей ей лакомства из своих рук.

Затем дрессировщик отходит от собаки в укрытие, заменив короткий поводок удлиненным. Потяжку собаки к лакомству, разбросанному помощником, последний прекращает шлепком, ударом, а дрессировщик - рывком поводка и командой «фу!». Попытки собаки подобрать разбросанный корм в отсутствии помощника прекращаются таким же способом.

Так же приучают собаку не брать корм, разбросанный в любом месте. Помощник разбрасывает кусочки пищи на месте, указанном дрессировщиком, обычно там, куда собака чаще всего выводится; в ходе занятий эти места постоянно меняются. Дрессировщик выводит собаку на прогулку на длинном поводке. Отпуская ее командой «гуляй!», он зорко следит за ней. Попытку подобрать лакомство прекращает командой «фу!»и рывком поводка. Равнодушие к подброшенной пище поощряет лакомством.

Чем чаще и разнообразнее (по месту, обстановке и времени) будет провоцироваться собака на подброшенный и найденный корм с запрещением брать его и поощрением лакомством при отказе от корма, тем прочнее у неё образуется навык не искать и не подбирать корм.

Примерно так же дрессируют не принимать корм от посторонних и комнатную собаку в квартире. Для служебных собак отказ от корма сочетается с развитием злобы.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • кормление собаки в разное время суток;
  • разрешение брать подачки от посторонних и знакомых;
  • проведение занятий с голодной собакой;
  • допуск бродяжничества собаки;
  • однообразная пища, отсутствие в ней необходимых организму собаки веществ.

Посадка собаки

Этот навык необходим для пастушьих, розыскных и других служебных собак. Желателен для охотничьих. Исключается для караульных собак. Команда «сидеть!». у некоторых охотников «сядь!». Жест для служебных собак - вытянутая снизу вверх на линию плеча правая рука полусгибается в локте ладонью вперед, к собаке или поднятая выше линии плеча правая рука, не сгибаемая в локте.

При вкусопоощрительном методе дрессировки подается команда «сидеть!», пока собака (обычно щенок), видя лакомство и попрыгав за ним, сама не займет положение посадки, что и закрепляется дачей лакомства, оглаживанием.

При контрастном методе дрессировщик держит собаку на поводке и, повернувшись к ней, левой рукой нажимает на крестец собаки, правой рывком подтягивает вверх поводок, произнося команду «сидеть!». За выполнение этой команды собаке дают лакомство. Потом дрессировщик даст команду, не нажимая на крестец собаки. Дальнейшее усложнение приема - выработка быстрой и четкой посадки по команде «сидеть!» с выдержкой в этом положении от 10 до 15 секунд.

Затем отрабатывают посадку собаки на различном расстоянии от дрессировщика: на полдлины удлиненного поводка, на всю его длину и без поводка. Дергать поводком в момент подачи команды не следует. Команда сочетается с одновременной подачей жеста посадки. Выдержка в этом положении постепенно возрастает от 30 до 40 секунд. При отвлечении собаки, срывах с места посадки подается команда «сидеть!» с угрожающей интонацией и с вводом безусловного раздражителя. Отвлекающейся собаке, которую надо усадить, подают строго команду «Сидеть!».

Характерные ошибки дрессировщика:

  • грубый, сильный нажим на крестей и рывок поводком:
  • подача команды после нажима;
  • отсутствие сочетания команды и жеста;
  • постоянное сохранение дрессировщиком одного положения, позы, расстояния от собаки;
  • недосмотр за собакой, пытающейся двигаться к дрессировщику, меняющей место посадки;
  • длительная выдержка в положении посадки с первых занятий;
  • слишком короткая выдержка;
  • сочетание отхода дрессировщика от собаки, остановки его, поворота к собаке и немедленного подзыва ее к себе без выдержки;
  • разрешение собаке сидеть вразвалку, свалив круп на сторону;
  • применение команды «фу!» при небольших отклонениях и ошибках собаки вместо повторения команды «сидеть!» с угрожающей интонацией.

Укладка собаки

Этот навык необходим для служебных и охотничьих собак, особенно легавых и спаниелей и для некоторых комнатных. Желателен для борзых и гончих. Исключается для караульных.

Команда «лежать!». Жест: для служебных собак -правая рука выбрасывается вперед на уровень плеча ладонью вниз и резко опускается; для легавых и спаниелей - рука, поднятая вверх.

Дрессировщик, скомандовав «лежать!», левой рукой нажимает на холку сидящей собаки, а правой производит рывок поводком вперед вниз или этой же рукой берет ноги собаки в обхват, вытягивает их вперед, чем принуждает собаку лечь. Лежачее положение собаки поощряет.

После нескольких повторений применяет только команду, сочетая ее с жестом. Дальнейшее усложнение упражнения состоит в постепенном удлинении, а затем исключении поводка, в увеличении расстояния между дрессировщиком и собакой, увеличении выдержки в положении укладки, в переходе на исполнение приема по жесту, из свободного состояния собаки и т. п. Навык отрабатывают после обучения посадке.

Стояние собаки

Для выполнения этого навыка служебным и охотничьим собакам подастся команда «стоять!». Жест - левая рука вытягивается ладонью вверх и вперед снизу до уровня плеча, с наклоном дрессировщика слегка вперед.

Этот навык обычно отрабатывают во время чистки собаки. Подав команду «стоять!», дрессировщик правой рукой подтягивает повод вперед и вверх, а левой придерживает собаку под живот, поощряя стояние собаки сглаживанием и лакомством.

Наиболее благоприятное положение тела собаки при отдыхе - лежание.

Собака сравнительно быстро устает в неподвижном состоянии при посадке. Еще более физически трудно для неё стояние по команде «стоять!». Большая выдержка - свыше 3 минут в этом положении тяжела для собаки.

Совершенствование исполнения достигается упражнениями в стоянии собаки около дрессировщика, на расстоянии от него, в сочетании команды и жеста до исполнения собакой команды в течение 15-20 секунд.

Характерные ошибки дрессировщика

  • могут быть те же, что и при отработке навыка «посадка собаки».

Подача голоса (лай собаки)

Этот навык необходим пастушьим и другим служебным собакам, а также лайкам и комнатным.

Лучшие способы выработки условного рефлекса на команду «голос!» следующие.

Собака, находящаяся на поводке (можно под ногой) возбуждается показываемыми ей в руке дрессировщика кусочками мяса. Дрессировщик помахивая рукой перед собакой, даст команду «голос! голос!». Неудачные попытки собаки достать мясо из руки дрессировщика увеличивают ее возбуждение, которое и разряжается писком и коротким лаем. Как только собака начала лаять, она получает лакомство, что в результате повторных упражнений и образует условный рефлекс на команду «голос!».

Собаку, менее отзывчивую на такой способ возбуждения, дрессировщик приводит в незнакомое ей место и привязывает. Произнося команду «голос, голос!». дрессировщик начинает уходить от собаки. Возбужденная видом уходящего дрессировщика, собака залает. Быстро, бегом, возвращаясь к ней, на ходу командуя «хорошо! голос! голос!», дрессировщик даст собаке лакомство, снимает ее с привязи, гуляет с ней, затем повторяет упражнение. При обучении этому навыку с успехом применяется подражание другой, дрессированной собаке.

У злобных собак лай по команде вызывает дразнящий собаку помощник дрессировщика. Собака находится на коротком поводке в положении рядом с дрессировщиком. При приближении помощника дрессировщик даст собаке команду «голос!», подкрепляя оглаживанисм и лакомством ворчание и лай собаки на помощника, который быстро удаляется от подавшей голос собаки.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • несвоевременная дача лакомства;
  • резкое запрещение лая;
  • чрезмерное поддразнивание собаки помощником;
  • поощрение беспричинного лая.

Апортировка (подача предмета)

Дрессировщик дает собаке команды: первую -«апорт!» («подать!») и вторую -- «дай!». Этот навык необходим для охотничьих, розыскных и других служебных собак, исключается для пастушьих, караульных и упряжных собак.

Поноска - это апортировочная чурка, изготовленная из дерева мягких пород (липы, клена, березы) в виде выточенной палочки - гантели длиной 30-35 см и диаметром 5-7 см. Посередине на длину 10 см чурку утончают до диаметра 3-4 см, образуя выемку. В этом месте собака и берет зубами поноску. Иногда выемку обшивают кожей. Практикуются различные виды поносок, например имеющие вид тушки птиц, чучела зверька и т. п.

Приемы дрессировки

Помахивание поноской (чуркой) перед собакой с командой «апорт!» («подать!») вызывает возбуждение собаки на хватку чурки, что и поощряется.

Охотное схватывание собакой поноски из руки дрессировщика и держание ее в пасти, хотя и короткое время, позволяет перейти к последующему усложнению приема: бросок за брошенной дрессировщиком поноской и хватка ее, За хватку и держание поноски в пасти собаку поощряют командой «хорошо!», оглаживанисм, лакомством. Если собака бросается за поноской, но не хватает ее, дрессировщик подбрасывает, отталкивает от собаки поноску, как бы оживляя ее, что вызовет хватку.

Предупреждая выброс поноски собакой из пасти на ходу при движении к дрессировщику, последний сам двигается навстречу собаке, поощряя се командой «хорошо! апорт! хорошо!». Подошедшую собаку дрессировщик усаживает командой «сидеть!», после чего вводит новую команду - «дай!», вынимая поноску из пасти собаки. Если собака сопротивляется и не отпускает поноску, ей показывают и отдают лакомство.

Дальнейшее усложнение состоит в том. что собаку, находящуюся в положении посадки или укладки, посылают за брошенной поноской с возрастанием выдержки в положении посадки или укладки, приучают нести поноску в движении рядом с дрессировщиком. Дрессировщик бросает поноски в разные стороны, на различные расстояния, команду сопровождает жестом руки в сторону предмета.

Попытки собаки бегать с поноской, грызть се, не подходить к дрессировщику последний прекращает, отбегая от собаки. Видя убегающего дрессировщика, собака бросается за ним. Приближающейся собаке подастся команда «рядом!», дрессировщик меняет свой бег на шаг, потом останавливается, командуя собаке «дай!», берет поноску и поощряет собаку.

При обучении этому навыку охотничьих собак, подающих убитую дичь, вместо чурки применяют чучело тушки птицы или зверька.

Для приучения собаки к апортировке дичи изготавливают тушку птицы из палки, обмотанной марлей или другой материей. Добившись охотной хватки и подачи собакой такого чучела, дрессировщик втыкает в него перья дикой птицы или курицы. Собаке, предназначенной для охоты на зайца, к чучелу пришивают или приклеивают кусочки кожи с шерстью. При дрессировке этому приему не рекомендуется применять для подачи подранков хищных птиц с их острыми клювами и когтями.

Навык дополняется приучением собаки к розыску и приносу утерянных дрессировщиком предметов по его следу. При этом, используя обоняние собаки, вырабатывают у неё дифференцировку запаха следа дрессировщика от других запахов. Предметы (поноска) должны иметь стойкий запах дрессировщика и быть удобными для носки собакой. В начале занятий дрессировщик должен их видеть.

Вырабатывая навык, дрессировщик держит собаку на поводке, показывая поноску, бросает ее к своим ногам, отходя с собакой от предмета-поноски на 6-10 м. Освобождая собаку от поводка, командует ей «след!» и «подать!». Постепенно команду «подать!» исключают; условный рефлекс на нее сочетается у собаки с командой «след!», по которой она возвращается, находит и подает дрессировщику предмет, брошенный на пути. Дальнейшее усложнение приема состоит в незаметной для собаки «потере» предмета при движении, увеличении расстояния от места «потери», в смене предметов, имеющих запах дрессировщика, в упражнениях в разных местах.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • разрешение собаке играть с поноской и грызть се;
  • принуждение собаки к длительному держанию предмета в пасти;
  • вкладывание поноски в пасть собаки силой, с причинением ей боли;
  • неумение дрессировщика быстро сменять команду «апорт!» командой «дай!» в начале обучения собаки;
  • показ лакомства, из-за чего собака обычно сразу, преждевременно выбрасывает поноску из пасти.

Преодоление препятствий

Навык необходим для служебных собак (кроме караульных и упряжных). Желателен для охотничьих и некоторых комнатных собак как физическое упражнение.

Команды «барьер!» (для преодоления глухого забора, изгороди) и «вперед!» (для преодоления бума, лестницы, канавы).

Естественные препятствия - канавы, ямы, кусты - собака преодолевает вместе с дрессировщиком на прогулке, в поле без особой команды.

Служебных и охотничьих собак приучают к преодолению искусственных препятствий: изгородей, разных заборов, бума и лестницы. Обучают их на специально оборудованной площадке. Перед занятиями собаку знакомят с площадкой и видом сооружений на ней.

Сначала собака преодолевает препятствия высотой до 1 м. Начиная обучение, дрессировщик, командуя «барьер!», бежит с собакой к забору, вместе с ней перепрыгивает через него, после чего поощряет собаку. В дальнейшем дрессировщик только подбегает к препятствию, затем отпускает собаку и принимает ее на другой стороне.

Добившись от собаки охотного и четкого исполнения приема на невысоких заборах, на изгороди, дрессировщик переходит к дальнейшему его усложнению. Высоту сплошного, дощатого (глухого) забора постепенно наращивают и доводят до 1,5-2 м. Во время прыжка собаки на такой забор дрессировщик помогает ей, подсаживая ее так, чтобы она смогла зацепиться передними ногами за край верхней доски забора. В ходе.занятий высоту забора можно регулировать, вынимая или вкладывая одну-две доски, но не превышая 2,5 м.

Совершенствование навыка по преодолению препятствий состоит в том, что собаку пускают для прыжка из положения посадки с места на расстоянии 2-5 м от забора, при обязательной выдержке в этом положении до команды «барьер!». Попытку собаки обежать препятствие прекращают рывком поводка.

Для обучения собаки хождению по буму пригоден обычный бум со ступенчатой доской на конце. Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, подводит ее к буму и посылает на него командой «вперед!». Поднявшуюся на бум собаку дрессировщик поддерживает рукой под живот, направляя ее движение по буму поводком и повторяя команду «вперед!». За проход до конца бума собаку поощряют.

Постепенно собака начинает ходить по буму без поддержки дрессировщика. Затем собаку посылают на бум без поводка, ее не сопровождает дрессировщик; прием усложняют остановкой собаки на буме по команде «стоять!». Преждевременный соскок собаки с бума предупреждают строгой командой «вперед!» и поощрением после прохода по всему буму; при упорных соскоках повторяют прием с самого начала.

Обучение собаки хождению по лестнице проводят на лестницах, имеющих вверху одну или две небольшие площадки с перилами.

Первая лестница -- отлогая, с широкими ступенями, вторая - крутая, типа лестницы на сеновал, на чердак и т. п. Обучение собаки начинают совместным подъемом дрессировщика и собаки на поводке по отлогой лестнице. Движение начинают и сопровождают командой «лестница! вперед!». Подъем на площадку поощряют. Спуск с площадки, более трудный для собаки, дрессировщик обеспечивает тем, что, спускаясь по лестнице впереди собаки, подзывает ее командой «ко мне!». За правильный спуск собаку поощряют.

После образования у собаки навыка охотно идти на лестницу вместе с дрессировщиком начинается приучение ее к самостоятельному движению по лестнице по команде «вперед!». Правильные действия собаки дрессировщик одобряет командой «вперед! хорошо! вперед!».

Некоторые собаки преодолевают лестницу излишне быстро, а при спуске падают. Другие очень неохотно и боязливо спускаются вниз. В первом случае дрессировщик, поднимаясь с собакой по лестнице, придерживает ее поводком: во втором случае - слегка подтягивает за собой собаку, ободряя ее, или, когда собака очень медленно спускается с лестницы одна, начинает отбегать от лестницы, что и вынудит собаку ускорить движение вниз.

В последующем собака по команде «сидеть!» или по жесту усаживается на площадке лестницы.

Полное усвоение собакой подъема и спуска по отлогой лестнице позволяет перейти к работе на крутой лестнице, с чередованием подъема по крутой со спуском по отлогой, подъема по отлогой со спуском по крутой лестнице и т. п. Здесь совершенно необходимы внимательное наблюдение дрессировщика за собакой и оказание помощи ей. Собака, сорвавшаяся хотя бы один раз с лестницы и получившая ушиб, будет долго бояться лестницы и отказываться от работы на ней.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • отсутствие предварительного возбуждения собаки перед препятствием и энергичного посыла на него:
  • принудительное перетаскивание собаки через препятствие;
  • применение строгого, парфорсного ошейника:
  • преждевременный переход на высокое препятствие;
  • отсутствие помощи и «страховки» собаки при соскоках и подъемах на первых занятиях;
  • многократные или непрерывные посылы собаки на преодоление высокого препятствия.

Возвращение на место

Навык необходим для пастушьих и других служебных собак. Желателен для всех охотничьих. Исключается для караульных. Команда «место!».

Навык отрабатывают после усвоения собакой приема укладки. Уложив собаку и оставив около нее свою вещь, дрессировщик отходит от неё на 5-6 шагов и подзывает к себе командой «ко мне!». Исполнение команды поощряет. После короткой выдержки, указывая собаке правой рукой направление первоначального ее места, командуя «место!», легкими подергиваниями поводка возвращает собаку на место, укладывает ее и закрепляет это лакомством и сглаживанием. Повторением команды «ко мне!» достигает возвращения собаки на прежнее место и занятия ею первоначального положения укладки. Периодически дрессировщик подходит к вернувшейся на место собаке и поощряет ее.

Прием совершенствуется увеличением расстояния между собакой и дрессировщиком до 20-30 м с последующим выполнением команды без поводка.

Характерная ошибка дрессировщика

  • обозначение места апортировочным предметом.

Охрана вещи

Навык необходим для служебных собак, кроме упряжных. Владельцы некоторых охотничьих и комнатных собак обучают их этому навыку для бытового использования. Команда «охраняй!».

Дрессировка начинается с обучения собаки не отдавать постороннему хорошо знакомую собаке вещь, предмет, охранять его, например чурку, поводок, сумку дрессировщика и т. п. Привязав собаку и положив на землю немного впереди нее чурку, дрессировщик командует «охраняй!» и отходит на несколько шагов назад. Появившийся помощник дрессировщика («посторонний») подходит к собаке и протягивает руку к чурке или вещи. Собака, естественно, настораживается, огрызается и старается подтянуть чурку или вещь к себе, что и одобряется дрессировщиком возгласами «охраняй! охраняй! хорошо!».

Равнодушную к постороннему человеку собаку помощник дрессировщика начинает злить, замахивается на нее, наносит легкие удары, даст собаке отнять вещь у него, снова дразнит и убегает. Дрессировщик натравливает собаку на помощника, поощряя се активность.

На следующих занятиях дрессировщик уходит в укрытие от собаки и издали наблюдает за ее поведением. К собаке, сразу облаивающей приближающегося помощника, дрессировщик быстро подходит и командует «хорошо! охраняй!».

Дальнейшее усложнение приема состоит в увеличении времени от момента ухода дрессировщика в укрытие до его возвращения, затем попытками помощника отвлечь внимание собаки от вещи предлагаемым и подбрасываемым лакомством; если это удастся, необходимо взять вещь, ударить собаку и убежать. Появившийся из укрытия дрессировщик более строгой интонацией командует собаке «охраняй!» и подкладывает ей другую свою вещь. Активность собаки тут же поощряет лакомством, оглаживанием, разрешая потрепать помощника за рукав.

В следующей стадии дрессировки разнообразят вещи и предметы для охраны (головной убор, сумка, портфель и пр.), меняют места занятий и число помощников («нарушителей»). Предлагая собаке лакомство, помощник подает знакомые ей команды.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • чересчур сильные воздействия помощника на собаку - удары по голове и ушам;
  • равнодушное поведение самого дрессировщика, не помогающего собаке, безучастного к ее активности;
  • общение, разговоры, беседы дрессировщика с помощником («нарушителем») при собаке;
  • преждевременный допуск к охраняемой вещи 2-3-х помощников, пытающихся взять вещь.

Безусловно, все владельцы собак сталкиваются с этим вопросом. Некоторые думают о нём в процессе покупки щенка, некоторые- когда собака уже приносит массу проблем. Тогда отпадает первый вопрос (начинать явно надо было пораньше) и остаётся второй. Чтобы раз и навсегда определиться с курсами и сроками и была написана данная статья.

Когда начинать дрессировку?

Формирование типологических особенностей нервной системы собаки происходит в возрасте 3-7 месяцев. Именно в этот период складываются стереотипы поведения в той или иной ситуации, и именно в этот период наиболее эффективно именно обучать, а не переучивать собаку. Формировать у неё определённый стереотип поведения удобный и подходящий хозяину. С 3-х месяцев ваша собака уже привыкла к улице и вы можете связаться с инструктором по дрессировке, чтобы начать заниматься по той программе, которая будет подходить вам и вашей собаке. Возможно, на обучение вы потратите 6-8 месяцев по программе послушания, но, поверьте, это будет значительно лучше, чем обучение на площадке в группе, тем более, когда собака попадает туда в возрасте 8-9 месяцев. Результаты даже нельзя сравнивать.

Занятия у профессионального инструктора будут доставлять радость и вам, и вашей собаке. Возможно, у вашего любимца откроются масса талантов и способностей, и ваша жизнь будет насыщена интересными событиями, а собака проживёт свою жизнь с целью, а не просто валяясь на диване и гоняя голубей на улице. А теперь конкретнее.

Как правильно дрессировать собаку?

В нашей стране вам и вашей собаки могут предложить пройти как национальные виды дрессировки (ОКД, ЗКС и т.д.), так и международные (IPO, BH). Что же предпочесть? Об этом речь ниже. Сразу оговорюсь, что моего внимания были удостоены наиболее распространённые, и, следовательно, наиболее необходимые курсы по обучению собаки и её владельца.

ОКД (общий курс дрессировки)

Изначально разрабатывался как военно- прикладной норматив для нужд советской армии. Содержит как команды общего послушания, необходимые в городских условиях (ко мне, рядом, сидеть, лежать), так и специальные (апортировка, преодоление препятствий). Основной курс, предлагаемый на площадках. В нормативе не проверяются умение собаки исполнять команды в стандартных городских условиях. Это минус. Не совсем здоровая ситуация на дрессировочных площадках и отсутствие необходимых знаний у дрессировщиков приводит к тому, что человек, пройдя со своей собакой курс ОКД и даже получив диплом 1 степени, практически не умеет управлять своей собакой ни на площадке, ни тем более в городе. Но это уже проблема наших площадок и инструкторов, а не норматива. Итак, ОКД - неплохой норматив, но следует уделить особое внимание управлению собаки в городе. Стоит выбрать если вашей собаке необходимы рабочие сертификаты для вязок или участия в выставках, или необходима управляемая собака. Выступление на соревнованиях возможно только в пределах страны.

ЗКС (защитно- караульная служба)

Также военно-прикладной норматив, собака обучается выборке чужой вещи, охране вещи, отказу от корма, задержанию, зашите дрессировщика, проверяется отношение к выстрелу. Если вы выбрали именно этот норматив, то не следует записываться в группу, так как:

1. В группе собака может работать на задержание, чувствуя поддержку стаи и поддаваясь общему хаосу, и вы не когда не узнаете её поведение при встрече с опасностью лоб в лоб.

2. Собака перегревается, и в дальнейших тренировках может отказаться работать, так как в течении долгого времени (1,5 -2 часа) она находится в состоянии напряжения и стресса. Это ещё никому не помогало. Многие качества, которыми собака обладала на начальном этапе (например хватка, спокойная уверенная борьба с фигурантом), могут быть потеряны.

3. В группах очень мало внимания уделяют вашей собаке, а точнее её индивидуальным особенностям, и все действия дрессировщика в целях экономии времени рассчитаны на определённый шаблон. Будет лучше, если по этому нормативу вы со своей собакой будите работать индивидуально, поработав после сдачи норматива над ситуативной дрессировкой.

Внимание! Если у вашей собаки имеется ярко выраженная пассивно-оборонительная реакция (говоря человеческими словами, она у вас боится шума, новых предметов, посторонних людей и недоверчиво ведёт себя с посторонними), лучше ещё раз проконсультироваться с инструктором перед тем, как начать заниматься ЗКС , как, в принципе, и любым защитным нормативом. Против генетики не пойдёшь, а вот заполучить социально опасную собака можно в два счёта. И даже если у вас собака служебной породы. А тем более бесполезно заниматься защитной деятельностью с породами собак, у которых отсутствует активно-оборонительная реакция (защитный инстинкт), такими, как, например, лабрадор, бернский зенненхунд или колли. Очень печально видеть на некоторых площадках этих бедных животных, которые не понимают, чего от них хотят их хозяева. Дрессировщиков же, по-видимому, интересует только коммерческий аспект, что, в общем-то, не в их пользу.

Итак, этот норматив стоит выбрать, если необходимы рабочие дипломы, нужна защитная собака (при условии индивидуальных занятий и использовании ситуативной дрессировки). Выступление на соревнованиях возможно только в пределах страны.

УГС (управляемая городская собака)

По всей видимости, это аналог ВН (смотри ниже): минимум команд- максимум управляемости. В идеале, если бы этот норматив проходили все собаки, живущие в городе (от пуделя до мастифа), особенно те собаки, для которых ОКД и ЗКС или IPO невозможно, да и ненужно. Стоит выбрать, если нужна управляемая городская собака.

ЗГС (защитная городская собака)

По всей видимости, это защитный норматив, наиболее приближенный к городским условиям (к сожалению, данные по предыдущим двум нормативам нигде не прописаны, и поэтому рассказываю только то, что видела сама). Собака работает на фигуранта в костюме, а не в руку (как ЗКС или IPO). О плюсах и минусах данной работы отдельный разговор. Работа одной собаки с несколькими "злоумышленниками". Стоит выбрать этот курс, если нужна защитная собака, вы хотите участвовать в соревнованиях по "русскому рингу" . Особое внимание стоит уделить управлению собаки на защите и её социализации.

IPO (международный порядок испытания собак)

Включает в себя три раздела: след, послушание, защита. Сложный норматив, рассчитанный на I -2 года тренировок в зависимости от собаки и целей поставленных владельцем (сдача норматива или выступление на соревнованиях). Можно с уверенностью сказать, что не каждой собаке IPO под силу . Те некоторые люди, которые думают что IPO- это "игрушечный" спорт, очень сильно заблуждаются. Данный норматив имеет, пожалуй, самую лучшую научную проработку.

Стоит выбрать его, если способности вашей собаки выше среднего, необходимы дипломы, нужна хорошо управляемая защитная собака, хотите выступать на Российских и Международных соревнованиях. В случае, если вам нужна удобная собака для содержании в городе или реальная защитная собака, то этот курс также полностью подходит. Но тогда особое внимание нужно уделить управлению и защите в условиях города (ситуативная дрессировка).

SchH (защитная собака, немецкий норматив по дрессировки)

Является практически идентичным IPO. Соответственно, то, что написано выше, относится и к нему.

ВН (собака-компаньон)

Немецкий норматив по послушанию. Есть: команды общего послушания ("ко мне", "рядом", "сидеть", "лежать"). Нет: барьеров, апортировки. Идеальный норматив для обучения собаки, живущей в городе, так как в проверку входит как управление собакой на площадке, так и управление в условиях города. Стоит выбрать: учитывая вышесказанное, дипломы котируются, но не являются необходимыми для допуска в разведение, являются как бы проходными, так как предполагается, что после сдачи этого норматива последует сдача SchH или IРО.

Подводя итоги, можно сказать следующее: каждый из этих нормативов имеет право на жизнь. Каждый из этих нормативов соответствует одной наиболее важной задаче: максимально удобная для жизни собака. Результат тренировок будет напрямую зависеть от вашей собаки, вас и вашего инструктора по дрессировке. Желаю удачи вам и вашей собаке в этом нелёгком, но, безусловно, интересном процессе -дрессировка.

Аджилити

Сначала хочется рассказать о таком замечательном спорте с собакой, как аджилити . Это вид спорта получил очень широкое распространение по всему миру. Многие люди занимаются им со своей собакой, реализуя тем самым её и свою потребность в движении и общении. Если не ставить перед собой очень высокие цели, то для занятий подойдёт любая собака любой породы, любящая активную жизнь. По своему опыту знаю, что в реальной жизни занятие аджилити помогают найти общий язык со своей собакой, а также улучшить ее управляемость. Вкратце об аджилити можно сказать следующее: это преодоление препятствий на скорость, максимально чисто (т.е без нарушений последовательности установленной судьёй, не сбивая снаряды и касаясь штрафные зоны). В аджилити все собаки подразделяются на 3 ростовых категории малая (S, до 34,99 см. в холке), средняя (М, от 35 до 42,99 см.) и большая (L, от 43 см.). В аджилити существуют следующие разновидности трасс: классическая и джампинг (трасса с различными барьерами, без зон остановки). Как и в каждом спорте, здесь есть свои фавориты. По статистике, наиболее перспективными породами собак являются: бордер колли, шелти, шпицы, бельгийские овчарки и пуделя , но на чемпионатах можно встретить собаку любой породы: и шнауцеров всех разновидностей, и охотников, и терьеров.

По аджилити проводятся соревнования различного уровня: чемпионаты России, рейтинговые, а также чемпионаты мира. В последнее время наша страна является лидирующей в данном виде спорта. На чемпионатах мира наши собаки занимают первые места, что очень приятно. Очень часто курс аджилити предлагают на многих площадках, пройдя его, вам предложат войти в команду (если ваша собака перспективная,) либо продолжить "ради удовольствия". Помниться на одной площадки в течении несколько лет занимался владелец со свои алабаем. Оба были довольны...

Обидиенс

Международный норматив по послушанию собак. Особенность его состоит в том, что во время соревнований сразу несколько собак участвуют в данном процессе. Наблюдать соревнования очень интересно, так как есть возможность сравнивать в реальном времени, какая из собак лучше выполнила то или иное упражнение. Имеет очень большую популярность в Европе и Америке. На многих специализированных выставках параллельно проводятся соревнования по обидиенс . Безусловно, норматив прежде всего расчитан на собак компаньонов. В России в данное время проводятся два чемпионата в год. В отличии от аджилити, где наши собаки соответствуют мировому уровню, уровень подготовки по обидиенс пока оставляет желать лучшего.

Мондьёринг

Испытания по "мировому" рингу. Сочетает в себе элементы французского и бельгийского ринга. Навыки собаки проверяются в нестандартных ситуациях: движение рядом, когда проводник катит впереди себя коляску, охрана вещи, в то время, как "вещью" является маленькая девочка и т.д.. Таких примочек в этом спорте очень много. От этого он становится очень интересным, ну и, естественно, сложным. Основные фавориты: малинуа, но есть и американские бульдоги, и стаффорды, и кане корсо . В России отсутствует. Есть люди, которые что-то пытаются сделать, но то, что у них получается, не всегда выглядит мондьёрингом .

Флайбол

Смысл этого спорта сводится к тому, что собаке самостоятельно нужно преодолеть несколько барьеров, затем нажать на педаль ящика, из которого выстреливает теннисный мяч. Поймав мяч, собака должна вернуться к хозяину, естественно, опять преодолевая барьеры. Это очень динамичный спорт, для скоростных, ловких собак. Смотреть его- одно удовольствие. В середине 90-х годов я наблюдала несколько собак, подготовленных по программе флайбол . В данное время я затрудняюсь ответить на вопрос, есть ли в России флайбол, я его пока не видела.

FH

Немецкий норматив по усложнёной следовой работе. Содержит две ступени: FH I и FH 2. На соревнования допускаются собаки, сдавшие IPO I, или ВН. В основном в FH участвуют немецкие овчарки, бельгийские овчарки, но есть и ротвейлеры и доберманы. След в FH очень сложен, и поэтому собаки, выигрывающие на чемпионатах мира по этому спорту, очень известны и уважаемы. В России в октябре прошёл первый чемпионат по FH.

Weigth Pulling (Вейтпуллинг)

Соревнования по перетаскиванию грузов среди собак. Родина- Америка, и как следствие- самые большие достижения в этой стране. Очень азартный спорт. Хорошая альтернатива для использования питбультерьеров в легальном виде спорта (в Америке очень сильны преследования людей, занимающихся матчами). Основные фавориты: американские питбультерьеры, американские стаффорды и американские бульдоги . Суть: передвинуть телегу с наложенным грузом за минимальное время. Взятый вес делится на вес собаки, результат- в какое количество раз он превысил собственный вес пса. Рекордсмен – питбуль, взявший 2000 кг при собственном весе 25 кг. Также существуют утверждённые правила, в которых собаки распределяются по весовым категориям, присуждаются очки за каждое выигранное соревнование. Собака может получить чемпионский титул по данному спорту. Соревнования проводятся как с использованием телеги на рельсах, так и волоком (в зимнее время). Зимой соревнования проводятся среди северных ездовых собак (хаски, маламуты), результаты также очень впечатляющие. Проводятся чемпионаты мира. В России также устраиваются соревнования, уровень собак и подготовки ещё не очень хороший, но главное- начало положено.

© 2008-2011 Евтеева Анна

Для начала поговорим о понятии «дрессировка», что это такое? Дрессировкой называют обучение собаки командам, которые будут выполняться ею в любых условиях при соответствующем знаке хозяина. В процессе обучения выполнение команд закрепляется у собаки как условный рефлекс, что позволяет владельцу контролировать поведение собаки как во время ее нахождения дома, так и во время прогулок.

Дрессировка – это залог безопасности окружающих и самой собаки. Дрессированная собака не побежит за мячом или кошкой и случайно не попадет под машину, не подберет лежащую на земле пищу, не убежит от хозяина и, конечно, не побеспокоит проходящего мимо человека.

Грамотная и надежная дрессировка – это довольно сложный процесс, так как цель дрессировки – не просто показать собаке, как давать лапу, а научить ее беспрекословно выполнять команды и задачи хозяина, привить ей нормы и правила поведения, а также развить и укрепить ее навыки. Поэтому, даже если вы уже опытный собаковод, дрессировать собаку рекомендуется с привлечением профессионала.

Как правило, такой процесс дрессировки строится 4-мя способами:

    Специалист на время забирает собаку и дрессирует ее на своей территории.

    Специалист приходит к вам и дрессирует собаку 2-3 раза в неделю.

    Специалист объясняет вам теоретическую и практическую части, а потом вы сами дрессируете собаку под его присмотром.

    Вы со своей собакой занимаетесь на специальной, выделенной для дрессировки площадке под присмотром инструктора.

Хозяин собаки выбирает максимально удобный для него способ дрессировки, однако самым успешным является третий способ , когда инструктор сначала работает с хозяином собаки, а затем уже сам хозяин собаки дрессирует своего питомца под присмотром профессионала. Почему этот способ эффективнее остальных? Дело в том, что для успешной дрессировки очень важен контакт «хозяин-собака». Способ №3 подразумевает, что уже проинформированный обо всех тонкостях дрессировки хозяин сам работает со своей собакой, и собака воспринимает его как бесспорного лидера. Альтернатива такому обучению – способ №4 – занятия на дрессировочной площадке. Этот способ также эффективен, однако в отличие от третьего он носит групповой, а не индивидуальный характер.

При первом же способе дрессировки нередко случается так: вам возвращают идеально обученную собаку, которая знает и выполняет все команды, но … слушаться хозяина она отказывается! Дело в том, что в процессе дрессировки собака начинает воспринимать инструктора как лидера, она привыкает к его уверенным командам, к его жестам, к взаимодействию с ним, а с вами взаимопонимание еще не выстроено, вам только предстоит налаживать контакт.

Второй способ дрессировки может не увенчаться успехом, так как собаке приходится работать с двумя и более людьми. Несколько дней в неделю собаку обучает дрессировщик, в остальное время с ней занимается хозяин. К сожалению, нередко то, что успевает вложить в собаку дрессировщик, благополучно разрушается неопытностью хозяина, т.е. создается эффект антидрессировки.

Обычно процесс дрессировки занимает примерно 4 месяца. Кому-то этот срок может показаться немаленьким, однако что такое 4 месяца, когда речь идет об основах правильного поведения собаки на протяжении всей ее жизни?

Нередко можно услышать, что залогом качественной дрессировки является соблюдение правила трех «П» – постоянство, постепенность, последовательность .

    Постоянство подразумевает регулярные тренировки, которые гармонично чередуются с играми, прогулкой и временем на отдых. Границы между этими занятиями не должны быть слишком явными, лучше, если собака будет воспринимать тренировки как увлекательное занятие, приятную часть своего дня. Не забывайте чередовать более интенсивный режим тренировки с более длительным отдыхом – и наоборот. Не допускайте, чтобы собака переутомлялась, а ее внимание рассеивалось: собаке нужно быть внимательной и энергичной, чтобы в любое время выполнить вашу команду. Желательно тренироваться в разное время и по возможности в разных местах, чтобы процесс дрессировки не стал рутинным и не утратил свою эффективность.

    Под постепенностью подразумевается порядок тренировок и степень нагрузки на обучаемую собаку. Во время дрессировки собаку нельзя перегружать ни на физическом, ни на нервно-психическом уровне. Помните, лучше сократить программу дрессировки, чем переутомить собаку, так как такое обучение не будет эффективным. Если вы видите, что ваша собака устала, перестала концентрироваться на ваших действиях и выполняет команды с неохотой, дайте ей отдохнуть, поиграйте с ней или позвольте ей поиграть с другими собаками. Нельзя наказывать собаку, если она устала или чего-то испугалась и это помешало ей выполнить команды.

    Последовательность подразумевает плавный план отработки навыков в соответствии с их сложностью. То есть на протяжении всего обучения необходимо двигаться от простого к сложному, ни в коем случае не в обратном порядке. Требования к питомцу и сложность команд должны повышаться постепенно. Также к этому правилу можно отнести цепочку «успешное выполнение команды – поощрение». Если вы отрабатываете сложные приемы, сначала научите собаку выполнять составляющие части таких приемов. Работайте над сложными приемами последовательно: переходите к следующему только когда закреплен предыдущий.

Правило трех «П» не только сделает ваши тренировки более эффективными и не позволит переутомить собаку, но и поможет вам и питомцу настроиться на волну полного взаимопонимания и отличного контакта.

Методы дрессировки

Основными методами являются механический, контрастный, подражательный, пищевой, игровой и прочие методы.

    Механический метод дрессировки , конечно же, подразумевает механическое воздействие на собаку в процессе обучения ее командам. К примеру, когда вы учите собаку ходить рядом, вы воздействуете на нее поводком, резко притягивая к левой ноге.

    Контрастным методом называют знакомый всем метод «кнута и пряника», т.е. чередование приятного и неприятного воздействия. Например, собаку можно подвести к выполнению требуемого действия оказывая на нее некомфортное давление, как только собака выполнила заданную команду, ее необходимо похвалить и угостить лакомством.

    Подражательный метод является довольно эффективным, он основан на подражании вашей собаки действиям человека, группы людей, другой собаки или группы собак.

    Пищевой метод базируется на сильной мотивации: собака испытывает легкое чувство голода и выполняет различные, в том числе, довольно сложные команды, чтобы получить лакомство.

    Игровой метод - это, пожалуй, самый любимый собаками метод, который позволяет обучить их выполнению команд посредством имитации обычной игры. К примеру, игровой метод заложен в основу обучения собак преодолению препятствий и др.

Есть и другие методы обучения собак, при желании вы можете ознакомиться с ними более подробно, приступая к дрессировке вашего питомца. Необходимо учесть, что в процессе дрессировки вам понадобятся различные атрибуты, такие как поводок, намордник, обруч, игрушки для собак и т.д.

Усвоенными считаются те навыки, которые безусловно выполняются собакой вне зависимости от ситуации и местонахождения.

Приступая к дрессировке, учитывайте, что это серьезный процесс, требующий ответственного и внимательного подхода. Вам предстоит наладить контакт с собакой и показать ей, что вы являетесь не просто другом, но и лидером, и что она должна выполнять ваши команды. Именно от вашего умения, ответственности и терпения зависит то, как усвоит команды собака.

Не забывайте, что успех ученика зависит от профессионализма учителя, и будьте лучшим наставником для своего питомца!

Животный мир вплотную соседствует с миром людей. Иногда это просто существование в различных плоскостях. Например, мы же знаем о том, что в лесах живут медведи и волки, а в тропиках - слоны и жирафы, но тесного контакта с ними не имеем. Максимум появляется возможность контактировать с ними визуально и еще реже тактильно в цирках и зоопарках.

В других случаях мы взаимодействуем вплотную с домашними животными: с теми, что живут в квартирах, и теми, что за городом.

Любые животные, в некоторых случаях даже дикие, во многом зависят от человека. Именно поэтому распространены профессии, связанные с братьями нашими меньшими.

Теория и практика в мире животных

Среди огромного количества специальностей, которые связаны с миром животных, можно выделить следующие основные направления деятельности: теоретические и практические.

Теоретиков работы с животным миром можно объединить в одно понятие - зоологи. В частности это профессии, связанные с природой и живыми существами, граничащие с биологией. Теоретиками рассматриваются вопросы от видовой и типовой принадлежности организма до его строения, их среды обитания и их взаимодействия друг с другом. К ним относятся:

  • Орнитологи.
  • Энтомологи.
  • Палеонтологи.
  • Ихтиологи.
  • Герпетологи.
  • Серпентологи.

Практики работают непосредственно с дикими зверями и питомцами, взаимодействуют с ними. Практические профессии, связанные с животными (список профессий довольно велик), можно также разделить на основные группы.

Здоровье животных

Самое главное как в жизни людей, так и в жизни животных - здоровье. Исходя из этого, важными специальностями являются:

  • Ветеринар.

Занимается профилактической и лечебной работой. Также выполняет хирургически операции, в том числе и экстренные. Ветеринар берет анализы, проводит обследования на соответствующей аппаратуре, ставит прививки и стерилизует своих четвероногих пациентов. Также он занимается стоматологическими проблемами и принимает роды. Помимо прямой медицинской деятельности, ветеринар может заниматься уходом за животными - стрижкой когтей, чисткой зубов.

  • Зоопсихолог.

Отвечает за психическое и психологическое здоровье своих подопечных. Изучает повадки, поведение, эмоции, реакции. Специализируется на работе со страхами животных, выравнивает неадекватное поведение, купирует стрессы и даже депрессии представителей фауны.

Обучение и воспитание животных

Допустим, мы позаботились о здоровье. Возникает вопрос: какие есть профессии, связанные с животными, направленные на воспитание и обучение?

  • Кинолог.

Работает с собаками. Воспитывает служебных псов, которые работают в правоохранительных органах, в боевых точках и на задержании опасных преступников. Также этих собак обучают поиску людей и опасных предметов. Они работают с поисковиками и при угрозе терроризма. Помимо служебных, кинолог обучает собак-поводырей, которые являются «глазами» невидящих людей. Кинолог проводит курсы обязательной дрессировки для собак всех пород, а также готовит животных к выставкам и соревнованиям.

  • Дрессировщик.

Специальность схожая с кинологом, но с более широким охватом и различными видами животных как домашних, так и диких. Дрессировщик работает с животными в цирке, зоопарке, на киносъемках.

Уход за животными

Каждое животное нуждается в уходе. Для этого необходимы профессии, связанные с заботой о животных.

  • Грумеры.

Современная специальность. Включает в себя несколько специализаций, которые раньше были разделены. В обязанности грумера входит наблюдение за внешним видом домашнего животного. Их задача - приведение любимца в порядок: стрижка шерсти, мойка, стрижка когтей, чистка зубов. Также у собачьего стилиста можно получить совет по уходу и содержанию своего хвостатого друга.

  • Аквариумисты.

Название говорит само за себя. Это специалисты по работе с аквариумами, их содержимым и непосредственно обитателями аквариумов.

Уникальная профессия - анималотерапевты

Профессии, связанные с животными, включают в свои ряды не только работу непосредственно с братьями нашими меньшими, но и одно несколько отличающееся направление - анималотерапию (зоотерапию). Анималотерапевты работают с людьми, имеющими серьезные физические и психические отклонения. Они проводят профилактику и лечение с участием животных.

Широко известны такие методы как:

  • Иппотерапия - лечение с помощью лошадей. Основной уклон работы - пациенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата. А также такое лечение используется при восстановлении последствий черепно-мозговых травм и для улучшения мозгового кровообращения.
  • Канистерапия - лечение с помощью собак. Чаще всего собаки помогают маленьким пациентам с врожденными патологиями нервной и двигательной системы.
  • Фелинотерапия - лечение с помощью кошек. Практикуется с пациентами с нарушениями психоэмоционального состояния, нервными заболеваниями и заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
  • Дельфинотерапия - целенаправленное лечение приобретенных и врожденных заболеваний нервной системы у взрослых и детей.

Профессии всякие нужны, профессии всякие важны

Выделив основные профессии, связанные с животными, нужно остановиться и на некоторых других. Они менее популярны, но не менее важны для братьев наших меньших.

  • Зоотехники, фермеры, конюхи.

Это люди, которые трудятся на зоофермах и в животноводческой промышленности. Их работа не заметна обычному человеку, но их вклад в жизнь животных бесспорно ощутим.

  • Продавцы-консультанты зоосалонов и ветеринарных аптек.

Люди с опытом и массивом знаний в своем деле. От их советов и консультаций во многом зависит комфорт и даже здоровье питомцев-любимцев.

  • Хэндлеры.

Помощники кинологов. Это узконаправленные специалисты. Их задача - готовить животное к выставке или соревнованиям.

Безусловно, все профессии, связанные с животными, и каждая по отдельности важны, и без того или иного специалиста достаточно сложно обойтись.

Самое главное, что характеризует всех людей, работающих с животными и для животных, доброжелательность, сострадание, уверенность в своих силах и умение быстро реагировать даже в самых нестандартных ситуациях.

Профессии, связанные с природой и животными, требуют большой ответственности.

Как понять, что дрессировщик собак хороший? Знаете ли Вы, что есть не только профессиональные инструкторы, но и те люди, для которых воспитание собак значит только способ зарабатывания денег? Понятия «управляемая городская собака», «коррекция поведения», «общий курс дрессировки» стали очень популярными в последние годы. Организации, называющиеся школа для собак, растут как грибы. Не удивительно, ведь профессия инструктор по дрессировке животных не поддерживается государством. Не существует государственной специальности, которая бы называлась «дрессировщик собак». Каждый может назвать себя дрессировщиком. Зная это, Вы должны еще более серьезно отнестись к выбору тренера. Помните, что методы воспитания, которые применяет специалист по дрессировке, воздействуют не только на поведение Вашего питомца. Воспитание собак влияет на доверие четвероного друга к хозяину, сегодня и в будущем. Прежде чем Вы начнете искать дрессировщика, нужно точно понять, какой результат от занятий Вы ожидаете. Хотите ли Вы воспитать собаку для семьи, Вам нужен надежный охранник или Вы мечтаете о компаньоне для занятий спортом на свежем воздухе? Дрессировщик, который преимущественно воспитывает собак мелких пород вряд ли подойдет для обучения Вашего алабая защитной службе. Как только Вы выбрали инструктора, в первую очередь обратите внимание, как ведет себя его собственная собака, и как он с ней общается. Подчиняется ли ему пес без применения силы? Если дрессировщик собак кричит на своего питомца, он будет поступать так же и с Вашим. Если его собственная собака постоянно запрыгивает на него или пристает к прохожим, такой тренер абсолютно точно не сможет объяснить Вам, как избавить от подобного поведения Вашего любимца! Чтобы избежать разочарования, задайте себе и Вашему будущему тренеру несколько вопросов: Образование Спросите, кто и где обучал Вашего дрессировщика собак? Три семинара по выходным или четырехнедельные курсы недостаточны, чтобы заниматься таким ответственным делом. Это должно быть минимум 6-ти месячное обучение в известной школе у мастер-тренера. Опыт работы Как долго инструктор работает в этой области? Имеется в виду именно профессиональное воспитание собак, а не любительские занятия с собственным домашним любимцем. Спросите у него, сколько собак он уже обучил, и какие они показывают результаты. Отзывы о работе Может ли Ваш дрессировщик предъявить рекомендации профессионалов или других владельцев собак? Это могут быть письма с благодарными отзывами или референции заводчиков и ветеринарных врачей. Также публикации, съемки в телепередачах, сотрудничество с питомниками и приютами могут служить рекомендацией. Понаблюдайте за процессом работы Попросите показать Вам видеозаписи, снятые во время его уроков. Спросите, могут ли все члены семьи свободно присутствовать на занятиях? Если нет, немедленно попрощайтесь с ним. Обратите внимание, как реагирует тренер, когда у собаки что-то не получается. Как он ведет себя по отношению к хозяевам. Дрессировщика собак, который грубит, находится в плохом настроении, недружелюбен, лучше сразу вычеркнуть. Методы воспитания собак Серьезные тренеры собак отличаются применением гуманных методов работы и добрым отношением к животным. Они знают, что брутальные способы могут негативно сказаться на результате обучения. Профессионалы владеют несколькими методами дрессировки и могут ими варьировать. То, что работает применительно к одному питомцу, может не действовать на другого. Только опытный дрессировщик собак может сразу найти правильный подход по темпераменту и общим характеристикам Вашего четвероного друга. Оборудование Обратите внимание, какое оборудование инструктор применяет на занятии. Если у него всегда наготове плетка, элекроошейник или строгач, это должно Вас насторожить. Эти предметы используют на занятиях защитным курсом, где вырабатываются навыки обороны и нападения. В работе с начинающими питомцами или собаками декоративных пород такое оборудование применяться не должно. Способы воспитания, которые причиняют животным боль, вводят их в состояние стресса или калечат физически, абсолютно неприемлемы! Такую школу для собак нужно немедленно покинуть! Способность к коммуникации Работа дрессировщика собак состоит в том, чтобы научить владельца управлять своим питомцем. Обратите внимание, насколько понятно он дает объяснения, вежлив ли он. Тренер должен делать так, чтобы занятия были в радость для Вас и Вашего любимца. Он должен проявлять уважение и симпатию. Хороший специалист объясняет и анализирует поведение собаки, дает рекомендации, исходя из ее индивидуальных особенностей. Есть ли гарантии? Спокойно спросите у тренера собак, гарантирует ли он конкретный результат дрессировки. Помните, что существование такой гарантии не соответствует реальности! Хороший инструктор ответит Вам, что на основании того, что он будет применять эффективные методы, можно гарантировать, что занятиями Вы будете довольны. Возможно, он при этом добавит, что решающую роль в успехе играют Ваша мотивация и прилежное выполнение домашних заданий. Порция юмора Дрессировка собак безусловно требует дисциплины, но этот процесс обязательно должен приносить его участникам удовольствие! Немного юмора и добрая улыбка придают уроку освежающую нотку. Альфа-статус Доминантность, иерархия и альфа-статус, конечно, существуют, но не надо считать их первопричиной всего на свете, как думают некоторые. Большинство проблем с поведением не имеют ничего общего с этими определениями. Как правило, виной тому является непоследовательная дрессировка собак, недостаток общения и отсутствие должного внимания. Не работайте с инструкторами, которые говорят: «Вам достаточно только объяснить ему/ей, кто хозяин в доме». Ничего страшного, если собака спит на Вашем диване. Это никак не навредит ни ей, ни Вам (если только конечно Вас не беспокоит шерсть). Любовь к животным и своему делу Если Вы найдете дрессировщика собак с этими важными качествами, Вы это поймете сразу. Радость от общения с братьями нашими меньшими заставляет его глаза гореть. Ваш внутренний голос скажет Вам – это ОН! Важное замечание: хорошего тренера собака примет с первой минуты встречи!